Домой Лекарства Определение уровня развития словесно-логического мышления у девятиклассников. Для установления причины отставания в развитии и школьной неуспеваемости необходимы клинико-физиологическое обследование и анализ педагогических характеристик

Определение уровня развития словесно-логического мышления у девятиклассников. Для установления причины отставания в развитии и школьной неуспеваемости необходимы клинико-физиологическое обследование и анализ педагогических характеристик

Диагностика психического недоразвития и его выраженности требует обязательного использования методик, оценивающих состояние словесно-логического мышления, причем как качественно, так и количественно. Своевременное овладение умением осуществлять логические выводы, составляет важное условие успешного обучения.

Для указанных задач представляет практический интерес методика «Словесные субтесты». Она представляет собой модифицированный Л.И. Переслени, Е.М. Мастюковой и Л.Ф. Чупровым (1990) вариант вербальных субтестов Э.Ф. Замбацявичене (1984). Последние, в свою очередь, были сконструированы по принципу первых четырех вербальных субтестов теста интеллекта Р. Амтхауэра.

Название методики: «Словесные субтесты» (краткий вариант).

Источник: Чупров Л.Ф. Психодиагностический набор для исследования интеллектуальной недостаточности у детей младшего школьного возраста (краткое практическое пособие для психологов по использованию диагностической батареи). - М., О1М.К11, 2003.

Возраст обследуемых: младший школьный.

Цель: оценка уровня развития словесно-логического мышления.

Стимульный материал. Методика состоит из 25 проб-заданий. I субтест позволяет выявить осведомленность ребенка (5 заданий), II - сформированность операции классификации (на основе выделения пятого лишнего) (10 заданий), III - владение операцией установления закономерности по аналогии (5 заданий), IV - владение операцией обобщения (возможность подведения понятий под общую категорию) (5 заданий).

I субтест

0. Кролик больше всего похож на... кошку, белку, зайца, лису, ежа.

Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы: «Кролик больше всего похож на... кошку, белку, зайца, лису, ежа?»

1. Месяц зимы...

сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март.

  • 2. В году...
  • 24 месяца, 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 месяцев.
  • 3. Отец старше своего сына... часто, всегда, иногда, редко, никогда.
  • 4. У дерева всегда есть... листья, цветы, плоды, корень, тень.
  • 5. Пассажирский транспорт...

комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз.

II субтест

  • 0. Чтение, письмо, пятерка, рисование, математика. Одно слово здесь лишнее, его надо исключить. Какое слово здесь лишнее? Объясни, почему?
  • 1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
  • 2. Река, озеро, море, мост, пруд.
  • 3. Кукла, прыгалки, песок, мяч, юла.
  • 4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.
  • 5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.
  • 6. Курица, петух, орел, гусь, индюк.
  • 7. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
  • 8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.
  • 9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение.
  • 10. Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

III субтест

0. Поезд / машинист = самолет / (крылья, пропеллер, пилот,

небо, горючее)

Какое слово подходит к слову «самолет» так же, как слово «машинист» подходит к слову «поезд»?

  • 1. Огурец / овощ = гвоздика / (сорняк, роса, садик, цветок, земля).
  • 2. Огород / морковь = сад / (забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка).
  • 3. Часы / время = градусник / (стекло, больной, кровать, температура, врач).
  • 4. Машина / мотор = лодка / (река, маяк, парус, волна, берег).
  • 5. Стол / скатерть = пол / (мебель, ковер, пыль, доски, гвозди).

IV субтест

0. Чашка, ложка, кружка...

Как это все назвать вместе, одним словом?

  • 1. Окунь, карась...
  • 2. Огурец, помидор...
  • 3. Шкаф, диван...
  • 4. Июнь, июль...
  • 5. Слон, муравей...

Процедура проведения и оценка результатов. Обследование проводится только индивидуально. Время не ограничивается. Психолог читает пробы вслух, ребёнок читает их одновременно про себя (плохо читающему лучше предъявлять пробы на слух).

После прочтения первой части нулевого задания I субтеста ребенка спрашивают: «Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы?», зачитывают пять слов из второй части нулевого задания. Услышав правильный ответ, уточняют: понятна ли ребенку цель задания и переходят к первой пробе I субтеста. Просчитав, первую часть первой пробы I субтеста, спрашивают: «Какое слово подходит?» и после небольшой паузы зачитывают пять слов из второй части пробы. Если ответ правильный, решение оценивают в 1 балл. Если ответ неправильный, используют стимулирующую помощь: «Неправильно, подумай ещё» и зачитывают задание второй раз. За правильный ответ после второй попытки - 0,5 балла. Если ответ и со второй попытки неправильный, его оценивают в 0 баллов, но для этой пробы требуется выяснить понимание слова «всегда», что будет важно для решения третьей и пятой проб этого же субтеста.

После работы с инструктивным (нулевым) заданием II субтеста, психолог зачитывает первую пробу II субтеста и спрашивает: «Какое из слов лишнее?». Если ответ правильный, задает вопрос: «Почему?». При правильном объяснении - 1 балл, при ошибочном объяснении - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, то используют помощь, аналогичную описанной выше. Зачитывают пробу во второй раз. За правильный ответ и объяснение после второй попытки - 0,5 балла. При предъявлении 7, 8, 9, 10 проб II субтеста дополнительный вопрос «Почему?» не задавать.

