Домой Ревматология Материал (младшая группа) на тему: Сообщение на тему: Влияние режима дня на физическое и психологическое здоровье детей раннего возраста.

Материал (младшая группа) на тему: Сообщение на тему: Влияние режима дня на физическое и психологическое здоровье детей раннего возраста.

Организм детей раннего возраста находится в более близкой связи с природой, чем организм взрослого человека.

Расписание имеет большое значение как с психологической, так и с физиологической точки зрения. Маленькие дети очень легко привыкают к определенному распорядку дня. Если их кормят, укладывают спать, идут на прогулки в одно и то же время, то никаких затруднений не возникает - они не капризничают и сохраняют в течение дня спокойное и ровное настроение.

С середины 2-го года жизни дети, как правило, спят днем всего 1 раз и бодрствуют в течение двух промежутков времени по 5-6 ч.

После 2 лет малыш спит днем около 2 ч, а бодрствует 2 раза по 6 ч.

Изменение продолжительности бодрствования, сна и числа кормлений в возрасте 1-3 лет

Возраст, лет

Кол-о кормлений

Максимальное бодрствование, ч

Перерывы между кормлениями, ч

дневной, кол-во периодов

общий, ч

Ребенка следует укладывать спать в одно и то же время, в тихом месте, в его кроватке. Перед каждым сном комнату обязательно следует проветрить, а укрывать малыша надо легко, не кутая его. Хорошо, укладывая малыша спать, немного посидеть с ним, спеть колыбельную песенку, рассказать маленькую спокойную сказку. Но не больше, иначе ребенок свой тихий час заставит взрослого рассказывать ему или петь.

Лучшим общением станут совместное чтение или спокойная игра.

Не следует приучать ребенка засыпать в полнейшей тишине. В этом случае он будет просыпаться от малейшего шороха, а его сон станет беспокойным. Важно, чтобы ребенок сам готовился ко сну: раздевался, помогал стелить постель, укладывал спать свою любимую плюшевую собачку и т.д. Это поможет ребенку успокоиться, настроиться на сон и принять процедуру укладывания как должное.

Специалисты разработали примерный режим дня для ребенка в возрас м-от 1 года до 3 лет.

Распорядок дня

1-2 года

Распорядок дня

2-3 года

Пробуждение, туалет, водные процедуры

Игра - прогулка

Игра - прогулка

Игра - прогулка

Игра - прогулка

Игра - прогулка

Разумеется, это примерный распорядок дня. Отталкиваясь от него, как от основы, родители смогут составить свой собственный, удобный режим дня для ребенка.

Сначала делать это он будет с родителями, а потом уже и самостоятельно; после обеда ребенок поможет матери убрать со стола посуду, а перед играми он сам достанет игрушки из шкафа, а затем сам и уберет.

Малыш быстрее приучится к определенному распорядку, если родители также будут соблюдать хотя бы приблизительный режим своего дня.

Режим дня - это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности человека на протяжении суток. Соблюдение рационального, соответствующего возрастным особенностям ребенка, режима дня способствует его здоровому росту и развитию. Привыкая выполнять различные виды деятельности в одно и тоже время ребенок в каждый момент времени подготовлен к предстоящему виду деятельности, что обеспечивает их более легкое и быстрое выполнение. Соблюдение правильного режима дня обеспечивает хорошее настроение ребенка и поддерживает в нем живой интерес к изучению окружающего мира, способствуя его нормальному моторному и психоречевому развитию. Режим дня ребенка включает следующие обязательные элементы: режим питания, время пребывания на воздухе в течении дня, кратность и продолжительность сна, обязательные занятия по развитию навыков в соответствии с возрастом, свободное время. В первые месяцы после рождения здоровый новорожденный малыш большую часть суток спит, так как все внешние раздражители являются очень сильными для нервной системы ребенка, привыкшего к уютной внутриутробной среде обитания, и вызывают ее быстрое истощение. По мере взросления ребенка продолжительность сна постепенно сокращается а время бодрствования – увеличивается.

