Домой Кардиология Страхи врожденные и страхи приобретенные. Как побороть страхи у взрослых

Страхи врожденные и страхи приобретенные. Как побороть страхи у взрослых

Что такое страх для взрослого человека, почему он возникает и чем может быть опасен. Причины и разновидности фобий, влияние их на жизнь. Как побороть свой страх.

Влияние страхов и фобий на жизнь


Сам по себе страх у взрослых - нормальная реакция человеческой психики на фактор опасности, он очень часто играет защитную роль. Иногда заложенные в психике рефлексы могут спасти жизнь как самому человеку, так и людям, которые вокруг.

Вместе с тем страх - это один из симптомов тревожно-депрессивных и панических расстройств, разных фобий. Эти нозологии представляют собой патологические реакции на причинные факторы и способны значительным образом влиять на качество жизни человека. Когда страхи устойчивы, человек ограничивает из-за них свою жизнь, отказывается от многих возможностей.

Невротический страх, который находит привязку во времени, к ситуации или предмету, обретает форму фобии. Она может постоянно заставлять человека ощущать симптомы страха, или это может выражаться в виде приступов. Независимо от этого, фобия значительно ухудшает нормальный режим жизни человека, влияет на рабочие взаимоотношения, понимание в семье.

Мир человека со страхом значительно сужается и ограничивается. Обыватель сам ставит рамки, запрещая себе что-либо. Например, страх выйти на улицу (агорафобия), ездить в лифте (клаустрофобия), находиться на высоте (акрофобия) и другие фобии значительно ограничивают возможности людей.

Не привязанный к конкретной ситуации страх представляет собой постоянное ощущение тревоги. Человек находится в ожидании неминуемой опасности все время. Естественно, что при таком раскладе о качестве жизни и говорить не стоит, так как жизнь находится полностью во власти тревожных ощущений.

Основные причины страхов у взрослых


В современном мире рассматривается мультифакторная теория происхождения страхов. Это значит, что несколько причин могут сообща вызывать формирование той или иной фобии. Не исключается и возникновение подобных расстройств только из-за одной причины, но это бывает значительно реже.

Причины страхов у взрослых могут быть такими:

  • Органическая патология . Разного рода травмы, инфекции и повреждения головного мозга, которые привели к изменению его структуры и видимые на томографических снимках, могут вызвать формирование фобии у человека.
  • Генетический фактор . Страхи, несомненно, передаются по наследству. Это было неоднократно доказано исследователями в этой области. Если в роду наблюдались характерные неврозы страха, значит, у младшего поколения есть склонность к развитию фобий, как в детском, так и во взрослом возрасте.
  • Мощный стрессовый фактор . Однократная ситуация, которая имела значительное влияние на человека, может спровоцировать формирование страха. Длительные стрессы, которые сопровождались страхом, тоже могут привести к формированию стойкого расстройства.
Модели формирования страха или фобии отличаются в зависимости от течения психического заболевания, которое объясняет этот процесс. Если рассматривать нейрофизиологическую модель, следует указать, что причиной развития страха является возбуждение некоторых нейронных центров в головном мозге. Затем активируется ретикулярная формация, которая передает волокнами информацию коре головного мозга.

Любая мотивация организма в порядке очереди удовлетворяется корой головного мозга. Страх же способен блокировать эту очередность. Он становится единственным переживанием человека, полностью охватывая сознание. В таких случаях описывается ступор или наоборот паническая реакция.

Саму стрессовую реакцию способны вызывать колебания гормонов в крови. Выброс катехоламинов провоцирует соматическую реакцию на стресс в виде страха. Непосредственно при воспоминании или наличии стрессового фактора гипоталамус выбрасывает в кровь гормон кортикотропин. Он способствует активации надпочечников, выбросу норадреналина и адреналина. Эти гормоны могут сужать сосуды, повышать уровень артериального давления, вызывать дрожь конечностей.

Признаки развития страхов и фобий


Психическая и физическая составляющая синдрома страха у взрослых вместе дают довольно подробную картину. Чего бы ни боялся человек, эти признаки похожи между собой. Самыми схожими считают физические проявления, их нельзя контролировать, и они возникают вне зависимости от желания человека.

Физические или соматические признаки страха:

  1. учащенное сердцебиение;
  2. комок в горле или сухость;
  3. постоянное двигательное беспокойство;
  4. кожа покрыта холодным потом;
  5. дрожь;
  6. частые позывы к мочеиспусканию;
  7. диарея.
Эти признаки могут проявляться частично или полностью в зависимости от организма человека и особенностей его реагирования на стрессовые факторы.

Психические проявления страха разнообразны и могут принимать различные формы. В зависимости от того, реальный страх или невротический (нет видимой причины), симптомы наблюдаются либо в конкретной ситуации, либо постоянно.

В первом случае человек испытывает неприятные соматические проявления и психологическое напряжение, ощущение приближения чего-то плохого практически сразу после столкновения с фактором воздействия или даже при воспоминании о нем. Например, страх перед выступлениями на публике проявляется как при воспоминании, что предстоит выйти на сцену, так и непосредственно перед выходом.

Во втором случае невротический страх не привязан к какому-либо месту или ситуации, но от этого он не легче. Такие люди испытывают постоянное ощущение опасности, живут в тревоге и ожидают неминуемого. Знаменитый психиатр Зигмунд Фрейд называл это состояние «неврозом страха».

Также проявить себя страх может в разнообразных кратковременных реакциях. Чаще всего это панический синдром, который развивается за считанные секунды. На некоторое время человек принимает необратимость происходящего и неминуемый фатальный исход. Потере самоконтроля и чувству беспомощности на смену приходят мобилизация внутренних ресурсов и ускоренная двигательная реакция. Человек пытается как можно скорее оградить себя от возникшей ситуации, если она есть.

Вторым вариантом кратковременной реакции страха является аффективный ступор. Это эмоциональное притупление всех возможностей человека двигаться или предпринимать какие-либо действия из-за эмоциональной встряски. Проявляется это ощущением «ватных ног» и невозможностью пошевелиться.

