Домой Лекарства Комплексная педиатрическая оценка состояния здоровья ребенка. Комплексная оценка состояния здоровья детей

Комплексная педиатрическая оценка состояния здоровья ребенка. Комплексная оценка состояния здоровья детей

Основным показателем эффективности мероприятий по охране здоровья детей является уровень здоровья каждого ребенка.

Здоровье — это не только отсутствие болезней и повреждений, но и гармоничное физическое и нервно-психическое развитие, нормальное функционирование всех органов и систем, отсутствие заболеваний, достаточная способность адаптироваться к непривычным условиям среды, резистентность к неблагоприятным воздействиям.

Состояние здоровья ребенка исследуется с помощью основных критериев, определяемых во время каждого профилактического осмотра декретированных возрастов. Учитываются следующие признаки:

1. Отклонения в анте-, интра-, ранний постнатальный периоды.

2. Уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития.

3. Функциональное состояние основных органов и систем.

4. Резистентность и реактивность организма.

5. Наличие или отсутствие хронической (в том числе врожденной) патологии.

Комплексная оценка позволяет формировать группы, объединяющие детей с одинаковым состоянием здоровья, с учетом всех вышеупомянутых показателей.

I группа — здоровые дети с нормальными показателями функционального развития всех систем, которые редко болеют (до 3 раз в год) с нормальным физическим и нервно-психическим развитием, не имеющие существенных отклонений в анамнезе.

II группа — группа риска:

подгруппа А — дети с факторами риска по данным биологического и социального анамнеза;

подгруппа Б — дети, имеющие функциональные отклонения, с начальными изменениями в физическом и нервно-психическом развитии, которые часто болеют, но не имеют хронических заболеваний.

III, IV и V группы — дети с хроническими заболеваниями:

III группа — состояние компенсации: редкие обострения хронических заболеваний, редкие острые заболевания, нормальный уровень функций организма;

IV группа — состояние субкомпенсации: частые (3-4 раза в год) обострения хронических заболеваний, частые острые заболевания (4 раза в год и более), ухудшение функционального состояния различных систем организма;

В группа — состояние декомпенсации: значительные функциональные отклонения (патологические изменения организма; частые тяжелые обострения хронических заболеваний, частые острые заболевания, уровень физического и нервно-психического развития соответствует возрасту или отстает от него).

Комплексная оценка состояния здоровья ребенка проводят при первичном посещении ребенка после выписки ее из роддома, чтобы получить представление об исходном уровне состояния здоровья. В дальнейшем оценку состояния здоровья детей 1-го и 2-го годов жизни проводят ежеквартально, детей 3-го года — в конце каждого полугодия. При нескольких диагнозах группу здоровья устанавливают с основным заболеванием. В процессе наблюдения за ребенком группа здоровья может меняться в зависимости от динамики уровня состояния здоровья.

Дети I группы здоровья должны наблюдаться в обычные сроки, установленные для профилактических осмотров здоровых. Для них проводят профилактические, воспитательные и общеоздоровительные мероприятия.

Дети II группы здоровья заслуживают более пристального внимания педиатров, так как профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия могут способствовать переходу детей этой группы в I группу. Детей этой группы наблюдают и оздоравливают по индивидуальному плану, который составляется в соответствии со степенью риска формирования хронической патологии, выраженности функциональных отклонений и степени резистентности.

Дети III, IV и V групп находятся под наблюдением педиатров и специалистов в соответствии с «Методическими рекомендациями по проведению диспансеризации детского населения» и должны получать необходимое лечение в зависимости от наличия той или иной патологии.

Комплексная оценка состояния здоровья детей включает:

Оценку уровня здоровья ребенка по определенным критериям;

Определение группы здоровья;

Факторы, влияющие на здоровье ребенка, делятся на две группы: 1) определяющие (или обусловливающие) здоровье; 2) характеризующие здоровье. К первой группе относят генеалогический, биологический и социальный факторы, ко второй - физическое и нервно-психическое развитие, уровень функционального состояния организма, резистентность к инфекциям, наличие или отсутствие хронических заболеваний или пороков развития.

Первая составляющая здоровья - наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе, включает генеалогический, биологический, социальный анамнез.

В выявлении онтогенетических отклонений важное место отводится генеалогическому анамнезу (составление родословной семьи данного ребенка). Важно, чтобы женщина и мужчина были обследованы в медико-генетическом учреждении.

Биологический анамнез (перинатальный онтогенез): необходимо тщательно собрать сведения об анте-, интра- и постнатальном периодах жизни ребенка и факторах, неблагоприятно влияющих на их течение.

Социальный анамнез (состав семьи, образование родителей, бюджет и бытовые условия, психологические установки семьи) собирается с целью определения условий, особенно влияющих на нервно-психическое развитие ребенка.