Возраст Режим дневного сна Ночной сон Режим бодрствования
От рождения до 2 месяцев 6 раз по 2,5 часа 6 часов Во время кормления
2-4 месяцев 5 раз по 2-2,5 часа 6,5 часов 4 раза по 1,5 часа
4-6 месяцев 4-5 раз по 2 часа 7 часов 4 раза по 2 часа
6-9 месяцев 3-4 раза по 1,5-2 часа 8 часов 4 раза по 2,5 часа
9-12 месяцев 2 раза по 1,5-2 часа 9-10 часов 4 раза по 3-4 часа
Тесно связан с режимом сна-бодорствования режим кормления малыша. Сон ребенка первых месяцев жизни очень чуткий и легко нарушается под воздействием различных посторонних раздражителей в том числе чувства голода. Существенное значение в режиме дня имеет пребывание ребенка на свежем воздухе. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе детей до 1 года жизни должна составлять не менее 5-6 часов в сутки. Свежий воздух действует на малыша успокаивающе, улучшает обменные процессы, повышает защитные силы организма. Летом все игры и занятия должны проводиться на свежем воздухе, в холодное и переходное время года предусматриваются двух разовые прогулки по 1,5-2 часа. Свежий воздух также оказывает благоприятное влияние на сон. Воздействуя на кожу и слизистые оболочки носа и верхних дыхательных путей, он обеспечивает более быстрое засыпание ребенка и более высокое качество сна. Сон на улице может заменить прогулку, особенно в холодное время года. Режим дня ребенка в целом индивидуален, однако в идеале, нужно стремиться к тому, чтобы ребенок после пробуждения кушал, а затем, бодрствовал до следующего сна. Хорошо выспавшийся малыш с аппетитом ест и потом спокойно и активно играет или занимается, а устав от игр, легко отходит ко сну. Во время бодрствования малыша нужно стараться, чтобы он был активен и весел. Необходимо одевать ребенка в свободную одежду, не сковывающую движения, обеспечить доступ к игрушкам, соответствующим его возрасту, и самое главное, активно участвовать в играх и занятиях с малышом всей семьей. Автор – врач физиотерапевт – ДМИТРИЕНКО Т.Г.

Для чего необходим детям определенный режим дня

Бодрствование, сон и кормление у детей раннего возраста проводятся в основном в один и тот же временной промежуток и даже в нужной последовательности. При этом организм ребенка вырабатывает определенный рефлекс на время. Если у детей формируется определенный стереотип поведения, то они имеют хороший аппетит, засыпают без лишних проблем и весьма активны в периоды бодрствования.

При соблюдении режима дня дети менее беспокойны, они не требуют к себе чрезмерного успокоения. Например, ношение на руках в период бодрствования, укачивания перед тем, как улечься спать и др. Соблюдение налаженного режима дня у ребенка с самого рождения облегчает жизнь не только самому малышу, но и родителям. Это подтверждается многочисленными наблюдениями специалистов и родителями. Кроме того, дети, живущие по определенному распорядку дня с рождения, меньше капризничают, прекрасно развиваются, так как их организм к определенному действию в нужное время уже сам приспосабливается (к употреблению пищи, ко сну, к купанию и т.д.). Поэтому дети не доставляют особых проблем своим родителям.

При резких изменениях режима детишки, привыкшие вовремя делать то или иное действие, становятся раздражительными и капризными. Это потому что смена привычного уклада жизни отрицательно отражается на его здоровье, так как страдает центральная нервная система. Например, когда приходит время сна, организм малыша уже готов к этому. Но если ребенок не засыпает по тем или иным причинам, то организм испытывает большой стресс.

Правильное соблюдение определенных действий в течение дня формирует у детей ритм жизни, обеспечивающий нормальное нервно-психическое и физическое развитие. Это не зависит от того, где малыш воспитывается, в детском коллективе или дома родителями. Составляется такой режим в соответствии с определенными обоснованными и научными нормами. Именно от возраста детей и от индивидуальных особенностей определяется длительности сна и бодрствования, время питания и прогулок на свежем воздухе, время гигиенических мероприятий.

Что должно входить в распорядок дня у детей раннего возраста

У маленьких детей должно быть правильно организованно питание. Это определяется не только в зависимости от возраста, но и от индивидуальных особенностей ребенка. Питание должно осуществляться в определенное время ежедневно и в нужных количествах. Чем взрослее становится малыш, тем в большем количестве нужных питательных веществ он нуждается.

