Домой Кардиология Сергей довлатов - чемодан. Объективные и субъективные симптомы - признаки и симптомы

Сергей довлатов - чемодан. Объективные и субъективные симптомы - признаки и симптомы

Виктор Ефимович Каган

Аутята. Родителям об аутизме

Памяти моего Учителя профессора С. С. Мнухина


Мы с проблемой аутизма ровесники, познакомились больше сорока лет назад и связаны до сих пор, хотя встречаемся уже реже. Во времена первой встречи у нас в стране проблема аутизма была еще диковинкой – она не изучалась, литературы о ней не было, аутичные дети были рассеяны по другим диагностическим рубрикам и никто не занимался специально помощью им. В наших отношениях мне повезло быть и врачом, и исследователем, и воспитателем в одном из американских центров по лечению аутизма. За это время проблема аутизма повзрослела и стала одной из ведущих в мире, а я постарел. Пришло время прощания, которым и является эта книга. В то же время она – возвращение долга и выражение благодарности моим главным учителям – аутичным детям и их семьям, учившим меня чувствовать и понимать их переживания и потребности, таким образом помогая и тем, кто обращался за помощью после них.

Аутята – так сегодня ласково называют аутичных детей. Мне это слово нравится еще и потому, что оно хорошо описывает содержание книги и ее сфокусированность на младшем возрасте, когда родители переживают встречу с необычностью их детей, а дети наиболее податливы для помощи.

Далеко не всё в нашей власти. Мы не можем отменить аутизм, он – факт нашей жизни и жизни ребенка. Но мы можем по-разному относиться к этому факту, изменять свое отношение и изменяться сами, и это оказывается именно тем ключом, который открывает ранее не поддававшуюся дверь. Это не волшебное «Сезам, отворись!», которое можно узнать, выведать. Это ключ, который каждый родитель кует сам.

Проще всего, но и неправильнее всего было бы построить книгу как справочник: «Вот симптомы, вот средства от них – иди, делай, и все будет хорошо». Аутизм не сводится только к симптомам, он больше, чем просто их сумма. В нем все связано со всем, так что потяни за одну ниточку – и меняется вся система. И аутичный ребенок не носитель симптомов, а, как и родители, проживающий и переживающий свою жизнь человек, неповторимая личность.

Поэтому книга построена как разговор, в котором можно ходить кругами, возвращаться к одному и тому же, рассматривая вещи с разных сторон, чтобы видеть их объемно. И речь в ней не только о происходящем с ребенком, но и о родителях с их сомнениями и переживаниями, выборами и внутренними ресурсами, благодаря которым они могут быть по-настоящему творческими и эффективными помощниками детей в развитии и подготовке к самостоятельной жизни.

Если вам удастся найти в книге собеседника, разговор с которым – согласны вы с ним или нет – помог вам что-то прояснить, на что-то взглянуть иначе, в чем-то укрепиться, найти поддержку, значит книга свою задачу выполнила. Мне остается пожелать этого вам и себе.

В. Е. Каган, август 2014

Немного истории

Аутизм не новое расстройство, а новый диагноз. Такие дети были всегда, но ученые начали проявлять внимание к ним сравнительно недавно. Некоторые психиатры описывали детей с поражениями головного мозга, чье состояние очень напоминает то, что сегодня называют аутизмом. В 1919 году американский психолог Л. Уитмер описал историю мальчика Дона, который в 2 года и 7 месяцев был практически лишен способности к общению, но в результате длительного специального обучения смог преодолеть значительную часть имевшихся затруднений. У нас в стране в 20-30-е годы Т.П. Симсон, Г. Е. Сухарева и другие описывали очень похожие на аутизм нарушения как проявления детской шизофрении и связанных с ней состояний.

Но первым, кто стал рассматривать аутизм как особое нарушение, дал ему имя и положил начало его специальному изучению, был американский психиатр Лео Каннер. Историю аутизма в сегодняшнем его понимании принято отсчитывать от его статьи, опубликованной в 1943 году. Из множества наблюдавшихся им детей он выделил двенадцать со своеобразным расстройством, определяющей чертой которого была недостаточность эмоционального контакта и общения начиная с самого раннего возраста.

В 1944 году австрийский педиатр Ганс Аспергер независимо от Каннера опубликовал статью о детях с недостаточностью эмоционального контакта, похожей на описанную Каннером, но не столь сильно выраженной. Он рассматривал это как своеобразное развитие характера: «При попытках найти и описать с помощью понятий то основное нарушение, которое, как нам представляется, является основным организующим началом личности у детей с данным отклонением, мы выбрали обозначение „аутистическая психопатия“. Название происходит от понятия аутизма – психического нарушения, крайне сильно выраженного у больных шизофренией». В одной из последующих работ Аспергер ссылался на статью Г. Е. Сухаревой о шизоидной психопатии в связи с описанным им состоянием. Сегодня слово психопатия в ходу разве что в бытовом языке, а в классификациях психических расстройств психопатии заменены термином «расстройства личности» – и аутистическая психопатия в них не входит.

Каннер и Аспергер относили описанные ими состояния к расстройствам шизофренического круга. Слово «шизофрения» и все с ним связанное выглядит пугающим, воспринимается как приговор, вызывает отвержение. Но что стоит за этими словами? Эрнст Кречмер, опираясь на изучение душевных болезней, сформулировал представление о шизоидной конституции, которая может проявляться на уровне: 1) шизотимии – варианта нормы без нарушений приспособления к жизни; 2) шизоидии – психопатии, делающей человека трудным для себя и окружающих; 3) шизофрении – психоза. Границы между ними могут быть весьма размыты, так что мне приходилось за годы практики встречать успешно работающих на высоких должностях людей с несомненными шизоидией и шизофренией. Больше того, именно такие люди совершают большинство действительно новых открытий, и многие исследователи писали о связи творчества с расстройствами шизофренического круга. Сегодня – особенно среди родителей аутичных детей – мнение о связи аутизма с шизофренией, мягко говоря, не очень популярно. Часто слышу звучащее со смесью страха и надежды: «Скажите, доктор, это не шизофрения?» Это отдельный большой разговор, и я только хочу подчеркнуть, что Каннер и Аспергер говорили на том языке, на котором говорила психиатрия того времени – их слова не окончательный вердикт и тем более не приговор к шизофрении.

