Домой Терапевтология Что если человек не испытывает эмоций. Нарушения эмоций

Что если человек не испытывает эмоций. Нарушения эмоций

Психологическая характеристика эмоций

Эмоции (от лат. возбуждать, волновать) - реакции в виде субъективно окрашенных переживаний индивида, отражающих значимость для него воздействующего раздражителя или результата собственного действия (удовольствие, неудовольствие).

Настроение - длительное, но не достигающее значительной интенсивности эмоциональное состояние, окрашивающее все психические процессы на протяжении часов и дней. При этом эмоциональный тон может быть как положительный, так и отрицательный.

Психологи рекомендуют родителям регистрировать своих детей в детском саду. Поскольку малыш понятия не имеет, как ходить в школу, психологи рекомендуют родителям вместе с ребенком посещать школу, занятия, покупать с ним школьные принадлежности, необходимые для начала учебы, и, самое главное, ставит маленького ребенка в детский сад, развивает свою уверенность в себе.

Образование очень хорошо структурировано в это время. Нулевой класс имеет важное значение, он в основном идет от игровой деятельности к процессу обучения. Родители должны понимать, что очень важно иметь своего ребенка в детском саду. С раннего возраста маленькие дети развивают свою способность концентрироваться, учиться. Практически научитесь быть осторожными. В эти годы обучение может быть чрезвычайно приятным. Существуют современные методы обучения, которые привлекают ребенка, чтобы воспринимать его как приятную деятельность.

Аффект - кратковременная, бурная эмоция, которая сопровождается не только эмоциональной реакцией, но и возбуждением всей психической деятельности.

Физиологический аффект возникает при действии сильных раздражителей, характеризуется некоторой односторонностью мышления, бурной двигательной реакцией, которые, однако, находятся под контролем сознания (человек сохраняет способность отдавать отчет в своих действиях и управлять ими). Физиологический аффект не сопровождается помрачением сознания, автоматизмами, амнезией. Чаще всего наблюдается при астенических состояниях.

Крайне важно, чтобы малыши обучались различным видам деятельности. Бывают случаи, когда, например, родители говорят нам, что их маленький мальчик не говорит ни слова в детском саду, он даже не говорит его имени, и педагог принимает этот факт. Однако такое отношение неверно, ребенка нужно поощрять выражать себя, доверять ему, - добавил психолог Клаудиа Масюка.

Психологи рекомендуют, чтобы каждый родитель, независимо от того, насколько он занят, должен зарезервировать время, чтобы провести с ребенком. Психологи говорят, что практические занятия, такие как садоводство, уборка или просто прогулка по парку, могут творить чудеса.

Астенический аффект - быстро истощающийся аффект, сопровождающийся угнетенным настроением, снижением психической активности, самочувствия и жизненного тонуса.

Стенический аффект характеризуется хорошим самочувствием, повышением психической активности, ощущением собственной силы.

Патологический аффект возникает в ответ на внешне незначительный повод, характеризуется бурной эмоциональной реакцией с нарушением сознания (сумеречное состояние сознания), двигательным возбуждением с разрушительными действиями, резкой вегетативной реакцией. Характерны последующий сон и амнезия событий, имевших место в период аффекта. Может возникнуть у астенизированных людей, но чаще отмечается у возбудимых психопатов, у больных, перенесших травмы черепа, страдающих церебральным атеросклерозом, гипертонией и пр.

Маленькие ошибки, случайное сокрытие правды - это элементы, которых не хватает в жизни любого ребенка. Таким образом, ребенок может быть заперт и может отказаться от общения или усвоить все эти проблемы и стать депрессивным ребенком. Ребенок не должен видеть школу чем-то чудовищным, но должен видеть это как нечто абсолютно нормальное. Когда он имеет отношения с другими детьми в детском саду или друзьями, которые ходят в школу, он поймет, что он не единственный, кто ходит в школу. Но когда ребенку говорят «готово, завтра закончилось, вы начинаете школу», в сознании ребенка это означает, что он не сможет играть, потому что его мать говорит, что теперь он большой, и это может это была драма, - сказала Клаудия Масюка.

Дифференциация физиологического и патологического аффектов имеет практическое значение при судебно-психиатрической экспертизе.

Страсть - сильное, стойкое и глубокое чувство, захватывающее всего человека и подчиняющее себе основную направленность его мыслей и деятельности.

Классификация нарушений эмоций и чувств

«Если вы преодолеете порог, стимул не принесет вам счастья, а боль». Даже в начальных классах дети перегружены школьной учебной программой. Таким образом, четыре часа в школе, еще три домашних задания для домашней работы могут быть чрезвычайно требовательными для ребенка, который учится как взрослый на работе. К сожалению, румынское образование сосредоточено на производительности. Если у ребенка есть два вопроса для решения, родители позволяют ему решить четыре, чтобы убедиться, что он понимает, хотя этих двух достаточно.

Есть дети, которые посещают школу после школы и остаются на восемь часов, а когда они приходят домой, их родители делают еще две проблемы и, возможно, читают. Этот ребенок преодолевает порог поддержки. Психология говорит, что если вы выйдете за этот порог, стимул не принесет вам счастья, а боль. Родители должны заботиться о том, чтобы их маленький ребенок не чувствовал школу как физическую боль. И если родитель приходит, чтобы заставить своего ребенка, он больше не принимает и становится своего рода роботом.

I. Нарушение силы эмоций.

1. Патологическое усиление:

а) гипертимия,

б) эйфория,

в) гипотимия,

г) экстаз,

д) депрессия,

е) тревога,

ж) гневливость.

2. Патологическое ослабление:

а) паралич эмоций,

б) апатия,

в) эмоциональное уплощение,

г) эмоциональная тупость.

II. Нарушение подвижности эмоций:

Ему нужны перерывы, расслабляющая деятельность, нужно убирать из обучения, - советует психолог. «Давление компьютера ломает классическое чтение». Давление компьютерной науки ломает классическое чтение. В школе участвуют многие виды деятельности, которые они хотят, чтобы дети читали. С основного цикла были организованы более сложные соревнования. Например, в возрасте шести лет вы не можете рассказать ребенку о том, чтобы учиться, а затем вы должны использовать для них привлекательные мотивации.

Если мы зачислим ребенка в конкурс, и он увидит, что его работа ценится, то он начинает нравиться, если нет, это очень трудно понять, а не воспринимать это как новое бремя, новое давление, психолог. Будьте осторожны, чтобы реакции ребенка не развивали фобии.

а) слабодушие (недержание эмоций),

б) лабильность,

в) инертность (застреваемость) эмоциональных переживаний,

г) эксплозивность.

III. Нарушение адекватности эмоций:

а) неадекватность,

б) амбивалентность,

г) дисфории,

д) дистимии,

е) патологический аффект.

Синдромы нарушений эмоций

    Депрессивный (меланхолический) синдром.