Очень важной для детского организма физиологической потребностью является сон. Грудной ребенок должен спать довольно много, чем старше он становится, тем потребность в длительном сне уменьшается. Необходимо с самого рождения крохи организовывать правильное чередование сна и бодрствования. Грудные дети должны спать ночью, но часто они становятся беспокойными. Если малыш не болен, то следует выявить причину. Например, покормить, сменить белье, проверить, не жарко ли ему. Кроме этого, не следует малыша укладывать рядом с собой ночью, он должен спать отдельно в кроватке. Также маленьким детям необходим дневной сон.

При организации режима нужно обязательно включать в него прогулки на открытом воздухе. С рождения ребенка они должны быть непродолжительными, но чем старше становятся дети, тем более продолжительными они должны быть. Дневной свет просто необходим для здоровья детей. Кроме того прогулки на свежем воздухе помогают улучшению аппетита.

Правильно также должно быть организованно бодрствование детей. От этого зависит их активность и эмоциональное состояние. При бодрствовании ребенок должен развивать свои двигательные способности. Это просто необходимо для правильного формирования всех функций организма. Хорошо проделывать с детьми раннего возраста специальные физические упражнения. Кроме этого в режим дня обязательно должны входить водные процедуры, массажи и другие гигиенические процедуры.

Особенности организации режима дня детей в группах раннего и дошкольного возраста

1. Понятие и значение режима дня. Его особенности в разных возрастных группах.

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время еды, сна, прогулок, игр и занятий-то, что И.П. Павлов назвал внешним стереотипом, - обязательное условие правильного воспитания ребенка.

Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Физиологической основой, определяющей характер и продолжительность деятельности, является уровень работоспособности клеток коры головного мозга, поэтому так важно не превышать предел работоспособности центральной нервной системы, а также обеспечить полное функциональное восстановление ее после работы. Степень морфофункциональной зрелости организма, определяет содержание режима дня и длительность основных его элементов, среди которых выделяют следующие:

Сон;

Пребывание на открытом воздухе (прогулки);

Воспитательная и учебная деятельность;

Игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);

Самообслуживание, помощь семье;

Приемы пищи;

Личная гигиена.

Сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех систем организма. Физиологическая потребность во сне детей разного возраста зависит от особенности их нервной системы и состояния здоровья. В дошкольном периоде обязателен как ночной, так и дневной сон, независимо от того, посещает ребенок дошкольное образовательное учреждение, группу кратковременного пребывания или нет. Полноценный ночной сон важен и для дошкольников, и для школьников.

Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5-12 часов, в 5-6 лет - 11,5-12 часов (из них примерно 10-11 часов ночью и 1,5-2,5 часа днем). Для ночного сна отводится время с 9-9 часов 30 минут вечера до 7-7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15-15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно - это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня - это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.

Пребывание на открытом воздухе (прогулки) - наиболее эффективный вид отдыха, обусловленный повышенной оксигенацией крови, восполнением ультрафиолетовой недостаточности, позволяющий обеспечить закаливание организма и увеличение двигательной активности. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой не менее 4-4,5 часов, а летом по возможности весь день. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже -20 °С скорости ветра более 15 м/с (для средней полосы).

2.Воспитательная и учебная деятельность.

При построении рационального режима занятий следует учитывать биоритмы функционирования организма ребенка. У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга и работоспособность определяются в утренний период - с 8:00 до 12:00 часов и вечерний - с 16:00 до 18:00 часов.

Программами обучения и воспитания в ДОУ предусматриваются развивающие занятия. В младшей группе продолжительность занятий составляет 10-15 минут (10 занятий в неделю), в средней группе (4-5 лет) - по 20 минут (10 занятий в неделю), в старшей группе (5-6 лет) - два занятия в день по 20-25 минут с перерывом 10 минут. В подготовительной группе (6-7 лет) - 3 занятия в день проводятся по 25-30 минут, приобретая характер обучения. Гигиеническими исследованиями показано, что занятия по развитию речи, обучению грамоте, математике, ознакомлению с окружающим миром более утомительны, чем лепка, рисование, конструирование. Физкультура и музыка (динамические занятия) уменьшают или снимают утомление.

Одним из средств физического воспитания является правильное проведение режима, составленного для каждой возрастной группы детей с учетом их психофизиологических особенностей. Если режим осуществляется правильно, то дети спокойны, активно занимаются, играют, хорошо едят, быстро засыпают и крепко спят, просыпаются бодрыми и веселыми.

