Домой Гинекология Шувалов А. В

Шувалов А. В

А знаете ли вы, что множество гениев страдали от психических заболеваний? Вспомним хотя бы Винсента ван Гога или Эдгара Аллана По. Гениальность и безумие кажутся на первый взгляд антонимами и крайностями, однако, на самом деле они тесно связаны друг с другом.

Американский психолог Кей Редфилд Джемисон рассказывает о таком термине, как «измученный гений». Это одна из разновидностей психоза, которая связана с расстройствами настроения. Джемисон исследовала около полумиллиона картин 16-летних подростков, через десять лет выяснилось, что автора работ, которые получили больше всех баллов, болели теми или иными психическими заболеваниями. Самое распространенное – биполярное расстройство.

Автопортрет ван Гога с отрезанным ухом

Биполярное расстройство

Биполярное расстройство подразумевает крайне резкую смену настроений (иногда за одну секунду), от крайней степени счастья до тяжелой депрессии. Какое это может иметь отношение к таланту и творчеству? Оказывается, что когда настроение человека улучшается, меняется и его мозговая деятельность: вспыхивает активность в верхней части лобной доли.

Читайте также:

Пациенты с биполярным расстройством, не могут фильтровать стимулы. Они могут рассматривать противоречивые идеи одновременно и «выпускать» бессознательные ассоциации. В то же время, психика большинства здоровых людей не считает эти мысли достойными того, чтобы отправлять их на поверхность сознания.

Тем не менее, ученые утверждают, что ни один человек не способен творить во время тяжелой депрессии или шизофрении. Подобные расстройства мучительны, а иногда опасны для жизни.

Топ пять великих писателей, чей талант граничил с безумием

Эдгар Аллан

Почти все работы Эдгара Аллана были мрачными и тяжелыми, в них огромное множество демонов и другой злой нечисти. Эти же демоны, по словам писателя, наполняли и его сознание. После гибели супруги писатель признался: «Я сделался безумным, мое здравомыслие в ужасном состоянии». Осенью 1849 года Эдгара По нашли бесцельно шатающимся по улицам Балтимора, а на следующий день он скончался в честной клинике.

Филип К. Дик

Писатель-фантаст Филип К. Дик был зависим от амфетамина. Он рассказывал, что в 1974 году, отдыхая в своем доме после посещения зубной клиники, он испытал ряд красочных галлюцинаций. Приступы продолжались около полугода. В них Филип видел геометрические фигуры, которые накладывались на сцены религиозно-оккультного содержания. «Мне казалось, что я был безумен всю жизнь и только сейчас обрел разум», – так писатель описывал очередной приступ. Во времена приступов он написал самые свои известнее книги «Свободное радио Альбемута» и «ВАЛИС».

Сильвия Плат

Сильвия Плат впервые описала попытку своего самоубийства в романе «Под стеклянным колпаком». В 1953 году Сильвия переживала клиническую депрессию, ее пытались лечить электрошоком. Однако, после такого лечения писательнице становилось только хуже, но медики не останавливались. В конце концов, 29-летнюю Сильвию Плат нашли мертвой в собственной квартире: ее голова была в духовке, из которой шел газ.

Маркиз де Сад

Маркиз де Сад продвигал революционную идею о сексуальной свободе, которую он излагал в своих опусах. За эти идеи и работы, в 1803 году, лично Наполеон Бонапарт отправил де Сада в психиатрическую лечебницу Шарантон. Но и там Маркиз де Сад умудрялся писать еще на протяжении десяти лет, пока не умер.

Эрнест Хемингуэй

Эрнест Хемингуэй большую часть своей жизни страдал от алкогольной зависимости. Были у писателя и другие недуги – от биполярного психоза и травматического повреждения мозга до нарциссического расстройства личности. Родственники отправили писателя в психиатрическую лечебницу, где ему стало еще хуже — он полностью утратил способность формулировать мысли. А спустя неделю после выписки застрелился из дробовика.

Является ли гениальность отклонением от нормы или это верхняя планка развития личности? Как правильно жить гению, как строить отношения с обществом, дабы не стать изгоем. Гениальность и безумие часто ходят рука об руку, являясь как бы двумя крайностями психической составляющей личности. Однако, что же становится причиной развития у ребёнка особых задатков? Каждый ли малыш может получить этот дар или это удел избранных? Да и вообще, можно ли считать гениальность нормой или это всё же один из вариантов патологии? Что такое гениальность и что такое психопатология?

Различные учёные по-разному относятся к понятию гениальности. Однако все сходятся в том, что она является, во всяком случае, отклонением от нормы. Интересно, что ребёнок не сразу демонстрирует свои особые задатки. Часто бывает так, что в начале его воспринимают бездарностью, не способным решать даже достаточно простые задачи. Однако, со временем, мозг малыша, как будто просыпается и всем вокруг становится очевидна его гениальность. Теперь следует разобраться в основополагающих понятиях. К примеру, что такое патология? Общепринятые её показатели – боли, мучения, болезненное нарушение процесса развития. Гении страдают? В большинстве случае, да. Однако эти страдания связанны с психологическим дискомфортом, который развивается по причине проблем с адаптацией в своём социальном окружении. Ведь они сильно отличаются от своих сверстников, к тому же за преждевременной зрелостью ума практически никогда преждевременно не приходит психологическая зрелость. Группа сверстников не принимает их по причине разных интересов, а для взрослых, которым они равны или даже превосходят по уровню интеллекта, они остаются всё же детьми и также не могут быть приняты на правах полноценного члена группы. Единственным разумным выходом было бы объединять таких детей в общие группы. Там они будут чувствовать себя среди равных себе и стимулировать развитие друг друга полноценной конкурентной борьбой и сотрудничеством. Если же такой ребёнок останется в обществе обычных детей, то у него два выхода:

  1. Он справится с ситуацией и преодолеет отторжение окружающих и сможет полноценно развивать свой дар, параллельно укрепив характер.
  2. Сдастся под напором обстоятельств, получив психические отклонения, к примеру, маниально-депрессивный психоз, и так и не развив полностью свой дар.

Но, в то же время следует помнить, что обратной зависимости нет и психические отклонения гениальность не порождают. Например, известные художники, - Фрида Кало и Ван Гог, а также писатели, - Эдгар По и Вирджиния Вульф имели психические отклонения, то есть гениальность может привести к безумию, но безумие никогда не приводит к гениальности .

Можно ли искусственно сделать обыкновенного человека гением?

