Домой Ревматология Шесть правил эффективного общения с пациентом.

Шесть правил эффективного общения с пациентом.

Как правило, эффективность посещения доктора, верность диагноза, назначенного лечения, процесса выздоровления часто зависят от самого пациента. Правильно вести себя на приеме у доктора, построить разговор и выполнять рекомендации поможет данная информация.

Каждый человек, посещая врача, желает втретиться с профессионалом, спокойным, внимательным, думающим и решающим индивидуальные проблемы конкретного индивидума. Однако время, отпущенное на прием одного пациента, ограничено.

Для того, чтобы общение с доктором было эффективным и успешным, необходимо учитывать несколько моментов.

Во-первых, следует все медицинские документы, которые имеются у Вас на руках (справки, выписки из стационаров, результаты анализов и обследований), сохранять в отдельной папке.

Во-вторых, все подлинники медицинских документов нужно хранить у себя в папке, а копии документов отдавать в поликлинику (в амбулаторную карту) или по месту требования.

В-третьих, на прием к врачу необходимо взять с собой имеющиеся результаты анализов и других исследований. В этом случае доктор не будет задавать Вам лишних вопросов, а Вы - вспоминать сложную медицинскую терминологию для ответов. Это поможет сэкономить время и, следовательно, уделить больше внимания осмотру, постановке диагноза и рекомендациям по дальнейшему лечению.

В большинстве случаев при посещении врача человек сильно волнуется. Выходя с приема вспоминает, что забыл задать ряд вопросов. Поэтому необходимо заранее на листе бумаги записать все вопросы, которые Вас беспокоят, и на которые Вы хотели бы услышать ответ. Также желательно записать по датам и месяцам все жалобы (симптомы - кашель, температура, насморк, боли и т.д.) и последовательность их появления при развитии заболевания.

В настоящее время уже имеется возможность заранее выяснить график работы врача - день, время (по телефону, ) и записаться на прием. Если вы обращаетесь в частные клиники, сразу можно спросить стоимость консультации данного специалиста.

Старайтесь доверять врачу и не скрывать всех проявлений заболевания и возможных причин их развития. Кроме этого, очень важно сказать доктору о имеющихся уже сопутствующих заболеваниях (например, сахарный диабет, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка, травмы и операции). Это важно для правильной постановки диагноза, определения формы заболевания (острая или хроническая), и правильности назначенного обследования и лечения.

Если при разговоре с доктором Вы что-то не поняли, переспросите и уточните смысл медицинских терминов. Старайтесь внимательно слушать рекомендации доктора по лечению. Можно сразу самостоятельно записать в блокнот необходимую информацию, которую трудно запомнить (название методов обследования, лекарственных препаратов, трав).

Если доктор Вам понравился и Вы ему доверяете, в дальнейшем желаете продолжить общение, можно уточнить его контактные телефоны, график работы.

Никогда не занимайтесь самолечением, не берите на себя ответственность по назначению лечения, так как это всегда приводит к хроническому течению заболевания, серьезным осложнениям и трудностям диагностики и лечения в последующем Вашего заболевания докторами.

Если контакт с доктором не состоялся, если после общения у Вас возникли сомнения в назначениях врача, тогда необходимо обратиться за консультацией к другим специалистам.

Помните, здоровье - самое значимое и ценное, что у Вас есть! Берегите его! Не затягивайте и не ждите вечера и ночи, не надейтесь на то, что может "пройти само по себе". Своевременно обращайтесь к специалистам.

Необходимо знать, что состояние здоровья на 90 % зависит от самого пациента. Врач назначает лечение и дает рекомендации, а выполняете их Вы в домашних условиях, и Вашими действиями обусловлен процесс выздоровления.

Коллектив докторов Сибирского медицинского портала постарается Вам помочь, дать ответы на волнующие Вас вопросы, и своевременно направить Вас на очные консультации!

А когда к финансовым проблемам добавляются ещё и проблемы со здоровьем, люди зачастую становятся раздражёнными или даже агрессивными, поэтому в период экономического кризиса количество раздражённых пациентов в учреждениях здравоохранения и аптеках резко возрастает.

О том, почему это происходит и как общаться с раздражёнными пациентами, рассказывает Светлана Королёва — медицинский психолог городской клинической больницы № 67 имени Л. А. Ворохобова Департамента здравоохранения города Москвы .

Истоки проблемы

В периоды экономических кризисов раздражённые или даже агрессивные пациенты в учреждениях здравоохранения встречаются особенно часто. Для сохранения собственного психического здоровья медицинский персонал должен научиться правильно реагировать на таких пациентов, а для этого нужно понимать, каким образом экономическая ситуация в стране влияет на психологическое и психическое состояние людей.

