Домой Паразитология Что такое психотерапия и зачем она нужна? Психотерапия — что это такое. Главные цели психотерапии

Что такое психотерапия и зачем она нужна? Психотерапия — что это такое. Главные цели психотерапии

Что такое психотерапия? Первое, что хочется сразу сказать при этом вопросе — это достаточно широкое понятие, которое невозможно обозначить кратко и четко по той причине, что разные направления, коих довольно много, имеют свои яркие особенности и тонкости.

Так, в частности, классическое толкование этому понятию дает "Словарь клинической психологии ":

"Психотерапия, П. (от греч. psych — душа и therapeia — уход, лечение) — раздел медицины и клинической психологии , связанный с оказанием профессиональной психологической помощи больным и относительно здоровым людям при 1) душевных расстройствах (клиническая психотерапия, П.); 2) при разрешении возникающих у людей проблем и затруднений психологического характера (психологическая психотерапия, П. ); 3) при возникающих потребностях изменить отношение к социальному окружению и собственной личности, разрешить семейные проблемы, улучшить качество жизни (прагматическая психотерапия, П. ) ".

Подобная помощь оказывается в двух основных формах психотерапии: индивидуальной (консультирование) и групповой , основывающейся на групповых формах взаимодействия (играх, дискуссиях и т.п.).

Психотерапия может быть краткосрочной или длительной в зависимости от цели: корректирующей нарушение (решение проблемы) или ведущей к глубинному изменению личности. Однако психотерапия не только помогает изменить уже существующие нежелательные состояния, но и может служить профилактикой таковых, а также стать весомой поддержкой после перенесенных заболеваний и стрессов (поддерживающая психотерапия, П. ).

В отличие от медицинских наук психотерапия имеет очень широкий спектр средств и методов немедикаментозного лечения, прекрасно сочетаясь с последними и в разы усиливая их эффект. При этом психотерапия является легкодоступным методом лечения, не требующим ни особых помещений, ни аппаратуры — лишь специальные знания, умения и навыки специалиста-психотерапевта , который в процессе терапевтической сессии устанавливает глубокий личный контакт с пациентом (часто путем бесед и обсуждений), как правило, применяя также другие специальные методы в зависимости от того или иного направления психотерапии .

Лечебный эффект достигается благодаря информации, которая исходит от психотерапевта. И все же основным инструментом психотерапевта является речь, поэтому часто психотерапию называют речевой терапией . Но это узкое определение, так как большое количество информации передается невербальным способом (без участия слов): жесты, мимика, интонация, образ психотерапевта в целом. В мире большое количество направлений психотерапии, но, по сути, отличие их заключается в видах ввода (подачи), переработки и / или действия информации. На сегодняшний день выделяют :

  • Гипноз;
  • Психоанализ;
  • Психодрама;
  • Гештальттерапия;
  • Телесная психотерапия;
  • Арт-терапия;
  • Недирективный гипноз (Эриксоновский гипноз, он же Новый гипноз);
  • Когнитивная психотерапия;
  • Экзистенциальная психотерапия;
  • Трансперсональная психотерапия;
  • Системная семейная психотерапия;
  • Нейролингвистическое программирование (НЛП);
  • Игротерапия;
  • Процессуально-ориентированная психотерапия;
  • Позитивная психотерапия;
  • Клиент-центрированная терапияи др.

В каких ситуациях зачастую обращаются за квалифицированной помощью к специалисту (психологу или психотерапевту)? Приведем лишь небольшой перечень таких ситуаций :

  • человек испытывает ощущение крайней подавленности ("все плохо ") и неудовлетворенности жизнью;
  • нарушение сна и синдром хронической усталости ;
  • измена партнера или неудовлетворенность отношениями;
  • нерешенная задача поиска партнера;
  • неудовлетворяющие отношения с детьми, родителями, коллегами, окружающими;
  • вопросы воспитания, а также решение таких трудностей у детей, как плохая успеваемость, скрытность, трудности в коммуникации со взрослыми и сверстниками, энурезы страхи, частые болезни, аллергии, иные психосоматические заболевания и т.д.;
  • вопросы самоопределения и реализации личности и многие другие актуальные для большинства людей жизненные ситуации.

Психотерапия

(от греч. psyche - душа и therapeia - уход, лечение) - комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на , суждения , человека при многих психических, нервных и психосоматических расстройствах . Условно различают клинически ориентированную П., направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно ориентированную П., ставящую задачей содействие пациенту в изменении его отношений к социальному окружению и собственной личности . Методы клинической П. - , , и , рациональная терапия. Личностно ориентированная П. (индивидуальная и групповая) широко использует различные варианты анализа конфликтных переживаний (см. ) больного. В индивидуальной П. решающим фактором эффективности лечебных воздействий является психотерапевтический контакт врача и больного, основанный на взаимном уважении и доверии, способности врача к сопереживанию (см. ). В качестве методов активирующего терапевтического воздействия широко используются трудотерапия, групповая психотерапия, семейная психотерапия, способствующие повышению компетентности больного в межличностных отношениях , совершенствованию его способности к самопознанию и саморегуляции .


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Психотерапия

Оказание психологической помощи людям при различных психологических затруднениях - комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих заболеваниях психических, нервных и психосоматических. Совокупность разнообразных психических воздействий, направленных на устранение болезненных отклонений и на излечение. В общем предполагает влияние на психику, в том числе на отношение к самому себе, своему состоянию, к другим людям, к окружению и жизни в целом. Может проводиться в формах индивидуальной (например, индивидуальное консультирование) и групповой (игры, дискуссии и пр.). .

Близка к коррекции психологической (психокоррекции) и выступает, по сути, особой ее частью, связанной с лечением нарушенного поведения посредством психологических приемов. Чаще всего обращена к личностным проблемам, ставящим человека на грань психических нарушений или даже переводящим за эту грань, с чем связаны тягостные переживания, нарушения социального поведения, изменения сознания и самосознания, и пр. Изначально была связана именно с лечением психических и заболеваний психосоматических психологическими средствами, но позже распространилась вообще на случаи психического неблагополучия, в том числе в пределах нормы, - на внутренние конфликты, депрессии, тревоги, страхи, нарушения общения и связанные со всем этим переживания. Условно различаются:

1 ) психотерапия клиническая, направленная преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики; ее методы - гипноз, тренировка автогенная, внушение и самовнушение, терапия рациональная;

2 ) психотерапия личностная - индивидуальная и групповая - ставящая задачей содействие клиенту в изменении его отношений к окружению социальному и собственной личности.

Личностно ориентированная психотерапия широко применяет различные варианты анализа конфликтных переживаний больного. В психотерапии индивидуальной решающий фактор эффективности лечебных воздействий - психотерапевтический контакт терапевта и клиента, основанный на взаимном уважении и доверии, на способности терапевта к сопереживанию, эмпатии.

Как методы активирующего терапевтического воздействия широко применяются трудотерапия, психотерапия групповая, психотерапия семейная, способствующие повышению компетентности клиента в отношениях межличностных, совершенствованию его способности к самопознанию и саморегуляции.

В зависимости от используемой модели развития, функционирования и нарушений психики выделяют различные психотерапевтические подходы: психоаналитический, необихевиористский, когнитивный, гуманистический, программирование нейролингвистическое.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Психотерапия Этимология.

