Домой Стоматология У ребенка на солнце краснеет. Как оказать первую помощь и что делать, если ребенок обгорел на солнце: мази и крема, народные средства от солнечных ожогов

У ребенка на солнце краснеет. Как оказать первую помощь и что делать, если ребенок обгорел на солнце: мази и крема, народные средства от солнечных ожогов


Нина Артюхова

МЯЧ И ПЕСОЧНЫЕ ПИРОГИ

На дорожках скамейки стоят далеко друг от друга, а в середине сквера они сдвинулись тесным кольцом, будто собрались потанцевать вокруг клумбы и ящика с песком.

Ребята, которые выходят гулять, сразу идут к этим весёлым скамейкам. С пустыми руками не приходит никто.

Песок ещё немного влажный после вчерашнего дождя. Если принести формочки, можно печь на солнце великолепные пироги. Если взять лопатку, целый город можно построить: с высотными домами, с туннелями метро, с гаражом для легковых машин.

Зина взяла с собой совок и песочники, а Зи-нина мама на всякий случай захватила ещё мячик в тонкой верёвочной сетке.

Мама положила мячик рядом с собой на скамейку и раскрыла книгу. Зина перелезла через низкую деревянную стенку ящика и стала совком накладывать песок в формочки.

Две сестры, Галя и Валя, в одинаковых платьях, с одинаковыми бантами в волосах, немного подвинулись.

Старшая, Галя, сказала:

– У тебя пироги, а мы домик строим. Приходи к нам в гости, – и шлёпнула лопаткой по крыше нового дома.

Позднее всех вышел гулять Костя со своей бабушкой.

Костина бабушка старенькая и очень рассеянная, а Костя маленький и тоже очень рассеянный. Костя ничего с собой из дому не взял – забыл. И бабушка забыла про игрушки.

Бабушка сказала:

– Ты играй, Костик, играй, а я здесь посижу.

Костя сначала постоял у ящика с песком, посмотрел, как играют девочки. Потом увидел Зинин мяч на скамейке, рядом с Зининой мамой. Подошёл и спросил:

– Можно, я мячик возьму?

– Возьми, дорогой, – сказала Зинина мама. Пам! Пам! – это мячик запрыгал по дорожке.

Сначала высоко подскакивал, потом всё ниже, ниже... Наконец просто покатился, мелькая синими и красными боками.

А Костя бежал за ним, подпрыгивал, повизгивал от радости, догонял, останавливал, обнимал обеими руками, снова бросал на дорожку...

Пам! Пам! Пам!

Зина обернулась. Мяч – синий с красным, совсем как у неё. Ни разу Костя не выходил гулять с таким мячом.

Она посмотрела на скамью. Так и есть! Рядом с мамой только пустая сетка лежит.

И вдруг Зине расхотелось печь песочные пироги, захотелось бегать за мячом. Она собрала свои формочки и отнесла их маме. Потом подошла к Косте и сказала:

– Я сама хочу мячиком играть.

Костя послушно отдал ей мяч, постоял немного просто так, увидел Зинины песочники и опять подошёл к Зининой маме:

– Можно, я поиграю формочками?

– Поиграй, дорогой, – приветливо сказала Зинина мама. – А Зиночка моя где?.. Ах, вон она, за мячиком побежала.

Костя с песочниками и совком никак не мог перелезть через деревянный борт ящика.

Ему помогли Галя и Валя.

– Не садись на песок, он мокрый, – сказала Галя. – Вот сюда сядь... Насыпай совком. Вот так.

А Валя сказала:

– Какие у него красивые пироги!

И правда, пироги у Кости были очень красивые. Он выкладывал их из форм не так, как Зина, не правильными, рядами. Костя шлёпал свои пироги вразброд, куда попало: на доску ящика, себе на коленку, какому-то мальчику в грузовик... Два пирога даже попали на крышу дома, который построили Галя и Валя. Вышло очень смешно.

А Зинин мяч проскакал по дорожке, запутался в траве и остановился. Зина опять подбросила его, но уже не так высоко.

Пам! Пам! – мячик лениво подпрыгнул раз и ещё раз... Кроме Зины, никто в мяч не играл. Не так уж интересно играть в мяч. В песок интереснее.

Вот опять смеются Галя и Валя:

– Ты бы шофёра пирогами угостил, сунь ему в окошечко.

Зина оглянулась. Грузовик, наполненный песочными пирогами, медленно подъехал к песочному дому. Костя пристукнул совком – вот и ещё один пирог готов, для шофёра.

