Домой Урология Психотерапия — что это такое. Что такое психотерапия? Методы по способу лечения

Психотерапия — что это такое. Что такое психотерапия? Методы по способу лечения

Психотерапия - это планомерное психическое воздействие на сознание больного с лечебной целью или с целью облегчения его страданий. Психотерапия существует столько, сколько существует врачевание, так как при лечении врач постоянно оказывает на больного то или иное, положительное или отрицательное, психическое воздействие. Главнейшим орудием психотерапии является «слово», имеющее целью разъяснение, убеждение, внушение. Немаловажное значение для психотерапии имеет и все поведение медработника, так как присущие ему те или иные особенности характера, а также манера говорить, интонации голоса, мимика и жесты, вместе со «словом» формируют то взаимопонимание между больным и медработником, без которого успешное лечение больного зачастую немыслимо. Пути установления правильного взаимопонимания между тем, кто лечит, и тем, кто в этом нуждается, крайне многообразны и дать здесь на все случаи жизни невозможно. Научиться и овладеть умением подхода к больному можно, «если врач (медработник) будет с достаточной вдумчивостью, вниманием и заинтересованной доброжелательностью относиться к больному, если он будет правдив и как можно более прост в обращении с больным; лицемерия, слащавости, тем более прямой неправды больной, особенно душевнобольной, не забудет и не простит - в последнем случае врач надолго, если не навсегда, потеряет всякий престиж в глазах пациента» (П. Б. Ганнушкин).

Важной стороной в завоевании доверия и расположения больного является большое терпение, умение не только сказать больному нужное, но также умение молчать и слушать. Эти замечания касаются главным образом элементарной психотерапии, но они необходимы и при психотерапии систематической. Последняя всегда проводится только врачом.

Выделяют следующие виды психотерапии:

1) успокаивающая, смягчающая эмоциональное реагирование на болезнь;
2) корригирующая, задача которой выработать правильное отношение больного к своей болезни; 3) стимулирующая, направленная на повышение социальной активности личности, на побуждение больного тщательно выполнять лечебный режим.

Существуют два основных метода психотерапии: гипнотерапия (см. Гипноз) и психотерапия в бодрствующем состоянии. Последняя обращена к личности больного, находящегося в ясном сознании. В этом случае наиболее распространенными являются рациональная и эмоциональная психотерапия. При рациональной психотерапии врач обращается к разуму и логике больного с помощью разъяснения и последующего убеждения. При этом пациент воспринимает мысль врача активно, т. е. вырабатывая к ней свое отношение. В основе эмоциональной психотерапии, помимо разъяснения и убеждения, очень большое значение имеет умение врача вызвать к себе доверие. Наконец, психотерапию в бодрствующем состоянии врач может проводить, пользуясь внушением, т. е. психическим воздействием на больного, при котором необходимое представление вносится врачом в сознание субъекта пассивно, без всякой критики со стороны больного. Обычно на практике врач пользуется всеми этими тремя способами, хотя доля каждого из них может быть очень неодинаковой. В психиатрии систематическая психотерапия используется прежде всего при лечении неврозов, и некоторых реактивных состояний, а в случаях психозов, в частности при , систематическая психотерапия применима лишь при наступлении .

Психотерапия (от греч. psyche - душа, дух, сознание и therapeia - лечение) - планомерное использование психических воздействий для лечения больного.

Все виды психического воздействия на больного, если они применяются врачом обдуманно, методически, в соответствии с формой заболевания, с учетом особенностей личности больного, могут быть в арсенале психотерапии. Психотерапевтическое значение имеют такие элементы повседневной практики врача, как высказывания (в беседе с больным или в его присутствии с коллегами) о его состоянии, диагнозе, о течении болезни и т. д. Вручению рецепта должны сопутствовать ободряющие разъяснения. В конечном счете все поведение врача может и должно быть психотерапевтически насыщенным, если врач помнит, что необходимо вселить в больного бодрость, надежду на выздоровление. Такие социальные мероприятия, как организация благоприятной для больного среды, в том числе изменение внешней обстановки, перемена профессии или рода занятий, если в этом возникает необходимость, рационализация отдыха, отвлекающие занятия, создание уютной обстановки в стационаре, санатории и т. п., нередко также относят к психотерапии, придавая этому термину широкое толкование. Но в медицинской практике понятие психотерапии применяется обычно в узком значении - как совокупность именно врачебных приемов лечебного воздействия на психику больного. Теоретическое обоснование и практическая разработка наиболее действенных методов психотерапии - задача научной психиатрии.

По назначению выделяют следующие виды психотерапии: 1) седативная, имеющая целью успокоить больного, ослабить болезненные ощущения, смягчить его эмоциональное реагирование на болезнь; 2) корригирующая, основная задача которой - выработать правильное отношение к болезни, ослабить травмирующую значимость этиологических факторов; 3) стимулирующая, направленная на мобилизацию компенсаторных защитных сил организма, на повышение социальной активности личности (в частности, на побуждение больного тщательно выполнять лечебный режим); 4) психотерапия, имеющая целью устранение патологического стереотипа, обусловливающего стойкую фиксацию симптомов болезни.

В основе психотерапии лежит воздействие словом, которому больной может подвергнуться как в гипнотическом, так и в бодрствующем состоянии. Отсюда два кардинальных метода I].: гипнотерапия и психотерапия в состоянии бодрствования. Последняя известна в ряде вариантов: отвлекающая психотерапия, психотерапия путем обучения больного самовнушению; аналитическая, коллективная и др.

Гипнотерапия - см. Гипноз.

Психотерапия в состоянии бодрствования обращена к личности больного, находящегося в ясном сознании. Это обусловливает сложность методов воздействия на психику больного. Различия этих методов зависят от того, на какие стороны личности имеется в виду направить психотерапевтическое воздействие преимущественно.

В истории развития психотерапии складывались различные направления. Рациональная психотерапия Дюбуа (P. Dubois, 1905) имеет целью апелляцию к разуму больного, логическую аргументацию убеждения. Эмоциональная психотерапия Дежерина (J. Dejerlne, 1911) воздействует главным образом на чувства больного. Психагогика Кронфельда (A. Kronfeld, 1925) представляет собой лечебное перевоспитание. Психоортопедия В. А. Гиляровского - это строгая система мероприятий, направленных на отвлечение больных от сосредоточения на болезни. Активирующая психотерапия, предложенная С. И. Консторумом, включает обязательное приобщение к труду больных, страдающих неврозами. Индивидуальная терапия Леонгарда (К. Leonhard) добивается перестройки установок личности путем систематических упражнений.

Основные задачи психотерапии в состоянии бодрствования, осуществляемые в повседневной врачебной практике путем систематических бесед с больным, составляют в своей совокупности определенный лечебный курс. Схематически содержание психотерапевтических бесед можно свести к нескольким положениям. Необходимо ознакомить больного с характером заболевания, убедить его в возможности излечения. При этом страдающих неврозами необходимо побудить к преодолению тревожно-мнительной депрессивной или ипохондрической переоценки тяжести страдания; при соматических заболеваниях - скорригировать реактивные наслоения, усугубляющие тяжесть заболевания. Обсуждение с больным условий его жизни должно быть направлено прежде всего на выяснение факторов, приводящих к возникновению заболевания и препятствующих излечению. При психогенных расстройствах необходимы детальный учет и устранение имевших место травмирующих переживаний, раскрытие условий, мешающих выздоровлению. Внимание больного нужно привлекать к симптомам улучшения, хотя бы кратковременного, обосновывать их положительную значимость, переключать внимание больного, сосредоточенное на болезни, к тем «проблескам», «просветам», которые свидетельствуют о наступающем улучшении. Немаловажна и задача мобилизации активности больного в отношении тщательного выполнения им лечебного режима, врачебных назначений. При неврозах, кроме того, необходимо активное обучение больного конкретным приемам систематического противодействия симптомам болезни (обучение самовнушению, приемам аутогенной тренировки, целенаправленной деятельности, противопоставляемой имеющимся страхам и опасениям). Дозированная, активная, вызывающая чувство удовлетворения трудовая деятельность - важнейший лечебный фактор.

