Домой Терапевтология Болезнь алания у детей. Алалия у детей

Болезнь алания у детей. Алалия у детей

Вова, лови Нину. Нина, лови Вову.Катя, возьми за руку Олю. Оля, возьми за руку Катю.

Катя, дай мяч Вове. Вова, дай мяч Кате.

Где заяц убегает от волка, а где от зайца убегает волк?

Где лиса поймала курицу, а где курица поймала лису?

Где мальчик скачет на коне, а где конь скачет на мальчике?

Где кошка ловит мышку, а где мышка ловит кошку?

Где девочка везёт на санках мишку, а где мишка везёт девочку?

Где девочка даёт сено козе, а где коза даёт сено девочке?

Где девочка кормит своих зверей, а где звери кормят девочку?

Практическое усвоение предлогов в знакомой для ребёнка ситуации: дети ставят предметы на стол, в шкаф, достают игрушки, книги из шкафа, достают из-под шкафа закатившийся туда мяч.

«Возьми карандаш, который лежит в коробке (на коробке, около коробки)».

«Покажи, где машина выехала из гаража (стоит около гаража)»

«Где кошка залезла на диван (под диван, за диван)»

«Из предметных картинок отобрать всё то, что тебе понадобится, если ты будешь рисовать, если пойдёшь гулять, если захочешь есть и т. д.»

«Покажи, кто катается на велосипеде, а кто катается на велосипедах»

«Покажи, кто скачет на лошади, а кто скачет на лошадях»

«Покажи, где девочки сидят на стуле, а где они сидят на стульях»

«Покажи вазы, стоящие на (одном) столе, покажи вазы, стоящие на столах»

Большой – маленький (-ая)

Узкий – широкий (-ая)

Длинный – короткий (-ая)

Низкий – высокий (-ая)

Толстый – тонкий (-ая)

Вниз (внизу) – вверх (вверху)

Далеко (близко)

Вперёд (впереди)

Назад (сзади)

По словесной просьбе выполнять действия типа: «подними руки вверх», «опусти руки вниз», «посмотри вверх – посмотри вниз», «стань сзади товарища – впереди товарища», «брось мяч высоко – низко; далеко – близко».

«Узнай овощ». Логопед показывает, как правильно делается длинный, глубокий вдох: плавно, медленно, без подъёма плеч.

Ребёнок с завязанными глазами нюхает и узнаёт по запаху предложенный ему овощ.

«Осенние листочки». Ребёнок стоит напротив подвешенных на ниточках листьев. Медленно набирает воздух через нос, чтобы не поднимались плечи. Вытягивает губы трубочкой, дует на листья, не раздувая щёк.

«Надуем шарик». Стать прямо, не напрягаясь. Для контроля за движением диафрагмы положить правую руку на верхнюю часть живота. Сделать небольшой выдох, задержать вдох на 2 секунды. Вдохнуть через нос (5 секунд).

Задержать воздух в лёгких (2-3 секунды). Выдохнуть, округлив губы, имитируя надувание шара, - плавно, без толчков, только движением диафрагмы (3-4 секунды, логопед выполняет счёт до трёх- четырёх). Затем

продолжительность выдоха можно увеличить до 5-6 секунд (счёт до пяти, шести).

«Пароходы». Ребёнок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно дуть на парус кораблика, который находится в тазу с водой на уровне рта ребёнка.

«Сосчитай овощи». Ребёнку предлагается сосчитать овощи на выдохе. Сделать вдох (3 секунды), на выдохе считать вслух, не спеша: «Один, два, три, четыре, пять».

Выполнить это упражнение ещё раз, затем добрать воздух (1 секунда) диафрагмальным дыханием (плечи неподвижны), на выдохе произнести: «Пять овощей».

«Сосчитай фрукты» и т. п.

«Продолжи предложение». Сделать вдох, а на выдохе произнести фразы:

Мальчик идёт. И т.п.

«Ветер». Сделать вдох, на выдохе длительно произносить с усилением голоса: «У-у-у-у-у-у-у», подражая завываниям ветра.

«Эхо». На картинке изображены дети, кричащие в лесу «Ау!»

Ребёнку предлагается кричать громко, а затем тихо, как эхо.

«Приятный запах». Ребёнок подходит к вазочке с очищенным апельсином, мандарином и т. п., нюхают, на выдохе произносят: «Хорошо», «Вкусно», «Приятный запах».

«Вьюга». Ребёнок стоит, спина прямая; делает глубокий вдох, на выдохе начинает тянуть: у-у-у… Сильная вьюга – ребёнок увеличивает силу голоса, вьюга затихает – сила голоса уменьшается.

«Кто кого?». Логопед ставит двух детей друг против друга, и по сигналу логопеда дети начинают сначала тихо, затем громко тянуть гласные: А, О и т. п. Кто тянет дольше, не делая дополнительного вдоха, тот выиграл.

«Тихо – громко». Логопед составляет предложение по картинке и произносит его тихо. Ребёнок повторяет громко и наоборот.

«Лесенка». Пропевание гласных с повышением и понижением голоса и движением по «лесенке».

Проговаривание предложений типа:

Ася умывается.

Алла ушла.

Инна идёт.

Чтение сказки К.Чуковского «Путаница» (дети произносят только звукоподражания).

«Хочу!» - гневно, грустно, радостно, раздражённо, подавленно.

«Узнай по интонации». Сначала логопед, а потом дети изображают больного, сердитого, грустного, удивлённого, весёлого человека. При этом произносят с определённой интонацией коротенькие слова: «Ай-ай-ай», «Ой-ой-ой», «Ох-ох-ох» и т. п.

Отражённое проговаривание предложений.

Дорисовать лицо (пиктограмму), чтобы были видны: радость, печаль, гнев, удивление.

Ребёнку предлагается изобразить эмоции, которые возникают у него в определённой ситуации (при прослушивании текста).

«Осенний дождь». Ребёнку предлагается прослушать ритмическую серию ударов в ладони и «прохлопать» предложенный ритм: // ///; // //; // // //.

«Накорми птиц». Логопед передаёт ритм, как дружно клюют курица с цыплятами и другие птицы, постукивая кончиками пальцев по столу, а затем просит ребёнка повторить:

Курица с цыплятами: // ///

Утка с утятами: // //

Гусыня с гусятами: / / ///

Ребёнку предлагается повторить.

Логопед: Сели птицы на деревья и запели:

«Ти-ти, (пауза) ти-ти-ти, (повторяет ребёнок)

ти-ти-ти, (пауза) ти.»

Ти-ти-ти, ти-ти-ти,

Ти-ти-ти, ти-ти-ти,

Ти-ти-ти, ти-ти-ти.

«Весёлые строители». Ребёнок повторяет звуки, которые доносятся со стройки: «Тук-тук - тук, тук - тук-тук».

«Мамы и детки». Условием игры является то, что птицы «говорят» важным, низким голосом, не торопясь, а птенцы «отвечают» им быстрее, тонким, высоким голоском.

Гусыня учит гусёнка: «ГА-ГА-ГА» (С понижением тона голоса, медленно.)

Гусёнок отвечает: «Га-га-га» (С повышением тона голоса, быстрее.)

Утка: «КРЯ-КРЯ, КРЯ-КРЯ-КРЯ».

Утёнок: «Кря-кря, кря-кря-кря».

Курица: «КО-КО-КО, КО-КО».

Цыплёнок: «Ко-ко-ко, ко-ко».

Ребёнку предлагается послушать и узнать звуки, которые доносятся из-за окна, из коридора, соседней группы.

«Угадай, какой звучит музыкальный инструмент?»

«Какой предмет издаёт такой звук?»

«Шумовые коробочки». Предлагается 5 пар одинаковых коробочек с разными наполнителями (песок, скрепки, крупа, бумажные шарики, мелкие камешки). Ребёнок выбирает одинаково звучащие коробочки.

