Домой Терапевтология С каким зрением можно водить. Проверка зрения на цветовосприятие для водителей

С каким зрением можно водить. Проверка зрения на цветовосприятие для водителей

Проверка зрения на цветовосприятие для водителей проводится при медицинском осмотре под руководством врача-офтальмолога. Зрение человека воспринимает информацию. Цветоощущение является важным моментом.

Чаще всего с данным понятием сталкиваются люди при прохождении медицинской комиссии для получения водительского удостоверения.

Медицинский осмотр водителей является обязательным для всех без исключения. Законом предусмотрены порядок и правила его проведения.

Заключение врача-офтальмолога выдается на основании проверки зрения по следующим направлениям:

  1. Острота.
  2. Цветоощущение.

С пониманием процесса проверки остроты зрения, как правило, вопросов не возникает. Касательно пункта проверки на цветоощущение, уточнения и разъяснения, то понадобится водителям, готовящимся к прохождению осмотра.

Цветоощущение человека определяется наследственностью. В центральной части сетчатки здорового пациента находятся чувствительные к цвету нервные рецепторы, так называемые колбочки. Каждая колбочка содержит пигменты белкового происхождения. Таких пигментов всего три.

Отсутствие какого- либо из трех цветочувствительных пигментов считается отклонением и влечет за собой нарушение цветового восприятия.

Задача специалиста, проводящего осмотр, определить норму или выявить аномалии цветоощущения. Для этих целей проводится тестирование.

По результатам тестирования безошибочно выявляют типы цветового зрения:

  1. Нормальный тип — трихромат. Все три пигмента (красный, зеленый и синий) присутствуют.
  2. Аномальный тип — дихромат. Присутствуют только два из трех возможных пигментов.
  3. Аномальный тип — ахромат. Полное отсутствие цветочувствительных пигментов.

Зачем нужна данная проверка

Неправильное цветоощущение или цветовая слепота затрудняет, а иногда совсем исключает возможность заниматься определенным видом деятельности конкретномучеловеку. Дальтонизм зачастую является причиной отстранения от обязанностей, где восприятие цвета — основная и неотъемлемая часть работы.

Лица, управляющие транспортными средствами, относятся к данной категории. Водитель обязан правильно реагировать на цветовые сигналы, так как это напрямую связано с безопасностью на дорогах. Сигналы светофора и дорожные знаки не воспринимаются в должной мере.

Дальтонизм транспортного работника в 1975 году в Швеции стал причиной крушения поезда. Данное событие положило начало исследованиям в этом направлении, и был разработан первый тест на дальтонизм для работников транспорта.

Но в течение жизни и профессиональной деятельности у некоторых людей, возможно его изменение. Поэтому проверка офтальмологом на цветоощущение, как и остроту зрения, обязательна и предполагает определенную периодичность (медосмотры).

Когда проводится тест на цветовосприятие

Цветовое восприятие является важной составляющей здорового зрения, залогом правильной реакции человека на окружающие обстоятельства и адекватную оценку действительности, что так необходимо при управлении транспортным средством.

При прохождении медицинского осмотра, каждый водитель обязан посетить врача-офтальмолога. Специалист исследует параметры зрения, включающие помимо его остроты тест на цветоощущение.

Кроме обязательной оценки состояния цветовосприятия, важным моментом считаются условия ее проведения.

Для получения правильного результата проверки цветоощущения, требуется соблюдение определенных правил:

  1. Естественное освещение в помещении (запрещается проводить тестирование при искусственном освещении).
  2. Самочувствие исследуемого должно быть нормальным, отдохнувшим.
  3. Не должно быть попадания прямых солнечных лучей.
  4. Тестовые задания должны располагаться на расстоянии 1-го метра в строго вертикальном положении.
  5. Время на каждое изображение дается не более нескольких секунд.

Таким образом, если вы собираетесь управлять транспортным средством или ваша профессиональная деятельность напрямую связана с распознаванием цветовых сигналов, то вам, предстоит пройти тестирование на цветовое восприятие.

С возрастом также может возникнуть потребность провести подобную диагностику, так как параметры вашего зрения меняются.

В случае получения травм различного характера затрагивающих зрительный аппарат, специалист-офтальмолог, будет наблюдать и отслеживать тенденции изменений вашего цветовосприятия с помощью тестирования.

Таблица Рабкина — что это, принцип действия

Простым диагностическим методом выявления аномального зрения является спектральный способ.

