Домой Педиатрия Как правильно толковать свои сны: метод психотерапии. Самостоятельный анализ снов

Как правильно толковать свои сны: метод психотерапии. Самостоятельный анализ снов

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Уральский государственный экономический университет

Кафедра Педагогика и психология

Контрольная работа

На тему: Сновидения и методы их анализа

Екатеринбург 2009 г.


2. Важность анализа снов

5. Теория сновидений К. Г. Юнга

6. Практическое задание


1. Общая методика анализа снов

Сны занимают треть нашей жизни, но люди чаще всего не обращают на них внимание, если это не кошмары. Некоторые даже утверждают, что не видят снов, хотя по результатам исследований выясняется, что на самом деле они их не помнят. Происходит это в основном из-за непонимания языка снов, неумения ориентироваться в образах и чаще всего - из-за неприятия правды о себе самом. Естественная защита эго от непонятного - забыть его, или отнестись небрежно и свысока. Так оно избегает неприятных для себя известий, проводя "страусиную политику", потому что очень ревниво относится к своей целостности и исключительности.

Но не во все времена было так, раньше да и сейчас во многих не западных культурах снам отводилась значительная роль как в жизни общины, так и индивидуума. В основном это обусловлено более слабым, еще не закостеневшим сознанием, как у современного "западного человека". Это длинная тема - сновидческая традиция, да и в Европе во времена античности и средневековых алхимиков ко снам относились серьезно. Часто серьезное отношение ко снам приписывают "примитивным" культурам или суевериям, тем самым оправдывая собственное незнание или неумение.

Редко когда человек может с честностью себе признаться - "я не знаю, что с этим делать". Потому что отсюда следует, что треть его жизни проходит втайне от него. И для некоторых это может быть серьезным крушением наивного убеждения, что его жизнь проходит только в сознании и контролируема только им. Немало в поддержание этого отрицательного имиджа вложили и составители различного рода сонников и шарлатаны. Только в нашем веке в западной мысли наметился прорыв в этой области благодаря Зигмунду Фрейду и его психоанализу. И хотя сейчас фрейдовский психоанализ никто уже не использует, это все же был серьезный прорыв в стене неприязни ко снам и своему бессознательному. Именно Фрейд связал вместе эти два понятия, наглядно показав, что сны тесно связаны с сознательной жизнью индивида и несут некое послание.

Сейчас уже мало кто сомневается в существовании бессознательного, хотя редко кто и задумывается над тем, что это значит для него как личности. Принимая этот факт, все же откладывают его в сторону, закрывая глаза на неизбежно вытекающие последствия и выводы.

Какая же связь между сном и бессознательным? Сон в нашем понимании - ДРУГОЙ режим восприятия, отличный от обычного дневного. Этот режим отличается прежде всего ослаблением эго-комплекса, его установок и ограничений, что непосредственно дает бессознательному себя проявить в большей мере, чем в дневном сознании. В сознательной жизни бессознательное проявляется обычно в виде оговорок, курьезов, поступков, которые мы не понимаем, как могли такое сделать, внезапно возникших мыслях, озарениях и интуиции, хотя каждая возникшая в голове мысль имеет свой источник в бессознательном.

Во снах же при ослабленном, "отдыхающем" эго-сознании, бессознательное врывается в виде образов, которые уже мало интерпретированы сознанием, поэтому так и непонятны для нас, если мы пользуемся обычной дневной логикой. Другой вопрос состоит в том - имеют ли эти образы какой то смысл? Мы утверждаем что ДА, подтверждение этому - практика. Впрочем, ответ на этот вопрос каждый должен дать самому себе, это будет наиболее убедительно. Наша же задача заключается в изложении теории и помощи в практическом анализе сновидений. Мы можем помочь понять язык бессознательного, но не сделаем чуда - на это способен лишь сам сновидец.

2. Важность анализа снов

Для стабильного функционирования разума и психологического здоровья необходимо, чтобы подсознание и сознание были неразрывно связаны между собой и действовали скоординированно. Если связь рвется или "диссоциируется", происходит психологическое расстройство. В этом плане символика сновидений играет роль курьера, передающего послания от инстинктивных к рациональным частям разума. Расшифровка этих символов обогащает оскудевшие возможности сознания, оно учится вновь понимать забытый язык инстинктов.