После ознакомления ребенка на нулевой пробе с характером предстоящего задания в III субтесте, психолог приступает к первой пробе и предлагает подобрать к слову «гвоздика» такое, которое бы подходило к нему так же как слово «овощ» к слову «огурец». За правильный ответ с первой попытки - 1 балл, после стимулирующей помощи - 0,5 балла. Неправильный ответ после второй попытки - 0 балл.

Ознакомив ребенка с нулевым заданием IV субтеста, экспериментатор предлагает назвать подходящее слово для двух: «Окунь, карась. Как называются вместе, одним словом?». При правильном ответе - 1 балл, при неправильном ответе - предлагает подумать еще. При правильном ответе со второй попытки - 0,5 балла. Неправильный ответ после второй попытки - 0 баллов.

При заполнении протокола целесообразно ответы сразу записывать по следующей форме: 1 балл - знак «+»; 0,5 = 0,5; 0 баллов -знак «-». Такая запись не отвлекает внимание ребенка, и у него не возникает ассоциаций со школьной отметкой.

При обработке результатов для каждого ребёнка подсчитывают сумму баллов за первую и вторую попытки по каждому из субтестов и общую суммарную балльную оценку за все 4 субтеста в целом. Оценка успешности (ОУ) определяется по формуле:

ОУ = (X*100%)/25,

где X - сумма баллов, набранная за все 4 субтеста.

Уровень успешности определяется по таблице.

Уровни успешности выполнения «Словесных субтестов»

По данным Л.И. Переслени, Е.М. Мастюковой и Л.Ф. Чупрова (1989), среди нормально развивающихся школьников 8-9 лет не обнаружено детей с I уровнем успешности, у детей 7-8 лет он встречается только в 4% случаев. II уровень также редок в группе обычных школьников. У большинства из них встречается III и IV уровни.

По данным авторов, если ребенок 7-8 лет выполняет менее 50% заданий, то можно считать, что уровень словесно-логического мышления у него ниже, чем в норме. Для ребенка 8-9 лет на сниженный уровень умственного развития может указывать выполнение менее 65% заданий. В этих случаях речь идет о возможной ЗПР. Следует учесть, что низкие результаты будут получены также при изучении детей с общим недоразвитием речи и умственной отсталостью.

После количественного анализа результатов по методике, следует провести качественный. Он призван ответить на вопрос: какие мыслительные операции, и на какой ступени сложности доступны ребенку.

Например, чем ниже результаты по I субтесту (общая осведомленность), тем вероятнее факт социально-педагогической запущенности, которой подвергался ребенок в дошкольном возрасте.

Во II субтесте дается задача на классификацию. Необходимо отметить, способен ли ребенок отвлекаться от случайных и второстепенных признаков, от привычных отношений между предметами.

III субтест предполагает умозаключение по аналогии. Для выполнения этого задания ребенку необходимо уметь устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Выявляется, может ли ребенок устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении ряда задач, в которых аналогии строятся по разному принципу. Если ребенок в последующей задаче пытается выделять аналогию по принципу предыдущей задачи, то следует говорить об инертности психических процессов.

В IV субтесте ребенок должен показать операцию обобщения -назвать понятие, объединяющее два слова. Эта операция вызывает значительные трудности у детей с умственной отсталостью, а нормально развивающиеся сверстники выполняют пробу вполне успешно.

Название методики: «Изучение логического мышления».

Источник: Стрекалова Т.А. Особенности логического мышления дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. - 1982.-№ 4. С. 51-56.

Возраст обследуемых: старший дошкольный.

Цель: выявление возможностей формулировать суждения с понятиями «все» и «некоторые».

Стимульный материал и процедура проведения. Методика построена по принципу обучающего эксперимента. Процедура проведения состоит из трех частей.

В первой части проводится обучение, направленное на уточнение и противопоставление значения слов «все» и «некоторые» и формирование умения соотносить их с жизненной ситуацией. Предлагаются картинки с изображением отдельных предметов, которые различаются по цвету, материалу, функциональному назначению. Большую часть предметов должна составлять посуда. Ребенку последовательно задают 6 вопросов. Можно ли сказать, что:

  • 1. вся посуда синего цвета;
  • 2. вся посуда стеклянная;
  • 3. вся посуда - чашки;
  • 4. все предметы синего цвета - посуда;
  • 5. все стеклянные предметы - посуда;
  • 6. все чашки - посуда.