В 1949 году мой учитель профессор С. С. Мнухин, один из основоположников детской психиатрии у нас в стране, бывший в блокадном Ленинграде консультантом военных госпиталей, описал психические нарушения у детей, перенесших голод с дистрофией. В ней он упоминал о расстройствах, сходных с теми, о которых говорил Каннер. Думаю, не нужно говорить, что он в то время просто не имел возможности следить за зарубежной психиатрической литературой и выловить в ее потоке статью Каннера. В последующие годы, изучая нарушения при различных поражениях мозга, он рассматривал нарушения развития и поведения, очень близкие к описанным Каннером и Аспергером. Когда зарубежная литература стала мало-мальски доступна и сведения о набиравшем на Западе силу изучении детского аутизма проникли через железный занавес, он и его сотрудники в 1967 году подытожили свой опыт в первой у нас в стране статье о детском аутизме.

Как можно видеть, уже с самого начала определились три линии понимания детского аутизма: тяжелое расстройство контакта, расстройство характера и нарушение, связанное с мозговыми причинами. Границы между ними часто расплывчаты, и далеко не всегда удается сказать, где кончается одно и начинается другое. Так, один из описанных Аспергером в его первой статье случаев скорее относится к органическим нарушениям, которые изучал С. С. Мнухин.

Детский аутизм быстро привлек внимание врачей и исследователей. С этим вниманием было связано много надежд, и трудно назвать средства, которые не пытались бы использовать для его лечения – от витаминов до психотропных средств. Но в 1973 году Каннер заметил, что «прошедшие 30 лет не принесли существенного прогресса в понимании проблемы». Однако в это же время помогать аутистам начали психологи и социальные работники, стали складываться первые объединения родителей для оказания поддержки таким детям и т. д. Другими словами, закладывались основы той разветвленной и многообразной помощи, которая есть сегодня.

Долгое время аутизм не входил в классификации психических расстройств. Для его обозначения использовались разные диагнозы: детская шизофрения, шизоидная психопатия, органический аутизм и др. В 1980 году он был впервые введен в классификацию как одно из нарушений в группе так называемых первазивных (общих) расстройств развития. Диагноз «детский аутизм» мог ставиться детям до 12-летнего возраста, а потом менялся на один из принятых для взрослых диагнозов. Считалось, что это сугубо детское расстройство, которое лишь со вступлением в период полового созревания приобретает определенные черты. Позже это ограничение было снято, определение «детский» отпало, и теперь диагноз «аутизм» может сопровождать человека на протяжении всей жизни. В последней классификации он выделен в отдельную диагностическую рубрику «Расстройства аутистического спектра».

F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста (дезинтегративный психоз; синдром Геллераредкое (Психическое заболевание у детей. Сначала могут быть заметными лишь незначительные отклонения в их поведении, однако впоследствии заболевание начинает прогрессировать, и к имевшимся ранее симптомам прибавляются психические нарушения (например, галлюцинации и стереотипы); в конце концов у ребенка развивается деменция. Почти всегда удается точно установить причину заболевания, которое прогрессирует, приводя человека к полной нетрудоспособности); детская деменция; симбиотический психоз)

F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями

F84.5 Синдром Аспергера (форма высокофункционального аутизма (то есть аутизма, при котором способность функционировать относительно сохранена). Проще говоря, лица с синдромом Аспергера встречаются редко, и они со стороны не похожи на умственно отсталых, они обладают, как минимум, нормальным, либо высоким интеллектом, но нестандартными или слаборазвитыми социальными способностями; часто из-за этого их эмоциональное и социальное развитие, а также интеграция происходят позже обычного); аутистическая психопатия; шизоидное расстройство детского возраста.

Ранний детский аутизм (РДА)- В. Е. Каган предлагает следующее определение аутизма (исходя израссмотрения общения, как функции психики): аутизм, как психопатологическийсиндром, характеризуется недостаточностью общения, формирующейся на основепервичных структурных нарушений или неравномерности развития предпосылокобщения и вторичной утраты регулятивного влияния общения на мышление иповедение. Под предпосылками общения понимается:

    возможность адекватного восприятия и интерпретации информации

    достаточность и адекватность выразительных средств общения

    взаимопонимание с его регулирующим влиянием на мышление и поведение

    возможность адекватного планирования и гибкого варьирования поведения, выбора способа и стиля общения.

Одним из наиболее важных вопросов в рамках проблемы аутизма является вопрос дифференциальной диагностики аутистических состояний различного происхождения. Важность его подчеркивается многими отечественными и зарубежными исследователями и определяется необходимостью выработки для каждого конкретного случая лечебных и психолого-педагогических коррекционных стратегий. Важность дифференциального диагноза по мнению В. Е. Кагана определяется тем, что дети с аутистическими проявлениями обоснованно составляют группу повышенного риска развития шизофрении. Так, Е. С. Иванов акцентирует внимание именно на ранней диагностике, задачей которой должна быть дифференциация РДА от синдромов аутизма при других заболеваниях и состояниях психического недоразвития. По его мнению, дифференциальная диагностика должна быть основана на знании ядерных проявлений РДА как искаженного психического развития, на знании этапов нормального психического развития ребенка.

Ранняя диагностика РДА представляется возможной, т. к. синдром Каннера ссоответственно оформленным симптомокомплексом проявляется уже в раннем детскомвозрасте. Диагностика должна проводиться очень осторожно и тщательно,симптоматика не должна заслонять от исследователя личность самого ребенка. Вслучае затруднения в постановке диагноза, ребенок должен быть определен вгруппу риска и находиться под динамическим наблюдением врача-психоневролога испециального психолога. (Е. С. Иванов).

Среди критериев дифференциальной диагностики в отечественных исследованияхрешающее значение отводится динамическому наблюдению. Вопросы дифференциальнойдиагностики РДА получили подробное освещение в работах С. С. Мнухина, Д. Н.Исаева и В. Е. Кагана, где аутизм характеризуется как разновидностьастено-тонической формы резидуально-органических расстройств психики иописывается дифференцировано при шизофрении и других заболеваниях.

Об аутизме, как о целостном способе психического существования, отличном отдругих, говорят и сами "высокофункциональные", т. е. вполнесоциализированные аутистические личности, описавшие свое детство, юность ивзрослые годы. (T. Grandin). Компенсированные высокофункциональные аутисты,хотя и имеющие иной когнитивный стиль и строящие отношения с окружающим мироминаче, рассказывая о своем опыте, о своих внутренних состояниях и чувствах,способны к критическому отношению к себе, к опыту своего психическогосуществования.

