Домой Травматология Лечим заикание у детей в домашних условиях. Игры при заикании у детей

Лечим заикание у детей в домашних условиях. Игры при заикании у детей

Обозначаемое в медицинской терминологии как логоневроз, является таким нарушением плавности, темпа и ритма голоса, дыхания и речи, при котором им сопутствуют судороги мышц, поражающие в речевой аппарат, а это язык, губы или гортань. Заикание у детей может появиться внезапным образом, более того, проявление у ребенка этого нарушения со временем начинает усиливаться. Как понятно, в любом случае необходимо принимать меры, и сегодня мы остановимся именно на них.

Речь заикающегося ребенка состоит из повторения отдельных звуков и слогов, также наблюдаются вынужденные остановки. Судороги, которыми сопровождается заикание, могут быть тоническими и клоническими. При тонических судорогах отмечается напряжение и невозможность на протяжении длительного периода времени преодолеть возникающий в речи сбой. В свою очередь при клонических судорогах ребенок повторяет отдельные звуки или слоги (как правило, те из них, которые находятся в самом начале слова). Возможен и смешанный вариант – тоно-клоническое заикание. Бывает так, что нарушения речи, обуславливаемые заиканием, долго не проявляются у ребенка, однако дают о себе знать при возникновении определенных стрессовых ситуаций, выступающих в этом случае в качестве пускового механизма.

О причинах

Причины заикания можно разделить на три основных группы: физиологические, социальные и психологические.

Физиологические причины заикания могут быть обусловлены наследственной предрасположенностью, родовой травмой, заболеваниями нервной системы и т.д. Нередко бывает и так, что заикание появляется при заболеваниях, поражающих непосредственно речевые органы (нос, гортань или глотку). Развиться заикание может и в результате нервного истощения на фоне предшествующего перенесения таких, например, заболеваний, как рахит, корь, тиф или коклюш.

Если актуальны социальные причины заикания, то в таком случае может иметь место, например, проблема недостаточной реализации мер со стороны родителей ребенка, направленных на формирование его речи. В итоге может быть нарушено произношение звуков, слова могут произноситься на выдохе или может развиться скороговорение.

Нередко бывает и так, что заикание развивается у ребенка при условии одновременного изучения им нескольких языков либо на фоне перегрузки, касающейся работы с речевым материалом, в особенности, если такая перегрузка в целом не соответствует возрасту ребенка. В качестве причины речевых нарушений также можно обозначить излишнюю строгость родителей в отношении ребенка.

В конце концов, допускается и такой вариант, как намеренное копирование речи действительно заикающегося человека. Группа вариантов, которые попадают под социальные причины, может спровоцировать развитие нарушений даже у детей с изначально нормальным состоянием нервной системы.

И, наконец, психологические причины заикания . Такие причины обуславливаются эмоциональным состоянием ребенка. Здесь не идет речь о каких-то проблемах с нервной системой, спровоцировать заикание может сильное и внезапное психоэмоциональное потрясение.

Зачастую в качестве предшествующих заиканию факторов выделяют определенные невротические реакции, проявляющиеся на фоне каких-либо детских страхов. К таким страхам можно отнести боязнь темноты, громких звуков, потери родителей, наказания и т.д. Нередкой причиной появления заикания у маленьких детей (от 3 лет и более) становится неадекватное поведение в их адрес животных.

В основном приступы заикания у детей проявляются чаще в период перенесения тех или иных заболеваний, в результате переутомления, при определенных неприятностях (дома, в школе и пр.). Наблюдается даже некоторая зависимость от погодных условий, рациона питания и сезона. Что примечательно, если в ежедневном рационе питания ребенка содержится слишком много белковой пищи, то проявление заикания усиливается и в этом случае.

Нарушения речи (и заикание в частности) также зачастую развиваются в переходном возрасте и в период активного роста зубов. Относительно часто отмечаются случаи появления заикания на фоне инфекционных заболеваний. Заболевания в хронической форме течения причиной появления у ребенка нарушений речи не являются, хотя их наличие и может выступать в качестве фактора, усиливающего уже имеющиеся у него нарушения. К примеру, если из-за имеющихся аденоидных разрастаний ребенку становится труднее дышать носом, то из-за этого у него вполне могут появиться проблемы с речью.

Как лечить заикание?

Естественно, что заикание нужно пытаться устранить. И хотя посещение логопеда для этого является мерой правильной, она, между тем, является лишь одним из вариантов лечения.

Дополнительно нужно посещать педиатра и психолога.

Педиатр в частности должен определить, какая конкретно патология может быть актуальна в конкретном случае, и после ее обнаружения, соответственно, назначить необходимое лечение. Также им разрабатывается план мер, направленных на укрепление организма ребенка и на обеспечение профилактики заболеваний, при которых поражается речевой аппарат, начиная от простуды и заканчивая заболеваниями с поражением голосовых связок и ушей. Назначаются физиотерапевтические процедуры, такие как электросон, массажные процедуры, бассейн и пр.

Что касается психолога (или психотерапевта), то его воздействие заключается в оказании ребенку помощи, позволяющей справиться с имеющим заболеванием. Параллельно этот специалист поможет ребенку в корректировке восприятия факторов, провоцирующих усиление заикания и в целом его вызывающих. В частности с его помощью ребенок может научиться чувствовать себя комфортно в любой возможной ситуации, осознавать собственную полноценность и отсутствие каких-либо отличий от сверстников (образно говоря – что он ничем не хуже других). Посещение этого специалиста проводится в присутствии родителей на приеме – им также следует знать, как они могут помочь ребенку.

