Домой Популярное Снятие нервного напряжения у детей. Как снять стресс у ребенка? Причины стресса у ребенка

Снятие нервного напряжения у детей. Как снять стресс у ребенка? Причины стресса у ребенка

Стрессовое состояние – это естественная реакция организма, сопровождаемая нервным эмоциональным напряжением с первых дней жизни ребенка. МирСоветов поможет разобраться в причинах его появления, первых сигналах и том, как справиться при наступлении такой ситуации.

Симптомы, сопровождающие стресс:

  1. Раздражительность.
  2. Мышечное напряжение.
  3. Низкая активность ребенка.
  4. Боли в спине, животе или мигрень.
  5. Нарушение или чрезмерное .
  6. Изменение состояния функционирования мочевого пузыря и кишечника.
  7. Нарушения сна.
  8. Плаксивость.
  9. Отстраненность.
  10. Быстрая утомляемость.
  11. Плохая концентрация внимания и запоминания.
  12. Снижение или прибавка массы тела.

Определить наступление стрессового состояния у ребенка можно по резким переменам в его поведенческом факторе, поскольку он становится «неуправляемым» и «неузнаваемым». Верным признаком подавленности является частая и беспричинная смена одного нервного состояния к другому, а также различные расстройства психосоматического характера – резкая утомляемость, тошнота, общая слабость, рвота и т. д.

Симптоматика может разниться в зависимости от возраста ребенка и условий его социального окружения. Проявления стресса также будут зависеть от этих факторов. К примеру, грудные детки и малыши в возрасте до 6-7 лет будут иметь совершенно разные причины для эмоциональной подавленности, поэтому очень важно, чтобы родители умели тонко чувствовать настроение своего ребенка и прислушиваться к его требованиям, вопросам и разговорам.

Нередко детский стресс может быть продиктован тем, что он видит в таком же состоянии своих родителей и словно «заражается» от них. К тому же, такое состояние часто развивается от банальных страхов, которые взрослые привыкли игнорировать. В таком случае ребенок будет агрессивен, запуган, проявлять неконтролируемые вспышки гнева, слезливость и даже может появиться .

В раннем возрасте при стрессовом состоянии малыша наблюдаются признаки поведенческой регрессии, т.е. возвращения к ранним стадиям развития. Так, ребенок может снова попросить соску, сосать палец или станет мочиться в постель. Появление таких сигналов – верный признак эмоциональной подавленности.

Симптомы стресса у подростков практически не отличаются от признаков взрослых людей, за исключением максимизации переживаний и утрирования ситуации. Глубокое беспокойство, навязчивые идеи, неадекватные действия и рассеяность – тревожные сигналы, на которые родителям нужно обращать внимание в первую очередь.

Как можно добиться от ребенка контакта и откровенного признания в своем состоянии? Очень малый процент детей согласен рассказать о своих переживаниях, тем более, когда дело доходит до стресса. Часто малыши сами не понимают, что с ними происходит и не выражают своих переживаний словами.

Поэтому родителям необходимо прислушиваться к разговорам своего ребенка с игрушками, а еще лучше выяснить интересующие вопросы в игре. Попросите его нарисовать окружающий мир, свою семью и друзей. Слушайте, когда ребенок жалуется на появление «барабашек» в шкафу или «волосатой руки» под кроватью. Помните: даже самая незначительная мелочь без объяснения взрослыми ее сути становится огромным страхом в красочной и обширной фантазии ребенка.

Причины стресса у ребенка

  1. Дети от 0 до 2 лет: длительная разлука с мамой, болезнь, изменения в ежедневном распорядке, . Грудные детки переживают подавленность через повышенную раздражительность, неожиданное нарушение картин сна, отказ от еды.
  2. Малыши от 2 до 5 лет: разлука с родителями, а также смена обстановки, появление незнакомого окружения. В таком возрасте стресс может проявиться в изменении поведения, появлении избыточных страхов, поведенческой регрессии, заикании, нервных движениях, плохом настроении, и появлении слез, как реакции на все новое.
  3. Дети от 5 до 7 лет: смена окружения, поступление в , плохое восприятие в социальном коллективе сверстников, ссоры родителей. В этом возрасте стресс можно заметить по появлению необъяснимых болей и расстройств, повышенной озабоченности здоровьем, отказам от посещения детсада или прогулок. А также ребенок слишком старается быть хорошим, появляются страхи, низкая самооценка, нарушения сна и питания.

