Домой Неврология Анализ современного урока в начальной школе по фгос образец. Самоанализ урока в начальной школе по фгос: схема, пример и образец

Анализ современного урока в начальной школе по фгос образец. Самоанализ урока в начальной школе по фгос: схема, пример и образец

С введением современных инноваций в образовательную отрасль особую актуальность обретает качественный самоанализ урока в начальной школе по ФГОС. Школе нужны новые учителя, профессиональные и компетентные, владеющие новейшими педагогическими технологиями, готовые к дальнейшему самосовершенствованию и саморазвитию.

Специфика внедрения ФГОС

По мере внедрения в современную школу федеральных государственных стандартов второго поколения, среди задач, поставленных перед учителем, приоритетными считают развитие у школьников универсальных учебных навыков, подразумевающих умение анализировать полученную информацию, выполнять контроль своей работы. Для того чтобы учителю было проще работать, был разработан самоанализ урока в начальной школе по ФГОС. Не все педагоги в реальности способны адекватно оценивать свою деятельность, поэтому образцы, предлагаемые профессионалами, актуальны, помогают молодым специалистам справляться с задачами, поставленными перед ними.

Особенности оценки проведенного занятия

Если коллеги настроены доброжелательно и объективно, аттестуемому педагогу намного проще и комфортнее отметить недостатки, которые он для себя выявил в проведенном уроке (мероприятии). После введения федеральных государственных стандартов второго поколения в структуру самоанализа были внесены некоторые изменения. Классический вариант в новых реалиях уже не позволяет получать полноценную картину деятельности педагога, поэтому не применяется при диагностике профессионализма современного школьного учителя.

Для начала обозначим, что ФГОС — это Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, точнее свод правил и требований к современной системе обучения и знаний. Он преследует цель привести к единому виду весь учебный и подготовительный процесс на всей территории Российской Федерации.

Каждые 10 лет в нашей стране проходит перетурбация взглядов на перечень основ по просвещению населения. Познакомимся подробнее с последним выпуском ФГОС, который в корне отличается от классических методик преподавания.

Какие цели преследует новая система проведения урока?

Анализ всякого предмета сводится к проверке профессиональных навыков учителя, через призму его деятельности оценивается способность учеников овладеть принципами самостоятельного осмысления и пользования знаниями, заложенными в ходе преподавания. ФГОС стремится не усложнить работу наставника, а сделать её более систематичной, четкой и емкой. По итогам занятий студенты или школьники должны обретать качества разносторонней и инициативной личности.

Методические указания помогают учителю сформировать интересный и познавательный урок, а мягкий подход экспертной деятельности даёт возможность исправить ненужные ошибки в образовании. Для этого специалисты проводят полный анализ некоторых занятий, выявляя слабые и сильные стороны наставника, они определяют, на что именно обратить внимание, а что следует опустить в работе. Таким образом преподаватель разбирается в причинах плохой усваиваемости материала и берет ориентир на высокую результативность от мероприятия.

Какие возможности открываются перед учителями:

  • Умение правильно выбирать цели и задачи, для того чтобы ученики смогли логично к ним прийти в период урока.
  • Получение навыков выстраивания преподавания таким образом, что результат от работы будет максимальным.
  • Изучение методик емкого и познавательного донесения информации в начале предмета, получение в итоге практического применения как подтверждение усвоения материала полностью.
  • Обучение студентов/школьников гибкой адаптационной деятельности, самостоятельного характера, для дальнейшего умения применять знания в любой области.

Как должен быть построен урок согласно ФГОС?

Обратимся к схеме анализа занятия по ФГОС, в ней прописано, что каждый ученик должен научиться независимо от преподавателя формулировать тему текущего урока. Главной и приоритетной составляющей задачей наставника является выстраивание работы таким образом, чтобы дети самостоятельно пришли к пониманию материала.

