Домой Инфекционные заболевания Игра для развития речи детей в 2. Логопедические занятия по развитию речи у детей

Игра для развития речи детей в 2. Логопедические занятия по развитию речи у детей

Аня, вы только не переставайте заниматься. Наш в два года молчал как партизан, а сейчас, в 2,4 читает стихи на двух языках. Начал говорить буквально за две недели, а сейчас я его не могу остановить, он даже в магазине песни распевает. В два года мы были у логопеда и, хотя сын в присутствии врача не сказал ни слова, задержку речевого развития нам не поставили. Проверили слух, посмотрели, понимает ли ребёнок обращённую к нему речь, дали собрать парочку паззлов, в кубики поиграть, сказали, что через месяц заговорит. Так и произошло. Но мы занимались каждый день часа по четыре только паззлами, кубиками, мозаикой, пальчиковыми играми, рисованием, лепкой, театр теней устраивали, всё на мелкую моторику плюс я пела, читала ему, танцевали вместе, звуки животных имитировали. Сынуля мой упрямый как ослик и заставить его что-то сделать очень трудно. Мы искали темы, которые ему интересны, а потом уже занятия строили по этим темам. Основные две темя для моего - животные и машины, у вас, наверное, что-то другое. Ещё что я делала - подбирала слова, которые звучат похоже. Например, он начал хорошо произносить слово "машина", я тут же начала учить его таким словам как "шина", "миша", "Маша", "мышь" и т.п. Специально составляла словарики из слов, коорые ребёнок точно может произнести и по сто раз их повторяла. У нас произошёл прорыв, когда ребёнок понял, что разговаривать - это здорово! Он начал играть со звуками и со словами, чего раньше никогда не было. Стал петь песенки, состоящие только из звуков "ля-ля-ля", "па-па-па" и т.д. Начал болтать без умолку бессмысленными фразами, просто наборы слогов повторял, и очень быстро потом перешёл к словам. На каком-то этапе ему очень понравилось повторять за мной слова, и после этого у нас, вообще, всё прекрасно пошло. По поводу цветов, я думаю, что ваш сын цвета знает, только назвать их не может. Попробуйте попросить его сортировать формочки или кубики разного цвета, может, он прекрасно с этим справится. Есть ещё паззлы на цвета, когда детальки разного цвета вместе соединять надо. Стихи - читайте всё время, по книгам и на память, даже если ребёнок явно сейчас вас не слушает. У детей это всё равно как-то в памяти откладывается. И потом, когда ваш сынуля заговорит, то станет читать стихи, которые вы читали ему в полтора года и уже сами успели забыть. Мой свои первые стихи прочитал, качаясь на качелях, раскачивался и в такт читал. А считать начал в бассейне. Мы с ним прыгали - раз, два, три, четыре, а на счёт пять я его подкидывала в воздух. Так, однажды мы плавали вместе, а он и говорит "один, два, три, четыре, пять, бух". Наш логопед сказала, что дети должны хорошо говорить слов пятьдесят (при этом, знать несколько глаголов)прежде чем они начнут объединять эти слова вместе (ещё не в предложения, пока только по два-три слова, например, "мне пить" или "мамин шарф". Так что, вы о предложениях пока не беспокойтесь, учите словам, в том числе и глаголам. Вы пишете, что ребёнок учится всему у бабушки и дяди. Может быть, они с ним больше играют, а вы именно учите, поэтому ему скучно. А если скучно в этом возрасте, то точно ничего не выучит. Должно быть весело, и вам самой тоже, а то ребёнок всё ваше напряжение будет чувствовать. У меня была та же ситуация. Вплоть до того, что сын начал говорить на английском языке раньше и лучше, чем на русском, при том, что я, русская, с ним всё время дома, а папу,амеркианца он видит по одному часу в день вечером. Но папа просто с ним играл, а я пыталась учить. Потом, когда я это осознала, перешла к играм, и ребёнок сразу успокоился. Извините, чтот так длинно, просто "ещё свежи воспоминания", помню, как волновалсь сама по этому же поводу. Всё у вас будет хорошо! 18.05.2000 21:05:25, ЛарыР

Развитие речи у ребёнка идёт по нескольким направлениям: отработка артикуляции, расширение активного словаря, развитие связной речи - всё это формирует речевое мышление.

1 АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (С КАРТИНКАМИ)

Артикуляционные упражнения помогают ребёнку в закреплении звуков. Покажите ему, как нужно правильно выполнять упражнение. Помните, что их следует делать перед зеркалом. Постепенно увеличивайте количество повторений и время выполнения упражнений.

«Вкуснятина»
Приоткрыть рот, облизать верхнюю губу, сначала справа налево, а затем наоборот. Важно, чтобы нижняя губа не помогала языку и не «подсаживала» его.

«Качели»
Широко раскрыв рот и улыбнувшись, положить кончик языка за нижние зубы (с внутренней стороны), а потом поднять его за верхние зубы (с внутренней стороны).

«Рыбка»
Пошлёпать расслабленными губами, словно рыбка.

«Лошадка»
Открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

«Лопаточка»
Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язычок на 5-10 секунд.

«Иголка»
Открыть рот и высунуть острый язычок как можно дальше. Выполнятьупражнение по 5 раз, высовывая язык на 5-10 секунд.

«Блюдце»
Широко открыть рот, высунуть широкий язык. Поднять его вверх, не прикасаясь к зубам. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5-10 секунд.

«Маляр»
Приоткрыть рот и улыбнуться. Провести кончиком языка по губам по часовой и против часовой стрелки. Выполнять упражнение по 5 раз.

«Часики»
Открыв рот, кончиком языка выполнять движения вправо-влево, дотрагиваясь до уголков губ.