Разновидности страхов и фобий у взрослых


В зависимости от возникновения и характера представляемой угрозы различают три виды страхов:
  • Экзистенциальный страх . Боязнь человека кроется в его внутренних переживаниях, отражающих мир. В зависимости от того, как он воспринимает реальность, будут формироваться те или иные страхи. К экзистенциальным относят страх смерти, неминуемости времени и другие подобные фобии.
  • Социальный страх . Он связан с отражением и реакцией общества на самого человека. Если он боится быть непринятым, испортить себе репутацию, значит, он расположен к формированию социального страха. К наиболее ярким примерам социальных фобий относят страх сцены, эрейтофобию, скоптофобию.
  • Биологический страх . Этот вид базируется на боязни физического поражения или угрозы для жизни человека. Сюда относят все категории страха перед болезнями (ипохондрические фобии), те фобии, которые предусматривают боль, страдания или соматические повреждения. Примерами этой группы служат кардиофобии и канцерофобии.
В каждом отдельном случае страх рассматривается индивидуально с учетом характерологических особенностей личности, генетических факторов и условий внешней среды. Именно поэтому одна фобия может проявляться по-разному у разных людей.

Следует рассмотреть подробней несколько самых распространенных фобий, которые развиваются во взрослом возрасте:

  1. Страх перед открытым пространством (агорафобия) . Это довольно распространенная фобия, принцип которой лежит в патологической боязни открытых пространств и мест, где есть большое скопление народа. Это своеобразный защитный механизм, который позволяет пациенту отгородиться от возможных негативных последствий контакта с публикой. Проявления в случае пребывания в открытом пространстве чаще всего ограничиваются панической атакой.
  2. Страх перед закрытым пространством (клаустрофобия) . Это противоположная предыдущей фобия. Человек ощущает дискомфорт и даже невозможность дышать в закрытом помещении, выказываются и другие соматические проявления страха. Чаще всего симптомы обнаруживаются в маленьких помещениях, кабинках, примерочных, лифтах. Человек испытывает значительное облегчение, если просто открыть дверь. Страх включает саму перспективу быть запертым одному.
  3. Страх смерти (танатофобия) . Может касаться как самого человека, так и его знакомых и близких. Часто развивается у матерей, дети которых серьезно болеют или болели. Проявляется в навязчивой и неконтролируемой боязни внезапно умереть, даже если на это нет никаких причин. Может быть связан с религиозными убеждениями или просто боязнью неизвестности, которая не поддается контролю.
  4. Страх выступать на публике (глоссофобия) . Это расстройство довольно распространено среди взрослого населения. В большинстве случаев объясняется низкой самооценкой, страхом быть непонятым аудиторией и строгим воспитанием. Так снижается уверенность в себе, и человек панически боится выступить перед публикой.
  5. Страх покраснеть перед людьми (эритрофобия) . Это боязнь возникновения красных пятен на лице вследствие стрессовой ситуации. По своей сути, это замкнутый круг для человека, который стесняется и смущается при людях. Он боится покраснеть потому, что боится быть перед публикой, потому что боится покраснеть.
  6. Страх остаться одному (аутофобия) . Проявляется в патологической боязни человека остаться наедине с собой. Страх связан с боязнью вероятности совершения суицида. Следует сказать, что статистика показывает негативную динамику суицидов среди аутофобов. Проявляется беспокойством, потоотделением и приступами паники, если человека оставили одного в помещении.
  7. Боязнь заболевания сердца (кардиофобия) . Это патологическое состояние, которое предусматривает соматические проявления без наличия самого заболевания. Человек жалуется на неприятные ощущения в области сердца, сильное сердцебиение, тошноту. Часто эти симптомы способны мешать тому, чем он занимается, и воспринимаются врачами как болезнь сердца, но после необходимых обследований она не обнаруживается.
  8. Боязнь заболеть раком (канцерофобия) . Это панический страх заболеть злокачественными онкологическими нозологиями. По своей природе он тесно связан со страхом смерти и развивается вследствие стрессовой ситуации. Это может быть заболевание кого-то из близких, знакомых или же просто увиденные проявления рака на незнакомых людях. Огромную роль может сыграть наличие ипохондрической личности и присутствие пары косвенных симптомов.
  9. Страх испытать боль (алгофобия) . Основополагающий для многих других видов фобий, включая визиты к врачу и даже медицинские манипуляции. Человек под любым предлогом пытается избежать малейших проявлений физической боли, иногда злоупотребляет болеутоляющими. Проявляется беспокойством и опасениями касательно предстоящего испытания болевых ощущений.

Важно! Чувство страха сковывает человека и может привести к фатальным последствиям, как для себя, так и для окружающих.

Как побороть страхи у взрослого человека


Страхи могут быть составляющей гораздо большего синдрома или нозологии, которую может диагностировать только специалист. Именно поэтому при наличии симптомов страха следует обратиться к врачу. Болезнь, проявлением которой он выступает, может быть как из психиатрического регистра, так и из соматического.

Страхи часто входят в структуру шизофрении, тревожных и невротических расстройств, панических атак, ипохондрии, депрессии. Часто он наблюдается при бронхиальной астме, сердечно-сосудистых заболеваниях, сопровождающихся стенокардией. Правильно поставленный диагноз будет диктовать тактику лечения. Именно поэтому только врач компетентен в вопросе, как лечить страхи у взрослых.

Каждому человеку, который боится чего-либо, нужно осознать, что страх - это далеко не навсегда. Существует множество приемов и методов психотерапии, которые смогут помочь с этой проблемой. Препятствием на пути к выздоровлению стоит человеческая реакция - стыд за свои фобии. Обычно в обществе не принято говорить о своих страхах, признание в ущербности и уязвимости задевает человека за живое. Но смело взглянув своим фобиям в лицо и приняв необходимые меры, можно избавиться от них раз и навсегда.

