Домой Урология Эволюция и революция как формы социального изменения. Социальные изменения

Эволюция и революция как формы социального изменения. Социальные изменения

соотносительные социально-философские понятия, конкретизирующие применительно к социальной форме движения материи общефилософский закон перехода количественных изменений в качественные я обратно. Эволюционные изменения в экономической, социальной и духовной сферах общественной жизни подготавливают и неизбежно вызывают революционные изменения в об-ве в целом, и наоборот, Р. приводит к новому характеру эволюционных перемен. Понятие Э. и р. не только соотносительны, но и относительны: процесс революционный в одном отношении может быть эволюционным в др. Критерий для различения Э. и р. объективен. Эволюционные изменения - это увеличение или уменьшение того, что есть, а революционные изменения - это процесс возникновения нового, того, чего в старом не было. Э. и р. диалектически связаны, ибо новое не может появиться из ничего, как продукт сверхъестественного творения (Креационизм), а лишь как результат развития старого. Но простое изменение старого не может породить нечто принципиально новое. Последнее появляется как перерыв постепенного эволюционного развития старого, как скачок в новое состояние. Понятие Э. применяется часто и вне непосредственной связи с понятием Р. В этом случае понятие Э. трактуется широко, как концепция, противостоящая теориям, отрицающим (или ограниченно понимающим) изменчивость природы и об-ва, и используется как синоним понятия “развитие”, включающего в себя как количественные, так и качественные изменения. Для метафизического мышления характерно стремление абсолютизировать либо количественные, эволюционные, либо качественные, революционные, изменения, разрывая их и противопоставляя одно др. Развитие рассматривается либо как плоская Э. (Ламарк, Спенсер), либо как процесс причинно необусловленных скачков (Кювье). Применительно к социальным процессам метафизика проявляется как при отказе от Р. и абсолютизации постепенных изменений и реформ, так и при левацких призывах к “прямому” революционному насилию, способному якобы решить все социальные проблемы (Анархизм).

Эволюция и революция - виды становления. Лишь сравнительно недавно они были осознаны людьми как важные идеи-понятия. В неорганической природе им соответствуют постепенное изменение (постепенность) и скачкообразное изменение (скачок).

Эволюция и революция - процессы, которые охватывают собой сложные органические изменения, т. е. их необходимым элементом являются процессы развития . Скачок и постепенность характеризуют сравнительно простые изменения. Они используются главным образом для характеристики неорганических процессов. Например, выветривание скалы вплоть до ее полного исчезновения - это постепенное изменение, а разрушение скалы в результате землетрясения - это скачкообразное изменение.

Кстати, эволюционная теория Ламарка и теория катастроф Кювье суть не что иное как попытки объяснения сложных органических процессов эволюции и революции с помощью неорганических понятий постепенности и скачка.

Примером редукционистского истолкования понятий эволюции и революции (в смысле неорганических понятий постепенного и скачкообразного изменений) является также их использование для характеристики масштабных геологических процессов. Последние, при всей вовлеченности в них биосферных процессов, остаются все же по своей природе неорганическими . В них нет процессов развития , нет восхождения от низшего к высшему , как это мы наблюдаем в живой природе.

Дарвиновская теория происхождения видов, хотя и использовала язык органических понятий, обладает тем недостатком, что она пыталась объяснить революционные по своей сути процессы (а происхождение видов относится к таковым) с помощью инструментария эволюционной теории. Лишь с появлением генетической теории мутаций стало возможным объяснение биологических революций. В этой связи, с категориально-логической точки зрения правильнее говорить не об эволюции живой природы, а о ее становлении. Ведь теперь совершенно ясно, что в живой природе наряду с эволюционными (постепенными) процессами время от времени случаются революционные (скачкообразные) процессы. И последние не менее важны для становления живой природы, чем первые.

Отношение между понятиями революции и эволюции обоюдно-симметрично. Как революция логически связана с эволюцией, предполагает ее, так и эволюция логически связана с революцией, предполагает ее. Иными словами, становление полноценно лишь при наличии обоих процессов: революции и эволюции. Без революции становление не двигается вперед, не прогрессирует, «топчется на месте», «ходит кругами», повторяя, воспроизводя одни те же формы. Без эволюции становление эфемерно, нежизнеспособно, катастрофично.

Революция решает задачу достижения более высокой ступени становления через рождение нового, небывалого.


Эволюция решает задачу развития, совершенствования и распространения нового, укрепления его позиций на достигнутой ступени лестницы становления. Революция - это переход от более низкой, более простой формы развития к более высокой, более сложной форме. Эволюция - это развитие развития, т. е. развитие однажды возникшей формы развития.

