Домой Гематология Отставание в развитии ребенка 6 лет. Что делать, если ребенок отстает в развитии

Отставание в развитии ребенка 6 лет. Что делать, если ребенок отстает в развитии

Не все детки одинаково хорошо осваивают те или иные умения, но у некоторых это происходит из-за их лени, а у других является диагнозом. В последнее время проблема развития детей особенно обострилась, причем трудно назвать реальные причины. В статье будет рассказано о том, что делать, если ребенок отстает в развитии, каковы признаки и причины этого отставания. Ведь ничего не приходит просто так.

Причины отставания

Причин, по которым дети начинают отставать в развитии, не так много, но каждая из них имеет подводные камни, на которые следует обращать внимание. Итак, поговорим о каждой из них в отдельности:

  1. Неправильный педагогический подход. Эту причину, пожалуй, стоит назвать первой и одной из самых главных. Ее смысл заключается в том, что мать и отец не находят времени для того, чтобы обучить своего ребенка элементарным вещам, которые должен уметь каждый ребенок. Такая педагогическая запущенность имеет множество последствий. Ребенок не может нормально общаться со своими сверстниками, и это преследует его на протяжении всей жизни. Другие же родители, наоборот, пытаются что-то навязать своему ребенку, заставить его общаться с детьми, когда он больше любит находиться один, или же заставляют учить то, что ему в этом возрасте еще совсем не интересно. В таких случаях взрослые просто забывают о том, что все детки разные, и каждый имеет свой характер и темперамент. И если дочь не похожа на свою мать, то это не значит, что нужно насильно переделывать ее, это значит, что нужно принять ребенка таким, какой он есть.
  2. Психическое отставание. Это детки с нормально работающим мозгом, которые ведут полноценную жизнь, но инфантильность сопровождает их на протяжении всей жизни. И если в детстве это просто малоактивные дети, которые не любят шумных игр и больших компаний, то в старшем возрасте такие люди быстро устают, да и вообще имеют низкий уровень работоспособности. На протяжении жизни их сопровождают неврозы, они часто впадают в депрессии, зафиксированы даже случаи психозов. Решить эту проблему можно, но только при помощи психиатра.
  3. Биологические факторы нередко оставляют след именно на уровне развития ребенка. К ним относятся тяжелые роды или же различные заболевания, которыми могла переболеть женщина, будучи беременной. Детки с синдромом Дауна тоже относятся сюда. Но здесь уже большую роль играет генетический фактор. Отличие этих детей от других будет заметно от рождения и на протяжении всей жизни. Но не стоит путать понятия, когда ребенок отстает в развитии на 2 недели, еще находясь в утробе матери, поскольку это совершенно другой диагноз, который требует отдельной статьи. Тем более судить о возможностях еще не родившегося малыша не стоит. Часто УЗИ ошибается и лишь зря волнует будущую мамочку.
  4. Социальные факторы. Здесь большую роль играет окружение ребенка. На появление задержек в развитии могут повлиять взаимоотношения в семье, особенности воспитания детей, отношения со сверстниками и многое другое.

Признаки отставания детей до года

Наблюдать за особенностями развития своего ребенка следует с первых дней его жизни. Поскольку именно до года ребенок должен овладеть самыми важными навыками, которые пригодятся ему на протяжении жизни. И в этом возрасте родители видят, что уже умеет их малыш, какие изменения происходят в его поведении. Итак, как понять, что ребенок в год отстает в развитии:

  • Начать, пожалуй, стоит с двухмесячного возраста. В это время малыш уже освоился в окружающем мире, понял, кто находится вокруг него. Здоровый ребенок в два месяца уже концентрирует свое внимание на определенном предмете, который его интересует. Это может быть мама, папа, бутылочка с молоком или яркая погремушка. Если родители такого навыка не замечают, то стоит чаще присматриваться к поведению малыша.
  • Настораживать должно полное отсутствие у ребенка реакции на какие-либо звуки, или же если эта реакция есть, но проявляется в слишком резкой форме.
  • Во время игр и прогулок с ребенком нужно следить за тем, фокусирует ли он взгляд на каких-то предметах. Если родители этого не замечают, то причина может крыться не только в отставании в развитии, но и плохом зрении.
  • В три месяца детки уже начинают улыбаться, а также можно услышать от малышей их первое «гуление».
  • Около года ребенок уже может повторять некоторые звуки, запоминает их и произносит даже в те моменты, когда не слышит. Отсутствие и такого навыка должно сильно настораживать маму и папу.

Конечно, никто не говорит о том, что если хоть один из этих признаков был замечен у ребенка, то это явное отставание. Все дети разные и могут осваивать навыки в разной последовательности. Однако контролировать этот процесс нужно, чтобы вовремя обнаружить нарушения и начать работу над ними.

Ребенок в два года

Если родители не заметили никаких нарушений у годовалого малыша, то это еще не повод прекращать наблюдения за его развитием. А особенно это касается тем мам и пап, чьи малыши осваивают новые умения медленнее, чем остальные детки. В два года ребенок уже умеет довольно много, и контролировать процесс развития становится проще. Итак, чтобы точно знать, в норме ли развитие ребенка, стоит знать, что в два года малыш умеет:

  • Свободно может спускаться и подниматься по ступенькам, танцевать в такт музыке.
  • Умеет не только кидать, но и ловить легкий мячик, без всяких затруднений листает книги.
  • Родители уже слышат от ребенка его первые «почему» и «как», а также простые предложения из одного или двух слов.
  • Он может копировать поведение взрослых и уже освоил игру в прятки.
  • Ребенок уже знает, как его зовут, и может сообщить свое имя взрослому, также называет предметы, которые его окружают, вступает в диалог с ровесниками на детской площадке.
  • Становится более самостоятельным и может сам надеть носки или штанишки.
  • Сидя за столом, сам пьет из чашки, может держать ложку и даже самостоятельно кушать.

