Домой Педиатрия Психическая деятельность. Бессознательные психические процессы (подсознание)(Современные психотехнологии манипулирования)

Психическая деятельность. Бессознательные психические процессы (подсознание)(Современные психотехнологии манипулирования)

Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трех взаимосвязанных уровнях:бессознательном , подсознательном и сознательном .

Бессознательный уровень психической деятельности - врожденная инстинктивно-рефлекторная деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей - самосохранение организма и вида (продолжение рода). Однако генетически обусловленная программа поведения человека не автономна, она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции. Эта врожденная эмоционально- импульсивная сфера индивида структурно локализована в таламусе и гипоталамусе.

Подсознательный уровень психической деятельности - обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения (умения, навыки, привычки, интуиция); поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, манер поведения.

Само подсознание, очевидно, имеет многоуровневую структуру: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция - на высшем.

Автоматизмы подсознательного уровня - комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы - цепные последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические штампы). Все это образует набор готовых поведенческих блоков, которыми пользуется индивид при регуляции своей деятельности. Эти поведенческие автоматизмы разгружают сознание для более квалифицированной деятельности. Сознание освобождается от постоянных повторных решений стандартизированных задач.

В подсознание вытесняются и различныекомплексы - нереализованные желания, подавленные стремления, опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии (комплекс Наполеона, нарциссизма, неполноценности, застенчивости и др.). Эти комплексы имеют тенденцию к гиперкомпенсации, черпая большой энергетический потенциал в сфере подсознания, они формируют устойчивую подсознательную направленность поведения личности.

Подсознательные проявления всегда присутствуют в процессах сознания, они ответственны за переработку подпороговых (неосознаваемых) воздействий, формируют неосознаваемые побуждения, эмоционально ориентируют сознание на наиболее значимые стороны деятельности. Подсознание - сфера внушенных состояний и установок, в том числе установок высшего, нравственного уровня. Чувственные, перцептивные процессы также связаны с подсознанием, с «умозаключениями глаза», как говорил Г. Л. Ф. Гельмгольц. Подсознание активно включается во всех случаях, когда исчерпываются возможности сознательной деятельности (при аффектах, стрессовых состояниях, в ситуациях крайнего психического перенапряжения). Если в эксперименте испытуемых просят распределить предложенные им фотографии людей соответственно характеристикам «добрый», «злой», «хитрый», «простодушный» и т. п., то, правильно выполняя задание, испытуемые не могут точно определить, какими чувственными данными они руководствовались. Существует множество фактов, свидетельствующих о высокой творческой продуктивности человека в состоянии неактивированного сознания (внезапное открытие Ф. А. Кекуле структуры молекулы бензола, периодической системы элементов Д. И. Менделеевым во сне и т. п.).

Высшая сфера подсознания -интуиция (называемая иногда даже сверхсознанием) - процесс мгновенных озарений, комплексного охвата проблемой ситуации, всплывания неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта. Однако интуитивные решения не возникают только в сфере подсознания. Интуиция удовлетворяет запрос сознания на определенный комплексный блок ранее полученной информации.

Внесознательная сфера психики человека - глубинная сфера его психики, конгломерат архетипов, сформированный в значительной мерс в процессе эволюции человека. Сновидения, интуиция, аффект, паника, гипноз - таков далеко не полный перечень бессознательных и подсознательных явлений.

В сфере внесознательного таятся и корни такого феномена, как вера. Сюда же, очевидно, примыкают надежда и любовь, различные парапсихические явления (ясновидение, телепатия, экстрасенсорные феномены). Фобии, страхи, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие - все это тоже сфера подсознания. Готовность индивида действовать в различных ситуациях определенным образом, без предварительного обдумывания, импульсивно также относится к проявлениям внесознательной сферы психики.

Критериями внесознательного являются его безотчетность, непроизвольность, невербализованность (словесная неоформленность).

Доминанты подсознания модифицируют сознательную деятельность индивида, создают малопонятные для него психологические барьеры и труднопреодолимые влечения. Механизмы подсознания в значительной степени типизируют поведение личности. Сфера подсознательного очень устойчива, неподвижна. Поведение на подсознательном уровне поддается некоторой корректировке лишь методами психотерапии и гипноза.

Психоанализ - теория разделения психики на сознание, предсознательное и бессознательное, созданная 3. Фрейдом, - на наш взгляд, оказался, несмотря на ожесточенную его критику, столь живучим не в силу безупречности построений венского психиатра и психолога, а благодаря базовой сущности сферы человеческого подсознания (рис. 7).

Процессы, начинающиеся в неосознаваемой сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытесняться в подсознательную сферу. Взаимодействиесознательного и внесознательного может осуществляться согласованно, синергично или антагонистично, противоречиво, проявляясь в разнообразных несовместимых поступках человека, внутриличностной конфликтности.