Каким бы сон ни был - плохим, хорошим, странным, это твой сон. Его можно любить или не любить, но это часть твоей жизни. Избегая думать о снах или толковать их, пренебрегая ими, мы закрываем глаза на действительность, на треть своей жизни, которая не менее важна, чем сознательная - дневная, которая сама подвергается значительному влиянию бессознательного.

Анализ снов можно сравнить с усваиванием жизненно важного урока, необходимого для дальнейшего жизненного пути. Мы как будто нагружаемся во снах каким-то посланием, идеей и, анализируя, перерабатываем сырье, питая сознание и свою индивидуальность, ассимилируя новые, важные для нас содержания, а также укрепляя эту магическую связь между сознанием и бессознательным, ту связь, которой не хватает для целостности индивидуума. Признаком успешного анализа является состояние. Состояние легкости, полноты, целостности. Это невозможно описать, но каждый, кто сталкивался с ним, поймет о чем речь.

3. Практический метод анализа снов

Начать анализ стоит с ДЕТАЛЬНОГО описания сна, не пренебрегая ничем. Обстановка (справа слева), цвета (или их отсутствие), персонажи, их одежда, неувязки и эмоциональные реакции во сне - ВСЕ имеет значение. Детали - это ключ к пониманию языка снов; разбирая только сюжет, мы стреляем из пушки по воробьям. Очень незначителен шанс попасть. С другой стороны, привязка к деталям или разбор вырванного из контекста образа не дает нам увидеть общую картину и понять смысл послания. Подход к каждому сну должен быть отстраненным, как будто это не твой сон, а чужой. Нужно узнать все о символах, встречающихся в снах, но начиная анализ - все забыть. Каждый сон пусть будет новым листом, tabula rasa. В первую очередь смотрим на сон и выписываем общую идею, если таковая есть. Процесс выписывания также важен и не стоит им пренебрегать, делая разбор устно. Смотрим более детальнее и выписываем темы, которые возникли.

Следующее: нелепости, несоответствия в каждой теме. Постарайся их разглядеть, сопоставь с дневной жизнью, спроси себя: бывает так в дневной жизни? Выпиши эти нелепости-плеоназмы. Проговори вслух, в чем именно она состоит, где издевка, смысл, намек. Часто они являются "проделками трикстера", своеобразным юмором бессознательного, указывающим на какой-то дефект или мешающую установку сознания (мешающую развитию личности).

Следующее: количество персонажей, их пол, их "национальная" принадлежность, одежда, внешность. Отдели знакомых от незнакомых, посмотри, какую функцию они несут по отношению к сюжету. Формулируй предложения так, как если бы ты рассказывал событие маленькому ребенку. Выписывай все сказуемые, в ряд, отдельно от сна. Сказуемые - это твои действия. Иногда они отражают твою дневную жизнь и состояние. Когда выпишешь их все из сна, посмотри, не имеют ли они аналога в твоей дневной жизни - не повторились ли они в сон. Возможно, на осознание его смысла у тебя уйдет не день и не два. Это не значит, что ты должен целыми днями сидеть над тетрадкой и "думать". Нет. Выдели время, определенное для работы со снами. Пусть это будет полчаса в день в определенное время. И делай, каким бы дурацким и бессмысленным тебе это занятие ни показалось. Главное - соблюдать условия "состояния". Когда оно наработается, озарения по поводу снов начнут приходить в самое разное время - и в следующем сне, и во время обеда, и во время разговора с соседом.

Необходимо время от времени перечитывать свои старые сны - увидеть их логику последовательную, увидеть повторения, когда бессознательное на разные лады старается сообщить тебе что-то - разными образами, разными действиями, разными символами и прилагательными. Просмотр прошлых снов также помогает понять некоторые аспекты, что были пропущены в анализе, а также выстроить примерный ряд развивающихся событий, и возможно - их предопределение.

