Домой Стоматология Здоровье зависит от своих усилий. Заикание, ухудшилась память

Здоровье зависит от своих усилий. Заикание, ухудшилась память

Лечение заикания: обзор методов психокоррекции логоневроза, "лечение" заикания через изменения глубинных убеждений.

Заикание – расстройство речи, при котором наблюдаются прерывания непроизвольными повторениями отдельных частей слов или фраз, продлением звуков, паузами в произношении.

1. Повторение - основная проблема при заикании, предполагающая умножение отдельных частей речи, например, «с-с-с-скоро».

2. Пролонгация предполагает чрезмерное удлинение звуков, например, «ззззззолото».

3. Блоки – неконтролируемые остановки речи и дыхания, часто связанные с блокировкой движений органов речи.

Последние два типа нарушений больные часто используют как способ замаскировать повторения.

Рассматриваемая болезнь охватывает не только речь человека, но и другие сферы его жизни. Оно предполагает наличие определенные когнитивных, эмоциональных и поведенческих элементов. В частности, можно наблюдать страх от невозможности произнести звуки, быть уличенным в неправильной речи, изоляцию, повышенную тревожность и напряжение, ощущение «отсутствия контроля». С течением болезни коммуникативные трудности приводят к снижению самооценки, отказу от социальных связей и понижению личной эффективности.

Заикание обычно наблюдается с момента возникновения речи у ребенка. Но чаще всего речь спонтанно восстанавливается. 65% заикающихся дошкольного возраста восстанавливаются в первые два года, в течении которых наблюдается расстройство речи, 74% - в раннем подростковом возрасте. Еще быстрее можно наблюдать восстановление у девочек. По данным МКБ-10 процент больных школьного возраста составляет от 1,5 до 2,2%. С учетом восстановления, к подростковому возрасту заболевание сохраняется у 1% детей. Для взрослых эта цифра составляет 1-3%. Среди лиц мужского пола заикание встречается примерно в четыре раза чаще, однако, по мере взросления данное соотношение меняется.

Что такое когнитивная терапия и как она работает?

Эксперименты по гипнозу: гипнотические феномены в глубоком гипнозе (сомнамбулизме). Обучение гипнозу

Клинические проявления заикания

1. Физиологические симптомы. В качестве главного симптома выступают судороги в процессе речи. Наблюдается несколько типов судорог.

a) Клонические - ряд кратких судорог, идущих одна за другой, приводящих к повторению.
b) Тонические -сокращение мышц, приводящее к задержке речи.
c) Смешанная форма.
Другим симптомом выступают искажения дыхания, среди которых выделяется три типа: судорожный выдох, судорожный вдох, судорожные вдох и выдох.

2. Психологические симптомы. Сюда относят: речевые запинки и сопутствующие нарушения (например, дислалия, дисграфия и др.), фиксация внимания на проблеме, уловки применяемые для исправления речи, логофобия. Фиксация на дефекте по МКБ-10 может иметь разные степени.

a) Нулевая. Больной не обращает внимания на проблему речи;

b) Умеренная. Больной осознает проблему и испытывает соответствующие неудобства, пытается использовать различные уловки для маскировки речи, однако, отношение больного не выходит за обычные рамки отношения нормального индивида к своим недостаткам;

c) Выраженная. Наблюдается постоянная фиксация на проблеме, продуцирующая ряд негативных изменений личности в различных сферах психической жизни.

Степени заикания

1. Легкая. Больной заикается только в случае чрезмерного возбуждения или желании высказать все и сразу. Задержки легко преодолеваются, отсутствует фиксация на дефекте;

2. Средняя. Больные говорят легко или заикаются мало только в безопасной (по их мнению) ситуации. Но при малейшем эмоциональном напряжении можно видеть сильное заикание;

3. Тяжелая. Больной заикается всегда в течении всего процесса речи, что сопровождается сопутствующими движениями.

Механизм заикания

Заикание обусловлено, либо спазмами речевого аппарата, либо наличием дыхательных судорог. Происхождение спазмов приписывают распространению чрезмерного возбуждения от двигательных речевых центров к близлежащим структурам мозга.

Психосоматика. Как образуются страхи и фобии?

Психосоматика & гипноанализ: как образуются страхи и фобии в следствии психотравмы

Типы заикания

Данное заболевание различается по особенностям течения.

1. Постоянное. Свойственные заиканию симптомы наблюдаются постоянно вне зависимости от времени, состояния, ситуации.
2. Волнообразное. Симптомы проявляются периодами, то возникая, то исчезая. Могут иметь свое значение ситуационные переменные.
3. Рецидивирующее. Повторное появление симптомов после исчезновения.

Важнейшей классификацией для психотерапевта является разделение болезни по клиническим формам. Первая задача психотерапевта определить имеет ли заикание невротическую или органическую основу, для осуществления дальнейшей работы, либо перенаправления больного к другому специалисту.

1. Невротическая форма (логоневроз). В истории таких больных не наблюдается гипоксий или травм во время родов. Основным показателем считается присутствие психологической травмы перед началом заикания, а также присутствие в детстве дефектных способов обучения (имитация родственника с дефектом речи, обучение второму языку, предоставление слишком сложного материала и т.д.). Четким показателем служит усиление симптомов при стрессе, в то время как в спокойной ситуации индивид может разговаривать нормально. Также такие больные иногда способны свободно повторять фразы других людей, говорить без запинок, когда никто не слышит или при разных режимах речи (стихи, пение и т.д.).
2. Неврозоподобная форма. У больного можно наблюдать случаи травм ЦНС, природовые травмы и асфиксии. Проявление симптомов одинаково в любых обстоятельствах и не зависит от переменных факторов (эмоционального состояния, обстановки, режима общения и др.). Данная форма болезни возникает в возрасте 3-4 лет без видимых причин, после чего происходит нарастание дефекта. Также можно видеть недостаточную подвижность и координация органов речи и движения. У взрослых судороги охватывают все отделы речевого аппарата. К заиканию добавляются вторичные движения: кивания, однообразные пальцевые движения, покачивание. Больные быстро утомляются от общения.

Фазы развития заикания

Фаза 1. Короткие периоды заикания c сокращением плавной речи: затруднения наблюдаются в начальных словах фраз и кратких частях речи; эмоциональное давление определяет степень заикания; больной не обращает внимания на проблему.

Фаза 2. Проблемы в установлении межличностных контактов. Наличествуют сопутствующие движения, сопровождающие дефектную речь. Больному все тяжелее поддерживать нормальный процесс общения в различных ситуациях: проблема приобретает хроническую форму, но тяжесть приступов различна; симптомы возникают по большей части в сложных словах, а также при скороговорении; больной осознает проблему, но к заикающимся себя не причисляет, свободно разговаривая.

Фаза 3. Происходит закрепление судорожного синдрома. Отсутствует страх речи и неловкость, но имеется осознание затруднений в отдельных ситуациях; наблюдаются трудности в произношении определенных звуков и слов; проявляются попытки заменить проблемные места в речи, используя уловки.

Фаза 4. Проблемы личности. Проблемы в речи вызывают серьезную эмоциональную реакцию, приводящую к избегающему поведению: больной, изолируется от социума, избегает коммуникативных ситуаций, приписывает негативные оценки и отношение другим людям. Постоянно заменяются проблемные звуки. Наблюдаются и другие психологические проблемы. Больной постоянно ожидает проблем в речи при общении. Такие ожидания постепенно перерастают в логофобию или страх речи; Больному тяжело поддерживать нормальное общение, он использует уклончивые ответы.

Предрасполагающие факторы

1. Наследственная отягощенность. Развитие данного расстройства часто происходит на базе наследственно-приобретенной слабости речевого аппарата.

2. Невропатическая отягощенность родителей. Сюда включаются различные нервные, инфекционные и соматические заболевания.

3. Поражения мозга на разных этапах онтогенеза. Внутриутробные и природовые травмы; постнатальные-инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения.

4. Слабый тип нервной системы, особый темперамент. Для заикающихся характерны: робость; впечатлительность; яркость фантазий; слабая воля; использование уловок для исправления речи; страх речи в присутствии других. Наблюдается быстрое утомление и истощение при нагрузках, как физических, так и психологических.