«Ириска»
Пусть ребёнок представит, что у него во рту жевательная конфетка, которая вдруг приклеилась к верхним зубкам. Предложите малышу отделить её языком (делать движения языком по внутренней стороне зубов). То же самое проделайте и с нижними зубками.
Важно в этой игре обращать внимание ребёнка на движения языка.

«Чистые зубки»
Улыбнуться, показать зубы. Провести кончиком языка по верхним зубам с внутренней стороны, затем то же самое проделать с нижними зубами. Язык дол­жен скользить по внутренней стороне зубов слева направо. Выполнять упражнение по 5 раз.

2 РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

«Одуванчик»
Предложите ребёнку взять в руку воображаемый одуванчик. На счёт от 1 до 5 сделать носом вдох, не поднимая плеч, а затем подуть на одуванчик так, чтобы он разлетелся.

«Звоночек»
Попросите ребёнка подойти к стене и представить, что перед ним находится дверь, а рядом кнопка электрического звонка. Пусть малыш сделает вдох носом и, на секунду задержав дыхание, нажмёт пальчиком на «звонок», одновременно произнося «рь-рь-рь». Затем предложите ребёнку сделать то же самое поочерёдно каждым пальчиком левой и правой руки.

«Свеча»
Держите перед ребёнком зажжённую свечу. Пусть малыш сделает глубокий вдох носом и резко задует свечу. Повторите игру несколько раз.

«Колдун»
Предложите ребёнку на некоторое время стать колдуном. Произносите на одном дыхании, например, такое «заклинание»: «Мимм-мэмм-мамм-момм-мумм-мымм!» Следите за артикуляцией ребёнка.

«Шарик»
Возьмите малыша за руки, образовав таким образом круг. Не разъединяя рук, сделайте вдох носом и 2 небольших шага назад. Так шарик надувается. Теперь вы должны «выпустить из него воздух», одновременно произнеся «с-с-с…» и сделав 1 шаг вперёд. Так шарик уменьшается. Выпустите из шарика ещё немного воздуха, произнеся одновременно «с-с-с…» и сделав ещё 1 шаг вперёд. Шарик становится ещё меньше. Повторите игру несколько раз.

«Лягушонок»
Пусть ребёнок расставит ноги немного шире плеч, развернет носочки в стороны как можно больше и, согнув ноги в коленях и присев как можно ниже, упрётся ладонями в пол. Спросите у него, как квакает лягушка («ква-ква»). Попросите малыша показать, как прыгает лягушка. Предложите ему попрыгать и поквакать одновременно.

3 ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Начинать тренировать пальчики малыша можно с 6 месяцев, ведь это стимулирует речевое развитие ребёнка. В этом возрасте пальчиковые игры представляют собой небольшой массаж кистей рук и пальцев малыша. Дети 2-3 лет могут заучивать сопроводительный текст игр и повторять его вместе с вами.

«Пароход»
Пароход плывёт по речке,
Из трубы дымят колечки.
(Соединить ладони вместе, подняв большие пальцы вверх - «пароход», подвигать ладонями в разных направлениях: вперёд, в стороны, назад - «прокладывает курс».)

«Котик»
Есть у котика на лапках
Очень острые царапки.
(Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу обеих рук.)

«Пальчики»
Пальчик пальчикам сказал,
Что поехал на вокзал.
Чтобы встретить остальных,
Чтобы было десять их.
(Поочерёдно касаться большим пальцем остальных пальчиков, начиная с мизинца. Упражнение выполнять по 2 раза, сначала на правой руке, а затем на левой.)

«Теремок»
На поляне теремок,
(Соединить ладони «домиком».)
Дверь закрыта на замок,
(Сомкнуть пальцы в «замок».)
Из трубы идёт дымок.
(Сомкнуть пальцы в «колечки».)
Вокруг терема забор,
(Руки держать перед собой, пальцы растопырить.)
Чтобы не забрался вор.
(Пощёлкать пальцами.)
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,
(Кулачком постучать по ладони.)
Открывайте, я ваш друг!
(Развести руки в стороны, затем одной ладонью обхватить другую.)

Первый пальчик в глине (большой стукается с указательным )
Второй в пластилине (большой со средним )
Третий в шоколаде (большой с безымянным )
Четвертый в мармеладе (большой с мизинчиком )
Склеились пальчики!!! (сложить все пальчики в щепоть )
Расклеились!!! (раскрыть широко ладошку )
Кошка на ладошке

Возьмите ручку малыша и приговаривайте, водя своим указательным пальцем по ладошке.
По ладошке по дорожке,
Ходит маленькая кошка.
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет
Коготки поточит.
Цап-царап (пощекотать ладошку )

4 ПОТЕШКИ

Сова-совушка, сова,
Большая голова.
На колу сидела,
На луну глядела,
Глазами блестела.
Глазоньки хлоп-хлоп,
Лапочки топ-топ.
И - полетела!

Птички сели на лужок,
А котята - в уголок.
Сели-посидели,
Песенки запели.
Прибежала кошка-мать,
Домой деток стала звать.
Птички песню спели,
К деткам улетели.

Наши ручки в мыле были,
Мы посуду с мамой мыли.
Мы посуду вытирали,
Нашей маме помогали.

Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубки белые.

Баиньки-баиньки,
Купим сыну валенки.
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.

Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп
«Кто каши не ест,
Кто молока не пьёт,
Того забодаю,
Забодаю, забодаю!»

Взято из

******

Упражнение «Бегемотик» . Максимально широко открываем рот. Закрываем рот.

Упражнение «Поцелуй маму» . Вытягиваем губы трубочкой.

Упражнение «Покажи зубки» . Растягиваем губы в улыбке.

Упражнение «Прогулка» .Движение языка вперед-назад, вправо-влево.

Упражнение «Надуй щеки» . Поочередно надуваем и втягиваем щеки- «Щеки толстые-худые»

Упражнение «Язычок гуляет»

Язычок пошел гулять. (Широкий расслабленный язык на нижней губе.)