Одним из самых распространенных методов, как вылечить страхи у взрослых, является смирение. Никто не заставляет человека бороться со своими фобиями или отрицать их, убеждать в их несущественности - бесполезно. Поэтому психологи рекомендуют не стыдиться своих ощущений и параллельно делать то, что необходимо, даже если страшно. Человек, который осознает, что он боится (ведь такова его сущность), но все равно должен сделать что-то, легко преодолеет этот барьер со временем.

Например, страх выступлений на публике часто приводит в ужас тех, кто должен сейчас выйти на сцену. Человек, который уверенно решил избавиться от своей фобии, должен выйти вместе со своим страхом. Бояться и выступать одновременно - вот настоящее решение для этого случая.

Также хороший эффект лечения страхов у взрослых может дать визуализация достигаемого результата. Если фобия мешает добиться высокого роста карьеры или семейному благополучию, следует представить себе жизнь без нее, каково было бы не бояться. Затем преодолеть свои страхи будет гораздо легче, ведь зная, за что боретесь, легче сражаться.

Как побороть страх у взрослого - смотрите на видео:


Страхи человека - его защита до тех пор, пока они не перестают действовать во благо. Фиксируясь на негативных переживаниях, они способны рушить семьи, карьеры и даже жизни, поэтому так важно вовремя осознать патологичность своих фобий.
Анатомия страха [Трактат о храбрости] Марина Хосе Антонио

5. Страхи врожденные и страхи приобретенные

Существуют страхи врожденные и страхи приобретенные. Врожденные вызываются раздражителями, с которыми субъект не знаком на личном опыте. Птицы, питающиеся змеями, инстинктивно избегают ядовитых экземпляров, хотя никогда раньше с ними не сталкивались. Более ста лет назад Дуглас Спэлдинг описал генетически запрограммированный страх цыплят, впервые заметивших в небе коршуна или услышавших его крик. Конрад Лоренц вызывал панику у только что вылупившихся утят, водя над их головами вырезанным из бумаги силуэтом, отдаленно похожим на хищную птицу. Макаки-резус, выращенные в неволе, обращаются в бегство при виде фотографии разъяренных собратьев. Многие животные боятся даже запаха своих врагов. Некоторые гремучие змеи стараются скрыться, едва их помещают в места обитания их самого грозного противника, королевской кобры. Запах травмированного или испуганного собрата также побуждает к бегству. Молодые жабы стремятся прочь от того места, где находится раненая особь того же вида, и долго туда не возвращаются.

Люди тоже способны реагировать на незнакомые раздражители. Испуг вызывают, например, резкие звуки, вспышки, необычные тактильные воздействия. Потеря ориентации, ощущение, что ты заблудился, также порождает инстинктивный дискомфорт. Дональд Гебб, например, обнаружил, что темнота одинаково пугает и шимпанзе, и маленьких детей. Все это врожденные страхи. Мы появляемся на свет с багажом пристрастий и антипатий, опасений и интересов. Много лет назад Дарвин, а за ним Г. Стэнли Холл предположили, что существует эволюционная предрасположенность к некоторым страхам. Практически доказано, что перцептивные системы каждого вида особым образом настроены на определенные раздражители. Иногда нас вдруг что-то начинает беспокоить. Есть такая русская пословица: „У страха глаза велики“. Что бы там ни говорили бихевиористы, но врожденная биологическая склонность перенимать те или иные реакции существует. Выращенные в неволе молодые макаки-резус не боялись змей, но, едва увидев испуг диких сородичей, впадали в панику. Столь стремительное обучение может свидетельствовать только о наличии особой восприимчивости к некоторым навыкам. То, как ребенок учится говорить, служит еще одним блестящим и неоспоримым примером подобной подготовки к постижению жизни.

Не все страхи, характерные для данного вида, проявляются сразу. Они возникают, исчезают и меняются, по мере того как индивид растет и развивается. Можно заранее предсказать, как будут формироваться, усиливаться и ослабевать наиболее распространенные страхи. Так, дети в возрасте от восьми до двадцати двух месяцев обычно с опаской относятся к чужим взрослым людям и не любят оставаться одни. Страх перед незнакомыми ровесниками проявляется несколько позже; потом малыши начинают бояться темноты и животных. Причем у представителей различных культур наблюдается сходная картина. Детский страх перед посторонними изучали в Соединенных Штатах, Гватемале, Замбии, у племен, обитающих в районе Калахари, у индейцев хопи и ганда - результаты везде были одинаковы. У младенцев любой национальности реакция страха появляется примерно в возрасте восьми месяцев: малыш хмурится и перестает улыбаться в присутствии чужого человека. Обычно это проходит к двум годам - возможно, потому что ребенок обучается манипулировать поведением незнакомых людей и быстрее к ним привыкает. Однако боязнь может и сохраниться, превратившись со временем в устойчивую робость. Разлука с родителями также вызывает беспокойство у всех детей, независимо от национальной принадлежности.

Эта неизменная последовательность, вероятно, обусловлена развитием индивида и связана как с генетическими факторами, так и с воздействием окружающей среды. В процессе эволюции совместное существование стало необходимым для выживания вида, поэтому вполне естественно, что мы так восприимчивы к чужим чувствам и побуждениям. Выражение лица другого человека является мощным стимулом, вызывающим в нашей душе соответствующие эмоции. Социофобов пугает любой устремленный на них взгляд, а сердито нахмуренные брови или округлившиеся от ужаса глаза никого не оставят равнодушным.

Рассуждая о врожденных страхах, труднопреодолимых и повсеместно распространенных, нельзя тем не менее забывать, что существенная часть наших опасений все же носит приобретенный характер. Как они появляются? Об этом я поговорю в третьей главе.

Итак, мы обозначили на карте два пункта: страхи врожденные и страхи приобретенные, и их не следует путать. А теперь продолжим исследование.

