Домой Травматология Депрессия у ребенка 9 лет. Признаки депрессии у ребенка

Депрессия у ребенка 9 лет. Признаки депрессии у ребенка

Да, да, да, Вы не ошиблись - депрессивный... ребенок, а не взрослый, хотя все мы считаем, что депрессия - лишь удел взрослых. В детстве нет причин для депрессии. Однако наше мнение ошибочно. Да и причин для депрессии у детей наших вдоволь, и особенно в последнее время, когда мамы и папы в бесконечном цейтноте - не найти и минуты, чтоб общаться с ребенком, у которого тоже временной дефицит. Ему трудно угнаться за необходимым, все попробовать, со всем справиться, все понять, все познать и во всем преуспеть... И при этом еще ощущая, что родителям не до него.

Собственно говоря, дефицит не времени, а родительской ласки, нежности и любви - это тоже одна из главных причин детской депрессии, так же как и многих других проблем ребенка.

Само слово "депрессия" произошло от латинского слова depressio - подавление, угнетение. И действительно, под депрессией мы понимаем обычно состояние сильной тоски и глубокой печали, затяжную тревогу, грусть, скуку и даже пронзившую вдруг безысходность. Но разве ребенку не свойственно это? Даже сказочный ослик Иа-Иа, старый друг Винни-Пуха, постоянно грустил и все видел лишь в серых тонах.

Однако наши негативные переживания не всегда означают депрессию. Иногда это просто кратковременное изменение настроения на какую-то адекватную ситуацию, например, непредвиденные неприятности. Но когда мы говорим уже о явной депрессии, кратковременность может перейти в долговременность и уныние превратится в визитную карточку Вашего ребенка. А уныние - эталон безнадежной печали. Безнадежной печали? У кого - у ребенка? У ребенка, который живет лишь надеждами и является нашей надеждой. Безусловно, здесь что-то не так. Слишком рано, не кажется ли, выставляем мы этот диагноз. Даже пусть не диагноз, а просто состояние души ребенка.

Тем не менее, всевозможные разновидности депрессии в последнее время все чаще и чаще стали диагностироваться не только у людей со зрелой психикой и сформированным "эго", но и у грудных младенцев. Нонсенс... Но не совсем.

Специалисты сейчас ставят даже диагноз депрессии, развивающейся у ребенка после вынужденного отнятия его матерью от груди и прекращения грудного кормления, еще задолго до празднования в семье его первого дня рождения .

Ну, конечно же, Ваш грудничок не признается Вам, что страдает оттого, что Вы вместо груди почему-то вдруг стали давать ему эту бутылку со смесью и теперь будете так кормить. Вместо теплой и мягкой груди - символа материнской защиты, он теперь вынужден "наслаждаться" этой жесткой резиновой соской и бездушной стеклянной бутылкой, из которой течет молочко. Как такую "превратность" судьбы пережить несмышленышу, как? Как ему показать, что он расстроен, что он разочарован, что он угнетен, чтобы мама вернула бы снова ту счастливую жизнь, которую он, замирая от счастья, не раз уже пробовал. И в ответ развивается что-то наподобие "взрослой" депрессии, хоть имеет симптомы, свойственные младенцам. Малыш вдруг начинает беспричинно капризничать, плохо кушать и спать, тосковать, терять в весе. У него могут даже меняться рефлексы, появляются признаки временной остановки в развитии. Словом, регресс.

В 90-х годах прошлого века в Америке было проведено интересное исследование, касающееся депрессивных матерей и их младенцев. Оказалось, что даже трехмесячные дети, интуитивно улавливая угнетенное состояние мам, постоянно пытались отвернуть от них головы так же, как и вообще от взрослых людей. Очевидно, скорее всего, безразличные лица мам их расстраивали значительно больше, чем отсутствие мамы возле них, если ей приходилось уйти из комнаты.

Ну а самое главное, они не улыбались, хоть улыбка и ее сияние, обаяние лишь для того, чтобы Вас очаровывать, чтобы Вас обвораживать, чтобы стать властелином внимания Вашего на значительный срок своей детской беспомощности. Потому, что внимание - это забота. Но когда ты в депрессии, эта забота, так же как и внимание, тебя не волнуют. Ты становишься просто ко всему безучастным.

У ребенка дошкольного возраста под влиянием детской депрессии может даже меняться , став похожей на старческую. Ваш малыш беспричинно капризничает, Ваш малыш беспричинно тревожен, беспокойным стал сон и плохой аппетит. Появились внезапно признаки энуреза, хотя раньше их никогда не было. В общем, Вас беспокоит здоровье ребенка, и Вы ходите по специалистам, но лечение не помогает.

У детей младшего школьного возраста депрессия проявляется не только в бесконечных жалобах на плохое здоровье, но Вас также волнуют и появившиеся изменения в поведении ребенка, ранее не свойственные ему. Он становится замкнутым и раздражительным, не желает общаться с друзьями, играть, постоянно рассеян, стал хуже учиться, потерял ко всему интерес, объясняя все это тем, что ему скучно.

Чем старше становится Ваш ребенок, тем легче Вам выявить у него признаки даже лишь начинающейся депрессии, потому что уже он не просто страдает, а пытается Вам объяснить - почему... И Вы вдруг узнаете, что он в этой жизни - неудачник и жизнь ему - ни к чему. Никому он не нужен, никчемен, бездарен. Все его раздражает, так же, как, очевидно, и он остальных.

Или вдруг Ваш ребенок стал пассивно послушен, ко всему безучастен, заторможен и вял. Изменился не в лучшую сторону. Тянется к алкоголю и начал курить. Объясняешь, что вредно, - кричит, грубиянит и грозит Вам расправой с собой.

Ну а если грозит, - испугайтесь! Ведь такое изменение поведения ребенка в средних и старших классах школы может быть проявлением депрессии подросткового возраста, скрываемой под множеством масок. Даже длительная беспричинная и ничем не объяснимая субфебрильная температура у ребенка может быть тоже признаком развивающейся депрессии.

По мнению специалистов, главная особенность проявления депрессии у детей - это практически отсутствие хрестоматийных симптомов депрессии, о которых мы знаем и которых боимся. У подростков депрессия любит скрываться под различными карнавальными масками, называемыми психиатрами "депрессивными эквивалентами". И на первый взгляд необъяснимое повышение температуры может быть всего-навсего гипертермической маской этой болезни.

И еще одна маска депрессии, нас нередко вводящая всех в заблуждение, даже опытных, знающих педиатров. Это частые боли в животе у ребенка, принимаемые за гастриты и язву, холангиты и холециститы, всевозможные дискинезии желчевыводящих путей... Иногда и за аппендицит...

И ребенок, как путник, бродит по кабинетам всевозможных врачей-специалистов, собирает "коллекцию" разных обследований, даже лечится профилактически, а в итоге обычно - нулевой результат. Нулевой до тех пор, пока он не пойдет на прием к психиатру.

Но не каждый родитель, во-первых, согласен пойти к психиатру из-за стереотипа мышления: психиатр - позор для семьи. У нас нет ненормальных, душевнобольных...

Во-вторых, если нет патологии - эти боли должны пройти сами.

И к тому же, как правило, школьный психолог объясняет родителям, что у ребенка просто школьный невроз, объясняет, не советуясь с психиатрами, часто делая акцент лишь только на каких-то нюансах этой проблемы, большей частью второстепенных. И особенно если ребенок неожиданно начал вдруг плохо учиться.

Однако школьная неуспеваемость ребенка с нормальным интеллектом и без видимых причин - нередко тоже всего-навсего лишь маска депрессивного расстройства. А Вы, не понимая этого, как лодыря, ругаете подростка, зовя бездельником, лентяем, используя свой экспрессивный запас речи, когда бы его надо поддержать, помочь и дать возможность снова поверить в свои силы и себя.

Французские ученые считают, что даже синдром "беспокойных ног", мешающий заснуть, так как ребенок никак не может найти себе удобное положение для сна, не зная, как лучше приспособить для этого ноги, тоже один из эквивалентов депрессии. И этот синдром действительно исчезает после лечения антидепрессантами.