Да, это возможно. Ряд экспериментов, проводимых учёными, показал, что, к примеру, при стимуляции одного из ядер подкорки головного мозга, человек, подвергаемый исследованию, за несколько мгновений получил возможность запоминать в разы больше информации. Исследователи обнаружили в человеческом мозге особый «блок гениальности» , являющийся, по совместительству, ещё и детектором ошибок, который можно сравнить с предохранителем, не позволяющим отклонятся человеку от нормативов поведения. В случае же нарушения его целостности к человеку одна за другой приходят просто гениальные мысли.

Помните персонажа, которого играл Дастин Хоффман в фильме «Человек дождя»? Несмотря на умственную неполноценность, он обладал удивительными способностями. У него была поразительная память, которая выручила его брата (Тома Круза) во время игры в казино Лас-Вегаса.

Такой человек – отличный специалист в какой-либо узкой области. Он может делать очень хорошо лишь что-то одно, а большинство других вещей у него не получается. Мы считаем этих людей умственно отсталыми, или, говоря корректно, «людьми с ограниченными способностями», и часто помещаем в больницу, поскольку они не могут ухаживать за собой. Но на самом деле они – удивительные личности. Сегодня психологи продолжают ломать голову над тайной гениальных безумцев.

Гениальные безумцы – это интеллектуально неполноценные люди, которые обладают какой-то выдающейся способностью, знанием, умением или талантом. Давайте взглянем на некоторых из этих необычных людей.

1. «Психически ненормальный» может дословно повторить все содержание газеты после того, как ему ее прочли. Другой тоже способен дословно воспроизвести ее содержание, но, к примеру, задом наперед.

2. Так называемый слабоумный мальчик 12 лет, не умеющий ни читать, ни писать, правильно и с невероятной скоростью умножает в уме трехзначные числа.

3. 22-летняя женщина с психическим развитием пятилетнего ребенка помнит даты каждого визита в ее дом и имя каждого посетителя.

4. «Умственно отсталый» может вспомнить день отпевания в местном приходе любого человека за последние 35 лет, возраст покойного и имена всех, кто приходил с ним прощаться.

5. Гениальные безумцы обретают порой широкую известность. Например, «гений больницы Эрлсвуд», глухой слабоумный пациент, обладал удивительными способностями: рисовал, изобретал и отлично разбирался в технике. Он был широко известен и пользовался большим уважением.

6. Живший в XVIII веке Томас Фуллер, раб из Вирджинии, считался безнадежно слабоумным. Однако он мог быстро вычислить точное число секунд в 70 годах, 17 днях и 12 часах, принимая в расчет и 17 високосных лет.

7. У Готфрида Майнда, которого считали «тупоголовым кретином», был удивительный дар рисовать кошек. Его изображения казались настолько живыми, что по всей Европе он был известен как «кошачий Рафаэль». Один из его рисунков украшал коллекцию короля Георга IV.

8. Слепой Том Бетан, знаменитый гениальный безумец с крайне ограниченным интеллектом, уже в возрасте четырех лет играл на фортепьяно произведения Моцарта и мог безошибочно воспроизвести музыкальную пьесу любой степени сложности. Он был способен повторить речь любой длины на любом языке, не потеряв ни единого слога. Однажды он прошел испытание, безошибочно повторив два произведения объемом 13 и 20 страниц.

9. Эллен Будро, слепая умственно отсталая девушка, больная рахитом, имела невероятный музыкальный дар. Она могла повторить любую пропетую или сыгранную мелодию независимо от ее сложности после первого же прослушивания.

10. Киешу Ямашита, обладавший очень низким уровнем интеллекта, был гением графического искусства. Его называли японским Ван Гогом.

11. Алонсо Клемонс, чей IQ не превышал 40, жил в доме для душевнобольных в Болдере, штат Колорадо, где создал сотни скульптур. Одна из них была продана в 1992 году за 45 000 долларов.

12. И. К., умственно неполноценный человек из Канады, является лучшим рисовальщиком, нежели любые профессиональные художники, которых с ним сравнивали. По мнению врачей, И. К. удивительно четко видит трехмерные изображения и ощущает перспективу «без применения правил».

13. Житель Лондона Стивен Уилтшир с коэффициентом интеллекта 30 создал несколько книг с удивительно красивыми рисунками. Одна из них, «Плывущие города», возглавляла в Великобритании список бестселлеров.

14. Джордж и Чарлз, «близнецы-калькуляторы», – умственно неполноценные братья, обладающие удивительной способностью описать любой день за последние 80 000 лет. К примеру, они легко могут сказать, каким днем недели было 24 апреля 929 года. Также они в подробностях помнят погоду каждого дня своей взрослой жизни.

15. Преждевременно родившийся слепой Лесли Лемке обладает удивительной памятью. Он поет, играет и нередко участвует в телешоу. Лемке стал героем двух фильмов: «Женщина, желавшая чуда» (1985), удостоенного четырех наград «Эмми», и «Остров гения» (1987).

16. Ким, математический гений, живущий в Солт-Лейк-Сити (штат Юта), явился прототипом персонажа, которого сыграл Дастин Хоффман в фильме «Человек дождя». Доктор Дарольд Трефферт, много лет работающий с такими людьми, был консультантом на съемках фильма. Трефферт написал одну из самых известных книг по этой проблеме – «Удивительные люди: понять гениального безумца». Доктор считает это состояние относительно редким.

Ученые в поисках объяснений

По мнению некоторых специалистов, примерно 10% детей с аутизмом могут проявлять гениальность. В одном исследовании, проведенном среди 90 000 пациентов психиатрических клиник, было обнаружено «54 гениальных безумца, или около одного на две тысячи пациентов». Мужчин среди них значительно больше, чем женщин (соотношение примерно 6:1). Трефферт полагает, что «до сих пор ни одна теория не объяснила этот таинственный феномен». Он пишет, что «выдвинутые гипотезы практически так же различны и многочисленны, как и случаи, описанные врачами».

Несмотря на шесть существующих ныне гипотез, в каждой из них чего-то не хватает. Первая гласит, что воображение таких людей значительно превосходит уровень воображения нормального человека. Здесь имеется в виду способность быстро просматривать, сохранять и воспроизводить большие объемы информации. Однако некоторые больные слепы и вообще не могут ничего видеть.

Есть версия, что такие пациенты унаследовали свои способности от родителей. Но гениальных безумцев производят на свет и люди без выдающихся способностей, а дети больных практически во всех случаях оказываются вполне нормальными.

В третьей гипотезе указывается, что гениальные безумцы страдают от сенсорной депривации и социальной изоляции. В некоторых случаях это может быть правдой. Но депривация скорее результат, нежели симптом подобного состояния. Многие живут в обычном окружении.

Согласно четвертой теории, такие люди обладают ослабленной способностью к абстрактному мышлению. Однако Трефферт полагает, что эта точка зрения «описательна» и не является объяснением.