Из книги Язык телодвижений [Как читать мысли окружающих по их жестам] автора Пиз Алан

Врожденные, Генетические, Приобретенные и Культурно Обусловленные Сигналы. Несмотря на то, что проделано много исследований, ведутся горячие дискуссии по поводу того, являются ли невербальные сигналы врожденными или приобретенными, передаются ли они генетически или

Из книги Законы выдающихся людей автора Калугин Роман

9. Страхи Страх – могучий отрицательный мотив, который подобен молитве наоборот. Вместо того чтобы обратиться к окружающим нас созидательным силам, он обращается к силам разрушения. Он сам становится богом, требующим бесконечных

Из книги Как относиться к себе и к людям [Другая редакция] автора Козлов Николай Иванович

Страхи У нас мастурбацией с детства детей пугают хуже всякого Бармалея. "Куда полез! Нельзя! Заболеешь! Отвалится!" Дети, естественно, продолжают и интересоваться, и трогать, и играть, но теперь у них формируется стойкое убеждение, что они плохие, грязные и что у них может

Из книги Все еще здесь. Приятие перемен, старения и смерти автора Дасс Рам

Из книги Перестаньте детей воспитывать [Помогите им расти] автора Некрасова Заряна

Любовь и страхи Отучение (отлучение) от безусловной любви проходит поэтапно. Причём процесс этот всегда двусторонний: отвыкаем мы сами и постепенно отучаем своего малыша. Отучаем ребёнка - и отучаемся сами. Но никогда не поздно сказать себе «стоп!». Когда вы за что-то

Из книги Аутичный ребенок. Пути помощи автора Баенская Елена Ростиславовна

Страхи Страх не может быть оценен однозначно как отрицательный симптом. Если он препятствует адаптации ребенка к окружению, порождает неадекватное поведение, является тормозом в развитии – это патологический способ реагирования, требующий коррекции. Если же

Из книги Анатомия страха [Трактат о храбрости] автора Марина Хосе Антонио

3. Страхи индивидуальные и страхи коллективные Страх - чувство индивидуальное, но заразительное, а значит, может представлять собой и социальное явление. Одно из преимуществ существования в группе заключается в том, что отдельная особь, испугавшись, посылает сигнал

Из книги Похождения Трусливой Львицы, или Искусство жить, которому можно научиться автора Черная Галина

Валины страхи Вчера Валя спросила: «Мама, нам учительница сказала, что мозг – это шкаф с большим количеством ящичков, в которые одни складывают полезные вещи, а другие – всякий хлам. И люди потом пользуются тем, что лежит в ящичках. А можно ли поменять мусор на полезные

автора

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Страхи ума-эго Поскольку ум-эго однобокий и вследствие этого слепой, в нём полно страхов перед жизнью. Он очень всего боится, поэтому стремится контролировать ВСЁ. По сути ум-эго – это один большой страх жить на земле и чувствовать, состоящий из множества маленьких

Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила Николаевна

Страхи Страхи имеют две стороны. Первая – спасающая, охраняющая, накапливающая силу и являющаяся вратами к силе. Страх – стража – в древнерусском языке буква Х переходила в Ж. Старуха Баба-яга это на самом деле страха/стража, она проверяет человека, готов ли он пройти

Из книги Залог возможности существования автора Покрасс Михаил Львович

Врожденные или приобретенные? В отношении способностей этот вопрос всегда был особенно волнующим. Ведь от наличия или отсутствия способностей в жизни любого человека зависит очень многое. Проблема способностей крайне важна не только для психологов, но и для педагогов;

Из книги Любовь и секс: как мы ими занимаемся автора Даттон Джуди

VII. ПОТРЕБНОСТИ: ВРОЖДЕННЫЕ - ПРИРОДНЫЕ, ПРИОБРЕТЕННЫЕ -СОЦИОГЕННЫЕ, СЕКСУАЛЬНЫЕ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯПОТРЕБНОСТЬ, ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА, ОБЪЕКТ ПОТРЕБНОСТИ, УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ, НЕУДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТЬФундаментальным свойством живой материи

Из книги Родителям: книга вопросов и ответов. Что делать, чтобы дети хотели учиться, умели дружить и росли самостоятельными автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна

Сексуальные странности - врожденные или приобретенные? Однажды, в середине 1980-х годов, няня катила в коляске по парку мальчика по имени Хейвлок Эллис. И вдруг ей понадобилось остановиться на минутку. В этот момент, вспоминает Эллис в своей биографии «Моя жизнь», он

Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Боулби, причиной страха может быть либо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами.

Врожденные детерминанты страха.

Грэй разделил все причины страха на 4 категории: интенсивность, новизна, эволюционно-выработанные сигналы опасности, причины, возникающие в социальном воздействии. Боль и громкий звук являются примерами слишком интенсивных стимулов, а незнакомые лица или предметы иногда вызывают страх из-за своей новизны. Грей рассматривал недостаток стимуляции или отсутствия стимула в ожидаемом месте и во времени как определённый вид нового стимула. Любые ситуации, угрожающие значительной части членов вида в течение длительного времени, являются эволюционно-выработанными сигналами опасности.

Боулби выделил врожденные детерминанты страха, которые он называет «природными стимулами и их производными»(6, с.296). Производные стимулы, по-видимому, скорее подвержены видоизменениям в опыте, чем природные. Природными стимулами страха являются: одиночество, незнакомость, внезапное приближение, внезапное изменение стимула, высота и боль. Стимулы страха включают: темноту, животных, незнакомые предметы и незнакомых людей. Как Боулби, так и другие авторы показали, что природные стимулы страха связанны с возрастом, т.е. зависят от процессов развития и созревания. Например, ряд исследователей показали, что страх перед незнакомыми людьми не может возникать в первые месяцы жизни потому, что у ребёнка ещё не развилась способность отличать знакомые лица от незнакомых. Эта способность возникает где-то между 6-и 9-месячным возрастом и именно в этом возрастном периоде отмечается максимальный страх перед чужими.

Боулби считал одиночество наиболее глубокой и важной причиной страха. Он также показал другие природные стимулы страха, например, незнакомость и внезапные изменения стимуляции пугают значительно сильнее, если они появляются на фоне одиночества.