Конкретное содержание врачебных бесед определяется характером заболевания и особенностями намечаемого лечебного режима. Наиболее полно указанная схема может быть обеспечена при курсовом применении психотерапии различных неврозов. При этом в начале курса преобладают седативные воздействия, во второй половине курса врач все больший акцент делает на корригирующие активирующие указания. Практика показала эффективность систематической психотерапии в клинике внутренних заболеваний при наличии невротических наслоений, придающих атипический характер основному заболеванию, при заболевании системными неврозами с преобладанием расстройств сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта и других систем. Полезна психотерапия также в случаях невротической фиксации симптомов соматического страдания в то время, когда основное соматическое заболевание, обусловившее первоначальное появление этих симптомов, уже устранено. Эффективна психотерапия, включая гипнотерапию, при заболеваниях внутренних органов, в патогенезе которых значительную роль играет неврогенный фактор (начальные формы гипертонической болезни, стенокардии, бронхиальная астма, гипертиреозы средней степени выраженности). Каузальгии, фантомные боли также снимаются или смягчаются благодаря психотерапии. Важное место принадлежит психотерапии при хронических заболеваниях, требующих длительного совместного пребывания однотипных больных (например, туберкулезные санатории, стационары для больных с поражением опорного аппарата). Психотерапевтическое воздействие в этих случаях снимает взаимную индукцию больных, порождающую скептическое отношение к методам лечения, неверие в излечение. Особенно ценна систематическая психотерапия в период курортно-санаторного лечения: используя все природные и физиотерапевтические факторы воздействия на больного, врач в беседе с больным подчеркивает их важность и тем самым значительно усиливает их эффективность. Систематические врачебные беседы и седативная гипнотерапия в хирургической клинике способствуют уменьшению страха перед операцией и улучшают течение как пред-, так и послеоперационного периода.

Советская психотерапия основывается на материалистическом объяснении сущности психотерапевтических воздействий, которое вытекает из учения о (см.). Принцип единства психического и физиологического делает правомерным и естественным лечебное использование психических воздействий, представляющих собой комплекс адекватных раздражителей второй сигнальной системы. Исходя из материалистического понимания сущности психотерапевтических воздействий, советские психотерапевты важнейшей задачей своих исследований считают уточнение физиологических механизмов, обусловливающих действенность таких психотерапевтических методов, как гипноз или внушение в бодрствующем состоянии. Принцип коллективизма, составляющий неотъемлемое свойство мировоззрения советских людей, признание примата социального в жизни человека внесли в советскую психотерапию принципиально новый тезис - социальную активацию больного.

В свете материалистического понимания психотерапии советские психотерапевты обосновали правомерность широкого применения психотерапии в клинике внутренних заболеваний на основе установленных школой закономерностей кортико-висцеральных отношений.

В советской психотерапии развивается система единого направления комплексной психотерапии, в которой разрабатываемые приемы и методы взаимно гармонически дополняют друг друга в зависимости от требований клиники и нет места характерной для зарубежной психотерапии постоянной борьбы различных школ.

Отвлекающая психотерапия (по В. М. Бехтереву). Больному предлагается принять удобное положение, закрыть глаза и внимательно прислушиваться к словам врача. Врач убеждает больного, внушает ему необходимость отказаться от сосредоточенности на признаках болезни, советует отвлечься от тягостных мыслей о ней, выработать установку противодействия заболеванию, активно выполнять лечебные назначения, искать новые цели в жизни взамен некоторых прежних, реализация которых становится трудно осуществимой в связи с заболеванием.

Выработка у больного мотивированного самовнушения. К особой разновидности суггестивной психотерапии относится использование самовнушения с лечебной целью. Элементарные приемы самовнушения, применяемые больным по врачебной рекомендации, заключаются в том, что он сосредоточивается на каком-либо комплексе формулировок и мысленно повторяет их.

Подобного рода так называемая формула ободрения должна обеспечить эффективность тех установок и идей, которые больной воспринял из бесед с врачом. Направленность формулы ободрения определяется характером симптомов заболевания. Больному можно посоветовать включить в формулу ободрения императивную отмену беспокоящего симптома. Лучше начинать не со всех симптомов, составляющих картину болезни, а е отдельного наиболее беспокоящего симптома. При помощи неоднократно повторяемой фразы (например, «У меня нет больше страха перед сердцебиением; я знаю, что это лишь нервные проявления, поэтому я больше ничего не буду бояться») можно в известной степени устранить кардиофобию. В формулу ободрения нередко вводятся воспоминания событий, связанных с хорошим самочувствием, например перед отходом ко сну больной, страдающий бессонницей, вспоминает детали сеанса гипноза, который в свое время вызвал у него хорошее самочувствие и глубокий сон. Посредством самовнушения осуществляется переключение от мыслей, связанных с болезнью, к мыслям, порождающим положительные эмоциональные переживания. Этот прием особенно эффективен при пароксизмально проявляющихся симптомах, например при возникновении навязчивой мысли или в начале приступа сердечной аритмии.

Аналитическая психотерапия. Психоанализ имеет в качестве источников метод катарсиса (очищение), который основан на наблюдениях Брейера (J. Breuer) и Фрейда (S. Freud, 1893), установивших факт ликвидации истерических симптомов после вызывания воспоминаний о прошлом во время гипноза, и наблюдениях Фогта (О. Vogt, 1894-1895), показавшего возможность реализации больным в последующем внушений, данных в гипнозе. Основным приемом типичного катарсиса было вызывание у больного гипноидного состояния с тем, чтобы, ослабив тем самым «цензуру» сознания, снова воспроизвести во всех подробностях и с той же яркостью травмирующие переживания. По мнению авторов, это обеспечивает появление состояния, когда больной оказывается лицом к лицу с содержанием переживания, т. е. высвобождается «ущемленный аффект», обусловливая «очищение» от патогенного переживания.

Создание психокатарсиса явилось толчком к развитию концепции о бессознательном, положенной Фрейдом в основу психоанализа. Бессознательное, по Фрейду,- активная инстанция психики. Утверждая, что психика человека имеет различные уровни, Фрейд постулировал бессознательное в качестве основной, самой могучей низшей инстанции психического, сосредоточившей в себе тенденцию инстинктов, а также вбирающей в себя все то, что вытесняется из сферы сознания: в частности, неприемлемые для сознания воспоминания, желания, импульсы. Сознание, по Фрейду,- это приемный центр внутренних и внешних возбуждений, это лишь область ориентации в том, что в данный момент окружает человека и воздействует на него. Бессознательное подчинено «принципу удовольствия», а сознание - «принципу действительности», т. е. тем ограничениям инстинктивного, которые даются человеку цивилизацией и культурой; отсюда постоянный конфликт между бессознательным и сознанием при доминировании бессознательного.

Чрезмерно переоценивая значение бессознательного, Фрейд утверждал, что в основе неврозов лежит вытеснение неприемлемых для «цензуры» сознания представлений, диктуемых тенденциями бессознательного. Таковые все же «прорываются» в зашифрованной символической форме, что и образует симптомы невротического заболевания. Поэтому в качестве основного метода лечения неврозов Фрейд выдвигает психоанализ, цель которого - раскрывать символы бессознательного, вывести вытесненный материал, доведя его до сознательного принятия, что, по утверждению психоаналитиков, приводит к ликвидации симптомов. Постулировав на основе чисто умозрительных заключений все вышеизложенные положения, Фрейд в качестве практической методики использовал метод свободных ассоциаций и толкование сновидений. Вовремя психоаналитического сеанса больному предлагается высказывать вслух все, что приходит ему в голову. Психоаналитик, используя догматически составленную Фрейдом классификацию «символов», обозначающих ту или иную тенденцию бессознательного, «разъясняет» больному «скрытый смысл» вытесненных ассоциаций. В сущности он прививает больному свое толкование его ассоциаций, утверждая, что эти ассоциации якобы выявляют то, что вытеснено было в бессознательное.