Таблицы Рабкина помогают определить и точно дифференцировать три формы отклонения в цветоощущении:

  • дейтераномалию — нарушение восприятия зеленого спектра;
  • протаномалию — нарушение восприятия красного спектра
  • тританомалия — нарушение восприятия синего.

В каждой из аномалий определяется три степени:

  • А — сильная;
  • В — средняя;
  • С — легкая.

При дальтонизме, частичном или полном отсутствии восприятия цветов, тестируемый человек не различает отдельные цвета и видит однородный рисунок. В то время как каждое изображение состоит из большого количества разноцветных кружков и точек одинаковой яркости, но разнящихся по цвету.

Таблица Рабкина — на цветоощущение с ответами

Таблица Рабкина тест на цветоощущение дает возможность выявить форму и степень дальтонизма.

Тест и ответы:

  • норма (тип трихромат)- 96;
  • протаномал-96;
  • дейтераномал- 96.

Таблица демонстрирует метод тестирования, имеет особое значение и является контрольной. Она необходима для понимания принципа прохождения теста. То есть, картинку одинаково видят люди с нормальным цветоощущением и дальтоники.

  • протаномал — треугольник и круг;
  • дейтераномал- треугольник и круг.

Изображение помогает выявлению симуляции. Картинка воспринимается идентично каждой группой испытуемых.

  • норма (тип трихромат) — 9;
  • протаномал-5;
  • дейтераномал- 5.
  • норма (тип трихромат) -треугольник;
  • протаномал-круг;
  • дейтераномал- круг.
  • норма (тип трихромат) — 13;
  • протаномал-6;
  • дейтераномал- 6.
  • норма (тип трихромат) — круг и треугольник;
  • протаномал -не воспринимает;
  • дейтераномал- не воспринимает.
  • норма (тип трихромат) — 96;
  • протаномал-96;
  • дейтераномал- 6.
  • норма (тип трихромат) -5;
  • протаномал—;
  • дейтераномал- -.
  • норма (тип трихромат) -9;
  • протаномал-6 или 8;
  • дейтераномал- 9.
  • норма (тип трихромат) -136;
  • протаномал-66, 68 или 69;
  • дейтераномал- 66, 68 или 69.
  • протаномал-треугольник;
  • дейтераномал- круг/круг и треугольник.
  • норма (тип трихромат) -12;
  • протаномал-12;
  • дейтераномал- -.
  • норма (тип трихромат) -треугольник и круг;
  • протаномал-круг;
  • дейтераномал- треугольник.
  • норма (тип трихромат) -30;
  • протаномал-10, 6;
  • дейтераномал- 1, 6.
  • норма (тип трихромат) -справа треугольник, слева круг;
  • протаномал-вверху два треугольника, внизу квадрат;
  • дейтераномал- слева вверху треугольник, квадрат внизу.
  • норма (тип трихромат) -96;
  • протаномал-9;
  • дейтераномал- 6.
  • норма (тип трихромат) — треугольник и круг;
  • протаномал-треугольник;
  • дейтераномал- круг.
  • норма (тип трихромат) -горизонтально восемь одноцветных квадратов, вертикально раноцветные квадраты;
  • протаномал -вертикально одноцветные квадраты в 3, 5, 7 ряду, горизонтально раноцветные квадраты;
  • дейтераномал- вертикально одноцветные квадраты в 1, 2, 4, 6, 8 ряду, горизонтально раноцветные квадраты.
  • норма (тип трихромат) -95;
  • протаномал-5;
  • дейтераномал- 5.
  • норма (тип трихромат) -круг и треугольник;
  • протаномал-ничего;
  • дейтераномал- ничего.
  • норма (трихромат) -вертикальные шесть одноцветных квадратов, горизонтальные разноцветные ряды.
  • норма (трихромат) -66;
  • протаномал-6;
  • дейтераномал- 6.
  • норма (трихромат) -36;
  • протаномал-36;
  • дейтераномал- 36;
  • норма (трихромат) -14;
  • протаномал-14;
  • дейтераномал- 14;
  • при выраженной приобретенной патологии цифра не видна.
  • норма (трихромат) -9;
  • протаномал-9;
  • дейтераномал- 9;
  • при выраженной приобретенной патологии цифра не видна.
  • норма (трихромат) -4;
  • протаномал-4;
  • дейтераномал- 4;
  • при выраженной приобретенной патологии цифра не видна.
  • норма (трихромат) — 13;
  • протаномал -ничего;
  • дейтераномал- ничего.