    Психологи советуют родителям проявлять большую осторожность в первые годы обучения. Они утверждают, что, даже если, пожалуй, это иронично, существует риск школьной фобии. Есть редкие случаи, но это явление действительно существует и является частью психического и эмоционального расстройства, которому подвергаются все дети. На начальном этапе ребенок может отказаться ходить в школу, обвинять боли в желудке, плохие болезни, которые родители начали воспринимать всерьез. Они могут быть или не быть ложными.

    Реакции могут превратиться в настоящие приступы паники с такими симптомами, как плач, дрожь, головокружение, рвота, сыпь, мигрень, бессонница. Если вы видите, что малыш не адаптируется, обратитесь за помощью к специалисту: психологу, школьному консультанту, учителю. Причина была обнаружена, что вызвало этот страх, - заключила Клаудия Масюка.

    Маниакальный синдром.

    Генерализованное тревожное расстройство.

    Паническое расстройство.

    Фобические расстройства.

Гипертимия - веселое, радостное настроение, сопровождающееся приливом бодрости, прекрасным физическим самочувствием, легкостью в решении проблем. Сопровождается живой, быстро меняющейся мимикой, отражающей картину быстро появляющихся и исчезающих эмоций. Проявление мимических реакций происходит чрезмерно бурно и ярко. Выразительные действия усилены, ускорены, быстро меняются, достигая в ряде случаев маниакального возбуждения.

Ностальгия была расценена как болезнь, приписываемая швейцарцу, видение, которое сохранялось в течение большей части столетия. Симптомы, включая плачущий плач, нерегулярное сердцебиение и анорексию, были приписаны демонам, живущим в среднем мозгу, внезапным изменениям атмосферного давления, которое освобождает хаос от мозга или звук колокола от шеи коров в швейцарских Альпах, которые повреждают барабанные и нервные клетки.

Сегодня мы знаем, что швейцарцы «страдают» от ностальгии, но большинство людей, в большей или меньшей степени. Исследование показывает, что 80% людей ностальгируют не реже одного раза в неделю. Есть основания полагать, что ностальгия может быть плохой для вас, потому что она имеет некоторые негативные компоненты. Ностальгия часто встречается как потеря или стремление к чему-то, чего уже нет. Но исследования показывают, что люди испытывают как тепло, так и положительные эмоции, когда они вспоминают счастливые моменты в своей жизни.

Эйфория - патологически повышенное настроение, нередко возникает вне связи с окружающей действительностью, физическим состоянием самого больного. Обычно отмечается при маниакальных состояниях, а также некоторых тяжелых заболеваниях (туберкулез, болезни сердца). При органических процессах нередко эйфория имеет нелепый, дурашливый характер (мореоподобное и гебефреническое состояние). Входит в структуру маниакальных, маниакально-бредовых, онейроидного, парафренного синдромов, алкогольного, наркотического и токсического опьянения.

Действительно, люди часто считают положительные аспекты ностальгии более мощными, чем отрицательные. Что характеризует ностальгия? Посмотрите на словарь, и вы найдете довольно общее определение ностальгии как сентиментального стремления к прошлому, «чувство меланхолии, вызванное желанием увидеть кого-то или что-то дорогое». Но что значит быть ностальгическим? Некоторые исследования изучали этот вопрос, широко описывая ностальгию по тому, как это ощущалось участниками исследования.

Результаты ностальгических повествований сосредоточились на впечатляющих или личных жизненных событиях, которые были близки к близким людям. Семейные праздники, поездки с друзьями, свадьбы, выпускные вечера, вечеринки по случаю дня рождения и семейные сборы в праздничные дни являются примерами ценного опыта, который люди оживают, когда они ностальгируют. Кроме того, было обнаружено, что слова положительных эмоций и, в меньшей степени, были связаны с отрицательными эмоциями. Ностальгические воспоминания - счастливые воспоминания.

Мория характеризуется сочетанием подъема настроения с расторможенностью влечения, дурашливостью, плоскими нелепыми шутками, иногда на фоне обнубиляции сознания. Наблюдается чаще при поражении лобных долей мозга.

Гипотимию отличают сниженное настроение, переживание подавленности, тоскливости, безысходности. Внимание зафиксировано только на отрицательных событиях, настоящее, прошлое и будущее воспринимаются только в мрачных тонах.

Ностальгия повышает самооценку и восприятие значения жизни. Поскольку это позволяет людям переживать жизненные переживания, которые они ценят, ностальгия стимулирует хорошее мнение о себе и способствует ощущению, что жизнь полна смысла и цели. Но что заставляет людей становиться ностальгическими?

В эксперименте участникам было предложено указать ситуации или опыт, которые, как правило, заставляют их чувствовать себя ностальгическими. Социальное взаимодействие, сенсорные стимулы и материальные объекты часто вызывают ностальгические чувства. Принимая во внимание эти вещи, отрицательное состояние человека кажется наиболее распространенной причиной ностальгии, и в этой широкой категории одиночество было самой распространенной негативной эмоцией самого себя. Эти данные свидетельствуют о том, что ностальгия вызвана чувствами, которые можно рассматривать как психологическую угрозу.

Депрессия - патологически подавленное, меланхолическое, тоскливое настроение, сопровождающееся глубокой печалью, унынием, нередко различными физическими тягостными ощущениями, чувством стеснения, тяжестью в области сердца (предсердечная тоска). Наблюдается при депрессивной фазе маниакально-депрессивного психоза, пресенильном психозе, реактивных психозах, шизофрении. В ряде случаев больные утрачивают чувства, становятся безразличными к людям и событиям, которые раньше вызывали у них выраженные эмоции. Такое отсутствие привычных эмоций вызывает мучительное чувство опустошенности, тяжело переживается больными, вызывает у них подавленное настроение - болезненная анестезия психики, наблюдающаяся при маниакально-депрессивном психозе, инволюционной депрессии, циркулярной форме шизофрении. Иногда мучительное чувство безысходной тоски сопровождается возбуждением (ажитированная депрессия).

Исследователи снова обратили внимание на экспериментальные методы изучения причин ностальгии. В частности, они считали, что негативные состояния, одиночество и отсутствие смысла будут потенциальными пусками ностальгии. Это объяснялось таким образом из-за психологических функций, которыми служит ностальгия. Как мы говорили ранее, ностальгия улучшает позитивные состояния, восприятие смысла жизни и чувство связи с другими.

Тем не менее, люди, естественно, могут вернуться к ностальгии, если их положительное состояние находится под угрозой, ощущение жизни подорвано или ощущение социальной связи скомпрометировано. Проведенные эксперименты поддерживали эти предпосылки. В исследовании, проведенном д-ром А. статья вызвала у участников положительное состояние, вторая - отрицательное состояние, а третье - нейтральное. Затем все участники заполнили вопросник, который количественно оценивает степень ностальгии в то время.

Тревога - переживание внутреннего беспокойства, ожидание неприятности, беды, катастрофы. Чувство тревоги может сопровождаться двигательным беспокойством, вегетативными реакциями. Тревога может перерасти в панику, при которой больные мечутся, не находят себе места или застывают в ужасе, ожидая катастрофы. Входит в структуру невротических, тревожно-депрессивных, острых бредовых, аффективно-бредовых синдромов и синдромов помрачения сознания.