В режиме дня каждой возрастной группы указано примерное время, протекающее от включения первого ребенка в данный режимный процесс до его окончания последним ребенком.

Чем меньше возраст детей, чем менее они самостоятельны, тем важнее сохранять принцип постепенности при проведении всех режимных моментов.

Важно вносить сезонные изменения в режим дня. В программе предложены режимы как для холодного, так и для теплого времени года.

В зимнее время в связи с особенностями погоды и большим числом занятий с детьми несколько сокращается пребывание ребенка на воздухе в течение дня.

Поэтому особое значение приобретает прогулка, которую крайне важно проводить систематически не менее 2 раз в день. Летом и в другие теплые периоды года увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, так как число занятий сокращается до одного и почти все режимные процессы по возможности проводятся на участке. Большинство занятий с детьми - физкультурные, музыкальные, по ознакомлению с окружающим и т.д. - также следует проводить на свежем воздухе.

Для того чтобы прогулка была не только полезной, но и интересной, следует правильно планировать ее содержание: проводить подвижные игры, спортивные развлечения, знакомить детей с окружающим, с природой, с работой взрослых на участке, на улице, привлекать детей к посильной для них работе в саду, выходить па экскурсии за пределы участка и т.п.

При осуществлении режима следует обеспечить своевременную смену видов деятельности детей.

Планируя работу, воспитатель предусматривает, чтобы занятия, на которых дети двигаются мало (по развитию элементарных математических представлений, рисованию и др.), сменялись физкультурными и музыкальными занятиями. При возникновении у детей признаков утомления (возбуждение, невнимательность, двигательное беспокойство и т.п.) проводится физкультурная минутка.

В периоды времени, отводимые в режиме для самостоятельной деятельности детей, большое внимание уделяется обеспечению их двигательной активности.

прогулка, достаточно длительная, проводимая ежедневно, - важнейшее средство оздоровления ребенка, его полноценного и физического развития. В холодное время года ребенок должен гулять не менее 3-4 часов в день. Если погода неблагоприятная, то прогулку можно сократить, но не отменять. В холодное время года подвижность иных детей ограничивают тем, что неправильно одевают их, слишком кутают. громоздкая одежда мешает играть со сверстниками, перебрасываться снежками, лепить снежных «баб», кататься на санках с горки, ребенок не только лишается радости этих забав, но начинает существенно отставать в физическом развитии. У таких детей снижается приспособляемость организма к холоду, к жаре, сопротивляемость к воздействию вредных микроорганизмов. Они зачастую либо слишком худенькие, либо излишне полные. Негармоническое физическое развитие приводит к задержке в совершенствовании двигательных навыков.

Нередко прогулки сокращаются, так как замерз взрослый, который гуляет вместе с детьми, ведь он двигается значительно меньше их. Поэтому очень важно, чтобы и взрослый был одет и обут соответствующим образом.

Комплексное воздействие прохладного воздуха и физических упражнений является эффективным методом закаливания, тренировки важнейших функций организма.

С наступлением теплых весенних дней дети почти целые дни проводят на свежем воздухе. Весной также очень важно следить, чтобы ребенок был одет по погоде. Если родители не спешат облегчить одежду ребенка, то в зимней он перегревается. Ему тяжело, он расстегивает, а иногда и снимает пальто - а вот это уже может привести к заболеванию. Одежду надо облегчать постепенно: вначале сменить шубу или теплое пальто на весеннее пальто с вязаной кофточкой или фуфайкой, потом освободить ребенка от рейтуз, теплых носков и т.д. Позднее, в еще более теплые дни можно разрешить ребенку ходить с открытыми руками и ногами и, наконец, в трусах. Летом, когда у детей создается привычка ходить легко одетыми, можно и в прохладные дни оставлять их в более легкой одежде.

Таким образом, необходима серьезная организационная и воспитательная работа среди родителей по упорядочению домашнего режима и приведению его в соответствие с установленным в детском саду. Внимание родителей следует привлечь к организации вечерней прогулки, ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе, регламентации просмотра телевизионных передач, особенно перед сном.

3.Пути формирования культурно-гигиенических навыков (КГН)

Формирование КГН совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т.д.