Странно: знакомый совок и формочки знакомые. А рядом с мамой на скамейке формочек нет.

Зина спрятала мяч в сетку и положила его маме на колени:

– Подержи, – а сама пошла к ребятам и села рядом с Костей.

Костя сразу заметил, как Зина на него смотрит, и спросил:

– Ты хочешь играть своими формочками? Зина сказала:

Костя оставил на песке формочки и совок, огляделся и пошёл к Зининой маме. За спиной Зина услышала мамин голос:

– Возьми, дорогой.

Пам! Пам! Пам!

Это мячик несётся, высоко подпрыгивая, а Костя – за ним. А у мамы на коленях только пустая сетка лежит.

Зине сразу надоело возиться с песочными пирогами.

Мячик на дорожке, мячик под скамейкой, Костя на четвереньках пробежал под скамейкой...

Когда Костя поймал наконец мяч и хотел опять подбросить его, он увидел перед собой Зину.

У Зины в руках ничего не было: песочники и совок она уже успела отнести маме. На этот раз Зина ничего не сказала, а Костя ничего не спросил. Он молча протянул ей мяч и ушёл к песку, где играли ребята.

Галя Серебрякова и Маруся Ильина встретились, как всегда, у ворот и вместе пошли в школу. Синее безоблачное небо над широкой улицей. В садах и в скверах – осеннее золото листьев. Девочки шли, крепко держась за руки, поэтому Маруся Ильина несла портфель в левой руке, а Галя Серебрякова – в правой. А портфели были твёрдые, блестящие, с необмятыми краями – казалось, что их долго и старательно утюжили мамы вместе с коричневыми платьями, белыми воротничками и чёрными фартуками девочек.
Галя Серебрякова громко читала вывески и надписи, которые попадались навстречу:
– «Бу-лоч-ная»… «Ки-но-те-атр»… «Мо-ло-ко»… «Ре-монт о-бу-ви»…
Прошуршал по серому асфальту голубой блестящий троллейбус. Быстро промчался, а всё-таки Галя успела прочесть:
– «Са-до-во-е Б-коль-цо».
– Как ты хорошо читаешь! – сказала Маруся. Галя ответила с гордостью:
– Я ещё в прошлом году научилась! Маруся вздохнула:
– А я не умею такое трудное…
Все классы в школе были одинаковые, но самым лучшим, разумеется, был первый «А». Все учительницы в школе были разные. Самой лучшей, разумеется, была Ольга Андреевна.
Вот она вошла в класс, весёлая, молодая, приветливая, и сразу захотелось ответить ей как можно лучше.
Ольга Андреевна заглянула в журнал и сказала:
– Читай, Ильина.
Маруся покраснела, раскрыла букварь и начала читать, старательно, по буквам выговаривая каждое слово. На пятой строчке запнулась и покраснела ещё больше.
Галя подняла руку. Тёмные глаза стали совсем круглыми, как будто выпрыгнуть хотели, и умоляли учительницу: «Меня, меня спросите!»
Ольга Андреевна улыбнулась:
– Серебрякова, дальше читай.
Галя прочла всю страницу, от начала до конца, даже то, что ещё не было задано сегодня.
Ольга Андреевна опять улыбнулась и сказала:
– Хорошо.
Галя села за парту и радостно подумала: «Пятёрку поставит!»
На следующем уроке девочки писали.
Ольга Андреевна ходила по рядам и заглядывала в тетради.
– Ольга Андреевна, – сказала Галя, – вот у неё здесь ошибка. – Она ткнула пальцем в Марусину тетрадь. – Нужно «о», а она написала «а».
Ольга Андреевна посмотрела на Галю, но почему-то не улыбнулась на этот раз.
– Конечно, «о», – сказала она. – Поправь, Маруся.
Маруся стала поправлять и от волнения посадила на трудном слове большую расплывчатую кляксу.
Последним был урок арифметики.
Ольга Андреевна вызвала Марусю решать задачу. Тонкие Марусины пальцы, постукивая мелом, нерешительно продвигались по чёрной доске. Маруся написала знак равенства и задумалась.
– Девять! – крикнула Галя.
Светлана Николаева с передней парты обернулась. Лицо у неё было сердитое. Может быть, ей обидно стало, что не она первая решила задачу? Ведь по арифметике Светлана сильнее всех в классе. Ольга Андреевна сказала строго:
– Молчи, Серебрякова.
Маруся стояла, не поднимая глаз, и беззвучно шевелила губами. Потом вздохнула тяжело и написала: «9». Медленно вернулась к своей парте и села рядом с Галей.