Трактовка результатов теста

Для выявления отклонений достаточно проверки с помощью 27 изображений. В случае симуляции или при других обстоятельствах, на усмотрение специалиста применяются контрольные таблицы (еще 20) для точного установления проблемы.

В первую очередь выявляется ослабленное восприятие тестируемым пациентом зеленого либо красного цветов. Данное отклонение считается аномалией и называется дихромазией.

Дихромазия предполагает нарушения цветовосприятия и различие не всех цветов.

Выделяют:

  1. Отсутствие цветовосприятия красного цвета, называемое протанопией. Протанопия характеризуется более темным видением красного цвета и его слиянием с темно-зеленым и темно-коричневым. При этом зеленый цвет становится приближенным к светло-серому, свело-желтому и светло-коричневому. Причиной отклонения является отсутствие фоточувствительного пигмента в глазной сетчатке.
  2. Отсутствие цветовосприятия зеленого цвета, называемое дейтеранопией. Дейтеранопия предполагает отсутствие отличия зеленого от свело-оранжевого и светло-розового. А красный цвет может восприниматься светло-зеленым и светло-коричневым.

Протанопия и дейтеранопия — это врожденные нарушения к цветовых рецепторах. Тританопия встречается намного реже, чаще всего имеет приобретенный характер.

Затем происходит классификацияформы аномалии по трем типам:

  1. Полное отсутствие восприятия красного и зеленого цветов относится к типу А.
  2. Значительные проблемы цветоощущения относятся к типу В.
  3. Незначительные отклонения в цветоощущении предполагают тип С.

Дополнительно к вышеуказанным отклонениям при помощи таблиц распознаются более редко встречающиеся виды:

  • монохромазия (при этом не воспринимаются все три цвета);
  • аномальная трихромазия (невозможность определить различие оттенков трех цветов, при определении трех основных цветов и при сниженном наличии пигментов).

Таким образом, если у вас присутствуют все три пигмента, вы способны правильно различить основные цвета (красный, зелёный и синий). Если какой-либо из них отсутствует, то вы страдаете различного вида дальтонизмом.

Возможны случаи, когда причиной ослабления цветовосприятия является снижение активности одного из пигментов, а не его отсутствие. Тогда вы являетесь аномальным трихроматом.

Как водителю хорошо пройти тестирование на цветоощущение

При отсутствии отклонений прохождение теста не требует дополнительной подготовки и особых усилий со стороны тестируемого.

Вам необходимо соблюсти самые простые основные моменты:

  1. Общее состояние здоровья должно находиться в пределах нормы.
  2. Убедиться в достаточности и естественности освещения в месте проведения тестирования.
  3. Располагаться спиной к основному источнику света.
  4. Удостовериться, что изображение находиться на уровне ваших глаз.
  5. Рассматривать картинку быстро, отводя на каждую несколько мгновений.

Выявлениеотклонений не повод длярасстройства и тем более обиды на врача. Скорее всего, это призыв к действию. В данном случае специалист-офтальмолог не зачитывает вам приговор, а возможно старается прийти на помощь и оградить от гораздо больших неприятностей (например, аварий).

Нарушение цветоощущения не должно провоцировать на поиск обходных путей его прохождения. При патологии в восприятии цветов пройти тест успешно не представляется возможным. Заучивать таблицы бесполезно, так как изображения предоставляются выборочно и в любом порядке.

Понимание серьезности данного вопроса может повлиять не только на вашу безопасность, но и спасти жизни окружающих вас людей .Вероятность затруднения в определении смены сигнала светофора должна заставить задуматься о том, что вам не стоит рисковать и управлять транспортным средством или работать водителем.

Что делать, если у водителя выявлены нарушения

Выявляются два основных вида дальтонизма: врожденный и приобретенный. Врожденная патология сетчатки глаза, к сожалению, на данный момент исправлению не подлежит. Способ смотреть на мир одинаково с другими людьми для дальтоников заключается в ношении специально предназначенных контактных линз.

Ученые также работают над технологией внедрения соответствующих генов в клетки сетчатки глаза.

Возрастной дальтонизм является неизлечимым. Но иногда при замене хрусталика цветоощущение приходит в норму.

