Домой Онкология Сказка о правильном питании для младших школьников.

Сказка о правильном питании для младших школьников.

Общеизвестный факт, чтобы питание приносило пользу, оно должно быть сбалансированным, здоровым и съеденным с удовольствием! Когда дело касается детей, здоровая пища – вопрос особенно острый. Все родители знают о пользе и вреде продуктов, аллергических реакциях, но не каждая мама действительно ответственно выбирает продукты для ребенка.

Надо отметить, что в нашем городе довольно строгий и рациональный подход к питанию в детских учреждениях. Для него установлены соответствующие нормы. Приходя в детский сад, каждый родитель может увидеть меню и нормы питания, а о вкусовых качествах лучше спросить у детей. Конечно, не все блюда нравятся. Про кашу, кисель (и мало ли что еще) ребенок, может сказать «фу». Это понятно, невозможно удовлетворить все пристрастия детей. Много зависит, как питается ребенок в семье. Кормят ли его с ложки или балуют любимыми шоколадками вместо полноценной пищи. Все реже увидишь маму, купившую кефир, ряженку для своего ребенка – зачем, когда есть йогурт, и т.д. И тем более мам, которые сварили бы компот из сухофруктов – зачем, когда есть соки, фанты и кока – колы.

А когда приходит ребенок в детский сад, начинаются проблемы – я такой компот не пью, такую рыбу не ем, котлеты не люблю. А сосиску я буду!

А детские сады, в свою очередь, хотят обеспечить ребенка полноценным питанием – натуральным, правильным. Поэтому в рационе у детей есть и творог, и рыба, и мясо, и капуста, и печень, и просто кефир с ряженкой.

Подавая детям блюда на стол, мы стараемся рассказать о пользе этого продукта. Чаще всего дети, глядя друг на друга, с удовольствием едят суп, запеканки и омлеты. Вспомните детство – такие суфле и запеканки не всегда дома приготовят. Ребёнок должен получать достаточное количество питательных веществ, которые обеспечат его потребности в энергии и основных компонентах (белки, жиры, углеводы, минералы, микроэлементы, витамины).

Пища должна быть разнообразной, сбалансированной и содержать необходимое соотношение компонентов питания. Питание должно опережающее сопровождать все процессы роста и развития организма ребёнка, другими словами, подрастая, ребёнок не должен испытывать нехватку пищи и питательных веществ. Меню детского сада по установленным нормам имеет тщательно просчитанную энергетическую ценность.

Первым делом в детском саду малыш получит завтрак — иногда это молочная каша, бутерброд со сливочным маслом и сыром, чай или какао.

Чуть позже по распорядку следует второй завтрак, на который обычно дают либо фруктовый сок, либо фрукт или настой шиповника.

Обед – самая важная трапеза, которая состоит из полноценного первого, второго с гарниром, салата из овощей, ну и, конечно, кисель или компот в качестве третьего.

После сна детки обычно полдничают – чаще всего на полдник в саду дают блюда из творога, кефир, ряженку или йогурт.

В нашем дошкольном учреждении детей кормят полноценно и качественно, а главное вкусно, да и рацион питания детей в детском саду довольно разнообразен.

Организация питания в детском саду должна сочетаться с правильным питанием ребёнка в семье. Нужно стремиться. Чтобы домашнее питание дополняло рацион детского сада.

С этой целью мы пошли на некоторые хитрости! «Запустили» детско-родительский проект «Малыши – крепыши».

Родителям было предложено в выходные дни вместе с ребенком приготовить любимое, вкусное, а самое главное полезное блюдо! Запечатлеть процесс приготовления с помощью фото и принести вместе с рецептом в сад. Кроме того итогом или заключением данного проекта – совместное родительско – детское сочинение сказки о вредной и полезной еде. Честно говоря, некоторые родители задумались! Но с данной задачей отлично справились!

Сказка о лягушке.

от семьи Ильиных

Жила была одна маленькая принцесса по имени Ульяна. У нее в животике жила лягушка, она квакала и жаловалась, что болеет. И у Ульяны все время болел животик. Однажды маме Ульяны даже пришлось вызвать доктора. Доктор пояснил маме и Ульяны, что все болезни от того, что Уля кушает не полезную пищу (конфеты, булочки, сосиски и пьет фанту и коко — колу).

Принцесса Ульяна больше не хотела болеть и слушать жалобы лягушки, которая поселилась у нее в животике и стала кушать только полезную еду (творог, кашу, суп, салат и фрукты).

Сказка о кошачьем царе Брюсе.