Вторая составляющая здоровья - уровень физического развития: определяется контролем за физическим развитием. Физическое развитие ребенка (особенно раннего возраста) - очень чувствительный признак состояния здоровья, довольно быстро меняющийся под влиянием различных условий. Признаки физического развития зависят как от унаследованных особенностей, так и от сложного комплекса социальных условий (см. Физическое развитие).

Третья составляющая здоровья - уровень нервно-психического развития - имеет большое значение, так как от нее зависит развитие высшей нервной системы. Общий уровень нервно-психического развития ребенка характеризуется уровнем отдельных психических функций, что отражает степень созревания ЦНС. При оценке общего уровня нервно-психического развития детей в возрасте до 3 лет следует руководствоваться общепринятыми показателями нормального уровня по основным линиям нервно-психического развития, среди которых выделены значимые и информативные показатели каждой из них (см. Нервно-психическое развитие).

У детей раннего возраста оценивают также показатели поведения и настроения. Показатели поведения включают настроение (бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое); засыпание (медленное, спокойное, быстрое, неспокойное); сон (глубокий, спокойный, неспокойный, по длительности - нормальный, короче, длиннее); аппетит (хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение к пище); характер бодрствования (активный, пассивный, переменно активный); индивидуальные особенности (контактен, застенчив, обидчив, легко утомляем, агрессивен, инициативен и др.).

При оценке настроения отмечают следующие его особенности: 1) бодрое, жизнерадостное: положительное отношение к окружающему (процессам), с интересом активно играет, дружелюбен, реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающими; 2) спокойное: положительно относится к окружающему, спокоен, активен, реакции менее эмоционально окрашены, мало проявляет чувство радости, меньше контактирует по своей инициативе с окружающими; 3) раздражительное, возбужденное: неадекватно относится к окружающему. Может быть бездеятелен или деятельность его неустойчива, наблюдаются эффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик; 4) подавленное настроение: вял, бездеятелен, пассивен, неконтактен, уходит от конфликтов, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго; 5) неустойчивое настроение: может быть весел, смеяться и быстро заплакать, вступать в конфликты и быть замкнутым, довольно быстро переходит от одного настроения к другому.

Четвертая составляющая здоровья - функциональное состояние органов и их систем. Уровень функционального состояния организма определяют по частоте сердечных сокращений и дыхания, артериальному давлению, лабораторным данным. Полный анализ клинического, лабораторного и инструментального исследования позволяет объективно оценить состояние здоровья ребенка.

Пятая составляющая здоровья - степень резистентности организма к неблагоприятным воздействиям, которая проявляется в подверженности заболеваниям. Отсутствие (ни разу не болевшие в течение года - индекс здоровья) или редкие (эпизодически болеющие 1-2-3 раза в течение года) острые заболевания свидетельствуют о хорошей резистентности, частая заболеваемость (4 раза и более в течение года) - об ухудшенной или плохой.

Шестая составляющая здоровья - наличие или отсутствие хронических заболеваний. Выявляется педиатром во время каждого планового осмотра, а также врачами-специалистами в случаях необходимости и в определенные сроки, установленные действующими рекомендациями по диспансеризации детского населения.

Все составляющие тесно взаимосвязаны и позволяют дать качественную оценку здоровья ребенка с определением группы здоровья. Принято выделять 5 групп здоровья (табл. 9).

К Iгруппе здоровья относят здоровых детей с нормальными показателями функционального состояния органов и систем, редко болеющих, с нормальным физическим и нервно-психическим развитием, без отклонений в анамнезе, не имеющих хронических заболеваний.

