Домой Ортопедия Основные части тела. Тибетская гормональная гимнастика: можно ли помочь упражнениями

Основные части тела. Тибетская гормональная гимнастика: можно ли помочь упражнениями

Цель урока. Уточнить и закрепить понятие о частях тела и их гигиене. Закрепить знания об основных эмоциях.

Задачи.

Образовательные :

Дать детям представления о строении собственного тела, расширять представления о своем организме, о его строении.

Побуждать детей к высказыванию. Усваивать название частей тела (голова, туловище, волосы, уши, глаза, нос, рот, брови, шея, руки, ноги, пальцы) и их роли в жизни человека.

Коррекционные :

Развитие мимики и движений.

Воспитательные :

Воспитывать желание быть красивыми и здоровыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока «Человек – части тела».

Составила учитель 3 «Б» класса»

Караханова Наталья Валерьевна

Цель урока. Уточнить и закрепить понятие о частях тела и их гигиене. Закрепить знания об основных эмоциях.

Задачи.

Образовательные :

  • Дать детям представления о строении собственного тела, расширять представления о своем организме, о его строении.
  • Побуждать детей к высказыванию. Усваивать название частей тела (голова, туловище, волосы, уши, глаза, нос, рот, брови, шея, руки, ноги, пальцы) и их роли в жизни человека.

Коррекционные :

  • Развитие мимики и движений.

Воспитательные:

  • Воспитывать желание быть красивыми и здоровыми.

Оборудование: части тела человека из картона, предметные картинки – продукты, игра «Часть – целое».

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстративного материала об человеке, плакатов, схем; загадывание загадок; беседы о теле человека, о пользе здорового питания; проведение упражнений, дидактических игр.

Ход урока.

Учитель: К нам в гости пришла кукла Катя: «Здравствуйте дети».

Дети: Здравствуй.

Кукла: Я к вам в гости пришла. Все дети любят со мной играть. Говорят, что я похожа очень на человека. Неужели это так? Помогите мне ребята разобраться, чем же я похожа на человека?

Учитель. Ребята, мы с вами воспитанные люди?

Дети: Да.

Учитель; Давайте посадим гостью на удобное место, чтобы она посмотрела наш урок и постараемся ответить на ее волнующий вопрос, чем кукла Катя похожа на нас людей.

Высокие, низкие, далекие, близкие,

Гиганты, гномы, малыши,

Слабыши и крепыши,

Блондины, брюнеты, шатены,

И всякие аборигены,

И папы, и мамы, и дети –

Роднее их нет на свете.

Учитель: Все вроде разные на вид, Но есть у каждого – руки, и ноги, и рот, Два уха, два глаза и нос. Но какими бы мы небыли разными, все равно похожи своим телосложением.

  • Упражнение «Часть – целое».

Целое – лицо человека. Части целого – глаза, уши, брови, рот, нос, волосы.

Учитель: Дети посмотрите на меня (учитель показывает на голову свою) – это что?

Дети: Голова.

Учитель Правильно. Покажите на себе, где у вас голова. А у куклы Кати есть голова?

Дети: Да (показывают дети на себе голову и на кукле).

Учитель: А какая голова круглая?

Дети: Да

Учитель: Посмотрите на столе лежат какие-то части. Найдите голову и прикрепите на доску. (Дети выполняют задание). Молодцы!

Учитель: Есть четыре помощника на службе у тебя. Не замечая, их используешь шутя:

Учитель показывает на глаза: Что это?

Дети: Глаза

Учитель: Покажите на себе глаза. (Учащиеся показывают). А у куклы Кати есть глаза?
Дети: Да. (показывают глаза на кукле).

Учитель: Разберемся вместе дети

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз?

Так зачем человеку глаза?

Глаза тебе даны, чтоб видеть прекрасный мир вокруг нас (показ картинок радуги, солнца, вид из окна). А давайте зажмурим глаза. Откроем глаза, поморгаем глазами. (Дети выполняют упражнение). А теперь подойдем к частям тела найдем глаза и прикрепим к голове глаза. (Дети выполняют упражнение у доски). Молодцы!

Ребята посмотрите на меня (учитель показывает на брови у себя на лице) что это? Брови. Покажите у себя на лице брови. (Дети показывают). А у куклы Кати есть брови?

Дети: Да.

Учитель Покажите у куклы где брови. Возьмите брови из пособия «части тела» и прикрепите к голове брови, где они должны быть? Правильно, над глазами. (Дети выполняют задание). Молодцы! Ребята, когда мы удивляемся, то поднимаем брови. Поднимите брови от удивления. (Дети выполняют). А теперь отпустим. Когда мы грустим, брови нахмуриваем. Нахмурим брови. (Дети выполняют). Молодцы!

Учитель показывая на нос у себя на лице спрашивает: «Дети что это?»

Дети: Нос.

Учитель Зачем нос нужен человеку?

Есть носы прямые

Есть носы курносые

Очень нужен всякий нос,

Раз уж он к лицу прирос.

