Домой Питание Дидактические игры как способ развития математических способностей у детей дошкольного возраста.

Дидактические игры как способ развития математических способностей у детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей

Сюжетно-дидактические игры

математического содержания

Сюжетно-дидактические игры математического содержания.

Начальное обучение дошкольников математике осуществляется в основном на занятиях. В соответствии с программой дети должны получить элементарные математические представления в области счёта и измерения.

Однако ребята не всегда понимают смысл выполняемых ими действий: для чего нужно считать, измерять; почему надо производить именно эти действия и выполнять их не приближённо, а точно? Не уяснив на занятиях значения совершаемых действий, дети выполняют их механически.

Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности хорошо понимали многие прогрессивные педагоги ещё в прошлых столетиях. Разрабатывая вопросы развития у детей математических представлений, они обязательно заботились об их использовании в жизни.

С необходимостью использования математических знаний ребёнок сталкивается в различных видах деятельности: трудовая (во время сервировки стола при сопоставлении количества приборов и числа детей, изобразительная (количество предметов не зависит от места их расположения, игровая (измерение расстояния между предметами, сравнивают оборудование по длине, ширине, высоте и т. д.) .

Рассмотрим подробнее, какова роль одной из самых привлекательных форм деятельности дошкольников – игры с использованием счётно-измерительных умений и навыков.

При обучении началам математики педагоги используют игры, в которых у детей формируются новые математические знания, умения и навыки.

Наряду с дидактическими играми в детском саду бытуют увлекательные игры «в кого-нибудь» или «во что-нибудь»: в строителей, моряков, в больницу, магазин, школу, завод. Этим сюжетно-ролевым, творческим играм присуща свободная активная, по личной инициативе ребенка предпринимаемая деятельность, насыщенная положительными эмоциями. В сюжетно-ролевой игре знания детей не только уточняются и расширяются, но и качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщённый характер. Поэтому психологи и педагоги характеризуют игру как форму практического познания окружающей действительности, как способ перехода от незнания к знанию.

Принципами организации сюжетно-ролевые игры со старшими дошкольниками:

1. Отбор математических знаний, полученных на занятия, для последующего отражения их в играх старших дошкольников.

2. Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия счёта и измерения.

3. Отражение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр.

4. Организация коллективных игр. Привлечение каждого ребёнка к выполнению ролей, включающих математические действия.

5. Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми игровую роль.

6. Индивидуальный подход к детям.

7. Переход от практического счёта предметов к действиям счёта в плане представлений, а затем к операциям с числами.

Сюжетно-дидактическая игра, организованная воспитателем после занятий, даёт ребёнку возможность практически использовать, закреплять и уточнять полученные на занятиях представления. В играх дети обычно отображают то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Положительные эмоции, впечатления являются основой содержательных игр.

Для того чтобы развернуть сюжетно-дидактические игры, в которых дети стали бы использовать счёт и измерение, необходимо выполнить «старые», бытующие игры новым содержанием. В сюжетно – дидактической игре одновременно могут быть заняты от 6-8 до 12-14 детей. Воспитатель, принимая в ней непосредственное участие, в тоже время должен держать в поле зрения и остальных детей группы. Это довольно сложно. Поэтому организуя новые игры с группой детей, необходимо остальных занять хорошо знакомыми играми. Это позволит воспитателю принимать участие в новой сюжетно-ролевой игре, а ведущие функции в бытующих играх передавать самим играющим.

В организации и проведении сюжетно-дидактических игр можно условно выделить три этапа.

1. На этом этапе игра носит сюжетно-дидактический характер. Ведущая роль здесь принадлежит воспитателю.

2. На этом этапе сюжетно - дидактическая игра перерастает в сюжетно-ролевую, которая в большинстве случаев организуется детьми. Воспитатель принимает участие в игре на второстепенных ролях.

3. Этот этап характеризуется возникновением самодеятельных сюжетно-ролевых игр по инициативе детей. Воспитатель активный воспитатель.

Для практического применения математических знаний педагог организует следующие сюжетно-дидактические игры: «Путешествие в дальние страны», «Телеграф – телефон», «Аэропорт», «Дом связи», «Домовая кухня», «Автопарк», «Бензозаправочная станция», «Уличное движение», «Кондитерская фабрика», «Овощехранилище», «Магазин».

Чтобы игры носили длительный творческий характер необходимо:

1. Усложнять игровое содержание выполнением счётными действиями.

2. Менять предметы, с которыми дети будут производить действия счёта.

3. Воспитатель должен быть участником.

4. Особое внимание обращать на детей допускающих ошибки в счёте.

Решение практических задач требует осмысленного оперирования знаниями. Необходимость рассуждений до выполнения практического действия исключает механические ответы, т. к. прежде чем ответить, ребёнок должен подумать – ведь от точности его ответа будут зависеть действия других играющих.

1. «Бензозаправочная станция».

Цель игры: устное, с опорой на знаки (цифры, сравнение чисел, определение связей и отношений между ними, осознание выражений «до» и «после». Воспитание интереса и уважения к труду транспортников, пробуждение желания работать так же добросовестно, ответственно, как взрослые, заботиться о сохранности техники.

Подготовка к игре: экскурсия на улицу к перекрёстку, наблюдение за движением транспорта, рассматривание дорожных знаков, беседа о правилах дорожного движения, экскурсия АЗС (по возможности, рассматривание иллюстраций и фотографий, связанных с движением транспорта, чтение художественных произведений С. Маршака, С. Михалкова, Б. Житкова и др.

Ошибки допускаемые детьми: некоторые ребята долго не понимают, что каждое число больше предыдущего и меньше последующего на 1; вместо выражений «до» и «после» используют слова «впереди» и «сзади». Особенно ярко это проявляется в ситуации, когда сравниваются числа от 6до 10. Очевидно, что дети усвоив связи между числами в пределах 5, не переносят общий принцип этих отношений на числа от 6 до 10.

Для успешного продолжения игры её можно трансформировать в игру «Уличное движение». Из стульев и строительного материала строят улицу, на которой расположены дома, магазины, школа, больница, кафе, перекрёсток со светофорами и дорожными знаками. Более того, многие участники игры включают счёт, сравнение чисел, операции с цифрами при заказе обеда в кафе, при покупке в магазине, получении лекарств в аптеке. То же самое происходит и в других играх, организованных самостоятельно: «Аэродром», «Таксомоторный парк», «Школа».

2. «Кондитерская фабрика».

Цель игры: разложение и составление числа из двух меньших чисел в пределах 10. Расширение представлений о мастерстве кондитеров, о значимости их добросовестного труда. Развитие воображения дошкольников.

Подготовка: на занятиях, беседах знакомство детей с работой кондитера. На кондитерской фабрике трудятся люди разных профессий, благодаря которым в магазины, а потом и в наши дома попадают конфеты и шоколадки, пряники и печенье, и многое другое. Но в эти продукты нужно вложить много труда. Воспитатель вместе с детьми изготавливают кондитерские изделия.

Ошибки: при составлении числа из двух меньших чисел некоторые ребята не понимают, а лишь запоминают состав числа и соответственно формально усваивают действия. Иногда дети правильно подбирают указанное число предметов на основе копирования действий своих партнёров по игре.

Усложнение заданий. Совершенствование знаний о составе числа из двух меньших чисел можно связать с решением более сложной задачи, а именно с называнием разных вариантов составления и разложения числа. Реализовать указанную задачу можно в игре «Магазин», связанной с игрой «Кондитерская фабрика». Играя в подобные игры, дети часто оперируют «деньгами» (картонными монетами) и довольно быстро учатся различать их достоинство. Поэтому действия с монетами можно использовать для упражнений в составлении и разложении числа. Следовательно, упражнения в различных способах набора монет более яркое представление о составе числа.

Развитие сюжета.

Воспроизводя в сюжетно-дидактических играх «Ателье», «Мебельная фабрика», «Молочная ферма», «Зернохранилище», «Птицефабрика» действия людей разных профессий, дошкольники практически пользуются мерками при определении протяжённости и объёма. В результате они начинают воспринимать число как величину, проявляющуюся при измерении.