Для решения имеющихся недоработок и корректного направления учителя, описывается план действий, согласно которому должно следовать занятие. Ученики в течение урока справляются с заданиями преподавателя по составленной схеме, используя общее, парное или самостоятельное исполнение прописанного.

В ходе наставления педагог выявляет сильные и слабые стороны студентов/школьников, анализирует полученную информацию и на её основании может выдать индивидуальные задания. Домашние упражнения выбираются за счёт личных возможностей каждого ученика и включает в себя как обычные, так и более сложные задачи.

Отличающейся от классического стиля проведения занятия формой проверки знаний ребят является рефлексия. Она подразумевает собой принципы самоконтроля и взаимоконтроля. Такой метод направлен на устранение ошибок, недочетов и недопониманий учениками в самостоятельной манере. Дети анализируют пробелы в знаниях одноклассников и свои собственные, тем самым закрепляя и совершенствуя умения и грамотность. На данном этапе ученики оценивают, как собственную деятельность, так и деятельность других ребят.

Во время урока педагог является для студентов/школьников звеном между теорией и практикой, отвечает на волнующие вопросы и наводит на правильные решения.

В конце занятия наставник задаёт косвенные вопросы, тем самым выясняет объем полученных знаний и степень их усвоения.

Схема анализа урока по ФГОС

Новые постулаты в системе проведения образовательного процесса прописаны в виде плана, который сильно разнится с методами классической школы знаний. Для каждого участника учебного дела анализ урока по ФГОС будет индивидуален. К примеру, имея совершенно иные мотивационные задачи, завуч должен также выделить цели проводимого с учениками мероприятия, организацию деятельности и способы убедительного влияния на школьников.

Для корректировки процесса обучения приглашается эксперты, которые по ходу проводимого урока заполняет схему анализа занятия по ФГОС. Рассмотрим основные пункты, оцениваемые специалистом:

  • Цели и задачи. В ходе уроке проверяется выполнены ли познавательные, наставнические и расширяющие кругозор мероприятия. Достигнута ли цель практического применения знаний в решении вопросов и упражнений.
  • План занятия. Оценивается структура проведения урока, из чего состоит, на сколько логично выстраивается подача материала, соответствует ли нормам ФГОС.
  • Содержание познавательного процесса. В данном случае эксперты смотрят на сопоставимость предметной темы с возрастом учеников. Подробно оценивается научный подход к донесению информации до школьников, является ли он рациональным. Приводит ли такой способ преподавания к самостоятельным действиям ребят, на сколько умело они могут применять знания на практике. Специалисты смотрят на использование педагогом методов проблемного обучения, на сколько ученики быстро находят выход из смоделированной ситуации.
  • Оценка психологической атмосферы во время урока. Для эксперта важной составляющей занятия является эмоциональный климат в коллективе и с преподавателем. Приоритеты ставятся на наличие пауз отдыха и переключение с одной деятельности на другую.
  • Мотивирующие мероприятия. Выявляется наличие в ходе урока исследовательской деятельности, практических опытов, перенос теоретической части в реальную жизнь.

Итоги

Главной задачей проведения анализа урока по ФГОС является приведение и стандартизация плана занятия под единые нормы для осуществления наиболее эффективного процесса обучения. В ходе мероприятия учителю будет легче выстраивать свою образовательную подачу, что повысит результативность познавательной деятельности и сократит число недопонимания учебного материала.

Анализ урока в начальной школе

Анализ урока – это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.

Этапы анализа

Этап I

1. Каковы первые впечатления?
2. Какова общая оценка урока ?
3. Каково настроение (хорошее, среднее, плохое, очень плохое)?
4. Доволен ли (недоволен) учитель собой?
5. Все ли задуманное выполнено или многое не успели?
6. Доволен ли учитель учениками, или они плохо относились к учению?
7. Какова дисциплина на уроке? и др.