А нос нужен запах различать (дети с учителем нюхают цветы)

Покажите дети у себя, где у вас нос. (Учащиеся показывают). А куклы Кати есть нос?

Дети: Да

Учитель: Покажите у куклы где нос. (Дети показывают). Подойдите к пособию «части тела» возьмите нос и прикрепите к голове на доске, где уже у нас есть глаза и брови. Молодцы!

Учитель показывает на себе уши и спрашивает: Дети, посмотрите что это?

Дети: Уши

Учитель: Правильно. Покажите где у вас уши. (Дети показывают). Молодцы! Ребята, а у куклы Кати есть уши?

Дети: Да

Учитель: Покажите где у куклы уши. (Дети показывают). Молодцы!. Подойдите к пособию «части тела и возьмите уши, прикрепите у доски уши к голове. (дети выполняют задание). Молодцы! А уши служат, чтобы слушать,(слушают дети звуки природы).

Учитель показывает на себе рот и спрашивает: Дети что это?

Дети: Рот.

Учитель: Правильно. Покажите у себя, где рот. /(Дети показывают). Молодцы! А у куклы Кати есть рот?

Дети: Да

Учитель: Покажите где рот у куклы. (Дети показывают). Молодцы! А теперь подойдите к пособию « части тела» возьмите рот и прикрепите у доски к голове, где есть уже глаза, брови и нос.(Дети выполняют задание) Молодцы! А что есть во рту у нас? Язык. Для чего нам рот и язык? Чтобы разговаривать и кушать. Язык во рту, чтоб вкус понять, (Дети едят печенье). Молодцы! Я сейчас покажу картинки с эмоциями, мы уже показывали как мы можем грустить и удивляться с помощью бровей. А рот может показать эмоции? Да может. Давайте покажем кукле Кате как мы можем удивляться с помощью рта. (Дети показывают). Как мы можем грустить с помощью рта. (Дети показывают). Покажите радость. (Дети показывают). Молодцы!

Учитель раздает учащимся разрезные картинки пиктограммы с изображением эмоций и предлагает соединить картинки и увидеть, какая эмоция получилась.

Учитель: Молодцы! Все справились с заданием. Изобразите какая у вас получилась эмоция. (Дети выполняют).

Учитель показывает на волосы и спрашивает у учащихся: Дети, посмотрите что это?

Дети: Волосы.

Учитель Правильно волосы. Покажите у себя где у вас волосы? (Дети показывают). Молодцы! А у куклы Кати есть волосы?

Дети. Да

Учитель: Покажите где волосы у куклы.(Дети показывают). Молодцы! А теперь подойдите к пособию « части тела» возьмите волосы и прикрепите у доски к голове, где есть уже глаза, брови, нос и рот.(Дети выполняют задание) Молодцы!

Кукла: Посмотрите ребята, что у вас получилось на доске? Из частей тела получилась целая голова. И у меня такие части тела и такая же голова.

Учитель: Дети а давайте посчитаем сколько у нас глаз, носов, ртов, бровей, ушей.

Дети вместе с учителем считают и показывают на лице части тела.

Учитель: А сейчас мы отдохнем и опять играть начнем.

Физминутка.

Это я!

Это моя голова.

Это уши,

Вот глаза

Это нос, это рот.

Там спина, тут живот.

Это руки -хлоп - хлоп - хлоп,

Это ноги - топ - топ - топ.

Ох устали вытрим лоб.

Учитель: Отдохнули, продолжим урок. Посмотрите дети на доску мы с вами собрали голову только. А что еще нужно приставить к голове, чтобы получился человек. Туловище. Покажем на себе туловище и на кукле Кате.(Дети выполняют). Молодцы! Подойдем к пособию « части тела» возьмем туловище и прикрепим к голове. (Учащиеся выполняют). Молодцы!

Учитель: Чего еще не хватает, чтобы получился человек. (Показывает учитель руки).

Дети: Руки.

Учитель: Правильно, руки. Покажем свои руки. (Дети показывают). У куклы Кати есть руки?

Дети: Да

Учитель: Покажите руки у куклы Кати. А сколько рук у нас давайте посчитаем.

Дети вместе с учителем считают.

Учитель: Две руки у нас. Подойдите к пособию «части тела» возьмите руки и приставьте к туловищу. (Дети выполняют задание). Молодцы!

Учитель. Посмотрите внимательно получился полностью у нас человек.

Дети: Нет.

Учитель: А чего не хватает? (Учитель показывает на ноги).

Дети: Ног.

Учитель: Покажите свои ноги. Потопаем ногами. Молодцы! А сколько ног у нас. (Дети считают вместе с учителем ноги). У нас две ноги У куклы Кати есть ноги?

Дети: Да.

Учитель: Сколько ног у куклы.

Дети: Две.

Учитель: Покажите у куклы Кати ноги. Молодцы. А теперь подойдите к пособию «части тела» .возьмите ноги и прикрепите к туловищу. (Учащиеся выполняют задание). Молодцы!