5. Структурные и функциональные особенности мозга, леворукость. В случае леворукости нарушается взаимодействие правого и левого полушарий. Причем попытки переучить ребенка пользоваться другой рукой, как правило, повышают риск заболевания, особенно если используются неадекватные и грубые методы. Можно отметить и другие отличие в функционировании мозга у заикающихся. Правда наличие этих различий может восприниматься, не только как причина, но и как следствие расстройства речи. В частности, наблюдаются различия в функциональной организации слуховой коры и большая активность правого полушария, по сравнению с левым.

6. Нейрохимия мозга. Последние исследования указали на наличие чрезмерного уровня дофамина у больных-заикающихся.

Провоцирующие факторы

1. Телесная ослабленность.

2. Особенности развития мозга. Большие полушария формируются к пяти годам жизни субъекта. В соответствии с этим оформляются и их функции. Особенно хрупкой при этом оказывается функция речи.

3. Ускоренное развитие речи. В этом случае ребенок обычно не справляется с большим объемом речевого материала.

4. Недоразвитие моторики, ритмики, мимических и артикуляционных движений.

5. Психологическая ущемленность. Индивид растет пугливым и зажатым, боится принять решение, в результате любое волнение может сказаться и на его речи.

6. Недостаток эмоционального контакта. Если ребенок не дополучает должного объема эмоционально-насыщенного общения, его речевой навык не формируется. Иногда ребенок использует заикание, чтобы получить внимание к своей персоне.

Иниициирующая ситуация

Среди инициирующих ситуаций выделяются три типа причин начала болезни (анатомо-физиологические причины):

1. Травмы ЦНС (чаще всего внутриутробные и природовые, иные травмы мозга и др.);

2. Различные органические повреждения подкорковых механизмов регуляции движения;

3. Истощение нервной системы, вследствие интоксикаций и других заболеваний, затрагивающих центральные аппараты речи.

Отличие гипноза от иных "состояний"

Психические и социальные причины заикания

1. Психическая травма. Чаще всего происходит в возрасте от 2 до 6 лет. Обычно это резкая смена обстановки: начало первые дни в детском саду, переезд. Или же ситуация, вызвавшая резкий испуг у ребенка, затрагивающая речевой элемент его поведения. В этом случае к заиканию приводит двигательный конфликт (запрет на речевое выражение) в сочетании с когнитивной оценкой по типу («я не способен хорошо говорить») и смертельным страхом. При этом задействуется соответствующая речевая мускулатура; нарушается координация тонуса мышц формирования речи. Отсюда возникают судорожные повторения. В посттравматический период наблюдается мутизм (индивид не говорит какое-то время), а на лице можно видеть страх. Когда он вновь заговаривает, то делает это уже заикаясь.

Пример. Вася С., 5 лет. Однажды пошел со своей бабушкой на спектакль. Придя домой, осуществил пересказ содержания увиденного и во время речи у него неожиданно появились судорожные приостановки. К концу дня они стали сильнее. Ребенок испугался и вообще перестал говорить с родственниками. Таким образом, просмотр спектакля вызвал чрезмерное эмоциональное напряжение у мальчика, произошло перенапряжение нервной системы, появилось за­икание, по типу тонических судорог.

2. Длительнодействующая травматическая ситуация, под которой чаще всего подразумевается недекватное воспитание: гиперопека, гипоопека, шизофреногенное воспитание (когда посыл родителей неоднозначен, либо их отношение меняется без причины). Сюда же можно относятся любые длительные негативные эмоции, продуцируемые психическим напряжением или неразрешенными конфликтными ситуациями;

3. Неправильное формирование детской речи. Сюда относят дефекты, продуцируемые самим ребенком, либо неправильным воспитанием речевого процесса. Можно выделить: неправильное дыхание во время разговора, ускоренную речь, нарушения в произношении звуков. В возрасте от 2 до 6 лет дети в своей речи часто используют различные частицы («ну», «э», «да» и др.) и бессмысленные слова, а также любят растягивать определенные звуки. Закрепление такой привычки, создает предпосылки для заикания.

4. Перегруз ребенка речевым материалом. Такая ситуация, как правило, вызвана неадекватными требованиями родителей к речи ребенка. Многие родители, часто хотят поспособствовать развитию речи своего ребенка, нагружая его материалом, к которому он еще не готов. Это могут быть обобщенные понятия, сложные для построения фразы, обучение при использовании второго языка). При быстром наращивании словарного запаса, у ребенка довольно часто может сбиваться дыхание. В последующем запинки могут закрепиться. Обучение второму языку вызывает чрезмерное психическое напряжение, а, следовательно, возрастает нагрузка и на речевые возможности ребенка.

Пример. Коля К., 4 года. Совсем недавно у мальчика стали наблюдаться запинки в виде повторений. Причина состояла в стремлении родителей повлиять на развитие его речи. Они использовали ма­териал, не соответствующий его возрасту, пытались разучивать стихи, азбуку сложные для понимания. Так как речевой аппарат мальчика еще не был готов, случилась речевая перегрузка, а с ней и нервный срыв.

5. Переучивание леворукости. Такое переучивание часто влияет на функциональный баланс левого и правого полушария, а в особенности на речь.

6. Подражание заикающимся. Часто заикание развивается в следствии подражания заикающемуся родственнику, либо другому человеку или герою, в случае если речь идет о мультиках, фильмах, спектаклях и т.д.

Пример. Джеймс будучи ребенком, однажды пошел на представление, где актер, игравший главного героя изображал заику. Джеймсу понравилась манера этого человека и следующие несколько дней, он пародировал его. В конце концов привычка закрепилась, и Джейсу уже тяжело было самостоятельно избавиться от своего недуга.

Промежуточные убеждения

Промежуточные убеждения больных заикания изначально исходят из проблемы речи затем затрагивая самооценку, правила взаимодействия с другими людьми и миром. Так можно выделить три основные тематики промежуточных убеждений: убеждение по поводу самого заикания, его проявлений в процессе общения, и отношения к нему окружающих (фиксация на заикании); логофобические убеждения, сконцентрированные вокруг возможности и страха речи; отношение к самому себе как заикающемуся, самооценка индивида.

Дисфункциональные убеждения по поводу заикания развиваются у больного постепенно, что напрямую обусловлено сознательным отношением к проблеме и степенью фиксации на ней. Степень фокусировки внимания на проблеме проявляется уже в детстве, когда ребенок осознает наличие у него проблемы в речевой сфере и сфере коммуникаций. В этом случае нарастают негативные эмоции и стресс, что только усиливает заикание. Усиленное заикание закрепляется, в качестве навыка, происходит развитие болезни. Ребенок начинает оценивать свою речь, как ненормальную, выстраивать определенные правила взаимодействия с миром.

Далее индивид начинает выстраивать те или иные стратегии поведения, чтобы справиться с болезнью. В частности, выделяются компенсаторные стратегии, когда больной пытается с помощью различных уловок замаскировать свой дефект. Проявляется избегающее поведение, к шести-семи годам такие дети неохотно разговаривают с людьми. А в одиннадцать-двенадцать они замыкаются в себе. Как компенсаторное, так и избегающее поведение ведут к потере навыка речи и общения и усугублению болезни.

Постепенно развивается логофобия. Человек начинает боятся своей речи, тех или иных слов, фраз, звуков. Также развивается страх общения. Логофобия активно проявляется в ожиданиях больного. Ожидание несостоятельности в ситуации общения парализует механизм звукопроизнесения.

Со временем появляется вторичное заикание, в виде сопутствующих движений, таких как моргание, напряжения губ и др.
В конце концов, человек становится полностью осведомлён о расстройстве и начинают идентифицировать себя с больными, заиками. А неудачи в процессе общения, вызванные, чаще всего, лишь страхом этого общения вызывают у индивида чувство неполноценности и снижение самооценки. В конце концов, он старается свернуть свою деятельность, максимально изолироваться от социальных контактов, из-за чего страдают и другие сферы его жизни, и что заставляет больного постоянно испытывать негативные эмоции в отношении себя, мира и других людей.