Лечение у логопеда направлено реализацию определенных положений в его рамках, за счет чего ребенок сможет быстрее справиться с проблемным для себя заболеванием. Выделим эти положения в общих чертах:

  • Проведение занятий у логопеда проходит в соответствии определенной этапной и последовательной схеме. Сначала ребенок обучается правильному изложению текстов. Им пересказываются материалы домашнего задания, зачитываются стихотворения. В качестве особенности этого пункта можно выделить то, что ребенок чувствует себя комфортно, ведь выполняя любое из необходимых действий, он знает, что оценки он за это не получит, смеяться над неправильностью результатов и попыток, принимаемых в их достижении, также никто не станет. При проведении таких занятий речь детей воспроизводится спокойно и размеренно, без изменений в интонации. Когда получается добиться результата, и заикание у ребенка исчезает при работе над устными рассказами, в речь должна быть привнесена определенная эмоциональная окраска, для чего его просят на чем-то сделать акцент, повысить голос, сделать паузу и пр.
  • Другой особенностью занятий является то, что во время них также моделируются те или иные ситуации, в которые ребенок может попасть. За счет такого подхода обеспечивается «привыкание» ребенка, что, в свою очередь, позволит сократить волнение при подобном их повторении. Иными словами, ситуации прорабатываются так, чтобы ребенок научился справляться с заиканием даже в тех случаях, когда те или иные ситуации развиваются не в кабинете врача, помогающего ему в этом.
  • При проведении занятий важно, чтобы в наличии имелись примеры правильно воспроизводимой речи. Сюда может относиться речь самого логопеда, разговор пациентов, благополучно завершивших лечение заикания, аудиозаписи и пр.
  • Не менее важно в таком лечении использовать логопедическую ритмику. Такой лечебный прием основывается реализации ряда мер, точнее это комплекс упражнений для мимических и голосовых мышц, игры и упражнения с пением, подвижные игры и пр.
  • Дополнительно логопед назначает домашние задания для ребенка.
  • Хорошо, если оказываться помощь будет не только родителями и врачами, но и теми, с кем ребенок также проводит немалую часть времени. В последнем случае подразумевается определенное воздействие воспитателей и педагогов в школе.

Помимо занятий у логопеда, существуют и другие способы лечения заикания, остановимся на них.

Дыхательные упражнения. В этом случае лечение позволит добиться более свободного и естественного звучания голоса ребенка. За счет выполняемых упражнений оказывается благоприятное воздействие на его дыхательную систему. Диафрагма в этом случае тренируется так, что она начинает принимать непосредственное участие в голосообразовании. Помимо этого, ребенок обучается глубоко дышать, его голосовые связки приобретают за счет выполняемых упражнений большую подвижность, что, в свою очередь, позволяет добиваться тесного их смыкания во время разговора. Дополнить лечение с выполнением дыхательных упражнений можно релаксацией.

Компьютерные программы. Эффективным становится и лечение за счет такого способа воздействия, в частности оно направлено на синхронизацию речевого и слухового центров. Здесь ребенком произносятся в микрофон слова, в то время как программой буквально на долю секунды задерживается речь. В этом случае ребенок, слыша свой голос при определенной задержке, будет стараться подстроиться под него. Таким способом можно добиться плавности и непрерывности речи. Кроме того, помимо такой регулировки речи использование программы подразумевает и проигрывание некоторых ситуаций, возникающих обычно в процессе «стрессового» общения (недовольство, гнев, возражение и пр.). Ребенок отвечает в микрофон, программа оценивает, насколько успешно у него получилось справиться с задачей, и в итоге упражнения дополняются подсказками в отношении того, что следует улучшить.

Точечный массаж. В зависимости от масштабов проблемы разрабатывается конкретный вариант курса лечения. В ходе проведения процедур оказывается воздействие на соответствующие точки на ногах, грудной клетке, лице и спине. Заметить улучшения в речи ребенка можно уже после первого курса, в целом же эффективность лечения и скорость достижения результатов в каждом конкретном случае может отличаться. За счет проведения процедур такого массажа можно добиться восстановления нервной регуляции речи.

Медикаментозное лечение. Такого типа воздействие в лечении заикания выступает лишь в качестве дополнения к общему курсу. Здесь могут применяться транквилизаторы, противосудорожные препараты, а также препараты специфического воздействия, направленные на нейтрализацию воздействия веществ, за счет которых блокируется нормальная деятельность нервных центров. Могут также применяться ноотропные препараты, успокаивающие настройки и отвары. Лекарств, предназначенных конкретно для лечения заикания, не существует.

Роль родителей в лечении заикания

Также важно вернуться к роли родителей в борьбе с рассматриваемой проблемой заикания. Прежде всего, важным в лечении является наиболее благоприятное время для этого – лучше всего начать до поступления ребенка в школу. Понять суть такой рекомендации нетрудно: это и нахождение ребенка в коллективе, где имеющаяся проблема речи может стать причиной насмешек, и в целом трудности при обучении (в частности – при публичных выступлениях, в рамках котороых нужно отвечать на вопросы учителей).

  • Соблюдение распорядка дня. Режим дня играет важную роль в общем состоянии ребенка, и, прежде всего, касается это сна. В возрасте 3-7 лет длительность ночного сна должна составлять 10-11 часов, дневного – 2 часа. В возрасте от 7 лет длительность ночного сна должна составлять около 9 часов, дневного – 1,5 часа. Перед сном телевизор смотреть не рекомендуется.
  • Благоприятная психологическая атмосфера. Здесь речь идет о необходимости исключения шумного поведения и ссор при находящемся рядом ребенке. Это же касается постоянных одергиваний, чрезмерной строгости, частых замечаний и крика в его адрес – все это следует также исключить. Не менее важным моментом является отношение к проблеме ребенка - важно не показывать ему собственных переживаний на ее счет, ситуации это точно не улучшит, да и саму проблему не решит. Постарайтесь, чтобы у ребенка было больше положительных эмоций, хвалите его чаще.
  • Помощь в общении. Понятно, что ребенку необходима помощь по этому пункту, и для этого необходимо, чтобы он слышал правильную речь. Разговаривать с ребенком следует спокойно, медленно и ласково – так у него появится пример для подражания, ему проще будет усваивать речь. Исключается повторение труднопроизносимых слов по нескольку раз.
  • Общее укрепление здоровья. Нервное напряжение необходимо ослаблять, переутомление и шумные компании должны быть исключены. Полезно закаливание, активные игры, гимнастика.

Подытоживая, можно добавить, что научно доказанным фактом является то, что основной причиной заикания является речевая дискоординация. Учитывая то, что речь является сама по себе навыком, важно обеспечить формирование у ребенка соответствующих навыков речи на конкретных примерах, потому этому следует уделять особое внимание. И, конечно, не менее важным моментом является создание благоприятной психологической атмосферы при соответствующем отношении к ребенку. Саму проблему нужно решать, и начинать это делать нужно как можно раньше.

Если ребенок начинает заикаться, то у большинства родителей сразу же возникает множество вопросов. Как избавиться от проблемы? Возможно ли это сделать? К какому специалисту лучше обратиться? Действительно, лечение заикания у детей – процесс сложный, и зачастую требует большого терпения со стороны папы и мамы. Однако нет ничего невозможного: если все делать правильно, то заикание пройдет бесследно.

В данной статье мы собрали материал, позволяющий родителям разобраться в наиболее распространенных вопросах, касающихся детского заикания.

Какой врач лечит заикание у детей?

