Домой Дерматология Страшно делать прививки ребенку? Плюсы и минусы прививок для детей. Вакцина от гриппа: все, что нужно знать о прививках

Страшно делать прививки ребенку? Плюсы и минусы прививок для детей. Вакцина от гриппа: все, что нужно знать о прививках

Прививки — неоднозначная тема. Каждая мамочка задумывается о том, чего больше опасаться — заболеваний или вакцин…

Знакомые спрашивают, прививаю ли я своих детей. Я отвечаю, что своему младшему сыну не сделала ни одной прививки, а старшего прививала, но только до двух лет. И считаю, что прививки необходимо делать строго по показаниям, подбирая каждому ребеночку индивидуальный календарь прививок, а от некоторых стоит вовсе отказаться, другие же делать позже, чем они есть в календаре.

На самом деле, я долго сомневалась, стоит ли излагать свои мысли о вакцинации в статье. Однако, наверное, люди должны знать, что «прививочный» вопрос неоднозначен, и существует реальный риск здоровью и жизни. Именно поэтому я согласилась сформулировать то, что думаю о вопросе вакцинации. Здесь читатели познакомятся с выбранным мной решением этого вопроса. И все же скажу: не претендую на то, чтобы мое мнение считалось истиной в последней инстанции.

Кашель ребенка с заболеванием коклюш на видео в этой

Иммунитет и прививки

Ребенок рождается с незрелой иммунной, а также нервной и пищеварительной системами. Особенно незрелая иммунная система, поэтому ребенку необходимо грудное вскармливание в первый год жизни, чтобы он получал необходимые антитела от мамы: в первый год жизни ребенок особенно уязвим. Нервная система также развивается у ребеночка в первый год жизни.

Полностью созревает иммунная система только к возрасту 5-7 лет. Возникает вопрос — нужно ли нагружать иммунную систему тем количеством антигенов, которое предполагает современный прививочный календарь?

Мое мнение — не нужно. Я считаю, что перегружать иммунную систему избыточным количеством антигенов губительно для организма.

Любая вакцина, введенная в организм, особенно в грудничковом возрасте, и тем более в возрасте новорожденного, возможно, отразится на его здоровье в будущем, на его неспецифическом иммунитете — не имеющем отношения к болезни, от которой мы прививаем ребенка. Отразится не только в ближайшее время после введения вакцины, но и на период всей его жизни. Химические вещества, содержащиеся в вакцинах ослабляют иммунитет, а вирусы, и бактерии, анатоксины дают специфический иммунитет на время , а общий иммунитет ослабляют.

Возможные последствия вакцинации

В последнее время появляются публикации ученых на тему связи прививок с такими заболеваниями как аутизм, сахарный диабет, бронхиальная астма, ревматоидный артрит, рассеянный склероз, т.н. аутоиммунными болезнями, а также онкологическими заболеваниями (лейкемия и др.)

Американский врач Джорж Батерлоу Классен говорит об обнаруженной им связи между прививкой против гепатита В и инсулинзависимым сахарным диабетом (о чем говорит рост заболеваемости СД I типа на 60% в Новой Зеландии после введения массовой вакцинации против гепатита В). Также наблюдался рост заболеваемости СД I типа в США и Великобритании после вакцинации против гемофильной палочки. Однако многие исследования противоречат друг другу. То, что сегодня устанавливают, через время опровергают, и наоборот… Поэтому четко установить связь вакцинации с развитием таких серьезных заболеваний весьма сложно.

Не стоит отказываться от вакцинации

И все же, с моей точки зрения, от вакцинации полностью отказываться не стоит . Давайте разберем каждую вакцину в отдельности .

Гепатит В . Эту вакцину первый раз делают в роддоме в первые 12 часов жизни новорожденного, далее в месяц и 2 месяца жизни ребеночка. Вакцина достаточно тяжелая, и я считаю, что в роддоме она необходима только деткам, рожденным от матери, больной гепатитом В или являющейся носительницей данного вируса, а также тем, у кого в семье имеются больные и носители данного вируса. А взрослым, входящим в группу риска (контактирующих с больными и работающих с кровью), прививка обязательна при отсутствии противопоказаний.

БЦЖ . Вакцина против туберкулеза. Делается в роддоме на 3-5 день, ревакцинация, если проба Манту отрицательная в 7 или 14 лет. Вакцина живая , ослабленная, и главное, что от заражения туберкулезом она не защищает. Она защищает от тяжелых дессиминированных форм (туберкулеза костей, кишечника, туберкулезного менингита-воспаления мозговых оболочек), данные формы могут сочетаться с симптоматикой легочной формы. Заболеваемость тяжелыми формами действительно снизилась после массовой вакцинации, но общая заболеваемость осталась прежней. При введении микобактерии остаются в организме ребенка пожизненно.

Полиомиелит . В свое время данная вакцина помогла многим деткам избежать данной инфекции и инвалидизации, при которой оставались вялые параличи, парезы, деформации скелета на всю жизнь. Всем известно об эпидемии в середине XX века в Европе и Северной Америке, и именно введение в медицинскую практику вакцин привело к снижению заболеваемости. И я считаю, что данную прививку целесообразнее сделать.Делается она трехкратно в 3; 4,5 и 6 месяцев вместе с АКДС.

Вакцины от полиомиелита делятся на 5 типов:

1. Оральная полиовакцина (ОПВ);

2. Моновалентная оральная полиовакцина (мОПВ1 и мОПВ3);

3. Бивалентная оральная полиовакцина (бОПВ)

4. Инактивированная полиовакцина (ИПВ)

Оральные вакцины являются живыми, они содержат ослабленные вирусы полиомиелита, которые попадают на стенки кишечника, где происходит их размножение и циркуляция. В результате на вакцинный вирус формируются антитела, которые связываются с диким вирусом, в случае его попадания в организм. В редких случаях, если иммунитет ребенка ослаблен, может развиться вакцин-ассоциированный полиомиелит (ВАП). Он протекает по принципу полиомиелита с параличом конечностей.

В апреле 2016 года ОПВ, содержащая 1,2 и 3 штаммы Сэбина, была уничтожена в связи с Глобальной инициативой по ликвидации полиомиелита ВОЗ.

На сегодняшний день, согласно Национальному календарю прививок РФ, первые две вакцины проводят ИПВ, третья и последующие ревакцинации – ОПВ. Такая схема вакцинации позволяет сформировать хороший иммунитет к полиомиелиту и свести риск возникновения вакцин-ассоциированного полиомиелита к минимуму, т.к. к моменту введения живой вакцины иммунитет ребенка будет достаточным для сдерживания вируса и достаточным для предотвращения ВАПа.

АКДС. Анатоксин коклюш-дифтерия-столбняк. Делается данная вакцина вместе с полиомиелитом. Самый опасный в данной вакцине — коклюшный компонент. Именно с коклюшным компонентом данная вакцина дает и поствакцинальные реакции — гипертермия (повышение температуры тела), и поствакцинальные осложнения. Она способна активировать латентные («спящие») инфекции: в первую очередь цитомегаловирус и вирус Эпштейн-Барр. Также данная вакцина может вызвать поствакцинальный гломерулонефрит (заболевание почек, требующее пожизненного лечения) — лично знаю такого ребенка. Я придерживаюсь мнения, что от самого заболевания — коклюш — она не защищает.

