Домой Онкология Факторы риска нарушения психического здоровья детей. Факторы риска нарушения психологического здоровья

Факторы риска нарушения психического здоровья детей. Факторы риска нарушения психологического здоровья

Ст преподаватель Малышева Н.И.
Факторы риска нарушения психологического здоровья

младших школьников.

Определяя критерии нормы психологического здоровья ребенка, которые могли бы стать основой дифференцирования психологической помощи детям, мы исходим из следующего положения : основы психологического здоровья составляют полноценное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза, т.е. во все возрастные периоды его общего развития (И.В.Дубровина). Психологическое здоровье ребенка и взрослого отличаются совокупностью личностных новообразований, которые еще не появились у ребенка, но должны присутствовать у взрослого, причем отсутствие их у ребенка не должно восприниматься как нарушение. Поскольку психологическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между индивидом и средой, то ключевым критерием становится адаптация ребенка к социуму.

Какие условия приводят к нарушению психологического здоровья младших школьников? Что становится факторами риска? Риск может исходить извне (объективные, или средовые, факторы) и изнутри (субъективные, или индивидуально-личностные, факторы).

Факторы среды как источник риска нарушения психологического здоровья очень значимы именно для младшего школьного возраста, т.к. с началом активной социализации ребенок попадает в особенно тесную зависимость от окружающей обстановки. Неблагоприятные психосоциальные факторы в свою очередь подразделяются на две группы:


  • Семейные.

  • Связанные с детскими учреждениями .
Первые годы обучения в школе становятся своего рода «лакмусом» для выявления ранних нарушений развития. Тогда выходят на поверхность семейные факторы. Ранние аномалии личностного развития при переходе в школу имеют тенденцию заново активизироваться.

Нередко корни школьных проблем ребенка лежат в одном из ранних возрастных периодов.

Каковы же основные факторы риска нарушения психологического здоровья на разных возрастных этапах развития? (3.15)

Младенчество (от рождения до года). Главное для младенца – общение с матерью. Дефицит этого общения становится фактором риска, последствия которого могут проявится много позднее. Однако психологическому здоровью младенца вредит и избыточное общение с матерью, приводящие к сверхстимуляции ребенка.

Нарушения взаимодействия младенца с матерью могут привести к формированию таких негативных личностных образований, как тревожная привязанность его к матери и недоверие к окружающему миру (вместо нормальной привязанности и базового доверия). Эти негативные образования имеют устойчивый характер, сохраняясь до младшего школьного возраста и далее, приобретая в процессе взросления ребенка различные формы, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей. (5.206)

Ранний возраст (от года до трех лет)

В раннем детском возрасте взаимоотношения с матерью сохраняют свою значимость, однако в этом возрасте начинает формироваться «Я» ребенка. Он постепенно осознаёт себя как отдельную личность, внутренне отделяясь от матери. Итогом развития в раннем детстве должно стать формирование автономности, относительной самостоятельности ребенка, а для этого матери необходимо «отпустить» его на такое расстояние, на которое он сам захочет и сможет отойти. В раннем детстве для становления самостоятельности ребенка очень важно общение с отцом. Отец должен быть физически эмоционально доступен ребенку, поскольку, во-первых, является наглядным примером отношений с матерью как отношений автономных субъектов, во-вторых, выступает прообразом внешнего мира, когда некоторые удаления от матери оказывается не уходом в никуда, а уходом к кому-то, и в-третьих, отец является по своей природе менее тревожным, более психологически устойчивым, нежели мать и может оказаться источником психологической защиты ребенка, его душевного равновесия. Если отец редко бывает рядом с ребёнком, это негативно сказывается на формировании столь важных психологических свойств этого возраста, как самостоятельность и автономность. Недоразвитие этих качеств оборачивается впоследствии трудностями школьной адаптации. (5.224)

Дошкольный возраст (от трёх до шести лет) столь многогранен и значим для формирования психологического здоровья ребенка. Факторы риска в дошкольном возрасте:

а) Стороны семейной системы в целом, включающей взаимодействие ребенка со всеми близкими в доме. Для многих современных семей характерна ситуация «ребенок-кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка преобладает над удовлетворением потребностей остальных членов семьи или даже идёт им в ущерб. Следствием семейного взаимодействия такого типа может стать нарушение эмоциональной децентрации- одного из важнейших новообразований дошкольного возраста. Ребенок, неспособный к эмоциональной децентрации, не может воспринимать и учитывать, в своём поведении состояния, желания и интересы других людей, он воспринимает мир только с позиции собственных желаний и интересов, не умеет обращаться со сверстниками, не понимает требований взрослых.

б) Родительское программирование. Оно может воздействовать на ребенка неоднозначно. С одной стороны, родительское программирование обеспечивает усвоение ребенком нравственной культуры семьи, семейных традиций и ценностей, создаёт предпосылки индивидуальной духовности. А с другой стороны , следствие чрезмерной потребности в явно выражаемой родительской любви, ребенок приучается постоянно адаптировать своё поведение к ожиданиям взрослых, опираясь на их вербальные и невербальные сигналы.

в) Связь с детскими учреждениями. Первая встреча малыша с чужим значимым взрослым- воспитателем - во многом определяет его дальнейшее взаимодействие со всеми значимыми взрослыми.

В детском саду у ребенка может возникнуть серьёзный внутренний конфликт в случае раздоров со сверстниками.

Итак, психологическое здоровье ребенка формируется при жестком взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы преломляются во внутренние, но и внутренняя сила личности способна модифицировать внешние воздействия. И ещё раз повторим, что для развития психологически здоровой личности безусловно необходим опыт борьбы, приводящий к успеху. (5.240)

Младший школьный возраст.

