Домой Терапия Физиологические механизмы психики. Понятие психики

Физиологические механизмы психики. Понятие психики

Тема: Физиологические основы психики и здоровья человека


ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

5. ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ ПСИХИКИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Здоровье человека определяется несколькими составляющими. Одними из очень важных являются состояние нервной системы и характер процессов, протекающих в ней. Особенно важную роль в этом выполняет та часть нервной системы, которая называется центральной, или мозгом. Процессы, которые идут в мозгу, взаимодействуя с сигналами окружающего мира, играют решающее значение в формировании психики.

Материальной основой психики являются процессы, протекающие в функциональных образованиях головного мозга. На данные процессы очень сильно влияют в настоящее время различные условия, в которых находится человеческий организм. Одни из таких условий – это стресс-факторы.

Увеличение числа стрессов - расплата человечества за технический прогресс. С одной стороны, уменьшилась доля физического труда в производстве материальных благ и в быту. И это, на первый взгляд, плюс, так как облегчает жизнь человека. Но, с другой стороны, резкое снижение двигательной активности нарушило естественные физиологические механизмы стресса, конечным звеном которого и должно быть как раз движение. Естественно, что это извратило и характер протекания жизненных процессов в организме человека, ослабило запас его прочности.

Цель данной работы: изучение физиологических основ психики человека и факторов, влияющих на нее.

Объект изучения: процессы, определяющие психическую деятельность.

Предмет изучения: механизмы работы центральной нервной системы, определяющей психическое состояние и факторы влияющие на ее работу.

Задачи данной работы:

1) изучить основные механизмы и особенности функционирования мозга,

2) рассмотреть некоторые факторы, влияющие на здоровье и психику.


1. ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

Психика - это свойство мозга воспринимать и оценивать окружающий мир, воссоздавать на основе этого внутренний субъективный образ мира и образ самого себя в нем (мировоззрение), определять, исходя из этого, стратегию и тактику своего поведения и деятельности.

Психика человека устроена таким образом, что образ мира, формирующийся в ней, отличается от истинного, объективно существующего прежде всего тем, что обязательно эмоционально, чувственно окрашен. Человек всегда пристрастен в построении внутренней картины мира, поэтому в ряде случаев возможно значительное искажение восприятия. Кроме того, на восприятие влияют желания, потребности, интересы человека и его прошлый опыт (память).

По формам отражения (взаимодействия) с окружающим миром в психике можно выделить два компонента, в какой-то степени самостоятельных и вместе с тем тесно взаимосвязанных, - сознание и бессознательное (неосознаваемое). Сознание - высшая форма отражательной способности мозга. Благодаря ему человек может отдавать себе отчет в своих мыслях, чувствах, поступках и т.д. и при необходимости контролировать их.

Значительный удельный вес в психике человека составляет форма бессознательного, или неосознаваемого. В нем представлены привычки, различные автоматизмы (например, ходьба), влечения, интуиция. Как правило, любой психический акт начинается как бессознательный и, лишь потом осознается. Во многих случаях сознание не является необходимостью, и соответствующие образы остаются в неосознаваемом (например, неясные, «смутные» ощущения внутренних органов, скелетной мускулатуры и т.д.).

Психика проявляет себя в форме психических процессов, или функций. К ним относятся ощущения и восприятия, представления, память, внимание, мышление и речь, эмоции и чувства, воля. Эти психические процессы часто называют компонентами психики.

Психические процессы проявляются у разных людей по-разному, характеризуются определенным уровнем активности, формирующим фон, на котором протекает практическая и психическая деятельность личности. Такие проявления активности, создающие определенный фон, называются психическими состояниями. Это - вдохновение и пассивность, уверенность в своих силах и сомнение, тревожность, стресс, утомление и т.д. И, наконец, для каждой личности характерны устойчивые психические особенности, которые проявляются в поведении, деятельности, - психические свойства (особенности): темперамент (или тип), характер, способности и т.д.

Таким образом, психика человека - это сложная система осознаваемых и неосознаваемых процессов и состояний, которые по-разному реализуются у различных людей, создавая определенные индивидуальные особенности личности.

2. ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА – ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПСИХИКИ

Мозг - это огромное количество клеток (нейронов), которые связаны друг с другом многочисленными связями. Функциональной единицей деятельности мозга является группа клеток, выполняющая определенную функцию и определяемая как нервный центр. Сходные образования в коре больших полушарий именуют нервными сетями, колонками. Среди таких центров есть врожденные образования, которых относительно немного, ноони имеют важнейшее значение в контроле и регуляции жизненно важных функций, например, дыхания, терморегуляции, некоторые двигательные и многие другие. Структурная организация таких центров задается в значительной степени генами.

Нервные центры сосредоточены в разных отделах головного и спинного мозга. Высшие функции, сознательное поведение больше связано с передним отделом мозга, нервные клетки которого располагаются в виде тонкого (примерно 3 мм) слоя, образуя кору больших полушарий. Определенные участки коры получают и обрабатывают информацию, получаемую от органов чувств, причем каждый из последних связан с определенной (сенсорной) зоной коры. Кроме того, есть зоны, управляющие движением, в том числе и голосовым аппаратом (моторные зоны).

Самые обширные участки мозга не связаны с конкретной функцией - это ассоциативные зоны, которые выполняют сложные операции по связи между разными участками мозга. Именно эти зоны отвечают за высшие психические собственно человеческие функции.

Особая роль в реализации психики принадлежит лобным долям переднего мозга, который считают первым функциональным блоком мозга. Как правило, их поражение сказывается на интеллектуальной деятельности и эмоциональной сфере человека. При этом лобные доли коры больших полушарий считают блоком программирования, регуляции и контроля деятельности. В свою очередь, регуляция поведения человека тесно связана с функцией речи, в осуществлении которой также участвуют лобные доли (у большинства людей - левая).

Второй функциональный блок мозга - блок приема, переработки и хранения информации (память). Он расположен в задних отделах коры головного мозга и включает затылочные (зрительные), височные (слуховые) и теменные доли.

Третий функциональный блок мозга - регуляции тонуса и бодрствования - обеспечивает полноценное активное состояние человека. Блок образован так называемой ретикулярной формацией, структурно расположенной в центральной части ствола головного мозга, то есть она является подкорковым образованием и обеспечивает изменения тонуса коры больших полушарий.

Важно отметить, что лишь совместная работа всех трех блоков мозга обеспечивает осуществление любой психической функции человека.

Расположенные ниже коры головного мозга образования называют подкорковыми. Эти структуры больше связаны с врожденными функциями, в том числе с врожденными формами поведения и с регуляцией деятельности внутренних органов. Такая же важная часть подкорки, как промежуточный мозг, связана с регуляцией деятельности желез внутренней секреции и сенсорными функциями мозга.

Стволовые структуры головного мозга переходят в спинной, который непосредственно управляет мышцами тела, контролирует деятельность внутренних органов, передает все команды головного мозга к исполнительным звеньям и, в свою очередь, передает всю информацию от внутренних органов и скелетных мышц высшим отделам головного мозга.

3. ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Основным, базовым механизмом деятельности нервной системы является рефлекс - ответ организма на раздражение. Рефлексы могут быть врожденными и приобретенными. Первых у человека относительно немного, и, как правило, они обеспечивают выполнение наиболее важных жизненных функций. Врожденные рефлексы, передаваемые по наследству и генетически обусловленные, - довольно жесткие системы поведения, которые могут меняться только в узких пределах биологической нормы реакции. Приобретенные же рефлексы образуются в процессе жизни, накопления жизненного опыта и целенаправленного обучения. Известна одна из форм рефлексов - условные.