По мере освоения КГН обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности - игры. В играх ребёнок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развёрнуты. Так, если в пять-семь лет ребенок может заменить действие словом, например, «уже поели», то в раннем возрасте он старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом. Чтобы ускорить формирование КГН необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: «Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?». Таким образом, усвоенные КГН обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения КГН.

КГН связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию . Малыш научился одевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.

Таким образом, можно утверждать, что сформированные КГН обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание.

1.Понятие «режим дня»

2.Принципы построения режима дня.

3.Построение режима для детей.

Режим – это рациональное распределение во времени и правильная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка, а также правильное чередование различных видов деятельности во время бодрствования.

Вопросы режима уже давно разработаны теоретически и широко известны в практике. Но в детском саду и в семье допускаются грубые ошибки. Для того, чтобы правильно построить режим, прежде всего следует установить правильный режим сна и бодрствования.

На основе многочисленных исследований профессора Н.М. Щелованова и его сотрудников вскрыт механизм бодрствования, установлены качественные изменения сна и закономерности бодрствования и развития этих процессов в раннем возрасте.

Бодрствование – это основное деятельное состояние коры больших полушарий головного мозга, находящейся в активном воздействии с подкорковыми отделами головного мозга. Бодрое состояние коры поддерживается, по определению И.Н. Павлова, теми раздражителями, которые подают на большие полушария главным образом из внешнего мира.

Сон – также активный процесс. Многие нервные клетки находятся во время сна в состоянии повышенной активности, деятельность анализаторов «блокирована», заторможена.

Сон потребность организма. Чередование сна и бодрствования необходимое условие нормальной психической деятельности человека. И сон и бодрствование – сопряженные состояния. Активное бодрствование обеспечивает глубокий сон и наоборот. У новорожденного ребенка и сон, и бодрствование аритмичны, они возникают хаотично, многократно в сутки. Бодрствование в первые дни жизни не более 20-30 мин., что указывает на низкий предел работоспособности коры головного мозга.



Что оказывает влияние на изменение длительности и характера бодрствования ребенка к концу 1-го месяца жизни?

1. Увеличение предела работоспособности коры головного мозга (возникновение зрительного и слухового сосредоточения и образования условных рефлексов). Изменяется характер бодрствования.

2. К концу 1 месяца жизни у ребенка формируется суточный режим сна и бодрствования. Это происходит под влиянием условий жизни, а не является врожденным. Количество раздражителей днем в кору головного мозга поступает больше, ночью резко снижается, отсюда сон – ночью, бодрствование – днем. Если вечером горит яркий свет, громкие разговоры и т.д. – это влияет на режим, ночью просыпается, и вырабатывается неправильный режим.

Так ли важно вырабатывать правильный режим? Ритмическое чередование сна и бодрствования очень важны для нервной системы ребенка. Он обеспечивает формирование стереотипов, экономит расход нервной энергии.

Ребенок рождается, не имея готового режима, который создается специальными условиями. Режим кормления вырабатывается уже в период новорожденности.

Следующим этапом формирования является выработка дневного режима в чередовании сна и бодрствования.

С какого возраста и как его можно устанавливать? Организовывать дневной сон и бодрствование ребенка по режиму следует уже в конце 1-го или в начале 2-го месяца жизни, т.к. в этом возрасте вырабатывается суточный режим в их смене, со всех анализаторов образуются условные рефлексы, бодрствование становится более устойчивым и спокойным. Установка дневного сна – это фактически выработка условных рефлексов на определенное время для возникновения сна и бодрствования.

Для формирования дневного сна нужно создавать специальные условия для быстрого засыпания. Для этого используют длительное действие какого-нибудь слабого, ритмически действующего раздражителя. Однако в семье часто используют укачивание на руках, в коляске, воздействуя на вестибулярный аппарат. Это отрицательная привычка. Как только действия нет – прерывается сон. Качество сна низкое, нет полного торможения. Этот процесс длительный и мучительный как для ребенка, так и для взрослого.

Другие родители поют колыбельные песни, похлопывают. Тот же результат. Отрицательно использование пустышек – это вред. Сон поверхностный, тревожный, т.к. ребенок все время сосет, выпала пустышка – нет сна.

