Домой Терапевтология Возникновение и этапы развития психологии кратко. История развития психологического знания и основные направления в психологии

Возникновение и этапы развития психологии кратко. История развития психологического знания и основные направления в психологии


Введение

История психологии – одна из самых комплексных дисциплин, синтезирующих знания по отдельным областям и проблемам психологии. С одной стороны, ее содержание основано на тех знаниях, которые получены из других курсов – общей, возрастной, социальной психологии и т.д. С другой стороны, история психологии позволяет привести эти знания в систему, понять логику становления психологии, причины изменения ее предмета, ведущей проблематики.
История психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса. Как известно, психология связана чрезвычайно многообразными узами с различными областями науки и культуры. С самого своего возникновения она была ориентирована на философию и на протяжении нескольких столетий фактически была одним из разделов этой науки. Связь с философией не прерывала на протяжении всего периода существования психологии как науки, то ослаблялась (как в начале XIX века), то опять усиливаясь (как в середине XX века).

2. Основная часть
2.1. Этапы развития психологии

В своем развитии психология прошла несколько этапов.
Донаучный период заканчивается примерно в VII-VI вв. до н.э., т.е. до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).
Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI вв. до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название философского периода. Также несколько условно устанавливается и его длительность – до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственно психологической терминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознании.

В связи с условностью периодизации развития психологии, естественной практически для любого исторического исследования, возникают некоторые разночтения при установлении временных границ отдельных этапов. Иногда появление самостоятельной психологической науки связывают со школой В. Вундта, т. е. с началом развития экспериментальной психологии. Однако психологическая наука определилась как самостоятельная значительно раньше, с осознания независимости своего предмета, уникальности своего положения в системе наук - как науки и гуманитарной и естественной одновременно, изучающей и внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое самостоятельное положение психологии было зафиксировано и с появлением ее как предмета изучения в университетах уже в конце XVIII - начале ХIХ в. Таким образом, правильнее говорить о появлении психологии как самостоятельной науки именно с этого периода, относя к середине ХIХ в. становление экспериментальной психологии.
Но в любом случае необходимо признать, что время существования психологии как самостоятельной науки значительно меньше, чем период ее развития в русле философии. Естественно, что этот период не однороден, и на протяжении более чем 20 веков психологическая наука претерпела существенные изменения. Изменялись и предмет психологии, и содержание психологических исследований, и взаимоотношение психологии с другими науками.
На протяжении длительного времени предметом психологии была душа (см. табл. 1 ), однако в разное время в это понятие вкладывалось разное содержание. В эпоху античности душа понималась как первооснова тела, по аналогии с понятием «архее» - первоосновой мира, основным кирпичиком из которого состоит все сущее. При этом главной функцией души считалось придание телу активности, так как, по мнению первых ученых-психологов, тело является инертной массой, которую приводит в движение именно душа. Душа не только дает энергию для активности, но и направляет ее, т.е. именно душа руководит поведением человека. Постепенно к функциям души добавилось познание и, таким образом, к исследованию активности прибавилось изучение этапов познания, которое в скором времени стало одной из важнейших проблем психологической науки.

В эпоху Средневековья душа была предметом изучения прежде всего для богословия (см. табл. 1), что существенно сужало возможности ее научного познания. Поэтому, хотя формально предмет психологической науки не изменился, фактически в область исследования в то время входило изучение видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира. Регулятивная функция, волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли, боговдохновленной, а не материальной души. Недаром эти аспекты душевной жизни не были частями предмета научного изучения в концепциях деизма и томизма (Авиценны, Ф. Аквинского, Ф. Бэкона и других ученых).

Таблица №1
Основные этапы развития психологии как науки

Этап и время Предмет психологии, его содержание Методы исследования психики Основные достижения
Донаучный, до VII – VI вв. до н.э Душа- без раскрытия ее конкретного содержания и функций Нет Общее представление об охраните-льной и активной роли души
Философский, VII –VI до н.э – конец XVIII – начало XIX в. Античная психология Душа источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения Специальных методов нет, используются методы других наук – философии, медицины, математики – при исследовании содержания и функций души Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности тела, способов регуляции поведения и пределов свободы человека
Психология Средневековья Душа, исследование видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувствительного познания мира Появления собственного психологического метода – интроспек-ции Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс
Психология Возрождения и Нового времени Сознание – его содержание и пути его формирова-ния Интроспекция и частично логика – методы индукции, дедукции, анализа и т.д. Развитие рационалисти-ческого и сенсуалисти-ческого (эмпиричес-кого) подхода к психике, появление первых теорий эмоций и теории рефлекса, а также первой попытки ввести в предмет психологии бессознате-льное
Ассоциани-ческая психология, конец XVII – начало XIX в. – середина XIX и. Сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Таким образом, предмет психологии – прежде всего познавательные процессы, а также (в конце этого периода) поведение Интроспекция, логика, начало использования методов естественных наук, в частности метода проб и ошибок (при формировании поведения) Появление первой психологической школы, новых подходов к предмету и методам психологии, концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса, естественно-научного подхода к изучению психики, дальнейшее развитие концепций бессознатель-ного
Экспериментальная психология, середина XIX- начало XX в. Элементы психики, отождествляемой главным образом с сознанием, их связи и законы Экспериментальный метод, а также интроспекция и анализ результатов творческой деятельности как человека, так и народа а целом, появление первых тестов Появление экспериментальной психологии, первых теорий «психологии народов», новых данных о психических процессах (прежде всего памяти). Появление новых подходов к психологии, первых симптомов методологического кризиса
Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы, 10 -30-е годы XX в. Появление нескольких предметов психологии. Вначале – элементы психики (структурализм), функции психики, «поток сознания» (функционализм). Затем – глубинные структуры психики (глубинная психология), поведение (бихевиоризм), структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология) Появление новых методов, важнейшие из которых – психоанализ и проективные методы (глубинная психология), экспериментальное изучение процесса научения, формирование связи между стимулом и реакцией (бихевиоризм), экспериментальное исследование познавательных процессов и потребностей (гештальт-психология), инструментальный метод (советская психология) Появление первых концепций личности, теории сознания, в том числе и измененного сознания, теорий научения и развивающего обучения, творческого мышления. Появление первых экспериментальных исследований личности, введение в ее исследование культуры и социального окружения как новых парадигм. Развитие отраслей психологии
Дальнейшее развитие психологических школ, 40 – 60-е годы XX в. Появление новых направлений, для которых предмет психологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная психология), познавательными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки информации (генетическая и когнитивная психология) Появление опросников, новых экспериментальных методов изучения интеллекта, в т Ом числе и искусствен-ного интеллекта Дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий
Современная психология, 60-е годы – конец XX в. Развитие предмета психологии в рамках отдельных психологических школ Совершенствование методов экспериментального исследования психики, появление разнообразных диагностических методик Появление тенденций к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ

