Домой Гематология Чжень цзю собственно такое название. Терапия чжень-цзю

Чжень цзю собственно такое название. Терапия чжень-цзю

Чжень Цзю терапия - теория и практика

Чжень-Цзю терапия - наука, фундаментальные основы которой опираются на биоэнергетику.

С древних времен традиционная китайская медицина объясняет физиологию человека посредством законов, которые действуют во всей Вселенной. Мысль о том, что те же физические законы управляют как бесконечно малым миром, миром элементарных частиц, так и бесконечно большим миром - Вселенной, высказывались как современными учеными, так и еще 2500 лет назад древними китайскими мыслителями. Известно, что и во Вселенной, и в человеке, действуют многие фундаментальные силы, обеспечивающие связи между протонами, нейтронами, электронами и др. Эти силы взаимодействуют на уровне всех форм организации материи. Материя и Энергия находятся в равновесии, отражающем единое существование, которое китайцы называют Ци. Энергетический строение всех живых существ является небольшой частью энергетического строения Вселенной, с которой они находится в абсолютной взаимозависимости. Древние врачи установили закономерности, управляющие живыми существами, факторы, влияющие на нормальное развитие энергетических процессов, и причины, способные нарушить энергетическое равновесие. Знание и соблюдение этих правил обеспечивает здоровье, игнорирование и нарушение их приводит к болезни.

И вот человек приходит со своими первыми жалобами к врачу и с этого момента начинается лечебный процесс. Но прежде чем начать грамотное лечение, нужно правильно поставить диагноз. Именно от этого зависит эффективность проводимого лечения. Но в традиционных лечебных методиках, в отличие от европейских клинических методов лечения, основополагающим важнейшим принципом является выявление не только органических нарушений в организме, а, в первую очередь, - функциональных нарушений, т. к. они являются причиной всех дальнейших нарушений.

Первые функциональные нарушения в организме вначале появляются именно во вторичной энергосистеме, и если она не способна компенсировать нарушения, то только после этого изменения появляются и в главной энергосистеме. Поэтому, для ранней диагностики необходимо обследовать не только главные и питающие меридианы, но и всю вторичную энергосистему организма. А нарушений во вторичной системе может быть значительно больше, т.к. она представлена большим количеством меридианов. И если не учитывать эти нарушения, то диагностика становится недостоверной, а последующее лечение не эффективным, что в свою очередь дискредитирует сам метод рефлексотерапии.

К сожалению, подавляющее большинство диагностических методик не обследуют вторичные энергосистемы. Все энергосистемы организма связаны между собой в стройную и логическую структуру, в которой существуют определенные правила взаимодействия между отдельными звеньями. Эти правила разнообразны и это разнообразие необходимо для того, чтобы можно было применять разные способы устранения нарушений в энергосистемах если один из выбранных способов может ухудшить состояние в других энергосистемах. Поэтому профессиональный врач должен знать не только строение всех энергосистем организма, но и то, как они связаны друг с другом и все правила воздействия на них. Более того. Человек - существо биоритмологическое. В его организме работают суточные, месячные, годичные биоритмы. И в алгоритмах расчетов результатов обследования надо обязательно учитывать эти биоритмы, что способствует повышению достоверности результата.

Диагноз различных заболеваний человека можно поставить не только на основании органических изменений в организме, которые выявляются при проведении различных клинических обследований или выяснении жалоб пациента, но и на основании функциональных нарушений.

Грамотно применяя Чжень-Цзю можно лечить практически все заболевания, конечно кроме далеко зашедшей органической патологии. Но ключевым моментом грамотной диагностики является не столько определение энергонаполнения различных меридианов, сколько выявление режима движения энергии в них: режим циркуляции или режим застоя. Если, к примеру, в каком-то меридиане избыток энергии, то по всем правилам рефлексотерапии энергию в нем следует тормозить. Но если ко всему прочему избыток энергии в этом меридиане находится в режиме застоя, то не представляется возможным ее затормозить, как невозможно еще больше затормозить уже стоящий на месте автомобиль.

И если этого Чжень-Цзю не понимает, то его воздействие на эту систему тормозным методом не даст никакого результата. Следует вначале энергию в этом меридиане перевести из режима застоя в режим циркуляции, а уж затем уменьшать ее количество. Подобным образом следует поступать и в случае с недостатком энергии в меридиане. Нельзя добавить энергию в меридиан, где вся энергия стоит на месте, - вначале надо восстановить циркуляцию. Это основополагающее правило, к большому сожалению, практически никто из рефлексотерапевтов не соблюдает. А ведь именно от его выполнения в основном зависит эффективность процедур. И когда врач-Чжень Цзю терапии говорит, что он "специализируется" по лечению только определенных заболеваний или применяет в своем лечении воздействие на, предположим, только точки ушной раковины, - то это свидетельство тому, что этот врач имеет слабое представление о том, чем он занимается.

Методы электронной диагностики выявляют не только органические изменения, но и функциональные нарушения и поэтому компьютерный диагноз всегда будет значительно шире и информативнее, чем клинический диагноз. По этой причине нельзя проверять достоверность электронных методов диагностики на основании клинических диагнозов. Так как ни одним из известных диагностических методов невозможно обследовать всю обширную сеть энергосистем, то приходится либо использовать одномоментно несколько диагностических методов, каждый из которых позволяет обследовать свой ряд систем, либо проводить диагностику комплексным методом. Результат любого диагностического метода прежде всего зависит от того, насколько правильно выбран набор репрезентативных акупунктурных точек. А для этого совершенно необходимо четко знать и понимать устройство и взаимодействия абсолютно во всей структуре энергосистем. И вот, когда, учитывая вышесказанное, поставлен грамотный диагноз, то можно приступать к лечению. Лечение в Чжень Дзю терапии производится воздействием акупунктурными иглами.