В домик спрятался опять. (Язык за нижними зубами.)

Звук [ А ]

Упражнение «Птенчики» . Малыш широко открывает рот(беззвучно). Взрослый кладет ему на кончик языка витаминку. Ребенок произносит :“ Ам»

Кушать птенчики хотят,

Маму ждут, но не шумят,

Мама зёрнышко несет!

Открывай пошире рот!

Звук [И]

Упражнение «Улыбка» . Улыбаемся (без напряжения), показываем верхние и нижние зубы.

Улыбнулись губки, показались зубки.

Губы улыбнулись, к ушкам потянулись.

Звук [О]

Упражнение «Шарик». Используются шарики разного размера. Помещаем шарик между губами, округляем губы и выдвигаем вперед :

Шарик губками возьми,

«О-о-о» тихонько потяни.

Звук [Э]

Упражнение «Мишка». Используются игрушечный медведь. Взрослый и ребенок встают на четвереньки. Эта поза помагает выведению языка в передние отделы полости рта, снятию напряжения в области корня языка. Положение полуоткрытых губ в виде овала.

«Э-э-э», -как мишка вы пропойте,

Ротик широко откройте.

Звук [У]

Упражнение «Слоник» . Ребенок вместе со взрослым повторяет упражнение «Поцелуй маму» и произносит «У-у-у-у-у».

На слоненка погляжу,

Губы трубочкой сложу.

Звук [Ф]

Упражнение «Зайка» . Нижняя губа касается верхних зубов, верхняя-слегка приподнята. Обращаем внимание ребенка на то, что в «заборчике»между губой и зубами остается узкая щель, посередине которой проходит воздушная струя. Чтобы ее почувствовать, используется тактильный контроль- ко рту ребенка подносится ладонь взрослого и малыша.

Ушки - на макушке,

А зубки - на губке:

Ф-ф-ф-ф-ф-ф!

Звук [В]

Упражнение «Ветер» .Выполняется аналогично упражнению «Зайка» с использованием голоса.

Сильный ветер налетел,

Ручку к шейки прижимай,

Звук [П]

Упражнение «Рыбка». Ребенок беззвучно размыкает, а затем плотно, плотно, но без напряжения смыкает губы:

Открывает рыбка рот,

Да не слышно, что поет.

Воздух в носик набирайся,

«П»сквозь губы прорывайся!

Звук [Б]

Упражнение «Голосок» . Выполняется аналогично упражнению «Рыбка» с использованием голоса. Если озвончание звука [ П ] идет трудно, необходимо подключить тактильный контроль, приложив ручку ребенка к гортани взрослого, чтобы он ощутил, как дрожит горло(«домик» голоса).

Б» легко произнести,

Упражнение «Колыбельная»

Баю-баюшки -баю,

Баю куколку мою!

Звук [Т]

Упражнение “ Язычок». (Стучим кончиком языка за верхними зубами.)

Кто же так стучит - тук, тук?

Язычок, наш верный друг.

Звук [Д]

Упражнение «Строим дом». Ребенок легко ударяет кончиком языка за верхними зубами, как в упражнении «Язычок», но выполняет это с голосом. Чтобы почувствовать работу голоса, используем тактильный контроль-прикладываем к горлу тыльную сторону ладони.

Мы построить дом хотим.

Работу язычкам дадим.

Молоточки мы возьмем,

Дружно гвоздики забьем.

«Д» легко произнеси,

Звук [М]

Упражнение «Корова». Произносить звук [ М ], используя тактильный контроль. Взрослый произносит: «М-м-м-м-м-м-м-м-м», при этом тыльная сторона ладони ребенка подносится к губам взрослого - ребенок должен ощутить дрожжание губ, затем это же проверять у себя.

«Му-му-му,- мычит корова.-

Забодаю Таню с Вовой».

Звук [Х]

Упражнение «Тёплый ветерок». Выдыхаем теплый воздух на ладони, при этом произносим звук [Х]. И c пользуем тактильный контроль -ребенок тыльной стороной ладони должен ощутить тёплую выдыхаемую струю сначала у взрослого, затем у себя.

Теплый воздух выдыхай,

Свои ручки согревай!

Звук [С]

Упражнение «Язычок отдыхает». Улыбаясь, ребенок приоткрывает рот и выводит широкий кончик языка на нижнюю губу, боковые края языка должны касаться уголков рта.

Язычок наш загорает.

Лежит, спокойно отдыхает

И тихонько напевает: «И-и-и» .

Упражнение «Насос». Обращаем внимание ребенка на то, что свист воздуха, выходящего из «насоса», напоминают звук [С]. Малыш должен почувствовать холодную струю воздуха, используя тыльную сторону ладони.

Взято из

Каждый 14-й ребенок имеет выраженную задержку речевого развития (ЗРР). Проблемы с развитием речи уже становятся заметны с 2 лет.

В статье собран материал о причинах и признаках ЗРР у малышей двухлетнего возраста, нормы развития речи у детей и мнения врачей по этой проблеме.

Признаки задержки речевого развития у детей в таблице – когда стоит бить тревогу?

Показатели благополучного и неблагополучного развития речи у малышей

Признаки благополучного развития речи Признаки неблагополучного развития речи
Физическое развитие ребенка соответствует возрасту. Физическое развитие не соответствует возрасту, задержка развития.
Заболевания неврологического профиля отсутствуют. Присутствуют заболевания неврологического профиля.
В разговоре ребенок слушает себя и самостоятельно исправляет свои ошибки. В анамнезе есть тяжелые общие болезни.
Он свободно разговаривает с близкими, стеснительно себя ведет с незнакомцами. Игнорирует просьбы повторить только-что сказанное.
С интересом повторяет ваши речи. Не стремится повторять речь родителей.
Ребенок решает свои проблемы с помощью речи. Все свои проблемы решает самостоятельно без родительского вмешательства.
Показывает предметы, которые ему называют. Не чувствует дискомфорта и стеснения при разговоре с незнакомцами.
Знает и понимает разницу между «большой» и «маленький». Не стремится разговаривать понятливо для окружающих, ему безразлично понимают ли его или нет.
Отстает от одногодок в речевом развитии.
Не реагирует на замечания повторить сказанное, только лучше.