4. Теория сновидений З. Фрейда

В работе "Толкование сновидений" (1890) Фрейд описал, каким образом сновидения помогают психике защищать себя и достигать чувства удовлетворения. "Сновидение - это способ высвобождения неосуществленных желаний человека посредством его сознания без пробуждения физического тела".

Дневные переживания трансформируются в сновидение посредством деятельности сновидения, и таким образом сновидение является невинной платой за возможность сна. Сновидение само по себе не возникает. Появление сновидения связано с определенными проблемами, стоящими перед человеком, хотя это явно и не раскрывается в контексте сновидения. Почти каждое сновидение может быть понято как осуществленное желание. Сновидение - это альтернативный путь для удовлетворения требованиям бессознательного.

Исходя из детального анализа десятков сновидений, соотнося их с событиями жизни человека, Фрейд сумел показать, что деятельность сновидения - это процессы:

· сгущения

· смещения (главное средство искажения сновидения)

· искажения

· трансформации

· перестановки

· перемещения и других модификаций первоначального желания.

Эти изменения делают модифицированное желание приемлемым для эго, если первоначальное желание было в целом неприемлемо для бодрствующего сознания. Сновидения не являются беспорядочными или случайными, а представляют собой способ удовлетворения неосуществленных желаний.

Самый эффективный метод – трехфазный анализ сновидений.

Данная методика включает три фазы.

1. Поиск ассоциаций.

2. Толкование.

3. Ритуал (использование сна для решения жизненных задач).

Фаза первая. Поиск ассоциаций

Запишите в столбик все образы своего сна. К ним относятся любые предметы и объекты, персонажи, природные явления.

Задайте по отношению к каждому образу вопрос: «Какие чувства вызывает у меня этот образ? Какие ассоциации?» Ваша ассоциация – это любое слово, мысль, картинка, чувство или воспоминание.

Около каждого слова напишите от двух до шести ассоциаций.

Не следует создавать цепочки ассоциаций, каждая ассоциация должна отходить непосредственно от образа сна. Например, у вас возникла одна ассоциация, затем в связи с ней рождается следующая, которая, в свою очередь, порождает третью и так далее. Это все дальше уводит нас от первоначальной темы сна. Ассоциации должны быть не в виде цепочки, а виде лучей, отходящих от одного центра.

Далее из всего многообразия ассоциаций следует произвести отбор тех, которые приведут к правильному толкованию. Существует метод отбора, который знаменитый исследователь сознания Карл Густав Юнг назвал «методом щелчка». Пока вы обдумываете ваши ассоциации, наиболее важная из них может сгенерировать более сильное энергетическое взаимодействие со структурами психики. В этот момент в глубине души рождается ощущение: «Совпала!» Так происходит подключение интуиции. Верная ассоциация «щелкнет». Это трудно описать словами, но легко осваивается в процессе практики. Некоторым людям контакт с правильной ассоциацией напоминает прикосновение к проводам с малым напряжением.

С помощью «метода щелчка» отберите для каждого образа только одну ассоциацию.

Когда ассоциации найдены, найдите взаимосвязь между ними. Создайте мысленный или письменный короткий рассказ, где должны быть ответы на следующие вопросы:

«Какую часть меня представляют эти образы сновидений?»

«Где в моей жизни проявляются они или мои взаимоотношения с ними»?»

«Как отражают конфликты персонажей мои внутренние конфликты?»

«В какой ситуации моей жизни отобранные ассоциации проявляются одновременно?»

Помните, что образы сновидений говорят не прямым текстом, а чаще всего символически. То есть если вам приснилась трава, то не надо считать причиной ваших затруднений траву в реальности. Трава во сне – это символ жизни. Вспомнив, каковы ваши отношения с травой во сне и каковы отношения с травой у других персонажей сна, поразмышляйте, каковы ваши отношения с жизнью.



Главное, сны повествуют в основном не о внешних событиях, а о внутренних конфликтах личности, даже если используются при этом образы внешней жизни. Так, действия вашего друга во сне вовсе не отражают его реальные действия. Скорее всего, сновидение показывает вам некоторые его качества, которые есть в вас и на которые следует обратить внимание.