«Угадай, кто тебя позвал «Ау»?» Дети по очереди зовут ребёнка (водящего), он определяет, кто его позвал.

«Где гудит пароход?». «У-у-у» - далеко (тихо) или близко (громко).

«Кто сказал «Мяу»?» («Му-у», «Бе-е»)

Логопед произносит звукоподражание то низким, то высоким голосом. Ребёнок показывает картинку с изображением животного или его детёныша.

Ребёнку предлагается хлопнуть в ладоши (поднять зелёный кружок), если он услышит правильное название того, что изображено на картинке. «Вакон – фагон – вагон – вагом – факон – вагон».

На наборном полотне выставляются картинки, названия которых звучат очень похоже: рак, мак, лак, бак, сок, сук, дом, ком, коза, коса и т. п. Ребёнку предлагается отобрать названные картинки.

«Кто (что) это? Что (он, она) делает?»

Папа – сидит, идёт, стоит.

Девочка – прыгает, плачет, читает.

Мама – шьёт, варит, гладит, пишет, читает.

Дедушка – спит, лежит, читает.

Мальчик – пишет, читает, бежит, рисует, плывёт.

Собака – спит, сидит, лежит, кусает, прыгает.

Птичка – прыгает, летает.

Самолёт – летит, гудит.

«Кто быстрее принесёт картинку».

На столике разложены картинки с изображением действий (девочка читает, кошка сидит и т. д.). Логопед вызывает двух детей. Чётко произносит, кому какую картинку принести. Отдавая картинку, дети отвечают на вопросы:

«Кто (что) это? Что он (она) делает?»

Идёт кто? что? (мама, папа, дедушка, бабушка, мальчик, девочка, снег, дождь).

Стоит кто? что? (мама, девочка, бабушка, лошадь, корова, кошка, петух, стол, стул, шкаф, ваза, тарелка, чашка).

Сидит кто? (девочка, мальчик, мама, кошка).

Бежит кто? (мальчик, девочка, собака, кошка, лошадь).

Прыгает кто? (девочка, мальчик, кошка, собака).

Спит кто? (мама, девочка, собака, кошка).

Лежит кто? что? (мама, девочка, мальчик. лошадь, собака, кошка, книга, тетрадь, ложка, вилка).

Висит что? (картина, лампа, полотенце, пальто, платье).

Летит кто? что? (птица, голубь, муха, жук, бабочка, оса, самолёт, ракета).

Едет что? (машина, поезд, автобус, велосипед).

Читает кто? (мама, папа, дедушка, девочка, мальчик).

Ребёнку предлагается из предметных картинок, на которых нарисованы собака, девочка, кошка, паровоз, мальчик, отобрать того, кто умеет читать;

Найти в комнате, что висит, что стоит, а что летит;

Посмотреть на улицу и сказать, кто идёт, кто (что) едет, а кто бежит.

Мальчик (девочка) моется, купается, катается, качается, одевается, раздевается, обувается, умывается,вытирается, причёсывается.

Мальчик идёт – мальчики идут.

Мальчик бежит – мальчики бегут.

Девочка стоит – девочки стоят.

Мальчик спит – дети спят.

Девочка поёт – дети поют.

Логопед предлагает одному из детей отдать команду другому ребёнку что-либо выполнить, например: «Коля, дай команду Тане: Таня, спи». Другой ребёнок констатирует: «Таня спит».

Дети самостоятельно договаривают выделенные слова.

Дождик, дождик, кап да кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять,

Мы промочим ножки.

Светит солнышко в окошко.

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шёрстку гладко .

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Ребёнок легко на носочках ступает по разложенным на полу листочкам-черепицам и произносит выделенные слова.

Кто там топает по крыше?

- Топ-топ-топ.

Чьи шаги всю ночь я слышу?

- Топ-топ-топ.

Я теперь усну едва ли.

- Топ-топ-топ.

Может кошек подковали?

- Топ-топ-топ.

Ребёнок выполняет характерные действия и произносит выделенные слова.

Дождик, дождик…

Кап-кап. (Указательными пальцами стучит по столу ).

И по грядкам..

Тяп-тяп. (По столу стучат все пальцы ).

По дорожке…

Топ-топ. (Указательные пальцы стучат по столу ).

А по лужам…

Шлёп-шлёп. (Ладошки шлёпают по столу ).

Меж еловых мягких лап (поглаживание подушечками пальцев поверхности стола )

Дождик… кап-кап-кап (постукивание пальцами по столу ).

Где сучок давно засох,

Серый…мох, мох, мох (касание стола первым и пятым пальцами раскрытой кисти рук ).

Где листок к листку прилип,

Вырос…гриб, гриб, гриб (поднимание рук над столом, пальцы то складываются вместе, то раздвигаются широко ).

Кто нашёл его друзья? (Касание указательным пальцем правой руки поочерёдно всех пальцев левой руки. )

Это…я, я, я! (Сжимание всех пальцев левой руки, кроме мизинца, его показ. )

Испугались зайца.

Мы (показать на себя)

Ходили (три шага)

По грибы, (руками сделать гриб )

Зайца испугались, (на каждый слог ушки на макушке наклоняются и поднимаются )

Убежали за дубы, (ладони на уровне лица )

Потеряли (резко разжать кулаки и «бросить» )

Все (помахать раскрытыми ладошками )

грибы (руками сделать гриб ),

А потом смеялись: (рисуем пальцами улыбку до ушей )

Зайца испугались (ушки на макушке шевелятся на каждый слог ).

Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца: растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию.

Массаж «чётками»: перебирать чётки пальчиками, сочетая со счётом.

Массаж шестигранным карандашом:

- «Утюжок» (прокатывать карандаш по поверхности стола );

- «Добывание огня» (прокатывать карандаш между ладонями от кончиков пальцев к запястьям );

- «Горка» (скатывать карандаш с тыльной поверхности кисти руки, придерживая его другой рукой ).

«Ладошка» (пальчики, а потом ладошки «здороваются» ).

«Пианино» (логопед «играет» пальчиком ребёнка на пианино, отпускает пальчик, ребёнок играет на пианино одноименным пальчиком второй руки ).

Игры со счётными палочками.

Выкладывание узоров из фасоли на пластилиновой поверхности.

Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики. )

Будем листья собирать.(Сжимают и разжимают кулаки. )

(Первое слово произносит ребёнок, загибая пальцы, начиная с большого, остальной текст читает логопед. )

Листья берёзы,

листья рябины,

листья тополя,

листья осины,

листья дуба мы соберём,

маме осенний букет отнесём.

«Кулачки».

Кулачки мы вместе сложим (кулаки прижаты друг к другу ),

Нашим пальчикам поможем

Разогнуться и подняться (пальцы постепенно разжимаются, ладони прижаты друг к другу и направлены вверх ).

«Пальчики «здороваются». (На одной руке большой палец «здоровается» с указательным, средним,безымянным, мизинцем. «Здороваются» одноимённые пальцы двух рук. )

«Ладушки».

Ладушки, ладушки!

Пекла бабушка оладушки.

Маслом поливала.

Детушкам давала .

Даше – два , Паше – два ,

Ване – два , Тане – два.

Хороши оладушки

У нашей бабушки.

(Руки лежат на столе. Попеременно показываются то ладонь, то её тыльная сторона. Ладонь одной руки накрывает другую. Затем руки поставить на локти, пальцы обеих рук выпрямлены и загибаются по два: указательный и средний, безымянный и мизинец. В завершение показать большие пальцы. )

Алалия - это отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном . Причиной алалии является поражение речевых центров головного мозга в результате нарушения или травм и заболеваний головного мозга, перенесенных ребенком до 1 года, то есть до появления речи. Этим алалия отличается от , при которой нарушается уже существовавшая . Различают моторную и сенсорную алалию. При моторной алалии ребенок не говорит (издает лишь нечленораздельные звуки), но понимание речи может сохраниться; при сенсорной алалии ребенок не понимает обращенную к нему речь.