Более сложным механизмом, лежащим в основе деятельности мозга, является функциональная система . Она включает в себя механизм вероятностного прогнозирования будущего действия и использует не только прошлый опыт, но и учитывает мотивацию соответствующей деятельности. Функциональная система включает механизмы обратной связи, позволяющие сравнивать задуманное с реальным и вносить коррективы. При достижении (в конечном итоге) искомого положительного результата включаются положительные эмоции, которые закрепляют нейронную конструкцию, обеспечивающую решение задачи. Если же цель не достигнута, то отрицательные эмоции разрушают неудачную постройку, чтобы «очистить» место для новой. Если приобретенная форма поведения стала ненужной, то соответствующие рефлекторные механизмы гаснут, тормозятся. Информационный след об этом событии остается в мозгу благодаря памяти и может восстановить всю форму поведения спустя годы, причем ее возобновление протекает гораздо легче, чем первичное формирование.

Рефлекторная организация мозга подчиняется иерархическому принципу.

Стратегические задачи определяет кора, она же управляет сознательным поведением.

Подкорковые же структуры отвечают за автоматические формы поведения, без участия сознания. Спинной мозг вместе с мышцами выполняет поступающие команды.

Мозгу, как правило, одновременно приходится решать несколько задач . Такая возможность создается благодаря, координации (согласованию) деятельности близкородственных нервных ансамблей. Одна из функций при этом является главной, ведущей, связанной с основной потребностью в данный момент времени. Центр, связанный с этой функцией, становится главным, доминирующим, преобладающим. Такой доминантный центр тормозит, подавляет деятельность близкородственных, однако затрудняющих выполнение основной задачи центров. Благодаря этому доминанта подчиняет себе деятельность всего организма и задает вектор поведения, активности.


4. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛЕВОГО И ПРАВОГО ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Обычно мозг работает как единое целое, хотя его левое и правое полушария функционально неоднозначны и выполняют не одинаковые интегральные функции. В большинстве случаев левое полушарие отвечает за абстрактное вербальное (словесное) мышление, речь. То, что обычно связывают с сознанием, - передача знаний в словесной форме, относится к левому полушарию. Если у данного человека доминирует левое полушарие, то человек является «правшой» (левое полушарие управляет правой половиной тела). Доминирование левого полушария может влиять на формирование определенных особенностей управления психическими функциями. Так, «левополушарный» человек тяготеет к теории, имеет большой словарный запас, ему присуща высокая двигательная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события.

Правое полушарие играет ведущую роль в оперировании образами (образное мышление), невербальными сигналами и, в отличие от левого, воспринимает весь мир, явления, предметы целиком, не дробя на части. Это позволяет лучше решать задачи установления различий. «Правополушарный» человек тяготеет к конкретным видам деятельности, медлителен и неразговорчив, наделен способностью тонко чувствовать и переживать.

Анатомически и функционально полушария мозга тесно взаимосвязаны. Правое полушарие быстрее перерабатывает поступающую информацию, оценивает ее и свой зрительно-пространственный анализ передает в левое полушарие, где происходит окончательный высший анализ и осознание этой информации. У человека в мозгу информация, как правило, имеет определенную эмоциональную окраску, в чем основную роль играет правое полушарие.


5. ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ ПСИХИКИ

Низкая вероятность удовлетворения потребности обычно ведет к возникновению отрицательных эмоций, увеличение вероятности - положительных. Из этого следует, что эмоции выполняют очень важную функцию оценки события, предмета, вообще раздражения. Кроме того, эмоции являются регуляторами поведения, так как их механизмы направлены на усиление активного состояния мозга (в случае положительных эмоций) или его ослабления (при отрицательных). И, наконец, эмоции выполняют подкрепляющую роль при образовании условных рефлексов, причем ведущее значение в этом играют положительные эмоции. Негативная оценка какого-либо воздействия на человека, его психику может вызвать общую системную реакцию организма - эмоциональный стресс (напряжение).

Эмоциональный стресс запускается стресс-факторами. К ним относятся воздействия, ситуации, которые мозг оценивает как негативные, если нет возможности от них защищаться, избавляться. Таким образом, причиной эмоционального стресса является отношение к соответствующему воздействию. Характер реакции поэтому зависит от личностного отношения человека к ситуации, воздействию и, следовательно, от его типологических, индивидуальных особенностей, особенностей осознания социально-значимых сигналов или комплексов сигналов (конфликтные ситуации, социальная или экономическая неопределенность, ожидание чего-либо неприятного и т.п.).

В силу социальных мотивов поведения у современного человека большое распространение получили так называемые эмоциональные стрессы напряжения, вызываемые психогенными факторами, такими, как конфликтные отношения между людьми (в коллективе, на улице, в семье). Достаточно сказать, что такое тяжелое заболевание, как инфаркт миокарда, в 7 случаях из 10 вызывается конфликтной ситуацией.

Однако если стрессовая ситуация длится очень долго или стрессовый фактор оказался очень мощным, то адаптивные механизмы организма оказываются исчерпанными. Это стадия - «истощения», когда снижается работоспособность, падает иммунитет, образуются язвы желудка и кишечника. Поэтому эта стадия стресса является патологической и ее обозначают как дистресс.

Для современного человека важнейшими стрессовыми факторами являются эмоциональные. Современная жизнь во всех своих проявлениях очень часто вызывает у человека отрицательные эмоции. Мозг постоянно перевозбуждается, и напряжение накапливается. Если человек выполняет тонкую работу или занимается умственным трудом, стресс эмоциональный, особенно длительный, может дезорганизовать его деятельность. Поэтому эмоции становятся очень важным фактором здоровых условий жизни человека.

Уменьшить стресс или его нежелательные последствия могла бы двигательная активность, которая оптимизирует взаимоотношения между различными вегетативными системами, является адекватным «приложением» стрессовых механизмов.

Движение - это конечный этап любой мозговой деятельности. В силу системной организации человеческого организма движение тесно сопряжено с деятельностью внутренних органов. Это сопряжение в значительной степени опосредовано через мозг. Поэтому исключение такого естественного биологического компонента, как движение, заметно сказывается на состоянии нервной системы - нарушается нормальное течение процессов возбуждения и торможения, и возбуждение начинает преобладать. Поскольку во время эмоционального напряжения возбуждение в центральной нервной системе достигает большой силы и не находит «выхода» в движении, оно дезорганизует нормальную работу мозга и течение психических процессов. Кроме того, появляется избыточное количество гормонов, которые вызывают сдвиги обмена веществ, целесообразные только при высоком уровне двигательной активности.

Как уже отмечалось, двигательная активность современного человека недостаточна для того, чтобы снять напряжение (стресс) или его последствия. В результате напряжение накапливается, и достаточно небольшого негативного воздействия, чтобы наступил срыв психики. При этом в кровь выбрасывается большое количество гормонов надпочечников, усиливающих обмен веществ и активизирующих работу органов и систем. Поскольку запас функциональной прочности организма, а в особенности сердца и сосудов снижен (они мало тренированы), у части людей развиваются тяжелые нарушения сердечно-сосудистой и других систем.

Другим способом защиты от негативных последствий стресса является изменение отношения к ситуации. Главное здесь - понижение значимости стрессового события в глазах человека («могло быть и хуже», «это не конец света» и т.д.). По сути дела этот способ позволяет создать новый доминантный очаг возбуждения в мозгу, который затормозит стрессовый.