Благополучие общества напрямую зависит от состояния экономики страны, так как экономическая ситуация в той или иной степени влияет на все аспекты жизни людей: на финансовое состояние каждой конкретной семьи, трудовую занятость и уровень социальных доходов населения и даже на продолжительность жизни. В период экономических кризисов некоторые из звеньев этой цепочки могут выпадать, и тогда у людей возникают различные проблемы, из-за которых они уже не могут в полном объёме удовлетворять свои потребности. В этом случае у некоторых людей может возникать состояние, которое в психологии называется фрустрацией.

Фрустрация — это особое психическое состояние человека: ощущение краха, подавленности или провала, которое возникает от переживания неудач. Фрустрация выражается в характерных изменениях поведения, которые происходят из-за объективно непреодолимых проблем или трудностей, которые кажутся человеку безвыходными и мешают ему в достижении поставленных целей, удовлетворении определённых потребностей или осуществлении каких-либо желаний. Люди в состоянии фрустрации испытывают широкий спектр негативных эмоций: раздражение, гнев, отчаяние и т. п. Накоп-ленная фрустрация ведёт к агрессии.

В период экономических кризисов многие люди начинают испытывать раздражение или агрессию, а если к финансовым проблемам добавляются проблемы со здоровьем, то вероятность возникновения фрустрации резко возрастает. В учреждениях здравоохранения бывают также и дополнительные факторы, которые могут усиливать раздражение пациентов. Например, в поликлиниках в периоды эпидемий ОРВИ и гриппа или во время сезонных обострений хронических заболеваний часто возникают большие очереди к специалистам, а в аптеках могут вызывать раздражение не только длинные очереди, но и слишком высокие (по мнению раздражённого покупателя) цены на фармацевтические препараты, отсутствие нужного лекарства или нежелание аптекаря отпускать рецептурный препарат без рецепта. Зачастую раздражённые люди начинают видеть в аптекарях или врачах виновников своих проблем и срывать на них своё раздражение и бессилие перед навалившимися неудачами. Задача медицинских работников заключается в том, чтобы оказать раздражённому пациенту профессиональную помощь, но при этом не поддаться на его провокации и максимально сберечь собственное психическое здоровье.

Что делать?

Если пациент раздражён и пытается вылить своё недовольство на медицинского работника, не следует его останавливать или перебивать: это только усилит его раздражение. Помните, что у человека в раздражённом состоянии работает не кора, а подкорка головного мозга, поэтому никакие разумные доводы или призывы успокоиться он не воспримет. Лучшее, что можно сделать в такой ситуации, — это позволить пациенту выплеснуть наружу накопившееся раздражение и внимательно выслушать все его жалобы. Разговаривать с таким пациентом нужно спокойно и профессионально, а обращаться к нему лучше по имени-отчеству. При этом ни в коем случае не следует улыбаться раздражённому пациенту: если человек находится во взвинченном состоянии, то даже доброжелательная улыбка на лице врача может усилить его раздражение.

Внимательно выслушайте всё, что он хочет вам сказать, но ни в коем случае не принимайте его обвинения на свой счёт, не оправдывайтесь и не поддавайтесь на его провокации. Помните: в чём бы ни выражалось недовольство или раздражение пациента, он обвиняет не вас лично, а свои собственные внешние обстоятельства (болезнь, медицину в целом, свои личные финансовые трудности, данную аптеку и т. п.).

После того как пациент выскажет всё, что у него наболело, нужно согласиться с его претензиями, поддержать его точку зрения и выразить ему понимание и сочувствие — такой подход поможет быстрее начать нормальное конструктивное общение. Но это не означает, что врач должен немедленно удовлетворить все его требования. Скажите ему что-нибудь типа: «Вы совершенно правы — сегодня действительно большая очередь. Но что поделаешь, сейчас период сезонных обострений, и многие люди испытывают проблемы со здоровьем».

Говорить с раздражённым пациентом нужно на тон ниже обычного, это тоже окажет успокаивающее действие. Когда пациент выговорится и немного успокоится, медицинский работник сможет приступить к своим непосредственным обязанностям. При этом нужно по возможности учитывать те обстоятельства, которые вызвали раздражение клиента: например, если с его стороны были жалобы на дороговизну лекарств, можно предложить ему более дешёвый аналог, а если в аптеке нет нужного пациенту препарата, аптекарь должен посоветовать, где его можно купить.

О самом главном

Экономический кризис доставляет много проблем не только пациентам — работники здравоохранения и сами сталкиваются с теми же самыми проблемами, и у них тоже может быть немало поводов для недовольства. Поэтому при встрече с раздражёнными пациентами врачам необходимо в первую очередь беречь собственные нервы. Постарайтесь реагировать на раздражённого пациента без эмоций и не принимать его претензии на свой счёт.