Подростковые проблемы

Стресс у подростков заслуживает отдельного рассмотрения. Эта категория детей более всех подвержена эмоциональным нагрузкам и переживает их слишком ярко. Итак, причинами для появления стрессового состояния у тинэйджера могут выступать:

  1. Рождение в семье нового ребенка. Поскольку объектом внимания становится младший брат или сестра, ребенок чувствует себя ненужным или недолюбленным. Неокрепшая психика рисует страшные картины, а неконтролируемая ревность может приводить к неблагоприятным последствиям.
  2. Переезд или смена окружения. Этот фактор сбивает темп жизни подростка и ему приходится вновь переживать адаптацию, становление своей репутации в коллективе и пр.
  3. или ссоры родителей. Это откладывает свой след на психическом здоровье ребенка, ломая его понятия и устои.
  4. Негативная информация, изливающаяся потоком из интернет сети или телевидения.
  5. Смерть близкого питомца или родственника.

Как помочь своему ребенку преодолеть стресс?

Помощь взрослого человека и родителей в преодолении стресса у ребенка – первоочередная задача, которая может предотвратить многие негативные последствия и вернуть малыша к здоровой жизни. Здесь применяется 2 способа: устранить стресс и помочь выработать благоприятные стратегии борьбы с эмоциональной подавленностью.

Действия для устранения стресса:

  1. Разузнайте о переживаниях и чувствах своего ребенка.
  2. Создайте атмосферу откровенности и доверия, заверьте его, что любой опыт – положительный.
  3. Цените своего ребенка при любых поступках и ситуациях.
  4. Демонстрируйте открыто свою заботу, любовь и тепло. Как можно чаще обнимайте ребенка.
  5. Разграничивайте поступки на те, что можно совершать, и те, которые не стоит, однако не будьте чрезмерно строгими.
  6. Подчеркивайте, что важнее сотрудничать, а не соревноваться.
  7. Найдите занятия, которыми ребенок сможет помогать семье.
  8. Учитывайте его желания, а не только свои потребности и возможности.

Очень важно, чтобы родители помогли своему ребенку развить положительные навыки борьбы с таким состоянием, поскольку это ему пригодится в любом возрасте. Вы можете оказать помощь такими способами:

  1. Дети последуют примеру родителей, а не их советам. Поэтому подавайте своим малышам благоразумные примеры подражания – сохраняйте спокойствие в сложной ситуации, контролируйте агрессию и гнев.
  2. Развивайте рациональное мышление. Заверьте ребенка, что он должен беспокоиться о последствиях своих поступков, разграничьте понятия фантазий и реальности. Часто дети думают, что родители разводятся потому, что он не выиграл медаль на соревнованиях. Убедите его в правильных причинах поступка.
  3. Контролируйте малыша, но в меру. Разрешайте ему принимать решения в рамках семьи.
  4. Будьте открыты и откровенны с ним. Обсуждайте, как прошел день у вас на работе и у ребенка в школе, поощряйте его открытость.
  5. Занимайтесь физической активностью. Поощряйте интересы ребенка и по возможности осваивайте вместе с ним его хобби.
  6. Правильное питание укрепляет нервную систему.
  7. Осваивайте техники релаксации и чаще проводите досуг вместе.

При любом сильном нервном напряжении не только у взрослых, но и у детей возникает стрессовое состояние. Оно является физиологической реакцией на воздействие окружающей среды, которое вызывает у детей различные переживания. От чего возникает стресс у детей?

Основными факторами возникновения стрессов у детей могут быть, например, начало посещения детского садика, зачисление в школу, переход в более взрослый период и много других. Стрессы влияют на психику каждого из детей по-разному, поскольку каждый ребенок – индивидуальность.

Невозможно полностью оградить детей от всех жизненных трудностей. Но родители ребенка своим поведением и спокойной реакцией на различные обстоятельства могут значительно уменьшить уровень тревожности и нервозности, попутно обучая малышей правильному реагированию на жизненные вызовы.

При стрессе в организме ребенка происходят незначительные временные перестройки. После прекращения стрессового состояния происходит перестройка его на обычное функционирование.

Причины стресса у ребенка

Появление стресса у ребенка можно определить по его поведению или по состоянию здоровья. Дети могут быть совершенно неуправляемыми. Они быстро утомляются, может возникнуть слабость, тошнота, даже повышение температуры.

Можно выделить две категории причин возникновения стресса у детей. Это причины, которые зависят от возраста и причины, которые зависят от обстановки в семье. Существуют также общие причины стрессовых состояний, такие как появление еще одного ребенка, переезд, развод родителей, насилие в семье.

