Домой Онкология Создание безбарьерной среды в городе. Методические указания по созданию доступной среды

Создание безбарьерной среды в городе. Методические указания по созданию доступной среды

Почему проектировщики считают новые нормы проектирования доступной среды взятыми с потолка


Недавно коллега, у ребенка которой проблемы с опорно-двигательным аппаратом, поделилась: «Представляешь, вожу ребенка в специализированную школу. Школа замечательная, все предусмотрено: и пандусы, и вместительный лифт, и удобная санитарная комната на первом этаже, — но буквально один неприятный факт перечеркивает все остальное…»

Оказывается, в специализированной школе для «опорников» нет… парковки. А любой мало-мальски подходящий для этой функции клочок земли снабжен табличкой: «Парковка запрещена». Бедным родителям приходится тащить больного ребенка чуть ли не на себе через два перекрестка и длиннющий двор.

«Вот так у нас все и делается, — кипятилась коллега. — Системы нет! Здания кое-как еще научились приспосабливать к нуждам маломобильных групп. А вот городская среда пока серьезно провисает».

Обновленный СП «завис» на стадии подписания

Проблемы «безбарьерного города» горячо обсуждались на недавней конференции «Проектирование комфортной, безопасной и доступной среды. Актуальные вопросы нормирования». Мероприятие это было организовано для строителей и проектировщиков. Поэтому больше всего вопросов было к автору новой редакции Свода правил (СП 59.13330 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»), директору по научной работе ОАО «Институт общественных зданий» Анатолию Гарнецу .

Обновленный СП «завис» где-то на стадии подписания у министра. Между тем специалисты, занимающиеся проблемами инвалидов, полагают, и не без основания, что многие нормы нового СП, что называется, взяты с потолка, не подкреплены базовыми отечественными исследованиями. Кроме того, они не учитывают целый ряд современных реалий, в которых приходится существовать человеку с теми или иными ограничениями мобильности.

— Почему, например, в новом СП высота порогов должна соответствовать именно 1,4 см, а не 2 см, как раньше? А уклон пандуса — один к двенадцати, а не один к двадцати? Почему для маломобильных групп теперь разрешены двустворчатые двери, где одна из створок обязательно должна равняться 90 см? Чем это обусловлено? Кто проводил такие исследования? — размышляет вице-президент НБФ «Город без барьеров» Сергей Чистый .

Действительно, если за границей такие выкладки существуют, то в российских условиях применительно к нашим реалиям никаких замеров не проводилось. Апофеозом дискуссии вокруг нового СП стал вопрос, заданный проектировщиком-практиком из зала: «Так какой же ширины, по вашему мнению, должны быть пути эвакуации для маломобильных групп, например, в торгово-развлекательном комплексе?». Ответ создателя нормативного документа многих не просто удивил — ошарашил: «А вы как думаете?».

Благоустройство надо связать с доступностью

Так что же такое доступное здание в современном понимании? Оказывается, даже если «впихнуть» туда весь 59-й СП, оно таковым может и не стать. Важен так называемый «сигнальный набор» доступностей. Этот набор, между прочим, включает и такое понятие, как связанность городских объектов и среды в целом. То есть насколько человеку с ограниченными возможностями в принципе удобно и комфортно передвигаться по городу.

За рубежом эту проблему научились решать десятками способов. Там, например, существует специальная программа приспособления исторических и культурных памятников «под посещение» инвалидами. Пристраиваются специальные входные группы — если невозможно это сделать, не нарушив облик здания, проектируются пандусы или подъемники на минус-первом этаже. Используются временные сооружения: фальшполы и фальшлестницы для инвалидов-колясочников, оборудуется система акустической навигации. Для слабовидящих предусмотрены специальные тактильные дорожки. Причем все эти «удобства» начинаются уже с улицы.

— Мы же сначала увлекаемся приспособлением здания, а потом думаем, как к нему подойти инвалиду, — делится своим мнением Сергей Чистый.

Между прочим, грамотным подходом к созданию доступной среды, диктуемым мировым опытом, считается обязательная адаптация прилегающих территорий и путей движения общественного транспорта под человека с ограниченной мобильностью.

— Во многих крупных городах мира сейчас составляются специальные карты доступности, где отмечены участки безбарьерной среды, — замечает руководитель проектов направления «рынок недвижимости» Фонда «Институт экономики города» Мария Сафарова . — Наше градостроительное законодательство, увы, пока ничего не говорит о территориях общего пользования.