По справедливому выражению прогрессивного американского философа Г. Уэллса, теоретические концепции Фрейда взяты «с побочных путей интеллектуальной истории человечества». Они умозрительны, спекулятивны как в отношении чрезмерной биологизации психических явлений, поскольку полностью игнорируется социальное в человеке, так и в отношении идеалистической трактовки сущности психического, рассматриваемого в качестве особой энергии, подчиненной лишь собственным законам. Психоанализ как метод психотерапии не представляет каких-либо преимуществ по сравнению с другими методами. Если психоаналитики иногда и добиваются эффекта при неврозах, то это обусловлено не какими-либо специфическими особенностями самого психоанализа, а длительным (иногда многолетним) контактом врача с больным.

Догматические построения Фрейда и различных его последователей, реализуемые в методе психоанализа, глубоко чужды принципиальным теоретическим основам и практике советской психотерапии. Советская психотерапия понимает под аналитическим методом тщательный анализ внешней среды, заключающей в себе как социальные факторы, непосредственно воздействующие на психику, так и факторы, изменяющие соматическое состояние больного.

Исходя из понимания личности, как продукта общественно-исторических условий, формирующих ее отношения, убеждения, потребности и характер, В. Н. Мясищев в качестве существенной задачи психотерапии неврозов поставил проведение психогенетического анализа, т. е. тщательное выяснение источников возникновения невротических состояний, с тем чтобы на основе детального изучения истории жизни больного добиться изменения его жизненных реакций, перестройки неправильно сложившихся у него отношений к тем или иным сторонам окружающей действительности.

Аналитический метод, предлагаемый советскими психотерапевтами, в частности психогенетический анализ, заключается в изучении истории болезни и окружающей больного среды с обсуждением с больным сложившейся у него системы отношений с окружающим миром. Цель такого обсуждения: выявить источники возникновения невротического состояния, скорригировать неправильные установки больного и по возможности создать благоприятные для пего условия жизни, чтобы помочь ему преодолеть болезнь. Соответствующие данному направлению приемы аналитической психотерапии составляют полезный вклад в систему советской психотерапии, хотя область ее применения ограничивается лечением неврозов и показания к ней значительно уже по сравнению с другими методами психотерапии.

Психотерапия является специфическим методом лечения, так как эффект достигается не физическими или клиническими свойствами лечебного фактора, а той информацией и тем эмоциональным зарядом, которые она в себе несет. Речь идет именно о специфическом, психическом воздействии на человека.

Психотерапия как научная дисциплина должна, указывает Б. Д. Карвасарский, иметь свои теорию и методологию, собственные категориальный аппарат и терминологию, одним словом все то, что характеризует самостоятельную научную дисциплину. Однако многообразие направлений и течений, школ и конкретных методов психотерапии, основанных на разных теоретических подходах, приводит к тому, что в настоящее время не существует даже единого определения психотерапии. В литературе их насчитывается около 400. Одни из них четко относят психотерапию к медицине, другие акцентируют внимание на психологических аспектах. По отечественной традиции, психотерапия определяется прежде всего как метод лечения, то есть область компетенции медицины. Зарубежные определения психотерапии в большей степени подчеркивают ее психологические аспекты.

В качестве примера медицинского подхода к пониманию психотерапии можно привести ее определения, которые обязательно включают такие понятия, как «лечебное воздействие», «больной», «здоровье» или «болезнь». Психотерапия - это:
«система лечебных воздействий на психику и через психику - на организм человека»;
«специфическая эффективная форма воздействия на психику человека в целях обеспечения и сохранения его здоровья»;
«процесс лечебного воздействия на психику больного или группы больных, объединяющий лечение и воспитание».

Согласно определениям, в большей степени фиксирующим психологические подходы и включающим такие понятия, как межличностное взаимодействие, психологические средства, психологические проблемы и конфликты, отношения, установки, эмоции, поведение, психотерапия, - это:
«особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами в решении возникающих у них проблем и затруднений психологического характера»;
«средство, использующее вербальные методики и межличностные взаимоотношения с целью помочь человеку в модификации отношений и поведения, которые интеллектуально, социально или эмоционально являются негативными»;
«длительное межличностное взаимодействие между двумя или более людьми, один из которых специализировался по коррекции человеческих взаимоотношений»;
«персонализованная техника, которая представляет собой нечто среднее между техникой планируемых изменений отношений, чувств и поведения человека и познавательным процессом, который, в отличие от любого другого, ставит человека лицом к лицу с его внутренними конфликтами и противоречиями».

Определение Станислава Кратохвила хотя и является довольно общим, но в какой-то мере объединяет эти два подхода: «Психотерапия представляет собой целенаправленное упорядочение нарушенной деятельности организма психологическими средствами».

В определениях, которые условно можно назвать медицинскими, психотерапия рассматривается как форма воздействия на психику (и через психику - на организм), то есть подчеркивается объект воздействия. Психологический же подход акцентирует внимание не столько на объекте или предмете, сколько на средствах воздействия.

Психотерапия в узком понимании этого термина является видом активного психологического воздействия на пациента, имеющего психопатологические симптомы и синдромы и находящегося в состоянии кризиса, фрустрации, стресса или душевной болезни. Психотерапия подразумевает как купирование болезненных клинических проявлений, так и коррекцию индивидуально-психологических свойств человека с целью вторичной профилактики психогенных (невротических, психосоматических) расстройств и заболеваний с помощью специальных способов психотерапевтического воздействия (Менделе-вич В. Д., 1998). Р. Бастин (R. Bastine) определяет психотерапию как особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем или затруднений психического характера. По мнению Б. Д. Карвасарского, психотерапия отличается от других методов лечения тремя основными особенностями:
1) при ее проведении применяются психологические средства изменения личности, использующие основы психологии;
2) применяются эти средства и методы профессионально, то есть подготовленными специалистами, действующими осознанно и целенаправленно, умеющими научно обосновать свои действия, воспроизводить их в ходе психотерапии различных пациентов и оценивать их;
3) с помощью психотерапии лечат лиц, страдающих расстройствами психики.

В русскоязычной литературе более принятым является определение психотерапии как системы лечебного воздействия на психику и через психику на организм больного. Психологические методы воздействия в психотерапии включают в себя в первую очередь языковое (речевое, вербальное) общение, которое, как правило, реализуется во время специально организованной встречи психотерапевта с пациентом или с группой пациентов. Большое значение при этом уделяется и средствам невербальной коммуникации. В психологический инструментарий психотерапии входят средства и формы воздействия, способные влиять на интеллектуальную деятельность пациента, на его эмоциональное состояние и на его поведение.

Выбор конкретного метода психотерапии, постановка и реализация психотерапевтических целей и задач определяются взаимовлиянием конкретных клинических показателей больного и болезни, особенностями его личности и других психологических характеристик, уровнем социально-психологической адаптации пациента, синтезированными в многомерном диагнозе, а также структурно-организационной формой проведения психотерапии.

Способ применения того или иного метода психотерапии называется формой психотерапевтического лечения. Так, например, метод рациональной психотерапии может применяться в форме индивидуальной беседы с больным, в форме беседы с группой или в форме лекции. Метод внушения может применяться в бодрствующем состоянии или в гипнозе. Психоанализ осуществляется в форме наблюдения потока свободных ассоциаций, исследования ассоциаций, анализа сновидений, в форме ассоциативного эксперимента. Одна и та же форма психологического воздействия может служить различным методическим установкам. Так, гипноз может быть использован и с целью внушения, и с целью катарсиса (Кондратенко В. Т., Донской Д. И., 1993).

Комплекс различных методов психотерапии, объединенных общим принципиальным подходом к лечению, образует систему, или направление, психотерапии. Принято говорить об отдельных направлениях психотерапии, в их рамках выделять отдельные методы, а уже внутри каждого метода - различные методики и приемы.