Вспышки дифтерии бывают на фоне наличия большого количества непривитых детей, поэтому прививку АДС-М (анатоксин дифтерийно-столбнячный) — считаю необходимой.

Но, какую бы вы не выбрали вакцину для своего ребенка, АКДС или АДС-М, рекомендую сделать анализ крови на цитомегаловирус и вирус Эпштейн-Барр, и если данных инфекций нет, то риск осложнений от данной прививки будет сведен к минимуму.

Корь, краснуха, эпидпаротит — все три прививки делаются в год. Есть разные вакцины — моновакцины, дуо и тривакцины. Считаются относительно безопасными в плане поствакцинальных реакций — реакций, появляющихся сразу после прививки, но все чаще появляются данные о неоднозначности и данных прививок, в том числе в плане отдаленных последствий, что не может оставлять равнодушным родителей.

Вывод : считаю необходимой из всех вакцин лишь полиомиелит и АДС-М , остальное — по показаниям.

И, конечно, важно помнить, что состояние на момент прививки ребенка должно быть идеальным. Ребенок должен не только не болеть ОРВИ, но и не иметь неврологических отклонений, особенно это важно для прививки от полиомиелита и коклюшного компонента прививки АКДС, которая действует в первую очередь на нервную систему ребенка, а пациент с неврологическими нарушениями вероятнее даст поствакцинальные осложнения. Также идеальным должно быть состояние кишечника, это также очень важно при введении оральной полиомиелитной вакцины, т.к. заболевание относится к кишечным и дисбактериоз также может спровоцировать осложнения. Состояние нервной системы и кишечника также важны и для остальных прививок, т.к. любая патология может неблагоприятно сказаться при вакцинации, ведь прививка есть «малая болезнь».

В любом случае, если вы решили привить вашего ребеночка, то его нужно готовить. Если ребенок аллергик, ему необходима противоаллергическая терапия за несколько дней до любой прививки, в день вакцинации и после вакцинации несколько дней. Если у ребенка имеется судорожный синдром, а вы решили сделать прививку АКДС, то необходимы за несколько дней противосудорожные препараты.

Кроме оценки клинического состояния, ребенку перед вакцинацией нужно сдать анализы : общий анализ крови, общий анализ мочи, анализ крови на сахар, необходимо также комплексное определение иммунного статуса, анализы крови на цитомегаловирус и вирус Эпштейн-Барр, если есть подозрение, что ребенок перенес инфекцию, от которой должен прививаться, то необходимо для уточнения сдать антитела к данной инфекции.

Также важно качество вакцин, соблюдение условий хранения и правильность введения препарата.

Я считаю, что необходимо каждому ребенку подбирать индивидуальный календарь прививок, тогда возможно сведение к минимуму риска поствакцинальных реакций. Насчет поствакцинальных осложнений, таких как аутизм и заболеваний, возникающих на фоне сниженного иммунитета (так называемые аутоиммунные заболевания), вопрос их связи с вакцинацией достаточно спорный. Существуют опровергающие публикации ученых. В любом случае все риски можно свести к минимуму, проведя анализ на соответствующие инфекции. И все же вопрос связи прививок с развитием аутоиммунных заболеваний действительно сложный, и для меня он до сих пор остается открытым.

Еще раз повторюсь, здесь представлен мой выбор, и цель этой публикации — предупредить родителей о возможных рисках и побудить отнестись к прививкам очень серьезно. Я вполне допускаю, что в чем-то могу ошибаться, поэтому буду благодарна коллегам-врачам, которые возможно через комментарии, в том числе, помогут родителям малышей сделать верный, осознанный выбор.

врач-терапевт Лебедева Елена Владимировна, молодой специалист и мама двоих детей

(статья отредактирована)

Эпидемии, бушевавшие в прошлые века, опустошали целые города и местности. Люди не знали, как с ними бороться и спасались от них бегством или уповали на Бога.

Только в XVIII веке голландский ученый Левенгук, сконструировав усовершенствованную модель микроскопа, позволяющего достичь 150-300 кратного увеличения, обнаружил новый мир – мир микроорганизмов. Однако в те времена тот факт, что распространение заразных болезней связано с микроорганизмами, еще не был известен ученым. Первые практические результаты по профилактике инфекционных болезней были получены опытным путем. В 1776 году после многих лет предварительных исследований английский врач Э. Дженнер привил восьмилетнему мальчику материал из оспенного гнойника женщины, зараженной коровьей оспой. Через несколько дней у мальчика повысилась температура, появились гнойники, но затем эти явления исчезли. Когда через 6 недель ему ввели инфекционный материал от больного натуральной оспой, мальчик не заболел. Это первый известный нам пример вакцинации , то есть создания активного иммунитета против инфекционного заболевания путем введения в организм специального препаратавакцины .

Еще через 100 лет (в 1880 году) французский ученый Луи Пастер получил вакцины против куриной холеры, сибирской язвы и бешенства, но, главное, доказал, что ослабленные микробы можно использовать для предупреждения инфекционных болезней. Он назвал такие культуры микробов вакцинами (от латинского vacca – корова), а метод профилактики – вакцинацией, поскольку первый пример успешной вакцинации был связан с возбудителем коровьей оспы. Так в медицине появилось новое направление, которое и теперь успешно используется.

Идеи Пастера развили российский биолог И.И. Мечников и немецкий врач, бактериолог и биохимик П. Эрлих, которые показали значимость фагоцитоза и выработки антител в процессе освобождения организма от микробов. За это открытие оба ученых были в 1908 году удостоены Нобелевской премии.

В конце XIX века благодаря работам по иммунизации кроликов дифтерийным и столбнячным токсином было получено первое эффективное средство – сыворотка для лечения и профилактики дифтерии и столбняка. Эта работа также была удостоена Нобелевской премии.

Сегодня препараты на основе ослабленных живых или убитых микроорганизмов, их отдельных компонентов (антигенных фрагментов клеточных мембран) и продуктов жизнедеятельности находят широкое применение в медицинской практике и используются для предупреждения различных инфекционных заболеваний.

Для того, чтобы легче понять, что представляют собой вакцины, рассмотрим вкратце взаимоотношения между организмом человека и микробами, которые могут либо не иметь последствий вообще, либо проявиться в форме заболевания. Результат зависит от вида и количества микроорганизмов, от состояния человека (его возраста, здоровья, состояния иммунной системы).

Человеческий организм защищается от микробов различными способами. Во-первых, существуют естественные барьеры: кожа и слизистые оболочки, преодолеть которые, если они не повреждены, многие микроорганизмы не в состоянии, поскольку помимо создания чисто механического препятствия (отшелушивание верхнего слоя кожи, движение ресничек и секрета бронхов, чихание, кашель) эти барьеры выделяют вещества, убивающие микробы (соляная, молочная, жирные кислоты, фермент лизоцим и другие). Они обусловливают так называемую естественную неспецифическую устойчивость организма, направленную сразу на многие (если не на все) инфекционные агенты.

Другой вид защиты – специфический иммунный ответ, который мешает развитию только одного вида микроорганизмов и проявляется при попадании микробов во внутреннюю среду организма. Иммунная система начинает взаимодействовать с антигенами возбудителя, его токсинами (ядами) и другими продуктами жизнедеятельности. В бой вступают клетки иммунной системы: фагоциты, лимфоциты и вырабатываемые ими антитела, при этом количество их в организме возрастает настолько, чтобы хватило для обезвреживания “чужака”. После того, как микробы уничтожены и удалены из организма, число фагоцитов и лимфоцитов снова уменьшается до некоего минимального уровня. Но иммунная система уже запоминает этот возбудитель и при повторном его попадании в организм быстро мобилизует свои силы для его нейтрализации. Эти механизмы и лежат в основе невосприимчивости ко многим заболеваниям или, другими словами, иммунитета.