Если ребенок отвечает отрицательно на тот или иной вопрос, то его просят объяснить, почему нельзя так сказать, и как следует сказать правильно. Если он отвечает на вопрос неправильно (вся ли посуда синего цвета) или не знает как объяснить, ему дают два дополнительных задания, на которых обучают, в каких случаях следует говорить «вся посуда» и в каких - «некоторая посуда». Перед ребенком раскладывают картинки с изображением только синей посуды и добиваются понимания того, что в этом случае можно сказать: «Вся эта посуда синего цвета». Затем просят вспомнить, знает ли он посуду другого цвета, и если он затрудняется с ответом, добавляют к прежним другие картинки - новые, с изображением посуды зеленого, красного и желтого цветов. В этом наборе ребенок должен сформулировать суждение: «Некоторая посуда синего цвета». Если ребенок по-прежнему ошибается, экспериментатор объясняет, как сказать правильно и почему, а затем переходит к следующему вопросу.

При затруднениях детей в ответах на последующие вопросы повторяется аналогичное обучение с наглядной демонстрацией групп предметов; 1 вариант - все предметы обладали определенным признаком, 2 вариант - только некоторые обладают этим признаком. По шестому вопросу такая работа не проводится. Лишь объясняется, что чашки - это всегда посуда, что все чашки - посуда.

В зависимости от успешности ответа на основные вопросы, ребенок получает большее или меньшее число дополнительных заданий, но в сумме не более 16 (3 варианта первых пяти вопросов, включая исходный и шестой вопрос).

Во второй части определяются умения формулировать суждения с понятиями «все» и «некоторые» о новых, раннее не использовавшихся предметах (опять даются картинки с изображением предметов).

Здесь дается 6 основных заданий и по два дополнительных варианта для первого - пятого заданий (всего 16). Задания строятся по одной схеме. Перед испытуемым раскладывают предметные картинки и предлагают ему по поводу этих картинок вопросы типа: все или некоторые предметы обладают определенным признаком.

Задается 6 вопросов:

  • 1. Вся обувь резиновая или некоторая обувь резиновая?
  • 2. Вся обувь - сапоги или некоторая обувь - сапоги?
  • 3. Все черные предметы - обувь или...
  • 4. Вся обувь черного цвета или...
  • 5. Все резиновые предметы - обувь или...
  • 6. Все сапоги - обувь или некоторые сапоги - обувь?

Чтобы выяснить, насколько осмысленно ребенок отвечает, его просят обосновать ответ: в каком случае стоит сказать «все» и в каком - «некоторые».

В случае неверного ответа после основного задания даются два дополнительных, построенных по тому же принципу, что и в первой части (вариант, при котором все предметы обладают данным признаком, и другой вариант, при котором им обладают лишь некоторые предметы).

В третьей части - оценивают, как ребенок может самостоятельно строить суждения с понятиями «все» и «некоторые», опираясь на свои знания и прошлый опыт. Задания выполняются в форме игры «Добавь слово».

Экспериментатор произносит неполное предложение, в котором ребенок по своему усмотрению вставляет слово «все» или «некоторые», то есть проговаривает полное предложение (место, куда нужно вставить то или иное слово, не указывается). Называются следующие неполные предложения:

  • 1. Игрушки из пластмассы.
  • 2. Пластмассовые предметы - игрушки.
  • 3. Игрушки - куклы.
  • 4. Куклы -- игрушки.
  • 5. Мебель коричневая.
  • 6. Коричневые предметы - мебель.
  • 7. Мебель - стулья.
  • 8. Стулья - мебель.

Правильно выполненное основное задание оценивается 1 баллом, второй его вариант - 0.5 балла и третий вариант - 0.25. Подсчитывается процент успешности выполнения заданий. Общее количество баллов делится на количество заданий (20) и выражается в процентах.

По данным Т.А. Стрекаловой (1982), нормально развивающиеся старшие дошкольники показывают 95% успешности, дети с ЗПР - 77%, а дети с умственной отсталостью - лишь 25%. Таким образом, дети с ЗПР по умению формулировать суждения с понятиями «все» и «некоторые» ближе к норме.

Задание для самостоятельной работы

Подготовка стимульного материала.

Методика изучения словесно - логического мышления.

Цель: методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основ е теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра с целью исследов ания уровня развития и особенностей понятийного мышлен ия, сформированности важнейших логических операций.

Оборудование: опросник, включающий четыре вербальных субтеста.

Описание методики: в методику входят задания четырех типов, направленные на выявление умений ребенка осуществл ять различные логические операции с вербальным материал ом. Каждый субтест включает 10 заданий.

В состав первого субтеста входят задания, требующие от школьников навыков дифференциации существенных и несущ ественных признаков предметов и простейших понятий. По результатам субтеста можно также судить о словарном запасе "школьников.

Второй субтест представляет собой словесный вариант мет одики исключения «пятого лишнего». Результаты его проведения позволяют судить об уровне сформированности операц ий обобщения, абстрагирования, выделения существенных признаков предметов и явлений.

Третий субтест - задания на умозаключения по аналогии. Они требуют умственных навыков установления отношений и логических связей между понятиями.

Четвертый субтест также направлен на исследование важн ейшей для данной ступени интеллектуального развития опер ации обобщения.

Инструкции и порядок работы . Перед предъявлением конт рольных десяти заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных, Для того чтобы ввести детей в задач у, помочь уяснить суть предстоящей интеллектуальной работ ы. Во время выполнения контрольных заданий текст может зачитываться как самим психологом, так и детьми про себя. Возможно также комбинированное предъявление инструкции (сначала ее зачитывает психолог, затем дети повторно читают про себя). Наибольшие сложности у школьников обычно вызыв ает третий субтест. Инструкцию к нему нужно обязательно пояснить на разнообразных тренировочных упражнениях.