Если большинство из перечисленных пунктов малыш еще не освоил, а ему уже исполнилось два года, то стоит позаниматься с ним, возможно, понадобится помощь специалиста.

Ребенок в три года

Как понять, что ребенок в 3 года отстает в развитии? Достаточно как можно больше времени проводить со своим малышом и следить за тем, что он делает, и слушать, как он разговаривает. А чтобы мамам было легче отличить отставание от нормального развития, далее будет описано все то, что трехлетний малыш уже успел освоить за такой короткий период своей жизни.

В три года ребенка уже можно смело называть личностью. Ведь у него уже сформировался характер, он имеет свои вкусы и предпочтения, даже чувство юмора у этих деток уже развито. С таким малышом можно поговорить, задать ему вопросы о том, как прошел день и что ему особенно запомнилось. Ребенок с нормальным развитием свободно ответит на них, построив предложения, состоящие из пяти-семи слов.

С таким ребенком уже можно отправляться на пешие прогулки. Он с удовольствием будет рассматривать новые места и предметы, задавать много вопросов. Мамам в этот период бывает особенно трудно ответить на все «зачем» и «почему», но следует запастись терпением, поскольку малыш не должен думать, что его вопросы вас раздражают.

В этом возрасте все детки, независимо от пола, очень любят раскрашивать и рисовать. Достаточно всего один раз показать крохе, как нужно пользоваться мелками и фломастерами, и он часами будет рисовать новые шедевры. Можно даже дать ребенку краски, но заранее предупредить, что кушать их нельзя, какими бы яркими и красивыми они ни были.

Если мама замечает, что чего-то ее трехлетний малыш еще не умеет, то стоит уделить ему немного больше времени, обучить новым знаниям. Ведь в большинстве случаев именно из-за недостатка родительского внимания у детей отсутствуют те или иные навыки.

Ребенок в 4 года - чего стоит бояться

Каждый ребенок развивается с такой скоростью, какая необходима его организму, поэтому не стоит пытаться сделать из малыша вундеркинда, если соседский мальчик говорит на три слова больше. Однако прогресс по мере взросления наступать должен, и если вы видите, что есть некоторые нарушения в развитии чада, то лучше сразу обратиться к врачу, а не дожидаться, пока «само пройдет».

По каким же признакам можно определить, что в 4 года ребенок отстает в развитии?

  1. Плохо реагирует на общество других детей: часто проявляет агрессию или, наоборот, боится общаться с другими.
  2. Категорически отказывается оставаться без родителей.
  3. Не может сосредоточиться на одном занятии дольше пяти минут, его отвлекает буквально все.
  4. Отказывается проводить с детьми время, не вступает в контакт.
  5. Мало чем интересуется, любимые занятия ограничены.
  6. Отказывается контактировать не только с детьми, но и со взрослыми, даже с теми, которых хорошо знает.
  7. До сих пор не может выучить, как его зовут и какая у него фамилия.
  8. Не понимает, что является вымышленным фактом, а что может происходить на самом деле.
  9. Если понаблюдать за его настроением, то чаще пребывает в состоянии грусти и печали, улыбается редко, да и вообще не проявляет практически никаких эмоций.
  10. Испытывает затруднения при строительстве башни из кубиков или если его просят сложить пирамидку.
  11. Если занимается рисованием, то не может провести линию карандашом без помощи взрослого.
  12. Ребенок не умеет держать ложку, а значит и самостоятельно кушать, засыпает с трудом, не в состоянии самостоятельно почистить зубы или умыться. Маме приходится каждый раз одевать и раздевать ребенка.

У некоторых деток задержка в развитии проявляется еще и таким образом, что они отказываются выполнять какие-то действия, которые были для них простым в три года. О таких изменениях нужно обязательно сообщать врачу, чтобы он смог вовремя оказать помощь ребенку, и кроха начал развиваться нормально, на одном уровне со своими сверстниками.

Дети в пять лет

К пяти годам дети становятся уже совсем взрослыми и обладают многими навыками. У них появляются некоторые познания в математике, начинают понемногу читать и даже пишут свои первые буквы. Но как понять, что в 5 лет ребенок отстает в развитии. Здесь уже все довольно просто. Тем более, скорее всего, отставание было заметно и в более раннем возрасте, но родители могли просто не придать этому значения или решили дождаться, что все-таки «само пройдет». Итак, в пять лет уже можно обратить внимание на обучаемость ребенка, поскольку в этом возрасте он уже свободно начинает считать до десяти, причем не только вперед, но и в обратном порядке. К небольшим числам уже свободно прибавляет единицу. Многие дети уже знают названия всех месяцев и дней недели.

К пяти годам у деток уже хорошо развита память, и они легко запоминают различные четверостишия, знают различные считалочки и даже скороговорки. Если мама читает ребенку книгу, то он может свободно пересказать ее, запоминает все самые важные события. Рассказывает также о том, как прошел день и чем он занимался в садике.