Детей, страдающих алалией, обучают в специальных .

Алалия (от греч. отрицательной приставки а- и lalia - речь) - отсутствие или ограничение речи у детей вследствие поражения в доречевом периоде речевых зон больших полушарий головного мозга или их недоразвития. При установлении диагноза алалии следует учитывать нарушение слуха, механические причины нарушений артикуляции, анартрии (см.) и расстройства интеллекта.

Этиология алалии разнообразна: сосудистые, воспалительные процессы, интоксикация и травмы головного мозга, алиментарно-трофические, обменные нарушения во внутриутробном, натальном и в раннем периоде постнатального развития (от 1 до 10 месяцев жизни ребенка). Дети с легкими формами алалии нередко к периоду школьного обучения уже владеют фразовой речью, но испытывают значительные трудности в обучении чтению и письму (дислексия, дисграфия).

Различают моторную и сенсорную алалию, соответственно обусловленные нарушением функций лобно-теменных и височных областей больших полушарий головного мозга. Это деление условно, так как при моторной алалии нередко наблюдаются сенсорные нарушения и наоборот. Алалия может быть и тотальной.

Моторная алалия характеризуется нарушением двигательной функции речи при сохранении в основном ее понимания. Отсутствие речи до 2-2¼ лет должно внушать опасения. Дети с моторной алалией обычно стесняются своего дефекта. Они отказываются говорить, даже если обладают определенным речевым запасом, проявляя своеобразный «речевой негативизм», и предпочитают пользоваться жестами. Овладев артикуляцией речевых звуков, такие дети испытывают трудности в овладении звукосочетаниями, что выражается в перемещении фонем, упрощениях; с появлением слов наблюдаются слоговые парафазии, например «ломоток» вместо «молоток». Переход к фразам выявляет аграмматизм, который является наиболее стойким. С накоплением словарного запаса аграмматизм нарастает; у детей с алалией он выражается в неправильных падежных окончаниях, отсутствии предлогов, союзов, наречий. Письмо в период становления речи отражает весь путь речевого развития: оно аграмматично и изобилует различными парафазиями.

Сенсорная алалия характеризуется расстройствами понимания речи при сохранении элементарного слуха. У детей с сенсорной алалией нарушен фонематический слух и крайне лабильно слуховое внимание. В противоположность моторной алалии дети, страдающие сенсорной алалией, проявляют речевую активность даже в период лепетной речи. Они отличаются от слабослышащих и глухонемых звонким голосом, сохранностью интонации, реакцией на звуки даже небольшой интенсивности, не пользуются зрением для улавливания речи, жестикуляцию сопровождают голосовой реакцией. Речь их непонятна для окружающих.

Для обучения больных с моторной алалией разработана специальная система, способствующая развитию их речи. Методы обучения при сенсорной алалии разработаны мало. В логопедической практике используется ряд методических приемов. Обучение звукам начинают одновременно с обучением буквам. Сравнительно рано начинается работа над усвоением грамматического строя речи. См. также Речь (расстройства).

Алалия представляет собой частичное или полное отсутствие речевой функции, которое вызвано органическим поражением участков головного мозга, отвечающих за речь. При алалии характерно очень позднее развитие речевых реакций, скудность словарного запаса, грубое нарушение структуры слога и произношение звуков.

Кроме того, в случае алалии недоразвитие речи имеет системный характер, то есть, нарушен как лексико-грамматический компонент, так и фонетический, также отсутствует импрессивная и экспрессивная речь.

Основной причиной алалии является раннее органическое повреждение центральной нервной системы из-за патологии при течении беременности и родов. Но в последнее время все больше набирает популярность наследственный фактор в формировании и развития речи у ребенка.

Диагностируют алалию приблизительно у 0,9% детей дошкольного возраста и у 0,5% школьников, причем данная патология чаще встречается у мальчиков.

Что же приводит к развитию алалии? Такие факторы многообразны и могут влиять в разные периоды развития плода и ребенка. Так, к поражению речевых зон коры головного мозга может привести гипоксия плода, угроза прерывания беременности, травматизация плода, а также наличие хронических заболеваний будущей мамы (гипертензия, гипотония, сердечная недостаточность), гипертонус матки во время беременности, преждевременные и стремительные роды, нарушение гормонального фона, нервное перенапряжение, асфиксия новорожденного. После рождения ребенка факторами возникновения алалии могут быть резкие громкие звуки, крики, отсутствие контакта ребенка с матерью, соматические заболевания, энцефалит, менингит, травмы головы, полученные ребенком в первые годы жизни, фактор наследственности (патология развития речи у родителей), воздействие токсичных веществ, перенесенные операции под общим наркозом, педагогическая запущенность.

Обычно в анамнезе детей, страдающих алалией, присутствует не один, а несколько факторов, приводящих к такой мозговой дисфункции.

Диагностирование алалии проводится логопедом, иногда педиатром, невропатологом. Диагноз ставится на основании результатов рентгенографии черепа, магнитно-резонансной томографии. Проводится исследование устной речи ребенка, формулирование предложений, правильное понимание и произношение слов.

За длительный период изучения алалии, было выработано большое количество классификаций алалии, которые зависят от степени выраженности патологии речи, механизма и проявлений заболевания. Но в данное время выделяется классификация, согласно которой выделяют: сенсорную (импрессивную) алалию; моторную (экспрессивную) алалию; смешанную (выражены признаки сенсорной и моторной алалии).

Сенсорная алалия характеризуется патологическим восприятием и пониманием речи, при этом слух у пациента – без патологий. При сенсорном недоразвитии речи ребенок практически не понимает что говорят окружающие, а речь малыша – это набор бессмысленных слов или их обрывков, звукосочетаний. То есть речь бессвязна и лишена смысла, непонятна для окружающих (так называемый «словесный салат»). В основном, у детей с сенсорной алалией, наблюдаются повторения звуков, слов, слогов, пропуски слогов или их замена, но таких детей это совершенно не тревожит, они используют жесты и мимику.

Патология развития речи, естественно, приводит к задержке умственного и интеллектуального развития, нарушение поведения. Такие дети не могут сконцентрироваться и удержать внимание, часто отвлекаются, у них неустойчиво слуховое восприятие, они импульсивны, поведение хаотичное, но иногда бывает и наоборот – ребенок замкнут, молчалив.

Моторная алалия характеризуется неврологическими, психологическими и речевыми проявлениями, а именно: слабое развитие моторики рук (ребенку тяжело себя обслуживать), плохо координируемые движения, неловкость, наблюдаются нарушения памяти, восприятия и внимания. Поведения детей с моторной алалией характеризуется как гиперреактивностью, так и малоподвижностью, заторможенностью. Дети быстро утомляются, интеллектуальное развитие у пациентов страдает из-за речевой недостаточности.

Кроме того, при моторной алалии характерно нормальное восприятие чужой речи, а собственная речь развивается с грубыми отклонениями или вообще не развивается. Все стадии развития речевых навыков происходят позже, чем положено.

Основным речевым дефектом речи при моторной алалии является отсутствие возможности выполнения артикуляционных движений, что существенно искажает слоговую структуру слов (в дальнейшем может развиться заикание). Словарный запас состоит преимущественно из существительных в именительном падеже, другие части речи – ограничены, фразы представляются в виде коротких предложений, наблюдается нарушение формирования связной речи. В случаях грубой формы моторной алалии у ребенка наблюдаются только отдельные слова, звуки, которые сопровождаются мимикой и жестами.