Каждого воспитателя, работающего с детьми 6 лет, должны волновать вопросы: «Как дети будут учиться в 1 классе? Достаточно ли у них знаний и умений, необходимых для успешного обучения в школе? Каков общий уровень их умственного развития? Насколько хорошо усвоена ребятами программа детского сада по математике? Какова роль сюжетно- дидактических игр в овладении элементарными математическими знаниями и умениями? »

Чтобы ответить на эти вопросы, воспитатель организует проверку знаний и умений в форме дидактической игры. Примером может служить дидактическая игра, в которой решение задач осуществляется с использованием новых объектов и в точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе (КВН) .

Литература:

Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М.: Просвещение,1993.


Тема « Сюжетно- дидактические и ролевые игры при формировании элементарных математических представлений у детей с общим недоразвитием речи»

Введение

Пусть ребенок осваивает мир – и даже такую

сложную дисциплину, как математика, -

с легкостью и интересом!

Трудно переоценить значение дошкольного возраста для общего развития ребенка. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношения ребенка к окружающему миру.

Модернизация образования в настоящее время предусматривает всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания образовательного процесса.

Целевые ориентиры школьного стандарта выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Образовательная программа предполагает формирование предпосылок учебной деятельности на этапе завершения детьми дошкольного образования. Сегодня, в эпоху компьютеризации, жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее, сложнее. Все чаще от человека требуются не шаблонные, привычные действия, освещенные многовековыми традициями, а подвижность мышления, быстрота ориентировки, творческий подход к решению больших и малых задач. При этом математические знания начинают приобретать все большее значение.

Роль практического применения математических знаний в различньrx видах деятельности хорошо понимали многие прогрессивные педагоги
еще в прошлом столетии. Разрабатывая вопросы развития у детей математических представлений, обязательно заботились об их использовании в жизни. Так, например, К.Д. Ушинский отмечал, что закреплять изученное лучше всего в новых условиях, противоположных тем, в которых ребенок их получал.

Решение данного вопроса приобретает еще большую актуальность в группе компенсирующей направленности. В научной литературе имеются данные о том, что у детей с недоразвитием речи наблюдаются трудности в усвоении математического материала, связанные с недостаточностью развития высших психических функций –речи, мыслительных операций, процессов памяти, восприятия и внимания.

Однако коррекционная работа с детьми с речевой патологией традиционно рассматривается с позиций преодоления нарушений речи, при этом система преподавания математики для данной категории детей направленная на формирование представлений о количестве, форме, величине,пространстве, времени и позволяющая осуществлять коррекцию речи, до сих пор не разработана (А.В. Калинченко). Формирование математических представлений осуществляется без учета специфики их развития, с применением технологий обучения, рассчитанных на ребенка без отклонений развития. Это препятствует созданию полноценной основы для усвоения систематического курса математики в будущем. При организации непосредственно – образовательной деятельности (НОД) виде стандартного занятия дошкольники не всегда понимают смысл выполняемых ими действий: для чего нужно считать, измерять; почему надо производить именно эти действия и выполнять их не приближенно, а точно?

Заниженный уровень знаний и представлений детей с общим недоразвитием речи (ОНР) обусловлен как психолого – физиологическими возможностями, так несовершенством форм и методов обучения. Возникает вопрос: как избежать формального усвоение материала детьми.

В связи с изменениями в организации образовательного процесса для детей с ОНР проблема использования сюжетно - дидактических игр в процессе формир ования математических понятий очень значительна. Этот вид игры выступает как интегратор организации разных сторон математического образования дошкольника. Актуальность применения сюжетно – дидактических и ролевых игр в процессе формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) заключается и в том, что они активно влияют на формирование умственных действий, развитие логического мышления, а главное формирует необходимые компетенции, которые помогут ребенку в самореализации и для жизни в обществе.

Из наблюдений можно сказать, что дети мало отображают математические знания в игровой деятельности. При этом остро ощущается нехватка доступного практического материала для сюжетных игр с математическим содержанием.

Недостаточная разработанность проблемы и ее важность для совершенствования коррекционно-педагогического процесса дают основание считать тему по изучению возможностей формирования элементарных математических представлений средствами сюжетно-дидактической и ролевой игры у детей с ОНРактуальной.

Это и оправдало выбор направления деятельности: использование сюжетно- дидактических и ролевых игр при формировании элементарных математических представлений у детей с общим недоразвитием речи, как способ повышения качества образования.

Выявила противоречия:

    между необходимостью включения сюжетно-дидактических и ролевых игр в образовательный процесс, с одной стороны, и отсутствием методических рекомендаций по применению этих видов игр при формировании элементарных математических представлений;

Между необходимостью использования современного игрового и практического материала при организации сюжетных игр и отсутствием финансирования на приобретение данного материала.

Определила следующие проблемы:

Определить комплекс педагогических условий, способствующих оптимальному развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно- дидактических и ролевых игр;

Как изменить коррекционно-игровую среду в группе, которая будет стимулировать детей на организацию сюжетно-дидактических и ролевых игр с математическим содержанием.

Как совершенствовать компетентность родителей в вопросах развития детей с цельювовлечение семьи в единое образовательное пространство и оказания помощи в оформлении игровой среды.

Цель - создание условий использования сюжетно-дидактических игр для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Наметила предполагаемый результат:

1.Положительная динамика формирования математических представлений и практических умений у детей.

3 Практический комплекс методического материала для внедрения в образовательный процесс игр с математическим содержанием:

    внедрение в практику работы серии конспектов «Математика в игре»;

    включение игровых занятий в Рабочую программу (раздел «Формирование элементарных математических представлений»)

    перспективный план организации сюжетно-дидактических и ролевых игр с математическим содержанием в совместной и самостоятельной деятельности детей;

Серия музыкальных пальчиковых игр и презентаций в соответствии с лексическим темами и задачами по ФЭМП;

4.Активная педагогическая позиция родителей в вопросах воспитания и в практическом взаимодействии.

Теоретическая значимость моей работы состоит в том, что раскрыты сущность и значение сюжетно-дидактических игр математического содержания; выявлена совокупность педагогических условий их применения при организации НОД и в самостоятельной деятельности детей с ОНР в условиях внедрения ФГОС.

Практическая значимость: создана система сюжетно-дидактических игр, обеспечивающая повышение уровня сформированности элементарных математических представлений у детей шестого и седьмого года жизни; использованы обобщенные практические материалы и методические рекомендации в работе с детьми с ОНР, которые могут быть рекомендованы педагогам других групп и дошкольных учреждений в период внедрения в ДОУ ФГОС.

Практический материал

В соответствии с современными требованиями воспитательно-образовательный процесс организую по четырём блокам. Первый блок- непосредственно-образовательный, который осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, коррекционной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально -художественной, чтения. Второй блок – образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов: комплексы закаливающих процедур, упражнения и подвижные игры во второй половине дня, беседы различной направленности, поручения и задания, решение проблемных ситуаций, формирование навыков безопасного поведения и другие. Третий блок – самостоятельная деятельность детей, включающая самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, сюжетно-ролевые и дидактические игры, раскрашивание «умных» раскрасок, рассматривание репродукций картин, а также все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками. В четвёртый блок включаю разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

При этом педагогические технологии считаю основой достижения целей обучения, воспитания и развития личности. Применяю их в практике как совокупности личностно – осмысленных педагогических действий приводящих к определенному результату. Данная модель педагогического процесса позволяет мне гибко подходить к подбору форм, методов необходимых для коррекции общего недоразвитияречи и подготовки детей к следующей ступени образования.

В настоящее время школа повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Одно из самых первых требований начальной школы заключается в том, чтобы сформировать интерес к учебной деятельности, желание учиться, в том числе создавать прочную основу элементарных математических знаний и умений.

Для формирования математических представлений продолжаю поиск оптимальных условий обучения детей с ОНР. На сегодняшний день разработаны подходы к развитию познавательных интересов к математике у старших дошкольников (Л.В.Вахрушева). Исследована диалектическая структура числовых представлений у детей данного возраста (А.Е.Резуанова). Несмотря на теоретическую обоснованность дидактических условий обучения математике А.М. Леушина, Н.И.Непомнящая, В.А. Козлова, А.В. Колинченко и др. говорят о трудностях формирования математических знаний дошкольника. Основные ошибки детьми допускаются из-за неумения осуществлять самоконтроль, пояснять свои действия, включать математические термины в речевые высказывания. Выделенные особенности проявляются в большей степени у воспитанников нашей группы, имеющих речевую патологию. Это связано с их особенностями развития, структурой дефекта.