Лечением детского заикания занимаются такие медицинские специалисты, как педиатр, логопед и психоневролог.

Педиатр занимается вспомогательными методами лечения, которые помогают укрепить иммунитет, предупредить болезни гортани и голосовых связок. При наличии инфекционных процессов он назначает комплексное лечение с дополнительным включением физпроцедур.

Психоневролог может помочь малышу адаптироваться во внешнем мире, справиться с дискомфортом при общении с чужими людьми, осознать свою полноценность и уникальность в хорошем смысле слова. Психоневролог проводит занятия не только с ребенком, но и с его родителями, объясняя им, как следует вести себя в семье, чтобы не травмировать уязвимую детскую психику.

Непосредственно устранением речевых проблем занимается доктор логопед.

Может ли остеопат вылечить заикание?

Остеопат – это специалист, который представляет одно из альтернативных направлений мануальной терапии – остеопатию. Остеопат знает тонкости анатомии и структуры организма, так как воздействует руками в соотношении с циркуляцией крови и лимфы, что способствует приведению органов к естественному природному балансу.

Чем может помочь остеопат при заикании?

Если заикание у ребенка вызвано повышенным внутричерепным давлением, родовыми травмами или другими нарушениями физического характера, то здесь подобный специалист действительно может помочь. После мануальных процедур улучшается работа центральной нервной системы, снимаются мышечные спазмы, нормализуется активность ребенка.

Выбирая специалиста в данной области медицины, обязательно следует убедиться в его квалификации. Дело в том, что в нашей стране нет специализированных лечебных учреждений, где готовят врачей-остеопатов. Поэтому внимательно проверяйте дипломы и лицензии врачей, прежде чем доверить им здоровье вашего ребенка.

В каких случаях необходима помощь логопеда?

Заподозрить заикание у ребенка можно, основываясь на следующих симптомах:

  • перед попыткой сказать что-либо, у малыша появляется пауза перед фразой, либо повтор одного звука;
  • ребенок начинает говорить одновременно с вдохом, либо в диссонанс с дыханием;
  • во время разговора у малыша появляются навязчивые движения, мимические подергивания.

Если возникли подозрения, желательно, не откладывая, получить консультацию квалифицированного логопеда.

Какие существуют методы лечения заикания у детей?

Лечебные методы при заикании назначаются врачом не только с учетом предпочтения родителей, но и исходя из личностных особенностей ребенка, а также в зависимости от степени проявления дефекта. Наиболее известными методами считаются:

  • лечение медикаментами;
  • сеансы гипноза;
  • расслабляющие процедуры в виде ванн, мануальной терапии, массажа, дыхательных упражнений;
  • иглорефлексотерапия;
  • логоритмические и логопедические занятия;
  • специально разработанные компьютерные игры и программы.

Каким должно быть лечение неврозоподобного заикания у детей?

Если заикание у ребенка вызвано стрессом, испугом или другими психоэмоциональными состояниями, то, прежде всего, необходимо сказать об этом доктору. Если правильно назначить терапию, то заикание такого рода можно вылечить за относительно короткий срок.

Хороший эффект при неврозоподобном заикании оказывают ноотропные средства, особенно лекарственный препарат Тенотен. Это безопасный медикамент с мягким действием и минимальным набором побочных проявлений, который поможет избавить малыша от ощущения беспокойства, тревожности, преодолеть нервно-психическую слабость – астению.

Иногда методом выбора становится гипноз, который применяется для лечения старших детей.

Чтобы успешно вылечить неврозоподобное заикание, важно создать в семье умиротворенную атмосферу, без ссор, скандалов, диалогов на повышенных тонах, ругани и психологического давления. Ребенок должен чувствовать, что его любят, понимают, уважают его как личность. Чтобы лечение было более успешным, рекомендуется посещать занятия с психологом или психоневрологом: при этом консультации необходимы не только малышу, но и его родителям.

Лечение гипнозом: за и против

Гипноз считается эффективным способом лечения детского заикания, который имеет психологическую основу. В большинстве случаев практика гипнотических сеансов подразумевает «проживание» ребенком заново той ситуации (чаще – стрессовой), которая послужила толчком к развитию речевого дефекта.

Другим вариантом гипнотического воздействия является внушение маленькому пациенту мыслей, что прочувствованная им проблема не так уж печальна и страшна, как ему могло бы казаться. После сеансов ребенок становится более уверенным в себе. Пережитые проблемы уже не кажутся такими масштабными и глубокими, как ранее. Постепенно, сеанс за сеансом, заикание проходит.

Из минусов применения гипноза можно назвать два фактора:

  • сеансы проводят только у детей старшего возраста;
  • лечение не дает мгновенного эффекта, что требует дополнительного терпения со стороны родителей и близких малыша.

Медикаментозное лечение заикания у детей: общие характеристики

Таблетки от заикания у детей назначают при легких и средних формах речевого дефекта. Запущенные стадии, как правило, не подлежат медикаментозному излечению. Дело в том, что таблетки оказывают лишь поверхностный эффект, который длится недолго, да и список побочных проявлений у лекарственных средств достаточно существенный.

Основу медикаментозной терапии составляют противосудорожные и седативные препараты, которые, кроме положительных эффектов, имеют и негативные действия: притормаживают психические процессы в головном мозге, замедляют метаболизм, вызывают сонливость, боли в голове, ухудшают обучаемость и память.

В связи с перечисленными моментами, лечение лекарствами не должно быть продолжительным, а сами препараты должен подбирать только доктор с учетом возраста ребенка и степени его речевых нарушений.

  • Фенибут при заикании у детей может назначаться из-за психостимулирующих, транквилизирующих и антиоксидантных свойств этого препарата. Кроме этого, Фенибут стабилизирует сон, устраняет судороги, уменьшает общее напряжение, тревожность и чувство страха.

При заикании обычно назначают от 50 до 100 мг лекарства трижды в день, на протяжении 1-1,5 месяцев.

В самом начале приема препарата может наблюдаться сонливость, заторможенность, боли в голове и даже усиление неврологической симптоматики: ребенок может стать раздражительным и возбужденным. Однако на 4-5 день лечения подобные признаки должны пройти самостоятельно.