В Новое время психология, как и другие науки, избавлялась от диктата богословия. Наука стремилась снова, как и в период античности, стать объективной, рациональной, а не сакральной, т. е. основанной на доказательствах, на разуме, а не На вере. Проблема предмета психологии снова встала со всей актуальностью. В это время еще было невозможно полностью отказаться от богословского подхода к пониманию души. Поэтому психология меняет свой предмет, становясь наукой о сознании, т.е. о содержании сознания и путях его формирования. Это позволило отделить предмет психологии от предмета богословия в исследованиях души и ее функций.
Однако этот переход привел к тому, что уже к XVII в. фактическим предметом психологии стали познавательные процессы, в то время как поведение, а также эмоциональные процессы, личность и ее развитие не вошли в этот предмет. Такое ограничение области исследования на первых порах имело и положительное значение, так как давало психологии, как уже говорилось, возможность избавиться от сакральности, стать объективной, а позднее и экспериментальной наукой. Это также позволяло ей выделиться в самостоятельную науку, отделив свой предмет свою область исследования от предмета философии. С другой стороны, такой подход начинал препятствовать развитию психологии, поэтому уже к середине ХIХ в. он был пересмотрен.
Благодаря развитию биологии, в том числе теории эволюции Ч. Дарвина, работам Г. Спенсера и других исследователей, психология не только отошла от философии, идентифицировав себя с естественными дисциплинами, но и расширила свой предмет, выведя его, как сказал И.М. Сеченов, «из поля сознания в поле поведения». Таким образом, кроме познавательных процессов в предмет психологии были включены поведение и эмоциональные процессы. Важно, что стремление стать объективной наукой не привело еще к появлению новых методов исследования психики, так как до 80-х годов ХIХ в. ведущей остается интроспекция.
Важнейший этап в развитии психологии связан с появлением экспериментальной лаборатории В. Вундта, сделавшего психологию не только самостоятельной, но и объективной, экспериментально

наукой. Однако ассоцианистический подход, на базе которого и выстраивал свою модель психологии В. Вундт, не мог уже объяснить новые факты душевной жизни, не мог быть распространен на изучение структуры личности, эмоциональных переживаний, творческой активности человека. Ограниченным было и применение тех экспериментов и тестов, которые существовали в психологии в начало ХХ в.
Это заставило ученых искать новый предмет и новые методы исследования психики. Первые школы, зародившиеся в то время (структурализм, функционализм, Вюрцбургская школа), просуществовали недолго. Однако они показали что среди психологов не существует уже единого мнения о том, что и как должна изучать психология. Так начался период исканий психологии, адекватной новой ситуации и требованиям времени, который получил название периода методологического кризиса (см. табл. 1)
Невозможность прийти к единой точке зрения привела к тому, что уже в 10-30-х годах ХХ в. психология разделилась на несколько направлений, в каждом из которых был свой предмет и свой метод исследования того, что понималось данным психологическим направлением под психикой. Так, в психологии появляются: глубинная психология, бихевиоризм, гештальтпсихология, марксистская психология, а также такие школы, как французская социологическая или понимающая, психология (см. табл. 1).
Во второй половине ХХ в. возникают новые школы и направления - гуманистическая психология, генетическая (или эпистемологическая) психология, а также когнитивная психология, которая сформировалась уже в 60-е годы. Это последняя из появившихся в ХХ в. психологическая школа (см. табл. 1). Таким образом, можно сказать, что с середины ХХ в. психология вступила в современный нам этап своего развития, для которого характерно уже не дробление на все новые школы, а тенденция к объединению.

Этапы развития психологии как науки

Этапы развития психологии как науки
и т.д.................

Психология, как уже было сказано, занимает особое место в системе других наук. А что она представляет из себя как наука? Знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает. Предмет изучения психологии – факты, механизмы и закономерности психики. К такому пониманию своего предмета психология пришла не сразу, а поэтому в истории развития психологии можно выделить ряд этапов, представленных в таблице 1.2.

Таблица 1.2

Этапы развития психологии

Этап

развития психологии

Временной

период

Основные

представители

Основные идеи

1. Психология как учение о душе

а) Античность,

(IV в. до н.э.–V в. н.э.)

б) Средневековье

(V–XVI вв.)

в) Возрождение, Новое время (XVI–XVIII вв.)

а) Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель

б) Фома Аквинский, Ибн Сина (Авиценна), Ибн Рушд (Аверроэс)

в) Р. Декарт, Дж. Локк, Г.В. Лейбниц

Борьба между материализмом и идеализмом. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

Знаменитое изречение Декарта: «Cogito ergo sum» («Я мыслю, следовательно, существую»). Сознание понималось широко – как способность думать, чувствовать, желать. Единственный метод изучения – интроспекция (самонаблюдение).

2. Психология как наука о сознании

Новое время (Вторая половина XIX века)

Оформление в самостоятельную науку. Открытие первой лаборатории экспериментальной психологии.

3. Отсутствие единого предмета (кризис зарубежной психологии)

Новейшее время (начало XX века)

З. Фрейд, Дж. Уотсон, Э. Торндайк, М. Вертхаймер

Отсутствие единого предмета психологии. Оформление различных направлений и научных школ.

4. Современный этап – интеграция психологических знаний

Новейшее время (XX–XXI век)

Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, А. Маслоу, К. Роджерс, Д. Майерс и др.

Современная психология сформировалась на базе материалистического взгляда на мир.

Психология – наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Как видим из таблицы 1.2, в истории развития психологии есть две основные вехи – донаучный и научный этапы, причем известна точная «временная точка», разделяющая их – 1879 год. Чем знаменателен этот год для психологии? Внимательные читатели уже знают ответ на этот вопрос (см. п. 1.1. Особенности психологии как науки). История психологии как самостоятельной науки начинается в 1879 году с основания немецким психологом Вильгельмом Вундтом первой в мире экспериментальной психологической лаборатории в Лейпциге. Вскоре, в 1885 г., В.М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России. Вместе с тем, выбранный как единственно верный научный метод изучения психических явлений – интроспекция (самонаблюдение) не дал хороших результатов и, исчерпав свои возможности, привел к кризису в психологии. Кризис психологии проявился в том, что ученые стали пересматривать предмет психологии и менять о нем представление, возникло много направлений, каждое из которых претендовало на создание своей научной психологии и своего предмета психологии (табл. 1.3).

Таблица 1.3

Основные направления психологии

Научное

направление

Предмет

психологии

Представители

направления

Психоанализ

Бессознательное

З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг, А. Фрейд, К. Хорни, Г.С. Салливан

Бихевиоризм

Поведение (реакция в ответ на стимул)

Дж. Уотсон, Э. Торндайк, И.П. Павлов, Э.Ч. Толмен, К. Халл, Б.Ф. Скиннер, А. Бандура

Гештальт-психология

Сознание и познавательные процессы как психическое поле с целыми психическими структурами – гештальтами

М. Вертхаймер, В. Кёлер, К. Коффка, К. Левин

Когнитивизм

Познавательные (когнитивные) процессы

Ф. Хайдер, Л. Фестингер, Ж. Пиаже, У. Найсер, Дж.С. Брунер, Г. Хоманс, Г. Келли, Р. Аткинсон

Интеракционизм

Взаимодействие людей, ролевое поведение

Дж. Мид, Ч. Кули, Г. Блумер

Экзистенциально-гуманистическое

Личность и ее потенциал (самореализация)

А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Оллпорт, Р. Мэй, В. Франкл

На современном этапе развития психологии наблюдается интеграция научных знаний, поэтому различные направления, представленные в табл. 1.3, представляют собой взаимодополняющие, а не исключающие друг друга подходы к изучению человека

Тема 3

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Этапы развития психологии

Основные направления зарубежной психологии

Вклад отечественных психологов в развитие психологической науки

Этапы развития психологии

С позиций методологии науки история психологии может быть описана как последовательность этапов становления представлений о ее предмете, методе и принципах в рамках научных парадигм (таблица 1).

1-й этап. На протяжении многих столетий психология оставалась областью описательных знаний, прежде чем стать наукой, изучающей процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов, и явлений психики.

В древности считалось, что душа присутствует в природе везде, где есть движение и теплота. Первое философское учение, основанное на вере во всеобщую одухотворенность мира, получило название «анимизм»
(от лат. anima – душа, дух). Его основой выступало убеждение в том, что у всего, что существует на свете, есть элементы души. В дальнейшем
анималистическое представление о душе уступило место гилозоизму
(от гр. hyle – вещество, материя и zoe – жизнь). У ионийских натурфилософов – Фалеса, Анаксимена и Гераклита – душа трактуется как оживотворяющая людей и животных форма элемента, образующего первоначало мира (вода, воздух, огонь). Границы между живым, неживым и психическим не проводилось. Все это рассматривалось как порождение единой первичной материи (праматерии).