Революция происходит от позднелатинского revolutio, что значит поворот, переворот . В самом деле, революция - это переход одной противоположности в другую, изменение вплоть до наоборот, поворот на 180% и т. д. и т. п. В ней акцент падает на изменении, на противоположности. Эволюция происходит от латинского evolutio, что значит развертывание . В отличие от революции в эволюции акцент падает на сохранении, на изменении внутри сохранения, на развертывании того, что есть . Мы видим, что этимологически слово эволюция близко по смыслу нашему русскому слову развитие . Это, действительно, очень близкие категории. Тем не менее они отображают разные срезы реальности. Эволюция выступает в паре, в логической связи с революцией . У развития нет такой пары. Если теперь привести конкретный пример развития: эмбриональное развитие (эмбриогенез) - то увидим, что это развитие принципиально отличается от эволюции. Оно строго циклично, спиралеобразно, запрограммировано, протекает строго определенным образом и т. д. Эволюция не такова. Ее цикличность, спиралеобразность, запрограммированность не так выражены. Бессмысленно говорить о развитии зародыша как эволюции. Далее, если возьмем развитие человека от момента рождения, то и в этом случае разница между развитием и эволюцией очевидна. Индивидуальное развитие человека в высокой степени запрограммировано и генотипически, и фенотипически. Человек так или иначе «проходит» этапы детства, юности, зрелости... Если же он эволюционирует (например, в своем поведении, в своих взглядах), то эта эволюция может быть самой разной и непредсказуемой.

Биологическая революция - это возникновение нового вида (новых видов) живого, стоящего (стоящих) на более высокой ступени становления живой природы...

Революция, обновляя действительность, создает условия для дальнейшего эволюционного процесса, т. е. для перехода действительности в возможность (появления широких перспектив, открытия все новых и новых возможностей).

Выше, сравнивая становление и развитие, я говорил о том, что становление - это цепь переходов от низших форм развития к высшим или от развития одной степени сложности к развитию другой, более высокой степени сложности и от развития этой степени сложности к развитию еще более высокой степени сложности. Более общее представление о становлении как движении от одного уровня взаимоопосредствования, органического синтеза к другому уровню, а от этого другого к третьему и т. д. дает приводимая ниже диаграмма (рис. 19) .


Закон перехода количества в качество определяет характер процесса развития. Для уяснения этого рассмотрим два пути развития: революционный и эволюционный.

При ближайшем рассмотрении оказывается, что нет противоречия между революционными и эволюционными процессами. Более того, это не различные процессы, а две стороны одного и того же процесса развития, настолько близкие, что их трудно отделить друг от друга. Каждый из них является составной частью друг друга. Любая система состоит из множества частей. Каждый объект является частью большой системы, с другой стороны он сам состоит из множества элементов. Развитие объекта происходит путем преобразования каждого элемента революционно, в то время как совокупность этих переходов по мере их накопления и представляет собой эволюционный процесс. Революционный процесс – это одновременное лавинообразное изменение состояния большинства его элементов.

С другой стороны, революционный процесс есть составляющая часть более общего процесса эволюции. Развитие каждого объекта происходит постепенным накоплением скачкообразных переходов элементов, и, когда их набирается достаточное количество, объект теряет свое состояние равновесия и переходит в новое с одновременным изменением состояния остальных входящих элементов. Эволюция системы происходит путем микрореволюций своих составляющих без заметных изменений характера системы. Когда эти микроизменения накапливаются, на заключительном этапе происходит лавинообразное ускорение общего эволюционного процесса, приводящее к качественным изменениям всей системы. Это и есть революция.

С этой точки зрения эволюция сознания масс во время империалистической войны есть составная часть (начальный этап) Великой Октябрьской революции, а сама Октябрьская революция есть составная часть всемирного эволюционного процесса.

Каждая составляющая в свою очередь представляет тоже сложную систему, в которой также развитие идет чередованием эволюции и революции. Сходство и переплетение революций и эволюций настолько велико, что зачастую трудно различить революционные изменения, являющиеся следствием революционного процесса, от нередко быстро протекающих изменений эволюции. Разница в том, что при эволюции система сохраняет себя вблизи того же состояния равновесия, а при революции она переходит в качественно новое состояние равновесия. Революция обычно быстрее эволюции, но далеко не всегда. Революции и эволюции происходят под влиянием как внутренних, так и внешних причин. К внутренним относим назревшие внутренние противоречия, которые готовы снять себя сами, разорвав систему, внешние - это внешние воздействия, сопротивляться которым система не в силах.

Каждый долго сохраняющий равновесие объект является гомеостатом. Гомеостат — это объект, на всякое внутреннее и внешнее воздействие вырабатывающий своё противодействие, позволяющее ему сохранять равновесие. Назовем это противодействие силой возврата. Сила возврата обычно значительно больше возмущения. С ростом возмущения растет и сила возврата, но в меньшей степени. Приближение возмущения к силе возврата уменьшает устойчивость объекта. Будем называть такое явление возрастанием напряженности. На фоне процесса развития это приводит либо к эволюции объекта, либо к слому объекта, то есть к революции. Для революции достаточен при большой напряженности даже малый толчок – микрокризис.