Приобретенную аномалию цветоощущения представляется возможным излечить, изучив причины ее возникновения.

Если нарушение цветового зрения было вызвано повреждением химическим препаратом, существует вероятность полного выздоровления при его отмене.

Нередко причиной потери цветового зрения бывает травма. В этом случае результат восстановления видения цветов зависит от ее тяжести. Иногда происходит полное излечение, и зрение приобретает нормальное значение.

В целом отклонение цветоощущения от нормы само по себе не представляет опасности для здоровья человека. Однако если данная аномалия выявляется у лиц, чья профессиональная деятельность связана с распознаванием цвета, то необходимо серьезно отнестись к данному вопросу и найти более подходящий вид деятельности.

Ограничения в деятельности у людей с нарушениями цветовосприятия

Определенные профессии требуют обязательного прохождения проверки зрения на дальтонизм.

К ним относятся:

  • водители;
  • машинисты;
  • моряки;
  • летчики;
  • узкоспециализированные врачи.

Выявление отклонений зрения, связанных с дальтонизмом, не позволяет людям устраиваться на работу по данным специальностям или продолжать профессиональную деятельность.

Дальтонизм мешает правильно воспринимать и фиксировать дорожные сигналы. В некоторых странах лицам с диагнозом дальтонизм отказывают в предоставлении водительских прав.

Главное требование, предъявляемое к водителям и лежащее в основе данного ограничения, это способность распознавать сигналы светофоров и другие цветные изображения, составляющее основу правил движения и влияющее на его безопасность.

4.8 (96.67%) 12 голосов

Благодаря зрению водитель получает 90% информации о ситуации на дороге.

Чтобы полностью контролировать свои движения, а также обеспечить безопасность себе и окружающим во время управления транспортом, человек, находящийся за рулём, должен чётко видеть, что происходит вокруг .

Именно поэтому водитель обязан иметь хорошее зрение, либо корректировать его недостатки при помощи очков или контактных линз.

Почему и как часто водители должны проверяться у окулиста?

Проверка зрения является обязательным условием для получения водительских прав.

Визит к офтальмологу осуществляется в поликлинике по месту жительства , после чего выдаётся медицинская справка о состоянии глаз пациента.

Плохое зрение может стать причиной ДТП, например, водитель не заметил какое-либо препятствие на дороге или идущего пешехода и т. д.

Внимание! Обычно к 40 годам у половины водителей обнаруживаются проблемы со зрительной функцией. Для того чтобы постоянно контролировать своё зрение, нужно посещать окулиста раз в два года.

Таблицы проверки зрения для шоферской комиссии

Обследование осуществляется в кабинете врача-окулиста посредством специально разработанных таблиц, которые висят на стене. Они освещены лампами различной яркости, которые устанавливаются на уровне 120 см от пола (измерение расстояния по нижнему краю прибора). Во время диагностики пациент держит голову прямо.

Один глаз закрывают специальной белой лопаткой, затем врач указывает на определённые буквы или кольца (зависит от применяемой таблицы), и исследуемый должен назвать то, что он видит. Проверку начинают с маленьких символов, а после направляются к более крупным.

Сивцева

Представлена в виде 12 строк печатных букв. В ней присутствует 7 букв: М, К, И, Ш, Б, Н, Ы. Их размер уменьшается с каждой строкой сверху вниз.

Фото 1. Таблица Сивцева для проверки зрительной функции. Содержит 12 строк, в каждой из которых буквы отличаются по размеру.

Возле строчек есть два обозначения: слева D, справа V . D - расстояние (м), на котором пациент должен чётко различать символы в строке. V - величина, обозначающая остроту зрения. Нормой является D=5,0 и V=1,0 , т. е. когда человек видит десятую строчку с расстояния в 5 м.

Стандартно обследование осуществляется с дистанции в 5 м. Пациент по очереди закрывает вначале один, затем другой глаз. Если человек не видит буквы высшей строчки с 5 метров , то расстояние уменьшают. Тогда острота рассчитывается по формуле:

V=d/D, где

V - острота зрения;

d - расстояние, на котором проводится проверка;

D - расстояние, на котором глаз должен видеть данную строку.

Картинки Головина

Состоит из 12 строчек , но в отличие от таблицы Сивцева, в ней используются не буквы, а кольца Ландольта (имеющие разрывы в различных направлениях). И также есть данные о расстоянии (D) и остроте зрения (V) слева и справа от строк соответственно. Принцип обследования по методу Головина ничем не отличается от такового при использовании таблицы Сивцева.