Сформировать и поддерживать иммунитет к таким инфекциям – задача, с которой можно успешно справиться только с помощью вакцин. Тем более в детском возрасте, когда иммунная система еще не совсем сформировалась.

Можно ли создать вакцины на все случаи жизни, против всех известных возбудителей заразных болезней? Вряд ли это осуществимо. Во-первых, микроорганизмы быстро меняют свои свойства, приспосабливаются, и то, что действовало вчера, не обязательно поможет сегодня. Во-вторых, создание такого количества вакцин и проведение вакцинации ими – очень дорогостоящий и длительный процесс, тем более что во многих случаях иммунитет сохраняется относительно недолго и требуется периодически проводить повторную вакцинацию. Наконец, и решать эту задачу в ряде случаев просто нецелесообразно, так как организм может сам, без вакцинации, успешно сопротивляться многим возбудителям.

С помощью вакцин врачи всего мира борются в первую очередь с основными инфекционными болезнями, которые, в противном случае, приобрели бы характер эпидемии . Возглавляет эту работу Всемирная организация здравоохранения, которая разрабатывает и реализует программы иммунизации. Человечество уже избавилось от оспы и чумы , холеры , тифа . На очереди – ликвидация таких часто встречающихся инфекционных болезней как дифтерия , столбняк , туберкулез , полиомиелит , коклюш и корь . На подходе – вакцины от пневмококковой инфекции (пневмония , менингит , средний отит ), от хеликобактериоза , сопровождающегося гастритом , язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки , от малярии , против ротавирусной инфекции, которая обусловливает до 25% всех диарей у детей до 3 лет, и другие.

Человек, которому привили бы все существующие в настоящее время вакцины, был бы защищен более чем от 25 инфекций. Такой человек, очень заботящийся о своем здоровье, за всю жизнь получил бы 467 (мужчина) или 515 (женщина) прививок – по одной в два месяца. Если следы от этих уколов можно было бы расположить в ряд, они образовали бы линию, равную длине руки мужчины ростом 180 см от запястья до подмышечной впадины.

В настоящее время перед иммунологией стоят и новые задачи. Характер эпидемии приобретают вирусные болезниВИЧ-инфекция и синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) , являющийся терминальной (конечной) стадией ВИЧ-инфекции, гепатит В . Их вызывают очень изменчивые вирусы, бороться с которыми сложно. Тем не менее, для профилактики гепатита В вакцина уже создана и успешно применяется. Разработать вакцину против вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) ученые пытаются много лет, но пока это не удается. А между тем число людей, инфицированных ВИЧ, увеличивается каждый год на 3 миллиона человек.

Какие бывают вакцины и как их различают?

Во-первых, по способу получения вакцины классифицируют на живые, инактивированные, химические, искусственные, генно-инженерные и анатоксины.

Живые вакцины получают культивированием микроорганизмов в неблагоприятных условиях или “заражением” невосприимчивых животных; и то и другое очень ослабляет бактерии и вирусы. К ним относятся вакцины против бешенства, туберкулеза, чумы, туляремии, сибирской язвы, полиомиелита, кори, натуральной оспы, желтой лихорадки, эпидемического паротита, краснухи и другие. Эти вакцины вводят, как правило, однократно и они создают стойкий иммунитет, сходный с естественным постинфекционным. Примеры: вакцина от туберкулеза БЦЖ; Эрвевакс – вакцина от краснухи; Приорикс – вакцина от кори, паротита и краснухи.

Инактивированные вакцины готовят из “убитых” микроорганизмов. К ним относятся Хаврикс – вакцина от гепатита А; СолкоТриховак и СолкоУровак – вакцины против инфекций мочеполовых путей (об одной из этих вакцин, а именно о препарате СолкоТриховак, подробнее можно узнать из раздела “Женская страничка. Новое средство для профилактики и лечения гинекологических инфекций” в главе 3.11 ; вакцины против коклюша, лептоспироза, клещевого энцефалита, тифа, холеры, дизентерии и другие. Все они создают, как правило, менее продолжительный (по сравнению с живыми вакцинами) иммунитет.

Химические и искусственные вакцины представляют собой очищенные от примесей антигены микроорганизмов, способные вызывать иммунитет. Примеры: вакцины от гриппа Инфлювак и Флюарикс .

Анатоксины представляют собой обезвреженные яды микробов, которые сохраняют при этом антигенную структуру и способность вызывать развитие иммунитета.

Во-вторых, вакцины различают по количеству содержащихся в них антигенов: моновакцина (против одного вида микроорганизмов), дивакцина (против двух видов микробов) или поливакцина (против нескольких – более двух видов микробов).

Создание вакцин – это сложный и длительный процесс, поэтому появление новой вакцины – не такой уж частый случай. Помимо создания новых вакцин, постоянно ведутся работы по совершенствованию существующих препаратов. Вот только несколько направлений этих работ:

– разработка комбинированных препаратов и препаратов с медленным высвобождением антигенов, позволяющих за одну инъекцию вводить 5-6 и более вакцин и уменьшить число повторных введений;

– повышение активности вакцин для уменьшения необходимых для вакцинации доз;

– создание пероральных вакцин и вакцин вводимых через нос вместо инъекционных;

– снижение способности вакцин вызывать побочные эффекты (повышение температуры тела, отек и другие);

– повышение термостабильности вакцин.

Этими работами занимается Всемирная Вакцинная Инициатива, поставившая себе цель создать комбинированную вакцину, которая могла бы защитить от 25-30 инфекций, вводилась бы однократно внутрь в самом раннем возрасте и не давала бы побочных явлений .

Следует отметить, что проблема вакцинации возможно большего числа (лучше всего, всех) людей не решается не только потому, что не хватает нужных вакцин, но и из-за сложившегося во многих странах предубеждения против их применения. Чтобы преодолеть его, врачам приходится проводить большую разъяснительную работу, убеждать людей в эффективности и безопасности современных вакцин. В России для таких целей создаются Центры вакцинации, сейчас их только в одной Москве около 30.

Делая выбор в отношении вакцинации, необходимо взвесить все доводы “за” и “против”. Попробуем сделать это вместе с помощью следующей таблицы (таблица 3.10.1).

Таблица 3.10.1. “Плюсы” и “минусы” вакцинации
“Плюсы” вакцинации “Минусы” вакцинации
  • Вакцины в первую очередь разрабатываются против потенциально смертельных инфекций (оспа, чума, бешенство, столбняк и другие)
  • Вырабатывается иммунитет против конкретной инфекции, когда велик риск заражения именно ею
  • Значительное снижение риска возникновения заболевания
  • Если инфицирование произошло, заболевание чаще протекает в стертой или легкой форме
  • Минимальный риск развития осложнений после заболевания
  • Экономическая выгода: на 1 рубль, вложенный в вакцинацию, прибыль составляет 4-25 рублей!
  • Поствакцинальные реакции (за рубежом используется термин «предсказуемые события») – недомогание, субфебрильная температура не более 1-2 дней и так далее, – развиваются у 1-15% привитых и не угрожают здоровью человека
  • Осложнения, главным образом, из-за несоблюдения противопоказаний, требований к качеству препарата или технике вакцинации; тяжелые осложнения, чаще на АКДС и БЦЖ, возникают редко (1:120 000 – 200 000 вакцинаций)
  • Некоторые вакцины имеют высокую стоимость и не входят в календарь прививок (грипп, пневмококковая инфекция и другие)

Надеемся, что убедили вас в необходимости проведения вакцинации. И еще хотим предложить вам две “памятки”, которые содержат полезную – на наш взгляд! – информацию, касающуюся вакцинации детей.