Позже сложились две противоположные точки зрения на психику: материалистическая Демокрита (460 – 370 гг. до н.э.) и идеалистическая Платона (427 – 347 гг. до н.э.). Согласно Демокриту, душа – это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и подвижных. Все душевные явления Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами.

Таблица 1

Этапы развития психологии как науки

Этап Определение предмета психологии Характеристика этапа
1-й Психология как наука о душе Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека
2-й Психология как наука о сознании Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов
3-й Психология как наука о поведении Возникает в XX в. Задача психологии – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть (поведение, поступки, реакции человека). Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались
4-й Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики Психология как наука сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения

По мнению мыслителя, ощущения человека возникают потому, что атомы души приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» из предметов. Со смертью тела, как считал философ, умирает и душа. Из вышесказанного следует, что материализм Демокрита носил наивный механистический характер.

В работах Платона изложен взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию. Душа, по его мнению, не имеет ничего общего с материей и, в отличие от последней, идеальна. Душа – начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело – начало зримое, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом. Учение Платона о судьбе души после смерти тела облечено философом в форму мифа и преследует этические, государственно-педагогические цели. Покидая тело после смерти человека душа, в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, устремляется или в идеальный мир, или обречена на вечные скитания вблизи земли. Люди должны верить, что после смерти душа ответствует за все действия тела. Эта вера заставит каждого бояться возмездия в будущей жизни, чтобы не впасть в отрицание всякой морали и долга. Идея бессмертия души скрывает еще один смысл: духовный опыт не умирает со смертью человека, он вечен. Платон является родоначальником дуализма в психологии, трактующего материальное и духовное, тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала. Платон говорил об ощущении, памяти и мышлении. Причем он был первым ученым, который определил память как самостоятельный психический процесс. Он открыл роль внутренней речи и активность мышления в процессе познания.

Идея Сократа (ок. 470 – 399 гг. до н.э.), одного из самых замечательных мыслителей Древней Греции, состояла в том, чтобы с помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ и тем самым привести его от неопределенных представлений к логически ясному знанию обсуждаемых предметов. Философ рассматривал широкий круг «житейских понятий»: о справедливости и несправедливости, добре и красоте, мужестве и т.д. Девиз Сократа «Познай самого себя» подразумевал анализ поступков, нравственных оценок и норм человеческого поведения в различных житейских ситуациях. Все это вело к новому пониманию сущности души, к новому отношению человека к самому себе как носителю интеллектуальных и нравственных качеств.

Первая попытка систематизации знаний о психике была сделана философом-энциклопедистом Аристотелем (384 – 322 гг. до н.э.), которого по праву считают основателем не только психологии, но и целого ряда других наук. Заслуга Аристотеля состояла в том, что он первым постулировал функциональную взаимосвязь души (психики) и тела (организма). Сущность души, по Аристотелю, – реализация биологического существования организма. Учение Аристотеля заложило основы нового психологического мировоззрения – душа перестала трактоваться как мифологический двойник тела и впервые была осмыслена как организующий механизм жизнедеятельности живых организмов. Аристотелю принадлежит заслуга в разработке таких проблем психологии, как ощущения, представления, активность психики, психический образ, основные ассоциации (связи) по сходству, смежности и контрасту. Аристотель одним из первых на многие века определил содержательную сторону психологического знания: рациональное, чувственное, волевое.

Значительный вклад в развитие представлений о естественнонаучной основе психологии внесли древнегреческие, древнеримские и древневосточные врачи.

Древнегреческий врач Гиппократ (460 – 370 гг. до н.э.) – основоположник научной медицины, обогативший медицинскую психологию врачебной этикой, а психологию учением о темпераментах. В Ш в. до н.э. александрийские врачи Герофил и Эразистрат отделили нервы от сухожилий и связок и установили их взаимосвязь с работой мозга. Римский врач Гален (II в. до н.э.) расширил представление о физиологической основе психики, приблизился к понятию сознания, расчленил движения на произвольные и непроизвольные.

Античные ученые поставили проблемы, веками направляющие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, разумное и иррациональное и мн. др.

Мостиком, связующим античную философию и философию Средневековья, явилось неоплатоническое учение Плотина (III в.), впоследствии развитое Августином Блаженным (IV – V в.). В учении последнего понятие души приобретает религиозное содержание и понимается им как божественная, вечная и независимая от материи сущность.

В эпоху Средневековья значительных успехов достигла арабоязычная наука, ассимилировавшая культуру эллинов, народов Средней Азии, Индии и Китая. Крупнейшими представителями являются Авиценна (Ибн-Сина, 980 – 1037) и Аверроэс (Ибн-Рушд, 1126 – 1098). В трудах этих ученых проводится мысль об обусловленности психических качеств естественными причинами, о зависимости психики от условий жизни и воспитания. Душа отныне становится объектом исследования медиков.

С усилением роли религии (христианства католического) в общественной жизни Европейского континента понимание сознания, психики человека начинает приобретать все более идеалистическую, религиозно-богословскую окраску. В эпоху Средневековья церковно-богословская концепция души становится определяющей, в том числе и под влиянием инквизиции.

В эпоху Возрождения переход от феодальной культуры к буржуазной в значительной степени решил проблему освобождения науки и искусства от догматов и ограничений церкви. Активно стали развиваться естественные, биологические и медицинские науки, возрождаться и преобразовываться различные виды искусств. Эпоха Возрождения привнесла новое миропонимание, в котором культивировался исследовательский подход к явлениям действительности. Было создано общество естествоиспытателей, возрос интерес к психологии творчества, человеческой личности. Приоритетное значение в науке получило экспериментирование.

2-й этап. В XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Душа начинает трактоваться как сознание, деятельность которого непосредственно связана с работой мозга. Формируются принципы научного познания, которые переносятся и на изучение человека. Отныне природа рассматривается как грандиозный механизм, действующий по физическим законам, а человек – как особый механизм, в котором уже нет места для мистической души. Выдающийся мыслитель нового времени Френсис Бэкон (1561 – 1626) обосновал идею о решающей роли эксперимента в научном познании, накопления экспериментальных знаний, их анализа и обобщения.

Становление психологических воззрений в этот период связано с деятельностью ряда ученых. Выдающийся французский ученый, математик, философ и физиолог Рене Декарт (1596 – 1650) заложил основы детерминистской концепции поведения и интроспективной концепции сознания. По мнению ученого, причина поведенческой активности человека лежит вне его и определяется внешними факторами, а сознание не принимает участия в регуляции поведения. В своем учении Р.Декарт противопоставляет душу и тело, утверждая, что существуют две независимые друг от друга субстанции – материя и дух. В истории психологии –это учение получило название дуализма (от лат.dualis – двойственный). Введя в науку понятие рефлекса (отражения), Р.Декарт впервые объяснил психические проявления как материально обусловленные отражательно-регуляционные рефлекторные процессы. На основе его взглядов в психологии возникли важнейшие ее понятия – рефлекса и ассоциаций. Декарт ввел в науку и понятие сознания (как непосредственное знание души о себе), а также наметил путь познания сознания. Сознание есть то, по мнению ученого, как оно выступает в самонаблюдении.

Попытку преодолеть дуализм и механические представления Р. Декарта о психике предпринял нидерландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632 – 1716), который отстаивал идею единства мира, считая, что сознание является такой же реальностью, как и материальный мир. Б. Спиноза утверждал, что «порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей» и что все духовные явления порождены действием мате-риальных причин и законов. Он убедительно обосновал один из ведущих принципов научной психологии – принцип детерминизма.