Специальные исследования Н.М. Щелованова показали, что полезным и целесообразным для дневного сна в первые месяцы жизни является сон на воздухе. Воздух усыпляет. Это постоянно действующий, слабый раздражитель. Движение кислорода действует на кожу, слизистую оболочку носа и верхние дыхательные пути, слабый охлаждающий раздражитель. Это доказал Н.И. Красногорский. Особенность данного раздражителя – постоянство. Это основное средство для приучения к дневному сну. Это также и оздоровительное средство. Приучать к дневному сну на воздухе надо постепенно (по 20-30 минут 2 раза в день в течение нескольких дней).

Для формирования активного бодрствования необходимы следующие условия:

менять чаще раздражители (соответствующие возрасту и уровню развития); взять ребенка из кроватки; эмоционально поговорить с ним; повесить над ним игрушку (после сна и кормления).

При таких условиях к 2 - 2,5 мес. ребенок может жить по четкому режиму (быстро засыпает, просыпается к началу кормления без признаков утомления).

Какие принципы брать за основу при составлении режима?

1. Профессор Н.М. Щелованов доказал, что с возрастом быстро меняется работоспособность нервной системы. У новорожденного предел работоспособности равен 20-30 минутам, а к первому году жизни 2,5-3 часа подряд. Отрицательно влияет и сокращение бодрствования, т.к. ребенок долго не может уснуть, а потом спит беспокойно.

2.Необходимо обеспечить глубокий своевременно наступающий сон, в течение которого восстанавливает затраченную энергию.

В результате исследования профессором Н.М. Щеловановым, Н.Л. Фигуриным, С.М. Кривиной установлена суточная потребность ребенка во сне и бодрствовании. Так ребенок от 6-9 мес. спит 3 раза, после 9 мес. – 2 раза, а с 1год 6мес. – 1 раз. Ночью без изменений спит на протяжении всего раннего детства – 10-12 часов.

С возрастом меняется и качество сна. Сон днем и ночью неоднороден. По данным Н.Л. Фигурина и Н.Т. Тереховой, происходит чередование глубокого сна и неглубокого (глубокий сон от 15-20 мин. до 30-40 мин., неглубокий с 45 мин. до 20-15 мин.).

3. При построении режима должен быть определен ритм кормления ребенка. Он изменяется в зависимости от возраста. Ритм кормления через равные промежутки сохраняется только до 9 месяцев. После в связи с удлинением бодрствования – он меняется. Очень важно установить правильную последовательность в удовлетворении основных физиологических состояний: кормление – сон – бодрствования – сон (Н.М. Щелованов).

Итак, составить правильный режим это значит:

1. Установить на каждом возрастном этапе длительность бодрствования, соответствию пределу работоспособности нервной системы.

2. Определить необходимое суточное количество часов сна и правильно распределить отрезки сна в течение суток так, чтобы обеспечить своевременный и полноценный отдых нервной системы, т.е. правильную смену работы и отдыха нервной системы.

3. Установить правильный ритм кормления.

4. Установить правильную последовательность в удовлетворении основных физиологических состояний ребенка.

5. Обеспечить правильную смену разных видов деятельности, учитывая выносливость нервной системы, не допуская переутомления от однообразных, длительных, одних и тех же действий.

Построение режима так же зависит от здоровья ребенка, от времени года.

6. Переводить ребенка на следующий возрастной режим надо не по одному, а по нескольким показателям, свидетельствующим, что ребенок физиологически уже подготовлен к нему:

Очень медленно засыпает;

Раннее пробуждение после дневного сна;

Сохранение активности до конца бодрствования;

На первом году жизни проявление беспокойства после кормления и признаков голодного возбуждения, возникающих задолго до него. Сумма всех этих показателей при условии хорошего темпа физического развития является доказательством необходимости перевода на следующий режим.

Особенно труден переход на режим с двумя, а затем с одним дневным сном, т.к. при этом меняется не только ритм, но и последовательность проведения всех процессов. Поэтому перевод нужно проводить постепенно и последовательно. Сначала сокращается длительность отрезков сна и увеличивается длительность бодрствования без изменения самого режима. Затем при перемене режима сокращается количество отрезков дневного сна, но увеличивается их длительность. При этом максимально сократить длительность бодрствования ребенка, первым укладывать его спать, последним поднимать. На таком переходном режиме ребенок остается до полного привыкания к нему.