Рис. 7. Психоаналитический айсберг

Внесознательная сфера психики не является объектом рефлексии, самоотражения, произвольного самоконтроля. Сферу бессознательного 3. Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием. Запреты социальной сферы создают, по Фрейду, «цензуру» сознания, подавляют энергию подсознательных влечений, которые проявляются в невротических срывах. Стремясь избавиться от конфликтных состояний, индивид прибегает к защитным механизмам - вытеснению, сублимации (замещению), рационализации и регрессии. Фрейд утрировал роль подсознательного в поведении личности, а в сфере подсознательного - роль сексуальных влечений, темных сил природы. Однако его понимание полсознания как мощной сферы влияния на сознание не лишено оснований.

В отличие от 3. Фрейда другой психоаналитик - К. Г. Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но и считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, архетипах - представлениях, сформированных у человечества в далеком прошлом. Индивид, по Юнгу, стремится к самореализации (индивидуации) на основе подсознательных устремлений, обусловленных коллективным подсознанием. Не мысль, не сознание, а чувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо. Под влиянием глубинных структур, врожденных программ, универсальных образов (символов) находятся все наши непроизвольные реакции. Перед человеком возникает проблема приспособления не только к внешнему, но и к своему внутреннему миру.

Сознание вооружено понятиями, подсознание - эмоциями и чувствами. На уровне подсознания происходит мгновенная оценка воспринимаемого объекта или явления, их соответствия нормам, зафиксированным в подсознании.

Наряду с сознанием (51, Эго) и подсознанием (Оно, Ид) 3. Фрейд различает исверхсознание (Супер-Эго) - фундаментальные сущностные механизмы человеческой психики, такие как способность человека к социальному содействию, нравственному самоконтролю. Вся духовная сфера человека - сфера сверхсознания, противостоящая эгоистической ограниченности индивида, сфера его идейной возвышенности, нравственного совершенства.

Сознательный уровень психической деятельности - сфера знаний, культурной социализации личности. Она в значительной мерс контролирует и тормозит инстинктивные влечения и привычки. Однако этот контроль ограничен. Произвольная деятельность человека, сознательные программы его поведения взаимодействуют с другими сферами психики - генетически унаследованными и сложившимися на ранних стадиях его онтогенетического (прижизненного) формирования. Отбор информации для сознательной саморегуляции проходит через субъективно-эмоциональные фильтр ы.

Известный грузинский психолог Д. Н. Узнадзе (1886-1950) и его последователи выделили в качестве центрального объяснительного принципа психологии принципустановки как целостной модификации субъекта, его готовности воспринимать действительность и действовать определенным образом. В установке, по Узнадзе, объединяются сознательная и внесознатель- ная сферы психики. Каждая поведенческая ситуация вызывает функционирование ранее сформированных поведенческих комплексов.

Итак, психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляются гремя типами относительно автономных программ поведения:

    эволюционно сформированными бессознательно-инстинктивными;

    подсознательными, субъективно-эмoциональными;

    сознательными, произвольными, логико-семантическими программами.

Сознательные программы поведения для социализированной личности являются доминантными поведенческими схемами. Однако две другие сферы психической жизни человека всегда выполняют фоновую роль в его поведении. В экстремальных ситуациях и условиях дссоциализации индивида они могут перейти в автономный режим функционирования.

Наличие сознания, подсознания и бессознательного в психике человека обусловливает относительную самостоятельность следующих разновидностейчеловеческих реакций и действий:

    бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции;

    импульсивно-реактивные, малоосознанные эмоциональные реакции; привычно-автоматизированные подсознательные действия; действия-навыки;

    сознательно-волевые действия (эти действия являются ведущими во взаимодействии человека со средой).

Сознание человека - механизм понятийной регуляции его деятельности и поведения. Деятельность - специфически человеческая форма активности. От поведения животных эта человеческая активность отличается созидательной продуктивностью и структурной дифференцированносгью - осознанием мотивов и целей, использованием орудий и средств, созданных в процессе культурно-исторического развития человечества, применением полученных в процессе социализации умений и навыков.

В деятельности, ее объекте и результате, происходит воплощение предварительно сформированного в сознании психического образа, идеальной модели предметной деятельности. Само психическое отражение предметов действительности зависит от их места в структуре деятельности. Деятельностный охват предметов обеспечивает адекватность их психического отражения. Деятельность человека связана с пониманием значений предметов, а используемые в ней орудия содержат исторически выработанную схему человеческого действия.

Психика - это сложный комплекс, который работает по определенным закономерностям. Как составляющие этого комплекса выделяют бессознательный, подсознательный, сознательный и сверхсознательного уровне, которые взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Причем низших, средних или высших уровней психики нет. Каждый уровень выполняет свои необходимые функции в целостном функционировании всей психики. Все они чрезвычайно важны при жизнедеятельности человека. Мы не разделяем мнения, что сознание является самым высоким уровнем развития психики. Это просто такой уровень, который отвечает за конкретные формы и виды взаимодействия с собственной психикой и внешним психическим.