И наконец, некоторые полагают, что у одаренных умственно отсталых людей имеются повреждения мозга или проблемы с распределением функций между правым и левым полушариями. Однако у многих таких пациентов вполне нормальные результаты электроэнцефалограммы и компьютерной томографии.

Трефферт заключает, что поведение гениальных безумцев «является сложным, и его трудно понять; хотя это явление представляет собой реальный феномен, оно остается непонятным и в конкретных случаях, и в целом. Поиск объяснений продолжается. Ни одна модель работы мозга, особенно памяти, не будет полной до тех пор, пока не включит в себя синдром одаренных безумцев».

Чему же нас все это учит? Данный феномен иллюстрирует крайности человеческих способностей – сочетание «гения» и «безумия» в одном человеке. Мы должны стремиться понять и принять эти крайности, нельзя высмеивать и порицать таких людей. Большинство из нас похожи друг на друга. Некоторые отличаются от большинства, а есть и совершенно особенные люди.

Случай Т. М.: необычная память

Психологи Лондонского университета представили свидетельство того, что люди с необычайной памятью на самом деле особенные, даже если так не кажется на первый взгляд. Они описывают мыслительную деятельность Т. М., 25-летнего мужчины, обладающего невероятной способностью запоминать. Однако для самого Т. М. это не является загадкой, и он четко объясняет механизм запоминания. Вот пример. Т. М. просит человека из аудитории назвать дату своего рождения и очень быстро говорит, что это был за день… Подсчет дня проводится путем использования числовых кодов лет и месяцев и с помощью вычислений. С практикой нарабатываются различные принципы и способы запоминания. Теперь Т. М. может мгновенно понять, что определенные даты означают определенные дни, словно это таблица умножения. Каждый год и месяц имеет код от 0 до 6, и Т. М. выучил коды всех лет от 1900 до 2000. Метод состоит в том, чтобы сложить код месяца и года и разделить сумму на 7; в остатке образуется день недели. К примеру, 27 октября 1964 года дает 27 + 1 (код октября) + 3 (код 1964 года) = 31. Разделив это число на 7, мы получаем в остатке 3, что означает третий день недели – вторник.


Оглавление
Вступление 3
Глава 1. Гениальность как феномен 4
1.1. Понятия "гений" и "гениальность" 4
1.2. Важнейшие и исключительные особенности гениальных людей 7
Глава 2. Взаимосвязь гениальности и безумия 10
2.1. Исторические корни понимания проблемы гениальности и безумия 10
2.2. Чезаре Ломброзо и его работа "Гений и помешательство" 12
Заключение. 19
Вступление
Гениальность и безумие – две неотделимые грани. Мы знаем немало людей, которые являли собой живейшую иллюстрацию к данному утверждению. В них безумие сочеталось с самыми разными талантами.
Только безумие порой помогает человеку найти гениальный выход из сложившейся ситуации. Человек, начавший мыслить искаженно, по непривычной траектории, натыкается на такие решения, которые при обычных обстоятельствах просто не пришли бы ему в голову.
Гении, как и безумцы, - люди "не от мира сего". В древности безумцев звали юродивыми. Считалось, что они видят бесов, невидимых обычным людям, и поэтому кидаются в них камнями, кричат на них. Гении – это также люди, которые видят то, что простым людям недоступно, то, что за гранью их понимания, непонятно их логике.
Логику вообще можно считать препятствием на пути к гениальности. Пытаясь объяснять вещи и явления с логической точки зрения, человек забывает о том, что логика далеко не всегда так необходима, как кажется. Иногда она лишь барьер на пути к совершенству, который нужно преодолеть.
Безумец же, у которого разрушается логическое видение мира, перестает быть зависимым от некой канонизированности, присутствующей, с точки зрения обычного человека, в мире, и ему открываются новые горизонты, совершенно новые и непостигнутые истины.
Таким образом, можно судить о том, что присутствующая между гениями и безумцами грань предельно тонка и видима разве что им самим. Правда, бытующие в обществе предрассудки нередко смывают и эту грань, клеймя гениев безумцами. Поэтому зачастую сложно понять, кто есть кто, в этом безумном, но по-своему гениальном мире…

Глава 1. Гениальность как феномен
1.1. Понятия "гений" и "гениальность"
Гениальность - предельно допустимая демонстрация творческого потенциала личности. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых "шедеврами" . Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу. Гениальность - культурное явление человеческой природы.
"Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении" –И. Ньютон . "Мысль есть ничто иное как абстракция гения" – А. Гордиенко (политолог, известный философ современности).
Как правило, гений творит значительно продуктивнее и быстрее своих ровесников, достигающих официального признания в той же самой сфере занятий. Со времён эпохи Возрождения укоренилось общее представление о гениальности как особом роде вдохновения, побуждающего к новаторству в ремесле. С тех пор существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности.
При бесспорном влиянии личности учителя на будущего гения признаётся, что самообучение и самовоспитание всегда были структурообразующим элементом гениальной личности. Европейский культ гениальности сопровождался становлением философии буржуазной индивидуальности, достигшей кульминации в период романтизма.
В XX веке феномен гениальности становится предметом множества социологических и физиологических исследований. Наиболее известны проявления гениальности в научном и художественном творчестве. В большинстве случаев гениальность музыкантов (прежде всего, исполнителей) основана на врождённых и приобретённых свойствах организма, недоступных другим представителям данной сферы деятельности.
В современный период при умалении фактора универсализма атрибутом гениальности признаётся способность исключительной личности воспринимать, отслеживать и обрабатывать огромное количество информации. Повсеместно обязательным рабочим навыком современного гения обнаруживается способность отличать полезное сообщение от информационного мусора. Несмотря на имеющийся прогресс в педагогике и генетике современная наука не владеет методами воспроизводства гениальности как трудового навыка или воспроизводимой характеристики субъекта.
Среди многих не решенных до сих пор проблем тайны разума существует столь важная, как проблема гениальности . Откуда она, и что это такое, каковы причины ее исключительной редкости? Действительно ли это подарок богов? И если это так, то почему такие подарки даются одному, тогда как тупость, или даже идиотство удел другого? Гениальность, по определению Колриджа, это по крайней мере с внешней стороны способность роста; но для внутренней интуиции человека существует вопрос, является ли гениальность сверхнормальной способностью ума, который развивается и крепнет, или же физического мозга, то есть его носителя, который, благодаря некоему таинственному процессу, становится все лучше приспособленным к восприятию и проявлению внутренней и божественной природы сверх-души человека.
Великий гений , если он является истинным и прирожденным гением, а не просто результатом патологической экспансии нашего человеческого интеллекта,