Выдающийся немецкий мыслитель Готфрид Лейбниц (1646 – 1716) ввел понятие бессознательной психики, полагая, что в сознании субъекта непрерывно идет скрытая от него работа психических сил в виде особой динамики неосознаваемых восприятий.

В XVII – XIX вв. широкое распространение получила так называемая эмпирическая психология. Одним из родоначальников эмпиризма является английский философ Джон Локк (1632–1704), исповедовавший опытное происхождение всей структуры человеческого сознания. В самом же опыте Д. Локк выделил два источника: деятельность внешних органов чувств (внешний опыт) и внутреннюю деятельность ума, воспринимающего собственную работу (внутренний опыт). Сознание, по Локку, – это восприятие человеком происходящего в его уме. Этот постулат Локка стал исходной базой двухвекового господства в психологии парадигмы интроспекционизма.

Д. Локку принадлежит заслуга введения в науку понятия «ассоциация», под которой понимались сочетание, связь идей. После Д. Локка в психологии утвердился всеобщий объяснительный принцип человеческой психики – принцип ассоциации (связи) идей, образов. Понятие об ассоциации стало наиболее простым и универсальным объяснительным механизмом формирования и приобретения человеком опыта.

В XVIII в. появилась ассоциативная теория, возникновение и развитие которой связано с именем Дейвида Гартли (1705 – 1757). Установленные им закономерности образования ассоциаций – смежность воздействия и частота их повторения – стали, по существу, первыми закономерностями психологии. Д. Гартли обогатил психологию многими основоположениями, а его научные идеи оказали решающее влияние на последующее развитие психологии.

Немецкий ученый Христиан Вольф (1705 – 1757) издал первые крупные научно-психологические труды «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734) и ввел в научный оборот термин «психология».

Крупные достижения в психологии в XVIII в. неразрывно связаны с достижениями в естествознании, кардинальными изменениями в мировоззрении, философском осмыслении бытия. Возникает концепция историзма: жизнь людей соотносится с развитием общества как закономерного исторического процесса. Появляются первые ростки понимания культурно-исторической обусловленности индивидуальной психики. Отныне психика человека начинает рассматриваться в соотношении не только с телом и мозгом человека, не только с окружающей средой, но и с культурно-историческим развитием общества.

Конец XVIII – начало XIX в. характеризуется крупными изменениями в исследовании нервной системы, физиологии головного мозга, органов чувств.

Кардинальное значение в этой области имели исследования чешского физиолога Йиржи Прохазки (1749–1820). Он впервые дал классическое определение рефлекса и показал, что рефлекс возникает лишь на те раздражители, которые имеют для организма приспособительную значимость. Й. Прохазки установил, что по рефлекторному принципу функционируют все отделы нервной системы (как низшие, так и высшие), и все формы психической деятельности направлены на приспособление организма к условиям окружающей среды, подчиняясь общему закону «сохранения живого тела». Психика понимается им как способность дифференцировать внешние воздействия, оценивать их в соответствии с потребностями организма и на основе этого осуществлять избирательные, приспособительные действия. На основе исследований и концептуальных обобщений, сделанных Й. Прохазкой, нейрофизиологи обратились к изучению «рефлекторной дуги».

Огромную популярность приобретает френология (от гр. «френ» – душа, ум), автором которой является австрийский анатом Франс Галль (1758–1829). Он предложил карту мозга, в соответствии с которой различные способности размещены в определенных участках. Френология побудила ученых к экспериментальному изучению размещения, локализации психических функций в головном мозге. Ф. Галль считал, что извилины в коре больших полушарий головного мозга и являются местом локализации «умственных сил».

Теория эволюции Чарльза Дарвина (1809 – 1882), появившаяся в середине XIX столетия, анатомически сблизила человека и животных и объяснила общность их телесного устройства. В своих трудах («Происхождение человека», 1870; «Выражение эмоций у животных и человека», 1872) Ч. Дарвин анализирует психику человека, сравнивает ее с психикой животных и приводит убедительные доводы к доказательству того, что эмоции есть не только у человека, но и у животных. В рамках дарвинизма возникла одна из основных категорий психологии – категория поведения . В работе «Происхождение видов» (1859) ученый показал роль приспособительных механизмов и внутривидовой борьбы в биологическом развитии. Под влиянием дарвинизма возникают новые отрасли психологии: зоопсихология, генетическая, сравнительная.

Естествоиспытатели первой половины XIX в. обеспечили открытие ряда психофизиологических закономерностей и содействовали изучению психических явлений естественнонаучными методами, способствовали становлению психологии как научно-экспериментальной отрасли знаний.

Основателем экспериментальной психологии стал немецкий философ, психолог и физиолог Вильгельм Вундт (1832 –1920), создавший в Лейпциге первую в Европе экспериментально-психологическую лабораторию, ставшую вскоре Международным центром психологических исследований. Благодаря исследованиям В. Вундта к концу XIX столетия экспериментальная психология получила развитие во многих странах мира. Впоследствии в Германии были открыты еще несколько лабораторий
(в Геттингене, Бонне, Берлине, Бреславле и Мюнхене).

Следует отметить, что все крупные достижения в развитии психологии были неразрывно связаны с достижениями в естествознании, кардинальными сдвигами в мировоззрении, новым философским осмыслением бытия.

3-й этап. Важную роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знания сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики.

В начале XX в. основатель бихевиоризма Д. Уотсон предложил программу построения новой психологии. Бихевиоризм признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание как явление, не поддающееся наблюдению, было исключено из сферы бихевиористской психологии.

4-й этап. Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знания, обслуживающую интересы практической деятельности человека. Особенности развития психологии как науки отражены на рис. 1.

Научные течения в психологии различаются по своему предмету, изучаемым проблемам, понятийному полю, объяснительным схемам. Психологическая реальность человека предстает в них под определенным углом зрения, отдельные стороны его психической жизни выступают на первый план, изучаются основательно и детально, другие либо совсем не изучаются, либо получают слишком узкую интерпретацию.


Рис. 1. Особенности развития психологии как науки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тверской Государственный Университет

Кафедра: отечественной истории

Реферат на тему:


«История развития психологического знания и основные направления в психологии»

Подготовила студентка IV курса ОЗО М.М. Чикунова

Проверил :_______________

Тверь 2007 г.


Глава I. Основные исторические этапы развития психологического знания.

  1. Первый этап: психология как наука о душе.

  2. Второй этап: психология как наука о сознании .

  3. Третий этап: психология как наука о поведении.

  4. Четвертый этап: психология как наука о фактах, закономерностях, механизмах психики.

  1. Бихевиоризм.

  2. Психоанализ.

  3. Гештальтпсихология.

  4. Гуманистическая психология.

  5. Трансперсональная психология.

  6. Онтопсихология.

  7. Тенденции и перспективы развития психологической науки.
Заключение.

Список литературы.

Введение
Психология имеет многовековую историю: первые научные представления возникли в VII в. до н. э. Поэтому встает вопрос о периодизации истории психологии, задачей которой является расчленение этого процесса, выделение этапов, определение содержания каждого из них.

В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а точнее (VI в. до н. э. – сер. XIX в.); второй – когда психология развивалась как самостоятельная наука (сер. XIX в. – настоящее время).

В последних главах будут более подробно рассмотрены темы развития психологической науки, а также ее основные направления, перспективы и тенденции развития отечественной и зарубежной психологии.
Глава I. Основные исторические этапы развития психологического знания

1.1 Первый этап: психология как наука (Аристотель, Демократ, Платон)
Аристотель в своем трактате «О душе» выделил психология как своеобразную???обнаять знания и впервые выдвинул идею о неразделимости души и тела.

Душа, по Аристотелю, есть форма живого органического тела. Душа делает тело живым. В душе – причина – основа всех проявлений живого тела.