По мнению американских исследователей, общение депрессивных больных по телефону с врачом, так называемая "телефонная терапия", во многих случаях способна заменить психотерапию, проводимую с "глазу на глаз" пациента с психотерапевтом. После разговора по телефону почти у 77% больных было зафиксировано улучшение их психического состояния.
(По материалам СМИ)

Не удивляйтесь, если специалист, говоря, что у Вашего ребенка, беспокоящего Вас своими навязчивыми фантазиями, в которые он погружается так, что не в состоянии "выкарабкаться", не просто "синдром патологического фантазирования", а маска депрессии, во всяком случае, депрессия сопровождает его.

Однако не надо путать нормальную возрастную фантазию ребенка, катализирующую его творческие способности, с патологической. Нормальное фантазирование - это фантазирование по желанию самого ребенка, "по моему хотению" до тех пор, пока он сам этого пожелает. Патологическое фантазирование "включается" и "выключается" само, независимо от желания и потребностей детей. И вновь в этих случаях на помощь такому ребенку приходят уже известные Вам антидепрессанты. Анти - значит против, иначе говоря, лекарства против депрессии.

У девочек-подростков увеличивается риск появления депрессии после полового созревания. Чаще всего это объясняется тем, что в отличие от мальчиков девочки более пессимистично относятся к своему половому созреванию, а также к статусу сегодняшней женщины в обществе.

В последние годы депрессия и ее эквиваленты настолько стали распространенными, что эту болезнь начали называть "психическим насморком". Но многие из людей, попавших в ее сети, обычно даже и не догадываются, что они ею больны, принимая свои стойкие изменения настроения - и беспричинное уныние, и бесконечную хандру - за серость будней, за все, что угодно, вплоть до адекватной нормы на всевозможные стрессогены, за все - кроме нее.

Да, конечно, депрессия в понятии взрослых, какие бы маски она не носила, всегда с примесью грусти, как влюбленный в Мальвину Пьеро.

И когда Ваш ребенок ведет себя с Вами, позабыв этикет, вечно взвинченный и раздраженный, Вас это лишь злит. Вы не можете больше выслушивать грубости, Вам претит его дерзость и неблагодарность, одиночество, замкнутость, вечные жалобы на его поведение учителей. Вы не можете больше терпеть его выходки даже дома, где в детской всегда беспорядок, все вверх дном, все в дремучей пыли. И "воюете" с ним из-за этого, унижая, круша его самооценку, рубите ее прямо под корень, как деревья в лесу. А ведь так у подростка способна проявляться депрессия не тоскливо-печальная, кроткая, а кричащая и агрессивная. И попробуй ее разгляди под таким толстым слоем пестрого макияжа.

К сожалению, мы различаем ее в основном лишь тогда, когда вдруг у ребенка появляются суицидальные мысли или даже попытки... Когда необходимыми стали ему уже реанимационные мероприятия, в буквальном и переносном смысле этого слова. А до этого весь карнавал подростковой депрессии только Вас раздражает, как и то, что ребенок уже стал изгоем в среде сверстников, в классе, везде... Разве можно ему посочувствовать? Да его надо бить, бить и бить... хотя б так, но подправить изъяны своего воспитания "пряником". Когда лучше бы было "кнутом".

Однако каким бы хамелеоном ни казались бы Вам симптомы депрессии, о ней можно задуматься уже тогда, когда Вы вдруг заметите, что у ребенка стало часто меняться его настроение, поведение, даже мышление с жизненными его установками, не говоря уже о физических изменениях в состоянии здоровья. Например, состояние здоровья его будет ухудшаться прямо на глазах - от плохого сна и аппетита до быстрой утомляемости. Вас должны насторожить частые и ничем не объяснимые, правда после проведенного тщательного медицинского обследования, головные боли и боли в желудке, периодически появляющаяся тошнота.

Вас должны настораживать также изменения настроения в виде уныния и тоски, нескрываемые грусть, печаль, апатия...

Вас способны не раз выводить из себя и детей, так же, как раздражение, гнев и ярость, все вспышки агрессии, защищавшие в виде брони их от всех депрессивных проблем.

Вы привыкли уже к частым спорам, к мучавшему чувству вины...

Вы привыкли, что их поведение, вместе с ними бунтуя, полно беспокойства. Появляется чувство тревоги, заторможенность действий, замедленность речи, рвутся связи с друзьями.

Поведение даже может стать деструктивным. Появляется тяга к алкогольным напиткам и наркотикам, лишь бы как-то суметь заглушить боль души.

Их мышление тоже начинает меняться. Пуп Вселенной теперь они сами. Но они ему не поклоняются. Их желание - разнести этот свой "пуп" в пух и прах и разрушить так до основания. Они - в поисках своей вины, неизвестно за что и зачем так самоистязая себя.

Безусловно, такое мышление отражается часто на их самых важных жизненных установках. Уменьшается вера в себя, в безграничность своих "безграничных" возможностей. Нет уже веры в будущее. Понижается самооценка. Все вокруг только в мрачных тонах. Пессимизм вселяется в душу, разъедая ее плесневыми грибками.

В то же время, наблюдая на протяжении десяти лет за детьми и подростками , страдающими депрессией, ученые Питтсбургского университета пришли к выводам, что у 16% больных подростков депрессия протекала атипично. Оказалось, что у этих детей на фоне колебания настроения наблюдались не общеизвестные всем, такие типичные признаки депрессивного состояния, как отсутствие сна и аппетита, а их своеобразные антиподы - аппетит был повышен на фоне избыточной сонливости. Эти дети не теряли свой вес, а прибавляли в массе тела. Но, тем не менее, они страдали депрессией.

По мнению американских исследователей, эти данные свидетельствуют о том, что родители тинэйджеров должны более точно знать симптомы начинающейся депрессии, как типичные, так и атипичные, чтобы вовремя обратиться за специализированной помощью.

Так как у депрессивных родителей чаще, чем в других семьях, может быть депрессивным ребенок, выросший в атмосфере уныния, предполагая у Вашего ребенка депрессивное состояние, постарайтесь понять, нет ли у Вас самих этого состояния.

Для этой цели можно использовать специальный тест Американской психиатрической ассоциации.

Обратите внимание на следующие критерии:

  1. Подавленное состояние духа (иногда раздражительность по отношению к детям или подросткам) большую часть дня, почти ежедневно.
  2. Заметно снизившийся интерес ко всему (или почти ко всему) - апатия или общая неудовлетворенность, почти ежедневная пониженная активность большую часть дня.
  3. Значительная потеря (прибавление) веса без перехода на новую диету (больше 5% веса тела в месяц) или почти ежедневное снижение (повышение) аппетита (у ребенка это выявляется и по недостатку ожидаемого прибавления в весе).
  4. Почти хроническая бессонница или патологическая сонливость.
  5. Психомоторное возбуждение или психомоторное торможение - ненормальное ускорение или замедление психомоторных движений и психических процессов, почти ежедневно наблюдаемое другими людьми (а не просто субъективные ощущения беспокойства или заторможенности).
  6. Почти хроническая усталость и потеря энергии.
  7. Часто ощущаемое состояние никчемности, излишнее или неуместное чувство вины, которое может быть маниакальным (это не просто угрызения совести или чувство вины в связи с болезнью).
  8. Почти постоянная пониженная способность к мышлению, невозможность сосредоточиться и нерешительность.
  9. Мысли и суицидальные попытки.

Обязательное наличие первого и второго симптомов в совокупности с еще тремя из общего числа критериев, наблюдаемое не менее двух недель, могут указывать на наличие у Вас депрессивного состояния. Однако это еще не диагноз, а предпосылки для дальнейшего обязательного обследования.

И если даже это обследование не подтвердит возникшее предположение, тем не менее, ребенок, воспитываемый подобными родителями с подавленным состоянием духа и апатией ко всему окружающему, причем не только в течение лишь двух недель, а на протяжении гораздо более длительного срока, один из самых "достойных" претендентов на появление депрессивного состояния.

