Домой Исследования Меланхоличная депрессия. Меланхолическая депрессия: причины, симптомы, лечение

Меланхоличная депрессия. Меланхолическая депрессия: причины, симптомы, лечение

Сегодня одни специалисты связывают меланхолию с особенностями характера человека, а другие считают серьезным расстройством психики. Кто же из них прав?

В наше время под меланхолией подразумевают в основном один из четырех видов темперамента здоровых людей. Меланхолики чувствительны, легко ранимы, склонны глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне пассивны и вяло реагируют на окружающее. Меланхолическим темпераментом часто обладают творческие люди. Например, по мнению психологов, меланхоликами являлись Декарт, Дарвин, Гоголь, Шопен, Чайковский.

Однако профессиональные медики считают, что меланхолия может быть расстройством настроения в рамках неврозов или психозов. Она характеризуется определенными изменениями в психологическом состоянии человека. В частности, они описаны в словаре Брокгауза и Ефрона:

«Сущность психических изменений при меланхолии заключается в том, что субъект находится в печальном, подавленном настроении, не мотивированном или недостаточно мотивированном внешними обстоятельствами, и что психическая деятельность его вообще сопровождается неприятными, болезненными мучениями.

Вместе с тем в сознании преобладают представления, соответствующие грустному расположению духа; фантазия и воспоминания больного направлены исключительно на неприятные вещи и события, он все видит в мрачном цвете, ничто его не радует, жизнь становится ему тягостной, стимулы к деятельности слабеют или совершенно исчезают, он делается малоподвижным, безучастным к своим важнейшим жизненным интересам, считает лучшим исходом смерть, которая нередко осуществляется путем самоубийства. Во многих других случаях на почве этого угнетаемого состояния духа возникают нелепые бредовые идеи и обманы чувства».

Как утверждают Брокгауз и Эфрон, больные меланхолией нередко обвиняют себя в каком-нибудь чудовищном проступке или преступлении, ожидают, что их постигнет суровое наказание.

Им может казаться, что наступил конец света, что с их телом происходят фантастические изменения - например, все естественные отверстия заросли, внутренности гниют, желудок провалился. Иным мнится, что они стали каменными, деревянными, стеклянными.

У человека также могут быть различные галлюцинации - зрительные и слуховые. Психиатры считают, что здесь речь может идти о маниакально-депрессивном психозе или шизофрении.

Однако не во всех случаях меланхолическое состояние сопровождается явным бредом. Люди могут просто без причин испытывать угнетенное состояние, страдать приступами сильной тоски и страха, иногда переходящими в приступы возбуждения и ярости. При одной из разновидностей меланхолии (так называемой атонической меланхолии) могут наблюдаться полная неподвижность, оцепенение. Как правило, у меланхоликов снижается аппетит, вплоть до полного отказа от пищи, нарушается обмен веществ и кровообращение. Нередко их терзает бессонница.

В прошлом столетии меланхолия была исключена медиками из списка психических расстройств из-за отсутствия критериев точной диагностики, в частности, невозможности составить биохимическую и клиническую картину болезни. В наши дни профессор психиатрии Гордон Паркер из Университета Нового Южного Уэльса (Австралия) полагает, что меланхолия - это все-таки психическое нарушение. По словам Паркера, в одной только Австралии насчитывается около 600 тыс. пациентов со скрытой патологией такого рода. И это достаточно опасное состояние, так как оно может приводить, например, к суициду. Причем даже чаще, чем привычная уже депрессия, которая, как правило, длится не так долго.

Каковы же основные признаки меланхолии? Среди них профессор Паркер называет неспособность концентрировать внимание, нехватку физической энергии для выполнения каких-либо повседневных действий (например, меланхолик может целый день оставаться в кровати), а также неспособность радоваться вещам, которые обычно доставляют людям удовольствие - к примеру, вкусной еде.

Как утверждают специалисты, меланхолия может длиться периодами, а потом на какое-то время бесследно исчезать. Кроме того, она может являться составляющим симптомом развернутого психического расстройства.

В любом случае, если вы заметили у себя или у ваших близких вышеуказанные симптомы, есть смысл, пока не поздно, обратиться к врачу или психотерапевту.

ИА №ФС77−55373 от 17 сентября 2013 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: ООО «ПРАВДА.Ру»

Меланхолия

Т ермин депрессия (от лат. depressio - подавление) появился сравнительно недавно - в XIX веке. На протяжении более чем двух тысяч лет депрессию называли меланхолией . Этот термин впервые введен в обиход великим врачом древности Гиппократом (г до н.э). Меланхолия (греч. μελαγχολία, буквально - " черная желчь ") означала у греков уныние, задумчивость, душевную болезнь.

Д ревние люди, так же как и наши современники, были подвержены различным расстройствам психики, среди которых - и депрессивные расстройства. Еще жрецы Древнего Египта в 4 тысячелетии до н.э. лечили людей, у которых наблюдалось патологическое состояние тоски. Жрецы Древней Индии считали, что уныние, впрочем как и другие душевные заболевания, были вызваны одержимостью, в связи с чем специально обученные жрецы занимались изгнанием злых духов.

У Гомера в "Илиаде" (7-8 в до н.э.) встречается описание депрессии, когда герой Беллерофонт "по Алейскому полю скитался кругом, одинокий, сердце глодая себе, убегая следов человека".

В своих трудах великий философ и врач Пифагор Самосский (г. до н.э.) при приступах печали или гнева рекомендовал уйти от людей и, оставшись одному, «переварить» это чувство, добившись успокоения души. Также он был первым в истории приверженцем музыкотерапии, рекомендуя в часы уныния слушать музыку, в частности гимны Гесиода.

Гиппократ приводил два значения слова « меланхолия ». Во-первых – меланхолическим он обозначил один из четырех темпераментов человека, в организме у которого преобладает черная желчь - меланхолики «боятся света и избегают людей, они полны всевозможных опасностей, жалуются на боли в животе, словно их колют тысячами иголок». Во-вторых – это меланхолия как болезнь:: «Если чувство страха и малодушия продолжаются слишком долго, то это указывает на наступление меланхолии. Страх и печаль, если они долго длятся и не вызваны житейскими причинами, происходят от черной желчи». Он также описал симптомы, характерные для меланхолии – это отвращение к пище, уныние, бессонница, раздражительность и беспокойство. На то, что причину заболевания следует искать в человеческом мозге, догадывались еще предшественники Гиппократа (Пифагор и Алкмеон), но именно Гиппократ впервые записал, что «надо знать, что. огорчения, печаль, недовольства и жалобы происходят от мозга. От него мы становимся безумными, нас охватывает тревога и страхи либо ночью, либо с наступлением дня».