      никогда не копирует кого-то,
      никогда не опускается до имитации,
      он всегда будет оригинальным, в своих творческих импульсах и их реализации.
Используя популярное выражение, можно сказать, что врожденная гениальность, подобно убийству, рано или поздно раскрывается, и чем больше она будет подвергаться угнетению и противодействию, тем больше будет поток света, вызванный ее внезапным проявлением.
Гениальность - это редкое явление. Лафатер подсчитал, что отношение количества гениев (в целом) к обычным людям примерно один к миллиону ; но то же в отношении гения без тиранства, без претензий, который судит слабого беспристрастно, начальствующего человечно, и обоих по справедливости, таких найдется один на десять миллионов
Даже гениальность - эта единственная державная власть, принадлежащая человеку, перед которой, не краснея можно преклонить колена, - даже ее многие психиатры поставили на одном уровне с наклонностью к преступлениям, даже в ней они видят только одну из тератологических (уродливых) форм человеческого ума, одну из разновидностей сумасшествия . И заметьте, что подобную профанацию, подобное кощунство позволяют себе не одни лишь врачи и не исключительно только в наше скептическое время.
Еще Аристотель , этот великий родоначальник и учитель всех философов, заметил, что под влиянием приливов крови к голове многие индивидуумы делаются поэтами, пророками или прорицателями и что Марк Сиракузский писал довольно хорошие стихи, пока был маньяком, но, выздоровев, совершено утратил эту способность.
Он же говорит в другом месте: "Замечено, что знаменитые поэты, политики и художники были частью меланхолики и помешанные, частью - мизантропы, как Беллерофонт". Даже и в настоящее время мы видим то же самое в Сократе, Эмпедокле, Платоне и других, и всего сильнее в поэтах. Люди с холодной, изобильной кровью бывают робки и ограниченны, а люди с горячей кровью - подвижны, остроумны и болтливы.
Платон утверждает, что бред совсем не есть болезнь, а, напротив, величайшее из благ, даруемых нам богами; под влиянием бреда дельфийские и додонские прорицательницы оказали тысячи услуг гражданам Греции, тогда как в обыкновенном состоянии они приносили мало пользы или же совсем оказывались бесполезными.
Феликс Платер утверждает, что знал многих людей, которые, отличаясь замечательным талантом в разных искусствах, в то же время были помешанными. Помешательство их выражалось нелепой страстью к похвалам, а также странными и неприличными поступками.

1.2. Важнейшие и исключительные особенности гениальных людей
В бурной и тревожной жизни гениальных людей бывают моменты, когда эти люди представляют большое сходство с помешанными , и в психической деятельности тех и других есть немало общих черт, например

      усиленная чувствительность,
      экзальтация, сменяющаяся апатией,
      оригинальность эстетических произведений и
      способность к открытиям,
      бессознательность творчества и
      употребление особых выражений,
      сильная рассеянность и
      наклонность к самоубийству, а также нередко
      злоупотребление спиртными напитками и, наконец,
      громадное тщеславие.
Правда, в числе гениальных людей были и есть помешанные, точно так же, как и между этими последними бывали субъекты, у которых болезнь вызывала проблески гения.
Если бы гениальность всегда сопровождалась сумасшествием, то как объяснить себе, что Галилей, Кеплер, Колумб, Вольтер, Наполеон, Микеланджело, Кавур , люди несомненно гениальные и притом подвергавшиеся в течение своей жизни самым тяжелым испытаниям, ни разу не обнаруживали признаков умопомешательства?
Кроме того, гениальность проявляется обыкновенно гораздо раньше сумасшествия , которое по большей части достигает максимального развития лишь после 35-летнего возраста, тогда как гениальность обнаруживается еще с детства, а в молодые годы является уже с полной силой: Александр Македонский был на вершине своей славы в 20 лет, Карл Великий - в 30 лет, Бонапарт - в 26 .
Далее, между тем как сумасшествие чаще всех других болезней передается по наследству и притом усиливается с каждым новым поколением, так что краткий припадок бреда, случившийся с предком, переходит у потомка уже в настоящее безумие, гениальность почти всегда умирает вместе с гениальным человеком , и наследственные гениальные способности, особенно у нескольких поколений, составляют редкое исключение. Кроме того, следует заметить, что они передаются чаще потомкам мужского, чем женского пола, тогда как умопомешательство признает полную равноправность обоих полов. Положим, гений тоже может заблуждаться, положим, и он всегда отличается оригинальностью; но ни заблуждение, ни оригинальность никогда не доходят у него до полного противоречия с самим собою или до очевидного абсурда, что так часто случается с помешанными.
Гораздо чаще мы замечаем у помешанных людей недостаток
      усидчивости,
      прилежания,
      твердости характера,
      внимания,
      аккуратности,
      памяти – вообще главных качеств гения .
И остаются они по большей части всю жизнь одинокими, необщительными, равнодушными или нечувствительными к тому, что волнует род людской, точно их окружает какая-то особенная, им одним принадлежащая атмосфера. Возможно ли сравнивать их с теми великими гениями, которые спокойно и с сознанием собственных сил неуклонно следовали по раз избранному пути к своей высокой цели, не падая духом в несчастиях и не позволяя себе увлечься какой бы то ни было страстью.
Таковы были: Спиноза, Бэкон, Галилей, Данте, Вольтер, Колумб, Макиавелли, Микеланджело . Все они отличались сильным, но гармоничным развитием черепа, что доказывало силу их мыслительных способностей, сдерживаемых могучей волей, но ни в одном из них любовь к истине и к красоте не заглушила любви к семье и отечеству. Они никогда
      не изменяли своим убеждениям и
      не делались ренегатами,
      не уклонялись от своей цели,
      не бросали раз начатого дела.
Сколько настойчивости, энергии, такта выказывали они при выполнении задуманных ими предприятий и какой умеренностью, каким цельным характером отличались в своей жизни.
Единственная, излюбленная идея, составлявшая цель и счастье их жизни, всецело овладевала этими великими умами и как бы служила для них путеводной звездой. Для осуществления своей задачи они не щадили никаких усилий, не останавливались ни перед какими препятствиями, всегда оставаясь ясными, спокойными. Ошибки их слишком немногочисленны, чтобы на них стоило указывать, да и те нередко носят такой характер, что у обыкновенных людей они сошли бы за настоящие открытия.

Глава 2. Взаимосвязь гениальности и безумия

Талант попадает в цель, в которую никто не может попасть,
гений - в цель, которую никто не видит.