В силу того, что многие акупунктурные точки имеют многослойную структуру и через них проходят сразу несколько энергосистем, то грамотно и эффективно воздействовать можно только акупунктурной иглой. В зависимости от способа введения иглы, угла наклона, глубины погружения, времени воздействия и способа извлечения, можно изолированно воздействовать на те или иные системы, расположенные на разной глубине в точке. Воздействие на точку электрическим импульсом, магнитным полем, лазерным лучом и т.д., не позволяют этого сделать. Подбирать набор акупунктурных точек для конкретного пациента следует только после проведения диагностики. Применение точек без предварительной диагностики по "прописям" в зависимости от клинических диагнозов значительно снижает эффект лечения. Ведь одно из основных правил медицины гласит: "Лечи не болезнь, а больного".

Да и диагнозы в Чжень-Цзю терапии носят характер энергетических нарушений, а не органических изменений, т.к. все каноны рефлексотерапии построены на состоянии энергобаланса. В силу того, что основные энергосистемы проходят по всему телу человека (имея при этом свои информационные точки) и только некоторые из них имеют ответвления, к примеру, на ушную раковину, то не представляется возможным адекватно и достоверно проводить электронную диагностику на основании замеров точек только уха, или только нескольких участков тела (стопы, кисти и лобные бугры), или только изучая морфологическое строение радужки глаза. При таких методах диагностики остается без внимания большая часть энергосистем организма и эффект лечения снижается. По этой же причине, лечение иглами, используя точки, к примеру, только ушной раковины, дает менее выраженный эффект. Также недопустимо в одном диагностическом обследовании применять и электронные методы диагностики (выявляющие энергетическое состояние) и тесты-опросники, на которые отвечает сам обследуемый (выявляющие субъективную характеристику органических нарушений в организме), так как получается полная путаница того, что мы выявили и не понятно, по каким правилам на это все воздействовать, - то ли на функциональные энергетические нарушения, то ли на органические изменения.

Значительно легче регулярно устранять небольшие изменения в организме, чем лечить уже запущенную органическую патологию. Различными категориями врачей давно уже было замечено наличие психосоматических заболеваний, то есть таких заболеваний, которые возникают от нездорового состояния психики. Когда пациент постоянно раздражен, невротизирован, агрессивен, завистлив, одним словом - духовно обеднен, то он чаще и тяжелее болеет. Поэтому очень важно настоящему врачу заниматься не только лечением всевозможных нарушений в организме, но и ненавязчиво склонять своего пациента к духовному совершенствованию. Без этого работа врача будет носить половинчатый характер. При этом сам врач обязательно должен быть духовно развитым человеком.

В конце 2-го - начале 1-го тысячелетия до нашей эры мыслители Древнего Востока решали вопросы бытия на основе концепций у - син и инь - ян, которые отражают донаучный диалектический материализм. Это философское учение легло в основу практической медицины Древнего Востока.

Концепция у - син, очевидно, возникла раньше, чем концепция инь - ян; она отражает стихийно-материалистическую основу философских воззрений мыслителей Древнего Востока. Согласно этой концепции представление об окружающем мире отождествлялось с представлением о пяти стихиях (ветер, жара, влажность, сухость, холод) и пяти первоэлементах (дерево, огонь, земля, металл, вода). Носителем «начала» считался «воздух», или «животворное дыхание» (прана). Все явления мира укладывались в представление о пяти первоэлементах - первоосновы всего материального мира.

В окружающем мире (макрокосмос) человек является миром в миниатюре (микрокосмос), состоит из первоэлементов, которые попадают в организм с пищей, подчиняется общим законам природы, воздействию пяти «стихий», отличаясь от остального мира только наличием разума. Главный вывод из концепции у - син - поскольку эти первоэлементы материальны, то и мир в целом материален.

По представлениям древних ученых между всеми пятью первоэлементами существуют неразрывные связи - взаимозависимость и взаимное угнетение, которые и определяют состояние их непрерывного движения и изменения (син - Движение ).

Соотношение главных органов и их меридианов с пятью первоэлементами и некоторые аналогии; явления природы, чувства человека и др. (подобные аналогии многообразны); органы, находящиеся за пределами большого круга, относятся к ян; органы, находящиеся внутри большого круга, относятся к инь.

Стрелки внутри большого круга означают ограничивающие (деструктивные) связи; стимулирующие (созидающие) связи указаны стрелками по окружности большого круга.

летний природы, так и органов, тканей и эмоций человека. В соответствии с отношениями, установленными этой концепцией между пятью первоэлементами, объясняются отношения между физиологией и патологией человеческого организма и между организмом и внешней средой, что составляет основу клинической практики врачей традиционной восточной медицины.

Рассматриваются три первоэлемента (или соответствующие им меридианы), по отношению к первоэлементу с нарушенной энергией предыдущий ему первоэлемент в цикле стимулирующих связей именуется «мать». а последующий – «сын».

Первоэлементы представляют собой как бы символы основных составляющих материального мира и вместе с тем движения:

дерево - возрождение и рост, огонь - наивысшее развитие, максимальная активность, металл - начинающийся упадок, вода - минимальная активность, пассивная сила, земля - центр циклических изменений.