До двух лет стрессовое состояние может наступить от разлуки с родителями, особенно с матерью. Дети также очень чувствительны к переживаниям и тревожности родителей. В таких случаях следует отвлечь малыша от домашней обстановки прогулкой на природу, рисованием, увлекательными играми. Это поможет преодолеть стресс.

Первые стрессовые ощущения дошкольник может получить при выходе на детские площадки, где ему приходится познакомиться с новой, отличной от семьи средой. Здесь малыш впервые общается и взаимодействует в играх со своими сверстниками.

Детский сад является для ребенка новой социальной средой и нужно время . Поэтому первые посещения этого дошкольного заведения всегда вызывает у ребенка стресс. Ведь в семье его окружали только родные ему люди, которые постоянно уделяют ему внимание. Теперь он видит вокруг новую обстановку, много своих ровесников, опыт общения с которыми ему придется приобретать самостоятельно. Тут стресс может возникнуть также из-за конфликтов с другими детьми или воспитателями, принуждения соблюдать режим дня, страха одиночества.

Следующий этап жизни ребенка – школа. На этом этапе причин возникновения стресса у детей множество. Это отношения с одноклассниками или преподавателями, конкуренция между детьми, возможная неуспеваемость. Понимание, что ребенок может в некоторых действиях уступать ровесникам и непонимание того, что это нормально, может повергнуть его в уныние и подавленное состояние.

Малыши в младшем школьном возрасте очень впечатлительны. Они могут переживать и нервироваться из-за негативной информации из роликов в интернете, сообщений о природных катастрофах, войнах. Для этого возраста причиной стресса у ребенка могут стать неверные представления о себе, как о плохом ученике, непутевом товарище или раскаяние в совершении какого-либо проступка.

Детский сад и стресс

Посещение детьми до трех лет дошкольных учреждений многие психологи справедливо считают вредным для психики ребенка и его развития. Речь малыша, посещающего ясли, развивается медленнее, чем дома с родителями из-за общения с ровесниками с таким же уровнем речи. Недостаточное развитие речи приводит к тому, что ребенок не имеет возможности выразить свои переживания. Поэтому он переживает еще больше и впадает в состояние стресса.

Длительное пребывание малышей вне привычной семейной обстановки может в дальнейшем повлиять на все общение с родителями. Из-за неумения составлять фразы и предложения дети могут утаивать собственные переживания и тревоги. В будущем они так же не будут делиться ими с родителями. Детский сад и стресс способствуют тому, что дети начинают держать в себе свои тревоги и мысли.

Пребывание ребенка в детском садике — это разлука с родителями. Для малыша это может стать доказательством его собственной ненужности или предательства. Боязнь потерять родителей, страх перед неизвестностью дальнейшего пребывания в садике провоцирует у малыша сильный стресс. Поэтому адаптация к новым условиям может быть трудной и длительной.

Очень трудно адаптируются в садике дети, которые часто болеют. Поэтому рекомендуется таких детей не отрывать от семьи как можно дольше. В возрасте около трех лет ребенок уже чувствует себя личностью и пытается доказать это окружающим. Это своеобразный кризис развития, который повышает чувствительность малыша, что может еще больше усугубить адаптацию в садике.

Выделяются три группы факторов риска, которые способствуют тяжелой адаптации к детскому саду. Первая группа относится к дородовому этапу. Сюда входят вредные условия труда беременной, алкоголизм и курение, стрессовые ситуации во время беременности, токсикоз и болезни. Даже употребление алкоголя мужем накануне зачатия могут привести к осложненной адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Вторая группа относится непосредственно к родам. Сюда можно отнести несовместимость резус-фактора мамы и малыша, асфиксию, родовые травмы.

В третью группу входят послеродовые факторы риска – недоношенность или переношенность, употребление алкоголя и курение во время лактации, кормление искусственными смесями, депрессии, плохие материально-бытовые условия, неполная семья.

Некоторые из этих факторов, связанные с беременность и родами, необратимы, их нельзя изменить. Но фактор влияния курения вполне можно исключить. При наличии нескольких перечисленных факторов риска от посещения ребенка до трех лет дошкольного учреждения лучше отказаться.

Стресс у ребенка от посещения больницы

После посещения больницы дети становятся раздражительными, замкнутыми, плаксивыми. Может пропадать аппетит и нарушиться сон. Причиной такого поведения является стресс у ребенка от посещения больницы. Он чувствует себя преданным своими родителями, которые позволяют в своем присутствии причинять ему боль.