2.1. Исторические корни понимания проблемы
гениальности и безумия

Отличительная черта гения - не одаренность, а отличность, особость, уникальность, нестандартность мышления. В свою очередь, безумие, сумасшествие с точки зрения специалистов психиатров характеризуется в первую очередь крайним (физиологическим) отклонением психики от стандартов. Однако, сравнивая талантливую личность с человеком "не в себе", можно предположить, что оба являются "аномальными" только в сопоставлении с человеком "ординарным", используемым как точку отсчета "нормальности". И утверждать о степени "ущербности" весьма затруднительно, т.к. затруднительно оценивать сам критерий качества для совершенно несопоставимых отклонений от избранной точки "нормальности. Здесь мы имеем яркий пример, как условность, принятая за истину – понятие "нормальности личности" – и субъективность критериев оценки (мотив - личной выгоды), формируют стереотипы разно полюсного отношения к одному и тому же феномену - отличию от условно принятых стандартов.
И все же - гений и безумец , насколько близки эти крайности по отношению друг к другу? И насколько они отдалены от "стандартно нормальной" личности? Обратимся к историческим корням понимания дилеммы.
Связь гениального творчества с психическими расстройствами отмечалась на протяжении длительного исторического периода. Ещё до того, как первый автор смог сформулировать в конкретной форме эту идею, она нашла своё отражение в древнейших языках планеты. Некоторые из них имеют одинаковые слова как для обозначения психического расстройства, так и высокой творческой способности:

      древнегреческое "мания",
      древнееврейское "нави",
      санскритское "ниграта"
означали и "безумие", и "пророчество" . В древнеисландском языке одним словом обозначали и понятие "бешеный", и "дух, поэзия".
Характерны также пословицы и поговорки различных народов , касающиеся этой темы:
      "Слишком умный подчас не очень-то отличается от дурака" (индийская; аналогичная есть у японцев);
      "Если ума слишком много, человек становится бесноватым" (киргизская);
      "Все таланты близки к безумию" (итальянская);
      "Кто в пять лет взрослый человек, тот в 15-летнем возрасте сумасшедший" (английская) и т.п.
Гениальное творчество и психическое нарушение объединялись как по внешнему сходству, так и из-за своего отличия от обычных проявлений душевной деятельности. Необыкновенные творческие способности, как и психические аномалии, вызываются божеством. Подтверждение этому можно найти у Гомера .
Аристотель (384-322 до н.н.) попытался естественнонаучно объяснить тайны творчества. Он одним из первых пришёл к выводу, что талант - природный дар, естественная способность человека и задавался вопросом: "Почему люди, блиставшие талантом в области философии, или в управлении государством, или в поэтическом творчестве, или в занятиях искусствами, - почему все они, по-видимому, были меланхоликами?" Так, Аристотелю принадлежит следующая фраза: "Не бывает великого ума без примеси безумства". Приведённые точки зрения представляют лишь исторический интерес. Но они являются примечательным свидетельством наблюдательности, примером своеобразного понимания нашими предками реальных событий.
В средние века понятия гениальности и психического нарушения всё больше соединялись. Психически больных считали одержимыми дьяволом, околдованными, а людей с незаурядными способностями и достигшими всемирной известности - святыми, как и некоторых душевнобольных, страдавших религиозным бредом с соответствующими галлюцинациями. Учёные обращались к проблеме гениальности и в эпоху Ренессанса, но научное решение вопроса в то время было ещё невозможным.
Заслугу первой естественнонаучной разработки этого вопроса приписывают французскому врачу Моро де Туру (1804-1884), который считал, что "гений, как и всякое состояние умственного динамизма, должен иметь свою органическую основу. Эта основа есть полупатологическое состояние мозга, нервный эретизм. Определяя гений словом невроз, мы только выражаем факт чистой физиологии и подчиняем органическим законам психологическое явление, которое почему-то всегда считали чуждым этому закону".
2.2. Чезаре Ломброзо и его работа
"Гений и помешательство"