Следует сообщить врачу перед вакцинацией:

– о состоянии здоровья ребенка на момент вакцинации. Допускается проведение вакцинации через 10-14 дней после ОРВИ, остаточные явления (кашель, насморк) не являются поводом для отсрочки вакцинации;

– о наличии у ребенка аллергии к аминогликозидам, белку куриного яйца, желатину, пекарским дрожжам. Один из этих компонентов содержится в некоторых вакцинных препаратах (смотри таблицу 3.10.3 “Истинные противопоказания к вакцинации”);

– о возникновении сильной температурной реакции (выше 40 °С), покраснения в месте введения вакцины диаметром 8 см и более или аллергической реакции на предыдущее введение данной вакцины;

– об остром инфекционном заболевании лиц, непосредственно контактирующих с ребенком, в том числе членов семьи; карантине в детском дошкольном учреждении или школе и так далее.

– по возможности, в течение 30 минут после вакцинации оставаться в лечебном учреждении, так как в это время теоретически существует риск развития аллергических реакций, требующих оказания экстренной медицинской помощи;

– следить за самочувствием ребенка в течение первых 3-х дней после введения инактивированных вакцин и 5-10 дней после введения живых вакцин;

– при развитии необычных реакций или осложнений (например, жалобы на боль в суставах или в животе) обратиться к врачу.

Хотим обратить ваше внимание на календарь профилактических прививок, который введен в России с января 2002 года приказом Министра Здравоохранения Российской Федерации (таблица 3.10.2).

Таблица 3.10.2. Календарь профилактических прививок
Возраст Наименование прививки
12 часов Первая вакцинация против гепатита В
3-7 день Вакцинация против туберкулеза
1 месяц Вторая вакцинация против гепатита В
3 месяца Первая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита. Гемофильная инфекция*
4,5 месяца Вторая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита. Гемофильная инфекция*
6 месяцев Третья вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита. Гемофильная инфекция*. Третья вакцинация против гепатита В
12 месяцев Вакцинация против кори, эпид. паротита, краснухи
18 месяцев Первая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита. Гемофильная инфекция*
20 месяцев Вторая ревакцинация против полиомиелита
6 лет Вторая вакцинация против кори, эпид. паротита, краснухи
7 лет Вторая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита. Первая ревакцинация против туберкулеза (при отрицательной реакции Манту)
13 лет Вакцинация против гепатита В (ранее не привитым по схеме 0-1-6 месяцев). Вакцинация против краснухи (девочкам, ранее не привитым или получившим только одну прививку)
14 лет Третья ревакцинация против дифтерии и столбняка. Ревакцинация против туберкулеза (при отрицательной реакции Манту). Третья ревакцинация против полиомиелита
Взрослые Ревакцинация против дифтерии и столбняка каждые 10 лет от момента последней ревакцинации

*Гемофильная инфекция: вакцинация разрешена и рекомендована Министерством здравоохранения РФ, но не является обязательной (в силу недостаточного финансирования государственных лечебных учреждений)

Все вакцины (кроме БЦЖ), применяемые в рамках Национального календаря, положенные по возрасту, можно вводить одновременно разными шприцами в разные участки тела.

Отношение к противопоказаниям к вакцинации постоянно меняется – поводов для “отводов” становится все меньше, перечень заболеваний, освобождающих от прививок, становится все короче. И то, что раньше было противопоказанием, например, хронические заболевания, становится показанием к вакцинации. У детей и взрослых с хроническими заболеваниями инфекции, от которых защищают вакцины, протекают значительно тяжелее и часто приводят к развитию осложнений. Например, коклюш у детей с бронхиальной астмой, вирусные гепатиты у детей с заболеваниями печени и так далее. Кроме того, современные технологии не стоят на месте: совершенствуются способы очистки вакцин, уменьшается концентрация балластных веществ в пользу необходимых компонентов. В таблице 3.10.3 обобщены истинные противопоказания к вакцинации.

Таблица. 3.10.3. Истинные противопоказания к вакцинации
Вакцины, импортные аналоги Постоянные (абсолютные) противопоказания Временные
(относительные) противопоказания
АКДС, Тетракок
Новообразования
Прогрессирующая неврологическая патология
Судороги в анамнезе
Сильные реакции* или осложнения на предшествующее введение вакцины
Тяжелые аллергические заболевания (анафилактический шок, рецидивирующий отек Квинке, полиморфная экссудативная эритема, сывороточная болезнь)
Острые заболевания (вакцинацию следует провести через 2 недели после выздоровления)
Обострение хронических заболеваний (вакцинацию проводят после стабилизации состояния)
БЦЖ Первичные иммунодефициты
ВИЧ-инфекция
Злокачественные болезни крови
Новообразования
Сильные реакции* на предыдущее введение вакцины (лимфаденит, келоидный рубец)

Недоношенность с массой тела новорожденного менее 2кг
Внутриутробные инфекции
Гемолитическая болезнь новорожденных
Кожные заболевания
Коревая вакцина, Рувакс Первичные иммунодефициты
Злокачественные болезни крови
Новообразования
Сильные реакции* на предыдущее введение вакцины
Сильные аллергические реакции на аминогликозиды (гентамицин, канамицин и др.) и перепелиные яйца
Те же, что и при введении АКДС-вакцины

Иммуносупрессивная терапия
Беременость
Вакцина против краснухи, Рудивакс и другие Первичные и выраженные вторичные иммунодефициты
Аллергические реакции на аминогликозиды (неомицин)
Беременность
Лихорадочные состояния
Введение иммуноглобулинов плазмы или крови человека
Полиомиелитная живая вакцина, Полио Сэбин Веро Первичные иммунодефициты
ВИЧ-инфекция
Злокачественные болезни крови
Новообразования
Неврологические осложнения на предыдущее введение вакцины
Острые заболевания
Обострение хронических заболеваний

* Сильные реакции – повышение температуры тела до 40 °C и выше, покраснение в месте инъекции диаметром 8 см и больше

Сезон гриппа-2018 приближается. О том, какие вакцины помогут уберечься от болезни, кому они противопоказаны и сколько прививок нужно делать, выяснили журналисты 24 канала.

Что такое грипп?

Это – острое респираторное заболевание, вызванное вирусом. Легко передается от человека к человеку преимущественно через кашель, чихание или же близкий контакт. Заболеть гриппом может любой и в любом возрасте.

Симптомы гриппа возникают внезапно и могут длиться от нескольких дней до нескольких недель. При первых симптомах обращайтесь к врачу.

Каковы симптомы гриппа?

Заметные:

  • высокая температура, которая держится минимум пять дней;
  • лихорадка;
  • головная боль;
  • ломота в мышцах и суставах;
  • астения;
  • потеря аппетита, возможно, тошнота;
  • кашель, который может длиться более двух недель.

Как от него уберечься?