Чтобы вывести ребенка из состояния стресса в этом случае, нужно как можно скорее обеспечить ему спокойную, привычную домашнюю обстановку, уделить малышу больше внимания, увлечь его любимыми играми, творчеством. Следует соблюдать привычный распорядок дня. Нужно, чтобы ребенок почувствовал заботу и любовь взрослых к нему. Все эти действия будут способствовать скорейшему выходу ребенка из состояния стресса.

Регулярная физическая активность, продуманный режим дня, полноценное здоровое питание, крепкий сон являются прекрасной профилактикой стресса у детей и повышают возможность легкой и быстрой адаптации.

Методы выхода ребенка из стресса

Главной задачей родителей является своевременное выявление симптомов стрессового состояния ребенка и вывод его из этого состояния. К общим для всех детей признакам стресса относят подавленность, бессонницу, головную боль, тревожность. Эта симптоматика зависит от возраста ребенка. Реже можно заметить индивидуальные симптомы – заикание, выпадение волос.

Определяются два метода выхода ребенка из стресса. Первый метод подразумевает устранение причин стрессового состояния. Второй метод заключается в выработке в сознании малыша некой стратегии борьбы со стрессом.

Если причиной депрессивного расстройства является невыполнение домашнего задания из-за большой загруженности внешкольными занятиями, следует ограничить участие ребенка в кружках или других мероприятиях. Это освободит время для основных занятий и сэкономит энергию ребенка. Причина стресса будет удалена.

Бывает, что причину, от которой возникает стресс у детей, удалить не удается. Тогда после выяснения всех подробностей переживаний ребенка нужно объяснить ему, что не стоит из неприятностей делать трагедию, а из всех сложных ситуаций всегда есть выход.

Родителям следует помнить, что нужно постоянно открыто демонстрировать заботу о малыше, прислушиваться к его мнению и желаниям. Перед тем, как запретить что либо, необходимо доходчиво пояснить ребенку, зачем это нужно. Иначе запрет будет воспринят как давление на его свободу. Очень важно для малыша проводить хорошо продуманные родителями расслабления.

Для этого хорошо подойдет отдых на природе всей семьей или совместный просмотр любимых фильмов. И самое важное для ребенка – это ощущение, что папа и мама всегда рядом, всегда поддержат. Тогда ему не страшны никакие стрессы.

Стресс у ребенка считается физиологическим ответным реагированием, которое сопутствует нервному напряжению. Многие взрослые индивиды ошибочно полагают, что стрессовым воздействиям подвержены исключительно особы старшего возраста. Однако малыши не меньше подвержены отрицательному воздействию стрессогенных условий и переживаний. У детей стрессовые состояния бывают вызваны самостоятельными первыми шагами, зачислением в дошкольное заведение или учебное учреждение, переживаниями, спровоцированными переходом в старший возрастной период и массой прочих факторов. Поскольку все ребятишки индивидуальны, то и стрессовые обстоятельства будут влиять неодинаково на каждого из детей.

Всецело оградить собственных чад от влияния жизненных трудностей невозможно, но исключительно от умного и уравновешенного поведения мам и пап, их спокойного реагирования в различных обстоятельствах зависит уровень интенсивности тревожности или нервозности в определенных условиях. Задачей родителей является обучение малышей верному реагированию на любые трудности, неприятности и разочарования.

Стресс у детей провоцирует незначительные перестройки в его организме, которые способствуют преодолению трансформаций окружающей среды. Подобные перестройки в организме носят временную направленность, после прекращения влияния на кроху окружающих условий, его организм опять настраивается на обычное повседневное функционирование.

Причины стресса у ребенка

Вследствие стремительных перемен в детском поведении можно выявить наличие у них стресса. Стресс делает малышей неуправляемыми, а их поведение неузнаваемым. У них появляется общая слабость и быстрая утомляемость, может возникнуть тошнота и рвотные позывы. Нередко наблюдается повышение температура у ребенка от стресса.

Все причины, провоцирующие стресс в жизни ребенка, условно можно разделить на две категории. К первой категории относятся причины, зависящие от возрастного этапа, на котором находится малыш, и причины, зависящие от обстановки, которая сложилась в его семье. Данные причины необходимо рассматривать в комплексе, поскольку они переплетаются постоянно. Также можно выделить ряд общих для всех малышей факторов, провоцирующих стрессовые состояния, например, развод родителей или смерть близкого, травмы или переезд, применение к ребенку или рождение второго малыша.