От семьи Бурлака

В некотором царстве, в некотором государстве жил был кошачий царь по имени Брюс. Он был очень злым царем и ворчливым. И недоволен он был от того, что у него постоянно, что — то болело. Приезжали к нему лекари с разных стран мира, но все их старания были попусту. Никто не мог вылечить Брюса. Брюс с каждым днем становился все злее и злее.

За этим долгое время наблюдал один маленький и добрый волшебник. Сжалился он над царем и решил ему помочь.

И вот однажды, когда царь гулял по своему саду, маленький волшебник окликнул его и говорит: «Приветствую тебя царь Брюс, наслышан я о твоих страданиях и недугах и, кажется, я знаю от чего все твои беды. Давай я покажу тебе один день из твоей жизни.

День царя начался с завтрака. Ему принесли очень много сладостей (конфет, жвачек и пироженных и все это он запивал газировкой). Наелся царь и у него сразу же разболелся зуб.

Мальчик Федя Егоров заупрямился за столом:
- Не хочу есть суп и кашу не буду. Хлеб не люблю!
Обиделись на него суп, каша и хлеб, исчезли со стола и оказались в лесу. А в это время по лесу рыскал злой голодный волк и говорил:
- Люблю суп, кашу и хлеб! Ой, как бы я их поел!
Услышала это еда и полетела волку прямо в пасть. Наелся волк, сидит довольный, облизывается. А Федя, так и не поев, ушёл из-за стола. На ужин мама подала картофельные оладьи с киселём, а Федя снова заупрямился:
- Мама, да не хочу я оладьи, я хочу блины со сметаной!
Не успел Федя это договорить, как оладьи исчезли с тарелки. Очутились в лесу, где жил злой голодный волк, и снова волк всё съел. За завтраком всё повторилось. Не успел Федя ещё даже договорить о том, что он не любит булку с маслом, булка исчезла. Осталась на столе стоять только кружка с какао. И так стало всегда, как только Федя плохо высказывался о еде, она исчезала и тут же оказывалась в пасти волка. Федя от недоедания перестал расти и даже стал слабеть. Во дворе ребята считали его самым маленьким и самым слабым. Волк же, наоборот, стал расти и крепнуть. Теперь ему не надо было трудиться, он стал зазнаваться и стал обижать маленьких. Когда побольше окреп, волк объявил себя хозяином леса и запретил зайцам, белкам, ежам, мышам, лягушатам рвать в лесу грибы, ягоды и орехи. Только медведя волк немного побаивался, да с лисой дружил.
Однажды мальчики из двора, где жил Федя, собрались идти в лес в поход, но Федю брать с собой не хотели. «Ты, - говорят, - слабый. Отстанешь ещё». Но Федя так хотелось пойти с ними, он так просил их, что ребята сжалились над ним и взяли с собой. Шли ребята в лес дружно, весело, с весёлыми песнями. Но Федя быстро устал и стал отставать от отряда. Тогда он решил присесть на пенёк, отдохнуть, набраться сил и с новыми силами догнать ребят. Только Федя присел, слышит, в кустах кто-то плачет. Пригляделся, а это зайка серенький плачет, лапками мордочку утирает.
- Зайка, почему ты плачешь? – спросил Федя зайчика. А зайчик ему отвечает:
- Как же мне не плакать, был у меня огород с капустой, я так ухаживал за ним, так старался, а пришёл волк, потоптал и повыдергал всю капусту. Не вырастит она теперь, не будет у меня урожая.
- Так ты бы не допускал этого, задал бы этому волку как следует! – сказал Федя, погрозив кулаком.
- Что ты, - отвечает зайка, - как же я ему задам. Волк такой большой, такой сильный. Он ко всем придирается, всех обижает. Объявил себя хозяином леса и не разрешает нам собирать в лесу грибы и ягоды.
- Волк всех обижает! – возмутился Федя, - где он, я сейчас с ним разберусь!
- Что ты, что ты, мальчик, - забеспокоился зайчик. – Тебе с ним не справиться, ты такой маленький, такой слабый, а волк сильный и большой. Какой-то плохой мальчик не кушает свою еду, и всю её поедает волк. Волк теперь совсем не знает труда, ходит всегда сытый, крепнет день ото дня и делается всё злее и наглее. Ты, мальчик, уходи отсюда скорее, а то он увидит тебя и задаст тебе.
«Правда, - думает Федя, я такой слабый, вот даже от ребят отстал». Понял Федя, что плохой мальчик, о котором говорил зайчик, это он. Стыдно ему стало.
- Не расстраивайся, зайка, - сказал он зайчику, - в лесу много ягод и грибов, не пропадёшь, а с волком мы разберёмся.
Федя побежал догонять ребят, а те, увидев, что он отстал, уже возвращались к нему. Миша дал ему свою палку, с палкой удобнее ходить по лесу, Коля взял у него рюкзак, и ребята пошли дальше.
Вернувшись из похода домой, Федя быстро помыл руки и стал ждать, когда мама начнёт накрывать на стол. Как только мама начала накрывать, Федя стал ей помогать. Вместе быстро накрыли на стол, сели всей семьёй кушать. Федя скушал всё, что было подано, и даже попросил добавки. А волк остался голодным. В следующий раз Федя тоже съел всё сам, а волк снова остался голодным. Трудиться волк отвык, сидит он голодный и злой и ждёт, когда же Федя откажется от еды, а Федя всё стал съедать сам. Да ещё Федя стал каждый день делать зарядку, стал крепнуть день ото дня, а волк наоборот, стал слабеть.
Когда в очередной раз ребята собрались пойти в лес, все дружно командиром выбрали Федю. Пришли ребята в лес, и спрашивает Федя у зверей:
- Где злой волк, который вас обижает?
А зверята отвечают:
- Наш волк уже исправился, он больше не обижает нас.
И верно, некогда волку за ребятами гоняться, надо ему трудиться, надо еду добыть.