Аристотель задал вопрос: «почему люди, блиставшие талантом в области философии, или в управлении государством, или в поэтическом творчестве, или в занятиях искусством – почему все они по-видимому были меланхоликами? Некоторые из них страдали разлитием черной желчи, как, например, среди г ероев – Геракл: именно он, как полагали, был такой меланхоличной природы, а древние по его имени, называли священную болезнь Геракловой. Да, несомненно, а многие другие герои, как известно, страдали той же болезнью. А в позднейшее время также Эмпедокл, Сократ и Платон и многие другие замечательные мужи» (Проблемы XXX,I).

Платон в своих трудах описывал состояние мании (μανία , а) бешенство, сумасшествие; b) восторг, вдохновение), как «правильного» неистовства, происходящего от муз – это дает поэтическое вдохновение и говорит о преимуществе носителя этого заболевания перед обычными людьми с их житейской рассудочностью.

Цицерон писал: «страх и скорбь возникают от мыслей о зле. Именно страх есть мысль о великом зле предстоящем, а тоска – о великом зле уже наличном и к тому же свежем, от которого естественно встает такая тоска, что мучающемуся кажется, что он мучается поделом. Эти то волнения, словно некие фурий напускает на нашу жизнь неразумие человеческое». Он подчеркивает, что «всякое умственное расстройство есть бедствие, скорбь же или печаль подобно настоящей пытке». Если страх вызывает подавленность, то скорбь кроет в себе «изнурение, маразм, мучение, сокрушение, искажение и, наконец, разрушение, разгрызение, уничтожение, уничтожение совсем ума». Он приводит мнение греческого философа Хризиппиуса, называвшем меланхолию как бы «растлением самого человека». Цицерон упоминает, что в его время уже многие авторы писали о меланхолии, в том числе Гомер, говоривший, что в меланхолии часто ищут уединения. О лечении этого состояния он пишет, что «тело поддается лечению, для души лекарств не имеется».

Аретей Каппадокийский (II в. н.э.) в своих трактатах соглашался с древними, что «черная желчь, заливая диафрагму, проникая в желудок, и вызывая там тяжесть и вздутие, расстройство психической деятельности дает таким образом меланхолию. Но помимо этого она может возникнуть и чисто психическим путем: какое-нибудь угнетающее представление, печальная мысль вызывает совершенно аналогичное расстройство». Он так и определяет меланхолию: «Угнетенное состояние души, сосредоточившееся на какой-либо мысли». Сама по себе печальная идея может возникнуть как без каких-либо внешних причин, как может быть следствием какого-либо события. По его мнению длительная затяжная меланхолия приводит к равнодушию, полному отупению человека, который утрачивает способность правильно оценивать обстановку.

Авиценна (г.) писал, что « меланхолия - есть уклонение мнений от естественного пути в сторону расстройства, страха и порчи. Меланхолия определяется по чрезмерной задумчивости, постоянные наваждения, взгляд неизменно устремленный на что-нибудь одно или в землю». На это также указывает грустное выражение лица, бессонница и задумчивость.

В XI в. Константин Африканский написал трактат «О меланхолии », в котором скомпилировал данные из арабских и римских источников. Он определяет меланхолию как состояние, при котором человек верит в наступление лишь неблагоприятных событий. Причина болезни в том, что пары черной желчи поднимаются к мозгу, затемняя сознание. Такая наклонность формируется не у всех, а лишь лиц, имеющим к этому особую предрасположенность.

У Энагрия Понтиака(г.), Иоанна Кассиана (г.) описана чистая, беспричинная меланхолия отшельников, селившихся в пустынных местах. Она одолевает этих одиноких людей в полдень, потому то называется «бесом полуденным». Она составляет основной симптом acedia (вялость, лень), которая в средние века была синонимом старого понятия « меланхолия ». Монах, находящийся во власти acedia, испытывает непреодолимое желание покинуть келью и искать исцеление где-то в другом месте. Он исступленно оглядывается, надеясь увидеть кого-то, кто идет навестить его. В своем тоскливом беспокойстве он находится под угрозой впасть в состоянии апатии или, наоборот, пуститься в неистовое бегство. Acedia, являвшаяся для отшельников «повальной напастью, которая наводит порчу в полдень», обычно связывалась с 90 псалмом. Она парализовала способность к концентрации внимания и молитве. Энагрий Понтиак говорил своим собратьям, что не следует поддаваться меланхолии и покидать своих мест.

Для средневековья характерно то, что все переживания подразделяются на пороки и добродетели. Латинское слово desperatio ("отчаяние") обозначало не просто душевное состояние, а порок, греховное сомнение в божьем милосердии. К этому же классу можно отнести и acedia, означавшая апатию, духовную леность, нерадивость. Нередко вместо Acedia употребляли слово tristitia ("печаль"). В XIII в. это состояние стали ассоциировать с физическим разлитием желчи и постепенно слово acedia вытеснило гиппократовскую " меланхолию " и стало употребляться и в значении "тоска".

Жан Франсуа Фернель г.) – врач эпохи Возрождения называл меланхолию безлихорадочным безумием. Она наступает по причине «истощения мозга, ослаблении основных способностей последнего». Меланхолия – это состояние, когда «больные мыслят и говорят и поступают абсурдно, им надолго отказывает разум и логика, и это все протекает со страхом и унынием». «Начинающие» меланхолики вялые, подавленные, «душою слабые, к себе равнодушные, жизнь считают тяготой и пугают уходом из нее». Когда болезнь развивается, то «душой и рассудком, расстроенным и беспорядочным, они воображают многое, и это почти все мрачное, другие считают что им не следует ни с кем говорить и они должны провести всю жизнь в молчании. Общества и внимания людей они избегают, многие ищут одиночества, что гонит их скитаться среди могил, гробниц, в дикие пещеры».

«Меланхолия» - самая загадочная из трех, т. н., «Мастерских гравюр» Дюрера и одна из любимых его работ. Об этой гравюре написано очень много, каждый штрих был подвергнут тщательному анализу. При этом очень часто, привлекались астрономия и астрология. И, конечно, в первую очередь, внимание обращалось на комету. «Благодаря живописи стало понятным измерение земли, вод и звезд, и еще многое раскроется через живопись» - пишет Дюрер. Как истинный представитель Возрождения Альбрехт Дюрер был универсально образованным человеком. Он блестяще знал математические и естественные науки, в том числе активно занимался проблемами астрономии. В частности, в 1515 году он изготовил печатные карты звездного неба. Одна планисфера показывала все северные созвездия; другая гравюра на дереве изображала южные. Латинская надпись на южной планисфере гласит: «Иоганн Стабий направил – Конрад Хейнфогель расположил звезды – Альбрехт Дюрер заполнил круг изображениями». Работая над картами звездного неба, Дюрер часто сам следил за небесными светилами в обсерватории на крыше своего дома в Нюрнберге. В 1514 году, во время работы над гравюрой «Меланхолия», Дюрер следил за появившейся яркой кометой.