Многие мамы в этом возрасте уже начинают активно готовить детей к школе, поэтому большинство малышей уже знает алфавит и даже читает по слогам. Также дети уже хорошо рисуют, во время раскрашивания картинок могут долго подбирать нужный цвет, за контуры практически не выходят. В этом возрасте уже можно задуматься о том, чтобы отдать ребенка в какой-то кружок, поскольку его интерес к тому или иному виду творчества уже хорошо просматривается.

А вот дети, которые совсем не имеют тяги к обучению и не обзавелись интересами, нуждаются в дополнительном внимании. Не исключена инфантильность, которая требует лечения только под наблюдением психиатра.

Скоро в школу

В возрасте шести лет некоторые дети уже идут в школу, но готовы ли они к этому? Многим родителям кажется, что лучше отдавать ребенка в школу пораньше, чтобы быстрее взрослел и т. п. Но мало кто задумывается о том, что некоторые детки в 6 лет отстают в развитии и нуждаются в помощи специалистов. Это не вымышленный факт, а данные психолого-педагогических исследований, которые показывают, что 20% детей, которые приходят в первый класс, имеют диагноз "задержка психического развития". Это значит, что ребенок отстает в психическом развитии от своих сверстников и не может на одном уровне с ними усваивать материал.

ЗПР не является приговором, и если родители вовремя обратились за помощью к специалистам, то их малыш может спокойно учиться в общеобразовательной школе. Конечно, отличных результатов от него требовать не стоит, но если он будет получать помощь от специалиста, то усваивать учебную программу будет на достаточном уровне.

Виды ЗПР

Существует четыре основных вида происхождения ЗПР, которые имеют свои причины и, соответственно, проявляются по-разному.

  1. Конституциональное происхождение. Этот вид передается исключительно по наследству. Здесь наблюдается незрелость не только психики, но и тела.
  2. Соматогенное происхождение. Ребенок мог перенести заболевание, которое оказало такое воздействие на его головной мозг. У этих деток нормально развит интеллект, но что касается эмоционально-волевой сферы, то здесь возникают серьезные проблемы.
  3. Психогенное происхождение. Чаще всего возникает у тех деток, которые растут в неблагополучных семьях, и родители ими совсем не занимаются. Здесь заметны серьезные проблемы с развитием интеллекта, дети совершенно не способны делать что-то самостоятельно.
  4. Церебрально-органическое происхождение. Их четырех видов ЗПР этот является наиболее тяжелой формой. Наступает в результате тяжелых родов или беременности. Здесь одновременно наблюдается задержка в развитии в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере. Такие детки находятся преимущественно на домашнем обучении.

Родители - это те люди, которые должны оказывать помощь ребенку с ЗПР в первую очередь. Поскольку диагноз этот нельзя отнести к медицинским, лечить его в больнице не имеет смысла. Вот несколько рекомендаций для родителей относительно того, что делать, если ребенок отстал в развитии:

  • Следует подробно изучить данное заболевание. Есть множество полезных и интересных статей на эту тему, которые хоть немного приоткроют завесу тайны над таким страшным диагнозом.
  • Не стоит откладывать посещение к специалисту. После консультации с неврологом и психоневрологом, ребенку понадобится помощь таких специалистов, как логопед, психолог, дефектолог.
  • Для занятий с ребенком стоит подобрать несколько интересных дидактических игр, которые помогут ему развивать свои умственные способности. Но игры следует подбирать исходя из способностей ребенка, чтобы ему не было трудно. Поскольку любые затруднения отбивают желание чем-либо заниматься вообще.
  • Если ребенок ходит в обыкновенную школу, то выполнять домашнее задание он должен ежедневно в одно и то же время. Первое время мама всегда должна быть рядом и оказывать помощь малышу, но постепенно он должен привыкать делать все сам.
  • Можно посидеть на форумах, где родители с такими же проблемами будут делиться опытом. «Сообща» справляться с подобными диагнозами намного проще.

Заключение

Как видим, задача родителей заключается не только в том, чтобы контролировать развитие ребенка, но и активно принимать участие в этом процессе. Поскольку именно родительская халатность часто приводит к тому, что вполне способные детки, которые могли бы учиться на "отлично", получают такой диагноз как задержка психического развития. Тем более что ребенку до шести лет нужно не так много времени на занятия, поскольку в этом возрасте он быстро устает от выполнения различных заданий. Информация, представленная в обзоре, поможет ответить на вопрос о том, как понять, что ребенок отстает в развитии. Если родители подробно изучат данный материал, то найдут для себя много полезного.

Дорогие читатели, вас заинтересует данная статья, если вы хотите выяснить, отстает ли ребенок в развитии. Мы рассмотрим возможные причины и методы коррекции, а также способы выявления проблем.

Типы задержки развития

Основываясь на причинах и характере проявлений, различают четыре основных типа отставания в развитии.

  1. Психический инфантилизм. Малыш часто плачет, вспыльчивый заметно перепады настроения.
  2. Задержка соматогенного происхождения. Такое отставание характерно для деток с гиперопекой или частыми хроническими патологиями, в частности с простудными недугами.
  3. Неврогенная задержка развития. Формируется при нехватке внимания или при чрезмерном давлении, а также при перенесенных травмах. Такому малышу сложно правильно вести себя по отношению к каким-то явлениям или другим людям.
  4. Органически — церебральный. Наблюдается при отклонениях в организме малыша, затрагивающих мозг и всю нервную систему. Данный тип самый серьезный и значительно сложнее и дольше излечивается.