Сказка о Чиполлино.Совсем не так уж безобидно звучит сказка о Чиполлино, в которой социальный статус овощей не очень высок, по сравнению с фруктами. Уже с детства в нас было воспитано отношение к овощам, которых мы считали не такими уж элитными продуктами питания.

Мы могли зайти в любой овощной магазин, где всегда были корнеплоды, не совсем презентабельного вида, по довольно доступной цене. Я всегда считала, что все они нужны лишь как дополнение к супам, а сами по себе овощи совершенно не вкусные. Многие, так и не научились разнообразить свое меню овощами, предпочитая съесть яблоко или грушу, получив приличную долю сахара.

Сегодня, я не представляю, как можно обойтись без брокколи и пророщенной фасоли, а овощи для меня это не только жареная картошка и винегрет.
У лука, так называемого Чиполлино, есть очень вкусные сорта, например красный лук, его, очень любят профессиональные повара, которые учат нас готовить с экранов телевизоров. Теперь все более овощи переходят в разряд элитных продуктов питания, с массой полезных свойств и очень простой родословной.

Завещание отца о вкусной пище (сказка народов Бирмы)

В далекие, далекие времена жил да был богач, и было у него два сына. Занемог вдруг богач. Позвал перед смертью он своих сыновей, разделил между ними имущество и напоследок сказал:
- Милые мои сыновья! Ешьте всегда только вкусную пищу. Никогда не ешьте того, что невкусно!
Сказав так, отец испустил дух. Младший сын, следуя завету отца, ел всегда только самые изысканные блюда и скоро промотал все свое состояние.
Прослышал он, что старший брат его женился, и решил отправиться к нему в гости.
- Брат мой, - обратился младший к старшему, когда увидел, что тот живет в покое и достатке, - помнишь ли ты завет отца? Я неизменно следовал ему, ел только вкусную пищу и, видишь, совсем обеднел. Почему же тебе удается благоденствовать?
Отвечал ему старший брат:
- Я свято чту завет отца и ем только то, что вкусно, поэтому-то я и становлюсь день ото дня богаче.
- Чем же ты питаешься? - спросил младший брат.
- После узнаешь, - ответил старший. - Ведь сегодня мы будем обедать вместе.
И братья отправились в поле.
- Давай сначала хорошо поработаем, а потом вкусно поедим, - предложил старший брат.
Младший брат усердно трудился наравне со старшим. Наступил полдень. И он обратился к старшему:
- Брат мой! Не сделать ли нам перерыв, я что-то очень проголодался.
- Хорошо, - согласился тот. - Раз ты устал да захотел есть, - самое время прервать работу!
И братья принялись за еду. Отведал младший брат рис и соус с приправами, а старший и спрашивает:
- Ну как, вкусно?
- Очень, - отвечает младший, - очень вкусно.
- Брат мой! Ты неправильно понял завещание отца. Есть вкусно, вовсе не значит есть вкусные вещи. Отец хотел сказать, что надо есть только тогда, когда как следует проголодаешься. А хорошенько проголодаться можно, только поработав не за страх, а за совесть. Тогда любая еда покажется вкусной. Тут дело нехитрое, да умное: и работе польза, и деньги в сохранности будут, коли станешь есть не разносолы, а простую пищу.
Тогда-то и постиг младший брат мудрость отцова завещания.