Изменение качества объекта под влиянием накопившихся противоречий и повышения напряженности — всегда процесс революционный, происходящий скачком.

Процесс эволюции постепенный, при нём происходит накопление изменений объекта, не меняющих его сущности, но снижающих напряженность. Рано или поздно количество этих изменений вызовет изменение сущности объекта и переход его в новое качественное состояние скачком. Скачкообразный переход означает только то, что переход происходит без промежуточных состояний, но не обязательно мгновенно. Революционные и эволюционные процессы переплетаются, и из них состоит общий процесс развития и перехода системы в новые качественные состояния.

Использование закона о переходе количества в качество дает возможность рассчитать как напряженность, так и количество накопившихся изменений и просчитать с большой долей вероятности грядущие события и революции и эволюции.

Социалистическая революция

Социалистическая революция — это революционное преобразование в политической и экономической области. Политическое преобразование — это приход к власти сил, которые будут в состоянии совершать дальнейшие преобразования построения социализма. Такая сила известна: это пролетариат во главе с пролетарской партией, вооруженной марксизмом-ленинизмом. Власть при этом должна осуществляться посредством установления диктатуры пролетариата.

Экономическое преобразование — это обобществление средств производства и природных богатств в руках всего народа и передача их под управление государственной власти (диктатуре пролетариата).

Революция может быть осуществлена только благодаря действию заинтересованной части населения, если она будет иметь силы для свершения революции. Заинтересованной частью населения является пролетариат и некоторые полупролетарские слои. Силу и влияние на ситуацию в стране имеет только пролетариат. Таким образом, движущей силой социалистической революции может быть только пролетариат. Немаловажное значение имеет привлечение к революции полупролетарских и мелкобуржуазных слоев. Многие из их представителей оказались в этих слоях из-за безработицы и безысходности.

Для возникновения революционной ситуации должен произойти рост напряженности в обществе до критического предела. При отсутствии критического уровня поляризации все может кончиться поражением восстания.

Взятие власти и установление диктатуры пролетариата это не одно и то же. Установление диктатуры пролетариата это создание полноценной управляющей структуры на всей территории страны. Это принятие всеохватывающего кодекса законов. Это реализация условий для выполнения этих законов.

История человечества показывает процессы развития диктатуры и демократии. Диктатура — это неограниченная власть одной личности или группы лиц, отличающихся по какому либо признаку: по рождению, по сословию, по обладанию военной силой, по экономическому положению. При единоличной диктатуре демократии, конечно, нет, но при групповой диктатуре внутри господствующей группы в той или иной степени используется демократия, то есть коллективный, равноправный способ принятия решений. Демократия внутри хунты или аристократии – демократия узкого круга лиц, буржуазная демократия – демократия более широкого круга лиц — демократия подавляющего меньшинства, живущего за счет большинства и принуждающего большинство к работе на это меньшинство. Подавляющего – потому что подавляемое большинство всегда будет сопротивляться экономическому и политическому принудительному неравенству.

Буржуазная диктатура (демократия) для подавления использует два метода принуждения: экономический (власть голода) и силовой (наемные охранники власти всех видов). Диктатура пролетариата (пролетарская демократия) по своей природе не предусматривает обязательного подавления, но применяет таковое в случае вооруженного или экономического сопротивления революционным преобразованиям.

Первым шагом к ликвидации диктатуры буржуазии могли бы быть меры по установлению справедливости в проведении выборов. Сейчас результат выборов зависит от многих факторов, но, в конечном счете, от используемых финансовых средств. Выравнивание финансовых возможностей кандидатов может быть осуществлено при запрете использования собственных средств. Все предвыборные действия только за счет государства. Источником может быть специальный избирательный налог. В сочетании с производственным принципом выборов это растворит буржуазную диктатуру. Диктатуру пролетариата при этом нужно будет еще устанавливать.

Революции – естественная составляющая процесса развития и избежать их не удастся, последствия революций зависят от того, как она пройдет. Для нас желательно чтобы она прошла бескровно.

Другие материалы по теме:

10 комментариев

Василий, Горький 27.11.2012 15:06

«Только негодяи или дурачки могут думать, что пролетариат сначала должен завоевать большинство при голосованиях, производимых ПОД ГНЕТОМ БУРЖУАЗИИ, ПОД ГНЕТОМ НАЕМНОГО РАБСТВА, а потом должен завоевать власть. Это верх тупоумия или лицемерия, это — замена классовой борьбы и революции голосованиями при старом строе, при старой власти». В.И. Ленин. (ПСС, том.39. стр.219).
Конечно хотелось бы бескровно, да разве буржуины уйдут без кровопускания.