  • Пантогам – это ноотропное противосудорожное средство. Пантогам при заикании у детей используется довольно часто, так как оказывает мягкое седативное действие в сочетании с улучшением умственной и физической функциональности. Детям до 3-х лет обычно назначают сироп, а более старшим пациентам – Пантогам в форме таблеток. Стандартное разовое количество препарата составляет от 0,25 до 0,5 г, а суточное количество – от 0,75 до 3 г. Осторожно: Пантогам может вызвать аллергию, расстройство сна, шум в ушах кратковременного характера.
  • Тенотен при заикании у детей считается одним из наиболее безопасных препаратов. Для детского возраста разработан специальный «Тенотен детский», предназначенный для лечения маленьких пациентов с 3-х лет. Таблетки принимают по 1 штуке от 1 до 3-х раз в день, удерживая в ротовой полости до полного рассасывания. Общая продолжительность приема Тенотена – 2-3 месяца. Если потребуется, доктор может продлить курс терапии. Побочные эффекты у препарата практически отсутствуют.
  • Мидокалм при заикании у детей может быть назначен лишь в том случае, если нарушения речи связаны с повышенным тонусом и спазмами мышц, возникших в результате органических расстройств нервной системы (например, при поражении пирамидных путей, при энцефаломиелите и пр.). Препарат разрешен к приему с 3-летнего возраста, исходя из дозировки 5 мг на кг тела в сутки (поделенных на три приема). Во время лечения Мидокалм может вызвать нежелательные явления в виде мышечной слабости, болей в голове, понижения кровяного давления, диспепсии.

Электрофорез при заикании у детей

Физиотерапевтическое лечение речевых дефектов проводят с учетом клинической степени патологии и наличия судорожного синдрома у ребенка. При заболеваниях, затрагивающих центральную нервную систему, могут быть назначены лечебные процедуры с калия йодидом.

Если у ребенка диагностируются артикуляционные судороги, то может помочь электрофорез со спазмолитическими препаратами, иногда в сочетании с психостимулирующей терапией.

Упражнения при заикании у детей

При выполнении специальных упражнений, либо просто при общении, малыш должен смотреть прямо, не опуская голову вниз. Для этого родители могут помогать ребенку, удерживая его подбородок при разговоре. Малыш должен понимать, что для нормального общения, помимо речевого, очень важен зрительный контакт. По этой же причине ребенок не должен «прятать» глаза и уклонять взгляд в сторону.

Из упражнений приветствуются дыхательные занятия, о которых мы расскажем ниже, а также речевые тренировки языка, губ и мимики. Рекомендуется, чтобы ребенок читал вслух, либо рассказывал только что услышанное от родителей. Постоянное и продолжительное общение способствует быстрейшему устранению признаков заикания.

Артикуляционная гимнастика при заикании у детей

Правильная речевая функция формируется подвижностью так называемых артикуляционных органов: языка, нижней челюсти, губ, нёба. Если перечисленные органы имеют дефекты, либо неправильно контролируются головным мозгом, то их функция может нарушаться.

Однако такая ситуация является поправимой, и помочь могут специальные занятия в виде артикуляционной гимнастики. Занятия проводят каждый день, для закрепления устойчивого результата.

Схема занятий такова:

  • упражнения выполняют последовательно, постепенно усложняя их;
  • лучше, если занятия будут проходить в форме игры – с положительными эмоциями;
  • если какое-то из упражнений дается ребенку непросто, то не нужно пытаться освоить новые упражнения, пока не будет отработано предыдущее занятие;
  • во время занятий малыш должен сидеть с прямой спиной, без излишнего напряжения, напротив взрослого;
  • желательно наличие рядом зеркала, чтобы пациент мог видеть свое отражение и контролировать качество выполняемых движений.

Взрослый во время упражнения тоже следит за его качеством, одновременно подбадривая малыша.

Вкратце артикуляционная гимнастика выглядит таким образом:

Упражнения на подвижность губ:

  • растягивание в улыбку;
  • движения кончиком языка кверху и книзу;
  • складывание губ в «трубочку»;
  • касание губ зубами;
  • хлопанье губами («немая рыбка»);
  • имитация лошадиного «фырканья»;
  • втягивание губ внутрь;
  • надувание щек;
  • удерживание при помощи губ мелких предметов.

Упражнения на подвижность щек:

  • демонстрирование языка;
  • имитация кашлевых движений;
  • движения языка в одну и другую сторону;
  • облизывание зубов;
  • перемещение в ротовой полости крупной фасоли;
  • сдувание перышка и пр.

Упражнения для подвижности глотки:

  • имитация зевания;
  • покашливания, в том числе и с высунутым языком;
  • имитация полоскания горла, глотания воды;
  • имитация стона, мычания, блеяния.

На самом деле представленный список далеко не полный: подобных упражнений гораздо больше, и все они очень интересны и эффективны. Единственное условие: проводить их нужно регулярно, и положительный результат не заставит себя долго ждать.

Дыхание при заикании у детей: особенности

Особое внимание уделяется дыхательной гимнастике, которая помогает маленькому пациенту чувствовать себя во время разговора естественно и раскованно.

Дыхательные занятия укрепляют диафрагму, улучшают подвижность голосовых связок, делают дыхание более глубоким и объемным.

  1. Занятие I:
  • ребенок становится прямо;
  • наклоняется кпереди, согнув дугой спину и опустив книзу голову и вытянутые руки (шея при этом не напряжена);
  • ребенок делает движения, подобно тому, как накачивают насосом шины в колесах, одновременно с наклоном максимально и резко вдыхая носом;
  • при неполном выпрямлении спины производится выдох;
  • упражнение требует 8 повторов;
  • после нескольких секунд перерыва подход можно повторить (таких подходов рекомендовано провести от 10 до 12).
  1. Занятие II:
  • ребенок становится ровно, ноги – на ширине плеч, руки – на талии;
  • поворачивает голову влево, одновременно резко вдыхая;
  • поворачивает голову в противоположную сторону, резко выдыхая;
  • повторяет упражнение, сделав по 8 вдохов и выдохов;
  • обычно практикуют три подхода по 8 вдохов и выдохов.

При хорошем самочувствии малыша дальнейшие занятия можно проводить и два раза в день. Результаты станут заметными на протяжении 2-3 месяцев регулярных занятий.

Массаж при заикании у детей

Хорошие результаты дает и точечный массаж, который обязательно должен проводить специалист в этой области. Потребуется активация 17 точек, расположенных в основном в зоне спины и лица. Курс точечного воздействия обычно состоит из 15 процедур. После полного курса врачи обещают появление первых положительных результатов.

Лечение заикания у детей в домашних условиях – возможно ли это?

Для того чтобы избавить ребенка от заикания, вовсе не нужно помещать его на стационарное лечение. Конечно, для некоторых занятий, возможно, придется посещать психолога или логопеда. Однако большую часть упражнений малыш сможет делать и дома, под чутким руководством родителей.