Начало обучения в школе - один из значимых моментов в жизни человека, период его качественного изменения, точка перехода к новому состоянию. Многие педагоги и родители недооценивают те качественные изменения, которые происходят в ребенке во время его учения. Гораздо большее внимание уделяется количественным параметрам приобретаемых ребенком знаний и умений. Качественные же изменения особенно значимы, они могут сыграть как позитивную, так негативную роль, могут укрепить психологическое здоровье либо подорвать его. Если пробелы в знаниях можно впоследствии восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, трудно поддаваться коррекции. (2.11)

О.А. Лосева отмечает, что процесс адаптации к учебному заведению может протекать по-разному у детей с различным состоянием здоровья: легким, средним и тяжелым. При легкой адаптации состояние напряженности функциональных систем организма ребенка компенсируется в течение первой четверти . При адаптации средней тяжести нарушение самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия. У части детей адаптация проходит тяжело, при этом значительные нарушения состояния здоровья нарастают от начало учебного года к концу.

Адаптированным же чаще всего называют того ребенка, который вписывается в школьную систему норм и требований , кающихся в первую очередь- овладение учебным материалом, и межличностных отношений в классе. М.Р. Битянова отмечает, что «иногда более гуманистически настроенные педагоги добавляют еще один критерий важно, чтобы это приспособление было осуществлено ребенком без серьёзных внутренних потерь, ухудшение самочувствия, настроения, самооценки» (1.5)

«Адаптация - не только приспособление к успешному функционированию в данной среде (сфера деятельности), но и способность к дальнейшему личностному (сфера самосознания), социальному (сфера общения) развитию» (А.Л. Венгер)

Г.В. Овчарова отмечает, что понятие «школьная адаптация» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей , возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. К таким трудностям автор относит:


  1. Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности, поскольку у ребенка наблюдаются недостаточно интеллектуальное и психомоторное развитие.

  2. Неспособность произвольно управлять своим поведением.

  3. Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречаются у соматически ослабленных детей , детей с задержкой развития, со слабым типом нервной системой).

  4. Неумение разрешить противоречия между семейным и школьным «мы», т.е. школьный невроз или «фобия школы».
Анализируя перечисленные Р.В. Овчаровой трудности, можно заключить, что решение второй и третей проблем будет зависеть от способностей развития сферы общения.

Из выше сказанного следует, что основные сферы дезадаптации младших школьников - это:

Трудности в школе - ожидание неудачи, неверие в свои силы , страх наказания;

Трудности во взаимоотношениях со сверстниками;

Трудности во взаимоотношениях с родителями – опасение не соответствовать ожиданиям родителей, страх наказания;

Депрессивная симптоматика

Реальные и ирреальные страхи и другие эмоциональные нарушения (агрессивность, тревожность, замкнутость). (1.30)

Таким образом, практически половина всех младших школьников испытывает трудности адаптации к условиям школы, и это свидетельствует о том, насколько важно в этот период обращать пристальное внимание на психологическое здоровье младших школьников и на особенности психологических процессов, характерных для этого возраста.

Примечание:


  1. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М., 1998, с.112.

  2. Давыдов В.В. Психологическое развитие младших школьников. – М., 1990, с. 166.

  3. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. – М., 1997, с. 162.

  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1996, с. 372.

  5. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., Сфера, 1996, с. 238.

Факторы, которые оказывают влияние на психическое здоровье, подразделяются на предрасполагающие, провоцирующие и поддерживающие.

Предрасполагающие факторы. Эти факторы усиливают восприимчивость человека к психическому заболеванию и повышают вероятность его развития при воздействии провоцирующих факторов. Предрасполагающие факторы могут быть генетически обусловленными, биологическими, психологическими и социальными.

В настоящее время не вызывает сомнениягенетическая предрасположенность таких заболеваний, как шизофрения, некоторых форм слабоумия, аффективных расстройств, эпилепсии.

Например, риск заболеваемости шизофренией для общей популяции составляет 0,7- 1 %, а у монозиготных близнецов -40- 50%. Если один родитель болен шизофренией, то риск развития заболевания у ребенка составляет от 10 до 19 %, а если больны оба родителя, то 27-60%. Риск развития эмоционального расстройства возрастает до 24-30%, если болен один из родителей, и до 35-44%, если больны оба.

Изучение генеалогическим методом (изучением родословных) семей лиц, страдающих психическими болезнями, убедительно показало накопление в них случаев психозов и аномалий личности. Увеличение частоты случаев болезни среди близких родственников было установлено для больных шизофренией, маниакально-депрессивным психозом (МДП), эпилепсией, некоторыми формами олигофрении. Суммарные данные приведены в таблице.

Риск заболевания для родственников психически больных (в %)

При генетическом анализе важно учитывать клиническую форму заболевания. В частности, наследственный риск заболевания шизофренией во многом зависит от клинической формы болезни.

Результаты клинико-генетических исследований помогают определить степень риска заболевания или рождения психически неполноценного ребенка, наметить профилактические меры и составить прогноз развития психической болезни. Установление факта наследственного предрасположения помогает также в дифференциальной диагностике эндогенных (наследственных) расстройств психической деятельности и заболеваний экзогенной (в результате внешних причин) этиологии. Решить эту задачу без данных клинико-генетического исследования часто бывает затруднительно. Примером могут служить трудности дифференциального диагноза микроцефалии с умственной отсталостью, которая может возникать как в результате моногенной рецессивной мутации, так и под влиянием интоксикации плода при алкоголизме матери, при применении матерью тератогенных лекарственных препаратов, при воздействии рентгеновского облучения. Медицинская генетика не ограничивается изучением роли наследственного фактора при психических заболеваниях и частоты наследственных болезней. Она подвергает исследованию также закономерности, которым подчиняется их распространение в группах населения (популяции) в различных географических местностях, регионах, у лиц разных национальностей и во многих других группах, которые обусловливают сохранение и изменение генотипа того или иного заболевания при смене поколений.

Определенное предрасполагающее значение для развития психического заболевания имеютличностные особенности. Например, у тревожного по характеру, склонного к сомнениям индивида при психотравмирующем событии легче могут развиться состояния навязчивых страхов или тревожной депрессии.

Существует понятие «невротизм», которым определяется степень эмоциональной стабильности - от обидчивости, раздражительности, переменчивости настроения на одном конце спектра до уравновешенности на другом. Эти личностные переменные генетически обусловлены. Говорят также об «эмоциональной силе», подразумевая под этим термином ровный темперамент и способность личности легко справляться со стрессами и неблагоприятными жизненными ситуациями. Низкий уровень «эмоциональной силы» характерен для людей пассивных, с повышенной чувствительностью, склонных подолгу переживать неприятные события, неуверенных в себе, с заниженной самооценкой, эмоционально лабильных. Такие лица, сталкиваясь с жизненными трудностями, имеют больший риск развития психического расстройства.