Происходит от греч. psyche - душа + theraрeia - лечение.

Категория.

Оказание психологической помощи людям при различных психологических затруднениях, а также в их саморазвитии.

Специфика.

В зависимости от используемой модели развития, функционирования и нарушений психики выделяют различные психотерапевтические подходы: психоаналитический, необихевиористский, когнитивный, гуманистический, . Может проводиться в индивидуальной (например, индивидуальное консультирование) и групповой (игры и дискуссии) формах.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ПСИХОТЕРАПИЯ

(от греч. psyche - душа + therapeia - лечение). В узком смысле П. - лечение человека (пациента) с помощью психологических средств воздействия. В широком смысле П. включает и оказание психологической помощи здоровым людям (клиентам) в ситуациях различного рода психологических затруднений, а также в случае потребности улучшить качество собственной жизни. Подобная помощь оказывается в 2 основных формах: индивидуальной и групповой . В 1-м случае она основана на индивидуальном консультировании, хотя иногда возникает необходимость в консультировании группы (напр., семьи). Основой групповой психотерапии являются игры и дискуссии в их различных видах и сочетаниях. В настоящее время в этой области существует многообразие теоретико-методических подходов, связанных прежде всего со своеобразием понимания природы человека, человеческих отношений, групповых процессов. Наиболее известные среди них - психоаналитический, необихевиористский, когнитивный, гуманистический, нейролингвистическое программирование () и т. д. Применение каждого из подходов обычно адекватно определенному кругу психотерапевтических задач . См. , , , , , , , , , , , Ребёфинг , Роджерс К ., Секстерапия , , , , Франкл В ., .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Психотерапия

   ПСИХОТЕРАПИЯ (с. 504)

За рубежом рациональное отношение к психотерапии утвердилось давно и прочно. Если у человека болит зуб, он отправляется к стоматологу, если тяжело на душе - к психотерапевту. Причем психотерапевтов на Западе едва ли не больше, чем стоматологов, и они не жалуются на недостаток работы. Ибо, как оказывается, душа у людей болит даже чаще, чем зубы. Люди побогаче пользуются услугами личных психотерапевтов, те, кто не так богат, ограничиваются консультациями у менее именитых экспертов.

Во многом догнать Европу и Америку нам не удается, однако по уровню стрессов и депрессий мы их, кажется, даже обгоняем. И консультация специалиста соответствующего профиля уже не считается чем-то зазорным. Скорее - престижным. Сегодня очень эффектно ввернуть в непринужденной беседе: «Мой психоаналитик посоветовал... »

На зубные пломбы люди жалуются редко, а услугами психотерапевтов часто бывают не удовлетворены. И это тем более удивительно, что спрос на их услуги не снижается.

Спрос рождает предложение. Сегодня в нашей стране (правда, преимущественно в крупных городах) свои услуги страждущим предлагает множество новдявленных специалистов. И человеку, который решил приобщиться к этому таинству, приходится выбирать: к кому обратиться со своей душевной болью? Причем выбирать, весьма смутно представляя, какого рода помощь можно получить. Никто пока не удосужился сориентировать потенциального потребителя на рынке психотерапевтических услуг. Настало время восполнить этот пробел.

Все подобные случаи целительства хотя и распространены очень широко, но психотерапией в подлинном смысле слова не являются. Желая получить помощь такого рода, всегда необходимо помнить, что очень велика вероятность столкнуться с заурядным шарлатанством. Даже испытав некоторое облегчение, его следует отнести на счет резервов своего организма, которые вашим же усилием на некоторое время активизируются. Велика опасность принять это временное облегчение за подлинное выздоровление. К сожалению, не существует четких критериев, по которым можно отличить настоящего целителя от манипулятора-иллюзиониста. Характерно только, что недоверие и скепсис со стороны пациента сводят на нет усилия и того и другого. Так что если вы не испытываете самозабвенной веры в силу «психоэнергетики», то к Услугам таких целителей обращаться бесполезно.

Если говорить о психотерапии в подлинном смысле слова, то наиболее распространенным ее видом является психоанализ - метод, основанный на теории З.Фрейда. Стремясь разъяснить душевные терзания пациента, психоанализ укладывает его переживания в одну из нескольких схем искаженного развития личности. Зерно истины в таком подходе, безусловно, есть: кое-какие механизмы своего поведения мы усвоили очень давно, плохо их осознаем и из-за этого порой страдаем. Однако далеко не все проблемы укладываются в психоаналитические схемы. Достаточно сказать, что лечение по методу Фрейда приносит облегчение лишь при некоторых видах неврозов. Полный курс психоанализа состоит из по крайней мере еженедельных часовых сеансов на протяжении нескольких месяцев, а то и лет.

Упрощенной версией психоанализа по сути является так называемый трансактный (или трансакционный) анализ, разработанный американцем Э.Берном. Этот метод использует понятную житейскую лексику вместо туманных терминов Фрейда и предусматривает лишь краткую серию занятий, причем не индивидуальных, а предпочтительно групповых. Это обеспечивает относительную дешевизну и широкую доступность трансактного анализа. К тому же исцеление по Фрейду привлекает изрядную долю вдумчивого самоанализа, требующего высокого интеллекта. По словам Берна, основы его метода доступны каждому. А коль скоро это так, то вполне удовлетворительной заменой психотерапевтическим процедурам может служить внимательное ознакомление с книгой Берна «Игры, в которые играют люди», а также с другими его работами (все они многократно переизданы в нашей стране). Попытки приложить к своему поведению объяснительные схемы Берна в ряде случаев оказываются очень полезны, причем даже без помощи психотерапевта.

Интересный способ психотерапии под названием психодрама предложил много лет назад Я.Морено. Суть метода ясна уже из его названия: люди, страдающие от каких-то проблем, разыгрывают, как в театре, драматические сценки на тему этих самых проблем. Как оказалось, подобное лицедейство иной раз помогает избавиться от комплексов и предрассудков, которые мешают жить.

Нельзя не упомянуть и о так называемой поведенческой терапии. Она основана на убеждении, что все душевные невзгоды порождены неадекватными реакциями человека на условия его жизни. Соответственно, цель терапии - сформировать правильные реакции посредством подкрепления (поощрения или порицания). К сожалению, клиент в процессе терапии нередко начинает чувствовать себя павловской собакой, у которой формируют условные рефлексы (и это недалеко от истины). А перспектива подвергнуться дрессировке соблазнительна не для каждого. Поэтому данный метод, известный также как модификация поведения, хорошо зарекомендовал себя в исправительных учреждениях, но вне их стен широкого применения не нашел.

Напрасны были бы попытки перечислить все школы и направления в современной психотерапии - им нет счета. Важно лишь то, что всякое направление - будь то гештальттерапия, нейролингвистическое программирование и т.п. - проистекает из той психологической теории, которую разработал и обосновал его создатель. Таких теорий множество, и они порой не согласуются друг с другом. Важно и то, что основатель направления, как правило, является эталоном, недостижимым для последователей. Правда, последователи часто начинают импровизировать. И тогда рождается новое направление. Некоторые психотерапевты просто урывают отдельные элементы из разных систем, не руководствуясь какой-то определенной теорией. И если такой компилятор сам по-настоящему талантлив, новая эклектичная система порой дает хорошие результаты.