II группа здоровья - здоровые дети, но уже имеющие те или иные функциональные отклонения, начальные изменения в физическом и нервно-психическом развитии, с неблагополучным анамнезом, часто болеющие, но без симптомов хронических заболеваний. Детей раннего возраста, которые имеют лишь факторы риска в онтогенезе, выделяют в группу IIA. Основные причины, по которым здоровых детей раннего возраста относят ко II группе здоровья: 1) отклонения в физическом развитии (отставание массы тела от роста или превышение в пределах 1,1-25); 2) отставание нервно-психического развития не более чем на 1 мес у детей первого года жизни, на 1 квартал - 2-го года и на полугодие - 3-го года жизни; 3) частая заболеваемость (4 раза в году и более); 4) функциональные изменения в сердечно-сосудистой (наличие шума функционального характера, тахикардия) и нервной системах (повышенная возбудимость, плохой сон, двигательная расторможенность, беспокойное бодрствование, неустойчивость аппетита); 5) начальная степень анемизации (снижение уровня гемоглобина в пределах 1,1-25, что соответствует нижней границе нормы); 6) рахит 1 -й степени (подострое течение); 7) угроза гипотрофии или начальная степень гипотрофии (отставание массы тела на 10-15 %); 8) экссудативный диатез с умеренно выраженными непостоянными проявлениями, аллергическая предрасположенность; 9) аденоиды 1-й степени; 10) гипертрофия миндалин 1-2-й степени; 11) отклонения в раннем анамнезе: гестозы беременных, «резус-отрицательная» принадлежность матери, заболевания матери (ревматизм, врожденный порок сердца, гипертоническая болезнь, сахарный диабет, анемия, хронический алкоголизм, шизофрения и др.); 11) переношенная беременность; 12) осложнения в родах: затянувшиеся роды с длительным безводным периодом, асфиксия, родовая травма без неврологической симптоматики; 13) состояние и заболевания ребенка в период новорожденности: крупный плод, заболевание пупка, пневмония, перенесенная на первом месяце жизни, и др.; 14) недоношенность; 15) пилороспазм (без гипотрофии); 16) состояние реконвалесценции после острых желудочных и других инфекционных заболеваний.

К III группе здоровья относятся дети, имеющие длительно текущие заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации:

1) врожденный порок сердца в стадии компенсации;

2) родовая травма с остаточными явлениями неврологической симптоматики;

3) гемолитическая болезнь;

4) экссудативный диатез со значительно выраженными кожными проявлениями в форме экземы (редкие обострения);

5) анемия (снижение уровня гемоглобина до 85 г/л);

6) рахит 2-3-й степени;

7) гипотрофия 2-й степени (отставание в массе тела до 21-30 %);

8) фенилкетонурия;

9) пилоростеноз, пилороспазм с гипотрофией;

10) пупочная грыжа, требующая оперативного вмешательства (до операции);

11) врожденный стридор без явлений крупа;

12) кариес зубов (субкомпенсированная форма);

13) хронический тонзиллит (простая форма);

14) хронический отит (редкие обострения);

15) хронический гепатит, гастрит, дуоденит и др. (редкие обострения);

16) наличие физических недостатков и врожденной патологии (врожденная кривошея, врожденный вывих тазобедренных суставов, врожденная патология мочевыводящей системы и др.).

К IV группе здоровья относят детей с теми же заболеваниями, но в стадии субкомпенсации.

V группа здоровья - дети с хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, инвалиды, которые в момент исследования находятся в больнице или на постельном режиме в домашних условиях. Уточненная схема оценки групп здоровья у детей с выделением нескольких групп риска по Ю.Е. Вельтищеву приведена в табл. 10.

Таким образом, здоровым считается ребенок, гармонично физически и психомоторно развитый в соответствии с возрастом, этническими и средовыми особенностями, редко болеющий (не более 3 раз в год), не имеющий анамнестических (в том числе генетических и антенатальных) и объективных данных, которые могли бы быть предпосылками для формирования болезней.

Оценка состояния здоровья по группам при нескольких диагнозах у ребенка дается по самому основному и тяжелому из них. При каждом последующем осмотре в декретированные сроки отмечается динамика в состоянии здоровья ребенка, например переход из II в I группу здоровья (в случае улучшения) или в III и IV (в случае ухудшения). Своевременная диспансеризация и оздоровление детей II группы здоровья препятствуют развитию патологических состояний с переходом в III группу здоровья.

Табл.9. Схема распределения детей раннего возраста по группам здоровья

Признаки здоровья
Группа I - без отклонения
Хроническая патология Отсутствует
Без отклонений
Заболеваемость за период, предшествующий наблюдению, - редкие и легко протекающие острые заболевания или их отсутствие
Нормальное, соответствует возрасту
Группа II - с функциональными отклонениями (группа риска)
Хроническая патология Отсутствует
Функциональное состояние основных органов и систем Наличие функциональных отклонений, для детей первого года жизни - отягощенный акушерский анамнез и семейный анамнез и др.
Резистентность и реактивность организма Заболеваемость - продолжительные острые заболевания с последующим затяжным периодом реконвалесценции (вялость, повышенная возбудимость, нарушения сна и аппетита, субфебрилитет и др.)
Физическое и нервно-психическое развитие Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й степени. Нормальное или нерезко выраженное отставание нервно-психического развития
27 ^

