Домой Гематология Химическое строение человека. Как устроен организм человека

Химическое строение человека. Как устроен организм человека

Человек - уникальное существо. За долгие тысячелетия существования мы постоянно менялись. Но современным ученым так и не удалось полностью изучить наш организм. Однако кое-что все же удалось выяснить. Так, ученые смогли определить химически состав человека, узнать строение органов, систем, определить присущие потребности.

Из чего мы состоим?

С химической точки зрения в нашем организме сосредоточена почти вся таблица химических элементов Менделеева. Все эти вещества поступают с пищей, воздухом, а сами они не вырабатываются в организме. Если нарушается химический состав человека, то происходят сбои в работе тех или иных органов, систем: не растут зубы, волосы, повышается ломкость костей, нарушается обмен веществ, начинают одолевать различные болезни.

Группы веществ

Элементы химического состава человека делят на две большие группы минеральных веществ, а именно: микроэлементы, макроэлементы. К последним относятся калий, кальций, фосфор, магний, хлор и сера, а также другие вещества.

Потребности в микроэлементах ограничивается в небольших количествах. К этим веществам относят железо, йод, цинк, медь, фтор, кобальт, марганец.

Каждое вещество, входящее в химический состав человека, имеет свою функцию и предназначение, и должно поступать в определенном количестве в организм с пищей. При недостатке элементов происходят самые разные сбои в нормальном функционировании организма.

Калий

Для поддержания водно-солевого баланса человеческому организму необходим калий. Он также отвечает за укрепление иммунитета, оказывает воздействие на функционирование мышечной, сердечной и нервной систем. Чтобы восполнить химический состав организма человека калием, необходимо включить в рацион продукты, богатые этим веществом, а именно: бананы, авокадо, фасоль, горох, картофель, петрушку, изюм.

Йод

Йод оказывает тонизирующее действие на мышцы, обеспечивает нормальное функционирование щитовидной железы, принимает участие в метаболизме, способствует укреплению иммунитета, а также положительно влияет на нервную систему. В большом количестве этот микроэлемент содержится в водорослях, морской капусте, морепродуктах, в мясе и твороге, свекле, яблоках, винограде и сливах.

Кальций

Входящий в химический состав организма человека кальций отвечает за развитие зубов, укрепляет костную ткань, обеспечивает нормальное функционирование сердечной мышцы, участвует в свертываемости крови. Кальций в больших количествах содержится в лососевых, зеленых овощах, белом хлебе, молочных продуктах, сардинах.

Магний

Входящий в химический состав клеток организма человека магний оказывает воздействие на мышечные, нервные, энергетические функции. Этот элемент необходим для нормального развития костной структуры. При недостатке магния возникает хроническая усталость.

Магний содержится в бананах, отрубях, коричневом рисе, семечках, орехах, горохе.

Фосфор

Нормальное усвоение жиров, углеводов, протеина, происходит при участии фосфора. Это вещество необходимо для нормального развития костей. Если химический состав клетки человека будет нарушен, и фосфора будет поступать в недостаточном количестве, то будет развиваться слабость, боль в костях, раздражительность, беспокойство. Фосфор содержится в большом количестве в молоке, мясе, рыбе, картофеле.

Железо

При анализе химического состава крови человека ученые выявили, что в ней присутствует железо. Оно участвует в кровообразовании, обеспечивает клетки кислородом. При дефиците железа развивается усталость, железодефицитная анемия.

Чтобы восполнить железо в организме, необходимо включить в рацион печень, отруби, чернослив, хлеб из муки грубого помола, гранаты, шоколад.

Цинк

Цинк играет не последнюю роль в развитии половой системы, оказывает влияние на функционирование органов пищеварения, а также принимает участие в реализации гормональных функций, способствует заживлению ран. Больше всего цинка содержится в грибах, орехах, устрицах и семечках.

Селен

В небольших количествах нашему организму нужен селен. Этот элемент защищает клетки от разрушения, предотвращает раннее старение, замедляет развитие раковых клеток. Селен в больших количествах содержится в кокосах, морепродуктах, семечках.

Состав человеческого тела

Ученые смогли точно установить, из чего состоит человек. Химический состав нашего тела, в соответствии с данными анализа ученого-биолога Дж. Хенсона, входит 375 млн атомов водорода, 132 млн атомов кислорода и 85 млн атомов углерода, трех молекул молибдена и одного атома кобальта. Такое набор мы имеем в момент рождения. В течение жизни меняется соотношение химических веществ, увеличивается их количество, появляются новые элементы, такие как металлы, золото.