M. Rutter (1978), один из самых известных исследователей аутизма, обобщая ианализируя клинический опыт, сформулировал следующие критерии выраженных формРДА, которых придерживаются многие, занимающиеся проблемой аутизма:

    глубокие нарушения в социальном развитии

    задержка и нарушения развития речи вне связи с интеллектуальным уровнем

    стремление к постоянству, проявляющееся в стереотипах, сверхпристрастие к объектам и сопротивление изменению окружающей среды

    появление нарушений до 30 месяцев. В последнее время в последний пункт внесена поправка-время появления первых симптомов до 48 месяцев.

Современные международные диагностические системы МКБ-10, DSM-1Y,подчеркивая значимость лежащих в основе РДА биологических нарушений, называют вкачестве причин аутизма, как самостоятельного расстройства, психодинамические исредовые причины, органические неврологически - биологические нарушения,биохимическую патологию и генетический фактор, определяют детский аутизм(синдром Каннера) как первазивное расстройство развития, которое клиническиобнаруживается как нарушение (отклонение или задержка) в развитии внимания,тестирования реальности и в развитии социального, языкового и двигательногоповедения и включает три основных блока диагностических критериев развития иповедения:

    нарушение в социальном взаимодействии

    нарушение коммуникабельности и воображения

    значительное снижение интересов и активности

В качестве важнейших критериев диагностики РДА указывается:

    Время появления первых симптомов в возрасте не позднее 30 месяцев

    Основополагающая недостаточность реакций на окружение

    Дефицитарность речевого развития

    В случае наличия речи - ее своеобразие, например, отставленные эхолалии, метафорический язык, искаженное использование личных местоимений.

    Причудливость реакций на окружение: сопротивление изменениям, своеобразное, заинтересованное отношение к отдельным, одушевленным или неодушевленным объектам

    Отсутствие бреда и галлюцинаций. Ассоциативная слабость и бессвязность, как при шизофрении.

Как указывает большинство исследователей (В. Е. Каган, Д. И. Исаев, Т.Питерс) в первую очередь дифференциальный диагноз проводится с шизофреническимрасстройством, возникающем в раннем детском возрасте. Далее - РДАотграничивается от умственной отсталости, от нарушений поведенческого плана,расстройств развития речевой функции, врожденной глухоты и дезинтегративного(регрессивного) психоза.

Ранняя и дифференциальная диагностика РДА часто может определить путипсихического развития и социальной адаптации ребенка с аутистическимипроявлениями, так как своевременное начало психолого-педагогическойкоррекционной работы в сочетании, в случае крайней необходимости, слекарственной терапией, способствует максимальной мобилизации имеющихсяресурсов психической активности ребенка: эмоциональной, когнитивной, моторнойсфер.

Особенности детей с ранним детским аутизмом, классификации РДА Особенности психического развития детей при разных формах аутизмаразнообразны. Об этом свидетельствуют исследования таких авторов, как В. М.Башина, В. Е. Каган, Л. Винг, Т. Питерс.

О. С. Никольская выделяет два основных патогенных фактора, проявляющихся срождения аутичного ребенка:

    нарушение возможности активно взаимодействовать со средой

    снижение порога аффективного дискомфорта в контактах с миром

Первый фактор дает о себе знать и через снижение жизненного тонуса, и черезтрудности в организации активных отношений с миром. Сначала он может проявитьсякак общая вялость ребенка, который не требует внимания к себе, такие детиудивляют отсутствием любопытства, интереса к новому. Активность ребенкараспределяется неравномерно, большие трудности возникают при попыткахорганизовать поведение, сосредоточить внимание.

Второй фактор проявляется как болезненная реакция на обычный звук, цвет, свет или прикосновение - такие дети в младенческом возрасте не принимают"позу готовности", когда их берут на руки, могут бурно реагировать на некоторые звуки, отказываться носить одежду определенного цвета, или сделанную из определенного материала, при рисовании "табуировать" некоторые цвета. Второй фактор проявляется также в повышенной ранимости при контакте с другими людьми - так, для таких детей характерна быстрая утомляемость, пресыщение общением, даже приятным для них. Сохранение визуального контакта с ребенком возможно на очень непродолжительное время. Также дети склонны"застревать" на неприятных впечатлениях, формировать жесткую избирательность в общении, создавать систему запретов и страхов.

Для аутичных детей характерна также стереотипность, обусловленная ограниченной способностью гибкого взаимодействия со средой, возможностью приспособиться только к устойчивым формам жизни. Чтобы поднять жизненный тонус и заглушить дискомфорт, дети часто пользуются компенсаторными аутостимуляциями (например, однообразные движения, раскачивания, манипулирование с объектами).При попытках включить, вовлечь такого ребенка во взаимодействие, заметно возрастание тревоги, неуверенности, напряженности, часто усиление аутостимуляций. Аутичные дети легче общаются со взрослыми, отдают им предпочтение, вплоть до установления симбиотической связи, но это общение часто носит оттенок зависимости и подчиняемости, и внешне бывает оформлено подозрительностью и настороженностью. Отношение к людям как к объектам, носителям отдельных свойств и функций, делает понятным привязанность детей не к лицам, а к месту, обстановке, а желание почувствовать себя уверенно объясняет стереотипность в поведении.

У аутичных детей, как правило, задерживается формирование навыков самообслуживания, освоение обычных, необходимых в жизни действий с предметами.Такие дети неловки в совершаемых "для пользы" предметных действиях -как в крупных движениях тела, так и в мелкой ручной моторике, но в то же время,их движения могут быть удивительно выверенными и точными, если дело касается стереотипных, "ритуальных" движений или аутостимуляций.

В развитии восприятия таких детей можно отметить нарушения ориентировки впространстве и времени, искажения целостной картины реального мира и вычленениеотдельных, значимых для ребенка ощущений, звуков, красок, форм. Для детейхарактерны стереотипные надавливания на ухо или глаз, игры со своими пальцами,игры со светом и т. д.

Речевое развитие также отличается своеобразием. Речь не используется (илинедостаточно используется) в коммуникативных целях. Темпы развития речи неравномерны и асинхронны. Фразовая речь формируется с задержкой, часто без редшествующего лепетного периода и этапа появления отдельных слов, отличается отсутствием звукоизобразительных и звукоподражательных слов в раннем возрасте.