Особую разновидность эмоционального стресса представляет информационный. Научно-технический прогресс, в условиях которого мы живем, вызывает массу изменений вокруг человека, оказывает на него мощное воздействие, которое превосходит любое другое влияние окружающей среды. Прогресс изменил информационную среду, породил информационный бум. Как уже отмечалось, количество информации, накопленной человечеством, каждое десятилетие примерно удваивается, что означает необходимость усвоения каждому очередному поколению значительно большего объема информации, чем предыдущему. Однако при этом не меняется мозг, как не увеличивается и количество клеток, из которых он состоит. Вот почему для усвоения возросшего объема информации, в частности в сфере образования, нужно либо увеличивать продолжительность обучения, либо интенсифицировать этот процесс. Поскольку увеличивать продолжительность обучения довольно сложно, в том числе по экономическим причинам, остается повысить его интенсивность. Однако в этом случае возникает естественное опасение информационных перегрузок. Сами по себе они не представляют угрозы для психики, так как у мозга колоссальные возможности по переработке больших объемов информации и защиты от ее избытка. Но если время, которое необходимо для ее переработки, ограничено, это вызывает сильное нервно-психическое напряжение - информационный стресс. Иными словами, нежелательное напряжение возникает при несоответствии скорости поступления информации в мозг биологическим и социальным возможностям человека.

Самое неприятное, если к факторам объема информации и дефицита времени присоединяется третий - мотивационный: если требования к ребенку со стороны родителей, общества, учителей высоки, то не срабатывают механизмы самозащиты мозга (например, уклонение от учебы) и как результат, возникают информационные перегрузки. При этом особые трудности испытывают прилежные дети (так, у первоклассника при выполнении контрольной работы психическое состояние соответствует состоянию космонавта при взлете корабля).

Не меньшие информационные перегрузки создают и различные виды профессиональной деятельности (например, авиадиспетчер порой одновременно должен контролировать до 17 самолетов, учитель - до 40 индивидуально различных учеников и т.д.).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процессы, на основе которых функционирует центральная нервная система, определяющая психику человека, достаточно сложна. Ее изучение продолжается по сей день. В данной работе были описаны только базовые механизмы, на которых основана работа мозга, а, значит, и психики.

Индивидуальные особенности психики определяются особенностями внутренних механизмов, определяющих факторы, объясняющие поведенческие характеристики человека, его выносливость, работоспособность, восприятие, мышление и т.д. Одним из таких факторов является доминирование одного из полушарий мозга – левого или правого.

Обычно эмоцию определяют как особый вид психических процессов, которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Особенность эмоций состоит в том, что они в зависимости от потребностей субъекта непосредственно оценивают значимость действующих на индивид объектов и ситуаций. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать выводы о том, что общее здоровье человека во многом зависит также и от психического здоровья, то есть, от того, насколько правильно функционирует мозг.

Следует отметить, что многочисленные обстоятельства современной жизни приводят к чрезмерно сильному психоэмоциональному напряжению человека, вызывающему отрицательные реакции и состояния, ведущие к срывам нормальной психической деятельности.

Одним из факторов, помогающих бороться со стрессовыми ситуациями является достаточная физическая нагрузка, уменьшающая уровень негативных последствий стресса, влияющих на психику. Однако, самым главным решением этой проблемы является изменение «отношения» самого человека к негативной ситуации.


Список литературы

1. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001

2. Уотсон Дж. Б. Психология как наука о поведении. – М., 2000

3. Пидкасистый П.И, Потнов М.Л. Искусство преподавания. Второе издание. Первая книга учителя. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 212 с.

4. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. - Изд. 6-е, перераб. и доп. - М.: Академический проект, 2001. - 480 с.

5. Елизаров А.Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. - 2000. - №3. - С. 11 - 17

6. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3-х книгах. 3-е издание. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 632 с.

7. Алейникова Т.В. Возможные модельные представления психофизиологической конструкции личности (концептуальная модель) // Валеология, 2000, №4, с. 14-15