Еще Аристотель писал: « Математика выявляет порядок, симметрию и определенность, а это - важнейшие виды прекрасного ». Именно такое понимание математики стало для меня точкой опоры в данный период, акцентом для введения в со­знание детей самой идеи порядка и определенности, лежащих в основе устройства мира. Занятия математикой позволяют раскрыть фундаментальные идеи, понятия, представления: в мире есть порядок и закономерности, следовательно, его можно изучить, а затем и прогнозировать какие-то события в нем.

Из практики работы сделала вывод, что развитие математических представлений, ребенка с ограниченными возможностями в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых он обучается, нежели математическое развитие его нормально развивающихся сверстников. Ни один вид деятельности, характерный для дошкольного возраста, у детей с речевой патологией не развивается полноценно без специального обучения.

По результатам входящей диагностики все структурные компоненты деятельности: мотивационный, содержательный, операционный и результативный у детей 5-6 лет недостаточно сформированы, т.к. дети испытывают трудности в понимании инструкции к заданию-78%, смысла математических терминов- 65%, не могут включить в речевое высказывание известные им математические фразы- 83%.

Тем не менее, ребенок с проблемами в развитии может овладеть математическими представлениями при наличии соответствующей и своевременной коррекционно-развивающей помощи.

Педагогический процесс предполагает формирование представлений о количестве, счете, числе. Кратко об этом расскажу на примере таких видов деятельности, как трудовая, изобразительная, игровая: для усвоения практических навыков и закрепления материала предлагала детям пересчитать, отсчитать, или измерить нужное количество предметов и материалов. Так, во время сервировки стола дежурные сопоставляли количество приборов и число детей. Столовых приборов должно быть столько, сколько детей. При выполнении аппликации ребята убеждались в том, что количество предметов не зависит от места их расположения, во время игр на участке измеряли расстояние между деревьями, сравнивали разные виды оборудования по длине, ширине, высоте и т. д.

Однако нередки случаи, когда указанные действия включала лишь,
как дополнительное средство достижения основной цели деятельности (наклеить, построить, вымыть). Чаще это происходило эпизодически, т. е. при условии, если специально перед детьми ставилась математическая цель.

Подобная практика, носящая кратковременный характер, не создает достаточных условий для прочного закрепления математических знаний, полученных каждым ребенком на групповых и подгрупповых занятиях. В данных ситуациях или при использовании просто дидактических игр дети имеют возможность отрабатывать и закреплять лишь отдельные счетные операции (количественный или порядковый счет, составление числа из единиц и др.), не связывая, их друг с другом. При этом воспитанникам сложно понять взаимозависимость выполняемых действий, особенно их роли в качестве способа познания окружающей действительности.

Процесс обучения детей с ОНР в целом, и процесс формирования элементарных математических представлений, в частности, имеют свои особенности. Это - прежде всего, индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота знаний и умений, повторяемость, опора на наглядно-образное восприятие.

Для практического закрепления знанийнеобходим определенный бытовой и игровой опыт, который дети могут получить в процессе интеграции игры в непосредственно-образовательную деятельность, и в повседневной жизни. Игры-занятия стали основной формой в совместной деятельности при формировании математических представлений.

Наряду с дидактическими, есть увлекательные игры «в кого-нибудь» или «во что-нибудь»: в строителей, космонавтов моряков.

В сюжетно-ролевой игре знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного, практически-действенного воспроизведения качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщенный характер. Игра, по определению психолога А. В. Запорожца, дает возможность воссоздать в активной наглядно- действенной форме неизмеримо более широкие сферы действительности, далеко выходящие за пределы личной практики ребенка. Возникает практический вопрос: может ли количественная сторона действительности стать содержанием сюжетно-ролевой игры? На первый взгляд ответ прост: да, может.

Но как показывает многолетняя практика работы, подобные действия дети включают в игры крайне редко, от случая к случаю, и выполняют их неточно. Область количественных отношений как бы выпадает из поля зрения. Дошкольники в своем опыте обычно не сталкивается с необходимостью практического использования этих отношений, и потому они не отражаются их играх. Выделить в деятельности взрослых количественные отношения дети могут только с помощью воспитателя.

Итак, анализируя психолого-педагогическую литературу, пришла к выводу, чтобы сохранить саму природу игры и в то же время успешно обучать ребят основам математики, необходимы игра особого рода. Она должна быть организована так, чтобы: во-первых, при выполнении игровых действий возникала объективная необходимость в практическом применении счета и измерения, определения; во-вторых, содержание игры и действия были бы интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и инициативы детей.

Данным условиям соответствуют сюжетно-дидактические игры, которые представляют собой сложное многоплановое педагогическое явление , где дети, играя в профессии, постигают смысл труда взрослых, а также одновременно учатся более точному выполнению правил и математических действий в бытовой обстановке. Заслуга в появлении этого вида игр принадлежит А.А. Смоленцевой.

Для того чтобы внедрить в процесс обучения данный вид игры в группе компенсирующей направленности прежде всего познакомилась с принципами организации, соблюдением их условий и выделила для себя основные:

1.Отбор знаний, для отражения их в играх.

2. Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую входят действия счета и измерения в соответствии с лексическими темами.

3.Отображение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр.

4. В обучающем процессе привлечение каждого ребенка к выполнению ролей, включающих математические действия.

5. Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми свою роль. Это положение имеет принципиальное значение как с точки зрения организации самой игры, так и с точки зрения направленности и руководства ею.

6. Индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка).

Итак, при создании условий для внедрения сюжетной игры в образовательный процесс руководствовалась выше перечисленными принципами, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Подобный подход представился мне перспективным, благоприятствующим при ФЭМП. После изучения технологии организации сюжетно-дидактической игры определила возможности включения ее в образовательный процесс- это:

1.Разработка игровых действий тематических игр - наполнение их

математическим содержанием и апробация в совместной

деятельности -2010-2012 учебные года.

2.Создание коррекционно-игровой среды и подборка возможного дидактического материала 2010-2011 учебный год. Систематическое дополнение атрибутов для игр 2010-2013 учебные года.

3. Введение игровых занятий в Рабочую программу (раздел «Формирование элементарных математических представлений») -2011-2012 учебный год

4.Разработка Перспективного плана «Организация сюжетно-дидактической и ролевой игры с математическим содержанием в образовательном процессе для детей 5-7 лет с ОНР»

5. Внедрение и апробация педагогических условий использования сюжетно-дидактических и ролевых игр в образовательном процессе при формировании элементарных математических представлений у детей 5-7 лет- 2010-2013 учебный год.

6. Разработка контрольно-измерительных материалов по освоению математических представлений через сюжетные игры 2011 2012,2013 годы.

Обучение во время НОД - одна из форм прямой передачи знаний в определенной системе и последовательности - это важное звено при ФЭМП. Чтобы не было действий, совершающихся механически, нужно было связать их с интересным сюжетом в игровой совместной деятельности. Несколько игр наполнила математическим содержанием, такие как «Уборка урожая», «Детский сад», «Магазин», «Почта» «Кафе», «Зоопарк» То есть, чтоб не произошло формального усвоения детьми математического материала.

Сюжет игры выстраивала так, чтобы у ребенка была возможность практически использовать, закреплять и уточнять полученные представления. Например, если во время НОД дети старшей группы знакомятся с порядковыми числительными, то и основной целью сюжетно-дидактической игры «Зоопарк», организованной вслед за этим, будет практическое использование порядковых числительных в пределах 10. Таким образом, обеспечивала взаимосвязь между содержанием занятий по математике и последующей игрой.