Текст инструкции дан вместе с текстами самих заданий в приложении.

Обработка полученных данных. Прежде всего каждый правильный ответ оценивается определенным баллом, в завис имости от своей изначальной сложности. Ниже мы приводим таблицу, в соответствии с которой оценивается каждый ответ школьника.

1 субтест

2 субтест

3 субтест

4 субтест

Следующим шагом обработки является подсчет общей суммы баллов, полученных каждым школьником по каждому суб тесту и всем четырем субтестам вместе. Данные по субтестам сравниваются с максимально возможным результатом, котор ый составляет:

для 1 и 2 субтеста - 26 баллов;

для 3 субтеста - 23 балла;

для 4 субтеста - 25 баллов.

Общий балл сравнивается с максимально возможным бал лом по данному тесту в целом (он составляет 100 баллов), и в соответствии с ним устанавливается уровень развития, словес но-логического мышления школьников:

100-75 баллов - высокий уровень развития;

74-50 баллов - средний уровень развития;

49-25 баллов - низкий уровень развития.

Представление и анализ индивидуальных данных. Подробн ый анализ индивидуальных данных возможен в рамках общ ей сводной таблицы, в которой фиксируется не только числ енный результат по каждому субтесту, но и отмечаются номера заданий, с которыми не справился школьник.

Как правило, в первом субтесте многие ученики 2-3-х класс ов допускают ошибки в заданиях 7-10, так как они требуют не только владения определенной логической операцией, но и конкретными предметными знаниями. Если же в дополнение к ним школьник плохо справился с остальными заданиями субт еста, мы можем говорить не только о низком словарном запас е, но и о несформированной операции выделения существенн ых признаков.

Во втором субтесте сложности часто возникают при выполн ении заданий 4, 5, 8, 10 (по изложенным выше причинам). Наиболее информативными именно с точки зрения владения операцией обобщения и сравнения являются остальные задан ия.

Третий субтест на практике часто оказывается наиболее сложным для младших школьников. Это связано как с достат очно необычной формой построения заданий, так и с теми треб ованиями к интеллектуальной деятельности, которые они предъявляют. Данный субтест информативен как с точки зрен ия развития понятийного мышления, так и с точки зрения понимания инструкции, навыков разнообразной интеллектуальн ой деятельности, наличия самого опыта подобного рода инт еллектуальной внеучебной деятельности.

При выполнении заданий четвертого субтеста дети часто допускают ошибки в 5, 7, 8-м заданиях, требующих не только навыков обобщения, подведения явлений или предметов под понятие, но и конкретных знаний окружающего мира. Они также информативны с точки зрения запаса знаний ребенка.

В целом индивидуальный анализ данных должен позволить выделить детей с общим низким уровнем развития понятийног о мышления или его отдельных компонентов.

Представлениё и анализ групповых данных. Анализ результатов, полученных по классу в целом, чрезвычайно важен для построения эффективного педагогического процесса. Прежд е всего, результаты фиксируются в следующих сводных табл ицах:

Фамилии школьник ов

1 субтест

2 субтест

3 субт ест

4 субтест

Общий

балл

Уров ень

развития

№ задания

Сумма баллов

задания

Сумма

баллов

Сумма

баллов

задания

Сумма

баллов

В таблице фиксируется, с какими именно заданиями не справ ился школьник (в графе «№ задания»).

Высокий уровень развития

Средний уровень развития

Низкий уровень развития

Кол-во школь-н иков

В данной таблице фиксируется число учеников класса, имею щих различный уровень развития словесно-логического мышл ения.

Качественный анализ данных осуществляется по следующ им направлениям:

- преобладающий уровень развития словесно-логического мышления в классе;

- наличие индивидуальных результатов, существенно отличаю щихся от средних по классу;

- наиболее хорошо развитые компоненты словесно-логическо го мышления (логические операции);

- наиболее слабо развитые компоненты словесно-логического мышления;

- словарный запас учеников и его особенности;

- интерес к интеллектуальной деятельности, отличающейся от принятых учебных форм.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ МЫШЛЕНИЕ

1 СУБТЕСТ

Продолжи предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркни его.

1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пугови ца)

2. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень)

3. В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев)

4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март)

5. В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец)

6. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, ни когда)

7.Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник)

8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкус ная)

9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень)

10. Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София)

2 СУБТЕСТ

Одно из пяти слов в ряду не подходит к остальным. Выч еркни его:

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка

2. Река, озеро, море, мост, болото

3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата

4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса

5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник

6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квад рат

7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей

8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

3 СУБТЕСТ

Найди среди пяти слов, написанных под чертой, одно, кот орое так же подходило бы к слову, написанному над черт ой, как подходят друг к другу слова соседней пары:

1. Огурец георгин

овощ сорняк, роса, садик, цветок, земля
2. Учитель врач

ученик очки, больные, палата, больной, термометр

3. Огород сад

морковь забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

4. Цветок птица
ваза клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья

5. Перчатка сапог
рука чулки, подошва, кожа, нога, щетка

6. Темный мокрый

с ветлый солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

7. Часы термометр

время стекло, температура, кровать, больной, врач

8. Машина лодка

мотор река, моряк, болото, парус, волна

9. Стул игла

деревянный острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

10. Стол пол

скатерть мебель, .ковер, пыль, доска, гвозди

4СУБТЕСТ

Подбери общее слово к двум, указанным в строчке .