Кукла Катя: Какие молодцы вы собрали человека. Я действительно похожа на человека. У меня такие же части тела как и у человека. Спасибо вам ребята вы ответили на мой вопрос.

Учитель: Одна дана нам голова

А глаза два и уха два

И два виска и две руки,

Зато один и нос и рот

А будь у нас наоборот,

Одна рука, одна нога,

Зато два рта, два языка-

Мы только бы и знали,

Что ели и болтали.

Учитель: Кукла Катя – это еще не все. Мы тебе еще покажем как ухаживать надо за своими частями тела.

Кукла Катя: Как интересно. Я пожалуй еще задержусь.

Учитель: Ребята покажем кукле Кате как ухаживать за лицом каждый день.

Водичка, водичка Дети имитируют

Умой мое личико, умывание лица.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

А теперь покажем, как ухаживать за зубами и утром и вечером. Берем зубную пасту и зубную щетку, намазываем пасту на щетку и чистим зубы, затем выполаскиваем водой тщательно рот от зубной пасты. (Дети выполняют упражнения, имитируя чистку зубов).Молодцы!

Учитель: За волосами нужен тоже уход. Волосы моют шампунем раз в неделю или два раза в неделю, в зависимости от загрязнения волос. Каждый день нужно расчесывать волосы, чтобы не быть лохматыми. Покажем на кукле Кате как расческой расчесывать волосы по утрам. (Дети расчесывают волосы расческой кукле). Руки моем с мылом часто, чтобы не заболеть. Моем руки перед едой, после прогулки, после туалета. Каждый день моем ноги с мылом, за весь день мы много ходим и ноги пачкаются. Туловище моем с мылом. За ушами тоже нужен уход. Уши моют водой с мылом и чистят ватной палочкой. (Дети имитируют движения).

Кукла Катя: Какие молодцы ребята. Вы научили меня ухаживать за своими частями тела.

Учитель: И на прощание мы с ребятами хотим подарить тебе рисунки.

Учитель раздает листы с изображением человека и карандаши. Предлагает обвести и раскрасить человека.

Дети выполняют задание. Учитель собирает рисунки, обращаясь к кукле.

Учитель: Посмотри Катя какие рисунки тебе нарисовали ребята и они их дарят тебе.

Кукла Катя: Спасибо большое за рисунки. Мне очень было интересно на вашем уроке. Знаю, что я похожа на человека и как называются части тела, как ухаживать за своим телом. До свидание ребята.

Дети: До свидание.

Учитель: Наш урок закончился. До свидание.


В данной статье вы сможете узнать, что такое области головы, как устроена эта часть тела и почему она вообще появилась в ходе эволюции? Начинается статья с самого простого - основных сведений об организации.

Что понимается под скелетом головы или, проще говоря, черепом? Это совокупность множества костей парных или нет, губчатых или смешанных. Череп содержит всего два больших отдела:

  • мозговой (полость, в которой расположен головной мозг);
  • лицевой (именно здесь берут начало некоторые системы, такие как дыхательная или пищеварительная; помимо этого, здесь можно обнаружить большее количество органов чувств).

Что касается мозгового отдела, то стоит упомянуть, что и эта область подразделяется на две:

  • его основание.

Эволюция

Важно знать, что далеко не всегда у позвоночных была такая крупная голова. Окунемся немного в прошлое. Эта часть тела появилась у древних позвоночных в ходе слияния первых трех сегментов позвоночника. До этого явления наблюдалась одинаковая сегментация. Каждый позвонок имел свою пару первого позвонка отвечали за обоняние, второго - за зрение, третьего - за слух. Со временем нагрузка на эти нервы нарастала, требовалось перерабатывать информации все больше и больше, что привело к утолщению этих сегментов, отвечающих за данные органы чувств. Так они слились в головной мозг, а объединение позвонков образовало мозговую капсулу (подобие черепа). Обратите внимание, что голова даже современного человека до сих пор делится на сегменты, из которых она образовалась.

Каковы же средние размеры головы взрослого человека? Длина - 17-22 см, ширина - 14-16 см, высота - 12-16 см, окружность - 54-60 см. Длина головы, как правило, больше ширины, поэтому она не круглая, а эллипсовидная. Очень интересно и то, что цифры (длина, ширина и высота) не постоянны, они то увеличиваются, то уменьшаются. И все это зависит от расположения человека.

Головной мозг

Прежде, чем перейти к изучению областей головы, стоит сказать, что голова не просто так считается самой важной частью тела. Ведь именно здесь расположены:

  • головной мозг;
  • органы зрения;
  • органы слуха;
  • органы обоняния;
  • органы вкуса;
  • носоглотка;
  • язык;
  • жевательный аппарат.

Сейчас мы немного подробнее узнаем о головном мозге. Что это такое и как он устроен? Этот орган образован из нервных волокон. Нейроны (это клетки мозга) способны контролировать работу всего организма человека путем вырабатывания электрического импульса. Всего можно наблюдать двенадцать пар нервов, контролирующих работу органов. Сигналы, подаваемые головным мозгом, доходят до своего адресата через спинной мозг.