При виде всего этого многообразия рождается подозрение: каждая система психотерапии эффективна в отношении каких-то определенных психологических проблем. И каждому отдельному человеку следовало бы разобраться, какая из систем ему больше подходит и надежнее поможет. Но ни один специалист не владеет всей палитрой методов и скорее всего порекомендует любому ту систему, которой сам отдает предпочтение. Возможно, результат оправдает ожидания. Но не исключена и ошибка, и тогда клиент навсегда разочаровывается в психотерапии, хотя к нему всего лишь требовался иной подход.

Поэтому любому человеку, возлагающему надежды на врачевателей душ, можно порекомендовать предварительно сориентироваться в возможных перспективах. Для этого полезно почитать труды основоположников ведущих психотерапевтических школ. Помимо упомянутых, это А.Адлер, К.Хорни, М.Эриксон, К.Роджерс, В.Франкл, Ф.Перлзидр.

Показателен опыт так называемой позитивной терапии, разработанной немецким доктором Н.Пезешкяном. Своих клиентов он пользует... восточными притчами, каждая из которых подсказывает позитивное решение определенных проблем. Нетрудно заключить, что собрание назидательных притч или просто мудрых афоризмов способно оказать чудодейственный эффект и подсказать выход из сложных жизненных ситуаций. Один из прекрасных источников - книга самого Пезешкяна под экзотическим названием «Торговец и попугай».

Не следует думать, что услуги психотерапевтов бесполезны. Бывает, что из кабинета опытного и талантливого специалиста клиент выходит окрыленным, свободным от тяготивших его проблем. Но если вы надеетесь на это, ища встречи с психотерапевтом, будьте готовы к тому, что эти надежды могут и не оправдаться. Либо квалификация специалиста недостаточна, либо вы просто не его клиент, либо ваши проблемы требуют вовсе не психологического решения. Если же у вас достаточно времени и денег, чтобы израсходовать их на восстановление утраченного душевного равновесия, то лучше купите путевку в хороший круиз. Через пару недель вы вернетесь в лучшем расположении духа, чем вам даст любой психотерапевт. По крайней мере, результат тут гарантирован более надежно.

В конце концов, суть любого психотерапевтического метода выразил мудрейший из психологов У.Джемс: «Мы не всегда можем изменить нашу жизнь, но всегда в наших силах изменить отношение к ней». Нужен ли вам для этого посредник-специалист, решайте сами.

В последние годы новости психологической науки нередко публикуются в прессе и во Всемирной Паутине. В основном это данные различных опросов и тестов, причем не столько познавательные, сколько забавные.

Однако ситуация не совсем безнадежна для российских психологов. По мере того как западный культ самодостаточности все более успешно насаждается и у нас, становится все больше людей, которым не с кем откровенно поговорить. Каждый сам за себя. И так во всем - в бизнесе, в семье, в развлечениях. Но психологические проблемы есть у каждого, каких бы социальных успехов он ни добился. И они начинают распирать человека изнутри, не находя приемлемого выхода. Не к друзьям же с ними идти, тем более что не совсем уже ясно, можно ли кого-то из многочисленных «партнеров» считать другом. Заполнить эту неожиданно освободившуюся нишу может психотерапевт.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Психотерапия

В узком смысле - лечение человека с помощью психологических средств воздействия. В широком смысле - оказание психологической помощи здоровым людям (клиентам) в ситуациях различных психологических затруднений, а также в случае потребности улучшить качество собственной жизни. Подобная помощь оказывается в двух основных формах - индивидуальной и групповой. Существует множество подходов, различающихся пониманием природы человека, человеческих отношений, групповых процессов. Наиболее известные подходы - психоаиститический, когнитивный, бихевиористский, гумаиистический и т. д.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Синонимы :

Психотерапия - прикладная медицинская дисциплина. Ее научно-теоретическая основа сложна и, в первую очередь, включает в себя научную философию, комплекс психологических наук (медицинская психология, социальная психология, учение о личности и др.), нейрофизиологию, педагогику, теорию управления и связи и многое другое. В этой главе мы остановимся на связи психотерапии с психологическими науками.

Эти области человеческого знания исторически развивались отдельно. Психотерапия, зародившись в глубокой древности как
умма практических приемов народной медицины, с одной стороны, и как совокупность ритуалов и воздействий религиозного характера с другой, прошла тяжелый и противоречивый путь развития. Психотерапия долгое время развивалась не только вне психологии, но и вне научной медицины в целом, что обусловило настороженное и часто отрицательное отношение крупных деятелей медицины к ее возможностям. Однако следует подчеркнуть что многие представители русской медицины не только признавали большое значение психотерапии, но и внесли в ее развитие значительный вклад.

Медицинская психология - область психологических наук - выделилась и оформилась в самостоятельную науку относительно недавно. Однако основа экспериментальнопсихологических исследовании, имеющих большое значение для исследования психики больного, была заложена раньше В. М. Бехтеревым. Он писал: «...есть и душевные лекарства которые врачуют тело. Они черпаются из науки мудрости чаще из психологии...». В этих словах четко видна мысль о связи психотерапии («душевные лекарства») и психологии.

Проблемы медицинской психологии разрабатывали А. Binet, A Adler P. Janet, К. Birnbaurn, Е. Kretschmer, Н. Gruhle, К. Jaspers, P. Schiloer, W. Kretschmer и др. Многочисленные работы S. Freud и его учеников, посвященные психотерапии, касались и вопросов собственно медицинской психологии, например, структуры личности, механизмов влечений, мотизаций и т. д.

Медицинская психология изучает психические проявления болезней; роль психики в возникновении и течении болезней роль психики в их лечении и роль психики в предупреждении болезней и укреплении здоровья. Из этих задач к предмету настоящей статьи относится роль психики в лечении болезней.

Одним из основных положений медицинской психологии является положение о единстве (по не тождестве) психического и соматического. Исходя из этого, психотерапевты подчеркивают принципиальную возможность воздействия психическими средствами на все без исключения внутренние органы, все соматические процессы в организме. Применение такой психотерапевтической методики, как аутогенная тренировка, наглядно демонстрирует тесную связь психической и соматической сферы, возможность воздействия психики на соматические процессы с лечебной целью и обратного воздействия соматических процессов {релаксации и др) на психические процессы (например, на эмоциональную сферу). Многочисленные факты психосоматических зависимостей как в норме, так и при различных заболеваниях, описаны как отечественными, так и иностранными исследователями.

Область, которая одинаково важна для медицинской психологии и психотерапии - это учение о личности человека. Оно представляет собой специальную область психических наук - персонологию. Б. Г. Ананьев показал многообразие проблем личности и основных наук, изучающих личность. Сюда входит и социология, и социальная психология, и аксиология (наука о ценностях личности), и педагогика, история, юридические науки и т. д.

Психотерапия имеет дело с человеком во всей сложности этого понятия, во всем разнообразии его особенностей. Поэтому постепенно складывающееся и развивающееся учение о человеке - человёкознание (Б. Г. Ананьев) имеет непосредственное отношение к психотерапии. Центральная проблема человекознания - личность. Учение о личности (персонология) плодотворно развивалось в нашей стране В. М. Бехтеревым, А. Ф. Лазурским, В. Н. Мясищевым, С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым и др.