Душа как форма тела означает, что она есть суть тела, причина и цель всех его действий. Душа неразрывно связана с телом: она есть??? тела. Действует не душа, а соответствующее тело, но тело одушевлённое.

Главная функция души – реализация биологического сосуществования организма. Центр «психе?» находится в сердце, когда поступают впечатления от органов чувств. Они сообразуют источник, которые, сочетаясь между собой в результате рассудочного явления, подчиняют себе поведение. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений создаёт память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является???разум), привносимый извне в виде божественного разума.

Таким образом, душа проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, разумной.

Высшие способности возникают из низшего и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущения, оставляющие след в виде представлений-образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трёх направлениях: по сходству, по сложности и контрасту. Тем самым он указал основные виды связей – ассоциаций психических явлений.

Демокрит понимал душу как причину движения тела. Душа понимается как продукт распределения атомов в теле. Демокрит приписывает душе движение в материальном смысле как пространственное перемещение. Душа, по мнению Демокрита, смертна и уничтожается вместе с телом. Он считал, что душа принадлежит всем, даже мёртвому телу. Характерно, что отличая душу от тела, Демокрит считает её телом, хотя и особым телом.

Началом и источником познания являются ощущения и восприятие. Они дают знание о вещах. Демокрит называет чувственное познание «тёмным» родом познания. Для Демокрита характерно такое понимание процесса познания, при котором его чувственная ступень не отрывается от мышления, хотя они, безусловно, различаются.

Чувство рассматривается в системе атомистического материализма в связи с этическими проблемами, как основание для этики. Демокрит различал удовольствие и неудовольствие, как показатели полезного и вредного. Целью жизни он считал «спокойное состояние духа, которое не тождественно удовольствию. Достижение этой цели состоит в умеренности и гармоничности жизни.

Проблема воли разрешается Демокритом на основе учения о необходимости и случайности. Всё существующее в жизни подчинено необходимости. По Демокриту, ничего не происходит случайно и для всего есть некая причина. Демокрит отвергает идеалистическое учение о целесообразности в природе и движения души всецело обуславливаются извне.

Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону душа – это что-то божественное, отличающееся от тела, и она существует прежде, чем соединяется с тем. Она есть образ и истечение мировой души. Это начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда последнее заковывает её тело раздираемо?? Различными желаниями и страстями, оно заботится о пропитании, подвержено болезням, страхам, соблазнам. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество в груди, вожделение – в брюшной полости.

Гармоническое единство разумного начала придаёт целостность душевной жизни человека. Душа обитает в теле, а после смерти вступает в божественный «мир идей». И в зависимости, какой образ жизни вёл человек, после его смерти душу ждёт различная судьба.


    1. Второй этап: психология как наука о сознании
(Декарт, Гоббс, Локк, Гартли)
В XVII веке с именем Р.Декарта связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Декарт пришёл к выводу о различии между душой человека и его телом. Он говорил о делимости тела и неделимости духа. Однако душа способна производить в нём движения. Это породило собой проблему, названную психофизической. Декарт создал теорию, объясняющую поведение на основе механической модели. Движение возникает в результате воздействия предмета на тело, которое механически приводится к мозгу, а от мозга – к мускулам.

Объяснение непроизвольных движений представляет исторически первую попытку рефлекторного принципа.

Таким образом, понятие «душа» стало превращаться в «разум», а позднее в сознание. Фраза «я мыслю – значит, я существую» стала основой постулата, утверждавшего: первое, что человек обнаруживает в себе, - это его сознание.

Английский философ Дж. Локк рассматривает душу как пассивную, но способную к восприятию среду. Под воздействием чувственных впечатлений она начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввёл понятие «ассоциаций». Изучение взаимоотношений души и тела при этом уступает место вниманию к умственной деятельности и сознанию. По его мнению, существует два источника знаний: объект внешнего мира и деятельность ума, которая познаётся с помощью рефлексии.

Т.Гоббс выступил против учения Декарта о двух субстанциях. Субстанция и тело означает одно и то же. Человек – это тело в ряду множества природных тел . Его движения – это реальность. Сознание – параллельно возникающие проявления этих движений. Ощущения – это проявление движений в органах чувств.

Таким образом, психика – тень реальных материальных процессов – она эпифеномен. Всю психику Гоббс сводит к образам. Начало всех представлений – ощущения. Идеи, которые не могут быть выражены в образах, пустые звуки.

Чувства и воля – вторая, кроме познания, составляющая сознания.

Учение Гоббса о способностях подразумевает отсутствие врождённых преимуществ людей перед друго??

От эпифеноменализма Гоббса начинается бессубъектная психология, в которой сознание рассматривается как???мическое сплетение его содержаний.

Д. Гартли дал первую законченную систему ассоциативной психологии. В главном труде «О человеке, его строении, его обязанностях и его упованиях» (1745г.) – Гартли развивает учение о психике как естественном начале. Все духовные способности объясняются через обращение к органической структуре мозга. Существует три основных простейших элемента жизни: сенсации (ощущения), идеации (идеи ощущений), аффекции (удовольствия, неудовольствия). Из этих трёх элементов строится душевная жизнь с помощью механизма ассоциации, которые являются пассивным отражением нервных связей в мозгу. Психика не является врождённой. Врождённые только способность к аффектам, а также возможность получать ощущения. Всё, что есть в душевной жизни человека, является продуктом воспитания.


1.3 Третий этап: психология как наука о поведении

Выделение психологии в самостоятельную науку в 60-х гг. XIX в. Сопровождалось интенсивным развитием экспериментальных исследований.

Широкое развитие эксперимента в психологии происходило под влиянием естествознания. В разных странах развитием этих исследований происходило своеобразно. В 1879г.??? в Лейпциге открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию, а в 1885г. В.М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

В области сознания, полагал Вундт действуют особая психическая причинная, подлежащая научному объективному исследованию?? Сознание было разбито на психические структуры, простейшие элементы: ощущения, образы и чувство. Это направление назвали структурамистским.

У.Джеймс предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека (функционалистский подход). Психология, по мнению функционалистов, является «полезной??о функциях сознания».

В России у истоков экспериментальной психологии стояли врачи-психиатры: В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, А.А. Токарский, П.И. Ковалевский, И.А. Сикорский и др. В их лабораториях велись исследования по широкому кругу проблем, включая, кроме психологических, анатомию и физиологию нервной системы, псих??трию.

Н.Н. Ланге установил, что самонаблюдение не может уловить стадии процессов восприятия и внимания, не позволит вскрыть законы изучаемых процессов.

А.Ф. Лазурский разработал метод естественного эксперимента, который заключается в наблюдении по специальной программе за испытуемым в естественных условиях. Наряду с лабораторными приёмами он позволяет исследовать личность человека, его характер и интересы.

Большой вклад в становление отечественной научной психологии внёс И.М. Сеченов. В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов.

Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г.И. Чекнакову (создание психологического института в 1912г.), В.И. Бехтереву, И.П. Павлову.

В 1913г. Дж. Уотсон объявил о необходимости объективных экспериментальных методах изучения. Психология, в данном случае, является наукой о поведении, а все понятия, связанные с сознанием, следует исключить из обихода.

Важными заслугами являются: внедрение объективных методов регистрации и?? внешних реакций, процессов, открытие закономерностей научных, реакций поведения.

Основными недостатками этого подхода являются – игнорирование процессов сознания, недооценка способности психической деятельности человека.
1.4 Четвёртый этап: психология как наука о фактах, закономерностях, механизмах психики
Соприкосновение с практической жизнью привело к развитию прикладной психологии.

Наибольшее развитие получили медицинская и педагогическая психология, в меньшей степени – исследования в обкатке торговли, ??, общественной жизни.