Мозг все время находится в жидкости, что предотвращает его контакт с черепной коробкой при движении головы. Вообще у нашего мозга довольно-таки хорошая защита:

Жидкость, в которой "плавает" наш головной мозг и называется ликвором. Давление данной жидкости на орган принято считать внутричерепным давлением.

Также немаловажно и то, что работа головного мозга и органов, расположенных на голове, требует больших энергетических затрат. По этой причине мы можем наблюдать интенсивное кровообращение в данной области. Это:

  1. Питание: сонная и позвоночная артерии.
  2. Отток: внутренняя и наружная яремные вены.

Так в состоянии покоя, голова потребляет порядка пятнадцати процентов всего объема крови организма.

Череп и мышцы

Скелет головы (череп) имеет не менее сложное строение. Основная его функция - защита головного мозга от механического повреждения и других внешних воздействий.

Вся черепная коробка человека образована 23 костями. Они все неподвижны за исключением одной - нижней челюсти. Как уже говорилось ранее, здесь можно выделить два отдела:

  • мозговой;
  • лицевой.

Кости, относящиеся к лицевому отделу (всего их 15), могут быть:

Парные кости мозгового отдела:

  • теменная;
  • височная.

Непарные:

  • затылочная;
  • лобная;
  • клиновидная;
  • решетчатая.

Весь мозговой отдел суммарно состоит из восьми костей.

Шейный отдел, к которому крепится черепная коробка, позволяет голове двигаться. Движение обеспечивается мышцами шеи. Но на самой голове так же имеются мышечные волокна, которые отвечают за мимику, одно исключение - жевательные мышцы, которые считаются самыми сильными в данной области.

Области головы

Вся голова условно делится на 13 областей. Там также отличают парные и непарные. И так, к непарным областям относят шесть из них.

  1. Лобная область головы (на ней заострено внимание в следующем разделе статьи).
  2. Теменная (подробная информация будет представлена вашему вниманию далее).
  3. Затылочная (рассматривается подробнее в отдельном разделе статьи).
  4. Носовая, которая полностью соответствует контуру нашего носа.
  5. Ротовая, так же соответствует контуру рта.
  6. Подбородочная, которая отделена от ротовой при помощи подбородочно-губной борозды.

Теперь переходим к перечислению семи парных областей. Сюда относят:

  1. Щечная область, отделенная от носа и рта при помощи носогубной борозды.
  2. Околоушно-жевательная (контуры околоушной железы и мышцы, отвечающие за жевательный рефлекс).
  3. Височная область головы (контуры чешуи височной кости, находится ниже теменной области).
  4. Глазничная (контур глазниц).
  5. Подглазничная (ниже глазниц).
  6. Скуловая (контур скул).
  7. Сосцевидная (эту кость можно обнаружить за ушной раковиной, которая, как бы, ее укрывает).

Лобная область

Сейчас переходим к подробному рассмотрению лобной области головы. Границы переднего отдела - носолобный шов, надглазничные края, заднего - теменная область, бока - височная область. Данный отдел захватывает даже волосистую часть головы.

Что касается кровоснабжения, то оно осуществляется за счет следующих артерий:

  • надблоковая;
  • надглазничная.

Они отходят от глазной артерии, которая является ветвью сонной. В данной области наблюдается хорошо развитая венозная сеть. Все сосуды этой сети образуют следующие вены:

  • надблоковые;
  • надглазничную.

Последние, в свою очередь, частично вливаются в угловую, а затем в лицевую вены. А другая часть уходит в глазную.

Теперь коротко об иннервации в лобной области. Эти нервы являются ветвями глазного и имеют названия:

  • надблоковые;
  • надглазничный.

Как не сложно догадаться, они проходят с одноименными сосудами вместе. Двигательные нервы - ветви лицевого нерва, имеющие название - височные.

Теменная область

Данная область ограничена контурами костей темени. Вы ее можете представить, если проведете проекционные линии:

  • перед - венечный шов;
  • зад - ламбдовидный шов;
  • бока - височные линии.

Кровоснабжению способствуют артериальные сосуды, являющиеся отростками теменных ветвей височной артерии. Отток - теменная ветвь височной вены.

Иннервация:

  • перед - конечные ветки надглазничного нерва и лобного;
  • бока - ушно-весочный нерв;
  • зад - затылочный нерв.

Затылочная область

Затылочная область головы находится ниже теменной, а ограничивается задней областью шеи. Итак, границы:

  • верх и бока - лабдовидный шов;
  • низ - линия между вершинами сосцевидных отростков.

Кровоснабжению способствуют артерии:

  • затылочная;
  • задняя ушная.

Иннервация осуществляется следующими видами нервов:

  • подзатылочный (двигательный);
  • большой затылочный (чувствительный);
  • малый затылочный (чувствительный).