В теории у - син определяются следующие виды отношений между пятью первоэлементами:

нормальные взаимостимулирующие и взаимоугнетающие связи, патологические - избыточное и обратное угнетающие действия. Под стимулирующими связями, стимуляцией, следует понимать действие, способствующее возникновению и развитию.

Последовательность взаимостимуляции пяти первоэлементов такова:

дерево порождает огонь, огонь - землю, земля - металл, металл - воду, вода порождает дерево.

В этих отношениях каждый первоэлемент одновременно является стимулируемым и стимулирующим. Стимулирующий элемент образно представляется как «мать», а стимулируемый - как «сын». Например: вода - стимулирующий элемент для дерева, т.е. вода - «мать» дерева, а огонь - стимулируемый элемент по отношению к дереву, т.е. огонь - «сын» дерева.

На основе концепции у - син построено правило лечения иглоукалыванием «мать - сын» , позволяющее усиливать или ослаблять «поток энергии» в меридиане, где эта энергия нарушена. Первоэлемент «мать» способен передавать питающую энергию, а первоэлемент «сын» - реципиент, принимающий эту энергию. Если возникает патология одного из первоэлементов (меридианов), но воздействие непосредственно на нарушенный меридиан нежелательно, то используют правило «мать - сын».

Согласно этому правилу рассматриваются три первоэлемента (меридиана):

1) с нарушенной энергией; 2) предшествующий ему и 3) следующий за нарушенным.

Если в нарушенном меридиане (например, в желчном пузыре, дерево) выявлена избыточная энергия, то можно воздействовать на тонизирующую точку меридиана «сын» (тонкая кишка, огонь) или на седативную точку меридиана «мать» (мочевой пузырь, вода); в случае недостаточности энергии в нарушенном меридиане (дерево) воздействие оказывается на тонизирующую точку меридиана «мать» (вода) или на седативную точку меридиана «сын» (огонь).

Под угнетением, взаимоугнетающими, деструктивными связями, понимается сдерживание и ограничение.

Порядок взаимоугнетающих связей между пятью первоэлементами таков:

дерево угнетает землю, земля - воду, вода - огонь, огонь - металл, металл угнетает дерево , т.е. в этих взаимоотношениях каждый из пяти первоэлементов является одновременно и угнетаемым и угнетающим; например, с одной стороны, дерево угнетается металлом, а с другой - дерево угнетает землю.

В сложной естественной взаимосвязи между предметами и явлениями обязательно должны быть как стимулирующие, так и ограничивающие связи. Без стимулирования не было бы развития, а развитие и рост без ограничения могли бы оказаться вредоносными, например: дерево стимулирует огонь и вместе с тем угнетает землю, а земля в свою очередь стимулирует металл и угнетает воду. Таким образом, стимуляция ограничивается угнетением, а угнетение восполняется стимуляцией, т.е. благодаря этим воздействиям поддерживается необходимое (физиологическое) равновесие, обепечивающее нормальное развитие предметов и явлений (гармонию) .

Правило “полдень-полночь” - Согласно теории древнекитайской медицины, если какой-либо из парных меридианов находится в максимально активном состоянии, то диаметрально противоположный ему на схеме суточной циркуляции ципо меридианам - в максимально пассивном состоянии, причем один из них всегда будет “янским”, а другой - “иньским”. В связи с этой закономерностью вводится лечебное правило “полдень-полночь”, согласно которому тонизирование какого-либо меридиана, особенно во время его активности, действует угнетающе на диаметрально ему противоположный

В случае избыточности или недостаточности одного из пяти первоэлементов между ними возникают ненормальные, патологические, виды взаимодействия, определяемые как избыточное и обратное угнетающие действия. Избыточное угнетающее действие проявляется в чрезмерном патологическом угнетении той из двух взаимодействующих сторон, которая уже ослаблена. Направленность избыточного угнетения в цикле пяти первоэлементов такая же, как при нормальном физиологическом угнетении, но это - патологическая взаимосвязь, которая появляется при определенных условиях.

Обратное угнетающее действие означает ослабление первоэлемента, который оказывает прямое угнетающее действие за счет чрезмерного развития угнетаемого элемента . Направленность обратного угнетающего действия противоположна направленности прямого угнетающего действия в цикле у - син. Избыточное и обратное угнетения, возникающие в результате патологии - избыточности или недостаточности одного из пяти первоэлементов - чаще проявляются одновременно, например: если первоэлемент дерево избыточен, то он избыточно угнетает первоэлемент землю и оказывает обратное угнетающее действие на первоэлемент металл. Если же первоэлемент дерево недостаточен, то, наоборот, он испытывает на себе одновременно и обратное угнетение со стороны первоэлемента земля, и избыточное угнетение со стороны первоэлемента металл.