В другом исследовании участники экспериментальной группы подвергались стимулам, которые заставляли их чувствовать себя одинокими. В частности, они заполнили вопросник личности, а затем получили ложную обратную связь, например, интерпретацию ответов, чтобы указать на высокий уровень безопасности. Участникам контрольной группы были предложены отзывы, в которых говорилось, что они не имеют высокой степени одиночества. Еще раз, все участники исследования достигли уровня ностальгии. Участники отчета о стимуляции одиночества сообщили, что они были гораздо более ностальгическими, чем участники контрольной группы, которые не пользовались вмешательством ностальгических факторов.

Гневливость - высшая степень раздражительности, злобности, недовольства окружающими со склонностью к агрессии, разрушительным действиям. Входит в структуру дисфории, сумеречных состояний сознания, психорганического синдрома.

Апатия - ослабление эмоций, болезненно переживаемые безучастность и безразличие к окружающему и своему поведению. Больные не интересуются окружающим, не высказывают никаких желаний. Обычно сочетается с резким падением психической, волевой активности. Может наблюдаться при интоксикациях, после травм черепа, инфекционных заболеваний.

В другом исследовании некоторые участники читали философское эссе о недостатке космической важности человеческой жизни, в то время как другие участники читали философское эссе, которое не имело прямой связи с тем, как воспринимается смысл. Затем измеряли степень ностальгии. Участники в определенных условиях угроз сообщили о значительно более ностальгических чувствах, чем в контрольной группе. Короче говоря, ситуации, которые вызывают отрицательные эмоции, чувства одиночества и восприятие бессмысленности, вызывают у людей ностальгическое состояние.

Эмоциональное уплощение - утрата тонких дифференцированных эмоциональных реакций: исчезает деликатность, способность сопереживать. Больные становятся назойливыми, бесцеремонными. Наблюдается при алкоголизме, наркоманиях.

Эмоциональная тупость - стойкое и полное безразличие, особенно к страданиям других людей. Ослабление эмоциональных проявлений касается как высших, так и низших эмоций, связанных с инстинктами. Такие больные равнодушны к болезни, они не переживают по поводу болезни и смерти родителей, детей. Характерна для шизофрении.

Паралич эмоций - чувство полной опустошенности, безразличия, возникающее при действии внезапных тяжелых психических травм. Обычно носит кратковременный характер.

Лабильность эмоций - легкая смена эмоций, быстрый переход от одной эмоции к другой, сочетается со значительной выраженностью эмоциональных реакций. Обычно наблюдается при истерической психопатии.

Слабодушие, эмоциональная слабость проявляется неустойчивостью настроения, «недержанием» эмоций, когда ослабевает способность человека управлять своими чувствами. Особенно трудно больным сдержать слезы в минуты умиления, сентиментального настроения. Колебания настроения, переход от отрицательных к положительным эмоциям, и наоборот, совершается под влиянием незначительных поводов, что свидетельствует о повышенной эмоциональной чувствительности. Наблюдается при состоянии астении, в период реконвалесценции после соматических болезней, черепно-мозговых травм, в начальной стадии сифилиса мозга, прогрессивного паралича, но особенно часто при церебральном атеросклерозе.

Тугоподвижность (инертность, ригидность) характеризуется длительным застреванием на одной эмоции, повод для которой уже исчез. Входит в структуру эпилептических изменений личности, психорганического синдрома.

Эксплозивность (англ. ехр losive - вспыльчивость) - недержание аффекта. Обнаруживается при дисфориях и выражается сильными, неадекватными поводу, их вызвавшему, эмоциональными, а иногда и двигательными реакциями.

Неадекватность эмоций - несоответствие эмоциональных реакций внешним ситуациям, их вызвавшим, или высказываниям самого больного. Чаще всего наблюдается при шизофрении.

Амбивалентность - возникновение к одному и тому же объекту одновременно двух противоположных чувств (например, любви и ненависти). Обычно наблюдается при шизофрении.

Фобии - навязчивые страхи, характеризующиеся критическим отношением больного к ним, стремлением от них избавиться (например: навязчивый страх высоты, открытого пространства, страх заражения и пр.). Чаще наблюдается при прочих навязчивых состояниях (мысли, влечения, действия) у больного неврозом навязчивости, иногда в начальных стадиях атеросклероза, при шизофрении.

Разновидности навязчивых страхов (фобий)

Агорафобия - навязчивая боязнь площадей, широких улиц.

Аэрофобия - навязчивый страх движущегося воздуха.

Акарофобия - навязчивый страх заболеть чесоткой.

Алгофобия - навязчивый страх боли.

Астрофобия - навязчивый страх грома, молнии.

Вертигофобия - навязчивый страх головокружения.

Вомитофобия - навязчивый страх рвоты.

Гематофобия - навязчивый страх крови.

Гидрофобия - навязчивый страх воды.

Гинекофобия - навязчивый страх женщин.

Клаустрофобия - навязчивый страх тесноты, маленьких помещений.

Никтофобия - навязчивый страх темноты.

Нозофобия - навязчивая боязнь болезни.

Канцерофобия - навязчивый страх заболеть раковой опухолью.

Сифилофобия - навязчивый страх заболеть сифилисом.

Спидофобия - навязчивый страх заболеть спидом.

Радиофобия - навязчивый страх заболеть болезнью, связанной с воздействием радиации.

Оксифобия - навязчивая боязнь острых предметов.

Октофобия - навязчивый страх пищи.

Танатофобия - навязчивый страх смерти.

Фобофобия - навязчивый страх страха.

Дистимия - кратковременное (в течение нескольких часов или дней) расстройство настроения в виде депрессивно-тревожного с гневливостью, недовольством, раздражительностью.

Дисфория - внезапно возникающее, немотивированное расстройство эмоций, характеризующееся напряженным тоскливо-злобным настроением с выраженной раздражительностью и склонностью к аффектам гнева с агрессией. Наиболее часто отмечается при эпилепсии, наблюдается также при органических заболеваниях нервной системы и психопатии возбудимого типа. Нарушения эмоций сопровождаются изменениями мимики и выразительных движений.

Гипермимия - проявление мимических реакций утрированно, бурно и ярко. Выразительные движения усилены, ускорены, быстро меняются.

Амимия, гипомимия - обеднение мимики, застывшее выражение лица. Выразительные движения замедлены.

Парамимия - неадекватность мимики и выразительных действий ситуации. В одних случаях это проявляется улыбкой на похоронах, слезами и гримасами, плачем при торжественных и приятных событиях. В других случаях мимические реакции не соответствуют каким-либо переживаниям - это различные гримасы. Например, больной зажмуривает глаза и открывает рот, морщит лоб, надувает щеки и т. д.