Особенности личности могут не только оказывать неспецифическое влияние на развитие психического расстройства, но и отражаться на формировании клинической картины заболевания.

К биологическим факторам, повышающим риск возникновения психического расстройства или заболевания, относится возраст.

В определенные возрастные периоды личность становится более уязвимой при стрессовых ситуациях. К таким периодам относятся: младший школьный возраст, в котором отмечается большая распространенность страхов; подростковый период (12- 18 лет), для которого характерны повышенная эмоциональная чувствительность и нестабильность, нарушения поведения, в том числе с употреблением наркотиков, актами самоповреждения и попытками самоубийства; период инволюции - со свойственными личностными изменениями и снижением реактивности к воздействию психологических и социально-средовых факторов.

Многие психические заболевания имеют закономерность развития в определенном возрасте. Шизофрения чаще развивается в подростковом или молодом возрасте, пик лекарственной зависимости приходится на 18-24 года, в инволюционном возрасте увеличивается число депрессий, старческое слабоумие - удел пожилых и старых людей. В целом, пик заболеваемости типичными психическими расстройствами приходится на средний возраст.

Возраст не только влияет на частоту развития психических расстройств, но и придает своеобразную «возрастную» окраску их проявлениям. Для детского возраста характерны страхи темноты, животных, сказочных персонажей. Психические расстройства старческого возраста (бред, галлюцинации) часто отражают переживания бытового характера - ущерба, отравления, воздействия и всевозможных ухищрений с целью «избавиться от них, стариков».

Пол также в определенной мере обусловливает частоту и характер психических расстройств. Мужчины чаще, чем женщины, страдают шизофренией, алкоголизмом, наркоманией. Но у женщин злоупотребление алкоголем и психотропными веществами быстрее приводит к развитию наркотической зависимости и заболевания протекают злокачественнее, чем у мужчин.

Мужчины и женщины по-разному реагируют на стрессовые события. Это объясняется различными социально-биологическими их характеристиками. Женщины более эмоциональны и чаще, чем мужчины, испытывают депрессии, эмоциональные нарушения.

Специфичные для женского организма биологические состояния, такие как беременность, роды, послеродовой период, климакс, несут в себе множество социальных проблем и психотравмирующих факторов. В эти периоды повышается уязвимость женщин, актуализируются социально-бытовые проблемы. Только у женщин может развиться послеродовой психоз или депрессия со страхом за здоровье ребенка. Инволюционные психозы чаще развиваются у женщин. Нежелательная беременность - тяжелый стресс для девушки, и если отец будущего ребенка оставил девушку, то не исключено развитие тяжелой депрессивной реакции, в том числе с суицидальными намерениями. Женщины чаще подвергаются сексуальному насилию или жестокому обращению, результатом чего являются различные формы нарушений психического здоровья, чаще в виде депрессий. Девочки, подвергшиеся сексуальному насилию, в дальнейшем проявляют большую восприимчивость к психическим расстройствам.

Иерархия социальных ценностей у женщин и мужчин различна. Для женщины большее значение имеют семья, дети; для мужчин - его престиж, работа. Поэтому частая причина развития невроза у женщин - неблагополучие в семье, проблемы личного плана, а у мужчин - конфликт на работе или увольнение.

Даже бредовые идеи носят отпечаток социально-половой принадлежности. Например, убийство детей - как защита их от грозящей беды или как орудие мести супругу - чаще встречается у женщин.

Женщины в большей степени склонны признавать заболевание, высказывать психологические жалобы и запоминать психопатологическую симптоматику. Мужчины склонны «забывать» свои симптомы.

Психическое здоровье имеет непосредственную связь с состояниемфизического здоровья. Нарушения соматического здоровья могут вызвать кратковременное психическое расстройство или хроническое заболевание. Нарушения со стороны психики выявляются у 40 - 50 % больных соматическими заболеваниями.

Важное влияние на психическое здоровье оказываютсоциальные факторы. Их можно подразделить на социально-средовые, социально-экономические, социально-политические, экологические.

Человек - существо не только биологическое, но и социальное. Ребенок, лишенный социальной среды, не может стать полноценным человеком, он не овладевает речью, не имеет представления о правилах социального поведения. Поскольку человек живет в обществе, он должен подчиняться его законам и реагировать на изменения, происходящие в социальной жизни.

Из всех социальных факторов семья - главный. Ее влияние на состояние психического здоровья прослеживается в любом возрасте. Но особенное значение она имеет для ребенка, для формирования его характера, стереотипов поведения в различных ситуациях.

Нестабильные холодные отношения в семье, проявление жестокости в первую очередь сказываются на психическом здоровье ребенка. Это объясняется хрупкостью его психики, незрелостью эмоций и бурным реагированием на негативные события. Если ребенок не в состоянии справиться с ситуацией, у него начинают появляться поведенческие нарушения, формируется стереотипная патологическая реакция на стресс, которая в последующем, во взрослом состоянии, обернется невротическим или психопатическим развитием личности, агрессией, различными психосоматическими заболеваниями.

Дефицит родительской любви нередко ведет к развитию у ребенка депрессий. Чувство незащищенности в семье и обществе часто проявляется у ребенка различными страхами, коммуникативными нарушениями, поведенческими реакциями (протест, непослушание).

Другим патогенным фактором для психического развития ребенка является ситуация социальной депривации, обусловленная разладом в семье, утратой близких людей или разлукой с ними. Социальная депривация приводит к задержке умственного развития, эмоциональным нарушениям в виде депрессий, эмоциональной холодности, снижению воли, истощаемости побудительных мотивов, повышенной внушаемости, нарушениям в сфере общения. Такие дети легко вовлекаются в антисоциальные и преступные группировки, склонны к токсикоманиям, сексуальной распущенности. Отмечено, что смерть матери или развод родителей достаточно часто провоцировали у детей развитие страхов.