Коррекция при любых формах алалии должна носить медицинский, психологический и педагогический характер. Больные алалией получают необходимую помощь в специализированных коррекционных центрах, санаториях. Пациенты получают медикаментозную помощь, которая направлена на стимуляцию мозговых структур, физиотерапию, электрофорез, водолечение, а также должно быть обучение общей и мелкой моторики, развитие психических функций (развитие внимания, памяти, мышления). Занятия с логопедом должны охватывать все стороны речи: при моторной алалии – стимулируется речевая активность, формирование словаря и фразовой речи, улучшается произношение звуков, а при сенсорной алалии идет работа над различием речевых и неречевых звуков, пониманием фраз, правильным построением речи. Также необходимо обучать ребенка письму, чтению, так как это позволяет лучше усвоить материал.

Методы профилактики алалии включают в себя недопущение родовых травм головного мозга, избегание травм головы ребенка, так как это может повлечь необратимые патологические процессы и скажется на развитии ребенка.

Но конечно же, болезнь проще предупредить, чем лечить, поэтому, чтобы не допустить риска развития алалии у ребенка, необходимо обеспечить нормальное и безопасное для здоровья малыша протекание беременности (своевременно посещать гинеколога, выполнять его рекомендации, свести до минимума риск заражения инфекционными заболеваниями, отказаться от вредных привычек), а после рождения малыша необходимо обеспечить ему нормальное развитие (посещать педиатра по графику, не допускать травм головы, заниматься с ребенком).

Лечение алалии - это грамотная логопедическая коррекция речевых навыков пациента, для чего индивидуально разрабатывается схема занятий. На таких занятиях педагог и логопед должны работать синхронно. Обычно легче поддается лечению сенсорная алалия, для преодоления моторной алалии необходимо больше времени. Медикаментозное лечение включает в себя витаминные курсы и препараты, положительно воздействующие на процессы головного мозга. При лечении алалии необходим постоянный контроль со стороны педиатра и невролога.

Ваш ребенок уже давно должен начать разговаривать, но упорно молчит? Этот тревожный симптом нельзя оставлять без внимания. Причиной нарушения речи у ребенка может быть сенсорная или моторная алалия.

Такое заболевание, как правило, развивается на фоне недостаточного развития речевого центра в коре головного мозга малыша. Чтобы доктор мог назначить эффективное лечение алалии у малыша, очень важно распознать патологию на ранней стадии.

Диагностируется речевая алалия примерно у 1% дошкольников и 0,2-0,6% детей школьного возраста, у мальчиков ее развитие наблюдается в 2 раза чаще. Ребенок с алалией нуждается в психолого-медико-педагогическом воздействии, которое должно обязательно носить комплексный характер, включать в себя медикаментозную терапию, а также развитие психических функций, связной речи, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов.

Что это такое?

Алалия - это речевое нарушение у детей, механизм которого основан на патологиях и недостаточном развитии речевых центров коры головного мозга. Патологические изменения, обычно, приходятся на внутриутробное развитие или ранний детский период (до трёх лет), потому диагностировать их трудно. Характеризуется заболевание недостаточным развитием или полным отсутствием речи.

Причины возникновения

К заболеванию приводят такие факторы:

  1. Внутриутробная гипоксия.
  2. Внутриутробное TORCH-инфицирование.
  3. Постоянные угрозы выкидыша.
  4. Токсикоз.
  5. Травмы во время беременности.
  6. Хроническое соматическое заболевание беременной – низкое или высокое давление, легочная, .

Чаще всего алалия спровоцирована осложненными родами, перинатальной патологией. В некоторых ситуациях заболевание развивается в случае асфиксии новорожденного, внутричерепной травмы младенца при быстрых или скорых родах, а также при использовании разных инструментов.

Симптомы алалии

Нарушение функционирования определенных частей мозга ведет к зарождению у малышей алалии, которая может проявляться легкими дефектами речи, средними либо тяжелыми нарушениями (ребенок не разговаривает до десяти, иногда до двенадцати лет или речь его ограничена довольно убогим словарным запасом и характеризуется аграмматичностью, несмотря на продолжительное обучение).

Рассмотрим каждую форму подробнее.

Моторная алалия у детей

Моторная алалия у детей проявляется в их неспособности внятно проговаривать слова. Но в подавляющем большинстве случаев дети с этой формой заболевания не способны говорить вообще. Они просто молчат. Хотя тут восприятие посторонней речи может быть, и не нарушено.

Моторная алалия - это неспособность ребенка повторить произношение звука, слога или слова. Ребенок понимает все слова, может показать жестами их значение. Но произношение отсутствует. Причина - нарушение связи мозговых речевых центров с органами речевого аппарата.

Еще более тяжелая форма нарушения - сенсомоторная алалия. При этом состоянии ребенок не понимает постороннюю речь, не обладает способностью к её распознаванию и не может говорить. Сенсомоторная алалия встречается примерно в 3,7% ото всех случаев заболеваний.

Сенсорная алалия у детей

Сенсорная алалия у детей проявляется в том, что малыш не воспринимает постороннюю речь. В то же время у него наблюдается речевая расторможенность. Сложно прервать речевой поток у такого малыша и заставить его услышать, что вы ему говорите.

Причина сенсорной алалии заключается в слабости речевого анализатора в больших полушариях головного мозга. Нервный импульс к нему может доходить в слабом виде или не доходить вообще. Наблюдается поражение нервных путей передачи сигнала.

Смешанная алалия

Симптомы и лечение смешанной алалии очень серьезные. При такой патологии вся сенсомоторная область коры головного мозга поражена. Больные дети не только не понимают, что говорят родители, но также не могут разговаривать. Эту форму патологии лечить сложнее всего, и даже комплексный подход не гарантирует положительный прогноз.

Недуг может проявляться постепенно. Если в 1,5 -2 года отсутствие связной речи у ребенка не вызывает у родителей сильных опасений, то такой же дефект в 3-4 года должен вас насторожить. Патология оказывает непосредственное воздействие на кору головного мозга. Чтобы лечение оказалось максимально эффективным, постарайтесь выявить недуг на самой ранней стадии развития.

Лечение алалии у детей

Терапия данного расстройства строится на результатах анализов и степени проявления симптомов, а поэтому будет разрабатываться для каждого маленького пациента индивидуально. Самым благоприятным возрастом для лечения алалии считается 4 года, именно в этот период ребёнок проявляет наибольший интерес к окружающему миру.

Общие методики лечения включают в себя:

  1. Проведение лечебных логопедических массажей лица. Такой способ лечения способствует тонизированию и расслаблению мышц лица, что может уменьшить проявление некоторых симптомов;
  2. Курсы занятий с логопедом, который нередко совмещают с приёмом лекарственных препаратов. Занятия с врачом будут эффективны при всех формах болезни. Схема лечения составляется для каждого ребёнка отдельно - учитывается общее состояние здоровья, возраст и степень расстройства. Задача логопеда разработать речевую способность, научить правильно произносить слова и строить фразы, а также увеличить словарный запас. Приём медикаментов направлен улучшение питания головного мозга (полноценное снабжение его витаминами и питательными веществами);
  3. Физиотерапию, цель которой - воздействовать на некоторые зоны головного мозга электрическими импульсами. Такой метод лечения не несёт вреда здоровью и совершенно безболезненный, поэтому его можно проводить малышам в возрасте менее одного года.

Если провести своевременное, а главное, грамотно подобранное лечение, ребёнок избавится от всех симптомов заболевания или научится их контролировать. Но главное - сможет обучаться в общеобразовательной школе и адаптироваться в обществе.

Не последнюю роль в терапии играет поддержка родителей, поскольку ребёнку важно знать о том, что его успехи в лечении не остаются незамеченными самыми близкими людьми, это даст дополнительный стимул к скорейшему выздоровлению, что ещё лучше способствует лечению.