Окончание табл. 9

Признаки здоровья Показания для отнесения к группе согласно признакам здоровья
Группа III - состояние компенсации
Хроническая патология
Функциональное состояние основных органов и систем Наличие функциональных отклонений: патологически измененной системы, органа без клинических проявлений, функциональных отклонений других органов и систем.Кариес зубов, декомпенсированная форма
Резистентность и реактивность организма Заболеваемость - редкие, нетяжелые по характеру течения обострения основного хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия. Редкие интеркуррентные заболевания
Физическое и нервно- психическое развитие
Группа IV - состояние субкомпенсации
Хроническая патология Наличие хронической патологии, врожденных дефектов развития органов и систем
Функциональное состояние основных органов и систем Наличие функциональных отклонений патологически измененной системы и других органов и систем
Резистентность и реактивность организма Заболеваемость - частые обострения основного заболевания, редкие или частые острые заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения или с затяжным реконвалесцентным периодом после интеркуррентного заболевания
Физическое и нервно- психическое развитие Нормальное физическое развитие,дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени,низкий рост.Нормальное нервно-психического развитие или отставание его
Группа V - состояние декомпенсации
Хроническая патология Наличие тяжелой хронической патологии или тяжелого врожденного порока, предшествующих инвалидности
Функциональное состояние основных органов и систем Выраженные функциональные отклонения патологически измененного органа, системы и других органов и систем
Резистентность и реактивность организма Заболеваемость - частые и тяжелые обострения основного хронического заболевания, частые острые заболевания
Физическое и нервно-психическоеразвитие Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени, низкий рост. Нормальное нервно-психическое развитие или отставание его
Табл.10. Группы здоровья (Ю.Е. Вельтищев)
Iгруппа Здоровые дети, подлежащие медицинскому наблюдению А. Дети, развитые соответственно возрасту, из семей без «факторов риска»Могут иметь отдельные стигмы, не требующие коррекции
Б. Дети с вариантами нормы и непатологическими привычками
В. Подгруппа внимания - здоровые дети с повышенным генетическим, семейным, социальным, экологическим риском
IIгруппа Здоровые дети с функциональными и морфологическими отклонениями, требующими повышенного внимания, консультаций специалистов А. Подгруппа краткосрочного врачебного наблюдения (менее 6 мес). Например, реконвалесценты после хирургических вмешательств, травм, перенесенных пневмоний и других инфекций, острых заболеваний, потребовавших госпитализации, а также дети с начальными проявлениями рахита, гипотрофии, анемии. Дети, нуждающиеся в оздоровительных мероприятиях
Б. Подгруппа длительного врачебного наблюдения. Дети с отклонениями, доступными коррекции (умеренная миопия, косоглазие, плоскостопие, аномалии прикуса, начальный кариес зубов, энурез и т.п.)
В. Подгруппа постоянного медицинского наблюдения. Дети из условий и семей повышенного медицинского риска, с пограничными состояниями (см. выше), негрубыми нарушениями осанки и увеличениями щитовидной железы в пубертатном периоде, функциональными шумами в сердце, минимальной мозговой дисфункцией, дети с проявлениями диатезов, субфебрилитетом, имеющим самостоятельное диагностическое значение
IIIгруппа Дети со стойкими отклонениями в состоянии здоровья, подтвержденным диагнозом хронического заболевания, но в стадии компенсации. Требуют ограничения физических и эмоциональных нагрузок, регулярного наблюдения специалистами, проведения специальных функциональных исследований А. Дети с прогностически благоприятными заболеваниями (кандидаты во 2-ю группу - хронический тонзиллит, соматогенная задержка роста, речи, вегето- дистонии)
Б. Дети с прогностически тревожными заболеваниями - компенсированные врожденные пороки развития, неврозы, синдромы повышенной химической, радиационной чувствительности, аллергическими заболеваниями
В. Дети с нетяжелыми проявлениями наследственных заболеваний
29 ж

Окончание табл. 10

IV группа Дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками с периодической функциональной декомпенсацией А. Дети с приобретенными заболеваниями, требующими повторных госпитализаций - рецидивирующие болезни, например бронхиальная астма
Б. Дети с наследственной и врожденной патологией, требующей длительного (постоянного) лечения - гемофилия, адреногенитальный синдром, фенилкетону- рия, гипотиреоз
В. Дети с постоянной, но неполной инвалидностью
Vгруппа Дети-инвалиды А. Дети с онкозаболеваниями
Б. Дети, страдающие болезнями с серьезным прогнозом.Дети на гемодиализе
В. Дети-инвалиды, требующие постоянного ухода и применения медицинских технологий

Комплексная оценка состояния здоровья детей введена приказом МЗ РФ № 60 от 19 января 1983 “О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в городах”, дается на основании учета результатов медицинского осмотра и текущего наблюдения за ребенком, путем анализа 4-х основных критериев здоровья:

Наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний и степень их клинических проявлений;

Функциональное состояние основных органов и систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, кровеносной, нервной и др. ;

Резистентность организма, проявляющаяся количеством и длительностью заболеваний по обращаемости за предыдущий ко времени медосмотра год;

Уровень физического и нервно-психического развития и степень их гармоничности.