В старшей группе в первой половине года сюжетно-математические игры совместно с воспитателем посчитала целесообразно проводить 1-2 раза в неделю, во время, отведенное для игр. Перед собой поставила задачу выявить предпочтения детей в выборе игры и определить уровень использования счетных операций.. Разработала диагностику изучение особенностей развития субъектной позиции ребенка в игровой деятельности через наблюдения и специально организованные диагностические ситуации.

Анализ ответов позволил сделать заключение о незначительном уровне осведомленности и возможной доступности для них сюжетно-дидактических игр. Среди предпочитаемых в основном воспитанники называли игры либо не требующие атрибутики, либо игры, находящиеся в наиболее доступном детям расположении. Кроме того убедилась, что 86 % детей самостоятельно не применяли математические знания в игровой деятельности. Без моего направления и напоминания в таких играх, как «Магазин», «Парикмахерская», «Аптека» и др. количественные и счетные операции дети убирали из игры, это значит было недостаточно знаний по сюжетной линии.

Для того чтобы развернуть сюжетно-дидактические игры, в
которых дети стали бы использовать математические знания, старалась
наполнить «старые», бытующие игры новым содержанием. Решение этой
задачи нашла в ином подходе к ознакомлению с уже известным
детям трудом взрослых, в необходимости показать, что качество и результат
их деятельности зависят от применения счета и измерения. Здесь возникла необходимость обращения к использованию информационно- компьютерной технологии (презентации о профессиях, видео фильмы об окружающем), для расширения знаний детей о труде людей и окружающей действительности. При этом доработала сюжеты игры и примерные игровые действия в соответствии с лексическими темами. При разработке конспектов «Сюжетная игра в математике» игровые ситуации выстраивала так, чтобы у детей возникало осознание практической необходимости в математических действиях.

Возникла новая проблема. Обучающие игры будут проходить более успешно, если оснастить группу соответствующими атрибутами, игрушками и дидактическим материалом. Большое значение имеет подготовка игрового материала. В разработанный перспективный план « Организация сюжетно-дидактической и ролевой игры с математическим содержанием» добавила раздел «Предметно-игровая среда и оборудование», куда включила необходимый материал реализации задуманного содержания. Участие детей в создании нужных для игры атрибутов (кассовые чеки, различные билеты, деньги, продукты-заменители для столовой и магазинов ткани и одежда для ателье и др.) заставляет их задуматься над содержанием ролей, определить, какую из них он хотел бы выполнить, проявить выдумку и даже творчество. Этот вид деятельности продолжается дома и с родителями, при выполнении заданий по изготовлению простых пособий.

В процессе подготовки игрового материала ребята переживают радость
совместного труда, получают удовлетворение при использовании в коллективных играх самостоятельно сделанных атрибутов, у них развивается
инициатива, чувство товарищества, взаимопомощи.

Еще особая сложность заключается в том, что не разработана методика руководства сюжетными играми для группы компенсирующей направленности и отсутствует финансирование на приобретение игрового материала, создания игровой среды в группе.

Поэтому при комплексном руководстве игрой в данный период возникла необходимость в создании модели коррекционно - игровой среды для группы компенсирующей направленности. Разработала совместный проектс родителями « «Модель предметно-игровой среды»В данный проект вошло создание многофункциональной игровой ширмы, как средства образовательной и коррекционной работы с детьми ОНР старшего дошкольного возраста. Для реализации новых подходов к образовательной деятельности решили сконструировать с помощью родителей нестандартное оборудование – коррекционно - игровую ширму. В период работы над данной ширмой определили ряд принципов назначения:

- Превентивная направленность всех деталей и частей оборудования будет решать вопросы предупреждения появления отклонений в развитии ребенка, за счет создания специальных рамок и съемных панелей.

- Пропедевтическая направленность - созданное оборудование будет обеспечивать ребенку постепенное введение его в информационное поле, где быстро и удобно можно организовать ограниченное пространство при организации игры или НОД на основе сюжетно-дидактической или ролевой игры. И обязательно учитывала коррекционную направленность.

С опытом работы по организации работы над созданием авторского оборудования, которое мобильно и многофункционально при создании игровой обстановки и выполнено с минимальными материальными затратами при помощи родителей, выступила на педагогических чтениях в 2013 году. Данный проект получил высокую оценку педагогов. Экспертной комиссией был рекомендован для дальнейшего опубликования. Имеющийся опыт работы отправила на Общероссийский конкурс методических разработок «Инновационные технологии в коррекционных ОУ».

Итак, период внедрения и апробации сюжетно-дидактических и ролевых игр я условно разделила на три этапа. Руководство игрой на этих этапах осуществляется по-разному. Выбор методов педагогического руководства обусловлен спецификой игр, наличием у детей знаний о числе, счете и измерении, уровнем их игровых навыков и умений.

На первом этапе игра носит сюжетно-дидактический характер.

Ведущая роль здесь принадлежит воспитателю (первый год обучения –первый и второй период).

На втором этапе сюжетно-дидактическая игра перерастает в сюжетно - ролевую. Ведущие роли начинают выполнять дети. Воспитатель на второстепенных ролях (первый год обучения- конец второго и третий период)

Т ретий этап характеризуется возникновением самодеятельных сюжетно-ролевых игр уже по инициативе ребят. Воспитатель - активный наблюдатель (второй год обучения)

Первый этап. Условия сюжетно-дидактической игры позволяют мне
быть ее непосредственным участником и через роль включать в игру счет и измерение, контролировать правильность решения задач, оказывать своевременную помощь, индивидуализировать задания с учетом возможностей, знаний и опыта каждого ребенка, поощрять инициативу и
самостоятельность, поддерживать радость успеха. Покажу это на примере игры «Зоопарк», в которой дети старшей группы используют количественный и порядковый счет. (Директор-воспитатель дает задания отловить в лесу нужное количество животных, другие дети строят для зверей клетки,количество деталей указано на карточке - задании, затем идет размещение животных в определенные клетки: третью, пятую, между пятой и третьей т. д.). Игра строится и развивается при условии, что за каждой ролью закрепляются определенные игровые функции (как со счетно-измерительными действиями, так и бытовыми). Всегда стараюсь детям объяснить взаимозависимость между действиями. Аналогичные игровые действия в игре «Магазин» - дети строят прилавок, водители со склада завозят мебель, обувь или продукты, считают сколько выгружают в «Магазин». Продавцы раскладывают соответствующее количество товара. Покупатели называют, что они хотят купить (определяют, которая по счету, на какой полке). Указывают, какое количество, продавец обслуживает и определяет цену. При распределении ролей всегда стремлюсь к тому, чтобы каждый ребенок получил желаемую, или пользуемся считалочкой.

Во втором периоде дети 5-6 лет, с большой заинтересованностью стали воспринимают сюжетно-дидактические игры. Но для того чтобы такая игра увлекла каждого ребенка, чтобы он внутренне был готов принять игру
на предлагаемый сюжет, провожу большую подготовительную работу.

Используя экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, компьютерные программы и другие приемы, стремилась раскрыть
содержание труда взрослых с различных сторон, с учетом математических операций.

Положительные эмоции, впечатления являются основой содержательных
игр. Количественная сторона действительности так же стала заинтересовывать детей, Обращая внимание детей на профессии, в которых счет и измерение выполняют одну из ведущих функций, в доступной форме
объясняю производственную необходимость этих операций и зависимость
результатов деятельности взрослых от качества их выполнения.

Например, сюжетно-дидактическая игра «Бензозаправочная станция»,
в которой дети сравнивают рядом стоящие числа и упражняются в их нахождении в пределах 10, предшествует следующая работа:

1) Экскурсия на улицу к перекрестку. Наблюдение за движением транс-
порта.

2) Последующее знакомство с дорожными знаками, их изготовление.

Беседа о правилах уличного движения.

3) Проведение сопутствующих дидактических игр: «На улице», «Улица». . 4.Наблюдение за работой оператора (Из призентации)

5) Рассматривание фотографий и иллюстраций, связанных с движением
транспорта, чтение художественных произведений.