Герман Эббингауз в работе о капитале (1885г.) впервые сформулировал законы памяти на основе собственно психологического эксперимента. Он ввёл два метода исследования памяти: метод заучивания и метод сбережения .

Крупным исследователем памяти был Г.Э. Мюккер. Он сделал вывод о том, что в памяти действует установка на запоминание (смысловая работа над текстом обеспечивает его запоминание).

Экспериментальная разработка мышления составила предмет и задачу исследователей Вюрубургской школы, которую возглавлял О.Кюльне.

Одной из первых работ была работа К. Марбе, что процесс суждения протекает в форме мыслей.

Другой проблемой этой школы был анализ деятельной стороны мышления. Г. Уотт?? Описал мышление как специфический процесс решения задачи.

Большое развитие в Германии получили прикладные исследования. Эмиль Крешлин в клинике ассоциативный эксперимент показал различия в характере ассоциаций при шизофрении и маниакально-депрессивном психозе. Ему принадлежит?? составления схем исследования личности.

Э. Меймон спровозгласил возникновение экспериментальной педагогики. Важное место заняла психология в юридической практике.

Во Франции кроме педагогики (А.Б?? использовал тесты для определения индивидуальных способностей ребёнка), другой областью прикладных исследований была медицина, особенно психиатрия и неврология.

Ж.М. Шарко выделил истерию как заболевание и объяснил её симптомы – параличи, признаки – физиологическими признаками.
Глава II. Основные направления в психологической науке.
2.1 Бихевиоризм
Основателем бихевиоризма стал Дж. Уотсон (1878-1958). Он объявил предметом психологии поведение.

Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Всё, что не поддаётся объективной регистрации, не подлежит изучению. Происходящее внутри человека изучить невозможно. Задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определённую реакцию.

Личность, с точки зрения бихевиористов, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Изменяя стимулы и подкрепление (похвала и пр.), можно программировать его на требуемое поведение. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между «стимул-реакция» усиливается, если есть подкрепление.
2.2 Психоанализ
Это направление получило своё название по имени основателя З.Фрейда (1856-1939гг.). В психологической жизни он выделял три уровня: сознание (ощущения, ?? в конкретный момент времени), предсознание (доступная память), бессознательное) инстинкты, эмоции и пр.).

По Фрейду, психика человека состоит из 3-х уровней: Оно, Я, Сверх-Я.

Оно – бессознательная часть психики.

Я – уровень сознания.

Сверх – Я??? носители моральных стандартов.

На Я воздействуют: Она Сверх-Я – общество.

Для спасения от конфликта между Я и Оно, Фрейд выделил следующие защитные механизмы: вытеснение желаний (непроизвольное удаление неприятных желаний, чувств в область бессознательного), отрицание, рационализацию (бессознательная попытка оправдать своё поведение), противодействия, проекция, замещение, изоляция, регрессия (возвращение на ранний способ реализования).
2.3 Гештальтпсихология
Гештальтпсихология возникла в Германии, благодаря усилиям Т. Вертгейнера, В.Кепера, К.Левина, выдвинувших программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальств). Сторонники этого направления выступили против ассоциативной психологии В. Вундта, трактовавшей сложные психологические феномены как выстроенные ассоциативные образы из простых.

Понятие о генштальте появилось, когда стали изучать сенсорные образования. Тогда и обнаружилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования компонентам (ощущениям).

Мышление состоит в усмотрении, осознании структурных требований, вызванных элементами проблемной ситуации, и в действиях , которые соответствуют этим требованиям. Построение сложного психического образа происходит в генштальте. Это особый психический акт мгновенного схватывания отношений (структуры) в воспринимаемом поле.
2. 4 Гуманистическая психология
Виднейшими представителями этого направления являются Г. Олппорт, Г.А. Мюррей, Г. Мэррари, К. Роджерс, А. Маслоу. Предметом психо?? исследований является здоровая творческая личность.

Цель личности – не потребность в гомеостазе, как полагает психоанализ, а самоосуществление. Человек открыт миру; наделён потенциалом к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, влияние??? смысл – именно эти понятия характеризуют базисные потребности человека.

Своеобразной ветвью гуманистической психологии является духовная??. Духовность открывает человеку доступ к любви, совести и чувству долга.
2.5 Трансперсональная психология
Основоположниками данного направления можно считать К.Г. Юнга, Р. Ассаджиони, А. Маслоу.

Трансперсональная психология рассматривает человека как духовное космическое существо, неразрывно связанное со Вселенной, космосом, человечеством, обладающим доступом к общемировому информационному космическому полю. Благодаря бессознательному он соединён с бессознательной психикой других людей, а также с космической информацией, с мировым разумом.


2.6 Онтопсихология
Онтопсихология является наукой о субъективности. Онотопсихология родилась родилась из осознания, из опыта «ощущения неудачи». Бытие, которое признаётся всеобъемлющим. Всесторонне изучая историю – культрную эволюцию человека онтопсихология открыла существование на глубинном уровне некоего народа, за которым человек начинает испытывать чувство утраты.

Онтопсихология занимается изучением бытия в психике человека. «Онто» обозначает точку, в которой «я существую». Из своего «Здесь – Бытия» человек может познать любую истину, потому что вне феноменологических различают и???

Итак, онтология познаёт человека с точки зрения его «тканевой сущности»: в радости или в горе. Там, где она наиболее ярко выражена, она является стыком с действительностью.
2.7. Тенденции и перспективы развития психологической науки
Одним из современных тенденций развития отечественной психологии является деятельностный период

Заметной особенностью современной отечественной психологии является тенденция выравнять искажения, которые имели место после 1917г. в виде нарушения преемственности в развитии отечественной науки и её изоляции от мировой.

Другой особенностью психологии постсоветского периода является её сближение с практикой.

В целом же положение психологии обуславливается как крупное, явившееся результатом её построения по образцу естественной науки.

Современная зарубежная психологическая наука концептуально разрознена. Следует отметить тенденции к интеграции различных психологических теорий и подходов в исследованиях конкретных проблем, в анализе фактического материала.

В данный момент наблюдается практическая ориентация психологии и непрерывное расширение сфер практического прикрепления психологических разработок в решении важных социальных задач .

Говоря о перспективах развития современной психологической науки, нужно отметить, что в настоящее время психология стала востребованной наукой. Она представляет реальный интерес для различных видов современной социальной практики – для копилки, ?? права, медицины, образования, военного дела. Значительных масштабов достигла деятельность психологов-консультантов, психологическая служба в школе.

Необходимо отметить работу психологии параллельно с религией над проблемами психики человека, что имеет большое значение в настоящее время.

Психологическая наука заняла прочное место во всех областях жизнедеятельности человека.

Заключение
Итак, в своём развитии психологическая наука прошла четыре этапа.

На первом этапе была впервые выдвинута идея о неразделимости души и живого тела.

На втором этапе провозглашена?? с различием между душой человека и его телом. Душа???, но способна к восприятию средой.

На третьем этапе произошло выделение психологии в самостоятельную науку (60г. XIX в.) и было положено начало экспериментальному изучению психики на этапе изучения поведения человека.

На четвёртом этапе психология изучала формы, закономерности и??? психики. Началось развитие психологии в качестве прикладной области знаний.

Большое влияние на современную психологию оказали следующие направления в психологической науке: бихевиоризм, гентштальтпсихология, психоанализ, гуманистическая психология, трансперсональная психология, онтопсихология.

Бихевиоризм, не смотря на недостатки (недоучёт способности психической деятельности человека) способствовал внедрению объективных методов регистрации и анализу внешних реакций, открытию закономерностей получения и т.д.

Гештальтпсихология разработала понятия психологического образа, утвердила системный подход к психическим явлениям

Психоанализ ввёл в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др.

Трансперсональная психология признала значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции сознания.

Гуманистическая психология обнаружила наличие духовного изменения в людях, добивающихся самореализации.