О казалось, что очень многое в гравюре "Меланхолия" , в том числе и комета, связано с символикой планеты Сатурн, которая покровительствует меланхоликам. Бог этой планеты старше остальных богов, ему ведомы сокровенные начала Вселенной, он стоит ближе всех к источнику жизни и воплощает высший интеллект, поэтому лишь меланхоликам доступна радость открытий. Выделялись три типа меланхолии. Первый тип – люди с богатым воображением: художники, поэты, ремесленники. Второй тип – это люди, у которых рассудок преобладает над чувством: ученые, государственные деятели. Третий тип – люди, у которых преобладает интуиция: богословы и философы. Художникам доступна только первая ступень. Поэтому Дюрер, считавший себя меланхоликом, выводит на гравюре надпись MELENCOLIA I. Крылатая женщина неподвижно сидит, подперев рукой голову, среди разбросанных в беспорядке инструментов и приборов. Рядом с женщиной свернулась в клубок большая собака, животное символизирующее меланхолический темперамент. Эта женщина – своеобразная муза Дюрера – печальна и мрачна. Она крылата и могуча, но не может проникнуть за видимые явления мира и познать тайны Вселенной. Эта невозможность сковывает ее силу и волю. Дюрер создал эту гравюру для эрцгерцога Максимилиана I, панически боявшегося зловещего влияния планеты Сатурн. Поэтому на голове у женщины венок из лютиков и водяного кресса – как средство против опасного влияния Сатурна. Рядом с лестницей, на стене изображены весы. В 1514 году, в год создания гравюры, планета Сатурн находилась именно в созвездии Весов. Там же, в Весах, в 1513 году произошло соединение Сатурна, Венеры и Марса. Это явление хорошо наблюдалось на утреннем небе. До этого Венера и Марс находились в созвездии Девы. Со времен античности считалось, что такие схождения планет являются причиной появления комет. Комета, которую видел Дюрер и запечатлел на гравюре, двигалась именно к тому месту в Весах, где находился Сатурн, став, таким образом, еще одним символом меланхолии. Эта комета появилась в конце декабря 1513 года и наблюдалась до 21 февраля 1514 года. Она была видна на протяжении всей ночи.

В Англии меланхолия получила название "елизаветинской болезни". Начиная со знаменитого трактата Роберта Бёртона "Анатомия меланхолии " (1621),описания меланхолии как душевной болезни дополняются социально-психологической трактовкой, подчеркивающей значение таких факторов, как одиночество, страх, бедность, безответная любовь, чрезмерная религиозность и т.д. Небезынтересны слова Бертона: "Я пишу о меланхолии, дабы избежать меланхолии. У меланхолии нет большей причины, чем праздность, и нет лучшего средства против нее, чем занятость".

Первоначально французско е слов о ennui было одним из производных слова асеdia, но уже Паскаль считает непостоянство, тоску и тревогу нормальными, хоть и мучительными, состояниями человека. В XVII в. словом ennui обозначается очень широкий круг переживаний: тревога, угнетенность, печаль, тоска, скука, усталость, разочарование. В XVIII в. в английском словаре эмоций появляются слова bore, boredom ("тоска", "скука"), splee ("сплин"). Меняются времена, меняются нравы - тосковать и скучать становится красиво и модно. Романтики начала XIX в. уже немыслимы без ощущения "мировой скорби". То, что некогда было смертным грехом, достойным осуждения, превратилось, как заметил О. Хаксли, сначала в болезнь, а затем в утонченную лирическую эмоцию, ставшую источником вдохновения для авторов большинства произведений современной литературы.

В Древнем Риме лечение меланхолии "состояло в кровопусканиях, однако если они противопоказаны в виду общей слабости больного, то их заменяли рвотными средствами; кроме того необходимы растирания всего тела, движения и слабительные. При этом очень важно внушить больному бодрость духа, развлекая его разговорами на такие темы, которые были ему приятны раньше" (А. Цельс). Патрициям также был известно, что "лишение сна наряду с развлечениями" позволяет временно снять симптомы меланхолии. Данный метод был вновь незаслуженно забыт и открыт только во второй половине 20 века (О Депривации сна можно почитать подробную статью на блоке "выход из депрессии")

В 18 веке в Германии от такого распространенного симптома меланхолии, который описывался больными, как "свинцовой тяжесть в руках и ногах", "пудовый груз на плечах" врачи пытались избавить с помощью довольно-таки странного способа. Больных привязывали к вращающимся стульям и колесам, предполагая что центробежная сила может устранить эту тяжесть.

Вообще, вплоть до 20 века с больными, попадающим в руки психиатров, особо не церемонились. Голод, избиение, держание на цепи – вот перечень далеко не самых жестоких методов, применявшихся в психиатрических заведениях того времени. Так лечили даже английского короля Георга III, когда он впал в безумие - по совету лучших лекарей Европы подвергался жестоким избиениям. Во время одного из приступов король умер. Нужно отметить, что данными методами «излечивали» в основном буйные заболевания, а поскольку при депрессиях больные вели себя смирно, к ним применялись более мягкие методы.

Три четверти века в медицине господствовали так называемая гидротерапия. Для лечения меланхолий применяли внезапное погружение в холодную воду (так называемое bainde surprise) до первых признаков удушения, причем продолжительность этих процедур равнялось времени, необходимому, чтобы не слишком быстро произнести псалом Miserere. «Популярным» способом лечения был также struzbad: меланхолик лежал в ванной, привязанный, а на голову ему выливали от 10 до 50 ведер холодной воды.

В России в начале 19 века для лечения меланхолии использовался «рвотный винный камень, сладкая ртуть, белена, наружное натирание головы рвотным винным камнем, приложение пиявиц к заднему проходу, нарывные пластыри и другого рода оттягивающие лекарства. Теплые ванны предписывали зимой, а холодные летом. Часто прикладывали моксы к голове обоим плечам и дели прижоги на руках»

До начала эпохи препаратов эпоха антидепрессантов широко использовались различные наркотические вещества. Наиболее популярным "антидепрессантом" был опиум и различные опиаты, которые продолжали применять вплоть до 60-х годов 20 века. О использовании опиума при лечении депрессий упоминается еще в трактатах древне-римкого врача Галена (130 – 200 г. н.э).