Этап II

1. Достигнуты ли на уроке поставленные задачи?
2. Оптимально ли протекал учебный процесс?
3. Целенаправленно ли осуществлялось обучение, воспитание и развитие учеников?
4. Формировался ли познавательный интерес школьников?
5. Достигнута ли взаимосвязь в формировании знаний, умений, навыков учащихся?
6. Соблюдались ли на
уроке требования научной организации труда (экономия времени, четкость организации рабочего места учителя и учащихся, рациональность приемов деятельности школьников и др.)?
7. Как работали учащиеся на
уроке (активность, работоспособность, мера их занятости, внимание, отношение к делу, ответственность, самостоятельность и др.)?
8. Удалось ли установить контакт с учащимися, благоприятен ли психологический микроклимат, не было ли безразличных учащихся?
9. Довольны ли своим поведением, стилем и методами проведения
урока ?
10. Что надо срочно исправить, изменить, дополнить на следующем
уроке ?

Основные требования к анализу урока учителем

1. Цель и задачи анализа .
2. Место разбираемого
урока в системе уроков темы.
3. Знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций.
4. Умение выделить позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой
урок .
5. Характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на
уроке .
6. Обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач
урока .
7. Обоснованность намеченного плана
урока , его типа, структуры, содержания, методов и средств.
8.
ическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке .
9. Оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах
урока .
10. Выполнение намеченных задач
урока .
11. Оценка не фактов или действий, а их педагогической целесообразности.
12. Умение не только оценить этапы
урока , но и показать их взаимосвязь.
13. Удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным
уроком (или его отдельными этапами).
14. Объективность оценки учителем результатов своего
урока .
15. Намечаемые учителем меры по устранению недостатков.
16. Запись конкретных коррективов в поурочный и тематический
планы по совершенствованию своего мастерства.

Алгоритм анализа учителем проведенного урока

1. Какими требованиями руководствовался?
2. Как учтена взаимосвязь уроков в теме?
3. Как учитывались особенности учащихся, в том числе сильных, слабых?
4. Как определил триединую задачу урока?
5. Как спланирована деятельность учащихся?
6. Правильно ли подобран учебный материал к уроку?
7. Каковы приемы и методы работы учителя и учащихся? Как они оправдали себя? Если нет, то почему?
8. Оправдали ли себя используемые наглядные пособия, в том числе ТСО? Какова их психолого-педагогическая ценность? Если нет, то почему?
9. Что на уроке способствовало развитию познавательных способностей, что это доказывает?
10. В чем заключалась самостоятельная работа учащихся, какова ее педагогическая ценность?
11. Что дал урок для формирования мировоззрения учащихся, для воспитания их нравственных черт, воли, характера, культуры, поведения?
12. Как был предвиден ход урока, как оправдан?
13. Какие затруднения возникли у всего класса, у отдельных учеников? Как они были преодолены? Каковы причины затруднений, пути устранения?
14. Достигнуты ли цель и задачи урока , что это доказывает? Если нет, то почему?
15. Оценка результативности
урока .
16. Доволен ли учитель
уроком ?
17. Направления совершенствования
урока .

Примерная схема анализа проведенного урока учителем

Общие сведения

1) класс;
2) дата проведения урока;
3) тема урока;
4) задачи урока.

Оборудование урока

1) какие средства обучения использованы;
2) подготовлены ли наглядные пособия и технические средства;
3) как подготовлена классная доска к уроку.

Содержание урока

1) соответствует ли содержание программе, задачам урока;
2) проведена ли его дидактическая обработка;
3) формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;
4) с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на уроке;
5) как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;
6) какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;
7) как осуществлялись межпредметные связи;
8) способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.

Тип и структура урока

1) какой тип урока избран, его целесообразность;
2) место урока в системе уроков по данному разделу;
3) как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;
4) каковы этапы урока, их последовательности и логическая связь;
5) как обеспечивалась целостность и завершенность урока.