Многие физиологические механизмы психической деятельности являются общими для животных и человека.Однако у человека они приобретают качественно иной характер. Это происходит благодаря тому, что его биологическая природа претерпевает существенные изменения под влиянием социально-культурных факторов, он начинает сознательно управлять своим поведением и деятельностью, планировать их и оценивать их результаты. У него развивается сознание и формируется личность. В дальнейшем изложении на эти отличия будет обращено особое внимание.
Основная форма нервной деятельности - рефлексы. Рефлекс - ответная реакция организма на раздражения из внешней и внутренней среды. Такая реакция осуществляется с участием центральной нервной системы.
Рефлекторный характер деятельности нервной системы обеспечивает:
1. Восприятие воздействий, идущих из внешней среды и внутренних органов и систем организма.
2. Преобразование их в нервные (электрические) импульсы и передачу команд в мозг.
3. Переработку принятой информации и передачу их соответствующим органам и системам организма.
4. Прием и переработку информации о результатах действия (обратную связь).
5. Коррекцию повторных реакций и действий с учетом этой обратной связи.
В изучение рефлексов головного мозга существенный вклад внесли русские физиологии И.М. Сеченов (1829- 1905) и И.П. Павлов (1849-1936). Именно И.П. Павлову принадлежит идея о том, что рефлексы делятся на две большие категории. К первой принадлежат врожденные рефлексы - сосание, глотание, рефлекс «что такое?» (направление взгляда на новый раздражитель), отступление в случае опасности. Подобные рефлексы были названы безусловными, т.е. возникающими безо всяких дополнительных условий, от рождения. Такие рефлексы однотипно проявляются у живых существ одного и того же вида. Они принадлежат не отдельной особи, не отдельному индивиду, а виду в целом.
Ко второй категории относятся рефлексы, которые вырабатываются в процессе индивидуальной жизни и развития животных, человека, в процессе их взаимодействия с социальной и природной средой. Такие рефлексы возникают при совмещении какого-либо раздражения, не имеющего значения для живого существа (нейтрального раз-дражителя) с жизненно важным для него (например, пищей или опасностью). Наличие такого обязательного условия и позволило назвать эти рефлексы условными. Они индивидуальны - принадлежат индивиду, особи.
И.П. Павлов и его сотрудники проводили множество интереснейших опытов с собаками, обезьянами. В наиболее известных его экспериментах собаки научались реагировать на нейтральный раздражитель (звонок, вспышки света и т.п.) так же, как реагируют на пищу выделением слюны.
Почему это происходит? Каждый раздражитель вызывает в коре мозга очаг возбуждения. Между двумя очагами прослеживается связь, которая становится тем более сильной, чем чаще повторяется такое совпадение двух раздражителей во времени. Образование временных (условных) нервных связей - важнейший принцип деятельности коры больших полушарий мозга.
Возбуждение и торможение - основные процессы нервной системы. В коре больших полушарий в любой момент можно наблюдать сложную мозаику возбуждения и торможения. Если в одних участках коры возникает возбуждение, gt; то в других - соседних или связанных с ним участках - торможение. Например, известно, что плачущего младенца gt; можно отвлечь, если показать ему какую-то яркую игрушку или потрясти погремушкой. Возникший очаг более сильно- ¦ го возбуждения затормозит тот, который обусловил плач. В результате ребенок забывает о причине плача и сосредоточивается на новой игрушке.
Однако и торможение может вызвать противоположный процесс - возбуждение. Родители часто замечают, что маленькие дети к вечеру «разыгрываются» - прыгают, кричат, смеются. Успокоить их очень трудно. Это связано с тем, что дети очень устали, и сильный процесс торможения вызвал противоположный - чрезмерного возбуждения. С этим часто бывает связана и недисциплинированность школьников на уроках после контрольных или в конце дня. Ее может вызвать и большое количество впечатлений, положительных эмоций - например посещение театра, музея, школьные утренники. Маленькие дети часто не замечают, что они устали, не чувствуют, когда им надо остановиться (когда начинает действовать процесс торможения), и взрослым поэтому необходимо быть особенно внимательными, чтобы дать им возможность вовремя отдохнуть.Интересный пример приводит американский психолог Э. Ле-Шан: «Кэти было семь лет, и мы с ней дразнили друг друга. „А если бы я ударила тебя по носу, - говорила она, - что бы ты сделала?" Мне пришлось придумывать какое-то сверхъестественное наказание вроде: „Я бы упаковала твой завтрак и послала бы на Луну". Кэти дурачилась и заводилась все больше и больше. Я чувствовала, как возрастает напряжение, и подумывала о том, как бы кончить игру, когда Кэти сказала: „А что бы ты сделала, если бы я так громко крикнула тебе в ухо, что оно лопнуло?" Не раздумывая, я ответила: „Я думаю, я бы послала тебя в твою комнату, чтобы ты часок отдохнула". Лицо Кэти помрачнело: „Теперь ты играешь не по правилам, - сказала она, - потому что это хорошее наказание". „Ты права, -заметила я. - Это не смешное наказание, потому что это то, что тебе нужно"»1.
Прием, сличение, переработка сигналов, идущих от внешних и внутренних раздражителей, составляет основу сигнальной деятельности головного мозга. Сигналы могут непосредственно улавливаться органами чувств (ощущение цвета, запаха, чувство боли, потери равновесия и т.п.), а могут быть представлены через язык, через слова. И.П. Павлов назвал эти системы соответственно первой и второй сигнальными системами.
Вторая сигнальная система имеет очень большое значение для человека. Слово может ранить и вдохновлять, вызывать радость или грусть не меньше, а может быть, и больше, чем конкретный предмет. Известно, например, что женщины «любят ушами». Для них важно, чтобы им часто говорили о том, что их любят. Еще один пример. Школьные неврозы у детей часто вызываются грубыми, а иногда и просто неосторожными словами учителя.
Первая и вторая сигнальные системы тесно взаимодействуют. Их развитие имеет очень большое значение для человека. Например, при относительном преобладании первой сигнальной системы формируется художественный тип личности, а при преобладании второй - мыслительный. Подробнее об этом вы узнаете, когда будете изучать способности человека.
В поведении и деятельности человека, как и у животных, многое может быть объяснено, исходя из условных
1 Ле-Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. - М., 1990. -С. 169.рефлексов. Однако далеко не все. Значительную роль играет наличие осознанной внутренней программы поведения, представление о будущем результате. Изучая эту проблему на примере произвольных (контролируемых, осознанных) движений отечественный физиолог Н.А. Бернштейн (1896-1966) показал, что такая программа представляет собой модель потребного будущего, а само действие происходит в виде рефлекторного кольца. Напомним, что до этих исследований считали, что все рефлексы - и безусловные, и условные - осуществляются по принципу рефлекторной дуги: от рецептора, воспринимающего раздражение к исполнительному органу.
Н.А. Бернштейн доказал, что при выполнении человеком того или иного действия происходит сравнение, сличение поступающей в мозг информации о выполнении действия с имеющейся программой. Благодаря этому действия исправляются, меняются в направлении исходного замысла.
Свою теорию Н.А. Бернштейн назвал физиологией активности, подчеркивая, что основное содержание жизни человека - не пассивное приспособление, а реализация внутренних программ.
Русский физиолог П.К. Анохин (1898-1974) также пришел к необходимости пересмотра классических представлений о рефлекторной дуге как основе всякой психической деятельности. Он создал теорию функциональных систем. Согласно этой теории, физиологическую основу психической деятельности составляют не отдельные рефлексы, а включение их в сложную систему, которая обеспечивает выполнение целенаправленного действия, поведения. Эта система существует столько, сколько необходимо для их выполнения. Она возникает для выполнения определенной задачи, определенной функции. Поэтому такая система и названа функциональной.
Целостное поведение индивида определяется не отдельным сигналом, а объединением, синтезом всей поступающей к нему в конкретный отрезок времени информации. Формируются функциональные системы. При этом намечается цель поведения или деятельности, прогнозируется ее будущий результат. Благодаря этому поведение не заканчивается ответной реакцией организма. Она запускает механизм обратной связи, который сигнализирует об успехе и неуспехе действия. П.К. Анохин назвал этот механизм акцептором результата действия. Именно этот ме-ханизм позволяет осуществлять поведение и деятельность не только на основе непосредственно воспринимаемых воздействий, но и на представлениях о будущем (у человека иногда достаточно отдаленном), о цели действия, о его желательном и нежелательном результате.
П.К.Анохин показал, что таков механизм осуществления и саморегуляции всех более или менее сложных форм поведения и у животных, и у человека. Естественно, чем более развит головной мозг, чем выше уровень психики, тем более сложным и совершенным становится этот механизм.
Всякое поведение определяется потребностями. Потребность создает в центральной нервной системе очаг возбуждения. Этот очаг возбуждения определяет деятельность, служащую удовлетворению именно этой потребности. Сильный очаг возбуждения подчиняет себе другие, объединяет их. Чем сильнее потребность, тем более сильным является этот очаг, тем сильнее это объединение. Тем больше он господствует, доминирует в поведении. Отечественный физиолог А.А. Ухтомский (1875-1942), открывший и описавший это явление, назвал его доминантой.
Например, Вы пришли домой. Вам надо срочно кому-то позвонить, и, кроме того, Вы страшно голодны. Если вы очень сильно голодны, то в первую очередь откроете холодильник, а если там еды не окажется - начнете искать ее в шкафу, духовке и т.п. В этом случае доминировать, т.е. преобладать, будет потребность в еде и, следовательно, соответствующий временный орган. Если же телефонный звонок, который Вы должны сделать, для Вас очень важен, то Вы можете забыть о еде и сразу начнете звонить. И если телефон занят, Вы будете вновь и вновь набирать номер, забыв обо всем.
Доминантный очаг возбуждения способен затормозить все конкурирующие очаги возбуждения. Поэтому, когда мы сильно увлечены чем-либо, то не слышим и не видим ничего, что происходит вокруг.
А.А. Ухтомский много внимания уделял духовному и нравственному развитию личности. Он считал, что особой - присущей только человеку доминантой является «доминанта на лицо другого». Такую доминанту он противопоставлял доминанте, при которой человек «видит в мире и в людях предопределенное своею деятельностью, т.е. так или иначе самого себя». Он считал, что в противоположность этому следует «культивировать и воспитыватьдоминанту и поведение „по Копернику", поставив центр тяжести вне себя, на другом... Все силы души и все напряжение, вся целевая установка должна быть направлена на то, чтобы прорвать свои границы и добиться выхода в открытое море - к „ты". Что это действительно возможно, об этом знает всякий действительно любящий человек»".

Психические процессы

Физиологическая основа

Ощущения

Сложная деятельность органов чувств (анализаторов).

Восприятие

Согласованная деятельность системы анализаторов + центры речи в коре мозга.

Внимание

Доминанта – возбужденный участок коры головного мозга (очаг, господствующий

(доминирующий) над остальными участками коры, в результате чего осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.

Ассоциации - следы бывших ранее нервных процессов, сохраняющихся в коре мозга в результате пластичности нервной системы.

Воображение

Остаточные ассоциации (нервные связи), которые в результате сложной нервной деятельности образуют новые сочетания, ранее не воспринимавшиеся, составляющие базу образов воображения.

Мышление

Объединение нейронов мозга, отвечающих за конкретные мыслительные операции, в системы – нейронные коды.