при синдроме избыточности первоэлемента дерево возникает обратное угнетающее действие на первоэлемент металл:

сплошная стрелка – постоянная функциональная ограничивающая (угнетающая) связь, штриховая стрелка – патологическое угнетение;

б - при синдроме недостаточности первоэлемента дерево возникает усиление прямой угнетающей связи (изображено штриховой линией) и обратное угнетение со стороны первоэлемента земля (изображено сплошной стрелкой);

в - общее схематическое изображение постоянных и патологических угнетающих (деструктивных) связей в цикле пяти первоэлементов: сплошной линией внутри круга указаны постоянные угнетающие связи, штриховой линией - временные патологические деструктивные связи

Взаимосвязи между пятью первоэлементами используются в традиционной восточной медицине для объяснения отношений между органами чжан - фу и их меридианами, между человеком и окружающей средой, но главным образом для объяснения причин и механизмов развития болезненного состояния в рамках древневосточных руководящих синдромов. Так, например, болезненное состояние легких (органа и его меридиана) возможно из-за поражения самих легких, но не исключены варианты возникновения этого состояния в связи с другими воздействиями: а) патология селезенки (по правилу «мать - сын»); б) патология почек (по правилу «мать - сын», но в обратном направлении); в) патология сердца (чрезмерное угнетение металла (легкие) огнем (сердце)); г) патология печени (обратное угнетение металла (легкие) деревом (печень)).

Считается, что возникновение всякого заболевания можно проследить, опираясь на концепцию пяти первоэлементов ; например, частые в детстве болезни, относящиеся к меридиану легких, могут приводить к болезням, относящимся к меридиану почек: меридиан легких - металл, меридиан почек - вода; металл - «мать» воды и т.п.

На основе концепции у - син в традиционной медицине продолжают существовать такие понятия, как главные точки первоэлементов , обладающие широким спектром действия и широко используемые в иглотерапии (их называют также античными точками). Эти точки соответствуют точкам пяти стихий или так называемой агрессивной (повреждающей) энергии и используются в профилактике обострений хронических болезней, при изменениях погоды, а также для улучшения общего самочувствия. Все главные точки первоэлементов расположены на конечностях - на расстоянии от локтевых или коленных суставов до кончиков пальцев.

Концепция инь - ян составляет диалектическую основу мировоззрений Древнего Востока . В ней рассматриваются два противоположных взаимозависимых начала всех явлений макро- и микромира.

Согласно концепции инь - ян, все существующие в природе предметы и явления имеют два взаимно противоположных начала, обозначаемых инь и ян, которые не только противоположны, но и взаимообусловлены, отношения между ними составляют основной закон существования материального мира. Эти отношения между предметами и явлениями всей природы характеризуются взаимоотрицающими, взаимообусловливающими и взаимопревращающими связями, которые в восточной медицине объясняют физиологию и патологию организма и используются в традиционной диагностике и лечении различных заболеваний.

Противоположность между инь и ян - это обобщенное объяснение противоречия и борьбы двух противоположностей в предметах и явлениях природы. Так, свет и тьма, не осязаемость и телесность, возбуждение и торможение и т.д. с позиции концепции инь - ян выражают единство и борьбу противоположностей. Если преобладает одна сторона явления, то ослабевает другая. Постоянная борьба и стремление к вытеснению друг друга, существующие между инь и ян, служат движущей силой изменения и развития явлений в мире.

Чжэнь-цзю терапия является одной из важнейших отраслей традиционной китайской медицины. Чжэнь-цзю терапия состоит из двух методик лечения.

Чжэнь значит игла. При помощи иглы оказывается возбуждающее воздействие на определенные точки и, что очень важно, при высокой квалификации специалиста, достигается цель излечения. В этом суть данной методики, которая и называется иглоукалыванием.

Цзю значит прижигание, которое заключается в том, что при помощи тлеющих полынных сигар прямо или косвенно также возбуждаются определенные точки. Принцип действия одинаковый с иглоукалыванием.

Согласно данным ВОЗ, признано, что Чжэнь-цзю терапия дает выдающийся лечебный эффект при более чем 43 видов заболеваний. В частности, можно отметить: паралич, синдром выпадения межпозвоночных дисков, сахарный диабет, гипертония, неврастения, инсульт, растяжение шейных жил, боли в пояснице и т.д. Кроме того, Чжэнь-цзю терапия корректирует кровяное давление, потоотделение, температуру тела и другие физиологические процессы. Вне зависимости от того, оказывается ли воздействие на симпатический нерв или на парасимпатический нерв, в любом случае восстанавливается баланс Инь-Янь и наступает излечение.

Иглоукалывание и прижигание (чжень-цзю) известно на Востоке уже несколько тысячелетий. Родиной этого уникального лечебного метода является Китай. Из Китая метод распространился в Корею, Вьетнам, Японию и Монголию. Основополагающие труды, описывающие теоретические основы и практические способы чжень-цзю написаны за несколько веков до нашей эры. Основой метода служит воздействие на специальные точки, которые являются регуляторами движения “ци” по энергетическим каналам.

Каждый энергетический канал связан с определенным внутренним органом и регулирует его состояние. Энергетический канал является тем путём, по которому двигается “ци”. На канале имеются коллекторы “ци” - точки акупунктуры, в которых она собирается и которые могут усиливать и ослаблять её поток. Восполнение недостатка “ци” производят путём иглоукалывания золотыми иглами. Рассеивание патологического скопления “ци” достигают иглоукалыванием серебряными иглами. Широко используемые в настоящее время стальные иглы занимают промежуточное положение и по производимому действию могут и восполнять и рассеивать энергию в зависимости от характера манипуляций.

Практика показала, что классическое иглоукалывание по правилам и рецептам древневосточной медицины производит значительно лучший лечебный эффект, чем иные способы иглорефлексотерапии. Несмотря на появление новых способов воздействия на точку с помощью электрического тока, магнитных полей, лазера и т.п. наиболее верно и быстро исцеление достигается с помощью «золотой иглы» и «дыхания дракона» (прижигания).