Например, стихи и скороговорки можно практиковать вместе с папой и мамой. То же самое касается и дыхательных упражнений. Малышу будет радостно осознавать, что родители очень стараются ему помочь.

Однако если в семье присутствует негативный настрой, часто возникают скандалы, ссоры и склоки, то ни о каком домашнем лечении заикания речь идти не может. Постоянное моральное ущемление маленького человека никогда не приведет к решению речевой проблемы.

Чтобы лечение было успешным, от родителей требуются в обязательном порядке:

  • терпение;
  • любовь к ребенку и к другим членам семьи;
  • взаимное уважение;
  • желание помочь несмотря ни на что.

Малыш ни в коем случае не должен чувствовать себя неполноценным или изгоем. Задача близких людей – подарить ему уверенность и настроить на позитивное мышление.

Народные средства от заикания у детей

Лечение заикания у детей при помощи народной медицины в основном направлено на нормализацию нервной функции, стабилизацию психо-эмоционального состояния пациента.

  • Залить кипятком (250 мл) по 1 ч. л. сухих листьев мяты, цветов ромашки, корневища валерианы. Настоять 20 минут. Принимать по 100 мл утром и на ночь.
  • Смешать равный сбор из ягод шиповника, листьев мелиссы, полыни, мяты, корневища одуванчика и цветков календулы. Половину столовой ложки смеси залить 250 мл кипящей воды, настоять 2 ч. Принимать до еды 4-5 раз в сутки.
  • Принимать ванну с ароматными маслами мяты, земляники, чабреца, лаванды, шалфея. Продолжительность приема ванны – 20 минут. Вода должна быть теплой, обеспечивающей расслабляющий эффект.
  • Готовить чай на основе ягод боярышника, цветков липы, травы мелиссы, корневища валерианы. Добавить мед и пить понемногу в течение дня.

Наиболее эффективные травы от заикания у детей:

  • валериана;
  • донник;
  • мелисса, мята;
  • календула;
  • береза (листья);
  • вереск (побеги);
  • липа;
  • тмин;
  • крапива;
  • боярышник и шиповник;
  • малина, ежевика, земляника.

Игры при заикании у детей

При выборе игр для заикающегося ребенка нужно помнить некоторые правила:

  • слишком эмоциональные и подвижные игры могут усугубить заикание;
  • необходимо выбирать спокойные игры, не требующие большого количества участников. Такими играми могут быть, к примеру, раскраски, настольные игры, изготовление пластилиновых поделок и пр.;
  • не следует посещать с малышом шумные мероприятия, которые могут возбудить детскую психику;
  • кроме этого, желательно исключить и спортивные соревнования. Заике лучше подойдут индивидуальные физические занятия и прогулки на природе, в парке, у водоемов.

Также существует большое количество компьютерных развивающих программ, которые в игровой форме помогают малышу избавиться от заикания. Обычно ребята очень любят такие игры и с радостью занимаются.

Стихи при заикании у детей

Ребенку, страдающему заиканием, будет интересно почувствовать себя в разных образах: например, пусть представит себя бабочкой, либо котенком. Подобные игры могут сопровождаться звуковыми и речевыми комментариями:

Как порхает бабочка? – фр-р-р-…
Как мурчит котенок? – мурр-р, мурр-р…
Как ухает сова? – У-уф-ф-…

Малышам обычно нравится повторять, и делают они это без запинки.

Бабочка на пальчик села.
Я поймать её хотела.
Хвать я бабочку рукой –
А поймала пальчик свой!

Жили-были два кота –
Восемь лапок, два хвоста!

Совушка-сова,
Большая голова.
Высоко сидит,|
Далеко глядит.

Лечение заикания у детей не должно сопровождаться обсуждением и осуждением речевой проблемы со стороны взрослых. Исход будет успешным, если эмоциональный фон для ребенка будет создан правильно, где бы тот ни находился.

4 11 745 0

Заикание – проблема, связанная с нарушением деятельности речевого аппарата. Чаще всего оно появляется у детей в возрасте от 2 до 6 лет – в период интенсивного развития речевой активности.

Причин возникновения может быть несколько: сильный испуг, неблагоприятная обстановка в семье, что вызывает стресс и переживания маленького человечка (ссоры родителей, постоянные крики на ребенка, грубое обращение с ним). От этого возникает невротическое заикание. Обычно оно легко поддается исправлению. Другой ряд причин носит физиологический характер (патология внутриутробного развития, родовая травма или сотрясение мозга, повлекшие за собой поражение органов речевого аппарата). Такое заикание специалисты называют неврозоподобным, и для его устранения обязательно требуется квалифицированная помощь врачей и специальные упражнения.

В любом случае, подходить к устранению проблемы нужно комплексно. Раскроем разнообразные подходы, которые подскажут родителям, как вылечить ребенка.

Вам понадобятся:

Семейная обстановка

Сначала создайте вокруг своего чада атмосферу любви, уважения и семейной гармонии. Никогда не выясняйте отношения в присутствии ребенка, не кричите и не раздражайтесь на него. Уделяйте своему чаду достаточно времени и покажите всеми возможными способами, как вы его любите.

Страхи и переживания как бы блокируют еще не сформированный речевой аппарат маленького человечка. Обеспечьте как можно больше радости и комфорта своему крохе – и эта блокировка будет снята.

Важным дополнением благоприятной обстановки будет и соблюдение всех моментов режима дня. Дайте возможность полноценно высыпаться, проводить достаточно времени на свежем воздухе.

Что касается походов в гости или общения с незнакомыми людьми, то с этим стоит повременить. Круг общения заикающегося малыша лучше ограничить.

Пример красивой и правильной речи

Следите за окружением. Взрослые, которые его окружают, должны произносить все слова четко, плавно, выразительно, в нужном темпе. Ребенок, слыша правильную речь изо дня в день, будет стремиться к ней даже на уровне подсознания. Также ни в коем случае не обсуждайте речевые проблемы малыша в его присутствии. Не лишним будет мягко исправлять его ошибки. Но нужно делать это ненавязчиво, чтобы не отпугнуть излишним контролем.

Игровая терапия

Известно, что игра – ведущая деятельность детей практически любого возраста.

Увлекаясь игрой, ребенок забывает обо всем на свете. Используйте ее в лечебных целях.

Создавайте игровые ситуации – увидите, что малыш не будет заикаться, играя. Старайтесь, чтобы игры были связаны с речевыми упражнениями (например, приобщение ребенка к разговору от имени кукол, животных; повтор фраз из песен, стишков, потешек).