Вообще, депрессивное состояние - не одно. Существует множество форм депрессии. Но родителям важно предупредить развитие этих форм, обратив внимание хотя б на тенденцию к появлению этого заболевания.

Приблизительно около одного процента, а по некоторым данным и меньше, дошкольников подвержены депрессии, и около двух процентов школьников младших классов, не достигших половой зрелости. По мере взросления детей и их полового созревания эти цифры резко увеличиваются, особенно среди девочек.

Плохая успеваемость почти у 80% детей связана с депрессивными состояниями и расстройствами настроения.

Обсуждение

хм... многое в рассказе и не так, и неправильно, и краски слишком сгущены... но самая суть верна: не думайте, что у подростков все так радужно, им бывает и очень плохо, их нужно стараться понять и поддержать. А вот с деталями, конечно, слишком переборщили =) кстати, мне самой 14 лет))

26.06.2008 18:48:59, Юлька

Какая-то статья, сама нагоняющая депрессию, чижело читать, аж жуть

Кошмар какой-то. Всё не так плохо - всё ещё хуже, ага... И если у вас есть хоть малейшие проявления "психического наморка", то зря вы думали, что это пройдёт. Срочно к психиатру и садиться на антидепрессанты! Простите, и грудничков тоже на антидепрессанты? По логике сего опуса именно этот вывод однозначно и напрашивается. Либо автор просто не умеет писать статьи. Бутылочка вместо маминой мягкой груди... Груднички и не такое переживают, как и дети постарше. Жизнь без стрессов вообще невозможна. И надо, конечно, детей по возможности поддерживать, оберегать, любить, ласкать и понимать. Но! Не искать всюду психиатрические диагнозы, даже в затяжном унынии. В любом случае, даже если у ребенка налицо признаки так называемой депрессии, то это не повод сразу хвататься за медикаменты. Уж диагноз у психиатра да и просто посещение его вряд ли улучшит подростку самооценку и добавит положительных эмоций. И не зря народ шарахается от психиатров, прибегая к их помощи только в случае явных психических отклонений. Да кто их клиент - нормальные люди? Много ли шизофреников вылеченных раз и навсегда? Я таких вообще не знаю. Есть больные в стадии обострения, а есть в стадии ремиссии. Есть такие, кто сидит в психбольнице за окошком в клеточку, а есть отпущенные со справкой домой на поруки родичам. Есть просто тихие помешанные, не представляющие опасности для окружающих. Но за ними всё-таки необходимо наблюдение.Многим из них нужно постоянно принимать лекарства, которые их поддерживают, снимают возбуждение и т.п. В том-то и загвоздка, что клиентами психиатров обычно становятся пожизненно! А обратиться к психиатру с его таблетками только по поводу перепадов настроения вследствие заниженной самооценки на фоне гормональной бури в пубертат - это, простите, всё равно что простой наморк лечить стрептомицином, а кашель лечить ЛСД. Вот, помнится, дедушка Фрейд даже кокаин проталкивал как неплохой антидепрессант) психоАНАЛиз однако) жесть. ой, помнится, читала где-то, что от некоторых психосоматических расстройств хорошо помогает клизма, лечишь запор, а проходит голова заодно. только вряд ли какой психиатр додумается прописать больному такое мягкое средство, как клизма. у них всё серьёзней - сразу фармакология:(А кто, кстати, автор по специальности? Уж больно много букв пишет и даже на какой-то академизм претендует. А как вчитаешься, так нервный смех разбирает. простите, а от вас какие-нибудь таблетки помогают?

Комментировать статью "Депрессивный ребенок. Часть 1"

Психически здоровый ребенок так в 5 лет орать уже не будет, так что недолго осталось ждать окончания криков. А вот я успокоительные периодически пью, но я, а не Нам в доме ребенка рекомендовали Новопассит сиропчик. Они дают, хотя у препарата возраст указан выше 3х лет.

Обсуждение

У нас так было. До 3х лет спокойный ребёнок. В 3 г. накрыли истерики. Полтора года терпела, думала кризис, само пройдёт. Не прошло. Посоветовалась с неврологом (он кстати тоже ничего не увидел страшного).Невролог прописала тенотен и магнеБ6. Помогло. Сейчас вот опять начались истерики. Снова подавала тенотен с магнием, стала поспокойнее. Она просто сама не справляется, надо помочь.

Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст Так вот вюноша начал кричать -ругаться, кинул наушники в лицо, плюнул в сторону брата. когда У подростков депрессия любит скрываться под различными карнавальными масками Вас...

Обсуждение

все эти советы из области поппсиха конечно хороши. но прежде всего эндокринолог, если по профилю все ок - просто переждать. Видели климактерических женщин? вот у подростков то же самое.

Мне кажется дела у него нет, вот и моется. По описанию максимум 14 лет дала бы.

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Таких детей нужно лечить у психиатра в диспансере и найти какую нибудь форму обучения, как у кадетов, чтоб Не поддавайтесь депрессии, не ставьте ребенка выше себя (он и так уже на шею залез).

Обсуждение

Если вы в Москве, сходите на спектакль "Сотворившая чудо",он будет в эту субботу или уже в следующем театральном сезоне.По сюжету там похожая девочка по поведению, может на сына подействует,когда он увидит себя со стороны;) Я со своими детьми дойду в следующем театральном сезоне))

Таких детей нужно лечить у психиатра в диспансере и найти какую нибудь форму обучения, как у кадетов, чтоб они и жили и учились в одном месте. У меня почти такой же сын, ну полегче немного. Сделал меня морально очень слабой, нервной, у меня полно болезней на нервной почве. Это ужас. Жалейте себя, вам тоже нужно жить, а не существовать.

Раздел: Капризы, истерики (ребенок 3 года неожиданно начинает плакать вечером и ночью). Ребенок (2 года 7 месяцев) начал плакать по ночам... Ночные страхи у детей не являются признаками глубоких психологических проблем, но беспокоят чаще в периоды жизни...

Обсуждение

У нас недавно такое было. Мы не сразу поняли что с ним, так как просто плакал, вырывался, на вопросы не отвечал и минут через 5-10 засыпал. А потом догадались - он так просыпается пописать и сейчас высаживаем на горшок и он спокойно спит дальше.

Очень хороший способ снять ночные кошмары рисованием. Замените вечером мультики на рисование красками. Причём лучше если ребёнок порисует "бяку", "чудище".
Мой сын сам, если ночью приснилось что-то нехорошее садится и рисует. Всегда проходят.

28.04.2010 16:29:00, Лена 777

Ребенок болезненно реагирует на мои замечания. Причина мне не понятна, так как дочка (6 лет) вроде бы вполне адекватный ребенок - с удовольствием ходит на подготовку к школе, с неменьшим удовольствием идет на музыкальные (садиковского уровня) занятия.

Обсуждение

Добрый день! Очень сложно сказать, ЧТО нужно делать, ведь никто из нас не знает истинных причин поведения дочери. Мне лично во многих проблемах взаимоотношений с моей дочкой очень сильно помогает книга Юлии Борисовны Гиппенрейтер "Общаться с ребенком КАК?". Изумительная книга и написана как раз для нас - обычных родителей, с кучей примеров. Я ее качнула соершенно бесплатно на http://letitbit.net/download/4985.c45c70b01a76c5f72f0d-66cea/gippenreiter_y-uliya_obshatsya_s_re-be-nkom_kak.rar.html Надеюсь и Вам поможет!

Насчет толкнула малыша - объяснить, что если она упадет сама, это никому не поможет. Лучше впредь быть аккуратнее (только как?), а малыша отвлечь от неприятности, у него так быстрее процдет. Тем более с ним ничего страшного не случилось, так?

Насчет второго по большому счету не обращать внимания. Ну напомнить, когда вы разрешали ей играть, напомнить правила, когда можно шуметь. Не уверена, что она признает свою неправоту) Ну ок, хочется им себя пожалеть и посетовать на тяжелую жизнь - пускай. Будет хорошее настроение - забудет.