Ученый провел необычные подсчеты. В результате анализа Хенсону удалось выяснить, что в человеческом организме содержится столько кислорода, что его будет достаточно для заполнения объема, равного шести слонам, углерода - 16 килограмм. Водорода содержится столько, что можно заполнить емкость, эквивалентную объему кита, а азота - 400 литров.

Человеческое тело способно стать источником дохода. По подсчетам ученого, если среднестатистический человек на протяжении своей жизни будет сохранять ногти, то он сможет извлечь из них золото, стоимостью около десятой цента США.

Кроме золота, в теле содержится более 60 элементов. Если их выделить в чистом виде и продать на рынке, то можно заработать около пары тысяч долларов.

Другие вещества

Организм человека содержит много кислорода. Его мы получаем не только из воздуха, но и из воды. Это самый важный компонент тела, без которого невозможна жизнь.

На втором месте по количеству стоит углерод. В организме человека его содержится огромное количество. Его больше только в нефти и угле.

Примерно 10 % нашего тела - это водород. Он поступает в организм с водой, воздухом. Три процента состава - азот.

Основной частью аминокислот, коферментов является сера. Это вещество с неприятным видом и запахом содержится в человеческом организме в достаточно больших количествах. Помимо серы, мы еще состоим из другого яда - хлора, а точнее, хлорида. Этот элемент содержится в плазме крови.

При недостатке любого вещества человеческий организм перестает нормально функционировать. Так, даже сотая доля нехватки железа может привести к развитию анемии. В норме этого элемента у мужчин содержится больше, чем у женщин. Это связано не только с питанием, но и с физиологией организма: во время менструации женщины теряют значительную долю железа.

Ученые все еще не до конца уверены, что фтор необходим человеческому организму. Этот элемент содержится в большом количестве в зубах, костях. Но фтор, как и селен, очень токсичен при передозировке.

Цели урока

1. Расширение и углубление знаний учащихся о роли металлов в жизнедеятельности человеческого организма.
2. Развитие навыков самостоятельной работы; умения использовать знания, полученные ранее при изучении биологии и химии; работать с таблицами; сравнивать, анализировать, делать выводы.
3. Воспитание бережного отношения к природе и здоровью человека, чувства коллективизма, уважения друг к другу, ответственности за общее дело.

Оборудование и материалы

1. Демонстрационный материал: таблица «Химический состав организма человека»; карточки с рисунками для составления схемы «Проникновение ионов свинца в организм человека».
2. Раздаточный материал: таблицы «Химический состав организма человека», «Влияние металлов на жизнедеятельность человеческого организма», «Перекресток»; текстовое изложение домашнего задания.
3. К практической работе: растворы солей свинца и белка, пробирки, пипетки, штативы.
4. Видеофильм «Транспорт в городе».
5. Отрывки из литературных произведений о влиянии металлов на человеческий организм.
6. На доске – эпиграф: «Природа не признает шуток; она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей» (В.Гете) .

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель химии. На прошлом уроке мы закончили изучение темы «Металлы», в ходе которого рассматривали металлы как элементы неживой природы. Вы знаете, что роль металлов в неживой природе очень велика: к ним относятся 92 из 114 химических элементов, входящих в периодическую таблицу. Сегодня с помощью учителя биологии мы с вами поговорим о роли металлов в живой природе.

Учитель биологии. К живой природе относятся все живые организмы, в том числе и человек, поэтому с ролью металлов в живой природе мы познакомимся на примере организма человека. (Учитель просит учащихся сформулировать тему урока, записывает ее на доске, а учащиеся записывают ее в тетрадях .)
Сегодня мы вспомним то, что вы узнали о металлах на уроках химии и об организме человека на уроках биологии в 8-м классе, обобщим и расширим эти знания и применим их к выяснению роли металлов в организме человека. Работать вы будете в командах, поэтому каждый из вас имеет возможность получить по две оценки – за индивидуальную работу и работу в группе. За верные ответы на вопросы по химии и по биологии вы будете получать жетоны двух типов. Три жетона одного типа позволят вам получить оценку «отлично», два жетона – «хорошо». Кроме того, каждый верный ответ принесет вашей команде 1 балл (неверные ответы не засчитываются), все баллы заносятся в командную таблицу. Оценки за групповую работу будут выставлены после проверки домашнего задания и окончательного подведения итогов урока. Оценки за индивидуальную работу – сегодня в конце урока.

II. Актуализация знаний

Учитель химии. Природа создала множество живых организмов – простых и сложных, похожих и совершенно не похожих друг на друга. Вместе с неживой природой они образовали сложную, но гармоничную систему – природу Земли. В качестве эпиграфа к нашему уроку мы выбрали слова великого немецкого поэта Гете. (Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф, написанный на доске, читает первую его часть .) Однако человек своей деятельностью нарушает гармонию природы, нанося тем самым вред не только окружающей среде, но и собственному здоровью. (Учитель читает вторую часть эпиграфа .) Спустя полтора столетия слова поэта получили, к сожалению, полное подтверждение.