Для лечение депрессий в 19 веке применялся наркотик каннабис, по сути дела являющийся обыкновенной марихуаной или коноплей. Каннабис употребляется человечеством болеелет, первые свидетельства использования его в фармакологических целях, в том числе при депрессиях относятся к 3 веку до н.э. в Китае. В Европе каннабис появился значительно позже – в 19 веке. В 40-х гг. XIX века парижский врач Жак-Йозеф Моро де Ту полагая, что для избавления от меланхолии нужно "заменить симптомы душевной болезни аналогичными, но контролируемыми симптомами, вызванными наркотиками" применял каннабис при депрессиях и обнаружил, что он в числе прочего вызывает оживление и эйфорию. Данный эффект, впрочем, был весьма кратковременным.

В 1884 году З.Фрейд впервые попробовал кокаин, что привело к выпуску его первого крупного труда, который назывался «О коке». В нем говорится в том числе о применении кокаина при лечении депрессий. В то время кокаин продавался в аптеках свободно и без рецепта, и прошел не один год, прежде чем были выяснены отрицательные стороны этого "лекарства" - сильная наркозависимость, и то, что употребление кокаина само по себе приводит к депрессии, которая даже получила имя - «кокаиновая грусть».

Меланхолия - это что за понятие в психологии?

Слово «меланхолия» обычно вызывает ассоциации с дождем за окном, клетчатым пледом и бокалом горячего грога. Ну, или какао с зефиром, если речь идет об убежденном противнике алкоголя. Меланхолия, «Сплин», «достать чернил и плакать…». А понятие это, собственно, вполне из области психологии.

От древней Греции до современной психиатрии

Впервые термин «меланхолия» (melancholia) ввел еще Гиппократ. Он объяснял это состояние дисбалансом жидкостей в организме – это была весьма популярная в те годы медицинская теория. Меланхолия, по мнению Гиппократа, вызывалась переизбытком желчи. Много веков именно эта концепция была единственной, других вариантов объяснения причины угнетенного настроения не существовало.

Зигмунд Фрей, основатель современного психоанализа, написал целый труд, посвященный этому состоянию, «Печаль и меланхолия». Сейчас слово стало просто разговорным, изменило свое значение. Меланхолия – это печаль, грусть, уныние. Но это просто настроение, никоим образом не являющееся причиной для беспокойства. Раньше же этим словом обозначали еще и депрессию, которую теперь выделяют как отдельное патологическое стояние психики, требующее коррекции, в отличие от меланхолии.

Фрейд – первопроходец психологического анализа

Зигмунд Фрейд полагал, что меланхолия связана либо с потерей близкого человека, либо с утратой нематериального объекта, привязанность к которому по силе сопоставима с любовью к человеку. Это может быть родина, честь, работа и т. д. То есть он рассматривал такое состояние исключительно как психологическую реакцию, в отрыве от физиологических аспектов.

Конечно, по мнению Фрейда, депрессия, меланхолия связаны с либидо. Он был первым психиатром, признавшим исключительную важность сексуальности в жизни человека, но его внимание именно к этому аспекту человеческих взаимоотношений временами чрезмерно. Возможно, это было следствием образа жизни, принятого в те годы. Пуританская чопорность вела к сексуальной неудовлетворенности, особенно в отношении женщин, лишенных возможности «нелегитимной» разрядки, к примеру, посещения представителей древнейшей профессии. И, как следствие, пациентки доктора Фрейда демонстрировали психологические проблемы, в обязательном порядке осложненные сексуальной дисфункцией. Такая статистическая подборка могла повлиять на результаты исследований ученого.

Меланхолия как чувство утраты

По мнению Зигмунда Фрейда, меланхолия – это болезнь, связанная с утерей близкого человека или какой-либо нематериальной ценности исключительного значения и, как следствие, отсутствие возможности реализовать связанное с этими объектами либидо. В свете теории Фрейда фраза «любовь к родине» приобретает особый, ни с чем не сравнимый смысл.

Пациент, страдающий меланхолией, подсознательно осознает необходимость отказа от либидо, но так же подсознательно сопротивляется этому как процессу неестественному для человеческой психики.

Истинная подоплека

Меланхолия – это состояние, сопровождающееся самоуничижением пациента, аутоагрессией, презрением и ненавистью к самому себе. Больной высказывается о себе в крайне нелицеприятном ключе, жалеет тех, кто вынужден общаться с такой недостойной личностью, иногда ранит себя или даже решается на попытки суицида. Фрейд рассматривал подобные проявления как перенесенную агрессию. На самом деле неприятие у пациента вызывает не он сам, а тот человек или объект, который был утрачен. Вот только рассудок, зная, что потеря – это нечто важное, ценное и глубоко любимое, подавляет проявления недовольства и агрессии. До конца справиться с эмоциями не удается, и тогда подсознание просто переключает их на другой объект – на самого больного.

Опасности глубокой депрессии

Именно поэтому черная меланхолия - это состояние, для пациента опасное. Этим термином врачи прошлого обозначали глубокую депрессию, приводящую к мыслям о суициде. Желание наказать себя, уничтожить себя – это на самом деле желание отомстить утраченному ценному объекту, наказать его за предательство в виде исчезновения.

Подобный подход несколько однобок, он не охватывает состояний, вызванных сугубо физиологическими факторами (послеродовая депрессия) или обстоятельствами непереносимой тяжести (различного рода посттравматические синдромы). Но в ряде случаев, действительно, именно описанными Фрейдом причинами и объясняются такие явления, как депрессия, меланхолия. Описание этого состояния, данное отцом современной психоаналитики, исключительно точное. Угнетенное настроение, погруженность в себя, в собственные переживания, отстраненность от внешнего мира, недовольство собой, ненависть к себе, бессонница и апатия – все это классические признаки такого рода расстройства.

Борьба с угнетенностью

Лекарство от меланхолии, по мнению Фрейда, - это прежде всего тщательный анализ причин, приведших к этому состоянию, и осознание пациентом истинных реалий болезни. Фрейд полагал, что меланхолия – результат некоторой нарциссической направленности личности. В определенном смысле она проявляется как потеря самоуважения, любви к себе. Пациент охотно ругает себя, обращает внимание других на свои недостатки, реальные или мнимые, выпячивает их. Вот только реальная утрата самоуважения переживается не так демонстративно. Человек, разочаровавшийся в себе, вовсе не склонен оповещать об этом всех. Поэтому в реальности основой меланхолии и депрессии является все же не недовольство собой, а недовольство посторонним объектом, именно его на самом деле ругают и упрекают.