Синдромы эмоциональных расстройств

Наиболее частыми являются синдромы депрессивный и маниакальный, для которых характерна триада, состоящая из расстройств настроения, двигательных нарушений и изменений течения ассоциативных процессов. Характерны также нарушения внимания, сна, аппетита.

Депрессивный синдром характеризуется депрессивной триадой: подавленным, грустным, тоскливым настроением, замедлением мышления и двигательной заторможенностью. Выраженность указанных расстройств различна. Диапазон гипотимических расстройств велик - от легкой подавленности, грусти, депримированости до глубокой тоски, при которой больные испытывают тяжесть, боль в груди, бесперспективность, никчемность существования. Все воспринимается в мрачных красках - настоящее, будущее, прошлое. Тоска в ряде случаев воспринимается не только как душевная боль, но и как тягостное физическое ощущение в области сердца, в груди «предсердечная тоска».

Замедление ассоциативного процесса проявляется в обеднении мышления, мыслей мало, они текут медленно, прикованы к неприятным событиям: болезни, идеям самообвинения. Никакие приятные события не могут изменить направленности мыслей. Ответы на вопросы у таких больных носят односложный характер, между вопросом и ответом часто длительные паузы.

Двигательная заторможенность проявляется в замедлении движений речи - речь тихая, медленная, мимика скорбная, движения замедлены, однообразны, больные подолгу могут оставаться в одной позе. В ряде случаев двигательная заторможенность достигает полной обездвиженности (депрессивный ступор).

Для психотического варианта депрессивного синдрома характерны бредовые идеи самообвинения, самоуничижения, греховности; виновности, которые тоже могут приводить к мысли о самоубийстве.

Депрессивный синдром обычно сопровождается выраженными вегетативно-соматическими нарушениями: тахикардией, неприятными ощущениями в области сердца, колебаниями артериального давления с тенденцией к гипертензии, нарушениями со стороны желудочно-кишечного тракта, потерей аппетита, снижением массы тела, упорными запорами, эндокринными расстройствами.

В последние годы нередко врачи обнаруживают у больных так называемые «скрытые», «маскированные» депрессии, при которых эмоциональный компонент депрессивного синдрома выражен незначительно, а превалируют сомато-вегетативные нарушения. «Маски депрессии» могут иметь различные клинические формы:

    «Маски» в форме психопатологических рас стройств; тревожно-фобические (генерализованное тревожное расстройство, тревожные сомнения, панические атаки, агорафобия), обсессивно-компульсивные (навязчивости), ипохондрические, неврастенические.

    «Маски» в форме нарушения биологического рит ма: бессонница, гиперсомния.

    «Маски» в форме вегетативных, соматизирован ных и эндокринных расстройств: синдром вегето-сосудистой дистонии, головокружение, функциональные нарушения внутренних органов (синдром гипервентиляции, кардионевроз, синдром раздраженной толстой кишки и др.), нейродермит, кожный зуд, анорексия, булимия, импотенция, нарушения менструального цикла.

    «Маски» в форме алгий: цефалгии, кардиалгии, абдоминалгии, фибромиалгии, невралгии (тройничного, лицевого нервов, межреберная невралгия, пояснично-крестцовый радикулит), спондилоалгии, псевдоревматические арталгии.

    «Маски» в форме патохарактерологических рас стройств: расстройства влечений (дипсомания, наркомания, токсикомания), антисоциальное поведение (импульсивность, конфликтность, вспышки агрессии), истерические реакции.

При диагностике «скрытых депрессий» необходимо учитывать следующие их признаки:

    Субъективно неприятные переживания наиболее выражены утром.

    Полиморфизм, неопределенность, обилие упорных сомато-вегетативных жалоб, не укладывающихся в рамки определенной болезни.

    Расстройство витальных функций (сна, аппетита, месячных, потенции, потеря веса).

    Периодичность расстройств, спонтанность их возникновения и исчезновения.

    Сезонность - чаще весной и осенью.

    При различных методах исследования не выявляется конкретного соматического заболевания.

    Отсутствие эффекта от соматической терапии.

    Больной длительно, упорно и безрезультатно лечится у врачей различных специальностей, и, несмотря на неудачи в лечении, продолжает посещать врачей.

Наблюдается маскированная депрессия в различных вариантах при депрессивной фазе маниакально-депрессивного психоза, пресенильных и реактивных депрессиях, шизофрении, соматогенных психозах (в сочетании с астенией, тревогой, тоской).

Маниакальный синдром характеризуется маниакальной триадой: эйфорией (неадекватно повышенным настроением), ускорением ассоциативных процессов и двигательным возбуждением со стремлением к деятельности.

Для маниакального синдрома характерна отвлекаемость, в связи с чем больные не могут довести начатое дело до конца, последовательно изложить о себе анамнестические сведения. Несмотря на то, что больной говорит без умолку и охотно беседует с врачом, беседа эта непродуктивна, так как больной отвлекается на различные внешние события или возникающие у него ассоциации, носящие обычно поверхностный характер.

Больные в маниакальном состоянии зачастую не предъявляют соматических жалоб, испытывая не только «душевный подъем», но и прилив физических сил. В этом состоянии они склонны переоценивать свои способности и возможности.

Половое влечение часто усилено, больные легко вступают в контакты, заводят сексуальные связи, женятся, дают необоснованные обещания.

Легкие варианты маниакальных состояний принято называть гипоманиями.

Различные варианты маниакального синдрома встречаются при маниакально-депрессивном психозе, а также шизофрении, затяжных симптоматических психозах, после черепно-мозговых травм, при прогрессивном параличе, острых интоксикациях.

Генерализованное тревожное расстройство проявляется жалобами на внутреннее напряжение, тревогу, предчувствие грозящей беды, не связанные с какими-то определенными обстоятельствами. Характерны беспокойство и непоседливость, трудности сосредоточения, мышечное напряжение, дрожь, разнообразные вегетативные нарушения.

Паническое расстройство - эпизодическая пароксизмальная тревога, возникающая внезапно, преимущественно в ночное время, приступы мучительной тревоги со страхом смерти, ощущением нехватки воздуха, тахикардией, подташниванием, чувством онемения конечностей, жара или холода, холодным потом, продолжающиеся до часа и более.

Фобические расстройства - периодически возникающие приступы страха, имеющего конкретно-чувственное содержание: внезапную остановку сердца, потерю сознания, несчастный случай и пр., в которых проявляется психологическая защита от неосознаваемого больным конфликта личности. Приступы бывают приурочены к определенной ситуации: пребывание в одиночестве, в замкнутом пространстве, в толпе народа, при переходе улицы, при поездке в общественном транспорте и т. п., но редко возникают в медицинском учреждении, в присутствии врача. Сопровождаются вегетативными симптомами.

Социальные фобии связаны с боязнью попасть в неловкую ситуацию перед другими людьми: покраснеть, показаться смешным, в связи с чем больной избегает многолюдных мест, публичных выступлений и т. д.

Сравнительно-возрастные особенности маниакаль ного синдрома

К признакам маниакальных состояний у детей относят расторможенность влечений, неустойчивость настроения.