III. Основная часть

Учитель биологии. В состав клеток живых организмов, в том числе и человека, входят органические и неорганические вещества. Они перечислены в таблицах «Химический состав организма человека», которые есть у каждого на столе. Химические элементы и их соединения, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма в сравнительно больших количествах, называются макроэлементами , а элементы, требующиеся организмам в крайне малых количествах, – микроэлементами . Среди макроэлементов есть как неметаллы – кислород, углерод, водород, азот, фосфор и хлор, так и металлы. Назовите их, используя данные табл. 1. Среди микроэлементов также есть и неметаллы, и металлы. Воспользовавшись таблицей, попробуйте назвать их. Из данных таблицы видно, насколько разнообразны металлы, входящие в состав организма человека.

Учитель химии. В каком виде металлы содержатся в клетках организма человека? Давайте вспомним, какова биологическая роль металлов, изученных на уроках химии. Для этого воспользуемся обобщающими таблицами в тетради по химии. (Учащиеся повторяют биологическую роль натрия, калия, кальция, магния, железа. За правильные ответы получают жетоны. )

Учитель биологии. А теперь посмотрите на табл. 2. Как бы вы озаглавили ее? (Учащиеся знакомятся с содержанием таблицы, предлагают ее название, вписывают его над таблицей и вклеивают таблицу в рабочие тетради. ) Какой вывод можно сделать из содержания этой таблицы? Очевидно, что металлы необходимы клеткам тела человека для нормальной жизнедеятельности. Как избыток, так и недостаток металлов оказывает отрицательное влияние на организм, а некоторые металлы могут оказывать даже токсичное влияние. (Вывод записывается в тетрадь. )

Учитель химии. Мы постарались в различных литературных источниках найти этому подтверждение. Постараетесь с помощью своих таблиц определить, о действии каких металлов идет речь.

Таблица 1. Химический состав организма человека

Рост – 170 см. Масса тела – 70 кг.
Поверхность тела – 1,89 м2.
Продолжительность жизни 70 лет.

Состав тела

Вещество

Масса, кг

% к массе тела

Вода
Белок
Жир
Углеводы
Зола

40–46
10
7
0,7
3,5

57–66
14
10
1
5

Химические элементы в клетках человека

В % к сухой массе

В % к сухой массе

Кислород
Углерод
Водород
Азот
Кальций
Фосфор
Калий
Сера
Натрий
Хлор
Магний
Железо

65
18
10
3
1,5
1
0,35
0,25
0,15
0,15
0,05
0,004

Марганец
Медь
Йод
Кобальт
Цинк
Молибден
Никель
Алюминий
Барий
Стронций
Титан
Литий

0,0003
0,0002
0,0004
Следы
Следы
Следы
Следы
Следы
Следы
Следы
Следы
Следы

1. Цитата из статьи «Помощь пришла по системе «Интернет»» из журнала «Ридерс дайджест», октябрь 1996 г.:

«У молодой студентки, изучавшей в Пекинском университете химию, внезапно начались головокружения, сильные кишечные спазмы, жгучие боли в ладонях и ступнях. Затем у нее стали выпадать волосы. Родители срочно отправили ее в больницу, но девушка погрузилась в кому.
По мнению врачей, головокружения и режущие боли в ладонях и ступнях, а также в суставах указывали на серьезное невралгическое расстройство. Однако пункция позвоночника не выявила никаких отклонений. Анализы на отравление мышьяком и свинцом также оказались отрицательными».

2. Цитата из рассказа Валентина Распутина «Век живи – век люби»:

(Учащиеся работают с таблицами и приходят к выводу, что в первой цитате идет речь об отравлении таллием, а во втором случае говорится о цинке .)

Учитель биологии. Особо хотелось бы остановиться на вредном воздействии на организм человека тяжелых металлов. Одним из «поставщиков» тяжелых металлов, таких как свинец, медь, хром, является автомобильный транспорт, точнее его выхлопные газы. Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент (демонстрируется фрагмент видеофильма «Транспорт в городе» ). Такая картина типична для всех крупных городов, в том числе и для Челябинска. Давайте подробно рассмотрим влияние ионов свинца на организм человека. В табл. 2 написано, что свинец даже в небольших количествах вызывает анемию, почечную недостаточность, заболевания мозга. Кроме того, свинец способен заменять кальций в костях. А как ионы свинца могут попасть в организм человека? Составим схему «Проникновение ионов свинца в организм человека». Один ученик будет выполнять эту работу у доски, используя магнитные карточки с рисунками, остальные составят схему в тетради и сопроводят ее соответствующими записями.