Итак, пройдя несколько этапов в своём развитии, каждый из которых внёс весомый вклад в развитие, психологическая наука продолжает развиваться и в настоящее время. На данный момент психология является весьма востребованной в нескольких?? областях общественной жизни наукой.


Список литературы

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1996.

  2. Гофруа Ж. Что такое психология. В 2-х кн. – М., 1996.

  3. Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности. -М.,2002.

  4. Немов Р.С. Психология: в 3-х кн. Кн.1. – М., 1996.

  5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1994.

  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. –СПб., 2000.

  7. Столяренко Л.Д. Основы психологии.

Устно-исторический проект «Храм преподобного Серафима Саровского в г.Твери»

«Шмылева Татьяна Ивановна староста храма преподобного Серафима Саровского в г.Твери. Решение заложить храм именно в микрорайоне Соминки появилось у нескольких прихожан. Одна из них – Пенькова Марина Николаевна была главным инициатором такого проекта. Почему? Потому что у нас Соминка – это район, опасный для людей в плане сект. У нас здесь есть и адвентисты, и бабтисты (церковь их здесь есть). Также была здесь церковь Муна. Действовали и другие мелкие протестантские организации, которые пытались завлечь некоторых наших граждан.

И потому для того, чтобы люди могли быть окормлены именно Православной церковью (исторически сложилось, что православие всё-таки для нас ближе), и тогда эта идея зародилась.

И вот с этим предложением Марина Николаевна Пенькова и я пришли к настоятелю прихода святой блаженной Ксении Петербуржской иерею Сергию Дмитриеву. Он нам объяснил, как написать письмо-обращение к владыке с просьбой людей, которые живут на Соминке и проживающих здесь в микрорайоне. И появилось такое письмо. Мы получили благословение владыки. Причём приход Ксении Петербуржской как раз взял под своё покровительство, можно сказать, на свой контроль, закладку и постройку храма.. И храм, он считался приписным к приходу, т.о. приходской храм.

В октябре 2003г. чин закладки храма был совершён владыкой Виктором, т.е. архиепископом Тверским и Кашинским. И при, правда, не большом скоплении, стечении людей, ну, во всяком случае, люди близлежащих деревень Киселево, посёлка, который в районе Тверцы называется (на улице Волынской), близлежащие коттеджи, которые построены нефтяниками, в общем с радостью которые восприняли, что здесь бедный храм.

Почему именно это место выбрано? (т.е. этот храм довольно удалён от магистралей городских, как бы на окраине).

Здесь недалеко были два храма в своё время на Волынском кладбище: Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, Храм Успения Пресвятой Богородицы. Один храм был разрушен в 41г. во время войны, а другой во время хрущёвской оттепели, как раз, когда были сильные гонения на Православную церковь. И здесь осталось место здесь похоронены на кладбище многие знаменитые православные люди, меценаты и купцы, и просто очень верующие люди, которые помогали в своё время возводить храмы г.Твери. До сих пор живы дочери последних священников, разрушенных храмов, которые помогали собирать по крупицам, восстанавливать историю. Настоятелем нашего прихода, я уже говорила, является иерей Сергий Дмитриев. У нас в приходе на сегодняшний день четыре храма: Храм Ксении Петербуржской в Юности, домовая церковь священномученика Феоктиста в Юности, храм иконы Божьей Матери Неувядаемого цвета в Черногубове, храм преподобного Серафима Саровского. А вот ответственным священником за наш храм является иерей Геннадий Подворный, который в основном здесь служит и который является??? людей, которые ходят в этот храм.

Но наш храм ещё индивидуален почему, потому что он является точной копией нашего храма, который существовал в Нектарьевой пустыни.

(Интервьюер: Каким образом люди узнавали о храме?)

В своё время, когда только собирались храм строить уже несколько человек, которые уже образовали начальную общину и которые хотели, чтобы храм здесь был, расклеивали объявления по микрорайону Соминка на подъездах, опускали объявления в почтовые ящики и, таким образом узнавали о строительстве храма. Проходила информация о строительстве в СМИ обязательно о каждом событии (о закладке, о каких-то событиях, которые здесь происходили) и в газете «Тверской мирянин».

(Интервьюер: Каким образом складывалась православная община храма?)

Сначала на первом молебне Серафиму Саровскому, который служение?? на улице, иконочка ставилась на дерево и было нас три человека: Марина Николаевна, я и батюшка. Это первый молебен с настоятелем. Потом стали люди приходить на молебен и читать акафист на улице около дерева. Потом, когда уже поставили поклонный крест, около креста поклонного читался акафист на улице (инт.: т.е. постепенно?) Да, постепенно. Но всё равно, наверно, но молитвам, как бы заступничеством Серафима Саровского за такой короткий срок возвестил всё-таки храм и уже крепкая община сложилась. Это только с Божией помощью .

(Интер.: Каким образом организовывалась приходская жизнь храма?)

Сначала прихожане помогали охранять просто территорию, потому что здесь было много актов вандализма просто по отношению к православным захоронениям, которые здесь на местном кладбище находятся. Здесь собирались сатанисты на свои оргии.

Поэтому, когда стройматериалы стали привозить, появилась опасность, что их могут поджечь, унести, что-то испортить. Поэтому люди даже ночевали в машинах. Вот, допустим, первые общинники были охранниками одновременно и одновременно помогали поднести кирпичи, убрать мусор строительный. Т.е. в труде, в молитве и труде так и получалось.

(Интер.: Какие планы дальнейшие у храма есть?)

За три года (будем брать три года с октября по 2006г.) построен храм. Он начал бы действовать раньше, если бы его не подожгли. Но всё ??? у Господа. Поджёг послужил доброму делу. Больше людей узнали, что существует такой храм, потому что он пока единственный в Тверской области. Серафима Саровского храм. И после поджога мы решили увеличить по площади – построить трапезную часть уже кирпичную и обложить кирпичом, чтобы не было больше таких проявлений.

И во время строительства трапезной части были найдены останки людей в большом количестве. Прокуратура Тверской области завела уголовное дело. И, когда провели они расследование оказалось, что они принадлежат людям, которые были расстреляны, т.е. проведена экспертиза была, т.е. наш храм стоит на костях новомученников, тех, кто пострадал в 30-50-х гг. за веру православную.

А в целом вот храм стоит, службы совершенствуются регулярно. А в этом году было ровно два года на Благовещенье, как первая литургия отслужена была в храме.

И теперь строится дом Причта. Почему такая возникла необходимость? Район большой, храм не очень большой. Воскресная школа нужна (где-то нужно заниматься). И поэтому у нас в доме Причта будет кроме служебных помещений помещение для воскресной школы (для детей и для взрослых).

Также планируется музей новейшей истории Православной церкви. Как раз (поскольку у нас здесь много новомучеников, о которых молятся, а они за нас молятся перед Господом в свою очередь). Здесь будет музей об истории гонений на Православную церковь, как раз после революции и до к.60-х гг.

(Интер.: И также вы участвуете в организации канонических поездках?)

Да, но мы как раз приписной храм. Мы не сами организовываем, нас организовывает приход. У нас центр прихода находится в домовой церкви священномученика Феоктиста в Юности. И как только организовывается какая-то каноническая поездка обязательно наши прихожане участвуют в ней. Мы ездили и в Дивеево, но это раз в год мы ездим обязательно, ездили и в Почаев, и в Киево-Печерскую Лавру. И причём эти поездки иногда носят такой характер: мы привозим частичку мощей какого-то святого для того, чтобы люди, которые не имеют возможности выехать далеко, могли приложиться к святыне. У нас в храме несколько таких икон с частичками мощей и также в других храмах прихода.