Задача психиатра – совместно с пациентом изыскать возможность восстановить целостность личности, привести к примирению человека и утраченного объекта, вызвавшего такую бурю чувств.

Мания

Состоянием, противоположным меланхолии, Фрейд называл манию – радостное неконтролируемое возбуждение, сходное с состоянием опьянения. Человек, выигравший огромную сумму денег, тоже «утратит себя» - будет вести себя неадекватно обстоятельствам, излишне аффективно и навязчиво. Вызвано это будет, по сути, обстоятельством сходным – прошлая жизнь счастливца так же будет «разрушена» выигрышем, как жизнь меланхолика – потерей. Вот только меланхолик лишился приятных, нужных факторов своей жизни, а человек, пребывающий в состоянии мании, наоборот, избавился от трудностей и забот.

Вот только возникает логичный вопрос: «А как быть с состоянием разочарования, приходящим иногда после таких вот крупных подарков фортуны, когда сбывшаяся мечта как раз и приводит к депрессии и осознанию собственной ненужности?»

Меланхолия и депрессия вне концепции

Впрочем, это, наверное, уже придирки. Фрейд проделал огромную работу, впервые описал важность многих психических процессов, ранее не удостоенных внимания медицины. Нельзя ждать от него детального, полностью исчерпывающего ответа по любому вопросу, связанному с психологией или психиатрией. Депрессия, меланхолия – это серьезные психологические проблемы, которые могут привести к крайне неприятным последствиям. Фрейд сделал немало для того, чтобы общество обратило на это внимание, перестало считать такие состояния просто блажью или хандрой.

Конечно, последователи в деле изучения меланхолии, изучили ее более детально, классифицировали и типологизировали. Они разработали много эффективных методик психологического преодоления такого состояния, создали химические препараты, позволяющие преодолеть патологическую угнетенность. Не все формы депрессии лечатся только беседами с психологами, зачастую пациенту требуется медикаментозное лечение в виде антидепрессантов. Но все это было бы невозможным, если бы меланхолию до сих про считали просто плохим настроением.

В классическом искусстве

Такое состояние, как меланхолия, привлекает внимание не только специалистов в области психологии и психиатрии, но и людей творческих. Много описаний, которые можно включать в медицинские учебники, имеется в классической литературе.

К примеру, переживания персонажей Достоевского зачастую сводятся именно к меланхолии. Состояние Анны Карениной, так тщательно описанное Толстым, – это именно угнетение, осложненное приемом наркотиков – морфина. В этом и была причина самоубийства женщины. Психиатром Толстой не был, да и не выделяли тогда меланхолию как отдельное расстройства. Но вот людей он знал и понимал и этапы развития уныния у молодой цветущей женщины показал с хирургической точностью. Ровно тогда же эффекта добился и Флобер в «Мадам Бовари». Вялотекущая депрессия главной героини, которая прервалась с началом романа и вновь вспыхнула с его окончанием, привела к трагической развязке.

В современной литературе

Рассматриваемое состояние не обделено вниманием и современных писателей. У Рю Мураками есть роман «Меланхолия» - вдумчивая история соблазнения женщины. Этот сюжет служит основой для описания переживаний героя, анализа испытываемых им эмоций.

Рэй Брэдбери – автор сборника рассказов «Лекарство от меланхолии». Правда, о самом расстройстве там немного сказано, Брэдбери - не тот автор, которому свойственна меланхолия. А вот в качестве средства от грусти рассказы будут хороши, это правда. Причем автор не идет по пути классического противопоставления: «Грустно? Рассмешим». Нет. Брэдбери намного тоньше. Его рассказы, красивые, яркие, полные любви к жизни и людям, позволяют не просто отвлечься на пять минут, чтобы посмеяться. Они дарят частичку душевного тепла, внутренней энергии автора, позволяют справиться с грустью так же, как огонь позволяет согреться, чтобы справиться с холодом.

В кинематографе

Рассматриваемому состоянию в кинематографе много внимания уделил Ларс фон Триер. Свой фильм «Меланхолия» он снял на основе личных переживаний – режиссеру пришла в голову идея во время курса психотерапии, направленной на борьбу с депрессией. Исполнительница главной роли, Кирстен Данст, тоже лечилась от депрессии, этот опыт она использовала в работе над ролью.

Фильм Триера «Меланхолия» рассказывает о личной катастрофе на фоне апокалипсиса. Молодая женщина тяжело переживает разрыв с женихом, она не может справиться с обуревающим ее чувством разочарования в жизни и отчаяния. Но дни, на которые приходится ее депрессия, – это последние дни существования человечества. К Земле движется планета, названная учеными «Меланхолия», это столкновение уничтожит все живое, катастрофа неизбежна. Прозрачная аллюзия – убийственная меланхолия, уничтожающая человечество. В сочетании со специфическим, медлительным стилем Фон Триера это сделало фильм неоднозначным. Для кого-то он был слишком прост, а вызываемые им ассоциации – излишне очевидны. Кому-то, наоборот, происходящее показалось чересчур вычурным и надуманным. Именно поэтому мнения зрителей о фильме колеблются от «гениально» до «скучно», от «восхитительная притча» до «невнятная ерунда». Но, несмотря на неоднородные отзывы, «Меланхолия» была высоко оценена критиками. Фильм был удостоен призов Европейской киноакадемии, Каннского кинофестиваля, премий «Сатурн», «Золотой орел» и др.

Артхаус

Еще один фильм, посвященный такому расстройству, – «Невероятная меланхолия». Артхаусное кино о девушке, искренне привязанной к старой, потрескавшейся кукле, похожей на манекен. Девушка одинока, и эта кукла заменяет ей близкого друга. Но героиня знакомится с молодым человеком и обращает свое тепло на него. Вот только оказывается, что у куклы тоже есть чувства. В этом фильме меланхолии много. Причем не понятно, кто страдает больше: парень, девушка или все же несчастная, ставшая ненужной кукла.

На протяжении длительного времени, вплоть до XIX века, депрессию называли меланхолией. Древнегреческий врач Гиппократ впервые подробно описал эту странную болезнь. Он считал, что меланхолия возникает от переизбытка в организме чёрной желчи, и рекомендовал лечить меланхолию настойкой опия и очистительными клизмами. Он же выделил 4 типа темперамента (холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики).

Средневековая медицина самым опасным из темпераментов считала меланхолический. «Они печальны, угрюмы, ленивы, инертны, избегают общества и ищут уединения». «Единственное, что в какой-то мере служит им утешением и иногда искупает или смягчает их недостатки, – склонность к наукам и размышлениям, которым они предаются в своем одиночестве».