Необходимо установление тесной связи с семьей. Показателем правильного составленного и выполняемого режима является поведение детей:

1. Дети спокойны и активны;

2. Отсутствует плач, возбуждение;

3. Нет отказа от пищи;

4. Дети спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.

Рассмотрим режим детей от 9-10 мес. до 1год.-1г.2 мес. в яслях . Прием в яслях начинается в 7 часов утра, для чего родители поднимают детей в 6-6.30 часов утра. Завтрак в яслях в зависимости от начала работы кухни и завтрака детей старших групп, снятие пробы и др., детям дают в 8.30 утра, а в яслях-садах и в 9 часов утра, т.е. через 2-2,5 часа после пробуждения детей.

Таким образом, уже с утра нарушается состояние оптимальной возбудимости детей.

Нарушается также ритм сна и бодрствования. Первый отрезок бодрствования длится 3 часа, а второй – самый благоприятный для осуществления всей воспитательной работы – всего 2 часа. Уложенный через 2 часа спать ребенок долго не может заснуть, т.к. он не исчерпал свою энергию, может еще бодрствовать. Но после того как ребенок с большим трудом и поздно заснул, его будят в 4 часа, т.к. должен быть полдник и скоро придет за ним мать. Тем самым вместо полагающихся ему двух часов сна он спит меньше, сон его нельзя считать полноценным, т.к. было длительное и беспокойное засыпание, а в период глубокого сна ребенка разбудили. Такой сон не может обеспечить полноценного и длительного бодрствования. А в то же время третий отрезок бодрствования у ребенка самый длительный – 4 часа, превышающий возможный предел работоспособности нервной системы. Все это неизбежно приводит к тому, что к вечеру у ребенка нарастает возбуждение, нарушающее качество ночного сна и поведения ребенка на следующий день.

Часто в режиме указывают длительность укладывания детей на сон, подъема после сна, длительность процесса кормления и пр. Все это приводит к ненужной спешке в обслуживании детей, к нарушению принципов последовательности и постепенности, совсем исчезает при этом учет индивидуальных особенностей детей. Да разве можно предусмотреть длительность кормления? Ведь это определяется количеством детей, их аппетитом, настроением, видом пищи. Удобнее в режиме писать время начала гигиенических процессов и кормления, не указывая их конец.

У персонала грудных групп, у врачей и педагогов часто вызывает недовольство и даже страх наличие нескольких режимов в грудной группе. А в то же время это совершенно необходимо для детей и не затрудняет, а, наоборот, облегчает обслуживание детей. Возможность разобщить детей, организовать сон одних во время бодрствования других предохраняет детей от переутомления, позволяет уделить больше внимания и времени каждому ребенку, спокойно провести кормление и другие процессы и игры-занятия. Только при таком построении режимов у сестры-воспитательницы выделяется время для проведения индивидуальных занятий с детьми каждой подгруппы. Воспитатель переходит от одной подгруппы к другой, закончив кормление одних, она начинает поднимать и кормить других и т.д.

Если группа укомплектована правильно и воспитатель знает особенности детей, то эти режимы выполняются без напряжения.

Но для того, чтобы режим был четко выполнен, необходимо правильно распределить обязанности персонала и правильно построить график работы так, чтобы во время бодрствования и кормления большого количества детей была встреча сестре или нянь. Смена персонала должна быть в часы сна детей, в крайнем случае, в часы бодрствования, но не во время кормления или укладывания.

Обязанности воспитателя и няни распределяются таким образом, чтобы дети в группе никогда не оставались одни. Воспитатель должна быть там, где больше детей, она начинает проведение процесса кормления, но заканчивает его няня, т.к. сестра организует бодрствование уже накормленных детей, проводит занятия. Няня помогает воспитателю в проведении всех процессов. Но они не одновременно делают все. Так, няня принесла ребенка с веранды, развернула, переодела, положила в манеж, дала игрушки, приготовила ему кормление и начала кормить, а сестра в это время закончила кормление другого ребенка, вытерла его, положила в манеж, организовала его бодрствование, дала ему игрушку и пошла на веранду за следующим ребенком.

Распределение обязанностей составляется к существующим реальным режимам и графику работы на каждый час, начиная с приема детей и до ухода персонала из учреждения.



Новое на сайте

>

Самое популярное