Моксоприжигание - это воздействие на активные точки горящей моксой из полыни, в которую могут добавлять шалфей, зверобой, мяту и другие травы. Полынь должна быть хорошо высушенной и очищенной. Ее спрессовывают в маленькие (величиной с горошину) конуса и пропитывают имбирным соком. Еще делают полынные сигареты, заворачивая полынь в тонкую бумагу длиной около 20 см и шириной - 4 см, так, что в диаметре сигарета будет около 1,2 см. Как правило, такую сигарету используют 3-4 раза, давая ей гореть 5-20 мин, а затем гася ее. Прижигание может быть либо тепловым, либо с образованием ожогового пузыря. При его осуществлении используют разные методы приближения к коже сигареты или наложения полынного конуса на кожу. С помощью прижигания - «цзю» излечивают боли, воспаления, ушибы, инфекции, язвы, дегенерации и опухоли различных органов и тканей. Воздействие на точки производится либо с небольшого расстояния, когда тлеющий кончик полынной сигары испускает тепло, обладающее особыми лечебными свойствами за счёт состава сигары. Также проводят прижигание специальной смесью трав непосредственно на коже или через лечебные прокладки из растений или минералов. Испускаемый при сгорании спектр излучения оказывает выраженное лечебное воздействие за счёт эффекта резонанса с «ци» энергетических каналов, в результате чего даже у самых ослабленных пациентов быстро восстанавливается хорошее самочувствие и быстро наступает выздоровление, а выделяемые при сгорании вещества в микроскопических количествах поступают в точки, на которых производится сжигание полынного трута.

Древневосточная иглотерапия и прижигание - «чжень-цзю» - имеет две основные концепции - "сюй-ши" и "бу-се". Состояние "сюй" ("пустота") возникает в результате нарушения физиологического равновесия, при котором либо понижаются функции органов, либо наблюдается недостаток необходимых веществ в них. Состояние "ши" ("полнота") возникает в результате нарушения физиологического равновесия, при котором либо повышаются функции органов, либо в них наблюдается излишек каких-нибудь веществ или образование болезненных субстанций. "Бу-се" является методом устранения вышеуказанных состояний нарушенных функций ("чжэн").

При состоянии "сюй" применяется метод "бу", иначе говоря - «прибавление», оказывающий тонизирующее (возбуждающее) действие. В результате успешного исхода пополняются соответствующие вещества. А при состоянии "ши" практикуется метод "се" - «рассеивание», который оказывает седативное (тормозное) воздействие. В результате этого лечения выделяются излишние вещества из организма или устраняются болезненные субстанции. Следует особо отметить эффективность чжень - цзю в случаях, когда не помогают обычные лечебные средства. Довольно часто применение древних рецептов иглоукалывания и прижигания помогает больным избежать и операционного стола. Удивительные результаты достигаются активированием резервов организма, связанных с функционированием системы энергетических каналов и точек акупунктуры.

В обычном режиме организм использует не более 10-15% своих максимальных возможностей, только сердце использует несколько больше - 15-18%. Даже при установлении мировых и олимпийских рекордов самые выдающиеся спортсмены могут опираться лишь на 43% своей «мощности». Для чего же природа так тщательно охраняет эти резервные «кладовые здоровья»? Они нужны на случай, когда человек будет подвергаться опасности как вид, в моменты всеобщих катастроф и катаклизмов - у единиц из миллионов людей эти возможности проявятся в полной мере, на все 100%. Они выживут и продолжат существование вида. Такова логика природы, мудрость и предусмотрительность которой абсолютна. Ключом к резервным «кладовым» организма является система акупунктурных точек и энергетических каналов. Они позволяют использовать те «драгоценные золотые монеты», которые хранятся в этих «кладовых». Больные получают облегчение даже в случаях, которые признаны «безнадёжными» с точки зрения иных лечебных методов. Никакие другие виды лечения фармакологического, физического или хирургического плана, в том числе и самые современные, не имеют доступа к резервным возможностям организма, связанным с этой древней системой, которая хранилась в секрете на Востоке, и до сих пор несёт в себе множество загадок и тайн.

Очень большое значение имеет не только правильное укалывание и нахождение точек акупунктуры, но и использование накопленных в течение тысячелетий Восточной медициной специальных рецептов иглоукалывания и прижигания, которые тщательно собирались и систематизировались нами во время изучения иглоукалывания и прижигания в Китае, Северной Корее, Вьетнаме и Монголии. Многое передавалось «из рук в руки» при обучении у известных врачей -- профессора Чэн Синя, профессора Нгуен Тай Тху, доктора Рё Ген Сена, доктора Мыня, доктора Бомценда, докторов Цэ Дэн Хо и Лю Вэя

Лечебный метод иглоукалывания и прижигания (чжэнь — иглоукалывание, цзю — прижигание) является величайшим достижением китайского народа и берет свое начало со времен первобытнообщинного строя. В древней литературе имеется много легенд о возникновении иглоукалывания и прижигания, таких как изобретение каменных игл «БЯНЬ» ФУ Си, изобретение иглоукалывания и прижигания легендарным императором Хуан Ди и др.