Символом меланхолии, как необычного состояния психики часто считают резцовую гравюру немецкого художника Альбрехта Дюрера, одно из величайших произведений искусств XVI века.

Художник в своё время, не только писал картины и вырезал гравюры, но и увлекался астрономией и астрологией (надо сказать, в то время это были смежные науки). И символизм «Меланхолии» Дюрера, часто связывают с планетой Сатурн, её холодным меланхолическим нравом. По официальной версии Дюрер создал гравюру для эрцгерцога Максимилиана I, который патологически боялся зловещего влияния Сатурна. Центральная фигура гравюры – крылатая женщина, спустившаяся из другого мира. На заднем плане песочные часы, весы, магический квадрат (в котором сумма чисел в каждой строке, каждом столбце и на диагоналях одинакова) Все эти атрибуты – символы равновесия.

Однако, зная историю гравюры, можно увидеть следующее. Главного героя на картине нет. Скульптор (творец) разбросал инструменты и ушёл. Его постигла меланхолия (депрессия). По описанию биографов Дюрер долго не мог выполнить заказ на эту гравюру. Смерть матери, которая долго болела, но умерла слишком внезапно, стала большим ударом для живописца. Возвращаясь домой, поздно вечером, Дюрер находился в глубокой депрессии. Бездомная собака, встретившаяся ему на пути, смотрела голодными глазами. Брошенный на дороге камень, ничем не примечательный. И взлетевшая летучая мышь. Мгновение, и художнику показалось, как в темноте перед ним стоит женская фигура с крыльями. Так появилась на свет знаменитая «Меланхолия» и ещё две самых знаменитых работы Дюрера, были выполнены в том же году - «Рыцарь, смерть и дьявол», «Св. Иероним в келье».

Столь художественные представления о депрессии, можно встретить не только в живописи средневековых авторов. В 2011 года Голливудский режиссёр Ларс фон Триер снимает фильм в жанре фантастики, под названием «Меланхолия».

По сюжету фильма главная героиня Жюстин выходит замуж. Шикарная свадьба, счастливые молодожёны и довольные гости, ничто казалось, не предвещает беду. Но вдруг Жюстин начинает вести себя очень странно. Она становится равнодушна к собственной свадьбе, избегает общества других людей и в конце концов полностью теряет интерес к собственному счастливому будущему, оставляя всех в недоумении она старается остаться наедине с собственными снами и предчувствиями. Жюстин страдает от хронической депрессии и предчувствует конец света. Её предчувствия не обманывают её. По сюжету фильма к Земле приближается маленькая планета Меланхолия. Её сближение с Землёй должно неизбежно закончиться катастрофой. Как только люди, окружающие Жюстин узнают о приближающемся конце света, начинают вести себя крайне неадекватно, – сами впадают в депрессию и предаются панике. Но только не Жюстин. Поняв, что конец света неизбежен, главная героиня фильма встречает его как дар небес с гордо поднятой головой.

«Меланхолия» Ларса фон Триера, как и подобает названию фильма, создавалась в моменты угнетённого состояния души самого режиссёра. Фильм стоит посмотреть на предмет того, как развивается депрессивное состояние человека.

Меланхолия (депрессия), некое изменённое состояние сознания, в котором человеку всё видится в серых и чёрных тонах. Таковы и люди меланхолики. Они как будто готовы встретить конец света. И понимая, что конца света не ожидается, они всякий раз подстраховываются, погружаясь в тёмную бездну раздумий о несовершенстве мира.

Однако депрессия – расстройство психики, с которым крайне неудобно жить. Плохое настроение, неспособность переживать радость, пессимистический взгляд на мир, двигательная заторможенность. И из этого состояния, лучше выйти, как можно скорее. Большинство людей, здоровых, не склонных к психическим заболеваниям, имеют опыт переживания депрессии. Такая депрессия называется посттравматической. Она результат пережитой психологической травмы. При тяжёлой депрессии важно прибегнуть к помощи врачей и психологов. Но в борьбе с меланхолией, важно победить саму меланхолию. Когда человек наблюдает собственную жизнь в чёрных и серых тонах, важно уметь «отвернуться» от этой картины. Преодолеть собственную апатию, занимаясь активной деятельностью. Поставить себе новые цели, когда прежние цели не имеют смысла. Не оставаться в одиночестве, где меланхолия находит человека гораздо быстрее. Разрешить себе мыслить позитивно, отодвинув мрачные мысли.

Очень сложно мыслить позитивно в момент депрессии. Поэтому одним из самых эффективных способов самопомощи, – является творчество. Творчество в любом виде и в любых проявлениях – процесс созидательный. А там где есть движение от мрачных мыслей о прошлом, к счастливому будущему, меланхолии, уже не место.

NB: Депрессия и меланхолия здесь употребляются как синонимы, хотя это разные явления.

NB: Слова «траур», «скорбь» и «печаль» здесь используются как синонимы

В своей работе «Траур и меланхолия» Фрейд разделяет меланхолию и скорбь (есть разные варианты перевода слова «Trauer» на русский — траур, скорбь, печаль, горе.«Траур» явно точнее).

У одних людей на утрату возникает скорбь, у других –меланхолия. Фрейд обращает внимание, что у меланхолии есть психогенная природа и предполагает, что к ней может быть предрасположенность.

Скорбь (печаль, траур)

Скорбь всегда является реакцией на потерю любимого человека или заменившего его отвлечённого понятия (например, отечество, свобода, идеал).Люди не рассматривают скорбь как болезненное состояние, хоть оно и оказывает воздействие на жизнь.

Скорбь, в отличие от меланхолии, не отягощена конфликтом амбивалентности.

Скорбь побуждает «Я» отказаться от объекта, объявляя объект мёртвым. Фиксация либидо на объекте ослабляется (обесценивание, унижение,уничтожение объекта). «Я» испытывает удовлетворение от своего превосходства над объектом.

Работа скорби (траура)

Человек понимает, что любимого объекта больше не существует в реальности. Соответственно, появляется потребность отнять от этого объекта своё либидо. И появляется сопротивление к этому процессу; человек нелегко отказывается от направленности своего либидо. И это сопротивление может быть настолько сильным, что утраченный объект удерживается посредством галлюцинаций. При нормальной работе скорби требование реальности (объект утрачен) всё же одерживает победу над сопротивлением (которое пытается удержать объект). Этот процесс принятия реальности занимает некоторое время и на него тратятся внутренние силы. Пока идёт частичное принятие реальности, утраченный объект продолжает существовать в психике. Каждое из ожиданий или воспоминаний, в которых либидо связано с объектом, приостанавливается, и на нём совершается освобождение либидо. Этот процесс сопровождается душевной болью. По окончании работы печали «Я» (Эго) становится вновь свободным и освобождённым от задержек.