Причины

Ребенок начинает отставать в развитии, когда родители с ним не занимаются, не уделяют ему внимания

На самом деле, факторов, которые могли повлиять на задержку своевременного развития навыков, может быть несколько. И далеко не всегда то, что кажется отклонением от нормы, действительно таким является. Поэтому очень важно выявлять причины, способствующие задержке развития, чтоб убедится в том, есть ли повод для волнений или нет.

  1. Неправильная система обучения. Известны случаи, когда отставание возникают по причине того, что малышу никто не уделяет время, не занимается с ним. Естественно, что такое ребенок будет развиваться медленнее, чем сверстники, которым родители уделяют много времени. Если с малышом, обделенным вниманием, начать заниматься, то достаточно быстро все придет в норму.
  2. Факторы социальной среды. Возможно, по мере взросления малыша в его окружении возникали ситуации, травмирующие его психику. Не исключено, что родители его сильно берегли, не давали быть самостоятельным. Такой ребенок в 3 года совершенно не способен выполнять простые действия без помощи близких.
  3. Биологические причины. Не исключено, что малыш был рожден с патологиями развития мозга, что смогло повлиять на его интеллектуальное развитие. К таким причинам могут относиться:
  • неправильная эмбриональная закладка органов;
  • наследственные патологии;
  • прием женщиной во время вынашивания плода наркотиков или алкоголя;
  • перенесенные инфекции, затрагивающие органы нервной системы;
  • применение сильных успокоительных матерью малыша во время его вынашивания;
  • травмирование живота при падении во время беременности;
  • сильный токсикоз;
  • родовые травмы, в частности головы, гипоксия.

Как определить отставание

В норме грудничок должен уметь концентрироваться на предмете. Если этого нет — тревожный признак отставания в развитии

Для того, чтоб родители смогли понять, что ребенок в год отстает в развитии, следует обращать внимание на проявления его характера, действия, речь, эмоциональное состояние. На самом деле, вы можете начать замечать тревожные симптомы еще с первых месяцев жизни карапуза.

  1. Ребенок не способен концентрировать свое внимание после двухмесячного возраста.
  2. Отсутствует реакция на звуки.
  3. Сохраняется сосательный рефлекс у деток старше трех месяцев (ребенок сосет губку, пальчик или одежду).
  4. Малыш не способен наблюдать за перемещающимися объектами.
  5. Карапуз старше трех месяцев не улыбается .
  6. Малыш, которому исполнилось четыре месяца, не издает своеобразные звуки, отсутствует «гуление».
  7. У ребенка старше трех лет отсутствует речь, хоть в каком-то ее проявлении.
  8. У карапуза не получается учить буквы, .
  9. У дошкольника фиксируется дисграфия , дискалькулия.

Лечение

Правильное питание — важная составляющая успешной терапии

Для того, чтобы помочь ребенку специалист может назначить:

  • оздоровительные мероприятия;
  • занятия по коррекции определенных навыков;
  • медикаментозную терапию.

К общим оздоровительным мероприятиям относят:

  • здоровое питание;
  • нормированные физические нагрузки.

Таким деткам необходимо больше спать, а промежутки между сном, лечебными мероприятиями и приемом пищи должны заполняться активными занятиями.

Медикаментозная терапия, как правило, назначается наряду с логопедическими или педагогическими занятиями. Также для лечения могут привлекать и других узких специалистов, например, психиатра, окулиста, невропатолога, логопеда, дефектолога или ортопеда.

Коррекционные занятия представляют собой упражнения, которые развивают правильную координацию движений, влияют на совершенствование равновесия, улучшают ходьбу и навыки ориентации в пространстве. Упражнения, ориентированные на тренировку скорости реакции, ловкость и силу, а также выносливость.

К какому врачу обратиться

Некоторые родители начинают паниковать, когда понимают, что ребенок отстал в развитии, что делать в такой ситуации для них главный вопрос.

Важно не бездействовать, вовремя обращаться за помощью к врачу. Доктор сможет определить причину отклонения и перенаправит к узкому специалисту.

  1. К детскому психологу вы попадете, если у малыша наблюдается соматический инфантилизм. При данной патологии ребенок физически здоров, на его отставание влияет недостаток внимания при воспитании. Данный диагноз будет актуальным в возрасте старше четырех лет.
  2. Вам понадобится психиатр, если наблюдается отклонение в психической деятельности, замечено асоциальное поведение, малышу сложно социализироваться. Такой ребенок чаще всего является достаточно агрессивным, родителям не под силу с ним справиться. В таких ситуациях не обойтись без специальной медикаментозной терапии.
  3. Если у малыша диагностирована легкая форма отставания, в частности имеются проблемы с концентрацией, задержкой речи, памятью, то вам поможет дефектолог.
  4. Вы пойдете к неврологу, если причиной отставания в развитии являются проблемы неврологического характера. Как правило, патологии из этой категории диагностируются еще до наступления годовалого возраста. Таким малышам не обойтись без специальной терапии, приема медикаментов и лечебной физкультуры.

Специальный детский сад

Если у вашего малыша установлено отставание в развитии, то не стоит сразу отчаиваться. Кроме возможного курса лечения, вам посоветуют отдать малыша на обучение специальной программе, либо направят в коррекционный сад, где большинство деток сможет догнать по развитию своих сверстников, и спокойно отправится в школу. В таких дошкольных учреждениях набирают маленькие группы, к тому же тут больше воспитателей, нянечек и дефектологов, чем в обычном детском саду.
Теперь вы знаете, как может проявляться задержка в развитии и что с этим делать. Вы видите, что у ребенка уже в 2 года можно безошибочно установить такой диагноз. Помните о том, что в подобной ситуации нельзя медлить, нужно вовремя обращаться за квалифицированной помощью.