Дыхательные упражнения

Учите правильно дышать – короткий вдох через нос и выдох в течение 4-5 секунд. На выдохе учите произносить слова и фразы.

Регулярное выполнение подобных упражнений дают потрясающие результаты. Важно, чтобы ребенок сам хотел вылечить заикание и психологически был готов к подобным упражнениям. Предлагайте ему произносить интересные фразы его любимых персонажей из мультфильмов или книг, а также небольшие рифмованные куплеты.

Творческие способности

В основе некоторых методик лежит связь речевого развития с движением руки.

Рисование, лепка, наклеивание аппликаций, игры с конструктором и другие виды творчества развивают мелкую моторику, а значит, способствуют интенсивному развитию речевого аппарата.

Занятия музыкой и пение также благотворно влияют на процесс выздоровления.

Компьютерные коррекционные программы

Современные методы лечения заикания у детей предлагают некие инновационные компьютерные технологии. Известно несколько коррекционных программ, в основном зарубежного производства.

Российский аналог зарубежных программ – «Демосфен».

Он включает в себя логопедические и психотерапевтические приемы, которые помогают улучшить речь уже через пару месяцев регулярных занятий.

Маленькому ребенку тяжело освоить эту программу самостоятельно, поэтому разбираться в тонкостях современных технологий необходимо с родителями.

Заикание (логоневроз) у детей появляется из-за напряжения или судороги в речевом аппарате, которые способствуют запинанию, растяжке и повтору слов . Плавность речи нарушается.

Заикание у детей сопровождается судорогами голосовых связок, языка, губ, нарушением дыхания. Дети мучаются при разговоре.

В попытках справиться с заиканием самостоятельно, дети усугубляют ситуацию. Перед началом лечения родители должны показать малыша логопеду, психологу, неврологу.

Какое лечение заикания у детей выбрать в домашних условиях?

Общие сведения

При заикании нарушается ритм, темп, плавность голоса, речи, дыхания. Часто появляется внезапно и усиливается. Логоневроз может долго не проявляться и возникнуть в стрессовой ситуации.

Провоцирующие факторы:

  • переутомление;
  • болезни;
  • неприятности в семье, школе;
  • избыток белковой пищи;
  • нарушение происходит в период роста зубов, в переходном возрасте;
  • инфекционные заболевания;
  • разрастание аденоидов, затрудняющее носовое дыхание.

Что делать, если ребенок заикается?

Симптомы

Внешние проявления отличаются в зависимости от причины, степени тяжести. Но есть и общие признаки:

Лечение

Лечение заикания у детей дошкольного возраста включает ряд мероприятий, которые направлены на укрепление нервной системы ребенка и развитие речевых навыков.

Благоприятная атмосфера в семье - главный аспект, который должен помогать малышу лечиться . Обстановка должна быть дружеской, спокойной. Если родители будут полноценно общаться с заикающимся ребенком, ему это поможет быстрее, чем лекарства.

Часто заикание проявляется во время интенсивного развития речи, в 2-3 года, когда очень сложно продиагностировать наличие проблемы. Как избавить ребенка от заикания в домашних условиях?

  1. Необходимо избавить ребенка от травмирующей психику ситуации . Если это произошло в детском саду, необходимо временно отказаться от его посещения (минимум на 1-2 месяца). Рано предпринятые меры улучшат прогноз.
  2. Иногда ребенку помогает смена обстановки, переезд, поездка на дачу, путешествие, море .
  3. Дома должен быть щадящий речевой режим . При ухудшении симптомов можно играть в «Молчанку», общаться с ребенком жестами.
  4. Не следует читать детям книги, которые не соответствуют его возрасту. Нельзя читать ему на ночь страшные сказки . Ребенок будет постоянного чего-то бояться. Начать нужно с рассматривания картинок. Можно выдумывать свои истории.
  5. Телевизионные передачи и мультики утомляют и перевозбуждают ребенка . Особенно просмотренные перед сном или не соответствующие его возрасту.
  6. Если родители чрезмерно балуют ребенка и исполняют все его прихоти , даже незначительное противоречие его желаниям может травмировать его психику.
  7. Требования к ребенку должны соответствовать его возрасту.
  8. Нельзя перегружать его большим количеством впечатлений в период выздоровления. Также несоблюдение режима в это время может привести к заиканию.
  9. Родители не должны запугивать малыша, оставлять одного в помещении , особенно если оно плохо освещено, наказывать. В качестве наказания можно заставить его некоторое время посидеть спокойно на стуле или лишить участия в любимой игре.
  10. В детском саду или школе воспитатели или учителя должны наладить с заикающимся ребенком контакт, постараться устранить причины этого заболевания, не акцентировать на этой патологии внимание. Нужно следить, чтобы его не дразнили другие дети .
  11. Говорить с ребенком нужно четко, плавно , не отрывать слово от другого, не торопиться. Но нельзя говорить по слогам или нараспев.
  12. К нему следует относиться ровно, не завышать требований. Ему пойдет на пользу сближение с наиболее уравновешенными детьми . Он будет подражать им и учиться говорить выразительно и плавно.
  13. Заикающихся детей не вовлекают в игры, которые могут перевозбудить или требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Но, в то же время, таким деткам пойдут на пользу хороводные игры или игры, которые требуют хоровых ответов .
  14. Заикающегося ребенка нельзя спрашивать на уроках первым . Лучше спросить его после ученика, который хорошо ответил на вопрос. Если ребенок отвечает, запинаясь, или не может начать, учитель должен помочь выговорить фразу или отвлечь его другим вопросом.
  15. Очень полезны занятия музыкой, танцами, пением . Они развивают правильное речевое дыхание, чувство темпа, ритма.
  16. Дети с заиканием должны все время находиться под наблюдением логопеда и психоневролога .
  17. Если заикание началось из-за ревности к младшему брату или сестре, мать должна уделять достаточно внимания старшему, вовлечь его в семейные дела. Можно отдать ему его старые игрушки, если он захочет.
  18. Помогают настольные игры, кубики, лото, мозаика, конструкторы, рисование (чем угодно и где угодно). Можно рисовать пальцем на запотевшем стекле, мелом, ладошкой, акварелью, гуашью, кисточкой и без. Улучшается моторика пальцев рук. Полезна лепка из глины, пластилина. Глина податливее, пластилин может активизировать некоторые физические препятствия. Успокаивают забавы с водой, песком или снегом.
  19. Очень многие заикающиеся детки могут говорить без запинок с маленькими детьми, игрушками, животными или с маской на лице . Можно выдумывать спектакли и отдать ребенку роль мужественного и независимо человека. Можно использовать маски животных или сказочных персонажей. Такие спектакли применяются в технике игровой терапии. Нервное напряжение и страхи устраняются, личностные конфликты решаются.
  20. Если малыш на пределе истерики или плачет, ему не следует говорить вслух . Всхлип провоцирует повторение слогов и слов даже у взрослых людей. Ребенка нужно успокоить, отвлечь, взять на руки. Он должен знать и ощущать, что мама всегда рядом и защитит его.
  21. Ребенка не надо торопить . Если нужно поспешить, чтобы куда-либо не опоздать, необходимо лучше организовывать время или помочь ему побыстрее поесть или одеться.
  22. Если малыш категорически не хочет спать днем, не стоит его заставлять .
  23. Некоторые заикающиеся дети вертят в руках небольшие предметы . Это помогает им освободиться от напряжения.