1. Метла, лопата...

2. Окунь, карась...

3. Лето, зима ...

4. Огурец, помидор...

5. Сирень, шиповник...

6. Шкаф, диван...

7. День, ночь...

8. Слон, муравей...

10. Дерево, цветок...

Литература: Битянова М.Р., Азарова Ж.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. «Работа психолога в начальной школе», Москва, «Совершенство», 1998г.

Объект исследования: учащиеся 2-го и 3-го классов школы №534.

Предмет исследования: словесно-логическое мышление учащихся 2-го и 3-го классов.

Гипотеза исследования:

учащиеся 3-го класса превосходят учащихся 2-го класса по уровню развития словесно-логического мышления;

Задачи исследования:

Определить уровень развития словесно-логического мышления учащихся 2-го и 3-го классов;

Выявить особенности словесно-логического мышления учащихся 2-го и 3-го классов.

Методика исследования

Методика исследования включает тест «Исследование словесно-логического мышления детей 7-10 лет» (Э.Ф. Замбацявичене).

Для исследования использован только один тест, т. к. в его состав входят 4 субтеста, которые направлены на исследование различных операций мышления (1-й субтест - на выявление осведомленности; 2-й субтест - на классификацию; 3-й субтест - на исследование логического мышления, умозаключение по аналогии; 4-й субтест - на сформированность обобщения) и позволяет достаточно полно исследовать уровень словесно-логического мышления у детей 7-10-летнего возраста.

Описание теста

Исходный вариант данной методики - тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (1953 г.) состоит из 9 субтестов, применяемых как групповое испытание с 12-летнего возраста без ограничений.

Э.Ф. Замбацявичене разработала вербальные субтесты (по принципу, использованному Р. Амтхауэром), пригодные для обследования младших школьников. Предлагаемая ею методика включает 4 субтеста по 10 проб в каждой. Э.Ф. Замбацявичене не только полностью приводит словесные задания, способ их количественной оценки, но и результаты, полученные при обследовании различных выборок детей, обучающихся по массовой и специальной программам в литовских школах. Экспериментальная апробация предложенных Э.Ф. Замбацявичене субтестов на нормально развивающихся младших школьниках и проверка их пригодности для выявления особенностей словесно-логического мышления детей ЗПР (Л.И. Переслени, Е.М. Мастрюкова, 1986 г.; Л.Ф. Чупров, 1987, 1988 г.г.), позволила создать на их основе два модифицированных варианта методики - полный или основной (Л.И. Переслени, Е.М. Мастрюкова, Л.Ф. Чупров, 1989 г.) и краткий для проведения экспресс-диагностики (Л.И. Переслени, Е.М. Мастрюкова, Л.Ф. Чупров, 1989 г.).

Краткая характеристика субтестов.

1-й субтест направлен на выявление осведомленности.

Задания, составляющие этот субтест, подобны используемым в методике «Выявление существенных признаков». При качественном анализе результатов выполнения заданий выявляется способность испытуемого дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных и второстепенных, «некритичность и ненаправленность мышления… слабость абстрагирования». Задача испытуемого - закончить предложение одним из приведенных слов, осуществляя логический выбор на основе индуктивного мышления и чутья языка. В полном варианте 10 заданий, в кратком - пять. Такое же соотношение проб в 3-м и 4-м субтестах.

2-й субтест - на сформированность логического действия (классификация), способность к абстрагированию.

Аналогичные задания используются в отечественной психодиагностике и патопсихологии в методике «Исключение лишних понятий». При качественном анализе результатов выполнения заданий появляется возможность установить, может ли ребенок отвлекаться от случайных и второстепенных признаков, от привычных отношений между предметами, о его способности использовать такой мыслительный прием, как классификация. Количество заданий - 10.

3-й субтест - на сформированность логического действия «умозаключения» (по решению аналогий).

Задания направлены на исследование способности к умозаключениям по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо уметь устанавливать логические связи и отношения между понятиями. В этом задании выявляется, может ли испытуемый устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач. Поскольку аналогии в разных заданиях строятся по разному принципу и наличие у испытуемого инертности психических процессов значительно затрудняет для него выполнение задания - в последующей задаче он пытается выделять аналогии по принципу предыдущей задачи.