Итак, сознание является особой формой психической деятельности ориентированной на отражение и преобразование действительности. Она представляет собой такую функцию человеческой психики, суть которой - в адекватном, обобщенном, целенаправленном активном отражении, осуществляемой в символической форме, и творческом преобразовании внешнего мира, его сравнении с предыдущим опытом, в выделении человеком себя из окружающей среды и способности стать как бы со стороны, то есть анализировать себя и свое сознание.

Через сознание обеспечивается предыдущая построение действий и предсказания их последствий, в контроле поведения и управлении ею, в способности личности справляться в окружающем материальном мире, в собственной духовной жизни.

Актуально осознанным является лишь тот смысл нашей психики, который предстает перед личностью как предмет, на который непосредственно направлено то или иное его действие.

В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть психического. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, человек использует для осознанного управления своим поведением. Другие сигналы психика также использует для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне.

Сознание привлекается к этому объекту только на короткий интервал времени и обеспечивает выработку гипотез в критические моменты недостатка информации. Типовые задачи, те, которые часто случаются в обычной ситуации, человек решает подсознательно, реализуя автоматизмы. Автоматизмы подсознания разгружают сознание от рутинных операций (ходьба, бег, профессиональные навыки и т.п.) для новых задач, в данный момент можно решить только на сознательном уровне.

ПОДСОЗНАНИЕ (подсознательный уровень) - это представление, желания, влечения, чувства, состояния, психические явления и акты, которые когда-то на протяжении жизни "вышли" из сознания, оказываются в соответствующих ситуациях как бы автоматически, без четкого и понятного осознания, но при определенных условиях их можно вернуть назад и осознать.

Действительно, в обычных ситуациях человек совсем не задумывается, что то, что она видит, - это не собственно внешний мир, а зрительный образ внешнего мира. Иначе говоря, человек не осознает собственного процесса восприятия. В этом нет необходимости: человек приспособлена действовать благодаря своим зрительным образам, отношение между образом того или иного предмета и самим предметом, действием с ним является устойчивым, и его используют в процессе регуляции поведения, деятельности автоматически.

Но когда привычное отношение по тем или иным причинам нарушается, включается процесс осознания.

В подсознании хранится весь пережитый опыт, который имеется в сознании в это время, но который стимулирует аномальные формы поведения, порожденные нерешенными конфликтами, волнующие субъекта. Итак - проникнуть в подсознание можно только с помощью таких методов, как анализ описок, оговорок, запоминаний, фантазий и снов человека, а также метода свободных ассоциаций, проективных тестов и тому подобное. Однако сводить изучение характера только к проникновению в сферу подсознательного неправомерно прежде всего потому, что в таком случае крайне ограничивается его познания.

Подсознательные процессы и явления реализует специфическую функцию человеческой психики, суть которой - в эффективном регулировании ее отношений с действительностью, что находится за порогом сознания.

Подсознательные процессы выполняют определенную защитную функцию: лишают психику от постоянного напряжения сознания там, где в этом нет необходимости.

Подсознательное как психическое явление можно характеризовать не только отрицательно - в смысле чего-то неосознанного (скрытого в данный момент, но способного при определенных условиях оказаться в сознании или обреченного навсегда оставаться невыявленным). Оно имеет положительную особенность: это специфическое отражение, что имеет свою структуру, элементы которой связаны как между собой, так и со с сознанием и действием, воздействуя на них и чувствуя их влияние на себе.

Рассмотрим некоторые из структурных элементов подсознательного. Например, мы чувствуем, что влияет на нас. Но далеко не все, что влияет, становится при этом фактом сознания. Значительную часть наших ощущений мы не осознаем, и она остается подсознательным. Если бы на каждый влияние человек реагировал осознанно, она не справилась бы с этим, поскольку не способна мгновенно переключаться с одного воздействия на другой или удерживать в фокусе своего внимания практически бесконечные раздражители.

Механизмы психической автоматизации лишают сознание постоянного наблюдения и ненужного контроля за каждым фрагментом действия.

Подсознательное оказывается в той информации, которая накапливается в течение всей жизни и оседает в памяти как опыт. Из всей суммы имеющихся у нас знаний в каждый конкретный момент в центре сознания оседает лишь небольшая их часть. О некоторых знания, хранящиеся в памяти, люди даже не подозревают. Однако специальные исследования показали, что в регулировании поведения человека значительную роль играют впечатления, полученные в раннем детстве и заложены в подсознании.

Иногда о человеке говорят: "Она сделала это неосознанно"; "Она не хотела этого, но так случилось" и другие. Часто мы обращаем внимание на то, что те или иные мысли возникают у нас бы "сами по себе", сформированными, неизвестно как и откуда.

Явления человеческой психики очень разнообразны. И далеко не все из них охватывает сфера сознания и даже подсознания. Психическая деятельность может выходить за пределы подсознательного, перемещаясь или на уровень сознания, или на уровень сверхсознательного, или на бессознательный уровень.

Бессознательное (бессознательный уровень) - это совокупность психических явлений, актов и состояний, которые проявляются на глубоком уровне функционирования психики И полностью лишают Индивида возможности влияния, оценки, контроля и отчета в их влиянии на поведение, поступки и деятельность.