Утраты и проблемы в детстве повышают восприимчивость индивида к стрессам и психическим расстройствам, но не ведут непосредственно к развитию определенного психического заболевания. Тем не менее дети, проживающие в неблагополучных семьях, испытывающие неблагоприятные воздействия окружающей среды, относятся к группе риска развития психического заболевания должны находиться в сфере внимания не только социальных работников или педагогов, но и психологов, психиатров.

Для взрослого человека семейные взаимоотношения также имеют немаловажное значение для психического здоровья. В семье с комфортным психологическим климатом, с эмоциональной поддержкой негативное влияние на личность жизненных событий смягчается.

Если в семье межличностные отношения носят формальный, безразличный характер, то наблюдается дефицит в эмоциональной сфере и отсутствие поддержки в проблемных ситуациях. Семьи данного типа являются факторами риска нарушений психического здоровья.

Если в семье наблюдаются конфликтные отношения, жестокое отношение к детям или супруге, то такая семья сама становится фактором развития психических нарушений.

К социальным факторам, влияющим на психическое здоровье, можно отнести проблемы, связанные с работой, жильем, неудовлетворенность социальным положением, социальные катастрофы и войны.

Зарубежными исследователями было доказано, что депрессии чаще возникают у представителей среднего и низшего социальных слоев, где больше довлеет груз жизненных событий и обстоятельств.

Депрессия нередко развивается у лиц, потерявших работу. Причем безработица с большей вероятностью способствует развитию депрессии у тех, кто в прошлом уже терял работу. Даже после восстановления на работе депрессия может продолжаться в течение двух лет, особенно у лиц с неблагоприятным семейным климатом и отсутствием социальной поддержки.

Для настоящего времени характерны такие социально обусловленные патогенные факторы, как локальные войны, вооруженные конфликты, террористические акты, - они приводят к стойким нарушениям психического здоровья не только у непосредственных участников, но и у мирного населения. Человеку нелегко привыкнуть к войне - к ее опасностям и лишениям, к иной шкале жизненных ценностей и приоритетов. Психические расстройства выявляются у 60- 85 % лиц, переживших столь мощные стрессогенные воздействия.

Современный период развития общества характеризуется также нарастанием противоречий между человеком и окружающей средой, что находит отражение в экологическом неблагополучии, в резком увеличении количества техногенных катастроф. Природные катаклизмы и техногенные катастрофы изменяют жизнь человека и потенцируют развитие психических расстройств. Их влияние на психическое здоровье доказано в ходе транскультуральных исследований, при обследовании населения в экологически неблагоприятных регионах, в районах природных и техногенных катастроф. Примером может служить авария на Чернобыльской АЭС. Спустя 10 лет с момента аварии психическое состояние у 68,9 % ликвидаторов соответствовало посттравматическому стрессовому расстройству, в 42,5% случаев имели место интеллектуально-мнестические расстройства. У каждого третьего ликвидатора был выявлен хронический алкоголизм, среди всех умерших за этот период 10% завершили жизнь самоубийством.

Убедительных доказательств воздействия радиационного излучения на генетические последствия пока нет. Однако о влиянии фоновой радиации на появление умственно неполноценного потомства можно косвенно судить по результатам эпидемиологических исследований в регионах с длительно существующим повышенным уровнем радиации. В таких регионах (например, в Семипалатинской области) детей с умственной неполноценностью рождается в 3-5 раз больше, чем в среднем по стране.

При экологическом неблагополучии наблюдается сосуществование психических, соматических и неврологических изменений; сопряженность экзогенных (внешних) и психогенных (личностных) реакций.

Эффективность психической адаптации к воздействию средовых факторов напрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. Социальная активность, широкий круг коммуникативных связей положительно сказываются на эмоциональном состоянии, повышают способность противостоять стрессам. Социальную поддержку обычно ищут среди близких людей - членов семьи или друзей. Такую поддержку могут оказать и коллеги по работе. В конфликтных ситуациях в семейной или производственной сфере, затруднениях в построении неформального общения сопротивляемость стрессам оказывается хуже, чем при эффективном социальном взаимодействии и наличии психологической поддержки. Сужением круга доверительного общения можно объяснить тот факт, что у домохозяек чаще развиваются симптомы психических расстройств, чем у работающих женщин. Наличие социальной поддержки, в том числе со стороны социальных работников, значительно снижает степень влияния негативных социально-психологических факторов, экономических трудностей (например, кратковременной потери работы). Эту модель называют моделью стресс-буфера. Социальная поддержка помогает сохранить положительную самооценку, оптимизм в отношении будущего, и тем самым предотвратить развитие невротических и эмоциональных реакций. Важно, чтобы степень социальной поддержки коррелировала с масштабом негативных жизненных событий.

Провоцирующие факторы. Эти факторы вызывают развитие заболевания. Некоторые люди с повышенной восприимчивостью к психическому расстройству тем не менее не заболевают им никогда или не болеют очень долго. Обычно провоцирующие факторы действуют неспецифично. От них зависит время начала заболевания, но не сам характер болезни. Провоцирующие факторы могут быть физическими, психологическими или социальными. К физическим факторам относятся соматические заболевания и травмы, например опухоль мозга, черепно-мозговая травма или потеря конечности. В то же время физическое повреждение и заболевание может носить характер психологической травмы и вызвать психическое заболевание (невроз). Жизненные события могут выступать в роли как психологического фактора, так и социального (потеря работы, развод, утрата близкого, переезд на новое место жительства и т.д.).

Социально-психологические факторы находят отражение в клиническом оформлении и содержании болезненных переживаний. В последнее время получили распространение навязчивые страхи, которые связаны с реальной действительностью, - это спидофобия, радиофобия, идеи воздействия нейротропным оружием, у детей часты страхи, отражающие столь широко демонстрируемые теперь фильмы-ужасы с роботами, вампирами, привидениями, инопланетянами и т.п. Одновременно встречаются формы болезненных убеждений и страхов, которые пришли к нам из далекого прошлого - порчи, колдовства, одержимости, сглаза.