Лучший способ – ежегодное вакцинирование от гриппа. Вакцинация снижает риск заболеть гриппом и предупреждает возникновение тяжелых осложнений болезни.

Когда нужно делать вакцинацию?

Уже можно. В Министерстве здравоохранения Украины объясняют: вакцинироваться желательно в сентябре-октябре, до того, как начнется циркуляция вирусов гриппа. Тогда у организма успеет выработаться иммунитет и достаточное количество защитных антител.

Прививки можно делать и позже, даже если в вашем регионе уже зафиксированы сезонные вспышки гриппа.

Какие существуют вакцины?

В этом году украинцам будут доступны две вакцины против гриппа: "Джиси Флю" (Южная Корея) и "Ваксигрип Тетра" (Франция). Обе качественные и безопасные.

В чем между ними разница 24 каналу объяснил доцент кафедры детских инфекционных болезней и детской иммунологии НМАПО имени П. Шупика Федор Лапий.

По его словам, обе вакцины – это так называемые сплит-вакцины, что означает расщепленный вирус. Чем они отличаются? Первая вакцина защищает от трех вирусов гриппа, так называемая трехвалентная вакцина. Она южнокорейская. Вторая – впервые появилась в этом году в Украине, но такие вакцины ранее использовались и в США, и во Франции, во многих других странах мира, это не какая-то новая вакцина. Она защищает от четырех вирусов гриппа, то есть является квадривалентной.

Первая вакцина, которая защищает от трех вирусов гриппа, в Украине зарегистрирована для детей, начиная с 6 месяцев жизни. Вторая вакцина, от четырех вирусов, – с трех лет жизни. Но. Эта вакцина в Евросоюзе Европейским агентством по лекарственным средствам зарегистрирована от 6 месяцев и, насколько я знаю, эти изменения в инструкции будут у нас в Украине в 2019 году. Это процедурные вопросы, ибо Украина автоматически не принимает инструкции утвержденные или переутвержденные Европейским агентством лекарственных средств, процедура подачи заявки о внесении изменений в инструкции, поэтому есть такая разница,
– пояснил Лапий.

Сколько прививок нужно делать?

Как отметил иммунолог, в этом вопросе врач должен руководствоваться указаниями, приведенными в инструкции. "Производитель проводит исследования своей вакцины, как отвечают на вакцинацию дети и взрослые в различные возрастные периоды, и предоставляет рекомендации относительно того, вводить одну дозу или две дозы. В данном случае, когда речь идет о вакцине против гриппа, действовать нужно согласно указаний, приведенных в инструкциях", – отметил он.

Каковы противопоказания к вакцинации?

  • Вакцинация не проводится при острой болезни, простуде, которая протекает с температурой тела выше 38-38,5 градусов. "Если мы говорим о простуде без температуры, то оценивается тяжесть течения болезни. Среднее или тяжелое течение является противопоказанием. Если мы говорим о легком течении простуды, незначительный насморк без высокой температуры – то вакцинация может быть проведена", – отметил Лапий.
  • Вакцинация не проводится, если есть основания полагать, что не будет сформирован иммунный ответ. Например, если пациент принимает иммуносупрессивную терапию, которая подавляет иммунный ответ. Или если человек имеет тяжелый иммунодефицит – вакцина безопасна, но в этом случае на нее не будет сформировано иммунного ответа.
  • Вакцинация не проводится, если у пациента есть тяжелая аллергическая реакция на вакцину. "Подчеркиваю, что именно тяжелая аллергическая реакция к вакцине, если она ранее применялась, или к компонентам вакцины является противопоказанием", – отметил Лапий.

Как сочетать вакцину от гриппа с другими вакцинами?

Вакцина против гриппа может быть введена с любой другой вакциной как в один день, так и с любым интервалом.

Как правильно делать прививку?

1. Обратиться к врачу (то ли семейному, то ли терапевту, то ли педиатру). Врач осмотрит вас, определит, нет ли противопоказаний, а также предоставит советы по транспортировке вакцины, ведь она требует сохранения холодовой цепи.

2. Купить вакцину в аптеке вашего города или непосредственно в клинике.

Вакцина, как и антибиотики, относится к рецептурным препаратам, они должны отпускаться по рецепту. Провожу параллель с антибиотиками, потому что они (вакцины – "24"), увы, так же, как и антибиотики, продаются без рецептов. Кроме того что нужно иметь рецепт, нужно еще иметь договоренность с врачом, относительно осмотра, консультирования и проведения вакцинации,
– отметил Лапий.

С того момента, как вы купили вакцину, до момента ее введения должно пройти не более двух часов. Иначе вакцина может потерять свои защитные свойства. Поэтому в Минздраве например, настоятельно советуют сохранить чек для определения точной даты и времени приобретения вакцины.

Важно также соблюдать условия хранения и транспортировки вакцины. Важно не нарушить холодовой цепи. Иначе вакцина может потерять свои качества. С этим поможет справиться специальная сумка с холодовым элементом, которую можно приобрести или же получить под залог в аптеке. Также некоторые аптеки предоставляют услугу бесплатной доставки вакцины.

3. Получите прививки. Вакцинацию осуществляют в кабинетах прививок или кабинете семейного врача, если он оборудован для этого. Также можно обратиться в частные медицинские учреждения.

По словам Лапия, в процессе прививки возможны "подводные камни". "Если вы приобрели вакцину в аптеке, не посоветовавшись с врачом, то врач может сказать, что он вам ее не назначал, и отказаться вводить. Бывает, что медицинские работники отказываются, чтобы пациент приходил со своей вакциной, даже если она приобретена по рецепту, даже если были соблюдены условия хранения и транспортировки вакцин и вакцина имеет все необходимые документы, предусмотренные в Украине. Тогда стоит сменить медицинское учреждение. В частных медицинских центрах из "подводных камней" может вылезти такое: за ваши деньги вас попросят сделать большое количество дополнительных анализов. Это не нужно делать, но предложить могут", – объяснил иммунолог.

Долго ли действует вакцина?

Одна прививка защищает на протяжении всего сезона гриппа от наиболее распространенных и опасных штаммов.

Доверие населения к прививкам с каждым годом падает. Если двадцать лет назад обязательное проведение всех спасительных уколов мало у кого вызывало сомнение, то сегодня ситуация изменилась.

В Харькове в этом году от плановых профилактических прививки отказались 225 родителей – это около 1% от числа тех, кого необходимо привить. Хотя в прошлом году было меньше 20 отказавшихся. А в Полтавской области 500 детей по решению родителей не получили прививки. Это вдвое больше чем в прошлом году. А некоторые и вовсе покупают фиктивные записи в медкарточки о том, что плановые прививки сделаны.

Боятся прививок родители стали после 13 мая прошлого года. Именно в тот день в Донецкой области произошла страшная трагедия - во время внеплановой всеукраинской вакцинации молодых людей от 16 до 29 лет от кори и краснухи погиб ученик 11 класса одной из школ г. Краматорска Антон Тищенко. Кампанию по вакцинации немедленно прекратили, а вот получить официальный ответ, что же произошло с подростком, его родные не могут до сих пор.

И вот на днях Министерство здравоохранения Украины заявило, что намерено разрешить добровольную вакцинацию против кори и краснухи.

Министр здравоохранения Василий Князевич заверил, что вакцина не имеет отношения к гибели краматорского школьника. Князевич также добавил, что у людей должно быть право на добровольную вакцинацию.