Искаженная последовательность речевого развития также может проявляться враннем формировании монологической речи, без предшествующего ей диалога. Речьотличает негибкость "сделанность", "механистичность","попугайность". Часто производит впечатление штампованности. Одна изярких характеристик речи аутичного ребенка - эхолалирование, часто -отсроченное, повторение услышанной где-либо фразы вне связи с реальнойситуацией. Также бросаются в глаза аграмматизмы в речи: фразы часто оформляютсяс нарушением обычного порядка слов и выглядят "иноязычными". Иногдадети ограничиваются употреблением одних глаголов в неопределенной форме или вповелительном наклонении, особенно когда дети выражают свои желания, стремятсяпривлечь внимание к себе для выполнения какой-либо просьбы. Также характернодлительное отсутствие в речи местоимения "я". Вероятно, это связано сневозможностью для ребенка ощутить себя в мире личностно, т. е. как субъект икак объект одновременно. В спонтанной речи часто может наблюдаться называниесебя по имени. Такие слова, как "да" и "нет" такжеосваиваются ребенком с задержкой (причем "нет" осваивается детьмилегче).

В развитии мышления детей с РДА отмечаются трудности произвольного обучения,целенаправленного разрешения реально возникающих задач. Специалисты отмечаютсложности символизации, переносе навыков из одной ситуации в другую, трудностив обобщении, одноплановость, буквальность трактовок происходящего.

Несомненно, у детей отмечается множество проблем в поведении . Наиболее очевиден активный негативизм, под которым понимается отказ от совместной деятельности, отказ от обучения, ситуаций произвольной организации. Проявления негативизма могут сопровождаться усилением аутостимуляций, физическим сопротивлением, агрессией, самоагрессией, еще большим "уходом в себя"(со стороны может показаться, что ребенок не видит или не слышит).

Огромную проблему составляют страхи ребенка , которые могут быть непонятны окружающим, так как непосредственно связаны с особой сенсорной ранимостью таких детей (например, дети могут бояться бытовых электроприборов, издающих резкие звуки, шума воды, темноты или яркого света, закрытых дверей, одежды с высоким воротом и т. д.) Очень часто страх может быть причиной агрессии, которая чащевсего не направлена ни на кого специально, для описания используется термин" генерализованная агрессия"- направленная как бы против всего мира,но взрывы могут быть интенсивными и разрушительными. Крайним проявлением отчаяния таких детей является самоагрессия, которая часто представляет реальную угрозу жизни и здоровью ребенка.

Существует также классификация таких детей по характеру социальной дезадаптации. Так, Л. Винг разделила аутичных детей по их возможностям вступления в социальный контакт на "одиноких" (не вступающих вобщение), "пассивных" и "активных, но нелепых". Наилучший прогноз она связывала с "пассивными" детьми.

К. С. Лебединская предлагает следующую классификацию РДА:

    1 группа - с преобладанием отрешенности от окружающего

    2 группа - с преобладанием аутического отвержения окружающего

    3 группа - с преобладанием аутистического замещения окружающего

    4 группа - с преобладанием сверхтормозимости в отношениях с окружающим

1 группа - с преобладанием отрешенности от окружающего: наличием полевогоповедения (нецеленаправленного дрейфа от одного объекта к другому, карабканьяпо мебели, туловищу взрослого, длительного пассивного созерцания беспредметныхобъектов; случайных непроизвольных действий, указывающих на определенноезапечатление окружающего и ориентацию в пространстве; ритмические вокализации).На первом году у этих детей отмечалась гиперсензитивность к сенсорному иаффективному дискомфорту, перемене обстановки. Имелось опережающее развитиеречи. На втором году, чаще после соматического заболевания, психогении,возникал и резкий, нередко катастрофический распад речи, навыков, отмечалосьнарастание аспонтанности, потеря визуального контакта, реакций на обращение,физический дискомфорт. Эти проявления позволили квалифицировать данный вариантаутического дизонтогенеза как регрессивный. Нозологически, здесь речь идетскорее о злокачественно текущей шизофрении.

2 группа - с преобладанием аутического отвержения окружающего: одержимостьюдвигательными, сенсорными, речевыми стереотипиями, импульсивными действиями,однообразием игры с привлечением неигровых предметов, выраженностью нарушенийчувства самосохранения, "феноменом тождества", многочисленными страхамигиперсензитивного характера, симбиотической связью с матерью, а также нередкоотставанием в психическом развитии. В первые месяцы жизни отмечается нарушениявитальных функций, чаще по типу гипервозбудимости, иногда - редкие судорожныеприпадки. Этот вариант РДА может быть обусловлен как шизофренией, так иорганическим поражением ЦНС.

3 группа - с преобладанием аутистического замещения окружающего сверхценнымипристрастиями, особыми, отвлеченного характера, интересами и фантазиями,расторможенностью влечений. Страхи носят бредоподобный характер. В сюжете игры,в отношении к близким может выступать агрессивность. Отмечается слабостьэмоциональных привязанностей. На первом году жизни типичен мышечный гипертонус,напряженность или сопротивление при взятии на руки. Нозологическая квалификацияэтой группы представляет определенные трудности - речь может идти как овялотекущей шизофрении, так и об аутистической психопатии (вариант синдромаАспергера).

4 группа - с преобладанием сверхтормозимости в отношениях с окружающиммиром, ранимости, пугливости. Характерны пониженный фон настроения, сверхценныестрахи, тихая малоподвижная игра; нарастание боязливости и скованности прималейшем изменении привычного стериотипа. Интересы (к природе, музыке) и сюжетыфантазий обнаруживают стремление к уходу от непосильных нагрузок реальности.Типичны заторможенность, моторная неловкость, неуверенность в движениях. Напервом году жизни отмечается мышечный гипотонус, слабость реакций на физическийдискомфорт, неустойчивость настроения; метео-и вегетативная лабильность,физическая и психическая истощаемость. Сверхпривязанность к матери - не толькокак к источнику защиты, но и к эмоциональному донору и посреднику в трудныхсоциальных контактах. Данный вариант РДА с нозологических позиций может,очевидно, представлять собой особую форму конституциональной аномалии развития(истинный синдром Каннера), а при легкой выраженности - вариант аутистическойпсихопатии Аспергера.