Познание далекого прошлого часто дается нам через изучение древних рукописей, легенд, археологических раскопок. Так, в «Комментариях к летописям Весны и Осени», датированных 550 г. до н.э., говорится: «Приятно слышать, что болезни отступают, но неприятно слышать, что действуют при этом камнями». Это указывает на применение древними людьми каменных инструментов и игл для лечения заболеваний. При археологических раскопках поселений тех времен находили камни, которые могли быть использованы для лечебных целей. В то же время стали формулироваться и основные философские концепции традиционной китайской медицины, такие как учение о ИНЬ и ЯН, о Пяти Элементах, об органах и каналах тела, развивалось представление об адаптации человека к окружающей среде и о материальной причинности заболеваний.

Первой систематизированной книгой по традиционной китайской медицине является трактат «Хуан Ди Нэй Цзин Су Вэиь Лин Шу» (Трактат о внутреннем императоре Хуан Ди), написанный в начале 3 века до н.э. Он состоит из 18 томов и двух частей: «Су Вэнь» (Вопросы о сущем)и «Лин Шу» (Эффективная, чудесная точка). В трактате на основе более чем 2000-летнего опыта обобщаются и систематизируются представления древних врачей о теории ИНЬ- ЯН, У-СИН, органов ЦЗАН-ФУ, каналов и коллатералей, учение о ЧИ и крови, об этиологии и патогенезе заболевания в свете философских концепций традиционной китайской медицины. В то же время по мере развития производства металлов и практики иглоукалывания вводятся металлические иглы, о чем свидетельствует указ императора Хуан Ди:

«Мне прискорбно, что мой народ, отягощенный бременем болезней, не рассчитывается с податями и оброками. Моя воля — не назначать ему больше лекарств, лишь отравляющих его, но также и не пользоваться древними каменными остриями. Мне угодно, чтобы применялись только таинственные иглы из металла, которыми направляется энергия».

В периоды династий Восточная Хань B5—220 гг. н. э.) и Троецарствия B20—265 гг.) происходит дальнейшее накопление и обобщение опыта традиционной китайской медицины. Работавший в то время знаменитый врач Хуа То является «отцом» немедикаментозной анестезии, при иглоукалывании он использовал одну-две точки и большое внимание уделял появлению у больного специфических ощущений «прихода ЧИ». Известный врач Хуан Фу Ми написал в 256—260 гг. трактат «Цзя И Цзин», обобщающий материалы древних книг. В этом трактате впервые были описаны и систематизированы все точки иглотерапии, каналы и коллатерали, а также освещены вопросы дифференциальной диагностики и терапии.

Во времена династий Суй 581—618 гг.) и Тан 618— 907 гг.) был достигнут значительный прогресс в науке и технике чжэнь-цзю терапии. Из многочисленных литературных памятников того времени следует упомянуть работу Сунь Сы Мяо «Цзянь Цзин Фан» (Тысяча золотых рецептов), он же написал «Схемы с трех сторон», которые являлись первыми цветными иллюстрациями каналов и точек и описывали около 650 точек (утеряны).

Во времена династии Тан за медицинское образование отвечала Императорская Медицинская Комиссия, которая делилась на 4 отделения медицины и одно фармакологическое отделение. Одним из отделений медицины было отделение чжэнь-цзю терапии, в которое входили 1 профессор, 1 доцент, 10 инструкторов, 20 техников и 20 учеников.

В период династии Сун (960—1279 гг.) происходило интенсивное накопление медицинской литературы и систематизация знаний. При поддержке правительства Ваи Вэй И в 1026 г. написал книгу «Тун Жэнь Шу Сюе Чжэнь Цзю Ту» (Иллюстрированное руководство по точкам иглотерапии и прижигания на новой бронзовой фигуре человека) и изготовил 2 бронзовые фигуры, на которые нанес все известные точки. В настоящее время одна из фигур Ван Вэй И утеряна, а другая находится в Японии. Позднее — в династию Юань A280—1568 гг.) врач Ху Тэ Пин к двенадцати каналам тела Ван Вэй И прибавил точки еще двух каналов — переднесрединного и заднесрединного, и таким образом сформировалась система 14 каналов тела, дошедшая до наших дней. В те времена активно проводились вскрытия (Ян Цзе и Чжан Цзи) и описания точек стали пополняться анатомическими сведениями. Хэ Жоу и Доу Хань Чинь предположили, что акупунктурные точки должны выбираться согласно «Цзи У Лео Чжу»— китайским двухчасовым интервалам времени суток по «земным ветвям».

В эпоху династии Мин начался «золотой век» чжэнь- цзю терапии A368 —1644 гг.). В то время работало много известных врачей, таких как, например, Ян Цзи Чжоу, написавший в 1601 г. знаменитый трактат «Чжэнь Цзю Да Чэн» (Полное руководство по иглоукалыванию и прижиганию). Уже в принципе сформировалась философская база традиционной китайской медицины, развилась целая сеть направлений и методик, стали применяться прижигание мокса-сигаретами и образовалась новая категория внеканальных точек.

С начала царствования династии Цин до Опиумных войн 1644—1840 гг.) врачи стали предпочитать акупунктуре фитотерапию, поэтому чжэнь-цзю терапия постепенно стала сдавать свои позиции. А в 1822 г. чиновники династии Цин исключили отделение чжэнь-цзю терапии из состава Императорского Медицинского университета, поскольку «иглоукалывание и прижигание не угодно императору».