Когда ребенок должен начать говорить — нормы развития речи у малышей в таблице

Специального органа, который отвечает конкретно за речь у человека, нет. Формируют речь и слова такие анатомические аппараты как жевательный, дыхательный, глотательный. Но прежде чем слово или словоформа будет сформировано, в процесс задействуется кора головного мозга.

У детей процесс формирования речи имеет несколько этапов:

  1. Первый этап начинается от рождения и продолжается до достижения возраста 6-10 месяцев. Он включает в себя крик, лепет и гуление. Этими, так называемыми «сигналами», малыш оповещает родителей, что он голоден, ему холодно или жарко, некомфортно или он чувствует боль. Далее, прислушиваясь к разговорам окружающих, у него начинают формироваться простые слоги «ма», «па», «ба» и т.д.
  2. Второй этап начинается в 8-10 месяцев и продолжается до 2 лет. В этот период малыш начинает понимать элементарные фразы, которые говорят родители и может жестом отвечать на вопрос (наприм. «где мама?»). Интонацией он выражает радость, недовольство, страх. По достижению 1 года ребенок начинает называть слова звукоподражательным выражениями (напр. машина – би-би, кот – кис-кис, игрушка – ляля).
  3. С 2 лет начинается 3 период, когда малыш четко понимает речь взрослого, выполняет поручения, с легкостью указывает на называемые предметы. Ребенок уже может называть словосочетания из двух-четырех слов, произносит все звуки родного языка, его словарный запас в среднем состоит из 300 слов.

Таблица №1. Нормальное развитие речи у детей по возрасту

Форма речи Возраст
1. Крик с интонацией недовольства или радости. 1-2 мес.
2. Ребенок гулит и пытается произнести простые слоги. 2-3 мес.
3. Ребенок пытается повторять слова за вами и выговаривает их посредством одинаковых слогов. 4-5 мес.
4. Начинает выговаривать первые слова, состоящие со слогов (ма-ма, ба-ба, па-па, ля-ля) или называет вещи звукоподражающими названиями (кот-киса, корова – му-му). 8 мес. – 1 год 2 мес.
5. Ребенок начинает объединять по 2-4 слова и формирует логические словосочетания. 1 год 6 мес. – 2 года 2 мес.
6. Начинает часто задавать вопросы «что это?». 1 год 9 мес. – 2 года 6 мес.
7. Речь малыша начинает приобретать правильное грамматическое значение (использует числа, род слова). 2 года 4 мес. – 3 года 6 мес.
8. Ребенок начинает активно говорить, рассказывает, что он делает, где и как, разговаривает со своими игрушками. 2 года 6 мес. – 3 года 5 мес.

Почему ребенок не разговаривает в 2 года – все социальные, психологические и физиологически причины задержки речевого развития у детей в таблице

В норме, по достижению двухлетнего возраста, малыш должен активно общаться с родителями и близкими, называть вещи своими именами, рассказывать различные истории. Но случается так, что ребенок в 2 года еще не произносит никаких слов или же делает это очень плохо, но при этом у него нет . Причин этому может быть множество, их воссоединяют в три основные группы – социальные, психологические и физиологические.

Причины задержки или отсутствия речи у ребенка в 2 года

Физиологические Психологические Социальные
Слабость мышц лица и рта. Испуг. Отсутствие внимания к ребенку со стороны родителей.
Проблемы со слухом, глухота, тугоухость. Постоянные родительские скандалы, ссоры. Постоянный доступ ребенка к компьютеру, телевизору, планшету.
Врожденные аномалии развития губ, неба, языка, лицевых мышц. Неблагоприятная обстановка в семье (неполная семья, отсутствие родителей, асоциальные родители). Повышенная опека над ребенком, когда ему нет необходимости что-либо понимать и над чем-то задумываться.
Патологии головного мозга и нервной системы. Высокие требования родителей к малышу, насильственные попытки научить его говорить.
Наследственные болезни.
Психические заболевания. .

Патологии нервной системы, приводящие к речевому недоразвитию

Общее недоразвитие речи – формы речевой патологии:

  1. Дизартрия.
  2. Афазия.
  3. Моторная алалия.
  4. Сенсорная алалия.

Дизартрия

Дизартрия проявляется в средней, тяжелой и стертой формах.

Характерные черты этой патологии:

  • У ребенка страдает вся произносительная система речи.
  • Ритм дыхания нарушен.
  • Голос приобретает гнусавый оттенок.
  • Все звуки произносятся смазано и нечетко, как бы «в нос».

При тяжелых формах дизартрии заметны нарушения тонуса лицевых мышц — они или слишком расслаблены, или чересчур напряжены.

Ребенок не может поднять вверх язык, высунуть его или достать до уголка рта. Язык постоянно дрожит, при попытках удержать его в одном положении – синеет, появляется чрезмерное слюноотделение.

У малыша страдает и крупная и мелкая моторика, он неловок, не умеет прыгать, стоять на одной ноге, не любит рисовать или вырезать, с трудом удерживает равновесие.

Причины развития дизартрии:

  1. Асфиксия или травма при родах.
  2. Влияние несовместимости с матерью по резус-фактору.
  3. Травмы и опухоли головного мозга.
  4. Наследственные патологии ЦНС.

При нормальном слухе и развитых органах артикуляции у детей происходит распад уже начавшейся формироваться речи.

Характерная черта афазии – ребенок говорил и вдруг замолчал, появились нарушения в произношении звуков, потеря смысла высказываний. Это нарушение речевого развития ведет к задержке развития интеллекта.