Правда, по словам Марии Сафаровой, законодатели все же намерены исправить положение. Разработан законопроект, направленный на увеличение доступности общественных пространств. Один из главных его постулатов: любое новое благоустройство в городе должно проходить параллельно с оборудованием доступной среды для людей с ограниченными возможностями.

Как бы то ни было, Россия, как известно, не так давно ратифицировала Конвенцию о защите прав инвалидов, в которой, наряду со всем прочим, декларируется недопустимость дискриминации по признаку инвалидности. Так что, хочешь не хочешь, теперь нужно соответствовать мировым стандартам доступности городской среды для людей с ограниченными возможностями. Хотя пока у нас с этим, мягко говоря, не очень.

Елена МАЦЕЙКО

Фото: fotki.yandex.ru, nnm.me, neinvalid.ru

КСТАТИ

Безбарьерная среда — это среда, в корой реализован комплекс архитектурно-планировочных, инженерно-технических, экономических, организационных мероприятий, призванных обеспечить удобные условия для маломобильных граждан. Актуальность проблем доступности среды в современном мегаполисе растет. По самым скромным подсчетам, в Российской Федерации сегодня свыше 25% населения относится к этой группе.

В последние годы в России начала формироваться система мер, направленных на создание безбарьерной среды. Сегодня насчитывается 16 нормативно-технических документов в области доступности среды для маломобильных граждан. СП 59.13330 считается базовым нормативно-техническим документом. Требования этого документа необходимо учитывать при проектировании, реконструкции и капитальном ремонте зданий и сооружений.

Десять лет назад приняли государственную Программу «Доступная среда» для инвалидов, направленную на создание комфортной жизни в населенных пунктах. Среди многомиллионного населения нашей страны 8,2% жителей – это люди с заболеваниями, как следствие — ограниченными возможностями. У многих из них инвалидность диагностируется в раннем возрасте. Этот факт ставит перед властью и государством серьезные вопросы адаптации этой категории людей.

Суть Федеральной программы

Организация безбарьерной среды для инвалидов — проект, проработанный органами власти, первоочередная цель которого в защите, поддержке слоев общества, если они в силу любых причин ограничены в действиях.

Это меры, поддерживаемые государством в момент реализации программы как на федеральном, так и на областном уровне. Они оказывают помощь в реабилитации больных. Внимание уделяется людям, которые относятся к малоподвижной группе. Необходимость помощи им обусловлена множеством различных причин.

Государственная программа была первоначально утверждена осенью 2008 года после документа, исходящего от Правительства РФ. Это стало очередным подтверждением: в стране готовы бороться за права инвалидов. Общество волнует предоставление доступа инвалидов к государственным услугам, обслуживанию в клиниках, иным услугам, которые для простых граждан привычны, поскольку у них отсутствуют проблемы, связанные со сложностью их получения. Первоначально организацию доступной среды для инвалидов запланировали на минимальный срок, однако положительное отношение граждан к ней доказало необходимость продолжения.

Цели и задачи программы

В стране среди граждан с ограниченными в разной степени возможностями огромная доля талантливых лиц. До принятия закона отсутствовал доступ в Российской Федерации к объектам социальной жизни, к праву на занятие творческим делом. Это было связано с абсолютным отсутствием базы для осуществления практики. Принятие новых нормативно-правовых актов стало возможностью заниматься любимым делом и не чувствовать себя, обделенными в обществе.

Дмитрий Медведев во время недавнего разговора с представителями узкого круга организаций отметил: «Любого нестандартные ситуации могут застать врасплох. Общество с государством обязаны быть готовыми к тому, чтобы люди, оказавшиеся в нестандартной ситуации, не остались наедине с заболеванием».

Первоочередные задачи:

  1. Создание законодательной базы, выступающей гарантом получения инвалидами доступа к объектам и услугам социальной инфраструктуры наравне с гражданами, которые абсолютно здоровы физически.
  2. Возведения в городах новых учреждений, необходимых для оздоровления, дальнейшей реабилитации граждан, их образования.
  3. Подготовка новых кадров в сфере предоставления помощи гражданам, как с плохим зрением, так и с не менее сложными другими заболеваниями.
  4. Оказание адресной поддержки инвалидам по слуху / зрению в устройстве на работу в различные учреждения для развития и демонстрации доступности социальной среды. Главный вектор направления данного проекта – сбор обратной связи от граждан. Полученные данные должны касаться моментов сотрудничества с инвалидами по слуху и гражданами, у которых по иным причинам ограниченные возможности. Программа становится отличным способом налаживания продуктивной работы физически здорового населения с инвалидами.