Рис - драгоценное лекарство (вьетнамская сказка о пользе риса)
Шел по дороге прохожий. Шел он издалека, сильно устал, был очень голоден, а в кармане у него не было ни гроша. Постучал он в первый повстречавшийся ему на пути дом и попросил у хозяйки что-нибудь поесть:
– Я умираю от голода, – сказал он. – Денег у меня нет, но я могу заплатить тебе за еду более ценным, чем деньги. Я раскрою тебе секрет одного драгоценного лекарства, которое может исцелить умирающего. До сих пор я никому не говорил о своей тайне, но если я умру, секрет мой умрет вместе со мной и никто о нем не узнает. Покорми меня, и я расскажу тебе о нем.
Хозяйка не заставила себя долго упрашивать и поспешила подать на стол. А когда гость насытился, подала ему перо, бумагу и сказала:
– Теперь пиши свой рецепт!
– О! Это очень нужное и драгоценное лекарство, – ответил на это прохожий, – я расскажу тебе, но записывать на бумагу не надо. Следуй за мной! Ты увидишь все сама!
Гость и хозяйка вышли из дома, и пошли по дороге. Спутник молчал, и хозяйка забеспокоилась:
– Ну, скоро ли мы придем?
– Осталось еще немного пройти. Ты все увидишь своими глазами, я дам рецепт в твои собственные руки.
Когда они подошли к полю, на котором созрел рис, прохожий остановился, вырвал один колосок и протянул его женщине.
– Вот и чудо, о котором я тебе говорил. Это лекарство спасает людей. Ведь подумай, если бы не было риса – я умер бы, не дожив до сегодняшнего дня.
Хозяйка оторопела: все оказалось простым, а она ждала чуда. Она смотрела на рисовое поле, как будто в первый раз видела его. А человек продолжал:
– Верно я говорю? Это драгоценное лекарство спасло многих людей, постарайся и ты иметь его побольше. Сказал так прохожий, поклонился женщине и опять зашагал по дороге.

Сказка о старике и буром рисе

В одной деревушке жил бедный старик. Больше всего на свете он лес любил и дружил со всеми зверями и птицами. Как-то раз спас он попавшего в капкан лисенка: приласкал его и отнес в лисью нору. Лисица мать вынесла из норы горшочек каши, подала его старику с поклоном и говорит:
– Спасибо тебе, старик, что сына моего спас. Отведай нашего обеда.
Никогда старик такой вкусной каши не пробовал. Спрашивает он лисицу:
– Из каких зерен эта каша сварена?
– Растение это рисом называется. Наш лисий род издавна его на болоте выращивает. Зерна его прорастают в воде и дают урожай трижды в год. Не успеешь один собрать, уже другой созревает.
– Вот бы и мне такое зерно, тогда не знал бы я больше забот, – воскликнул старик.
– Ну, забот у тебя тогда только прибавится, – засмеялась лисица. – В ырастить рис нелегко. Рисовое поле должно быть идеально ровным, без ложбинок и холмиков, чтобы все растения были залиты водой одинаково. Рисовые зернышки надо сначала на грядках проращивать, а затем уже, когда достигнут они десяти-двенадцати сантиметров, высадить их в поле.
– Я труда не боюсь: уж очень мне понравилась твоя каша, – говорит старик.
– Хорошо, – отвечает лисица. – З автра мой братец лис и покажет тебе дорогу к нашему полю.
Поблагодарил старик лисицу и на другой день вместе с братцем ее отправился в путь за чудесными зернышками. Как пришли они к рисовому полю, лис говорит старику:
– Выбери местечко заболоченное, неподалеку от речки, посади там эти зернышки и получишь с них богатый урожай. Только не очищай рис от оболочек, а то беда случится. Запомни, в рисовых оболочках самые ценные витамины хранятся.
Поблагодарил старик лиса, набрал мешочек риса и обратно пошел. Все старик сделал, как ему лис посоветовал и вскоре весь амбар мешками с рисом заполнил. Погрузил старик в телегу несколько мешков и повез их на базар. Новое зерно раскупали неохотно, не всем оно нравилось.
– Уж очень зерно твое на вид грязное, никакой в нем красоты нет, - говорили покупатели.
Старик объяснял, что зерно это рисом называется и вкус имеет замечательный, но многие ему не верили. Вернулся грустный старик домой, а перед ним два белых голубя сели и заворковали:
– Если рис от шелухи очистить, станет он белоснежным и красивым, как наши перышки. Никто мимо красоты такой не пройдет.
Послушал старик голубей и забыл про предупреждение лиса. Пошел он в амбар, высыпал из мешков весь рис и очистил его от шелухи. Стал рис красивым – глаз не отвести.
Зажил с тех пор старик сытно. На базаре его белый рис мигом раскупали, да и сам старик рис полюбил: то лепешки рисовые, то рисовый плов, то рисовую похлебку на обед готовил.
Однако через год случилась со стариком беда. Проснулся он утром, а наступить на пятки не может. Еле-еле на цыпочках несколько шагов сделал и упал на пол. С этого дня разболелось у старика сердце, в желудке боли появились, и аппетит пропал.
– Хоть напоследок пожил сладко, пора и честь знать, – с грустью думал старик.
Тем временем забеспокоилась лисица, что старика в лесу давно не видно, и прибежала его проведать. Обрадовался старик лисице, за стол ее сажает, белоснежным рисом угощает, а сам еле на ногах стоит, охает и стонет поминутно.
Говорит ему лисица:
– Вспомни, что тебе мой братец о рисе рассказывал. Забыл ты, видно, из его слов что-то важное, раз так разболелся. Почему у тебя рис белым стал?
Рассказал тут старик лисице, что очистил весь свой рис от шелухи, а она его спрашивает.
– Куда ты, старик, отруби рисовые подевал?
– Я их в сарай ссыпал, где голуби живут.
Побежала лисица в сарай и увидела там над кучей рисовой шелухи стаю белых, голубей. Клюют они вкусную шелуху и радостно воркуют. Поняла лисица, кто старика с толку сбил, и прогнала голубей из сарая. Затем набрала рисовых отрубей полную миску и сварила старику из них похлебку. Стала лисица старика каждый день рисовыми отрубями кормить, пока не поднялся он на ноги. С тех пор старик рис никогда от шелухи не очищал и всем говорил:
– Вкусен рис, да надо голову иметь, чтоб от него не заболеть.

