Домой Гастроэнтерология Отчет по диспансеризации стоматолога детского приема. Диспансеризация детей с зубочелюстными аномалиями и деформациями

Отчет по диспансеризации стоматолога детского приема. Диспансеризация детей с зубочелюстными аномалиями и деформациями

В книге изложены научно-организационные основы диспансеризации детей у стоматолога. Второе издание книги (первое вышло в 1978 г.) значительно переработано. В нем представлены данные о распространенности основных стоматологических заболеваний в разные возрастные периоды. Описаны методы диспансеризации детей в детских садах, школах и других организованных коллективах. Рассмотрены критерии гигиенического воспитания детей и их родителей, педагогов и медицинского персонала детских учреждений, а также методы профилактики стоматологических заболеваний.
Книга рассчитана на детских стоматологов, организаторов стоматологической службы.

Исходя из актуальных задач современной детской стоматологии, используя опыт работы детских стоматологов нашей страны, авторы настоящей книги постарались свести до минимума повторение материала первого издания и представить новые данные с позиций современных задач и использования достижений науки и практики.
Новые разделы посвящены этапам внедрения диспансеризации детей разного возраста у стоматолога, методам внедрения различных организационных форм профилактики стоматологических заболеваний у детей на всех этапах диспансеризации, содержания реабилитации детей со стоматологическими заболеваниями при условии максимального охвата диспансеризацией детей у стоматолога и др.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3

1. Научно-организационные основы диспансеризации детей у стоматолога. Т. Ф. Виноградова 5
Диспансеризация - метод профилактической медицины в СССР 5
Основные принципы диспансеризации детей 7
Принципы диспансеризации детей у стоматолога 10
Этапы диспансеризации в детских стоматологических учреждениях 27

2. Диспансеризация детей раннего возраста. Т. Ф. Виноградова. Н. В. Морозова, Н. Г. Снагина, Е. В. Басманова, О. П. Максимова, В. В. Рогинский 49
Методы клинического обследования детей раннего возраста и принципы группировки для диспансерного наблюдения 50
Стоматологический статус и профилактические мероприятия для детей I диспансерной группы 54
Стоматологический статус и профилактические мероприятия для детей II диспансерной группы 68
Стоматологический статус и профилактические мероприятия для детей III диспансерной группы 78
Диспансеризация детей с пороками развития лица и заболеваниями хирургического профиля 79
Диспансеризация детей с заболеваниями слизистой оболочки полости рта 90
Диспансеризация детей с пороками развития тканей временных зубов и кариесом 95
Диспансеризация детей с аномалиями прикуса 101

3. Диспансеризация детей дошкольного возраста. Т. Ф. Виноградова, Н. Г. Снагина, Е. В. Басманова, О. П. Максимова 104
Методы обследования детей 104
Диагностика кариеса зубов 107
Диагностика пульпитов и периодонтитов 110
Диагностика состояния прикуса 115
Диагностика пороков развития челюстно-лицевой области лимфаденитов, паротитов, опухолей и других заболеваний хирургического профиля 117
Диагностика заболеваний краевого пародонта 120
Группировка детей для диспансеризации у стоматолога 125
Организация лечебно-профилактической работы в детском дошкольном учреждении 130
Роль ортодонта в организации и обеспечении лечебно-профилактической помощи детям при диспансеризации 134

4. Диспансеризация детей школьного возраста. Т. Ф. Виноградова, О. П. Максимова, Н. Г. Снагина, Е. В. Басманова, А. В. Винниченко 135
Диспансеризация детей с кариесом зубов 136
Определение активности кариеса зубов 138
Формирование диспансерных групп в школе 138
Диспансеризация детей с пульпитами и периодонтитами 148
Диспансеризация детей с аномалиями прикуса 158
Диспансеризация детей с заболеваниями хирургического профиля 166
Диспансеризация детей с заболеваниями слизистой оболочю полости рта и пародонта 190

5. Диспансеризация детей с целью профилактики кариеса зубов Т. Ф. Виноградова, Н. В. Морозова 220
Средства профилактики кариеса зубов 235

6. Диспансеризация и реабилитация детей с опухолями и опухолеподобными процессами. В. В. Рогинский 247

Список литературы 253

Диспансеризация стоматологических больных являет­ся комплексным методом раннего выявления больных, нуж­дающихся в долговременном и динамическом наблюдении, высококвалифицированного обследования и лечения их, проведения индивидуальной и групповой, социальной и медико-биологической профилактики стоматологических заболеваний.

Основные принципы системы диспансеризации стоматоло­гических больных декларируются следующими позициями.

1. Плановость - установление последовательности и оптимальных сроков проведения организационных, лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий.

2. Комплексность: а) направление лечебных мер не толь-

ко на ликвидацию локального процесса, но и на общее оздоровление организма; б) проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды; в) проведение оздоровительных мероприятий совместно с педиат­рами, терапевтами, гигиенистами, врачами других специальностей, средним медицинским персоналом и общественностью.

3. Выбор ведущего звена из общего комплекса мероприя­тий (особое внимание уделяется при этом тем лечебно-профилактическим мероприятиям, которые при данном виде патологии являются решающими).

4. Дифференцированный подход к назначению оздоро­вительных мер с учетом: уровня и структуры стома­тологической заболеваемости и обусловливающих их факторов; степени обеспеченности населения врачами и состояния материально-технической базы стомато­логической службы; оптимального использования имею­щихся сил и средств.

Под диспансерным наблюдением могут находиться больные с активно протекающим кариесом зубов, а также некариозны­ми поражениями зубов; заболеваниями пародонта и слизистой оболочки рта; одонтогенными невралгиями и невритами трой­ничного нерва; хроническим остеомиелитом челюстей и хро­ническим одонтогенным гайморитом; некоторыми предраковыми и злокачественными заболеваниями лица и органов полости рта; врожденными расщелинами губы и неба; аномалиями раз­вития и деформации челюстей и др.

Перечень стоматологических заболеваний, предусматри­вающих диспансерное наблюдение, определен приказом МЗ СССР «О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения» № 770 от 30 мая 1986 г.

2.9. Плановая санация полости рта

Согласно классификации ВОЗ принято подразделять профилактику на первичную, вторичную и третичную. Вторичная профилактика - это комплекс мероприятий, на­правленных на предотвращение рецидивов и осложнений заболеваний. Основным мероприятием по вторичной профи­лактике стоматологических заболеваний является санация полости рта. В. Ф. Рудько предложил различать несколько форм санации: индивидуальную, организованную (разовую или периодическую) и плановую.

Индивидуальная санация проводится по обращаемости населения, т. е. когда пациент обратился к врачу-стомато­логу по поводу лечения конкретного больного зуба. При этом лечат все нуждающиеся в этом зубы и удаляют имеющиеся назубные отложения.

Разовая, или периодическая санация предполагает одно­моментную санацию полости рта в организованных коллек­тивах (школах, промышленных предприятиях и др.) или у определенных групп населения (допризывники, беременные, ветераны и инвалиды) с определенной периодичностью (например, один раз в год). Это более эффективная форма санации, она направлена на устранение имеющихся патоло­гических процессов.

Возможность сохранить зубы, предупредить возникнове­ние стоматологических заболеваний, в частности кариеса, и избежать развития его осложнений предоставляет плано­вая санация. Она позволяет выявить формы поражения зубов и добиться своевременного и полного их излечения.

Санацию полости рта можно проводить различными методами: централизованным, децентрализованным и бригадным (смешанным). Выбор метода зависит от распрост­раненности и интенсивности стоматологических заболеваний, состояния стоматологической службы, обслуживаемого контингента населения и других факторов.

Централизованный метод плановой санации проводится в условиях стоматологического лечебно-профилактического учреждения (отделения) и предусматривает осмотр, диаг­ностику и все виды лечения стоматологических заболева­ний. Работа врача-стоматолога в стационарных условиях при наличии хорошего оборудования, достаточного количества инструментария и высокого качества материалов позволяет проводить централизованную плановую санацию на хоро­шем уровне. Вместе с тем во многих случаях представляет определенные сложности доставка пациентов в поликлини­ки, особенно когда речь идет о детях.

Эти трудности можно исключить, применяя децентрали­зованный метод плановой санации. В этом случае врач-сто­матолог направляется в организованные коллективы (школы, промышленные предприятия, учреждения и организации), в которых оборудуется стоматологический кабинет (чаще всего временно, в приспособленном помещении). Недостатком этого метода является то, что врач работает в неблагоприятных условиях, чаще всего на плохом или портативном оборудова­нии, при недостатке инструментария, невозможности исполь­зовать современные материалы, проводить дезинфекционные мероприятия и стерилизацию. От этого соответственно сни­жается качество санационных мероприятий.

Для проведения плановой санации в больших коллективах и сокращения продолжительности этой работы использу­ется бригадный метод. Он предусматривает формирование бригады из 3-5 стоматологов разных специальностей, 1-2 медицинских сестер. Имеется опыт использования для этих целей специально оснащенных автобусов, особенно при выезде в населенные пункты сельских районов. Однако это­му методу присущи те же недостатки, что и предыдущему.

Ранее при проведении санации широко практиковалось разделение во времени осмотра полости рта и лечения. В настоящий момент рекомендуется проводить лечение пациента непосредственно после осмотра, что позволяет сократить число посещений к врачу.

Для количественной оценки санационной работы исполь­зуется ряд показателей.

1. Охват профилактическими осмотрами (%):

2. Нуждаемость в санации (%):

нуждается в санации/подлежало осмотру х 100.

3. Охват санацией от осмотренных (%):

всего осмотрено/подлежало осмотру х 100.

4. Охват санацией от нуждающихся (%):

всего санировано/подлежало осмотру х 100.