Выделяют симптоматическую (или симптомо-ориентированную) психотерапию, направленную на конкретный симптом, и патогенетическую (личностно-ориен-тированную) психотерапию, направленную на глубинную причину расстройства, коренящуюся в структуре личности больного. К симптоматической психотерапии относят гипноз, аутогенную тренировку, различные виды внушения и самовнушения, различные виды психической саморегуляции. Психотерапия, ориентированная на значительные личностные изменения, базируется на основных течениях современной психологии, ведущих теориях личности.

Систематизируют психотерапию и по характеру воздействия (прямая - косвенная), по цели воздействия (седативная, активирующая, амнезирующая), по участию в ней больного (мобилизующе-волевая, пассивная), по виду воздействия врача (авторитарная, разъясняющая, обучающая, тренирующая), по источнику воздействия (гетерогенная, аутогенная), по направленности относительно патогенных установок (синергичная переживаниям, антагонистическая, дискуссионная), по тактике врача (выборочная, комбинированная или комплексная), по числу лиц, с которыми работает психотерапевт (индивидуальная, коллективная, групповая), и т. д.

Существует классификация принципов выбора метода психотерапии в зависимости от заболевания (Strotzka Н., 1986):
1) при острой, истерической симптоматике предпочтительна суггестия;
2) при вегетативных нарушениях - аутогенная тренировка;
3) при жизненных трудностях - «разговорная» терапия;
4) при фобиях - поведенческая терапия;
5) при характерологических нарушениях - гештальт-терапия, психодрама;
6) при расстройствах, связанных с семейными проблемами, - семейная психотерапия;
7) при комплексных расстройствах с наличием предшествующего предрасположения - глубинно-психологические методы (цит. по: Кондрашенко В. Т., Донской Д. И., 1993).

Психотерапия - вид воздействия на психику человека, а через нее - на организм человека посредством специально организованной беседы, анализа обстоятельств жизни человека и причин возникновения симптомов, помощь в осознании самим человеком того, что привело его к страданиям. В конечном итоге профессионально проведенная и завершенная психотерапия помогает человеку переосмыслить свою жизнь, изменить деструктивные установки, стереотипы реагирования, зависимость, научиться иначе и более конструктивно относиться к себе, своей жизни, ценностям, деятельности,и благодаря этому новому отношению человек перестает испытывать симптомы тревоги, беспокойства, апатии, затруднений в принятии решений и неуверенности… Симптомы пограничных невротических расстройств -это сигналы о том, что что-то идет не так, нужно что-то изменить - например, позаботиться о себе, прислушаться к своим желаниям, а возможно - принять на себя ответственность за свою жизнь.

Поэтому медикаментозное лечение, которое обычно прописывают человеку в случае невротических расстройств, не может изменить его дисфункциональные стереотипы реагирования, тревоги и переживания, склонность «быть для всех хорошим», зависеть оттого, «що люди скажуть», чувствовать себя хуже других и т.п. Поэтому после окончания лечения таблетками и временного облегчения и спокойствия (похожего на заторможенность) прежние проблемы возвращаются. Медикаментозное лечение - антидепрессанты и транквилизаторы (а тем более - нейролептики) могут быть предпочтительнее в случае так называемого расстройства адаптации ,посттравматического стрессового расстройства , неврастении, связанной с временным перенапряжением сил организма. Иногда, при длительном течении пограничного расстройства (такого как агарофобия, панические приступы , обсессивно-компульсивное расстройство , депрессия ) психотерапию комбинируют с медикаментозным лечением. Назначаются препараты, которые снижают тревогу и беспокойство (или наоборот, чувство апатии и хронической усталости), которые мешают пациенту концентрироваться на работе с психотерапевтом, выполнять домашние задания и дают ему некоторую необходимую устойчивость и силы начать путь к изменению своего поведения, установок и эмоций.

Показания к психотерапии. Современная (КПТ ) хорошо справляется практически со всеми видами пограничных психических расстройств или как еще их называют - невротических расстройств . Э ффективность КПТ доказана также для так называемых расстройств личности (которыераньше в отечественной медицине называли психопатиями). Однако эта работа осложняется прежде всего тем, что индивиды с личностными расстройствамиредко сами обращаются за психологической помощью, а мотивация на изменения является залогом эффективности.

Психотерапия отличается от психологического консультирования по ряду критериев.

  • По длительности воздействия. Консультирование - довольно краткосрочный вид воздействия и требует от одной до 3-5 встреч. Обратившийся за помощью человекв дальнейшем может самостоятельно разрешать возникшие в его жизни проблемы. Психотерапия, как правило, требует гораздо большего времени - минимум 6, а чаще всего гораздо больше встреч (в когнитивно-поведенческой психотерапии - до 25, в психоанализе - часто это годы еженедельных встреч).
  • По проблематикам. Психотерапия направлена на работу с более глубокими уровнями психики, предполагает перестройку стабильных личностных характеристик, черт характера, стереотипов мышления, поведенческих реакций, привычных эмоциональных переживаний. Психологическое консультирование своей целью видит, в основном, изменение угла зрения клиента на проблему, расширение восприятия, появление возможности видеть проблемную ситуацию с точки зрения других участвующих в ней лиц.Психотерапия же имеет дело с глубинными личностными проблемами и главным образом, является методом немедикаментозного лечения пограничных психических расстройств.
  • По уровню подготовки специалиста. Психол. консультированием могут заниматься специалисты, имеющие высшее психологическое образование и прошедшие специальное обучение (тренинги) в области консультирования, имеющие сертификаты участия в семинарах-тренингах по различным проблемам, которые проводятся специалистами различных психотерапевтических школ. Психотерапией могут заниматься врачи-психиатры или психологи, имеющие высшее психологическое образование, имеющие также дополнительное специальное образование в области психотерапии и сертификацию в какой либо из известных психотерапевтических школ. Как правило, это требует не менее трех лет дополнительного постоянного обучения и прохождения супервизии.

Виды психотерапии

Психотерапия в настоящее время - это огромная область многочисленных подходов в лечении невротических расстройств (в первую очередь - неврозов , тревожности, депрессии и т.п.) и личностных проблем.

Различные теоретические подходы в психотерапии (и вытекающие из них практические методы, техники, стратегии работы с клиентами) по-разному рассматривают личность и отталкиваются каждый от своей модели психопатологии (то есть по-разному отвечают на вопрос: почему человек заболевает неврозом или вдруг начинает вести себя неадекватно?).

Здесь приходится сообщить читателю, возможно, не очень приятную информацию: в психологии существует более 100 теорий личности, и ни одна из них не является общепринятой или главной. Человеческая психика настолько сложна, и столько различных факторов участвуют в ее формировании, что психологи (и психотерапевты) могут оперировать лишь моделями. И какую модель предпочесть - а значит, выбрать определенный путь для психологической помощи человеку в его проблемах психологического характера - это вопрос в какой-то степени веры. В Советское время было проще - была одна вера, и одна правильная модель, теперь - разнообразнее, интереснее, но сложнее для пациентов, потому что им нужно хотя бы немного разобраться в том, что им предлагает рынок психотерапевтических услуг.

В развитых демократических странах выбор вида психотерапии не так сложен и драматичен, как на постсоветском пространстве в связи с тем, что качеством и эффективностью психотерапии озабочены серьезные страховые компании, заинтересованные в том, чтобы минимизировать затраты и достичь наискорейшего полного выздоровления своих клиентов. Таким критериям - относительной кратковременностью и в то же время высокой эффективностью обладает в первую очередь когнитивно-поведенческая психотерапия, второе место по распространенности занимает IPT (Interpersonal Therapy - межличностная психотерапия ),не сдает пока свои позиции психоанализ.