Стресс в жизни ребенка играет далеко не последнюю роль и обуславливается возрастным периодом, в котором на данный момент находится ребенок. У ребенка, находящегося в возрастном периоде до двух лет, стрессовое состояние может стать следствием заболевания, разлуки с родителями, даже, кратковременной. Дети остро реагируют на разлуку с матерью.

Стресс у ребенка также могут спровоцировать различные болезни или эмоциональная нестабильность родителей. Малыши остро реагируют на тревожность и переживания собственных родителей.

Для выяснения причины, спровоцировавшей стрессовое состояние у малыша, следует увести его подальше от обстановки дома, например, на прогулку в парк. Отвлечение от привычной обстановки поможет малышу открыться. Также с помощью рисования или некоторых ролевых игр можно преодолеть эмоциональный стресс у детей.

У дошкольников стресс может спровоцировать первое знакомство с новой для него социальной средой. Малыш, выходя за границы семьи, попадает в незнакомую среду, вследствие чего испытывает стресс. Ранее он существовал в атмосфере любви и всеобщего им восхищения. Окружение его составляли только родные люди, которые все внимание безраздельно отдавали ему. А с выходом малыша на детские площадки малышу приходится учиться общаться и взаимодействовать через игровую деятельность с ровесниками.

Но наибольшее количество стресса кроха получает с приходом в дошкольное учреждение, поскольку он без родителей остается впервые, ему приходится продолжительное время находиться с ровесниками при этом, совершенно не имея опыта взаимодействия с ними. Также провоцирующими факторами, вызывающими стресс у детей дошкольного возраста, являются конфликтные ситуации со сверстниками или воспитателями, непривычная обстановка. К другим стрессовым причинам у дошкольников можно отнести просмотр телепередач, содержащих негативную информацию, посещение лечебных учреждений, принуждение соблюдать режим в детском саду, страх одиночества и прочее.

У малышей младшего школьного возраста часто стрессовыми причинами становится напряженное отношение с преподавателями или одноклассниками в учебном заведении, внутриклассовая конкуренция, неуспеваемость. На данном возрастном этапе малыш уже начинает понимать, что он может в чем-то уступать ровесникам. Однако наряду с этим, он еще недостаточно взрослый для понимания того, что это нормально. Вследствие чего у многих младших школьников возникают серьезные стрессовые состояния.

Также наступить стрессовое состояние может в результате наличия внутреннего конфликта, причиной которого может быть раскаяние в совершении плохого поступка, представления себя злым, безнадежным, непутевым или плохим. Просмотры телепередач или роликов в сети интернет, несущих негативную информацию, могут стать факторами, провоцирующими нервозность детей. Малыши этого возрастного периода характеризуются повышенной впечатлительностью, поэтому, услышав сообщения о катаклизмах в природе, военных действиях и др., они начинают сильно переживать.

Стресс у ребенка после садика

От стресса у ребенка также нередко повышается температура.

Стресс у ребенка после больницы

Многие родители жалуются на то, что не могут узнать собственных малышей после посещения больницы. Дети становятся замкнутыми, капризными, плаксивыми, раздражительными. Также у них может наблюдаться нарушения аппетита или расстройство сна. Их поведение разительно меняется. Так проявляется реакция на стресс у детей после попадания в больницу. В лечебных учреждениях незнакомые тети или дяди в чужой обстановке делают ему больно и неприятно с согласия их родителей. Они чувствуют себя обиженными, преданными собственными родителями, а ведь хотя бы детство должно быть радостным и беззаботным.

Большинство родителей, подозревающих у детей наличие сильного эмоционального потрясения затяжного характера, вначале пытаются отвлечь их, развлекают разнообразными увеселительными мероприятиями, такими как поход в кино или на карусели. Однако это не помогает и дети еще сильнее окунаются в собственные переживания.

Как вывести ребенка из стресса в таких случаях? В первую очередь мамы и папы должны понимать, что стресс является естественной реакцией малыша на перемены в его жизни, связанные, например, с больницей или заболеванием. Поэтому для начала малышу нужно обеспечить спокойную обстановку дома, как можно больше проводить с ним времени, заниматься его любимыми делами или играми. Творчество также благотворно влияет на неокрепшую нервную систему крох. Родителям необходимо вести слаженную совместную борьбу с проявлениями стресса и не противоречить друг другу. Последовательное соблюдение распорядка дня и ежедневных процедур, любовь и забота значимых взрослых, понимание и внимание со стороны папы и мамы – вот основные шаги, способствующие быстрому выводу ребенка из стрессового состояния.