Правильно организованная и проводимая на высоком качественном уровне плановая профилактическая санация позволяет снизить стоматологическую заболеваемость.


Цель лекции после завершения лекции Вы должны: уметь составить алгоритм обследования пациента в профилактическом отделении и провести его, уметь составить алгоритм обследования пациента в профилактическом отделении и провести его, быть способны обосновать проведение диспансеризации быть способны обосновать проведение диспансеризации


Проблемная ситуация В профилактическое отделение стоматологической поликлиники университета обратились родители с ребенком 5 лет для прохождения профилактического осмотра полости рта. В это время в отделении вели прием врач- стоматолог, врач-интерн и преподаватель со студентами 3 курса. Врач-стоматолог посадив пациента в кресло, вышел. К пациенту подошел врач-интерн и попросил открыть рот. Хорошо, Вы уже начали? - спросил вошедший врач- стоматолог Хорошо, Вы уже начали? - спросил вошедший врач- стоматолог Студенты подошли к пациенту и начали совместный осмотр полости рта Студенты подошли к пациенту и начали совместный осмотр полости рта Вы совершили ошибку, - сказал преподаватель Вы совершили ошибку, - сказал преподаватель



Знание принципов проведения обследования пациента в профилактическом отделении Знание принципов проведения обследования пациента в профилактическом отделении Владение методами обследования пациентов у врача стоматолога Владение методами обследования пациентов у врача стоматолога Умение интепретировать полученные данные Умение интепретировать полученные данные Умение заполнять медицинскую документаци. Умение заполнять медицинскую документаци.





Все полученные данные фиксируются в амбулаторной карте стоматологического больного - форма 043, утвержденной приказом 907 МЗ РК в 2010г. Все полученные данные фиксируются в амбулаторной карте стоматологического больного - форма 043, утвержденной приказом 907 МЗ РК в 2010г.


Осмотр полости рта состояние зубных рядов и зубов состояние зубных рядов и зубов состояние слизистой полости рта состояние слизистой полости рта определить вид прикуса определить вид прикуса определить факторы риска развития стоматологических заболеваний определить факторы риска развития стоматологических заболеваний


Проблемная ситуация После осмотра ребенка врач стоматолог пришел к выводу о необходимости проведения мер вторичной профилактики. После осмотра ребенка врач стоматолог пришел к выводу о необходимости проведения мер вторичной профилактики. Врач-интерн провел санацию ребенка и попрощался с пациентом Врач-интерн провел санацию ребенка и попрощался с пациентом Коллега, Вы не провели вторичную профилактику в полном объеме,- сказал преподаватель Коллега, Вы не провели вторичную профилактику в полном объеме,- сказал преподаватель




ДИСПАСЕРИЗАЦИЯ диспансеризация является основой стоматологической помощи населению диспансеризация является основой стоматологической помощи населению цель диспансеризации ликвидация некоторых заболеваний зубов и органов полости рта; цель диспансеризации ликвидация некоторых заболеваний зубов и органов полости рта; диспансеризация должна строиться на принципах охвата организованного населения диспансеризация должна строиться на принципах охвата организованного населения


Первый этап диспансеризации проводятся персональный учет каждого ребенка, до обследования в данном или другом лечебном учреждении, определяют очередность осмотров, оценивают состояние здоровья каждого ребенка и устанавливают группу диспансерного наблюдения; проводятся персональный учет каждого ребенка, до обследования в данном или другом лечебном учреждении, определяют очередность осмотров, оценивают состояние здоровья каждого ребенка и устанавливают группу диспансерного наблюдения;


Различают 3 диспансерные группы наблюдения детей: 1-я группа здоровые дети, у которых не выявлено какой-либо патологии зубов и слизистой оболочки полости рта; 2-я группа практически здоровые лица, имеющие в анамнезе какое-либо острое или хроническое заболевание, не сказывающееся на функции жизненно важных органов; 3-я группа дети с хроническими заболеваниями при компенсированном, суб- и декомпенсированном их течении.


Второй этап диспасеризации формируют контингенты по группам наблюдения, определяютя единые критерии непрерывности и этапности наблюдения, рационально распределяют диспансерных больных между врачами, удовлетворяют потребности диспансеризуемых контингентов в амбулаторном и стационарном лечении. формируют контингенты по группам наблюдения, определяютя единые критерии непрерывности и этапности наблюдения, рационально распределяют диспансерных больных между врачами, удовлетворяют потребности диспансеризуемых контингентов в амбулаторном и стационарном лечении.


Третий этап диспансеризации определение характера и частоты динамического наблюдения за каждым ребенком, коррекция диагностических и лечебных мероприятий в соответствии с изменением в состоянии здоровья, оценка эффективности диспансерного наблюдения. определение характера и частоты динамического наблюдения за каждым ребенком, коррекция диагностических и лечебных мероприятий в соответствии с изменением в состоянии здоровья, оценка эффективности диспансерного наблюдения. ОТВЕТ стоматологические кабинеты общепрофильных детских поликлиник, сельских амбулаторий, школ, гимназий, детских садов, средних учебных заведений и т.д.; стоматологические кабинеты общепрофильных детских поликлиник, сельских амбулаторий, школ, гимназий, детских садов, средних учебных заведений и т.д.; стоматологические отделения ЛПУ (детских поликлиник, стоматологических поликлиник для взрослых); стоматологические отделения ЛПУ (детских поликлиник, стоматологических поликлиник для взрослых); детские стоматологические поликлиники; детские стоматологические поликлиники; отделения челюстно-лицевой хирургии краевых, областных больниц и институтов, университетов, академий. отделения челюстно-лицевой хирургии краевых, областных больниц и институтов, университетов, академий.


Комплексная система лечебно- реабилитационной помощи детям, научно обоснованный анализ высокой эффективности диспансеризации в целом позволяют перейти к дифференцированному подходу в системе диспансеризации и, опираясь на ее основные признаки, создать специализированные центры.


Диспансеризация детей у стоматолога — метод стоматологического обслуживания детского населения, направленный на повышение уровня здоровья ребенка. Основные задачи диспансеризации:
—контроль развития челюстно-лицевой области ребенка;
—первичная профилактика стоматологических заболеваний;
—выявление и лечение ранних стадий заболеваний органов и тканей полости рта (вторичная профилактика, санация);
—реабилитация детей с врожденной и приобретенной патологией челюстно-лицевой области.
По сравнению с другими методами организации стоматологической помощи детям (плановой санацией полости рта, санацией по обращаемости) система диспансеризации детей имеет существенные преимущества:
—улучшение стоматологического здоровья населения;
—удешевление стоматологического обслуживания с помощью расширения фрагмента профилактики и увеличения количества здоровых детей;
—уменьшение психологического напряжения врача при работе с детьми и облегчение работы путем уменьшения трудоемких манипуляций;
—изменение содержания работы с детьми в сторону легкопереносимых и безболезненных манипуляций, что улучшает эмоциональное состояние пациентов и их родителей, препятствует появлению детей с паническим страхом перед стоматологом, формирует адекватное отношение населения к стоматологической помощи, снижает общий уровень стоматофобии в обществе.
Сдерживающие факторы внедрения диспансеризации детского населения — кадровая необеспеченность (недостаточное количество детских стоматологов и гигиенистов стоматологических), недостаточность материально-технического обеспечения и финансирования службы детской стоматологии фондами ОМС и местными бюджетами.
Диспансеризация предусматривает динамическое наблюдение за ребенком с индивидуальной частотой посещений врача, индивидуальными профилактическими и лечебными мероприятиями, обусловленными состоянием здоровья пациента. Организация диспансеризации детского населения включает несколько этапов:
—подготовительный — обучение персонала, подготовка документации, изучение эпидемиологической обстановки (содержание фторида в питьевой воде, привычки питания и ухода за полостью рта детей и др.) и другие организационные мероприятия;
—начальный — первичное обследование детей, проведение необходимых профилактических мероприятий, лечение выявленной патологии, определение диспансерной группы и составление индивидуальных планов (программ) лечебно-профилактических мероприятий для каждого ребенка;
—основной — диспансеризация детей в соответствии с индивидуальными программами;
—этап оценки эффективности диспансеризации — ежегодная корректировка индивидуальных программ диспансеризации детей на основании полученных результатов.
При составлении индивидуальных планов (программ) диспансеризации детей используют три основных блока.
.Информационно-обучающий блок.
—Беседа с родителями и детьми: санитарное просвещение по вопросам профилактики и лечения стоматологических заболеваний, рекомендации по устранению выявленных факторов риска развития стоматологических заболеваний, мотивация к выполнению назначений стоматолога и др.
—Обучение детей и родителей методике чистки зубов, флоссинга и др.
—Обучение методике контроля гигиены полости рта.
—Обеспечение родителей и детей памятками, буклетами, книгами и другими индивидуально ориентированными информационно-наглядными материалами.
.Медико-профилактический блок — медицинские методы индивидуальной профилактики, выполняемые детским стоматологом, гигиенистом стоматологическим или родителями (по назначению стоматолога).
—Назначение средств эндогенной профилактики кариеса (системных фторидов, препаратов кальция и др.).
—Проведение экзогенной профилактики кариеса (локальные фториды, кальций-фосфатные препараты, герметизация фиссур и др.).
—Профессиональная чистка зубов.
—Сошлифовывание нестершихся бугров временных моляров, миогимнастика и другие меры профилактики зубочелюстных аномалий (ЗЧА).
.Лечебный блок — использование современных технологий лечения стоматологических заболеваний (терапевтическое, пародонтологическое, хирургическое, ортодонтическое, физиотерапевтическое, ортопедическое лечение).
Удельный вес использования каждого блока в индивидуальных программах диспансеризации детей различен и зависит от многих факторов: возраста и стоматологического статуса ребенка, диспансерной группы, материально-технической оснащенности учреждения, уровня подготовленности врача или гигиениста стоматологического и др.