Всегда обращайте внимание на цвет волос, глаз, одежды.

Сцены прошлого, взаимоотношения с друзьями и родственниками тоже важны.

По возможности ищите взаимосвязь между следующими элементами сновидений:

персонажи;

обстановка;

природное окружение;

деятельность;

природные явления;

ощущения органов чувств;

Записывая сновидение для анализа, желательно отмечать самые мелкие подробности, с первого взгляда не имеющие отношения к основному сюжету сна. В них обычно и кроются подсказки. Очень часто в основном сюжете содержится проблема, а в мелочах – подсказки к ее решению. И всегда нужно обращать внимание на эмоции и чувства, сопровождающие сновидение. Это главное.

Учитывайте обстановку в семье, на работе, в личной жизни, что было до , что после , что тревожит, под впечатлением каких событий находитесь.

Бывают и вещие сны. «Не стоит считать возможность буквального осуществления приснившихся обстоятельств наяву единственным смыслом сна. Однако не менее поверхностно (а иногда и опасно) будет пренебрегать вероятностью того, что сновидение может означать только буквальное предупреждение о развитии событий во внешней действительности» (Р. Мосс). Вещие сны – явление нередкое. Проблема только в том, что невозможно оценить сон как вещий до того момента, пока он не материализуется в действительности. Поэтому поиск ассоциаций все равно важен.

Вторая фаза. Толкование

В процессе толкования вы складываете все проанализированные части сна в единую картинку. Третья фаза отвечает на вопросы такого типа: «В чем заключается основное, наиболее важное послание, которое сон старается передать мне? Что он советует мне сделать? Каково общее значение сна в моей жизни?» Иногда приходится делать выбор из нескольких возможных толкований. Прокрутите мысленно каждое из них. Станьте на сторону одного, продумайте его последствия, затем на сторону другого. Обнаружатся дополнительные качества, новое понимание. Правильно сделанный анализ приносит чувство внутреннего облегчения.

Четыре принципа толкования

1. Выбирайте толкование, показывающее то, чего вы раньше не знали или не понимали. Ведь смысл сновидения – дать вам информацию, которую вы не осознавали.

2. Избегайте самоуспокаивающих толкований. Сны, подтверждающие то, что вы сами о себе думаете, никак не влияют на ваше психологическое развитие. Нельзя допускать, чтобы получилось, как в выражении: «Наши глаза перестают видеть не там, где невозможно различить, а там, где прекращается наша честность».

3. Ваши сны не показывают того, что должны делать другие, они показывают, как вы должны изменить себя и свое поведение.

4. Не торопитесь истолковывать все сновидения. Если что-то не получается, отложите толкование на время. Случается и так, что некоторые сны не расшифровываются вообще. Кроме того, никакой анализ не может считаться окончательным, поскольку любые понятые нами элементы сновидения являются лишь освещенной частью скрытого во тьме общего ландшафта.

Создание девиза сна

В конце фазы толкования придумайте девиз сна. Цель этого действия состоит в том, чтобы определить суть послания в одной фразе . Это краткий смысл послания. Фраза-девиз не должна включать более пяти слов.

Третья фаза. Ритуалы

После того как мы проанализировали сновидение интеллектуально, настало время действий. Теперь нам необходимо использовать послание сна в материальном мире, именно для этого оно нам и послано. Ритуал объединяет дух и материю.

На основании сделанных выводов необходимо совершить поступок, пусть самый минимальный.

И здесь вовсе не обязательно выполнять рациональное действие, это может быть и символическое действие, то есть ритуал. Человек мог получить в сновидении послание в образе свечи, насекомых или природных явлений. В этом случае можно поставить свечу, например, выйти в лес, сделать дар бабочке, доверить решение своей проблемы ветру или грозе. Если снится собака, можно покормить собаку в реальности. Правильный ритуал будет подсказан вам самим сном и вашим анализом.

Сновидение не говорит нам ничего буквально, но сонник с готовым ответом - плохой помощник.