Реализация принципов обучения

1) принцип направленности обучения на комплексное решение задач;
2) в чем выразились научность обучения, связь с жизнью, с практикой;
3) как реализовался принцип доступности обучения;
4) с какой целью использовался каждый вид наглядности;
5) как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений, навыков;
6) как достигались сознательность, активность и самостоятельность учащихся, как осуществлялось руководство обучением школьников;
7) какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий);
8) как реализовалась индивидуализация и дифференциация обучения;
9) как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению.

Методы обучения

1) в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока ;
2) какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;
3) какие методы способствовали активизации учения школьников;
4) как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности учащихся;
5) какова эффективность использованных методов и приемов обучения.

Организация учебной работы на уроке

1) как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;
2) как сочетались разные формы проведения урока : индивидуальная, групповая, классная;
3) осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся;
4) как организовывался контроль за деятельностью учащихся;
5) как оценивались знания и умения учащихся;
6) как учитель осуществлял развитие учащихся (развитие логического мышления, критичности мысли, умений сравнивать, делать выводы);
7) какие приемы использовал учитель для организации учащихся;
8) как учитель подводил итоги этапов и всего
урока .

Система работы учителя

1) умения общей организации работы на уроке : распределение времени, логика перехода от одного этапа урока к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;
2) показ учащимся рациональных способов учебной работы;
3) определение объема учебного материала на
урок ;
4) поведение учителя на
уроке : тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения (демократический или авторитарный), объективность;
5) роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.

Система работы учащихся

1) организованность и активность на разных этапах урока ;
2) адекватность эмоционального отклика;
3) методы и приемы работы и уровень их сформированности;
4) отношение к учителю, предмету, к
уроку , к домашнему заданию;
5) уровень усвоения основных знаний и умений;
6) наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.

Общие результаты урока

1) выполнение плана урока ;
2) мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач
урока ;
3) уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся:

I уровень – усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания;
II уровень – применение в аналогичной и сходной ситуации;
III уровень – применение в новой ситуации, то есть творческое;

4) общая оценка результатов и эффективности урока ;
5) рекомендации по улучшению качества
урока .

ПАМЯТКА ДЛЯ АНАЛИЗА УРОКА МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1. Правильность формулировки темы урока в соответствии с государственной программой.

2. Мотивация цели урока.

3. Педагогическая целесообразность структуры урока: как связаны отдельные части урока, правильность затрат учебного времени на отдельные части урока.

4. Актуализация ранее приобретенных знаний учащихся, какие навыки активизировали учащиеся, какой объем прежних знаний повторили, была ли активная работа памяти и мышления учащихся.

5. Насколько рационально используются технические средства обучения, в том числе компьютерные, наглядные пособия.

6. Доведение до автоматизма табличных знаний после усвоения учебного материала.

7. Организация самостоятельной работы учащихся: образовательного и развивающего характера самостоятельности учащихся, последовательности и развивающего видов и цели самостоятельной работы учащихся.

8. Соответствует ли сочетание методов обучения дидактическим заданиям урока.

9. Использование учителем современных методов, форм, средств обучения и воспитания, выбор оптимального их сочетания в конкретных условиях.

10. Система учета и оценки знаний учащихся: мотивированность и объективность выставления на уроке оценок.

11. Практическая направленность урока.

12. Целесообразность сочетания индивидуальных и фронтальных форм проверки знаний учащихся.

13. Использование дидактического раздаточного материала. 14. Индивидуальный подход к учащимся.

15. Характеристика деятельности учащихся: качество знаний, умений и навыков, общее развитие учеников по предмету, поведение учащихся на уроке.

16. Педагогическое поведение учителя.

17. Общая оценка урока: насколько успешно были реализованы воспитательное и образовательное задачи урока, конкретные выводы и предложения по уроку.

Анализ урока с позиций требований ФГОС.

1. Целеполагание.