ПЕРСОНАЛ И ДОКУМЕНТАЦИЯ
Диспансеризацию детей осуществляет детский стоматолог совместно со стоматологическим гигиенистом. Детский стоматолог проводит обследование детей, лечит выявленную патологию, составляет индивидуальные программы лечебно-профилактических мероприятий, направляет детей к другим специалистам, оценивает эффективность диспансеризации детей, руководит работой гигиениста. Гигиенист проводит гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей, выполняет профилактические процедуры, ведет документацию. В контрольной карте диспансерного наблюдения (форма № 30) записывают группу диспансеризации ребенка, дату повторного приема. Все сведения о состоянии ребенка, запланированных и выполненных лечебно-профилактических мероприятиях вносят в амбулаторную карту (форма № 43) или в санационную карту (форма № 267). Применение компьютерных технологий позволяет оптимизировать планирование, организацию, мониторинг и оценку эффективности диспансеризации детей у стоматолога.

ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ДО 3 ЛЕТ)
Диспансеризацию детей раннего возраста целесообразно проводить в стоматологическом кабинете детской соматической поликлиники. Возможно сочетание осмотров и профилактических мероприятий в комнате здорового ребенка соматической поликлиники с направлением детей (по показаниям) на лечение в стоматологическую поликлинику. Негосударственные стоматологические учреждения также могут проводить диспансеризацию обратившихся к ним пациентов раннего возраста. Результаты диспансеризации детей раннего возраста зависят от комплаентности родителей — способности к выполнению рекомендаций и назначений врача. Повышение мотивации родителей к профилактике и лечению заболеваний органов и тканей полости рта ребенка — важное направление работы детского стоматолога и гигиениста стоматологического при проведении диспансеризации детей раннего возраста.
Желательно, чтобы первый стоматологический осмотр ребенок прошел в возрасте до 6 мес. При первом осмотре проводят обследование ребенка, оценивают рост и развитие челюстно-лицевой области, выявляют факторы риска развития основных стоматологических заболеваний (табл. 2-1). Ориентируются преимущественно на данные опроса родителей и стоматологического осмотра ребенка, так как проводить специальные прогностические тесты у детей раннего возраста трудно. Дают родителям рекомендации по устранению и снижению патогенности выявленных у ребенка факторов риска, общие рекомендации по питанию, уходу за зубами ребенка, применению фторидов.

ДИСПАНСЕРНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Родителям детей I группы дают общие рекомендации по профилактике кариеса зубов, ЗЧА, травматических повреждений челюстно-лицевой области (целесообразно использовать памятки для родителей). Ограничение сладкого, достаточное количество твердой пищи, тщательная гигиена полости рта — основные рекомендации для этой группы. Не менее важна мотивация родителей к выполнению рекомендаций стоматолога. Повторно осматривают детей в возрасте 12 мес, затем — после прорезывания первых моляров (в возрасте 14-18 мес) и вторых моляров (в возрасте 20-30 мес), в дальнейшем — через 6 мес. При каждом повторном осмотре ребенка вновь оценивают риск развития кариеса зубов и ЗЧА (см. табл. 2-1). Выявление факторов риска или начальных стадий стоматологических заболеваний обосновывает перевод ребенка во II или в III диспансерную группу соответственно.
Детей II группы осматривают каждые 6 мес. Всем детям независимо от вида и количества факторов риска проводят местное фторирование зубов, герметизацию фиссур временных моляров, профессиональную гигиену полости рта, рекомендуют применять детские фторидные зубные пасты (содержание фторида — 500 ppm). Детям с риском развития кариеса дополнительно назначают системные фториды, по показаниям — препараты кальция и фосфатов, витамины группы B, D, A, C. Помимо общих рекомендаций, родителям дают конкретные советы по устранению выявленных именно у их ребенка факторов риска развития кариеса зубов и ЗЧА (оптимизация питания и гигиены полости рта ребенка, назначение фторидных зубных паст, устранение вредных привычек, массаж и миогимнастика, по показаниям — консультация педиатра, ортодонта и т.д.). Родителей учат проводить осмотр зубов ребенка, оценивать их состояние и обращаться к врачу сразу после выявления на зубах белых пятен и других изменений. Заранее подготовленные памятки, буклеты и другие раздаточные материалы позволяют упростить и повысить эффективность просвещения и обучения родителей. Во время повторных обследований определяют комплаентность родителей, степень выполнения рекомендаций стоматолога. Если необходимо, повторяют обучение, направленное на повышение мотивации родителей к профилактике основных заболеваний полости рта у ребенка, увеличивают частоту профилактических мероприятий. Например, если не удается обеспечить полноценный гигиенический уход за зубами ребенка, то можно каждый месяц проводить профессиональную гигиену полости рта и фторирование зубов. При выявлении начальных признаков стоматологических заболеваний ребенка переводят в III группу.
Для детей III группы требуется комплекс лечебно-профилактических мероприятий. Дети этой группы имеют не только определенную стоматологическую патологию, но и различные факторы риска и действующие причины развития заболеваний органов и тканей полости рта, поэтому для них одинаково важны лечебно-реабилитационные и профилактические мероприятия. В этой группе проводят санитарно-гигиеническое просвещение родителей по вопросам питания и ухода за полостью рта детей, устранения выявленных факторов риска, мотивируют родителей к выполнению рекомендаций врача. В связи с повышенной восприимчивостью к кариесу всем детям (независимо от основного заболевания) назначают детские фторидные зубные пасты, профессиональную гигиену полости рта, локальное фторирование зубов, запечатывание фиссур временных моляров, эндогенные фториды, по показаниям — препараты кальция и фосфатов, витамины группы B, D, A, C. Повторные осмотры детей и профилактические мероприятия проводят каждые 3 мес, детям с кариесом зубов и тяжелыми пороками развития твердых тканей зубов — каждые 1-2 мес. При каждом посещении стоматолог осуществляет детям необходимое лечение заболеваний зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта, корректирует план профилактической помощи. Детей с врожденной патологией (расщелиной губы, неба) направляют на лечение в специализированные центры, детей с зубочелюстными аномалиями и деформациями, нуждающихся в профилактическом протезировании, направляют на лечение к врачу-ортодонту.
Эффективность диспансеризации детей раннего возраста оценивают по результатам обследования детей в возрасте 36 мес (3 лет). Главный критерий эффективности — количество детей со здоровой полостью рта. Признак хорошо организованной диспансеризации — ежегодное снижение распространенности и интенсивности кариеса временных зубов, распространенности ЗЧА, потребности в санации полости рта, увеличение количества детей в I и II группе, уменьшение количества детей в III группе.

История развития и организации стоматологической помощи детям в России

Детская стоматология изучает профилактику, клинику, диагностику и методы лечения заболеваний зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта, языка и губ, диагностику и профилактику зубочелюстных аномалий с учетом возрастных особенностей ребенка и влияния данных заболеваний на растущий организм в целом. В свою очередь общесоматические заболевания (сердечнососудистые, болезни почек, желудочно-кишечного тракта) и др. самым непосредственным образом влияют на клинику и лечение поражений органов и тканей полости рта у детей.

Стоматология детского возраста - дисциплина достаточно молодая и самая массовая, хотя отдельные упоминания о ней встречаются в работах выдающихся врачей даже античного мира. Историю формирования специальности условно можно разделить на четыре периода. Первый - период первичного накопления знаний по детской стоматологии (до XVIII в.) - характеризовался отдельными упоминаниями вопросов детской стоматологии в трудах ученых Древнего Востока, античного Средиземноморья. Средневековья.

В сочинениях великого врача Гиппократа (460-372 гг. до н.э.) приведены сведения о состоянии грудных детей в период прорезывания зубов, описана клиническая картина болезней полости рта, даны рекомендации по их лечению, советы по гигиене полости рта. В главе «De dentitione» известной книги афоризмов он писал: «В периоде прорезывания зубов наблюдаются зуд в области десен, лихорадка, понос; особенно это бывает при прорезывании клыков у детей полных со склонностью к запорам».

Обширные данные о прорезывании зубов, их росте и строении в различном возрасте, о симптомах заболеваний зубов и полости рта, методах лечения и ухода за зубами содержатся в известном «Каноне врачебной науки» Абу Али Ибн Сины (Авиценны. 980-1037 гг.).

Второй период развития детской стоматологии (18-19 вв.) характеризуется систематизацией знаний по вопросам заболеваний органов и тканей полости рта у детей. Даже после выделения зубоврачевания в самостоятельную область (конец XVII - начало XVIII в.) вопросы детской стоматологии оставались предметом изучения общей медицины, преимущественно хирургии и педиатрии.

В России многие выдающиеся деятели отечественной медицины освещали в своих трудах проблемы стоматологии детского возраста. В XVIII в. основатель русской акушерской школы и педиатрии Н.М. АмбодикМаксимович (1744-1812) большое внимание уделял стоматологическим заболеваниям у детей, особенно раннего возраста. В руководстве «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле» (1784-1786) он затрагивал вопросы детской стоматологии, давал много полезных советов о гигиене полости рта ребенка, описывал заболевания зубов и полости рта.

В XIX в. большое внимание вопросам профилактики и лечения стоматологических заболеваний у детей уделялось при подготовке педиатров, а разделы основ детской стоматологии (затрудненное прорезывание зубов, врожденные пороки развития губ и рта, болезни полости рта, слюнных желез, стоматиты и др.) входили в учебные программы по детским болезням (1862,1869).

Вопросы детской стоматологии были освещены в руководстве «Общая и частная терапия болезней детского возраста» (18%) основоположника возрастной анатомии, педиатра, профессора Н.П. Гундобина (1860-1908), а также в его лекциях о прорезывании зубов у детей.