Ей около сорока лет, она хорошо выглядит, эмоционально вовлечена. Взволновано рассказывает свой сон – один из многих подобных, которые начали ей сниться с 24 лет:

"Я сплю в кровати. Просыпаюсь в темной комнате, сумрак, вокруг все заставлено шкафами, темнота сгущается и нечем дышать. Я от этого просыпаюсь и не могу дышать. Бегу к окну, а оно закрыто и задыхаюсь…. В этот момент, сон переходить в явь, и я просыпаюсь с ужасной тахикардией, задыхаюсь и чувствую ужас. Резко встаю с кровати бегу к окну, открываю его и открываю, учащено дышу ночным воздухом".

Я обсудил с пациенткой ее сон, спрашивая о ключевых, символах, что они могут означать для нее в реальной жизни, с чем, по ее мнению, они могут быть связаны, что происходило в ее жизни в 24 года. Ответ протагониста (так в психологии называют человека, сон которого исследуется): "Событий важных вроде и не было". Правда, вспомнила, что где-то в это время она развелась с мужем.

Рассмотренные по очереди символы "Темнота", "Шкафы", "Окно", "Воздух", "Отсутствие сил на дыхание" тоже не дали мне материала для дальнейшей работы.

Предлагаю протагонисту проиграть сон. Она соглашается и мы начинаем. Формируем сцену, ставим стулья в ряд - это будет наша "кровать", приглашаем участников группы на вышеуказанные символы и вводим в роль. Выключаем свет и проигрываем в полумраке сцену. Переживания протагониста тождественны чувствам, которые она испытывает во время этого сна. Но идей, что несет в себе это сновидение, у протагониста никаких. Предлагаю пригласить еще одного актера на роль самой себя и посмотреть на сцену со стороны.

И вот взгляд со стороны помог вспомнить маленькую историю из детства, связанную с темнотой и страхом. Мы поставили новый сюжет о том, как 6-летняя девочка одна дома, смотрит по телевизору чёрно-белый фильм "Преступление и наказание". Огромный страх порожден сценой, когда Раскольников топором убивает ростовщицу. И тут же мгновенно пациентка вспоминает еще одну сцену из детства, ой которой, казалось, давно забыла и не вспоминала.

Сцена такая - квартира в "хрущевке", где живут мама, папа, бабушка, дедушка. Ей два с половиной года, она лежит в кроватке. Ее дедушка надевает черную маску, крадется по полу, чтобы она его не видела, резко встает и пугает ее.

Пациентка горько плачет. Рассказывает, какой хороший был дедушка и как ее любил. Трудно справиться с открытием, что эти мучительные сны связаны с ним. Вся группа вначале молчала, а потом рассказами о своем подобном опыте поддержала участницу.

Зигмунд Фройд говорил, что сновидение - это царская дорога к бессознательному. Идя по ней, у нас появляется возможность узнать многое о себе настоящем. О том, какие наши истинные желания, мотивы, в чем кроется самообман и фальшь. Помните, что я писал выше о повторяющихся снах? Так вот, не забывайте проверять почтовый ящик.

Присоединяйтесь к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Люди третью часть своей жизни проводят во сне. Большинству из них снятся сны, некоторым даже по несколько за одну ночь. Как происходит процесс засыпания, наука давно объяснила, а вот о психологии снов ученые не любят говорить, ссылаясь на то, что это не их епархия. Исследователи снов и психологи пока не пришли к единому мнению о причинах возникновения образов сна и их интерпретации.

Более того, в культурах разных стран суеверия и приметы, связанные со снами, довольно различны, что еще больше затрудняет понимание возникновения снов и психологии образов, которые они передают.

Что такое сон?

Понятия сна среди людей разного склада ума, верования и образа жизни существенно различаются:

Наука объясняет сон как пониженную реакцию на внешние воздействия, когда тело и сознание «отключаются» и отдыхают, восстанавливаются, а мозг в процессе сна проходит четыре различных стадии, и во время фазы БДГ (быстрого движения глаз) человек видит образы, которые являются следствием прошедшего дня, переживаниями и разного рода впечатлениями.