Бессознательное - это такое психическое, которое прямо никогда не становится сознательным, хотя постоянно влияет на поведение и деятельность человека.

Бессознательное не является чем-то мистическим, его не стоит представлять как иррациональную, "темную" силу, затаилась в глубинах психики человека. Это вполне нормальная часть психики, особый уровень психической деятельности.

В отличие от сознания, бессознательное не предусматривает предварительной мнимой построения действий, проектирование их результатов и постановки цели.

Бессознательное проявляется и в так называемых импульсивных действиях, когда человек не осознает последствий своих поступков. Наши намерения не всегда выражаются в последствиях наших действий адекватно, так, как мы бы этого хотели. Иногда, осуществив тот или иной поступок, человек сам не может понять, почему она сделала именно так.

Формой проявления бессознательного является и так называемая психологическая установка. Этот психический феномен представляет собой целостное состояние человека, который выражает динамическую определенность ее психической жизни, направленность личности на активность в определенном виде деятельности, общую склонность к действию, устойчивую ориентацию на определенные объекты, сохраняется до тех пор, пока ожидания человека оправдываются.

Оказывается бессознательное и в других психических процессах. Даже мысленно человека может происходить на бессознательном уровне. Что касается воображения или таких явлений, как интуиция и творчество, то они без участия бессознательных компонентов просто невозможны.

Во время исследований С. Гроффа выяснилось, что память человека, погруженного в состояние измененного сознания, ретроградно достигает дна глубокой бессознательности, которая открывает дальние горизонты в прошлое. Итак, бессознательное тесно связано с социальной психикой этноса (нации), которая отражает особенность и неповторимость национального характера, национальных чувств, национального сознания, национальной свободы, национальной гордости, национального достоинства, национальной совести и тому подобное. Социальная психика через свой коллективный бессознательный уровень существенно влияет на психологические особенности членов нации, проявления их индивидуальной психики. Именно она задает "программу" поведения каждого индивида (етнофора) и реализацию его социальных и национальных функций. Точнее, она «запускает» функционирования индивидуальной психики, вкладывая в нее свои паттерны, свои социально-психологические картины реальности.

Люди интуитивно и в состояниях измененного сознания чувствовали, включенных в некую глобальную мировую душу, есть какой-то глобальной звеном мировых событий. Поэтому факт включенности в мировые связи процессы, которые замыкаются в какой единства, существует везде и нигде (так же, как наша психика по нашего тела), рассматривается как принадлежность к чему-то единому, глобального, вечного. Итак, человеческую психику (психику отдельного индивида), и социальную психику (психику отдельных человеческих сообществ) мы должны понимать и изучать в связи с единством Вселенной.

Сверхсознание (сверхсознательного уровень) - содержит психические явления, акты и состояния, которые возникли в результате взаимодействия со Вселенной, а также психические механизмы такого взаимодействия.

К сверхсознательных явлений относят творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным "озарением" новой идеей, которая рождается словно от какого-то толчка изнутри, а также случаи мгновенного решения задач, которые длительное время не подвергались сознательным усилием, и те явления, которые называют пара психическими, и тому подобное.

Например, геомагнитные возмущения влияют на психические состояния людей и их поведение. Даже резкое изменение погоды "смена времени года влияют не только на физическое самочувствие людей, но и на их настроение.

Сознание и бессознательное

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им.

Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это - те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, неактуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, мышечные ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Взаимосвязь сознания и бессознательного является основной предпосылкой психоанализа, и только она дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.

Было бы неверно на том основании, что бессознательное и сознание - это противоположные друг другу понятия, приравнивать бессознательное и сознательное к животной и человеческой психике соответственно.

Бессознательное - это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозге человека.

Бессознательное. Психологическая характеристика бессознательного

Опираясь на выше сказанное, постараемся дать характеристику бессознательного, как самостоятельной части человеческой психики, контактирующей с сознанием.

Переходя, непосредственно, к характеристике бессознательного, для начала сформулируем четкое определение понятия бессознательное с точки зрения современной психологии.

Итак, бессознательное есть теоретический конструкт, обозначающий психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. Экспериментальная разработка понятия бессознательного, как уже было отмечено выше, была начата З. Фрейдом, который показал, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия инстинктов. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. В дальнейшем понятие бессознательное было существенно расширено.

Опираясь на определение, выделяется несколько основных классов проявлений бессознательного:

1. неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами;

2. поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности;

3. подпороговое восприятие, которое в силу большого объема информации не осознается.