Нервная система

В статье коротко уже рассказано о некоторых областей головы человека. Из таблицы вы узнаете более подробную информацию. Всего на голове содержится 12 пар нервов, которые отвечают за ощущения, выделение слез и слюны, иннервацию мышц головы и так далее.

Нерв Краткое пояснение
Обонятельный Оказывает влияние на слизистую носа.
Зрительный Он представлен миллионом (примерно) мельчайших нервных волокон, которые являются аксонами нейронов сетчатки глаза.
Глазодвигательный Выступает в виде мышц, двигающих глазное яблоко.
Блоковый Занимается нервированием косой мышцы глаза.
Тройничный

Это самый важный нерв, расположенный на нашей голове. Он выполняет иннервацию:

  • кожи;
  • глазного яблока;
  • конъюнктивы;
  • твердой мозговой оболочки;
  • слизистой носа;
  • слизистой рта;
  • определенной области языка;
  • зубов;
  • десен.
Отводящий Иннервация прямой мышцы глаза.
Лицевой

Иннервация:

  • всех мимических мышц;
  • заднего брюшка двубрюшной мышцы;
  • шилоподъязычной мышцы.
Преддверно-улитковый Является проводником между рецепторами внутреннего уха и головным мозгом.
Языкоглоточный

Занимается иннервацией:

  • мышц глотки;
  • слизистой глотки;
  • миндалин;
  • слуховой трубы;
  • вкусовых волокон языка;
  • парасимпатических волокон околоушной железы.
Блуждающий

Обладает самой обширной областью иннервации. Занимается иннервацией:

  • чувствительности неба и глотки;
  • двигательной способности неба и глотки;
  • гортани;
  • вкусовых рецепторов, расположенных на корне языка;
  • кожи ушей.
Добавочный Двигательная иннервация глотки, гортани, грудино-ключично-сосцевидной и трапециевидной мышцы.
Подъязычный Благодаря наличию данного нерва, мы можем шевелить языком.

Кровеносная система

Изучая анатомию головы, нельзя пройти мимо такой сложной, но очень важной темы, как кровеносная система. Именно она обеспечивает кровообращение головы, благодаря чему человек может жить (есть, дышать, пить, общаться и так далее).

Для работы нашей головы, а точнее для головного мозга, необходимо очень много энергии, что требует постоянного притока крови. Уже говорилось, что даже в состоянии покоя, наш мозг потребляет пятнадцать процентов всего объема крови и двадцать пять процентов кислорода, который мы получаем при дыхании.

Какие артерии занимаются питанием нашего головного мозга? В основном это:

  • позвоночные;
  • сонные.

Так же должен происходить и ее отток от костей черепной коробки, мышц, мозга и так далее. Это происходит благодаря наличию вен:

  • внутренняя яремная;
  • наружная яремная.

Артерии

Как уже говорилось, питанием головы человека занимаются позвоночные и сонные артерии, которые представлены в виде пар. Сонная артерия при этом является основой данного процесса. Она делится на 2 ветки:

  • наружная (обогащает наружную часть головы);
  • внутренняя (проходит в саму полость черепа и разветвляется, обеспечивая приток крови к глазам и другим отделам мозга).

Приток крови к мышцам осуществляется наружной и внутренней сонной артерией. Порядка 30 % питания мозга осуществляется позвоночными артериями. Базилярная обеспечивает работу:

Кровоснабжение головного мозга варьируется в зависимости от состояния человека. Умственные или психофизиологические перегрузки повышают данный показатель на 50 %.

Вены

Рассматривая анатомию головы человека, тяжело пройти мимо очень важной темы - венозного строения данной части тела. Начнем с того, что такое венозные синусы. Это крупные вены, которые собирают кровь от следующих частей:

Также можно встретить и другое их название, а именно - венозные коллекторы, которые располагаются между листами оболочки мозга. Выходя из черепной коробки, они переходят в яремную вену, идущую рядом с сонной артерией. Также можно отличить и наружную яремную вену, которая немного меньше и расположена в подкожной клетчатке. Именно здесь собирается кровь от:

  • глаз;
  • носа;
  • подбородка.

Если говорить обобщенно, то все, что выше перечислено именуется поверхностными образованиями головы и лица.

Мышцы

Если говорить предельно коротко, то все мышцы нашей головы можно разделить на несколько групп:

  • жевательные;
  • мимические;
  • свода черепа;
  • органов чувств;
  • верхней пищеварительной системы.

О выполняемых функциях можно догадаться и по их названиям. Например, жевательные делают возможным процесс пережевывания пищи, а вот мимические отвечают за мимику человека и так далее.

Очень важно знать, что абсолютно все мышцы, независимо от основного их предназначения, участвуют в речи.

Череп

Весь череп, образованный костями головы, делится на два отдела:

  • лицевой;
  • мозговой.

Первый находится между глазницами и подбородком, и образует начальные отделы некоторых систем организма (конкретнее - пищеварительной и дыхательной). Помимо этого, лицевой отдел является местом крепления некоторых групп мышц:

  • жевательных;
  • мимических.