Культурные детерминанты страха.

Культурные детерминанты страха почти исключительно являются результатом научения. Так, даже негромкий сигнал воздушной тревоги может вызвать страх. Боулби считает, что многие культурные детерминанты страха могут при ближайшем рассмотрении оказаться связанными с природными детерминантами, замаскированными различными формами неправильного истолкования, рационализации или проекции. Боязнь воров, например, или приведений, может быть рационализацией страха темноты, страх перед попаданием молнии - рационализацией страха грома.

Рэчмен даёт прекрасное описание процессов научения культурным детерминантам страха. Традиционной в объяснении этого процесса является концепция травматического обусловливания, согласно которой событие или ситуация, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли.

Влечения и гомеостатические процессы как причины страха.

Влечение и сохранение гомеостазиса составляют менее важный класс причин страха. Влечение становится важным, когда оно возрастает до такой степени, что начинает свидетельствовать об определённом дефиците и вызывает эмоцию. В некоторых из таких случаев вызванной эмоцией является страх.

Как указывалось выше, боль, вне зависимости от её причин, может вызвать страх. Страх может усиливать боль, но он может также активизировать реакции, связанные с избавлением от дальнейшей боли (6, с.294).

Другие эмоции как причины страха.

В принципе любая эмоция может вызвать страх. Сходство нейрофизиологических механизмов с эмоцией страха приводит к тому, что они часто являются активаторами. Как утверждает Томкинс, «внезапное освобождение от длительного и сильного страха, если оно полное, приводит к радости, если неполное - к возбуждению»(8, с.29). Подтверждение связи между страхом и возбуждением можно найти у Балл в её работе, посвящённой гипнотически внушённому страху. Она показала, что испытуемые, переживающие страх, оказались в конфликте между желанием исследовать и желанием спастись. Она рассматривает это как доказательство двойственной природы страха. Теория дифференциальных эмоций интерпретирует конфликтное поведение как результат поведения между страхом и интересом(6, с.295).

Когнитивные процессы.

Представляют собой наиболее общий вид причин страха. Когнитивные процессы довольно часто отражают не реальную угрозу, а вымышленную, в результате чего человек начинает бояться ситуаций, не представляющих реальной угрозы, или слишком многих ситуаций, или жизни вообще. Например, страх какого-либо объекта может быть вызван воспоминанием о нем, мысленным образом объекта или антиципацией определенной ситуации. Воспоминание о пережитом страхе или предвидение страха само по себе может быть активатором страха.

Ребёнок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочных персонажей, опасается незнакомых животных и верит, что его родители будут жить вечно. У маленьких детей всё реально, следовательно, их страхи носят реальный характер. Баба Яга – это живое существо, обитающее где-то рядом. Только постепенно у детей складывается объективный характер представлений, когда они учатся различать свои ощущения, справляться со своими чувствами и мыслить абстрактно - логически.

Биологические предпосылки.

Способствуют возникновению страха некоторые типологические свойства высшей нервной деятельности. Это эмоциональная чувствительность и связанная с ней впечатлительность. Повышенная впечатлительность таких людей выражается в их эмоциональной ранимости и уязвимости, когда они всё близко принимают к сердцу и легко расстраиваются, будучи неспособными к агрессивным ответам. Подверженные страхам дети не склонны к внешнему, открытому выражению своих чувств и переживаний – они всё держат в себе.

Большинство детей проходят в своём психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят переходящий характер, но они способны оживлять аналогичные страхи, сохраняющиеся в памяти тревожных родителей. Страхи взрослых передаются детям в семье. Это наиболее типичный психологический путь передачи страхов. Вероятность появления страхов у детей всегда выше при наличии их у родителей, особенно, если налицо общие свойства высшей нервной деятельности, а так же, когда родители пользуются у детей авторитетом и когда между ними существует тесный эмоциональный контакт. Большинство страхов передаются детям неосознанно, но некоторые страхи, точнее опасения, могут внушаться детям в навязываемой системе ценностных ориентаций. Таким образом, наследуются не сами страхи, а некоторые общие свойства реагирования.

К моменту поступления в школу у детей наблюдается уменьшение страхов, что обусловлено новой социальной позицией школьника, уменьшающей как эгоцентрическую направленность личности, так и инстинктивно опосредованные формы страха. Но многие страхи трансформируются в другие. В младшем школьном возрасте перекрещиваются инстинктивные и социально опосредованные страхи. Инстинктивные, преимущественно эмоциональные, формы страха – это страх как аффективно воспринимаемая угроза для жизни. Социальные формы страха являются ее интеллектуальной переработкой, своего рода рационализацией страха.

Ведущий страх в данном возрасте – страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Конкретными формами страха «быть не тем» являются страхи сделать не то, не так, не правильно, не так, как нужно. Они говорят о нарастающей социальной активности, об упрочнении чувства ответственности, долга, обязанности. Часто встречаемой разновидностью страха «быть не тем» будет страх опоздания в школу, более широко это страх социального несоответствия и неприятия. Больше этот страх выражен у девочек, т.к. они раньше, чем мальчики, усваивают социальные нормы, в большей степени подвержены чувству вины и более критично воспринимают отклонения своего поведения от общепринятых норм .

Существует термин «школьная фобия», что подразумевает навязчиво преследующий некоторых страх перед посещением школы. Нередко это не столько страх школы, сколько страх ухода из дома, разлуки с родителями. Иногда родители боятся школы и непроизвольно внушают этот страх детям или чрезмерно контролируют выполнение домашнего задания. В результате этого ребенок становится неуверенным в своих силах, сомневается в своих знаниях и привыкает надеяться на помощь по любому поводу.

В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтами со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Это характерно для эмоционально-чувствительных, часто болеющих и ослабленных мальчиков, особенно для перешедших в другую школу.