В соответствии с указанными критериями, у каждого индивидуума определяется группа здоровья.

Таблица 3.

Распределение обследуемых по группам здоровья

Группа Хроническая патология Функциональное состояние основных систем и органов Резистентность и реактивность организма Физическое и нервно-психическое развитие
1 Отсутствует Без отклонений.

Единичный кариес зубов

Острые заболевания за предшествовавший наблюдению период отсутствовали или протекали эпизодически, легко Хорошее (нормальное), гармоничное физическое развитие. Нервно-психический статус соответствует возрасту
2 Отсутствует Наличие функциональных отклонений (пониженное содержание гемоглобина, гипертонические и гипотонические реакции и т. д.

Кариес зубов - субкомпенсированная форма, аномалия прикуса

Заболеваемость частые и продолжительные острые заболевания с последующим затяжным реконвалесцентным периодом – вялость, повышенная возбудимость, нарушение сна и аппетита, субфебрилитет и т. д. Нормальное

ухудшенное (2 ст.)

плохое (3ст.) или общая задержка (4ст)

физ. развитие

нормальное или нерезко выраженное отставание нервно-психического развития.

3 Наличие хронической патологии в стадии компенсации, врожденных дефектов развития органов и систем Наличие функциональных отклонений в патологически измененной системе органа без клинических проявлений, функциональных отклонений в др. органах и системах. Кариес зубов - декомпенсированная форма. Заболеваемость - редкие, нетяжелые по характеру течения обострение основного хронического заболевания без выраженного ухудшения общего состояния и самочувствия.

Редкие интеркуррентные заболевания

Все степени ФР. Нормальное или с нерезко выраженным отстаиванием нервно-психическое развитие нормальное или отстает
4 Наличие хронической патологии в стадии субкомпенсации врожденных дефектов развития органов и систем Наличие функциональных отклонений патологически измененного органа, системы и других органов и систем Заболеваемость - частые обострения основного хронического заболевания редкие и частые острые заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения или с затяжным реконвалесцентным периодом после интеркуррентного заболевания Все степени физического развития. Нервно-психическое развитие нормальное или отстает
5 Наличие тяжелой хронической патологии в стадии декомпенсации или тяжелого врожденного порока, предрешающих инвалидность индивидуума Резко выраженные или врожденные функциональные отклонения патологически измененного органа, системы, др. органов и систем Заболеваемость - частые тяжелые обострения основного хронического заболевания, частые острые заболевания Все степени физического развития.

Нервно-психическое развитие нормальное или отстает

Дети I группы здоровья наблюдаются врачом в обычные сроки, установленные для профилактических медосмотров здоровых детей.

Дети II группы здоровья (“группа риска”) наблюдаются врачом в сроки, устанавливаемые для каждого ребенка, в соответствии со степенью риска в отношении формирования у них хронической патологии, выраженности функциональных отношений и степени резистентности.

Часто болеющие дети, дети, перенесшие острую пневмонию, болезнь Боткина и др.

Хотя и относятся ко II группе здоровья, в периоде реконвалесценции берутся на диспансерный учет по ф. № 30.

Дети III, IV, V групп берутся на диспансерный учет по ф. № 30 и порядок их медицинского обслуживания определяется специальными методическими указаниями (М. 1968, 1974, Харьков, 1982; Фрунзе, 1985).

По результатам оценки состояния здоровья, уровня физического развития и физической подготовленности, обследуемые лица выделяются в медицинские группы,. регулирующие объем их занятий по курсу физического воспитания. Медицинская характеристика указанных групп приводится в таблице 4. При выведении медицинской группы, врач должен ответить на следующие вопросы:

Может ли обследуемый выполнить требования, предъявляемые учебными программами по физическому воспитанию, или ему необходимы ограничения и какие?

Нуждается ли обследуемый в занятиях физическими упражнениями с лечебной целью (корригирующей гимнастикой и т. д.)?

Может ли обследуемый заниматься в спортивных секциях, участвовать в тренировочных занятиях и состязаниях, в каких именно и при каких условиях.

Таблица 4

Группы для занятий по курсу физического воспитания

Наименование группы Допускаемые мероприятия Медицинская характеристика группы
Основная Занятия по программе физического воспитания в полном объеме

Сдача норм БГТО, ГТО I, ГТО II ступени последовательно.

Занятия в одной из спортивных секций (общей физической подготовки, легкой атлетики, гимнастики и др.), участие в соревновании по одному виду спорта.