С точки зрения эзотерики во время сна человек покидает свою физическую оболочку и может путешествовать с помощью астрального тела, а сны - это события, которые с ним происходили во время этих путешествий.

Древние египтяне верили, что во передает людям свою волю (именно они создали первый толкователь снов), которую потом жрецы-толкователи доносили до остальных.

Сны с точки зрения психологии

По мнению психологов, сон - это реакция ума на события жизни, внутренние переживания, стрессы и скрытые желания. Во сне подсознание через образы сна указывает на проблему и возможный способ ее устранения. Недаром все мощно воздействующие техники работы с подсознанием (гипноз, медитация) близки по своему состоянию ко сну. Только в последнем случае состояние ума полностью контролируемо, а во сне, наоборот, полностью свободно.

Некоторые ученые относят эффект «дежавю» тоже к снам: некогда увиденное во сне, но забытое событие или место через период времени действительно имеет место в жизни человека и кажется повторяющимся.

Автор «Психологии снов»

Трактовку снов довольно обширно исследовал Зигмунд Фрейд, считая сны подавленными желаниями и подавленным либидо, проявляющимися в виде образов.

Эту концепцию австрийский психотерапевт подробно описал в своей книге «Психология сновидений», тщательно описывая разные случаи применения психоанализа сна, какими могут быть связи образов и реальной жизни человека, его прошлого и скрытого. Теория объяснения сути сновидений Зигмунда Фрейда разделяет все на два типа:

Сексуальное влечение (любовь, инстинкт самосохранения и размножения);

Влечение к смерти (стремление к гармонии в жизни, правильный уклад жизни, цикличность).

При этом автор делает акцент на том, что главный образ сна - это не обязательно что-то архиважное, случается, что мелкая, незначительная деталь куда сильнее влияет на бессознательное, чем ключевой момент. Особенность метода Фрейда в том, что осмыслить образы, связать с другим объектом или ситуацией и сделать вывод может только сам пациент, отталкиваясь от глубинных переживаний и эмоций, а психолог только направляет его.

Также его теория основывается на том, что самая первая ассоциация к анализируемому образу зачастую самая точная, поэтому первое, что пришло в голову при пробуждении, часто самое точное трактование.

Архетипы Юнга

Юнг (ученик Фрейда) является основным его оппонентом в науке исследования природы сна. Его позиция в трактовке психологии снов более обширна, не являясь категорично привязанной к сексу и его проявлениям. Юнг считал, что образы сна - это нечто действительно важное и переживаемое в процессе жизни, а смешивать сны шизофреника со снами человека с Эдиповым комплексом просто глупо.

В своей теории трактовки снов Карл Густав придерживался связи образов с архетипами (психологический образ, присущий коллективному бессознательному), семь из основных он использовал постоянно. Анимус и Анима (мужское и женское начало), Самость Мудрец (символ абсолютного знания) и Тень (хаос, пороки и недостатки). Взаимосвязь таких образов и их влияние на сознание человека ярко прослеживается во время всех исследований Юнга и дает понимание человеческой сути с более обширной стороны.

Сделанный вывод дает понять, что Фрейд использовал низменные инстинкты, в то время как Юнг уповал на духовность.

Как интерпретировать образы из сна?

Чтобы понять сигналы подсознания, нужно сделать следующее:

Записать сон сразу по пробуждении, чтобы не забылись мелкие детали. Описывать как можно четче и подробнее.

Возникающие спонтанные ассоциации с образами сразу прописывать, не анализируя. Иногда активная работа мозга и попытки логических умозаключений сводят на нет важные глубинные образы. Со временем умение объяснить сон будет совершенствоваться, и можно будет с легкостью управлять событиями жизни и внутренними состояниями.

Если своих ассоциаций нет, воспользоваться авторитетным толкователем снов.

Для более глубокого анализа сновидений психологи рекомендуют вести дневник, в который записываются сновидения, их трактовки и если сны вещие, то период времени, через которое сон сбылся.

Вещие сны - это вестники судьбы?