Коррекция алалии

Коррекция алалии ведется одновременно с медикаментозной терапией, которая направлена на стимуляцию созревания мозговых структур, а также физиотерапией (магнитотерапией, лазеротерапией, водолечением, электрофорезом, электропунктурой). При алалии очень важно работать над развитием моторики - ручной и общей, а также психических функций (внимания, памяти, мышления).

Учитывая тот факт, что нарушение носит системный характер, занятия по коррекции алалии предусматривают работу над всеми сторонами речи. В частности, при моторной алалии у детей стимулируют речевую активность, ведут работу над звукопроизношением, формированием словаря, развитием связной речи, грамматическим оформлением высказывания. В логопедические занятия при алалии обязательно включают логопедический массаж и логоритмику.

При сенсорной алалии ставятся задачи овладеть различением неречевых и речевых звуков, дифференциацией слов, соотнесением их с конкретными предметами и действиями, пониманием фраз и речевых инструкций, грамматическим строем речи. По мере накопления словаря, формирования тонких акустических дифференцировок и фонематического восприятия становится возможным развитие собственной речи ребенка.

Занятия в клинике

Вылечить алалию можно в специализированных клиниках. Такой способ является одним из самых эффективных, так как с детьми занимаются по специально разработанной методике:

  • развитие когнитивной функции;
  • формирование морфологического и звукового анализа;
  • восстановление смысловых сторон речи и прочее.

В таких клиниках можно получить консультацию врача-логопеда, невролога, психоневролога, психиатра. Они смогут дать советы по лечению, питанию и диете ребенка во время заболевания. В этом случае питание должно быть дробным и правильным; ребенку нужно есть больше овощей и фруктов, а также нежирные сорта мяса: курица, индейка, кролик, говядина.

Прогноз

В большинстве случае коррекционная работа с больными алалией детьми приносит отличные результаты: речь и её восприятие постепенно восстанавливаются, интеллектуальное отставание перестаёт быть заметным. Однако спрогнозировать удачное лечение можно, только соотнеся:

  • тяжесть патологии;
  • состояния речи;
  • насколько рано было диагностировано заболевание;

Дети с сенсорной алалией вылечиваются быстрее, чем с моторной.

Профилактика

Для того чтобы Ваш ребенок был здоров, профилактику нужно начинать еще до его рождения. Будущая мама должна быть очень осторожной и соблюдать все рекомендации врачей, чтобы избежать серьезных травм во время беременности и родов.

Стоит придерживаться таких советов:

  • пить лекарства и витамины, которые назначил лечащий врач;
  • часто посещать гинеколога во время беременности;
  • быть внимательной к своему здоровью и здоровью малыша;
  • если же срок родов прошел, то ни в коем случае не нужно откладывать стимуляцию.

Но это еще не все, так как после рождения ребенка нужно создавать благоприятные условия для его развития. Придерживайтесь этих несложных правил, и Ваш ребенок не будет отставать в развитии от других детей, а у Вас не будет никаких поводов для переживания.

Дети в возрасте до года озвучивают свои требования невнятным набором звуков. Со временем они постепенно обучаются словам и выражаются все более понятно и четко. Однако, случается, что в положенный срок ребенок не начинает говорить.

Он либо молчит вовсе, либо произносит отдельные сочетания звуков, не имеющих между собой связи.

Причиной такому повороту событий может быть в силу неразвитости речи по тем или иным причинам. От чего возникает алалия и каковы ее симптомы, рассмотрим далее.

Что представляет собой алалия

, для которой характерно отсутствие речи у ребенка в результате ее недоразвития, или полного ее отсутствия.

Провоцируется данное состояние патологиями в речевых центрах головного мозга. Изменения в данных центрах чаще всего происходят в период внутриутробного формирования организма либо в раннем детстве - в возрасте до 36 месяцев .

Дети с патологией развития речи могут иметь достаточно высокий уровень развития, однако, не могут говорить , либо используют для выражения эмоций крайне малый словарный запас.

Сложность в диагностировании алалии заключается в невозможности точно определить симптомы на ранних сроках. Как правило, диагноз ставится тогда, когда ребенок уже должен был говорить, но не делает этого.

Наиболее часто алалия диагностируется у дошкольников, а также у детей младшего школьного возраста. Также отмечено, что среди мальчиков патология встречается чаще, нежели среди девочек.

Часто случается, что родители путают данное заболевание с глухотой или немотой. Симптоматика у патологий схожая, но это абсолютно разные болезни. Проверить малыша можно в грудном возрасте, обращаясь к нему с разной интенсивностью голоса. Проследив за реакцией ребенка, можно сделать вывод, способен ли он реагировать на голос. Детей в возрасте от года можно попросить подать определенный предмет, игрушку. Так можно понять, понимает ли ребенок речь.

Причины патологии

могут быть самыми различными:

  • Механическое воздействие на плод при вынашивании или во время родов;
  • Осложнения беременности в результате сильного токсикоза, а также в результате хронических заболеваний, которыми болела беременная женщина;
  • Патологическое течение беременности с угрозой выкидыша;
  • Осложнения в ходе родовой деятельности: стремительные или затяжные роды;
  • Инфицирование матери или плода во время родов;
  • Наследственная предрасположенность;
  • Травмы во время родов;
  • Асфиксия.

Алалия также может возникнуть при неправильном использовании медицинских инструментов при родах. Также спровоцировать нарушение развития речевых центров может болезнь, истощающая нервную систему. Частые простудные и вирусные заболевания, неблагоприятные условия могут стать причиной возникновения заболевания.

Виды заболевания

В нормальном состоянии речевые центры головного мозга отвечают за две формы речи: импрессивную (понимание услышанного, построение образов) и экспрессивную (умение выражать мысль словами). В зависимости от типа нарушения в речевом центре, различают три вида алалии: сенсорная, моторная и смешанная.

  1. . Для этого типа характерно нарушение восприятия речи речевой анализатором. Ребенок слышит слова, однако, не может связать между собой названия предметов и образы. Другими словами, человек не понимает обращенной к нему речи. Дети с данным видом патологии не откликаются на обращенную к ним речь и не отзываются, если их окликнуть. В некоторых случаях в совокупности с данным типом нарушения наблюдается интеллектуальная недоразвитость.
  2. . Нарушение в формировании экспрессивной речи. Ребенок понимает обращенные к нему слова, но испытывает затруднения в формировании собственной речи. Для таких детей характерно позднее развитие речи- к пяти годам, малый словарный запас и рассеивание внимания. Моторная алалия поддается лечению в большей степени, нежели две других формы.
  3. Смешанная - сенсорно-моторная алалия . Иными словами, тотальная алалия. Возникает при полной недееспособности речевых центров головного мозга. Ребенок не только не может говорить, но и не различает речь других людей. Абсолютно все дети с подобным типом патологии отстают в интеллектуальном развитии.

Сенсорная алалия: симптомы

относится к тяжелым видам речевых патологий. Как правило, ребенок слышит произносимую речь, но не понимает ее. Осмысленная речь у таких детей отсутствует. Они могут произносить звуки в хаотичном порядке. Также наблюдается расторможенность речи, то есть малыша трудно заставить помолчать.

У больных сенсорной алалией может наблюдаться обостренная реакция на окружающие звуки - гиперакузия .

Речь сенсорных алаликов заключается в навязчивом повторении звуков и их сочетаний, а также в эхолалии - повторении услышанных слов.

Дети с сенсорной алалией отличаются повышенной «разговорчивостью»: они произносят множество звуков, однако речь их не имеет смысловой нагрузки.

При легкой форме сенсорной алалии дети способны отличать определенные интонации и словосочетания. Некоторые из таких детей с возрастом учатся читать по губам произнесенные слова.

Тяжелая форма заболевания "сенсорная алалия" характеризуется полной неспособностью различать человеческую речь. У алаликов с такой формой патологии наблюдается повышенная возбудимость и неспособность к длительному удерживанию внимания. Тяжелая форма патологии провоцирует недоразвитие памяти и нарушения со стороны психического здоровья.