Выделим ряд признаков, характеризующих процессы, входящие в сферу бессознательного:

Они неподвластны контролю человека, изолированы от ядра личности. Воспринимаются как непроизвольное, автоматическое течение психических актов;

Бессознательное почти всегда содержит в себе информацию, которая противоречит сознанию и расценивается индивидом как нечто совершенно чуждое и непонятное личности;

Бессознательные процессы имеют свой язык. Этим языком являются образы, действия, речевые структуры, лишенные логической последовательности. В мире бессознательного действует своя логика, диктуемая эмоциями и называемая, поэтому аффективной;

На уровне бессознательного не существует разграничения на внутренний и внешний миры. Например, сны всегда воспринимаются человеком как события внешнего мира;

Человек, находящийся в бессознательном состоянии, не разграничивает объективное и субъективное в содержании переживаний;

Динамика психических актов и действий в сфере бессознательного лишена временных и пространственных ограничений, которые свойственны сознанию. Например, во сне человек может видеть прошлые события в будущем и наоборот, разные города в одном месте и другие несовместимые в реальности вещи.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Существуют бессознательные ощущения, к которым относятся мышечные ощущения, ощущения равновесия. Сюда же относятся неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах. Здесь же находится умение ходить, читать, писать, говорить. Все эти поступки выполняются автоматически, без раздумий. Указанные виды автоматизмов вначале формируются под контролем сознания, а потом переходят в бессознательную область психики, давая тем самым сознанию возможность контролировать более сложные операции. Доказать факт автоматизмов можно, когда на пути к реализации какой-либо цели появляются неожиданные препятствия. Если поставить под контроль сознания осуществление упрочившихся программ, то можно нарушить течение автоматических действий. Например, если человек, который заикается, будет постоянно испытывать страх перед речью и думать об этом, то его произношение действительно будет характеризоваться значительными дефектами.

Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета ситуации. С данным явлением связано понятие бессознательная память.

Бессознательная память - это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Такая память управляет мышлением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы и объекты, на которое направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач. Это объясняет, тот занимательный факт, каким образом человеку творческому приходит озарение, и почему он полностью не осознает своих идей. Бессознательное мышление может вторгаться в сознание не только в бодрствующем состоянии, но и во сне и опьянении, причем в аллегорической форме, в образах. В качестве примера приведем историю великого химика И. Менделеева. Его периодическая таблица химических элементов просто приснилась знаменитому ученому ночью. Данное явление объясняется тем, что бессознательное пришло на помощь сознанию, когда то (т.е. сознание), в свою очередь, было не силах справиться с поставленной задачей.

Существует также и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков человека. Проявляется это, когда человек стремится совершить поступок, не понимая причины своего желания. Это явление было открыто в результате исследований с помощью гипноза. Человеку, находящемуся под гипнозом, внушалось в сознательном состоянии подойти к одному из присутствующих и перевязать галстук. И действительно, придя в сознание, человек перевязал галстук у одного из присутствующих. Но объяснить свои неординарные действия он не смог. Вернее он объяснял их так, как было угодно цензуре сознанию, т.е. галстук был плохо завязан и т.п. Разгадать истинную причину своей мотивации человек не сумел.

Говоря о бессознательном, следует выделить следующие его уровни:

бессознательное личное (подсознание, предсознание);

бессознательное коллективное.

Бессознательное личное - это те чувства, интересы и желания, которые человек не осознает в себе, но которые ему в определенной степени присущи. Они проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях, которые связаны с восприятием, памятью и воображением. Все эти явления получили название "ошибочные действия". О бессознательном говорят оговорки, описки, ошибки при слушании слов; непроизвольное забывание имен, обещаний, событий и другого, что, так или иначе, вызывает у человека неприятные эмоции; сновидения, грезы, мечты.

В структуру бессознательного личного входят понятия подсознание и предсознание. Стоит сказать немного более подробно о них.

Итак, подсознание - термин для обозначения психических процессов, протекающих без отображения их в сознании и помимо сознательного управления. В науку термин введён в 1889 году Пьером Жане в философской диссертации. Позже он развил его в медицинской диссертации "Психический мир истериков".

В свою очередь, предсознаие - это термин психоанализа, обозначающий те мысли и воспоминания, которые, не являясь частью нашего нынешнего осознанного опыта, все же остаются доступными для осознания. Другими словами это то, что может быть воспринято при фокусировке внимания, но в настоящее время еще не осознано. К предсознанию относятся воспоминания: я их не помню, но если постараюсь вспомнить, то они в моем сознании появятся.

Также выше был упомянут уровень бессознательного коллективного.

Бессознательное коллективное - одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга. Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального в том, что оно является общим для разных людей, не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида, представляет собой некий единый "общий знаменатель" для разных людей. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуальной (личной) формы бессознательного, основывается на опыте не конкретного человека, а общества в целом. Коллективное бессознательное состоит из архетипов (общечеловеческих первообразов) и идей.

Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трех взаимосвязанных уровнях: , подсознательном и .

Бессознательный уровень психической деятельности — врожденная инстинктивно-рефлекторная деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей — самосохранение организма и вида (продолжение рода). Однако генетически обусловленная программа поведения человека не автономна, она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции. Эта врожденная эмоционально- импульсивная сфера индивида структурно локализована в таламусе и гипоталамусе.

Подсознательный уровень психической деятельности — обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения (умения, навыки, привычки, интуиция); поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, манер поведения.