Напомните себе, что проблемы не у вас, а у него: у вас всё в порядке, а пациенту в общем-то нужны не столько понимание и сочувствие, сколько ваша профессиональная помощь. Задача медика заключается в том, чтобы принимать пациентов такими, какие они есть, а не пытаться исправить их отношение к жизни или решить за них их финансовые проблемы. Профессиональный подход к каждому пациенту, каким бы раздражённым, вспыльчивым или агрессивным он ни был, снисходительное отношение к его претензиям и обидам поможет медицинским работникам лучше выполнять свои обязанности и при этом сохранить собственные нервы и психическое здоровье.

1. СОЗДАТЬ ПРИЯТНУЮ АТМОСФЕРУ ПРИ РАЗГОВОРЕ.

утомлять и напрягать Ваши глаза и глаза пациента. Будет ли мешать шум Вам или больному сконцентрировать внимание на вопросах? Если Вы не можете его устранить, предложите перейти в другое помещение для

про­должения разговора. Ваш пациент может вести себя скованно, если

по­чувствует, что разговор кому-нибудь мешает. Если возможно, попробуйте спланировать знакомство так, чтобы соседа по палате в этот момент не было. Попросите посетителей выйти временно в холл, но дайте возмож­ность присутствовать друзьям или членам семьи, если больной этого по­желает.

Готов ли пациент к разговору? Если он устал, боится чего-либо, у не­го что-то болит, он будет слишком удручен и будет неразговорчив. Пере­несите знакомство. При наличии у пациента боли, выполните манипуля­ции, назначенные врачом. Отведите на разговор не меньше 15 минут. Не спешите; для хороших результатов беседа может продлиться и час. Пред­положим, что у Вас нет времени для непрерывного разговора. Разделите его на несколько частей и объясните больному, почему Вы это делаете.

2. ПОЛУЧИТЕ ВСЮ ИМЕЮЩУЮСЯ ИНФОРМАЦИЮ О ВАШЕМ ПАЦИЕНТЕ ДО РАЗГОВОРА С НИМ

Найдите как можно больше информации из доступных источников и предыдущих мест лечения (если они были). Таким образом, Вы сэкономите свое время и не утомите больного. Тем не менее, постарайтесь быстро сде­лать выводы из полученных сведений, так как больной мог не дать полную информацию до этого. Убедитесь, что у Вас есть правильный адрес боль­ного, телефон, возраст, место работы и так далее.

3. ПОПРОБУЙТЕ ДОБИТЬСЯ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ВАШИМ ПАЦИЕНТОМ

Прежде чем перейти к сути разговора, поговорите с ним минут 5 на отвлеченные темы. Если Вы стоите, пациент может почувствовать себя подавленным и будет обрывать ответы или упускать важную информацию. Проявите неподдельный интерес к тому, что он Вам говорит. Заинтересо­ванный взгляд и периодическое повторение его слов помогут добиться желаемых результатов. Если Вы выглядите резким, недоступным, безраз­личным - он не доверится Вам. Разъясните цель разговора больному, чтобы он понял, какую пользу он извлечет из этого. Подчеркните необходи­мость в его честности и открытости. Приведите примеры того, как полу­ченная информация помогла определить правильное лечение и уход.

4. ЗАДАЙТЕ ТОН РАЗГОВОРА

Начните разговор с вопроса: "Как Вы себя чувствуете?" или "Что Вас беспокоит больше всего?" Дав ему выговориться о его болезни, Вы можете выявить симптомы, подлежащие обследованию. Это также поможет оце­нить эмоциональное состояние больного и его уровень понимания. Не раз­глашайте информацию, полученную от больного. Дайте возможность больному отвечать на Ваши вопросы свободно, но если он слишком укло­нится от темы - возвратите его к предмету разговора. Чтобы сделать это тактично задайте ему вопрос, касающийся его болезни: "Расскажите еще о боли в ногах". В ходе разговора контролируйте себя, говорите просто и понятно. Избегайте использования медицинских терминов. Ваш пациент не захочет оставаться в неведении относительно их. Не уверены, что боль­ной понял вопросы? Попросите его повторить своими словами то, что Вы сказали. Обратите особое внимание на то, что он ответит. Осознает ли па­циент, что он болен? Таким образом, поняв чувства пациента, Вы поможе­те себе узнать больше о нем.


5. ФОРМУЛИРОВКА ТОЧНЫХ ВОПРОСОВ

Попробуйте задавать вопросы, требующие больших ответов, чем "ДА" или "Нет". "Незаконченные" вопросы концентрируют внимание па­циента и заставляют его давать более полные ответы. Если больной просит обратить внимание на одну из его жалоб, попросите поподробней расска­зать о ней. Детальные описания важны при употреблении больным незнакомой Вам терминологии. Прислушивайтесь к ответам Вашего пациен­та. Они могут повлечь за собой другие вопросы. Например: "Как Ваше зрение?" Если он ответит: «Иногда в глазах меркнет свет», продолжайте задавать вопросы. Спросите: "Как часто это случается и как долго длится?"