Диагноз задержка психического развития ставится преимущественно в дошкольном или школьном возрасте, когда ребенок сталкивается с проблемами в обучении. При своевременной коррекции и медицинской помощи возможно полное преодоление проблем в развитии, но ранняя диагностика патологии довольно затруднительна.

Что такое задержка психического развития?

Задержка психического развития, сокращенно ЗПР, являет собой отставание в развитии от принятых для определенного возраста норм. При ЗПР страдают отдельные когнитивные функции – мышление, память, внимание, эмоциональная сфера.

Причины отставания в развитии

ЗПР может возникнуть вследствие различных причин, условно их можно разделить на биологические и социальные.

К биологическим причинам относятся:

  • поражения ЦНС в период внутриутробного развития: травмы и инфекции во время беременности, вредные привычки матери, гипоксия плода;
  • недоношенность, симптомы желтухи;
  • гидроцефалия;
  • пороки развития и новообразования головного мозга;
  • эпилепсия;
  • врожденные эндокринные патологии;
  • наследственные заболевания – фенилкетонурия, гомоцистинурия, гистидинемия, синдром Дауна;
  • тяжелые инфекционные заболевания (менингит, менингоэнцефалит, сепсис);
  • заболевания сердца, почек;
  • рахит;
  • нарушение сенсорных функций (зрения, слуха).

К социальным причинам можно отнести:

  • ограничение жизнедеятельности малыша;
  • неблагоприятные условия воспитания, педагогическая запущенность;
  • частые психотравмы в жизни ребенка.

Симптомы и признаки отставания в развитии

Признаки ЗПР можно заподозрить, обратив внимание на особенности психических функций:

  1. Восприятие: замедленное, неточное, невозможность сформировать целостный образ. Дети с задержкой психического развития лучше воспринимают информацию зрительно, нежели на слух.
  2. Внимание: поверхностное, нестойкое, кратковременное. Переключению внимания способствуют любые внешние стимулы.
  3. Память: преобладает наглядно-образная память, мозаичное запоминание информации, низкая мыслительная активность при воспроизведении информации.
  4. Мышление: нарушение образного мышления, абстрактное и логическое мышление только при помощи педагога или родителя. Дети с ЗПР не могут сделать выводы из сказанного, подытожить информацию, сделать заключение.
  5. Речь: искажение артикуляции звуков, ограничение словарного запаса, трудности в построении высказывания, нарушение слуховой дифференциации, задержка речевого развития, дислалия, дислексия, дисграфия.

Психология детей с задержкой психического развития

  1. Межличностное общение: дети без отклонений в развитии общаются с отстающими малышами редко, не принимают их в игры. В группе сверстников ребенок с ЗПР практически не взаимодействует с окружающими. Многие детки предпочитают играть отдельно. На уроках дети с ЗПР работают в одиночестве, сотрудничество бывает редко, общение с другими ограничено. Отстающие дети в большинстве случаев общаются с детьми младше себя, которые лучше их принимают. Некоторые малыши вовсе избегают контакта с коллективом.
  2. Эмоциональная сфера: дети с ЗПР эмоционально неустойчивы, лабильны, внушаемы и несамостоятельны. Они часто пребывают в состоянии тревоги, беспокойства, аффекта. Им присущи частые смены настроения и контрастность в проявлении эмоций. Может наблюдаться неадекватная жизнерадостность и подъем настроения. Дети с ЗПР не могут охарактеризовать свое эмоциональное состояние, затрудняются при идентификации эмоций окружающих, часто бывают агрессивными. Таким детям присуща заниженная самооценка, неуверенность, привязанность к кому-то одному из сверстников.


В результате проблем в эмоциональной сфере и сфере межличностных отношений дети с ЗПР часто предпочитают одиночество, они разуверены в себе.

Виды ЗПР

Согласно классификации К. С. Лебединской по этиопатогенетическому принципу ЗПР бывает следующих видов:

  1. Задержка развития конституциональной этиологии – неосложненный психофизический инфантилизм, при котором когнитивная и эмоциональная сфера находятся на раннем этапе развития.
  2. ЗПР соматогенной этиологии – возникает вследствие тяжелых заболеваний, перенесенных в период раннего детства.
  3. ЗПР психогенной этиологии – является результатом неблагоприятных условий воспитания (гиперопека, импульсивность, лабильность, авторитаризм со стороны родителей).
  4. ЗПР церебрально-органической этиологии.

Осложнения и последствия ЗПР

Последствия ЗПР больше отражаются на психологическом здоровье личности. Если проблема не корректируется, малыш продолжает отдаляться от коллектива, у него снижается самооценка. В будущем социальная адаптация таких детей затруднительна. Вместе с прогрессированием ЗПР ухудшается письмо, речь.

Диагностика ЗПР

Ранняя диагностика ЗПР затруднительна. Это обусловлено тем, что для подтверждения диагноза необходим сравнительный анализ психического развития ребенка с нормами возраста.

Степень и характер задержки развития определяется коллегиально врачом психотерапевтом, психологом, логопедом, дефектологом.

Психическое развитие включает оценку следующих критериев:

  • речевое и предречевое развитие;
  • память и мышление;
  • восприятие (знание предметов и частей тела, цветов, форм, ориентация в пространстве);
  • внимание;
  • игровая и изобразительная деятельность;
  • уровень навыков самообслуживания;
  • коммуникабельность и самосознание;
  • школьные навыки.

Для обследования используют денверовский тест, шкалу Бейли, тест IQ и другие.