Урок кончился. Девочки закрывали учебники и тетради. Женя Волкова сказала соседке:
– Нюра, у тебя сейчас заколка выскочит.
Нюра Иванова только недавно стала отпускать косу. А волосы у неё были прямые и жёсткие. Заколки и ленточки подбирали за ней всем классом.
Про неё говорили, что, если бы она в лесу заблудилась, как мальчик с пальчик, дорогу домой найти было бы очень легко.
Нюра нагнулась поднять заколку и громко сказала:
– Не люблю, когда выскакивают. – И в упор посмотрела на Галю.
Галя так и не поняла, про кого сказала Нюра. Про заколку?
– И я не люблю, когда выскакивают, – подтвердил Юра Смирнов.
Но ведь он-то никогда не терял заколок!
– Я тоже не люблю, – сказала Светлана Николаева.
А у Светланы длинные косы и ни одной заколки в волосах.
…Галя Серебрякова и Маруся Ильина возвращались домой из школы.
Галя несла портфель в правой руке, и Маруся тоже в правой. Девочки не держались за руки.
Маруся шла грустная, не поднимая глаз. Гале тоже было невесело.
Яркие золотые буквы блестели над дверями магазинов – Галя не обращала на них внимания. Проезжали мимо нарядные голубые троллейбусы – Галя не читала номера и надписи.
Девочки молча вошли во двор и повернули – одна направо, другая налево.
Мама спросила Галю:
– Ну, как дела?
– Пятёрка по чтению, – мрачно ответила Галя.
…Утром мама расчёсывала короткие курчавые
Галины волосы и завязывала бант потуже, а Галя терпела и морщилась.
– Собирайся, Галя, – сказала мама. – Вон подружка твоя уже тебя поджидает.
Галя бросилась к окну. У ворот мелькнули светлые косички и знакомое серенькое пальто в клетку. Нет, Маруся не ждала. Она поспешно вышла на улицу, даже не взглянув на Галины окна. Галя сбежала с лестницы. Не догнать! Маруся уже на углу стоит, собирается улицу переходить.
Галя знала по себе, что переходить улицу одной страшновато: уж очень она широкая. Сегодня, впрочем, Галя беспокоилась не за себя, а за Марусю. Улица такая большая, а Маруся такая маленькая, да ещё торопится.
Когда Галя вошла в класс, Маруся уже сидела за партой и разбирала свои тетрадки.
– Здравствуй, – сказала Галя.
Галя сказала: «здравствуй», а Маруся ясно услышала: «не сердись».
– Здравствуй, – не поднимая глаз, ответила Маруся.
А Галя в этом «здравствуй» услышала совсем другие слова: «Обидела ты меня».
В самом начале урока Ольга Андреевна спросила:
– Ну-ка, девочки, кто сегодня выучил хорошо и может прочесть до конца всю страницу?
Галина рука сама взлетела над партой и сама сейчас же опустилась. Галя увидела, что Маруся тоже поднимает руку, правда, совсем не высоко, робко и нерешительно. Из всех рук в классе Ольга Андреевна выбрала именно эту, самую медленную руку.
Маруся читала гораздо лучше, чем вчера, прямо, должно быть, наизусть выучила. Только она слишком торопилась, как будто боялась, что её перебьют, не дадут договорить. От этой спешки перепутала строчки в самом конце – вместо одного слова прочла другое – и остановилась, смущённая.
Гале так хотелось поправить, что она обеими ладонями зажала себе рот. Удержалась всё-таки.
Ольга Андреевна улыбнулась чуть-чуть и сказала:
– Не спеши, Маруся, подумай и скажешь правильно.
Маруся подумала и очень хорошо, с выражением даже, прочитала последние две строчки.
– Молодец! – похвалила Ольга Андреевна. А Галя зашептала:
– Пятёрку тебе поставила, пятёрку, я видела! Девочки возвращались домой, крепко держась за руки.
Это был удивительный день. Совсем не жалко и не грустно было смотреть, как облетают осенние листья.
Осень – это конец года, но ведь для девочек эта осень была только началом. Маруся и Галя шли медленно и останавливались около каждой вывески. Сначала Маруся называла буквы, потом Галя говорила всё слово целиком. А когда дошли до угла и остановились у перехода, Маруся посмотрела на загоревшиеся маленькие зелёные буквы, пошевелила губами… И вдруг прочитала, громко и радостно, не по буквам уже, а сразу всё слово:
– «Идите!»