Поддерживающие факторы. От них зависит длительность заболевания после его начала. При планировании лечения и социальной работы с больным особенно важно уделить им должное внимание. Когда первоначальные предрасполагающие и провоцирующие факторы уже прекратили свое воздействие, поддерживающие факторы существуют и могут поддаваться коррекции. На ранних стадиях многие психические заболевания приводят к вторичной деморализации и отказу от социальной активности, что, в свою очередь, продлевает первоначальное расстройство. Социальный работник должен принимать меры для коррекции этих вторичных личностных факторов и устранения социальных последствий заболевания.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите предрасполагающие, провоцирующие и поддерживающие факторы риска развития психических заболеваний.

2. Какова роль биологических факторов в психическом здоровье?

  • Виды дебиторской задолженности. Ее уровень и факторы, его определяющие
  • Виды стоимости предприятия. Факторы влияющие на величину стоимости предприятия. Понятие гудвилла
  • Влияние ингаляционных анестетиков, содержащихся в воздухе операционных, на здоровье персонала при длительном воздействии
  • Влияние на бухгалтерский баланс хозяйственных фактов Хозяйственные факты, не влияющие на валюту бухгалтерского баланса

  • Факторы среды: семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями, профессиональной деятельностью, социально-экономической ситуацией в стране. Общеизвестно, что наиболее значимым фактором нормального развития личности младенца является общение с матерью и дефицит общения может привести к различного рода нарушениям развития ребенка. Однако помимо дефицита общения можно выделить и другие, менее очевидные типы взаимодействия матери с младенцем, неблагоприятно сказывающиеся на его психологическом здоровье. Так, дефициту общения противоположна 1. патология переизбытка общения, приводящая к перевозбуждению и сверхстимуляции ребенка. 2. Чередование сверхстимуляции с пустотой отношений, т. е. структурная неорганизованность, неупорядоченность. 3. Формальное общение, т. е. общение, лишенное эротизированных проявлений, необходимых для нормального развития ребенка. Этот вид может реализовать мать, стремящаяся полностью построить уход за ребенком по книгам, советам врача, или же мать, находящаяся рядом с ребенком, но по тем или иным причинам (например, конфликты с отцом) эмоционально не включенная в процесс ухода. К неблагоприятным типам взаимодействия матери с ребенком можно отнести: а) слишком резкое и быстрое отделение, которое может быть следствием выхода матери на работу, помещения ребенка в ясли, рождения второго ребенка и т. п.; б) продолжение постоянной опеки над ребенком, которую нередко проявляет тревожная мать. Важную роль в становлении психологического здоровья играет и то, как осуществляется воспитание опрятности ребенка. Это «основная сцена», где разыгрывается борьба за самоопределение: мать настаивает на соблюдении правил - ребенок защищает свое право делать то, что хочет. Поэтому фактором риска можно считать излишне строгое и быстрое приучение к опрятности маленького ребенка. Место взаимоотношений с отцом для становления автономности ребенка. Отец должен быть физически и эмоционально доступен ребенку, поскольку: а) подает ребенку пример отношений с матерью - отношений между автономными субъектами; б) выступает прообразом внешнего мира, т. е. освобождение от матери становится не уходом в никуда, а уходом к кому-то; в) является менее конфликтным объектом, чем мать, и становится источником защиты. Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет) столь значим для формирования психологического здоровья ребенка и столь многогранен, что трудно претендовать на однозначное описание факторов риска внутрисемейных взаимоотношений, тем более что здесь уже сложно рассматривать отдельное взаимодействие матери или отца с ребенком, а необходимо обсуждать факторы риска, исходящие от семейной системы. Самым существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействие по типу «ребенок - кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи. Следующий фактор риска - это отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними. Вызывает глубокий внутренний конфликт у ребенка, может привести к нарушениям половой идентификации или, более того, обусловить развитие невротических симптомов: энуреза, истерических приступов страха и фобий. У некоторых же детей - привести к характерным изменениям в поведении: сильно выраженной общей готовности к реагированию, боязливости и робости, покорности, склонности к депрессивным настроениям, недостаточной способности к аффектам и фантазированию. Но, как отмечает Г. Фиг-дор, чаще всего изменения в поведении детей обращают на себя внимание лишь тогда, когда перерастают в школьные трудности. Следующее явление родительского программирования, которое может влиять на него неоднозначно. С одной стороны, через явление родительского программирования происходит усвоение нравственной культуры - предпосылки духовности. С другой стороны, вследствие чрезвычайно выраженной потребности в любви родителей ребенок стремится адаптировать свое поведение, чтобы соответствовать их ожиданиям. Наиболее существенным фактором риска нарушения психологического здоровья может стать школа. Условно можно выделить следующие этапы в процессе снижения самооценки. Сначала ребенок осознает свои школьные неумения как неумение «быть хорошим». Но на этом этапе у ребенка сохраняется вера, что он сможет стать хорошим в будущем. Далее пропадает вера, но ребенок еще хочет быть хорошим. В ситуации стойкого длительного неуспеха ребенок может не только осознать свою неспособность «стать хорошим», но уже потерять к этому стремление, что означает стойкую депривацию притязания на признание. Подростковый возраст (от 10-11 до 15-16 лет). Это важнейший период для становления самостоятельности. Во многом успешность достижения самостоятельности определяется семейными факторами, а точнее тем, как осуществляется процесс отделения подростка от семьи. поэтому важно, чтобы родители умели предоставить подростку права и свободы, которыми он может распорядиться без угрозы своему психологическому и физическому здоровью. Бодров три основные характеристики устойчивости: контроль, самооценка и критичность. При этом контроль определяется как локус контроля. По их мнению, экстерналы, видящие большинство событий как результат случайности, не связывающие их с личным участием, более подвержены стрессам. Интерналы же обладают большим внутренним контролем, более успешно справляются со стрессами. Самооценка здесь - это чувство собственного предназначения и собственных возможностей.. Во-первых, люди с низкой самооценкой имеют более высокий уровень страха или тревожности. Во-вторых, они воспринимают себя как имеющих недостаточные способности, чтобы противостоять угрозе.