В ходе знакомства с работой транспорта у детей воспитывается уважение к людям, обслуживающим его. Расширяя представления
о труде транспортников, об общественной значимости их деятельности,
напоминаю, что и здесь находят отражение количественные
отношения. Это становится предметом детского внимания во время бесед,
экскурсий. Ребята узнают, что разным машинам требуется разное количество бензина, стрелка на бензоколонке останавливается на цифре, соответствующей названному количеству, и т. д. У детей возникают вопросы «Сколько машин заправляется в I день? Какой
машине требуется больше бензина: грузовой или легковой? Сколько лит-
ров бензина вмещается в бензобак?» Обучающая игра развивается и продлевается, бывает на несколько дней. Самое главное идет закрепление счетных действий в игровой практике.

Другой пример. Игры «Магазин», «Детский сад » и т. д. Как можно включить счетные действия в эти бытовые игры? На первый взгляд, кажется, что сделать это просто, поскольку выполнение ролей продавца, кассира, воспитателя, няни и других сотрудников магазина или детского сада предполагает обязательное использование счета. Так, кассир должен пересчитать деньги, продавец - товар, воспитатель или няня - детей (кукол).

Вроде бы нет необходимости в проведении подготовительной работы для развертывания сюжетно-дидактических игр в «Магазин», «Детский сад», и стоит ребенку только взять соответствующую роль, как он сразу будет свободно пользоваться счетом. Но, как показывает практика, в эти игры дети с ОНР самостоятельно счетные действия не включают, без предварительной соответствующе работы: Например, в игре «Детский сад» расставляя тарелки, ложки, чашки не считали их, а устанавливали между ними соответствие чисто практическим путем: ставили
приборы перед куклой, у детей срабатывал ранее сложившийся практический опыт сопоставления предметов.

Следовательно, необходимо детям наглядно раскрыть суть действий взрослого с числом и счетом. Совместную работу использую:

    для уточнения смысла конкретных действий;

    последовательности предстоящих игровых действий;

    для поддержания интереса к будущей игре;

    вовлечения отдельных детей в коллективную деятельность;

    для концентрации внимания ребят на выполнении ролей, включающих счетно-измерительные действия.

Так же в старшей группе для обучения развитию игрового диалога с математическими действиями при организации НОД для закрепления пройденного материала уже использую сюжетно-дидактическую игру, как часть занятия.

Итак, когда сюжетная линия подготовлена, а также подобран игровой материал, то игра может возникнуть как по предложению воспитателя, так и по желанию самих детей. Мой вопрос: «Хотите поиграть в Морское путешествие?» - может послужить началом развертывания интересной и увлекательной игры. Задумывается строительство корабля, и появляются
конструкторы, рабочие, сварщики, шоферы. Одни «читают»
чертеж постройки корабля, считают необходимое количество деталей, другие – сколько необходимо приготовить сидений, и незаметно для себя дети обучаются действиям счета, замещения и наглядного моделирования. Поводом для развертывания игры могут стать и различные ситуации, созданные специально. Так например: для игры потребовалась мебель (столы, стулья и др.), и для ее изготовления открывается «Мебельная мастерская». При изучении лексической темы «Одежда» куклам к празднику нужно сшить новые красивые платья - начинает работать «Ателье». Измеряем условными мерками, закрепление понятия о величине и т.д. При организации игры с включением счетных и измерительных операций при первых неудачах сразу не протягиваю руку помощи, стараюсь побуждать детей к принятию самостоятельного решения. Сначала даю совет, подталкиваю к решению наводящими вопросами и, предлагаю использовать имеющийся опыт.

Второй этап. Это конец второго и третий период старшей группы. По мере овладения счетом и измерением меняется содержание игр, характер их протекания, а соответственно и моя роль, воспитателя. Главные роли начинают выполнять сами дети. Важным условием развития знаний ребенка в игре является усложнение содержания заданий - создание ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных математических представлений. Например, в игре « Цирк», чтобы развить представление о количественном соотношении множества и его подмножества, вводится следующая ситуация: директор объясняет, что заболели белые медведи, врач цирка выясняет, что они ели? Рабочие рассказывают, что медведи ели мясо, а белые еще и рыбу. Все вместе выясняют, сколько медведей заболело, причина и как лечить. С такими же усложнениями организовываем и другие игры в соответствии с задачами, решаемыми во время НОД. Это «Путешествие в космос», «Человек паук» и др.

Многократно повторяя одну и ту же игру, дети не копируют ее. Каждый раз дети играют в измененном виде, с новыми вариантами, детализируют, но суть оставляют ту же.

В течение учебного года дети старшей группы научились применять знания, полученные на занятиях по математике, в сюжетно-дидактических играх. Когда весь программный материал был пройден и закреплен в играх, необходимо было проверить качество усвоенных детьми математических знаний.

Для проверки качества усвоенных детьми математических знаний, разработала игровые контрольно-измерительные материалы. Для этого составила конспект игры «Цирк», где дети выполняют различные упражнения. Выполнение заданий свидетельствовало, насколько успешно дети усвоили материал, предусмотренный программой для дошкольников старшего возраста:

Умение определять количество предметов и их порядковое место;

Составлять число из единиц, а также устанавливать связи и отношения

между числами устно и с опорой на наглядность;

Определять независимость числа предметов от их величины и

пространственного расположения и т. д.

Целью данной разработки в 2011-2012 учебном году было: выявить степень изменений в развития математических представлений детей с применением сюжетно-дидактических игр в сравнении 2009-2010 учебным годом. Динамика положительная + 24%

Программа по математике для детей седьмого года жизни предусматривает дальнейшее изучение:

    количественного и порядкового счета;

    закрепление знаний о связях и отношениях между числами в пределах 10;

    знакомство с составом числа из двух меньших чисел в пределах 10 и другие задачи.

Реализация этих задач приводит к углублению представлений о числе и счете, полученных детьми в старшей группе, к пониманию ими сущности числа, его количественного и порядкового значения, к дальнейшему совершенствованию счетных навыков и умений.

Т ретий этап . Это второй год обучения. Роли в игре, в том числе и включающие счет и измерение, самостоятельно и интересом разыгрывают дети. Лишь в отдельных случаях по необходимости или приглашению детей включалась в игру, беря на себя какую-либо роль.

Дети в играх таких как «Друзья», «Поиски клада» «Путешествие в сказку»» осваивают правила культуры поведения и общения, они начинают понимать мотивы выполнения правил, происходит становление их взаимоотношений с окружающими. Во втором полугодии изучение нового материала организовывала через сюжетно-дидактическую игру «Путешествие в космос» - знакомство со временем; «День рождения» - решение задач на сложение; «Приключение Буратино» - состав числа шесть и др. Данные игры –занятия требуют очень большой подготовки и много материала, но результат положительный. Процент усвоения нового материала на 20% выше в сравнении если НОД организуется в обычном режиме, Конспект сюжетно- дидактической игры с математическим содержанием «На баллу у Жука Носорога» был представлен в 2013 году для педагогов образовательного учреждения и родителей. Данное игровое занятие получило высокую оценку.

Чтобы игры носили длительный творческий характер, чтобы избежать
пассивности у детейв осуществлении задуманного сюжета:

Во-первых, усложняю игры, как по игровому содержанию, так и по выполняемым счетным действиям;

Во-вторых, меняю предметы, с которыми дети будут производить действия счета, а также условия их использования;

В-третьих, при развертывании новой сюжетно-дидактической игры всегда стараюсь быть участником, чтобы показать ребятам, как использовать в игре новые знания, приобретенные на занятиях, и проконтролировать правильность выполнения счетных операций;

В-четвертых, особое внимание обращаю на детей, допускающих ошибки
в счете. Так, сравнивая числа и определяя разностные отношения между ними (например: игра «Путешествие») дети нередко отвечают механически: «на 1 больше», «на 1 меньше». По ходу создаю ситуацию, в которой
нужно сравнить числа с разницей, выраженной числом не 1, а 2: в зоопарк
требуется привезти 8 обезьян, а в заповеднике отловили только 6; привезли
10 тигров, а клеток лишь 8 и др.

Решение практических задач требует осмысленного оперирования знаниями. Такие упражнения подводят детей к пониманию многообразия отношений между числами.