Сказка о здоровом питании!

В одном дремучем лесу жил Волк-гроза зайцев. Сколько же на своем веку, Серый, зайчатины съел. Был молодой, здоровый. А сейчас и печень пошаливает и желудок побаливает.

И стал подумывать Волк о вегетарианской пище.

Пошел он к Лисе и спрашивает её, что она знает о вегетарианцах.

И знать не хочу,- говорит рыжая плутовка.- Что в деревне куры перевелись, что я буду траву жевать?

Ну, Рыжая, как знаешь. Смотри, как бы не пришлось потом пожалеть!

Раздобыл Волк книги о новом для себя питании, изучил. Составил для себя меню на неделю. Да вот незадача: за свеклой, морковкой в деревню идти надо. А там собаки злые да у деда ружье! А ноги у Серого старые.

Да и здоровье может подвести: холестерина много. Эх, подумал Волк:

О здоровом питании надо было думать смолоду!

Мальчик Федя Егоров заупрямился за столом:

– Не хочу есть суп и кашу не буду. Хлеб не люблю!

Обиделись на него суп, каша и хлеб, исчезли со стола и оказались в лесу. А в это время по лесу рыскал злой голодный волк и говорил:

– Люблю суп, кашу и хлеб! Ой, как бы я их поел!

Услышала это еда и полетела волку прямо в пасть. Наелся волк, сидит довольный, облизывается. А Федя, так и не поев, ушёл из-за стола. На ужин мама подала картофельные оладьи с киселём, а Федя снова заупрямился:

– Мама, да не хочу я оладьи, я хочу блины со сметаной!

Не успел Федя это договорить, как оладьи исчезли с тарелки. Очутились в лесу, где жил злой голодный волк, и снова волк всё съел. За завтраком всё повторилось. Не успел Федя ещё даже договорить о том, что он не любит булку с маслом, булка исчезла. Осталась на столе стоять только кружка с какао. И так стало всегда, как только Федя плохо высказывался о еде, она исчезала и тут же оказывалась в пасти волка. Федя от недоедания перестал расти и даже стал слабеть. Во дворе ребята считали его самым маленьким и самым слабым. Волк же, наоборот, стал расти и крепнуть. Теперь ему не надо было трудиться, он стал зазнаваться и стал обижать маленьких. Когда побольше окреп, волк объявил себя хозяином леса и запретил зайцам, белкам, ежам, мышам, лягушатам рвать в лесу грибы, ягоды и орехи. Только медведя волк немного побаивался, да с лисой дружил.

Однажды мальчики из двора, где жил Федя, собрались идти в лес в поход, но Федю брать с собой не хотели. «Ты, – говорят, – слабый. Отстанешь ещё». Но Федя так хотелось пойти с ними, он так просил их, что ребята сжалились над ним и взяли с собой. Шли ребята в лес дружно, весело, с весёлыми песнями. Но Федя быстро устал и стал отставать от отряда. Тогда он решил присесть на пенёк, отдохнуть, набраться сил и с новыми силами догнать ребят. Только Федя присел, слышит, в кустах кто-то плачет. Пригляделся, а это зайка серенький плачет, лапками мордочку утирает.