М.Н. Антоненко 27.11.2012 16:07

Статья «О революции и эволюции» является продолжением эклектики в теории развития, выдвинутым Эдуардом Бернштейном. Он впервые противопоставил эволюции и революцию. До настоящего времени это противопоставление используют отдельные философы, которые не понимают научной теории развития природы и общества.

Природа развивается в соответствии с теорией ЕСТЕСТВЕННОЙ ЭВОЛЮЦИИ. В ней имеется три пути развития: ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация. Развитие в природе происходит под воздействием ВНУТРИВИДОВОЙ борьбы за существования. Это научно доказал Ч. Дарвин. Его теория развития природы называется дарвинизмом.

Развитие общества происходит в соответствии с теорией АНТРОПОГЕННОЙ ЭВОЛЮЦИИ. Согласно этой теории имеется три возможных пути развития общества: революция, реформизм и контрреволюция. Развитие в обществе происходит под воздействием борьбы КЛАССОВ, т.е. в результате сознательной деятельности людей. По источнику развития различаются эволюция природа и эволюция общества. Это научно установили К.Маркс и Ф. Энгельс. Их теория развития общества называется марксизмом.

В своей статье Юрий Антонов повторил основные положения эклектической теории Бернштейна, в которой эволюция и революция рассматриваются как сменяющиеся друг друга периоды развития общества. В реальности революция сменяется не эволюцией, а контрреволюцией или реформизмом. Это хорошо видно на истории развития России в последние сто лет.
Автор статья по своему мировоззрению является бернштейнианцем, а не марксистом.

Валентина 27.11.2012 20:33

Автору следовало указать, что он рассматривает эволюцию и революцию в борьбе между классом эксплуататоров и классом противоэксплуататоров, за обладание властью в стране.
Эволюция классовой борьбы это этап подготовки к взятию власти. Революция это сам акт взятия власти противоэксплуататорским классом в свои руки. Свершение революции, то есть взятие власти противоэксплуататорским классом наступает, когда в стране начинают действовать законы установленные противоэксплуататорским классом.
Взятие власти это всегда насильственный процесс. Насильственный потому, что эксплуататоры никогда добровольно не откажутся от власти. Но размер жертв насильственного взятия власти зависит от качества подготовки акта взятия власти. Чем большее число людей участвует во взятии власти, чем лучше подготовлены участники взятия власти, чем правильнее руководство людьми, берущими власть, тем меньше страдает людей при взятии власти.
Эволюционного, постепенного, ненасильственного взятия власти из рук эксплуататорского класса не существует. Люди, призывающие взять власть в руки противоэксплуататорского класса, мирным, «эволюционным » путем, без применения насилия над эксплуататорами, например, путем участия в выборах в буржуазные органы власти, есть предатели интересов противоэксплуататорского класса и защитники власти эксплуататоров. Например, руководство КПРФ уже двадцать лет удерживает противоэксплуататорский класс от свержения власти эксплуататоров.

Валентина 27.11.2012 20:57

Автор пишет: » Силу и влияние на ситуацию в стране имеет только пролетариат. Таким образом, движущей силой социалистической революции может быть только пролетариат».
————————————
Уважаемый Юрий Антонов, перестаньте мыслить устаревшими, исчезнувшими категориями. Нет сегодня пролетариата, являющимся могильщиком капитализма. Сегодня могильщиком капитализма и создателем противоэксплуататорского социализма является противоэксплуататорский класс.

Валентина 27.11.2012 21:28

Автор пишет: » Для возникновения революционной ситуации должен произойти рост напряженности в обществе до критического предела. При отсутствии критического уровня поляризации все может кончиться поражением восстания».
——————————————————————-
Уважаемый Юрий Антонов, революционная ситуация, то есть вероятность подъема эксплуатируемых масс на свержение власти эксплуататоров, зависит не только от размера грабежа и насилия эксплуататорским классом, но и от степени политического воспитания и организации эксплуатируемых масс России коммунистической партией. Руководство КПРФ, купленное властью путиноидов, проповедует тактику выжидания «созревания» революционной ситуации, убеждая противоэксплуататорский класс России об «исчерпании лимита на революцию».

Валентина 27.11.2012 21:53

Юрий Антонов пишет: «Первым шагом к ликвидации диктатуры буржуазии могли бы быть меры по установлению справедливости в проведении выборов».
——————————————

Уважаемый Юрий Антонов, установление справедливости в проведении выборов, возможно только при диктатуре вооруженного противоэксплуататорского класса. Поэтому первым шагом к ликвидации диктатуры буржуазии должно быть свержение власти эксплуататоров и установление в России власти противоэксплуататорского класса. Это Зюганов, прислуживая власти путиноидов, подменяет свержение власти эксплуататоров и взятие власти людьми противоэксплуататорского класса, призывами к установлению честных выборов, при сохранении власти эксплуататоров. За это путиноиды хорошо платят Зюганову. Ну а Вам то, Юрий, зачем призывать к первому шагу — » установление справедливости в проведении выборов» при власти эксплуататоров?