    Психическое здоровье - состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Психическое здоровье - это совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде. Человек, значительно отклоняющийся от стандартов своего сообщества, рискует быть признанным психически больным. В то же время представления о психической болезни различны в разных культурах и в разные времена внутри каждой культуры. Примером первого может служить тот факт, что многие племена индейцев, в отличие от большинства других американцев, считают галлюцинации нормальным явлением; пример второго - изменение отношения к гомосексуальности, которая когда-то рассматривалась как преступление, затем как психическая болезнь, а сейчас - как вариант сексуальной адаптации. Независимо от социального или этнического происхождения, индивид, живущий в технологическом, урбанизированном обществе, должен обладать совокупностью определенных психологических черт, обеспечивающих социальную адаптацию, т.е. успешное функционирование в этом обществе.

    По тяжести эти психические расстройства можно разделить на психотические и непсихотические.

    Психоз - заболевание, которое способно ухудшать психическое функционирование настолько, что человек утрачивает способность справляться с элементарными требованиями повседневной жизни. Может серьезно нарушаться восприятие реальности, возникать бред и галлюцинации. Типичный пример психоза - шизофрения; при тяжелой ее форме наблюдаются очень глубокие нарушения. Синдромы органических нарушений мозга, варьирующие от легких до чрезвычайно тяжелых, - это заболевания, связанные с физиологическим повреждением центральной нервной системы. Повреждение может быть обусловлено генетически либо родовой или какой-либо иной травмой, инфекцией, а также нарушением обмена веществ. Поскольку органические нарушения вызываются болезнями или травмами, направление профилактических программ здесь довольно ясно. Программы по охране психического здоровья имеют дело и с такими проблемами, как алкоголизм, предупреждение несчастных случаев на производстве и отравления свинцом.



    Непсихотические расстройства характеризуются меньшей степенью дезориентации и утраты контакта с реальностью, а также большей вероятностью улучшения. Наиболее распространенными непсихотическими расстройствами являются неврозы, личностные расстройства, расстройства поведения у детей и подростков и некоторые синдромы органических нарушений мозга. Невроз считается результатом конфликта в мыслях и чувствах, с которым человек не может адекватно совладать. Тревога и депрессия - наиболее характерные проявления неврозов. Личностные расстройства, проявляющиеся формированием параноидной, шизоидной, истерической или асоциальной личности, представляют собой глубоко укоренившиеся неадаптивные стили поведения. Расстройства поведения, такие, как чрезмерная застенчивость, робость, агрессивность, склонность к правонарушениям, - не столь глубоко укоренены, однако тоже стойки. Причины психогенных, или неорганических, расстройств менее ясны. Как правило, их считают результатом взаимодействия конституциональных и семейных влияний, а также воздействия среды. Основные психотерапевтические школы значительно расходятся во взглядах на причины, а, значит, и на профилактику неврозов и личностных расстройств. Тем не менее все они едины в том, что ребенок, родившийся со здоровой психической и физической наследственностью и воспитанный психически здоровыми родителями, имеет наибольшие шансы вырасти психически здоровым. Ребенка следует любить, принимать его как самостоятельную личность и уважать, обеспечивать заботу и питание, эмоциональную и интеллектуальную стимуляцию, предохранять от сильных стрессов, связанных с бедностью, физическими и эмоциональными травмами, чрезмерно строгим воспитанием или жестким стилем семейной жизни. Для развития важен баланс между разрешенным и контролируемым, а также такие формы общественной поддержки, как хорошие школы, возможности для игры и нормальное жилье.



    Факторы, которые оказывают влияние на психическое здоровье:

    1) предрасполагающие

    2) провоцирующие

    3) поддерживающие.

    Предрасполагающие факторы усиливают восприимчивость человека к психическому заболеванию и повышают вероятность его развития при воздействии провоцирующих факторов. Виды предрасполагающих факторов:

    1) генетически обусловленные - зависят от личных особенностей и генетического наследия (шизофрения, некоторые формы слабоумия, аффективные расстройства, эпилепсиия)

    2) биологические (пол и возраст)

    3) психологические

    4) социальные - делятся на социально-средовые, социально-экономические, социально-политические, экологические (проблемы, связанные с семьей, работой, жильем, неудовлетворенность социальным положением, социальные катастрофы и войны, природные катаклизмы)

    Суждение о психическом здоровье индивида должно соотноситься со стадией его развития, а В определенные возрастные периоды личность становится более уязвимой при стрессовых ситуациях. К таким периодам относятся: младший школьный возраст, в котором отмечается большая распространенность страхов; подростковый период (12- 18 лет), для которого характерны повышенная эмоциональная чувствительность и нестабильность, нарушения поведения, в том числе с употреблением наркотиков, актами самоповреждения и попытками самоубийства; период инволюции - со свойственными личностными изменениями и снижением реактивности к воздействию психологических и социально-средовых факторов. Возраст не только влияет на частоту развития психических расстройств, но и придает своеобразную «возрастную» окраску их проявлениям. Для детского возраста характерны страхи темноты, животных, сказочных персонажей. Психические расстройства старческого возраста (бред, галлюцинации) часто отражают переживания бытового характера - ущерба, отравления, воздействия и всевозможных ухищрений с целью «избавиться от них, стариков». Пол также в определенной мере обусловливает частоту и характер психических расстройств. Мужчины чаще, чем женщины, страдают шизофренией, алкоголизмом, наркоманией. Но у женщин злоупотребление алкоголем и психотропными веществами быстрее приводит к развитию наркотической зависимости и заболевания протекают злокачественнее, чем у мужчин. Иерархия социальных ценностей у женщин и мужчин различна. Для женщины большее значение имеют семья, дети; для мужчин - его престиж, работа. Поэтому частая причина развития невроза у женщин - неблагополучие в семье, проблемы личного плана, а у мужчин - конфликт на работе или увольнение.

    Провоцирующие факторы - вызывают развитие заболевания. Некоторые люди с повышенной восприимчивостью к психическому расстройству тем не менее не заболевают им никогда или не болеют очень долго. Обычно провоцирующие факторы действуют неспецифично. От них зависит время начала заболевания, но не сам характер болезни. Виды провоцирующих факторов:

    1) физические - соматические заболевания и травмы (опухоль мозга, черепно-мозговая травма или потеря конечности), кот. могут носить характер психологической травмы и вызвать психическое заболевание (невроз)

    2) социально-психологические - болезненные переживания, навязчивые страхи, которые связанные с реальной действительностью (спидофобия, радиофобия) или пришедшие из далекого прошлого (страхи порчи, колдовства, одержимости).