а). Цели и задачи урока сформулированы нечетко и не вполне соответствуют требованиям стандарта и программы.

б). Цели и задачи сформулированы четко, конкретно, в соответствии с требованиями стандарта и программы. Отражают формирование УУД.

в). Цели и задачи сформулированы диагностично в совместной (или самостоятельной) деятельности с учетом субъективного опыта учащихся. Отражают формирование УУД.

3. Логика организации УД (учебно-познавательной деятельности).

а). Этапы урока прослеживаются плохо. Нет логических переходов.

б). Этапы урока выделены обоснованно, имеют логические переходы, но отдельные этапы затянуты во времени.

в). Этапы четкие, логичные, завершенные. Переход к новым этапам осуществляется с помощью проблемных связок. Организация учебной деятельности оптимальная.

4. Методы организации УД.

а). Методы организации УД недостаточно адекватны задачам урока. Структура методов слабо продумана. Индивидуальные особенности учащихся практически не учитываются. Преобладание репродуктивных методов не обоснованно.

б). Методы адекватны задачам. Наряду с репродуктивными обоснованно используются продуктивные методы. Структура методов в основном продумана и логична.

в). Методы адекватны задачам. Сочетание методов оптимально

стимулирует познавательную активность учащихся, учтены их индивидуальные особенности. Отражается своеобразие методической концепции УМК.

5. Формы организации УД.

а). Преобладает фронтальная организация учебно-познавательной деятельности учащихся. Организационные формы не вполне соответствуют поставленным задачам, не способствуют формированию учебной деятельности.

б). Формы адекватны целям и задачам. Организуется включение учащихся в другие формы организации УД (или индивидуальную, или групповую, или коллективную)

в). Творческое преломление известных форм организации учебно-познавательной деятельности. Самостоятельность учащихся в выборе форм. Проявление деловой и творческой активности.

6. Организация контрольно-оценочной деятельности.

а) Контроль слабо обеспечивает обратную связь. Преобладает оценочная деятельность учителя. Критерии оценки не называются или имеют общий характер.

б) Организация контроля обеспечивает обратную связь. Оценивание осуществляется на критериальной основе, но учащиеся не включены в ситуации самоконтроля и самооценки.

в) Организация контроля рациональна. Критериальный подход к оценке деятельности. Учащиеся включаются в ситуации самоконтроля, взаимоконтроля и самооценивания.

7. Результаты проведенного урока.

а) Не выполнена соответствующая поставленная цель. Продвижение учащихся в формировании УУД и знаний прослеживается очень слабо.

б) Соответствует поставленным целям в отношении знаний, умений, навыков. УУД прослеживаются хуже.

в) Соответствует поставленным целям и дигностичен в аспекте ЗУН и УУД.

Высокий обучающий, воспитывающий и развивающий эффект.

Количественные показатели оценки урока:

а) – 1 балл; б) – 2 балла; в) – 3 балла;

Что собой представляет педагогический анализ урока физической культуры? Готовый вариант предполагает учет множества факторов, каждый из которых заслуживает детального рассмотрения и изучения.

Профессионализм педагога

Становление творческого учителя является основной задачей федеральных стандартов второго поколения. Полноценный анализ урока позволяет выявлять те проблемы, на которые необходимо обратить особое внимание, чтобы учителю можно было добиться оптимального результата работы. Профессиональный рост педагога является интегральным свойством его деятельности, отражающим связь с такими компонентами, как нравственность, профессиональная компетентность, самореализация, самоактуализация деятельности. В сумме все эти компоненты являются показателем профессионализма школьного преподавателя.

Для того чтобы оставаться конкурентоспособным, преподаватель должен постоянно учиться, совершенствовать свой профессионализм, самореализовываться в педагогической деятельности. В настоящее время учитель должен быть готов к разрешению любой педагогической ситуации, переподготовке в максимально короткие сроки. Под профессионализмом подразумевают становление, рост, интеграцию, а также реализацию умений и знаний, личностных качеств, а также использование внутреннего мира для динамического развития.