За рубежом имеются работы, неравноценные по качеству, особенно интересные в частных аспектах, в прикладном диагностическом плане. Что касается фундаментальных теорий личности (S. Freud, A. Adler, К. Jung, неофрейдисты, К. Lewin, экзистенциалисты), то их критика будет дана далее.

Вторая крупнейшая проблема психологических и физиологических наук, очень важная для психотерапии - это проблема бессознательных или неосознаваемых психических процессов. И в этой области крупный вклад был сделан отечественными учеными (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Д. Н. Узнадзе, В. Н. Мясищев, Г. В. Гершуни, В. Е. Рожнов, Ф. В. Бассин и др.). Психоаналитики создали впечатление об исключительном развитии исследований бессознательного только ими, хотя и за рубежом довольно много работ было выполнено представителями других направлений (J. Breuer, О. Vogt, К. Brodmann, A. Moll и др.).

Третья проблема - общение. Феномен общения выходит за рамки какойлибо одной науки (в том числе и социальной психологии) и должен изучаться комплексно, многими науками (философия, социология, социальная психология и др.). Важнейший вопрос в проблеме общения - понимание и взаимопонимание людей (А. А. Бодалев, W. Diltey и др.). Конечно, следует критиковать те крайние точки зрения (например, некоторых экзистенциалистов), которые отвергают самую возможность понимания человека человеком, утверждая отъединенность людей, их герметическую сущность. Следует также глубже изучить вопрос о подлинном (истинном) понимании человека человеком и о неподлнпном (ложном) понимании. Научная гносеология (теория познания), утверждая познаваемость самых сложных закономерностей внутреннего мира человека, обосновывает возможность его истинного понимания другими людьми, в частности, в процессе психотерапии.

Четвертая проблема-соотношение психического и соматического в человеке, их единство (но не тождество), раскрытие психосоматических механизмов, дающих возможность психотерапевту путем психических влияний осуществлять необходимую перестройку физиологических процессов в организме больного.

Понятие личности подразумевает раскрытие своеобразия каждого человека, особенностей его как члена общества; при этом подчеркивается уникальность, неповторимость личности, ее самодовлеющая ценность. В литературе, в мифах разных народов проводилась мысль о том, что со смертью каждого человека умирает целый мир. Особенно это подчеркивалось сторонниками экзистенциальной философии. При этом делались упреки в адрес материалистической философии, которая, якобы, недооценивает личность человека, его внутренний мир, оперируя лишь объективными законами природы и общества, человеческими массами. Такой упрек, однако, мог быть адресован лишь вульгарному, механистическому материализму, но не материализму диалектическому, который утверждает единство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного, при ведущем значении объективных процессов, отражением которых и являются процессы субъективные. Кроме того, речь идет не о прямолинейности связи внешнего и внутреннего, а наоборот, подчеркивается роль сложных соотношений в этом процессе. Передовая философия высоко оценивала роль личности, роль человеческого фактора в социально-экономических и исторических процессах (см. монографию Б. Д. Парыгина «Основы социально-психологической теории». М., 1971).

Существует более 100 определений понятия «личность» (G. А1-lport, 1964), и это одно уже говорит о больших расхождениях в ее понимании. В качестве основного, ведущего в личности одни авторы выдвигают мотивационные факторы (влечения, потребности), другие - ценностные (аксиологические) факторы, третьи - групповые (групповая динамика). S. Freud в книге «Я и Оно» и в других работах на первый план выдвигал энергетическую теорию личности. Он считал, что «энергия личности» связана с эмоциональным зарядом бессознательных сексуальных влечений, а постоянно имеющий место внутриличностпый конфликт зависит от подавления этих влечений со стороны «Сверх - Я». S. Freud считал ведущими и определяющими в личности бессознательные процессы, что не согласуется с научной точкой зрения отечественной психологии, отстаивающей ведущую роль сознания. Современная отечественная психология видит основу мотивационного механизма в потребностях человека, что разделяется и некоторыми западными исследователями (теория потребностей и их классификация у A. Maslow).

Согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу («Тезисы о Фейербахе») особенности человека раскрываются через его отношения, т. е. сознательную связь с окружающим обьективпым миром («Мое отношение к моей среде есть мое сознание»- К. Маркс). Человек в обществе познается через его отношение к другому человеку (К. Маркс «Фрагмент о человеке Петре и человеке Павле»). Таким образом, самопознание может осуществиться только через объективное познание другого человека. Можно сказать, что это - философская основа групповой психотерапии. Это дало возможность В. Н. Мясищеву сформулировать понятие отношения как осознанной избирательной психологической связи человека со всеми другими людьми, предметами и явлениями окружающего мира, а понятие личности - как «ансамбля общественных отношений человека». Эта совокупность отношений формируется на протяжении конкретно-исторического пути человека, т. е. его индивидуальной жизни, начиная с раннего детства.

Это формирование и развитие личности (социализация) изучались многими исследователями, в частности, Н. Sullivan. Недостатки его схемы известны, они сводятся к отрицанию диалектики в развитии системы интерперсональных отношений (т. е. к отрицанию качественного скачка) и к недооценке возможностей компенсаторной перестройки и замещения отсутствующих или дефектных интерперсональных связей. Положительными сторонами схемы являются ее ясность и четкость, закономерность смены периодов развития и подчеркивание роли ранних (детских) периодов социализации человека (нуклеарная группа).

Естественно, что способность человека к установлению продуктивных и разнообразных общественных отношений опирается как на приобретенные в раннем детстве, так и врожденные (генетические, конституционные) биологические свойства (состояние и степень развития всех отделов головного мозга, эндокринной системы, тип нервной деятельности и т. д.). Поэтому, хотя личность в целом является понятием социальным, можно говорить о биологических ее предпосылках. Установление отношений начинается в самые первые недели и месяцы человеческой жизни. Всякое отношение подразумевает наличие другого человека или других людей, на которого (или на которых) направлено это отношение. Поэтому личность как система отношений может формироваться лишь в условиях малых групп. Ребенок, в силу каких бы то ни было причин" оказавшийся вне малых групп, не развивается как личность (например, дети, попавшие в джунгли и одичавшие там).

Самой простой первичной группой является группа «ребенок - мать». Содержание их отношений составляют кормление (утоление голода, чувство насыщения), ласки матери, игры, чувство защиты и уюта (смена мокрых пеленок) и т. д. Несколько позже у ребенка устанавливаются отношения с так называемой ядерной (нуклеарной) семьей - отец, мать, братья, сестры. В этих условиях формируются более расчлененные, дифференцированные, сложные отношения, обогащается личность ребенка. Нарушения нуклеарной семьи (например, отсутствие отца или матери, тах называемая неполная семья) могут привести к известному несовершенству - личности, ее недостаточности, инфантильности, дисгармоничности некоторых ее сторон, а также чрезмерной фиксаций на определенных членах семьи (например, на матери при отсутствии в семье отца). Недостатки воспитания, конфликтная ситуация в семье непосредственно отражаются на формировании личности ребенка. По данным А. И. Захарова, деформация личности ребенка в первые годы жизни обусловлена разлукой с матерью, в последующем - недостаточной ролью отца в семье. Имеют значение гиперопека, непоследовательность и противоречивость поведения родителей, их различное отношение к детям, аффективная неустойчивость. Следует, однако, подчеркнуть, что недостатки и изъяны нуклеарной семьи могут быть компенсированы общением ребенка в других малых группах (родственники, сверстники, детский сад, школа и т. д.). В дальнейшем большую роль в формировании личности играют такие группы и коллективы, как производственные, семейные, деловые, связанные с проведением досуга, бытовые, дружеские и др. Определенные периоды жизни человека, связанные с крупными биологическими сдвигами в организме (период полового созревания, инволюционный период), оказывают большое влияние на личность человека, делают ее более уязвимой, меняют статус личности, ее ценности.