Что расположено в данном отделе:

Особое внимание стоит уделить скуловой кости, которая является местом крепления основной массы мышц лица. Она расположена ниже глазницы и выполняет важную функцию - защита глаза и носа от механического повреждения.

Важно отметить и челюсть, представленную верхней парной костью и нижней непарной. Нижняя челюсть является единственной подвижной костью, к которой прикреплены сильные жевательные мышцы.

Обратим внимание и на межчелюстную область, которую также называют глубоким отделом лица. Ограничения:

Коротко о мозговом отделе, который призван защищать мозг и другие структуры, которые с ним связаны. Образован отдел 8 костями, основными являются:

  • затылочная;
  • теменная;
  • лобная;
  • височная.

Важно отметить, что черепная коробка не сплошная, она имеет пазухи и отверстия, позволяющие проникнуть нервам и кровеносным сосудам к мозгу. В основании черепа головы человека расположено затылочное отверстие, соединяющее полость черепа и позвоночный канал.

Основные части тела

· Туловище: грудь и живот

· Верхние конечности: плечо, локоть, предплечье и кисть: запястье, пясть и пальцы.

· Нижние конечности: бедро, колено, голень, стопа: предплюсна, плюсна, пальцы.

Тело человека расположено в 3-х плоскостях , взаимно перпендикулярных друг другу:

1) Сагиттальная плоскость (передне-задняя) - разделяет тело человека на левую и правую части.

2) Фронтальная плоскость (поперечная) - разделяет тело на переднюю и заднюю части.

3) Горизонтальная плоскость - разделяет тело человека на верхнюю и нижнюю части.

Вращение суставов возможно за счет движений в 3-х осях :

1) Сагиттальная ось (передне-задняя). Возможно отведение и приведение конечностей

2) Вертикальная ось. Возможны вращения внутрь и наружу

3) Фронтальная ось (поперечная). Ось совпадает с фронтальной плоскостью. Возможны сгибания и разгибания

Расположение органов и частей тела:

Медиально - орган, лежащий ближе к середине тела.

Латерально - орган, удаленный от середины тела.

Клетка - это универсальная единица "живого".

Клетка окружена оболочкой мембраны , которая защищает её, обладает свойством полупроницаемости и пластичности.

Внутренняя среда клетки имеет гелеобразную структуру, в которой расположены органоиды клетки.

Клетки образуют ткань , когда они имеют общее происхождение, общее строение и выполняют единую функцию.

Существует 4 типа ткани:

1. эпителиальная

2. соединительная

3. нервная

4. мышечная

Эпителиальная ткань - (эпителий, от греч. epi - на, поверх и thele - сосок) - пограничная ткань, выстилающая поверхность кожи, роговицы глаза, серозных оболочек, внутреннюю поверхность полых органов пищеварительной, дыхательной и мочеполовой систем (желудка, трахеи, матки и др.). Большинство желез эпителиального происхождения.

Соединительная ткань - это ткань, не отвечающая непосредственно за работу какого-либо органа или системы органов, но играющая вспомогательную роль во всех органах, составляя 60-90% от их массы. Большая часть твёрдой соединительной ткани является фиброзной (от лат. fibra - волокно): состоит из волокон коллагена и эластина. К соединительной ткани относят костную, хрящевую, жировую и другие. К соединительной ткани относят также кровь и лимфу. Поэтому соединительная ткань - единственная ткань, которая присутствует в организме в 4-х видах - волокнистом (связки), твёрдом (кости), гелеобразном (хрящи) и жидком (кровь, лимфа, а также межклеточная, спинномозговая и синовиальная и прочие жидкости). Фасции, мышечные влагалища, связки, сухожилия, кости, хрящи, сустав, суставная сумка, сарколемма и перемизий мышечных волокон, синовиальная жидкость, кровь, лимфа, сосуды, капилляры, сало, межклеточная жидкость, внеклеточный матрикс, склера, радужка, микроглия и многое другое - это всё соединительная ткань.

Нервная ткань - это система взаимосвязанных нервных клеток и нейроглии, обеспечивающих специфические функции восприятия раздражений, возбуждения, выработки импульса и его передачи. Она является основой строения органов нервной системы, обеспечивающих регуляцию всех тканей и органов, их интеграцию в организме и связь с окружающей средой.

Мышечная ткань - ткани, различные по строению и происхождению, но сходные по способности к выраженным сокращениям. Они обеспечивают перемещения в пространстве всего организма в целом или его частей (пример – скелетная мускулатура) и движение органов внутри организма (пример – сердце, язык, кишечник).

Типы мышечной ткани:

1) Поперечнополосатая (исчерченная) мышечная ткань

2) Поперечнополосатая сердечная мышечная ткань

3) Гладкая мышечная ткань. Образует стенки внутренних органов и сосудов, медленно сокращается и не поддается контролю.