Моторная алалия: симптомы

Первые проявления моторной алалии можно заметить в младенчестве. Младенец не гулит (в лепете слышны однотонные звуки), а к наступлению года не произносит отдельные слоги . Такие дети начинают произносить слова только к пяти годам. Речь их крайне скудна. Дети с моторной алалией путаются в склонении слов, испытывают затруднения в формировании предложений. Голос у больных зачастую громкий. Правильное произношение характерно в случае с мягкими согласными звуками.

Для моторной алалии характерны фонетические изменения в словах со схожим буквенным набором. Сходно звучащие слоги выступают для ребенка, как бы взаимозаменяемыми. Малыш слышит слова, но толкует их неправильно, в результате чего не может правильно понять вопрос и ответить на него.

Если у ребенка наблюдаются «спутанные» буквы («векта» вместо «ветка») это еще не значит, что малыш имеет патологию "моторная алалия". Насторожиться следует, если к поступлению в первый класс школы ребенок все еще стойко произносит исковерканные слова. В таком случае нужно обратиться к логопеду.

При легкой форме моторной алалии ребенок чаще всего высказывается словосочетаниями в именительном падеже, а также не согласовывает окончания слов. В целом его речь понятна, несмотря на неправильные грамматические строй речи.

Тяжелая форма моторной алалии сопровождается формированием отдельных звуков вместо полноценной речи. Такие дети чаще всего гиперактивны и неспособны сосредотачивать внимание. Для алаликов также характерна психическая заторможенность и неспособность выполнять мелкомоторные функции.

Диагностирование

Для проведения обследования на предмет неправильного развития речевых центров, проводится посещение следующих специалистов:

  • Педиатр;
  • Невролог;
  • Отоларинголога;
  • Психолог;
  • В некоторых случаях - нейрохирург.

Дифференциальное обследование малыша помогает исключить другие заболевания с подобной симптоматикой. Для обследования мозга используют один из следующих методов: исследование при помощи рентгеновских лучей, ЭЭГ, МРТ. Отоскопия и аудиометрия проводятся с целью исключить вариант с тугоухостью.

При обследовании также осуществляется опрос матери относительно протекания беременности, ее состояния во время вынашивания ребенка.

Лечение

Алалия у детей подлежит лечению комплексными методами: необходимо медицинское лечение, педагогическая и психологическая помощь.

Медикаментозное лечение

Лечение при помощи медицинских препаратов включает в себя прием средств, стимулирующих развитие структур центральной нервной системы. Деям прописывают неотропные препараты в качестве монотерапии.

Дозировку и длительность курса определяет лечащий врач индивидуально для каждого больного ребенка. Как правило, длительность приема неотропных стимуляторов проводится на протяжении трех месяцев, а затем повторяется после небольшого перерыва.

Пока нет достоверных доказательств эффективности медикаментозного лечения в случае с детской алалией.

Помимо медикаментозного лечения, проводится коррекция детского рациона. Особую роль в выздоровлении играет наличие всех необходимых питательных веществ. При помощи витаминно-минеральных комплексов осуществляется укрепление иммунитета и общеукрепляющая терапия.

Физиотерапия при алалии

Курсы физиотерапии дают положительные результаты при лечении общего речевого недоразвития. Эффективным считается водолечение, имеющее тонизирующее, расслабляющее и общеукрепляющее действие.

Имеет также смысл электротерапия, действие которой направлено на стимуляцию мозговых центров слабыми электрическими импульсами. Процедура заключается в воздействии на определенные точки на теле, отвечающие за нейрогуморальную передачу рефлексов.

Занятия с педагогом

Медикаментозное лечение не имеет смысла без параллельных занятий больного ребенка с логопедом. Педагогическая коррекция заключается в следующих приемах:

  • Развитие артикуляционного аппарата путем повторения звуков и развития правильного произношения;
  • Формирование связей между словами и образами. При помощи картинок педагог учит ребенка понимать смысл сказанного и правильно использовать окончания слов. Особенно актуальна терапия при сенсорной алалии.
  • Изучение новых слов и фраз во время развития мелкой моторики. Дети учатся лепить из пластилина и рисовать, при этом озвучивая происходящее;
  • Логопедический массаж направлен на развитие мышечной системы рта и формирование правильного произношения звуков. Дети учатся правильно складывать губы во время произношения, тянуть звуки, удерживать язык у неба.

Адаптация в социуме

Дети, которым был поставлен диагноз сенсорная алалия или моторная, нуждаются в социализации, поскольку общение с людьми помогает развиваться речевым центрам мозга, а также формирует способность удерживать внимание и контролировать эмоции.

Существуют специальные школы, где проводится обучение малышей с подобными отклонениями. Также есть отдельные санатории и группы внеклассных занятий, где с алаликами работают специалисты.

Алалия - серьезное нарушение развития, поэтому за возникновением речевых функций у ребенка нужно следить начиная с первых месяцев жизни. Неоказание вовремя помощи ребенку с алалией может привести к инвалидности.

Лечение нарушений речевых центров - процесс длительный. Только систематические занятия в совокупности с физиотерапией и медикаментозным лечением дадут положительный результат.

Алалия у детей – в строгом понимании означает полное отсутствие либо ярко выраженная дефицитарность речи, которая проявляется при слухе, соответствующем норме, и первично неповрежденном интеллекте, что позволяет малышам успешно познавать мир и обучаться. Частыми причинами данного недуга выступает повреждение при родах областей левого полушария мозга, которые контролируют языковые способности, заболевания мозга или его травмы, перенесенные малышом в младенчестве, иными словами в доречевом периоде.

Проявляется алалия поздним появлением речевых реакций, аграмматизмом, бедностью словарного запаса, нарушениями слогового строения, фонематических процессов и дефектами в звукопроизношении. Весомым значением для выявления формы алалии обладает определение зоны повреждения головного мозга. Так, к примеру, когда травмирована лобно-теменная часть, можно диагностировать у крохи моторную алалию, при повреждении височной области – сенсорную алалия. Различные формы дефицитарности речи характеризуются совершенно разной клиникой и возможностями малышей в будущем. Однако при этом подобное деление недуга условно, так как в клинической практике встречаются сочетания проявлений сенсорной и моторной речевой алалии.

Симптомы алалии

Нарушение функционирования определенных частей мозга ведет к зарождению у малышей алалии, которая может проявляться легкими дефектами речи, средними либо тяжелыми нарушениями (ребенок не разговаривает до десяти, иногда до двенадцати лет или речь его ограничена довольно убогим словарным запасом и характеризуется аграмматичностью, несмотря на продолжительное обучение).

Моторная алалия у детей выражается:

— в расстройстве экспрессивной речи на фоне неплохого понимания обращенной речи;

— в запоздалом формировании фразовой речи, которая начинает развиваться после четырехлетнего возраста;

— в скудности предречевых этапов, нередко лепет отсутствует совершенно.

Данному недугу сопутствует грубые дефекты грамматического строения, проявляемые в дефиците согласованности слов в падеже, роде и числе, перестановкой слогов внутри слова, неверности употребления предлогов в речи, отсутствии отглагольных форм и т.п.

Моторная алалия у детей характеризуется выраженной скудностью словарного запаса и является фундаментом нарушений учебных навыков по типу дисграфии и дислексии, расстройства пространственного гнозиса и дефектов моторики в форме апраксии. Кроме этого алалия протекает в сочетании с очаговой и рассеянной неврологической клиникой, поражением доминантного полушария, обусловливающего возможности экспрессивных речевых навыков. У ребенка с подобной патологией в психическом состоянии зачастую наблюдаются признаки психоорганического синдрома разной степени выраженности, которые проявляются нарушением работоспособности в комплексе с дефектами интеллектуального развития, расстройством внимания, двигательной расторможенностью.