6. ДЕЛАЙТЕ ЗАМЕТКИ

Не пытайтесь записать всю информацию, которую Вы получили от больного.

Вместо этого кратко запишите даты, время, ключевые слова или фра­зы и используйте их позже, чтобы дополнить записи.

9. 10 "ДА" ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

1. Беседу с пациентом начинайте с указания Вашего имени и долж­ности, а также сообщения цели беседы. Обращайтесь к Вашему пациенту только по имени-отчеству и на "Вы".

2. Смотрите пациенту в лицо, найдите его глаза, улыбайтесь, одобри­тельно кивайте. Открытое лицо, скрытые мысли.

3. Пользуйтесь исключительно положительной интонацией Вашего голоса. Это очень важно!

4. Говорите внятно, доходчиво, неторопливо, с каждым на его языке.

5. Поощряйте вопросы Вашего пациента.

6. Обеспечьте тишину и конфиденциальность Вашей беседы.

7. Внимательно слушайте.

8. Проявляйте сочувствие, искренний интерес и участие, будьте естественны.

9. Проявляйте непрерывную инициативу в создании психологической атмосферы.

10. Поддерживайте пациента поощрительными замечаниями после каждого удачного действия. Реагируйте на каждое движение. Очень важно при этом прикасаться к пациенту: поглаживать по спине, нежно взять за локоть или за руку, чтобы похвалить.

10 "НЕТ" ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

1. Не следует принимать неточные ответы, повторите вопрос.

2. Не раздражайтесь, если приходится снова и снова задавать один и тот же вопрос.

3. Не всегда можно ожидать блестяще выполненное задание после Ваших инструкций.

4. Не нагружайте больного слишком большой ответственностью.

5. Не требуйте точной идентификации имен мед. персонала, названий предметов или лекарств.

6. Не оценивайте поведение больного, как личное отношение к Вам.

7. Не ругайтесь и не спорьте с пациентами.

8. Говорите с пациентами конкретно - не давайте им возможность большого выбора.

9. Не показывайте своих чувств, особенно если расстроены.

Международный кодекс медицинской этики

Принят З-ей Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации, Лондон, Великобритания, октябрь 1949, дополнен 22-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Сидней, Австралия, август 1968 и 35-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Венеция, Италия, октябрь 1983

ОБЯЗАННОСТИ ВРАЧЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ ДРУГ К ДРУГУ

1. Врач должен вести себя по отношению к своим коллегам так, как хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему.

2.Врач должен не переманивать пациентов у своих коллег.

3.Врач должен соблюдать принципы «Женевской Декларации», одобренной Всемирной Медицинской Ассоциацией.

9. Каким видам ответственности подлежит врач за совершение врачебной ошибки.

Врачебная ошибка- неправ. действие мед.работника, кот. нанесло ущерб здоровью пациента при добросовестном отношении мед. работника к своим проф. обязанностям. При этом врач испытывает только моральную ответственность, наличие невиновности врача, отсутствие отв-ти.

10. Какими тремя качествами должен обладать человек, чтобы стать настоящим врачом, по мнению Мудрова.

Человек должен обладать следующими качествами:

1.способностями

2.желанием

3.условиями

(Черты характера настоящего врача:

Скромный,честный,благоразумный

Сдержанный в образе жизни

Обращать внимание на внешний вид и одеваться чисто

Следить за своим цветом лица и быть здоровым).

11.Какой из принципов является основным в модели медицинской этики Парацельса?

Принцип «делай добро»

12. Качество, которым должен обладать настоящий врач, по мнению древнегреческих врачей (работа «Закон») Врач должен быть врачом не только по званию, но и на деле. Врачу должны быть свойственны «трудолюбие, презрение к деньгам, совестливость, скромность... решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку». Он должен делать свое дело «спокойно и умело, скрывая от больного многое в своих распоряжениях, приказывая с веселым и ясным взором то, что следует делать, и отвращая больного от его пожеланий с настойчивостью и строгостью».

13.Кем и когда был предложен термин «деонтология»?

Понятие деонтологии получило широкое распространение после издания в 1789 г. книги английского философа И.Бентама “Деонтология как наука о морали”.

14.Кем и когда был предложен термин «биоэтика»?

Термин “биоэтика” введен американским биологом В.Р.Поттером, выпустившим в 1969 г. книгу “Биоэтика – мост в будущее”.

16. Комиссивная и омиссивная врачебные ошибки?

По отношению к действию врачебные ошибки бывают:

Комиссивные – врач сделал что-то, но неправильно.

Омиссивные – врач не сделал что-то, а надо было.

Врачебные ошибки - неправильные действия или бездействие врача при исполнении им своих профессиональных обязанностей, не являющиеся следствием его недобросовестности и не содержащие состава преступления или признаков проступка.