Лица без отклонений в физическом развитии, состоянии здоровья, а также лица с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, но с достаточной физической подготовленностью.
Подготовительная 1. Занятия по программе физического воспитания при условии более постепенного прохождения их с отсрочкой сдачи контрольных испытаний и норм БГТО, ГТО I ступени на срок до 1 года, сдача норм ГТО II ступени с особого разрешения врача.

2. Занятия в секции общей физической подготовки.

Лица, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья без достаточной степени физической подготовленности.
Специальная Занятия по особой программе или по отдельным видам государственных программ, причем срок подготовки удлиняется, а нормативы снижаются Лица, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, не мешающие выполнению обычной программы производственной работы, но являющиеся противопоказанием к занятиям по государственным программам в общих группах.

Запрещать занятия по физическому воспитанию врач должен в крайних случаях, когда он сомневается в их пользе и успехе. В зависимости от состояния здоровья ребенка врач после консультации со специалистами назначает конкретные виды упражнений, определяет их продолжительность и осуществляет систематическое наблюдение за реакциями и здоровьем детей.

Самостоятельная работа студентов

Оценка качества самоподготовки студентов по результатам устного или письменного тестирования.

Выполнение рефератов на темы:

Состояние здоровья детей и подростков на современном этапе.

Влияние на состояние здоровья детей социальной среды.

Влияние на состояние здоровья природных факторов окружающей среды.

Решение ситуационных задач (анализ результатов медицинского осмотра, оценка состояния здоровья, выявление факторов риска, определение группы здоровья, группы для физического воспитания, составление индивидуального комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий и т. д.)

Контрольные вопросы

В настоящее время распределение детей по группам здоровья осуществляется на основании Инструкции по комплексной оценке состояния здоровья детей, утв. приказом Минздрава России от 30.12.2003 № 621. В соответствии с данным документом система комплексной оценки состояния здоровья каждого ребенка по-прежнему основывается на четырех базовых критериях:

  • - наличие или отсутствие функциональных нарушений и (или) хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
  • - уровень функционального состояния основных систем организма;
  • - степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
  • - уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:

к 1-й группе здоровья - здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, без анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;

ко 2-й группе здоровья - дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения. Также в данную группу входят реконвалесценты*, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания, дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом веса тела или избыточной массой тела, дети часто и длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями, дети с последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций;

к 3?й группе здоровья - дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания. Кроме того, в эту группу входят дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций, при условии компенсации соответствующих функций. Степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка;

к 4?й группе здоровья - дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограничением функциональных возможностей. Также в группу входят дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определенной мере ограничивает возможность обучения или труда ребенка;

к 5?й группе здоровья - дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями*, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией* функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующим постоянной терапии. Также в эту группу входят дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

По данным Комитета по здравоохранению г. Санкт-Петербурга только 12% детей в возрасте от 0 до 17 лет признаны здоровыми (1?я группа здоровья), от 56 до 73% имеют функциональные отклонения (2?я группа здоровья), в среднем 26% - хронические заболевания (3?я группа здоровья). Дети 4-5?й групп составляют 1-2%. Подобная ситуация с незначительными колебаниями прослеживается на всей территории России. К сожалению, в подростковом возрасте практически каждый третий ребенок имеет хроническую патологию и соответственно 3?ю группу здоровья.

Отойдем от сухого языка документов и поясним, что в первую группу здоровья входят дети, у которых нет отклонений в состоянии здоровья. Разве что иногда они болеют респираторными заболеваниями. К сожалению, таких практически здоровых детей на территории РФ почти нет.

Во вторую группу здоровья входят дети, имеющие какие-либо функциональные изменения, чаще всего связанные с неравномерным ростом и развитием. Например, функциональные систолические шумы в сердце, дискинезию желчевыводящих путей, нарушение осанки, дефицит или избыток массы тела 1?й степени. Это переходный период между здоровьем и болезнью. Ребенка со второй группой здоровья необходимо обследовать и лечить, чтобы заболевание не перешло в хроническое.

Третью группу здоровья составляют дети с хроническими заболеваниями в стадии компенсации. Среди заболеваний особенно распространены хронический пиелонефрит без почечной недостаточности, хронический гастродуоденит, хронический тонзиллит и др.

В четвертую группу здоровья входят дети с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации. Например, у ребенка имеется врожденный порок развития почек - гидронефроз, и на его фоне отмечается снижение функции почек, или у ребенка бронхиальная астма в периоде приступа с нарушением функции дыхания, ревматоидный артрит с ограничением функции суставов и т. д.

К пятой группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации. Как правило, это дети с ограниченными возможностями здоровья.