У нас очень большой всегда крестный ход. Он молодёжный в общем-то, хотя там есть люди немолодого возраста. Его организовывает Тверской союз православных мирян, приход Ксении Петербуржской и молодёжный клуб «Сеятель» по берегам Тьмы, там, где были когда-то монастыри, т.е. по святым местам.

Но в планах нашей общины, нашего прихода – облагородить Волынское кладбище, поскольку это кладбище очень древнее. Здесь были захоронены меценаты, купцы, которые помогали возводить храмы в г.Твери или занимались?? благотворительностью. Как бы хотелось сохранить кладбище ещё и как интереснейший памятник. Тем более, что там находится могилка известной тверской блаженной Варвары.

И мы мечтаем о том, чтобы город нам в этом помог огородить саму территорию кладбища, расчистить его и сделать как раньше. Дочь последнего священника ещё жива. Елизавета Ивановна (по отцу Морошкина она была). Она вспоминала, что раньше по этому кладбищу???, т.е. ухожено и люди ходили туда. Кроме того, как почитали память усопших православных своих собратьев, они ещё там отдыхали.

Ну и ещё у нас мы хотим, чтобы не только и город участвовал, но ещё у нас на Соминке находится учебный центр УВД Тверской области, т.е. там учатся курсанты, которые приезжают со всей Тверской области. Многие из них православные, многие не просто православные, но и верующие настоящие. Они нам помогали и в раскопках, помогали и в строительстве, и в уборке территории.

И мы вот хотим их привлечь тоже по облагораживанию территории кладбища, поскольку это ещё и патриотическое воспитание. На самом деле у нас уже тесные связи завязались. Раз в месяц к ним приходит священник на при??, т.е. выпуск очередной проходит и священник всегда говорит напутственное слово: как служить надо сейчас в наше время в наших органах власти. И на территории учебного центра (мы заключили с ними договор) будет строиться небольшой храм преподобного Ильи Муромца, который известен как заступник Руси от набегов иноплеменных.

И мы будем молиться ему тоже. Поскольку на Соминке очень много сект и есть точки, где продают наркотики, неблагополучный статус молодёжи, поэтому, конечно, это необходимо.

Вот это наши такие планы.»


Интервьюер: Чикунова Марина Михайловна.

Респондент: Шмылёва Татьяна Ивановна.

Место и время проведения интервью:

Храм преп. Серафима Саровского на Волынском кладбище, 29.04.07г. 14.00-14.50ч.

Идея неразделимости души и живого тела, которую выдвинул великий философ Аристотель в трактате «О душе», стала основой для развития психологии. Так, первоначально психология выступала как наука о душе.

Слово «психология» образовалось из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), и оно впервые появилось в XVII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

На современном этапе развития психологии предметом является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать и регулировать свое взаимодействие с ним.

Таким образом, сформировались основные принципы психологии:

1) признание причинной обусловленности психических явлений материальной действительностью;

2) изучение психических явлений в развитии;

3) признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности;

4) исследование психики человека с учетом взаимосвязи биологических и социальных факторов. Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

1) научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

2) научиться управлять ими;

3) использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности;

4) быть теоретической основой практики психологической службы. Психология имеет связь и оказывает содействие развитию многих других наук;

5) выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

Отметим основные этапы развития психологии как науки.

I этап – психология как наука о душе (более 2 тысяч лет назад).

II этап – психология как наука о сознании (с XVII в. в связи с развитием естественных наук).

III этап – науки о поведении

IV этап – современность – науки о психике.

Первый этап характеризуется как этап науки о душе.



В данный период развития психологии психику человека рассматривали как нечто первичное, существующие независимо от материи. Это можно легко объяснить: в то время люди практически не имели никаких знаний о строении тела, поэтому считали, что душа, дух человека является чем-то сверхъестественным и дается человеку свыше, при этом душа дается человеку при рождении и покидает его при смерти, а также во время сна.

Считали, что душа имеет вид тонкого тела или существа, которое живет во всех органах человека. Позже, в связи с развитием религиозных взглядов, душа стала восприниматься как двойник тела, как бестелесная и бессмертная духовная сущность, связанная с «потусторонним миром», где она обитает вечно, покидая человека. Именно на основе этого возникли и развивались различные идеалистические системы философии. Наиболее яркими представителями данного направления являются философы школы Пифагора с острова Самос.

Гераклит (530–470 гг. до н. э.) вслед за философами милетской школы – Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом – говорит о материальной природе психических явлений и единстве души и тела. По его учению все вещи суть модификации огня. Все существующее, в том числе телесное и душевное, непрерывно изменяется.

Не только Гераклит раскрывал идею огня как основу существования мира, это встречалось и в работах древнегреческого мыслителя Демокрита (460–370 гг. до н. э.). Именно он был создателем атомистической модели мира.

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) видел понятие души намного сложнее. «О душе» – его первый трактат, который является специальным психологическим сочинением, которое долгое время являлось главным руководством по психологии. Следовательно, Аристотеля по праву можно считать основоположником психологии.

Впоследствии понятие «душа» все более сужалось до отражения преимущественно идеальных, и этических проблем существования человека.

Этический аспект души впервые был раскрыт учеником Сократа Платоном (427–347 гг. до н. э.). Именно в его работах был изложен взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию. Он считал, что душа существует наряду с телом и независимо от него. При смерти душа расстается с телом, и в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу ждет различная судьба: либо она будет блуждать вблизи земли, отягощенная земными элементами, либо отлетит от нее в идеальный мир.

На втором этапе развития психологии необходимо упомянуть об имени французского философа Рене Декарта (1569–1650). Именно он считается основоположником рационалистической философии. Его позиция известна в науке как «картезианская философия», или «картезианская интуиция».

Декарт считал, что человек с рождения, как губка, впитывает различные заблуждения и принимает на веру различные утверждения. Поэтому для того, чтобы получить истинные знания, необходимо все подвергнуть сомнению, даже информацию, получаемую с помощью органов чувств. Известное выражение, принадлежащее Декарту: «Мыслю, значит, существую». Отвечая на вопрос: «Что же такое мысль?», он говорит, что мышление – это «все то, что происходит в нас», все то, что мы «воспринимаем непосредственно само собою». В этих суждениях заключается основной постулат психологии второй половины XIX в.: первое, что обнаруживает человек в самом себе, – это его сознание.

Это учение получило название «дуализм». По мнению дуалистов, психические явления не являются функцией мозга, а существуют сами по себе, вне мозга, т. е. независимо от него. Основными представителями этого направления в психологии являются В. Вундт, Г. Эббингауз, Г. Спенсер, Т. Рибо, А. Бине и У. Джемс.

Именно это время связывают с появлением нового представления о предмете психологии. Следовательно, психика встала наравне с сознанием. Однако сознание еще долго рассматривали отдельно от всех других естественных процессов. Философы по-разному трактовали сознательную жизнь, считая ее проявлением божественного разума или результатом субъективных ощущений. Но всех философов-идеалистов объединяло общее убеждение в том, что психическая жизнь – это проявление особого субъективного мира, познаваемого только в самонаблюдении и недоступного ни для объективного научного анализа, ни для причинного объяснения. Такое понимание получило очень широкое распространение, а подход стал известен под названием интроспективной трактовки сознания.

Не случайно подход к рассмотрению психических явлений вызывал противоречия. С одной стороны, это связывали с тем, что сознание является замкнутым в самом себе, его невозможно изучить. С другой стороны, рассмотрение с такой стороны психических явлений не давало никаких практических результатов. Следствием этого стало то, что психология стала рассматриваться как некая умозрительная наука. Поэтому в противовес этому направлению возник бихевио-ристический подход, который стал рассматривать поведение в качестве предмета психологии.

А вот четвертый этап развития психологии связан со становлением отечественной психологической школы.

2) Психические явления и психологические факты



Новое на сайте

>

Самое популярное