Так как же все-таки относиться к прививкам? Попытаемся разобраться.

За: «Лучше пока не придумали»

Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) – самый крупный закупщик вакцин в мире. Неудивительно, что его представители – горячие сторонники вакцинации. «Благодаря вакцинации впервые за много лет ежегодная детская смертность в мире упала ниже 10 млн, – говорит руководитель информационного проекта по иммунизации ЮНИСЕФ Михаил Борцюкив. – Недавно я узнал, что учителя в Киеве говорят: около 60% родителей отказываются от прививок. Фиктивные записи в медкарточках стоят от 25 грн. Для меня это шокирующая информация. Нигде в мире такого феномена я не наблюдал!»

Уважаемый эксперт не совсем прав: антипрививочное движение – не украинское ноу-хау. «Попытки отказаться от вакцинации были, например, в Японии, – рассказывает главный иммунолог Минздрава Людмила Чернышова. – Три смерти детей совпали с введением вакцины АКДС. Но когда на волне паники отменили прививки, сразу увеличилось количество заболеваний, и 40 детей умерло. Теперь там снова прививают малышей. Подобная кампания была и в Англии, где с прививками связывали всплеск заболеваний аутизмом. Но нигде не было такой агрессивной антипропаганды, как у нас».

Чем ниже заболеваемость в стране, тем выше страх перед прививкой, считает Людмила Чернышова: «Проследить это можно на примере дифтерии на Украине. Прививки начались еще до войны. И заболеваемость резко снизилась. Во время войны вакцинацию прекратили – и повысилась смертность. После войны снова начали прививать – опасная болезнь стала фиксироваться лишь в единичных случаях. Затем в 90-х охват вакциной упал до 30-35%, и началась эпидемия. Умерло 700 детей. В 1996 году стали дополнительно прививать (охват был больше 96%), и опять снизилась заболеваемость. Ничего лучше вакцинации за время существования человечества не придумали. Благодаря ей мы не знаем многих страшных заболеваний, например, таких, как оспа. При всех положительных моментах безопасность вакцинации не стопроцентная – и это мы с сожалением должны констатировать.

Чтобы уменьшить количество инъекций, а значит, нагрузку на организм, разрабатываются комбинированные вакцины. Сегодня одной вакциной могут сделать прививку от 6 инфекций. Ослабляет ли вакцинация иммунную систему? По моим данным, дети, которые прививались, вообще реже другими болезнями болеют, чем непривитые. А то, что дети болеют легче, – миф. В прошлом веке каждый второй ребенок, больной корью, умирал. Особенно до 5 лет. Просто взрослый может описать свои ощущения, а малыш – нет».

Кстати, о вакцинах. «Индия» – не значит «плохо». «Индийская вакцина, о которой писали столько ужасного, на самом деле соответствует GMP, – утверждает инфекционист ВОЗ Екатерина Булавинова. – Это очень строгий стандарт. Международные организации могут безбоязненно покупать ее для любой страны. Ведется постоянный мониторинг завода-производителя. (Большинство европейских фармацевтических компаний давно вынесло производство за пределы Европы, их лекарства производятся где-нибудь в Индии или Таиланде. – Прим. А. В.) Вакцина, которую ввели погибшему мальчику, содержала в себе два ослабленных вируса. Принцип ее действия – вызывать процесс, похожий на заболевание. Осложнения могут быть по трем причинам: анафилактический шок в первые полчаса, причем не на вирус, а на вещества-стабилизаторы. Вторая причина – загрязнен флакон. В данном случае это исключено – еще пять человек были привиты вакциной из этого флакона. Наконец, третья причина осложнений – вирус. Но чтобы вызвать заболевание, он должен размножиться. Раньше, чем на шестые сутки, этого не произошло бы».

Против: «У нас настоящая «вакциналия»

Еще в августе прошлого года генеральный прокурор Александр Медведько заявил, что смерть ребенка непосредственно связана с прививкой, которую сделали некачественной индийской вакциной, ввезенной на Украину в количестве 9 миллионов доз! Однако эксперты ВОЗ и отечественного Минздрава заявляют, что гибель мальчика после вакцинации - совпадение. Мол, причиной его смерти стал септический шок неизвестного происхождения. Тем временем 10 мая нынешнего года - через год после гибели краматорского паренька - во Львовской области после прививки умирает 5-месячная девочка. По словам медиков, ее смерть с вакцинацией непосредственно не связана. Мол, ребенок погиб от острой респираторной инфекции, а вакцинация лишь ослабила его иммунитет.

Наша страна превращается в полигон для испытания новых препаратов и утилизации тех, от которых отказываются в развитых странах, считает президент «Лиги защиты гражданских прав» Вячеслав Костылев: «Минздрав сегодня, по сути, является проводником интересов фармкомпаний, причем иностранных. Чиновники на местах вынуждены выполнять самые безумные приказы центра. Парадокс: чем хуже ситуация со здоровьем нации, тем больше денег можно выбить из бюджета для того, чтобы закупить вакцины, получить “откаты”…

Так называемая вспышка дифтерии в 90-х годах – ложь! Нам заявляли, что некая “непривитость” спровоцировала всплеск заболевания. Но даже из элементарных учебников для медучилищ можно узнать, что вакцина от дифтерии – всего лишь анатоксин, и единственное ее назначение – снизить действие токсинов, когда человек уже заболел. То есть никакого действия на циркуляцию возбудителя в обществе она не дает и не может давать априори. Дифтерия – болезнь нищеты и грязи. А цель министерства – вызвать страх и выбить как можно больше денег для вакцинации.

Ввиду полного отсутствия контроля никто из нас не может быть уверен, что над его ребенком или над ним самим не будет проведено исследование какого-либо нового препарата. Яркий тому пример – прошлогодняя попытка привить более 9 млн. молодых людей, по сути, всех украинцев репродуктивного возраста, незарегистрированной вакциной. Это закончилось смертью подростка. Кто-то сделал выводы?»

В странах с неустойчивой экономикой любые масштабные акции - будь то дополнительная вакцинация, подготовка к Евро-2012 или что-нибудь еще - отличный способ отмывания огромных сумм денег. Кстати, о Евро-2012: есть версия, что кампания по дополнительной иммунизации как раз связана с тем, что в нашей стране через три года пройдет чемпионат Европы по футболу, и нужно любой ценой обезопасить туристов и спортсменов от инфекций.

Публицист Сергей Дибров, известный своими громкими «антивакцинальными» публикациями, говорит, что нас ждут новые скандалы: «В прошлом году в страну ввезли в виде благотворительной помощи десятки тысяч доз французских вакцин на сумму около 3,5 млн грн. Это препараты против гепатита А “Аваксим”, против возбудителя пневмонии “Пневмо 23” и, наконец, препарат “Окавакс” – против ветряной оспы. Они были распределены в медучреждения Одессы, Крыма, Николаева, Чернигова, Ровно, Луцка. Есть эти вакцины и в киевских “Охматдете” и ПАГе. А между тем препарат “Окавакс” даже не подан на регистрацию. Я считаю, что эту вакцину ввезли на Украину для проведения здесь клинических испытаний, что категорически запрещено Гражданским кодексом. Тем временем в СМИ инициируется серия статей о “страшной опасности” ветряной оспы. Общественное мнение готовят к тому, что вакцина против ветрянки может быть включена в обязательный календарь прививок. А это значит, что государство потратит дополнительные огромные суммы на закупку препарата».