– Зайка, почему ты плачешь? – спросил Федя зайчика. А зайчик ему отвечает:

– Как же мне не плакать, был у меня огород с капустой, я так ухаживал за ним, так старался, а пришёл волк, потоптал и повыдергал всю капусту. Не вырастит она теперь, не будет у меня урожая.

– Так ты бы не допускал этого, задал бы этому волку как следует! – сказал Федя, погрозив кулаком.

– Что ты, – отвечает зайка, – как же я ему задам. Волк такой большой, такой сильный. Он ко всем придирается, всех обижает. Объявил себя хозяином леса и не разрешает нам собирать в лесу грибы и ягоды.

– Волк всех обижает! – возмутился Федя, – где он, я сейчас с ним разберусь!

– Что ты, что ты, мальчик, – забеспокоился зайчик. – Тебе с ним не справиться, ты такой маленький, такой слабый, а волк сильный и большой. Какой-то плохой мальчик не кушает свою еду, и всю её поедает волк. Волк теперь совсем не знает труда, ходит всегда сытый, крепнет день ото дня и делается всё злее и наглее. Ты, мальчик, уходи отсюда скорее, а то он увидит тебя и задаст тебе.
«Правда, – думает Федя, я такой слабый, вот даже от ребят отстал». Понял Федя, что плохой мальчик, о котором говорил зайчик, это он. Стыдно ему стало.

– Не расстраивайся, зайка, – сказал он зайчику, – в лесу много ягод и грибов, не пропадёшь, а с волком мы разберёмся.

Федя побежал догонять ребят, а те, увидев, что он отстал, уже возвращались к нему. Миша дал ему свою палку, с палкой удобнее ходить по лесу, Коля взял у него рюкзак, и ребята пошли дальше.

Вернувшись из похода домой, Федя быстро помыл руки и стал ждать, когда мама начнёт накрывать на стол. Как только мама начала накрывать, Федя стал ей помогать. Вместе быстро накрыли на стол, сели всей семьёй кушать. Федя скушал всё, что было подано, и даже попросил добавки. А волк остался голодным. В следующий раз Федя тоже съел всё сам, а волк снова остался голодным. Трудиться волк отвык, сидит он голодный и злой и ждёт, когда же Федя откажется от еды, а Федя всё стал съедать сам. Да ещё Федя стал каждый день делать зарядку, стал крепнуть день ото дня, а волк наоборот, стал слабеть.

Когда в очередной раз ребята собрались пойти в лес, все дружно командиром выбрали Федю. Пришли ребята в лес, и спрашивает Федя у зверей:

– Где злой волк, который вас обижает?

А зверята отвечают:

– Наш волк уже исправился, он больше не обижает нас.

И верно, некогда волку за ребятами гоняться, надо ему трудиться, надо еду добыть.

Цель: формирование у детей представления о значимости правильного питания как составной части культуры здоровья.

Задачи:

  • развивать представления младших школьников о правильном питании, его значимости для здоровья;
  • формировать представление о том, что здоровье человека во многом зависит от его поведения;
  • воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

Оборудование: мультимедийный проектор, «цветик – семицветик», 2 ватмана, фломастеры, цветные карандаши, презентация «Витамины».

Ход занятия

Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я желаю вам всем здоровья. Здоровье для человека – это главная жизненная ценность. Но, к сожалению, мы не умеем беречь его. Организм каждого из нас имеет показатели, которые свидетельствуют о его состоянии. И их надо знать не только врачам, но и каждому человеку, чтобы сохранить свое здоровье.

Только здоровый человек по-настоящему радуется жизни.

Ученик:

Всем известно, всем понятно,
Что здоровым быть приятно.
Только надо знать,
Как здоровым стать.
Сегодня мы идем в здоровую страну.
Болезням там объявим мы войну.
О живительной силе поговорим,
Столовую здоровой пищи посетим.

Учитель: Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее – богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».

А другой предупреждал: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только когда его у нас уже нет».

Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.

Одним из правил сохранения здоровья является здоровое питание. Есть такая пословица: «Человек есть то, что он ест». Вот какое важное место в жизни человека занимает еда. Если человек питается разнообразной, здоровой пищей, то он остается здоровым до глубокой старости, но вокруг нас столько разнообразных вкусностей, что просто трудно выбрать здоровые правильные продукты.

Сегодня мы с вами проведем необычное занятие. Мы будем путешествовать с маленькой девочкой. Вместе мы попробуем разобраться, что означает «правильное питание», какие продукты полезные, а какие представляют опасность для нашего здоровья.

Я вам зачитаю отрывок из сказки, а вы назовете главную ее героиню.