Исходя из списка основных целей, федеральные законы ставят перед всеми действующими в стране учреждениями две главные задачи:

  • организация новых мест для работы всем категориям граждан в стране;
  • предоставление абсолютно бесплатного для инвалидов обслуживания во всех работающих медицинских учреждениях.

Создание доступной среды для инвалидов

На федеральном, областном уровне органы управления обязаны проводить целый список важных действий в рамках действующей федеральной программы. Важно повышать действующее значение установленных показателей. Должны быть доступны для всех инвалидов услуги и объекты в любой сфере деятельности. Четкие временные границы, конкретный порядок разработки данных мер законодательно утверждены нормативно-правовыми актами, вступившими в законную силу относительно недавно, в 2016 году. Регионы также с 2016 года самостоятельно реализуют на своих территориях требования всех ФЗ и иных законов в рамках проекта.

Губернатор каждого региона лично контролирует все действия, происходящие в рамках данной программы. Именно он задает верный вектор развития в данном вопросе. Граждане, нуждающиеся в поддержке — всегда могут рассчитывать на ее получение в минимальный срок.

Недавно заместитель председателя Комитета ГД РФ по труду и социальной политике отметил: » Благодаря реализации проекта почти сразу удалось четко определить нюансы комплексного подхода. В каждом городе уже прописан план мероприятий на ближайшее будущее до 2020 года».

Развитие инфраструктуры

В одном из столичных законов, касающегося доступности для инвалидов объектов для социализации, отмечается: каждый обязательно должен быть оснащен оборудованием:

  • информация в наглядном, звуковом формате,
  • указатели, расположенные вблизи зданий, которые ремонтируются или строятся,
  • сигнализация на каждом действующем светофоре,
  • средства связи, удобные в использовании для всех инвалидов. Ими в обязательном порядке до 2020 года во избежание штрафных санкций должны быть оборудованы все объекты.
  • комнаты санитарно-гигиенического типа,
  • пандусы,
  • специальные указатели для движения в облагороженных парках, иных рекреационных зонах.

На сколько в Вашем городе реализована программа "Доступная среда"?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Шестопалов Ю.П.

Старший преподаватель, МГАКХиС

Безбарьерная среда для маломобильных граждан как объект социального проектирования

Аннотация: Проблема обеспечения беспрепятственного доступа

инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является актуальной задачей при проектировании и строительстве различных социальных объектов. Социальное проектирование безбарьерной среды позволяет подготовить предложения для совершенствования проектной документации социальных объектов.

Ключевые слова: Безбарьерная среда, маломобильные граждане, социальное проектирование, маломобильные инвалиды.

Одним из аспектов повседневной жизни, на которую люди с инвалидностью имеют точно такое же право, как и другие, являются нормальные для данного общества требования к окружающей среде и жилищным стандартам. Социальное исключение по признаку нетипичности или инвалидности - тема, обсуждаемая в отечественной социологии с 1990г. Взаимодействие между человеком и окружающей его средой, в доме, где он живет, или на улице, куда он выходит, зависит и от его возможностей и от факторов этой среды.

Городское социальное пространство сегодня - это место, где четко прослеживается социальное неравенство по признаку инвалидности. Как утверждает М. Кастельс, социальное пространство не есть отражение, фотокопия общества, «оно и есть общество» а, согласно Зиммелю, пространство социально потому, что оно освоено человеком.

Доступность социального пространства, возможность использования городской инфраструктуры инвалидами, эстетичность реабилитационных приспособлений (колясок, костылей, протезов) являются условиями обеспечения самостоятельности и независимости инвалидов. Город, описанный как естественное обиталище цивилизованного человека в работах Р. Парка, открывает новую перспективу анализа социальной эксклюзии и отторжения инвалидов в рамках сформированного социального порядка. Город может стать фактором накопления неблагоприятных социальных обстоятельств, механизмом «углубления деривации» а особенности зонирования и маркирования городского пространства порой выглядят как

красочная иллюстрация стратификационной модели, присущей данному обществу.