Синдром Аспергера Синдром встречается у людей с нормальным, а иногда даже высоким интеллектуальнымуровнем. Синдром диагностируется, следуя тому же набору критериев, относящихсяк аутизму, исключая критерии, относящиеся к нарушению коммуникации. СиндромАспергера и аутизм (при высоком интеллектуальном уровне) пересекаются друг сдругом. Не ясно, представляют ли они различные виды аутистического спектра. Насегодняшний день определены две модели для объяснения связи между аутизмом исиндромом Аспергера, основанные на IQ и уровне развития сопереживания(эмпатии). Предположено, что эмпатия может рассматриваться как функциональнаяспособность, похожая на IQ и имеющая конституциональные корни. Следовательно, уосновной популяции существуют различные уровни развития эмпатии. При этомдиагноз аутистического спектра можно поставить только в том случае, когдауровень развития эмпатии значительно опускается. При таком чрезмерно низкомуровне может быть поставлен диагноз аутизм, а в тех случаях, когда уровеньразвития более высокий - синдром Аспергера. Следуя другой модели, единственным признаком, на который опираетсядифференциальная диагностика является уровень вербальных навыков. У людей ссиндромом Аспергера он будет выше, по сравнению с аутизмом. Следовательно, приодинаковых типах и уровнях социальных отношений диагноз может быть различным.При этом две названных модели отношений между аутизмом и синдромом Аспергерадолжны быть взаимоисключающими.

Заболевания, сходные с аутизмом: расстройства, включающие в себя некоторыйспектр аутистической симптоматики, но не имеющие полного набора критериеваутизма или синдрома Аспергера - одна из основных проблем диагностики. Насегодняшний день не существует единого мнения относительно определения ихпереходного типа и присвоения им названий.

Аутистические особенности: К этому типу принято относить людей, не имеющих полного набора критериеваутизма, синдрома Аспергера, детского дезинтегративного расстройства изаболеваний, похожих на аутизм. Такие особенности могут проявляться, например,при умственной отсталости, тяжелых моторных нарушениях и т. д.

Практически у каждого ребенка, страдающего аутизмом, в младенчестве можнопредположить глухоту или слепоту. Это вызвано тем, что ребенок, как правило, неоткликается на свое имя, не следует указаниям взрослого, не реагирует эмоциональнона речь. Однако, эти подозрения быстро рассеиваются, благодаря бросающейся вглаза сверхчувствительности ребенка к определенным сенсорным раздражителям,даже при отсутствии реакции на социальные стимулы. С другой стороны, вповедении детей с нарушениями зрения или слуха также могут наблюдатьсяоднообразные действия (такие как раскачивания, раздражения уха или глаза, игрыс пальцами), которые так же, как и в случаях аутизма носят функциюаутостимуляций, компенсирующей недостаточность общения с миром. Однако, нельзяговорить об РДА, пока стериотипное поведение не сочетается с трудностямиустановления эмоционального контакта с другими людьми на доступном ребенкууровне.

Необходимо отметить, что возможно сочетание аутизма с нарушениями слуха или зрения , и такие случаи не так уж редки. По меньшей мере, у одного из пятидетей, страдающих аутизмом, значительно ограничено зрение. Полное отсутствиезрения при аутизме встречается не часто, но большой процент врожденно слепыхдетей имеют высокий уровень аутизма. Около двух из пяти детей с аутизмом страдают косоглазием и другими нарушениями управления движением глаз.

Случаи нарушения слуха при аутизме встречаются очень часто. Примерно один изчетырех аутичных детей имеет значительный уровень нарушения слуха и несколькопроцентов совершенно глухие.

Такие ситуации могут складываться, например, при врожденной краснухе. Вподобных случаях стереотипность в поведении сочетается со сложностями в общениидаже на самом элементарном уровне, что значительно усложняет коррекционнуюработу.

Необходимо также отличать нарушения речи при аутизме от других нарушений речевого развития . Затруднения возможны в случаях более легкого и болеетяжелого аутизма, так как в основном странная интонация, штампы, эхолалии,перестановки местоимений не вызывают сомнений при диагностике. В том случае,если ребенок не пользуется речью и не реагирует на речь других, может встатьвопрос о моторной и сенсорной алалии. Но отличие от моторной алалии состоит втом, что мутичный ребенок иногда может непроизвольно произносить отдельныеслова или даже фразы. Труднее дифференцировать мутизм и сенсорную алалию.Трудно сказать, понимает ли глубоко аутичный ребенок обращенную к нему речь.Ребенок не сосредотачивается на речи окружающих, речь не является инструментомего поведения, но с другой стороны, иногда он может адекватно воспринимать иучитывать в поведении относительно сложную информацию, полученную из речевогообщения между другими людьми. Самый же главный признак, как и в других случаяхдифференциальной диагностики, - характерное для глубоко аутичного ребенкаглобальное нарушение коммуникации. В отличие от ребенка с алалией, он непытается общаться с окружающими с помощью интонации, взглядов, мимики, жестов.В более легких случаях детского аутизма возможны проявления разнообразныхречевых нарушений, таких как трудности в восприятии речевой инструкции,смазанность, нечеткость произношения, запинки, аграмматизмы, трудности впостроении фразы. Причем, по большей части, эти проблемы возникают в том случае,когда ребенок пытается организовать целенаправленное речевое взаимодействие,вступить в речевую коммуникацию. В тех случаях, когда высказывания автономны,нецеленаправленны, штампованны - речь, как правило, более чистая и фразы болееправильны. Кроме этого, при дифференциальной диагностике необходимо учитыватьобщие характеристики поведения. При попытках коммуникации аутичный ребенокбудет проявлять сверхзастенчивость, заторможенность, повышеннуючувствительность к взгляду собеседника, стремиться к общению вритуализированной форме. В основе нарушений речи при аутизме лежит, преждевсего, нарушение понимания значения коммуникации, которого мы не наблюдаем удетей с нарушениями речи.