Само подсознание, очевидно, имеет многоуровневую структуру: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция — на высшем.

Автоматизмы подсознательного уровня — комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы — цепные последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические штампы). Все это образует набор готовых поведенческих блоков, которыми пользуется индивид при регуляции своей деятельности. Эти поведенческие автоматизмы разгружают сознание для более квалифицированной деятельности. Сознание освобождается от постоянных повторных решений стандартизированных задач.

В подсознание вытесняются и различные комплексы — нереализованные желания, подавленные стремления, опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии (комплекс Наполеона, нарциссизма, неполноценности, застенчивости и др.). Эти комплексы имеют тенденцию к гиперкомпенсации, черпая большой энергетический потенциал в сфере подсознания, они формируют устойчивую подсознательную направленность поведения личности.

Подсознательные проявления всегда присутствуют в процессах сознания, они ответственны за переработку подпороговых (неосознаваемых) воздействий, формируют неосознаваемые побуждения, эмоционально ориентируют сознание на наиболее значимые стороны деятельности. Подсознание — сфера внушенных состояний и установок, в том числе установок высшего, нравственного уровня. Чувственные, перцептивные процессы также связаны с подсознанием, с «умозаключениями глаза», как говорил Г. Л. Ф. Гельмгольц. Подсознание активно включается во всех случаях, когда исчерпываются возможности сознательной деятельности (при аффектах, стрессовых состояниях, в ситуациях крайнего психического перенапряжения). Если в эксперименте испытуемых просят распределить предложенные им фотографии людей соответственно характеристикам «добрый», «злой», «хитрый», «простодушный» и т. п., то, правильно выполняя задание, испытуемые не могут точно определить, какими чувственными данными они руководствовались. Существует множество фактов, свидетельствующих о высокой творческой продуктивности человека в состоянии неактивированного сознания (внезапное открытие Ф. А. Кекуле структуры молекулы бензола, периодической системы элементов Д. И. Менделеевым во сне и т. п.).

Высшая сфера подсознания - интуиция (называемая иногда даже сверхсознанием) — процесс мгновенных озарений, комплексного охвата проблемой ситуации, всплывания неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта. Однако интуитивные решения не возникают только в сфере подсознания. Интуиция удовлетворяет запрос сознания на определенный комплексный блок ранее полученной информации.

Внесознательная сфера — глубинная сфера его психики, конгломерат архетипов, сформированный в значительной мерс в процессе эволюции человека. Сновидения, интуиция, аффект, паника, гипноз — таков далеко не полный перечень бессознательных и подсознательных явлений.

В сфере внесознательного таятся и корни такого феномена, как вера. Сюда же, очевидно, примыкают надежда и любовь, различные парапсихические явления (ясновидение, телепатия, экстрасенсорные феномены). Фобии, страхи, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие — все это тоже сфера подсознания. Готовность индивида действовать в различных ситуациях определенным образом, без предварительного обдумывания, импульсивно также относится к проявлениям внесознательной сферы психики.

Критериями внесознательного являются его безотчетность, непроизвольность, невербализованность (словесная неоформленность).

Доминанты подсознания модифицируют сознательную деятельность индивида, создают малопонятные для него психологические барьеры и труднопреодолимые влечения. Механизмы подсознания в значительной степени типизируют поведение личности. Сфера подсознательного очень устойчива, неподвижна. Поведение на подсознательном уровне поддается некоторой корректировке лишь методами психотерапии и гипноза.

Психоанализ — теория разделения психики на сознание, предсознательное и бессознательное, созданная 3. Фрейдом, — на наш взгляд, оказался, несмотря на ожесточенную его критику, столь живучим не в силу безупречности построений венского психиатра и психолога, а благодаря базовой сущности сферы человеческого подсознания (рис. 7).

Процессы, начинающиеся в неосознаваемой сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытесняться в подсознательную сферу. Взаимодействиесознательного и внесознательного может осуществляться согласованно, синергично или антагонистично, противоречиво, проявляясь в разнообразных несовместимых поступках человека, внутриличностной конфликтности.

Рис. 7. Психоаналитический айсберг

Внесознательная сфера психики не является объектом рефлексии, самоотражения, произвольного самоконтроля. Сферу бессознательного 3. Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием. Запреты социальной сферы создают, по Фрейду, «цензуру» сознания, подавляют энергию подсознательных влечений, которые проявляются в невротических срывах. Стремясь избавиться от конфликтных состояний, индивид прибегает к защитным механизмам — вытеснению, сублимации (замещению), рационализации и регрессии. Фрейд утрировал роль подсознательного в поведении личности, а в сфере подсознательного — роль сексуальных влечений, темных сил природы. Однако его понимание полсознания как мощной сферы влияния на сознание не лишено оснований.

В отличие от 3. Фрейда другой психоаналитик — К. Г. Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но и считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, архетипах — представлениях, сформированных у человечества в далеком прошлом. Индивид, по Юнгу, стремится к самореализации (индивидуации) на основе подсознательных устремлений, обусловленных коллективным подсознанием. Не мысль, не сознание, а чувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо. Под влиянием глубинных структур, врожденных программ, универсальных образов (символов) находятся все наши непроизвольные реакции. Перед человеком возникает проблема приспособления не только к внешнему, но и к своему внутреннему миру.