Каждого воспитателя, работающего с детьми шести лет, тем более с детьми компенсирующей группы волнуют вопросы: «Как будут дети учиться в 1 классе? Достаточно ли у них знаний и умений, необходимых для успешного обучения в школе? Каков общий уровень их умственного развития (умеют ли они сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы)? Для меня в данный межаттествционный период важно было узнать: насколько хорошо усвоена ребятами программа дошкольного воспитания по ФЭМП? Какова роль сюжетно- дидактических и ролевых игр в овладении элементарными математическими знаниями
и умениями?»

Чтобы ответить на эти вопросы, разработала организовала диагностику в форме игры КВН , где проверила умения детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования, 84% детей справились самостоятельно, и только 16-ти % детей нужна была подсказка.

Итак, проделанная работа по формированию у детей математических представлений дала свои положительные результаты. Дети 6-7 лет более активно начали понимать значение математических знаний и действий в реальной жизни. Логически определять последовательность и взаимозависимость событий, сопровождающиеся математическими действиями и поднялись на более высокий уровень в овладении программным материалом по математике. Динамика в 2012-2013 году составила + 31 % в сравнении с предыдущей выпускной группой. Процесс овладения этими знаниями происходит постепенно, поэтапно, и развивает у детей память, абстрактные формы мышления. Более активно формируются интегративные качества.

Сюжетно-дидактическая игра представляет собой сложное многоплановое педагогическое явление. Она не перестает привлекать к себе внимание исследователей. Я доказала, что закономерности сюжетно-дидактических игр позволяют активно использовать их для успешного формирования элементарных математических представлений. Особенно это актуально в процессе перехода ДОУ к новым требованиям к организации образовательного процесса.

Я считаю, полученные результаты представляют оценку профессиональной деятельности, успешности моих воспитательных и образовательных воздействий.

В первую очередь, способность воспитателя к повышению качества педагогического процесса реализуется через самообразование.

Повышение профессиональной компетентности для реализации идей интегрирования сюжетно- дидактических и ролевых игр с математическим содержанием в образовательный процесс детей с ОНР требовало соответствующей подготовки, теоретического осмысления этой технологии, накопления своего методического багажа. Изучала теоретические обоснования и методические рекомендации игровой технологии А.А. Соломенцова «Сюжетно-дидактические игры», Аникеева Н.П. Воспитание игрой: ,А.В. Калинченко «Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи», методические материалы интернет порталов: rud.exdat.com .

Заключение

Работа в прошедший период была посвящена изучению педагогических условий использования сюжетно-дидактических игр в самостоятельной деятельности и при организации НОД с детьми 5- 7 лет с ОНР, что очень актуально сегодня, когда дошкольные образовательные учреждения перестраивают свою работу в соответствии с ФГТ и в настоящий момент с ФГОС. Мной была изучена психолого-педагогическая литература, из которой я выявила, что сюжетно-дидактическая игра - явление не новое, первые разработки этих игр появились в 80х годах 20 века. Сегодня эти игры вновь становятся популярными, но необходимо новое содержание и новые условия их использования в период перестройки образовательного процесса в ДОУ. Всем известно, что в дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. А математика относится к сложной науке, и не все нормально развивающие дети в обычной обстановке и при стандартных методах работы справляются с математическими заданиями. Если учитывать и врожденные склонности детей с речевой патологией, то к каждому ребенку понадобится индивидуальный подход. Я применила инновационную форму использования сюжетно-дидактических игр, в виде интеграции их содержания в непосредственно образовательную деятельность. В процессе апробации их в группе компенсирующей направленности установила, что с помощью сюжетно-дидактических игр создается возможность сконцентрировать внимание и привлечь интерес к математическим знаниям даже у самых несобранных детей, испытывающих трудности в усвоении учебного материала. Вначале они увлекаются только игровыми действиями, а впоследствии и игровым материалом с математическим содержанием. Дети с удовольствием применяют математические знания в играх. В процессе сюжетно-дидактических игр дети способны усваивать сложные математические понятия, счет, измерение т.д. В развитии этих навыков детям активно помогали родители. Применение сюжетно-дидактических игр дает положительный эффект практического применения в обучении счету, ориентировки во времени, ориентировки в пространстве, для формирования понятий формы, величины.

Систему планирования содержания по формированию элементарных математических представлений (согласно комлексно-тематическому планированию) можно использовать и при переходе от одной темы к другой. Положительные результаты выразились не только в повышении знаний, но и в исчезновении страха ребенка перед оцениванием, комфортном самочувствии сильных и слабых детей. В дальнейшем я планирую использовать этот материал в работе с детьми, объединяя его в проекты. В настоящее время в переходный период к ФГОС, который предусматривает всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы нам педагогам всегда важно помнить слова Виссариона Григорьевича Белинского «Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью - человечность

Список литературы

1. Арушева А.Г. Игровые диалоги. М.-2005.

2. Белошистая А.В. Почему ребенку трудно математика уже в начальной школе? Начальная школа – 2004 - №4 – с.49-58.

3. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду – М., 2004.

4.Государственная программа Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2020 года» 2013 .

5.Интернет сайты: rud.exdat.com .

6.Законом "Об образовании в Свердловской области" №78-ОЗ, 2013 год

7. Касабуцкий Н.И,Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет: Книга для воспитателей детского сада и родителей– М:Просвещение,

8.Комарова Н.Ф., «Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми»: М., 2010.

9.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду: пособие для воспитателей. 2-е., испр. М.: Гном и Д, 2001. 96с.

10.Образовательная программа детского сада.2013год

11. Федеральные государственные образовательные стандарта дошкольного образования.

12.Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием – М.:Просвещение, 1987

13.Федеральный Закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

от 29.12.2012.

14. Психология: словарь ⁄ под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского.

М.: Политиздат, 1990. С.127.

15.ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1999. - 144с.

Волкова С.И., Столяров Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики // Начальная школа. - 1993, № 7.

Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. - 1996, № 6.

Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей. - М.: 2003. - 121 с.

Гуткович И.Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. \ Сборник конспектов занятий воспитателей Центра. - Ульяновск, 1996. - 100 с.

Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 1990.

Краевский В.В. Общие основы педагогики. - М., 2003.

Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие / Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец. - СПб: Детство-Пресс, 2000.

Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. - Минск: Народное образование, 1999.

Никитин Б. П. Развивающие игры. - М.: 1994. - 189 с.

Новиков А.М. Методология игровой деятельности - М.: Издательство «Эгвес», 2006. - 48 с.

Педагогика / Под ред. Л.П.Крившенко. - М., 2004.

Педагогика и психология игры. Межвузовский сборник научных трудов. - Новосибирск: НГПИ, 2005.

Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Просвещение. - 1998, 144 с.

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка: Практический курс математики для дошкольников. - М., 1995.

Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Математика для дошкольников. Раз - ступенька, два - ступенька. - М., 1996.

Практикум по возрастной и педагогической психологии // Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: 2001. - 225 с.

Рысьева Т. Г. К вопросу о классификации дидактических игр // Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров: проблемы, опыт, перспективы / Сб. научн. тр. Вып. 2. - М.: Сигнал, 1999.

Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль, 2002.

Самоухина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, и коррекционные программы. - М.: 1993. - 215 с.

Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Книга для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1987.

Спиваковская А. С. Игра - это серьезно. - М.: Педагогика, 1981. - 144с.

Степанова О.А., Вайнер М.Э., Чутко Н.Я. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Г.Ф. Кумариной. - М.: Издат. Центр «Академия», 2003. - 272 с.

Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радяньска школа, 1969. - 381с.

Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1999.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Определяем время по часам

Сначала сделаем муляж часов.

Для его изготовления прекрасно подойдет коробка из-под торта, торт. Сложность в другом: многие годы и многие дети привели нас к мысли, что обычные настенные часы являются ненужной учебной нагрузкой и эти занятия нужно упрощать и делать поэтапно.

Сначала мы делаем обычный циферблат, но минутные черточки мы оставляем "голыми", не определяя количество минут и минутную стрелку тоже упраздняем.

Время делится на:

Чуть больше часа,

Половина второго (или час с половиной),

Около двух,

Когда эта часть окончена и ребенок ориентируется по часовой стрелке совершенно уверенно, мы переходим к работе с минутной стрелкой в пределах одного часа (60 минут), но это можно вести и параллельно.