Исследование доступности городской среды для инвалидов приобретает особый интерес на почве эволюции российских городов, которая в значительной степени расходится с законами развития городов Европы и Америки. Весь советский период конструирования городского пространства пренебрегал вопросами доступности города для инвалидов и качества их жизни в повседневной действительности. В градостроительной политике культивировалась идея обслуживания предприятий, экономики, обороны, а практика «гуманизации» окружающей среды, которая подчеркивала бы ее значение для инвалида, не была популярна.

Сегодня широкая трактовка доступности городской среды предполагает равноправное участие людей с ограниченными возможностями в комплексе социальных миров, во всех сферах жизнедеятельности общества. В узком смысле термин «доступная среда» употребляется как синоним понятию «универсальный дизайн» Немногие задумываются о том, что обычно вещи, которые нас окружают, создаются для среднего пользователя и становятся малодоступными для тех, кто отклоняется от усредненной нормы (например, ребенок не дотягивается до электровыключателя, крючка вешалки или полки кухонного гарнитура, а человеку в инвалидном кресле трудно включить свет в комнате самостоятельно из-за того, что выключатель находится за дверью, и ее необходимо сначала закрыть, затем дотянуться до него и включить свет).

Принцип универсального дизайна побуждает создавать предметы, здания и конструкции, которые могут быть использованы абсолютным большинством людей без надобности в доработке или усовершенствовании предметов пользования. Когда строители и инженеры используют принципы универсального дизайна, они, прежде всего, производят продукт для потенциального пользователя с целым рядом характеристик. Инвалидность -только одна из них, но среда, созданная для инвалидов, дает преимущества и другим пользователям. Например, широкие съезды с тротуара на дорогу, сконструированные для колясочников, успешно используются родителями с детскими колясками, людьми, перевозящими грузы или велосипедистами. Другой пример элемента универсального дизайна - использование информационных видеороликов в шумных залах аэропортов или ресторанов, что позволяет сделать информацию более доступной не только для людей с нарушениями слуха, но и для остальных пользователей.

Малодоступное городское пространство диктует горожанам пассивный, или напротив - агрессивный образ жизни, связанный с постоянным настроем на преодоление препятствий, что не может не наложить отпечаток на характер социальных транзакций и норм поведения в обществе.

Справедлива позиция Р. Парка о том, что «город и те условия жизни, которые он диктует, очень сильно способствуют секуляризации всех аспектов социальной жизни» Среди причин, снижающих социальную активность инвалидов, в том числе их конкурентоспособность в системе общественных отношений, сами инвалиды выделяют барьеры среды, из-за которых они испытывают трудности с передвижением и неудобства, вызванные отсутствием или плохим качеством реабилитационных приспособлений. Однако восприятие задачи создания безбарьерного пространства как технико-технологической было бы ошибочным.

Сегодня в российском обществе ощутима демаркационная линия между инвалидами и не инвалидами. Результаты социологических опросов свидетельствуют о том, что многие люди без ограничений жизнедеятельности полагают, что их условия жизни существенно отличаются от условий, в которых живут инвалиды. Российское население разделилось на части, размышляя над утверждением о том, что инвалиды выглядят и ведут себя иначе и поэтому не вписываются в общество. Согласны или совершенно согласны с тем, что инвалиды не вписываются в общество 26%, немного больше тех, кто совершенно не согласен с таким высказыванием (27,8%); часть граждан не знает ответа на этот вопрос, а последняя группа - это те, кто не нашел четкого ответа (они и согласны, и не согласны 26,5%).

Результаты опросов свидетельствуют об отсутствии в нашем обществе жестких экстремистских установок по отношению к инвалидам, в то же время равноправно господствуют две противоположные позиции относительно решения проблем инвалидов. Одинаково количество тех, кто возлагает ответственность за реализацию гражданских прав инвалидов на все общество, и тех, кто считает, что, если инвалидам необходимы равные возможности, они и должны нести ответственность за их предоставление и реализацию. Следовательно, задача технологического преобразования городского пространства в безбарьерное и доступное, в отрыве от ценностей равного гражданства, не способна решить проблемы социальной изоляции и дискриминации в обществе.

Попытки интеграции инвалидов в общество исключительно технологическим путем были провальными, о чем свидетельствует по-прежнему низкая эффективность реализации нормативов доступности, прописанных в российских градостроительных документах и подлежащих к исполнению.