Причины афазии – травмы, опухоли и воспалительные заболевания головного мозга.

Моторная алалия

Речевая патология, имеющая широкий диапазон нарушений: от полного отсутствия речи до незначительных проблем типа неправильного употребления окончаний слов или склонения по родам и числам.

Характерная черта тяжелой формы моторной алалии – ребенок понимает то, что ему говорят, но его собственная устная речь практически не развивается. Дети с такими проявлениями не в состоянии самостоятельно поставить губы, язык в нужное положение, они неуклюжи в выполнении простейших движений.

Мелкая моторика пальцев рук у таких детей почти не развита, страдают и память, и мышление.

Причины развития моторной алалии – повреждение клеток речевых зон головного мозга или запаздывающее их развитие вследствие родовой травмы, инфекций, воздействия токсинов на плод во время внутриутробного развития.

Сенсорная алалия

При этой патологии дети не понимают смысла обращенной к ним речи, или понимают слова по отдельности, но не могут вникнуть в смысл целой фразы или высказывания.

Иногда у ребенка с сенсорной алалией наблюдается логоррея (бессмысленное и бессвязное произнесение отдельных слов).

Может наблюдаться задержка интеллекта, негативные проявления со стороны нервной системы: раздражительность, негативизм, нарушения крупной и мелкой моторики.

Нужно отличать эти стойкие и тяжелые патологии речевого развития (ОНР) от темповой задержки развития речи (ЗРР), когда некоторое отставание в этом отношении от сверстников вызвано особенностями развития малыша, наследственными особенностями, нехваткой общения с родителями.

Это может сделать только специалист: психоневролог, логопед, психолог для детей с отклонениями в развитии.

Мнение специалиста

Доктор Комаровский:

Большинство детей начинает произносить звуки, имеющие какое-то значение, около года. Но есть совершенно нормальные дети, которые не торопятся заговорить. Похоже, что это зависит главным образом от темперамента и особенностей натуры ребенка. Дружелюбно настроенный, веселый ребенок стремится заговорить раньше. Спокойный ребенок, склонный к созерцательности, долго наблюдает за происходящим вокруг, прежде чем у него появляется желание высказать и свое мнение.
Атмосфера, в которой растет ребенок, и отношение к нему окружающих также играют важную роль. Если из-за нервного напряжения, вызванного чем-либо, мать все время молчит в обществе ребенка, то он, не чувствуя с ее стороны стремления к общению, тоже замыкается в себе. Взрослые иной раз впадают в другую крайность: постоянно разговаривают с ребенком и командуют им, лишая его всякой инициативы. Такой ребенок будет чувствовать себя неловко с людьми и замыкаться в себе. Он еще не дорос до того возраста, когда он может поспорить со взрослым либо просто уйти. Считается, что поздно начинают говорить те дети, которых обслуживает вся семья, не давая им самостоятельно и рукой шевельнуть, предупреждая каждое их желание. Если ребенок долго не начинает говорить, первое, что приходит в голову родителям, это не отстает ли их ребенок в умственном развитии. Действительно, некоторые умственно отсталые дети начинают говорить поздно. Но очень многие из них произносят первые слова в том же возрасте, что и нормальные дети. Факты доказывают, что огромное большинство детей, которые почти не разговаривают до 3 лет, отличаются нормальным умственным развитием или даже оказываются необычайно смышлеными.
Я думаю, нетрудно догадаться, что делать, если ребенок долго не начинает говорить. Не сердитесь на него за это и не торопитесь делать вывод, что он глуп. Будьте нежны с ним и постарайтесь не слишком сдерживать его инициативу. Дайте ему возможность бывать среди других детей, где он будет чувствовать себя естественнее. Разговаривайте с ним дружелюбным тоном, употребляя простые слова. Поощряйте его называть вещи, когда они ему нужны. Но не требуйте от него, чтобы он заговорил, и не выражайте свое недовольство.

Из книги «Родителям о речи ребенка» Н.В. Нищева:

Причины задержки речевого развития разнообразны: проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; интеллектуальная недостаточность, наследственный тип позднего развития речи. Среди возможных причин следует также отметить соматическую ослабленность, болезненность ребенка, из-за которой задерживается формирование всех психических функций; и социальные факторы, а именно отсутствие адекватных условий для развития речи малыша. В условиях гиперопеки речевая функция часто остается невостребованной, так как окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания. Возможна первичная задержка речевого развития в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями, и малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты. Крайне вредно пребывание ребенка в избыточно информированной речевой среде, когда он слышит речь взрослых, общающихся между собой, а также радио, телевидение, и привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В этом случае ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Как правило, в неблагополучных семьях, где у взрослых нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается.

Н. С. Ильина, логопед-дефектолог:

В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формирования речи:

а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;
б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы ребенка.

К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором — незачем, все и так будет сделано вовремя. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера. Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.

Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.

Если же у ребенка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса) или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.

При задержке речевого развития наиболее эффективной оказывается ранняя коррекция, т.е. в возрасте до трех лет. Однако это не значит, что при выявлении речевого недоразвития в 6 или 7 лет нужно опустить руки. В любом случае специальные занятия окажут положительное влияние на речь и личность ребенка, если будут носить систематический характер. Успешность развития ребенка во многом зависит от активной позиции родителей, которые под руководством специалистов могут организовать правильное общение с ребенком.


Развивающие занятия с детками 2-3 лет – это очень важный период овладения речью, произношением гласных и согласных звуков, обогащение словарного запаса и формирование грамматического построения речи.

На третьем году жизни ребёнка речь развивается в процессе предметной, познавательной деятельности, во время игр, занятий и общения. Поэтому очень важно постоянное речевое сопровождение действий ребёнка во время занятий и в повседневной жизни.