Сейчас изучаются особенности личности молодежи и пожилых людей. Возрастной подход необходим для проведения эффективной психотерапии. Наши исследования (С. С. Либнх, 1971) показали, что в пожилом возрасте изменяется способность человека к контактам, к установлению социальных связей, но это изменение имеет скорее качественный характер. Происходит уменьшение числа связей чисто эмоционального характера, усиливается роль жизненного опыта, навыков общения, «типичных жизненных ситуаций» при формировании взаимоотношений с людьми, некоторая стандартизация поведения в типичных ситуациях. Возрастают элементы неуверенности, тревожности, мнительности, ипохондричности. Волнуют вопросы престижа, авторитета, социального статуса.

Психотерапия представляет собой комплекс лечебных психотерапевтических воздействий врача на психику больного или группы больных. Основной инструмент психотерапии - психическое воздействие, частным видом которого является слово. Психотерапия как лечебный метод направлена па личность больного, адресуется к социально-психологическому, личностному уровню человека. Поэтому знание основных свойств личности обязательно для психотерапевта.

Для психотерапии важно разделение отношений личности на позитивные, социально ценные и негативные, отрицательные, бесполезные или вредные для окружающих человека людей или для него самого. К первым относятся отношения дружбы, любви, взаимной поддержки, деловые, учебные, связанные с воспитанием детей и т. д., ко вторым - отношения, связанные с повышенной обидчивостью, эгоцентризмом, претенциозностью, а также противоречивые отношения, которые вызывают состояние хронического "психического напряжения. Важно иметь в виду и разделение отношений на эмоционально значимые и безразличные, при этом эмоционально значимыми могут быть объективно второстепенные и маловажные отношения, в то время как объективно более серьезные отношения оказываются менее значимыми для данного человека. Близко к эмоционально значимым отношениям понятие ценностей личности, которые изучает специальная наука - аксиология. К ценностям личности относятся определенные представления, установки, взгляды, обычаи, традиции, моральные нормы, эстетические вкусы, образцы (эталоны) поведения и т. д. Происхождение этих ценностей различно. В одних случаях они являются групповыми ценностями и усваиваются человеком в силу его принадлежности к этой группе (семья, круг знакомых и др.), в других носят индивидуальный характер, являясь следствием постепенного накопления жизненного опыта.

Важно также понятие «установки» личности (Д. Н. Узнадзе). М. Г. Ярошевский указывает, что установка личности возникает при взаимодействии субъекта с ситуацией удовлетворения его потребностей. Он определяет ее как «специфическое состояние, которое можно охарактеризовать как склонность, как направленность, как готовность его (субъекта) к совершению акта, могущего удовлетворить эту потребность, как установку его к совершению определенной деятельности». Очевидно, что психотерапевт должен всегда иметь в виду установку больного как в ходе имеющегося конфликта, являющегося причиной или одной из причин заболевания, так и в процессе психотерапии. Установка не всегда осознается больным, она может также осознаваться лишь в некоторых своих звеньях. Сказанным определяется важность учета и изучения бессознательной сферы человека, которые в последнее время проводятся рядом советских ученых. (В. Е. Рожнов, Ф. В. Бассин и др.). Важно подчеркнуть, что эта работа ведется путем сочетания строго клинического и экспериментально-s психофизиологического методов (на кафедре психотерапии Центрального ордена Ленина института усовершенствования врачей в Москве).

Ввиду того, что психотерапия применяется при самых разнообразных заболеваниях, в том числе и непсихогенной природы, необходимо тщательно изучить особенности-личности больных при таких заболеваниях, как психические болезни, заболевания внутренних органов, органические заболевания нервной системы, алкоголизм и т. д. Очень важен учет реакции личности на болезнь, «внутренней картины заболевания» (Р. А. Лурия). Если при неврозах и частично при наркоманиях роль личности в болезненном процессе признают все исследователи, то по отношению к психозам и соматическим заболеваниям дело обстоит сложнее. Некоторые авторы склонны рассматривать психические заболевания лишь как закономерную смену определенных психопатологических, картин и даже подчеркивают, что личность как бы отступает на задний план, стушевывается, подавляется болезненной психопатологической симптоматикой. Однако это не так. Даже при в пустошающем, прогрессивно развивающемся психическом заболевании человек остается личностью, хотя последняя может быть и значительной степени деформирована. Изучение личности необходимо для выявления ее сохранных или относительно сохранных: сторон, «эмоциональных островков» (М. Muller), которые могу г служить основой для установления контакта с врачом и проведения столь необходимой в этих случаях психотерапии. Изучение личности психически больных необходимо и для их реабилитации. Например, при проведении реабилитации больных пожилого возраста с затяжными депрессивными состояниями были проведены исследования их личностных особенностей (С. В. Днепровская). Эти исследования показали, что как преморбидные особенности личности, так и личностные изменения, возникшие уже в течение психического заболевания, являются одним из факторов, стабилизирующих и затягивающих депрессивные состояния, и игнорирование этих фактов обусловливало резистентность больных к проводившемуся им биологическому лечению.

Личность больного соматическим заболеванием также должна приниматься во внимание при проведении.психотерапии. Преморбидные особенности личности, такие как ригидность переживаний, тревожность, мнительность, ипохондричность и т. д., могут обусловить своеобразие течения основного соматического заболевания, утяжелить состояние больного, усложнить клиническую картину за счет образования «невротических наслоений». Встречаются случаи «игнорирования» болезни личностью больного, эйфорическое отношение к ней, своеобразная «анозогнозия». Часто это проявляется по отношению к тяжелым заболеваниям с плохим прогнозом (злокачественные опухоли, неблагоприятно протекающий тутеркулез и т. д.).

В настоящее время имеется ряд методов и приемов исследования личности. Кратко остановимся на них. Основным методом исследования личности в медицинской практике-является клинический, включающий беседу с больным, наблюдение, сбор дополнительных данных (у родственников, сослуживцев и др.). Важную роль играет так называемый биографический метод, то есть изучение истории жизни больного с точки зрения анализа становления и развития его личности (процесс социализации). Биографический метод реализуется в процесс психотерапевтическою анамнеза. Имеется также целый ряд дополнительных экспериментально-психологических, а также социально-психологических методик, при проведении которых следует учитывать как положительные их стороны, так и отрицательные. Положительной их стороной является возможность получения унифицированных стандартизированных данных, которые доступны количественному анализу и статистической обработке. Отрицательной стороной является некоторое сужение описания личности и иногда недооценка качественного анализа и индивидуальных черт. Необходимо сочетание клинического и экспериментально психологического, а также социально-психологического изучения личности.