Ю Антонов 27.11.2012 23:38

Пролетариат обретает власть, когда его сила превосходит противодействующие. тогда он в лице пролетарской партии может взять власть. Следует иметь в виду, что взятие власти только переворот, еще не установление диктатуры пролетариатаи более еще не революция. Диктатура пролетариата появится только после формирования сверху до низу пролетарских управляющих структур. А социалистическая революция это коренное преобразование всех сторон общественного строя, условие такого преобразования диктатура пролетариата.
Революция и эволюция это не сменяющие друг друга периоды развития, во время развития происходит эволюция и накопление противоречий, революция это слом старых структур, изменение сущности, скачкообразное разрешение накопленных противоречий. Разрешение противоречий естественный, неизбежный скачкообразный процесс, противоречия накопились, а нужного напряжения еще нет. Пока мешает покорность и равнодушие.

Уважаемая Валентина накопление противоречий в обществе имеет две стороны — грабежи и насилие, как вы сказали, с другой стороны сопротивление эксплуатируемых грабежу и насилию. Чтобы сопротивление представляло собой силу и надо работать(см «О предстоящей нам работе»)
Кстати о пролетариях и пролетариате я писал на этом же сайте. Пролетариат есть, но он не организован, организовать пролетариат — основа решения проблемы.
Не только в России а и в других революциях перед революцией правящие власти растеряли многие рычаги власти. Ослабление власти это плюс для революции. Так что любые шаги ослабления власти оправданы.

Доктор 01.12.2012 15:19

Революция — это, прежде всего, переход на новое качество.Скачок или постепенный переход — сути революции не меняет, к чему бы это ни относилось — к процессу развития природы или к смене социально-экономического строя.
Главная проблема не в подтверждении этого закона диалектики на историческом опыте прошлого, а в том, как конкретно можно применять закон перехода накопленного количества в новое качество. При отсутствии конкретной и объективной формы выражения этого закона(как и других законов диалектики) всегда будет царить субъективизм мнений, даже самых авторитетных.Что и показывает дискуссия. Как в игре в карты — чей козырь старше?!
Статья Ю. Антонова уже заслуживает внимания тем, что обращена к способным размышлять самостоятельно.

М.Н. Антоненко 03.12.2012 13:41

Каким образом завершиться социалистическая революция в обществе?

Общество, согласно историческому материализму, делится на экономический базис (производительные силы и производственные отношения) и политическую и юридическую надстройку. Наиболее революционным элементом в обществе являются материальные производительные силы. Они постоянно развиваются и вызывают необходимые изменения в производственных отношениях и в политической надстройки. «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что́ является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства - от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче - от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение.» (К.Маркс. К критике политической экономии. Предисловие. / http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Krit/krit-00.html#c0 /).
В современных условиях вступили ли материальные производительные силы с отношениями собственности? Да, вступили. Сегодня их развитие сдерживает частная капиталистическая собственность на акции и на рабочую силу. Эту форму собственности нужно заменить общественной собственностью и это будет завершением социалистической революции в обществе, в его экономическом базисе. После ее завершения в базисе последует завершение социалистической революция в политической и юридической надстройке. Так с естественнонаучной точностью будет происходить завершающий этап социалистической революции в современном обществе, которая началась в 1917 г. и все еще не завершена.

Завершение социалистической революции в экономическом базисе будет происходить путем преобразования классовых акционерных обществ в бесклассовые акционерные общества. Других вариантов завершения социалистической революции в экономическом базисе нет.

Идеологи «марксизма» постоянно навязывают рабочему классу «теорию» о необходимости совершения вначале революции в политической надстройке общества. Она уже давно идет и еще пока не завершена, так как не завершена социалистическая революция в экономическом базисе. Поэтому псевдонаучные предложения о необходимости «захвата власти в государстве пролетариатом» не находят отклика в сознании широких масс трудящихся. Ведь у них задача состоит в обобществлении акций и своей рабочей силы, а не в осуществлении политического переворота. Нужно им завершить осуществления экономического переворота, а затем завершить и политический переворот. Постановка перед трудящимися преждевременной задачи по осуществлению политического переворота, является авантюризмом и «левачеством» в политике. Нужно ставить реальную задачу по обобществлению акций и рабочей силы. Для этого имеются все необходимые правовые условия в обществе. Но все еще нет субъективных условий. Нет единой коммунистической партии, которая бы поставила и вместе с рабочим классом и интеллигенцией решила эту всемирно историческую задачу.

vilora73 16.03.2013 07:55

Какая революция, когда любая женщина чувствует себя,как в раю, в магазинах и на рынках.А мужчина- пенсионер не знает, куда ему деть свою вторую машину.