Тему "гений и безумие" развивали виднейшие ученые и искусствоведы. Пожалуй, самым значительным исследованием, призванным подтвердить тезис о взаимосвязанности гениальности и сумасшествия, является работа итальянского невропатолога Чезаре Ломброзо "Гений и помешательство" , в которой он, с одной стороны анализирует факты, связанные с деятельностью и поведением великих людей, в попытке доказать, что гений и невроз совпадают, а с другой приводит описания огромного количества случаев, когда душевнобольные люди с теми или иными видами помешательства, от шизофрении до различных маний, обнаруживают художественные способности ранее им не свойственные.
"Не подлежит никакому сомнению, что между помешанным во время припадка и гениальным человеком, обдумывающим и создающим свое произведение, существует полнейшее сходство", - пишет Чезаре Ломброзо .
Исследователь собрал массу фактов
      о подергивании рук, икр, плеча, лицевых мускулов выдающихся художников, ученых,
      о странностях их характеров,
      об отклоняющемся поведении,
      об аномалиях в строении черепа.
"Седина и облысение, худоба тела, а также плохая мускульная и половая деятельность, свойственная всем помешанным, очень часто встречается и у великих мыслителей". О гениальных, точно так же как и о сумасшедших, можно сказать, утверждал Ламброзо, что они всю жизнь остаются одинокими, холодными, равнодушными к обязанностям семьянина и члена общества. Микеланджело постоянно твердил, что его искусство заменяет ему жену. И хотя "Гете, Гейне, Байрон, Челлини, Наполеон, Ньютон и не говорили этого, но своими поступками доказывали еще нечто худшее".
Ломброзо считал, что для гениев характерно :
      отсутствие твердого характера;
      неестественное, слишком раннее проявление способностей;
      отклонения в половой сфере;
      отсутствие усидчивости, частная смена настроений;
      доходящая до абсурда оригинальность;
      религиозные сомнения.
Главные признаки ненормальности выражаются и
      в самом строении устной и письменной речи описываемых Ламброзо гениев,
      в нелогичности выводов, в противоречиях;
      почти все придавали особое значение своим сновидениям;
      многие из них обладали большим черепом, но неправильной формы;
      но самая существенная черта помешанных гениев - это чередование перемежающихся состояний экстаза (возбуждения) и упадка - у них это принимало патологический характер.
В книге "Гений и помешательство" Ламброзо не только пытается доказать, что гений и помешательство - суть одно и то же, но и весьма аргументировано рассуждает о проявлении художественных способностей у сумасшедших. То есть, по Ламброзо, справедлива и обратная взаимосвязь (гении склонны к сумасшествию, а сумасшедшие к гениальности).
"Хотя артистические наклонности весьма резко и почти всегда проявляются при некоторых формах умопомешательства, но лишь немногие из психиатров обратили должное внимание на это обстоятельство".
"Психическое расстройство часто вызывает у больных необыкновенную оригинальность в изобретении, что резко выражается даже в произведениях полупомешанных людей. Причина этого ясна: ничем не сдерживаемое воображение их создает такие причудливые образы, от которых отшатнулся бы здоровый ум, признав их нелогичными, нелепыми".
"Тут, очевидно, играет большую роль тот факт, что с потерей рассудка фантазия приобретает полный простор и больной проникается сочувствием к произведениям той же фантазии, тогда как у нормальных люден здравый смысл, не допускающий их до иллюзии или галлюцинации, в известной степени подавляет в них эстетические и артистические наклонности".
"Отсюда уже понятно, каким образом самое искусство может, в свою очередь, способствовать развитию душевных болезней и даже вызывать их. Вазари рассказывает о живописце Спинелли, что когда он после многих бесплодных попыток нарисовал, наконец, Люцифера во всем его безобразии, то последний явился ему во сне и укорял, зачем он изобразил его таким уродом. Этот образ потом в продолжение нескольких лет преследовал Спинелли и едва не довел его до самоубийства. Верга знал другого художника, который, долгое время упражняясь в рисовании змеевидных линий, стал видеть их перед собою днем и ночью, под конец даже превратившимися в настоящих змей. Это до такой степени мучило его, что он пытался утопиться".
Таким образом, Ламброзо , как бы замыкает круг, объясняя, что сумасшествие и гениальность именно взаимно связаны , то есть не особенно важно, что является причиной, а что следствием.
Разумеется, у Ломброзо множество оппонентов . Так, например, Николай Гончаренко в своей книге "Гений в искусстве и науке" много страниц посвящает опровержению идей Ломброзо.
Итальянец упрекается в тенденциозном истолковании фактов о жизни великих. "Да, многие великие люди были одержимы до фанатизма. Эту бросающуюся в глаза прежде всего обычному сознанию черту часто принимали за признак гениальности. Были случаи, когда гении сходили с ума, но отсюда нельзя сделать вывод, что от гениальности до безумия - один шаг . Это рвалась до предела натянутая струна творчества, когда нервное напряжение, достигавшее последних границ, затмевало рассудок и давало волю ранее контролируемым чувствам".
"Из всего написанного и сказанного на протяжении длительного времени о ненормальности разума и душевного склада гениальных личностей подавляющая масса информации является мифами, побасенками праздного воображения, рассчитанного на сенсацию. Не вызывают сомнения лишь факты, что некоторые гении, как и некоторые другие смертные, страдали душевными расстройствами. Данные о том, больше сумасшедших среди гениев или меньше, чем среди обычных людей, противоречивы . Все остальное только свидетельство необычности, яркости характера, огромной творческой мощи интеллекта, динамизма души гения, интенсивности его жизни, его чрезвычайной впечатлительности и обостренной восприимчивости. Возможные чудачества, экстравагантность, нелады с общепринятым в его образе жизни и поведении если и есть, то они легко объяснимы характером деятельности, предельной интенсивностью труда, особенностями установленного ими режима, привычками и т.д. Гениальность не болезнь, гений не безумец, ему свойственно здоровое безумие . Так называемые "безумные идеи" рождаются в умнейших головах, а хаос, вносимый ими в привычное течение мысли, - "созидательный хаос".
Многочисленные свидетельства неадекватного поведения одаренных людей Гончаренко объясняет следующим образом: "Эти факты не дают никаких оснований считать, что гении чем-то отличаются от других людей. Другое дело, что отклонение в поведении необычного человека становится известным "всему миру", а необычный поступок обычного человека - только его соседям или коллегам. Относительно других "странностей" гениев, якобы свидетельствующих об их ненормальности (высокое и раннее развитие способностей и т.п.), - это часто те преимущества, которые и отличают их от других людей, но не как душевнобольных, а именно как гениев".
Эти слова не лишены логики. В то время как трудно припомнить хоть несколько "абсолютно нормальных", без странностей, гениев, именно определение "нормальный"/"ненормальный" может являться ключевым. Разве, можно назвать нормой способности и достижения Достоевского , допустим, или Эйнштейна ? Нет, конечно. И будучи не нормальны в творчестве, почему собственно гении должны быть нормальными социально.
Как пишет в своей статье Гончаренко : "Гении вполне нормальные люди со здоровой психикой. Ненормальным у них часто бывает образ жизни, некоторые поступки, трудно объяснимые с точки зрения обычных представлений, и, конечно, их "безумные идеи" или замыслы, обгоняющие век, пугающие размахом, новизной и непохожестью на до сих пор существовавшее. Поль де Крюи пишет о Пастере, что он "проделывал самые дикие и сумасшедшие опыты - опыты, какие могут прийти в голову только помешанному человеку, но в случае удачи превращают помешанного в гения".
Как сказал однажды Сальвадор Дали (которого, безусловно, современники считали безумным): "Единственная разница между мной и сумасшедшим, в том, что я совершенно нормален".
и т.д.................

Древние слово соревновались между собой, описывая сходство между гениальностью и безумием. Великий Демокрит говорил о том, что именно безумие рождает уникальных поэтов. Ему в этом вторил Аристотель, рассказывая, что безумие дарует людям возможности творческих взлетов. И, наконец, Стендаль с присущей ему мягкой иронией замечал, что биографию великих людей должны были бы написать их врачи.

Великий Ван Гог боготворил Гогена, но поссорившись с ним, художник набросился на друга с бритвой, а затем этой же бритвой отрезал себе ухо. Врачи вынести Ван Гогу приговор: маниакально-депрессивный психоз. Врубель и Хармс лечились в психиатрических клиниках, Достоевский страдал эпилепсией, у Мандельтшама был тяжелый невроз и попытки суицида.

Есть ли связь между гениальностью и безумием?

За многие века изучения этого явления ученые пришли к выводу: в психологических механизмах мышления гениев и безумцев, как это ни странно, много общего. Об этом свидетельствует одна из ведущих концепций психологии 20 века – концепция вероятностного прогнозирования . Она показывает, что главное сходство мыслительных процессов гения и безумца – актуализация маловероятных, скрытых признаков при решении различных задач.

Вот простой эксперимент. На классификации «четвертый лишний» предлагается 4 слова: человек, змея, лошадь и телега. Вопрос: кто или что здесь лишнее? Большинство скорее всего назовет телегу, поскольку это единственный в этом ряду неодушевленный предмет, и это логично. Больной эпилепсией лишней в том ряду назовет змею. Его мышление привязано к конкретной ситуации, он раб конкретной ситуации, и поэтому как ребенок 4-х лет выбросит самое опасное. Больной же шизофренией может сказать: я вижу разные сочетания атомов.