Все экспериментально-психологические методики изучения личности можно условно разделить на две большие группы: личностные опросники и проективные методики. К личностным опросникам относятся Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI), включающий 566 вопросов, опросники Eysenck, Taylor, Cattel и др. Миннесотский опросник создан в 1943 - 1946 гг. В настоящее время он включает в себя девять основных шкал: ипохондрии, депрессии, истерии, психопатии, гипомании, личностные аспекты разделения полов, паранойи, психастении и шизофрении. Применяются также дополнительные шкалы: лидерства, зависимости, тревоги и др.

Опросником, адекватным для изучения интерперсональных отношений, является многоаспектный опросник Т. Leary, который в нашей стране успешно применен в сексопатологии Г. С. Васильченко.

К проективным методикам относятся широко распространенные методики Роршаха, тематический апперцепционный тест Розенцвейга и ряд других. Методика чернильных пятен Rorschach была предложена в 1921 г. Она состоит в интерпретации чернильных пятен, имеющих симметричный характер (бумагу, на которую капнули чернилами, складывают пополам). Анализ полученных данных производится по специальным категориям: расположение или локализация; детерминанты (форма, движение, цвет, «полутона» и др.); содержание; популярность или оригинальность ответов, то есть обыденность, шаблонность, с одной стороны, и необычность, резко расходящаяся с повседневностью, с другой. В. Н. Мясищев и его сотрудники указывают, что строгой теории метода Rorschach до сих пор нет.

Для психотерапии очень важно понятие фрустрации - фрустрацнонной толерантности. Фрустрация - психологическое состояние человека, попавшего в сложное положение, вызванное, например, нападками окружающих, их недоброжелательным отношением и т. д. Это относительно кратковременное состояние растерянности, потери привычного равновесия, «психологического тупика». Фрустрационной толерантностью называется способность личности выдерживать состояния фрустрации или же не давать их иод воздействием фрустрирующих факторов. Для оценки этих свойств личности Rosenzweig был предложен специальный «фрустрационный тест». Он содержит 24 рисунка, содержание которых, как предполагается, имеет фрустрационный характер. На каждом рисунке обычно изображены два человека или более, один из которых обращается к другому с упреками, нападками, выговором и т. д. Требуется вписать в специальное место предполагаемый ответ объекта фрустрирующего воздействия. По характеру ответов судят об экстрапунитивностп, интрапунитивности или импунитнв-ности личности исследуемого.

Для психотерапии важно изучение уровня притязаний личности (К. Lewin, F. Норре, Б. В. Зейгарник, Б. И. Бежанишвили и др.). Уровень притязаний играет роль в возникновении конфликта при некоторых неврозах (неврастения, истерия). Притязания личности тесно связаны с еще недостаточно изученной проблемой «психологии неудачи» и изучением «личности неудачника», что в будущем откроет путь к более рациональному воспитанию, профилактике невротических и психосоматических срывов при ситуациях неудачи, неуспеха, проигрыша. Появится возможность гармонизации и самогармонизации личности на основе точной и разумной самооценки. Поэтому методики изучения самооценки человека (Т. Dembo, С. Я. Рубинштейн) тоже весьма существенны для психотерапевта. Особый интерес представляет шкала Т. Dembo для обнаружения представления обследуемого о своем счастье. Категория счастья все шире применяется в психотерапии (С. С. Либих, 1980), но для полной разработки содержания гетеро- и аутопсихотерапии, раскрывающего пути достижения этой цели, необходимы дальнейшие медико-психологические исследования.

Психотерапия - это планомерное психическое воздействие на сознание больного с лечебной целью или с целью облегчения его страданий. Психотерапия существует столько, сколько существует врачевание, так как при лечении врач постоянно оказывает на больного то или иное, положительное или отрицательное, психическое воздействие. Главнейшим орудием психотерапии является «слово», имеющее целью разъяснение, убеждение, внушение. Немаловажное значение для психотерапии имеет и все поведение медработника, так как присущие ему те или иные особенности характера, а также манера говорить, интонации голоса, мимика и жесты, вместе со «словом» формируют то взаимопонимание между больным и медработником, без которого успешное лечение больного зачастую немыслимо. Пути установления правильного взаимопонимания между тем, кто лечит, и тем, кто в этом нуждается, крайне многообразны и дать здесь на все случаи жизни невозможно. Научиться и овладеть умением подхода к больному можно, «если врач (медработник) будет с достаточной вдумчивостью, вниманием и заинтересованной доброжелательностью относиться к больному, если он будет правдив и как можно более прост в обращении с больным; лицемерия, слащавости, тем более прямой неправды больной, особенно душевнобольной, не забудет и не простит - в последнем случае врач надолго, если не навсегда, потеряет всякий престиж в глазах пациента» (П. Б. Ганнушкин).

Важной стороной в завоевании доверия и расположения больного является большое терпение, умение не только сказать больному нужное, но также умение молчать и слушать. Эти замечания касаются главным образом элементарной психотерапии, но они необходимы и при психотерапии систематической. Последняя всегда проводится только врачом.

Выделяют следующие виды психотерапии:

1) успокаивающая, смягчающая эмоциональное реагирование на болезнь;
2) корригирующая, задача которой выработать правильное отношение больного к своей болезни; 3) стимулирующая, направленная на повышение социальной активности личности, на побуждение больного тщательно выполнять лечебный режим.

Существуют два основных метода психотерапии: гипнотерапия (см. Гипноз) и психотерапия в бодрствующем состоянии. Последняя обращена к личности больного, находящегося в ясном сознании. В этом случае наиболее распространенными являются рациональная и эмоциональная психотерапия. При рациональной психотерапии врач обращается к разуму и логике больного с помощью разъяснения и последующего убеждения. При этом пациент воспринимает мысль врача активно, т. е. вырабатывая к ней свое отношение. В основе эмоциональной психотерапии, помимо разъяснения и убеждения, очень большое значение имеет умение врача вызвать к себе доверие. Наконец, психотерапию в бодрствующем состоянии врач может проводить, пользуясь внушением, т. е. психическим воздействием на больного, при котором необходимое представление вносится врачом в сознание субъекта пассивно, без всякой критики со стороны больного. Обычно на практике врач пользуется всеми этими тремя способами, хотя доля каждого из них может быть очень неодинаковой. В психиатрии систематическая психотерапия используется прежде всего при лечении неврозов, и некоторых реактивных состояний, а в случаях психозов, в частности при , систематическая психотерапия применима лишь при наступлении .

Психотерапия (от греч. psyche - душа, дух, сознание и therapeia - лечение) - планомерное использование психических воздействий для лечения больного.