«Идет – по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела: сначала съела папины с тмином, мамины с маком, потом с сахаром»

Дети: Главную героиню сказки звали Женя. Сказка «Цветик – семицветик», автор Валентин Катаев.

Учитель : Что произошло с девочкой?

Ответы детей.

Учитель: Кто ей помог и как?

Дети: Жене помогла старушка. Она дала ей из своего садика один цветок, который называется «цветик – семицветик».

Учитель: А почему он так называется?

Дети: Цветок имеет семь разноцветных лепестков: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый и голубой.

Учитель открывает доску. На магнитной доске дети видят цветик – семицветик.

Учитель: На что похож цветок?

Дети: На радугу.

Учитель: Все вы видели радугу. Какие чувства, эмоции у вас вызывает эта красота?

Ответы детей.

Учитель: Этот цветок поможет нам с вами больше узнать о здоровом правильном питании. Мы будем брать по лепестку, произнося хором слова (слова на экране):

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
О здоровье расскажи.

Итак, первый наш лепесток – желтый.

Ученик берет лепесток и читает на обратной стороне: «Здоровье»

Учитель: Произнесите все это слово. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово?

Ответы детей. Например:

З – зерно
Д – дерево
О – одуванчик
Р – ручеек
О - осень
В – витамины
Ь – знак
Е – единство

Учитель: Давайте обсудим, что же такое здоровье. Какие вы знаете выражения, связанные со здоровьем?

Ответы детей.

На экране появляются пословицы и поговорки о здоровье. Дети читают цепочкой и объясняют их значение. (Приложение 1 )

Учитель: Что влияет на наше здоровье и от чего оно зависит?

Дети: Влияет погода, настроение, экология нашей планеты, питание и др.

Учитель: Но бывает и так: человек часто бывает на воздухе, соблюдает правила охраны здоровья, а сам все равно заболевает. Почему?

Дети: Может быть, потому что человек неправильно питается. В его организм попадает мало витаминов.

Учитель: Мы с вами уже говорили на прошлых занятиях о здоровом питании человека. Что можно сказать о полезном и вкусном в еде?

Дети: Полезно – не всегда вкусно. Вкусно – не всегда полезно.

Учитель: Значит, делаем вывод: Чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться . Следующий наш лепесток – красный. Он называется – «Правильное питание».

Дети хором произносят слова (слова на экране):

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
О здоровой пище расскажи.

Учитель: Пища может быть полезной и неполезной, т. е. вредной для здоровья человека. Сейчас мы поиграем в игру «Полезное – неполезное». Вы будете хлопать, если речь пойдет о полезной пище; если еда неполезная – не хлопайте: соки, шоколадки, леденцы, фрукты, супы, торты, чипсы, хлеб, творог, кефир, лимонад, мороженое, рыба, каша, овощи, «фанта», мясо, молоко, ягоды, печенье, котлеты, блины.

Учитель: Что же самое главное в питании?

Ответы детей.

Подготовленный ученик читает стихотворение:

Чтобы быть всегда здоровым,
Бодрым, стройным и веселым,
Дать совет я вам готов,
Как прожить без докторов.
Надо кушать помидоры,
Фрукты, овощи, лимоны,
Кашу – утром, суп – в обед,
А на ужин – винегрет.
Надо спортом заниматься,
Умываться, закаляться,
Лыжным бегом увлекаться
И почаще улыбаться.
Ну а если свой обед
Ты начнешь с кулька конфет.
Жвачкой импортной закусишь,
Шоколадом подсластишь,
А потом на целый вечер
К телевизору засядешь
И посмотришь по порядку
Сериалов череду,
То тогда наверняка
Ваши спутники всегда –
Близорукость, бледный вид
И неважный аппетит.

Учитель: Нужно знать не только, что полезно кушать, но и как кушать. Об этом нам расскажет следующий лепесток – синий.

Ученик снимает лепесток и читает «Как правильно надо есть».

Дети хором читают на экране:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
О гигиене питания нам расскажи.

Учитель: Давайте сначала выслушаем ваше мнение о том, как правильно нужно кушать.

Ответы детей.

Учитель: Послушайте рассказ Я. Трахтмана «Как надо есть». (Приложение 2 )

Что полезного для себя вы взяли из этого рассказа?

Ответы детей. Физминутка.

Учитель: Следующий лепесток – зеленый. Этот лепесток отличается от других лепестков. Трудно себе представить цветок, у которого зеленые лепестки. Что необычного в этом лепестке?

Ученик берет лепесток и читает: «Составить правила питания».

Учитель : Этот лепесток приготовил для нас задание. Мы должны подумать и составить правила питания.

Дети читают на экране:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Составить правила питания нам помоги.