Сознание вооружено понятиями, подсознание — эмоциями и чувствами. На уровне подсознания происходит мгновенная оценка воспринимаемого объекта или явления, их соответствия нормам, зафиксированным в подсознании.

Наряду с сознанием (51, Эго) и подсознанием (Оно, Ид) 3. Фрейд различает и сверхсознание (Супер-Эго) — фундаментальные сущностные механизмы человеческой психики, такие как способность человека к социальному содействию, нравственному самоконтролю. Вся духовная сфера человека — сфера сверхсознания, противостоящая эгоистической ограниченности индивида, сфера его идейной возвышенности, нравственного совершенства.

Сознательный уровень психической деятельности — сфера знаний, культурной социализации личности. Она в значительной мерс контролирует и тормозит инстинктивные влечения и привычки. Однако этот контроль ограничен. Произвольная деятельность человека, сознательные программы его поведения взаимодействуют с другими сферами психики — генетически унаследованными и сложившимися на ранних стадиях его онтогенетического (прижизненного) формирования. Отбор информации для сознательной саморегуляции проходит через субъективно-эмоциональные фильтр ы.

Известный грузинский психолог Д. Н. Узнадзе (1886-1950) и его последователи выделили в качестве центрального объяснительного принципа психологии принцип установки как целостной модификации субъекта, его готовности воспринимать действительность и действовать определенным образом. В установке, по Узнадзе, объединяются сознательная и внесознатель- ная сферы психики. Каждая поведенческая ситуация вызывает функционирование ранее сформированных поведенческих комплексов.

Итак, психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляются гремя типами относительно автономных программ поведения:

  • эволюционно сформированными бессознательно-инстинктивными;
  • подсознательными, субъективно-эмoциональными;
  • сознательными, произвольными, логико-семантическими программами.

Сознательные программы поведения для социализированной личности являются доминантными поведенческими схемами. Однако две другие сферы психической жизни человека всегда выполняют фоновую роль в его поведении. В экстремальных ситуациях и условиях дссоциализации индивида они могут перейти в автономный режим функционирования.

Наличие сознания, подсознания и бессознательного в психике человека обусловливает относительную самостоятельность следующих разновидностей человеческих реакций и действий:

  • бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции;
  • импульсивно-реактивные, малоосознанные эмоциональные реакции; привычно-автоматизированные подсознательные действия; действия-навыки;
  • сознательно-волевые действия (эти действия являются ведущими во взаимодействии человека со средой).

Сознание человека — механизм понятийной регуляции его деятельности и поведения. Деятельность — специфически человеческая форма активности. От поведения животных эта человеческая активность отличается созидательной продуктивностью и структурной дифференцированносгью — осознанием мотивов и целей, использованием орудий и средств, созданных в процессе культурно-исторического развития человечества, применением полученных в процессе социализации умений и навыков.

В деятельности, ее объекте и результате, происходит воплощение предварительно сформированного в сознании психического образа, идеальной модели предметной деятельности. Само психическое отражение предметов действительности зависит от их места в структуре деятельности. Деятельностный охват предметов обеспечивает адекватность их психического отражения. Деятельность человека связана с пониманием значений предметов, а используемые в ней орудия содержат исторически выработанную схему человеческого действия.

Психическая деятельность человека, его психика функционирует одновременно в трех взаимосвязанных уровнях — бессознательном, подсознательном и сознательном.

Бессознательный уровень психической деятельности — врожденная инстинктивно-рефлекторная деятельность . Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей — самосохранение организма и вида (продолжение рода).

Однако биологически обусловленная программа поведения человека не автономна — она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) сфера бессознательного может перейти в режим автономной саморегуляции. Структурно она локализована в нижних отделах мозга.

Подсознательный уровень психической деятельности — обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения — умения, навыки, привычки, интуиция . Это — поведенческое ядро индивида, сложившееся на ранних стадиях его развития; непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, неосознаваемых манер поведения данного человека. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера индивида, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки.

Само подсознание, очевидно, имеет многоуровневую структуру — автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуицию — на высшем.

Автоматизмы подсознательного уровня — комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы — цепные последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические особенности). Все это образует набор готовых поведенческих блоков, которыми пользуется индивид при регуляции своей деятельности. Поведенческие автоматизмы разгружают сознание для более квалифицированной деятельности. Сознание освобождается от постоянных повторных решений стандартизированных задач.

В подсознание вытесняются и различные комплексы — нереализованные желания, подавленные стремления, различные опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии (комплексы нарциссизма, неполноценности, застенчивости и др.). Эти комплексы имеют тенденцию к гиперкомпенсации. Черпая большой энергетический потенциал в сфере подсознания, они формируют устойчивую подсознательную направленность поведения личности.