Н.В. Склифосовский (1836-1904) на VI съезде русских естествоиспытателей и врачей в 1879 г. прочитал доклад «О прочности зубов у обитателей столицы», в котором доказал связь между поражаемостью зубов кариесом и внешней средой и предложил проводить профилактику кариеса путем воздействия на организм в целом.

Проблемам детского возраста уделяли вниманиеи авторы книг по общей стоматологии. В 1829 г. вышел один из первых оригинальных трудов по зубоврачеванию на русском языке «Дантистка и зубное искусство лечения зубных болезней с приложением детской гигиены». Ее автор штаб-лекарь А.М. Соболев (род. в 1793 г.) рассматривал вопросы детской стоматологии и рекомендовал, «как должно содержать детей с самого рождения, дабы через то соблюсти их здоровье и предохранить зубы от порчи».

Третий период развития детской стоматологии (конец XIX-XX вв.) характеризуется формированием специальности «детская стоматология», определением круга вопросов дисциплины и подготовки кадров, организацией специализированной стоматологической помощи детям. Появились научные и практические исследования, посвященные изучению особенностей клинической картины и лечения стоматологических заболеваний у детей. М.М. Чемоданов (1856-1908) в 1902 г. обосновал ампутационный метод лечения временных зубов с воспаленной пульпой и доказал, что физиологическая резорбция корней при этом не нарушается.

Подлинным основателем детской стоматологии в России является А.К. Лимберг (1856-1906), который в 1886 г. организовал первую в России бесплатную школьную зубоврачебную амбулаторию. На заседании Российского общества народного здоровья 12 марта 1889 г. в докладе «О зубах учащихся и организации зубоврачебной помощи в школах» А.К. Лимберг отметил, что «деятельность зубных врачей ограничивается пломбированием, выдергиванием больных и вставлением искусственных зубов. Профилактика и диететика не прилагаются к полости рта. Это забытый отдел. Он останется забытым до тех пор, пока не найдет себе научных возделывателей». На I Всероссийском съезде зубных врачей и дантистов в 1896 г. комиссией под руководством А.К. Лимберга был разработан проект организации зубоврачебной помощи детям. В этом проекте были заложены основы плановой санации полости рта школьников, которые позволили через 5 лет регулярной работы школьных зубоврачебных амбулаторий значительно снизить количество удалений зубов у учащихся.

Первая бесплатная благотворительная помощь школьникам в Москве была организована в зубоврачебной амбулатории Обществом охраны народного здоровья в 1903 г. По наблюдениям ее заведующего В.А. Дубровина, в лечении зубов нуждались 95.4% детей. Позднее, также на благотворительных началах, были открыты еще три школьные амбулатории. В 1919 г. в Москве работало уже восемь специализированных кабинетов по приему детей, а организованное детское население было взято на учет для проведения плановой санации полости рта.

После изменения политической обстановки и создания Народного комиссариата здравоохранения в 1918 г. в него органично вошла зубоврачебная секция под руководством П.Г. Дауге (1869-1946), которая разрабатывала вопросы профилактики и лечения стоматологических заболеваний у населения. В 1922 г. в «Вестнике государственного зубоврачевания» был опубликован первый труд П.Г. Дауге по стоматологии детского возраста

Generated by Foxit PDF Creator © Foxit Software

http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.

«Проект систематической борьбы с костоедой зубов в РСФР», в котором ведущая роль отводилась детской стоматологии. В этой работе автор по существу впервые обосновал необходимость санации полости рта организованного детского населения.

Детская стоматология как самостоятельная медицинская дисциплина уже сформировалась к этому времени, так как определились предмет и методы обследования, лечения и профилактики, свойственные только этой специальности. Предметом работы изучения детской стоматологии, отличающим ее от таковой взрослых, стали:

период первичного беззубия детей;

наличие периода сменного и временного прикуса;

постоянная динамика состояния зубочелюстной системы (ЗЧС), связанная с ее ростом;

наличие периода естественного и искусственного вскармливания ребенка;

наличие процесса прорезывания и естественной смены зубов;

психические и психологические особенности стоматологического контакта с детьми и родителями;

врожденные и приобретенные уродства, аномалии развития и др.

Методами обследования, профилактики и лечения, присущими детской стоматологии, стали:

заболевания временных и постоянных несформированных и сформированных зубов;

врожденные уродства и аномалии развития:

нарушения прикуса и развития челюстей:

кариес зубов и болезни пародонта;

привитие полезных навыков для развития ЗЧС и гигиены полости рта.

Реализация этих задач легла на плечи немногочисленных стоматологов и зубных врачей, не имеющих специальной подготовки для работы с детьми. Естественно, у них возникало много клинических сложностей в лечении детей, которые решались эмпирически. Организационный прием детского населения потребовал постепенного отделения его от взрослого путем организации отдельных кабинетов, отделений, а в последующем и поликлиник для оказания стоматологической помощи детям. Это потребовало переориентации части врачей на работу с детьми. Таким образом, была постепенно создана сеть стоматологических учреждений, обслуживающих детское население.

Вопросы плановой профилактической санации обсуждались и на последующих одонтологических съездах: на 1 (1923) и II (1925) Всероссийском одонтологическом съездах, где было предложено проводить плановую санацию полости рта не только у школьников, но и у детей раннего возраста - дошкольников.

В 1924 г. в ГИЗе, при клинике терапевтической стоматологии, было открыто детское профилактическое отделение под руководством Т.Н. Альбанской. которая внесла значимый вклад в разработку и обоснование методов лечения зубов у детей. На III Всесоюзном одонтологическом съезде в 1928 г. значительное внимание было уделено профилактике стоматологических заболеваний у школьников. По проекту П.Г. Дауге Наркомздравом РСФСР был издан циркуляр № 25 от 18 февраля 1931 г. «Об обязательной санации полости рта детей школьного возраста», который предлагал всем краевым, областным, дорожным и водным здравотделам немедленно приступить к проведению плановой санации полости рта школьников, в первую очередь в крупных промышленных районах. В последующие годы с развитием сети стоматологических учреждений и ростом количества врачей стоматологического профиля открылись реальные возможности для повсеместного осуществления санации полости рта у детей.

Несмотря на трудности, в стране развивалась сеть школьных амбулаторий, и количество детей с санированной полостью рта увеличилось со 100 тыс. в 1924 г. до почти 3 млн в 1935 г. В 20-30-е гг. Н.И. Агапов научно обосновал принципиально новый метод плановой профилактической санации полости рта у детей, он доказал, что под санацией полости рта необходимо понимать оздоровление не только постоянных зубов, но и временных.

В 30-е гг. развиваются системы стоматологического образования, в крупных городах открываются зубоврачебные школы и стоматологические институты, и к 1940 г. потребность страны в зубных врачах и врачахстоматологах была удовлетворена.

В связи со сложностью военных и послевоенных лет стоматология находилась в трудных условиях, с 1950 по 1954 г. уменьшилось количество выпускников врачей-стоматологов и зубных врачей вследствие закрытия некоторых стоматологических факультетов и многих зубоврачебных школ. Лишь в 1956 г. коллегия Министерства здравоохранения СССР признала необходимым расширить подготовку стоматологических кадров, и, начиная с 1957 г. стали открываться стоматологические факультеты при медицинских институтах в Воронеже, Омске, Ленинграде, Свердловске, Архангельске, Кемерово, Ставрополе, Чите, Калинине, Волгограде и других городах.

Все более остро вставали вопросы необходимости изучения распространенности основных стоматологических заболеваний у детей, их связи с соматическими заболеваниями в растущем организме, научного обоснования особенностей профилактики, диагностики и лечения этих заболеваний. В 1953 г. Н.И. Агапов издал монографию «Клиническая стоматология детского возраста», которая освещала все разделы детской стоматологии. Вопросы профилактики и лечения заболеваний зубов, десен и слизистой оболочки полости рта у детей освещались в работах многих известных ученых: Е.М. Гофунга. Д.А. Энтина. Е.Е. Платонова. И.Г. Лукомского. И.О. Новика. Т.Т. Школяра. А.И. Евдокимова и др.

К 1962 г. были накоплены многочисленные научные знания в области детской стоматологии. Кроме того, в этот период плановой профилактической санацией была охвачена значительная часть не только организованного, но и неорганизованного детского населения, что привело к значительному снижению осложнений.

Накопленный клинический и организационный опыт дифференцированного приема детей стал основой Постановления Совета министров СССР (1961) «О мерах по улучшению стоматологической помощи населению» и доклада членкорреспондента АМН СССР профессора А.И. Евдокимова на IV Всесоюзном съезде стоматологов (1962) о плановой стоматологической санации (диспансеризации) детского и взрослого населения. Решить поставленные задачи было невозможно без подготовки квалифицированных кадров для исследовательской, педагогической и практической работы в детской стоматологии.

Поэтому были созданы кафедры детской стоматологии в вузах (первая - в ММСИ в 1963 г. под руководством профессора А.А. Колесова) и в учреждениях последипломной подготовки кадров (первая - в ЦОЛИУ в 1968 г. под руководством профессора Т.Ф. Виноградовой).

Логическим завершением периода фактического выделения детской стоматологии в структуре стоматологических специальностей было признаниеэтого факта стоматологической общественностью и проведение

Generated by Foxit PDF Creator © Foxit Software

http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.

первого съезда, посвященного целиком проблемам детской стоматологии (V Всесоюзного съезда стоматологов. 1968). В этом же году, согласно приказу МЗ СССР (N>340 от 30 апреля 1968 г.), впервые на обслуживание 10 ООО

детей в городе выделялось 4.5 врачебные должности, а на селе - 25.