Классификация профессионализма школьного преподавателя

Анализ посещения уроков - готовый вариант оценки профессионального роста школьного учителя. В настоящее время используют разные подходы для оценки профессионального роста педагога. Классификация Р. Фуллера предполагает выделение трех стадий:

  • выживание, подразумевающее процесс адаптации и усвоения методики преподавания в первый год работы;
  • адаптация и повышение профессионализма (2-5 лет);
  • зрелость для учителей с 6-8 летним стажем работы.

Третий этап является самым ярким проявлением личностных качеств педагога. Он связан с переосмыслением педагогической деятельности, проведением самостоятельных исследований, разработкой новых материалов. Анализ посещения уроков - готовый ответ на вопрос о сформированности основных педагогических принципов для группы экспертов.

Особенности организации школьного урока по ФГОС

Любой анализ урока - это оценка профессионализма педагога. Для грамотного планирования, выбора необходимых средств и форм обучения, корректировки и контроля над ходом учебного процесса педагог должен владеть специальными методическими приемами. Например, психологический анализ урока - готовый ответ на вопрос о целесообразности выбранных приемов для полноценного развития личности школьников в соответствии с их возрастными особенностями.

Для обоснованного и грамотного анализа педагогической деятельности учитель должен не только владеть теоретическими знаниями, но и проводить наблюдения за своей работой, оценивать коллег, анализировать уроки, обобщать информацию, сравнивать полученные результаты, делать логические выводы. Учитывая, что в российском образовании происходят серьезные изменения, анализ урока также скорректирован и предполагает оценку работы не только самого педагога, но и деятельности школьников на протяжении учебного занятия.

Разновидности анализируемой деятельности

Деятельность предполагает активность субъекта, направленную на преобразование мира, создание какого-то продукта духовной либо материальной культуры. Смысл педагогической деятельности, которую включает полноценный анализ урока, состоит в социальном процессе, направленном на передачу опыта, накопленного человечеством, новому поколению, а также на формирование у школьников социальной адаптации. Готовый анализ урока математики или любой иной учебной дисциплины подразумевает использование алгоритма, включающего определенный перечень, базирующийся на теоретических знаниях и практическом опыте.

Цели и задачи школьного урока по ФГОС

Как выглядит готовый анализ урока по ФГОС в начальной школе? Завучем распечатываются специальные бланки, которые эксперты заполняют при посещении урока либо занятия аттестуемого педагога. Разработка цели осуществляется с учетом специфики предмета, его места в учебном плане, типа и вида занятия. Помимо образовательных задач, на любом уроке должны присутствовать воспитательные и развивающие цели. Среди особенностей, которыми обладает готовый анализ урока по ФГОС, отметим указание ожидаемых результатов.

Любой педагог в тематическом планировании перечисляет те основные навыки, которыми должен овладеть ученик. Среди задач, которые выдвигает учитель на уроке, модно отметить диагностические, проектирующие, корректирующие, образовательные, воспитательные направления. Например, педагогический анализ урока физической культуры - готовый ответ на вопрос о достижении учителем задачи, поставленной перед ним обществом - формировании здорового поколения страны.

Анализирование урока по ФГОС

Приведем пример анализа урока по ФГОС в начальной школе. Образец поможет учителю понять те основные моменты, на которые ему нужно обращать внимание при проведении самодиагностики, и что будут анализировать эксперты в процессе своей деятельности. Тему урока должны формулировать сами учащиеся, а в задачу педагога входит подведение их к этому процессу. Эксперты оценивают также постановку школьниками задач, выявление цели занятия.