Высшая сфера подсознания — интуиция (называемая иногда даже сверхсознанием) — процесс мгновенных озарений, всестороннего охвата проблемной ситуации, всплывания неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта. Однако интуитивные решения не возникают только в сфере подсознания. Интуиция — удовлетворение запроса сознания на определенный комплексный блок ранее полученной информации.

Связь сознания и подсознания проявляется в интегративном психическом качестве — в интеллекте человека, комплексе его умственных способностей, когнитивном стиле поведения, в непроизвольном запоминании.

Внесознательная сфера психики человека — глубинная сфера его психики, конгломерат архетипов, сформированный, по , в значительной мере в процессе эволюции человека. Сновидения, интуиция, аффект, паника, гипноз — таков далеко не полный перечень бессознательных и подсознательных явлений.

В сфере внесознательного таятся и корни такого человеческого феномена, как вера. Сюда же, очевидно, примыкают надежда и любовь, различные парапсихические явления (ясновидение, телепатия, экстрасенсорные феномены). Фобии, страхи, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие — все это также сфера подсознания. Готовность индивида действовать в различных ситуациях определенным образом, без предварительного обдумывания, импульсивно — это также проявления внесознательной сферы психики.

Доминанты подсознания модифицируют сознательную деятельность индивида, создают малопонятные для него психологические барьеры и труднопреодолимые влечения. Сфера подсознательного очень устойчива, неподвижна. Его механизмы в значительной степени типизируют поведение личности, которое поддается некоторой корректировке лишь методами психотерапии и гипноза.

Психоанализ — теория подсознания, созданная 3. Фрейдом, — оказался столь живучим, несмотря на ожесточенную его критику, не в силу безупречности построений венского психиатра и психолога, а в силу базовой сущности сферы человеческого подсознания.

Критерием в несознательного является его безотчетность, непроизвольность, невербализованность (словесная неоформленность).

Процессы, начинающиеся в неосознаваемой сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытесняться в подсознательную сферу. Взаимодействие сознательного и внесознательного может осуществляться согласованно — синэргично или антагонистично, противоречиво, проявляясь в разнообразных несовместимых поступках человека, внутриличностной конфликтности.

Внесознательная сфера психики не является объектом рефлексии, самоотражения, произвольного самоконтроля. Сферу бессознательного 3. Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием. Запреты социальной сферы создают, по Фрейду, «цензуру” сознания, подавляют энергию подсознательных влечений, которые проявляются в невротических срывах. Стремясь избавиться от конфликтных состояний, индивид прибегает к защитным механизмам — вытеснению, сублимации, замещению, рационализации и регрессии . 3. Фрейд преувеличивал роль подсознательного в поведении личности, а в сфере подсознательного — роль сексуальных влечений, темных сил природы. Однако его понимание подсознания как мощной сферы влияния на сознание не лишено оснований . .

В отличие от 3. Фрейда другой психоаналитик — К.Г. Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного , на архетипах — представлениях, сформированных в далеком прошлом. Индивид, по Юнгу, стремится к самореализации (индивидуализации) на основе подсознательных устремлений, обусловленных коллективным подсознанием. Не мысль, не сознание, а чувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо. Под влиянием глубинных структур, врожденных программ, универсальных образцов находятся все наши непроизвольные реакции. Перед человеком возникает проблема приспособления не только к внешнему, но и к своему внутреннему миру .

Сознание вооружено понятиями, подсознание — эмоциями и чувствами. На уровне подсознания происходит и то, что Гельмгольц назвал «умозаключение глазом» — мгновенная оценка воспринимаемого объекта или явления, их соответствия нормам, зафиксированным в подсознании.

Наряду с подсознанием 3. Фрейд различает и сверхсознание (««) — фундаментальные сущностные механизмы человеческой психики, такие, как способность человека к социальному содействию, нравственному самоконтролю. Вся духовная сфера человека — сфера его сверхсознания, идейной возвышенности, нравственного совершенства, сфера, противостоящая ограниченности индивида.

Сфера сознания — сфера знаний, культурной социализации личности . Она в значительной мере контролирует и тормозит инстинктивные влечения и привычки личности. Однако этот контроль ограничен. Произвольная деятельность человека, сознательные программы его поведения взаимодействуют с другими сферами психики — с генетически унаследованными и сформированными на ранних стадиях его онтогенетического (прижизненного) формирования. Отбор информации для сознательной саморегуляции проходит через субъективно-эмоциональные фильтры.

Известный грузинский психолог Д.Н. Узнадзе (1886 — 1950 гг.) и его последователи (А.С. Прангишвили, И.Т. Бажалава, В.Г. Наракидзе, Ш.А. Надирошвили) выделили в качестве объяснительного принципа психологии принцип установки как целостной модификации субъекта, его готовность воспринимать действительность определенным образом. В установке, по Узнадзе, объединяются сознательная и внесознательная сфера психики. Каждая поведенческая ситуация вызывает функционирование ранее сформированных поведенческих комплексов.



Новое на сайте

>

Самое популярное