17. Кто в РФ имеет право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью?

Статья 54. Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.

18.Кто и когда предложил термин «этика»?

Термин “этика” предложен греческим философом-энциклопедистом Аристотелем (от греческого ethos – привычка, мораль, обычай)

20.Международный кодекс медицинской этики. (ВМА, Венеция, октябрь, 1983)

Обязанности врача по отношению к больному. Врач должен:

23. Виды отвественности: административная и дисциплинарная, моральная, уголовная.

Вид ответственности зависит от вида действия, в результате которого нанесен ущерб и от тяжести нанесенного ущерба.

24. Тезис: «Врач-философ подобен Богу».

25. Медицинские последствия ятрогений –длительная утрата здоровья и инвалидизации, увеличение показателей заболеваемости, летальности.

26. Социальные последствия ятрогений – снижение авторитета медицины, недоверие к врачу, обращение в альтернативным источникам лечения, возрастание количества жалоб и исков от пациентов.

27. экономические последствия ятрогений- увеличение стоимости лечения и ухода; снижение трудоспособности, трудовые потери; затраты на социальное обеспечение.

28. Неблагоприятный исход-аномалия в клинической практике, когда врач делал как положено и никак не мог предотвратить ущерб пациенту.

Общие черты между врачебной ошибкой и неблагоприятном исходе:

Нанесение ущерба пациенту

Добросовестное отношение врача

Невинность врача

Отсутствие какой-либо ответственности, кроме моральной.

Отличия: исходя из определений правильность или неправильность действия. Врачебная ошибка – неправильное действие врача, неблагоприятный исход – врач делал всё правильно .

29. Объективная врачебная ошибка обусловлена внешними обстоятельствами; сложностью данного клинического случая; недостаточностью научных и медицинских уровней знаний; отсутствием достаточно точных и объективных диагностических критериев; атипичностью заболевания.

30. Обязанности врача по отношению к пациенту:

Постоянно помнить о своем долге сохранения человеческой жизни;

Обращаться к более компетентным коллегам, если необходимое пациенту обследование или лечение выходят за рамки его собственных профессиональных возможностей;

Хранить врачебную тайну даже после смерти своего пациента;

Всегда оказывать неотложную помощь любому в ней нуждающемуся, за исключением только тех случаев, когда он удостоверился в желании и возможности других лиц сделать все необходимое.

31. Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания.

32. Врачебная ошибка – неправильное действие (или бездействие) медицинского работника, которое нанесло ущерб здоровью пациента при добросовестном отношении к профессиональным обязанностям.

33. Под врачебной халатностью следует понимать неспособность провести стандартные медицинские вмешательства при данном состоянии пациента, недостаток квалификации или небрежность в лечении больного, нанесшие прямой ущерб пациенту.

Ст.172 УК РФ дает определение халатности: «Невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, причинившие существенный вред... охраняемым законам правам и интересам граждан»

34. Преступная халатность весьма многообразна. Она может выразится: а) в недостаточном обследовании больных и невыполнении специальных диагностических исследований; б) в небрежном уходе и наблюдении за детьми; в) в несвоевременной госпитализации или преждевременной выписке; г) в недостаточной подготовке и небрежном выполнении хирургических операций и других лечебных мероприятий; д) в недостаточной организации лечебного процесса; е) в несоблюдении и нарушении различных медицинских инструкций и правил; ж) небрежное применение лекарственных веществ; з) небрежность в ведении истории болезни и другой медицинской документации; и) в невежестве.

35. Ятрогенные заболевания – любые нежелательные последствия медицинских вмешательств, процедур, которые приводят к нарушению функции органа или системы, ограничению деятельности, появлению патологических процессов, инвалидности или смерти пациента.

36. Биоэтическая модель - «Автономия личности пациента и уважение его прав»

37. «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставление». III в. до н.э.

38. Последствия ятрогений:

Медицинские (длительная утрата здоровья и инвалидность; увеличение показателей заболеваемости и летальности)

Экономические (увеличение стоимости лечения; затраты на социальное обеспечение; трудовые потери)

40. Статья 66. Лечащий врач может отказаться по согласованию с соответствующим должностным лицом медицинской организации (ее подразделения) от наблюдения и лечения пациента, если это непосредственно не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих.

41. ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОГО ВРАЧА

Утвержден 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России, Москва, Россия, ноябрь 1994г.

Статья 7. Врач имеет право отказаться от работы с пациентом.

Врач может отказаться от работы с пациентом, перепоручив его другому специалисту в следующих случаях:

Если чувствует себя недостаточно компетентным, не располагает необходимыми техническими возможностями для оказания должного вида помощи;

Данный вид медицинской помощи противоречит нравственным принципам врача;

Врач не в состоянии установить с пациентом терапевтическое сотрудничество.