На первый взгляд гениальность и безумство – явления схожие. Но это – только на первый взгляд. И тут, и там – отлет от действительности. Но если за отлетом безумства – историческая и культурная пустота, отлет гения – это изменение истории и культуры , отлет Эйнштейна – это наша жизнь в разных системах отсчета, это новая история цивилизации. И именно поэтому мы говорим: Эйнштейн - гений!

Любой толковый словарь современного русского языка расскажет вам, что человек, обладающий высшей степенью творческой одаренности – гений. Однако изначально понятие «гений» происходит от латинского genius, что значит «дух», т.е. сверхъестественное существо, находящееся между богами и человеком.

А почему, собственно, видят связь между гениальностью и безумием? Во-первых, люди защищаются от мысли, что есть кто-то, кто превосходит их по своему интеллектуальному, художественному и прочему потенциалу. Вторая причина заключается в желании людей понять: как такое возможно, как до этого можно додуматься, как можно так написать картину? Поскольку люди склонны интерпретировать через себя, понимая других людей, а тут никакого понимания не наступает, то естественно возникает идея, что, наверное, все это связано с какими-то отклонениями от нормы.

Известный немецкий психолог и психиатр Эрнст Кречмер в своих исследованиях выделил признаки среднестатистического гения : это человек психопатичный или невротичный, со сверхчувствительными нервами, раздражительный, обидчивый, капризный, с бурными аффективными реакциями и частыми перепадами настроения, у него практически отсутствует способность к приспособлению.

Вы можете спросить: в чем проблема? Ведь все так просто? Взять гениальных людей, проверить, были ли они здоровы, больны или безумны, и весь загадочный узел распутается.

В современной психологии существует несколько направлений, которые пытаются разгадать природу гениальности. Одно из них – гештальтпсихология. Классики гештальтпсихологии – такие исследователи, как Макс Вертгеймер и Карл Дункер – разрабатывали психологию продуктивного мышления. Они говорят нам о том, что за гениальностью стоит преодоление феномена функциональной установки, функциональной фиксированности. Что это такое? Это инерция нашего мышления, ригидность нашего мышления. Как только Коперник переструктурировал ситуацию, он оказался не в мире, а в мире Коперника – вот яркий пример выхода за рамки стереотипов, фиксированных установок, преодоления функциональной ригидности.

«Все таланты близки к безумию», – гласит итальянская пословица. Может быть, именно она натолкнула Чезаре Ломброзо, известного ученого 19 века, который, кстати, страдал эпилепсией, на то, чтобы провести анализ творчества и жизни гениальных людей. Написанная им книга «Гениальность и помешательство» до сих пор считается классической работой в этой области.

Ломброзо утверждал, что гениальность есть не что иное, как продолжение странностей и даже аномальностей человеческой природы, что нередко в конце концов завершается помешательством. Гениальность и помешательство – он настойчиво пытается сблизить эти понятия.

Ломброзо даже составил список душевнобольных гениев, в котором были имена Сократа, Свифта, Русссо Наполеона, Шумана, Петра I, Гоголя. Это далеко не полный список. Он указал на особенности психики гениальных людей : повышенная чувствительность, раздражительность, доходящая до болезни, внутреннее беспокойство и т.д.

Он пришел к выводу, что гениальность и помешательство очень тесно связаны. В том числе проследив это на примерах великих художников: Ван Гога, покончившего с собой после лечения в психиатрической больнице, Гойи, вошедшего в свой депрессивный приют и рисовавшего черные картины, после того, как его первые картины были радужные и жизнерадостные. Ломброзо не сомневался, что это явления одного круга, что гениальность – это недалеко зашедшее помешательство , а помешательство – это далеко зашедшая гениальность.

Тем не менее учение Ломброзо во многом наивно. Оно не случайно подверглось резкой критике, давая повод целому ряду исследователей утверждать обратное и упрекать итальянца в тенденциозном истолковании фактов о жизни великих людей.

Грань между здоровьем и болезнью условна. Если люди действительно яркие, то очень часто в этой яркости присутствует компонент странноватости и неожиданности для окружающих.

Результат многовековых споров таков: между психопатологическим и гениальным связь все-таки есть . Несомненно то, что гениальными становятся люди с определенным типом психики. У них появляются сверхценные идеи и навязчивые вдохновения, которые и способствуют творчеству.

Некоторые ученые, сталкиваясь с феноменом гениальности, говорят: это просто, это мутация, такого биологическое объяснение гениальности. Однако эта точка зрения весьма наивна: из комбинации генов вы никогда не выведете комбинацию гениев.

В основе гениальности лежит творческое мышление

В чем же ключ к природе гениальности? Если бы у вас был в руках самый точный электронный микроскоп, вы все равно бы не смогли с его помощью провести лини водораздела между мозгом гения и мозгом другого человека. Этот ключ лежит в природе творческого мышления, в уникальном механизме творчества, благодаря которому гений выделяет такие признаки мира, которые другой человек не видит и не может увидеть.

Классик современной психологии Александр Романович Лурия в своей работе, посвященной одаренным детям, рассматривает условия, при которых ребенок может стать гениальным. Лурия – один из лидеров культурно-исторической психологии. Сегодня культурно-историческая психология говорит о мотивационных типах гениальности . То есть если существует мотивация к познанию, творчеству и если она является сверхмотивацией, то так или иначе она может пробудить задатки, которые превратятся в способности – основу разных форм одаренности.

Почему Моцарт уже в 3 года играл на скрипке и клавесине, Шопен в 8 лет давал первые концерты? Среди маленьких детей много одаренных, тех, кого мы называем вундеркиндами, но вырастая, гениями становятся лишь единицы.

Очень часто такие генетические задатки в детстве даются всем, ребенок может их как-то проявить, а потому, будучи невостребованными в жизни, эти возможности схлопываются. В период полового созревания человек главным образом должен усвоить моральные стандарты: можно, нельзя, почему. И тогда его креативные возможности – мыслить, нестандартно видеть реальность, что-то изобретать – в какой-то степени сужаются.

Шестилетнего мальчика спрашивают: кто такой ученый? Он мгновенно отвечает: это расширитель проблем. Следующий вопрос: кто такой зритель? Мгновенный ответ: это тот, кто сидит и завидует. С точки зрения взрослого это нестандартные решения, с точки зрения ребенка – нормальные и естественные, потому что нет цензурирования и нет знания условностей. Взрослые живут в условном мире, а дети – в безусловном. Глаза ребенка открыты, внутренний цензор не работает. Потом ребенок вырастает, его голос перестает быть слышимым, он затерт взрослыми голосами и родительскими нормами. Т.е. ребенок – один из персонажей в нас живет, и в гениях он существует.