Фото 2. Таблица Сивцева (слева) и таблица Головина (справа) для проверки качества зрительной функции.

Острота зрения, при исследовании с другого расстояния, рассчитывается по формуле , приведённой выше.

Справка. Чаще всего окулисты используют оба метода совместно, а называется такое исследование проверка по таблице Сивцева-Головина.

Полезное видео

Посмотрите видео, в котором рассказывается о том, как проверяется острота зрения при помощи таблиц.

Особенности водительских проверок зрения

  1. Важно проверять зрение регулярно, не реже одного раза в 2 года.


Автомобиль давно перестал считаться роскошью. Личный транспорт имеют большинство семей. Чтоб занять место водителя потребуется достигнуть определенного возраста, пройти обучение, на отлично сдать экзамены в автошколе. Помимо водительских прав новоиспеченному автолюбителю надо пройти обязательный медосмотр.

Офтальмолог – один из основных специалистов, входящих в медкомиссию. После обследования врач выдаст медицинский документ с рекомендациями, ограничениями. Плохое зрение не повод для отказа в получении прав. При незначительных отклонениях от нормы, водителю будет разрешено садиться за руль только в контактных линзах или очках. Если проблему не решить при помощи оптических предметов – это весомое основание для отказа в получении водительского удостоверения. Ограничение для водителей по зрению разработано для безопасности шоферов, окружающих людей.

Порядок и правила прохождения медкомиссии у офтальмолога

Четкость зрения – один из самых важных показателей, который необходим для получения водительских документов, ограничения тяжести аварийных ситуаций. В кабинете окулиста процедура обследования проходит по следующим направлениям:

  • цветоощущение . Важный момент – скорость реакции водителя на смену цветов светофора. Чтобы проверить качество восприятия излучения света используют таблицу Рабкина. Нормой являются трихроманты. Нарушение восприятия любого цвета не поддается коррекции оптикой, считается ограничением по зрению;
  • определение остроты зрения . Исследование на водительские права заключается в оценке возможности органов видения воспринимать мелкие предметы, оценивать расстояние между ними. Кандидат на получение, обновление водительских прав должен прочесть с расстояния нескольких метров 10-ю строчку букв на специальном плакате. Оценивается острота зрения поочередно на обоих глазах. В случае отклонения от нормы, недостаток корректируется очками, линзами, ставится отметка об ограничении;
  • кругозор . Допускается сужение зрительного поля до 20°. Показатель определяется путем исследования предельной ширины зрачка. Заболевание встречается редко, не подлежит корректировке. Суженый кругозор – один из симптомов серьезной патологии, гарантирует ограничение по зрению для получения водительских прав.

Если состояние будущего водителя будет признано удовлетворительным, ему выдается справка, которая в последующем будет использована для получения прав.

Какие ограничения по зрению для получения водительских прав?

Претенденты допускаются на обучение в автошколу с последующим получением водительских прав только с нормальными показателями по зрению. Медицинские ограничения для водителей категории В:

  • для лучшего глаза – 0,6 единиц;
  • для худшего – 0,2 единицы.

Водители гостранспорта и пассажирских автобусов должны иметь зрение не меньше 0,4 единицы для худшего глаза. Для категории водительских прав разработаны отдельные требования, ограничения, не предусматривающие отклонений. Обследование у офтальмолога проходит раз в 2 года.


Получить, переиздать водительские права категории С можно при показателях зрения не меньше 0,7 единиц. Ограничения распространяются на оба органа. При отсутствии одного глаза, полной его слепоте, стать водителем можно, если видящий орган имеет остроту 0,8 единиц без нарушения кругозора, использования коррекционных приспособлений.

Работники министерства здравоохранения разработали, постепенно усовершенствовали специальную программу по выявлению ограничений по зрению для водителей – прохождение медкомиссии. При выявлении следующих состояний офтальмолог не подпишет медосмотр кандидату на поступление в автошколу, получение водительских прав:

  • наличие заболеваний, повлекших изменение структуры мышц века, слизистой оболочки;
  • патология слезного мешка — воспаление носослезного протока, гнойные выделения, слезотечение;
  • диплопия глаз – раздвоение объектов;
  • поздние стадии глаукомы, когда состояние невозможно стабилизировать;
  • оптическая нейропатия, отслоение сетчатки;
  • временные ограничения. Прошло меньше 3-х месяцев после перенесенной операции на глазах.