Таким образом типичными для заикающегося убеждениями могут быть: «Я не умею говорить», «Людям неприятно общение со мной», «Если я попытаюсь заговорить я все испорчу», «Я никчемен/не такой как все/неудачник», «Есть люди с которыми можно говорить, а есть те, с которыми нельзя», «Не стоит и пытаться познакомиться/пройти собеседование/выступать перед аудиторией» и т.д. Изначально данные убеждения касаются в основном речи индивида, затем начинают распространяться на все сферы его жизни.

Текущая модель проблемы

Для людей больных заиканием как правило характерен ряд типичных невротических паттернов, которые приводят к страданию и ухудшают их состояние.
Порочный круг заикания. Данный паттерн предполагает, что индивид в процессе взаимодействия постоянно оценивает себя. Заикание приводит к ухудшению самовосприятия, человек начинает думать «Я не могу говорить», «Меня невозможно слушать», «Людям со мной неприятно», «Я не такой как все», это приводит к ухудшению эмоционального состояния и нарастанию стресса, что еще больше усиливает заикание. Это в свою очередь ухудшает навыки общения.

Фобический порочный круг. У больных, как правило развивается логофобия (страх перед разговором и ожидание речевых неудач). Приобретая негативный опыт общения, индивид начинает боятся своей речи, ему страшно снова заговаривать с людьми из-за тех негативных эмоций, что он испытал ранее. Каждый раз перед ситуацией общения, он начинает представлять себе катастрофические картины, либо делать предположения о своей несостоятельности и невозможности нормального взаимодействия. В соответствии с этим, индивид, либо начинает общаться уже будучи в ситуации стресса, что делает его речь значительно хуже, и такой дисфункциональный навык постепенно закрепляется, либо индивид использует избегающее поведение. В последнем случае, он также ограничивает использование своей речи, что опять же ведет к ухудшению навыков речи и социальных навыков.

Порочный круг самооценки. Вышеописанные поведенческие проблемы постепенно начинают распространяться на всю личность. Индивид начинает сравнивать себя с другими, причисляя и идентифицируя себя с заикающимися и дифференцируясь от «нормальных» людей. Он ограничивает сферы своей жизнедеятельности, перестает пытаться занять должное положение в обществе (найти работу или получить повышение, познакомиться с кем-либо и т.д.). Таким образом, заикание начинает оказывать влияние на всю жизнедеятельность человека. Он становится поглощен негативными эмоциями (стыдом, самообвинением, гневом и др.), которые заставляют его страдать.

Таким образом для больных заиканием характерна следующая модель поведения.

1. Возбудитель. Возбудителем является само заикание и любые ситуацию общения, в том числе запланированные (негативные ожидания) и ситуации общения в прошлом (негативные воспоминания). Возбудителем являются и любые стрессовые состояния, которые усиливают заикание.

2. Мысли. Для больных характерна оценка своей несостоятельности в процессе общения, а также чрезмерная фиксация на собственной речи. Могут встречаться такие мысли: «Сейчас я слишком много заикаюсь», «Ему со мной неприятно говорить», «Меня невозможно слушать», «Мне не имеет смысла заговаривать с этой/этим девушкой/парнем», «На работу меня такого никто не возьмет» и др.

3. Эмоции. Мысли индивида продуцируют в нем негативные эмоции по отношению к самому себе и миру. Он начинает ненавидеть себя, недолюбливать и подозревать других в том, что они относятся к нему негативно. Он испытывает стыд, разочарование, жалость и презрение к самому себе.

4. Физиология. Физиология в данном случае характеризуется нарастанием стресса и напряжения, что приводит к усилению заикания.

5. Поведение. Индивид, как правило пытается использовать компенсаторное поведение, пытаясь замаскировать свои речевые недостатки, либо, наоборот, избегающее поведение, стараясь избегать любых социальных ситуаций.

6. Последствия. Данный паттерн приводит как к ухудшению самого навыка общения и речи, так и к серьезным жизненным ограничениям, которые описаны выше.

Для больных характерно, такое когнитивное искажение, как «чтение мыслей». Больной склонен проецировать свое отношение к своей проблеме на других людей, полагая, что те воспринимают его, как глупого, нервного или неудачника.

Поддерживающие факторы

1. Социальное окружение. На развитие заикания влияет реакция на данную болезнь родителей больного. Их попытки помочь ребенку говорить медленнее, подышать, повторить и др. лишь увеличивают эмоциональное напряжение ребёнка, что способствует развитию проблемы. Непонимание и отсутствие принятия ребенка со стороны социального окружения (родителями, одноклассниками, ровесниками) вызывает ощущение ущемленности и неполноценности. Из-за этого, в свою очередь растут раздражительность и пугливость, угнетающие психику и усугубляющие речь.

2. Избегающее поведение. Наличие речевой проблемы вынуждает больного избегать ситуаций общения и голосового взаимодействия, в результате чего ограничиваются социальные связи и, как следствие, происходит деградация речевого навыка. Появляется настороженное отношение к другим людям, мнительность и подозрительность, больной приписывает свое отношение к проблеме другим людям

3. Компенсаторные стратегии – исправление речи. Часто, больные пытаются самостоятельно исправить свою речь без помощи специалиста. Любая неудача в этих действиях все больше убеждает больного в его несостоятельности. Попытки произвольного контроля речи разрушают естественный процесс порождения речи, активизирует тормозные механизмы, которые препятствуют свободному звукоизвлечению; Попытки преодоления логофобии путем подготовки к ситуациям социального взаимодействия повышают уровень тревожности и фиксирует внимание на возможных негативных последствиях.

4. Компенсаторные стратегии – превентивная агрессивная самозащита. Подобное поведение приводит к социальной изоляции и тормозит развитие коммуникационных навыков, это приводит к возникновению еще большего числа конфликтных ситуаций, а, следовательно, и к нарастанию нервного напряжения.

5. Компенсаторные стратегии – гиперобщительность. Чрезмерная направленность на общение при отсутствии соответствующих инструментальных возможностей приводит к речевым срывам на фоне нервного истощения.

Модулирующие факторы

Ситуационная сторона заикания хорошо объясняется моделью «возможности-требования». Речевая деятельность варьируется в зависимости от способности к плавности речи с одной стороны и от требований разговорной ситуации, с другой. Способность к плавности определяется физическими причинами, развитостью речевого навыка, проблемами и особенностями мышления и аффективной сферы больного. Требования обусловлены ситуационными факторами: давление ситуации общения, временная ограниченность, уровень напряженности разговорной ситуации и др. Степень влияния ситуационных факторов определяется внутренними переменными, такими, как недоверие к другому человеку и низкая самооценка. Среди других модулирующих факторов можно отметить следующие.

1. Наличие образца. Некоторые больные способны говорить плавно при копировании чужой речи.

2. Тип речи. Степень заикания может меняться при чтении стихов, пении и других режимах речи.

3. Партнер по общению. Степень заикания может меняться при общении с животными, детьми, или самим собой.

4. Ситуация общения. К наиболее проблемным ситуациям можно отнести публичные выступления, общение по телефону, разговор с незнакомцем. Они вызывают сильный страх у больных, продуцируя повышение степени заикания.

Гипноз & лечение заикания: отзыв о лечении заикания в стрессовых ситуациях

Лечение заикания: отзыв о лечении гипнозом заикания спустя 4 месяца.

Лечение заикания

Эффективное лечение предполагает системный подход к болезни. Чаще всего требуется участие нескольких специалистов: логопеда, психолога, невролога. Логопедическое вмешательство предполагает подбор дыхательных упражнений и помощь в выработке плавности речи. Психолог осуществляет анализ и нахождение скрытых причин невроза. Он, совместно с пациентом, подбирает новые более эффективные стратегии поведения в речевых ситуациях, и осуществляет коррекцию уровня стресса, что помогает снизить степень заикания индивида. В случае неврозоподобной формы заикания необходима консультация невролога, который рекомендует медикаментозное лечение. Далее мы перечислим конкретные методики по борьбе с заиканием.

