Домой Ревматология Закон перехода количественных изменений в качественные. Категории качества, количества,меры

Закон перехода количественных изменений в качественные. Категории качества, количества,меры

Закон перехода количественных изменений в качественные - один из основных законов диалектики , объясняющий, как, каким образом происходит движение и развитие. Впервые сформулирован, правда, в идеалистической форме, Гегелем как закон развития абстрактного мышления, мирового духа. В материалистической диалектике - всеобщий закон развития объективного мира, играющий большую роль в его познании. Он констатирует, что накопление незаметных, постепенных количественных изменений в определённый для каждого отдельного процесса момент с необходимостью приводит к существенным, коренным, качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому (см. Качество и количество , Мера , Скачок).

Этот закон имеет место во всех процессах развития природы, общества и мышления. Он важен для понимания диалектической концепции развития и её отличия от всевозможных метафизических концепций, сводящих движение, развитие к одним количественным изменениям существующего, без уничтожения старого и возникновения нового.

Любое количественное изменение выступает как изменение элементов системы. Степень различия между старым и новым качеством зависит от количественных изменений в рассматриваемом объекте. «… Качественные изменения — точно определённым для каждого отдельного случая способом — могут происходить либо путём количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии)» . Появление нового качества по существу означает появление предмета с новыми закономерностями и мерой , в которой заложена уже иная количественная определённость. При этом глубина качественных изменений может быть различной; она может ограничиваться уровнем данной формы движения, а может выходить за его пределы.

Процесс коренного изменения данного качества, «надлом» старого и рождение нового есть скачок . Он является переходом от старого качества к новому, от одной меры к другой. «Чем отличается диалектический переход от недиалектического? Скачком. Противоречивостью. Перерывом постепенности» . Переход явления из одного качественного состояния в другое есть единство уничтожения и возникновения, небытия и бытия, отрицания и утверждения (см. Закон единства и борьбы противоположностей). Скачок включает в себя момент снятия прежнего явления возникающим (см. Закон отрицания отрицания); при этом качественные и количественные изменения взаимно обусловливают друг друга: имеет место не только переход количественных изменений в качественные, но и обратный процесс - изменение количественных характеристик в результате изменения качества предметов и явлений.

Количественные и качественные изменения относительны. Одни и те же изменения по отношению к одним свойствам (менее общим) являются качественными, по отношению к другим (более общим) - количественными. Любой процесс развития одновременно и прерывен и непрерывен. При этом прерывность выступает в форме качественного скачка, а непрерывность - в форме количественного изменения (см. Эволюция и революция).

Закон перехода количественных изменений в качественные имеет важное методологическое значение, обязывая изучать объект и с качественной, и с количественной сторон в их единстве, так чтобы количественные характеристики не затмевали качественной определённости фактов и закономерностей. Этот закон предостерегает как от всех форм плоского эволюционизма, реформизма, так и от разновидностей катастрофизма, а в общественном развитии — от субъективистского авантюризма.

Другое методологическое требование, вытекающее из закона перехода количественных изменений в качественные, состоит в том, что научное познание должно учитывать несводимость качества целостного предмета к качеству составляющих его частей, подсистем, элементов. Правда, это не исключает возможности и необходимости применения логических и математических операций сведе́ния и выведения, когда преследуется цель объяснить некоторые свойства новой системы. Но смешение понятий методологического сведе́ния с логическими и математическими приёмами сведе́ния и выведения приводит к различным недоразумениям и ошибкам.

19 Диалектика количественных и качественных изменений.

Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развития. Первоначально термин «диалектика» означал искусство ведения спора и разрабатывался, по преимуществу, в целях совершенствования ораторского искусства. Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности. Вспомним учение о развитии Гераклита, а позже Зенона, Канта и др. Однако только Гегель придал диалектике наиболее развитую и совершенную форму.