История формирования безбарьерной среды свидетельствует, что для успеха нужны, по меньшей мере, две вещи: разбудить общество и сформировать установки на понимание проблем инвалидности (в США этим занимались активисты из числа инвалидов и членов их семей) и четкое исполнение требований доступности, обозначенных нормативными документами (успешный опыт западных стран показывает, что это

достигается путем включения механизмов обеспечения заинтересованности и поощрения, контроля и формирования социальной ответственности у граждан).

Среда жизнедеятельности, доступная для инвалидов - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью и позволяющая инвалидам вести независимый образ жизни.

В российских городах лишь недавно начали осознавать необходимость приспособления инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями. Несмотря на наличие ряда интересных проектов и нормативно-методической документации по проектированию зданий, доступных для инвалидов, решение задач адаптации среды носит зачастую случайный характер, зависящий от уровня компетенции специалиста, взявшегося за разработку проекта, а статистики инвалидности по критерию мобильности по-прежнему нет ни в государственных сервисах, ни в общественных организациях инвалидов.

Вместе с тем, деятельность по формированию безбарьерной городской среды становится эффективной, если дополнена изучением возможностей мобильности инвалидов и характера их жилищно-пространственных нужд. В значительной мере именно окружающая среда определяет влияние дефекта или инвалидности на повседневную жизнь человека. Иными словами, человек неполноценен, если он исключен из сфер социальных благ и институтов (семейная жизнь, образование, занятость, передвижение, участие в социальных и политических процессах).

Для изучения ситуации с доступностью городского пространства для маломобильных инвалидов летом 2009г. было проведено исследование, где мы задали нашим информантам с ограниченными возможностями передвижения вопросы о барьерах на пути к независимой жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура.- М.: 2000.- 385с.

2. Парк Р. Город как социальная лаборатория. Современная западная социология / Авт.-сост. Г.Н. Соколова, Л.Г. Титареико.- Минск: Тесей, 2008.- С.29.

3. Романов П., Ярская-Смирнова Е., Вайтфилд С, Келли С. Социологическое иссле-дование проблем инвалидности и реабилитации инвалидов в Российской Федерации.- Москва, 2009.

Среди 146-миллионного населения Российской Федерации 9% граждан имеют инвалидность, у многих она диагностирована с детства. Это ставит перед государством и обществом сложные задачи адаптации этих людей в современную жизнь. Для этого в 2008 году была разработана Программа «Доступная среда» для инвалидов. Действие ее впоследствии было продлено до 2025 года.

Давайте разберем ее основные параметры, а также промежуточные итоги реализации по состоянию на 2019 год.

Законодательная база

Этапы программы


Так как мероприятия реализуются уже довольно длительное время, то некоторые этапы считаются выполненными, другие либо действуют сейчас, либо ждут своей очереди.

В настоящее время программа включает пять этапов:

  1. 2011-1012 годы. В этот период создавалась нормативно-правовая база, которая ныне предоставляет возможности для:
    • реализации мероприятий;
    • инвестирования средств в конкретные объекты.
  2. 2013-2015 годы. Создание материальной базы за счет федеральных средств. А именно:
    • строительство, реконструкция центров реабилитации;
    • их оснащение необходимыми техническими средствами;
    • приобретение специального оборудования для учреждений:
      • здравоохранения;
      • образования.
  3. 2016-2018 годы. Реализация основных задач программы. Контроль за внедрением заявленных целей и приоритетов. Корректировка взаимодействия:
    • федеральных и региональных ведомств;
    • организаций - исполнителей и органов власти.
      В 2016 г. включено дополнительно направление – создание реабилитационной инфраструктуры. В 2018 г. в Свердловской области, Пермском крае действуют пилотные проекты, позволяющие формировать реабилитационные системы.
  4. 2019-2020 годы:
    • Проведение мониторинга эффективности проделанной работы.
    • Подведение итогов.
    • Анализ результатов.
    • Выработка решений по поводу дальнейшей деятельности в сфере создания условий для нормальной жизни граждан с ограниченными возможностями.
    • Финансирование регионов (на сумму до 400 млн р.) для оснащения реабилитационных центров.
  5. 2021-2025 годы:
    • отработка пилотных проектов по сопровождаемому проживанию, в том числе учебному (тренировочному), для обучения лиц с инвалидностью навыкам самостоятельной жизни; С 2021 г. ключевым направлением станет реабилитация. 18 субъектов РФ будет профинансировано из федерального бюджета для:
      • закупки оборудования в реабилитационные центры,
      • обучения специалистов,
      • разработки ИС.