4-й субтест - на сформированность обобщающих понятий (подведение двух понятий под общую категорию - обобщение)

Задания направлены на выделение родового признака. При этом происходит не только анализ свойств предмета или явления, но и устанавливаются определенные отношения между предметами, что обеспечивается психическим процессом более сложного уровня, чем сравнение. Определение предметов может быть точным, когда указываются родовое понятие и видовое отличие, или правильным, но недостаточно точным, когда указывается только родовой признак. Определение на более низкой ступени считается в том случае, когда указывается наличие предмета, и недостаточное определение, когда отмечаются наглядные признаки - форма, цвет.

Обобщение (определение предметов) основано на выделении родового признака и сравнения их. При этом происходит не только анализ свойств предмета явления, но и устанавливаются определенные отношения между предметами, что обеспечивается психическим процессом более сложного уровня, чем сравнение. Определение предметов имеет несколько ступеней точности. Оно может быть точным, когда указывается родовое и видовое различие, или правильным, но недостаточно точным, когда указывается только род. Определение на более низкой ступени считается в том случае, когда указывается наличие предмета, и недостаточное определение - когда отмечаются наглядные признаки - форма, цвет.

Инструкция

Методика рассчитана на обследование ребенка от 7 до 10-летнего возраста.

Обследование - индивидуальное; время не ограничивается. Пробы читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновременно про себя.

После прочтения первого задания 1-го субтеста ребенка спрашивают: «Какое из пяти слов подходит к приведенной части фразы?». Если ответ правильный, задается вопрос: - «Почему не шнурок?». После правильного объяснения, решение оценивается в 1 балл, при неправильном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, заключающаяся в том, что ребенку предлагают подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки результат оценивается в 0,5 балла. Если ответ неправильный, выясняют понимание слова «всегда», что важно для решения 6 и 8 проб того же субтеста. При решении второй и последующих проб 1-го субтеста уточняющие вопросы не задаются.

После прочтения первого задания 2-го субтеста экспериментатор сообщает, что одно слово из пяти лишнее, его надо исключить и спрашивает: - «Какое слово надо исключить?». Если ответ правильный, задается вопрос: - «Почему?». При правильном объяснении результат оценивается в 1 балл, при ошибочном - 0,5 балла. Если ответ после первой попытки ошибочный, используется помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки - 0,5 балла. При предъявлении 7, 9, 10-й проб дополнительные вопросы не задаются, т. к. дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих проб. При предъявлении 8 пробы 2-го субтеста, дополнительный вопрос также не задается, т. к. эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно решает эту пробу, то он владеет такими понятиями, как «имя» и «фамилия».

После прочтения первого задания 3-го субтеста ребенку предлагают подобрать из пяти слов, написанных под чертой одно, которое подходило бы к слову «гвоздика» так же, как слово «овощ» - к слову «огурец». За правильный ответ - 1 балл, за ответ после второй попытки - 0,5 балла.

После прочтения слов первого задания 4-го субтеста ребенка просят назвать подходящее для этих двух слов обобщающее понятие: «Как назвать это одним словом?». При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки - аналогичны выше приведенным. При решении 3-го и 4-го субтестов уточняющие вопросы не задаются.

Обработка результатов

При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех заданий 4-х субтестов - 40 (100% оценки успешности), кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение проб при второй попытке (после стимулирующей помощи). Увеличение числа правильных ответов после того как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку - дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей с ЗПР относится обследуемый. Необходимо отметить, что успешность решения заданий на аналогии коррелирует с умственным развитием.

На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были выбраны следующие уровни успешности, наиболее дифференцирующие обследуемые выборки (нормально развивающихся детей и учащихся с ЗПР):

4 уровень успешности - 32 балла и более (88-100% оценки успешности);

3 уровень - 31,5-26 баллов (79,9-65%);

2 уровень - 25,5-20 баллов (64,9-50%);

1 уровень - 19,5 баллов и менее (49,9% и ниже).

Бланк задания к методике

1 субтест

У сапога всегда есть …

шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы

В теплых краях живет …

медведь, олень, волк, верблюд, пингвин

24 месяца, 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес.

Месяц зимы …

сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март

В нашей стране не живет …

соловей, аист, синица, страус, скворец

Отец старше своего сына …

часто, всегда, никогда, редко, иногда

Время суток …

год, месяц, неделя, день, понедельник

У дерева всегда есть …

листья, цветы, плоды, корень, тень

Время года …

август, осень, суббота, утро, каникулы

10. Пассажирский транспорт …

комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз

2 субтест

Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка

Река, озеро, море, мост, пруд

Кукла, прыгалки, песок, мяч, юла

Стол, ковер, кресло, кровать, табурет

Тополь, береза, орешник, липа, осина

Курица, петух, орел, гусь, индюк

Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат

Саша, Витя, Стасик, Нестеров, Коля

Число, деление, сложение, вычитание, умножение

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

3 субтест

1. Огурец Гвоздика

_____________ ________________________________________

овощ сорняк, роса, садик, цветок, земля

2. Огород Сад

морковь забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

3. Учитель Врач

_____________ _________________________________________

ученик очки, больница, палата, больной, лекарство

4. Цветок Птица

_____________ _________________________________________

ваза клюв, чайка, гнездо, перья, хвост

5. Перчатка Сапог

_____________ _________________________________________

рука чулки, подошва, кожа, нога, щетка

6. Темный Мокрый

_____________ _________________________________________

светлый солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

7. Часы Градусник

____________ _________________________________________

время стекло, больной, кровать, температура, врач

8. Машина Лодка

_____________ _________________________________________

мотор река, маяк, парус, волна, берег

9. Стол Пол

_____________ _________________________________________

скатерть мебель, ковер, пыль, доски,гвозди

10. Стул Игла

_____________ _________________________________________

деревянный острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

4 субтест

Окунь, карась …

Метла, лопата …

Лето, зима …

Огурец, помидор …

Сирень, орешник …

Шкаф, диван …

Июнь, июль …

День, ночь …

Слон, муравей …

10. Дерево, цветок …

Проведение «методики исследования словесно-логического мышления».