Эволюция и революция - соотносительные социально-философские понятия, конкретизирующие применительно к социальной форме движения материи общефилософский закон перехода количественных изменений в качественные, и обратно. Эволюционные изменения в экономической, социальной и духовной сферах общественной жизни подготавливают и неизбежно вызывают революционные изменения в обществе в целом, и наоборот, революция приводит к новому характеру эволюционных перемен.

Понятия эволюции и революции не только соотносительны, но и относительны: процесс революционный в одном отношении может быть эволюционным в др. Критерий для различения эволюции и революции объективен. Эволюционные изменения - это количественное увеличение или уменьшение того, что есть, а революционные изменения - это процесс возникновения качественно нового, того, чего в старом не было. Эволюция и революция диалектически связаны, ибо новое не может появиться из ничего, как продукт сверхъестественного творения, а лишь как результат развития старого. Но простое изменение старого не может породить нечто принципиально новое. Последнее появляется как перерыв постепенного эволюционного развития старого, как скачок в новое состояние. Т.е. эволюция рассматривается как постепенное изменение и противопоставляется скачкообразному, качественному типу изменений.

В современном научном словаре под общественным прогрессом стали понимать совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий.

Однако, даже закоренелые оптимисты, убежденные в том, что будущее неизбежно должно быть лучше настоящего, осознавали, что процесс обновления не всегда идет ровно и поступательно. Иногда, за движением вперед следует откат – попятное движение, когда общество может скатиться на более примитивные ступени развития. Данный процесс был назван «регрессом». Регресс противостоит прогрессу.

Также в развитии общества можно выделить периоды, когда нет ни явного улучшения, поступательной динамики, но нет и движения вспять. Такое состояние стали называть словом «стагнация» или «застой». Стагнация – чрезвычайно опасное явление. Оно означает, что в обществе включились «механизмы торможения», что оно не способно воспринимать новое, передовое. Общество в состоянии стагнации отвергает это новое, стремясь, во что бы то ни стало сохранить старые, отжившие структуры, противится обновлению. Еще древние римляне подчеркивали: «Если не двигаешься вперед – двигаешься назад».

Общественный прогресс – понятие сложное и неоднозначное. В своем развитии общество не всегда идет по пути усовершенствования. Прогресс может дополняться регрессивными периодами и стагнацией. Рассмотрим и еще одну сторону общественного прогресса, убеждающую нас в противоречивой сущности данного явления.

Прогресс в одной из областей общественной жизни, например, в науке и технике, вовсе не обязательно должен дополняться прогрессом в других областях. Более, того, даже то, что мы сегодня считаем прогрессивным, завтра или в обозримом будущем может обернуться катастрофой. Приведем пример. Многие великие открытия ученых, так, например, открытие рентгеновских лучей или явления деления ядра урана вызвали к жизни новые виды страшного оружия – оружия массового поражения

Тема 8. Особенности современного мира. Процессы глобализации.

Глобализация и ее признаки

Каждое поколение считает себя намного выше всех предыдущих. Ведь благодаря техническому прогрессу оно знает то, чего не знали до него, пользуется вещами, которых раньше не было, ест, пьет и потребляет продукты и услуги, придуманные совсем недавно. Ведь ты современный человек, а они уже «покрылись пылью времен».

Потом это поколение «устаревает», приходят еще более современные люди, которые считают, что до них никто толком не жил, только оно живет по-настоящему. Так проходят поколение за поколением, и не очень-то понимают, что всё то, что отличает один век от другого, не столь существенно.

Вот и сейчас многие воображают, что технический прогресс, социальный прогресс начался совсем недавно, мы на его вершине. И поэтому мы как бы умнее, лучше предков, и поэтому имеем полное право не обращать внимания на их опыт.

Но может быть, мы преувеличиваем важность технического прогресса?

И преувеличиваем именно потому, что мы стали обществом потребления, и функция потребления сделалась едва ли не главной задачей человека

Глобализация - исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы и человечество начинает осознавать свою целостность.

Процесс глобализации состоит из следующих компонентов:

Международное разделение труда

Международное производство

Политические факторы, которые позволяют благодаря экономической зависимости обеспечивать политическое превосходство

Постулаты:

1) процесс глобализации обрел планетарный характер

2) все страны, вовлечённые в глобализацию, получают неоспоримые экономические выгоды

3) глобализация охватывает все стороны человеческого общества: экономику, социальную жизнь, культуру, что ведёт к становлению общечеловеческой цивилизации.

Проблемы:

1) общечеловеческие проблемы, которые затрагивают коренные интересы всей цивилизации и каждого человека

Сохранение жизни и здоровья человека

Продовольственные проблемы

Неравномерность экономического развития в разных регионах

Политическая зависимость развивающихся стран от развитых

Различие в ценах на сырьё и наукоёмкие товары

Влияние научно-технического прогресса

2. Терроризм как глобальное явление. Виды и цели терроризма

Терроризм во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости.