Дыхание

Дыхательная гимнастика при заикании у детей сделает голос естественнее и свободнее. Упражнения оказывают благоприятное влияние на всю дыхательную систему.

Тренируется диафрагма, вовлекается процесс голосообразования, дыхание становится более глубоким, а голосовые связки более подвижными.

Правила:

Как убрать заикание с помощью логопедических и логоритмических упражнений?

Логопедические упражнения направлены на улучшение подвижности артикуляционного аппарата . Речь становится четкой.

Упражнения нужно повторять при каждом удобном случае, и ребенку эти занятия должны нравиться.

При логоритмике используются упражнения в сопровождении музыки и движений. Начать нужно с дыхательной гимнастики:

Упражнения при заикании:

  1. Ребенок ходит по кругу и на каждый шаг произносит «Мы веселые карусели опа-опа-опа-па-па, татати-тати-тата».
  2. Прыгает на правой и левой ноге, произнося попеременно: ««Хлоп-топ-хлоп! Уф-ив-аф! Ап-цап- тап! Тап-тип-рап-роп-цып-цып!».
  3. Родитель ритмично делает взмахи руками (как дирижер), и ребенок произносит нараспев любые слова, слоги, гласные.
  4. Ребенок хлопает в ладоши на каждый гласный звук. Если это сделать получается, добавляют топот ногой на каждый гласный звук. Ребенок не должен бояться или стесняться.
  5. Предлагают ребенку прочесть короткое детское стихотворение под спокойную музыку. Ребенок не должен нарушать ритм. Постепенно, при условии успешного выполнения этого упражнения, берут все более длинные и сложные стихи. Ребенок может рассказать известное ему стихотворение, но должен попадать в такт классической или инструментальной музыке.
  6. Стихи полезно «отхлопывать». Хлопок делать на сильной доле стиха: «НАшаТаняГромкоПлачет…»

Также в комплексе с другими упражнениями помогут голосовые и артикуляционные упражнения.

Для избавления ребенка от заикания делают специальный массаж . Он поможет устранить логоневроз акупрессурой. Точечный массаж при заикании у детей восстанавливает и регулирует речевой центр.

Специалист надавливает на акупунктуру (чувствительные точки) на голове, шее и плечах. Надавливает только подушечками пальцев, выполняет массирующие круговые движениям.

Такой массаж снимет напряжение с лицевых мышц, успокоит нервную систему. Движения должны быть плавными и осторожными, иначе можно повредить связки.

Массаж делают маленьким деткам при первых симптомах заикания. Для общей оздоровительной терапии также проводят массаж всего тела.

Поможет расслабляющая ванна . Во время купания можно сделать упражнения, но с игрой. Так будет легче заинтересовать ребенка.

Во время игры мозговая деятельность ребенка увеличивается. Теплой весной и летом полезно выполнять упражнения на свежем воздухе.

Занятия должны быть регулярными . Только так можно будет восстановить речевой аппарат.

Заикание у детей возникает чаще всего в период от 2 до 5 лет, когда умственное развитие значительно опережает физическое, в том числе и речевой аппарат. Заикание проявляется в частом повторении отдельных букв из слова. При правильном подходе лечение заикания у детей осуществляется в домашних условиях и без особых проблем.

Почему ребенок заикается

Если ребенок заикается, значит обязательно должна быть причина для этого. Заикание у детей до 5 лет может быть приобретенным либо врожденным. При врожденном недуге выделяют ряд главных причин:

  • повреждение подкорки центра головного мозга, которая отвечает за речевую функцию;
  • генетическая наследственность;
  • родовые травмы;
  • инфекционные заболевания (менингит, тиф, энцефалит, корь, коклюш).

Приобретенное заикание у детей от 2 лет может возникнуть по следующим причинам:

  • ребенок испытал сильный испуг;
  • недавнее психологические потрясения и переживания;
  • страхи детей (боязнь темноты, пауков, замкнутого пространства и т. п.);
  • малыш часто перевозбуждается;
  • физическое наказание со стороны родителей;
  • быстрая и нечеткая речь родителей;
  • недостаток любви и эмоционального контакта;
  • подражание заикающимся детям, которое переходит в неконтролируемый процесс;
  • недостаток словарного запаса.

Все эти причины разные, но в основном они связаны с нервной системой и головным мозгом, которые напрямую влияют на речевое развитие. Поэтому заикание у детей от рождения до 6 лет проявляется по-разному, а значит и лечение подбирается специалистами лечебного центра индивидуально.

Симптомы болезни

Заикание – это патологическое нарушение речи, которое проявляется в непроизвольных паузах во время речи, при этом часто повторяются отдельные слоги или звуки. Такая реакция возникает из-за судорог мышечной системы гортани, языка, губ, грудных мышц, диафрагмы. Во время заикания ребенок долго не может произнести отдельное слово, что приводит к волнению и эмоциональному перенапряжению.

Заикание чаще всего возникает у детей возрастом от 2 до 5 лет. Мальчики подвержены этому заболеванию в четыре раза больше, чем девочки. Самыми первыми симптомами является неуверенная речь с постоянными повторами слов, которая сопровождается видимым напряжением. В подростковом возрасте заикание усиливается и достигает своего пика.

Поэтому, если вы заметили первые симптомы, вам следует сразу обратиться к врачу логопеду или педиатру. Самый благоприятный период для лечения - это, когда ребенку еще не исполнилось шести лет. В этот возрастной промежуток дети лучше всего поддаются лечению.