Таблица 2

Химический эелемент

Дефицит металла

Избыток металла

Дефицит приводит к психическому расстройству.

Избыток вызывает общую заторможенность, нарушение дыхания и сердечного ритма, слабость, сонливость, потерю аппетита, жажду, а также дерматит лица и рук.

Поддерживает у человека нормальную возбудимость мышечных клеток, поддерживает кислотно-щелочной баланс в организме, принимает участие в регуляции сердечной деятельности (успокаивает), удерживает воду в организме.

Избыток приводит к нарушению водного баланса, сгущению крови, нарушению функции почек, сердечно-сосудистой системы, а также к общему нарушению обмена веществ.

Регулирует белковый и углеводный обмен, влияют на процессы фотосинтеза и рост растений. Необходим для нормального функционирования всех мышц, особенно сердечной, способствует выделению избыточного натрия, избавляя организм от лишней воды и устраняя отеки.

При избытке происходит усиление двигательной активности, нарушение сердечного ритма, нарушение углеводного, жирового и белкового обмена.

Проявляет антисептическое и сосудорасширяющее действие, понижает артериальное давление и содержание холестерина в крови, играет большую роль в профилактике рака. Благотворно влияет на органы пищеварения.

Повышенное содержание приводит к нарушению минерального обмена. Нарушение баланса обмена магния вызывает повышенную смертность от сердечно-сосудистых заболеваний и болезней желудочно-кишечного тракта.

Необходим для процессов кроветворения, обмена веществ, для уменьшения проницаемости сосудов, нормального роста скелета, благотворно влияет на состояние нервной системы, оказывает противовоспалительное действие.

При избытке кальция возникает цистит. Если кальций попадает в организм в виде цементной пыли, то страдают органы дыхания, у детей снижается возбудимость нервной системы и обонятельного анализатора.

Стронций

Влияет на процесс образования костей.

При избытке стронция поражаются костная ткань, печень, кровь; наблюдается повышенная ломкость костей, выпадение волос.

Алюминий

Содержится в легких, печени, костях, головном мозге; действует на пищеварительную и нервную систему.

Избыток приводит к нарушению минерального обмена.

Входит в состав крови и мышечной ткани, является катализатором многих реакций; входит в состав инсулина, участвует в белковом обмене.

При высоких концентрациях является мутагеном и онкогеном.

Является биологическим конкурентом цинка, при избытке снижает активность пищеварительных ферментов, нарушает функцию поджелудочной железы, углеводный обмен, поражает почки и тормозит рост костей, увеличивает опасность переломов костей.

При избытке поражает центральную нервную систему, сосредоточивается в почках, нарушает их деятельность; накапливается в клетках мозга и оболочке рта.

Барий При избытке поражает костную ткань, костный мозг и печень, нервную систему, приводит к хрупкости костей за счет вытеснения кальция.

При избытке поражает периферическую нервную систему, желудочно-кишечный тракт и почки. Таллий биологический конкурент калия из-за сходства между ионами, накапливается в волосах, костях, почках, мышцах. Характерный признак отравления таллием – выпадение волос.

Избыток вызывает анемию, почечную недостаточность, заболевания мозга. Способен заменять кальций в костях.

Избыток приводит к развитию болезни Вильсона, нарушению деятельности печени.

Учитель химии. Установлено, что содержание ионов свинца особенно высоко на прилегающих к дорогам участках. Это было проверено учащимися нашей школы. У вас на столах имеется табл. «Перекресток». В ней представлены результаты исследований проб почвы, отобранных у перекрестка улиц Доватора и Федорова. Как видно из данных таблицы наибольшее количество ионов свинца обнаруживается у самой дороги, наименьшее – на расстоянии около 100 м. Проверим на опыте, как влияют ионы свинца на живые организмы. Для этого мы с вами проделаем лабораторный опыт «Взаимодействие солей свинца с белком». Вывод запишем в тетрадь. (Учащиеся выполняют лабораторный опыт, самостоятельно делают вывод, записывают его в тетрадь .)

Таблица 3. «Перекресток»

Количество автомашин (за 15 мин)

Количество вредных (газообразных) выбросов

Наличие ионов свинца:
– у самой дороги;
– в 10 м от дороги;
– в 50 м от дороги;
– в 100 м от дороги.