Контрольные работы являются источником давления. Они кажутся детям очень важными и даже очень хорошие ученики понимают, что им могут задать вопрос, на который они не ответят. Волнение перед контрольной работой может плохо повлиять на способность ребёнка ответить на вопрос, который он точно знает, а лимит времени, отведённого на выполнение работы иногда заставляет детей делать глупые ошибки. Контрольные – это типичный случай запугивания себя, когда в голове постоянно крутятся мысли типа: «Я недостаточно занимался, я не знаю правильного ответа, я по лучу плохую отметку». Волнение от этого усиливается, и очень скоро ребенок попадает в ловушку запугивания, с трудом сосредотачиваясь на задании.

Кроме «школьных» страхов для детей этого возраста типичен страх стихии – природных катаклизмов: бури, урагана, наводнения, землетрясения. Этот страх отражает особенность мышления данного возраста – магическое мышление – склонность верить в «роковое» стечение обстоятельств, «таинственные» явления, предсказания и суеверия. Магический настрой находит свое отражение в кошмарных сновидениях детей данного возраста.

Типичными страхами у младших школьников являются страхи Черной Руки и Пиковой Дамы. Черная рука – это вездесущая и проникающая рука мертвеца, в чем нетрудно увидеть наследие Кощея, точнее – всего того, что от него осталось. Напоминает о себе и Баба Яга в образе Пиковой Дамы. Это такая же бесчеловечная, жестокая, хитрая и коварная, способна наслать колдовские чары, заговорить, превратить в кого-либо или что-либо.

В младшем школьном возрасте Пиковая Дама может оживлять страх смерти, исполняя роль вампира, высасывающего кровь из людей и лишающего их жизни. В страхе детей перед Пиковой Дамой часто звучит беззащитность перед лицом воображаемой смертельной опасности, усиленная разлука с родителями и идущими из более раннего возраста страхами темноты, одиночества и замкнутого пространства. Данный страх типичен для эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, привязанных к родителям. Также он характерен для детей, имеющих строгих, постоянно угрожающих и наказывающих матерей, что означает страх отчуждения от образа любящей, доброй и заботливой матери. Эти матери одновременно невротичны и истеричны, зациклены на своих проблемах, никогда не играют с детьми и не подпускают их к себе.

Для младших школьников характерно сочетание социального и инстинктивно опосредованных страхов, прежде всего страхов несоответствия общепринятым нормам и страхов смерти родителей на фоне формирующегося чувства ответственности, магического настроя и выраженной в этом возрасте внушаемости.

Причины страха не так многообразны как могут показаться. Понять их – значит наполовину избавиться от этого иррационального чувства.

Нет ни одного человека, который мог бы сказать: «Я ничего не боюсь», и в это время не солгать. Страхи есть у каждого, и это естественные чувства, свидетельствующие о здоровой психике. Ведь они заложены самой природой, и благодаря им включается инстинкт самосохранения.

Нормальные страхи и Фобии – это абсолютно два разных чувства. Если в естественных страхах, таких как: боязнь потерять близкого человека, боязнь за собственную жизнь — нет ничего патологического, то фобии являются деструктивными чувствами, разрушающими мышление. Они способны толкать людей на неадекватные поступки, снижать качество жизни.

Фобий существует множество, их насчитывается до 300 видов. Некоторые могут показаться смешными, как например, авидсофобия (боязнь человека быть превращенным в птицу), некоторые серьезными – абортивуфобия (страх выкидыша или аборта), родентофобия (страх крыс).

Какой бы фобия не была – с ней нужно бороться, но для выбора адекватных средств достижения победы необходимо выяснить причины появления патологического страха.

Причины страха

Одно дело – испытывать страх и совсем другое – пытаться понять его причину, причем сделать это совсем непросто. Для того чтобы добраться до истины, необходимо, как минимум, обладать знаниями в области психологии, умением понимать природу человека, проводить тщательный самоанализ, ориентироваться в законах мироздания. Но это не означает, что обычному человеку не под силу понять причину своего страха.

Разобраться в собственных чувствах можно, но для этого стоит отбросить все поверхностные факторы, вызывающие страх и попытаться мыслить глубже.

У взрослых

К глобальным причинам всех страхов, возникающих во взрослом возрасте, можно отнести:

  1. Привязанность и обусловленная ею зависимость от внешних объектов .Она основана на том, что каждый человек в той или иной степени «прикипает» к определенному объекту. Это могут быть деньги, семья, друзья, объекты собственности, работа. Привязанность формирует чувство зависимости от того, на что направлена. На этом фоне у человека формируется страх потерять, повредить или ухудшить то, к чему он привык и от чего зависит. Не стоит цепляться за вещи, ведь это противоречит естественным законам эволюции, нарушить которые невозможно. Важно понять, что обстоятельства, люди, объекты — это все временное явление. Источник радости необходимо искать внутри себя, а не во внешней среде. Это даст возможность смотреть на мир по-другому, впустить в жизнь что-то большее, чем то, что осталось позади, позволит избавиться от терзающих страхов.
  2. Чувство обособленности и отсутствие веры в Бога, в космический порядок мироздания . Неумение причислить себя к единой системе, невозможность осознать себя частью целого неизбежно формирует страх. Так же как и неверие в существование определенного порядка, неверие в Бога заставляет человека постоянно испытывать чувство неуверенности, обреченности, страха перед неизведанностью. Вера в Бога позволяет жить спокойней и счастливей, избавиться от напрасных тревог.
  3. Ощущение собственной некомпетентности , когда человек считает себя несостоятельным, не верит в собственные силы, умения и способности. Это благодатная почва для роста комплекса неполноценности, страха быть отверженным другими людьми, боязни вызвать их неодобрение.
  4. Чувство отождествленности с конкретным объектом . При этом человек идентифицирует себя как материальный объект, который рано или поздно умрет. На этом фоне естественным образом развивается страх собственной гибели. Впоследствии он может выражаться в формировании фобий, например, в боязни посещать врачей, в боязни старости, инвалидности и пр. Может себя отождествлять человек и с собственной профессией. Это вызывает боязнь потерять ее. Сродни этому страх потери определенного положения в обществе, страх слабоумия.
  5. Эзотерическая теория , объясняющая причины возникновения страхов. Например, если человек боится утонуть, то в прошлой жизни он скорее всего, погиб, захлебнувшись в воде. То есть страхи основаны на том, что происходило с душой человека в прошлых реинкарнациях.