Отдельные методики лечения

1. Метод тени. Пациент должен громко повторять слова за терапевтом с опозданием на одно-два слова. Возможно также использование громкого совместного чтения. Подобные методы основаны на легкости повторения больными чужой.

2. Использование ритма. Эксперименты показали, что больным гораздо проще повторять ритмически разложенную речь. В соответствии с этим больных учат разговаривать в такт с ритмичным движениям пальцев или монотонно и нараспев.

3. Терапия формирования плавности обучает больных говорить плавно, с помощью контроля над различными аспектами речи. Такое обучение происходит, как и любое другое формирование навыка, на основе оперантного обуславливания. Как только индивид овладевает минимальными навыками владения речью, ее скорость постепенно увеличивается, а интонация приближается к обычной.

4. Модификационная терапия. Данная терапия предполагает сознательный контроль своего заикание и переход от более ярко-выраженных его форм к менее выраженным. Методика направлена и на снижение напряжения больного во время заикания.

5. Слуховая обратная связь предполагает техники, которые позволяют больному услышать свой собственный голос, как будто речь течет правильно и плавно. Такого эффекта можно добиться, например, в хоре или в случаях, когда тем или иным образом больному блокируют обратную связь от своего голоса. Исследования эффективности показали неоднозначные результаты, варьирующиеся у разных пациентов: у одних, наступало серьезное улучшение, в то время как у других наблюдалось полное отсутствие прогресса.

6. Фармакотерапия. Используется вспомогательное медикаментозное лечение для снятия симптомов страха, тревоги, депрессий. Эффективность средств, направленных непосредственно на борьбу с болезнью, бензодиазепинов, антипротивосудорожных, антипсихотических и антигипертензивных препаратов, и антагонистов дофамина крайне низка. Только одно корректное исследование указало на снижение заикания менее чем на 5%. Для лечения неврозоподобного заикания применяют спазмолитики (толперизон, бенактизин), транквилизаторы. Доказана эффективность проведения дегидратации, а также курсов приема гопантеновой кислоты.

7. Дыхательные упражнения. Применяется диафрагмальное дыхание и другие дыхательные методики.

8. Иглорефлексотерапия. Такой метод обычно используется для временного снятия мышечных зажимов, однако он не снимает нервное напряжение и другие невротические комплексы, а, следовательно, не может искоренить проблему.

9. . Лечение гипнотерапией подразумевает, как воздействие внушением, так и использование катарсических механизмов. Внушение поддерживающее работу логопеда, позволяет устранить логофобию. Катарсическое воздействие в ряде случаев способно избавить больного от заикания.

10. Аутогенная тренировка. AT помогает воздействовать лишь на явления логофобии, но не искореняет заикание.

11. Суггестивные методы. Данная группа методов оказалась малоэффективной, однако суггестивное воздействие может способствовать ослаблению и устранению логофобии в ситуациях эмоционального напряжения.

Реализация поведенческой терапии методом десенсибилизации и дру­гими методами, не было успешным.

Комплексные методики лечения

12. Группы поддержки и самопомощи. Подобные группы основаны на положении, что какого-то чудесного лекарства не существуют, но само заикание является лишь психологическим барьером. В группах больные обучаются мириться со своим недугом и жить с ним, что снижает уровень стресса, а, следовательно, и заикания.

13. Патогенетическая психотерапия по Мясищеву. Данный вид психотерапии подразумевает изменения системы отношений пациента и коррекцию его поведения, на основе изучения особенностей его личности и этиопатогенетических механизмов невротического состояния.

14. Различные логопедические игровые методики и методики исправления речи. Подобные методики направлены на развитие речевого навыка в процессе игр, чтения считалок, стихов. Часто такие игры выстраиваются поэтапно по степени сложности, и включают в себе разносторонние методы овладения речью.

15. Компьютерные программы. Существуют некоторые специальные программы для исправления речи. Они позволяют общаться напрямую с компьютеров, чем снимают ощущение тревожности, которое обычно возникает при общении с другим человеком. Воздействие отдельных программных продуктов направлено на синхронизацию речевого и слухового центров мозга (изменённая обратная связь). Так это, например, делается в программе BreathMaker. Больной говорит в микрофон идущий к компьютеру. Специальная программа исправляет звучание его речи и подает звук в наушники. Таким образом, центр Вернике распознает данную речь, как правильную, что позволяет снять тонус с центра Брока. Данный подход направлен, как на устранение психологического напряжения и неуверенности, так и на тренировку навыка – человек должен подстроиться под голос, моделируемый программой. Другие программы могут провоцировать больного, моделируя ситуации, с которыми можно столкнуться в обычной жизни. Больному же необходимо грамотно ответить в микрофон. Программа оценивает ответ и если он не соответствует заданным параметрам, то больному следует попробовать снова, пока не получится.

Эффективность лечения

Эффективность лечения определяется рядом факторов:

1. Характером дефекта (невротическая или неврозоподобная форма) и степенью его выраженности.

2. Возрастом больного в момент начала коррекции и ее продолжительностью;

3. Комплексностью лечения (привлечение разных специалистов и методик);

4. Учет индивидуальных особенностей больного при выборе тех или иных методов;

5. Мотивацией больного и его установкой на обучение.

Раннее вмешательство является основным фактором лечения наравне с характером дефекта. С течением времени проблема усугубляется. Например, если заикание выявлено, когда развилось вторичное поведение лишь 18% детей старше пяти выздоравливают спонтанно. Для взрослых больных не существует однозначного метода лечения, хотя они могут частично восстановиться или даже полностью выздороветь при правильном лечении. Одни больные после обучения меньше заикаются и испытывают меньшее стресса, у других не наблюдается никакого прогресса. Медикаментозная терапия и традиционно используемыми логопедические приемы, симптоматическая суггестия или , как правило мало эффективны.

Психотерапевтические методы в основном используются с целью убрать логофобию, снизить уровень стресса, и обучить больного самоконтролю, тем самым повлияв и на само заболевания, с помощью чего иногда удается достигнуть полного излечения. Для работы же с основным заболеванием используются медикаментозные, логопедические и неврологические методы.

Таким образом исследователи нашли область мозга, стимуляция которой заставляет нас соблюдать принятые в обществе нормы и правила.

«Омолаживатель»

100 лет назад подобные эксперименты ещё не проводили, но догадывались: электрическим током можно не только убивать людей, усаживая их на одноимённый стул, но и оказывать целебное воздействие.

Живший в Англии инженер Отто Овербек страдал хроническим заболеванием почек и в какой-то момент попробовал лечиться, пропуская через своё тело ток небольшой силы. Недуг отступил. Шли 1920-е, европейцы были помешаны на технологиях омоложения, и Овербек решил, что пробил его час. Он разработал «Омолаживатель» - прибор, способный «лечить любые заболевания, за исключением физического уродства и инфекций». Но главное, утверждал автор, он обращает процесс старения вспять, устраняет облысение и седину.

Молодильный прибор состоял из обычной батарейки и набора электродов. Их нужно было подносить к тем или иным частям тела. Например, к векам, отчего сразу улучшается зрение. Или к волосам, отчего проходит мигрень. Медицинского образования у Овербека не было, и научных исследований он не проводил. Зато провёл рекламную кампанию по всему миру, что обеспечило ему бесперебойные продажи чудо-прибора. И через 3 года он купил себе замок в графстве Девоншир.

Понятно, что медики считали Овербека шарлатаном. Но его коммерческий успех был бы невозможен, окажись аппарат полной пустышкой. К тому же, как ясно теперь, электрический ток и впрямь способен лечить некоторые расстройства.

Электродопинг

Во многих салонах красоты сейчас стоят приборы, с помощью микротоков разглаживающие морщинки вокруг глаз. А в любой поликлинике есть кабинет физиотерапии, где проводят процедуры, накладывая электроды на тело. Таким способом у пациентов улучшают кровообращение, снимают боли, восстанавливают ткани. Однако всё это никак не связано с воздей­ствием на центральную нервную систему и головной мозг. А ведь мозг - по сути огромная электросхема, и естественно, что электрические импульсы как-то должны на него влиять.