Двигательный акт:

1) Органы, совершающие двигательный акт (скелет, мышцы)

2) Органы, регулирующие двигательный акт (нервная и эндокринная системы)

3) Органы, помогающие совершить двигательный акт (все остальные органы)

Скелет

Скелет человека состоит в среднем из 206 костей

Обновление тканей происходит каждые 20-25 лет

Функции скелета:

1) Опорная. Опора для мышц

2) Двигательная. Перемещение в пространстве с помощью трубчатых костей

3) Защитная. Плоские кости

4) Обменная. Химический состав, кальций

5) Кроветворная. Губчатые кости и костный мозг

Классификация костей:

Трубчатые:

· длинные

· короткие (фаланги пальцев)

Плоские

Губчатые (рыхлые, пористые)

* Позвонки являются смешанными костями

Строение трубчатой кости:

Остеон – это комплекс костных цилиндров, вложенных один в другой, содержащие зрелые клетки костной ткани - остеоциты. Остеон является единица компактного вещества. В центре остеона находится канал с кровеносными сосудами.

Остеоциты – зрелые клетки костной ткани.

Остеобласты - молодые остеобразующие клетки кости (диаметр 15-20 мкм), которые синтезируют межклеточное вещество - матрикс . По мере накопления межклеточного вещества, остеобласты замуровываются в нём и становятся остеоцитами.

Метафиз - участок длинной трубчатой кости, расположенный между эпифизом и диафизом. За счет метафиза кость растет в длину в детском и юношеском возрасте.

Кость снаружи покрыта надкостнице , к внешнему слою которой прикрепляется сухожилие мышц. Внутренний слой надкостницы содержит молодые клетки костной ткани - остеобласты , деление которых способствует росту кости в ширину. Надкостница участвует в формировании костной мозоли при переломе. Под надкостницей находится компактное вещество, единицей которого является остеон. В центре остеона располагается канал с кровеносными сосудами. За компактным веществом расположено губчатое вещество, между перекладинами которого расположен красный костный мозг.

* Рост и развитие костей обусловлены работой мышц.

В местах наибольшей нагрузки увеличивается толщина компактного вещества.

В связи с утолщение компактного вещества костномозговая полость уменьшается.

Светлана Коваленко
Конспект ООД с презентацией в подготовительной к школе группе «Части тела человека. Голова»

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности по познавательно – исследовательской деятельности

«Части тела человека . Голова » .

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Цель : Совершенствовать знания детей о частях тела человека (голова ) и о здоровом образе жизни.

Задачи :

Образовательные :Закрепить знания о частях тела человека , расположенных на голове , их значении в жизни человека и способах ухода за ними.

Совершенствовать умение вести опытно-исследовательскую работу, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

Развивающие :Развивать навыки взаимодействия со сверстниками в получении конечного результата,формировать коммуникативные умения.

Воспитательные :Воспитывать бережное отношение к своему здоровью,доброжелательность к людям,имеющим отклонения в здоровье.

Методы и приемы : наглядный метод (использование видеоматериалов, словесный метод (беседа по вопросам о частях тела , игровой прием (гимнастика для глаз, элементы артикуляционной и мимической гимнастики) , метод обследования (рассматривания в лупу волос, глаз, рассматривание в зеркалах рта, ароматерапия (баночки с разными запахами, моделирование изучаемого объекта на основе полученного опыта (силуэт головы , система сигнального голосования .

Словарная работа : уточнить значение слов «гипотеза» , «исследователи» , «зеница ока» ,ввести в активный словарь существительные «зрачок» ,

»радужка»; учить правильно употреблять притяжательные прилагательные «заячьи» ,» беличьи» и т. д.

Предполагаемая предшествующая работа :

Рассматривание иллюстраций по теме «Тело человека » ,беседа о здоровом образе жизни.

Чтение М. Яснов. Щечка,щечка, два мешочка, В. Нестеренко. Веснушки, В. Чаплина. Малыш.

Рисование «Автопортрет» , «Мамины глаза»

Оборудование и материалы :ТСО, лупа (на каждого ребенка,зеркало (на каждого ребенка, цветовые сигналы (на каждого ребенка, колокольчик, повязка на глаза,

Воспитатель :

Внимание! Внимание!Начинаем заседание научного клуба «Исследователи» .

Прошу внимания на экран!

Слайд № 1. Голова

Не звуки, не буквы и не слова…

У нас на картинке одна (дети : ГОЛОВА )

Что можно узнать о такой голове ?

Кто знает – пусть отвечает мне (Индивидуальные ответы детей)

Отлично, исследователи.

Ваши гипотезы, то есть предположения, я обобщила и предлагаю

изучить все видимые части головы . Я уверена, мы узнаем много интересного.

Слайд № 2. Волосы.