У детей в дошкольном и младшем школьном возрасте можно думать о гипоманиакальном состоянии только в тех случаях, когда приподнятое настроение с эйфорией и грубыми нарушениями поведения продолжается длительное время. В этом возрасте гипомания может проявляться в двигательной расторможенности, суетливости, непослушании, упрямстве, многоречивости.

В младшем пубертатном и пубертатном возрасте эйфорическое настроение бывает при маниакальном состоянии достаточно отчетливым, но ведущими остаются нарушения поведения. Больные двигательно активны, агрессивны, драчливы, сексуально расторможены, прожорливы.

У старших подростков маниакальные состояния подобны расстройствам, наблюдаемым у взрослых.

В пожилом возрасте маниакальный синдром отличается однообразием, монотонностью, преобладает эйфоричный аффект с беспечностью над веселым, приподнятым настроением. На фоне повышенного настроения могут возникать слабодушные реакции.

Пожилые больные в маниакальном состоянии обычно малопродуктивны, круг ассоциаций сравнительно беден, часто наблюдается обстоятельность, склонность к детализации.

Вместо живости и остроумия отмечается склонность к плоским шуткам, поверхностным суждениям, построению нелепых планов. Вместо стремления к деятельности наблюдается бесцельная суетливость, усиливающаяся к вечеру и по ночам.

Больные чаше бывают неряшливыми, не следят за костюмом, волосы бывают всклокочены, карманы набиты мусором, объедками пищи.

В этом возрасте часто наблюдается несоответствие между малой подвижностью и речевым возбуждением.

Методы исследования эмоций

Учитываются субъективный отчет больного о его настроении, наблюдение за его мимикой и пантомимикой, состояние вегетативных функций. Следует обратить внимание на качество сна, аппетита, величину зрачков, влажность кожи и слизистых, частоту пульса, величину АД. Кроме клинического обследования, используются экспериментально-психологические методы (ТАТ, метод Роршаха, Розенцвейга и др.).

Сравнительно-возрастные особенности депрессивн ого синдрома

У детей дошкольного возраста депрессии проявляются вегета­тивными и двигательными нарушениями, так как этому возрасту свойственны именно эти формы реагирования.

В более раннем возрасте депрессии проявляются вялостью, двигательным беспокойством, нарушением аппетита, потерей массы тела, нарушением ритма сна.

Депрессивные состояния могут возникнуть при эмоциональной депрессии, лишении ребенка контакта с матерью. Такие состояния чаще обозначаются как «анаклитическая депрессия», возникающая у детей в возрасте 6-12 мес., разлученных с матерью и находящихся в плохих условиях существования. Проявляется адинамией, анорексией, снижением или исчезновением реакции на внешние раздражители, задержкой развития психики и моторики.

У детей раннего возраста выделяют адинамическую и тревож­ную депрессии. Адинамическая депрессия проявляется вялостью, медлительностью, монотонностью, безрадостным настроением, тревожная - плаксивостью, капризностью, негативизмом, двига­тельным беспокойством.

В дошкольном возрасте преобладают вегетативные и двигательные расстройства, но внешний вид детей свидетельствует о пониженном настроении: страдальческое выражение лица, позы, тихий голос. В этом возрасте отмечаются суточные колебания в самочувствии, появляются ипохондрические жалобы на неприят­ные ощущения в различных частях тела.

У детей младшего дошкольного возраста на первый план выступают нарушения поведения: вялость, замкнутость, потеря интереса к играм, трудности в усвоении школьного материала. У неко­торых детей наблюдаются раздражительность, обидчивость, склонность к агрессии, прогулы школы. Жалоб на тоску у детей выявить не удается. Могут наблюдаться «психосоматические эк­виваленты» - энурез, снижение аппетита, похудание, запоры.

В пубертатном возрасте уже обнаруживается депрессивный эффект, сочетающийся с выраженными вегетативными расстройствами: головными болями, нарушениями сна, аппетита, запорами, стойкими ипохондрическими жалобами. У мальчиков часто преобладает раздражительность, у девочек - подавленность, слезливость, вялость.

Особенности депрессивных синдромов позднего возраста связа­ны с изменениями психической деятельности человека и обуслов­лены биологическими процессами возрастной инволюции. Для де­прессий позднего возраста характерна своеобразная «сниженность и измельчание» расстройств, отсутствие депрессивной самооценки и депрессивной переоценки прошлого (прошлое воспринимается чаще как благополучное и счастливое), преобладание опасений за здоровье, страх перед материальными затруднениями. Это отражает возрастную «переоценку ценностей».

В позднем возрасте выделяют депрессии простые с заторможенностью и тревожные. Простые депрессии с возрастом встречаются реже, и увеличивается число тревожно-ипохондрических и тревожно-бредовых состояний. Наибольшее число депрессивных состояний с тревогой приходится на возраст 60-69 лет.

При всех вариантах депрессивных состояний наблюдаются нарушения сна, аппетита, изменения массы тела, запоры и т.д.

Часто больные с депрессией в позднем возрасте испытывают «чувство собственной измененности», однако у пожилых людей жалобы обычно касаются соматической измененности.

Признаки психической анестезии чаще наблюдаются у лиц, заболевших до 50 лет, по сравнению с больными более позднего возраста.

Выраженная двигательная заторможенность не характерна для депрессивных состояний позднего возраста, депрессивные ступорозные состояния почти не встречаются. Тревожно-ажитированные депрессии наблюдаются как в инволюционном, так и в позднем возрасте.

У больных в позднем возрасте большое место в клинической картине депрессий занимают ипохондрические расстройства, однако чаще, чем ипохондрический бред (синдром Котара), наблюдаются тревожные опасения ипохондрического содержания или фиксация на различных соматических жалобах.

Нарушения эффекторно- волевой сферы .

Эффекторно-волевая сфера - сложная психическая функция, осуществляющая целенаправленную деятельность человека в соответствии с определенными мотивами, обусловленными внутренними потребностями и требованиями окружающей среды. Она состоит из двух основных компонентов: а) эффекторно го, или двигательного (простые и сложные движения, действия и поступки) и б) волевого (способность к сознательному и целенаправленному регулированию человеком своей деятельности и поступков).

Побудительным мотивом к эффекторно-волевой деятельности у человека являются потребности: низшие, инстинктивные в виде потребности в пище и т. д. (инстинктивные влечения - пищевое, половое, самосохранения), и высшие, социально обусловленные в виде потребности в труде, самосовершенствовании и т.д. (высшие влечения).

Классификация целенаправленной деятельности

    Произвольные или сложные волевые действия.

    Автоматизированные действия.

Классификация инстинктивных влечений (инстинктов)

  1. Самосохранения.

Инстинкт - это сложнейший цепной безусловный рефлекс, направленный на удовлетворение биологических потребностей организма (пищевых, половых, самосохранения). Он может включать более простые движения, имеющие непроизвольный характер.