черный осадок с раствором NaS;
черный осадок;
помутнение;
не обнаруживается

Запыленность:
– лето
– зима

В парке – умеренная; на перекрестке – очень сильная;
В парке – умеренная; на перекрестке – сильная

V. Домашнее задание

Учитель биологии. Сегодня мы рассмотрели влияние некоторых металлов на жизнедеятельность человеческого организма, но недостаточно уделили внимания проблеме проникновения в него ионов металлов. Вы рассмотрите эту проблему, выполняя домашнее задание. (Домашнее задание разной степени сложности получают группы учащихся; списки учащихся каждой группы раздаются вместе с текстом домашнего задания ).

1-я группа. Рассмотреть способы проникновения ионов натрия, калия, кальция и железа в организм человека, воспользовавшись текстом учебника химии. Результаты представить в виде таблицы в тетради по химии.

2-я группа. Ознакомиться с содержанием этикеток и инструкций на препаратах бытовой химии, свои предположения представить в виде таблицы.

3-я группа. Используя справочную и дополнительную литературу, составить схемы проникновения в организм человека ионов селена и тяжелых металлов – меди, кадмия, ртути.

V. Самостоятельная работа

Учитель химии. В заключение нашего урока мы предлагаем вам выполнить небольшую самостоятельную работу. Каждый из вас получит карточку с текстом. С помощью таблицы 1 попробуйте определить, о каком металле идет речь, впишите его название вместо точек в карточку. (По окончании работы учащиеся проводят взаимопроверку, результаты вписывают в командную таблицу .)

VI. Подведение итогов урока

Учитель химии. Наш урок почти закончен. Осталось еще раз вспомнить, о чем вы сегодня узнали, и ответить на несколько вопросов, сделать окончательный вывод и записать его в тетрадь. (Учащиеся читают вопросы, написанные на доске, отвечают на них, обсуждают вывод, записывают его в тетради.)
Учитель биологии подводит итоги урока, объявляет общую сумму баллов по командам, комментирует индивидуальную работу учащихся, выставляет оценки по количеству жетонов.

Если вы хотите научиться управлять каким-либо механизмом, прежде всего необходимо изучить его устройство и принцип работы. Допустим, что вы научились управлять автомобилем, но совершенно не знаете устройства двигателя. Тогда малейшая его поломка поставит вас в затруднительное положение.

Организм же человека несравненно сложнее и совершеннее любой, самой сложной машины. Поэтому, чтобы научиться управлять им, надо знать как устроен организма человека - самой сложной и удивительной «машины» в природе.

Клеточное строение тела человека

Тело человека , как показывает примерный подсчет, состоит из 35 триллионов клеток , каждая из них в свою очередь имеет чрезвычайно сложное строение.

В организме человека есть самые различные клетки, которые отличаются друг от друга по строению и по выполняемой ими работе. Клетки наших мускулов удлиненной формы; они способны сокращаться и выполнять, таким образом, механическую работу, которая сообщает движение нашему телу.

Клетки крови - красные и белые кровяные шарики - приспособлены для переноса кислорода в организме и для борьбы с бактериями и т. д. В то же время все клетки животного и растительного происхождения имеют принципиально сходное строение, что позволяет нам считать клетку основной единицей, из которой построены все живые существа.

Клетки являются основой организмов . В живом организме идет непрерывный процесс образования и обновления. Одновременно с этим протекает и процесс разрушения. Эти два противоположных процесса являются двумя сторонами обмена веществ организма .

Процесс усвоения веществ, которые поступающих в организм извне, и образования из них живого вещества клеток называется, ассимиляцией , а процесс распада вещества - диссимиляцией . Эти процессы, являются источником энергии , необходимой для жизнедеятельности организма.

Функции клеток организма

В организме человека различные виды клеток образуют органы и системы, которые выполняют различную работу. Так, нервная система , состоящая из большого количества клеток, осуществляет взаимосвязь организма с внешним миром и регулирует работу всех внутренних органов.

Костно-мышечная система осуществляет функцию движения.

Пищеварительная система перерабатывает пищу и снабжает организм необходимыми питательными веществами.

Среди многих органов нашего тела особое место занимает нервная система . Благодаря ей люди видят окружающий мир, слышат звуки, ощущают запахи, температуру, боль и т. п. Все эти ощущения воспринимаются окончаниями нервов, заложенных в ваших органах чувств, и передаются в различные участки коры больших полушарий головного мозга . Этим руководит .

Например, вы прикоснулись пальцем к горячему предмету и мгновенно отдергиваете руку. Болевое ощущение, которое вы получили при этом, передалось по нервным волокнам в определенный участок головного мозга, а оттуда по другим нервным путям к руки, заставив их сократиться. Такое непроизвольное отдергивание руки - это безусловная оборонительная реакция, или, безусловный рефлекс . Эти рефлексы существуют у человека с момента его рождения.