Цель : выявление уровня развития словесно-логического мышления детей 7-10 лет

В психодиагностическом обследовании участвовали учащиеся 2-го и 3-го классов московской школы №534.

Результаты, полученные при обследовании 2А класса.

В обследовании участвовало 23 испытуемых.

5 испытуемых (22%) - имеют 4 уровень успешности;

16 испытуемых (70%) - имеют 3 уровень успешности;

Наибольшие сложности у испытуемых вызвали 3 и 4 субтесты (на умозаключение по аналогии и обобщение).

Результаты, полученные при обследовании 3А класса.

В обследовании участвовало 25 испытуемых.

5 испытуемых (20%) - имеют 4 уровень успешности;

18 испытуемых (72%) - имеют 3 уровень успешности;

2 испытуемых (8%) - имеют 2 уровень успешности.

Наибольшие трудности у испытуемых были при выполнении 3 субтеста (на умозаключение по аналогии).

Выводы : 92% испытуемых имеют 3-й и 4-й уровень успешности;

8% испытуемых имеют 2-ой уровень успешности.

Выводы : 92% испытуемых хорошо справились с заданием и имеют

3 и 4 уровни успешности;

8% испытуемых недостаточно успешно справились

с заданием и имеют 2 уровень успешности.

После введения в общеобразовательных школах классов для обучения детей со слабовыраженными отклонениями (классов коррекционно-развивающего обучения - КРО) возникла острая необходимость решения двух задач: обоснованного комплектования таких классов; построения коррекционной психолого-педагогической работы с такими детьми по преодолению недостатков в их развитии.
Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова и Л.Ф. Чупров предложили для этих целей (1990) психодиагностический комплекс (ПДК) для младших школьников с трудностями обучения. ПДК включает следующие методики: изучения прогностической деятельности (методика «Угадайка»), наглядно-образного мышления (36 цветных прогрессивных матриц детского варианта Дж. Равена в модификации Т.В. Розановой) и словесно-логического мышления. Последняя методика, сконструированная на основе четырех словесных субтестов из теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра, часто применяется при диагностических обследованиях детей до 10 лет.
Разрабатываемые нами комплексы для психодиагностического обследования обладают спецификой, необходимой для выявления отклонений в развитии различного генеза, сопровождающихся трудностями обучения. В качестве такой специфики может выступать использование стимулирующей помощи.
Подобная помощь дает возможность объяснить недостаточную результативность выполнения задания вследствие повышенной импульсивности, отвлекаемости, эмоционально-волевой неустойчивости, истощаемости, пресыщаемости, отмечаемых при отклонениях в развитии не только на этапе начального обучения, но и в подростковом возрасте.
Таким образом, разрабатываемые нами комплексы диагностических методик направлены на выявление особенностей структуры познавательной деятельности у детей с трудностями обучения различной этиологии.
Расширение границ обучения детей в классах КРО в пределах неполной средней школы и необходимость контроля за динамикой их развития требуют создания адекватного методического инструментария. Мы полагаем, что этим целям мог бы служить ПДК из трех взаимодополняющих методик, подобный тому, который успешно используется для младших школьников.
Комплекс взаимодополняющих методик для старших школьников может включать вариант «Угадайки», разработанный Л.И. Переслени и опубликованный в «Вопросах психологии» в 1993 году. В качестве второй методики может быть рекомендован набор из 30 черно-белых матриц Дж. Равена, способ применения которых для учащихся старшей возрастной группы предложен О.И. Мотковым (1993).
Особое значение для эффективного контроля за динамикой психического развития детей может иметь методика, оценивающая развитие словесно-логического мышления, так как именно оно наиболее интенсивно развивается в старшем школьном возрасте. Поэтому возникает необходимость создания информативного варианта методики определения уровня развития словесно-логического мышления у учеников 5-9-х классов.
Методика определения уровня развития словесно-логического мышления должна входить в диагностический комплекс для выявления особенностей развития детей с трудностями обучения в среднем звене общеобразовательной школы.

(Э.Ф. Замбацявичене)

Цель: выявление уровня развития словесно- логического мышления.

Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.

Форма проведения: письменный опрос.

Возраст: младшие школьники

1-й субтест направлен на выявление осведомленности. Задача испытуемого - закончить предложение одним из приведенных слов, осуществляя логический выбор на ос­нове индуктивного мышления и осведомленности. В пол­ном варианте 10 заданий, в кратком - 5.