Революция 1911 г. привела к свержению династии Цин, однако широкие массы народа находились в глубокой нищете, в плохом состоянии находилась вся страна и чжзнь-цзю терапия. Санкционированное правительством проникновение Западной медицины в Китай имело и идеологические последствия, проповедуя христианскую мораль. Традиционная китайская медицина была объявлена «языческой», ее стали всячески притеснять и в 1914 г. реакционное китайское правительство полностью запретило ее развитие, в результате чего наступил «закат» чжэнь-цзю терапии. Однако, врачи Западной медицины не могли пройти мимо огромного наследия традиционной китайской медицины и попытались провести параллели между Западной и Восточной медициной. Так, в 1934 г. работами Тан Ши «Техника и принципы электроакупунктуры» и «Исследование электроакупунктуры» началось использование электроакупунктуры в Китае.

С победой коммунистической партии Китая началась новая жизнь чжэнь-цзю терапии. В октябре 1944 г. после речи председателя Мао Цзе Дуна на съезде работников культуры многие врачи начали активно изучать чжэнь-цзю терапию, которая тогда нашла особенно широкое применение в армии. В апреле 1945 г. была открыта Клиника акупунктуры в Международном госпитале им. Бетуе — первый случай использования чжэнь-цзю терапии в современной клинике. В 1947 г. правительство освобожденной области Цзинан опубликовало «Руководство по акупунктуре и прижиганию», а в 1948 г. народным правительством Северного Китая курс акупунктуры был введен в программу преподавания в ЦЬсолах Здоровья.

Со времени образования Китайской народной республики правительство уделяет огромную заботу о развитии и распространении традиционной китайской медицины. В 1950 г. председатель Мао Цзе Дун призвал к объединению усилий врачей Западной и Восточной медицинских школ, и в том же году тов. Чжу Дэ в предисловии к книге «Новая акупунктура» писал:

«Китайская акупунктура имеет тысячелетнюю историю. Она не только проста и экономична, но и очень эффективна при различных заболеваниях. Поэтому она является наукой. Я надеюсь, что врачи Западной и традиционной школ объединят свои усилия на пути дальнейшего совершенствования и развития ее техники и науки».

При всемерной поддержке и под руководством партии и правительства КНР проводятся широкомасштабные исследования с привлечением самых современных методик. В июле 1951 г. указом Министерства Здравоохранения КНР был создан Экспериментальный институт акупунктуры и прижигания, который в 1955 г. был переименован в Академию традиционной китайской медицины, которую возглавила Чжу Лянь. Ее книга «Руководство по современной чжэнь-цзю терапии» вышла на русском языке в 1959 г. и явилась первой книгой по традиционной китайской медицине в СССР. В 1975 г. по указанию ВОЗ в Пекине, Шанхае и Нанкине начали действовать Международные курсы по акупунктуре, что способствовало большему распространению чжэнь- цзю терапии по всему миру. Образованная в 1979 г. Всекитайская Ассоциация акупунктуры и прижигания объединила усилия организаций всех стран мира.

В России первые сведения об иглоукалывании и прижигании были опубликованы в «Военно-медицинском журнале» в 1828 г. проф. П. Чаруковским. Он сам использовал этот метод для лечения люмбоишалгий и мышечного ревматизма и был весьма доволен результатами. В дальнейшем этот метод неоднократно описывали А. А. Татаринов, П. Л. Корниевский, Э. С. Вязьменский и др., однако подлинное начало развития метода чжэнь-цзю терапии в СССР последовало после возвращения группы советских специалистов из КНР в 1956 г. (В. Г. Вогралик, И. И. Русецкий и др.). В 1956 г. при МЗ СССР был создан специальный комитет по изучению чжэнь-цзю терапии под руководством И. Г. Кочергина, а после обсуждения проблемы на заседаниях президиумов МЗ СССР и РСФСР и на Президиуме АМН СССР в июне 1957 г. были утверждены «Временные методические указания по применению иглоукалывания и прижигания». В декабре 1958 г. на 1 Всероссийском съезде терапевтов В. Г. Вогралик сделал доклад о клинико-физиологическом обосновании метода чжэнь-цзю терапии в клинике внутренних болезней, изданный отдельной брошюрой. Это событие и послужило толчком к развитию метода чжэнь-цзю в Советском Союзе.

За истекшие более чем 30 лет в Горьком, Москве, Ленинграде и др. городах проходили научные конференции, издавались серьезные научно-исследовательские труды и монографии, руководства и сборники, посвященные традиционной китайской медицине. Организационным центром исследований в области акупунктуры явился созданный в 1977 г. институт рефлекторной терапии (директор — Р. А. Дуринян), организованный в последующем в ЦНИИ рефлексотерапии МЗ СССР. На курсах усовершенствования врачей в Горьком, Ленинграде, Москве, Казани и др. городах подготовлено большое число специалистов. Советские врачи и исследователи внесли много нового в теорию и практику акупунктуры, проводятся плановые широкомасштабные исследования, внедряются новые методики акупунктурного воздействия и новые методы акупунктурной диагностики, что существенно расширяет сферу применения чжэнь-цзю терапии. На 6 Всесоюзной конференции рефлексотерапевтов организована Всесоюзная Ассоциация рефлексотерапии и традиционной медицины (г. Ленинград, 1990 г). Первым Президентом Ассоциации стал А. Т. Качан.