«Есть такой метод - микрополяризация, его разрабатывали как раз для коррекции нарушений центральной нервной системы, - говорит Алексей Ш­елякин, доктор биологических наук . - Очень слабые э­лектрические сигналы подаются на определённые зоны мозга через электроды, приложенные к коже головы. Это изменяет активность нерв­ной ткани, что позволяет лечить целый спектр заболеваний (см. инфо­графику)».

Инфографика Яны Лайковой / АиФ

Алексей Шелякин работает в Институте медицинской реабилитации (Санкт-Петербург), где разработано множество приборов, в т. ч. для применения данного метода. На сегодняшний день пролечено более 2 тыс. пациентов. «Перспективы хорошие, - уверен он. - Есть данные, что метод пригодится в нейрохирургии, наркологии».

Да-да, оказывается, воздействуя электричеством на мозг, можно избавлять человека от зависимостей. Скажем, снижать у него склонность к риску (у игроманов), обучать вовремя останавливаться (проблема алкоголизма).

Разумеется, в домашних условиях практиковать это ни в коем случае нельзя (не тащите пьющего мужа к розетке!), но как знать - не появятся ли такие приборы со временем?

«Микрополяризацию можно применять только под контролем врача. И сейчас, и через 20 лет, - убеждён Леонид Чутко, профессор, руководитель центра поведенческой неврологии Института мозга человека РАН (Санкт-Петербург) . - Мы с её помощью лечим задержки психического развития у малышей, синдром дефицита внимания, нарушения речевого развития. В итоге у детей улучшаются память и внимание, снижается импульсивность, они начинают лучше говорить. Вообще возрастает интерес к познанию».

Кстати, о познании. В Окс­фордском университете (Великобритания) выяснили, что воздействие слабыми токами на мозг улучшает математические способности. А в Австралии учёные установили, что «под током» человек более склонен к творчеству.

И там не исключают, что «электродопинг» для мозга, работающий от обычной батарейки, вскоре может появиться в продаже.

Вьюнок многоплодный (Convolvuluv Pluricaulis) цветет красивыми белыми цветами. Это аюрведическое средство помогает контролировать артериальное давление крови и хорошо работает при заикании. Особенно рекомендуется применять это средство студентам во время экзаменов

Как правило, заикание влияет на людей с детства. В то время как некоторым людям удается избавиться от заикания в более поздние годы жизни, другие вынуждены обращаться к разным специалистам.

Человек, страдающий от проблемы заикания, легко идентифицируется в толпе людей. Во время разговора он повторяет звуки или слова. Это может сопровождаться некоторым выражением, вроде кивка и сжатых мышц на лице. В основном, эти люди застревают во время беседы, и это нарушает их умение говорить и общаться.

Согласно наблюдению, существует равное соотношение мальчиков и девочек, страдающих от заикания среди детей. Но у взрослых людей случаи заикания чаще встречаются у мужчин, чем у женщины.

В этой статье я хочу обратить ваше внимание на то, что существуют народные средства для лечения заикания. Народные целители и Аюрведа имеют широкий арсенал средств для лечения заикания.

Средства Аюрведы для лечения заикания

В Аюрведе считается, что травы способны вылечить заикание. Эти аюрведические средства контролируют Вату, Питту и Капху тела.

Аюрведа сыграла заметную роль в древней медицинской системе и по-прежнему высоко ценится за ее преимущества. Индийские народные средства помогают устранить стресс, беспокойство и другие недомогания естественным образом. Нет никакого вреда в применении аюрведических средств, чтобы вести лучшую жизнь. В Аюрведе есть травы для лечения заикания.

Травы, которые могут вылечить заикание

Имбирь – средство для нервной системы

Оказывает прекрасное влияние на весь организм человека. Он не только улучшает проблемы, связанные с эмоциональной и нервной системой, но и улучшает работу мозга. Это индийское народное средство помогает в правильном функционировании иммунной системы и оказывает множественное положительное воздействие на другие органы тела.

Ашваганда легко лечит заикание

Ашваганда – это еще одно аюрведическое средство, которое помогает легко вылечить заикание. Эта трава содержит вещества, которые позволяют преодолевать потерю памяти, стресс и другие хронические болезни. Большинство из этих проблем связаны с образом жизни и вызывают неврологические дисбалансы. Люди, страдающие от заикания, часто жалуются на усталость, слабость в теле и неспособность сохранить энергию.

Применение этого индийского средства улучшает работу мозга, делая его более острым и здоровым. Ашваганда облегчает память, улучшает сексуальную жизнь и тем самым помогает уменьшить стресс.

Бакопа (брахми) улучшает функции мозга

Брахми – удивительный транквилизатор, наполненный многочисленными свойствами. Эта трава позволяет мозгу функционировать должным образом. Это индийское народное средство широко применяют для лечения таких проблем, как депрессия и стресс.

Брахми является основным ингредиентом в дополнениях к памяти и тонизирующих средствах для здоровья. Это средство помогает справляться со стрессом, выпадением волос и нервными проблемами. Я рекомендую применять бакопу тем лицам, кто хочет заострить свой ум, бороться с потерей памяти и улучшить общее состояние здоровья.

Готу кола помогает повысить концентрацию

Эта трава довольно богата питательными веществами, которые помогают в повышении концентрации. Это аюрведическое народное средство применяют при нескольких проблемах, связанными с нервами и усталостью, вызванной увеличением уровня стресса среди людей разных возрастных групп.

Вьюнок многоплодный – средство для хороших оценок на экзаенах

Вьюнок многоплодный (Convolvuluv Pluricaulis) цветет красивыми белыми цветами. Это аюрведическое средство помогает контролировать артериальное давление крови и хорошо работает при заикании. Особенно рекомендуется применять это средство студентам во время экзаменов.

Аир обыкновенный – эффективное средство при заикании

Оказывает положительное влияние на людей, сталкивающихся с проблемами речи. Он позволяет организму оправиться от нескольких расстройств, связанных с нервами.

Мелисса – средство от беспокойства

Мелисса является одним из широко используемых эффективных травяных средств для заикания. Она успокаивает сердце и нервы человека, уменьшает беспокойство и нервозность. Возьмите 30-40 листьев мелиссы и сварите в 1 чашке воды.

Пейте по 1/3 чашки этого чая из мелиссы 3 раза в день. Это народное средство поможет успокоить нервную систему. Кроме того, мелисса очень эффективна для лечения заикания.

Вы можете использовать все перечисленные народные средства в разных комбинациях. Если вы будете регулярно применять эти травы, то вскоре избавитесь от заикания. Наконец, будьте терпеливы и не теряйте уверенности в возможности исцеления от заикания при помощи народных средств.

ЭФФЕКТЫ, КОТОРЫХ НЕ ЖДАЛИ

Метод «Лечебной фонетической ритмизированной реконструкции речи» доказал свою

эффективность уже в процессе его создания, теперь мы имеем превосходный отлажено

действующий инструмент для исправления заикания любого типа в условиях коррекционной семьи.

Применение реконструированной речи обнаружило ряд особенностей, каждая из которых имеет

собственное коррекционно-терапевтическое значение, что обуславливает применение ЛФРРР не

только с заикающимися и не только для исправления речи. Мы не ставим себе цель в этой главе

объяснить механизм возникновения описываемых эффектов, т.к. это отдельная, серьезная

исследовательская работа, и ограничимся их реферативным описанием.

Память


Нами замечено, что лечение заикания у детей методом ЛФРРР серьезнейшим образом

улучшает память у детей, подростков и взрослых.

Из заметок. «У шестилетнего Артема Б. заикание средней степени выраженности. Мать

жаловалась, что сыну трудно дается изучение стихов. Ребенок на обследовании не смог

рассказать ни одного, воспроизведя лишь первую строчку: «Зайку бросила хозяйка». Начало

работы после снятия молчания показало тяжелое отставание в развитии памяти.