Наконец, необходимо остановиться на различении детского аутизма и нарушений общения , обусловленных особыми условиями жизни, воспитания ребенка. Такого рода нарушения могут возникнуть, если в раннем возрасте ребенок лишен возможности установления эмоционального контакта с людьми. К таким случаям относятся,например, дети - маугли и дети с госпитализмом. У таких детей также могут возникать свои аутостимуляции, правда, они будут намного примитивнее по сравнению со стимуляциями аутичных детей. Принципиальное же отличие в том, что ребенок с госпитализмом, попав в нормальную среду, имеет гораздо больше шансовна компенсацию и времени на это уйдет гораздо меньше, по сравнению с аутичнымребенком, т. к. у детей с госпитализмом отсутствуют внутренние препятствия для эмоционального развития.

Проблема коррекционной помощи детям с РДА В современном понимании коррекционно-воспитательная работа представляетсобой систему психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленныхна преодоление или ослабление недостатков в психическом и (или) физическомразвитии детей.

Коррекционно-воспитательную работу характеризуют такие черты, как:

    целостность (все проводимые мероприятия адресуются к личности ребенка в целом)

    системность (все мероприятия проводятся в системе, во взаимосвязи друг с другом и рассчитаны на длительное время)

    комплексность (все используемые средства обеспечивают возможность оказывать коррекционное воздействие как на физическое развитие ребенка, так и на развитие психических процессов и функций, эмоционально-волевой сферы, личности ребенка в целом)

    связь с социальной средой (расширение границ проведения коррекционно-воспитательной работы за пределы учреждения, и включение в нее той социальной среды, в которой воспитывается ребенок)

Исследования таких ученых, как Л. С. Выготский, А. Н. Граборов, Г. М.Дульнев и существующий опыт коррекционной работы показывают, что в основу такойработы должны быть положены следующие принципы:

    принцип принятия ребенка (реализация принципа предполагает формирование правильной атмосферы в среде, где воспитывается ребенок. Уважение к ребенку, наряду с разумной требовательностью, вера в его возможности развития и стремление в наибольшей мере развить его потенциальные возможности - основные условия в создании наиболее благоприятной для ребенка атмосферы)

    принцип помощи (этот принцип применим к воспитанию любого ребенка, однако при работе с детьми с ограниченными возможностями он имеет особое значение, так как такой ребенок без специально организованной помощи не сможет достичь оптимального для него уровня психического и физического развития)

    принцип индивидуального подхода (принцип показывает, что ребенок имеет право развиваться в соответствии со своими психофизическими особенностями. Его реализация предполагает возможность достичь ребенком потенциального уровня развития через приведение содержания, методов, средств, организации процессов воспитания и обучения в соответствие с его индивидуальными возможностями)

    принцип единства медицинских и психолого-педагогических воздействий (медицинские мероприятия создают благоприятные условия для психолого-педагогического воздействия и только в сочетании с ними могут обеспечить высокую эффективность коррекционно-воспитательной работы с каждым ребенком)

    принцип сотрудничества с семьей (создание комфортной атмосферы в семье, наличие правильного отношения к ребенку, единство требований, предъявляемых ребенку будут способствовать более успешному его физическому и психическому развитию)

(Каган В.Е., 1976).

1. Симптом мимической атонии – своеобразная мимика лица ребенка, не выражающая каких-либо эмоций, постоянное сонно-задумчивое, с оттенком недоумения выражение лица, которое меняется только при сильных, в высокой мере эмоционально значимых стимулах.

2. Симптом отсутствия звукоизобразительных и звукоподражательных образных слов, свидетельствующий о выпадении одного из этапов нормального речевого развития, характерно для детей раннего возраста.

  • - Смотри синоним: Симптомы отмены...
  • - Этимология. Происходит от греч. symptoma - совпадение, признак. Автор. Описаны как группа W.Birkmayer Категория. Симптомы психических нарушений, которые характеризуются пропаданием ранее бывших свойств...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - - его симптоматика включает: 1) отсутствие или ослабленное проявление комплекса оживления к людям и его наличие по отношению к неодушевленным предметам; 2) дефекты речи - мутизм, эхолалии...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - см. синдром Каннера...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Минус - симптомы - симптомы психических нарушений, которые характеризуются пропаданием ранее бывших свойств. Описаны как группа W. Birkmayer . Виды:  ...

    Психологический словарь

  • - С клинической точки зрения ранний детский аутизм, аутистический синдром, синдром Каннера, является одним из наиболее тяжелых нарушений развития...

    Психотерапевтическая энциклопедия

  • - : 1. Симптом галлюцинаторного двойника. Описанный автором больной с левосторонним очаговым поражением головного мозга видел лежавшего рядом с ним двойника. 2...
  • - : 1. Аритмомания, склонность к навязчивому счету. 2. Неприятные ощущения, носящие характер сенестопатий или тактильных галлюцинаций...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - Выделены H.J. Jackson в соответствии с концепцией диссолюции. Генез их объяснялся снижением уровня психической функции в связи с выпадением иерархически вышерасположенных отделов...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - Понятие, введенное в связи с психофармакологическими исследованиями. Речь идет о психопатологических симптомах, на которые как бы нацеливается тот или иной препарат...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - : 1. Своеобразное "расстройство зрения" при старческом слабоумии...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - Клинические проявления болезни. Различают С. общие и местные, функциональные и органические, диффузные и очаговые, благоприятные и неблагоприятные...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - ...

    Сексологическая энциклопедия

  • - см. Таз инфантильный...

    Большой медицинский словарь

  • - издавался в Москве в 1874...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - светло-желтый, бежевый, светло-коричневый...

    Словарь русского арго

"Кагана симптомы детского аутизма" в книгах

1.2.3. Индивидуальные способы категоризации (теория когнитивного темпа Дж. Кагана)

Из книги Когнитивные стили. О природе индивидуального ума автора Холодная Марина Александровна

1.2.3. Индивидуальные способы категоризации (теория когнитивного темпа Дж. Кагана) Первоначально Дж. Каган изучал индивидуальные различия в процессах категоризации объектов с помощью двух методических процедур. Так, детям предъявлялись изображения трех хорошо знакомых

3.8. Коррекционно– педагогическая помощь детям с нарушениями эмоционального развития (синдром раннего детского аутизма)

Из книги Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии автора Борякова Наталья Юрьевна

3.8. Коррекционно– педагогическая помощь детям с нарушениями эмоционального развития (синдром раннего детского аутизма) Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ранним детским аутизмомРанний детский аутизм (РДА) является одним из наиболее сложных

23.3. Изоляция великого хана [кагана; кит. «кэхань»]