Проявление терроризма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушаются духовные, материальные, культурные ценности, которые невозможно воссоздать веками. Он порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами. Террористические акты привели к необходимости создания международной системы борьбы с ним. Для многих людей, групп, организаций, терроризм стал способом решения проблем: политических, религиозных, национальных. Терроризм относится к тем видам преступного насилия, жертвами которого могут стать невинные люди, каждый, кто не имеет никакого отношения к конфликту.

Однако, терроризм, как глобальная проблема, требует постоянного внимания и изучения и поэтому представляет широкое поле для исследований с последующим их практическим применением. Целью данной работы является изучение и анализ природы терроризма, его негативных последствий в развитии мирового сообщества, изучение явления терроризма в международных и национальных конфликтах; а также современное состояние борьбы с терроризмом на международной арене.

Суть терроризма – насилие с целью устрашения. Субъект террористического насилия – отдельные лица или неправительственные организации. Объект насилия – власть в лице отдельных государственных служащих или общество в лице отдельных граждан (в том числе иностранцев, или госслужащих иных государств). Кроме того – частное и государственное имущество, инфраструктуры, системы жизнеобеспечения. Цель насилия – добиться желательного для террористов развития событий – революции, дестабилизации общества, развязывания войны с иностранным государством, обретения независимости некоторой территорией, падения престижа власти, политических уступок со стороны власти и т.д. Террор опирается на насилие и достигает своих целей путем демонстративного физического подавления любых сколько-нибудь активных противников с тем, чтобы запугать и лишить воли к сопротивлению всех потенциальных противников власти. Важно подчеркнуть, террор – политика превентивного насилия и это отличает его от самых жестких репрессий по отношению к нарушителям законов. К террору прибегает власть, стремящаяся радикальным образом изменить существующий порядок вещей. В таких случаях, как иностранное завоевание, или социальная революция, или утверждение авторитаризма в обществе с демократическими традициями – то есть всякий раз, когда политическая реальность изменяется радикально, и эти перемены неизбежно вызывают сопротивление значительной части общества – в арсенале политических стратегий новой власти лежит политика террора.

Эволюция и революция - виды становления. Лишь сравнительно недавно они были осознаны людьми как важные идеи-понятия. В неорганической природе им соответствуют постепенное изменение (постепенность) и скачкообразное изменение (скачок).

Эволюция и революция - процессы, которые охватывают собой сложные органические изменения, т. е. их необходимым элементом являются процессы развития. Скачок и постепенность характеризуют сравнительно простые изменения. Они используются главным образом для характеристики неорганических процессов. Например, выветривание скалы вплоть до ее полного исчезновения - это постепенное изменение, а разрушение скалы в результате землетрясения - это скачкообразное изменение.

Кстати, эволюционная теория Ламарка и теория катастроф Кювье суть не что иное, как попытки объяснения сложных органических процессов эволюции и революции с помощью неорганических понятий постепенности и скачка.

Примером редукционистского истолкования понятий эволюции и революции (в смысле неорганических понятий постепенного и скачкообразного изменений) является также их использование для характеристики масштабных геологических процессов. Последние, при всей вовлеченности в них биосферных процессов, остаются все же по своей природе неорганическими. В них нет процессов развития, нет восхождения от низшего к высшему, как это мы наблюдаем в живой природе.

Дарвиновская теория происхождения видов, хотя и использовала язык органических понятий, обладает тем недостатком, что она пыталась объяснить революционные по своей сути процессы (а происхождение видов относится к таковым) с помощью инструментария эволюционной теории. Лишь с появлением генетической теории мутаций стало возможным объяснение биологических революций. В связи с этим, с категориально-логической точки зрения, правильнее говорить не об эволюции живой природы, а о ее становлении. Ведь теперь совершенно ясно, что в живой природе наряду с эволюционными (постепенными) процессами время от времени случаются революционные (скачкообразные) процессы. И последние не менее важны для становления живой природы, чем первые.

Отношение между понятиями революции и эволюции обоюдно-симметрично. Как революция логически связана с эволюцией, предполагает ее, так и эволюция логически связана с революцией, предполагает ее. Иными словами, становление полноценно лишь при наличии обоих процессов: революции и эволюции. Без революции становление не двигается вперед, не прогрессирует, “топчется на месте”, “ходит кругами”, повторяя, воспроизводя одни те же формы. Без эволюции становление эфемерно, нежизнеспособно, катастрофично.

Революция решает задачу достижения более высокой ступени становления через рождение нового, небывалого.

Эволюция решает задачу развития, совершенствования и распространения нового, укрепления его позиций на достигнутой ступени лестницы становления. Революция - это переход от более низкой, более простой формы развития к более высокой, более сложной форме. Эволюция - это развитие развития, т. е. развитие однажды возникшей формы развития.