У детей

У большинства детей страх закладывается в процессе воспитания. Чувство тревоги за ребенка заставляет родителей постоянно предостерегать его от различных опасностей, тем самым формируя пока еще неосознанный страх перед конкретным объектом.

Так, страх смерти, который отчасти заложен в человека природой, усугубляется в процессе социального развития, при накоплении негативного опыта.

Родители ежедневно пугают ребенка угрозами, кажущимися на их взгляд безобидными, как то: «Я оставлю тебя дома одного», «Я закрою тебя в темной комнате». Таким образом формируется большинство страхов, во взрослой жизни перетекающих в фобии. Поэтому родителям необходимо быть как можно более осторожными в своих высказываниях.

Так, Грэй разделил причины детских страхов на несколько категорий:

  • интенсивность стимулов (например, воздействие боли или громкого звука из-за своей силы порождают страхи);
  • новизна (например, ребенка могут пугать незнакомые лица или новые предметы);
  • социальное воздействие ;
  • выработанные в процессе эволюции сигналы опасности (те, которые несут угрозу части членов вида).

Боулби были выделены основные детерминанты страха, носящие врожденный характер. Среди этих стимулов:

  • животные;
  • темноты;
  • одиночество;
  • высота;
  • боль;
  • незнакомые люди;
  • внезапное приближение и изменение стимула.

Медицинский фактор

Приступы паники и страха нередко вызывают медицинские факторы. То есть, они обусловлены конкретными изменениями, происходящими в организме.

Среди них можно выделить:

  1. Нарушения функции щитовидной железы . Неполадки в гормональном балансе способны спровоцировать страх без причины. Поэтому опытный психолог должен распознать корни таких деструктивных чувств и перенаправить пациента к эндокринологу.
  2. Инфекционные заболевания , вызывающие подъем температуры, например, грипп. Причем мало кто знает, что внезапные панические приступы страха при подобных болезнях – это естественное явление.
  3. Ишемическая болезнь сердца . Первые ее симптомы могут выражаться в страхах, возникающих в ночные часы. Он медленно нарастает, вызывает непонятное беспокойство, которому нет объяснения.
  4. Брадикардия . Постоянная тревога может преследовать человека при ослабевании пульса. Чувство страха при брадикардии может приводить больного к обморокам.
  5. Аритмия – еще одна сердечная болезнь, которая может провоцировать необъяснимое ощущение страха. При этом все нарушения в работе сердца, в том числе и аритмии провоцируют страх смерти.
  6. Астено-невротический синдром , от которого чаще всего страдают женщины, способен заставлять ее испытывать чувство беспокойства, тревоги, ожидания чего-то плохого.
  7. Гипоталамический синдром , также присущий женщинам провоцирует внезапные, но сильные бурные натиски страха. Он наступает внезапно, быстро усиливается, вызывая физические нарушения (тремор рук, учащение пульса, ватные ноги), и быстро проходит. Весь приступ может занимать до 40 минут.

Что делать?

Выявить причину, вызывающую страх – это половина успеха на пути борьбы с ним. Однако мало просто понять, что провоцирует иррациональное чувство, важно знать что следует предпринять, чтобы его преодолеть.

В борьбе со страхами могут помочь следующие рекомендации:

  1. Причины, порождающие страх нужно уметь анализировать. В этом могут помочь 3 ступени, предложенные еще Аристотелем: собрать факты проанализировать их прийти к решению и начать действовать .
  2. Полезно использовать на практике «Теорию занятости», которая по уверениям Д. Карнеги позволит вытеснить из головы чувство беспокойства. Для этого необходимо постоянно занимать себя, не терять душевного равновесия из-за незначимых мелочей, разобраться в собственных тревогах и примириться с неизбежным.

В этих двух простых, но емких советах заключен глубокий смысл, который поможет побороть страхи, вызванные глобальными причинами.

Важно помнить, что бояться – это естественно, а вот испытывать фобии – значит отравлять собственную жизнь. Поэтому так важно понять причины страха и не дать им трансформироваться в более иррациональное чувство.