Дополнительно могут быть показаны следующие инструментальные исследования:

  • КТ и МРТ головного мозга.

Как вылечить ЗПР

Основная помощь детям с ЗПР заключается в длительной психолого-педагогической коррекции, которая направлена на улучшение эмоционально-коммуникативной и когнитивной сферы. Суть ее заключается в проведении занятий с психологом, логопедом, дефектологом, психиатром.

Если психокоррекции недостаточно, ее подкрепляют медикаментозным лечением с ноотропными препаратами в основе.

Основные препараты для медикаментозной коррекции:

  • Пирацетам, Энцефабол, Аминалон, Фенибут, Церебролизин, Актовегин;
  • Глицин;
  • гомеопатические препараты – Церебрум композитум;
  • витамины и витаминоподобные средства – витамин В, Нейромультивит, Магне В6;
  • антиоксиданты и антигипоксанты – Мексидол, Цитофлавин;
  • общетонизирующие препараты – Когитум, Лецитин, Элькар.

Профилактика проблем с развитием

Чтобы избежать ЗПР, нужно придерживаться простых правил:

  • создать благоприятные условия течения беременности и родов;
  • создать дружественную обстановку в семье;
  • пристально следить за состоянием ребенка с первых дней жизни;
  • своевременно лечить любого рода заболевания у малыша;
  • заниматься с ребенком и развивать его с раннего возраста.

Немаловажное значение в профилактике ЗПР отводится телесно-эмоциональному контакту мамы и малыша. Объятия, поцелуи, прикосновения помогают ребенку чувствовать себя спокойно и уверенно, ориентироваться в новой обстановке, адекватно воспринимать окружающий мир.

Доктор обращает внимание

  1. Существует 2 опасные крайности, в которые впадают многие родители детей с ЗПР – гиперопека и безразличие. И в первом, и во втором варианте развитие личности тормозится. Гиперопека не позволяет малышу развиваться, так как все за него делают родители, относятся к школьнику как к маленькому. Безразличие со стороны взрослых отбирает у ребенка стимул и стремление развиваться и учиться чему-то новому.
  2. Существуют специальные школы для детей с ЗПР или отдельные классы в общеобразовательных школах, имеющие в основе коррекционно-развивающую модель обучения. В спецклассах созданы оптимальные условия для обучения особенных детей – малая наполняемость, индивидуальные занятия, которые позволяют не упустить психологические особенности ребенка, полезные для его развития.

Чем раньше родители обратят внимание на отставание в психическом развитии или перестанут его отрицать, тем выше вероятность полной компенсации недостатков эмоциональной и когнитивной сферы. Своевременная коррекция предотвратит будущие психологические травмы, связанные с осознанием своей несостоятельности и беспомощности в потоке общего обучения.

Видео к статье

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ОТСТАЕТ В РАЗВИТИИ ОТ СВЕРСТНИКОВ?

Возможно, но если у вас возникли сомнения, обратитесь к специалистам: дефектологу , психологу, логопеду , для обследования ребенка. Если в вашем саду нет таких специалистов, вы можете обратиться в «Центр психолого-медико-социального сопровождения». Специалисты Центра проведут диагностическое обследование вашего малыша, и, если действительно имеют место нарушения развития, предложат вам обратиться в Психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). В состав комиссии входят: психиатр , невропатолог, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог. Только ПМПК, всесторонне рассмотрев возможности ребенка, может поставить тот или иной диагноз.

Диагноз "задержка психического развития", который слышат родители, пугает, заставляет серьезно задуматься над неожиданно возникшей проблемой. Растерянность, подавленность, одни и те же мучительные вопросы: «Что это такое? Почему УЗИ не показало никакой аномалии развития? Насколько это серьезно? Что же делать дальше?".

Обо всем по порядку. Итак, что такое задержка психического развития? Насколько это серьезно?

Причины ЗПР выделяют следующие:

1. Биологические:

Недоношенность;

Заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребёнка;

Генетическая обусловленность.

2. Социальные:

Длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка;

Неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка.

При рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя. Чаще всего у них нет пороков в физическом облике. Задержка психического развития - особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального развития ребенка . У детей с ЗПР отмечаются сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость, гиперактивность, импульсивность, а также тревожные состояния, агрессивное поведение.

Они мало знают об окружающих предметах и явлениях;

Они не могут сосредоточить свое внимание на чем-либо, часто отвлекаются от своих дел, не могут завершить начатое;

Плохо запоминают, или не могут вовсе запомнить простую и доступную информацию;

Не умеют сравнивать предметы, явления окружающего мира, анализировать свою деятельность (отвечать на вопрос: почему?)

Ребенок оказывается не в состоянии построить короткий связный пересказ рассказа, сказки, а строит лишь отдельные словосочетания или неграмотные фразы. Эмоции таких детей как бы находится на более ранней ступени развития, и соответствуют психике ребенка более младшего возраста.

Эти дети неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки, и в тоже время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью (быстро устают на занятиях). Такие дети более ярко и живо чем их сверстники реагируют на различные ситуации: если им радостно, то они громко и долго смеются, если грустно, то могут расплакаться. Настроение может меняться очень быстро: от веселого, до мрачного. Поведение детей часто зависит от их настроения: если у ребенка что-то не получается – он раздражен и мрачен, если все хорошо – он радостный и счастливый.