Вторая сигнальная система – анализ и синтез речи. Образование временных условных связей между центрами речи вызываются специфическим раздражителем – словом – в 4 формах: видимое (чтение - зрительный центр речи в затылочной доле), слышимое (понимание - слуховой центр речи Вернике в левой височной извилине), произносимое (произношение - двигательный центр речи Брока в верхней лобной извилине), записываемое (письмо - центр в средней лобной извилине).

Возбуждение подкорковых центров и вегетативной (симпатичекой) нервной системы (изменяются кровообращение, дыхание, пищеварение, функции ВНД).

Возбуждение лобных долей (которое тормозит подкоркрвые центры, тем самым регулируя проявление эмоций) + 2 сигнальная система – слово (это сигнал для возникновения эмоций; основа для формирования высших чувств).

Процессы в лобных долях – сравнение результата с целью (поражение лобных долей вызывает абулию). Если результат не совпадает с целью – в коре возникает очаг оптимальной возбудимости, который помогает достичь цель.

6. Психика и организм

Особое значение для психики имеют некоторые особенности человеческого организма:

- возраст – существует большая разница в психике, например, младенца, юноши и старика;

- пол – строение мозга у мужчин и женщин различно: девочки, например, превосходят мальчиков в вербальных способностях, мальчики – в математических и визуально-пространственных; более высокие показатели памяти, интуиции, анализа, тонкая моторика рук - у женщин, т.к. левое полушарие мозга более активно, чем у мужчин; у мужчин – правое, отвечающее за творческие художественные способности, ориентировку в пространстве, координацию и т.п.;

- морфологические особенности организма (тип телосложения) – по теорииЭ.Кречмера иУ.Шелдона , существует связь между строением тела человека и его характером и темпераментом;

- генетические аномалии – наследственные психические аномалии влияют на развитие психики, например, болезнь Дауна;

- уровень гормональной активности – например, повышенный уровень гормона щитовидной железы приводит к формированию «желчного» характера.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

    Объясните высказывание « Психика – это субъективный образ объективного мира».

    Какие психические явления составляют структуру психической деятельности человека?

    Охарактеризуйте психические процессы, состояния и свойства..

    Как усложнялись реакции организмов на внешние воздействия в процессе филогенеза?.

    Охарактеризуйте психические особенности людей на разных возрастных этапах.

    Как связаны структура и функции сознания?.

    Как взаимосвязаны мозг и психика?

    Приведите примеры связи психики с физиологией организма.

Еще Чарльз Дарвин и Иван Михайлович Сеченов обратили внимание на то, что организм без внешней среды существовать не может. Поэтому Сеченов писал, что в определение организма должна входить и среда, влияющая на него. Этот же взгляд разделял и Иван Петрович Павлов. Он подчеркивал, что организм постоянно приспосабливается к среде при помощи нервной системы, «уравновешивает» ее влияние.

Механизмы приспособления организма к среде на разных уровнях эволюции различны. Так, на низших ступенях развития лишь непосредственное соприкосновение организма с пищей вызывает ее захват. На более высоких эволюционных уровнях животного мира отдельные признаки, сопутствующие пище, могут стать ее сигналами. А для человека такими сигналами, кроме всего прочего, могут быть слова.

Чтобы выжить, организму необходимо ориентироваться во внешней среде. В этом ему помогают нервная система и органы чувств.

Организм не может обойтись без пищи, потому что с ней поступают вещества и энергия, необходимые для его жизнедеятельности. Организм также не может обойтись и без информации об окружающей среде, так как ему непрерывно приходится искать пищу, воду и другие условия жизни, уходить от неблагоприятных факторов среды. Организм при помощи анализаторов непрерывно воспринимает и перерабатывает сигналы, поступающие из внешней среды. На один из них он отвечает немедленной реакцией, на другие ответ наступает позднее. Очевидно, принятые сигналы не только поступают в нервную систему, но и перерабатываются ею. Они сохраняются в нервной системе длительное время в виде каких-то «следов», которые в любой момент могут быть мобилизованы и использованы организмом в его деятельности.

В быту мы часто употребляем выражения «усвоилась пища», «усвоились знания», и это в какой-то мере правомерно. Если усвоенные элементы пищи становятся частью нашего тела, то усвоенные знания становятся частью нашего поведения. Они определяют характер и поступки человека, его жизнь в обществе.

Наша нервная система не только сохраняет знания, приобретенные в результате индивидуального опыта, но и использует опыт, накопленный нашими предками в виде безусловных рефлексов, доставшихся нам по наследству.

Психофизиология ставит перед собой задачу изучить закономерности и механизмы работы мозга, благодаря которым осуществляется взаимодействие организма с внешней и внутренней средой.

Психофизиология – это междисциплинарная область знаний, занимающаяся конкретно-научным исследованием связи психики и мозга, нервной системы. В ней сосредоточены знания по психологии и физиологии нервной системы в той части, где исследуются нервные процессы, реализующие психические функции: ощущения, восприятие, память, внимание, мышление, речь, эмоции и т.д. Поэтому психофизиология – это отрасль психологии и одновременно область физиологии. Об этом говорит и название науки, составленного из корня «ПСИХО», означающее душевные переживания и «ФИЗИО», означающее телесные изменения, с которыми эти переживания связаны.

Одним из важных психофизиологических открытий явилось представление о том, что психика связана с работой мозга.

Алкмеон, древнегреческий врач из Кротоны в результате наблюдений и хирургических операций пришел к выводу, что мозг – это орган души. Он считал, что именно мозг поставляет душе ощущения слуха, зрения, обоняния, из них возникает память и представления, а из памяти и представлений, достигших прочности, рождаются знания.

Древнегреческий врач Гиппократ, которому принадлежит идея темперамента, также утверждал: «Человек должен в полной мере осознавать тот факт, что именно из мозга происходят наши ощущения. Мы мыслим мозгом и с его помощью можем видеть и слышать и способны различать уродство и красоту…».

Заметной вехой в развитии психофизиологических знаний явилась концепция рефлекса, которую предложил французский философ и врач Рене Декарт. У этой концепции было долгое и славное будущее. В идее рефлекса констатировалась нервно-мышечная связь между восприятием определенных чувственных сигналов и двигательным реагированием. Правда, рефлекторная связь не предполагала каких-либо психических явлений. Она была неодушевленной. Начиная с середины 19 века, идея рефлекса распространилась на все виды деятельности мозга.

В России пропагандистом этой идеи был Иван Михайлович Сеченов, работа которого «Рефлексы головного мозга» опубликованная в 1866 году в общественно-политическом журнале «Современник» стала значительным событием в общественной и культурной жизни. Сеченов утверждал, что в основе психических процессов лежал процессы физиологические. И все психические процессы по способу происхождения являются рефлексами. В прошлом веке были получены очень важные результаты в исследовании органов чувств: слуха, зрения, кожной чувствительности. В результате долгое время физиология отождествлялась с физиологией органов чувств и ощущений.

Еще в первой половине 20 столетия термин «психофизиология» был достаточно неопределенным. В дальнейшем психофизиология стала развиваться по нескольким направлениям: физиология высшей нервной деятельности (Иван Петрович Павлов), рефлексология (Владимир Михайлович Бехтерев), физиологическая психология (Питер Милнер), нейропсихология (Александр Романович Лурия).

Физиология высшей нервной деятельности первоначально представляла собой учение об условных рефлексах, в настоящее время это раздел нейрофизиологии, который рассматривает закономерности нервных процессов, имеющих то или иное психическое и поведенческое проявление.