Также родителям не следует забывать о том, что профилактика стресса детей должна стоять на одной ступени с их воспитанием и обучением.

Профилактика стресса у детей представляет собой комплекс мер, направленных на повышение адаптивных возможностей малышей. Она включает регулярную физическую активность детей, соблюдение режима дня, гигиену сна и здоровое питание.

Как снять стресс у ребенка

Дети могут окунаться в стрессовые состояния вследствие ощущения со стороны близких давления, они мечтают преуспеть в спорте, учебе и т.д. Малышу еще довольно трудно справляться с факторами, провоцирующими возникновение нервозности и стрессовых состояний, поэтому важной задачей взрослых является помощь в преодолении жизненных трудностей малышей.

Стресс у ребенка и его симптомы заметить можно сразу по изменившемуся поведению собственного чада. Можно выделить общие признаки стрессовых состояний, которые наблюдаются у большинства малышей, и довольно редкие симптомы индивидуального характера. К общим признакам относят головную боль, нарушение сна, повышенную тревожность, нередко агрессивность, подавленность. Общая стрессовая симптоматика может различаться в зависимости от возрастного периода, в котором находится ребенок, и его социального окружения.

Стресс у ребенка и симптомы индивидуального характера могут проявляться выпадением волос, частыми болями в эпигастральной области, заиканием и др.

Стресс для каждого малыша является угрожающим состоянием эмоционального перенапряжения, которое впоследствии отразится на психическом здоровье и физическом самочувствии. Однако последствия стрессового воздействия несут большую опасность. Поэтому первоочередной задачей мам и пап является своевременное обнаружение симптомов детской подавленности.

Как вывести ребенка из стресса? Можно выделить два ключевых метода борьбы со стрессами. Первый метод заключается в устранении причин, провоцирующих тревожные и стрессовые состояния у малышей, а второй – в помощи в выработке позитивных стратегий битвы с подавленностью эмоционального характера.

Действия, направленные на ликвидацию причин, провоцирующих стресс, можно выразить в следующей последовательности поступков со стороны пап и мам. Для начала нужно выяснить все о переживаниях собственного чада и его чувствах. Необходимо постараться создать для малыша доверительную атмосферу. Ему необходимо попытаться доходчиво объяснить, что любые неприятности не являются жизненной трагедией, а представляют собой всего лишь опыт.

Родителям необходимо помнить о том, что собственное чадо следует ценить в любых обстоятельствах и ситуациях. Поэтому родителям рекомендуется демонстрировать открыто заботу о малыше, собственную любовь, дарить ему тепло и не скупиться на объятия. При воспитании малышей нужно учитывать не только собственные желания, но и прислушиваться к мнению и желаниям детей. Если взрослый решил что-то запретить крохе, то следует объяснить ему причину, по которой не следует это делать. В противном случае малыш будет воспринимать такие шаги со стороны родителей в качестве давления на собственную персону. Важным «ликвидатором» стресса является умение родителей воспринимать серьезно все, даже самые незначительные проблемы ребенка. Еще одним так называемым «ликвидатором» стрессовых проявлений является расслабление. Поэтому родителям рекомендуется подобрать для собственного малыша оптимальный для него метод расслабления. Среди способов релаксации можно выделить семейный отдых на природе или просмотр доброго мультика.

В определенных условиях с целью уменьшения стрессовых проявлений необходимо родителям предпринять ряд действий для того чтобы разгрузить малыша. Так, например, если причины стрессового состояния связаны с нехваткой времени у ребенка для выполнения домашнего задания вследствие большого количества внешкольных мероприятий, можно попробовать ограничить число таких мероприятий, занятий или факультативов. Такие действия позволят ребенку высвободить время для выполнения домашнего задания, а также поможет ему сэкономить собственную энергию, которую он впоследствии сможет сконцентрировать на более важных вещах.

Иногда все, что необходимо малышам – это ощущение рядом своих родителей. Папа и мама могут только своим присутствием поспособствовать улучшению самочувствия малыша.

Если малыш совсем маленький можно помочь ему понять собственные эмоции. Многие крохи еще не научились выражать чувства при помощи слов. Умение передавать эмоции посредством слов способствует тому, что ребенок будет реже истерить, выплескивать негатив или .