Что еще содержит готовый анализ урока по ФГОС? В пример можно привести любой урок, проводимый в начальной школе, в рамках которого осуществляется совместное планирование деятельности, составление индивидуальных диагностических карт для каждого школьника. Для оценки качества работы в ход урока включаются элементы взаимного и самостоятельного контроля, диагностики. При выявлении ошибок, недочетов осуществляется корректировка умений. На этапе рефлексии осуществляется обсуждение результатов, достигнутых школьниками.

Примерная схема анализа урока по ФГОС

Готовый анализ урока в начальной школе предполагает использование определенной схемы. Эксперт указывает в карте координаты педагога, наименование образовательного учреждения, предмет, автора учебно-методического комплекса, а также дату проведения занятия. Рассмотрим вариант урока по окружающему миру «Времена года»:

  • Постановка цели соответствует особенностям учебного материала. Практические цели, поставленные учениками, достигнуты в полном объеме.
  • Урок организован в полном соответствии с требованиями ФГОС. Продумана его структура, целесообразно выделены временные промежутки для постановки цели, закрепления материала, самооценки. Методики, выбранные учителем, в полной мере соответствуют задачам учебного занятия, материалу урока.
  • Для мотивации познавательной деятельности школьников педагог использовал элементы исследовательской деятельности (анализ времени года по фотографии).
  • Урок ориентирован на новые образовательные стандарты, способствует развитию универсальных учебных навыков младших школьников.

  • Учитель подобрал материал в соответствии с возрастными особенностями школьников. Прослеживается связь между новым материалом и знаниями, которыми владеют ребята.
  • Учитель использовал для работы пересказ, совместное чтение текста учебника, ответы на вопросы. Элементы исследовательской деятельности просматривались при работе с фотографиями.
  • Посредством диалога педагогу удавалось владеть вниманием школьников, переходить с одного этапа урока на другой, получая максимальный положительный результат от своей деятельности. Особое внимание было уделено самоконтролю и самоанализу школьников.
  • Психологический климат во время урока был положительный, для эмоциональной разгрузки проводились физические минутки, использовалось переключение с одного вида деятельности на другой вид работы.

Такой урок в полной мере соответствует требованиям новых федеральных стандартов.

Проведение анализа урока технологии в 8 классе

Если готовый анализ урока истории связан с анализом качества усвоения школьниками фактов развития страны, то на уроке технологии внимание должно быть уделено практическим навыкам, которые помогут школьникам приспособиться к современной жизни. Цель состоит в закреплении знаний об интерьерном дизайне, полученных в 5-7 классах. Необходимо усвоить следующие термины: жалюзи, гардины, шторы, карниз, портьеры. Предполагается усвоение школьниками правил выбора фактуры ткани, цвета портьер для проведения дизайна оконного проема.

Задачи урока:

  • создание оптимальных условий для творческого мышления, коммуникативных навыков, отработки практических навыков;
  • формирование познавательного интереса к предмету, становление эстетического вкуса, развитие навыков командной деятельности;
  • бережное отношение к результатам деятельности других людей.

На первом этапе урока повторяются термины, которые связаны с темой урока, перечисляются основные правила декорирования интерьера. Для активизации познавательного интереса у школьников используется беседа, анализ коллекций, компьютерная презентация. На этапе объяснения нового материала дается возможность проявить творческие способности. Школьники предлагают собственные варианты декорирования оконных проемов, учитывая отличительные характеристики интерьерных стилей.

Для актуализации УУД предлагается практический блок «Квартирный вопрос». В группах выбирают дизайнера, мастера, менеджера по покупкам, покупателя. Итогом совместной работы должен стать готовый комплект для окна, выполненный по стилю, предложенном учителем. Самозащита предполагает корректировку знаний и навыков школьников, развитие коммуникативных навыков. Итогом урока станет презентация готовых работ школьников.