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. С абсолютной уверенностью могу сказать: в полнолуние кровать ребенка не должна находиться под неконтролируемым освещением луны. и как вы себя ведете, когда он катается и кричит?

sos! внезапный сон ребенка. У ребенка вторую неделю наблюдается следующее состояние. Утром на прогулке в коляске ребенок начинает обмякать, как бы перестает реагировать на окружающее, голова начинает мотаться в такт раскачиванию коляски, если его не отвлекать...

Обсуждение

Такое с нами тоже частенько бывало, особенно когда мы были немного младше, чем сейчас, но я никогда не связывала это с приступами. С переутомлением, усталостью, общей вялостью, с погодой, но не с эпи. Я знаю несколько нормальных (без выраженной неврологии) детей, примерно нашего возраста, а нам 2 года будет 4 мая, которые именно так и примерно в это время на прогулке просто засыпали и расстолкать было невозможно.
У меня к вам вопросы: а почему вы решили, что ребенок в это время просто не хочет спать? Во-сколько вы встаете, каков ваш режим? Ранее вы интересовались методиками развития, может быть вы его переутомили и ему трудно дотерпеть до дневного сна? А припараты новые не вводили?
Ань, мне кажется вам надо самой немножко успокоиться, привести свои нервы в порядок, чувствуется, что вы сильно напряжены, устали и не накручивать себя, зачем заранее переживать. Поводов для переживания ведь и так хватает.
Я сама люблю себя лишний раз накрутить, хотя к нашему букету очень трудно что-то еще добавить, т.к. почти все есть. Самое главное успокойтесь, ребенок маленький и другой и у него м.б. свой режим и вам стоит как-то его подкоректировать с учетом его потребностей.
Извините, если, что не так написала, м.б. не доконца вникла в ситуацию.
А к эпилиптологу я бы обратилась.

01.05.2005 20:58:33, Лариса Х.

Я, конечно, ни фига не разбираюсь в приступах, эпилепсии и т.д. У моего ребенка ДЦП. НО! Моя Янка точно также засыпала от Сирдалуда. Особенно, когда совсем маленькая была. И тоже - не растормошить, не разбудить, "уплывала" как-бы, меня вначале это просто дико пугало, потом привыкла... Может, у вас на какие-то лекарства побочка? Ну, это мое мнение. Извиняюсь, что влезла...

У детей очень неустойчивая психика, они могут кричать и рыдать часами, особенно если этим они чего-то добиваются в жизни (например Наиболее распространенные причины заболевания у детей школьного возраста Важным положительным качеством ЭЭГ является возможность...

Ребенок еще не умеет контролировать громкость высказываний, так и будет орать лет до4-5. В книге Серзов в приблизительно таком случае предлагается следующее: как только ребенок начинает кричать, его выносят на траву приговаривая что кричать можно только на траве...

Обсуждение

Я думаю, что уже надо пытаться разговаривать как со взрослым, объяснять, что не надо кричать, что вам больше нравится, когда он с вами разговаривает ласково. Чем больше будет становиться ребенок, тем больше будет понимать, не теряйте надежды. И еще: не пугайтесь собственной реакции (злости, нервов и т.д). Это нормально – вы же живые люди. Когда у нас были конфликты с дочкой – с криками – я делала перерыв, если не могла ее успокоить, закрывала дверь, уходила на кухню и мыла посуду. Все равно же орет. Это игнорирование было не воспитательным, а успокоительным – чтобы не срываться и не орать в ответ. Все равно, конечно, злилась, винила себя, но минут через пять – десять все казалось несколько менее трагичным (или я сама себе казалась злой-нервной, делала выводы, брала себя в руки). Помогало. Само собой, оставлять ребенка одного можно только в безопасной обстановке (т.е. если знаешь, что за эти 5-10 минут ребенок ничего на себя не уронит и не убъется прочим способом). Успехов Вам, все наладится. Юля

Купите затычки для ушей:)). Кроме шуток, может помочь. Ребенок еще не умеет контролировать громкость высказываний, так и будет орать лет до4-5. А он капризно кричит или радостно?

В последнее время в прессе все чаще стали появляться сообщения о случаях самоубийства среди подростков. Чаще всего причинами самоубийства становятся депрессивные состояния. Такие состояния развиваются не за час и не за день. Депрессия – это длительно протекающее состояние. Продолжительность депрессии чаще всего более двух лет, однако, могут встречаться и менее краткосрочные состояния (от 2-х недель до 2-х лет).

Причины депрессии у детей

Развитию депрессии способствуют следующие факторы:

1. Патология раннего неонатального периода: хроническая внутриматочная гипоксия плода, рождение детей с асфиксией, наличие энцефалопатии новорожденных, внутриутробные инфекции. Все эти состояния приводят к поражению головного мозга.

2. Семейный климат: неполная семья, конфликты в семье, «сверхопека» матерями, отсутствие заботы со стороны родителей, отсутствие должного сексуального воспитания со стороны родителей. Очень часто в неполных семьях дети не могут рассказать своему родителю обо всех своих проблемах, особенно это касается семей, где дочь воспитывает только отец. В таких семьях дети замыкаются в себе, весь груз проблем ложиться только на их плечи, и иногда они с этим грузом не справляются. Частые конфликты в семье приводят к идеям у ребенка, что он является обузой для родителей, что без него им бы жилось намного легче. При наличии «сверхопеки» со стороны матери, дети не способны адаптироваться к окружающей среде и обществу, без отсутствия поддержки со стороны матери они становятся совершенно беспомощными. Подростковый возраст – это период экспериментов, особенно в сексуальном плане. При отсутствии сексуального опыта, очень часто могут возникнуть проблемы и неудачи при первом сексуальном контакте. При достаточной информированности ребенка в сексуальном плане это обстоятельство не вызовет у подростка отрицательной реакции, однако, при отсутствии полового воспитания, такая ситуация может негативно сказаться на подростке, что приведет к его замкнутости.

3. Подростковый возраст. Как уже говорилось выше, подростковый возраст – это период экспериментов. Помимо ранее описанных проблем, в этот период происходит гормональная и структурная перестройка организма. У девочек появляются первые месячные, у мальчиков ночные поллюции (ночное семяизвержение), изменяется форма тела, появляются юношеские прыщи. Из-за переизбытка гормонов дети становятся более агрессивными, в их среде появляются лидеры, которые диктуют тот или иной образ жизни. Если ты не соответствуешь этому образу, ты не можешь попасть в группу общения, а значит, ты оказываешься за бортом общественной жизни. Все это может привести к отчуждению ребенка из общества, появлению мыслей, что он не такой как все.

4. Частая смена места жительства. У ребенка должен быть круг общения, друзья. При частой смене места жительства ребенок не может завести полноценных друзей, с которыми он мог бы проводить свободное время, делиться секретами.

5. Проблемы в учебе. Современный учебный процесс слишком перегружен предметами, не каждый ребенок способен справиться со школьной нагрузкой. Отставание по школьной программе изолирует ребенка от его одноклассников, делая его очень уязвимым в психическом плане.

6. Наличие компьютера и Интернета. Достижения технологии позволили объединить целый мир, сузив его до монитора компьютера, однако, это плохо сказалось на способности молодежи к общению. У детей сужается круг интересов, они не способны ничего обсудить со своими сверстниками, кроме того, насколько он «прокачал» своего героя или скольких «ботов» он «замочил» вчера. Дети становятся стеснительными при личной встрече, им тяжело подобрать слова, ведь в компьютере так легко спрятаться за парой смайликов. При этом единственной формой общения у них является общение в чате.

Депрессия у ребенка может развиться вследствие воздействия острых или хронических стрессов (смерть или тяжелая болезнь близких, распад семьи, ссора с близкими людьми, конфликты со сверстниками и т.д.), но может начинаться вне связи с какими-то видимыми причинами на фоне полного физического и социального благополучия, что, как правило, связано с нарушениями нормального протекания биохимических процессов в головном мозге. Выделяют так называемые сезонные депрессии, возникновение которых связано с особой чувствительностью организма к климатическим условиям (часто проявляется у детей перенесших гипоксию, получивших различные травмы в родах).