Сенсорная речевая алалия проявляется в дефицитарности понимании обращенной речи, грубом расстройстве ее фонетического аспекта с отсутствием отделения звуков. Дети характеризуются затрудненностью и замедлением формирования сопоставления между словом и объектом. Они не в состоянии осмыслить произносимое окружением, вследствие чего у них и экспрессивная речь весьма ограничена. Такие малыши коверкают слова, спутывают звуки сходные по произношению, не вслушиваются в речь окружения, не отзываются на зов, но при этом на отвлеченные шумы реагируют. У них отмечаются эхолалии, слуховое внимание резко нарушено, наряду с этим интонации и тембр речи остаются не измененными. В психическом развитии наблюдаются проявления органического поражения мозга, зачастую они могут обнаруживаться в сочетании с умственным недоразвитием.

Характеристика алалии. Последствия алалии могут оставаться продолжительное время, нередко даже всю жизнь. У алаликов все речевые компоненты появляются с опозданием. Грамматическая структура и лексический запас, произношение формируются своеобразно, медленно и дисгармонично. К окончанию периода младенчества малыши могут иметь запас слов от девяти до 100, но это не определяет прогноз заболевания. Словарь пополняется очень медленно и на каждой стадии развития довольно беден. Кроме этого характерны искаженные конструкции слова:

— перестановки (вместо «молоко» – «моколо»);

— персеверации – (вместо «волосы» – «вововосы»);

пропуски («моко»);

контоминации (вместо слов «белок и желток» получается «белток»).

Также многие исследователи отмечают искажение слогового строения слова. Количество подобных искажений увеличивается по мере речевого развития и по мере утомляемости крохи. Выделяют два типа аграмматизмов: импрессивный и экспрессивный. У алаликов с моторной формой выявляется практически всегда экспрессивный аграмматизм, а с сенсорной – импрессивный аграмматизм. Грамматическая структура речи формируется поздно, дисгармонично и не имеет стадийности.

Все формы алалии характеризуются разладом между вербальными и неречевыми структурами психической деятельности. Неречевые задачи производятся малышом в соответствии с возрастным периодом без выраженных затруднений (значение и последовательность сюжетных образов, графические аналогии и др.). Замедление темпа формирования речи выражаются запоздании наступления определенных доречевых этапов. Проще говоря, гуление, лепет, отдельные слова и фразы у таких крох формируются с отставанием, также отмечается свернутость этапов или полное отсутствие. Кроме растягивания сроков выработки функции, свойственно продолжительное сохранение ранее освоенных этапов формирования речи: эгоцентрическая речь, подмена речи жестикуляцией либо громкими несловесными криками. Также нередко наблюдается скудность словарного запаса, аграмматизм и косноязычие.

Зачастую у малышей с алалией отмечаются невротические реакции, являющиеся ответом на наличествующий дефект речи. Кроме этого, дети, страдающие данной патологией, характеризуются повышенной утомляемостью, сниженным вниманием и пониженной работоспособностью. У них отмечается вторичная задержка развития психики. В разные периоды речевого формирования при моторной алалии наблюдается отсутствие плавности речи и возникает заикание.

Коррекционная работа при алалии должна учитывать специфику речевого расстройства, особенности личности малыша, его интересы и компенсаторный потенциал. Большое внимание уделяется устранению невротических аспектов в характере крохи и воспитанию сознательной целеустремленной личности.

Моторная алалия

Моторная речевая алалия возникает вследствие поражения центра Брока, то есть лобно–теменной области мозга. Подобная патология чаще возникает у малышей, подверженных гиперопеки со стороны близкого окружения. Гиперопека может иметь под собой основания. Так, например, кроха, будучи новорожденным или младенцем, перенес серьезное заболевание либо получил травму в связи с тяжелыми родами. В таких семьях малыши характеризуется излишним упрямством, повышенной раздражительностью и капризностью.

Характеристика моторной алалии.

Моторная алалия проявляется отставанием в развитии моторики артикуляционного аппарата. Детям довольно сложно произвести артикулярные движения: поднять вверх язык и удерживать его в такой позиции, облизать губы и др. Кроме этого, у ребенка, страдающего моторной алалией, отмечается отсутствие умений самообслуживания: завязывание шнурков, самостоятельное застегивание пуговиц. Также наблюдается расстройство движений. Больные дети не в состоянии совершать прыжки на одной ноге, не могут пройти по бревну, чаще спотыкаются и падают, под музыку двигаться ритмично не способны. Речь детей, страдающих моторной алалией, характеризуется несколькими стадиями речевого развития: от абсолютного отсутствия речи, до развернутой речи с наличием небольших отклонений.

Речь малышей с алалией первой стадии для рядового слушателя полностью непонятна, так например, «тя бах» означает, что чашка упала. Для понимания высказываний ребенка необходимо учитывать конкретную ситуацию, его жестикуляцию и мимику. Зачастую малыши с данной патологией не способны выразить при помощи слов собственные чувства, указать на то, что ему необходимо.

Для второй стадии речевого развития характерно появление умения выражать в более ясной для окружения форме некоторые наблюдения, например, «тятя кутил сяик», что означает: «папа купил шарик».

Малыши с третьей стадией развития речи употребляют более развернутые фразы, содержащие ошибки лексической и грамматической направленности.

Особенностью этой формы алалии является понимание детишками речи, обращенной к ним. Они в состоянии выбрать нужную картинку с предметом либо живым существом, которую родитель просит показать. Больные малыши понимают лишь лексический смысл слова и не способны воспринимать их окончания, предлоги и приставки.

В связи с адекватным реагированием малышей на обращения взрослых, выполнением ими простых поручений, существует опасность пропустить и запустить недуг. Ведь родители считают, что раз их чадо все понимает, но не говорит, следовательно, он просто ленится.

Диагностика алалии моторной формы основывается на работе с дитем, когда выявляются его речевой потенциал. С целью уточнения и дополнения диагноза применяют электроэнцефалограмму. Также проводится проверка слуховых возможностей ребенка и интеллектуальное развитие.

Коррекция алалии направлена, в первый черед, на выработку механизмов речевой деятельности, создание у малыша речевой базы, которая в дальнейшем позволит речи развиваться спонтанно и сформироваться в систему. На всех этапах коррекции значительное внимание следует уделять формированию знаний у ребенка об окружающей среде соответственно его возрастной норме.

Моторная алалия прогноз ее зависит от своевременности диагностирования, тяжести основной патологии, степени нарушения речи, наличия грамотной коррекционной и лечебно-восстановительной работы.

Сенсорная алалия

Малыши, страдающие сенсорной алалией, имеют способность к формированию активной речи и неповрежденный слух. Однако при этом такие дети характеризуются наличием разрыва между смыслом и звучанием слов, вследствие чего понимание речи страдает. Малыши не понимают речь, поэтому и не используют ее, что провоцирует возникновение сопутствующих нарушений: затрудненность установления контактов с окружением, искаженность зрительного восприятия, замедление в умственном развитии.

Зачастую больным деткам ставится неверный диагноз, например, могут диагностировать или . Вследствие ошибочного диагноза проводимая коррекционная работа будет неадекватной.

Ребенок с сенсорной формой алалии невнимателен к звукам, он может слышать негромкие звуки, а может совершенно не реагировать на акустические раздражители. Такие малыши с большой сложностью заучивают отдельные слова. Им трудно сберегать их в памяти. Пассивный словарь детей с данной патологией обогащается очень медленно, наблюдается диссоциация между обозначаемым предметом и пониманием значения слова, которое его обозначает.

Зачастую дети способны лучше воспринимать окружающую речь утром, поскольку непосредственно после сна способность к рабочему функционированию коры мозга значительно выше. По мере усиления утомления понимание речи малышами значительно ухудшается. Реже встречаются случаи, когда ребенок лучше воспринимает вечером речь, так как после ночного отдыха может действовать тормозной фон.