Мы бываем разные – разные :

Черные, рыжие,даже красные,

Мы густые бываем и редкие,

Очень слабые или крепкие,

У мальчишек обычно короткие,

А у девочек аж до пояса,

Вы конечно уже догадались :

Мы – красивые пышные (волосы)

На голове у человека растут волосы . Как вы думаете, для чего (ответы детей)

Правильно. Маша,Витя, Андрей, Сережа и Илья, возьмите в руку лупу. Рассмотрите поближе волосы своего соседа по столу. Что вы можете сказать про волосы человека . Какие они (Ответы детей)

А чтобы они были блестящими и красивыми, нужно что делать (ответы детей)

Какой делаем вывод (ответы детей)

Слайд № 3. Предметы для волос.

Расческа, шампунь, лак для волос,плойка,вода,краска для волос

Слайд № 4. Глаза.

Мы смотрим направо, налево, вперед

Мы видим, куда наш хозяин идет,

А если грустим, нас омоет слеза.

Вы все догадались, что это (глаза)

Лена,Соня, Настя, Егор, Маша, возьмите в руки лупы. Рассмотрите глаза своего соседа по столу. Из каких частей состоит глаз человека (Ответы детей)

Глаза человека – очень сложный орган, который нужно беречь. У русских людей даже есть пословица «Береги как зеницу ока» .Зеница – это маленькая черная точечка внутри глаза, которая называется зрачок. Как и за любым органом, за глазами необходимо ухаживать и беречь свое зрение, не переутомлять глаза.

Ты закрой глаза ладошкой,

Посидим совсем немножко :

Сразу сделалось темно.

Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно-

Ничего вокруг не видно.

Поэтому предлагаю вам сделать гимнастику для глаз.

Следите за стрелочкой глазками.

Слайд № 5. Гимнастика для глаз.

Делаем вывод (ответы детей)

Слайд № 6. Уши

Нами все услышать можно,

Если слух отличный.

Но подслушивать не надо –

Это неприлично!

Какие звуки мы слышим ушами (ответы детей)

Какие звуки для наших ушей вредны?

У разных животных уши выглядят по – разному. Угадайте, чьи это уши!

Слайд № 7. Уши животных

Кошачьи, заячьи, слона, беличьи

Проведение игры малой подвижности «Где звенит колокольчик?»

А теперь, исследователи, проверим, как слышите вы.

Одному из детей завязываю глаза. Остальные в кругу. Один из детей получает колокольчик. После слов «Покружись, покружись,а теперь остановись.

Стой на месте, не шатайся,где звоночек – догадайся»

Ребенок с завязанными глазами должен услышать, в какой стороне звенит колокольчик и указать направление рукой. (При наличии времени игра проводится 2 раза)

Делаем вывод (ответы детей)

Слайд № 8. Нос

На лице он выдаётся,

Не в свои дела суётся,

Но сопеть и нюхать тоже

С удовольствием он может.

Проведем эксперимент. Перед вами стоят баночки. Что внутри – мы не знаем, потому что не видим. С помощью чего можно узнать, что внутри? (ответы детей)

Воспитатель по очереди подзывает детей, просит закрыть глаза и открывает баночку. В банках : кофе, чеснок, духи,мыло,лимон,шоколад.

Делаем вывод (ответы детей)

Слайд № 9. Рот

Дом, где наш язык живет,

Называем все мы ….(рот)

Возьмите в руки зеркало и рассмотрите каждый свой рот. Какие части есть у рта (ответы детей)

Сложите губы трубочкой, растяните в улыбке, а теперь сделайте губами поцелуй. Поздоровайтесь язычком с носиком, а теперь с подбородком, сделайте язычком «часики» , покусайте несильно язычок зубами, это для языка хороший массаж!Что вы можете сказать о своих зубах? (ответы детей)

Какие средства нам помогают сохранять свои зубы? (ответы детей)

Слайд № 10. Предметы.

Зубная паста, зеленое яблоко, конфеты, жевачка, зубная щетка, газировка.

Слайд № 11.

Заседание научного клуба «Исследователи» подходит к концу.

Что полезного вы сегодня узнали (ответы детей)

Я надеюсь, ребята, что вы будете соблюдать все правила ухода за своим телом и тогда вам будут не страшны никакие болезни! Я хочу вручить вам силуэты человеческой головы , а вы в свободное время дорисуйте на ней все части головы , о которых мы говорили и покажите своим товарищам в группе . До свидания.

Публикации по теме:

Задачи: 1. Закрепление умения сличать предметы; уточнение названий частей тела; формирование понимания пространственных отношений; развитие.

Конспект занятия в средней группе «Части тела» Цель: Уточнить знания детей о строении человека, назначение отдельных его частей. Задачи: Учить координировать речь с движениями, развивать.

Конспект НОД «Использование логосказки на занятиях логопеда в средней группе. Тема:» Части тела «». Конспект непосредственно образовательной деятельности "Использование логосказки на занятиях логопеда в средней группе. Тема:"Части тела"".

Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе «Здравствуйте, это-Я!» (знакомство с частями тела человека) Конспект по познавательному развитию на тему: «Здравствуйте, это Я!» (младшая группа) Цель: - формировать представления детей о частях.



Новое на сайте

>

Самое популярное