В1970-1980-х гг. был и организованы кафедры деткой стоматологии в Пермском (заведующая - профессор Е.Ю. Симановская), Калининском (заведующий - профессор Р.Д. Новоселов), Омском (заведующий - профессор В.К. Леонтьев), Казанском (заведующая - профессор Х.М. Сайфуллина), Свердловском (заведующая - профессор Б.Я. Булатовская) и многих других медицинских институтах. Всего в СССР кафедр детской стоматологии насчитывалось 38. в РСФСР к 1990 г. их было 19. к 2003 г. - уже 27. Руководители этих кафедр и их сотрудники внесли значительный вклад в организацию стоматологической помощи детям. Именно кафедры детской стоматологии стали идеологическими центрами научных исследований, проводниками внедрения полученных результатов в практическое здравоохранение и подготовки стоматологических кадров для работы с детьми. Вопросам детской стоматологии, особенно эпидемиологии, профилактики и лечения кариеса зубов, а также врожденной патологии, были посвящены исследования, проводимые в Центральном научно-исследовательском институте стоматологии, созданном в 1962 г.

С середины и до конца XIX в. многие отечественные ученые изучали проблемы стоматологии детского возраста (А.И. Рыбаков. М.И. Грошиков. Г.Д. Овруцкий. Е.В. Боровский. Г.Н. Пахомов. А.В. Алимский. А.Г. Колесник. А.А. Прохончуков. Ю.А. Федоров. М.М. Соловьев. В.В. Рогинский. ЮЛ. Образцов и др.).

Центральное место в организации научно-исследовательской работы и подготовки специалистов по детской стоматологии занимает кафедра детской стоматологии ММСИ. Заведующий кафедрой с 1963 по 1989 г. профессор А.А. Колесов был первым руководителем секции детской стоматологии в Центральной проблемной методической комиссии Равного управления учебных заведений Минздрава СССР (организована в 1986 г.). Под руководством. А.А. Колесом был издан первый в стране учебник для студентов по стоматологии детского возраста, который неоднократно переиздавался (в 1970.1975.1985.1991.2003 и 2006 гг.). В1989-1990 гт. кафедру возглавляла профессор Н.Н. Каспарова, а в 1990 г. кафедра стоматологии детского возраста ММСИ была разделена на три самостоятельные кафедры: детской терапевтической стоматологии, детской хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, ортодонтии и детского протезирования. Кафедрой детской терапевтической стоматологии в 1990-2005 гг. заведовала профессор В.М. Елизарова, а с 2006 г. кафедрой заведует профессор Л.П. Кисельникова.

Высокая профессиональная и научная зрелость сотрудников кафедр детской стоматологии, а также знание вопросов организации лечебной помощи детям позволили МЗ СССР и МЗ РСФСР привлекать их к организационной, методической и консультативной работе. В разные годы главным детским стоматологом МЗ РСФСР были профессор НЛ. Каспарова, доцент В.В. Жилина, доцент В.К. Малиновский, профессор Н.В. Морозова, профессор Э.М. Кузьмина. В настоящее время главный детский стоматолог РФ - профессор JI.H. Макашовская.

В становлении современной детской стоматологии особую роль сыграла профессор Т.Ф. Виноградова и возглавляемая ею кафедра детской стоматологии ЦОЛИУВ (в настоящее время кафедра детской стоматологии РМАПО. заведующая - профессор Н.В. Морозова). На этой кафедре проводились и проводятся усовершенствование и профессиональная переподготовка врачей-стоматологов по детской стоматологам. Труды Т.Ф. Виноградовой «Диспансеризация детей у стоматолога» (1978.1988). «Педиатру о стоматологических заболеваниях у детей» (1982), первое руководство для врачей «Стоматология детского возраста» (1987). «Атлас по стоматологическим заболеваниям у детей» (2007) и другие стали настольными книгами специалистов, работающих в детской стоматологии и педиатрии. По инициативе Т.Ф. Виноградовой в журнале «Стоматология» был выделен раздел детской стоматологии, выпускались отдельные номера (№ 6) журнала, целиком посвященные детской стоматологии. Большое значение в развитии специальности играют научные исследования Т.Ф. Виноградовой, сотрудников кафедры и ее учеников, посвященные вопросам заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта, патологии твердых тканей зубов у детей, профилактике стоматологических заболеваний и диспансеризации детей у стоматолога. Немаловажное значение имеют и выходящие под редакцией Т.Ф. Виноградовой переводы зарубежных учебников и монографий по вопросам стоматологии детского возраста.

В 1980 г. по приказу МЗ СССР (№ 309-Л от 24 марта 1980 г.) был назначен внештатный главный детский стоматолог МЗ СССР (профессор Т.Ф. Виноградова), а приказами МЗ союзных республик такие же специалисты были назначены в республиках СССР. В1981 г. в рекомендациях VII Всесоюзного съезда стоматологов было указано на необходимость введения в номенклатуру врачебных специальностей специальности «врач-стоматолог детский», так как особенности детского организма требуют полного отказа от схематического переноса накопленного опыта лечения взрослых на ребенка.

Однако еще в течение нескольких лет шла работа по подготовке юридического обоснования выделения специальности «стоматолог детский», завершившаяся изданием в 1984 г. приказа МЗ СССР № 670 от 12 июня 1984 г. «Об улучшении стоматологической помощи населению», согласно которому в номенклатуру врачебных специальностей введена специальность «стоматолог детский».

В соответствии с этим приказом было утверждено «Положение о детском стоматологе», введена интернатура по детской стоматологии, а также инструкция о порядке аттестации детского стоматолога на соответствие занимаемой должности и на врачебную категорию. Несколько позднее, в 1996 г., в Российской Федерации отдельно выделена специальность «ортодонтия».

Стоматолог детский формировался как врач широкого профиля, работающий на смешанном приеме и сочетающий детского терапевта, детского поликлинического хирурга в пределах неотложной и первой помощи и специалиста, владеющего знаниями и навыками профилактической ортодонтии. Его профессиональная деятельность базируется на фундаментальных основах педиатрии. В настоящее время специальность «стоматология детская» предусматривает подготовку специалистов по детской терапевтической стоматологии и детской хирургической стоматологии. Сейчас в Минздрав РФ внесены материалы для выделения отдельно каждой из этих специальностей.

В специальности детской стоматологии особое место занимает профилактическое направление, поэтому создание в 1985 г. в ММСИ кафедры профилактики стоматологических заболеваний (заведующий - профессор П.А. Леус, с 1990 г. - профессор Э.М. Кузьмина) было еще одним этапом совершенствования подготовки кадров. Проведенные под руководством заведующих кафедрой эпидемиологические исследования позволили создать банк данных о стоматологической заболеваемости населения России, а научные труды и учебно-методические пособия помогают в подготовке кадров,

Generated by Foxit PDF Creator © Foxit Software

http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.

планировании, внедрении и оценке эффективности профилактических стоматологических программ в различных регионах страны.

В настоящее время вопросы научных достижений и анализ практического опыта по всем разделам детской стоматологии и профилактики стоматологических заболеваний обсуждаются на страницах специализированного профессионального издания (журнал «Стоматология детского возраста и профилактика»), а разделы детской стоматологии и профилактики есть во всех ведущих периодических стоматологических изданиях.

Сеть лечебных учреждений, оказывающих амбулаторную стоматологическую помощь детям, сложилась к началу 90-х гг., и ее структура была достаточно разнообразна.

В большом количестве были представлены школьные стоматологические кабинеты, их в России было более 5000. Они могли входить в структуру профилактических отделений детских стоматологических поликлиник (ДСП), то есть функционально являлись подразделениями детской стоматологической службы. Это оптимальный вариант, обеспечивающий единое понимание общих задач. Школьные кабинеты относились и к «взрослой» стоматологической службе, и к общепедиатрической поликлинике.

Задачей школьных стоматологических кабинетов была плановая санация полости рта с постепенным введением в нее элементов профилактики стоматологических заболеваний и диспансеризации. Другие типы кабинетов разворачивались в больницах, амбулаториях, здравницах, интернатах, детских дошкольных учреждениях. Кроме этого, существовали и передвижные стоматологические кабинеты. В таких кабинетах практически проводилась только санация полости рта в разных объемах.

Более крупной структурой было детское стоматологическое отделение, работающее в системе общепедиатрической или «взрослой» стоматологической службы.

Самое мощное структурное подразделение - ДСП. Разнообразие организационных форм оказания стоматологической помощи детям в связи с высокой потребностью в лечении сводилось преимущественно к санации полости рта, плановой или по обращаемости - централизованным или децентрализованным методом.

Появление ДСП стало революционным шагом в детской стоматологии, так как открыло возможность выделения различных видов специализированной помощи: терапевтической, хирургической, ортодонтической, ортопедической, пародонтологической, лечения заболевания слизистой оболочки полости рта, физиотерапевтической, анестезиологической и др.

Дифференцировка службы неизбежно потребовала подготовки кадров, и из числа детских стоматологов стали выделять и готовить врачей для работы в специализированных кабинетах.

Стоматологическая помощь детям оказывалась специалистами с высшим и средним образованием. Специалисты с высшим образованием - врачи-стоматологи детские, врачи-стоматологи смешанного приема и привлекаемые к санации школьников врачи стоматологи-терапевты. Специалисты со средним образованием - зубные врачи, ведущие детский или смешанный прием.

Таким образом, идеология и организационные формы детской стоматологии получали все большее распространение и к концу 80-х гг. дали реальные результаты. В целом нуждаемость в лечении кариеса снизилась по стране до 40-50%. охват санаций составил 80-85%, а число осложнений - менее 2%. Такие результаты были достигнуты благодаря широкой сети школьных стоматологических кабинетов и внедрению в них системы диспансеризации детей с дифференцированной степенью активности кариеса у стоматолога.