В течение всей жизни человек приобретает так называемые условные рефлексы , которые и определяют в дальнейшем его поведение, способности и характер.

Типы темпераментов у людей

Еще 2000 лет назад знаменитый древнегреческий врач Гиппократ разделил людей на четыре типа в зависимости от их темперамента .

  • Сангвиники - подвижные, веселые и любознательные люди, хорошо приспосабливающиеся к новым условиям жизни.
  • Флегматики - медлительные, очень спокойные люди, умеющие много и плодотворно работать.
  • Холерики - люди с безудержным темпераментом. Они способны преодолевать значительные трудности, но, если им что-либо не удается, их усилия быстро истощаются.
  • Меланхолики - люди со слабым типом нервной системы. Они склонны к сомнениям, малоактивны.

Типы темперамента: 1 — Сангвиник; 2 — Меланхолик; 3 — Флегматик; 4 — Холерик

В жизни редко встречаются люди с выраженным одним из перечисленных типов темперамента; гораздо чаще они обладают рядом черт смешанных типов. В зависимости от темперамента и других способностей человека формируется и его характер.

И хотя врожденный тип нервной системы и определяет свойства характера человека, однако систематическая целенаправленная деятельность его может привести к изменению тех свойств, которые могут оказаться нежелательными. В большей степени это относится к молодому возрасту , когда организм человека очень пластичен и податлив.

От состояния нервной системы в огромной мере зависит здоровье человека, его способность к учебе и труду, сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Если в результате неправильного режима дня нарушается чередование работы и отдыха, то переутомление нервной системы может привести к ряду серьезных заболеваний.

Сердце человека

Организм человека устроен так, что нервная система управляет деятельностью организма , а сердце является его главным двигателем . За 70 лет жизни сердце человека весом около 300г. перекачивает по сосудам около 220 миллионов литров крови . С работой сердца связан и человека.

Как же устроен этот чудесный двигатель, с работоспособностью которого не может сравниться ни один, даже самый совершенный механизм. Какова .

Расположено сердце в грудной клетке несколько несимметрично: меньшая часть - справа, большая - слева. Его стенки состоят из трех мышечных слоев , переплетенных в различных направлениях. Такое строение обеспечивает высокую прочность сердечной мышцы, позволяющей ей выполнять огромную работу.

Внутри полость сердца разделена продольной перегородкой на правый и левый желудочек; поперечная перегородка отделяет желудочки от предсердий. Поперечная перегородка имеет отверстия, снабженные клапанами, благодаря которым выталкиваемая из желудочков кровь перегоняется в нужном направлении.

Кровь человека

Кровь из сердца разносится по человеческому организму по системе кровеносных сосудов - вначале по крупным, а затем по все более и более утончающимся артериальным трубкам. Далее кровь поступает в самые мелкие сосуды - капилляры, обеспечивая клетки органов и тканей кислородом и питательными веществами.

Общая длина капилляров огромна. Если вытянуть их в одну нить, ее будет достаточно, чтобы дважды обмотать земной шар по экватору. Из капилляров кровь по венам снова возвращается в сердце. Так происходит кровообращение в организме человека . А какова же роль крови в кровообращении?

Прежде всего кровь переносит кислород и питательные вещества, необходимые для жизнедеятельности организма.

Жидкая часть крови составляет 60% и только 40% приходится на ее клетки, которые можно разделить по их роли в организме на три основных вида: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты .

  • Эритроциты , или, как их называют, красные кровяные шарики, содержат особое вещество - гемоглобин , который поглощает кислород из воздуха и разносит его по всему организму.
  • — белые кровяные шарики - играют защитную роль, «сражаясь» с различными микроорганизмами, попадающими в организм извне.
  • Тромбоциты обладают свойством свертывать кровь в сгусток, препятствующий кровотечению. Не будь их, малейшее кровотечение могло бы оказаться для человека смертельным.

Легкие человека

Обогащение крови кислородом происходит в легких , которые являются основным органом в системе дыхания человека . Атмосферный воздух попадает в легкие по системе дыхательных путей. Это носовые ходы, где воздух согревается и увлажняется, далее находятся гортань, трахея и бронхи, которые многократно разветвляются на все более мелкие веточки.

Так воздух попадает в альвеолы - мельчайшие пузырьки, стенки которых пронизаны огромным количеством капилляров. Именно здесь кислород из воздуха через тончайшие стенки альвеол и капилляров попадает в кровь . Человек должен заботиться о сохранении здоровья и не подвергать свои органы риску опасных заболеваний, например таких, как .