    Причины увеличения количества жалоб населения на халатное обращение врачей к своим профессиональным обязанностям по мнению ВМА.

Увеличение количества жалоб на халатное отношение врачей к своим обязанностям может быть связано с:

a) Увеличением объема профессиональных знаний и совершенствованием медицинских технологий, что позволяет врачам предпринимать такие медицинские вмешательства, какие были невозможны в прошлом, а это предполагает увеличение степени риска.

b) Навязыванием врачам обязанности при оказании медицинской помощи укладываться в некоторую ограниченную сумму.

c) Ошибочным смешением понятий права на получение медицинской помощи (что возможно) и права на достижение и поддержание здоровья (чего нельзя гарантировать).

d) Возбуждением средствами массовой информации недоверия к врачам, ставящего под сомнение их квалификацию, знания и поведение, что побуждает пациентов подавать жалобы на врачей.

е) Побочными последствиями "оборонительной позиции",которую занимают медики в связи с увеличением количества исков.

    Пути профилактики врачебных ошибок.

    Полная компетентность (по отношению к имеющимся терапевтическим средствам) как высшая форма профессиональной честности;

    Необходимость постоянного внимательного ухода (не только при тяжелых состояниях);

    Рациональная осторожность: принося пользу, не нанеси вреда;

    Способность принимать решения и брать за них ответственность даже в экстремальных ситуациях (риск в интересах пациента);

    Постоянная добросовестность в отношении к профессиональным обязанностям.

В предупреждении врачебных ошибок надо исходить также из определенных критериев профессионального долга: признание ошибок и их объективный анализ; постоянное совершенствование клинического чувства врача, т.е. его способности полно и правильно оценить болезненное состояние пациента, уровень его теоретической подготовки, практического опыта, адекватности суждений, пользование техникой без преклонения перед ней и наличие этико-психологического контакта с больным.

    Работа Гиппократова сборника «Наставления»

«Наставления» входят в Гиппократов сборник.

Поднимаются след-щие проблемы: вопрос о гонораре, о коллегиальности, о профессиональной независимости врача. (в интернете написано лишь, что НАСТАВЛЕНИЯ есть, и всё)

    Как назвалась первая работа М.Я.Мудрова, посвященная медицинской этике

«Слово о благочестии и нравственных качествах Гиппократова врача»

    С чем сравнивается медицина в работе «Гиппократова сборника» «О благоприличном поведении». Что между ними общего

В работе "О благоприличном поведении" Гиппократ говорит не только о правилах

поведения врача в обществе, но и о положении медицины в системе других наук и

связи медицины с философией. "Ведь врач философ равен богу. Да и немного в

самом деле различия между мудростью и медициной и всё, что ищется для

мудрости всё это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам,

совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, суждение,

решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и

необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха перед

богами, божественное превосходство. То, что они имеют, они имеют против

невоздержанности, против корыстолюбивой и грязной профессии, против

непомерной жажды приобретения, против алчности, против хищения, против

бесстыдства..."

    Советский период в развитии медицинской этики в России

Мед этика – обоснование и утверждение корпоративно-сословной морали, чуждой классовым интересам и пролетариата; новое понимание социальной роли врача, пересмотр многих этических положений его деятельности; нет курса медицинской этики; упразднено факультетское обещание.

1969 г. – конференция по проблемам деонтологии;

1971 г. – утвержден текст «Присяги врача Советского Союза»;

1993 г. – клятва Российского врача.

    Субъективные врачебные ошибки

К наиболее частым встречающимся субъективным причинам врачебных ошибок относят: поверхностное, небрежное обследование; недостаточная степень подготовки врача и неуверенность его в своих знаниях; логические ошибки: поспешное обобщение, неправильное заключение, ошибочное некритическое применение аналогии; самоуверенность и т.д. Субъективные причины не могут быть этически оправданы. Когда речь идет о здоровье и жизни человека – высших его ценностях – необходимо принять во внимание даже самый минимальный риск, объективно и всесторонне измерить имеющийся риск, тщательно его контролировать, принимая все меры к его уменьшению.

    Кто считается отцом античной этики и почему

Отец древней этики – Сократ; ввел понятие добродетели – направленности человека на то, чтобы делать добро.

    Тактические врачебные ошибки

Неправильный выбор методов исследования для установления диагноза, а также неправильная оценка его результатов; ошибочное установление показаний и (или) противопоказаний к тому или иному методу лечения или профилактики, ошибки в организации лечебного процесса и т.д.

    Технические врачебные ошибки

Неправильное выполнение диагностических или лечебных манипуляций и процедур, неправильное оформление медицинской документации и др.

    Факторы формирования биоэтики

1)научно-технический прогресс и его последствия

2)развитие демократических свобод и прав личности в современном обществе, которое порождает в свою очередь большой круг биоэтических вопросов: право на жизнь или смерть, право на здоровье, права пациента и права врача и т.д.