Ни для кого не секрет, что солнце улучшает настроение и повышает иммунные силы организма. Кроме того, ультрафиолетовое излучение является источником витамина D3, необходимого для улучшения здоровья каждого из нас. Но чтобы летний отдых пошел на пользу ребенку важно помнить и соблюдать некоторые правила.

Валентина Ожигина, дерматолог, клиника "Panacea pro", тел.67696949

Наступила самая долгожданная пора - лето! Наше "прибалтийское" лето - короткое и непостоянное, поэтому с наступлением первых теплых деньков все мы стремимся к морю, чтобы успеть получить заряд бодрости и загара. Дети обожают играть и плескаться в море; строить крепости на берегу и рыть каналы; зарываться в теплый песок с головы до пят, а после бежать к воде отмываться и купаться до посинения. Однако, чтобы лето запомнилось лишь хорошими воспоминаниями, необходимо соблюдать некоторые правила.

Три года без защиты

В отличие от взрослых дети до трех лет не имеют полноценной защиты от ультрафиолетового излучения. Нежная детская кожа очень чувствительна, поскольку не умеет полноценно вырабатывать пигмент меланин, который защищает нас от солнца и придает цвет загару. Эта способность полностью развивается только к трем годам. Поэтому детская кожа особенно уязвима для солнечных лучей.

У детей намного быстрее развиваются солнечные ожоги . Помимо того, что они болезненны, есть и более серьезные причины оберегать от них детей. Есть доказательства, что последствия тяжелых солнечных ожогов, полученных в детстве, могут сказаться позже и даже привести к развитию рака кожи. Поэтому необходимо принимать особые меры предосторожности.

В частности до трехлетнего возраста рекомендуется отдыхать с ребенком в привычной климатической среде. После трех лет можно взять ребенка с собой в жаркие климатические зоны, но здесь очень важна длительность поездки. Нужно помнить, что путешествие является большим стрессом для детского организма, поэтому первые десять дней уйдут на адаптацию, и только последующий период будет способствовать оздоровлению и укреплению сил организма. Поэтому оптимальная длительность путешествия - это месяц.

До трех лет также не рекомендуется находиться с ребенком на открытом солнце. Желательны прогулки в тени деревьев. Ученые доказали: чтобы синтезировалось достаточное количество витамина D, достаточно 15-20 минут локального попадания солнца, например, на руки и лицо.

Под открытым небом

После трех лет можно потихоньку выходить на открытое солнце, но соблюдая определенные правила.
- На открытом солнце можно находиться с 9 до 11 часов утра и после 15 часов.
- Солнечные ванны необходимо начинать постепенно с 10-15 минут.
- В первые дни надевайте на ребенка рубашку из натуральных тканей и светлых тонов.
- Если Вы видите, что малыш хорошо переносит солнце, увеличивайте пребывание на 10-15 минут. Но максимально допустимое время - это час-полтора в день. Остальное время ребенок должен находиться под тентом или солнечным зонтиком, отдыхать в тени деревьев.

Берегите глазки

Важно помнить и о защите глаз малышей. Существуют детские солнцезащитные очки , их разнообразие позволяет сделать выбор на любой вкус.

Качественные очки имеют специальное напыление, благодаря чему не пропускают ультрафиолетовые лучи (UVA/UVB). Некачественная темная пластмасса заставляет зрачок расширяться, но при этом очки свободно пропускают УФ-лучи, и в результате солнце будет бить прямо в незащищенную сетчатку глаза. Без очков зрачки естественным образом сужаются на свету.

Если малыш не хочет носить очки, не настаивайте. Детям рекомендуется носить панамки с широкими полями или кепки с козырьком и защитой шеи. Эти головные уборы защитят ребенка от перегрева, а также уберегут его глазки от негативного воздействия солнечного света.

О воде и о еде

Помните, что в жаркие дни малыш должен больше пить . Предпочтение отдайте воде, а не газированным напиткам или сокам. Дети постарше могут попросить пить, но о совсем маленьких позаботьтесь сами - давайте им воду как можно чаще.

Питание в жаркие дни должно быть легким, старайтесь ввести в рацион побольше свежих фруктов и овощей.

Водные процедуры

Отдельно хочется упомянуть о водных процедурах.

Многие родители часами проводят время со своими детьми в воде, не задумываясь над тем, что свет, отражаясь от воды, усиливает неблагоприятное воздействие солнечных лучей, увеличивая риск солнечных ожогов. При купании в море тело ребенка подвергается еще большему облучению солнцем, чем на суше. Отражаясь от поверхности воды, солнечные лучи проникают в воду на глубину до 1 м. После купания в соленой воде необходимо ополоснуть ребенка пресной водой, смыть соль и вытереть насухо.