Принято считать, что вещий сон предугадывает будущее, дает подсказку на предстоящие события, при этом действительно сбываясь в ближайшем времени. Обычно такие сны снятся людям с повышенной чувствительностью и особым психологическим настроем (накануне важного экзамена, свадьбы), хотя бывает и без причины. По приметам старожилов, вещие сны чаще могут присниться в день именин, в Святочную неделю (между Рождеством и Крещением) и в ночь с четверга на пятницу (самые судьбоносные сны снятся именно в этот день, но их труднее запомнить).

Что такое сонник?

Сонник - это толкователь образов, которые человек видит во сне. Самыми популярными считаются сонник Густавуса Миллера, Зигмунда Фрейда и сонник Ванги, также молодежь часто прибегает к услугам онлайн-толкования, не углубляясь в тонкости трактовки. Среди любителей эзотерики пользуется спросом «Толкование снов и сновидений» Нострадамуса, а также сонник Менегетти.

Для удобства поиска зачастую в толкователе символы сновидений написаны в алфавитном порядке. Чтобы понять психологию сна и что он хочет донести до сознания, вспоминают образы из сна, далее нужно отыскать в толкователе и прочесть объяснения образов и из всех попытаться создать общую картину. Это и будет трактовка.

Если один и тот же сон снится несколько раз

Бывает, что людям в течение длительного периода времени периодически снится один и тот же сон: с теми же образами, ситуациями и действиями. Иногда сюжет незначительно меняется, но чаще совпадает на 100 %.

С точки зрения психологии повторяющиеся сны - это попытки бессознательного указать на одни и те же ошибки в жизни либо привычки, которые человек не меняет в себе. Это будет повторяться до тех пор, пока человек не решит проанализировать сигналы, обратится к специалисту по толкованию снов и сновидений и сделает сопутствующие выводы.

Также иногда во сне человек видит трагедии прошлого, в которых он был невольным участником или зрителем: автомобильные аварии, сцены насилия, война или случаи суицида. От сильного эмоционального шока увиденное отпечатывается на подсознании и через сны периодически о себе напоминает, заставляя очевидца снова испытывать страдания. В таких случаях также рекомендуется обратиться за помощью к психотерапевту.

Суеверия, связанные со снами

В каждой культуре мира, практически в каждой народности существуют свои суеверия, связанные с увиденным во сне.

Славяне верили, что нельзя рассказывать страшный сон до рассвета, иначе он сбудется. Нужно, глядя в окно, трижды повторить: «Куда ночь, туда и сон» (некоторые советовали такие же слова сказать проточной воде, заменяя «ночь» на слово «вода»).

Если в праздничный день (церковный), то он должен был исполниться не позже обеда следующего дня, поэтому считался очень хорошей приметой.

Если младенец смеялся во сне, запрещалось его будить - считалось, что с ним играет ангел.

Во сне наступить или вымазаться в экскременты считалось огромной удачей, к деньгам и везению.

Об умерших людях, приходящих во сне, есть целая система интерпретаций. Если покойник просто виделся во сне - это предвещало непогоду, а если звал за собой, то предвещало скорую смерть тому, кто пойдет за ним. В таких случаях старые люди рекомендовали пойти в церковь и поставить свечу за упокой. Считалось, что вообще лучше не отзываться во сне на «зов», даже если приснившийся человек был жив - это было к несчастью, неудачам и болезням.

Стихотворение “Сон” является одним из тех пророческих произведений, которые приходят ко многим поэтам и связаны с их гибелью. Краткий анализ “Сон” по плану раскрывает перед читателями мир поэтических предвидений и показывает, каким образом этот особый поэтический жанр нашел место в творческом наследии Лермонтова. На уроке литературы в 7 классе его можно использовать для объяснения материала.

Краткий анализ

История создания – это стихотворение написано незадолго до гибели Лермонтова, в 1841 году.

Тема стихотворения – смерть как завершение жизни, мистическое и фатальное.

Композиция – произведение состоит из двух частей. В первой лирический герой видит свою смерть, во второй прекрасная девушка наблюдает ту же картину в своем видении.