Выбросьте минутную стрелку и деление циферблата на минуты. Остается 12 цифр и деление времени на, например, четыре, чуть больше четырех, половина пятого, около пяти, пять, чуть больше пяти. Такого грубого дробления времени для ребенка предостаточно, и этому можно учить, начиная с четырех- четырех с половиной лет.

Только когда ребенок в совершенстве будет чувствовать положение часовой стрелки, очень медленно, по минутке, вводите второй параллельный циферблат. Не торопитесь с четвертями (четверь и без четверти), не торопитесь с без пяти, без десяти и т.д. К этому следует переходить на следующем, отдельном этапе. А если мы давно уже даем все понятия и кажется, что победа близка, правильно ли идти дальше или все-таки вернуться к циферблату с часовой стрелкой? Думаем, что введение на какое-то время циферблата только с часовой стрелкой создаст у ребенка правильное ощущение времени и улучшит его отношения с часами.

Развитие конструктивных умений и счетной деятельности

Сложи из палочек:

Ребенок воспроизводит сложенные вами фигурки. Давайте им названия, предлагая ребенку придумать, на что это похоже. Пусть ребенок попробует сложить свою фигурку. Можно складывать буквы и называть их. В этот раз мы работаем только с тремя палочками. Обратите на это внимание ребенка:

Чем похожи все-все наши фигурки? Ты заметил? (Все сложены из трех палочек.)

Обучение решению конструктивных задач

Предлагаем ребенку:

Возьми теперь себе сам из коробки три палочки. Посмотри, на карточке у меня бабочка (показываете ребенку схематический рисунок на карточке):

Я сложу одно крылышко, а ты из своих палочек - второе крылышко.

Ребенок достраивает бабочку, ориентируясь на схематический рисунок. Если это не получается, сложите всю бабочку сами, а ребенка попросите сложить такую же по образцу.

Посмотри, как я бабочку переделаю в домик:

Сложи такой домик (количество палочек не изменяется).

Посмотри, как я переделаю домик в щетку:

Сложи такую же.

Посмотри, как щетку я переделаю в треугольник:

Сложи такой треугольник.

Сколько оладушек поместится внутрь треугольника?

Даем ребенку коробочку с пуговицами и предваряем работу вопросами:

Как ты думаешь, две поместятся? Бери, пробуй. Есть еще место? Еще одна поместится? Две? Бери, пробуй…

Много поместилось? Больше двух? Больше трех? Можешь показать столько пальцев, сколько поместилось "оладушек"?

Обучение детей сравнению предметов по длине приемом приложения. Сравнение множеств способом взаимно - однозначного соответствия

Обучить сравнивать длины приемом приложения.

Сюжет: куклы в магазине выбирают ленты: две куклы (большая и маленькая) и ленты двух размеров (длиннее и короче), цвет лент разный.

Обсуждаем с ребенком на примере двух лент, какие и почему надо купить Маше (большой кукле) и Кате (маленькой кукле). Затем ребенок разбирает остальные ленты, приговаривая: длинная - Маше, короткая - Кате.

Покажи мне все длинные ленты.

Покажи все короткие ленты.

Возьмите из каждой группы по ленте и, уронив их кучкой, спросите ребенка:

Почему ты уверен, что эта красная лента длиннее этой синей?

Если ребенок сам правильно выкладывает ленты, сравнивая их длины прикладыванием, это хорошо, если нет, помогаем ему выполнить это действие:

На этом этапе выложить ленты можно любым образом: так, как изображено выше, и так, как изображено ниже:

«Математическая рыбалка»

Дидактическая цель. Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10, воспроизведение их по памяти.

Средства обучения. Рисунки 10 рыбок, из них 6 жёлтых, 2 красные, 2 полосатые.

Все ребята решившие пример, обозначают ответ цифрой и показывают её учителю. Кто решит пример раньше всех, тот получит рыбку. Кто «наловит» рыбок (решит примеры правильно), тот лучший рыболов.

Игра «Найди цифру»

В таком виде: на геометрических фигурах написаны цифры: 1 2 3.

Единица написана на треугольниках (3 штуки), двойка на кружках (3 штуки), тройка на квадратах (3 штуки). Фигуры могут быть трех разных цветов (например, синего, зеленого и красного) и трех размеров (большой, средний, маленький).

Фигурки помещены в коробочку. Ребенок должен разложить их "по цифрам".

Найди все единицы!

Игру можно оформить сюжетом: Мартышка, Слоненок и Попугай делят фигурки. Мартышке - с единицей, Попугаю - с двойкой, Слоненку - с тройкой. (Если Вы знакомили ребенка только с цифрой 1 или только с цифрами 1 и 2, проводите игру с этими цифрами. Затем вводите новую цифру и проводите игру, включая ее распознавание.)

Задания идут последовательно: сначала надо выбрать все 1, затем среди оставшихся фигур предлагаем ребенку найти все 2, затем 3. На этом этапе ребенок может заметить, что тройки написаны на всех оставшихся фигурках, поэтому отбирать их специально не нужно.

Когда группировка выполнена, предлагаем ребенку вопрос: "Здесь у тебя все единицы, а что интересного еще можно сказать об этой кучке фигурок?" (Это все треугольники.)

Если ребенок это замечает, рассматриваем следующие две группы, делая обобщение: "Это все кружки. Это все квадратики".

Другому ребенку, если он был рядом, предлагаем сделать это же упражнение (предварительно все смешав), но выбрать сначала тройки и т. д.

Интересно, если второй ребенок учел результаты предыдущей работы и сразу отобрал все квадраты, зная, что только на них тройки и т. д.

Обучение детей сравнению предметов по размеру. Конструирование сюжета

Пуговицы трех размеров (разной формы и цвета) просим ребенка разложить в три коробочки также трех размеров (большая, средняя и маленькая). Вместо пуговиц можно использовать кружки из плотного картона.

Завершаем упражнение обобщением:

Какие здесь все пуговицы? (Большие.)

Какие здесь? (Здесь - все маленькие. А здесь - все побольше.)

Покажи мне самую большую коробочку. Поставь ее первой. Второй поставь среднюю коробочку. Третьей - самую маленькую. Сосчитай их по порядку. (Первая, вторая, третья.)

Закрой их крышками (ребенок должен подобрать подходящие крышки из нескольких). Коробочки должны быть одинаковой формы и отличаться только размерами. Удобно сделать набор таких коробочек из бумаги в стиле оригами.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности организации игровой деятельности детей раннего возраста. Условия организации дидактических игр. Роль воспитателя в руководстве дидактическими играми детей. Методика руководства дидактическими играми в группе раннего дошкольного возраста.

    контрольная работа , добавлен 02.04.2010

    Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры: структура и виды. Методика проведения дидактических игр, способствующих развитию внимания, любознательности, наблюдательности, познавательных и умственных способностей детей.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2016

    Особенности развития математических способностей, преимущества использования дидактических игр в процессе занятий. Методика обучения детей старшего дошкольного возраста основам математики посредством дидактических игр и задач, оценка их эффективности.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2012

    Специфика развития математических способностей. Формирование математических способностей детей дошкольного возраста. Логическое мышление. Роль дидактических игр. Методика обучения счету и основам математики дошкольников через игровую деятельность.

    реферат , добавлен 04.03.2008

    курсовая работа , добавлен 11.02.2017

    Ознакомление с возрастными и индивидуальными особенностями группы детей дошкольного возраста. Наблюдение и анализ руководства дидактическими и творческими играми, трудовым процессом дошкольников. Организация взаимодействия воспитателя с родителями.

    отчет по практике , добавлен 06.02.2011

    Педагогическое значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста. Понятие дидактической игры, её структура, особенности и место в педагогическом процессе дошкольного учреждения. Использование дидактических игр в разных возрастных группах.

    контрольная работа , добавлен 12.08.2013

    Руководство дидактическими играми. Методика руководства начальными видами музыкальной деятельности детей. Задания на различение длительности звука и силы звука. Память как одна из составляющих в дидактических играх. Развивающие игры, действия и правила.

    реферат , добавлен 03.09.2010

    дипломная работа , добавлен 24.05.2013

    Изучение понятия познавательной активности детей дошкольного возраста и путей ее активизации. Использование занимательного математического материала в непосредственно-образовательной деятельности как средства развития познавательной активности детей.