Меланхолия (депрессия)

Отличается от скорби глубоким страданием, пропаданием интереса к внешнему миру, потерей способности любить, заторможенностью деятельности, снижением самочувствия (выражается в упрёках и оскорблениях себя), ожиданием наказания. На первом плане тема нравственного недовольства собой.

При скорби тоже есть страдание, утрата интереса к миру,теряется способность любить, имеется заторможенность. Отличительная особенность меланхолии в том, что здесь есть тема наказания, самообвинения и упрёки. При скорби происходит эффект «обеднения мира», при меланхолии происходит «обеднение Я». «Я» (Эго) воспринимается клиентом как недостойное, негодное, осуждаемое,мелочное, неискреннее, эгоистичное, несамостоятельное. Человек ругает себя и ждёт отвержения и наказания. Такой человек унижает себя, жалеет окружающих зато, что они связаны с таким ничтожным человеком. Меланхолия может дополняться бессонницей, снижением аппетита.

В основе меланхолии лежит утрата любимого человека. Это идеальная по своей природе потеря. Объект любви не умирает реально, но утрачивается как объект любви. В некоторых случаях человек осознаёт потерю, но не может понять, что именно он утратил, или понимает, кого он утратил, но не понимает, что именно он потерял вместе с этим объектом.

При скорби нет ничего бессознательного. При меланхолии есть бессознательный компонент – потеря объекта не осознаётся. Это влечёт за собой меланхолические задержки (Hemmung), которые производят на окружающих непонятное впечатление, ведь им не понятно, что именно было утрачено, какой процесс их захватил.

Своё восприятие себя (униженный, недостойный, осуждаемый)человек распространяет и на прошлое, ему кажется, что лучше он себя и не чувствовал никогда.

Отсутствие интереса к миру, утрата способности любить и работать – это реакция на вторичное явление, следствие внутренней работы,похожей на работу скорби.

При меланхолии «Я» (Эго) разделяется на части. Одна часть«Я» противопоставляется другой и производит критическую оценку её (как постороннего объекта). Эта критикующая инстанция соотносится с совестью. Если внимательно слушать самообвинения больного меланхолией, то становится заметным, что самые тяжёлые упрёки мало соотносятся с личностью больного, а, при некотором видоизменении, больше подходят к другому человеку, которого меланхолик любит,любил, должен был любить. Из этого можно предположить, что при депрессии упрёки в адрес объекта любви переносятся на собственное «Я».

Пример Фрейда: женщина, ощущающая свою негодность и жалеющая своего мужа, бессознательно хочет обвинить своего мужа в негодности. Поэтому её самоупрёки – это отражение её отношения к другому человеку, которое направляется на себя.

Симптомы меланхолии

  • Нравственное недовольство собой
    • Враждебность к себе
    • Самообвинение
    • Ожидание наказания
    • Видит себя недостойным, ужасным человеком.Жалеет окружающих за то, что им приходится иметь с ним дело
    • Унижение себя
  • Физический упадок сил, слабость, снижение самочувствия
  • Психологическое обеднение
  • Снижение аппетита, отказ от еды
  • Бессонница
  • Прекращение всех интересов
  • Пропадает способность любить
  • Заторможенность деятельности, может утратиться способность работать
  • Обеднение, опустошение «Я»
  • Страдание

Психодинамика меланхолии

  1. Либидо было привязано к выбранному объекту
  2. Наступило потрясение этой привязанности (имело место огорчение, обида, разочарование). Усиливается конфликт амбивалентности(любовь-ненависть)
  3. В норме на этой стадии можно было бы отнять либидо от выбранного объекта и перенести его на новый объект (работа скорби)
  4. При меланхолии привязанность к выбранному объекту уничтожается, но либидо не переносится на новый объект, а возвращается структуре «Я» (Эго).
  5. Либидо внутри не находит применения и инициирует процесс идентификации части «Я» с утраченным объектом.
  6. Устанавливаются внутренние отношения: одна часть«Я» и другая часть «Я», которая отождествилась с утраченным объектом. Эта отождествлённая часть «Я» рассматривается также как утраченный объект. Потеря объекта превращается в утрату «Я».
  7. Одна часть «Я» начинает критиковать другую часть«Я» (рассматриваемую как утраченный объект). На объект направляется ненависть,он оскорбляется и унижается, благодаря чему ненависть получает садистическое удовлетворение. Самоистязание меланхолика доставляет ему удовлетворение (как если бы оно было выражено объекту).
  8. Больной депрессией через самоистязание ещё косвенно мстит изначальному реальному объекту (не проявляя к нему свою непосредственную враждебность)

Слагаемые возникновения меланхолии

  • Выбор объекта любви происходит на нарциссической основе (идея Отто Ранка)
  • Сильная фиксация на выбранном объекте привязанности
  • Неустойчивая привязанность легко может оторваться от объекта любви в случае наличия препятствий на пути к привязанности. Оторванная привязанность снова регрессирует к нарциссизму
  • Нарциссическое отождествление с объектом заменяет привязанность. Любовь к объекту заменяется нарциссической идентификацией с объектом. В этом случае любовная связь сохраняется (несмотря на конфликт с любимым человеком)
  • Структура «Я» хочет впитать в себя этот объект,слиться с ним путём поглощения его (как следствие регресса к оральной или каннибальной фазе). Поэтому в тяжёлых формах депрессии происходит отказ от еды(Abraham)
  • Конфликт амбивалентности
    • Любовная привязанность меланхолика к объекту регрессирует до отождествления с объектом.
    • Любовная привязанность регрессирует на ступень садизма
    • При меланхолии постоянно происходят сражения, в которых происходит борьба между любовью и ненавистью. Есть желание отнять либидо от объекта, и есть желание удержать позиции либидо.

3 предпосылки меланхолии:

  • Потеря объекта
  • Амбивалентность
  • Регрессия либидо на «Я»

Динамика суицидальных мыслей: человек хочет уничтожить не себя, а другого (объект), но, поскольку объект внутри, враждебность направляется на себя. Это происходит в ситуации, когда привязанность к объектам направлена на себя.

Меланхолический процесс привлекает к себе энергию всех привязанностей, что опустошает «Я» до полного обеднения.