Существует еще огромное количество психотерапевтических школ и подходов. В нашей стране широкое распространение получила гештальт-терапия, НЛП (нейролингвистическое программирование), символдрама; с детьми психологи активно проводят арт-терапию, песочную психотерапию. Имеет распространение также транзактный анализ, клиент-центрированная психотерапия, психодрамма, позитивная психотерапия, танцевально-двигательная (телесная психотерапия), экзистенциальная психотерапия, трансперсональная психотерапия (у нас известна как «холотропное дыхание). Отдельно выделяют системную семейную психотерапию. И это далеко не всё.

Из указанных выше направлений далеко не все могут действительно претендовать на то, чтобы эффективно лечить невротические расстройства. Например, НЛП - нигде в мире не считается психотерапией. Это скорее набор каких-то приемов, трюков и и сентенций. Психотерапией - как системной помощью человеку в преодолении его проблем психологического характера - НЛП не занимается.

Психоанализ был традиционно первым и до сих пор остается влиятельным направлением психотерапии. Люди, далекие от психологии, иногда даже отождествляют психоанализ и психотерапию. Однако, это совсем не так.

Психоанализ исходит из теории Фрейда о важнейшей роли подсознания или бессознательного (ИД) в жизни человека. Неосознанные и отвергаемые импульсы ИД (страсти, сексуальное влечение, страхи, и т.п.) создают конфликт с сознательной частью психики (ЭГО) и непосредственно участвуют в формировании невротических расстройств. Большую роль играет также так называемое СУПЕР-ЭГО - только частично осознаваемый комплекс установок, верований, принципов, которые внедрены в сознание личности родителями, воспитателями, обществом. Женщина может испытывать сексуальное влечение к к женатому на сестре мужчине, однако ее принципы не позволяют ей признать это; необходимость подавлять свои потребности приводят к напряжению и развитию невроза. Допустить этот конфликт в сознание - значит, с точки зрения психоанализа,

Психоанализ является основой психодинамической психотерапии , которая должна проводиться весьма длительное время (она может включать 100 и более сеансов) и направлена на то, чтобы постепенно пациент смог допустить в сознание и интегрировать расщепленные части своей личности, осознать конфликтные отношения к кому-то из близких, признать…. Психоанализ отводит важнейшую роль сексуальным импульсам, а природу невротических конфликтов усматривает в искаженном восприятии фигур родителей в детстве.

После почти безраздельного господства в течении почти 100 лет психоанализ в настоящее время несколько теряет свои позиции в связи с изменившимся темпом жизни, кардинальным изменением в обществе в отношении проблемы секса и сексуальных отношений, заказе на быстрые и экономичные виды психотерапии.

Психодинамическая психотерапия представляет собой беседы психотерапевта и клиента, в процессе которых используется метод свободных ассоциаций, анализ сновидений, проработка переноса и сопротивления клиента; а воздействие оказывается в виде выдаваемых психоаналитиком интерпретаций, которые должны постепенно приводить клиента к осознанию (а значит и овладению) своих скрытых импульсов и проработке конфликтов.

В последнее время на лидирующие позиции в области психотерапии выходит когнитивно-поведенческая - КПТ - (или когнитивно-бихевиоральная) психотерапия.КПТ - это достаточно краткосрочная психотерапия, требующая, в зависимости от специфики случая, от 6 до 25 сессий, в отдельных случаяхколичество сессий может быть увеличено.

КПТ - широко развита в демократических странах и именно она назначается пациентам с тревожными и невротическими расстройствами, паническими приступами, фобиями (в том числе - социальной фобией), навязчивыми состояниями,депрессией, посттравматическими стрессовыми расстройствами, анорексией, а последние годы также - при личностных расстройствах (психопатиях), психозах и даже шизофрении.

Смысл КПТ и ее теоретическая база отражен в крылатой фразе Эпиктета:«Людей расстраивают не сами вещи и события, а их оценка и интерпретация этих вещей и событий». Употребляются и другие слова и выражения: картинки в голове, схемы, установки, линзы, сквозь которые каждый из нас «просеивает» всю поступающую к нему информацию. Человек в процессе социализации сталкивается с различными ситуациями и, как указывает Дж.Келли, склонен искать и находить какие-то закономерности, делать выводы и предвосхищать развитие событий. Первыми социализаторами, конечно,являются родители, и если они часто говорят ребенку: “Не бегай, ты можешь упасть и разбить голову…Не ходи раздетый - заболеешь…Кругом полно микробов…Я за тебя очень переживаю…Никому нельзя доверять...” - у ребенка формируется «сценарий», а скорее установка, схема: “мир опасен, я - уязвим и слаб, мне нужна помощь, иначе я не справлюсь”. Другой механизм формирования известной установки, порождающей, в свою очередь, комплекс неполноценности и неуверенности - это частое указание ребенку (конечно, из лучших побуждений) на его ошибки, сравнение с более успешными сверстниками, сомнение в его возможностях (фразы типа: “У тебя никогда ничего не получается!”). Такого рода установки или схемы очень сложно изменить, так как они воспринимаются в детском возрасте без критики и напрямую уходят в подсознание.

В дальнейшем человек или подтверждает или опровергает эти первичные, сложившиеся в детстве убеждения относительно себя, своих возможностей, людей и окружающего мира. Эти убеждения в КПТ называют когнитивными схемами. Когнитивный - это относящийся к когнитивной или познавательной сфере: процессе переработки человеком информации: мысли, образы, представления, а также память, внимание, ощущения.

Следует сказать, что особеннолегко формируются и трудно корректируются представления об опасности окружающего мира и собственной уязвимости и неспособности справиться с трудностями у людей с чувствительной нервной системой - на основе которой могут сформироватьсяпограничные психические или невротические расстройства.

Когнитивно-поведенческая психотерапия отталкивается от того, что поведение человека во многом определяется тем, как он мыслит, какие устойчивые убеждения, установки, представления сформировались в его сознания на основе его жизненного опыта. В связи с особенностями воспитания и травматичным жизненным опытом у некоторых людей формируются искажения в переработке информации. Например, на замечание преподавателя на лекции одни студенты перестанут разговаривать и начнут слушать; кто-то обидится и уверится в том, что его не любят и к нему несправедливы; кто-то рассердится и начнет пререкаться. Разные реакции вызваны тем, как одна и та же информация проходит сквозь разные «линзы», устойчивые когнитивные схемы, являющиеся частью сознания. Психотерапия имеет дело с дисфункциональными схемами, которые мешают адекватно реагировать на жизненные ситуации, порождают негативные чувства, которые, повторяясь, создают своего рода стресс внутри организма. Такие дисфункциональные схемы подробно описаны в работе одного из основателей когнитивной психотерапии Альберта Эллиса, он выделяет такие их виды как:

Долженствование: “Я должен всегда быть на высоте”, “Я должен всё делать очень хорошо”, “Я должен всем нравиться”, “Я не должна плохо относиться к своим родственникам” и т.п.;

Катастрофизация: “Если я сделал ошибку - это ужасно”, “Если я им не понравлюсь - это катастрофа” и т.п.

Генерализация: “Если у меня не получились отношения с молодым человеком, это значит, что я никогда не выйду замуж”, “Если у меня случился панический приступ в супермаркете, то это всегда будет случаться там”, и т.п.

- “чтение мыслей”: “Они думают, что я какая-то дура”, “Когда я одна, все смотрят на меня и думают, что я старая дева и никому не нужна”…

Дисфункциональные мысли становятся со временем автоматическими и появляются в сознании как бы не зависимо от самого человека. Будучи плохо осознаваемыми, негативные автоматические мысли (НАМ) определяют реакции человека на обычные жизненные ситуации и в конечном счете его поведение. Формируются замкнутые (порочные) круги , которые не позволяют разорвать патологические реакции: панику, тревогу, раздражение, навязчивости и т.п.