Надежда Балькина

В средней группе мы только начинаем осваивать сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием.

Особенность сюжетно – дидактических игр состоит в том, что, принимая роль взрослого, ребенок действует согласно правилам, диктуемым данной ролью: воспроизводит действия взрослых, учитывая количество, с которым необходимо оперировать, длительность и время совершаемых действий и т. п.

Начальное обучение дошкольников математике осуществляется в основном на занятиях. В соответствии с программой дети должны получить элементарные математические представления в области счёта и измерения.

Однако ребята не всегда понимают смысл выполняемых ими действий: для чего нужно считать, измерять; почему надо производить именно эти действия и выполнять их не приближённо, а точно? Не уяснив на занятиях значения совершаемых действий, дети выполняют их механически.

В какие же сюжетно – ролевые игры мы включили формирование элементарных математических представлений?

Игра «Магазин»

Цель - упражнять в счете и отсчете в пределах 5.

При подготовке к игре воспитатель может использовать разные поводы. Так можно воспользоваться приближением праздника или дня рождения кого – нибудь из детей. А можно и просто необходимостью что – либо купить.

Сегодня у Сони День рождение и к ней придут подруги. Она должна купить в магазине угощения.

Игра "Магазин" показывает, что ребенок обращается к счету в том случае, если в последнем появляется потребность. В данной игре при выполнении разнообразных ролей перед детьми возникает практическая необходимость в счете предметов, в название конечного результата.

(Сколько купила бананов, конфет и т. д.) - заданный ребенку вопрос ставит его перед необходимостью не только сосчитать, но и выразить словом результат счета.

Игра "Путешествие по реке"

Цель - упражнять в счете и отсчете в пределах 5. Упражнять в умение ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: слева, справа, впереди, сзади.

Игра «В гости к бабушке»

Цель - упражнять в счете и отсчете в пределах 5. Закреплять понятие «Сколько», «Поровну».


Игра «Семья»

Цель – Закреплять понятия «Большая, средняя, маленькая». Формировать положительные взаимоотношения между детьми.

Игра «У бабушки в деревне»

Цель - упражнять в счете и отсчете в пределах 5. Упражнять в умение ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления далеко, близко.

Итак делаем вывод, что любая сюжетно - дидактическая игра может быть использована для формирования и закрепления элементарных математических представлений.

Публикации по теме:

Дидактические игры по ФЭМП в средней группе Дидактическая игра «Найди и назови» Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета. Ход игры:.

Дидактические игры по математическим представлениям в средней группе. № 1 Игра «Замри» Дети выходят из-за столов на свободную территорию комнаты. Воспитатель уточняет правила игры и показывает пример. Воспитатель:.

Дидактические игры по математике в средней группе Дидактическая игра «Спортивная семья».Дидактическая задача. Упражнять в умении ориентироваться на плоскости, используя в речи определенные.

Я не буду говорить об актуальности экономического воспитания дошкольников. Об этом сказано уже достаточно. Мне хотелось более подробно остановиться.

Использование сказок с математическим содержанием в работе с дошкольниками. Из опыта работы Среди множества занимательных приемов обучения дошкольников ЭМП, хочется обратить внимание педагогов на использование математических сказок.

Конспект ИОС с математическим содержанием «Путешествие снежинки» Тема: «Путешествие снежинки» Программное содержание: Уточнить знания детей о времени года, зимних месяцах. Закрепить навыки порядкового.

Математическая игротека. Подборка дидактических игр с математическим содержанием для детей 4–5 лет МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРОТЕКА Д/И «НАОБОРОТ» Цель: активизировать использование специальных терминов при назывании различных параметров величины.

Карпович Светлана Юрьевна,

воспитатель МАДОУ д/с № 158 города Тюмени.

Педагогический стаж работы - 20 лет.

Актуальность темы

Для полноценного развития личности ребенкаважен процесс приобретения математических знаний, формирующихментальные процессы.

Математиканачинается с элементарныхарифметических действий.

Но дошкольники не всегда понимают, для чеговообще нужен точный, не приближенный счет.Не уяснив смыслапроизводимых действий, они выполняют поставленные задачи, не вдумываясь.

Доказано, что в основе формированиядетского представления лежит предметно-чувственная деятельность, посредством которой прощеосвоить математические навыки.

Основной вид предметно-чувственной деятельностиребёнка – игра.

Опыт показывает, что гармоничное сочетание обучения и игры даёт возможность детямлучше познать мир. Это способствует воспитанию полноценных индивидуумов.

Главная цель:

Формирование посредством сюжетно-дидактических игр математических знаний об окружающем мире у дошкольников.

Основные задачи:

Расширять и углублять арифметические знания и умения детей средней группы.

Поощрять познавательный интерес ребяти способствовать развитиюментальныхпроцессов.

Значение сюжетно-дидактических игр в формировании математических представлений у дошкольников

Жизнь глазами ребенка - это игра, эксперимент, поэтому арифметические знания лучшеприменять в игровом ключе. Зачастую полезно и увлекательно обыгрывать ситуации и события, с которыми сталкиваются взрослые. Дети охотно принимают участие в таких сюжетно-дидактических играх, как «На корабле», «В поликлинике», «Магазин», «Парикмахерская».





В ходе игр «Цирк»и «Зоопарк»у ребят формируются пространственные представления. Педагог задаёт детям вопросы о расположении зверей на арене: «Кто находится справа? Слева? Справа от…? По центру? Выше? Ниже? Выше, чем…?». И так далее.




Посредством аналогичных вопросов, заданных в ходе игры «Завтрак, обед, ужин», воспитатель способствует развитию представления ребенка о расположении предметов в пространстве относительно друг друга. С помощью наглядных материалов дети выполняют элементарные математические задачи.



Сюжетно-дидактические игры состоят из трех этапов:

1. Вначале игра имеет сюжетно-дидактический характер. Ведущаяроль принадлежит педагогу, который следит за арифметическимидействиямидетей, при необходимости помогает направить процесс в нужное (игровое) русло.

2.Сюжетно-дидактическая игра перетекает в сюжетно-ролевую (это могут быть игры «Математика в дс», «Почта»,«В кафе», «Автобус»). Главенствующие роли начинают исполнять дети.

3. Происходит возникновениесамостоятельной сюжетно-ролевой деятельности по инициативе детей, которые сами с большим интересом придумывают новые игры, используя приобретенные навыки счёта. Педагог на данном этапе лишь следит за ходом игровой деятельности.






Взаимодействие с родителями

В основе взаимодействияродителей и ребенка лежатдоброжелательность и индивидуальность. Эти качества помогают детям формировать свои положительные навыки, умения, достижения испособствуют развитию ребенка как личности, индивидуума.

Реализация принципов, на которых строится общение с родителями, помогает быстро построить «мостик взаимоотношения» с каждым из них.

Родители радуются вместе с нами успехами детей, помогают им.

Взаимодействие с педагогами МАДОУ

Дидактические игры могут проводиться параллельно в разных сферах познавательной деятельности детей: так, обучение счету может перемежаться с занятиями в ИЗО-студии и музыкальном зале.

Такое взаимодействие с педагогами МАДОУ погружает ребёнка в целостный мир познания через различные виды искусства.

Итоги

Значение сюжетно-дидактических игр в формировании математических представлений у дошкольниковочень велико.

В игре дети могут доказать свою правоту, открыто выразить свое мнение - таким образом формируется личность.

Глобально задача педагога состоит в том, чтобы подготовить ребенка не к школе, а к жизни; дать детям свободу, не ограничивать его потенциал.

Список используемой литературы

  1. Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателя д.сада.- М.: Просвещение, 1982.
  2. Карпова Е.В.Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития,1997.
  3. Сербина Е.В. Математика для малышей. -.М.;Просвещение,1992
  4. СмоленцеваА.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.-М.: Просвещение, 1987. -96 с.

Программа:

Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».- М.: Мозаика-Синтез, 2012. -391 с.

Фотографии -из архива воспитателяС. Ю. Карпович.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?



Новое на сайте

>

Самое популярное