существует предположение что иглоукалывание и прижигание возникли первоначально в Непале и Тибете, в буддийских храмах, где был достаточно высокий для своего времени уровень знаний. По-видимому, на протяжении ряда столетий, этот метод лечения распространился в Китае. Так, в 111-м веке до нашей эры в Китае был обобщен имевшейся в то время опыт применения иглотерапии. В первой книге по этому методу - “Хуанди Нейцзин”, состоящей из 18-ти томов, представлены сведения о технике иглотерапии, изложены показания и противопоказания к его применению. Несколько позднее известный китайский ученый Хуан Фуми, опираясь на опыт предшественников, написал труд об иглоукалывании и прижиганиях “Дянцзин”, состоящий из 12-ти томов. В нем подробно излагались основы “чжень-цзю” (иглоукалывание - прижигание) терапии, большое внимание уделялось определению локализации точек для уколов, рекомендовались формы лечебных воздействий.

В /1-X111 веках метод чжень-цзю непрерывно совершенствовался и все шире применялся в лечебной практике. В этот период были опубликованы многочисленные руководства по использованию иглоукалывания и прижигания в гинекологии, хирургии, педиатрии и терапии. Выдающийся ученый того времени - Ван-Вей нанес на бронзовую фигуру человека 600 известных в то время точек. Он же детально описал эти точки и отметил эффект от иглоукалывания каждой из них.

В 1789 году вышла книга “чжень-Цзю Сюе” (Чжень-цзю терапия), представляющая собой краткий учебник.

В 1955 году в Пекине был организован Центральный научно-исследовательский институт китайской медицины с отделением по Чжень-Цзю терапии.

ЛЕЧЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ЧЖЕНЬ-ЦЗЮ ТЕРАПИИ.

Прежде чем приступить к лечению, древние медики, опираясь на выше перечисленные теории, производили тщательный опрос, осмотр, изучали пульс больного. Благодаря этому им удавалось очень точно устанавливать характер нарушения циркуляции энергии по меридианам, который является причиной заболевания и очень быстро устранить его, назначая специальный режим жизни и проводя иглоукалывание или прижигания в нужных точках. Такое лечение считалось высокоэффективным, так как удавалось благодаря пульсовой диагностике в большинстве случаев установить начало развития болезни в ее скрытом периоде и провести профилактическое лечение. Более подробно раскрыть этот метод лечения нам не представляется возможным из-за очень сложных взаимоотношений между самими меридианами и циркулирующей в них энергией, а так же из-за той “секретности”, которая существует и по сей день в искусстве овладения пульсовой диагностикой.

Фалев - беседа с доктором Р.Сахновским

Acupunctu .ru (далее А.): «Классическая китайская чжэнь-цзю терапия» покойного А.И.Фалева - что это такое?

А.: Давайте разберем какой-либо из подобных методов.

С.: Хорошо. Вот «Метод преобразования триграмм-гексаграмм в соответствии со временем лечения».

А.: Что требуется для него?

С.: Несколько предварительных условий.

Первое - это разделение года на сезоны, буквально по дням. Фалев представил его в виде таблицы:

сезон

длительность

весна, Дерево

долгое лето, Почва

лето, Огонь

долгое лето, Почва

осень, Металл

долгое лето, Почва

зима, Вода

долгое лето, Почва

Эта таблица выражает границы действия разных типов ци (климатов), представленные в виде пяти первоэлементов (или движений или фаз).

Второе - это соответствие 12 главных органов (каналов) ТКМ и триграмм:

Здесь конкретная анатомическая структура (или, если угодно, функциональная единица работающего организма - внутренний орган и соответствующий ему канал) переведена в абстрактный символ, отражающий пропорции Инь-Ян. Чем-то напоминает перевод музыки в цифру… Теперь ими можно манипулировать.

Третье - каждой черте триграммы или гексаграммы назначены античные точки акупунктуры, которые и применяют (укалывают) в данном методе:

Органы-каналы Инь

Номер

черты

перикард

почки

легкие

селезенка

сердце

печень

да-лин

тай-си

тай-юань

тай-бай

шэнь-мэнь

тай-чун

лао-гун

жань-гу

юй-цзи

да-ду

шао-фу

син-цзянь

чжун-чун

юн-цюань

шао-шан

инь-бай

шао-чун

да-дунь

Органы-каналы Ян

Номер

черты

желчный

пузырь

тонкая

кишка

желудок

толстая кишка

мочевой

пузырь

тройной

обогреватель

линь-ци

хоу-си

сянь-гу

сань-цзянь

шу-гу

чжун-чжу

ся-си

цянь-гу

нэй-тин

эр-цзянь

тун-гу

е-мэнь

цяо-инь

шао-цзэ

ли-дуй

шан-ян

чжи-инь

гуань-чун

Четвертое - это дворцы развития гексаграмм. Живший в эпоху Хань крупный ученый Цзин Фан, занимавшийся Книгой Перемен, расставил гексаграммы определенным образом. Это восемь дворцов по восемь гексаграмм в каждом. Каждый дворец начинается с чистой гексаграммы, то есть составленной из двух одинаковых триграмм. Например, гексаграмма Цянь (две триграммы Цянь), гексаграмма Чжэнь (две триграммы Чжэнь) и так далее. Алгоритм перехода или развития от одной гексаграммы к другой довольно простой и одинаков во всех 8 дворцах:

Тем самым все 64 гексаграммы расставлены в 8 рядов без повторений.

А.: Да это практически вся Книга Перемен, только по-другому расставленная! Зачем нужна эта большая таблица?

С.: Для перевода ситуации больного в нечто более приемлемое, находящееся в соответствии с текущим временем года или правящей ци. Тем самым болезнь устраняется.

А.: Надеемся - это всё, что необходимо?

С.: Не совсем…



Новое на сайте

>

Самое популярное