3)наличие морального плюрализма в мультикультурном обществе

4)медикализация

Ф-ры актуализации: медиизация (влияние СМИ на человека), глобализация биоэтических проблем, наличие и решение которых затрагивает всё человечество.

55. Характеристика патерналистской модели поведения…. Патерналистская модель (от лат. paternus –отцовский) предполагает, что врач, тщательно исследовав состояние больного, устанавливает наиболее приемлемое для каждой конкретной ситуации лечение, направленное на полное выздоровление. Последнее слово в выборе мер лечения остается за врачом. Подразумевается, что больной может быть не согласен с назначенными процедурами, однако он не вполне компетентен в этом вопросе и впоследствии поймет правильность выбора, сделанного врачом, то есть при расхождении мнения пациента с объективными медицинскими показаниями предпочтение отдается последним. В рассматриваемой модели врач действует как опекун (отец), обеспечивая наиболее адекватное, с его точки зрения, лечение. Автономия больного сводится к его согласию с врачебным усмотрением.

56. Хар-ка информационной и совещательной модели поведения . В соответствии с информационной моделью(ее можно объединить с «либерационной») врач обязан предоставить пациенту всю существенную информацию, касающуюся заболевания. Пациент самостоятельно осуществляет выбор лечения, которому врач должен последовать, несмотря на вероятность некоторой необъективности больного. Именно на пациента в конечном счете возлагается ответственность за выбор лечения. Таким образом, концепция автономии больного по этой модели заключается в контроле за формированием врачебного решения.

Последняя из моделей – совещательная . Врач в совещательной модели действует как друг или учитель, вовлекая пациента в диалог для выявления лучшего способа действия. Он разъясняет пациенту все возможные варианты лечения и один из них, являющийся, по мнению специалиста, наиболее подходящим. Концепция автономной воли больного заключается в том, что он имеет возможность выбора метода лечения на основе детального суждения с врачом всех альтернативных вариантов и определение оптимального.

57. Что нужно, чтобы стать настоящим врачом по мнению древнегреческих врачей. Надо хорошо учиться, быть прилежным, получать зачеты и учить медэтику)

58. Что считал Пирогов по поводу врачебной ошибки. Я считал… своим священным долгом откровенно рассказать читателям о своей врачебной деятельности и её результатах, так как каждый добросовестный человек, особенно преподаватель, должен иметь своего рода внутреннюю потребность возможно скорее обнародовать свои ошибки, чтобы предостеречь от них других людей, менее сведущих. Н. И. Пирогов

59.Что такое этика? Э́тика -философское исследование морали и нравственности . Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности . По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести , сострадания , дружбы , смысла жизни , самопожертвования и т. д

Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

60. Что такое биоэтика? Биоэ́тика наука о нравственности) - учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии.

61. Деонтология - учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики . Термин введен Бентамом для обозначения теории нравственности как науки о морали. Основы деонтологии в отечественной медицине заложил заслуженный советский онколог Н. Н. Петров .

Впоследствии наука сузилась до характеристики проблем человеческого долга, рассматривая долг как внутреннее переживание принуждения, задающегося этическими ценностями. В ещё более узком смысле деонтология была обозначена, как наука, изучающая конкретно медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом .

Главные вопросы медицинской деонтологии - это эвтаназия , а также неизбежная смерть пациента.

О том, как ведут себя те, кто обратился за медицинской помощью, говорить у нас не принято. А между тем, неадекватность и хамство пациентов – вторая по важности причина (после высокой нагрузки), вынуждающая врачей менять работу.

Объектом психологической агрессии чаще всего становятся молодые специалисты – именно им приходится слышать в свой адрес эпитет "пигалица", сомнения в уровне квалификации и высказывания вроде "я лучше знаю, как меня лечить". Дело в том, что у хамов хорошо развита интуиция и наблюдательность. Жертв они выбирают, исходя из позиции силы: они чувствуют, с кем лучше не связываться, а где можно проявить себя "во всей красе". Потому и оскорбляют в первую очередь людей, не обладающих достаточной уверенностью в себе, с заниженной самооценкой, высоким уровнем воспитанности и низкой толерантностью к конфликтным ситуациям.

Условия успешного хамства

Для того чтобы хамство "состоялось", хам должен задеть что-то ценное и значимое для "жертвы" – внешность, интеллектуальные способности, достоинство. В противном случае, не сумев подтолкнуть человека к ожидаемой реакции, не вызвав возмущения и обиды, хам оказывается в глупейшем положении.