Закон перехода количественных изменений в качественные описывает механизм саморазвития. Гегель дал, прежде всего, определение категорий качества, количества и меры, считая их тремя формами начальной ступени бытия идеи. Качество Гегель характеризовал как тождественную с бытием внутреннюю определенность. Качество – это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качественное своеобразие предметов, явлений выступает, прежде всего, как их специфика. Оригинальность, неповторимость, как то, что отличает данный предмет от другого.

Качество любого предмета, явления, по Гегелю, определяется через его свойства. Свойства предмета – это способность его определенным образом соотноситься, взаимодействовать с другими предметами. То есть свойства проявляются в отношении между предметами, явлениями и т.д. Сами по себе свойства не существуют. Глубинной основой свойств является качество того или иного предмета, т.е. свойство – это проявление качества в одном из многих отношений данной вещи к другим вещам.

Качество выступает как внутреннее основание всех свойств, присущих данной вещи, но это внутреннее основание проявляется только при взаимодействии данного предмета с другими предметами. Число свойств у каждого предмета теоретически бесконечно, ибо в системе универсального взаимодействия возможно бесконечное количество взаимодействий. Различия между свойствами предмета и его качествами всегда относительны, ибо, то, что является свойством в одном отношении, становится качеством в другом отношении.

Количество Гегель определял как внешнюю для бытия определенность, видел в нем нечто относительно безразличное для той или иной вещи. Например, дом остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше и т.д. Вместе с тем, Гегель рассматривал качество и количество как взаимопроникающие противоположности и считал, что как нет качества без количественных характеристик, так нет и не может быть количества, абсолютно лишенного качественной определенности.

Непосредственно конкретное единство качества и количества, качественно определенное количество Гегель выражал в категории меры. Мера – это не просто указатель не единство качества и количества в виде их связи друг с другом, но и указание на определенное соответствие их друг другу. Мера – это единство качественной и количественной определенности предмета, показатель того, что одному и тому же качеству может соответствовать определенный диапазон количественных характеристик. Следовательно, понятие меры показывает, что качеству принадлежат не каждые, а лишь определенные количественные значения. Предельные количественные значения, которые может принимать данное качество, границы количественных интервалов, в рамках которых оно существует, называются границами меры. Гегель писал, что те или иные предметы и явления могут изменяться – уменьшаться или увеличиваться – в количественном отношении, но если эти количественные изменения протекают в границах специфической для каждого предмета и явления меры, то их качество остается прежним, неизменны. Если же подобное уменьшение или увеличение перейдет границы, выйдет за пределы своей меры, то это необходимо приведет к изменению качества: количество

перейдет в новое качество. Так, например, «степень температуры воды, - писал Гегель, - сначала не оказывает никакого влияния на ее капельно-жидкое состояние, но затем, при возрастании или уменьшении температуры достигается точка, на которой это состояние сцепления качественно изменяется, и вода переходит с одной стороны, в пар, и, с другой – в лед».

Показывая переход количества в качество, Гегель обращал внимание на обратный процесс, выраженный этим законом, а именно, на переход качества в количество. Эти взаимопереходы Гегель рассматривал как бесконечный процесс, который, по его мнению, состоит в том, что количество, переходя в качество, отнюдь не отрицает качества вообще, но отрицает лишь данное определение качество, место которого одновременно занимает другое качество. Это вновь образованное качество означает новую меру, то есть новое конкретное единство качества и количества, которое делает возможным дальнейшее количественное изменение нового качества и переход количества в качество.

Гегель показал, что переход от одной меры к другой, от одного качества к другому совершается всегда в результате перерыва постепенного количественного изменения, в результате скачка. Скачок – это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому. Гегель характеризует скачок как сложное диалектическое состояние. Скачок – это единство бытия и небытия, означающее, что старого качества уже нет, а нового качества еще нет, и одновременно, прежнее качество еще есть, а новое – уже есть. Скачок – это состояние борьбы нового со старым, отмирание прежних качественных определенностей и замена их новыми качественными состояниями. Не существует другого вида перехода от одного качественного состояния в другое помимо скачка. Однако скачок может принимать бесконечное многообразие форм в соответствии со спецификой той или иной качественной определенности.