Симптомы депрессии у ребенка

Депрессии подвержен в наибольшей степени подростковый возраст. Выделяют раннюю (12-13 лет), среднюю (13-16 лет) и позднюю (старше 16 лет) депрессию.

Депрессия проявляется классической триадой симптомов: сниженное настроение, сниженная подвижность и сниженное мышление.

Снижение настроения в течение дня при депрессии неравномерно. Чаще всего в утренние часы настроение более приподнятое, дети довольно охотно идут в школу. В течение дня настроение постепенно снижается, пик сниженного настроения приходится в вечернее время. Детей ничего не интересует, может беспокоить головная боль, в редких случаях возможно повышение температуры тела. Дети жалуются, что у них все плохо, что у них постоянные проблемы в школе, конфликты с учителями и учениками. Никакие успехи их не радуют, они постоянно видят только отрицательные стороны даже в самых хороших вещах.

Помимо сниженного настроения случаются так называемые вспышки очень хорошего настроения. Дети шутят, веселятся, однако, такое приподнятое настроение длится недолго (от нескольких минут, до часа), а затем сменяется опять сниженным настроением.

Снижение подвижности проявляется в нежелании двигаться, дети либо постоянно лежат, либо сидят в одной и той же позе, чаще всего сгорблено. Физический труд не вызывает у них никакого интереса.

Мыслительный процесс у детей замедлен, речь тихая, замедленная. Дети с трудом подбирают необходимые слова, для них становится проблематичным выстроить ассоциативный ряд (например, свадьба-невеста-белое платье-фата). На вопросы дети отвечают после некоторой паузы, чаще всего только одним словом или просто кивком головы. Происходит зацикливание на одной мысли, чаще всего с отрицательным оттенком: меня никто не любит, у меня все плохо, у меня ничего не получается, все стараются сделать мне что-то плохое.

У детей снижается аппетит, они отказываются от еды, иногда могут не есть несколько дней. Спят мало, беспокоят бессонницы, так как зацикливание на одной мысли мешает процессу засыпания. Сон у детей поверхностный, беспокойный, не позволяет организму отдохнуть в полной мере.

Мысли о самоубийстве возникают не сразу, чаще всего для их возникновения необходим длительный срок заболевания (от года и более). Одной мыслью о самоубийстве не ограничивается. Дети придумывают себе план действия, продумывают варианты ухода из жизни. Такой вариант течения заболевания наиболее опасный, так как с легкостью может привести к летальному исходу.

Помимо психологических нарушений очень часто возникает соматическая симптоматика. Такие дети часто обращаются за медицинской помощью с жалобами на общее недомогание, слабость, боли в груди, сердце, животе, головную боль, возможно повышение температуры тела, которое часто расценивается, как персистирующая (циркулирующая) в организме инфекция.

В связи с наличием психоэмоциональных нарушений дети начинают отставать в школе, теряется интерес к каким-либо развлечениям, дети перестают заниматься хобби, даже если до этого они уделяли ему все свое время.

Как уже говорилось ранее, течение болезни длительное и оно может протекать годами. Поэтому, если ребенок живет в семье с родителями, заметить симптомы достаточно легко. Другое дело, если ребенок проживает в общежитии. Днем сокурсники видят его обычного, без изменений, так как ухудшение состояния обычно происходит в вечернее время, а вечером ребенок чаще всего находится один в комнате общежития, где его никто не видит. Для администрации такой ребенок не представляет никакого интереса, так как он не нарушает порядка.

На что необходимо обращать внимание родителям?

В первую очередь необходимо разговаривать с ребенком, интересоваться его жизнью, проблемами в школе. Необходимо обращать внимание на интонацию, наличие планов на будущее, оптимистические взгляды на завтрашний день. Обращать внимание на наличие друзей у вашего ребенка, интересоваться, чем он занимается после школы. Необходимо обращать внимание на то, сколько ребенок проводит времени, не занимаясь никакими делами. У некоторых детей – это лень, однако даже самого ленивого ребенка можно заставить что-то делать, подкупив его, ребенка же с депрессией ничего не интересует, ни подарки, ни поощрения.

Замкнутость и отсутствие друзей иногда может наблюдаться также при онанизме, когда дети стараются уединиться, избежать посторонних глаз. Частые перепады настроения могут наблюдаться при приеме ребенком наркотических веществ. В этом случае обращают на себе и другие признаки наркомании: предпочтение ношения одежды с длинными рукавами, светобоязнь, повышенная раздражительность, не способность сконцентрировать внимание на одном занятии (неусидчивость), обнаружение шприцов, иголок, непонятных пакетиков.

Обследование ребенка с депрессией

Лечение детей с депрессией

При тяжелых случаях, когда ребенок высказывает суицидальные масли, в особенности, когда у него есть конкретный план ухода из жизни, лечение необходимо проводить только в стационаре, в отделении пограничных состояний.

При более легких формах заболевания лечение можно проводить в домашних условиях. Ребенок на протяжении всего курса лечения должен жить обычной жизнью: ходить в школу, заниматься домашней работой, ходить в магазин за покупками.

В педиатрической практике очень хорошо себя зарекомендовал препарат Адаптол. Этот препарат очень хорошо переносится, не имеет побочных действий, не вызывает сонливости. Препарат нормализует сон, улучшает настроение, усиливает устойчивость организма к психо-эмоциональным нагрузкам. Принимать препарат необходимо в дозировке 300 мг по 1 таблетке 3 раза в день. Продолжительность лечения от 2-х недель до месяца. При выраженной симптоматике, адаптол необходимо принимать в дозировке 500 мг 2-3 раза в день на протяжении 3-х недель, а затем перейти на дозировку 300 мг и продолжить прием еще 1 месяц. Этот препарат помимо психо–эмоциональной симптоматики, так же хорошо снимает соматические проявления депрессии: уходит боль, нормализуется температура. Применение адаптола при частых головных болях, болях в сердце, частых повышениях температуры тела, является одним из способов точно установить диагноз и выделить из группы детей пациентов с депрессией.

Так же в амбулаторных условиях можно применять такой препарат, как тенотен. Тенотен является гомеопатическим препаратом, который блокирует некоторые белки головного мозга. Хорошо снижает чувство тревоги, улучшает сон, нормализует аппетит. Препарат способствует улучшению концентрации внимания, нормализации памяти.

В тяжелых случаях применяют антидепрессанты: амитриптилин, пиразидол, азафен. Данные препараты должны применяться только под контролем врача, и желательно только в стационаре.

Но никакое лечение депрессии у детей не будет полным без позитивных изменений в его семье, родители должны принять «настоящего ребенка», его нужды и стремления вместо своих собственных ожиданий, вместо «ребенка своей мечты». При проведении психотерапии работают над укреплением самооценки ребенка, развитием его способности выражать свои чувства, делиться ими, шаг за шагом справляться с проблемами и конструктивно воздействовать самому на сложившуюся ситуацию.

Профилактика депрессии у детей

Для профилактики развития депрессии у детей необходима организация психологической помощи в школах и училищах, детям необходимо объяснить необходимость посещения психолога при возникновении проблем. Необходимо улучшать климат в семье, стараться заниматься какими-нибудь делами всей семьей (пикники, походы в лес, спортивные игры). Интересуйтесь жизнью вашего ребенка, покажите насколько интересно то, чем он увлекается, для вас. Старайтесь знать друзей вашего ребенка, однако, необходимо, чтобы это было ненавязчиво, все должно происходить в форме беседы, когда ребенок сам все рассказывает вам. Обращайте внимание на поведение ребенка, замечайте все новые пристрастия у вашего ребенка.

Самостоятельно ребенок не сможет выйти из депрессивного состояния , поэтому задача родителей вовремя обратить внимание на изменение в личности ребенка и обратиться за медицинской помощью.

Ребенок чаще должен находиться на воздухе, быть активным при дневном свете и отдыхать в полной темноте. Это благоприятно воздействует на весь организм, нормализует биоритмы.

Врач педиатр Литашов М.В.