Общение взрослых и детей способствуют развитию связной речи и накоплению опыта, умению выразить мысль, чувство, желание, состоящее из нескольких предложений.

У детей формируется умение отвечать на вопросы, спрашивать. Практикуется совместная речь.

Приём, когда взрослый начинает фразу или стишок, а ребёнок завершает, обеспечивается важный психологический комфорт.

«Усатенькая, мохнатенькая»

Цель: развивать речевое понимание и слух, артикуляционный аппарат, пополнять словарный запас.
Материал: корзинка, игрушка кошка, салфетка.

Занятие

Поместите кошку в корзинку. Накройте её салфеткой.

Покажите корзинку ребёнку и обратитесь к нему с вопросами: «Кто это к нам пришёл в гости? Кто это так мурлычет?»

Загляните в корзинку вместе и достаньте игрушку.

Кошка обращается к ребёнку: «Я Мурка, серенькая шубка, мягкие лапки, пушистый хвостик, острые коготки. Мяу, мяу. Как тебя звать? Погладь меня».

Погладьте кошечку, приговаривая: «Кошка усатенькая, молочко любит, песенки мурлычет. Как киска мяукает? (мяу-мяу) Киска умывается не водой, а лапками»

Прочтите потешку:

- Ох, ты котик-коток,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!

Поместите кошку на пол и обыграйте сюжет, что она лежит на дорожке и не хочет уходить.

Скажите киске: «Брысь! На дорожку не садись!» Погрозите пальцем.

Повторите, игру несколько раз, выразительно жестикулируя.

«Ходит по двору петух»

Цель: развивать речевое понимание и слух, артикуляционный аппарат, активизировать глаголы.
Материалы: игрушка петушок, платок.

Занятие

Внесите в комнату игрушку, накрытую платком.

Произнесите: «Ку-ка-ре-ку!»

Узнайте - догадался ребенок, кто пришёл в гости?

Спросите: «Кто так поёт? Ку-ка-ре-ку!»

Снимите платок и продемонстрируйте игрушку.

Рассмотрите петушка вместе: красный гребешок, яркий хвост, крепкие лапы со шпорами, а какой у него звонкий голос!

Узнайте, как поутру петушок всех будит?

Спросите, а как он крыльями машет, лапками землю разгребает, корм ищет, курочек и цыплят созывает?

Продемонстрируйте действия петушка игрушкой.

А затем попросите ребёнка повторить движения самому, помогая, выражая действия словами.

Играйте, стимулируйте интерес, эмоционально- положительное отношение к игре.

«Собачка»

Цель: развивать речевое понимание и слух, артикуляционный аппарат, активизировать глаголы и существительные, создать условия для инициативных высказываний.
Материалы : игрушки- собачка.

Занятие

На видном месте поместите игрушку. Загадайте ребёнку загадку:

Гладишь - ласкается,
Дразнишь - кусается.

Спросите: «Кто это?»

Разыграйте сюжетную игру знакомства, «Ав- ав! Привет! Давай познакомимся. Я Шарик. А тебя как звать?»

Побуждайте ребёнка назвать своё имя и погладить собачку.

Рассмотрите игрушку вместе: ушки торчком, хвост кольцом, а как голос подаёт? Что умеет делать собачка?

Продемонстрируйте действия собачки игрушкой: бегает, прыгает, лает, лежит, радуется при встрече, виляет хвостом.

Побуждайте ребёнка поиграть с игрушкой.

Обращайтесь к собачке: «Ты, собачка, не лай, наших деток не пугай».

Пусть малыш поиграет с собачкой, произнося эмоциональные звуки, инициативные высказывания.

«Рано-рано поутру»

Цель : развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, произносить слово и выразительное движение, поощрять инициативные высказывания.
Материал: игрушки: дудочка, коровка.

Занятие

Покажите ребёнку дудочку и продемонстрируйте её игру.
Спросите: «Как поёт дудочка? Ду-ду-ду». Повторите звуки и движение вместе с ребёнком.

Разыграйте сюжетную игру, в которой пастушок дудочкой собирает коров.
«Как играет пастушок на дудочке? Ду-ду-ду»

Прочтите стишок:

Ранним - рано поутру
Пастушок ту-ру-ру-ру!
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!

Как коровка мычит? Му-му-му – вместе.

Спросите: «Где у коровки ушки? Глазки? Рожки?»
Соотносите слова и жесты, дотрагиваясь до частей тела, выражая условные действия.

Расскажите ребёнку про коровку: чем питается, какую пользу приносит людям, где и как спит? Что о ней знает малыш?
Помогайте и поощряйте ему высказываться, выражая свою мысль.

«На лошадке»


Цель:
развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, поощрять инициативные высказывания, вызывать подражание речи взрослого.
Материал: игрушка лошадка - качалка.

Занятие

Покажите ребёнку лошадку, дайте её погладить, спросите: « Кто это к нам прискакал? Лошадка! У неё длинная грива и хвост, грациозная осанка и копыта. И-го-го! Лошадка цокает копытами: цок-цок-цок. Ноооо! И она поскакала»
Сопровождайте слова выразительными действиями вместе с ребёнком.
Повторяйте сюжетную игру.
Попросите ребёнка описать лошадку, показать части тела, произнести голосом звуки, подражая животному.
Посадите его на лошадку – качалку, произнося: «Нооо, поехали!»
Звукоподражание сопровождайте выразительными движениями.

Расскажите про лошадку: чем питается, какую пользу приносит человеку и где живёт.


«Мышка норушка»

Цель: развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, произносить слово и выразительное движение, вызывать подражание речи взрослого.
Материалы: игрушка мышка, салфетка, корзинка.