Виды анализа

Готовый анализ урока по физической культуре проводят в полном или кратком виде, в зависимости от целей, которые ставят перед собой эксперты. В полном анализе учитывается целевая направленность урока, то есть его триединая задача. Например, готовый анализ урока математики предполагает сопоставление количества задач и упражнений, которые предлагаются школьникам на уроке, с реальными возможностями детей. В полном анализе уделяется внимание также учету времени, используемому на изучение нового материала, его полноценный разбор, закрепление, а также самооценку и коррекцию УУД. Кроме того, готовый анализ урока русского языка, например, содержит подробное описание того, как педагогом была организована самостоятельная познавательная деятельность школьников, самоконтроль УУД.

Эксперты проводят анализ целесообразности работы с книгой как способа закрепления и совершенствования знаний, определяют обратную связь с каждым ребенком. Особое внимание в полном анализе любого урока по новым федеральным образовательным стандартам уделяется приемам и методам обучения, применяемым педагогом, а также уровню метапредметных связей.

Структурный анализ урока связан с выявлением основных элементов занятия, определением видов работы с учащимися, целесообразностью их применения на конкретном уроке. Эксперты выясняют развитие учебной деятельности школьников, начиная с первого структурного компонента урока и завершая итогом занятия. Они оценивают логичность цепочки, выстраиваемой учителем, ее соответствие возрастным особенностям школьников.

Анализирование урока химии по ФГОС

Урок химии в 8 классе по теме «Оксиды»:

  • Основной целью данного урока является введение понятия оксидов, их классификации. Формирование новых знаний осуществляется на основе представлений о воде, сформированных у ребят в начальной школе.
  • Для выстраивания алгоритма урока учитель делает акцент на значимости воды. Он отмечает, что вода - типичный представитель оксидов.
  • В качестве элементов исследовательской деятельности, используемых во время урока, можно рассматривать изучение физических свойства воды.
  • Преподаватель использовал оптимальное сочетание различных методик преподавания, что позволило получить максимальный результат.
  • Для самоанализа предложено задание, предполагающее разделение веществ по отдельным группам.
  • Урок в полной мере соответствует индивидуальным особенностям школьников, позволяет им в полной мере проявить свои творческие способности.

Понятийный аппарат, взятый педагогом, в полной мере соответствует основному содержанию данной учебной дисциплины в рамках новых федеральных образовательных стандартов. Помимо работы со школьным учебником, на уроке применялись химические справочники, что позволило учителю обеспечить для каждого ребенка развитие по индивидуальным образовательным траекториям. Урок по теме «Оксиды» в полной мере соответствует требованиям ФГОС второго поколения.

Заключение

Преобразования, проводимые в современных российских школах, связаны с внедрением в российское образование новых федеральных стандартов. Это нужно для того, чтобы эксперты, оценивающие профессионализм педагогов, имели представление о том, насколько эффективно учитель владеет инновационными педагогическими методиками и сочетает их во время учебного занятия или урока.

В зависимости от вида анализа его схема может иметь принципиальные отличия. Например, при осуществлении дидактического анализа, помимо информации о классе и учителе, теме урока, рассматривается его место в учебном плане. Далее анализируется целесообразность отбора содержания дисциплины с учетом целей, поставленных на урок. Особое значение имеет психологический анализ урока по ФГОС. Он связан с проектированием развития школьников в рамках изучения конкретного предмета, подбором методов работы в полном соответствии с психологическими особенностями школьников.

В структуре уделено внимание и самоорганизации педагога, его подготовленности к уроку: собранности, энергичности, оптимистичности. Эксперты уделяют внимание педагогическому такту, психологическому климату, позитивной атмосфере на уроке. Комплексный подход к оценке всех элементов урока либо учебного занятия дает представление о профессионализме учителя, качестве занятия, его соответствии требованиям новых образовательных стандартов. Для каждого учебного предмета разработаны схемы психологического, краткого, тезисного анализа урока, учитывающие специфические особенности предмета. Несмотря на отличия между некоторыми элементами анализа, есть общая схема, применяемая экспертами при оценке эффективности урока.



Новое на сайте

>

Самое популярное