Запуск такой душевной патологии, как детская депрессия, довольно хорошо изучен психологами. При этом речь идет о следующем механизме ее развития:

  • Нарушение серотинового баланса . Очень часто именно данный фактор начинает образовывать цепочку, которая приводит в дальнейшем к началу депрессии.
  • Дисфункция нейромедиаторов . Непосредственно они служат для связи между собой нервных клеток, что делает работу данной системы бесперебойной.
  • Дисбаланс между функциями торможения и возбуждения . После перечисленных патологических этапов происходит подобное, что приводит к доминирующему процессу торможения.
Итог всего описанного - это начало прогрессирующей у ребенка депрессии. Психологи в данном случае советуют не шутить с описываемыми вещами, которые могут кардинально разрушить детскую психику.

Причины возникновения депрессии у детей


Истоками озвученной проблемы могут быть самые разнообразные причины. Депрессия в детском возрасте начинается при таких провоцирующих факторах:
  1. Наследственность . В этом случае родители закладывают в организм ребенка своеобразный ген хронической усталости. Напрасно данному вопросу уделяется мало внимания, потому что наследственность - важная составляющая в формировании любого малыша.
  2. Внутриутробные патологии . Ошибочным будет то утверждение, что организм ребенка начинает подвергаться факторам риска исключительно после его появления на свет. Инфекции и гипоксия плода могут стать впоследствии серьезным толчком для развития детской депрессии.
  3. Тяжелая семейная обстановка . Далеко не каждый ребенок сможет спокойно реагировать на скандалы между папой и мамой. При этом вероятна ситуация, когда в неполной семье родитель начинает активно устраивать свою личную жизнь, ущемляя интересы малыша. Детская душа очень часто излишне ранима, поэтому экспериментировать над ней не стоит.
  4. Родители-тираны . Как ни печально это звучит, но порой самый страшный враг для детской несформировавшейся личности именно данный фактор. Причиной подобного может стать деспотичный характер родителей, которые, как им кажется, очень удачно создают из своего ребенка идеал. В итоге они получат не совершенную личность, а искалеченную детскую судьбу. Бывает и так, что родители просто не умеют любить. У них самих есть травмы из детства, у них самих были такие же родные. Поэтому примера любящей семьи и правильных отношений с малышом нет.
  5. Отсутствие родительского внимания . Чрезмерная забота бывает раздражающим фактором для маленьких личностей, но полное ее отсутствие - это уже прямой удар по психике ребенка. Нам нравится, когда о нас заботятся и любят, что вполне нормальное явление для каждого человека.
  6. Не восприятие детским коллективом . В любом возрасте бывает важно общественное мнение, потому что оно часто формирует нашу жизненную позицию. Взрослому человеку проще избежать подобного, но малышу бороться с невосприятием ровесниками становится проблематичным. Мнимые и реальные лидеры в любом сообществе - прямая угроза для несформировавшихся личностей с более тонкой душевной организацией.
  7. Эмоциональное потрясение . Горе, острое разочарование в близких становятся серьезными провокаторами начала депрессии у детей. По своему психологическому развитию они еще не готовы к подобным суровым жизненным ситуациям, которые способен с достоинством перенести далеко не каждый взрослый.
  8. Проблемы в школе . Частая смена учебных заведений или конфликт с некоторыми преподавателями в силах запустить механизм депрессии у ребенка. Школа - это место, где он проводит довольно большое количество времени, поэтому неприятности в ней являются угрожающим фактором при описываемой проблеме.
  9. Смерть домашнего любимца . Кошки, собаки, попугаи и даже рыбки часто бывают очень значимы в жизни ребенка. В этом случае гибель питомца может крайне негативно отразиться на состоянии детской психики, давая повод для начала депрессии.
  10. Хроническое заболевание . Все мы привыкли к тому, что в детском коллективе наше любимое чадо может подхватить какую-нибудь инфекцию. Все обстоит хуже при тяжелой болезни, которая мешает ему наслаждаться счастливым детством. Депрессия при этом - болезненная реакция организма на происходящее.
Психологи настоятельно рекомендуют быть очень внимательными к поведению ребенка в случае, если есть провоцирующие факторы. Именно родители способны проанализировать ситуацию и найти причины детской депрессии, заметить тревожные сигналы начала развития подобной патологии у сына или дочки. Ведь, как и с любым заболеванием, ее легче предотвратить в начале, чем бороться с последствиями.

Основные признаки депрессирующего ребенка


Ребенка, погруженного в состояние депрессии, сложнее вычислить, чем взрослого в подобной ситуации. Однако существуют признаки, по которым реально обнаружить наличие данного фактора у детей:
  • Неконтролируемое чувство страха . Все мы чего-то боимся, но у адекватных людей это состояние имеет разумные пределы. Ребенок в состоянии депрессии пугается буквально всего и всех. Особенно его мучают мысли о смерти, которые он не в состоянии контролировать.
  • Необъяснимые перепады настроения . Многие из нас подвержены эмоциональным вспышкам, если дело не касается людей-флегматиков. Однако неконтролируемый процесс в виде хохота, переходящий тут же в истерику, должен заставить задуматься любого родителя.
  • Общее нарушение сна . В данном случае наблюдается впадение в крайности: постоянное ощущение ребенком потребности во сне или кардинально другая напасть - бессонница. При этом его мучают ночные кошмары, которые приводят к страху наступления темноты и поры отдыха. Ребенок перестает видеть в этом положительный момент и естественную потребность человека во сне, опасаясь опять встретиться с ужасными видениями во сне.
  • Синдром хронической усталости . Очень часто из-за бессонницы школьник в буквальном смысле спит на уроках, а малыш - на занятиях в детском саду. Однако даже при отличном сне у такого ребенка все валится из рук из-за обессиленного организма. На этом патологическом фоне может благодатно развиваться депрессия, которая способна стать хронической.
  • Нарушение аппетита . Данный фактор является еще одним тревожным сигналом о начале проблем в психологическом состоянии ребенка. В этом возрасте у детей должен быть хороший аппетит, который может иметь отклонения исключительно в виде нежелания употреблять определенные продукты.
  • Чувство беспомощности . Ребенку свойственно часто искать поддержку у взрослых людей, но иногда подобное поведение принимает навязчивую форму. У детей с депрессией данное чувство доминирует над позитивными эмоциями, вводя не сформировавшуюся личность в стресс.
  • Резкое изменение предпочтений . Все, что радовало ребенка до этого, становится при депрессии досадной обузой. Любимое занятие приносит теперь не эстетическое наслаждение, а полное отторжение и очевидный протест у некогда покладистых сына или дочери.
  • Стремление к уединению . Побыть в одиночестве иногда полезно, чтобы разобраться в некоторых жизненных моментах. Однако осознанная самоизоляция на протяжении длительного периода - тревожный сигнал о наличии у ребенка проблем с восприятием окружающего мира.

Помните! Признаки детской депрессии бывают часто завуалированы, но определить их все же можно. Следует просто повнимательнее присмотреться к своему ребенку, спасая его при этом от душевной травмы.

Особенности лечения депрессии у ребенка

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что лечить детскую депрессию необходимо в обязательном порядке. В этом случае существуют разные способы и методики борьбы с подобной напастью.

Лечение депрессии у ребенка медицинскими препаратами


Следует сразу напомнить особо ретивым родителям, что самолечение категорически запрещено, когда дело касается ребенка. Подобное баловство с медицинскими препаратами способно сделать лечение детской депрессии опасным мероприятием.

Опытный специалист может после исследования маленького пациента предложить в виде терапии следующие медикаменты:

  1. Флуоксетин . На данный момент это наиболее щадящий антидепрессант, который реально использовать при лечении детей. Однако и его применять без назначения врача не рекомендуется.
  2. Циталопрам . Озвученный препарат успокаивающее действует на психику ребенка. Все это позволяет избавить детей в депрессии от навязчивых и опасных идей.
  3. Прием витаминов . Не секрет, что витамины тоже нужно принимать с умом, чтобы полезная вещь не вызвала противоположный ожидаемому результат. В этом случае отлично зарекомендовал себя витамин С, который необходимо употреблять по два грамма ежедневно. Помогут также комплексы, включающие в себя цинк и марганец, для общего улучшения самочувствия ребенка.