Общение со сверстниками. Находясь в группе нормально развивающихся сверстников, ребёнок с задержкой психического развития практически с ней не взаимодействует. Дети, не имеющие отклонений в развитии, обычно общаются с такими детьми редко, часто не принимают их в свои игры. Да и большинство детей с ЗПР предпочитают играть в одиночку, так как их сверстники играют в более «сложные» для них игры. Когда такие дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. Игру дошкольников с задержкой психического развития можно определить скорее как игру «рядом», чем как совместную деятельность.

Что же делать дальше? Необходимо четко понимать, что дети, имеющие временную задержку в развитии, ни в коей мере не относятся к умственно отсталым детям, поскольку хорошо воспринимают предлагаемую помощь, сознательно выполняют поставленные перед ними задачи и правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют. При своевременной специализированной помощи большинство из них хорошо постепенно выравниваются, и догоняют в развитии своих сверстников к 10 – 12 годам.

Родителям, в свою очередь, нужно принять, что их ребенок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам (педагогу-дефектологу, педагогу – психологу, и, если нужно, к врачу-психотерапевту), как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребёнка. В нашем городе помощь для таких детей можно получить в «Центре психолого-медико-социального-сопровождения».

В течение учебного года с детьми с ЗПР ведется комплексная целенаправленная работа специалистами Центра (учителем – дефектологом, педагогом – психологом, учителем – логопедом). Занятия с детьми проводятся еженедельно, в индивидуальной и групповой формах.

Литература: Соколова детей с задержкой психического развития. Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 6 минут

А А

Последнее обновление статьи: 13.01.2019

На сегодняшний день количество детей с проблемами в созревании речи стремительно растет. Причины здесь могут быть различными. Замедление в развитии речи – это не особо опасное отклонение в том случае, если обусловлено ранним обнаружением и не запущено. Ответственность за данный фактор полностью ложится на родителей, так как крайне важно не только раннее выявление, но и направление ребенка на диагностику, а также выбор квалифицированных специалистов в данной области.

Возрастные особенности развития речи

Многие, особенно новоиспеченные и неопытные родители, задаются вопросом: в каком возрасте малютка должен начать радовать их первыми словами? Строжайших рамок не существует, однако, есть некоторые нормы.

За первый год жизни малышу требуется выучить около десятка слов и быть ознакомленным с 200-ми предметами. До 2-х лет словарный запас должен увеличиться до 50–100 терминов, крохе следует уметь воспроизводить словосочетания или короткие предложения. По достижении 3 – летнего возраста, малютке необходимо четко выговаривать предложения, отвечать на вопросы, узнавать наименования животных, элементов обихода и прочих предметов.

Для того чтобы выявить отклонения, достаточно провести простой эксперимент: крохе нужно поговорить с человеком, которого он не знает. Если слушатель понял свыше 75% беседы с малюткой, то с формированием говора все в порядке.
Сложности начинаются в более старшем возрасте. С 4-х лет следует проявлять интерес к разговорам малыша, в случае отставания от нормы следует воспользоваться помощью специалиста. Если вовремя этого не сделать, у крохи могут наблюдаться проблемы, связанные с коммуникабельностью, а посещение дошкольного учреждения или школы будет стоять под вопросом.

Причины задержки речи

Речевое отставание подразумевает исключительно трудности с разговором, мыслительный процесс и физиологическое формирование при этом находятся в пределах нормы. Маленький член семьи исполняет требования и осмысливает то, что ему говорят взрослые. Отклонения в психо-речевом созревании гораздо более серьезная проблема, так как в этом случае наблюдается торможение развития интеллекта.

До 4 лет заключение «задержка в речевом развитии» ставится крайне редко. Однако, после 5 лет у малютки может начаться замедление психического созревания. Поэтому первый диагноз непосредственно связан со вторым.

Основные факторы задержки речи:

  • Тяжелое течение беременности;
  • Роды с осложнениями;
  • Инфицирование плода во время беременности;
  • Повышенное внутричерепное давление;
  • Недоношенность;
  • Болезни почек или сердца;
  • Рахит;
  • Повреждение слуха или зрения в запущенной форме;
  • Недостаточное или чрезмерное внимание родителей;
  • Частое перенесение стрессов;
  • Постоянная работа телевизора;
  • Общение внутри семьи на нескольких языках;
  • Невнятный говор родителей или окружающих и пр.

Следует помнить о том, что заболевание не появляется из ниоткуда, оно является следствием нарушений в функционировании нервной системы или головного мозга. Причинами также могут послужить нарушения на генетическом уровне или же психические расстройства. В случае тяжелых заболеваний в первые три года жизни, таких как понижение слуха или травмы головы, малыш может быть подвержен торможению речи.

Симптомы задержки развития речи

Сегодня вопрос о торможении развития речи психологами обозначен, как крайне важная проблема в психологической и педагогической деятельности. В возрасте от 4 лет родителям рекомендуется нанести визит специалисту в том случае, когда наблюдаются явные проблемы с разговорной функцией: ребенок невнятно произносит слова, говорит слишком медленно или быстро, не в силах составлять словосочетания или предложения. Дополнительными признаками можно назвать повышенное слюноотделение и трудности с пережевыванием или глотанием пищи.
Дети с проблемами в психо-речевом созревании испытывают трудности в коллективном общении, развивающих занятиях и игровой деятельности. Такие малыши зачастую рассеяны, их внимание слабо развито. Эмоциональное состояние маленького человечка подвержено перепадам, при малейшей неудаче ребенок с отклонениями может замыкаться в себе. Восприятие окружающей информации производится искаженно, мыслительная активность занижена.