Все виды психического воздействия на больного, если они применяются врачом обдуманно, методически, в соответствии с формой заболевания, с учетом особенностей личности больного, могут быть в арсенале психотерапии. Психотерапевтическое значение имеют такие элементы повседневной практики врача, как высказывания (в беседе с больным или в его присутствии с коллегами) о его состоянии, диагнозе, о течении болезни и т. д. Вручению рецепта должны сопутствовать ободряющие разъяснения. В конечном счете все поведение врача может и должно быть психотерапевтически насыщенным, если врач помнит, что необходимо вселить в больного бодрость, надежду на выздоровление. Такие социальные мероприятия, как организация благоприятной для больного среды, в том числе изменение внешней обстановки, перемена профессии или рода занятий, если в этом возникает необходимость, рационализация отдыха, отвлекающие занятия, создание уютной обстановки в стационаре, санатории и т. п., нередко также относят к психотерапии, придавая этому термину широкое толкование. Но в медицинской практике понятие психотерапии применяется обычно в узком значении - как совокупность именно врачебных приемов лечебного воздействия на психику больного. Теоретическое обоснование и практическая разработка наиболее действенных методов психотерапии - задача научной психиатрии.

По назначению выделяют следующие виды психотерапии: 1) седативная, имеющая целью успокоить больного, ослабить болезненные ощущения, смягчить его эмоциональное реагирование на болезнь; 2) корригирующая, основная задача которой - выработать правильное отношение к болезни, ослабить травмирующую значимость этиологических факторов; 3) стимулирующая, направленная на мобилизацию компенсаторных защитных сил организма, на повышение социальной активности личности (в частности, на побуждение больного тщательно выполнять лечебный режим); 4) психотерапия, имеющая целью устранение патологического стереотипа, обусловливающего стойкую фиксацию симптомов болезни.

В основе психотерапии лежит воздействие словом, которому больной может подвергнуться как в гипнотическом, так и в бодрствующем состоянии. Отсюда два кардинальных метода I].: гипнотерапия и психотерапия в состоянии бодрствования. Последняя известна в ряде вариантов: отвлекающая психотерапия, психотерапия путем обучения больного самовнушению; аналитическая, коллективная и др.

Гипнотерапия - см. Гипноз.

Психотерапия в состоянии бодрствования обращена к личности больного, находящегося в ясном сознании. Это обусловливает сложность методов воздействия на психику больного. Различия этих методов зависят от того, на какие стороны личности имеется в виду направить психотерапевтическое воздействие преимущественно.

В истории развития психотерапии складывались различные направления. Рациональная психотерапия Дюбуа (P. Dubois, 1905) имеет целью апелляцию к разуму больного, логическую аргументацию убеждения. Эмоциональная психотерапия Дежерина (J. Dejerlne, 1911) воздействует главным образом на чувства больного. Психагогика Кронфельда (A. Kronfeld, 1925) представляет собой лечебное перевоспитание. Психоортопедия В. А. Гиляровского - это строгая система мероприятий, направленных на отвлечение больных от сосредоточения на болезни. Активирующая психотерапия, предложенная С. И. Консторумом, включает обязательное приобщение к труду больных, страдающих неврозами. Индивидуальная терапия Леонгарда (К. Leonhard) добивается перестройки установок личности путем систематических упражнений.

Основные задачи психотерапии в состоянии бодрствования, осуществляемые в повседневной врачебной практике путем систематических бесед с больным, составляют в своей совокупности определенный лечебный курс. Схематически содержание психотерапевтических бесед можно свести к нескольким положениям. Необходимо ознакомить больного с характером заболевания, убедить его в возможности излечения. При этом страдающих неврозами необходимо побудить к преодолению тревожно-мнительной депрессивной или ипохондрической переоценки тяжести страдания; при соматических заболеваниях - скорригировать реактивные наслоения, усугубляющие тяжесть заболевания. Обсуждение с больным условий его жизни должно быть направлено прежде всего на выяснение факторов, приводящих к возникновению заболевания и препятствующих излечению. При психогенных расстройствах необходимы детальный учет и устранение имевших место травмирующих переживаний, раскрытие условий, мешающих выздоровлению. Внимание больного нужно привлекать к симптомам улучшения, хотя бы кратковременного, обосновывать их положительную значимость, переключать внимание больного, сосредоточенное на болезни, к тем «проблескам», «просветам», которые свидетельствуют о наступающем улучшении. Немаловажна и задача мобилизации активности больного в отношении тщательного выполнения им лечебного режима, врачебных назначений. При неврозах, кроме того, необходимо активное обучение больного конкретным приемам систематического противодействия симптомам болезни (обучение самовнушению, приемам аутогенной тренировки, целенаправленной деятельности, противопоставляемой имеющимся страхам и опасениям). Дозированная, активная, вызывающая чувство удовлетворения трудовая деятельность - важнейший лечебный фактор.

Конкретное содержание врачебных бесед определяется характером заболевания и особенностями намечаемого лечебного режима. Наиболее полно указанная схема может быть обеспечена при курсовом применении психотерапии различных неврозов. При этом в начале курса преобладают седативные воздействия, во второй половине курса врач все больший акцент делает на корригирующие активирующие указания. Практика показала эффективность систематической психотерапии в клинике внутренних заболеваний при наличии невротических наслоений, придающих атипический характер основному заболеванию, при заболевании системными неврозами с преобладанием расстройств сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта и других систем. Полезна психотерапия также в случаях невротической фиксации симптомов соматического страдания в то время, когда основное соматическое заболевание, обусловившее первоначальное появление этих симптомов, уже устранено. Эффективна психотерапия, включая гипнотерапию, при заболеваниях внутренних органов, в патогенезе которых значительную роль играет неврогенный фактор (начальные формы гипертонической болезни, стенокардии, бронхиальная астма, гипертиреозы средней степени выраженности). Каузальгии, фантомные боли также снимаются или смягчаются благодаря психотерапии. Важное место принадлежит психотерапии при хронических заболеваниях, требующих длительного совместного пребывания однотипных больных (например, туберкулезные санатории, стационары для больных с поражением опорного аппарата). Психотерапевтическое воздействие в этих случаях снимает взаимную индукцию больных, порождающую скептическое отношение к методам лечения, неверие в излечение. Особенно ценна систематическая психотерапия в период курортно-санаторного лечения: используя все природные и физиотерапевтические факторы воздействия на больного, врач в беседе с больным подчеркивает их важность и тем самым значительно усиливает их эффективность. Систематические врачебные беседы и седативная гипнотерапия в хирургической клинике способствуют уменьшению страха перед операцией и улучшают течение как пред-, так и послеоперационного периода.

Советская психотерапия основывается на материалистическом объяснении сущности психотерапевтических воздействий, которое вытекает из учения о (см.). Принцип единства психического и физиологического делает правомерным и естественным лечебное использование психических воздействий, представляющих собой комплекс адекватных раздражителей второй сигнальной системы. Исходя из материалистического понимания сущности психотерапевтических воздействий, советские психотерапевты важнейшей задачей своих исследований считают уточнение физиологических механизмов, обусловливающих действенность таких психотерапевтических методов, как гипноз или внушение в бодрствующем состоянии. Принцип коллективизма, составляющий неотъемлемое свойство мировоззрения советских людей, признание примата социального в жизни человека внесли в советскую психотерапию принципиально новый тезис - социальную активацию больного.

В свете материалистического понимания психотерапии советские психотерапевты обосновали правомерность широкого применения психотерапии в клинике внутренних заболеваний на основе установленных школой закономерностей кортико-висцеральных отношений.

В советской психотерапии развивается система единого направления комплексной психотерапии, в которой разрабатываемые приемы и методы взаимно гармонически дополняют друг друга в зависимости от требований клиники и нет места характерной для зарубежной психотерапии постоянной борьбы различных школ.