Точный перечень мероприятий будет определяться в ходе бюджетирования в соответствующие бюджетные периоды.

Ответственным исполнителем программы заявлено Министерство труда РФ. На это ведомство возложена задача по координации дельности иных многочисленных исполнителей мероприятий. К примеру:

  • Министерства связи РФ;
  • Министерство образования и науки РФ:
  • Пенсионного фонда;
  • Фонда соцстрахования и других.

Цели и задачи ФЦП «Доступная среда»

Мероприятия задумывались с тем, чтобы:

  • граждане с ограниченными возможностями ощущали себя полноценными членами общества;
  • остальные люди воспринимали их таковыми.

То есть ФЦП имеет два направления воздействия, сводящиеся к одному: преодолению разделения населения по критериям физических возможностей.

Заявленные цели

Цели мероприятий правительство видит в следующем:

Основная

  1. Создание законодательных условий для того чтобы повысить уровень и качество жизни людей с ограничениями:
    • в социальной сфере;
    • на основании самостоятельной экономической активности.

Дополнительные:

  1. Увеличение количества инфраструктурных объектов для граждан с физическими отклонениями, в том числе:
    • реабилитационной направленности;
    • лечебных и оздоровительных;
    • образовательных.
  2. Выявление и анализ мнений граждан по вопросам взаимодействия с инвалидами в процессе жизнедеятельности.
  3. 2.3. Увеличение количества социальных объектов, деятельность которых направлена на улучшение жизни таких граждан, в том числе детей с ограниченными возможностями, в муниципалитетах.
  4. 2.4. Работа по подготовке кадровой базы специалистов по работе с инвалидами:
    • обучение;
    • стимулирование к профессиональной деятельности;
    • повышение квалификации.
  5. 2.5. Привлечение граждан с физическими ограничениями к взаимодействию с государственными органами.
  6. 2.6. Трудоустройство граждан из числа лиц с физическими отклонениями.
  7. 2.7. Обеспечение медучреждений специализированным оборудованием для обслуживания пациентов с ограниченными возможностями.
Без поддержки населения эффективность программы окажется низкой. Необходима работа всего общества над реализацией госпрограммы.

Задачи ФЦП

Разработчики мероприятий поставили перед властными структурами и обществом такие задачи:

  1. Сделать доступ к объектам сферы обслуживания одинаковым для всех граждан, в том числе и с ограниченными возможностями.
  2. Создать условия для бесплатного медицинского обслуживания инвалидов равный с остальным населением.
  3. Обеспечение рабочими местами граждан с ограничениями по здоровью, в том числе путем:
    • их обучения;
    • переквалификации и повышения профессионального уровня;
    • создания специальных условий на производстве (или специализированных предприятий).
  4. Повышение уровня объективности медицинской экспертизы.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Вопросы финансирования ФЦП

В области выделения средств программа основана на принципах софинансирования. То есть деньги выделяются из федерального и местных бюджетов. В настоящее время действует следующее правило вливания средств из центра:

  1. Субъекты, с долей дотаций из федерального бюджета в последние три года на уровне 40% и ниже, получают на реализацию мероприятий ФЦП не более 95%;
    • к ним относятся: Республика Крым и г. Севастополь.
  2. Другие - не больше 70%.
В 2017 году на финансирование мероприятий была запланирована сумма в размере 52 919 205,8 тыс. руб. Для сравнения: ранее выделялось 47 935 211,5 тыс. руб.

Подпрограммы «Доступной среды»

Сложные задачи необходимо делить на сегменты, чтобы конкретизировать и детализировать их реализацию.

Для этого в ФЦП выделены следующие подпрограммы:

  1. Усовершенствование предоставления гражданам с ограничениями по здоровью государственных услуг. В том числе:
    • создание им свободного доступа в здания органов власти;
    • повышение качества обслуживания;
    • выявление проблем таких людей, которые в состоянии решить государство и местные власти.
  2. Повышение уровня адаптации и абилитации. А именно:
    • развитие производства предметов и оборудования для них;
    • внедрение соответствующих законов.
  3. Совершенствование медицинского обслуживания граждан с ограниченными возможностями:
    • выработка объективных критериев медэкспертизы;
    • контроль за своевременностью предоставления им помощи.
К 2016 году доля объектов, доступных для инвалидов, увеличилась до 45% (для сравнения показатель 2010 г. - 12%). За пятилетие своего существования программа позволила модернизировать под нужды и физические возможности инвалидов свыше 18.000 социально значимых для них объектов.