Например, такой замкнутый порочный круг при социальной фобии (боязни проявлять себя при людях) может выглядеть следующим образом:

Мысль: "Что они обо мне подумают?… Я буду выглядеть ужасно! " ⇒ Тревога, напряжение, страх, мешающие вести себя естественно, разговаривать с людьми. Этот страх часто пытаются скрыть, что может выглядеть как высокомерие ⇒ Окружающие видят, что человек не желает общаться и оставляют его в покое ⇒ Эта реакция окружающих интерпретируется как подтверждение своих опасений (Я действительно выгляжу ужасно и ниникому не нужна!)

При панических атаках и тревожном расстройстве замкнутые круги связаны с неправильной интерпретацией интероцептивных сигналов (приходящих из внутренней среды организма, таких как покалывание, сердцебиение, головокружение и т.п.) и ошибочное толкование вегетативных симптомов , вызванных безвредным выбросом адреналина и других биохимических веществ.

Особенно ярко это проявляется при тревожном расстройстве, концентрирующемся на тревоге о здоровье (ипохондрии) . Начало такого рода расстройства связано обычно с каким-то критическим эпизодом, когда человек пережил сильный страх за свою жизнь (операция, неожиданный приступ, неосторожные слова медицинского работника и т.п.). Затем формируется привычка проводить как бы «мониторинг организма», настороженно прислушиваться к любым сигналам изнутри и непривычные ощущения интерпретировать как опасные для жизни и здоровья. Интерпретация сигналов как опасных вызывает страх, что в свою очередь вызывает выброс адреналина, других гормонов, биохимических веществ, отвечающих за реакции на стресс. Выброс адреналина вызывает специфические физиологические ощущения в вегетативной нервной системе: усиленное потоотделение, сердцебиение, дрожь, головокружение, чувство нереальности происходящего, тошноту, затруднение дыхания и одышку и некоторые другие в зависимости от особенностей организма.Эти неприятные ощущения далее катастофизируются: «Со мной точно что-то не в порядке!»и тревога не уходит.

Указанные вегетативные реакции после выброса адреналина проявляются в течение нескольких минут, затем адреналин разлагается и появляются другие ощущения: слабость, «ватные ноги», сонливость.

Закрепляет порочный круг тревоги поведение избегания (охранительное поведение), к которому относится: отвлечение внимания, звонки по телефону, прямое избегание ситуаций, вызывающих страх, стремление поговорить с кем-то или просто «не думать».

Когнитивная составляющая КПТ заключается в

Анализе негативных установок и иррациональных мыслей, дисфункциональных, деструктивных когнитивных схем и причин их возникновения;

Сократическом диалоге, при котором терапевт постепенно подводит клиента к осознанию иррациональности, нелогичности его автоматических мыслей и допущений;

Оспаривание негативных автоматических мыслей и стоящих за ними более глубоких убеждений, нахождение доказательств их иррациональности, неправильности;

Нахождение фактов, позволяющих выстраивать новую, позитивную систему представлений о себе и мире;

Когнитивном переструктурировании: формирование новых, более адаптивных убеждений и представлений. Иногда вначале вместе с клиентом формулируются и записываются так называемые копинг-карточки (как быстро справиться со стрессом или постоянно повторяющимися негативными мыслями и переживаниями).

Важной составной частью психотерапии являются домашние задания. Клиенту предписывается вести наблюдения за своими мыслями, отслеживать уровень негативных эмоций, возникающих при появлении привычных мыслей, а затем - постепенно научаться изменять реакции.

Изложенное выше относилось к когнитивной части КПТ, которая имеет и поведенческую составляющую. Поведенческая (бихевиоральная) терапия имеет также длительную историю своего развития.В последние годы когнитивная и поведенческая психотерапияобъединились в КПТ на базе убеждения в том, что особенности переработки информации порождают определенное поведение. Поведенческие теоретические схемы оперируют понятием подкрепления и исходят из того, что поведенческие реакции закрепляются при положительном подкреплении и угасают при отрицательном подкреплении или отсутствии подкрепления. У детей, правда, негативное подкрепление в виде порицаний может закреплять нежелательное поведение в связи с тем, что оно воспринимается как внимание со стороны значимых взрослых или сверстников.

В приведенном выше примере социальной фобии подкреплением поведения избегания социальных ситуация является получаемое при выходе из этих ситуаций облегчение.Таким образом именно преодоление избегания становится мишенью поведенческой части КПТ.

Для этого используются ряд методов:

Экспозиция с прерыванием реакции (то есть просьба переживать страх и тревогу без ухода из ситуации. Страх снизитсяпо закону габитуации - угашения реакции при привыкании);

Градуированная экспозиция - постепенное продвижение от ситуаций, вызывающих наименьший страх к тем, которые сильно пугают;

Систематическая десенсибилизация (СД) - представление пугающих ситуаций в воображении на фоне расслабления (релаксации). СД эффективна при изолированных фобиях - типа фобии собак, пауков, и т.п.

Обучение релаксации

Поведенческие эксперименты, которые заранее обговариваются с клиентом и имеют целью представить ему доказательства того, что его идея о предстоящей катастрофе оказалась несостоятельной.

Таким образом, главный метод КПТ - это конфоронтация с негативными эмоциями, иррациональными мыслями и убеждениями.

Широко используются также различные шкалы, схемы наблюдения за своими мыслями и привычными реакциями. Использование шкал уровня проявления негативных переживаний помогает убедиться в том, что прогресс имеет место, хотя он может быть постепенным и медленным.

Многочисленные исследования эффективности КПТ, которые поводятся в последние десятилетия в США, Канаде, Австралии, Западной Европе, Скандинавии, показывают, что процент пациентов с улучшением состояния полным устранением невротической симптоматики после прохождения КПТ выше, чем при других видах психотерапии (оплачиваемых страховкой) и фармакотерапии. В тяжелых случаях комбинированное лечение приносит наилучший результат. Результат КПТ обнаруживает устойчивость во времени, что показывает изучение катамнеза (состояния пациентов через год, четыре года, 10 лет).

Что такое психотерапия? Первое, что хочется сразу сказать при этом вопросе — это достаточно широкое понятие, которое невозможно обозначить кратко и четко по той причине, что разные направления, коих довольно много, имеют свои яркие особенности и тонкости.

Так, в частности, классическое толкование этому понятию дает "Словарь клинической психологии ":

"Психотерапия, П. (от греч. psych — душа и therapeia — уход, лечение) — раздел медицины и клинической психологии , связанный с оказанием профессиональной психологической помощи больным и относительно здоровым людям при 1) душевных расстройствах (клиническая психотерапия, П.); 2) при разрешении возникающих у людей проблем и затруднений психологического характера (психологическая психотерапия, П. ); 3) при возникающих потребностях изменить отношение к социальному окружению и собственной личности, разрешить семейные проблемы, улучшить качество жизни (прагматическая психотерапия, П. ) ".

Подобная помощь оказывается в двух основных формах психотерапии: индивидуальной (консультирование) и групповой , основывающейся на групповых формах взаимодействия (играх, дискуссиях и т.п.).

Психотерапия может быть краткосрочной или длительной в зависимости от цели: корректирующей нарушение (решение проблемы) или ведущей к глубинному изменению личности. Однако психотерапия не только помогает изменить уже существующие нежелательные состояния, но и может служить профилактикой таковых, а также стать весомой поддержкой после перенесенных заболеваний и стрессов (поддерживающая психотерапия, П. ).

В отличие от медицинских наук психотерапия имеет очень широкий спектр средств и методов немедикаментозного лечения, прекрасно сочетаясь с последними и в разы усиливая их эффект. При этом психотерапия является легкодоступным методом лечения, не требующим ни особых помещений, ни аппаратуры — лишь специальные знания, умения и навыки специалиста-психотерапевта , который в процессе терапевтической сессии устанавливает глубокий личный контакт с пациентом (часто путем бесед и обсуждений), как правило, применяя также другие специальные методы в зависимости от того или иного направления психотерапии .