Физиологическая психология исследует преимущественно поведение животных при различных экспериментальных воздействиях на физиологические процессы. Например, для того, чтобы изучить функцию затылочной доли мозга исследователь может ее разрушить и после этого обнаружить у животного расстройство зрения. Или же для изучения эмоциональных реакций он вводит животному вещество, влияющее на механизм передачи электрохимического сигнала от нейрона к нейрону и прослеживает, как реагирует на это животное.

Когда завоевала признание Дарвиновская теория происхождения человека, практика экспериментов над животными получила теоретическое оправдание. Психофизиолог часто обращается к данным, полученным в опытах над животными, но главный предмет его внимания – поведение человека в обычных условиях.

Нейропсихологию роднит с психофизиологией то обстоятельство, что для нее центральной является проблема «мозг как субстрат психических процессов». При этом речь идет и человеческом мозге и психической активности человека. Характерной особенностью нейропсихологии является то, что она изучает нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении того или иного участка мозга. Глубокая тайна психологических процессов, лежащих в основе человеческого сознания и поведения, еще только начинает раскрываться.

Психофизиология как самостоятельная дисциплина сравнительно молодая. Ее повсеместное признание состоялось в 60-е годы 20 века. В 1964 году вышел первый номер журнала «Психофизиология» в издании американского общества психофизиологов. В мае 1982 года в Монреале состоялся Первый международный психофизиологический конгресс, на котором была создана Международная психофизиологическая ассоциация, которая в свою очередь учредила международный журнал психофизиологии.

Предмет и задачи психофизиологии.

Предметом психофизиологии являются:

Нейронные механизмы психических процессов, состояний и свойств личности;

Связи между психической активностью человека и физиологическими процессами.

Психофизиология изучает роль всех этих процессов организма в поведении и осознаваемых психических процессах. Сегодня в сферу интересов психофизиологии входит нейронные механизмы ощущений, восприятия, памяти и обучения, мышления и речи, эмоций, мотивации и сознания. Психофизиология занимается изучением индивидуальных различий между людьми.

Психофизиологическая культура личности предполагает умение декодировать физиологические сигналы и видеть за ними переживания и намерения людей.

В наше время психофизиологические процессы при различных психических заболеваниях чаще всего изучаются с использованием полиграфа – электронного прибора, регистрирующего незначительные изменения электрических потенциалов.

Системный подход в психофизиологии. Мозг как система систем. Головной мозг представляет собой часть нервной системы, наиболее крупное сосредоточение нервных клеток, защищенное со всех сторон костями черепа и рядом мозговых оболочек. Вместе со стволом мозга и спинным мозгом он образует центральную нервную систему. Все остальное – нервные волокна, нервные узлы и сплетения, расположенные в разных участках тела и чувствительные нервные окончания, выполняющие функции рецепторов, образуют периферическую нервную систему. ЦНС связана с внешним миром через периферическую нервную систему, получая информацию о нем и осуществляя взаимодействие. Человек, не имея периферической слуховой системы, ничего не мог бы слышать, а периферической зрительной системы – видеть. Мозг принято называть субстратом психических процессов. Он представляет собой единое целое, состоящее из множества систем более специального назначения. Мозг является парным образованием, состоящим из двух полушарий, которые функционально нессиметричны. В большинстве случае левое полушарие обеспечивает речевые функции и абстрактное мышление, а правое полушарие связано с функциями образного, целостного моделирования реальности. Многочисленные данные свидетельствуют о роли коры больших полушарий в мозговой организации психических процессов. Признаком этого служит высокая степень дифференциации его строения и функций.

Александр Романович Лурия на основе нейропсихологических исследований предложил структурно-функциональную модель мозга как органа психической деятельности. Эта модель характеризует закономерности работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной деятельности. Согласно данной модели весь мозг подразделяется на три структурно-функциональных блока: а) энергетический блок или регуляция уровня активности мозга, Б) блок приема, переработки и хранения приходящей извне информации и В) блок программирования, регуляции и контроля протекания психической деятельности. Каждая форма психической деятельности осуществляется при помощи всех трех блоков мозга.

Как известно, психическая деятельность имеет определенную структуру. Начинается с мотивов, намерений, замыслов, которые потом превращаются в определенную программу деятельности, включающую «образ результата» и представление о способах реализации программы. После чего, все продолжается при реализации программы с помощью определенных операций. Завершается деятельность фазой сличения результата с исходным «образом результата».

В случае несоответствия этих результатов, психическая деятельность продолжается до нужного результата. Эта структура может быть соотнесена с мозгом следующим образом.

На первичной стадии формирования мотива в любой сознательной деятельности принимает участие преимущественно первый блок мозга, обеспечивая оптимальный уровень активности мозга и избирательные формы активности, а также ответственен за эмоциональное «подкрепление» психической активности – переживание успеха-неуспеха.

Стадия формирования программ связана в большей степени с третьим блоком мозга также, как и стадия контроля за реализацией программы. Операциональная стадия деятельности осуществляется с помощью второго блока мозга.

Поражение любого из трех блоков отражается на психической деятельности, приводя к нарушению какого либо этапа реализации программы.

Блок приема, переработки и хранения информации.

Включает: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую системы корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий.

Этот блок обеспечивает модально-специфические процессы и интегративные формы переработки информации, необходимых для познавательных психических функций.

Модально-специфические пути проведения информации имеют несколько другую структуру, чем неспецифические пути. Они имеют особенную нейронную организацию и четкую избирательность в реагировании лишь на определенные раздражители. Этот блок мозга обладает определенной модальной специфичностью. Входящие в него структуры специализированы на приеме зрительной, слуховой и кинестетической информации. Это означает, что нейроны зрительной коры реагируют только на сигналы от органов зрения, органы слуховой коры только на сигналы, несущие слуховую информацию. В то же время отдельные области затылочной коры несут большое количество мультимодальных нейронов, которые реагируют на разные сигналы. Все три системы этого блока состоят из периферического и центрального отделов.

Центральный отдел включает в себя несколько уровней, последний из которых – кора больших полушарий.

Периферические отделы осуществляют анализ стимулов по их физическим качествам: интенсивности, частоте, длительности.

В коре задних отделов мозга выделяют: первичные, вторичные и третичные поля.

Функция первичных полей состоит в максимально тонком анализе физических параметров стимулов определенной модальности, причем клетки детектора этих полей реагируют только на свой стимул и не проявляют признака угасания реакции на повторение стимула.

Вторичные корковые поля осуществляют синтез раздражителей, объединение разных сенсорных зон, принимая непосредственное участие в обеспечении познавательной психической деятельности.

Третичные поля не имеют непосредственной связи с периферией и связаны лишь с корковыми зонами. С их участием осуществляются такие сложные виды деятельности, как символическая, интеллектуальная, речевая деятельность.

Блок регуляции тонуса и бодрствования

Этот блок является энергетическим и включает неспецифические структуры разных уровней: ретикулярную формацию ствола мозга, неспецифические структуры среднего мозга, лимбическую систему и медиобазальные отделы коры лобных и височных долей. Данный блок мозга регулирует два типа процессов активации: общие изменения уровня активности мозга и локальные избирательные изменения, необходимых для осуществления высших психических функций.

Первый тип процесса активации связан с длительными (тоническими) сдвигами в режиме работы мозга.

Второй тип активации – это преимущественно кратковременные локальные избирательные изменения в работе отдельных систем мозга.

Неспецифические структуры мозга подразделяются на восходящие, проводящие импульсы от периферии к центру, и нисходящие, отправляющие возбуждение от центра к периферии. Восходящие и нисходящие отделы включают в себя и активационные и тормозные пути.