Сейчас Минздрав инициирует принятие Закона «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний». Если он будет принят в нынешнем виде, министерство получит полномочия в любое время по собственному усмотрению осуществлять принудительные прививки любых категорий граждан любыми препаратами, даже не зарегистрированными.

Врач-педиатр и страстный борец против вакцинации Наталья Коломиец называет происходящее на Украине «вакциналией» и заявляет, что опасность многих заболеваний, прививки против которых считаются обязательными, сильно преувеличены:

«Естественно, некоторые из этих заболеваний действительно страшны, но, как правило, это неправда. А с помощью дезинформации в СМИ можно любую болезнь представить как страшного монстра. Даже такую безобидную, как краснуха. Ее можно выдать за корь. Будет создана ложная статистика. У нас постоянно проходит «европейская неделя высокой иммунной моды». Карманные эксперты рекомендуют внедрение новых вакцин либо экстренную иммунопрофилактику под излюбленным соусом трогательной заботы о детях».

С другой стороны, в фармбизнесе крутятся огромные деньги, поэтому крупные производители лекарств кровно заинтересованы в агрессивной антивакцинальной кампании. Например, активная контрпропаганда вакцины «Окавакс» может быть вызвана еще и тем, что прививка против ветряной оспы обходится намного дешевле, чем лечение этого заболевания. Если оспой не будут болеть, то кому продавать лекарства, а?

Выход есть?

С одной стороны, у нас очень «веселая» страна, в которой может твориться что угодно. Как представишь размеры «откатов», которые высокопоставленные чиновники могут получать за ввоз новых препаратов! С другой, и не скажешь категорическое «нет» прививкам: страшно подумать, что кто-нибудь, прочитав это, откажется вакцинировать ребенка, а тот, не дай Господи, заболеет полиомиелитом…

Но есть, оказывается, и третий путь. Он заключается в составлении для каждого ребенка индивидуального календаря прививок. Несколько несложных тестов, которые можно делать даже новорожденному младенцу, а затем повторять примерно раз в год, помогут выявить «дыры» в иммунной системе и затем «латать» их грамотно. «В каждом городе есть детские иммунологи – обращайтесь к ним! – советует Людмила Чернышова. – На педиатров сегодня ложится очень большая нагрузка, и они не могут за всем уследить».

Те, кто все-таки решил от прививок не отказываться, должны помнить правила безопасности. В поликлинике и у медсестры в детсаде или школе нужно требовать, чтобы обязательно сообщали, когда и от чего будут делать прививку. Перед вакцинацией врач должен осмотреть ребенка, измерить температуру, выяснить, чем болел в последнее время. Стоит его предупредить, даже если это был обычный кашель или насморк и к врачу вы не обращались.

Мамам советуют за неделю до прививки ограничить контакт ребенка с другими людьми, свести к минимуму возможность возникновения простуды и употребления продуктов питания, которые могут вызывать аллергию. При склонности к аллергии за три-четыре дня до прививки и два-три дня после нее рекомендуют давать антигистаминные препараты.

Родителям стоит проверить сертификат соответствия производителя на вакцину, не стесняться спросить, зарегистрирован ли препарат в Минздраве, убедиться, не просрочена ли вакцина. У врача есть инструкция к вакцине. В ней должны быть указаны побочные эффекты, противопоказания и возможные осложнения. Эти данные следует сверить с состоянием здоровья ребенка. Выясните, есть ли в кабинете прививок средства помощи при возникновении аллергической реакции или анафилактического шока.

После прививки врач должен сделать соответствующую запись в карте профилактических прививок.

После прививки не уходите домой сразу, а выждите полчаса в поликлинике. Если у ребенка поднялась температура и держится более суток, вызывайте врача. А если появились признаки аллергической реакции, немедленно звоните в «неотложку» или «скорую». Ведь на самом деле надо бороться не столько с прививками, сколько с тем, как их проводят в нашей стране.

Подготовил Алексей Волощук
По материалам

  • 16. Морфология простейших.
  • 20. Ферменты бактерий. Использование ферментативной активности бак­терий при их идентификации
  • 27. Питательные среды и их классификация.
  • 28. Требования, предъявляемые к питательным средам.
  • 23. Рост и размножение бактерий. Фазы размножения.
  • 29. Особенности биологии вирусов.
  • 30. Типы взаимодействия вируса с клеткой. Репродукция вирусов. Вирогения.
  • 31. Бактериофаги. Типы взаимодействия фага с бактериальной клеткой. Умеренные и вирулентные бактериофага. Лизогения.
  • 36. Плазмиды бактерий и их значение.
  • 34. Изменчивость бактерий. Генотип. Фенотип.
  • 40. Нормальная микрофлора организма человека и ее значение. Дисбиозы. Дисбактериозы.
  • 41. Препараты, применяемые для восстановления нормальной микро­флоры (пробиотики, эубиотики).
  • 42. Микрофлора воды. Санитарно-бактериологическое исследование во­ды: определение микробного числа, коли-индекса. 43. Микрофлора воздуха.
  • 55-58 Антибиотики
  • 60. Понятие об инфекции. Условия возникновения инфекционного про­цесса.
  • 62. Токсины бактерий, их свойства.
  • 63. Получение эндотоксинов и экзотоксинов.
  • 102. Характеристика возбудителей дизентерии. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для специфического лечения и профилак­тика.
  • 103. Характеристика возбудителя холеры. Принципы лабораторной диаг­ностики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 104. Характеристика возбудителей брюшного тифа и паратифов. Прин­ципы лабораторной диагностики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 107. Характеристика возбудителя ботулизма. Принципы микробиологи­ческой диагностики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 120. Характеристика возбудителя столбняка. Принципы микробиологи­ческой диагностики столбняка. Распространение в окружающей сре­де. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 121. Характеристика возбудителей газовой гангрены. Принципы лабора­торной диагностики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 111. Характеристика возбудителя дифтерии. Принципы микробиологи­ческой диагностики. Выявление антитоксического иммунитета. Спе­цифическая профилактика и лечение.
  • 112. Характеристика возбудителя коклюша. Принципы микробиологичес­кой диагностики. Препараты для специфической профилактики и ле­чения.
  • 110. Характеристика возбудителей туберкулеза. Принципы микробиологической диагностики туберкулеза. Туберкулин и его использование. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 105. Кишечная палочка и ее значение для микроорганизма. Принципы микробиологической диагностики заболеваний, вызываемых кишеч­ной палочкой.
  • 122. Характеристика возбудителя сибирской язвы. Принципы лаборатор­ной диагностики сибирской язвы. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 108. Характеристика возбудителей бруцеллеза. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для специфической профилактики и лече­ния.
  • 115. Характеристика возбудителя чумы. Принципы лабораторной диаг­ностики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 117. Характеристика возбудителя сифилиса. Принципы микробиологи­ческой диагностики. Препараты для лечения сифилиса.
  • 123. Возбудители хламидиоза. Принципы лабораторной диагностики. Профилактика и лечения.
  • 131. Характеристика вирусов гриппа. Принципы лабораторной диагнос­тики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 132. Характеристика возбудителя кори. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 130. Характеристика возбудителя полиомиелита. Принципы лаборатор­ной диагностики. Специфическая профилактика и лечение.
  • 129. Характеристика возбудителя вирусного гепатита а, е. Механизм заражения. Принципы лабораторной диагностики.
  • 138. Характеристика возбудителей гепатитов в, с, d. Механизм заражения. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для профилактики.
  • 137. Характеристика возбудителя вич-инфекции. Принципы лаборатор­ной диагностики. Препарата для лечения.
  • 135. Характеристика возбудителя краснухи. Осложнения при краснухе. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для специфичес­кой профилактики и лечения.
  • 127. Характеристика грибов возбудителей микозов человека. Микотоксикозы.
  • 128. Кандидозы, условия их возникновения. Профилактика. Специфичес­кое лечение кандидозов.
  • 136. Характеристика возбудителя клещевого энцефалита. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для специфической профилак­тики и лечения.
  • 139. Характеристика возбудителя бешенства. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для специфической профилактики.
  • 114. Характеристика возбудителей.Эпидемического сыпного тифа. Бо­лезнь Брилля-Цинссера. Принципы микробиологической диагности­ки. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 69. Антигены. Свойства. Антигенная структура бактериальной клетки.
  • 71. Иммуноглобулины, структура, свойства.
  • 72. Классы иммуноглобулинов, их характеристика.
  • 73. Динамика антителообразования. Первичный и вторичный иммунный ответ. Иммунологическая память.
  • 75. Гиперчувствительность немедленного и замедленного типов.
  • 85. Диагностикумы (бактериальные, вирусные, эритроцитарные), полу­чение и использование.
  • 88. Вакцины. Определение. Классификация. Требования, предъявляе­мые к вакцинным препаратам.
  • 89. Живые вакцины. Получение, применение: достоинства и недостатки.
  • 90. Инактивированные, корпускулярные вакцины. Приготовление и при­менение. Достоинства и недостатки.
  • 91. Химические (субклеточные) вакцины. Получение. Преимущества. Применение. Роль адъювантов.
  • 92. Анатоксины, их получение, титрование и практическое применение.
  • 94. Антимикробные сыворотки (иммуноглобулины). Получение, приме­нение.
  • 95. Антитоксические сыворотки. Получение, очистка, титрование, при­менение.
  • 54. Понятие о химиотерапии и химиотерапевтических препаратах. Синтетические противомикробные химиопрепараты.
  • 97. Методы микробиологической диагностики инфекционных заболева­ний.
  • 78. Иммунологическая толерантность.
  • 22. Дыхание бактерий. Типы дыхания бактерий.
  • 89. Живые вакцины. Получение, применение: достоинства и недостатки.