Самостоятельная проверка задержки речи

В возрасте 6 лет, дошкольник уже должен бегло разговаривать, знать на память несколько стихотворений и песен, и четко формулировать свои мысли и вопросы. Многие детки этого возраста уже овладевают основа чтения и письма.

Проверить отстает ли ваше чадо от сверстников, возможно с помощью нескольких простейших признаков-тестов:

  • Ребенок 6 лет должен знать счет до 10 и уметь совершать элементарные математические действия. В игровой форме предложите ему сосчитать сколько предметов он видит, разместив при этом перед ним три кубика. Затем спрячьте один за спину и попросите ответить сколько осталось на виду, а сколько вы спрятали.
  • Малыш четко должен разделять понятия один – много, большой – маленький, знать геометрические фигуры, буквы алфавита и цифры.
  • Знать все цвета и оттенки.
  • Уметь заниматься различными видами творческой деятельности: лепить, рисовать, делать аппликации, собирать конструктор. Причем его работы, должны напоминать творение взрослого человека, нарисованные люди должны походить на людей, вылепленные собачки и ежики на животных, а сконструированные дома и машины напоминать реальные.

Если кроха не в состоянии ответить на ваши вопрос по поводу счета, или до сих пор не умеет определять цвета, или же достигнув возраста 6 лет, рисует сплошные абстрактные картинки – это довольно веский повод для обращения к специалистам.

Диагностика и лечение отклонений

При обнаружении у ребенка признаков, говорящих о задержке речевого развития, необходимо посетить нескольких специалистов:

  • дефектолога,
  • логопеда,
  • психолога
  • психотерапевта.
  • невролога

Для исследования используются шкала Бейли, тест IQ и другие. Доктор может назначить ЭЭГ или МРТ головного мозга для определения отклонений в функционировании. Все эти исследования необходимы для обнаружения факторов задержки и построения рациональной коррекции или лечения.

Общая оценка созревания речи ребенка включает следующие критерии:

  • Анамнез развития в раннем возрасте;
  • Формирование речи;
  • Память, способы мышления;
  • Восприятие (цветов, форм, предметов и пр.);
  • Уровень внимательности;
  • Игровая деятельность;
  • Наличие навыков и их исполнение;
  • Коммуникабельность.

Комплексное исследование подразумевает также проверку слуха, зрения, моторику лицевых мышц.

Коррекционная работа над развитием речи подразумевает такие действия со стороны родителей:

  • Проговаривание всех действий, совершаемых малышом или родителем;
  • Организация благоприятной среды для развития речи;
  • Индивидуальные творческие занятия, чтение;
  • Правильный подбор речевого материала.

Задачи специалистов несколько иные: коррекция психического состояния, социальная адаптация малыша, исправление предыдущих ошибок воспитания, усовершенствование памяти, интеллекта и внимания.
Если причиной является нарушение мозговой деятельности, помимо коррекционной работы крохе назначается массаж, магнитотерапия, а также медикаментозное лечение. Магнитотерапия не имеет ограничений, эта методика позволяет оказать влияние на зону головного мозга, которая отвечает за дикцию, интеллектуальные способности и память. При медикаментозной терапии могут назначаться нейротропные средства и витамины. Крайне важно, чтобы все препараты назначались и принимались исключительно под контролем специалиста.

Следует как можно раньше развивать у ребенка любознательность, с раннего детства приучать к занятиям, связанным с мелкой моторикой и творчеством.

Различают несколько типов отклонений речи от нормы:

  1. Нарушение артикуляции. В данном случае кроха понимает все то, что ему говорят. По внешним и физиологическим показателям совершенно здоров, однако воспроизведение слов нечеткое, его едва понимают даже мама и папа.
  2. Экспрессивная запоздалость. В такой ситуации говор малыша в значительной степени отстает от нормативных показателей, малютка разговаривает мало или совершенно не говорит.
  3. Рецептивное нарушение. Малыш не понимает того, что ему говорят, однако расстройства слуха не обнаружены.
  4. Комбинированное нарушение. Все предыдущие факторы в комплексе.

Если не произвести лечение до 7 лет, ребенок будет отставать от сверстников. Пренебрегать лечением нельзя ни в коем случае, так как в его дальнейшей жизни могут появиться более серьезные проблемы: ребенок не сможет адаптироваться в коллективе, возникнет необходимость перевода в специализированную школу для детей с отклонениями.

Профилактика задержки развития речи

Чем раньше родители начинают тренировочные упражнения с малюткой, тем менее он подвержен задержке в речевом и психическом становлении. С раннего возраста требуется развивать ребенка, заниматься рисованием, лепкой, читать сказки малышу, описывать предметы, приучать к музыке и творчеству. Помимо этого, не стоит забывать и о полноценном физическом формировании. С 3 лет малышу нужны такие игры, как конструктор, пазлы, различные кубики, пирамидки, сортеры. При помощи специальных карточек необходимо обучать ребенка цветам, формам и цифрам.

При психо-речевой задержке показан массаж, родители могут совершать общеукрепляющие движения, а профессиональный массаж следует доверить специалисту. Любое из перечисленных занятий требует систематики, поэтому проводить их нужно на ежедневной основе. Каждый урок должен проводиться в игровой форме и ни в коем случае не принудительно. Необходимо мотивировать малыша к занятиям, вызвать у него желание и интерес к играм такого плана. Нужно помнить, что задержание речевого или психического созревания – это не приговор и в период терапии малышу необходима поддержка родителей, их забота и понимание.



Новое на сайте

>

Самое популярное