Четвертый период формирования специальности «стоматология детского возраста» - период современного развития детской стоматологии (с 1990 г. по настоящее время) характеризуется кризисным состоянием службы детской стоматологии, связанным с изменением социально-экономического положения страны и поиском пути выхода из этого положения.

Переход на новые экономические условия поставил детскую стоматологию в худшее положение, чем другие отрасли стоматологии, так как ее организация была более тесно связана с государственной системой. Благородное желание, проявляемое на всех уровнях, - сохранить ранее существовавшее бесплатное обслуживание детей - разбилось о недостаточное финансирование. Долгий поиск альтернативного пути выхода из кризиса поставил детских стоматологов в неравные условия со «взрослыми» стоматологами. В 90-е г. количество ДСП увеличилось на 3.7%. на 12% возросло количество, детских стоматологов, и если учесть снижение рождаемости в России в этот период на 30%. то с точки зрения количественных характеристик ситуация для специальности создалась достаточно благоприятная. Но если проанализировать качественную сторону вопроса, то она не совсем оптимистична.

В соответствии со штатным расписанием детских учреждений стоматологами было занято менее половины врачебных должностей, доминировали зубные врачи. Среди тех и других было очень много пенсионеров. Усугубляло эту проблему нежелание молодых специалистов работать в детской стоматологии из-за резкого ограничения, а местами полного отсутствия оказания платных услуг. В Москве, например, в 1995-J996 гг. ни один выпускник вуза не пришел в детскую стоматологию. К тому же повсеместно наблюдался отток кадров во взрослую и коммерческую сеть.

ДСП имели слабую материально-техническую базу, которая обновлялась, как правило, только в наиболее крупных из них. Стали массово закрывать школьные кабинеты, резко уменьшилось количество детских дошкольных учреждений. Это привело к перегруженности рабочих мест в поликлиниках. Соотношение между плановой профилактической помощью и лечением по обращаемости изменилось в пользу последнего. Все это немедленно сказалось на качестве стоматологической помощи детям и их здоровье.

По данным на 1995 г. при сохранении практически прежней распространенности кариеса нуждаемость в лечении выросла до 85%. а охват санаций снизился до 35%.

Впечатляет резкий рост количества осложнений, например число случаев осложненного кариеса в постоянных зубах выросло в 3 раза. Значительно увеличилось количество удаленных постоянных зубов и число детей, госпитализируемых по поводу одонтогенных воспалительных заболеваний. Однако детская стоматология пережила основной период кризиса.

Generated by Foxit PDF Creator © Foxit Software

http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.

Сегодня можно констатировать, что сеть детских стоматологических организаций (поликлиники, отделения, кабинеты) в принципе сохранилась.

Кадровое обеспечение также не снизилось, но значительно ухудшился его качественный состав за счет ухода значительного количества высококвалифицированных детских стоматологов во взрослую сеть и в частные стоматологические структуры. Налицо также отсутствие желания молодой смены посвятить свой труд детской стоматологии. Все это уже в настоящее время и в ближайшем будущем угрожает крахом состоянию детской стоматологии в стране.

В связи с введением специальности «стоматолог общей практики», в должностные функции которого входит оказание наряду со взрослыми квалифицированной помощи и детям (на смешанном приеме), а также специальности «гигиенист стоматологический», в обязанности которого входит только оказание профилактической помощи, в будущем следует ожидать постепенного перераспределения объема стоматологической помощи детям между детскими стоматологами и указанными выше специалистами, что в принципе постепенно подвинет отечественную детскую стоматологию к позициям, характерным для других стран, где квалифицированную стоматологическую помощь детям оказывают стоматологи общей практики (семейный стоматолог), и лишь сложные, осложненные и редкие формы стоматологических заболеваний у детей лечат в специализированных клиниках и у узких специалистов

Детских стоматологов.

Нам ни в коем случае не следует торопить или форсировать указанную ситуацию. Она должна стать естественным ходом событий и происходить без ухудшения качества стоматологической помощи детям.

Быстрые и серьезные меры должны быть приняты по восстановлению школьной стоматологии в России. Для этого должны быть приняты следующие меры

Директивно, на основе совместного решения Минздрава РФ, Минобразования РФ и Минтруда РФ. должен быть узаконен статус школьных стоматологических кабинетов, их обеспечение кадрами, материалами и определена ответственность за их работу. В структуру школьной стоматологии должна быть введена должность гигиениста стоматологического для реального проведения профилактической работы в школах. Его деятельность должна быть запланирована и контролироваться школьным стоматологом, но работать гигиенист должен самостоятельно, решение этой проблемы позволит не только восстановить школьную стоматологию в России, но и обеспечить ее дальнейшее, преимущественно профилактическое направление развития.

С переходом к рыночной экономике, когда резко уменьшились бюджетные ассигнования, стал неизбежным поиск новых источников финансирования. Он шел стихийно, подчас интуитивно, направляемый законами рынка, и привел к созданию государственной службы с разными источниками финансирования и впоследствии - службы, альтернативной государственной.

Первым дополнительным источником финансирования государственных учреждений стало обязательное медицинское страхование (ОМС). Опыт работы в системе ОМС показал, что и эта форма в ее первоначальном виде мало изменила ситуацию. Стоимость лечения ребенка объективно столь высока, особенно с учетом новых технологий, что страховые компании не в состоянии обеспечить ее реальной оплаты.

Идея оказания всех видов помощи всему детскому населению в рамках бюджета и ОМС оказалась несостоятельной. Классификаторы составлялись с включением в них максимально возможного количества стоматологических процедур, что не опиралось на реальные финансовые возможности. Это привело к неоправданному удешевлению лечения и в ответ на это создало мотивацию у врачей к лечению более сложных форм патологии, включению в стоимость лечения трудноконтролируемых процедур, вынудило построить работу по принципу «лечить, а не вылечить». Например, широко стали практиковаться массовые осмотры детей в организованных коллективах, не завершающиеся лечением. Это стало способом повысить финансирование ДСП за счет числа посещении. «Дополнение» к ранее существовавшему приказу об оценке труда стоматолога, в отличие от врачей всех других специальностей, в условных единицах трудоемкости было направлено на улучшение финансирования ДСП за счет более высокой оценки в условных единицах трудоемкости (УЕТ) каждой манипуляции, а н е наращивании количества посещений.

Кроме этого, в одних регионах страховые компании Фонда ОМС оплачивают лечение с использованием пломб из композитных материалов, профилактические процедуры, а в других - нет. Такая неоднотипность подхода усугубляла социальное неравенство детей.

Таким образом, недостаточное финансирование детских стоматологических учреждений привело к уменьшению объемов и видов помощи, снижению уровня внедрения современных технологий лечения, падению заинтересованности врачей в таком варианте работы. Назревала новая кризисная ситуация, которая проявлялась несостоятельностью действующей модели ОМС

Это стимулировало попытку пересмотреть некоторые элементы в системе Фонда ОМС. Большинство страховых компаний применяют метод «укрупнения манипуляций» в классификаторе (выведение под одним сводным названием всех этапов диагностики и лечения заболевания). Это позволяет избежать приписок некоторых элементов технологии, но, по сути, удешевляет стоимость работы врача.

В трудный период 90-х гг. большую роль в осознании момента и поиска путей выхода из сложившейся ситуации сыграла Стоматологическая Ассоциация России (СтАР). Именно она уделяла большое внимание необходимости формирования службы, альтернативной государственной, ломая психологические стереотипу отношения организаторов здравоохранения, специалистов и населения к возможности платной стоматологической помощи и, в частности, стоматологической помощи детям.

Это было абсолютно необходимо в связи с бурным развитием рынка стоматологических материалов и технологий и практической невозможностью их внедрения на базе сектора государственного здравоохранения.

С другой стороны, недостаточный уровень профессиональной подготовленности врачей в определенной степени сдерживал возможность внедрения мировых технологий в клиническую практику. Большая заслуга СтАР была и в обучении специалистов стоматологического профиля и популяризации передовых технологий путем огромной работы по организации выставок, съездов, конференций, семинаров, мастер-классов, расширения спектра профессиональных печатных изданий и т.д.

Generated by Foxit PDF Creator © Foxit Software

http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.

Для детской стоматологии 90-е гг. были периодом, когда в воздухе витал вопрос о жизнеспособности специальности «стоматология детская» и большая часть стоматологической общественности была настроена на бесперспективность сохранения детской стоматологии в ее сложившихся формах.

Именно в это время (1997) в составе СтАР была организована секция детских стоматологов (руководитель - профессор Н.В. Морозова). Ее главными задачами стали сплочение детских стоматологов России в трудный момент, обмен опытом в преодолении кризисных ситуаций, организация научно-практических конференций, создание первого профильного журнала и проведение конкурсов профессионального мастерства.

Уже первая конференция СтАР по детской стоматологии не оправдала пессимистических прогнозов в том, что «гибнущая» детская стоматология сможет собрать заинтересованную аудиторию и провести 3- дневную конференцию. Специалисты живо откликнулись на предложение участвовать в конференции - такого форума детских стоматологов не было более 30 лет!

На конференции был рассмотрен и одобрен проект «Концепции развития детской стоматологии в России». Этот документ вошел фрагментом в разработанную СтАР «Концепцию развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации», одобренную правительством РФ, где отмечалось, что «размеры финансирования здравоохранения из бюджетов всех уровней и за счет Фонда ОМС не обеспечивают население бесплатными медицинскими услугами. Вместе с тем имеющиеся финансовые и материальные ресурсы используются неэффективно, усиливаются диспропорции в предоставлении медицинской помощи. Все более широкое распространение получает теневая сторона оплаты медицинских услуг».

На основании Постановления правительства РФ от 5 ноября 1997 г. № 1387 МЗ РФ поручило СтАР определить объемы и виды помощи в рамках государственных гарантий.