Для обретения способности подняться над ситуацией, а не реагировать на нее "изнутри", нужно научиться смотреть не на само неадекватное поведение хама, а на причины, стоящие за ним. К примеру, не отвечать непосредственно на грубость, а спокойным тоном поинтересоваться, стало ли обидчику легче от того, что он повел себя таким образом. Высшее мастерство в общении с хамом – дать ему возможность освободиться от распирающих изнутри чувств без ущерба для собственной личности.

Правила противодействия хамству

1. Сохраняйте спокойствие. Ваша растерянность, слезы, повышение голоса или любая другая яркая эмоциональная реакция – это именно то, чего добивается обидчик. Помните: лучшее, что Вы можете сделать в ответ на оскорбление – это отказать хаму в возможности увидеть проявления обиды и боли, которые он ожидает. Тем самым Вы обесцените наносимое оскорбление и не даете агрессору достичь цели: подпитаться Вашей энергией.

Старайтесь отвечать хаму спокойно и уверенно. Твердо и ясно высказывайте собственную точку зрения. Не стоит перекрикивать хама и отвечать ему в его же манере. Чаще всего оказывается действительно эффективным прием "чем громче и быстрее хамит пациент, тем медленнее и тише отвечаю я".

2. Отделяйте причину от повода. То, что гложет хама изнутри и заставляет его вести себя определенным образом, не всегда лежит на поверхности и осознается даже им самим. Старайтесь держать в фокусе зрения возможные причины хамства пациента.

Не принимайте его агрессию на свой счет. Ведь истинная причина неадекватного поведения может лежать не в Вашей некомпетентности или непрофессионализме, а во множестве трудностей и неприятностей, с которыми столкнулся в жизни этот несчастный человек – от нелюбви мамы в раннем детстве до оторванной только что в маршрутке пуговицы.

Если Вы подозреваете, что на Вас просто срывают злость, Вашим лучшим оружием будет отстраненная вежливость.

  • Выслушайте хама, не перебивая;
  • уточните суть его претензий; выясните,
  • какие Ваши действия, по его мнению, необходимы для разрешения проблемы;
  • поблагодарите за участие;
  • изложите собственное видение решения проблемы.

3. Констатируйте факт хамства. Иногда в общем-то нормальные люди хамят ситуационно, когда под влиянием сложившихся обстоятельств они отходят от общепринятых поведенческих норм. На таких констатация факта "Вы ведете себя по-хамски" действует, как холодный душ.

Дайте агрессору выпустить пар и ровным голосом сообщите ему, что то, что Вам сейчас пришлось выслушать, является откровенным хамством и продолжать общение в таком ключе Вы не намерены. Вежливо предложите хаму сменить тон или обратиться к руководству медучреждения с жалобой на Ваш отказ работать с хамящим пациентом. Обычно спесь сбивается по пути к кабинету заведующего отделением.

4. Призовите на помощь чувство юмора. Не воспринимайте отношение хама к себе всерьез. Отнеситесь к эпизоду как к элементу комедии абсурда. Ироническая улыбка на Ваших губах – действительно неожиданна для хама. Она смешает его планы.

Если Вы уверены в том, что пациент обладает зачатками чувства юмора, можете ответить на грубость безобидной, но смешной шуткой. Порой это позволяет разрядить ситуацию. Однако будьте осторожны – неудачная шутка может усугубить ситуацию.

5. Вовремя диагностируйте психоз. Важно отличить вменяемого хама от невменяемого. Пациенты в состоянии алкогольного опьянения, наглецы, психопаты, лица с легковозбудимой нервной системой – являются крайне сложными оппонентами, но, тем не менее, они вменяемы и обязаны нести ответственность за свои действия.

Стоит отличать их от больных в состоянии психоза. Это не только лица, состоящие на учете в психиатрическом диспансере. Иногда острые состояния развиваются стремительно, и врачу стоит распознать первые признаки психоза и срочно вызвать психиатра. Путаная речь, нецеленаправленные действия, потеря ориентировки во времени, пространстве и собственной личности, нездоровый блеск глаз должны насторожить Вас. Постарайтесь успокоить пациента, под благовидным предлогом выйдите из кабинета и вызовите психиатрическую неотложку.

6. Помните о возможности прибегнуть к юридической защите. Несмотря на то, что оскорбления и хамство по отношению к докторам – явление распространенное, они редко доводят дело до суда. Тем не менее, Вы имеете возможность реализовать собственное конституционное право на защиту профессиональной репутации. Если Вы готовы пройти защитить профессиональную репутацию:

  • пригласите в кабинет свидетелей (лучше, чтобы в их числе были другие пациенты);
  • включите диктофон (включив диктофон, нужно правильно оформить запись “я, доктор Иванов, веду запись разговора с пациентом Петровым в целях защиты собственных прав”
  • вызовите правоохранительные органы.

Имея на руках доказательства совершенного в отношении Вас правонарушения, Вы можете обратиться с заявлением в прокуратуру.



Новое на сайте

>

Самое популярное