Меланхолия может превратиться в противоположность – манию.Возможна последовательная смена фаз мании-меланхолии. Манию можно объяснить той же психодинамикой, что и меланхолию. При меланхолии комплекс одерживает победу над «Я»; при мании «Я» побеждает комплекс. При мании «Я» переживает ликование,триумф, но не понимает, что оно одолело. При мании «Я» освобождается от объекта и поэтому «идёт» на поиск нового объекта привязанности.

Терапия

  • Не стоит возражать больному, когда он так к себе относится (обвиняет, видит себя недостойным, негодным, самым ужасным человеком).Это восприятие может не совпадать с мнением об этом человеке со стороны окружающих, но это психологическое самовосприятие, у которого есть свои основания.
  • Стоит признать, что у него сейчас нет интересов,способности любить и работать

Однако, если верить статистике, отмечающей резкий рост депрессивных состояний, меланхолия с годами делается все мрачнее.

Возникает вопрос: когда меланхолия превращается в депрессию? В XX веке понятие меланхолии стерлось (или растворилось) в различных медицинских диагнозах. Но депрессия и меланхолия - не одно и то же. Диагноз «депрессия» появился только в XX веке. Начиная с 1920-х годов он периодически встречается в журналах приема пациентов, однако вплоть до 1980-х годов почти исключительно используется для характеристики клинических состояний 71 . Депрессия лишена многогранности меланхолии и ее экзистенциального характера. Периоды меланхолии бывают у совершенно здорового человека, депрессия предполагает болезнь, страх и потерянность. Меланхолию выставляют напоказ, депрессию скрывают. Превращаясь в депрессию, меланхолия терпит поражение 72 .

На протяжении веков меланхолия проявлялась целым рядом симптомов, некоторые из них отчасти напоминали депрессию. Но разница между этими состояниями огромна. Во-первых, сами симптомы. Меланхолия допускает больший диапазон чувств и их проявлений, черный цвет - не единственный в спектре, он лишь тень, омрачившая остальные цвета и оттенки. Во-вторых, биполярность. Если обратиться к истории, хорошо видно, что мрак в меланхолии компенсируется остротой зрения и приступами эйфории. Недаром Ницше считал меланхолию необходимым условием своего здоровья. В-третьих, вопрос категоризации. Даже тот, кто считает меланхолию болезненным состоянием, не может не признать, что в психическом отношении человек находится в рамках нормы и только демонстрирует «беспорядок з чувствах» 73 .

Депрессия (от лат. с!ерпто, что означает «подавить» или «давить») имеет совсем иное звучание. Данный термин - метафора, то есть состояние человека характеризуется как «подавленность». В справочниках начала XX века этим словом называют «прогиб, углубление, полученные в результате давления или сильного нажатия на какой-либо материал». Парадигма изменилась радикально. Вместо ярких чувств (вызванных темными жидкостями тела) - прогиб (в результате сильного давления). Уильям Стайрон назвал слово депрессия «плоским и вялым, лишенным стержня» 74 .

На человека меланхолия всегда оказывала противоречивое действие, проявляясь в виде страдания и творчества. И хотя признание продуктивных свойств меланхолии нередко называли романтизацией и ложной героизацией 75 , исторический опыт и теория психоанализа неопровержимо свидетельствуют: индивид способен извлечь из меланхолии пользу. Переложив чувства потери и скорби на язык творчества, он может тем самым поддержать и укрепить себя как личность в период кризиса. Меланхолия сыграла важную роль в жизни таких одержимых людей, как Сэмюэл Джонсон и Эсайас Тегнер, «голодарей» - Кафки, Вирджинии Вулф и Вильхельма Экелунда, мизантропов Сэмюэла Беккета, Томаса Бернхарда и Эльфриды Елинек. «Почему же Вы хотите исключить любую тревогу, любое горе, любую грусть из Вашей жизни, если Вы не знаете, как все они изменяют Вас?» - писал Райнер Мария Рильке одному молодому поэту 76 . Уильям Стайрон и Эндрю Соломон, сами пережившие тяжелые депрессии, описывают свое состояние как смерть и рождение 77 .

Диагноз меланхолия в наши дни вычеркнут из медицинского обихода. Иногда, правда, современная психиатрия пытается так называть «глубоко депрессивные состояния», но это уж ни в какие рамки не лезет! Специалисты придумали новые названия для обозначения наиболее тяжелых симптомов меланхолии, а более легкие характеризуют описательно, как, например, панический синдром или синдром усталости. Хорошо известные из истории признаки меланхолии - гнев, усталость и голод - сейчас рассматривают отдельно от этого состояния. Специфические проявления, которые сейчас называют синдромом Туретта, раньше относили к меланхолии. «У некоторых людей меланхолия проявляется в желании говорить дурные слова, - писал британский психиатр в конце XIX века. - Желание это, конечно, плохо, мучителен страх поддаться своему импульсу и наговорить лишнего, но во сто крат тяжелее страх перед самим страхом» 78 .

С развитием медицины депрессия поглотила меланхолию. Современная психиатрия научилась отбирать критерии и точно определять различные состояния. Мрак в душе человека можно измерить, рассмотреть и снабдить соответствующими комментариями, а затем подвергнуть необходимому лечению. Меланхолия лишилась волшебного флёра и стала болезнью в одном ряду с экземой, диабетом и даже ангиной - болезнью излечимой и скучной.

Основной задачей специалистов стало проведение границы между здоровьем и болезнью. Про чувства забыли. Дженнифер Редден последовательно проанализировала классификационные системы, используемые современной психиатрией при постановке диагноза, и доказала, что состояния, которые раньше определяли через чувства, в конце XX века начинают определять через поведение (нарушение сна, снижение концентрации, проблемы питания, моторные нарушения, усталость) 79 . Термин скрытая депрессия демонстрирует это особенно ярко: депрессия есть, а человек ее не чувствует. Иногда диагноз «депрессия» ставится только для того, чтобы мотивировать применение определенного лекарственного средства 80 .

Но что мы в действительности знаем о депрессии? Депрессия возникает в результате определенных взаимоотношений между личностью и окружающим миром. Когда Уильям Стайрон рассказывает о своей депрессии, он перечисляет все мучительные признаки этого состояния. Однако, прерывая церемонию вручения престижной премии словами: «Я болен, что-то с головой...» - Стайрон явно демонстрирует гордыню меланхолика. Драматург Йон Фоссе* критикует современное общество через образы пассивных, меланхолических персонажей. Они проводят время на диване, не выходят из дому, живут затворниками (как Кьеркегор и Пруст). Можно ли быть счастливым, будучи несчастным? - задает Фоссе провокационный вопрос 81 .



Новое на сайте

>

Самое популярное