Произвольные действия - осознанные, целенаправленные волевые действия, основанные на прошлом опыте и направленные на приспособление человека к окружающей среде, на достижение сознательно поставленной цели.

Автоматизированные действия - простые и сложные двигательные акты, произвольные по происхождению, но в процессе тренировки приобретшие автоматизированный, не контролируемый сознанием характер.

Расстройства эффекторно-волевой сферы

Расстройства эффекторно-волевой сферы в виде патологического усиления, ослабления или извращения отдельных ее компонентов (двигательных и волевых) могут проявляться не только в нарушениях отдельных двигательных функций, но и сложных поведенческих реакций, основанных на инстинктивных и высших влечениях.

Классификация эффекторно-волевых расстройств

I. Расстройства влечений.

1. Расстройства пищевых влечений:

а) усиление (булимия, полифагия),

б) ослабление (анорексия),

в) полидипсия,

г) извращение - парорексия (копрофагия).

2. Расстройства инстинкта самосохранения:

а) усиление (активно-оборонительная форма - агрессивность и т. п., пассивно-оборонительная - "мнимая смерть" и т. п.),

б) ослабление (суицидальные поступки),

в) извращения (самоистязание).

3. Расстройства половых влечений:

а) усиление (гиперсексуальность - сатириазис, нимфомания),

б) ослабление (гипосексуальность, фригидность),

в) извращение (нарциссизм, эксгибиционизм, вуайеризм, транссексуализм, трансвестизм, онанизм, фетишизм, садизм, мазохизм, педофилия, геронтофилия, гомосексуализм и др.).

    Навязчивые действия.

    Насильственные действия.

    Импульсивные действия.

II. Расстройства волевых побуждений.

    Гипербулия.

    Гипобулия.

  1. Парабулия.

    Амбитендентность.

III. Нарушения внимания.

    Отвлекаемость.

    Прикованность.

    Истощаемость.

IV. Психомоторные расстройства:

1. Симптомы с затруднением двигательной активности:

а) каталепсия,

б) симптом капюшона,

в) пассивно-подчиняемое состояние,

г) негативизм,

д) мутизм,

е) специфические расстройства развития школьных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия, акалькулия, диспраксия).

2. Симптомы с возбуждением и неадекватностью двигательной активности:

а) гиперкинетические расстройства,

б) импульсивность,

в) стереотипии,

г) эхопраксия,

д) вербигерация,

е) миморечь.

V. Синдромы двигательных расстройств.

1. Ступор:

а) кататонический,

б) депрессивный,

в) апатический,

г) психогенный.

2. Возбуждение:

а) кататоническое,

б) маниакальное,

в) гебефреническое,

г) галлюцинаторно-бредовое,

д) при расстройствах сознания.

    Кататонический синдром.

    Гебефренический синдром.

    Апатико-абулический синдром.

Булимия и полифагия - результат болезненного усиления пищевого инстинкта (влечения), характеризующийся постоянным, непреодолимым влечением к пище, прожорливостью и отсутствием чувства насыщения. Наблюдается при органических поражениях головного мозга, эндокринных нарушениях.

Анорексия - болезненное угнетение пищевого инстинкта (влечения), выражающееся в отсутствии аппетита или отвращении к пище. Может иметь психогенное происхождение (психогенная анорексия). Следует дифференцировать с отказом от пищи из-за галлюцинаций или по бредовым мотивам. Анорексия наблюдается при депрессивных, тяжелых астенических состояниях и при ряде эндокринных расстройств. При анорексии приходится прибегать к искусственному кормлению больных. При кататоническом ступоре можно использовать симптом активного негативизма у больного, забирая у него тарелку с едой. При активном сопротивлении кормлению можно проводить медикаментозное (кофеин-барбамиловое) растормаживание.

В ряде случаев применяют искусственное кормление через зонд, вводимый в желудок через нос (чтобы избежать прикуса зубами).

Полидипсия - неукротимая жажда, повышенное потребление жидкости. Характерна для эндокринных заболеваний.

Извращение пищевого инстинкта (влечения) выражается в поедании несъедобных веществ (земли, известки, кала и т. п.). Наблюдается преимущественно при шизофрении, органических поражениях головного мозга.

Усиление инстинкта самосохранения может проявляться в основном в двух противоположных фазах: а) пассивно-оборонительной (стремление к уходу от опасных и сложных ситуаций, от ответственных решений, робость, нерешительность, трусливость, реакции «мнимой смерти» и т.п.) и б) активно-оборонительной (реакции протеста, различные виды агрессии и т.п.). Наблюдается в сложных формах поведения при психопатиях, неврозах и других болезненных состояниях.

Ослабление инстинкта самосохранения проявляется в снижении интереса, безразличии к своей жизни и суицидных поступках (особенно при сочетании с депрессивным аффектом). Наблюдается при психопатии, психогенных заболеваниях, шизофрении, маниакально-депрессивном психозе и др.

Извращение инстинкта самосохранения проявляется в актах самоистязания, нанесении себе различных увечий, проглатывании металлических и других предметов и т. д. Наблюдается при шизофрении, органических поражениях головного мозга, психопатиях и т. п.

Гиперсексуальность - повышение сексуального влечения с соответствующим поведением, иногда приобретающим характер сексуальной распущенности (у мужчин - сатириазис, у женщин - нимфомания).

Гипосексуальность - понижение сексуального влечения (у мужчин - некоторые формы импотенции, у женщин - фригидность) с отсутствием сексуальных чувств к лицам противоположного пола. Может быть различного происхождения (психогенного и эндокринно-органического).

Сексуальные перверзии (извращения) - нарушения полового инстинкта, проявляющиеся в извращении направленности или форм его проявления. Наблюдается при олигофрении, деменциях, психопатии и ряде других болезненных состояний, нередко их проявления приводят к сексуальным правонарушениям.

Разновидности сексуальных извращений:

а) нарциссизм - получение полового удовлетворения посредством самолюбования, любования собственным обнаженным телом;

б) эксгибиционизм - получение полового удовлетворения при обнажении своих половых органов и иногда мастурбации в присутствии лиц противоположного пола;

в) онанизм (мастурбация) - половое самоудовлетворение посредством мастурбации (раздражения своих половых органов);

г) фетишизм - получение полового удовлетворения при любовании фетишем (предметом туалета особ противоположного пола и т. п.), иногда в совокупности с мастурбацией;

д) садизм - получение полового удовлетворения при истязании полового партнера;

е) мазохизм - противоположное явление (половое удовлетворение при получении болевых раздражений со стороны партнера);

ж) педофилия - половое влечение (и удовлетворение его) к детям, геронтофилия - то же по отношению к старикам, некрофилия - влечение к трупам, зоо филия - к животным;

з) гомосексуализм - влечение и удовлетворение его с лицами того же пола;

и) транссексуализм - нарушение половой идентификации, постоянное ощущение неадекватности своего пола и активное стремление его изменить;

к) трансвестизм - патологически стойкое стремление носить одежду, прическу, играть роль человека другого пола, при этом не имея стремления к анатомическому изменению своего пола, желания избавиться от первичных и вторичных половых признаков;

л) вуайеризм - влечение к разглядыванию чужих половых органов и подсматривание за половыми сношениями между другими.