Каким бы ни был уравновешенным и психически благополучным ребенок, для него это сильный стресс , психическая травма. Вы едете в лифте, и вдруг он сломался. И хотя вы пытаетесь убедить ребенка, что ничего страшного не произошло, у него начинается истерика. А после освобождения он становится слезливым, каким-то “зашуганным” и категорически отказывается входить в лифт.

Многие родители , чей ребенок перенес сильное эмоциональное потрясение, пытаются его отвлечь, придумывают всевозможные увеселительные мероприятия - кино, карусели, подарки. Но ребенок еще сильнее погружается в свои переживания. Родители накладывают табу на травмирующие темы разговоров, ведут себя так, будто ничего не произошло. Но и это не помогает - ребенок не может забыть увиденное и каждую ночь просыпается с криком. Что делать, чтобы вывести ребенка из стресса?

1. Потрясенный ребенок может замкнуться в себе со страшными переживаниями. Поэтому основная задача родителей - его разговорить. Пусть он пересказывает увиденное хоть по сто раз. Психологи, работающие с детьми, перенесшими физическое насилие, считают, что забыть страшный эпизод ребенку не удастся никогда. Задача близких сделать так, чтобы переживание как бы остыло, сгладилось. Но для этого его надо “проработать”, как говорят психологи. Ребенок должен вспомнить все, что он тогда увидел, с самыми страшными подробностями, воссоздать атмосферу, в которой произошло несчастье. Скажем, вспомнить, какого цвета была машина, сбившая собаку, что было надето на нем самом. Вспомните фильмы ужасов про монстров. Закон этого жанра гласит: не показывать в подробностях самого монстра. Страшно только то, что неожиданно, загадочно, чего мы не можем до конца рассмотреть. Если показать монстра крупным планом во всех деталях, он перестанет вызывать страх . То же самое и в реальной жизни. Если ребенок не восстановит в памяти всю картину, то его воображение ее дорисует. А детская фантазия может завести ребенка куда угодно. Не дайте ей разгуляться. Постепенно увиденное потеряет свою остроту, и ребенок успокоится.

2. Практика показывает, что лучше всего выводит ребенка из стресса занятие творчеством. Дайте ребенку краски и бумагу и не ограничивайте его фантазию. Пусть рисует все, что накопилось в душе. Часто психическая травма сама выплескивается на бумагу в виде темных или кровавых пятен и рисунков насилия.

3. В ситуации стресса ребенку, как никогда, необходим эмоциональный контакт с близкими. Замкнувшегося в переживаниях ребенка надо как можно чаще обнимать, прижимать к себе, ласкать, постоянно до него дотрагиваясь. Особенно это касается маленьких детей - 4-5 лет. Но и десятилетним ласка нужна не меньше. Постепенно ребенок в ваших руках станет мягче, его мышцы расслабятся, и он успокоится.

4. Бывают ситуации, когда родители считают, что ребенок слишком мал, чтобы знать правду. Например, малыш остался дома с бабушкой, а у нее - сердечный приступ. Бабушка падает на пол и умирает. Два часа до прихода родителей ребенок проводит с умершей бабушкой. Это переживание тоже надо “отрабатывать”. Не бойтесь взять ребенка на похороны, покажите ему еще раз бабушку. Даже трехлетнему малышу можно объяснить, что случилось. Засевшее же в подсознании переживание обязательно когда-нибудь даст о себе знать в виде невроза.

Как помочь ребенку избавиться от тревоги, преодолеть стресс или отвлечься от какого-то негативного события? Не нужно сразу бежать к психологу! Снять стрессовое состояние могут сами родители — при помощи коррекционных занятий.

Вот 10 несложных, но очень действенных игр, основная цель которых – избавить малыша от беспокойств и неприятных воспоминаний, которые могли быть полученны в садике, в школе, на детской площадке.

1. Попрыгаем от всей души

Ваш ребенок любит прыгать на кровати, а вы его за это ругаете? Очень зря, поскольку такие «прыгалки» позволяют выплеснуть весь негатив и снять напряжение, не оставив стрессу никаких шансов.

Весь секрет в «невесомости», вместе с ощущением полета в мозг передаются положительные импульсы. Поэтому не стоит журить малыша за прыгание, лучше водить его в специально предназначенные для этого места. Например, на батут.

2. Сделаем дни разноцветными

Есть такое понятие, как «жить вчерашним днем» – с детьми такое нередко случается. Они могут подолгу думать о том, что случилось в прошлом, и переносить события в настоящее. Чтобы не позволить ребенку «зависнуть», нужно сделать каждый его сегодняшний день ярким. Распределите по всем дням недели цвета радуги: понедельник – красный, вторник – оранжевый и т.д.