Дети работают группами, составляют правила. Затем вместе их обсуждаем и составляем общую памятку.

Учитель: Давайте сравним ваши памятки с памяткой на экране. Ничего вы не забыли?

Витамин А (ретинол): нужен для укрепления зрения. Его можно найти в молочных и кисломолочных продуктах, в моркови, салате, шпинате, икре.

Ученик:

Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет.

Учитель: Витамин В1 (тиамин) и В2 (рибофлавин): при их нехватке образуются трещинки и язвочки в уголках рта, шелушение кожи… Их можно найти в хлебе, кашах, молоке, твороге, сыре, яйцах.

Ученик:

Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам.

Учитель: Витамин С (аскорбиновая кислота) – самый популярный витамин. В каких продуктах он содержится, вы мне скажите сами, отгадав загадки. (Приложение 5 ) Если не хватает этого витамина, организм перестает сопротивляться простудным и инфекционным заболеваниям, появляются воспаление десен и их кровоточивость – цинга, снижается иммунитет. Этого витамина очень много в черной смородине. Эта ягода спасает нас не только от простуды, но и от малокровия.

Ученик:

От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.

Учитель: Витамин Д (кальциферон) – редкий, но один из самых важных витаминов. Дефицит этого витамина в организме человека вызывает замедление роста и такую болезнь, как рахит. А содержится этот витамин в продуктах животного происхождения: в жирном сыре, сливочном масле, яичном желтке, печени, сельди.

Ученик:

Рыбий жир всего полезней,
Хоть противный – надо пить.
Он спасает от болезней,
Без болезней лучше жить!

Учитель: Вот какое огромное значение имеют витамины для нашего организма. Они должны круглый год быть в рационе нашего питания.

Фиолетовый лепесток содержит для вас творческое задание. Так как у нас две группы, каждой я даю лист ватмана. Одна группа будет рисовать полезные овощи, а другая – фрукты.

После того, как дети коллективно выполнят работу, плакаты вывешиваются на доску. Краткая характеристика каждого из них. Вывод:

Пейте соки, ешьте фрукты!
Это вкусные продукты.
Витамины принимайте
И здоровье укрепляйте.

Учитель: Остался последний голубой лепесток, который поможет подвести нам итог.

Дети хором читают на экране:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Мы итоги подвели!

Учитель: Сегодня мы говорили о правильном питании, о продуктах, которые необходимы нашему организму. Существуют продукты, которые полезны людям. Это кефир, молоко, рыба, овощи, фрукты, ягоды и др. Но есть продукты, которые вредны для здоровья. Это сахар, конфеты, шоколад в больших количествах. А также есть продукты, которые не приносят вреда, но не являются полезными, необходимыми для здоровья. Это белый хлеб, различные булочки и пирожки. Все полезные продукты снабжают организм энергией, чтобы можно было двигаться, играть, заниматься, помогают организму расти, питают его витаминами. Я хочу рассказать вам такую притчу: Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?! А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

В наших руках наше здоровье. Здоровье не купишь, его разум дарит. Всем нам нужно научиться выполнять главное правило здорового питания: «Нужно есть то, что требуется моему организму, а не то, что хочу есть я».

Ученик:
Здоровые продукты здоровье сохраняют.
Здоровые продукты все дети выбирают.
Хот доги, чипсы, колу не принесем мы в школу.
Здоровый образ жизни мы выбрали сейчас.

Учитель: Спасибо, до свиданья, ребята, в добрый час! Большое спасибо «цветику – семицветику», с помощью которого мы так много узнали о правильном питании.

Список используемой литературы

  1. Газета «Первое сентября» Уроки здоровья – М., № 1, 2002.
  2. Газета «Первое сентября» Аукцион «Правильное питание» - М., № 16, 2003.
  3. Газета «Первое сентября» Охрана здоровья – М., № 20, 2003.
  4. Газета «Первое сентября» Что нам осень принесла – М., № 33, 2004.
  5. Газета «ПедСовет» Путешествие по городу Ням – Нямску – М., № 1, 2009.
  6. Дмитриева О. И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2006.
  7. Журнал «Начальная школа» Здоровье в саду и на огороде – М., № 7, 2005.
  8. Журнал «Начальная школа» Где найти витамины весной? – М., № 4, 2008.
  9. Журнал «Начальная школа» наше здоровье: витамины – М., № 1, 2009.
  10. Журнал «Начальная школа» Здоровое питание – М., № 5, 2009.
  11. Катаев В. Цветик – семицветик – М.: Детская литература, 1989.
  12. Рудченко Л. И. Поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова – Волгоград, 2006.


Новое на сайте

>

Самое популярное