При внимательном изучении нормативных правовых актов становится ясно, что понятие "группа здоровья" является больше статистическим, чем врачебным и позволяет оценить состояние здоровья любого пациента по совокупности данных. Критерии оценки по группам здоровья учитываются при проведении Всероссийской диспансеризации детей и подростков, при составлении ежегодных отчетов любого учреждения здравоохранения и т. д.

Примечание(*):

Декомпенсация- расстройства деятельности организма, возникающие при неспособности его приспособительных механизмов компенсировать вызванные болезнью нарушения.

Ремиссия-период течения хронической болезни человека, характеризующийся ослаблением или исчезновением ее признаков.

Реконвалесцент- больной в стадии выздоровления.

В.Ю. Альбицкий, И.В. Винярская

В настоящее время наиболее информативным и доступным инструментом оценки состояния здоровья детей на индивидуальном, групповом и популяционном уровне явля­ются профилактические медицинские осмотры, по результатам которых дается комплексная оценка состояния здоровья.

«Методика комплексной оценки состояния здоровья детей при массовых врачебных осмотрах» разработана более 30 лет назад Институтом гигиены детей и подростков Мин­здрава СССР под руководством С.М. Громбаха . Методика основана на 4 критериях:

Наличие или отсутствие на момент проведения исследования хронических заболева­ний;

Уровень функционального состояния основных органов и систем;

Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;

Уровень достигнутого развития и степень его гармоничности .

На основании одновременного учета всех критериев детей подразделяют на 5 групп здоровья: I группа - здоровые дети, II - здоровые дети с функциональными или морфоло­гическими отклонениями от нормы, пограничными состояниями, часто болеющие острыми респираторными заболеваниями, III группа - дети с хроническими заболеваниями в состоя­нии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма, IV - дети, страдающие хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями, V группа - дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, дети-инвалиды.

Методика, несомненно, доказала свою информативность и целесообразность исполь­зования, позволила унифицировать подход к оценке состояния здоровья детей на всей тер­ритории России, способствовала усилению профилактической направленности педиатрии.

В то же время критерии, на которых основана комплексная оценка, являются отраже­нием только физического компонента здоровья. Сам С.М. Тромбах в 1984 г. указывал на то, что биологической оценки недостаточно для комплексного подхода к проблеме, поскольку многие дети, которые с чисто врачебных позиций не могут считаться здоровыми, на деле вполне справляются со своими социальными функциями и, стало быть, представляют собой вполне полноценных членов общества. В связи с этим возникает необходимость более детальной характеристики здоровья, оценки его уровня или степени, основанной на сте­пени реализуемых возможностей, т.н. степени социальной дееспособности, или социальной адаптации. Ученым впервые было предложено разделение детей на социальные группы здо­ровья, которые могут не совпадать с традиционными группами медицинского здоровья .

Много предложений по совершенствованию методики было высказано другими веду­щими учеными. Так, по мнению В.Ю. Альбицкого и А.А. Баранова, традиционный подход к оценке состояния здоровья детей не учитывает факторов риска социально-гигиенического порядка, в результате чего два здоровых ребенка, но один с высокой, а другой - с низкой степенью социальной активности относятся к I группе здоровья, хотя вероятность заболеть у них разная. Авторами было предложено дополнить комплексную оценку еще одним кри­терием - степенью наличия факторов риска .

И.М. Воронцов указывал на необходимость внедрения оценки здоровья с точки зрения возможностей социальной адаптации, дееспособности ребенка .

Предложение С.М. Громбаха и И.М. Воронцова было поддержано Ю.Е. Вельтище- вым, который также выделил 4 группы социального здоровья в дополнение к медицинским .

По мнению А.А. Баранова, для качественно нового этапа развития гигиены детства и профилактической педиатрии необходимо расширение арсенала единых и адекватных кри­териев здоровья на основе отождествления понятия здоровья с функциональными возмож­ностями и дееспособностью организма ребенка .

Необходимость расширения числа критериев оценки состояния здоровья детей обу­словлена тем, что дети, относимые к одной и той же группе, неоднородны по уровню биоло­гической и психосоциальной адаптации, имеют различную динамику роста и развития, про­текания патологических процессов . Так, среди детей I и II групп здоровья выделяют детей групп риска, со сниженными функциональными и адаптационными возможностями. Также крайне неоднородна III группа, формирующаяся по факту наличия хронического заболева­ния, при этом не всегда учитывается тяжесть процесса, частота обострений, а также адапта­ция ребенка к заболеванию. Возможно, необходимо разделение групп на подгруппы.

На наш взгляд, новым критерием оценки состояния здоровья детей может стать пока­затель КЖ, под которым подразумевается субъективная оценка человеком своего физиче­ского, психологического и социального благополучия. Понятие КЖ основано на составляю­щих определения здоровья, данного ВОЗ: «здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» .