Революция происходит от позднелатинского revolutio, что значит поворот, переворот. В самом деле, революция - это переход одной противоположности в другую, изменение вплоть до наоборот, поворот на 180% и т. д. и т. п. В ней акцент падает на изменении, на противоположности. Эволюция происходит от латинского evolutio, что значит развертывание. В отличие от революции в эволюции акцент падает на сохранении, на изменении внутри сохранения, на развертывании того, что есть. Мы видим, что этимологически слово эволюция близко по смыслу нашему русскому слову развитие. Это, действительно, очень близкие категории. Тем не менее они отображают разные срезы реальности. Эволюция выступает в паре, в логической связи с революцией. У развития нет такой пары. Если теперь привести конкретный пример развития: эмбриональное развитие (эмбриогенез) -- то увидим, что это развитие принципиально отличается от эволюции. Оно строго циклично, спиралеобразно, запрограммировано, протекает строго определенным образом и т. д. Эволюция не такова. Ее цикличность, спиралеобразность, запрограммированность не так выражены. Бессмысленно говорить о развитии зародыша как эволюции. Далее, если возьмем развитие человека от момента рождения, то и в этом случае разница между развитием и эволюцией очевидна. Индивидуальное развитие человека в высокой степени запрограммировано и генотипически, и фенотипически. Человек так или иначе “проходит” этапы детства, юности, зрелости... Если же он эволюционирует (например, в своем поведении, в своих взглядах), то эта эволюция может быть самой разной и непредсказуемой.

Биологическая революция - это возникновение нового вида (новых видов) живого, поднимающегося (поднимающихся) на более высокую ступень становления живой природы...

Революция, обновляя действительность, создает условия для дальнейшего эволюционного процесса, т. е. для перехода действительности в возможность (появления широких перспектив, открытия все новых и новых возможностей).

Выше, сравнивая становление и развитие, я говорил о том, что становление - это цепь переходов от низших форм развития к высшим или от развития одной степени сложности к развитию другой, более высокой степени сложности и от развития этой степени сложности к развитию еще более высокой степени сложности. Более общее представление о становлении как движении от одного уровня взаимоопосредствования, органического синтеза к другому уровню, а от этого другого к третьему и т. д. дает приводимая ниже диаграмма (рис. 19).

Графически становление означает расширение центрального круга, пошаговый “захват” или “освоение” “территорий”, относящихся к противоположным категориальным определениям, соответственным тождеству и противоположности. В смысловом плане это означает углубление взаимоопосредствования, расширение рамок органического синтеза этих категориальных определений. В самом деле, чем выше форма живого, тем она, с одной стороны, более устойчива,

Рис. 19

более едина, целостна и т. д., а с другой, более изменчива, более многообразна, сложна и дифференциро- ванна... Человек является высшей формой жизни на Земле и в качестве таковой достиг наибольших успехов в деле освоения пространства и времени, движения, качества и количества материи, порядка и беспорядка, внутреннего и внешнего.

Говоря о пошаговом “захвате” “территорий”, я хотел сказать этим, что расширение центрального круга, или “захват территорий”, не является чисто непрерывным, постепенным процессом, а включает в себя также дискретный, скачкообразный момент. Понятия эволюции и революции как раз и обозначают эти два разных момента становления. Эволюция характеризует становление как непрерывный, постепенный процесс, революция - как дискретный, скачкообразный процесс. (Употребляя выражения “постепенность” и “скачок” по отношению к эволюции и революции, мы в известной мере огрубляем, упрощаем эти понятия. Об этом нужно помнить. Ведь на самом деле эволюция не является чисто постепенным, непрерывным процессом, а революция - чисто скачкообразным, дискретным процессом (или, как говорят еще, перерывом постепенности). В эволюции мы можем наблюдать скачкообразные изменения, а в революции - постепенные изменения. Примером скачка в эволюции применительно к человеческому обществу является реформа. Эволюция и революция глубоко опосредуют друг друга и именно поэтому они не являются чисто постепенными или чисто скачкообразными изменениями. Эволюция - органический синтез постепенности и скачка при определяющей роли постепенности. Революция - органический синтез скачка и постепенности при определяющей роли скачка.)

Диаграмма позволяет также объяснить с категориально-логической точки зрения феномены одноплоскостного развития и феномены регресса, деградации, инволюции. В случае одноплоскостного развития круг взаимоопосред- ствования не сужается и не расширяется. В случае регресса, деградации, инволюции круг взаимоопосредствования сужается, сжимается вплоть до шагового перехода на ступень ниже, на более низкий уровень развития. С помощью диаграммы можно объяснить и феномен смерти или гибели живого организма, существа, человека. В случае смерти или гибели круг опосредствования исчезает или сужается до самого низкого уровня, соответствующего элементарным формам жизни.

(Об эволюции и революции в человеческом обществе см. п. 15.19).



Новое на сайте

>

Самое популярное