Навязчивые действия и влечения - внезапно появляющиеся влечения и действия, чуждые содержанию сознания в данный момент, с критическим отношением к ним и стремлением от них избавиться. Часто имеют контрастный характер, проявляются в стремлении осуществить то, что в данный момент недопустимо. Входят в структуру синдрома навязчивых состояний. Отмечаются при неврозе навязчивых состояний, церебральном атеросклерозе, шизофрении.

Насильственные действия - движения или поступки, возникающие помимо воли, независимо от личности; осуществляются без борьбы мотивов, с чувством их насильственности, чуждости.

Импульсивные действия - внезапные, внешне не мотивированные, неосмысленные действия и поступки. К ним относятся:

а) дромомания - периодически возникающее стремление к перемене мест, бродяжничеству;

б) клептомания - периодическое влечение к немотивированному воровству, хищению;

в) пиромания - неотвратимое стремление к поджогам;

г) патологическая склонность к азартным играм;

д) трихотилломания - патологическое стремление к вырыванию собственных волос;

е) дипсомания - неудержимое влечение к спиртным напиткам;

ж) наркомания - неудержимое влечение к наркотикам.

Парабулия - извращение волевой активности, сопровождающееся соответствующей деятельностью, негативизмом, ипмульсивностью, вычурностью в связи с имеющимися у больного психотическими симптомами: бредом, галлюцинациями и др.

Амбитендентность - двоякая, противоречивая реакция на один раздражитель, двойственность поступков, действий, движений.

Гипербулия - патологически усиленное стремление к деятельности (общее - при гипоманиакальных и маниакальных состояниях, одностороннее - у наркоманов, при параноидных и паранойяльных состояниях).

Гипобулия и абулия - болезненное снижение или полное отсутствие побуждения к деятельности. Наблюдается при апатико-абулическом синдроме различного генеза (шизофрении, тяжелых травмах и т. д.).

Отвлекаемость внимания - невозможность сосредоточиться на одном виде занятий и объектов, иногда в сочетании с повышенным вниманием к несущественному.

Прикованность внимания - снижение переключаемости внимания, зацикливание на одних и тех же мыслях, желаниях. Характерно для депрессий, больные не могут переключиться на мысли, события, не соответствующие их переживаниям.

Истощаемость внимания - когда больные в начале беседы адекватны, но быстро устают, их ответы становятся менее продуктивными.

Каталепсия - повышение мышечного тонуса, создающее способность длительное время сохранять приданную позу.

Симптом капюшона - больной лежит или сидит неподвижно, натянув на голову халат, простыню, оставив открытым лицо.

Пассивная подчиняемость - при обычном тонусе мышц больной не сопротивляется изменениям положения его тела, позы, конечностей.

Негативизм - сопротивление больного просьбам окружающих. При пассивном негативизме больной просто не выполняет инструкцию, при активном - совершает действие, противоположное инструкции.

Мутизм - отсутствие речи при сохранности речевого аппарата.

Дислексия - трудности в узнавании слов и понимании написанной речи.

Дисграфия - изолированное расстройство правописания. В письменной речи много грамматических и стилистических ошибок, много зачеркиваний и переписываний текста.

Дискалькулия, акалькулия - трудности в выполнении простейших арифметических операций, использовании математических терминов, распознавании цифр, математических символов.

Диспраксия - расстройство развития двигательных функций (неловкость, неуклюжесть движений, тонкой моторики, трудно застегивать одежду, брать и не ронять предметы, дети часто падают при ходьбе).

Гиперкинетические расстройства - встречаются чаще у мальчиков в препубертатном возрасте. Основные признаки:

    нарушение внимания (не в состоянии выполнить любое задание без ошибок, довести начатую работу до конца, организовать свою работу, выслушать замечания старших, отказ от работы, требующей усидчивости);

    гиперреактивность (машут руками, ногами, часто вертятся на сиденьях, подолгу не могут оставаться на одном месте, бегают, шумят, не реагируют на замечания);

    импульсивность - проявляется в нарушении дисциплины, так как ребенок не в состоянии предвидеть последствия своих поступков. Дети часто агрессивны. Отвечают на вопрос не дослушав его, не могут дождаться своей очереди в играх, вмешиваются в разговор или игру других детей, излишне многословны, непослушны.

Стереотипия - многократное повторение одних и тех же движений.

Эхопраксия - повторение жестов, движений окружающих.

Эхолалия - повторение слов и фраз окружающих.

Вербигерация - повторение одних и тех же слов.

Миморечь - ответы больного не соответствуют по смыслу задаваемым вопросам.

Общее психомоторное возбуждение - состояние патологического двигательного возбуждения, сопровождающееся расстройствами мышления, эмоций и других психических функций.

Маниакальное возбуждение - повышенная двигательная активность, стремление к целенаправленной деятельности, сопровождающееся эйфорией, ускоренным, поверхностным мышлением. Деятельность и мышление не продуктивны из-за неустойчивости внимания. Характерно для маниакального синдрома.

Гебефреническое возбуждение - повышенная двигательная активность в виде нецеленаправленных, вычурных, нелепых движений в сочетании с дурашливостью и разорванностью мышления (гебефренический синдром). Наблюдается преимущественно при шизофрении.

Кататоническое возбуждение - бессмысленные, нецеленаправленные движения, иногда импульсивное возбуждение с немотивированной агрессией; сопровождается стереотипиями (стереотипными «гиперкинезами»), эхопраксиями (повторениями движений окружающих), эхолалиями (повторениями слов окружающих) и амбитендентностью (двойственность поступков, действий, движений). Наблюдается преимущественно при шизофрении.

Психомоторное возбуждение при состояниях на рушенного сознания - состояния повышенной двигательной активности, имеющей характер:

    сложных автоматических и инстинктивных движений (при трансе и сомнамбулизме),

    сложных действий и поступков, определяемых галлюцинаторными и бредовыми переживаниями (при делириозных и других синдромах),

    хаотического подкоркового возбуждения (при глубоком помрачении сознания).

Различные виды психомоторного возбуждения требуют неотложной помощи. С целью купирования возбуждения внутримышечно вводят нейролептики (аминазин - 2,5% 2,0-3,0 мл; тизерцин 2,5% 2,0-3,0 мл; галоперидол 0,5% 1-2 мл). Введение больших доз аминазина и тизерцина может резко снизить АД и вызвать коллапс, с целью его предупреждения одновременно вводят кордиамин. Побочным действием галоперидола является нейролептический паркинсонизм, с целью профилактики которого необходимо назначать антипаркинсонические средства (циклодол, норакин, тремблекс и др.).

Общая психомоторная заторможенность - патологическая двигательная заторможенность с замедлением темпа течения всех психических функций (мышления, речи и др.). Входит в структуру депрессивного, апатико-абулического и астенического синдромов.