К сожалению, рамки государственных гарантий не обеспечивают получения всех видов стоматологической помощи детскому населению, поэтому абсолютно оправдано развитие платной стоматологической помощи детям.

Формирование службы, альтернативной государственной, началось в рамках ДСП, самостоятельных коммерческих структурах, появился опыт акционирования ДСП и работы таких учреждений в системе госзаказа.

Платная помощь как дополнительный источник финансирования помогает ДСП улучшить материально-техническую базу, повысить качество помощи всем детям, способствует развитию специализированных служб. Кроме того, дополнительное финансирование позволяет увеличить заработную плату врачам и обслуживающему персоналу, что уменьшает отток кадров. Поэтому необходимо и дальше формировать в ДСП сектор платных услуг. Поскольку на платную помощь есть спрос, постепенно формируется сектор службы, альтернативной государственной. Он берет на себя часть детей и имеет больше материальных возможностей для оказания им помощи, что частично разгружает государственную сеть.

В эти годы появилась возможность разработки и внедрения профилактических программ, которые финансировались фирмами-производителями (спонсорами). К реализации программ широко привлекались педагоги школ. Программы особенно важны в связи с тем, что в этот период вследствие роста потребности в лечении и закрытия многих школьных кабинетов детские стоматологи не могли уделить должного внимания вопросам профилактики и. в частности, гигиене полости рта.

В 2000-е гг. резко изменяется кадровая политика. В номенклатуру стоматологических специальностей была введена специальность «стоматолог общей практики». Это базовая специальность,

в содержание которой входит определенный объем знаний и навыков и по детской стоматологии. Специалисты такого профиля должны были пополнить количество врачей, оказывающих, в том числе и помощь детям.

В эти же годы в стране внедрилась практика аттестации и сертификации специалистов, которая определила право стоматолога на работу по соответствующей стоматологической специальности. Поэтому стоматолог общей практики не может работать по специальностям, требующим углубленной

подготовки, в том числе по детской стоматологии, а должен оказывать помощь детям только в учреждениях со смешанным приемом, то есть не может работать ни в ДСП, ни в кабинетах при детских учреждениях.

Внутри специальности «стоматология детская» появилась новая проблема. Специалист «стоматолог детский» по своим профессионально-должностным характеристикам идентичен стоматологу общей практики, но только работающему с детьми. Поэтому с появлением ДСП в течение многих лет зрело противоречие между дифференцированной специализированной помощью (детской терапией и хирургией) и единственной общей специальностью «стоматология детская».

Это противоречие остро проявилось при лицензировании учреждений по видам деятельности и привело к тому, что детские стоматологи, даже работающие многие годы в хирургических кабинетах и имеющие высшую категорию по детской стоматологии, оказались не соответствующими занимаемой должности, и возникла необходимость их массовой профессиональной переподготовки по хирургической стоматологии взрослой. Сложившаяся ситуация, в свою очередь, требует кардинальной перестройки работы кафедр хирургической стоматологии в связи с необходимостью обеспечить качественное преподавание раздела детской хирургической стоматологии, что ранее решалось силами и базами кафедр детской стоматологии. Однако такой подход не решает проблемы специализированной службы в детской стоматологии. Реальное существование наряду со смешанным приемом бурно развивающейся специализированной помощи, для выполнения которой требуется не только профессиональный детский хирург, но и детский терапевт, нуждается в сертифицированных специалистах по трем специальностям: «стоматология детская» (идентична стоматологии общей практики) для врачей, работающих на смешанном приеме; «стоматология детская хирургическая»: «стоматология детская терапевтическая». Такая дифференцировка давно реально существует в детской стоматологической практике, а юридически оформлена, к сожалению, только во взрослой стоматологии. Эти проблемы еще ждут своего решения.

Generated by Foxit PDF Creator © Foxit Software

http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.

Всегда в детской стоматологии остро стояли вопросы среднего медицинского персонала, и поэтому врач, в основном работающий в школьном кабинете, вынужден был зачастую выполнять и функции медицинской сестры. Это в значительной степени снижало объемы и качество выполняемой лечебной и особенно профилактической работы.

Важным событием в стоматологии стало появление в 2001 г. (приказана Министерства образования РФ N* 1809 от 19 июня 2000 г. и Министерства здравоохранения РФ № 33 от 6 февраля 2001 г.) специалиста «гигиенист стоматологический». В его обязанности входит проведение профилактической работы, что позволяет и расширить этот спектр деятельности, и разгрузить врача от не свойственных ему функций. Учитывая наибольшую эффективность профилактики именно в детском возрасте, он абсолютно необходим для детской стоматологии. В настоящее время выпуск их невелик, потребность в этих специалистах в стоматологии высока, но, к сожалению, пока большинство из них работают в коммерческих структурах.

Значимой вехой сегодняшней детской стоматологии стал приказ Минздравсоцразвития России № 289 от 14 апреля 2006 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию стоматологической помощи детям в РФ». Он окончательно завершил этап сомнения в жизнеспособности детской стоматологии, став фактором официального признания этой специальности, и определил пути ее дальнейшего развития.

Большой фрагмент приказа посвящен кадрам.

В нем определено, кто может осуществлять профессиональную деятельность. В должности врачастоматолога детского и врача-хирурга, какие виды деятельности у этих врачей, и увеличено количество врачебных должностей на 10 ООО населения.

Имеет значение для детской стоматологии факт выделения отдельной строкой необходимости санации полости рта в организованных детских коллективах и диспансеризации детей со стоматологическими заболеваниями.

Профилактическая, консультативно-диагностическая и лечебная помощь детям должна осуществляться в соответствии с приказом МЗ РФ № 620 от 30 декабря 2003 г. «Об утверждении протоколов ведения детей, страдающих стоматологическими заболеваниями».

В приказе определена примерная структура ДСП и порядок организации ее отделений и кабинетов.

В виде приложения представлен перечень оборудования и инструментария ДСП.

Таким образом, данный приказ стал юридической базой современной детской стоматологической службы.

Сегодняшний период развития России характеризуется поворотом к социальной политике, отражением которого считаются приоритетные национальные проекты, в том числе касающиеся детского населения (демографический, здоровье нации, образование и т.д.).

Поэтому дальнейшее развитие детской стоматологии пойдет в направлении общенационального вектора, и нашей специальности надо быть готовой к увеличению численности детского населения и принять активное участие во всеобщей диспансеризации детей с целью вырастить здоровое поколение.

В совершенствовании организации стоматологической помощи детям, стоматологической диспансеризации детского населения, внедрении новых технологий профилактики и лечения стоматологических заболеваний у детей, дальнейшему развитию специальности детской стоматологии на современном этапе способствуют научные исследования ведущих ученых страны: В.К. Леонтьева. Л.П. Кисельниковой. Э.М. Кузьминой, Е.Е. Маслак, Н.В. Морозовой. В.м. Елизаровой. В Г Сунцова Г.А. Хацкевича. A.M. Хамадеевой. П.А. Железного, Киселевой. М.А. Даниловой и многих других. .

Накопленный опыт развития детской стоматологии позволяет объективно оценить ее достижения и ошибки. Это вселяет надежду, что все положительные результаты нашей истории будут обогащены современными достижениями, а возможности их внедрения выведут детскую стоматологию на мировой уровень.

Generated by Foxit PDF Creator © Foxit Software

http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.

Глава 2 Диспансеризация детского населения у стоматолога

Диспансеризация детей у стоматолога метод стоматологического обслуживания детского населения, направленный на повышение уровня здоровья ребенка» Основные задачи диспансеризации:

контроль развития

первичная профилактика стоматологических заболеваний:

выявление и лечение ранних стадий заболеваний органон и тканей полости рта (вторичная профилактика, санация);

реабилитация детей с врожденной и приобретенной патологией челюстно-лицевой области.

По сравнению с другими методами организации стоматологической помощи детям (плановой санацией полости рта, санацией по обращаемости) система диспансеризации детей имеет существенные преимущества:

улучшение стоматологического здоровья населения;

удешевление стоматологического обслуживания с помощью расширения фрагмента профилактики и увеличения количества здоровых детей;

уменьшение психологического напряжения врача при работе с детьми и облегчение работы путем

уменьшения трудоемких манипуляций;

изменение содержания работы с детьми в сторону легкопереносимых и безболезненных манипуляций, что улучшает эмоциональное состояние пациентов и их родителей, препятствует появлению детей с паническим страхом перед стоматологом, формирует адекватное отношение населения к стоматологической помощи, снижает общий уровень стоматофобии в обще стае.

Сдерживавшие факторы внедрения диспансеризации детского населения кадровая необеспеченность (недостаточное количество детских стоматологов и гигиенистов стоматологических), недостаточность материально-технического обеспечения и финансирования службы детской стоматологии фондами ОМС и местными бюджетами

Диспансеризация предусматривает динамическое наблюдение за ребенком с индивидуальной частотой посещений врача, индивидуальными профилактическими и лечебными мероприятиями, обусловленными состоянием здоровья пациента.

Организация диспансеризации детского населения включает несколько этапов.

подготовительный - обучение персонала, подготовка документации, изучение эпидемиологической обстановки (содержание фторида в питьевой воде, привычки питания и ухода за полостью рта детей и др.) и другие организационные мероприятия: « начальный - первичное обследование детей, проведение необходимых профилактических мероприятий, лечение выявленной патологии, определение диспансерной группы и составление индивидуальных планов (программ) лечебно-профилактических мероприятий для каждого ребенка:

основной - диспансеризация детей в соответствии с индивидуальными программами;

этап оценки эффективности диспансеризации - ежегодная корректировка индивидуальных программ диспансеризации детей на основании полученных результатов.