Запомните: мокрый ребенок не должен бегать по пляжу! Капельки воды и кристаллики соли действуют как линзы, которые усиливают действие солнца, что может привести к солнечному ожогу.

Также обязательно узнайте у своего педиатра, не принимает ли малыш препаратов, способных повысить чувствительность кожи к солнцу.

Кремы от ожогов

И самое главное, чтобы ребенок не получил солнечного ожога, - используйте солнцезащитные кремы.

Чтобы понять, как они действуют, нужно пояснить, что такое солнечное излучение. Солнечным излучением мы называем сочетание ультрафиолетовой радиации, видимого света и инфракрасного излучения. Благодаря последнему мы греемся на солнышке, а не мерзнем. Иными словами, инфракрасное излучение - это солнечное тепло. А вот ультрафиолетовое излучение, благодаря которому мы загораем, гораздо коварнее. Спектр естественной ультрафиолетовой радиации включает лучи УФА и УФВ. Ультрафиолет диапазона А практически безвреден, опасность представляет только ультрафиолет диапазона В в случае его передозировки.

Большинство детских солнцезащитных средств предназначено детям, которым уже исполнилось три года. Для самых маленьких стоит поискать кремы, на которых написано: "с рождения", "0+".

К сожалению, на многих детских солнцезащитных средствах есть лишь пометки: "для детей", "детский" и т.п. без указания возрастных ограничений. По умолчанию такие средства принято считать пригодными для детей старше трех лет. При выборе солнцезащитного крема и лосьона обязательно посмотрите на этикетку и найдите информацию о солнцезащитных единицах (SPF - sun protective factor - "солнцезащитный фактор"). Его значения колеблются от 2 до 100 единиц. Чем больше SPF, тем более высокую степень защиты обеспечивает средство.

При покупке крема для детей лучше подобрать крем с 30 и более SPF. Эти цифры показывают, во сколько раз крем продлевает время безопасного пребывания на солнце, которое для ребенка составляет примерно 5 минут. То есть, обработав детскую кожу кремом с SPF 15, малыш может спокойно принимать солнечные ванны в течение 75 минут без риска получить ожог. Крем с фактором защиты 30, продлевает расчетное время уже до 150 минут.

Значения SPF выше 40-50 единиц в детских солнцезащитных линиях практически не встречаются. Во-первых, несмотря на вышеуказанное безопасное время, малышу до 3-х лет нежелательно находиться на открытом солнце, во-вторых, такая суперзащита крема обычно достигается за счет более высокой концентрации, входящих в него активных веществ (в первую очередь UV-фильтров), а значит, сам протектор может стать причиной возникновения аллергии на детской коже.

Детские солнцезащитные средства должны содержать фильтры от ультрафиолетовых лучей и типа А, и типа В. Важной характеристикой солнцезащитного крема является водостойкость. Для пляжного отдыха нужно использовать именно водостойкие кремы - они медленнее смываются с кожи, почти не теряя своей эффективности даже в соленой воде. Еще один нюанс - на пляже удобнее пользоваться солнечной косметикой, устойчивой не только к воде, но и к песку (информация об этом также указывается на упаковке). Благодаря специальной формуле солнцезащитного протектора, песок не будет липнуть к коже и стирать с нее нанесенный защитный слой крема. Однако, если малыш пока еще большую часть времени проводит в коляске или же предпочитает неспешные прогулки и игры в песочнице, то для защиты его кожи будет вполне достаточно обычного солнцезащитного крема.

Важно помнить, что солнцезащитное средство начинает действовать не сразу, а только через 15-30 минут после нанесения (точное время указывается в инструкции). Поэтому обработать им кожу ребенка нужно заранее с учетом этого времени еще до выхода на прогулку, чтобы крем впитался и УФ-фильтры включились в работу.

Если ребенок обгорел

Но если ребенок все-же обгорел, в аптечке обязательно должны быть средства, содержащие пантенол. Это противоожоговое средство.

Категорически нельзя использовать спиртовые растворы, это только усилит ожог. Если на теле ребенка образовались пузырьки и открытые красные ранки, то это свидетельствует об ожоге 2 степени. Если же поднялась температура, возникло головокружение и тошнота - это симптомы теплового удара. В таких ситуациях нужно срочно обратиться к врачу.

Правила отдыха с детьми на пляже совсем не сложны. Соблюдайте их, и тогда Ваше чадо окрепшее, загоревшее и отдохнувшее будет радовать родных отменным здоровьем весь следующий год!



Новое на сайте

>

Самое популярное