Рассмотрим психологические способы борьбы с депрессией у ребенка:
  • Игровая терапия . Дети всегда остаются непосредственными личностями, поэтому их можно увлечь необычным занятием. Любой опытный психотерапевт владеет подобной методикой, поэтому попробовать ее стоит.
  • Семейная терапия . Данный способ поможет в том случае, когда причины депрессии у ребенка связаны с конфликтной ситуацией между родителями. Любящие папа и мама должны забыть о своих взаимных претензиях для восстановления душевного равновесия у их чада.
  • Организация досуга . Следует, однако, при этом помнить, что акцент стоит сделать на очевидных увлечениях ребенка. Рассказы родителей о том, что их детям не нравится ничего конкретного - жалкая отговорка нерадивых воспитателей.
  • Откровенный разговор . Пора уже услышать наконец-то своих детей, которые иногда заходятся в безмолвном крике о своей проблеме. Перегибать палку при этом также не стоит, превращая общение по душам в допрос с пристрастием.
  • Терапия любовью . Кто-то скептически улыбнется, услышав озвученное, но мы все хотим быть кому-то нужны. Ребенок - это лакмусовая бумажка, что впитывает в себя эмоции дорогих для него людей. Любовь и только она поможет вашему чаду побороть свою депрессию.

Народные средства по уничтожению депрессии у ребенка


Народная медицина и в этом случае поможет депрессирующему ребенку. В ход стоит пустить следующие рекомендуемые еще нашими бабушками средства:
  1. Успокаивающие ванны . Полезным в этом случае станет стакан исходного сырья в виде корней валерианы, которые заливаются полулитрами крутого кипятка. Настой необходимо выдержать в течение двух-трех часов. Полученное вещество, добавленное в ванну, даст чудесный успокаивающий эффект. Отлично помогают при борьбе с депрессией у ребенка и водные процедуры с применением тополиных листьев. Готовятся они таким же способом, как и озвученный рецепт с корнями валерианы.
  2. Обтирания . В здоровом теле - здоровый дух. Никто не предлагает при этом заморозить ребенка до синевы и глубокого обморока. Однако ему совсем не помешает солевое обтирание, которое необходимо проводить каждое утро. Использовать при этом нужно не пуд соли, а всего лишь чайную ложку вещества на литр воды. Противопоказания в данном случае - различные дерматологические проблемы, агрессивно проявляющие себя.
  3. Успокоительные отвары . Действовать при этом необходимо крайне осторожно, чтобы не вызвать у ребенка аллергический отек. Отличным средством борьбы с депрессией станут запаренные листья мяты. Столовая ложка исходного сырья при этом заливается стаканом горячей воды. Устраивать подобное чаепитие нужно утром и вечером для достижения максимального успеха. Неплохим средством в случае детской депрессии станет запаренный сбор из люцерна, корней алтея с добавлением яблока. Три столовых ложки озвученного состава заливают полулитром воды, настаивают в течение получаса и добавляют тертое яблоко. Пить стаканами такое средство не нужно и даже нежелательно. Достаточно будет столовой ложки полученного снадобья, употребленного перед едой.
Как лечить депрессию у ребенка - смотрите на видео:


Детская депрессия - это не повод для скептицизма взрослых, когда речь заходит о важном для родителей благополучии их любимых чад. Часто случается так, что невнимательность занятых собой пап и мам может привести к госпитализации ребенка по причине тяжелого упадка душевных сил. Игнорирование проблемы способно не только сломать неокрепшую детскую психику, а и спровоцировать необъяснимое развитие физиологических заболеваний. Только любовь и внимание к своим детям помогут предотвратить тяжелые последствия.

Кажется, что дети должны быть лишены каких-либо факторов, которые провоцировали бы у них депрессию. Однако факты доказывают обратное: у ребенка является распространенным явлением, которое проявляет все симптомы и признаки психического расстройства. Нередко родители пренебрегают лечением, которое направлено на устранение причин депрессии, что еще больше усугубляет проблему.

Детство многими людьми представляется беззаботным. Однако у детей есть немало причин для того, чтобы испортить себе настроение. Дети вынуждены жить по чужим правиладм, постоянно слышать в свой адрес критику, учиться жизни среди других детей, которые пока еще не соблюдают этики и способны оскорблять, унижать, обзываться.

Депрессию могут усугубить проблемы в отношениях с родителями или неуспешность в учебе, которая с каждым годом требует от маленького человека все большего и лучшего. Можно сказать, что дети находятся в еще большем стрессе, нежели взрослые люди. Это естественным образом приводит к депрессии, которая сама по себе не исчезнет, а ребенок пока еще не обладает навыками самостоятельного решения таких проблем.

Тяжелые формы депрессии лечатся в стационаре. Легкие формы лечатся в домашних условиях, где образ жизни не меняется: он все так же учится, делает домашние дела, занимается покупками.

Медикаменты прописываются строго врачами. Здесь активно применяется Адаптол, который оказывает широкое воздействие:

  • Нормализует сон.
  • Устраняет соматические нарушения.
  • Улучшает настроение.

Другим препаратом является Тенотен, который:

  1. Снижает чувство тревоги.
  2. Улучшает сон.
  3. Нормализует аппетит и работу памяти.
  4. Улучшает концентрацию внимания.

Тяжелые случаи лечатся антидепрессантами под контролем врача.

Основная часть работы направлена на улучшение климата в семье. Родители должны направить свои силы на то, чтобы:

  • Повысить самооценку своему ребенку.
  • Принять его нужды и желания.
  • Помочь научиться справляться с трудностями.
  • Помочь выражать свои чувства.
  • Помочь влиять на сложившуюся ситуацию.

Итог

Не стоит пренебрегать состоянием своего ребенка. Сам он со своей депрессией не справится. А если еще и родители начнут игнорировать либо принижать значение его переживаний, тогда к положительному итогу это не приведет.

Депрессия влияет на продолжительность жизни в том плане, что человек становится подверженным мыслям о самоубийстве. Он может предпринять попытки реализовать свои замыслы, некоторые из них могут оказаться удачными. Чтобы не было такого прогноза, следует вовремя замечать изменения в своем ребенке и помогать ему справиться. Если не получается это сделать в одиночку, тогда следует обратиться к психологу.

В нередких случаях ребенок нуждается просто в отдыхе, когда все требования с него будут сняты, проблемы ненадолго не будут беспокоить. Находясь в колее проблем, человек постоянно находится в напряжении. Это не позволяет ему выйти из депрессии, а наоборот еще больше его в нее погружает.

В некоторых ситуациях речь идет о завышенных требованиях, которые выдвигаются к ребенку. Многие причины связаны с родителями, которые выбирают неверные методы воспитания. Все это угнетает ребенка. Если родители не изменят своей тактики, тогда сами станут причиной его несчастного существования.

Каждый из нас, и ребенок не исключение, испытывал хотя бы изредка, периоды меланхолии (периоды плохого настроения, грусти или тоски). Депрессия, которая является психическим расстройством, по внешним признакам отличается от меланхолии длительностью, частотой повторения и глубиной симптомов.

Депрессия – это психическое расстройство, которое может выражаться в многочисленных формах и признаках (длительное подавленное настроение, отсутствие интереса к деятельности, торможение мышления, необоснованные страхи, различные физиологические признаки типа бессонницы, потери аппетита и т.д.).

Длительное время считалось, что у детей, в отличие от взрослых, не могут наблюдаться депрессивные состояния, по крайней мере длительные. Последние исследования показывают, что длительная депрессия для детей и подростков представляет собой такую же проблему, как и для взрослых.

Серьезные и длительные депрессивные состояния могут наблюдаться у 3-5% детей и 10-20% подростков. Основная сложность состоит в диагностике таких состояний (изменчивость, неустойчивость, многообразие проявлений вследствие одновременного действия на ребенка множества внешних факторов).