    Поддерживающие факторы. От них зависит длительность заболевания после его начала. При планировании лечения и социальной работы с больным особенно важно уделить им должное внимание. Когда первоначальные предрасполагающие и провоцирующие факторы уже прекратили свое воздействие, поддерживающие факторы существуют и могут поддаваться коррекции. На ранних стадиях многие психические заболевания приводят к вторичной деморализации и отказу от социальной активности, что, в свою очередь, продлевает первоначальное расстройство. Социальный работник должен принимать меры для коррекции этих вторичных личностных факторов и устранения социальных последствий заболевания.

    Развиваемые в области психического здоровья профилактические программы преследуют три основные цели:

    1) предотвращение или снижение частоты психических заболеваний;

    2) облегчение их тяжести или сокращение длительности;

    3) уменьшение их воздействия на трудоспособность.

    Основные методы лечения, применяемые по отдельности или в различных сочетаниях:

    1) психотерапия

    2) лекарственная терапия

    3) шоковая терапия и терапия средой.

    Психотерапия. Большинство психотерапевтических подходов может быть отнесено к одной из двух школ - психоанализу З.Фрейда или поведенческой терапии, основанной на теориях научения и условных рефлексов Б.Скиннера и И.П.Павлова. В психоаналитически ориентированной терапии неадаптивные формы поведения пациента и симптомы его заболевания рассматриваются как результат глубинных, неосознаваемых конфликтов в мышлении, чувствах и мотивах. Освобождение от болезни при такой терапии происходит за счет осознания и разрешения внутренних конфликтов, а также выявления их источников (как правило, восходящих к детству). Целью поведенческой психотерапии является устранение неадаптивных форм поведения и научение новым, более продуктивным

    Лекарственная терапия - лечение психотропными препаратами (транквилизаторы, стимуляторы, антидепрессанты и противосудорожные средства), шоковой терапией и терапией средой, которая включает трудовую терапию, групповую дискуссию, совместное планирование, навыки самопомощи и самоконтроля, и широко используется, чтобы избежать полного отрыва пациента от жизни при госпитализации.

    Сохранение психического здоровья и предупреждение психических расстройств - гораздо менее понятная задача, чем предупреждение инфекционных болезней, для профилактики которых проводится вакцинация, а для лечения применяются антибиотики; в области психических заболеваний таких мер не существует. Во всем мире наркомания и алкоголизм привели к кризису психического здоровья. В результате формирования зависимости страдает психика десятков миллионов мужчин, женщин и детей. Насилие над детьми - тоже существующий во всем мире феномен. Как фактор возникновения психических заболеваний оно заслуживает намного большего внимания, чем ему сейчас уделяется. В последние годы такое насилие рассматривается как первичная причина синдрома множественной личности.

    Факторы риска нарушения психологического здоровья. Их можно разделить условно на две группы: объективные, или факторы среды, и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями.

    Под влиянием факторов среды обычно понимаются семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями, профессиональной деятельностью, социально-экономической ситуацией в стране. Факторы среды наиболее значимы для психологического здоровья детей и подростков. Достаточно часто трудности ребенка берут начало еще в младенчестве (от рождения до года). Это может быть как дефицит общения, так и переизбыток общения с матерью; чередование сверхстимуляции с пустотой отношений(структурная неорганизованность, неупорядоченность, прерывность, анархия жизненных ритмов ребенка); формальное общение, т. е. общение, лишенное эротизированных проявлений, необходимых для нормального развития ребенка.

    В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) также сохраняется значимость взаимоотношений с матерью, но важными становятся и взаимоотношения с отцом. Кроме того, поскольку ранний возраст – это период амбивалентного отношения ребенка к матери и важнейшей формой детской активности является агрессия, то фактором риска может стать абсолютный запрет на проявление агрессивности, следствием чего может явиться полное вытеснение агрессивности.

    Таким образом, всегда добрый и послушный ребенок, который никогда не капризничает, – «гордость мамы» и всеобщий любимец часто платит за всеобщую любовь достаточно дорогой ценой – нарушением своего психологического здоровья. Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет) столь значим для формирования психологического здоровья ребенка, что трудно претендовать на однозначное описание факторов риска.

    Самым существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействие по типу «ребенок – кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи. Следующий фактор риска – это отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними. Еще одно явление, которое необходимо обсудить в рамках проблемы формирования психологического здоровья дошкольника, – это явление родительского программирования, которое может влиять на него неоднозначно.

    Следующая группа факторов связана с детскими учреждениями- это отношения со значимыми взрослыми и со сверстниками. Младший школьный возраст (от 6 –7 до 10 лет). Здесь наиболее тяжелой является ситуация, когда предъявляемые родителями требования не соответствуют возможностям ребенка. Последствия ее могут быть различны, но всегда представляют фактор риска нарушений психологического здоровья.

    Однако наиболее существенным фактором риска нарушения психологического здоровья может стать школа. И действительно, в школе ребенок впервые попадает в ситуацию социально оцениваемой деятельности, т. е. его навыки должны соответствовать установленным в обществе нормам чтения, письма, счета. Кроме того, впервые ребенок получает возможность объективного сравнивания своей деятельности с деятельностью других. Как следствие этого, он впервые осознает свое «невсемогущество». Депривация притязания на признание у младших школьников может проявиться не только в снижении самооценки, но и в формировании неадекватных защитных вариантов реагирования.

    При этом активный вариант поведения обычно включает различные проявления агрессии к одушевленным и неодушевленным предметам, компенсацию в других видах деятельности. Пассивный вариант – манифестацию неуверенности, стеснительности, лени, апатии, уход в фантазии или болезнь.

    Подростковый возраст (от 10-11 до 15-16 лет). Это важнейший период для становления самостоятельности. Во многом успешность достижения самостоятельности определяется семейными факторами, а точнее тем, как осуществляется процесс отделения подростка от семьи. Под отделением подростка от семьи обычно понимается выстраивание между подростком и его семьей нового типа взаимоотношений, основанного уже не на опеке, а на партнерстве. Как можно было увидеть, влияние внешних средовых факторов на психологическое здоровье снижается от младенчества к подростковому возрасту.