Для объяснения сходства гениальности и безумия существует немало фантастических концепций, которые пытаются дать их научное обоснование. Одна их этих концепций – это выведение гениальности и безумия из разных генетических линий. Одни потомки от природы гениальны, другие – от природы безумны. И вот когда скрещиваются две ветви, какая побеждает? Если побеждает ветвь великих потомков, то появляются гении. Если побеждает патологическая ветвь, появляются безумцы. Сколь велика наивность подобных мифов…

Всем сегодня известен термин мозговой штурм. Участники мозгового штурма часто предлагают нелепые, заведомо странные решения, но при этом существует запрет на критику и это обязательное условие, потому что критика может сбить и уничтожить высказывание неожиданных вариантов. Это ситуация искусственного рождения креативности.

Люди, которые знакомятся с постулатами специальной теории относительности, впадают в состояние шока, потому что очень трудно признать и поверить в это. Настоящий гений действительно порождает в аудитории ощущение шока. От художников, поэтов, композиторов люди часто требуют эмоционального воздействия. Чем оно сильнее, тем выше шанс, что созданное человеком произведение станет гениальным.

Получается, не гений создает произведение, а произведение гения. Гений как историческая личность не обязан быть чем-то высшим, непорочным, он может умереть неоцененным и обрести славу после смерти.

20 ноября 1998 года. Нью-Йорк, аукцион Кристис. За астрономическую сумму – 71 миллион долларов – продано гениальное полотно Винсента Ван Гога «Портрет художника без бороды». Картина стала третьей в списке самых дорогих художественных произведений, когда-либо продаваемых на знаменитом аукционе. Этот автопортрет, написанный в 1889 году, считается последней работой художника. Написан Ван Гогом в подарок матери в честь дня ее рождения. В это время он находился в психиатрической лечебнице и был уже серьезно болен. Именно последние его полотна наиболее высоко оцениваются специалистами.

Одной из черт личности гения является его ранимость . Гении как никто обладают повышенной чувствительностью к разным явлениям нашего мира. Эта чувствительность, или как мы говорим – сенситивность, виновница того, что гении часто срываются, впадают в депрессии, и именно поэтому воспринимаются другими как безумные. Это своеобразная и порой горькая плата за то, что они гениальны. Если гений обладает повышенным слухом, как например, гениальный композитор, то плата за это – повышенная боль и чувство видения в мире того, что не видят, не слышат и не чувствуют другие люди.

Гениальность – это работа бессознательного, а не сознания

Первый эпилептический припадок случился у Достоевского, когда ему было за 30. Эти припадки происходили примерно 1-2 раза в месяц.

После них писателю приходилось отлеживаться не менее 3 дней. В это время у него были провалы в памяти, накатывали депрессии. Но несмотря на все страдания, которые ему доставляла эпилепсия, он боялся ее полного прекращения. За несколько секунд до наступления припадка он впадал в экстаз. Писатель говорил, что в этот момент он испытывал чувство полной гармонии.

«Вы все здоровые люди и не подозреваете, что такое счастье. То счастье, которые испытываем мы, эпилептики, за секунду перед припадком. Верьте слову: все радости, которые может дать жизнь, не взял бы я за него».

Известный поэт и философ Дмитрий Мережковский в книге «Л. Толстой и Достоевский» пишет: «…припадки падучей были для Достоевского как бы внезапно открывавшимися окнами, через которые он заглядывал в потусторонний свет».

Настоящий художник, производящий какие-то новые формы, новые идеи, он всегда немножко неровен, у него всегда есть периоды подъемов, спадов, откатов, иногда эти периоды сильно затягиваются. Гениальность совершенно необязательно заканчивается сумасшествием, но практически все гениальные люди имеют как минимум очень большие странности.

Гениальность – это прежде всего работа бессознательного, а не сознания, поэтому часто люди гениальные утверждают, что их произведения рождаются помимо их воли , а сами творцы как будто наблюдают со стороны за этим чудом. Душевная болезнь в жизни гения – как дверь, которая открывает ему путь в глубины бессознательного, которые для большинства смертных попросту недоступны. Кто-то называл это божественным даром, кто-то – вдохновением, а кто-то – одержимостью.

Гений часто вырывается из своего времени, опережает свое время. Андрея Белого гением обычно не называют, но видел он очень далеко, когда в 1913 или 1914 году сказал, что мир рвался в опытах Кюри лопнувшей атомной бомбой. Т.е. на 30 с лишним лет он опередил или предсказал взрыв в Хиросиме.

Мы никогда с вами не поймем природу гениальности, если не обратимся к миру бессознательного. Например, к такому явлению, как гипермнезия, или сверхпамять. В состоянии творческого порыва, в состоянии транса человек вдруг начинает вспоминать ситуации, о которых он не мог знать, ситуации, в которых он никогда не был: вдруг он начинает говорить на языке древних викингов. Подобные ситуации гипермнезии связаны с измененными состояниями сознания, которые мы не рефлексируем. Эти состояния помогают нам понять, что есть царство иной логики, где рациональность не действует .

Многие поэты диктовали свои стихи в состоянии, похожем на сон. Во сне Вольтер задумал одну из своих песен, а Ньютон во сне разрешал математические задачи. Говорят, что во время сна Лафонтен сочинил басню «Два голубя», а Моцарт сознавался, что музыкальные идеи являются ему невольно. Лев Толстой не скрывал, что часто пишет против своей воли, побуждаемый давящими внутренними импульсами. Главный парадокс гениальности в том, что сам по себе гений дисгармоничен, но его творения совершенны.

Но все же слишком часто у гениев наблюдались различные отклонения. Пушкин, например, страдал мучительной ипохондрией. Ему казалось, что вот-вот его постигнет кровоизлияние. Знаменитый художник Исаак Левитан на протяжении всей жизни мучился от маниакально-депрессивного психоза, его терзали приступы тоски, безысходности. А Николая Гоголя от самоубийства спасала только глубокая религиозность. Одной из разновидностей невроза страдали Гете и Хемингуэй. Различными фобиями страдали Булгаков, Фрейд, Зощенко, Бехтерев. Список можно было бы продолжить и дальше.

Замечательный поэт Игорь Северянин говорил о себе с уникальной скромностью: «Я, гений Игорь Северянин». Мы все с вами знаем, что каждый из нас так или иначе в некоторые мгновения считает себя гением, но далеко не каждый из нас решится сказать: а не безумен ли я? На самом деле вопрос о том, где гениальность, а где безумие – это великий вопрос и великая тайна. И бойтесь того, кто скажет, что понимает, в чем здесь суть-дело.



Новое на сайте

>

Самое популярное