Чтобы разложить все по полочкам, следует сначала определиться с основными понятиями «количество» и «качество». Оказывается, такие простые вещи сформулировать могут далеко не все.

Количество – категория более или менее понятная. Она отражает внешнее взаимоотношение предметов или их частей. Количество пальцев на руке, количество литров воды в графине, количество атомов в молекуле… Какими же будут количественные изменения? Очень просто: из земли показывается росток, сначала у него два листа, потом три, четыре, десять и так далее. Количественным изменением можно считать увеличение снежного слоя на козырьке дома или изменение количества всходов .

Качественные изменения

Еще древнегреческие философы дали понятию «качество». Это то, что характеризует какой-либо предмет и отличает его от другого похожего. Таким образом, качественные изменения – это изменения предмета, оказывающие непосредственное влияние на его свойства или облик. К группе качественных изменений можно отнести появление на сумке дополнительного кармана или новую звездочку на военном погоне.

Если ребенок за год вырос на 10 сантиметров – смело можно считать эти изменения качественными. Ведь он изменился внешне – стал гораздо выше. Хотя, и к количественным изменениям рост также можно отнести, но уже если рассматривать его как изменение длины тела в сантиметрах. Больше сантиметров – изменение налицо! И вот тут самая интересная часть вопроса – момент, когда одни изменения переходят в другие.

Переход количества в качество

Размышляя о примерах качественных и количественных изменений, вы наверняка уже заметили, что часто между ними очень тонкая грань. В примере с ростом ребенка дополнительные сантиметры можно трактовать двояко. Но дело здесь не в путанице понятий. Просто количественные изменения имеют свойство постепенно переходить в качественные. Ребенок растет в высоту: на один, два, три или пять сантиметров. Но одновременно с этим он меняется и внешне. Став выше, малыш уже не будет обладать теми же качественными признаками, что и раньше. Он изменился, но изменения эти – результат постепенного роста и накопления количественных изменений.

Точно так же и с растением, которое тянется вверх, постепенно увеличивая количество листьев. Никому не придет в голову сказать, что проросток, едва виднеющийся из земли, и мощный стебель с 15 большими листьями – одно и то же растение. Прошло время, менялось количество клеток, высота, количество листьев. Все это и определило изменения внешнего вида, а значит и качественных признаков.

диалектика софистика метафизика закон

Закон единства и борьбы противоположностей вскрывает внутренний источник самодвижения и развития мира. Характер процесса развития, пути и формы перехода от старого состояния к новому раскрываются другим законом диалектики - законом перехода количественных изменений в качественные, который органически связан с законом единства и борьбы противоположностей.

Под качеством понимается неотделимая от предметов и явлений внутренняя определённость, совокупность признаков, выражающих их сущность и специфику, их отличие от других предметов и явлений. Поскольку все предметы и явления обладают сложным строением, то качество можно рассматривать и как единство структуры и составляющих её элементов.

Качество предмета - это целостная и относительно устойчивая совокупность признаков, определяющая его специфику. Окружающий нас мир представляет собой непрерывный процесс движения и развития, где момент изменчивости неотделим от момента устойчивости. Одна из особенностей качественной определённости в том и состоит, что она, выражая этот противоречивый момент развития, фиксирует относительную устойчивость предмета.

Понятия «качество» и «свойство» иногда употребляются как однопорядковые категории. Но эти понятия следует различать. Качество - это целостная характеристика предмета или явления. Свойство - одна из сторон данного предмета или явления, их частичная характеристика.

Предметы и явления имеют не только качественную, но и количественную сторону. Количество - это определённость предметов и явлений, выражающая число присущих им свойств, сумму составляющих их частей, величину, степень интенсивности и т.п. Количественным определением является число. Именно число, выступающее в конкретных различных

проявлениях, служит выражением количественной определённости данного предмета или явления.