    Поэтому влияние этих факторов на взрослого описать достаточно сложно. Психологически здоровый взрослый, как мы уже говорили ранее, должен уметь адекватно адаптироваться к любым факторам риска без ущерба для здоровья. Поэтому обратимся к рассмотрению внутренних факторов. Как мы уже говорили, психологическое здоровье предполагает устойчивость к стрессовым ситуациям, поэтому необходимо обсудить те психологические характеристики, которые обусловливают пониженную устойчивость к стрессу.

    Остановимся сначала на темпераменте. Начнем с классических экспериментов А. Томаса, который выделил свойства темперамента, названного им «трудным»: неритмичность, низкая адаптивная способность, тенденция к избеганию, преобладание плохого настроения, боязнь новых ситуаций, чрезмерное упрямство, чрезмерная отвлекаемость, повышенная или пониженная активность. Трудность данного темперамента состоит в повышении риска расстройств поведения.

    Однако данные расстройства, и это важно отметить, вызывают не сами свойства, а особое взаимодействие их с окружающей средой. Довольно интересно индивидуальные свойства темперамента в плане риска нарушения психологического здоровья описал Я. Стреляу. Он полагал, что темперамент – это совокупность относительно устойчивых характеристик поведения, проявляющихся в энергетическом уровне поведения и во временных параметрах реакций. Поскольку темперамент модифицирует воспитательные воздействия окружающей среды, Я. Стреляу и сотрудниками проводились исследования связи свойств темперамента и некоторых качеств личности. Оказалось, что такая связь наиболее проявляется в отношении одной из характеристик энергетического уровня поведения – реактивности.

    При этом под реактивностью понимается отношение силы реагирования к вызвавшему стимулу. Соответственно высокореактивные люди – это те, кто сильно реагирует даже на небольшие стимулы, слабореактивные – со слабой интенсивностью реакций.

    Высокореактивных и слабореактивных людей можно отличить по их реакциям на замечания. Слабореактивных замечания заставят вести себя лучше, т.е. улучшат их деятельность. У высокореактивных наоборот, может наблюдаться ухудшение деятельности. Теперь посмотрим, насколько пониженная устойчивость к стрессу связана с какими-либо личностными факторами. По этому поводу сегодня нет четко определенных позиций. Но мы готовы согласиться с В. А. Бодровым, который полагает, что жизнерадостные люди наиболее психологически устойчивы, соответственно менее устойчивы люди с пониженным фоном настроения.

    Помимо этого они выделяют еще три основные характеристики устойчивости: контроль, самооценка и критичность. При этом контроль определяется как локус контроля. По его мнению, экстерналы, видящие большинство событий как результат случайности, не связывающие их с личным участием, более подвержены стрессам. Интерналы же обладают большим внутренним контролем, более успешно справляются со стрессами.

    Самооценка здесь – это чувство собственного предназначения и собственных возможностей. Трудности с купированием стресса у людей с низкой самооценкой исходят из двух видов негативного самовосприятия. Во-первых, люди с низкой самооценкой имеют более высокий уровень страха или тревожности. Во-вторых, они воспринимают себя как имеющих недостаточные способности, чтобы противостоять угрозе. Соответственно они менее энергичны в принятии превентивных мер, стремятся избежать трудностей, ибо убеждены, что не справятся с ними. Если же люди оценивают себя достаточно высоко, то маловероятно, что они будут интерпретировать многие события как эмоционально тяжелые или стрессовые.

    Кроме того, если стресс возникает, то они проявляют большую инициативность и поэтому более успешно с ним справляются. Следующее необходимое качество – это критичность. Оно отражает степень важности для человека безопасности, стабильности и предсказуемости событий жизни. Оптимальным является присутствие у человека равновесия между стремлением к риску и к безопасности, к изменениям и к сохранению стабильности, к допущению неопределенности и к контролю событий.

    Только такое равновесие позволит человеку развиваться, изменяться, с одной стороны, и предотвращать саморазрушение – с другой. Как можно заметить, описанные В. А. Бодровым личностные предпосылки стрессоустойчивости перекликаются с другими структурными компонентами психологического здоровья: самопринятием, рефлексией и саморазвитием, что еще раз доказывает их необходимость.

    Соответственно личностными предпосылками пониженной устойчивости к стрессу можно назвать негативное самоотношение, недостаточно развитую рефлексию и отсутствие стремления к росту, развитию. Итак, мы рассмотрели факторы риска нарушений психологического здоровья. Однако попробуем пофантазировать: а что если ребенок вырастет в абсолютно комфортной среде? Наверное, он будет абсолютно психологически здоровым? Какую личность мы получим в случае полного отсутствия внешних стрессогенных факторов? Приведем на этот счет точку зрения С. Фрайберг.

    Как говорит С. Фрайберг, «в последнее время принято рассматривать психическое здоровье как продукт специальной «диеты», включающей соответствующие порции любви и безопасности, конструктивных игрушек, здоровых сверстников, прекрасного полового воспитания, контроля и выхода эмоций; все это вместе образует сбалансированное и здоровое меню. Напоминает вареные овощи, которые хоть и питательны, но не вызывают аппетита.

    Продукт такой «диеты» станет хорошо отлаженным скучным человеком». Кроме того, если рассматривать становление психологического здоровья только с точки зрения факторов риска, становится непонятным, почему не все дети в неблагоприятных условиях «ломаются», а, наоборот, иногда добиваются жизненных успехов, более того, их успехи социально значимы. Также непонятно, почему мы нередко сталкиваемся с детьми, выросшими в комфортной внешней среде, но при этом нуждающимися в той или иной психологической помощи. 2.6

    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Психологическое здоровье и девиантное поведение

    У нас наблюдается кризис физического, психического и нравственного здоровья практически всех возрастных групп очень высока заболеваемость.. Снизился уровень репродуктивного здоровья, что проявляется резким падением.. Причины такой ситуации в России многообразны.

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:



    Новое на сайте

    >

    Самое популярное