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

23.3. Изоляция великого хана [кагана; кит. «кэхань»] На севере Китая в середине первого тысячелетия племенной союз тюрков (кит. туцзюэ) создал мощное государство [тюркский каганат (Тюрк эль)], во главе с великим ханом - каганом [на ту пору Шэту (правил 581–687), прозывавшийся

Послы кагана росов у франкского императора

Из книги Тайны Русского каганата автора Галкина Елена Сергеевна

Послы кагана росов у франкского императора Самое первое, но, к счастью, весьма пространное сообщение о русах сохранилось в так называемых Бертинских анналах. Оно как раз касается загадочного государства русов, во главе которого стоял хакан (каган). Жесткие споры о его

2. Симптомы болезни - симптомы больного. Патогномоничные и индивидуальные симптомы

автора Кёллер Герхард

2. Симптомы болезни - симптомы больного. Патогномоничные и индивидуальные симптомы Симптомы, выявляемые на основе жалоб больного, наблюдения и исследования - это пестрая смесь. В ней мы должны выделить и дать оценку двум группам симптомов: первая группа ведет к

3. Объективные и субъективные симптомы - признаки и симптомы

Из книги Гомеопатия. Часть I. Основные положения гомеопатии автора Кёллер Герхард

3. Объективные и субъективные симптомы - признаки и симптомы В английской гомеопатической литературе объективные симптомы, выявляемые при осмотре, пальпации, обозначают словом «Signs»- признаки. Сюда же относят и различные показатели инструментального исследования.

1. Синдром раннего детского аутизма

Из книги Игры с аутичным ребенком автора Янушко Елена

1. Синдром раннего детского аутизма Введение в проблему Детский аутизм – распространенное нарушение психического развития ребенка. Установлено, что этот синдром встречается примерно в 3–6 случаях на 10 000 детей, обнаруживаясь у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек.

Синдром раннего детского аутизма

автора

Синдром раннего детского аутизма Тип странного, погруженного в себя человека, возможно, вызывающего уважение своими особыми способностями, но беспомощного и наивного в социальной жизни, неприспособленного в быту, достаточно известен в человеческой культуре.

Причины развития детского аутизма

Из книги Аутичный ребенок. Пути помощи автора Баенская Елена Ростиславовна

Причины развития детского аутизма Поиски причин шли по нескольким направлениям. Как уже упоминалось, первые обследования аутичных детей не дали свидетельств повреждения их нервной системы. Кроме того, доктор Каннер отметил некоторые общие черты их родителей: высокий

Классификации детского аутизма

Из книги Аутичный ребенок. Пути помощи автора Баенская Елена Ростиславовна

Синдром детского аутизма

автора Баенская Елена Ростиславовна

Синдром детского аутизма Синдром детского аутизма как самостоятельная клиническая единица был впервые выделен Л. Каннером в 1943 году. Описания подобных состояний и попыток коррекционной работы с такими детьми известны с начала Х1Хвека (J. Haslam, 1809; Е.М. Itard, 1801, 1807); их число

Психологическая классификация синдрома детского аутизма

Из книги Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение автора Баенская Елена Ростиславовна

Психологическая классификация синдрома детского аутизма Наряду с созданием систем клинической классификации детского аутизма, потребность в которых определяется задачами диагностики и дифференцированного лечения (В.М. Башина, 1999), существует необходимость

Подростки и взрослые с последствиями детского аутизма

Из книги Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение автора Баенская Елена Ростиславовна

Подростки и взрослые с последствиями детского аутизма Проблемы подростков и взрослых В настоящее время детский аутизм в международной психиатрической классификации рассматривается как особый тип нарушения психического развития, проявляющийся на всем протяжении

Психологическая работа с группой подростков и взрослых с последствиями детского аутизма

Из книги Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение автора Баенская Елена Ростиславовна

Психологическая работа с группой подростков и взрослых с последствиями детского аутизма Групповая работа является закономерным этапом психологической помощи при аутизме. С возрастом она начинает занимать все более важное место. Как уже было сказано, дети, страдающие

Лебединская К. С, Никольская О. С ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА (ИССЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА ПЕРВЫХ ДВУХ ЛЕТ ЖИЗНИ ПРИ ПРЕДПОЛОЖЕНИИ У НЕГО РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА)

Из книги Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия автора Астапов Валерий

Лебединская К. С, Никольская О. С ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА (ИССЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА ПЕРВЫХ ДВУХ ЛЕТ ЖИЗНИ ПРИ ПРЕДПОЛОЖЕНИИ У НЕГО РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА) Использование предложенной специальной диагностической карты целесообразно для исследования ребенка первого и

Книга построена как живой разговор об аутизме и помощи младшим детям в преодолении связанных с ним трудностей. Текст обращен к родителям – они основные помощники ребенка, помогающий мост между ним и миром, равноправные члены команды работающих с ребенком специалистов. Как пережить встречу с аутичностью ребенка и связанные с этим изменения в жизни? Как чувствовать и понимать происходящее с ребенком, чтобы это помогало жизни с ним и его развитию? Как строить помощь ребенку и быть его эффективным помощником? Как сохранять себя в этом долговременном и нелегком деле? Чего ждать от помощи? Как готовить ребенка к самостоятельной жизни? Содержание книги – обсуждение этих и других вопросов. Книга адресована в первую очередь родителям аутичных детей дошкольного возраста.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Аутята. Родителям об аутизме" Виктор Каган бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Мы с проблемой аутизма ровесники, познакомились больше сорока лет назад и связаны до сих пор, хотя встречаемся уже реже. Во времена первой встречи у нас в стране проблема аутизма была еще диковинкой – она не изучалась, литературы о ней не было, аутичные дети были рассеяны по другим диагностическим рубрикам и никто не занимался специально помощью им. В наших отношениях мне повезло быть и врачом, и исследователем, и воспитателем в одном из американских центров по лечению аутизма. За это время проблема аутизма повзрослела и стала одной из ведущих в мире, а я постарел. Пришло время прощания, которым и является эта книга. В то же время она – возвращение долга и выражение благодарности моим главным учителям – аутичным детям и их семьям, учившим меня чувствовать и понимать их переживания и потребности, таким образом помогая и тем, кто обращался за помощью после них.

Аутята – так сегодня ласково называют аутичных детей. Мне это слово нравится еще и потому, что оно хорошо описывает содержание книги и ее сфокусированность на младшем возрасте, когда родители переживают встречу с необычностью их детей, а дети наиболее податливы для помощи.