Мероприятия по реализации подпрограмм

Для достижения поставленных целей разработаны и внедряются следующие мероприятия:

Подпрограмма № 1:

  1. Создание и внедрение архитектурных проектов общественных зданий с учетом нужд граждан с ограничениями по здоровью. Например, школы, кинотеатры, торговые центры.
  2. Обеспечение улиц городов специальными наглядными пособиями:
    • картами;
    • баннерами;
    • указателями.

3. Проведение культурных и массовых мероприятий с привлечением инвалидов и стимулированием их активности.

4. Строительство нового жилья под потребности лиц с ограничениями.

Подпрограмма № 2:

  1. Создание и внедрение национальных шаблонов, направленных на нормальное восприятие в обществе физических ограничений некоторых его членов. Например, проведение специальных уроков в школах.
  2. Стимулирование предпринимателей с целью трудоустройства инвалидов.
  3. Организация мероприятий для детей-инвалидов с целью их адаптации в общественную среду.

Подпрограмма № 3:

  1. Создание и внедрение единой модели для взаимодействия медучреждений.
  2. Формирование профессиональной кадровой базы для обслуживания лиц с ограничениями.
  3. Совершенствование критериев медицинской экспертизы.
  4. Создание единой электронной базы для медучреждений.

Промежуточные итоги реализации ФЦП «Доступная среда»


Реализация такой сложной задачи, как доведение качества жизни инвалидов до уровня здорового гражданина, является трудоемким процессом.

Иной раз кажется, что полностью добиться заявленной цели не получится.

Однако действительность показывает сдвиги в общественном сознании в нужном направлении.

  1. Нормально функционируют предприятия, где трудятся инвалиды.
  2. В стране увеличилось количество центров реабилитации.
  3. В массовых мероприятиях люди с ограниченными возможностями принимают участие все активнее. Перестают стесняться увечий.
  4. На улицах больших и малых городов появились светофоры со звуковыми сигналами, таблички и указатели для инвалидов по зрению.
  5. Работают телеканалы с сурдопереводом.
  6. Платформы столичного метрополитена устроены с тем, чтобы в вагон могли спокойно заезжать колясочники.
  7. Звуковое оповещение об остановках внедряется на общественном транспорте.
Другие федеральные программы тоже включают в себя элементы улучшения жизни инвалидов, профилактики появления на свет малышей с ограниченными возможностями. То есть правительство осуществляет комплексный подход к решению заявленных задач. Важно: в октябре 2017 года российским Правительством был сделан еще один шаг на пути реализации указанных программ. В частности, контроль и надзор за обеспечением доступности для лиц с инвалидностью объектов социальной инфраструктуры (средств связи) передан Роскомнадзору.

Что делается для детей-инвалидов


В Российской Федерации инвалидность имеет порядка 1,5 миллиона детей. Часть из них обучается в специализированных образовательных учреждениях (90%). А это, в свою очередь, создает преграды для их социальной адаптации.

Дети лишены возможности общаться со здоровыми сверстниками, что затрудняет нормальное восприятие их проблем подрастающим поколением без отклонений. Однако попытки организовать совместное обучение положительных результатов не показали.

В регионах развивают иные виды поддержки детей-инвалидов:

  1. В Тамбове реализуется местная программа по созданию безбарьерного образования. В нее включено порядка 30 школ, в которых проводится инклюзивное обучение.
  2. В некоторых регионах за счет местных бюджетов:
    • постоянно приобретается и направляется в школы специализированное оборудование;
    • проводится реконструкция зданий с тем, чтобы облегчить их использование детьми с ограниченными возможностями.
  3. Централизованно организована подготовка кадров для работы с такими гражданами в области:
    • логопедии;
    • олигофренопедагогике;
    • сурдопедагогике и других.
Дети страдают от осознания своей неполноценности больше, чем взрослые. Одна ободряющая улыбка или слово незнакомого человека значит для такого ребенка намного больше, чем вся активная деятельность чиновников.

Промежуточные успехи регионов

На уровне субъектов федерации тоже идет работа по созданию для людей с ограничениями достойных условий.