Стихотворение «Бычок» (4 строчки) мы изучали в общей сложности 12 часов до того, как

мальчик смог рассказать его без ошибок. С каждым днем новые стихи учились все более легко:

«Зайка» (4 строчки) - 5 часов, «Мишка» (4 строчки) - 2 часа, «Спать пора» (6 строчек) - 2 часа,

«Мишка косолапый» (8 строчек) - 1,5 часа. Далее стало понятно, что улучшение памяти

прозаических рассказов. Сложное стихотворение в 64 строчки далось Артему совершенно без

труда».

«Слава С. 12-ти лет страдает заиканием тяжелой степени выраженности. Со слов матери

заикание мешало ему учиться в школе, и они обратились к школьному психологу, которая в

качестве совета для облегчения устных ответов предложила учить параграфы наизусть.

Мальчик совместно с мамой пробовал учить, но вскоре это привело к дополнительному нервному

расстройству, т.к. оказалось, что ребенок принципиально страдает слабой памятью и,

стремясь рассказать все точно, он только больше заикался. На лечении подросток очень

быстро овладел ЛФРРР. На третьей неделе применения, в качестве эксперимента, ему было

предложено выучить параграф из истории на полторы страницы учебника. Вячеслав выучил

параграф за 1 час и пересказал его практически безошибочно. Очень удивился своей удаче, и это

явилось дополнительным мотивационным стимулом к успешному лечению».

«Пятилетний Гоша Д. имеет заикание тяжелой степени выраженности. Мальчик отличался

речь давалась легко, стихи тоже. На третьей неделе ребенок для пересказа прочитал сказку

«Приезжайте в гости», изложенную по содержанию одноименного мультфильма. Мы ждали

пересказ и приготовились исправлять неточности, однако Георгий рассказал сказку наизусть

полностью совершенно точно. В дальнейшем уникально развившаяся память проделала это же

самое со всеми другими книжками для пересказа».

«Максим В. 17-ти лет заиканием не страдает. Сын наших знакомых очень стремился

поступить в литературный ВУЗ, но переживал, что провалит устный экзамен с

подготовленным наизусть произведением. Мы предложили родителям молодого человека

развить его память ЛФРРР, и они согласились. Юноше было дано задание выучить несколько

подобранных нами стихов и рассказов в реконструированном виде по одному ежедневно, а затем

также по одному рассказывать родителям. Через две недели Максим сообщил, что последнее -

«Бородино» учил 25 минут. Он обратил внимание на то, что память действительно стала

лучше, а уверенность в собственных силах повысилась. На экзамене педагог высказалась, что

замечает дикторское произношении, и поставила «отлично».

Качество речи


Речь подавляющего числа заикающихся людей страдает редукцией, нечеткостью

произношения, заменами и пропусками звуков, «проглатыванием» окончаний слов, что в целом

существенно снижает ее качество. Реконструированная форма позволяет устранить все

вышеперечисленные недостатки, существенно повысив качество речи.

Из заметок. «У Степы Ш. 6-ти лет заикание тяжелой степени выраженности,

множественные замены и пропуски звуков. Воспитатели детского дошкольного учреждения

(ДДУ) и родители утверждали, что сверстники не понимают речи мальчика из-за заикания.

Овладение ЛФРРР сопровождалось массовыми, «режущими слух» заменами гласных и согласных

звуков в прямом слоге. На третьей коррекционной неделе в процессе работы по развитию

навыков ЛФРРР зафиксировано полное отсутствие пропусков и замен звуков».

«Тринадцатилетняя Лера Н. имеет заикание средней степени выраженности, развитую

логофобию. Речь эмоционально бедная, нечеткая, тихая. Девочка ранее посещала

логопедический детсад, где пытались устранить стертую форму дизартрии (СФД), однако ее

остаточные явления сохранились, в основном как следствие недостаточной автоматизации

правильного звукопроизношения. Валерия глубоко переживала как свой основной дефект -

заикание, так и то, что ее речь звучит непонятно и неправильно даже в тех случаях, когда

ЛФРРР остаточные явления СФД преодолены. В результате свойственной

реконструированной речи звуковой локализации правильное произношение нормализовалось без

какой-либо дополнительной коррекции».

«Ольге К. 23 года. Она никогда не заикалась. В детстве страдала общим недоразвитием

речи (ОНР) и СФД. Посещала специализированный детский сад, а затем школу для детей с

тяжелыми нарушениями речи. Остаточные явления дизартрии сохранились. Девушка была

обучению методике ЛФРРР, в ходе которого Ольга полностью освоила реконструированную

речевую форму, применяя ее постоянно и выполняя специальные речевые задания. Через 1 месяц

на обследовании было констатировано полное устранение остаточных явлений дизартрии.

Настроение Оли сильно поправилось. «Теперь всегда буду реконструировать речь, считаю, что

по-новому она звучит лучше», - сказала девушка».


Эффективность исправления звукопроизношения


Детям, имеющим серьезные нарушения звукопроизношения, для эффективного лечения

заикания по методу фонетической реконструкции речи необходима их предварительная коррекция.

Ребенок не должен сомневаться в произношении отдельных звуков и затруднять тем самым

который подготовлен исключительно для заикающихся. Кроме традиционных логопедических

занятий он включает в себя некоторые элементы освоения ЛФРРР. Нами замечено, что

использование логопедом реконструированной речи во время занятий существенно ускоряет

коррекционный процесс. Дети, годами исправляющие речь в специализированных ДДУ,

оказываются способными нормализовать ее в кратчайший срок. Пытаясь на интуитивном уровне

подражать педагогу, они быстрее осваивают коррекционный материал, выраженность заикания при

Из заметок. «Шестилетний Игорь Б. страдает заиканием тяжелой степени выраженности,

общим недоразвитием речи, стертой формой дизартрии. В общей сложности у ребенка

нарушено 14 звуков. Мальчик 2 года занимался с частным логопедом, приходившим на дом.

применением ЛФРРР полностью устранена СФД, преодолено ОНР. Выраженность заикания

понизилась с 8 баллов по классификатору до 2 баллов».

«У Мити Р. 7-ми лет заикание тяжелой степени выраженности и стертая форма

дизартрии. Ребенок 2 года посещал логопедическую группу для заикающихся. В этом учреждении

дефектное произношение устранено не было, кроме того, в результате применения ненаучных

логопедических приемов, у мальчика существенно возросла выраженность заикания. В ходе

устранена СФД. Выраженность заикания по классификатору понизилась с 9 баллов до 1 балла.

«Пятилетняя Аня Т. имеет диагноз: общее недоразвитие речи, стертая форма дизартрии.

У девочки 12 дефектных звуков, заикания нет. Экспериментально в амбулаторных условиях

детской поликлиники г. Волоколамск Московской области проведено 46 логопедических занятий с

использованием ЛФРРР. Результат - преодоление ОНР, полное устранение СФД».

«У Насти Н. 4-х лет заикание средней степени выраженности и задержка развития речи

(ЗРР). Экспериментально в амбулаторных условиях детской поликлиники г. Лотошино

Московской области проведено 28 логопедических занятий с использованием ЛФРРР. Результат

- заикание устранено полностью, ЗРР преодолена. Родители самостоятельно приняли решение

о прекращении занятий ввиду полной нормализации речи».

Устранение дисграфии


Применение ЛФРРР в работе с заикающимися и незаикающимися детьми позволяет в ходе

традиционных логопедических занятий быстро устранить дисграфию (нарушение письма).

Из заметок. «Десятилетняя Даша А. имеет диагноз: заикание средней степени

выраженности, остаточные явления стертой формы дизартрии и речевого недоразвития,

дисграфия. Девочка посещала логопедический детсад, в котором практиковалась широко

распространенная методика коррекции заикания. Мать жаловалась на плохую успеваемость

ЛФРРР устранены заикание, остаточные явления СФД и ОНР. Количество ошибок на письме

снизилось до допустимой нормы. Школьный учитель Даши Галина Анатольевна Ш., обнаружив

моментальное исправление речи и письма, связывалась с нами по телефону для выяснения

причин таких изменений. Она оказалась заинтересованным, ищущим, уникальным педагогом,

самостоятельно преодолеть заикание у собственного внука».