    Живые вакцины представляют собой мутанты, то есть вакцинные штаммы микроорганизмов с остаточной вирулентностью, не способные вызывать специфические заболевания, но сохранившие способность размножаться и находиться в организме, приводя к развитию бессимптомной вакцинной инфекции. Вакцинные штаммы для приготовления живых вакцин были получены различными путями: методом отбора (селекции)мутантов с ослабленной вирулентностью, методом экспериментального направленного изменения вирулентных свойств озбудителя, длительным пассированием в организме животных, методом генетического скрещивания (получения рекомбинантов). В последние годы был применен еще один метод для получения вакцинных штаммов, основанный на использовании генетических скрещиваний, результатом которых являются рекомбинанты со сниженной вирулентностью. Так был получен акцинный штамм вируса гриппа А при взаимодействии авирулентного исходного штамма (содержащего гемагглютинин Н? и нейраминидазу N2) и вирулентного штамма Гонконг H3N2). Рекомбинант содержал гемагглютинин Н3 вирулентного вируса Гонконг и сохранил авирулентность исходного вакцинного штамма.Живые вакцины имеют целый ряд преимуществ в сравнении с другими видами вакцин, и связано это свойство с тем, что пребывание и размножение в организме человека и животных аттенуированных вакцинных штаммов приводит к развитию вакцинной инфекции (специфического инфекционного заболевания без выраженных клинических симптомов).Вакцинная инфекция, проявляясь ли в виде местного воспалительного процесса или сопровождаемая общей реакцией организма, всегда влечет за собой перестройку иммунобиологических свойств организма и выражается в выработке специфического иммунитета. Живые вакцины, как правило, вводятся однократно и более простыми способами (перорально, интраназально, накожно, реже подкожно). Способность вакцинного штамма размножаться и присутствие в организме постоянного антигенного раздражителя обеспечивает напряженный, прочный и довольно длительный иммунитет.К вакцинным штаммам предъявляются следующие основные требования:а) наличие остаточной вирулентности;б) достаточная иммуногенность;в) отсутствие возможности реверсии к исходным свойствам.Таким образом, вакцинные штаммы должны обладать стойкими, наследственно закрепленными аттенуированными свойствами. Для сохранения жизнеспособности и стабильности свойств

    большинство живых вакцин выпускают в сухом виде, что достигается методом лиофилизации - высушивание из-за мороженного состояния под глубоким вакуумом. Сухие вакцины могут сохраняться в течение года и более при температуре холодильника (не выше 4°-8°С).

    90. Инактивированные, корпускулярные вакцины. Приготовление и при­менение. Достоинства и недостатки.

    Убитые - корпускулярные вакцины содержат взвеси бактерий, вирусов или риккетсий, инактивированных повышенной температурой или различными химическими веществами. Убитые вакцины применяются для профилактики инфекционных заболеваний, а также с лечебной целью (для стимуляции защитных свойств организма при хронических процессах). Для получения убитых вакцин используют высокопатогенные штаммы, полноценные в отношении вирулентности и антигенного строения, отобранные после тщательного изучения. Бактериальные культуры при приготовлении вакцин выращивают в специальных реакторах с жидкой питательной средой, позволяющих получать одновременно сотни литров бактериальной взвеси. Инактивация бактериальной массы проводится так, чтобы надежно убить бактерии с минимальным повреждением антигенных свойств. Так, гретые вакцины получают при прогревании бактерийной взвеси при 56°С, не более. При воздействии химических веществ соответственно готовят формалиновые, феноловые, спиртовые, ацетоновые вакцины. Преимуществом убитых вакцин является относительная простота их получения, не требующая длительного выделения и изучения штаммов, большая устойчивость при хранении и более длительный срок пригодности. К недостаткам вакцин из убитых бактерий следует отнести их меньшую иммуногенность и необходимость двух или трехкратных прививок. А такие вакцины как формалинизнрованные еще и достаточно реактогенны, вызывая местную реакцию (боль, чувство жжения на месте введения) и общие явления с повышением температуры тела. Иммунитет после введения убитых вакцин менее продолжителен в сравнении с иммунитетом, развивающимся после вакцинации живыми вакцинами. Вакцины из убитых бактерий с успехом применяются и для лечения инфекционных заболеваний, имеющих характер хронического процесса (бруцеллез, хроническая дизентерия, хроническая гонорея, стафилококковые инфекции). Вакцины из убитых бактерий вводятся при недостаточной эффективности лекарственных препаратов, часто связанной со снижением антибиотикочувствительности возбудителен. Действующим началом таких вакцин является микробная клетка с входящими в ее состав антигенами, которые стимулируют иммуногенез. При лечении убитыми вакцинами активируются фагоцитарные свойства лейкоцитов и клеток макрофагальной системы, усиливается иммуногенез. Действие вакцин строго специфично, применение индивидуально. Это связано с тем, что вакцинотерапия вызывает у больных,

    как правило, обострение инфекционного процесса.



    Новое на сайте

    >

    Самое популярное