Видео «Окончательная победа над заиканием»

Последовательное лечение

У всех родителей, которые столкнулись с данной проблемой, возникает вопрос: как вылечить заикание у ребенка? Заикание у ребят лечится комплексной методикой, которая включает в себя медикаментозное лечение, занятия с логопедом и неврологом. Качественное комплексное лечение можно получить в специализированном центре по лечению заикания у детей возрастом от 3 до 6 лет.

В специализированном центре врач назначает успокаивающие препараты для укрепления нервной системы. Они назначаются для того чтобы лечение с логопедом и психологом было наиболее благоприятным. В отдельных случаях врач может прописать противосудорожные препараты, которые направлены на снятие напряжения в речевом центре.

В некоторых прогрессивных лечебных заведениях практикуют гипноз. По мнению врачей, гипноз можно применять, если ребенку исполнилось больше 10 лет. Гипноз очень хорошо влияет на центр Брока. Центр Брока находится в головном мозге и отвечает за правильное и четкое воспроизведение речи.

Если ребенок заикается, можно способствовать развитию речи с помощью новой методики «дирижирования». В основе этой методики лежит усиленная активизация другого двигательного центра, которая достигается с помощью активных движений руками и пальцами, при этом дыхание должно быть спокойным и регулярным.

Если заикание сильное, можно использовать релаксирующие ванны, процедуры общего укрепления речи, иглоукалывание. Но эти процедуры врач назначает детям старше 6 лет.

Восемьдесят процентов успеха зависит от занятий с врачом логопедом. Они должны быть регулярными, и длиться не меньше 10 месяцев. Научить правильно говорить можно, если отнестись к лечению с полной ответственностью. Нужно задаться целью научить малыша уверенно разговаривать без запинок. Если после 4 месяцев занятий с логопедом ребенок так же заикается, то можно и нужно обратиться к другому специалисту. Помните, что от правильного выбора врача зависит здоровье вашего малыша.

Не стоит недооценивать лечение в домашних условиях. Если детям еще нет 5 лет, можно лечить заикание народными средствами и в домашних условиях. К народным средствам относят лечение травами и лекарственными сборами. Вот несколько самых хороших лекарственных сборов, которые положительно влияют на речевой центр:

  • сбор из трав мелиссы, солодки, донника, цветков календулы, листьев березы в равных частях, такой настой спаивать ребенку 3-4 раза перед едой;
  • сбор из плодов шиповника, хмеля, тмина, листьев березы, корня одуванчика, мяты, полыни, сушеницы, фиалки, и ясменника. Применять 3-4 раза в день по 100 мл;
  • сбор из трав крапивы, ромашки, валерианы и мяты. Настой выпивать 3 раза в день на протяжении месяца.

Еще одно народное средство можно посоветовать детям старше 5 лет. Если нужно активировать речевое развитие, не прибегая медикаментам, используйте смесь мёда и мумие, 1 чайная ложка мёда на таблетку мумие. Это средство держат во рту, как можно дольше не глотая. Процедуру следует повторять 2 раза в сутки на протяжении 2 месяцев.

Если ребенок лечится в домашних условиях, то родителям необходимо строго придерживаться целого ряда правил. Лечение, прежде всего, нужно начинать с самих себя. По результатам исследований, именно родители в 85% случаев, являются причиной, вызывающей заикание у представителей младшего поколения. Поэтому не следует нервничать из-за работы, в данном случае здоровье вашего ребенка должно быть на первом месте.

Главным принципом во время лечения является полное отсутствие стресса и каких-либо переживаний не только у ребенка, но и в его окружении в целом. Ограждайте его от различных страхов и переживаний. Можно, а иногда и нужно исключить жестокие мультфильмы, громкую музыку, недетские фильмы (боевики, ужасы).

Если ребенок боится темноты или боится один оставаться в комнате, врачи категорически не рекомендуют насмехаться или усиливать страхи. Ничего страшного, если ребенок, которому уже больше 6 лет, поспит в постели с родителями. Врач рекомендует в таком случае объяснить и разобрать по полочкам все страхи, и показать, каким образом можно их избежать.

Учите ребенка говорить медленно и на выдохе, старайтесь сами говорить четче и медленнее. Так он будет брать с вас пример. Выслушивайте спокойно, не торопите, дайте ему время собраться с мыслями, не перебивайте. Для закрепления занятий с логопедом, следует устраивать особые игры в домашних условиях. Пойте вместе любимые песни, это способствует укреплению и развитию речевого центра.

Устраивайте спектакли для членов всей семьи. Такие выступления перед публикой помогут, избавится от стеснения и лишнего стресса во время общения со сверстниками. Если домашняя методика лечения не приносит результата на протяжении года, можно обратиться на консультацию к ортопеду. Неправильная осанка и сутулость влияют на уменьшение объема легких, усиливается давление на диафрагму, все эти факторы влияют на речевой центр. В таких случаях врач назначает серию лечебного массажа.

Во время лечения в домашних условиях не забывайте о здоровом образе жизни. Больше гуляйте всей семьей на свежем воздухе, делайте с ребенком зарядку, исключите из рациона вредные продукты (сладости, шоколад, чипсы, газировку), кушайте больше овощей, фруктов. Есть ряд продуктов, которые благотворно влияют на речь. К ним относятся:

  • творог, сметана, йогурт и другие кисломолочные продукты;
  • льняное масло в чистом виде или как добавка;
  • рыбий жир в капсулах или жирная морская рыба (скумбрия, палтус, морской окунь);
  • квашеная капуста с зеленым луком, ее можно приправить маслом.

Все эти продукты содержат такие важные витамины и микроэлементы, как витамин F, жиры Омега 3, кальций и фосфор. Все они способствуют благотворному влиянию на развитие речи. Помните, что ребенку необходимо выпивать по 250 мл чистой воды на 1 кг его веса.

Лечить в домашних условиях детское заикание непросто. Рассказывайте малышу, что нужно тренироваться усердно, для того чтобы добиться положительного результата. Тренировать органы дыхания можно специальной дыхательной гимнастикой. С помощью такой гимнастики можно избежать спазма речевого центра.

Чтобы улучшить результат лечения в домашних условиях чаще хвалите, ни в коем случае не ругайте, больше обнимайте ваше чадо. Ведь родительская любовь и терпение могут излечить от любых заболеваний. Здоровые дети растут в спокойных и эмоционально уравновешенных семьях.

Видео «Елена Малышева. Лечение заикания»

Телепередача «Жить здорово с Еленой Малышевой» помогла многим людям вылечить свои недуги. В следующем выпуске вы узнаете, как быстро справиться с заиканием у деток и что для этого потребуется.






Новое на сайте

>

Самое популярное