При составлении индивидуальных планов (программ) диспансеризации детей используют три основных блока.

Информационно-обучающий блок.

Беседа с родителями и детьми: санитарное просвещение по вопросам профилактики и лечения стоматологических заболеваний, рекомендации по устранению выявленных факторов риска развития стоматологических заболеваний, мотивация к выполнению назначений стоматолога и др.

Обучение детей и родителей методике чистки зубов, флоссинга и др.

Обучение методике контроля гигиены полости рта.

Обеспечение родителей и детей памятками, буклетами, книгами и другими индивидуально ориентированными информационно-наглядными материалами.

Медико-профилактический блок - медицинские методы индивидуальной профилактики, выполняемые детским стоматологом, гигиенистом стоматологическим или родителями (по назначению стоматолога).

Назначение средств эндогенной профилактики кариеса (системных фторидов, препаратов кальция

и др.).

Проведение экзогенной профилактики кариеса (локальные фториды, кальций-фосфатные

препараты, герметизация фиссур и др.).

Профессиональная чистка зубов.

Сошлифовывание нестершихся бугров временных моляров, миогимнастика и другие меры

профилактики зубочелюстных аномалий (ЗЧА).

Лечебный блок - использование современных технологий лечения стоматологических заболеваний (терапевтическое, пародонтологическое, хирургическое, ортодонтическое, физиотерапевтическое, ортопедическое лечение). Удельный вес использования каждого блока в индивидуальных программах диспансеризации детей различен и зависит от многих факторов: возраста и стоматологического статуса ребенка, диспансерной группы, материально-технической оснащенности учреждения, уровня подготовленности врача или гигиениста стоматологического и др.

Персонал и документация

Generated by Foxit PDF Creator © Foxit Software

http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.

Диспансеризацию детей осуществляет детский стоматолог совместно со сто матологическим гигиенистом. Детский стоматолог проводит обследование детей, лечит выявленную патологию, составляет индивидуальные программы лечебнопрофилактических мероприятий, направляет детей к другим специалистам, оценивает эффективность диспансеризации детей, руководит работой гигиениста, гигиенист проводит гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей.

выполняет профилактические процедуры, ведет документацию. В контрольной карте диспансерного наблюдения (форма № 30) записывают группу диспансеризации ребенка, дату повторного приема. Все сведения о состоянии ребенка, запланированных и выполненных лечебно-профилактических мероприятиях вносят в амбулаторную карту (форма № 43) или в санационную карту (форма № 267). Применение компьютерных технологий позволяет оптимизировать планирование, организацию, мониторинг и оценку эффективности диспансеризации детей у стоматолога.

Диспансеризация детей раннего возраста (до 3 лет)

Диспансеризацию детей раннего возраста целесообразно проводить в стоматологическом кабинете детской соматической поликлиники. Возможно сочетание осмотров и профилактических мероприятий в комнате здорового ребенка соматической поликлиники с направлением детей (по показаниям) на лечение в стоматологическую поликлинику. Негосударственные стоматологические учреждения также могут проводить диспансеризацию обратившихся к ним пациентов раннего возраста. Результаты диспансеризации детей раннего возраста зависят от комплаентности родителей - способности к выполнению рекомендаций и назначений врача. Повышение мотивации родителей к профилактике и лечению заболеваний органов и тканей полости рта ребенка - важное направление работы детского стоматолога и гигиениста стоматологического при проведении диспансеризации детей раннего возраста.

Желательно, чтобы первый стоматологический осмотр ребенок прошел в возрасте до 6 мес. При первом осмотре проводят обследование ребенка, оценивают рост и развитие челюстно-лицевой области, выявляют факторы риска развития основных стоматологических заболеваний (табл. 2-1). Ориентируются преимущественно на данные опроса родителей и стоматологического осмотра ребенка, так как проводить специальные прогностические тесты у детей раннего возраста трудно. Дают родителям рекомендации по устранению и снижению патогенности выявленных у ребенка факторов риска, общие рекомендации по питанию, уходу за зубами ребенка, применению фторидов.

Важно снизить возможность колонизации S. mutans на прорезывающихся зубах ребенка. Родителям рекомендуют проводить санацию своей полости рта, не менее двух раз в день чистить зубы, использовать фторидные зубные пасты, флоссы, ксилитсодержащие жевательные резинки/леденцы, исключить возможность передачи инфекции ребенку от матери и других родственников через посуду, соску, поцелуи.

По результатам первичного обследования определяют ребенку диспансерную группу.

I группа - здоровые дети;

II группа - дети с факторами риска развития стоматологических заболеваний (см. табл. 2-1);

III группа - дети, имеющие различные стоматологические заболевания (врожденные и приобретенные ЗЧА

и деформации, пороки развития твердых тканей зубов, кариес зубов и др.).

Таблице 2-2. Схема мероприятий при проведении стоматологической диспансеризации детей раннего возраста

Информационно-обучающий блок: мотивация

Медико-профилактический блок,

Лечебный блок

назначения

врача, просвещение и обучение родителей

1 группа: повторные осмотры поело прорезывания каждой группы временных зубов

профилактика инфицирования ребенка S mutans;

уход за прорезывающимися зубами ребенка, контроль

гигиенического состояния зубов, чистка зубов два раза в

день, флоссинг после установления контактов между

соседними зубами;

прекращение ночных кормлений ребенка сладкими и

кислыми продуктами и напитками:

ограничение частоты приемов сладкого и кислого,

одноразовые влажные салфетки с

достаточное количество молочных продуктов, введение

твердой пищи;

ксилитом для ухода за зубами детей;

детские зубные пасты, не содер-

предупреждение формирования вредных привычек

жащие фторид

(сосания пальца и др.), неблагоприятно влияющих на

формирование челюстно-лицевой области ребенка;

челюстно-лицевой области ребенка;

стоматологу при появлении белых пятен и друга

изменении

II группа: повторные осмотры каждые 6 мес

Generated by Foxit PDF Creator © Foxit Software

http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.

фторидные детские зубные пасты

профилактика инфицирования ребенка S mutans: уход

за прорезывающимися зубами ребенка, контроль

пасты на одну чисткугорошина);

профессиональная чистка зубов;

гигиенического состояния зубов, чиста зубов два раза в

экзогенная профилактика кариеса

день, флоссинг посев установления контактов между

(фторидные лаки, гели, глубокое

соседними зубами;

фторирование эмали, препараты

контроль обеспечения организма ребенка фторидами;

кальция, фосфатов и др.) 2 раза в год,

предупреждение травматических повреждений

частота процедур может быть

челюстно-лицевой области ребенка:

увеличена в связи с индивидуальными

регулярный осмотр зубов ребенка и обращение к

особенностями ребенка;

герметизация фиссур временных

изменений;

устранение выявленных факторов риска развитие

детям с риском развития ЗЧА -

ЗЧА: отучивание ребенка от соски-пустышки, сосания

консультация ортодонта, по его

пальца и т.д

назначению - массаж, миогимнастика и

кариеса: прекращение частых приемов сладких

детям с высоким риском кариеса

и кислых продуктов и налитков, особенно ночью,

зубов - системные фториды"

ограничение мягкой и крахмалистой пищи, введение в

(фторированная вода, соль, молоко,

рацион полезных продуктов, регулярная и тщательная

таблетки, капли), по показаниям -

двукратная чистка зубов и др.

препараты кальция, фосфатов,

витамины

III группа: повторные осмотры каждые 3 мес, детей с кариесом - каждые 1-2 мес

Профилактика инфицирования ребенка S mutans.

Контроль за прорезывавшимися зубами ребенка,

фторидные детские зубные песты

санация полости

контроль гигиентеского состояния зубов, флоссинг

после установления контактов между соседними

лечение

пасты на одну чистку - горошина);

заболеваний

профессиональная чистка зубов:

контроль обеспечения организма ребенка фторидами

пародонта и

фторидные лаки, гели, глубокое

предупреждение травматических повреждений

слизистой оболочки

фторирование эмали, препараты

челюстно-лицевой области ребенка;

полости рта;

кальция, фосфатов и другие 3-4 раза в

регулярный осмотр зубов ребенка и обращение к

ортодонтическое

год, детям с кариесом зубов - 6-8 раз в

стоматологу при появлении белых пятен и других

изменений;

профилактическое

герметизация фиссур временных

устранение выявленных факторов риска развития

протезирование,

ЗЧА: отучение ребенка от соски-пустышки, сосания

направление

системные фториды, по показаниям -

пальца и др;

детей с врож-

устранение выявленных факторов риска развития

препараты кальция и фосфатов,

денными пороками

витамины группы В, D, А, С и др.;

кариеса: прекращение ночных кормлений ребенка,

развития ЧЛО на

консультация ортодонта,

запрет сахара и сладостей, кислых продуктов и

лечение в спе-

стоматолога-хирурга, других

напитков, ограничение мягкой и крахмалистой пищи,

циализированные

специалистов - по показаниям

введение в рацион полезных продуктов.

чистка зубов посев каждого приема пищи

Факторы риска развития кариеса зубов и зубочелюстных аномалий у детей раннего возраста

Повышение риска развитая

кариеса зубов

зубочелюстных

аномалий

Возраст до 12 мес

Нарушение физиологического течения беременности у

Заболевания матери в период беременности

высокая степень активности кариеса у родителей, братьев

Зубочелюстные аномалии у родителей, братьев и сестер

Нарушение срока рождения ребенка (недоношенность,

переношенность)

Малая масса тела при рождении

Родовая травма

Хронические заболевания ребенка

Частые острые заболевания

Прием медикаментов (антибиотиков и др.),

неблагоприятно влияющих на состояние органов и тканей

полости рта

Искусственное вскармливание

Употребление сахара и сладостей



Новое на сайте

>

Самое популярное