«У Сони Ч. 9-ти лет остаточные явления стертой формы дизартрии, дисграфия. Заикания

нет. Учитель требовала перевода ребенка в речевую школу, обосновывая свою позицию

исключительно большим количеством ошибок на письме. Родители не хотели этого, а педагог

добивалась решения медико-педагогической комиссии. Экспериментально в амбулаторных

условиях с девочкой проведено 23 логопедических занятия с применением ЛФРРР. Результат -

остаточные явления СФД преодолены. Успеваемость по русскому языку на 4 и 5. Учитель

изменила свое мнение о девочке, а конфликт с родителями был урегулирован».


Обучение заикающихся детей чтению без заикания


На опыте применения ЛФРРР мы пришли к выводу, что заикающихся детей нельзя учить

чтению по общепринятым методикам, имеющим деление текста на слоги, а название букв

недопустимо формулировать в классической форме. Традиционный способ обучения заикающихся

детей чтению по слогам оказывает на них серьезное дестабилизирующее действие. Стереотип

заикания, сформировавшийся в устной речи, симметрично переносится на звуко-слоговое

отображение письменной речи, удваивая тем самым «объем» отрицательного опыта заикания,

причем в наиболее сложном речевом процессе - чтении. Именно по этой причине (а не по причине

психотравматизма) речь большинства заикающихся детей серьезно ухудшается при поступлении в

школу, где чтение вслух есть обязательный компонент развития. Наша методика позволяет научить

заикающихся детей названиям букв как ЭМ (м) или БЭ (б), учителя и родители дополнительно

осложняют психо-речевой процесс, и без того дезорганизованный заиканием. Заикающиеся дети

должны, изучая буквы русского алфавита, называть их как звуки, то есть не ЭМ, а М, не БЭ, а Б, не

ЭР, а Р. Чтением с применением реконструированной речи, в состав которой входят только чистые

звуки и прямые слоги, нам абсолютно всегда удавалось вначале остановить прогрессирование

заикания, а затем существенно снизить его выраженность. На сегодняшний момент мы убеждены,

что применение ЛФРРР при обучении чтению заикающихся детей - лучший и доступный способ

коррекции заикания в амбулаторных условиях.

Из заметок. «Шестилетний Паша К. страдает заиканием тяжелой степени выраженности,

общим недоразвитием речи, стертой формой дизартрии. Экспериментально в амбулаторных

условиях детской поликлиники г. Волоколамск Московской области проведено 48 логопедических

занятий с использованием ЛФРРР. Результат - чтение без заикания, преодоление ОНР и СФД,

снижение выраженности заикания с 9 баллов по классификатору до 3 баллов. На обследовании

через 6 месяцев после окончания занятий выраженность заикания оценена в 2 балла».

«У Егора М. 6-ти лет заикание средней степени выраженности. Экспериментально в

использованием ЛФРРР. Результат - чтение без заикания, общее снижение выраженности

заикания с 6 баллов до 1 балла. На обследовании через 6 месяцев выраженность заикания не

изменилась».

«Юля З. 5лет 7мес. страдает заиканием тяжелой степени выраженности. Прошла

отдыхе в Греции. Результат - чтение без заикания, выраженность заикания 1 балл.

Обследование через 6 месяцев обнаружило отсутствие заикания».

«У шестилетнего Саши Т. заикание средней степени выраженности. Двуязычие в семье.

жительства в Италии. Результат - чтение без заикания, общее снижение выраженности

заикания с 10 баллов до 3 баллов. Отдаленный на 1 год результат не изменился».


Тахикардия, гипертония и ЭЭГ


Почти у всех заикающихся встречаются такие нарушения здоровья, как частые ситуативные

тахикардия и гипертония. Причем они возникают в ситуациях, отнюдь не всегда связанных с

речевой активностью. Лечение по методу ЛФРРР освобождает человека от этих неприятных и

вредных нарушений. За двадцать лет работы с заикающимися мы не встречали рецидива этих

действие реконструированной речи при ситуативных тахикардиях мы наблюдали и у людей, не

страдающих заиканием. Кроме того, нами зафиксированы несколько случаев улучшения картины

электроэнцефалограммы (ЭЭГ) после лечения заикания методом ЛФРРР.

Из заметок. «У Кирилла Н. 12-ти лет заикание тяжелой степени выраженности, логофобия,

развитый комплекс заикающегося. Он и родители замечали, что в речевых (а позднее и в

неречевых) ситуациях сердце мальчика начинало учащенно биться, а лицо сильно краснело. На

обследовании при чтении сказки частота пульса составила 148 ударов в минуту (при норме 70-

80), артериальное давление 150/95 (при норме 120/70). Подросток поступил для лечения по

методу ЛФРРР. В период молчания у мальчика зафиксированы такие состояния перед сном, при

мытье в ванной, при возвращении с прогулки. После снятия молчания и начала применения

реконструированной речи нами отмечено постепенное снижение продолжительности

ситуативного состояния, а затем и его исчезновение на третьей коррекционной неделе. После

сообщил, что больше не помнит, чтобы «сердце когда-то выскакивало из груди».

«Двадцатипятилетняя Елена Г. страдает заиканием тяжелой степени выраженности. На

обследовании, кроме жалоб на заикание, сообщила, что при возникновении речевой ситуации у

нее наблюдается учащенное сердцебиение, начинает болеть голова, а затем возникает

экстрасистолия (лишние непериодические сокращения) сердца, вызывающая нарушение дыхания.

Молодая женщина постоянно наблюдалась кардиологом, терапевтом и невропатологом. Не

расставалась с лекарствами, ее дамская сумочка пахла корвалолом, который применялся в

больших количествах при приступе тахикардии. Елена прошла экспериментальный

с третьей коррекционной недели, стала утверждать, что приступы не появляются. Общее

эмоциональное состояние Лены существенно улучшилось, однако, выходя на прогулку, она все

равно брала с собой корвалол. После лечения заикание не констатировалось, по прошествии 1

года у женщины появились неврозоподобные паузы, т.е. выраженность заикания составила 1

балл (против 10 до лечения). Никаких приступов больше не наблюдалось, однако старый флакон

сердечного средства продолжал покоиться в косметичке рядом с губной помадой».

«Денис Л. 6-ти лет имеет диагноз: заикание тяжелой степени выраженности, общее

недоразвитие речи, стертая форма дизартрии, глазные тики. На ЭЭГ: значительная

дисфункция лобнобазальных отделов коры, эпилептиформная активность (пик-волна) с

акцентом в лобновисочных отделах справа, единичные генерализованные разряды пик-волна.

Ритмика дезорганизованная. Ребенок постоянно наблюдался невропатологом и получал

медикаментозное лечение: актовегин, кортексин, пантогам. Мальчик гипервозбудим, беспокоен,

тревожен, не в состоянии остаться без матери даже на полчаса. С ребенком проведены два

нами выявлено тяжелое нарушение слухоречевой памяти, которое потребовало особого

контроля над коррекционным процессом. Однако к концу четвертой недели Денис стал

существенно более адекватен и спокоен, а педагогический процесс более интенсивен. К концу

виде неполной автоматизации звуков РЬ и ЛЬ. Выраженность заикания снизилась с 9 баллов до

результат - отсутствие заикания. В общей сложности с Денисом и его мамой проведено более

400 коррекционных часов. У ребенка отмечен существенный прогресс как в речевой

деятельности и общении, так и конструктивном праксисе, предметной и игровой

обследован на электроэнцефалографе «Мицар-201». Обследование показало существенную

позитивную динамику - нормализацию ритма и отсутствие эпилептиформной активности».


English, Deutsch и Español


Несмотря на базисный для лечебной реконструированной речи методический принцип

безынформационного ритмизированного деления речи на звук и прямой слог, при дроблении

речевого потока на нескольких иностранных языках терапевтическая эффективность ЛФРРР

сохранялась в полном объеме. Этот феномен, вероятно, связан с глубинным и неисследованным

восстановительным характером реконструированной речи. Обращаем внимание на то, что

реконструкции на иностранном языке подвержена именно фонетическая структура, изображенная в

Заикание (логоневроз) – нарушение речевого акта, которое заключается в повторении звуков, слогов, слов. Искажается плавность, темп речи, человек вынужден делать паузы при разговоре. Параллельно наблюдается выраженное общее напряжение, скованность, страх перед выступлением. Все эти признаки в большинстве случаев приводят к психологическим проблемам (социофобия, самоизоляция). Как избавиться от заикания, рассмотрим более детально.