Значение блока регуляции тонуса заключается в том, что он обеспечивает общий активационный фон, на котором разыгрываются все психические функции. Это имеет непосредственное отношение к процессам внимания, а также сознания в целом. Во-вторых, он поддерживает процессы памяти. Многочисленные наблюдения за больными с поражениями неспецифических структур головного мозга подтверждают влияние этих структур на запечатление, хранение и переработку информации разных модальностей. Причем высшие уровни связаны преимущественно с произвольными видами памяти. В-третьих блок осуществляет мотивационные процессы и состояния. Лимбические структуры мозга, входящие в этот блок, участвуют в регуляции прежде всего таких эмоций как страх, радость удовольствие, гнев, а также мотивационных процессов, связанных с различными потребностями организма. Это связано с тем, что блок регуляции тонуса и бодрствования воспринимает и перерабатывает информацию о состояниях внутри среды организма и регулирует эти состояния с помощью нейрогуморальных (биохимических) структур организма.

Блок программирования, регуляции и контроля деятельности

Человек не только пассивно реагирует на поступающие сигналы, он формирует планы и программы действий, контролирует их выполнение, сличая промежуточные результаты с исходными намерениями. Эти действия обеспечивают структуры блока программирования, контроля и регуляции протекания сложных видов деятельности. Системы данного блока расположены в передних отделах больших полушарий и включает моторные, премоторные и префронтальные области коры лобных долей мозга и занимает 24% площади больших полушарий. Здесь представлены функции все двигательных органов человеческого тела. Двигательный человечек Пенфилда. Этот человечек имеет непропорционально большие губы, рот, руки, но маленькие туловище и ноги в соответствии со степенью управляемости тех или иных групп мышц и их участием в деятельности.

В лобной коре выделяют моторную и немоторную области. Эти области имеют различное строение и функции. Моторная кора составляет ядерную зону двигательного анализатора и характеризуется хорошо развитым слоем моторных клеток пирамиды. Здесь находится знаменитая зона Брока, двигательные клетки которой управляют речевыми движениями. Таким образом лобные доли характеризуются большой сложностью строения и большим числом двусторонних связей с корковыми и подкорковыми структурами. Многочисленные корково-корковые и корково-подкорковые связи коры лобных долей мозга обеспечивают с одной стороны возможности переработки и интеграции самой различной информации, а с другой стороны осуществляют регуляцию различных процессов.

Анатомическое строение этого блока мозга обусловливает его ведущую роль в программировании и контроля протекания психических функций, в формировании замыслов и целей деятельности, в регуляции и контроле поведения.

Теория функциональных систем П. К. Анохина. Разработанная академиком Петром Кузьмичем Анохиным концепция функциональных систем представляет собой компактный способ описания нервных процессов в организме, взаимодействующих со средой. Исходным понятием концепции является понятие функции. Под функцией понимается процесс достижения организмом приспособительного результата во взаимодействии со средой.

Функциональная система – это совокупность взаимосвязанных физиологических процессов, ориентированных на выполнение определенной функции (акт дыхания, глотания, движения).

Каждая функциональная система, будучи до известной степени замкнутой, связана с периферическими органами, получает от них афферентные сигналы, которые направляют и корректируют ту или иную функцию.

Функциональная система является единицей интегративной деятельности организма, обеспечивая его саморегуляцию. Функциональная система избирательно привлекает структуры и процессы так, чтобы была выполнена заранее намеченная функция или форма поведения. Как бы ни сложилась функциональная система, она обязательно должна закончиться комбинированным возбуждением периферических органов, приспосабливающих организм к условиям существования.

Состав ЦНС не ограничивается центральными нервными структурами, которые естественно выполняют наиболее тонкую, интегрирующую роль в ее организации, придавая ей соответствующее биологическое качество. Эта интегрирующая роль непременно проявляется в закономерностях центрально-периферических отношений, благодаря которым рабочая периферия определяет и реализует качество функциональных систем, приспосабливающих организм к данной динамической системе.

Все функциональные системы принципиально общие характеристики: это конечный приспособительный эффект, специфический рецептор, воспринимающий этот эффект, обратная афферентация, поступающая в центр о приспособительном эффекте, центральные воспринимающие и исполнительные аппараты.

Полезный приспособительный результат является цен \тральным звеном в динамической организации любой функциональной системы. Функциональная система, обеспечивающая тот или иной приспособительный акт организма складывается в каждом случае в зависимости от внешней ситуации, исходного состояния организма и предшествующего опыта.

Для того, чтобы понять, каким же образом в центральной нервной системе формируется состояние, определяющее цель действия, необходимо рассмотреть механизмы центральной архитектуры функциональных систем организма.

Наиболее ответственной стадией является стадия афферентного синтеза. Нарушение гомеостаза ведет к возбуждению специальных рецепторов, которые направляют в центральную нервную систему потоки афферентных импульсов На это основе формируется мотивационное возбуждение.

Поскольку организм живет во внешней среде, то наряду с воздействиями со стороны внутренней среды, он подвергается внешним раздражениям. Поэтому возникшее под влиянием внутренней среды потребность взаимодействует на этой стадии с возбуждениями, обусловленные обстановочными раздражителями внешней среды. Далее возбуждение, обусловленное действием внешних и внутренних раздражителей, взаимодействует с механизмами памяти, т.е. прошлым опытом индивида по удовлетворению соответствующей потребности.

Для построения приспособительной деятельности, кора головного мозга должна выбрать из всех возбуждений, обусловленных внешними и внутренними раздражителями, наиболее важные для удовлетворения соответствующей потребности. На стадии афферентного синтеза решаются несколько вопросов: Что делать? (на основе сопоставления внешних и внутренних раздражителей), Как делать? (на основе памяти), Когда делать? (на основе действия специальных пусковых раздражителей).

Стадия афферентного синтеза заканчивается принятием решения. Здесь имеет место формирование цели действия. Этот процесс реализуется при помощи специального механизма, который в лаборатории Петра Кузьмича Анохина назван сначала «Акцептор действия», а затем акцептором результата действия.

Акцептор результатов действия возникает всякий раз, как только принимается решение к действию и формируется исполнительное действие. Акцептор результатов действия программирует результаты будущих действий. На основе врожденного и индивидуального опыта акцептор содержит в себе свойства внешних раздражителей, необходимых для удовлетворения соответствующих потребностей организма. Благодаря этому акцептор результатов действия оценивает поступающие в центральную нервную систему сигналы о результатах и параметрах совершенного действия, сравнивает их со свойствами раздражителя. Таким образом, акцептор результата действия является механизмом предвидения и оценки результатов деятельности. Предвидение результатов деятельности и свойств раздражителей, удовлетворяющих ту или иную потребность организма, является материальным процессом постановки цели к действию. Каждая цель претворяется в действие. Реализация целей также представляет собой сложный интегративный процесс, который избирательно объединяет комплекс исполнительных механизмов, в которых есть соматический и вегетативный компонент. В результате всех этих процессов формируется целенаправленное поведение, которое сопровождается вегетативными реакциями. Это поведение строится на основе постоянного оценивания организмом результатов совершенных действий и сравнение их со свойствами акцептора результатов действия. Результат любой деятельности организма, прежде всего, оценивается с той точки зрения, как он удовлетворяет исходную потребность организма.

Человеческая душа, или психика (от греч. Психе - душа), представляет исключительный по богатству содержания и разнообразию форм внутренний мир человека, как отражение внешнего мира.

Мы не только видим, слышим, чувствуем, осязаем, одним словом, ощущаем и воспринимаем различные явления внешнего мира, но и оцениваем их.