Понимание речи детьми не улучшается при увеличении ее громкости, что позволяет отличить детей с сенсорной формой алалии от слабослышащих малышей. Сильные раздражители провоцируют появление в головном мозге запредельно охранительного торможения, вследствие чего недоразвитые клетки исключаются из деятельности. Спокойная негромкая речь воспринимается больным крохой значительно лучше, нежели громкая речь либо окрик. Применение слуховых аппаратов у детей-алаликов также не способствует улучшению речевого восприятия.

Часто у малышей с данной патологией отмечается гиперакузия, выражаемая в увеличенной восприимчивости к звукам, которые окружению безразличны, например, звук сминаемой бумаги или капающей воды. Обычно у здоровых , слышащих подобные звуки, не отмечается реагирования на них. Исключением служит утомленность человека либо раздраженное состояние.

Дети, страдающие алалией с сенсорной формы, воспринимают подобные звуки обостренно, вследствие этого болезненно реагируют на них: выражают беспокойство и жалобы на ушную либо головную боль, плачут.

Дети-алалики характеризуются высокой речевой активностью, проявляемой логорреей, при которой кроха бессвязно повторяет все слова, известные ему. Малыш, не понимая значения, проговаривает слова и словосочетания, ранее или в данную минуту услышанные им, а произнесенные подобным образом слова и фразы не осознаются детьми и не закрепляются.

Кроха с алалией сенсорной формы может с восторгом слушать собственную речь и голосовые интонации. Речи алалика сопутствует живая мимика и жестикуляция. Сама речь характеризуется выразительной интонацией.

Сенсорные алалики не способны управлять собственной речью. Высказывания их ошибочны по содержанию и не точны по форме. Довольно часто вызывает затруднение понимание их «пламенной» речи. Парафразия (замена) присутствует в большом количестве. Также речь наполнена пропусками, соединением частей разных слов друг с другом. Речь сенсорного алалика, в целом, характеризуется повышенной речевой активностью, которая происходит на фоне сниженного внимания к произносимому окружающими и отсутствия контроля над своей речью. Речь сенсорных алаликов невозможно использовать в качестве средства общения.

Кроме перечисленных симптомов малышей с сенсорной формой алалии наблюдаются расстройства личности; различные трудности поведения, вторичное отставание в умственном развитии. Речевые навыки не могут служить ни регулятором, ни саморегулятором поведенческих действий и деятельности больного ребенка.

Коррекционная работа при алалии, в первый черед, должна учитывать, что у сенсорных алаликов возможности развития речи не страдают, у них затронута возможность речевому обучению на основе слуха. В этом и заключается основная специфика коррекционной работы.

Сенсорная алалия прогноз ее имеет непосредственную зависимость от тяжести недуга и своевременности начала коррекционной работы. При грамотном и адекватном вмешательстве врачей, регулярных логопедических занятиях, а также соответственных действиях близкого окружения, дети овладевают речевыми навыками на бытовом уровне, что подарит возможность для коммуникативного взаимодействия, обучения и познания мира.

Алалия у детей

Первичные проявления алалии вне зависимости от ее формы становятся явными у малышей в двухлетнем возрасте, когда области мозга до некоторой степени развиты, а малыши пытаются произносить слова. Если своевременно не начать лечение, то данный недуг будет продолжать развиваться у подростков.

К существенным признакам алалии у малышей относят:

— нарушение движения;

повышенную раздражительность;

— непонимание речи взрослых;

— отсутствие элементарных навыков самообслуживания;

— ошибки в падежах и склонениях, неразборчивость в числах;

— замедление умственного развития;

— коммуникативное взаимодействие с взрослыми лицами на уровне жестов.

Алалия коварный недуг. Зачастую дети, не понимая, о чем говорит окружение, начинают отдаляться от них, дистанцируются и становятся необщительными, что может стать причиной для неверной постановки диагноза. Нередко таким детям приписывают аутизм либо умственную или психическую отсталость. Кроме этого, порой не удается выявить уровень слуха.

Поэтому, в первый черед, именно на родительские плечи ложится задача своевременного выявления проблемы. А для этого необходимо усвоить этапы речевого развития малышей.

Также существенным признаком дефекта речевого развития является чересчур медленное освоение речевыми навыками, замедленный прогресс или его полное отсутствие на протяжении длительного времени.

Дифференциальная диагностика алалии основывается на нескольких критериях сравнения, представленных ниже:

— при моторной форме алалии на перцептивном уровне восприятие речи сохранно, а при сенсорной форме алалии глубоко нарушено;

— у моторных детей-алаликов понимание речи соответствует их возрастной норме, а у сенсорных алаликов понимание речи нарушено, но может немного улучшатся при визуальном восприятии артикуляции говорящего субъекта;

— слух у малышей с моторной формой алалии сохранен, а с сенсорной – нарушен;

— моторная алалия характеризуется отсутствием эхолалии, при сенсорной алалии, наоборот, эхолалия присутствует;

— моторные алалики испытывают трудности в повторении слова либо фразы, сенсорные алалики повторяют без труда, но не осознают значения проговоренного слова;

— дети с моторной формой алалии стремятся к невербальной и речевой коммуникации, малыши с сенсорной формой алалии либо не желают, либо просто не могут вступать в общение.

Работа с детьми с алалией, особенно речевые упражнения, должны проводиться в форме игры. Лишь в такой форме коррекция будет ощутимой, и не будет излишне утомлять малыша. Занятия с логопедом должны быть сосредоточены на развитии памяти и внимания, умений отличать одни предметы от других, способности соотнесения и обобщения предметов.

Также для формирования речевых навыков незаменимы физические нагрузки и любые упражнения, способствующие выработке мелкой моторики.

Лечение алалии

В ряде случаев алалия может пройти без лечения по мере взросления крохи. Но зачастую невозможно обойтись без медицинского и логопедического вмешательства. Если коррекция алалии проводится грамотно и на достаточном уровне, если начата своевременно, то речевые навыки формируются полностью, также улучшаются умственные способности малыша, он лучше адаптируется в реальном мире. Своевременная коррекция позволяет крохам в дальнейшем налаживать контакты со сверстниками и адекватно взаимодействовать с взрослыми.

Обследование должно проводиться комплексно, при непосредственном взаимодействии педиатра, невропатолога и логопеда. Наиболее важным является выявление степени мозгового поражения, поскольку от этого зависит степень тяжести патологии.

Легкая степень алалии ограничивается логопедическими занятиями и домашними упражнениями, позволяющими довольно быстро обучить кроху словам и грамматике. Логопедическая коррекция различных форм алалий способствует расширению словарного запаса и делает речь крохи более грамотной. Однако подобный вид лечения эффективен исключительно при систематических занятиях.

В тяжелых случаях, когда существуют грубые поражения речевых центров, терапия может быть малоэффективной.

Для достижения максимальной эффективности для лечения алалии применяют комплексную терапию, которая включает три компонента:

— логопедические занятия;

— логопедический массаж (воздействие на артикуляционную мускулатуру для нормализации тонуса речевых мышц, что облегчает произношения звуков);

— микротоковая рефлексотерапия, целью которой является активизация зон коры мозга, отвечающих за желание говорить, дикцию, словарный запас и т.п.

Эффективность медикаментозного лечения научно не доказана, но работа над формированием речевых навыков ведется на фоне лекарственной терапии, обращенной на активизацию созревания мозговых компонентов. Также используют физиотерапию лазеротерапию, водолечение. При алалии любой формы важно начинать работу с развития общей и мелкой моторики, формирование когнитивных психических функций, таких как память, мыслительная деятельность, внимание. Большим значением в терапии алалии обладает занятия и работа с детьми с алалией в домашних условиях с применением наглядных материалов.



Новое на сайте

>

Самое популярное