Причины заикания

Точная этиология не изучена. Для заикания характерна совокупность генетических и неврологических нарушений:

  1. Судорожная готовность речевых центров в головном мозге.
  2. Нарушение речи при аденоидах, которые мешают адекватному носовому дыханию, головной мозг испытывает кислородное голодание. Страдают речевые центры.
  3. Чрезмерно эмоциональный тип людей (смущение, робость, боязнь говорить публично), которые все пропускают через себя. Волнение запускает спазм речевого аппарата.
  4. Перенесенный сильный испуг или психологическая травма.
  5. Следствие хронического стресса.
  6. Ушибы, сотрясение, контузия головного мозга.
  7. Нарушение темпов развития речи (ускорение или замедление). Наблюдается у детей, когда речевой аппарат не успевает обеспечить бурный поток словесного становления («лексический взрыв»). Характерно для ребенка 3 лет, который длительное время молчал и впервые начал говорить.
  8. Неблагоприятная атмосфера в семье (скандалы, крики, драки).
  9. Заболевания нервной системы (энцефалиты, ДЦП, менингиты).
  10. Подражание заикающемуся члену семьи.

Типы заикания

Различают такие типы заболевания:

  1. Клоническое – повторение звуков, слогов, слов («с-с-с-с-с-с-с-с-обака», «ма-ма-ма-ма-шина»).
  2. Тоническое – звуки, слоги, слова растягиваются («л…….астик», «х……леб»).
  3. Смешанное.
  4. Неврозоподобное. Имеется органическое изменение центральной нервной системы. Дети отстают в физическом и психическом развитии.
  5. Невротическое. Возникает при здоровой нервной системе. Появляется во время стрессовой ситуации, испуга. В спокойной обстановке симптомов заикания не наблюдается. При таком типе люди испытывают сильный страх перед выступлением, чрезмерное напряжение.

Заикание часто сопровождается гримасами из-за спазма лицевой мускулатуры, нервным тиком – это защитные механизмы, с помощью которых человек пытается быстро преодолеть запинку.

Какой врач поможет

Заболевание лечится при участии нескольких специалистов:

  1. Невролог. Оценивает состояние нервной системы и назначает соответствующее средство (успокаивающие, ноотропы).
  2. Психотерапевт. Поможет отследить момент нарушения речевого акта, справиться с волнением. Данный специалист владеет гипнозом, который является действенным методом лечения заикания.
  3. Логопед. Научит говорить правильно, без запинок, сохраняя нужный темп и плавность произношения.
  4. Врач-рефлексотерапевт. Мануальная терапия с помощью иглоукалывания.

Как вылечить заикание в домашних условиях

Заикание – это невроз, поэтому методы лечения будут направлены на расслабление нервной системы, укрепление психики. Можно ли раз и навсегда отучиться заикаться? От сильного логоневроза помогут избавиться врачи – невролог, логопед, психолог, психиатр.

Терапия народными средствами

Эти рецепты используют в качестве дополнительного метода воздействия:

  1. Применяют фитотерапию. В состав травяных сборов обычно входят мелисса, мята перечная, ясенец белый, календула, ромашковый цвет. Готовят отвары или настои, которые применяют дважды в день. Курс составляет около месяца.
  2. Ароматерапия. Используют масла лаванды, апельсина, мелиссы, пачули, бергамота, валерианы. Применяют во время приема ванны, можно добавить в аромалампу, в массажный крем.

Народные средства оказывают успокаивающее действие на нервную систему. Бороться с заиканием дома можно и при помощи других методов.

В домашних условиях можно проводить такие манипуляции:

  1. Пение. Является очень эффективным способом усовершенствовать свою речь. Во время пения заикание исключено. Можно взять эту уловку на вооружение и попробовать говорить нараспев.
  2. Дыхательная гимнастика. Очень популярны методы Стрельниковой. Упражнения доступны ребенку и взрослому. Способствуют улучшению координации дыхания, расслаблению диафрагмы. Спокойное дыхание – необходимое условие для плавной речи.
  3. Пауза в общении. Необходимо на время перестать общаться с другими людьми устной речью, заменив ее на письменную. В процессе написания запинок нет, мысленно человек проговаривает слова и предложения. Метод учит четко выражать свои мысли.
  4. Не опережать события. Современные родители хотят вырастить вундеркинда, нагружают его потоком информации. Им хочется, чтобы ребенок знал несколько языков, учил стихи, посещал несколько развивающих секций. Справиться с таким объемом растущий организм не всегда способен. Необходимо делать перерыв на отдых.
  5. Полный отдых. Если есть возможность, можно сменить обстановку и отправиться в путешествие. Очень полезны расслабляющие виды деятельности: йога, плавание, массаж, медитация, прогулки на свежем воздухе.
  6. Упражнения для языка. Он является главной речевой мышцей. Существует множество упражнений для всех групп мышц языка. Очень полезны скороговорки.

Медикаментозное лечение и методики

Лекарства может назначить только врач. Используют препараты двух групп – транквилизаторы и противосудорожные. Ярким представителем в лечении заикания является Фенибут. Таблетки способствуют снижению или исчезновению чувства тревоги, страха, напряжения, нормализуют сон.

Методики лечения заикания:

  1. Программа трехдневного избавления от болезни по методу Снежко, который основан на убеждении, что речь – это навык, его не лечат, а развивают. В программе лечения существует комплекс специальных тренировок речи.
  2. Что такое метод Мэлкома Фрейзера? Программа составлена так, чтобы человек самостоятельно мог корректировать свою речь. Представлен набор специальных упражнений, которые оправдали свою эффективность и помогли многим людям вылечиться от заикания.
  3. Мобильные приложения. Например «Голос закрепитель». Помогает замедлить темп речи заикающегося и стать более понятным для других. Постепенно человек привыкает к новому темпу и говорит лучше. Представляет собой психологический феномен.

Каждый человек, страдающий заиканием, в процессе жизни изобретает свои средства борьбы с патологией. Например, сжимание кулака в кармане. Мышечное сокращение отвлекает от волнения и спазма речевого аппарата. Кто-то перебирает четки или любой другой мелкий предмет. Отличный способ придумал Дейл Карнеги – сильно сжимать пальцы ног в ботинках. Некоторых успокаивает складывание бумажного листа.

Профилактические меры

Необходимо наблюдать за речевым развитием ребенка. При малейших искажениях в произношении слов, нарушении темпа речи, растягивании фраз, пауз во время разговора необходимо обратиться к логопеду. Нужно выяснить, не возникает ли патология лишь при волнении. Помощь специалиста на раннем этапе заболевания поможет ребенку предотвратить трудности в общении. Подростку сложнее справиться с заиканием, потому что дети в пубертатном возрасте чаще испытывают волнение и страдают неврозами.

Лучшая профилактика – это предотвращение логоневроза. Необходимо создать благоприятные условия для развития ребенка, облагородить климат семьи спокойствием и любовью. Очень важную роль играют родители и их взаимоотношения.

  1. Следует оградить ребенка от переизбытка информации в виде телевизора, гаджетов, компьютерных игр.
  2. Необходимо обеспечить правильный режим труда и отдыха. Спать ребенок должен 8-9 часов.
  3. Организовать полноценное питание с достаточным количеством витаминов и микроэлементов.
  4. Очень полезно пение и прослушивание хороших песен.
  5. Рекомендованы спокойные игры, чтение книг с добрым сюжетом, прогулки на свежем воздухе.

Правильное развитие речи ребенка основывается на:

Главная проблема заикания – после выздоровления симптоматика болезни может опять появляться. Не нужно заострять на ней внимание. Люди, избавившиеся от заикания, справятся с ним вновь.



Новое на сайте

>

Самое популярное