Одна из закономерностей познания заключается в том, что как исторически, так и логически познание качеств предшествует познанию количественных отношений. Это обусловлено тем, что прежде чем считать или измерять что-то, человек должен знать, что он считает или измеряет. Познание количественной стороны системы есть степень более глубокого знания этой системы. По мере познания количественных отношений происходит математизация наук. К. Маркс отмечал, что «наука лишь тогда достигает совершенства, когда ей удаётся пользоваться математикой». Степень математизации наук зависит от сложности изучаемых объектов.

Рассматриваемый закон состоит в том, что развитие систем происходит путём непрерывных количественных изменений, которые, достигнув границы меры, вызывают качественное преобразование; в последующем новое качество влияет на характер и скорость количественных изменений. Ранее отмечалось, что каждый из этапов развития включает в себя фазу возникновения, развёртывания противоречий и фазу их разрешения. Первая фаза - это фаза количественных изменений, вторая - фаза качественных изменений. Вначале происходят постепенные количественные изменения, качество при этом остаётся прежним. Когда же количественные изменения достигают определённого критического предела, то сравнительно быстро меняется качество предмета, т.е. старое качество исчезает и возникает новое.

Например, во время развития патологического процесса происходят непрерывные и часто незаметные количественные изменения, однако пока ещё сохраняется состояние здоровья; когда же показатели организма (температура, давление и pH крови) выходят за границу нормы, то происходит переход от состояния здоровья к состоянию болезни.

Фаза количественных изменений - это фаза относительно медленных и непрерывных преобразований. Они могут выступать в виде изменения числа элементов системы, их величины, скорости их движения, степени выраженности их качеств. Фаза качественных изменений - это перерыв постепенности, сравнительно быстрое преобразование системы, в связи, с чем эту фазу называют скачком. В целом процесс развития есть единство количественных и качественных изменений, единство непрерывности и прерывности. В зависимости от природы системы и условий продолжительность фаз количественных изменений и скачка может быть различной.

Закон перехода количества в качество, как и другие законы диалектики, имеет всеобщий характер. В неживой природе его действие можно обнаружить в зависимости свойств химических элементов от заряда ядра. Изменение числа протонов в ядре означает превращение одного элемента в другой. В живой природе постепенное накопление мутаций приводит к возникновению новых биологических видов. Применительно к развитию общества две указанные выше фазы называют эволюцией и революцией. Особые переходы количества в качество имеют место в развитии экономики, политики, науки.

В процессе развития не только количественные изменения обусловливают качественные, но и наоборот: качественное преобразование, изменяя способ существования системы, влияет на темп и характер последующих количественных изменений. Например, часто школьникам и студентам учёба не доставляет удовольствия. Но так бывает тогда, когда объём их знаний мал. И если человек, несмотря на отрицательные эмоции, занимается, прилагая волевые усилия, то объём его знаний растёт и когда достигает критической величины, то происходит качественное изменение: равнодушие к учёбе сменяется активным познавательным интересом, жаждой познания. Познание теперь доставляет человеку удовольствие, и даже наслаждение. Изменяется характер и темп учёбы: человек начинает заниматься систематически и интенсивно, в результате чего его объём знаний растёт быстрее, чем на первом этапе. Незаурядные учёные в раннем возрасте достигали критического объёма знаний, после чего интенсивно развивались и оставили свой след в науке. Обсуждаемый закон часто ещё именуют законом меры. Мера - это тот интервал количественных изменений, в котором сохраняется данное качество. Например, температурная мера воды в качестве жидкости - интервал от 0є до 100є С (при нормальном давлении). Выход количества за границу меры приводит к исчезновению одного качества и возникновению другого. Чрезмерное качество перестаёт быть самим собой, оно переходит в другое, часто в противоположное. Например, чрезмерная внимательность становится назойливостью, чрезмерная доброта - попустительством, чрезмерная гордость - зазнайством и т.п. Мера имеет нижнюю и верхнюю границы, отклонение от меры как вверх, так и вниз одинаково уничтожают данное качество. Мера служит границей, отделяющей одно качество от другого.



Новое на сайте

>

Самое популярное