В вышеуказанных случаях получить права не представляется возможным.

Отметки в правах о наличии ограничения на вождение по зрению

Водительские права – главный документ автолюбителя. Он подтверждает право управлять личным легковым транспортом, пассажирским автобусом, многотонной машиной, прочими автомобилями без угрозы для себя и окружающих. Каждое водительское удостоверение имеет отличительные знаки, отметки ограничения, характеризующие квалификацию, состояние здоровья водителя.

Если при прохождении медкомиссии были выявлены нарушения зрения, в водительском удостоверении должен быть отмечен пункт об обязательном ношении оптики. При наличии специального знака на правах автомобилист может самостоятельно выбирать средства коррекции зрения. В новом водительском удостоверении ставится отметка об ограничении – «GCL». Если в правах стоит знак «Очки обязательны», управление транспортным средством в линзах не предусмотрено.

Сейчас автомобиль уже не считается предметов роскоши, а является средством передвижения. Но даже купив личное авто или получив его в подарок, вы не сможете сесть за руль, не получив водительских прав. Всем известно, что для получения прав для вождения, важно не только пройти практику и изучить теорию, но и необходимо пройти медкомиссию. Одним из врачей, которого нужно будет посетить будет врач-офтальмолог, который проверит ваше зрение. Если у вас есть какие-либо проблемы со зрением или наличие глазных заболеваний, то это будет являться противопоказанием для выдачи разрешения. Какие же существуют ограничения по зрению для получения водительских прав?

При прохождении медицинской комиссии обязательным пунктом является разрешение офтальмолога. Этот документ считается самым важным, ведь от того, какое зрение у водителя зависит безопасность на дороге. В связи с тем врачи очень тщательно относятся к вопросу о прохождении обследования зрения для получения водительских прав.

Посетив окулиста, обследование органов зрения начинается по таким направлениям:

  • проверка остроты зрения (насколько хорошо видит человек);
  • определение уровня цветового ощущения (выявление аномалий функций глаза);
  • исследование кругозора (насколько полно видит человек в своем поле зрения);
  • заболевания глаз (если таковые имеются).

Обратите внимание! Даже если присутствуют некоторые отклонения, это не означает, что запрещено водить транспортные средства.

При низком зрении врач может подобрать очки или линзы. Если будут выявлены какие-либо недуги глаз, посоветует, как их излечить.

В ситуациях, когда глаза часто устают, офтальмолог может назначить специальные упражнения для глаз, которые после длительного и постоянного времени проведения могут способствовать улучшению зрения.

Важно! Если будущий автомобилист уже носит очки или оптику длительного ношения, то данные изделия в обязательном порядке необходимо принести с собой на прием к специалисту.

Какая должна быть острота зрения?

Острота зрения считается очень важным показателем при обследовании, и именно, в основном, от него зависит выдадут ли вам допуск по зрению на водительские права.

Определяется такой показатель по знакомой из детства таблицы Сивцева, на которой изображены буквы от большого до маленького размера. Остроту проверяют отдельно для каждого глаза. Вначале это делают без очков, а потом, если они есть, определяют и в них.

Идеальным считается зрение, когда человек смог прочитать 10 строчку таблицы внизу. Если этого сделать не выходит, предлагается прочитать 9 или 8 строчку снизу (по ситуации).

Так при каких показателях существует ограничение по зрению для получения прав?

Водительские права не будут выданы при следующих ситуациях:

  1. Если разница в остроте двух глаз равна больше 0, 4.
  2. При миопии и гиперметропии повышенной степени, когда необходимо носить очки или линзы с диоптриями более чем 8,0.
  3. При наличии астигматизма, а сумма сферы и цилиндра больше 8,0 диоптрий.
  4. Если один глаз слепой, а острота второго меньше 0,8.
  5. При использовании очков или линз, у которых, как правило, оптическая сила имеет отличия больше чем на 3 диоптрии.

Цветоощущения и кругозор

Обязательным этапом считается и проверка будущего автомобилиста на цветоощущения, то есть на восприятие цветовой гаммы света. При прохождении медицинской комиссии врачи определяют способность человека различать цвета светофора, что очень важно для езды на дорогах за рулем. Для такого обследования применяется таблица Рабкина.