Существует несколько причин, по которым качество жизни может использоваться как критерий комплексной оценки состояния здоровья детей.

КЖявляется субъективным показателем, который в сочетании с объективными меди­цинскими данными может обеспечить комплексный подход к оценке здоровья. В данном случае будет учтено мнение самого ребенка о своем благополучии, которое может отли­чаться от мнения врача.

КЖ само по себе - комплексный показатель, который не только дает представление о физической, эмоциональной и социальной адаптации ребенка, но и избавляет от необходи­мости проведения дополнительных трудоемких тестов, в частности, психологических, что затруднительно в практической педиатрии.

КЖ является количественной методикой, что значительно упрощает оценку резуль­татов и делает их сравнимыми.

Метод изучения КЖ недорог, прост в использовании и высокоинформативен, что отвечает требованиям, предъявляемым к методикам профилактических осмотров.

Попытка модификации комплексной оценки состояния здоровья детей с использова­нием критерия КЖ была предпринята сотрудниками Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения. Авторами предложено распределение детей на 4 группы здоровья по признаку заболеваемости, 3 группы здоровья с учетом характеристики качества жизни и 2 группы, основанные на оценке условий жизни семьи .

Несмотря на актуальность и новизну такого подхода, хотелось бы отметить его мето­дологическую неточность. Авторы использовали международный опросник по оценке каче­ства жизни детей PedsQL как основу, изменив формулировку вопросов, в то время как это является нарушением авторских прав создателей опросника. По международным требова­ниям, новый опросник нуждается в адаптации и валидации для подтверждения его психо­метрических свойств, результаты данных процедур авторами не представлены, что делает результаты исследования сомнительными . Наконец, не приведены данные, полученные в

ходе комплексной оценки состояния здоровья детей с использованием разработанной мето­дики, поэтому предложенное деление на группы не очень убедительно.

На наш взгляд, для изучения КЖ необходимо пользоваться международными инстру­ментами, созданными по строгим стандартам и прошедшими проверку психометрических свойств в мультицентровых исследованиях. Что касается включения показателя КЖ в ком­плексную оценку состояния здоровья детей, то на наш взгляд здесь возможны 2 варианта: оценка КЖ как отдельного блока наряду с традиционными группами здоровья и включение КЖ как дополнительного (пятого) критерия непосредственно в комплексную оценку.

В первом случае группы медицинского здоровья остаются неизменными, дополняясь группами здоровья по критерию качества жизни, по аналогии с социальными группами здо­ровья, предложенными С.М. Громбахом и Ю.Е. Вельтигцевым.

Во втором случае может произойти пересмотр групп здоровья детей с учетом КЖ. Возможно, как уже было отмечено, есть необходимость в разделении групп на подгруппы. Например: двое детей, относящихся ко II группе здоровья - один имеет хорошие показатели КЖ, таким образом попадая во II А подгруппу, у другого КЖ снижено, т.е. снижены воз­можности социальной адаптации, имеется высокий риск хронизации имеющихся наруше­ний здоровья, развития психосоматических заболеваний. Такой ребенок нуждается в меди­цинском наблюдении, консультации психолога, возможно, помощи социального работника, и может быть отнесен во ПВ подгруппу здоровья.

Аналогично, ребенок из III группы, находясь в состоянии компенсации заболевания и имея хорошие показатели КЖ, т.е. не имея ограничений в разных видах функционирования, может быть отнесен к ША подгруппе или даже ко II группе, а ребенок также с компенсиро­ванным состоянием, но сниженными показателями КЖ относится уже к IIIB подгруппе.

Естественно, для научного обоснования включения КЖ в комплексную оценку состо­яния здоровья детей требуется большой объем наблюдений, серьезная статистическая обра­ботка с применением современных методов, разработка стандартов КЖ с учетом воз­растно-половых и медико-биологических показателей.

Важным обстоятельством, с точки зрения авторов руководства для врачей «Оценка здо­ровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах», является то, что работа по усовершенствованию методики комплексной оценки состояния здоровья не тер­пит отлагательств, «т.к. в последнее время различные авторы в своих исследованиях исполь­зуют другие методические подходы (собственные или заимствованные, разработанные для других целей). Это приведет к тому, что исчезнет возможность сопоставлять данные о состо­янии здоровья, получаемые в различных регионах» [цит. по 2, стр. 19].

Таким образом, согласно представленным соображениям, внедрение показателя КЖ как дополнительного критерия позволит модифицировать существующую методику ком­плексной оценки состояния здоровья детей, причем сделать это на новом, современном уровне, с использованием международных подходов, а применение стандартного инстру­мента сделает результаты сравнимыми на любой территории.



Новое на сайте

>

Самое популярное