Занятие

Покажите ребёнку корзинку, прикрытую салфеткой, в которой сидит мышка.
Вдруг раздаётся звукоподражание: «пи-пи-пи».
Спросите малыша: «Кто это там пищит? Кто голос подаёт? Маленькая, серенькая, живёт в норке, грызёт корки»
Появляется мышка.
Продолжите сюжетную игру: «Я мышка, боюсь кошки»
Опишите мышку: серенькая, маленькая, длинный хвост, острые коготки. Сопровождайте слова выразительными движениями.
«Что это у мышки? Как она бегает? Чем питается? Где живёт? Куда прячется от кошки?»

Практикуйте совместную речь: начинайте фразу, а ребёнок её завершает. Такой приём помогает детям научиться говорить свободно.

«Козочка»

Цель:
Материалы: игрушка козочка.

Занятие

Возьмите игрушку и начните диалог:

Кто это к нам пришёл? Коза рогатая, бодатая. Не бойся козочки, а давай с ней поговорим. Скажи: «Здравствуй, козочка! Мы тебе рады!»


Что даёт нам козочка? Молочко? Где твоя чашка? Подставляй и пей тёпленькое молочко!

Имитируйте условные действия.

Скажи ей спасибо за вкусное и полезное молоко. А где у козочки глазки? Рожки?

Дайте возможность показать ребёнку все части тела, побуждая к действиям.

А где пасётся козочка? А чем питается? Как она бегает? А как голос подаёт?

В процессе общения у ребёнка формируется грамматическая речь, произношение гласных, свистящих и простых согласных звуков.

«Мишка косолапый»

Цель: развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, произносить слово и выразительное движение, пополнять словарный запас.
Материалы: игрушка мишка.

Занятие

Возьмите мишку и разыграйте сюжетную игру. Загадайте ребёнку загадку:

Кто в лесу огромней всех,
Кто богатый носит мех?
Кто малину с веток рвёт,
Кто душистый любит мёд?

Кто к нам в гости пришёл? Мишка. Здравствуй! Где у мишки глазки? Уши? Лапы?

Поощряйте инициативные высказывания ребёнка.

А как Мишка ходит, переваливается? Покажи. А как он голос подаёт?

Произносите звуки, сопровождая выразительными движениями.

А чем любит Мишка полакомиться? Покажи, как он подставляет лапки для принятия угощения.

Совершайте выразительные движения вместе.

Чем лакомится Мишка? Мёдом и малиной. А где он их добывает? В лесу?

Задавайте вопросы, привлекая в интересную игру ребёнка, развивая речь и расширяя знакомство с окружающим миром.

«Спать пора»

Цель: развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, произносить слово и выразительное движение, стимулировать инициативные высказывания.
Материалы: игрушки: мишка, слон, бычок.

Занятие

Возьмите мишку и начните диалог:

Кто к нам в гости пришёл?

Продемонстрируйте игрушку, побуждая ребёнка назвать её. Это научит его инициативно высказываться.

Это мишка. Он какой?

Выдержите паузу, чтобы ребёнок сам ответил.

Как он рычит? Какие у мишки лапы? Ушки? Глазки?

Делайте паузу после каждого вопроса с интонацией незавершённости, побуждая ребёнка включаться в совместное высказывание.

Чем мишка любит полакомиться? Правильно, мёдом и малиной.

Возьмите бычка и продолжите диалог:

Кто ещё к нам в гости пришёл?

Продемонстрируйте игрушку, побуждая ребёнка назвать её.

У бычка есть рога. Как он мычит?

Покажите рога выразительными движениями, изобразите подражание мычания бычка.

Покажите ребёнку слона.
Продемонстрируйте игрушку, побуждая его назвать животного, отвечать на вопросы, спрашивать. Это научит его инициативно высказываться.

К нам пришёл слон. Он какой? Какие у него уши? Хобот? Лапы?

Прочтите стишок Агнии Барто «Слон», разыгрывая сюжет:

Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой качает сон,
Он слонихе шлет поклон.

Побуждайте ребёнка включаться в совместное высказывание, описание игрушек, проговаривание слов в стишках и потешках.

«Ёлочка»

Цель: развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, чувство языка, произносить слово и выразительное движение, стимулировать инициативные высказывания, уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков.
Материал: праздничная ёлочка, игрушки: собачка, кошка, мышка, курочка.

Занятие

Посмотрите, какая ёлочка стоит нарядная: украшена яркими игрушками, мишурой и бусами. Пропойте песенку:

Маленькой ёлочке
Холодно зимой.
Из лесу ёлочку
Взяли мы домой.

Сколько на ёлочке
Шариков цветных,
Розовых пряников,
Шишек золотых!

Встанем под ёлочкой
В дружный хоровод,
Весело, весело
Встретим Новый год!

Как поднимается настроение, чувствуется приближение праздника. Начните диалог:

Какая у нас нарядная ёлочка! Чем она украшена?

Показывайте игрушки, которые называет ребёнок, совершая выразительные движения.

Поставьте под ёлочкой игрушки: собачку, кошку, мышку, курочку, и спросите, вызывая на инициативное высказывание:

А кто это танцует под ёлочкой?

Выдержите паузу, чтобы ребёнок перечислил все игрушки.

Задавайте ребёнку вопросы, развивая речь, расширяя представление об окружающем мире.

Подобным образом обыграйте сюжеты с остальными персонажами.


«Поезд»

Цель: вовлекать в диалог, развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, пополнить словарный запас наименованиями животных, предметов, действий.
Материал: игрушки: поезд, мишка, заяц, белка, лиса.

Занятие

Покажите игрушку – поезд.
Рассмотрите его вместе, демонстрируя кабину, вагоны, колёса, озвучивая сигнал поезда: ту-ту и повторяя звучание вместе с ребёнком.
Продолжите рассказ.

Поезд ведёт машинист, который находится в кабине. А пассажиры - в вагонах. У поезда есть колёса, которые стучат по рельсам: тук-тук.
Повторите звучание колёс вместе с ребёнком.
- Поезд мчится, а колёса стучат как?