Окулисты различают три типа людей по цветовому восприятию:

  1. Трихроматы (имеют норму).
  2. Протоанопы (есть отклонения в красном спектре).
  3. Дейтеранопы (имеют нарушения в зеленом спектре).

Если такой показатель, как цветоощущение имеет отклонение от нормы, то данное состояние откорректировать с помощью очков или линз, а также излечить нельзя. И, конечно, такие нарушения являются ограничением по зрению для получения водительских прав.

Также допуск не будет разрешен, если человек имеет узкий кругозор. Определяют его при диагностике предельного сужения зрения. Его показатель не должен быть больше 20º.

Как и дальтонизм, нарушение поля зрения никак не корректируется и не лечится. Встречается такое состояние очень редко и, как правило, указывает на наличие очень серьезных глазных заболеваний.

Недуги глаз-запреты на вождение

Если острота зрения снижена на небольшое число, а цветовое ощущение в норме, но у автомобилиста есть глазные заболевания, то врач не разрешит посещать курсы вождения. К таким недугам глаз относятся:

  • отслойка сетчатки;
  • катаракта;
  • патологические нарушения слезного мешка;
  • глаукома.


При наличии выше перечисленных болезней, даже допустимое зрение на водительские права не поможет в получении справки о разрешении. Это связано с тем, что такие глазные недуги не лечатся консервативным путем и подбором правильной оптики. Их терапия может быть эффективной только после операционного вмешательства. Только после такого метода лечения, спустя определенное время, а именно не раньше 3 месяцев, решать вопрос о допуске к вождению авто будет не один специалист, а несколько.

Заключение по теме

Управление транспортным средством – очень серьезная и ответственная задача. Чтобы не возникало никаких чрезвычайных ситуаций на дорогах, которые могут нанести вред жизни и здоровью человека, важно ответственно относиться к прохождению медосмотра перед вождением. Поэтому решив управлять автомобилем, проверьте, что ваше зрение в полном порядке. А в этом вам поможет врач-офтальмолог. Берегите себя!

Не каждый человек может похвастаться стопроцентным зрением, но водить машину хотят многие. Низкое зрение не всегда является противопоказанием к вождению, но за вождение без очков или линз вполне могут оштрафовать – и на довольно ощутимую сумму.

Какими документами регламентируется наличие очков у водителя

Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения» содержит отдельную статью, которая закрепляет медицинские ограничения, противопоказания и показания к управлению транспортными средствами. Она допускает вождение при ряде заболеваний, но с условием, что водитель использует специальные изделия, приспособления, в том числе оборудует ими машину, чтобы компенсировать ограничения, вызванные болезнью.

Исходя из этих общих положений, можно сделать заключение, что при плохом зрении, которое не может обеспечить водителю безопасную езду, он обязан использовать линзы или очки. Поэтому при прохождении медицинской комиссии проводится и проверка зрения на права.

Интересный факт! В правилах дорожного движения вы не найдете прямой нормы, запрещающей вождение без очков или линз. Нарушение устанавливается косвенными нормам, и штраф применяется по совершенно другим статьям административного кодекса.

Выявление нарушения функций зрения не является прямым запретом на вождение. Очки и линзы призваны повысить остроту зрения до максимально допустимого уровня, при котором вождение считается безопасным. Формально это закрепляется в заключении медицинской комиссии, которая допускает вождение при ношении очков или линз, о чем ставится соответствующая отметка на водительском удостоверении.

Что же получается? Прямой нормы, запрещающей вождение без очков и линз нет, но на практике существует норма зрения для водителей, и за отсутствие предписанных очков могут оштрафовать. Все дело в том, что водительское удостоверение выдается при условии ношения очков, о чем на нем делается соответствующая отметка.

Обратите внимание! Медицинская справка с указанием вождения в очках не является нормативным документом, на основе которого водителю выставляется требование уплатить штраф, если он ездит без очков. К тому же водитель не обязан предъявлять ее при проверке документов.

А это условие уже закреплено соответствующей нормой права. В главе 4 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» говорится, что если на водительском удостоверении есть отметка, что оно действительно при наличии определенных условий, то их отсутствие автоматически делает водительские права недействительными, что и ведет за собой соответствующее наказание. Проще говоря, нет на водителе очков или линз - удостоверение недействительно.