Жанр – мистическая лирика.

Стихотворный размер – пятистопный ямб.

Эпитеты – “полдневный жар”, “желтые вершины”, “мертвый сон”, “вечерний пир”, “юные жены”, “младая душа”, “знакомый труп” .

Метафоры “дымилась рана”, “по капле точилась кровь”, “уступы скал теснилися кругом”, “душа погружена в грустный сон”, “чернеет рана” .

История создания

Когда Лермонтов уезжал во вторую кавказскую ссылку, которая и стала для него роковой, его друг Владимир Одоевский вручил ему блокнот и попросил привезти его обратно, наполненным стихами. Михаил Юрьевич много писал, чтобы выполнить наказ друга, искренне желавшего подбодрить его. В результате в этом блокноте оказались практически все стихи, относящиеся к последнему периоду творчества поэта, в том числе и “Сон”, написанный в 1841 году.

Как и многих писателей, Лермонтова посещали мистические предчувствия касательно его жизни. Именно им и посвящено произведение. Напечатали его два года спустя после роковой для него дуэли – в 1843 году в журнале “Отечественные записки”.

Тема

Стихотворение посвящено теме смерти, причем автор практически точно описывает собственную гибель. Возможно, он искал ее – всем известно, что, будучи очень несчастным в кавказской ссылке и переживая по поводу перспективы оставить службу, Михаил Юрьевич искал ссоры со многими своими сослуживцами. Но, скорее всего, это стихотворение – проявление лермонтовского фатализма: поэт считал, что гибель его неизбежна и просто предсказал ее в деталях. Это и есть главная мысль “Сна”.

Композиция

Композиционно это пятистрофное произведение делится на две неравные части: в первой две строфы, во второй – три.

Первая часть рисует печальную картину смерти молодого человека, которого убили выстрелом в грудь. Очевидно, что это произошло недавно: вытекающая из раны кровь еще теплая, она не успела ни засохнуть, ни впитаться в землю. Очевидно, что ему и при жизни не нравилось находиться в дагестанских горах, он описывает их как жаркое и неприятное место, так что можно предположить, что оказался он там против своей воли. Также невозможно не отметить мотив одиночества: возле его тела нет даже убийцы. Юноша заснул вечным сном и видит прекрасную картину.

С этой картины и начинается вторая часть композиции. В родной стороне еще не знают о его смерти: там идет пир и юные девушки весело разговаривают о лирическом герое. И только одна не разделяет всеобщего игривого настроения. Она задумалась и как будто погрузилась в сон, но на деле это предчувствие – она видит картину того, что произошло на самом деле. Композиция своеобразно закольцовывается: перед молодой девушкой предстает тело юноши, то есть читатель как бы снова “видит” его, но уже другими глазами. Также такая композиция не позволяет читателю надеяться на то, что все завершится благополучно – автор показывает, что свершилось неизбежное.

Некоторые также называют композицию этого конкретного произведения зеркальной, ведь реальность героя и героини как будто отражают друг друга.

Жанр

Это мистическое стихотворение, которое описывает несуществующую картину, но так, как будто все произошло на самом деле, как будто Лермонтов был свидетелем собственной смерти, которая случится совсем скоро.

При этом сон, о котором говорит поэт, также приобретает совершенно мистическое значение: в первой части это переход лирического героя в другую реальность, во второй – предчувствие, предвидение, то есть своего рода транс.

Михаил Юрьевич написал “Сон” пятистопным ямбом, использовав также перекрестную рифму.

Средства выразительности

Использованные Лермонтовым тропы необходимы для того, чтобы созданная им картина была яркой и выразительной. Это:

  • Эпитеты – “ полдневный жар”, “желтые вершины”, “мертвый сон”, “вечерний пир”, “юные жены”, “младая душа”, “знакомый труп” .
  • Метафоры – “дымилась рана”, “по капле точилась кровь”, “уступы скал теснилися кругом”, “душа погружена в грустный сон”, “чернеет рана” .

С их помощью создается безрадостная картина гибели молодого человека вдали от родины.



Новое на сайте

>

Самое популярное