Для повторения материала задайте вопросы:
- Что это у поезда? (Поочерёдно показывая его элементы)
- Кто ведёт поезд?
- Как сигналит машинист?
- Как стучат колёса?» и т.д.

Имитируйте поезд: взрослый – паровоз, а ребёнок – вагончик.
Прицепите вагон, подайте сигнал «ту-ту» и поехали!
Подражая стуку колёс: тук-тук-тук, весело напевайте, вовлекая в пение ребёнка:

Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.

Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
А в песенке поётся
О том, как мы живём.

Обратитесь к ребёнку: « Игрушки тоже хотят покататься на поезде».
Пусть ребёнок посадит их в вагон, называя каждого и сопровождая звукоподражанием.

Напевайте знакомую песенку вместе, заучивая наизусть.

Важно знать! Развивающие занятия, игры в возрасте 2-3 лет от простых действий с игрушкой к сюжетным действиям, закладывают необходимую основу для гармоничного развития ребёнка, развивают речь.

«Лягушата»

Цель: вовлекать в диалог, пополнять словарный запас наименованиями, определениями, глаголами, научить составлять рассказы.
Материалы: тазик с водой, игрушки- лягушки.

Занятие

Обыграйте сюжетную игру: поставьте тазик с водой и запустите туда лягушат. Это имитация пруда, в котором живут лягушки.

Опишите их: зелёные, у них большой рот и длинные лапы, которые помогают им высоко прыгать.

Как квакают лягушки? Чем они питаются? Как прыгают?

Имитируйте движение лягушек, прыжки за комарами и мошками.
Попросите ребёнка рассказать про лягушку, задавая наводящие вопросы, подсказывая начало текста в случае затруднения.

Важно помнить! Постоянные игры и занятия, повторные проигрывания знакомых сюжетов, использование разных игрушек, а также подражание взрослому - всё это помогает ребёнку овладеть сложными игровыми умениями, накапливая опыт и знания, развивая речь.

Литература:
Развивающие занятия с детьми 2-3 лет
Под редакцией доктора педагогических наук, директора ГОУ Центр Дошкольное детство им. А.В. Запорожца, академика РАЕН Л. А. Парамоновой,
2-е изд. перераб.- М. ОЛМА Медиа Групп, 2013- 512с.

Развитие каждого ребенка уникально, и идет по своим законам. Поэтому, становление речи у двухлеток тоже индивидуально. Сложно говорить о нормах речи ребенка в 2 года, так как за период от исполнения двух лет до третьего дня рождения дети сильно меняются. Однако, имеются общие закономерности в речевом развитии.

Замечено, что девочки овладевают речью немного ранее мальчиков, но это не обязательный факт. Дети могут говорить отдельные слова, постепенно переходя к предложениям, а могут сразу начать говорить короткие фразы. Развитие речи зависит от пассивного и активного словарного запаса детей двух лет, в который входят около 200-300 слов. Дети активно пользуются простыми словами, облегченными их вариантами и короткими предложениями «дай лялю», «папа пришел» и тд.
В целом, сколько слов говорит ребенок в 2 года, напрямую зависит от того, насколько активно с ребенком говорят, стимулируют его физическое, умственное и речевое развитие. В целом, речь малыша вполне понятна родителям, которые говорят с ним ежедневно, но он глотает буквы и слоги, произносит слова неправильно. Ваша задача, поправлять ребенка и произносить слова отчетливо и правильно. Неверным будет общение с ребенком на его языке с сюсюканьем и коверканьем слов. Говорите с ребенком правильно, чтобы он изо дня в день слышал и усваивал правильную речь. Если имеются затруднения в слове, повторите с малышом его несколько раз.
Но что должен говорить ребенок в 2 года, чтобы стояние его речевой функции соответствовало норме? Малыш должен говорить о себе «я», называть свое собственное имя, как зовут родителей, близких родных. Он должен называть предметы в доме, названия животных и как они говорят, прощаться и здороваться. Также малыши должны говорить короткие предложения из двух-трех облегченных слов, а также учиться говорить прилагательные - «большой», «мягкий» и тд.

Задержка речевого развития у детей 2 лет

Часто мамы и папы жалуются врачам, что ребенок в 2 года мало говорит. Обычно это происходит потому, что они сравнивают своего малыша с соседским двухлеткой, который может говорить четче, больше и активнее. При этом часто забывается, что речь - это индивидуальный навык, который может различаться даже у детей, которые имеют разницу в два-три месяца рождения. Естественно, что дети в начале своего двухлетия говорят меньше и хуже, чем те, кому скоро исполнится три года. Зачастую, если родители хорошо понимают потребности и предугадывают их, тогда ребенок в 2 года просто ленится разговаривать. Тогда стоит стимулировать малыша к речи, делая вид, что вы не понимаете, что вам показывает кроха. Просите его объяснить словами, стимулируйте его на повторение слов за вами.
Зачастую причинами того, почему ребенок в 2 года плохо говорит, могут стать общее отставание в физическом и нервно-психическом здоровье, длительные болезни, эмоциональные стрессы, недоношенность. Тогда по мере того, как малыш окрепнет и догонит сверстников в развитии, нормализуется его речь. Однако, если вы обеспокоены, что малыш мало общается, стоит обратиться к врачу и выяснить причины задержки речи у ребенка 2 лет. Обычно это бывают индивидуальные особенности крохи, к концу второго года подавляющее большинство детей начинает активно говорить. О задержке речи у ребенка 2 лет можно говорить тогда, если ребенок не говорит практически никаких слов, только звуки, не понимает обращенной к нему речи, мало эмоционален и отстает в развитии по другим показателям. В этих случаях требуется помощь невролога, который проведет подробное обследование и назначит терапию. Это могут быть как медикаментозные, так и физиотерапевтические методы, массаж и активные развивающие занятия.



Новое на сайте

>

Самое популярное