Задания 1-го субтеста

«Закончи предложение. Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы? »

1. У сапога всегда есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки,
пуговицы) (80% первоклассников с нормальным развитием дают пра­вильный ответ на этот вопрос).

Если ответ правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?» После правильного объяснения решение оценивается в 1 балл, при неправильном объяснении - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать правильный ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ не­правильный, выясняется понимание слова «всегда». При решении последующих проб 1-го субтеста уточняющие во­просы не задаются.

2. В теплых краях живет... (медведь, олень, волк, верблюд, пинг­вин) (86%).

3. В году... (24 месяца, 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес.) (96%).

4. Месяц зимы...(сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март) (93%).

5. В нашей стране не живет... (соловей, аист, синица, страус, скво­рец) (85%).

6. Отец старше своего сына... (редко, всегда, часто, никогда, иног­да) (85%).

7. Время суток... (год, месяц, неделя, день, понедельник) (69%).

8. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень) (94%).

9. Время года... (август, осень, суббота, утро, каникулы) (75%).

10. Пассажирский транспорт... (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз) (100%).

2-й субтест . Классификация, способность к обобщению

«Одно слово из пяти лишнее, его следует исключить. Какое слово надо исключить?» При правильном объясне­нии ставится 1 балл, при ошибочном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, предлагают ребенку подумать и отве­тить еще раз. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7-й, 8-й, 9-й, 10-й проб уточняющие вопросы не задаются.

1.Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка (95% первоклассни­ков с нормальным развитием дают правильный ответ).

2.Река, озеро, море, мост, пруд (100%).

3.Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла (99%).

4.Стол, ковер, кресло, кровать, табурет (90%).

5.Тополь, береза, орешник, липа, осина (85%).

6.Курица, петух, орел, гусь, индюк (93%).

7.Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат (90%).

8.Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля (91%).

9.Число, деление, сложение, вычитание, умножение (90%).

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный (87%).

3-й субтест . Умозаключение по аналогии

«Подбери из пяти слов, написанных под чертой, одно слово, которое подходило бы к слову «гвоздика» так же, как слово «овощ» - к слову «огурец». За правильный ответ 1 балл, за ответ после второй попытки - 0,5 балла. Уточняющие вопросы не задаются.

1. Огурец - Овощ

Гвоздика - ? (Сорняк, роса, садик, цветок, земля) (87%)

2. Огород - Морковь

Сад - ? (Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка) (87%)

3. Учитель - Ученик

Врач - ? (Очки, больница, палата, больной, лекарство) (67%)

4. Цветок - Ваза

Птица - ? (Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост) (66%)

5. Перчатка - Рука

Сапог- ? (Чулки, подошва, кожа, нога, щетка) (80%)

6. Темный - Светлый

Мокрый - ? (Солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный) (55%)

7. Часы - Время

Градусник - ? (Стекло, больной, кровать, температура, врач) (95%)

8. Машина - Мотор

Лодка- ? (Река, маяк, парус, волна, берег) (89%)

9. Стол- Скатерть

Пол - ? (Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди) (85%)

10. Стул - Деревянный

Игла - ? (Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная) (65%)

4-й субтест . Обобщение

«Найди подходящее для этих двух слов обобщающее понятие. Как это можно назвать вместе, одним словом?» При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оцен­ки аналогичны предыдущим субтестам. Уточняющих воп­росов не задают.

1.Окунь, карась... (99% первоклассников дают правильный ответ)

2.Метла, лопата... (43%)

3.Лето, зима... (84%)

4.Огурец, помидор... (97%)

5. Сирень, орешник... (74%)

6.Шкаф, диван... (96%)

8.День, ночь... (45%)

9.Слон, муравей... (85%)

10. Дерево, цветок... (73%)

Обработка результатов

Максимальное количество баллов, которые можно на­брать за решение всех четырех субтестов, - 40 (100% оценки успешности).

Оценка успешности определяется по формуле:

ОУ = X х 100% : 40,

где X - сумма баллов по всем тестам.

Высокий уровень успешности - 4-й уровень - равен 32 баллам и более (80-100% ОУ).

Нормальный - 3-й уровень - 31,5-26 баллов (79- 65%).

Ниже среднего - 2-й уровень - 25,5-20,0 баллов (64,9-50%).

Низкий - 1-й уровень - 19,5 и ниже (49,9% и ниже).

Среди нормально развивающихся первоклассников не встречаются дети с 1-м и 2-м уровнями успешности. Для ребенка 7-8 лет низкая успешность 1-го и 2-го уровня обусловлена наличием отклонений в умственном развитии, недоразвитием речи, а также социально-бытовой запущен­ностью.

Краткий вариант методики (по 5 проб в каждом субте­сте) для первоклассников анализируется следующим обра­зом: наивысший 4-й уровень успешности - 25-20 бал­лов; нормальный уровень - 19,5-17,5 балла; ниже сред­него (2-й уровень) - 17,5-15 баллов; низкий (1-й уро­вень) - 12 баллов и ниже.



Новое на сайте

>

Самое популярное