Лечебный эффект достигается благодаря информации, которая исходит от психотерапевта. И все же основным инструментом психотерапевта является речь, поэтому часто психотерапию называют речевой терапией . Но это узкое определение, так как большое количество информации передается невербальным способом (без участия слов): жесты, мимика, интонация, образ психотерапевта в целом. В мире большое количество направлений психотерапии, но, по сути, отличие их заключается в видах ввода (подачи), переработки и / или действия информации. На сегодняшний день выделяют :

  • Гипноз;
  • Психоанализ;
  • Психодрама;
  • Гештальттерапия;
  • Телесная психотерапия;
  • Арт-терапия;
  • Недирективный гипноз (Эриксоновский гипноз, он же Новый гипноз);
  • Когнитивная психотерапия;
  • Экзистенциальная психотерапия;
  • Трансперсональная психотерапия;
  • Системная семейная психотерапия;
  • Нейролингвистическое программирование (НЛП);
  • Игротерапия;
  • Процессуально-ориентированная психотерапия;
  • Позитивная психотерапия;
  • Клиент-центрированная терапияи др.

В каких ситуациях зачастую обращаются за квалифицированной помощью к специалисту (психологу или психотерапевту)? Приведем лишь небольшой перечень таких ситуаций :

  • человек испытывает ощущение крайней подавленности ("все плохо ") и неудовлетворенности жизнью;
  • нарушение сна и синдром хронической усталости ;
  • измена партнера или неудовлетворенность отношениями;
  • нерешенная задача поиска партнера;
  • неудовлетворяющие отношения с детьми, родителями, коллегами, окружающими;
  • вопросы воспитания, а также решение таких трудностей у детей, как плохая успеваемость, скрытность, трудности в коммуникации со взрослыми и сверстниками, энурезы страхи, частые болезни, аллергии, иные психосоматические заболевания и т.д.;
  • вопросы самоопределения и реализации личности и многие другие актуальные для большинства людей жизненные ситуации.

Психотерапия

(от греч. psyche - душа и therapeia - уход, лечение) - комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на , суждения , человека при многих психических, нервных и психосоматических расстройствах . Условно различают клинически ориентированную П., направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно ориентированную П., ставящую задачей содействие пациенту в изменении его отношений к социальному окружению и собственной личности . Методы клинической П. - , , и , рациональная терапия. Личностно ориентированная П. (индивидуальная и групповая) широко использует различные варианты анализа конфликтных переживаний (см. ) больного. В индивидуальной П. решающим фактором эффективности лечебных воздействий является психотерапевтический контакт врача и больного, основанный на взаимном уважении и доверии, способности врача к сопереживанию (см. ). В качестве методов активирующего терапевтического воздействия широко используются трудотерапия, групповая психотерапия, семейная психотерапия, способствующие повышению компетентности больного в межличностных отношениях , совершенствованию его способности к самопознанию и саморегуляции .


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Психотерапия

Оказание психологической помощи людям при различных психологических затруднениях - комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих заболеваниях психических, нервных и психосоматических. Совокупность разнообразных психических воздействий, направленных на устранение болезненных отклонений и на излечение. В общем предполагает влияние на психику, в том числе на отношение к самому себе, своему состоянию, к другим людям, к окружению и жизни в целом. Может проводиться в формах индивидуальной (например, индивидуальное консультирование) и групповой (игры, дискуссии и пр.). .

Близка к коррекции психологической (психокоррекции) и выступает, по сути, особой ее частью, связанной с лечением нарушенного поведения посредством психологических приемов. Чаще всего обращена к личностным проблемам, ставящим человека на грань психических нарушений или даже переводящим за эту грань, с чем связаны тягостные переживания, нарушения социального поведения, изменения сознания и самосознания, и пр. Изначально была связана именно с лечением психических и заболеваний психосоматических психологическими средствами, но позже распространилась вообще на случаи психического неблагополучия, в том числе в пределах нормы, - на внутренние конфликты, депрессии, тревоги, страхи, нарушения общения и связанные со всем этим переживания. Условно различаются:

1 ) психотерапия клиническая, направленная преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики; ее методы - гипноз, тренировка автогенная, внушение и самовнушение, терапия рациональная;

2 ) психотерапия личностная - индивидуальная и групповая - ставящая задачей содействие клиенту в изменении его отношений к окружению социальному и собственной личности.

Личностно ориентированная психотерапия широко применяет различные варианты анализа конфликтных переживаний больного. В психотерапии индивидуальной решающий фактор эффективности лечебных воздействий - психотерапевтический контакт терапевта и клиента, основанный на взаимном уважении и доверии, на способности терапевта к сопереживанию, эмпатии.

Как методы активирующего терапевтического воздействия широко применяются трудотерапия, психотерапия групповая, психотерапия семейная, способствующие повышению компетентности клиента в отношениях межличностных, совершенствованию его способности к самопознанию и саморегуляции.

В зависимости от используемой модели развития, функционирования и нарушений психики выделяют различные психотерапевтические подходы: психоаналитический, необихевиористский, когнитивный, гуманистический, программирование нейролингвистическое.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Психотерапия Этимология.

Происходит от греч. psyche - душа + theraрeia - лечение.

Категория.

Оказание психологической помощи людям при различных психологических затруднениях, а также в их саморазвитии.

Специфика.

В зависимости от используемой модели развития, функционирования и нарушений психики выделяют различные психотерапевтические подходы: психоаналитический, необихевиористский, когнитивный, гуманистический, . Может проводиться в индивидуальной (например, индивидуальное консультирование) и групповой (игры и дискуссии) формах.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ПСИХОТЕРАПИЯ

(от греч. psyche - душа + therapeia - лечение). В узком смысле П. - лечение человека (пациента) с помощью психологических средств воздействия. В широком смысле П. включает и оказание психологической помощи здоровым людям (клиентам) в ситуациях различного рода психологических затруднений, а также в случае потребности улучшить качество собственной жизни. Подобная помощь оказывается в 2 основных формах: индивидуальной и групповой . В 1-м случае она основана на индивидуальном консультировании, хотя иногда возникает необходимость в консультировании группы (напр., семьи). Основой групповой психотерапии являются игры и дискуссии в их различных видах и сочетаниях. В настоящее время в этой области существует многообразие теоретико-методических подходов, связанных прежде всего со своеобразием понимания природы человека, человеческих отношений, групповых процессов. Наиболее известные среди них - психоаналитический, необихевиористский, когнитивный, гуманистический, нейролингвистическое программирование () и т. д. Применение каждого из подходов обычно адекватно определенному кругу психотерапевтических задач . См. , , , , , , , , , , , Ребёфинг , Роджерс К ., Секстерапия , , , , Франкл В ., .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Психотерапия

   ПСИХОТЕРАПИЯ (с. 504)

За рубежом рациональное отношение к психотерапии утвердилось давно и прочно. Если у человека болит зуб, он отправляется к стоматологу, если тяжело на душе - к психотерапевту. Причем психотерапевтов на Западе едва ли не больше, чем стоматологов, и они не жалуются на недостаток работы. Ибо, как оказывается, душа у людей болит даже чаще, чем зубы. Люди побогаче пользуются услугами личных психотерапевтов, те, кто не так богат, ограничиваются консультациями у менее именитых экспертов.

Во многом догнать Европу и Америку нам не удается, однако по уровню стрессов и депрессий мы их, кажется, даже обгоняем. И консультация специалиста соответствующего профиля уже не считается чем-то зазорным. Скорее - престижным. Сегодня очень эффектно ввернуть в непринужденной беседе: «Мой психоаналитик посоветовал... »

На зубные пломбы люди жалуются редко, а услугами психотерапевтов часто бывают не удовлетворены. И это тем более удивительно, что спрос на их услуги не снижается.

Спрос рождает предложение. Сегодня в нашей стране (правда, преимущественно в крупных городах) свои услуги страждущим предлагает множество новдявленных специалистов. И человеку, который решил приобщиться к этому таинству, приходится выбирать: к кому обратиться со своей душевной болью? Причем выбирать, весьма смутно представляя, какого рода помощь можно получить. Никто пока не удосужился сориентировать потенциального потребителя на рынке психотерапевтических услуг. Настало время восполнить этот пробел.