Видео: Слово психологу

Была передача по телевизору о страхе, в которой говорилось, что ни один человек, изучающий работу подсознания, не ответит на вопрос, что такое страх? Попробуем разобраться. Страх, равно как и агрессия, присущ любому живому существу. Страх предупреждает нас об опасности, страх накапливается в нас в виде эмоционального опыта, впрок, чтобы мы могли вовремя среагировать на опасность и не допустить ее в будущем. Но этот же эмоциональный опыт, становится нашим разрушителем, поскольку застрявшие ранки страха реагируют на него по поводу и без повода. Ученый проводил эксперимент над маленьким ребенком. Он дал ему играться с белой крысой, а потом, за его спиной, резко ударил молотком в барабан, после чего ребенок стал бояться не только крысы, но и всего белого. Далее, провели эксперимент с детьми разных возрастов, показывая им «страшные» картинки. Чем старше были дети, тем с большим беспокойством они на них реагировали. У детей пятилетних образовывался симптом тревожности, который мог в дальнейшем сказаться на их развитии и психическом здоровье. У животных страх может быть врожденным. Например, кошки инстинктивно боятся воды, хотя их этому никто не учил. Люди пытаются разными способами справиться со страхом. Часто, это преодоление связано с подавлением страха, что не устраняет проблему, а лишь загоняет ее вглубь. Например, курильщик подавляет страх перед последствиями от курения. При этом, он временно решает проблему страха, но не избавляет себя от последствий от вредной привычки. Некоторые люди, для борьбы со страхом, используют садомазохистские способы, с причинением себе или другим боли. Когда впервые возникает страх и можно ли как-то ему противостоять? Страх возникает тогда, когда мозг не может справиться с раздражением. Это происходит при первом травмирующем опыте после зачатия (смотрите описание в статьях «Внутри» и «Зарождение души. Первополомка»). Подавляется раздражитель и происходит убегание в страх, создающий мирок – ракушку, из которого можно по чуть-чуть выглядывать и снова прятаться в свой мирок – крепость, чтобы избежать сильного травмирования. При этом, все действия начинают протаскиваться через страх. Человек становится слабее, но сохраняет свою жизнь. Если однотипное травмирование происходит постоянно или оно слишком сильно, то возникает психотравма, на основе которой выстраивается вся последующая жизнь. Все наши комплексы, страхи идут из детства. Но не все люди подвержены доминирующему страху, есть те, у которых преобладает агрессивная составляющая и страх не так выражен. Есть люди «рабы» по своей натуре, которые привыкли подчиняться, а есть свободолюбивые, которых невозможно сломать, и ради своей свободы, они готовы пойти на смерть. Но это все – проявление крайности, а какова же норма, или страх всегда будет основополагающим в поведении человека? А норма заключается в равновесии, в поддержании баланса сил между страхом и агрессией. Это называется «механизмом саморегуляции» и стремление к нему заложено в человеке природой. Страх нельзя подавлять (за исключением экстремальных ситуаций), его надо осмысливать. В процессе деятельности, нам постоянно приходится подавлять страх, а чтобы устранить последствия от таких подавлений, надо как следует высыпаться и не допускать переутомления. Каким образом, когда современные нагрузки запредельные? За счет более лучшей организации своей деятельности, которая осуществляется с помощью снижения возбудимости. Чем ниже возбудимость, тем шире охват, глубже проникновение в суть, меньше затрат энергии, лучше организованность. Если жить на подстегиваниях нервной системы, что делает большинство людей, то будет происходить износ организма и количество страхов будет нарастать. Вы можете решать проблемы с позиций силы или с позиций страха, и то и другое будет неправильно, так как будет являться крайностью, а при любой крайности процесс накопления ошибок (раздражений), всегда будет опережать их сброс. Подавленные страхи не исчезают, а накапливаются, как через полупроводник и разрушают изнутри, как червоточина, минуя сознание. Часть из них, во время сна, успевает осмысляться и упраздниться, а часть оседает в подсознании, постепенно становясь могильщиком всего организма. Чем больше их накапливается, тем больше усилий приходится затрачивать на их подавление (если страхи не подавлять, то невозможно будет мыслить), а постоянное подавление ведет к износу нервной системы и всего организма. Каким образом можно справиться со страхом, если он уже засел? Только не его подавлением. Страху надо дать выйти. Ранкам страха надо дать возможность раскрыться и зажить (в первую очередь, это происходит само, во время глубокого сна). Это больно, это та боль, которую вы подавили, получив за это временное облегчение. Но платой явилось повышение раздражимости постоянно подавляемой ранки и количественное накопление страхов. Зато, после раскрытия ранки и снижения ее раздражимости, начнет активизироваться сильное «Я», которое было подавлено страхом, и травмирующие ситуации начнут рассматриваться с позиций силы, что тоже есть крайность, но через которую, для восстановления равновесия, придется пройти. Когда сильное «Я» наберет свое, восстановится механизм саморегуляции (чередование активности двух половин мозга), и реакция на раздражения станет разумной, а психика - устойчивой. При устойчивой психике, ни страх, ни агрессия, устойчиво не доминируют (могут быть небольшие перепады), а вплетаются в общую связку чувств, для осмысления и контроля реальности. Противоположности тогда сбалансированы, когда внимание устойчиво. При этом, мысль полностью раскрепощена и свободно может гулять по всей голове, но без заклинивания на крайностях. Чрезмерное упование только на силу, может нанести непоправимый вред здоровью. Например, во время болезни, страх принуждает свести любую активность к минимуму, чтобы все силы организма смогли сосредоточится на борьбе с болезнью. Если же вы упорно будете доказывать себе, что никакая болезнь вас не возьмет и продолжите активный образ жизни, то еще больше усугубите ситуацию. Болезнь нельзя передавливать, ей надо дать выйти. По причине подавления тревожных симптомов, происходят инфаркты, инсульты. Человек боится признаться себе, что он может быть слабым, когда он утвердил себя сильным. Слабость тоже необходима человеку, как противовес силе. Сила заключается не в агрессии, жестокости, а в равновесии, которое объединяет все воедино и может концентрировать силы в любом направлении, при максимальной расслабленности. Чтобы справиться со страхом, надо научиться смотреть ему в глаза. Это, как в темной комнате, в которой страшно, потому что ситуация непонятная и не прогнозируемая. В этом случае, спасает страх, который принуждает сжаться и действовать очень осмотрительно. Но стоит только зажечь свет, как все тайное становится явным и страх уходит. Если и в темной комнате сделать внимание устойчивым и подключить для осмысления обстановки все чувства, то количество страхов снизится. Люди подсаживаются на боевики, чтобы набить свою голову моделями поведения в «страшных» ситуациях. Это не избавляет от страха, а только добавляет его. Человек с уравновешенной психикой, никогда не будет смотреть этот мусор, потому что он всегда будет действовать не по заранее заготовленным шаблонам, а от ситуации, осознанно. Для удержания устойчивого внимания надо прилагать усилия (когда эмоции захватывают, никаких усилий прилагать не надо), но зато это избавит от большого количества страхов и позволит сохранить себя, свою целостность. Лекарства от страха не существует. Лекарство лишь одно: это – смотреть страху в глаза и решать проблемы, которые породили страх. Все хорошее требует приложения усилий…. Процесс самосовершенствования человека, общества связан с борьбой со страхом. Чем более развито общество, как в техническом, так и в духовном плане, тем более оно защищено от всевозможных угроз. 4.04.2014 г.



Новое на сайте

>

Самое популярное