И каждый день акцентируйте внимание малыша на конкретном цвете. Если это, к примеру, четверг, то организуйте всё в зеленом цвете: зеленая одежда, зеленые фрукты/овощи и т.п. Это поможет оживить чувства ребенка и вернуть его в реальность.

3. Снимем маску разминкой

Ученые утверждают: если ребенок получил психологическую травму, и его лицо стало безучастным, то снять такую «застывшую маску» можно с помощью пластической игры. Заинтересуйте малыша лепкой из пластилина, после чего в шутку предложите ему самому «стать пластилином». Суть этой игры заключается в массаже детского личика, вы должны в игривой форме «лепить» из него разные фигурки и разминать щечки. Можно даже вместе погримасничать и строить рожицы – после такого занятия ребенок заметно расслабится.

4. Отпустим негатив в небо или по реке

Любые отрицательные эмоции необходимо отпускать, держать их в себе нельзя. Но от стресса порой избавиться очень сложно даже взрослому человеку, а ребенку это сложнее вдвойне. И самый эффективный способ очиститься от негатива – отпустить его. В этом помогут обычные воздушные шары и бумажные кораблики: шарики запускать в небо, а кораблики пускать по воде. Очень простые способы отвлечься от неприятного события.

5. Сделаем бумажную гирлянду

Случается, что по какой-либо причине малыш замыкается в себе и отказывается от общения с другими детьми. Предложите ему вместе смастерить гирлянду из бумаги – цепочку, фонарики, снежинки или человечков, которые держатся за руки. Раскрасьте их, дайте каждому имя, нарисуйте глазки – придайте поделке какое-то единение. Это поможет застенчивому малышу раскрепоститься и в дальнейшем сблизиться с новыми друзьями.

6. Поищем качества в имени

Данная игра – идеальный вариант психологической защиты личности, благодаря чему ребенок быстрее адаптируется в новой обстановке. Ее суть состоит в том, чтобы малыш написал столбиком свое имя и на каждую букву определил свое качество. Пример: имя ПОЛИНА. П – Прилежная, О – Общительная, Л – Ласковая, И – Искренняя, Н – Надежная, А – Аккуратная. Или имя ЕГОР: Е – Единственный, Г – Гостеприимный, О – Озорной, Р – Решительный. Абсолютно на каждое имя всегда можно найти какое-то хорошее качество.

7. Поиграем с капелькой краски

Еще одна простенькая, но очень полезная игра для расслабления и снятия напряжения. Приготовьте стакан с водой и предложите ребенку капнуть в нее акварельной краской. Капелька начнет растворяться, образуя причудливые узоры. Пусть малыш применит всю свою фантазию и постарается танцем изобразить то, что видит. Например, узор в воде напоминает рыбку, и ребенок должен пластикой показать ее. Очень интересная игра.

8. Прогоним негатив отпечатками

Зачастую замкнутый малыш «закрывается» в себе и боится просто радоваться жизни – пережитый страх ему этого не позволяет. И чтобы помочь ребенку избавиться от тревоги, можно поиграть с ним в отпечатки. Суть игры: в краску окунается пальчик или даже вся ладошка, после чего на бумаге нужно оставить след. Из этого отпечатка малыш должен дорисовать то, что ему подсказывает фантазия: ромашку, мячик, котенка, зонтик и т.д.

9. Поищем ребенка в воображаемом мире

Чтобы «вернуть» малыша из его воображаемого мира в сегодняшний день, попробуйте поиграть с ним в незатейливую, но очень эффективную игру. Правила: вы неожиданно спрашивайте его: «Ты где?», он отвечает: «Я здесь» и описывает, где именно «находится». Не поправляйте его, ребенок должен сам придумать и рассказать о своих ощущениях. К примеру: «Я сижу на зеленой лужайке в красивом платье в горошек и ем сладкий арбуз».

10. Выпустим «пар» активными играми

Абсолютно любой негатив требует выхода, и сделать это можно при помощи громких подвижных игр. И неважно, что это будет: бой подушками, хлопки в ладоши, забивание гвоздей или игра на барабане – важно выпустить «пар». Здесь срабатывает метод «клин клином вышибает», поэтому от отрицательной энергии нужно избавляться радикальными способами. Подойдет любая шумная игра, которую можно провести дома или на природе. Это поможет ребенку обрести душевное равновесие и снять стрессовое состояние.



Новое на сайте

>

Самое популярное