Ступор - состояние обездвиженности, возникающее в результате торможения двигательных функций.

Кататонический ступор - полная или частичная обездвиженность, сопровождающаяся пассивным или активным негативизмом, мутизмом. В некоторых случаях больные сохраняют приданную позу (восковая гибкость, каталепсия), длительно удерживают голову над подушкой («воздушная подушка»). Входит в структуру кататонического синдрома, чаще встречается при шизофрении.

Депрессивный ступор - состояние обездвиженности, сопровождающееся замедлением речи, чувством тоски, иногда тревоги и страха, застывшей страдальческой мимикой, идеями самообвинения и самоуничижения. Входит в структуру депрессивного синдрома.

Апатический ступор - обездвиженность, эмоциональная тупость, полное безразличие, наблюдающиеся при органических заболеваниях головного мозга (поражении лобных долей), при некоторых формах шизофрении.

Психогенный ступор - общая обездвиженность, вплоть до полного оцепенения, возникающего при сильных внезапных психических травмах (катастрофы, стихийные бедствия и т. д.).

Апатико-абулический синдром - сочетание равнодушия, безразличия (апатии) и отсутствия или ослабления побуждений к деятельности (абулии). Наблюдается при истощающих соматических заболеваниях, после черепно-мозговых травм, при интоксикациях, шизофрении.

Кататонический синдром проявляется в виде кататонического нелепого и бессмысленного возбуждения, или ступора, или периодической смены этих состояний. Наблюдается при шизофрении, инфекционных и других психозах.

Гебефренический синдром - сочетание гебефренического возбуждения с дурашливостью и разорванностью мышления. Наблюдается преимущественно при шизофрении.

Сравнительно-возрастные особенности двигательных расстройств

Синдром гиперактивности (гипердинамический, гиперкинетический, общей двигательной расторможенности) наблюдается в возрасте от 1,5 до 15 лет, но наиболее отчетливо проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте. Характеризуется сочетанием общего двигательного беспокойства, неусидчивости, большого числа лишних движений, нецеленаправленности и импульсивности поступков с повышенной аффективной возбудимостью, эмоциональной лабильностью и нарушением внимания. Для этого синдрома характерны нарушения школьной адаптации из-за нарушенного поведения и внимания.

Проявления кататонического ступора наблюдаются с 3-5 лет и выражаются в кратковременных застываниях, например ребенок застывает с ложкой, поднесенной ко рту. Эти состояния рассматриваются как рудименты восковой гибкости. В младшем школьном возрасте наблюдаются состояния с мышечным напряжением и внутриутробной позой. Весьма частым является полный или частичный мутизм. Временами ребенок начинает говорить, речь не служит средством общения, он говорит сам с собой или монологами.

В младшем школьном и пубертатном возрасте клиническая картина кататонического ступора становится похожей на ступорозные состояния у взрослых, выраженными становятся явления пассивного и активного негативизма. Отказы от еды не носят стойкого характера.

Кататоническое возбуждение у детей раннего и дошкольного возраста проявляется в стереотипных движениях, подпрыгиваниях, беге по кругу («манежный бег»), выкрикивании отдельных слов, появлении неологизмов, эхосимптомов, в вычурности движений, гримасничанье.

В младшем школьном и пубертатном возрасте кататоническое возбуждение напоминает такое состояние у взрослых, обычно выражено речевое возбуждение, больные говорят не умолкая, характерны речь типа монолога, импульсивные поступки, эхосимптомы, вербигерации и др. У подростков кататоническое возбуждение сопровож­дается дурашливостью и другими гебефреническими проявлениями.

В пожилом возрасте двигательные расстройства менее стойки, чем в зрелом, ступорозные состояния рудиментарны, полная обездвиженность наблюдается нечасто, мутизм скорее избирательный, отказ еды бывает достаточно упорный и требует постоянного надзора. Ката­тоническое возбуждение бывает окрашено тревогой, и в этих случаях возможны приступы выраженного тревожного возбуждения.

Явления пассивного и активного негативизма могут иметь место при состояниях возбуждения, реже встречаются эхосимптомы.

Отсутствие эмоциональной близости — Ощущение того, что Вы не чувствуете эмоциональной близости к кому-либо

Состояния, которые могут сопровождать отсутствие чувства душевной, эмоциональной близости:

Особенно это выражается в остром психотическом периоде, когда сознание больного погружено и полностью охвачено болезненными переживаниями:

  • мир кажется враждебным,
  • подозрительным,
  • больные могут видеть нелепые знаки, которые могут нести угрозу и т.п.
  • Также при апато-абулических нарушениях (эмоционально-волевом дефекте), у таких больных снижается аффект и воля, и конечно же, при таких тяжелых нарушениях человек не испытывает чувства эмоциональной близости к другим людям.

    Для того, чтобы адекватно дифференцировать, какой же из этих показателей в большей степени участвует в отсутствии эмоциональной близости к кому-либо, человеку необходима очная консультация врача-психотерапевта. Который в свою очередь оценит ситуацию и даст грамотные рекомендации, окажет необходимую медицинскую и психологическую помощь.

    Приведем пример жалобы пациента на отсутствие чувства душевной близости .

    Женщина, не замужем, детей нет, 38 лет. Вредных привычек нет.

    «С рождения я никогда не ощущала любви родителей, чувствовала полное одиночество, не нужность . Когда мне становилось совсем от этого плохо я причиняла себе физическую боль, чтобы заглушить душевную. Я резала себя ножом, ножницами или билась головой до тошноты. В школе меня по разному унижали и издевались.

    У меня нет, и никогда не было друзей, всегда находилась только с собой, не имела возможности ни с кем и ничем поделится, все переживала в себе! В старшем классе меня изнасиловали, но для меня это не было ужасно. Мне было все равно, казалось нормой, так как хорошего в жизни ничего я не видела!

    Я закончила школу, институт. За это время острота этой душевной безысходности немного притупилась, ощущалась не так остро. Я превратилась в красивую женщину, мужчины стали проявлять ко мне много внимания. Но к ним я испытывала лишь отвращение, так как понимала их лживость, я не ощущала от них никакой душевной близости. А так хотелось.
    У меня появились друзья, не много, но они были.

    В этот момент у меня снова «всплыло» мое прошлое, детство. Я почувствовала снова отсутствие чувства близости к кому-либо, началась депрессия.
    Я замкнулась в себе, никого не подпускала, растеряла всех друзей. Меня стало все раздражать, появилась агрессия. Я предпочла одиночество.

    Мне было на столько плохо и не выносимо, что я молила Бога о смерти! Не раз пыталась покончить с собой, но до конца дело не смогла ни разу довести. То раньше времени отключусь, то таблеток мало выпью, то еще что-то случается. Я буквально не могла общаться с внешним миром, жила в своем мире, прошлым и фантазиями. Я могла месяцами не выходить из дома. В такие моменты я буквально грезила оказаться на кладбище.



    Новое на сайте

    >

    Самое популярное