Отвлекающая психотерапия (по В. М. Бехтереву). Больному предлагается принять удобное положение, закрыть глаза и внимательно прислушиваться к словам врача. Врач убеждает больного, внушает ему необходимость отказаться от сосредоточенности на признаках болезни, советует отвлечься от тягостных мыслей о ней, выработать установку противодействия заболеванию, активно выполнять лечебные назначения, искать новые цели в жизни взамен некоторых прежних, реализация которых становится трудно осуществимой в связи с заболеванием.

Выработка у больного мотивированного самовнушения. К особой разновидности суггестивной психотерапии относится использование самовнушения с лечебной целью. Элементарные приемы самовнушения, применяемые больным по врачебной рекомендации, заключаются в том, что он сосредоточивается на каком-либо комплексе формулировок и мысленно повторяет их.

Подобного рода так называемая формула ободрения должна обеспечить эффективность тех установок и идей, которые больной воспринял из бесед с врачом. Направленность формулы ободрения определяется характером симптомов заболевания. Больному можно посоветовать включить в формулу ободрения императивную отмену беспокоящего симптома. Лучше начинать не со всех симптомов, составляющих картину болезни, а е отдельного наиболее беспокоящего симптома. При помощи неоднократно повторяемой фразы (например, «У меня нет больше страха перед сердцебиением; я знаю, что это лишь нервные проявления, поэтому я больше ничего не буду бояться») можно в известной степени устранить кардиофобию. В формулу ободрения нередко вводятся воспоминания событий, связанных с хорошим самочувствием, например перед отходом ко сну больной, страдающий бессонницей, вспоминает детали сеанса гипноза, который в свое время вызвал у него хорошее самочувствие и глубокий сон. Посредством самовнушения осуществляется переключение от мыслей, связанных с болезнью, к мыслям, порождающим положительные эмоциональные переживания. Этот прием особенно эффективен при пароксизмально проявляющихся симптомах, например при возникновении навязчивой мысли или в начале приступа сердечной аритмии.

Аналитическая психотерапия. Психоанализ имеет в качестве источников метод катарсиса (очищение), который основан на наблюдениях Брейера (J. Breuer) и Фрейда (S. Freud, 1893), установивших факт ликвидации истерических симптомов после вызывания воспоминаний о прошлом во время гипноза, и наблюдениях Фогта (О. Vogt, 1894-1895), показавшего возможность реализации больным в последующем внушений, данных в гипнозе. Основным приемом типичного катарсиса было вызывание у больного гипноидного состояния с тем, чтобы, ослабив тем самым «цензуру» сознания, снова воспроизвести во всех подробностях и с той же яркостью травмирующие переживания. По мнению авторов, это обеспечивает появление состояния, когда больной оказывается лицом к лицу с содержанием переживания, т. е. высвобождается «ущемленный аффект», обусловливая «очищение» от патогенного переживания.

Создание психокатарсиса явилось толчком к развитию концепции о бессознательном, положенной Фрейдом в основу психоанализа. Бессознательное, по Фрейду,- активная инстанция психики. Утверждая, что психика человека имеет различные уровни, Фрейд постулировал бессознательное в качестве основной, самой могучей низшей инстанции психического, сосредоточившей в себе тенденцию инстинктов, а также вбирающей в себя все то, что вытесняется из сферы сознания: в частности, неприемлемые для сознания воспоминания, желания, импульсы. Сознание, по Фрейду,- это приемный центр внутренних и внешних возбуждений, это лишь область ориентации в том, что в данный момент окружает человека и воздействует на него. Бессознательное подчинено «принципу удовольствия», а сознание - «принципу действительности», т. е. тем ограничениям инстинктивного, которые даются человеку цивилизацией и культурой; отсюда постоянный конфликт между бессознательным и сознанием при доминировании бессознательного.

Чрезмерно переоценивая значение бессознательного, Фрейд утверждал, что в основе неврозов лежит вытеснение неприемлемых для «цензуры» сознания представлений, диктуемых тенденциями бессознательного. Таковые все же «прорываются» в зашифрованной символической форме, что и образует симптомы невротического заболевания. Поэтому в качестве основного метода лечения неврозов Фрейд выдвигает психоанализ, цель которого - раскрывать символы бессознательного, вывести вытесненный материал, доведя его до сознательного принятия, что, по утверждению психоаналитиков, приводит к ликвидации симптомов. Постулировав на основе чисто умозрительных заключений все вышеизложенные положения, Фрейд в качестве практической методики использовал метод свободных ассоциаций и толкование сновидений. Вовремя психоаналитического сеанса больному предлагается высказывать вслух все, что приходит ему в голову. Психоаналитик, используя догматически составленную Фрейдом классификацию «символов», обозначающих ту или иную тенденцию бессознательного, «разъясняет» больному «скрытый смысл» вытесненных ассоциаций. В сущности он прививает больному свое толкование его ассоциаций, утверждая, что эти ассоциации якобы выявляют то, что вытеснено было в бессознательное.

По справедливому выражению прогрессивного американского философа Г. Уэллса, теоретические концепции Фрейда взяты «с побочных путей интеллектуальной истории человечества». Они умозрительны, спекулятивны как в отношении чрезмерной биологизации психических явлений, поскольку полностью игнорируется социальное в человеке, так и в отношении идеалистической трактовки сущности психического, рассматриваемого в качестве особой энергии, подчиненной лишь собственным законам. Психоанализ как метод психотерапии не представляет каких-либо преимуществ по сравнению с другими методами. Если психоаналитики иногда и добиваются эффекта при неврозах, то это обусловлено не какими-либо специфическими особенностями самого психоанализа, а длительным (иногда многолетним) контактом врача с больным.

Догматические построения Фрейда и различных его последователей, реализуемые в методе психоанализа, глубоко чужды принципиальным теоретическим основам и практике советской психотерапии. Советская психотерапия понимает под аналитическим методом тщательный анализ внешней среды, заключающей в себе как социальные факторы, непосредственно воздействующие на психику, так и факторы, изменяющие соматическое состояние больного.

Исходя из понимания личности, как продукта общественно-исторических условий, формирующих ее отношения, убеждения, потребности и характер, В. Н. Мясищев в качестве существенной задачи психотерапии неврозов поставил проведение психогенетического анализа, т. е. тщательное выяснение источников возникновения невротических состояний, с тем чтобы на основе детального изучения истории жизни больного добиться изменения его жизненных реакций, перестройки неправильно сложившихся у него отношений к тем или иным сторонам окружающей действительности.

Аналитический метод, предлагаемый советскими психотерапевтами, в частности психогенетический анализ, заключается в изучении истории болезни и окружающей больного среды с обсуждением с больным сложившейся у него системы отношений с окружающим миром. Цель такого обсуждения: выявить источники возникновения невротического состояния, скорригировать неправильные установки больного и по возможности создать благоприятные для пего условия жизни, чтобы помочь ему преодолеть болезнь. Соответствующие данному направлению приемы аналитической психотерапии составляют полезный вклад в систему советской психотерапии, хотя область ее применения ограничивается лечением неврозов и показания к ней значительно уже по сравнению с другими методами психотерапии.



Новое на сайте

>

Самое популярное