Депрессии у детей, в отличие от "печальных, меланхолических, грустных" настроений, не являются самопроходящими расстройствами и родители не должны надеяться, что они исчезнут с возрастом. Депрессии могут повторяться и приводят к значительному ухудшению общего состояния и здоровья ребенка, что делает депрессию очень опасным заболеванием детского возраста.

Депрессивные симптомы, депрессивный синдром, депрессивное расстройство

В повседневной жизни под "депрессией" у ребенка понимают ряд различных состояний.

Депрессивные симптомы. Например, ребенок унылый и чувствует себя несчастным. В большинстве случаев такие симптомы являются временными, быстро проходят, вызваны конкретными событиями и не являются свидетельством серьезных психических расстройств. Депрессивные симптомы следует отличать от собственно симптомов болезни "депрессивное расстройство".

Депрессивный синдром. Одновременное присутствие ряда депрессивных симптомов (например, настроение печали, ослабление интереса к деятельности, психомоторные нарушения и т.п.). Синдром может сочетаться с другими расстройствами (например, с синдромом гиперактивности, синдромом дефицита внимания). Депрессивный синдром более серьезное состояние, чем просто депрессивный симптом, но рассматривается как заболевание, если по длительности и глубине выходит за нормы.

Депрессивное расстройство (собственно "депрессия"). Возникает, когда депрессивный синдром вследствие глубины и длительности приводит к значительному ухудшению общего состояния организма ребенка.

Причины депрессий (депрессивных расстройств) у детей

Депрессии у детей возникают, как правило, вследствие сочетания многих факторов. Формально можно выделить несколько причин.

Инфекционные заболевания. Депрессия может явиться осложнением перенесенного инфекционного заболевания (ОРВИ, острый тонзиллит и др.).

Генетическая предрасположенность. По последним данным, если у родителей наблюдались депрессивные расстройства, риск их появления у ребенка достигает 15%. Сверх этого, генетические факторы существенно увеличивают риск депрессий, обусловленных психосоциальными факторами.

Функциональные нарушения в головном мозге. Многие исследования показывают, что депрессии у ребенка могут быть вызваны биохимическим изменениями в головном мозге – понижением равновесной концентрации нейротрансмиттеров (серотонина, норадреналина, гамма-аминомасляной кислоты и др.). Считается, что действие т.н. антидепрессантов связано с восстановлением исходных равновесных концентраций нейротрансмиттеров.

Психосоциальные факторы. К таким факторам относят: воспитание ребенка в атмосфере страха (угроз наказания, постоянного ощущения беспомощности), раннюю потерю одного из родителей, распад семьи, конфликты с другими детьми и массу других причин, приводящих к постоянным стрессовым ситуациям. Нейробиологическим результатом стрессовых ситуаций является, в частности, многократное повышение концентрации гормона "стресса" (кортизола) в крови, что наблюдается и при развитии депрессий у ребенка.

Кроме вышеуказанных имеется множество других факторов , которые самостоятельно или (чаще) в совокупности приводят к развитию депрессивного синдрома или депрессивного расстройства у детей. Например, при особой чувствительности организма ребенка к изменениям климатических условий возможно появление т.н. "зимних" депрессий.

Симптомы депрессии и возраст ребенка

Симптомы депрессии у ребенка и взрослых могут существенно отличаться. Например, вместо т.н. "социального отступления" у ребенка могут наблюдаться вспышки агрессии. Кроме того, такие признаки, как отсутствие концентрации внимания, трудности в обучении, отказ от обучения, могут указывать как на депрессию, так и на синдром дефицита внимания. Необходимо учитывать, что симптомы депрессии различаются для каждого возрастного периода (хотя имеются и общие симптомы).

О депрессии у детей до 1,5-2 лет известно очень мало. У малолетних детей при эмоционально холодной обстановке в семье (отсутствие материнской заботы, отсутствие возможности сформировать привязанность) могут наблюдаться симптомы, сходные с симптомами депрессивного расстройства (апатия, отчуждение, нарушения сна, потеря веса и т.п.).

Как правило, симптомы депрессии у детей младшего возраста отличаются от симптомов у более взрослых детей (т.н. возрастные симптомы ).

У детей до 6 лет наиболее выражены такие симптомы как повышенная боязливость, жалобы на физические недомогания, резкие и внезапные проявления темперамента и проблемы с поведением (агрессии, периоды "мятежа" и т.п.).

У более взрослых детей симптомы преимущественно выражаются в отсутствии уверенности в себе, чувствах виноватости, безнадежности и безразличия ко всему.

У подростков наиболее специфическими симптомами являются чувство сонливости и нарушения аппетита, проявления самоунижения и мысли о суициде.

Помимо специфических (возрастных) симптомов депрессий, имеются и общие симптомы , характерные для любого возраста, длительность которых (несколько недель) и почти ежедневное проявление могут указывать на депрессию у ребенка:
- постоянное состояние печали (уныния);
- постоянное ощущение вины и собственной никчемности, отсутствие уверенности в себе;
- низкое сопротивление фрустрации (психологическое состояние в ситуации разочарования, недостижения цели), выражающееся в плаче или ярости;
- длительное отсутствие интереса к окружающему миру, отсутствие периодов радости, недостаток энергичности (вялость);
- "социальное отступление" (например, желание ограничить число социальных контактов);
- бессонница или, наоборот, повышенная сонливость;
- пониженный или повышенный аппетит;
- чувство постоянной усталости;
- трудности с конструктивным решением проблем, стремление избегать их решения;
- злоупотребление лекарствами, мысли о суициде;
- пониженная внимательность и пониженная способность принимать решения.

Симптомы и признаки депрессии у детей многочисленны и различны, поэтому диагностика депрессии основывается на постоянстве и длительности нескольких симптомов, указанных выше.

Лечение депрессии у детей

Если ребенок в состоянии депрессии хотя бы частично осознает необычность своего состояния и хочет выйти из него (т.е. мотивирован ), то наилучшей терапией является физическая активность (длительные прогулки, занятия спортом и т.д).

При лечении длительного депрессивного расстройства используют ряд принципиально различающихся методов.

Психотерапевтические методы (психосоциальная терапия). Методики зависят от возраста ребенка (лечебные занятия проводят детские или подростковые психологи), микросоциальной среды (семейная терапия). Основная цель – укрепление самооценки ребенка, развитие у него способности к выражению чувств, к решению проблем, к активному воздействию на различные сложившиеся ситуации, к приспособлению к социальным отношениям.

Фитотерапевтические методы. Широко используются при легких формах депрессии (например, лечение экстрактами листьев смородины).

Светотерапия. Эффективность методов светотерапии связана с усилением регулирующей функции головного мозга.

Медикаментозные методы (антидепрессивное медикаментозное лечение). Используют при тяжелых формах депрессивных расстройств и в случае, если иные методы малоэффективны. Для лечения детей применяют те же психоактивные медикаменты, что и для взрослых, но в иной дозировке (которую определяет детский врач-психиатр).

Возможность использования антидепрессантов для лечения детей до сих пор является спорным моментом, однако статистика свидетельствует, что этот тип лекарственных средств помогает по крайней мере в 50% случаев тяжелых депрессий у подростков. Некоторые виды антидепрессантов разрешены к применению для детей с 6 лет. Но общей рекомендацией является ограниченность срока лечения антидепрессантами и исключение антидепрессантов при положительных эффектах других видов лечения.

В настоящее время распространенность депрессии у детей (одного из наиболее опасных заболеваний детского возраста) имеет тенденцию к увеличению. Более того, отмечается уменьшение среднего возраста детей, у которых обнаруживают симптомы депрессии. Причины этого часто понятны и общеизвестны – ускоряющийся ритм жизни, все большая замкнутость многих семей, уменьшение времени, отводимого для общения с ребенком и т.п. В такой ситуации очень важно, чтобы родители при появлении симптомов и подозрений на депрессивное состояние у ребенка своевременно обратились к детским врачам-специалистам (детским, подростковым, семейным психологам, детским врачам-психиатрам). При глубокой депрессии ребенок не сможет самостоятельно выйти из этого состояния и депрессия негативным образом скажется на его здоровье и всей дальнейшей жизни.



Новое на сайте

>

Самое популярное