Процесс пищеварения

Кроме кислорода, организм нуждается в питательных веществах, которые образуются из пищевых продуктов в результате процесса пищеварения . Очень образно охарактеризовал этот процесс великий русский физиолог И. П. Павлов:

Сырой материал, поступающий в завод, проходит длинный ряд учреждений, в которых он подвергается известной механической и главным образом химической обработке, и через бесчисленные боковые ворота переводится в магазины тела. Кроме основной линии учреждений, по которой движется сырой материал, имеется ряд боковых химических фабрик, которые готовят известные реактивы для соответствующей обработки сырого материала.

Главными из этих «фабрик» является печень и поджелудочная железа .

Значение пищи для человеческого организма огромно. Из пищи мы получаем белки - основу живого вещества, жиры и углеводы, которые служат нам энергетическим материалом . Кроме этих веществ, для организма необходимы вода, минеральные соли и витамины , которые также содержатся в пищевых продуктах.

Из сказанного выше становится ясно, насколько важно для жизнедеятельности организма правильно организовать полноценное питание . Известно, что нерегулярное питание, еда всухомятку могут привести к тяжелым заболеваниям.

Человеческое тело – сложнейший механизм, непознанный и необычный. Механизм остро чувствующий и обладающий способностью мыслить. Разбираться в устройстве человеческого организма не только важно, но и чрезвычайно интересно!

Попробуем приоткрыть тайны строения человеческого тела.

Из шести миллиардов человек, которые населяют нашу планету нет даже двоих абсолютно похожих друг на друга. Хотя сто триллионов микроскопических клеток, из которых состоит организм каждого человека, делают всех людей на Земле похожими по строению на 99,9%.
Все наши клетки, чувства, кости, мышцы, сердце, мозг должны работать без ошибок. Природа всё устроила замечательно.

Кожа.

Снаружи нас защищает бархатистый слой клеток, насыщенных белком - наша кожа.

Кожа самый большой орган нашего тела. Кожа защищает нас от механических повреждений, благодаря ей мы способны ощущать боль и нежные прикосновения. Особенно чувствительна кожа на ладонях, ступнях, языке и губах.

Также кожа является утеплителем и охлаждающей системой поддерживающей постоянную температуру тела. Для этого более 2 миллионов микроскопических пор кожи за час способны произвести около 2 литров пота. Пот испаряется с поверхности кожи и охлаждает тело.
За один месяц кожа человека полностью меняется. Старые частички кожи отмирают, а новая кожа непрерывно растет. За год мы сбрасываем до 700 граммов кожи.

Километры кровеносных сосудов тянутся к клеткам кожи. А каждый квадратный сантиметр кожи населен сотнями бактерий.
В коже вырабатывается удивительное вещество - меланин . От количества меланина зависит цвет кожи, волос и даже глаз. Чем больше меланина, тем темнее кожа. Когда мы загораем наша кожа темнеет именно от увеличения количества меланина под действием солнечных лучей.

Глаза.

Глаза один из важнейших органов человека. Глаза дают возможность замечать и следить за всем что нас интересует.

Наружная часть глаза называется роговица . Роговица улавливает свет, а чтобы она лучше справлялась со своей работой мы её каждые несколько секунду увлажняем. Как это делаем? Мы для этого моргаем и глаз не высыхает.

Роговица через зрачок отправляет луч света дальше на сетчатку. Сетчатка обрабатывает сигнал и отправляет его по нервным окончаниям в мозг. Итак, мы можем видеть!

Уши.

Но даже, если у вас идеальное зрение, каждому необходимы уши. Наши уши, будто локаторы, улавливают окружающие звуки. Однако, это не единственная функция ушей.

Они не просто слышат - уши ещё отвечают за равновесие. Прыжки, бег или даже обычная ходьба невозможны без устройства, спрятанного природой в глубине уха - вестибулярного аппарата . Человек благодаря этому устройству учимся кататься на коньках или велосипеде и при этом не падать.

Голос.

Человек наделен уникальным даром - способностью говорить. Эту возможность дают голосовые связки.

Голосовые связки - это две пластины, расположенные в горле. Они вибрируют, как струны у гитары. Мышцами мы изменяем положение голосовых связок. Когда выдыхаемый воздух шевелит эти струны образуется звук голоса.

Дыхание.

Настоящая причина почему воздух выходит через рот это дыхание.

Трудно переоценить дыхание. Без воздуха человек может прожить только несколько минут. За один вдох мы втягиваем в себя пол-литра воздуха и так 20 000 раз за день.

Проходя через горло, воздух попадает в правое и левое легкое. Здесь воздух фильтруется от пыли и вредных веществ. Через легкие кислород из воздуха попадает к нам в кровь. Затем следует выдох, превратив кислород в углекислый газ мы выдыхаем отработанный воздух.
А еще при дыхании с помощью рецепторов в носу, мы можем улавливать запахи. Человек способен различать до 1000 ароматов.