Таким образом, мы подошли к рассмотрению высшей формы человеческого отражения действительности, к сознанию, которое выражает отношение человека к окружающей среде. Это своеобразное объединение более простых форм отражения: восприятий, ощущений, представлений, понятий, чувств и действий, иначе говоря, такая обобщающая форма отражения действительности, в которой с наибольшей полнотой выражено то, что составляет специфику человека, коренным образом отличающую его от животных.

Психика представляет собой функцию высокоорганизованной материи и заключается в способности особым образом отражать окружающую действительность. Носителем психики является мозг, она – результат сложной работы мозга. Из сказанного следует, что материальное первично – оно порождает психическое, а психическое вторично. Оно возникает и существует только при определенных материальных условиях.

Психика может целесообразно управлять нашими действиями только в том случае, если она правильно отражает свойства и законы действительности. В тех случаях, когда нарушается способность правильно отражать действительность, человек утрачивает способность совершать адекватные действия, разрушается контакт между психикой и действительностью, что приводит к невозможности для него нормально существовать. Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно сопряжено с поиском, выбором, является необходимой стороной деятельности человека и совершается в процессе активной его деятельности. Содержанием психики являются образы окружающей нас действительности. Но эти образы возникают у каждого человека своеобразно, в зависимости от его прошлого опыта, интересов, взглядов, чувств и т.д. Отражение преломляется через призму индивидуальности человека и всегда субъективно. В процессе жизни отражение не стоит на месте, всегда углубляется и совершенствуется.

Важной особенностью психического отражения является и то, что оно носит опережающий характер («опережающее отражение» - П.К. Анохин, «антиципирующая реакция» – Н.А. Бернштейн) .

Опережающий характер психического отражения – результат накопления и закрепления опыта, обеспечивающего модель будущей реакции. Итак, психическое отражение – это сложный многоактный процесс, обеспечивающий целесообразность поведения и деятельность человека. Соответственно психическая деятельность заключается в отражении объективных свойств реальности, регулирующем поведение и деятельность.



Из этого определения вытекают сразу две стороны деятельности психики. Одна – отражение действительности. Это – сторона внутренняя, невидимая.

Вторая сторона – регуляторная. Она проявляется во внешних действиях, которые совершает человек, и реакциях на окружающий мир, которые возникают в его организме. Эту сторону можно видеть, наблюдать, измерить. Это разнообразные акты поведения человека.

Психика - свойство мозга. Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных физиологических механизмов. Одни из них обеспечивают восприятие воздействий, другие - преобразование их в сигналы, третьи – планирование и регулирование поведения и т.п. Вся эта сложная работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде.

Взаимодействие разных частей организма между собой и установление взаимосвязи с окружающей средой осуществляется нервной системой. Каждая нервная клетка (нейрон) состоит из тела клетки с ядром, множества коротких разветвляющихся отростков – дендритов, и одного длинного – аксона (рис. 1).

Рис. 1. Нервная клетка (нейрон) – основной элемент нервной системы

Соединения отростков различных клеток, называемые синапсами, обеспечивают проведение (или блокировку, задержку) импульсов от одной клетки к другой.

Нервная система функционирует как единое целое. Тем не менее конкретные функции приурочены к деятельности определенных ее областей. Так, управление простейшими двигательными реакциями осуществляется спинным мозгом, координация более сложных движений (ходьба, бег) – стволовой частью мозга и мозжечком.

Важнейший орган психической деятельности – кора головного мозга, обеспечивающая сложную психическую деятельность человека. В его психической жизни особая роль принадлежит лобным долям. Многочисленные клинические данные показывают, что поражение лобных долей мозга, наряду со снижением умственных способностей, влечет за собой ряд нарушений в личностной сфере человека.

Вся поверхность полушарий может быть разделена на несколько больших областей, имеющих неодинаковое функциональное значение. Так, анализ и синтез зрительных раздражений происходит в затылочной области коры, слуховых – в височной, осязательных – в теменной и пр. В пределах каждой области, в свою очередь, могут быть выделены участки с различным микроскопическим строением, получившие название полей коры, по-разному участвующих в процессах анализа и синтеза, осуществляемых в той или иной области. На рисунке 2 представлена карта полей по Бродману с принятой нумерацией.

Рис.2. Наружная поверхность коры головного мозга (по Бродману).

Цифрами обозначены цитоархитектонические поля коры больших полушарий головного мозга

Изучение мозга как органа психики велось в двух основных направлениях, в плане изучения механизмов регулирования отношений организма и среды и в направлении раскрытия морфологии и функций отдельных микроструктур мозга. Существенную роль в раскрытии механизмов взаимодействия организма и среды сыграло понятие рефлекс. Развитие этого понятия и распространение его механизма на все психические процессы было осуществлено И.М. Сеченовым. «Все акты сознательной и бессознательной жизни – по способу происхождения суть рефлексы» .

В рефлекторном акте Сеченов выделял три звена. В первом раздражение чувствующего «снаряда» превращается в нервное возбуждение. Во втором, среднем звене на основе процессов возбуждения и торможения происходит своеобразная переработка информации и принятие решения. Третье – исполнительное, т.е. передача команд в исполнительные органы (мышцы, железы и т.д.). Основные его идеи нашли свое дальнейшее развитие в исследовании И.П. Павлова. Он уделил особое внимание тем рефлексам, механизмы которых формируются прижизненно, назвав их условными.

Методом условных рефлексов были выявлены многие закономерности овладения действиями и определенными формами поведения у животных, а затем и у людей. Сложная, нейрофизиологическая система, обеспечивающая восприятие и анализ раздражений, действующих на человека, Павловым была названа анализатором, и включала в себя рецептор, нервные пути, связывающие рецептор с мозгом и определенные отделы мозга, перерабатывающие нервные импульсы.

Такая модель получила название рефлекторной дуги (рис. 3).

Рис. 3. Схема условного рефлекса (по Асратяну):

Z’ - корковый пункт мигательного рефлекса; R" – корковый пункт пищевого Z - подкорковый центр мигательного рефлекса; Р – подкорковый центр пищевого рефлекса; 1 - прямая условная связь; 2 – обратная связь.

Однако механизм рефлекторной дуги не объяснял активной, регулирующей и преобразующей роли психики человека и в этом заключался существенный недостаток в понимании механизма психической деятельности.

Результаты дальнейших исследований проблемы связи психики и мозга, касающиеся роли психических процессов совместно с физиологическими в управлеии поведением и построении общей модели регуляции поведения позволили по-новому подойти к исследуемому вопросу. Видное место среди исследования этих проблем занимает изучение физиологических основ таких важных особенностей поведения, как активность, системность, саморегуляция, прогнозирование действий.

Известный отечественный физиолог П.К. Анохин, производя всевозможные операции с перекрестом нервов, обнаружил, что для восстановления нарушенных операций функций требуется выполнение разнообразных движений, из которых закрепляются те, которые осуществляют утраченную после операции функцию. В итоге было установлено, что каждое из последних посылает обратные афферентные импульсы, сигнализирующие о результатах произведенного действия.

Таким образом, обратная связь явилась важнейшим принципом управления и регулирования во всех сложных системах. Сущность его заключается в поступлении управляющий орган информации о результатах действий, с учетом которой формируются последующие команды исполнительным органом. Введение принципа обратной связи позволило по-новому понять механизм горной деятельности. Установлено, что ответной реакцией не заканчивается рефлекторный акт, а всегда включает четвертый элемент – сигнал о результатах действия. Это позволило говорить, что основным механизмом психики является не рефлекторная дуга, а рефлекторное «кольцо».



Новое на сайте

>

Самое популярное