Какой предусмотрен штраф за вождение без очков или линз

Исходя из вышеописанной нормативной коллизии, если водитель ездит без очков, хотя на его водительском удостоверении есть соответствующая отметка, это разрешение на вождение считается недействительным. Водитель попросту ездит без прав. Это уже серьезное нарушение, которое квалифицируется по ст. 12.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

На основании этой статьи за вождение без прав на нарушителя накладывается штраф в размере от 5 до 15 тыс. руб. Исключение составляют начинающие водители, которые садятся за руль с целью обучения на специально предназначенных для этого машинах.

Можно ли избежать наказания

Позитивный момент для водителя в том, что если его останавливают за вождение без очков, он всегда может сказать, что носит линзы. Проверить это довольно сложно, да и вряд ли этим будет заниматься инспектор.

Интересный факт! Чтобы наложить на водителя штраф за отсутствие очков, в медицинской справке должно быть прописана необходимость коррекции зрения именно очками. Но, как правило, конкретные средства коррекции зрения в ней не указываются.

Если наказания избежать не удалось, можно его немного смягчить - уменьшить сумму штрафа. Статья 32.2 упомянутого кодекса обещает, что размер установленного штрафа будет вполовину меньше, если после оформления протокола.

Как происходит проверка у офтальмолога

Если с ответственностью за вождение без очков мы разобрались, то вопрос, при каком зрении не дают права, остался открытым. Давайте выясним, что и как проверяет офтальмолог, прежде чем дать заключение.

Острота зрения

Первое, что проверяет офтальмолог у будущего водителя, - острота зрения. Для этого обследуемому предлагается взглянуть на известную табличку с буквами на расстоянии пяти метров сначала одним глазом, затем другим. Отличное зрение у тех людей, которые без особых усилий читают десятую строку в таблице. Если возникают сложности, говорят о пониженной остроте зрения. Во время этой проверки также можно определить, какой глаз является ведущим.

Каким же является минимальное зрение для получения прав? Если человек оформляется на водительские права категории «В» , то ведущий глаз должен иметь показатель не меньше 0,6 единиц , а второй - не меньше 0,2. При оформлении категории «С» требуется, чтобы ведущий глаз имел от 0,8 единиц и выше, а второй - от 0,4. Иногда случается, что у человека нет выраженного ведущего глаза, или оба одинаково слабые. В этом случае допустимое зрение для вождения составляет 0,7 единиц на каждый.

Но даже при разрешении вождения в очках или линзах, врачи руководствуются определенными правилами. Например, оптическая сила средств коррекции зрения не должна превышать восемь диоптрий (как в плюс, так и в минус). Разница между коррекционными линзами на каждом глазу не должна быть больше трех диоптрий.

К слову, острота зрения для получения водительских прав проверяется также и в корректирующих средствах. Но в этом случае она должна приближаться к единице.

Обратите внимание! Если вы сделали операцию или другие успешные манипуляции по восстановлению зрения, надо снова пройти медицинскую комиссию и получить водительское удостоверение без отметки о вождении в очках.

Цветоощущение

Острота зрения - не единственный фактор, который влияет на безопасность на дороге при вождении. Важно еще понимать, насколько будущий водитель способен различать цвета, а соответственно, понимать значение некоторых знаков и цветов светофора. Для этого теста используется таблица Рабкина. Разрешается вождение с цветовой аномалией типа «А», которая лечится и корректируется с помощью линз и очков.

Кругозор

Рассматривая вопрос, какие существуют ограничения по зрению для получения прав, надо упомянуть о кругозоре. При узком кругозоре водить автомобиль запрещается, но такое отклонение встречается нечасто. Сужение кругозора до показателя меньше 20 градусов обычно встречается при тяжелых заболеваниях глаз: например, глаукома, катаракта, отслоение сетчатки. Исправить его корректирующими устройствами невозможно, поэтому получить права при таких заболеваниях не получится.

Но, даже зная, какое зрение нужно для получения прав, вы не можете быть уверены в том, что пройдете медицинскую комиссию. Окончательное решение всегда принимает врач, исходя из индивидуальной картины отклонений.

Подводя итог, хочется напомнить, что вождение без корректирующих средств создает повышенную опасность на дороге. Поэтому удостоверение водителя с пониженным зрением является недействительным без использования очков или линз. Это значит, что за вождение с таким удостоверением, но без очков могут наложить штраф за езду без водительских прав.



Новое на сайте

>

Самое популярное