Все подобные случаи целительства хотя и распространены очень широко, но психотерапией в подлинном смысле слова не являются. Желая получить помощь такого рода, всегда необходимо помнить, что очень велика вероятность столкнуться с заурядным шарлатанством. Даже испытав некоторое облегчение, его следует отнести на счет резервов своего организма, которые вашим же усилием на некоторое время активизируются. Велика опасность принять это временное облегчение за подлинное выздоровление. К сожалению, не существует четких критериев, по которым можно отличить настоящего целителя от манипулятора-иллюзиониста. Характерно только, что недоверие и скепсис со стороны пациента сводят на нет усилия и того и другого. Так что если вы не испытываете самозабвенной веры в силу «психоэнергетики», то к Услугам таких целителей обращаться бесполезно.

Если говорить о психотерапии в подлинном смысле слова, то наиболее распространенным ее видом является психоанализ - метод, основанный на теории З.Фрейда. Стремясь разъяснить душевные терзания пациента, психоанализ укладывает его переживания в одну из нескольких схем искаженного развития личности. Зерно истины в таком подходе, безусловно, есть: кое-какие механизмы своего поведения мы усвоили очень давно, плохо их осознаем и из-за этого порой страдаем. Однако далеко не все проблемы укладываются в психоаналитические схемы. Достаточно сказать, что лечение по методу Фрейда приносит облегчение лишь при некоторых видах неврозов. Полный курс психоанализа состоит из по крайней мере еженедельных часовых сеансов на протяжении нескольких месяцев, а то и лет.

Упрощенной версией психоанализа по сути является так называемый трансактный (или трансакционный) анализ, разработанный американцем Э.Берном. Этот метод использует понятную житейскую лексику вместо туманных терминов Фрейда и предусматривает лишь краткую серию занятий, причем не индивидуальных, а предпочтительно групповых. Это обеспечивает относительную дешевизну и широкую доступность трансактного анализа. К тому же исцеление по Фрейду привлекает изрядную долю вдумчивого самоанализа, требующего высокого интеллекта. По словам Берна, основы его метода доступны каждому. А коль скоро это так, то вполне удовлетворительной заменой психотерапевтическим процедурам может служить внимательное ознакомление с книгой Берна «Игры, в которые играют люди», а также с другими его работами (все они многократно переизданы в нашей стране). Попытки приложить к своему поведению объяснительные схемы Берна в ряде случаев оказываются очень полезны, причем даже без помощи психотерапевта.

Интересный способ психотерапии под названием психодрама предложил много лет назад Я.Морено. Суть метода ясна уже из его названия: люди, страдающие от каких-то проблем, разыгрывают, как в театре, драматические сценки на тему этих самых проблем. Как оказалось, подобное лицедейство иной раз помогает избавиться от комплексов и предрассудков, которые мешают жить.

Нельзя не упомянуть и о так называемой поведенческой терапии. Она основана на убеждении, что все душевные невзгоды порождены неадекватными реакциями человека на условия его жизни. Соответственно, цель терапии - сформировать правильные реакции посредством подкрепления (поощрения или порицания). К сожалению, клиент в процессе терапии нередко начинает чувствовать себя павловской собакой, у которой формируют условные рефлексы (и это недалеко от истины). А перспектива подвергнуться дрессировке соблазнительна не для каждого. Поэтому данный метод, известный также как модификация поведения, хорошо зарекомендовал себя в исправительных учреждениях, но вне их стен широкого применения не нашел.

Напрасны были бы попытки перечислить все школы и направления в современной психотерапии - им нет счета. Важно лишь то, что всякое направление - будь то гештальттерапия, нейролингвистическое программирование и т.п. - проистекает из той психологической теории, которую разработал и обосновал его создатель. Таких теорий множество, и они порой не согласуются друг с другом. Важно и то, что основатель направления, как правило, является эталоном, недостижимым для последователей. Правда, последователи часто начинают импровизировать. И тогда рождается новое направление. Некоторые психотерапевты просто урывают отдельные элементы из разных систем, не руководствуясь какой-то определенной теорией. И если такой компилятор сам по-настоящему талантлив, новая эклектичная система порой дает хорошие результаты.

При виде всего этого многообразия рождается подозрение: каждая система психотерапии эффективна в отношении каких-то определенных психологических проблем. И каждому отдельному человеку следовало бы разобраться, какая из систем ему больше подходит и надежнее поможет. Но ни один специалист не владеет всей палитрой методов и скорее всего порекомендует любому ту систему, которой сам отдает предпочтение. Возможно, результат оправдает ожидания. Но не исключена и ошибка, и тогда клиент навсегда разочаровывается в психотерапии, хотя к нему всего лишь требовался иной подход.

Поэтому любому человеку, возлагающему надежды на врачевателей душ, можно порекомендовать предварительно сориентироваться в возможных перспективах. Для этого полезно почитать труды основоположников ведущих психотерапевтических школ. Помимо упомянутых, это А.Адлер, К.Хорни, М.Эриксон, К.Роджерс, В.Франкл, Ф.Перлзидр.

Показателен опыт так называемой позитивной терапии, разработанной немецким доктором Н.Пезешкяном. Своих клиентов он пользует... восточными притчами, каждая из которых подсказывает позитивное решение определенных проблем. Нетрудно заключить, что собрание назидательных притч или просто мудрых афоризмов способно оказать чудодейственный эффект и подсказать выход из сложных жизненных ситуаций. Один из прекрасных источников - книга самого Пезешкяна под экзотическим названием «Торговец и попугай».

Не следует думать, что услуги психотерапевтов бесполезны. Бывает, что из кабинета опытного и талантливого специалиста клиент выходит окрыленным, свободным от тяготивших его проблем. Но если вы надеетесь на это, ища встречи с психотерапевтом, будьте готовы к тому, что эти надежды могут и не оправдаться. Либо квалификация специалиста недостаточна, либо вы просто не его клиент, либо ваши проблемы требуют вовсе не психологического решения. Если же у вас достаточно времени и денег, чтобы израсходовать их на восстановление утраченного душевного равновесия, то лучше купите путевку в хороший круиз. Через пару недель вы вернетесь в лучшем расположении духа, чем вам даст любой психотерапевт. По крайней мере, результат тут гарантирован более надежно.

В конце концов, суть любого психотерапевтического метода выразил мудрейший из психологов У.Джемс: «Мы не всегда можем изменить нашу жизнь, но всегда в наших силах изменить отношение к ней». Нужен ли вам для этого посредник-специалист, решайте сами.

В последние годы новости психологической науки нередко публикуются в прессе и во Всемирной Паутине. В основном это данные различных опросов и тестов, причем не столько познавательные, сколько забавные.

Однако ситуация не совсем безнадежна для российских психологов. По мере того как западный культ самодостаточности все более успешно насаждается и у нас, становится все больше людей, которым не с кем откровенно поговорить. Каждый сам за себя. И так во всем - в бизнесе, в семье, в развлечениях. Но психологические проблемы есть у каждого, каких бы социальных успехов он ни добился. И они начинают распирать человека изнутри, не находя приемлемого выхода. Не к друзьям же с ними идти, тем более что не совсем уже ясно, можно ли кого-то из многочисленных «партнеров» считать другом. Заполнить эту неожиданно освободившуюся нишу может психотерапевт.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Психотерапия

В узком смысле - лечение человека с помощью психологических средств воздействия. В широком смысле - оказание психологической помощи здоровым людям (клиентам) в ситуациях различных психологических затруднений, а также в случае потребности улучшить качество собственной жизни. Подобная помощь оказывается в двух основных формах - индивидуальной и групповой. Существует множество подходов, различающихся пониманием природы человека, человеческих отношений, групповых процессов. Наиболее известные подходы - психоаиститический, когнитивный, бихевиористский, гумаиистический и т. д.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Синонимы :

Новое на сайте

>

Самое популярное