Например:

  1. В некоторых районах столицы строятся здания, адаптированные для жизни инвалидов-колясочников. Дома снабжены широкими подъемниками, нестандартными дверными проемами. Туалеты и ванные комнаты в квартирах обстроены специализированными приспособлениями, позволяющими инвалидам самостоятельно пользоваться удобствами.
  2. В Улан-Удэ спроектирован целый жилой квартал для людей с ограниченными возможностями. Он включает:
    • жилые здания;
    • спортивные сооружения;
    • магазины и поликлинику;
    • производственные предприятия.

Каждое из зданий адаптировано для удовлетворения нужд инвалидов.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Внесены изменения в подпрограмму о совершенствовании критериев качества МСЭ: дополнена возможностью проведения независимой оценки качества услуг, оказываемых федеральными учреждениями МСЭ. Также изменился порядок субсидирования региональных бюджетов в рамках данной программы и формула расчетов выделяемых субсидий.


Например, есть специальные международные требования к созданию интернет- сайтов, выполнение которых обеспечивает доступность информации для любого пользователя, в том числе для инвалида по зрению.

Доступными должны быть не только здания и сооружения, но также общественный транспорт и транспортная инфраструктура (парковки, остановочные комплексы, автозаправки и т. п.).

Кроме обеспечения физической доступности зданий, необходимо обращать внимание и на эксплуатацию. Нельзя загромождать входы и подходы к оборудованию (столу, телефону и т. п.). Во время влажной уборки пола в общественном помещении нужно ставить предупреждающую табличку «Осторожно, скользкий пол», дворнику необходимо своевременно очищать от снега пандус и т. д.

Эта статья посвящена вопросам архитектурной доступности среды.

Доступная (безбарьерная) архитектурная среда - это такая среда , в которую могут свободно, то есть без посторонней помощи, заходить, попадать и которую могут использовать все МГН (в том числе инвалиды с разными формами нарушений, вне зависимости от тяжести заболевания и степени ограничений).

Термин «доступность» означает возможность беспрепятственно воспользоваться всеми имеющимися услугами людям с инвалидностью, то есть отсутствие дискриминации. Спортивное сооружение должно быть ориентировано на потребности как инвалидов- зрителей, так и инвалидов-спортсменов, тренирующихся в спорткомплексе. В культурно- зрелищных учреждениях необходимо обеспечить свободный доступ для инвалидов не только в зрительный зал, но и на сцену (фото 1.2).

Защита прав на доступность - это фактически борьба за гражданские права людей. Недоступность здания (отсутствие пандуса, перил, туалета для инвалидов, лифта, пониженного бордюра и т. п.) - это не просто отсутствие свободного доступа, а это отказ человеку с инвалидностью в равном доступе к образованию, работе, отсутствие условий для полноценной жизни. Только равные возможности создают равные права.

Доступность (безбарьерность) среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения.

Здание может быть недоступно для инвалидов-колясочников, но одновременно на 100 процентов приспособлено для инвалидов по слуху.

Создание доступной среды для разных категорий инвалидов предполагает активное участие непосредственно самих инвалидов с разными видами физических и сенсорных ограничений на всех стадиях этого процесса: при разработке техзадания, проектировании, строительстве, сдаче объекта и последующей эксплуатации. Только они сами знают свои возможности и могут рассказать о своих потребностях, оценить эффективность предлагаемых решений.

Архитекторы, владельцы зданий в США и других странах в первые годы формирования доступной среды обращались за консультациями в различные общественные организации инвалидов. Общение носило стихийный характер, эти услуги не оплачивались. Представители организаций инвалидов могли также влиять на формирование доступной среды через участие в создаваемых рабочих группах, советах, комитетах по доступности.

Однако со временем пришло понимание, что консультантами могут работать только подготовленные и обученные люди с инвалидностью (слабовидящие, инвалиды-колясочники и др.), имеющие специальные знания и большой жизненный опыт преодоления трудностей. Таких людей за границей называют пользователи-эксперты (User/Expert). На сегодня они привлекаются к работе не как любители, а как специалисты своего дела, осознающие ответственность за принимаемые решения. В США они получают зарплату, потому что их профессионализм и экспертное мнение позволяют принимать взвешенные решения, избегать дорогостоящих ошибок, особенно на ранних этапах проектирования.

Повышение качеств доступной архитектурной среды для нужд отдельных категорий инвалидов и других маломобильных групп населения не должно ущемлять права и возможности других граждан; ограничивать условия жизнедеятельности тех, кто в этом не нуждается.



Новое на сайте

>

Самое популярное