Система дыхания позволяет издавать звуки, распознавать запахи. Каждый вздох обеспечивает наше тело энергией и заставляет сердце биться.


Сердце и кровеносная система.

Ежесекундно для каждой клетки нашего тела требуется кислород. Именно кровь разносит кислород из легких по всему телу. Около четырех литров крови бегут по артериям, венам и капиллярам. Таких сосудов больших и совсем крошечных у человека очень и очень много. Протяженность всех сосудов человека достигает 96000 километров. Это наша кровеносная система .

Но что заставляет кровь бежать по такому длинному пути? Конечно, сердце !

Этот неутомимый насос периодически сокращаясь прокачивает всю кровь по телу, насыщая кислородом каждую клеточку организма. А потом по венам кровь течет обратно, забрав у каждой клетки вредные вещества, и таким образом очищает организм человека. Вся кровь проходит по телу меньше чем за минуту не останавливаясь ни на мгновение
Если сложить всю силу сердца за один день, то этой силы хватит для того чтобы поднять школьный автобус.

Иногда кровь течет еще быстрее. Это происходит, когда мы сжигаем больше кислорода. Например, бегаем, прыгаем или танцуем. А во время еды больше кислорода требуется нашему желудку. Даже во время чтения мозгу требуется больше кислорода.

Однако кровь не только разносит кислород. В каждой капле крови содержится до 400 000 белых кровяных телец, которые борются с врагами организма. Они постоянно на страже - выслеживают вирусы и бактерии. Называются эти героические клетки крови - лейкоциты .

Но нам нужен не только воздух, но и топливо - еда.

Пищеварение.

Углеводы, белки, жиры, витамины, минеральные вещества - все нужные нам вещества берутся организмом из еды. Главная цель пищеварения забрать всё самое ценное из каждого съеденного кусочка пищи.

Процесс пищеварения начинается еще до того как пища попадет к нам в рот. Стоит только подумать о еде или увидеть аппетитный бутерброд начинает вырабатываться слюна. В слюне находятся специальные вещества - энзимы , они первыми приступают к расщеплению пищи. Организм человека за один день вырабатывает пол-литра слюны.

Язык проталкивает пережеванную зубами еду в пищевод и по пищеводу еда в виде пасты попадает в желудок . В желудке на пищу воздействуют очень едкий желудочный сок, а стенки желудка перемешивают её, превращая в жидкую кашу. Сам желудок поглощает совсем мало веществ, он только подготавливает и передает пищу в тонкий кишечник . Уже там в течение пяти часов из пищи будут выжиматься полезные вещества, которые через стенки кишечника попадут в кровь. Почти все полезные вещества будут доставлены в самый большой внутренний орган человека - в печень . Здесь они сортируются и отправляются во все клетки организма, чтобы они росли и хорошо работали.

Следующие 20 часов в толстом кишечнике будут усваиваться оставшиеся полезные вещества. А то что не может быть переварено покинет наш организм.

Мышцы.

В нашем теле от кончиков пальцев до макушки находятся около 650 различных мышц . Они составляют почти половину массы тела человека и позволяют нам двигать различными частями тела, зачастую даже не задумываясь об этом. Без мышц мы не смогли ни бегать, ни моргать, ни говорить, ни улыбаться. Когда мы произносим даже одно единственное слово, у нас работают больше сотни различных мышц. А для ходьбы требуется почти 200 мышц туловища. Представьте сколько мышц работают, когда вы танцуете, плаваете или играете в салочки.
Но мышцы не смогли бы удержать тело без надежного каркаса - костей.

Скелет, кости.

По всему телу человека распределены 206 удивительных костей, образуя совершенный скелет . Кости чрезвычайно прочные и тоже самое время очень легкие. Кости растут и от размера костей зависит размер тела человека. Суставы соединяют кости и позволяют костям двигаться из стороны в сторону, вверх или вниз.

Головной мозг.

Все части тела и его органы очень сложны, но управляются все они из одного центра - всем управляет мозг .

С помощью нервов, протянутых по всему телу, мозг следит за всеми частями организма - за ушами, глазами, кожей, костями, желудком - мозг отвечает абсолютно за все. Благодаря электрическим и химическим импульсам мозга мы думаем, запоминаем, чувствуем, действуем.
Именно мозг делает нас людьми. Пожалуй, это самая неизученная и загадочная часть нашего тела.

Даже когда мы засыпаем все органы тела продолжают работать - мы дышим, бьется сердце, рождаются новые клетки. Мы живем!



Новое на сайте

>

Самое популярное