Далеко не всё в нашей власти. Мы не можем отменить аутизм, он – факт нашей жизни и жизни ребенка. Но мы можем по-разному относиться к этому факту, изменять свое отношение и изменяться сами, и это оказывается именно тем ключом, который открывает ранее не поддававшуюся дверь. Это не волшебное «Сезам, отворись!», которое можно узнать, выведать. Это ключ, который каждый родитель кует сам.

Проще всего, но и неправильнее всего было бы построить книгу как справочник: «Вот симптомы, вот средства от них – иди, делай, и все будет хорошо». Аутизм не сводится только к симптомам, он больше, чем просто их сумма. В нем все связано со всем, так что потяни за одну ниточку – и меняется вся система. И аутичный ребенок не носитель симптомов, а, как и родители, проживающий и переживающий свою жизнь человек, неповторимая личность.

Поэтому книга построена как разговор, в котором можно ходить кругами, возвращаться к одному и тому же, рассматривая вещи с разных сторон, чтобы видеть их объемно. И речь в ней не только о происходящем с ребенком, но и о родителях с их сомнениями и переживаниями, выборами и внутренними ресурсами, благодаря которым они могут быть по-настоящему творческими и эффективными помощниками детей в развитии и подготовке к самостоятельной жизни.

Если вам удастся найти в книге собеседника, разговор с которым – согласны вы с ним или нет – помог вам что-то прояснить, на что-то взглянуть иначе, в чем-то укрепиться, найти поддержку, значит книга свою задачу выполнила. Мне остается пожелать этого вам и себе.

В. Е. Каган, август 2014

Немного истории

Аутизм не новое расстройство, а новый диагноз. Такие дети были всегда, но ученые начали проявлять внимание к ним сравнительно недавно. Некоторые психиатры описывали детей с поражениями головного мозга, чье состояние очень напоминает то, что сегодня называют аутизмом. В 1919 году американский психолог Л. Уитмер описал историю мальчика Дона, который в 2 года и 7 месяцев был практически лишен способности к общению, но в результате длительного специального обучения смог преодолеть значительную часть имевшихся затруднений. У нас в стране в 20-30-е годы Т.П. Симсон, Г. Е. Сухарева и другие описывали очень похожие на аутизм нарушения как проявления детской шизофрении и связанных с ней состояний.

Но первым, кто стал рассматривать аутизм как особое нарушение, дал ему имя и положил начало его специальному изучению, был американский психиатр Лео Каннер. Историю аутизма в сегодняшнем его понимании принято отсчитывать от его статьи, опубликованной в 1943 году. Из множества наблюдавшихся им детей он выделил двенадцать со своеобразным расстройством, определяющей чертой которого была недостаточность эмоционального контакта и общения начиная с самого раннего возраста.

В 1944 году австрийский педиатр Ганс Аспергер независимо от Каннера опубликовал статью о детях с недостаточностью эмоционального контакта, похожей на описанную Каннером, но не столь сильно выраженной. Он рассматривал это как своеобразное развитие характера: «При попытках найти и описать с помощью понятий то основное нарушение, которое, как нам представляется, является основным организующим началом личности у детей с данным отклонением, мы выбрали обозначение „аутистическая психопатия“. Название происходит от понятия аутизма – психического нарушения, крайне сильно выраженного у больных шизофренией». В одной из последующих работ Аспергер ссылался на статью Г. Е. Сухаревой о шизоидной психопатии в связи с описанным им состоянием. Сегодня слово психопатия в ходу разве что в бытовом языке, а в классификациях психических расстройств психопатии заменены термином «расстройства личности» – и аутистическая психопатия в них не входит.

Каннер и Аспергер относили описанные ими состояния к расстройствам шизофренического круга. Слово «шизофрения» и все с ним связанное выглядит пугающим, воспринимается как приговор, вызывает отвержение. Но что стоит за этими словами? Эрнст Кречмер, опираясь на изучение душевных болезней, сформулировал представление о шизоидной конституции, которая может проявляться на уровне: 1) шизотимии – варианта нормы без нарушений приспособления к жизни; 2) шизоидии – психопатии, делающей человека трудным для себя и окружающих; 3) шизофрении – психоза. Границы между ними могут быть весьма размыты, так что мне приходилось за годы практики встречать успешно работающих на высоких должностях людей с несомненными шизоидией и шизофренией. Больше того, именно такие люди совершают большинство действительно новых открытий, и многие исследователи писали о связи творчества с расстройствами шизофренического круга. Сегодня – особенно среди родителей аутичных детей – мнение о связи аутизма с шизофренией, мягко говоря, не очень популярно. Часто слышу звучащее со смесью страха и надежды: «Скажите, доктор, это не шизофрения?» Это отдельный большой разговор, и я только хочу подчеркнуть, что Каннер и Аспергер говорили на том языке, на котором говорила психиатрия того времени – их слова не окончательный вердикт и тем более не приговор к шизофрении.

В 1949 году мой учитель профессор С. С. Мнухин, один из основоположников детской психиатрии у нас в стране, бывший в блокадном Ленинграде консультантом военных госпиталей, описал психические нарушения у детей, перенесших голод с дистрофией. В ней он упоминал о расстройствах, сходных с теми, о которых говорил Каннер. Думаю, не нужно говорить, что он в то время просто не имел возможности следить за зарубежной психиатрической литературой и выловить в ее потоке статью Каннера. В последующие годы, изучая нарушения при различных поражениях мозга, он рассматривал нарушения развития и поведения, очень близкие к описанным Каннером и Аспергером. Когда зарубежная литература стала мало-мальски доступна и сведения о набиравшем на Западе силу изучении детского аутизма проникли через железный занавес, он и его сотрудники в 1967 году подытожили свой опыт в первой у нас в стране статье о детском аутизме.

Как можно видеть, уже с самого начала определились три линии понимания детского аутизма: тяжелое расстройство контакта, расстройство характера и нарушение, связанное с мозговыми причинами. Границы между ними часто расплывчаты, и далеко не всегда удается сказать, где кончается одно и начинается другое. Так, один из описанных Аспергером в его первой статье случаев скорее относится к органическим нарушениям, которые изучал С. С. Мнухин.



Новое на сайте

>

Самое популярное