Домой Оториноларингология Разница между технарями и гуманитариями. Что значит Гуманитарий? Что значит Технарь? Методика самоопределения профессионального Дж

Разница между технарями и гуманитариями. Что значит Гуманитарий? Что значит Технарь? Методика самоопределения профессионального Дж

С самого начала времен людям было свойственно разделение на различные группы. Все началось с племен и родовых общин, а дальше пошло-поехало: масоны, мормоны, хиппи и панки, эмо и готы, металлисты, хипстеры и так далее. Причем, чем больше людей, тем больше этих самых групп.

Помимо прочего, есть мнение,что всех людей можно разделить на две большие категории. Гуманитарии и технари . Причем, частенько в интернете вспыхивают холивары на тему "технари против гуманитариев".

Сразу скажем, мы не склонны вешать шаблоны и ярлыки. Ведь для того, чтобы быть гуманитарием, не обязательно любить читать и сочинять стихи, а знание законов физики еще не делает человека технарем. Все гораздо сложнее. К тому же, мир устроен так, что нужны и те, и другие.

Отвечать на вопрос, "кто круче, технари или гуманитарии", это примерно то же самое, что решать, "кто круче, Арнольд Шварценеггер или Сильвестр Сталлоне".

Например, Альберт Эйнштейн, помимо того, что создал Специальную Теорию Относительности, еще и играл на скрипке. Или, помните, как у Солженицына, младший летейнант Наделашин восхищался тем, что заключенные (в основном все инженеры) свободно обсуждают мировые произведения искусства, вместо того, чтобы жаловаться на судьбу.. Но к чему мы это? Собственно к тому, что талантливый человек - талантлив во всем, а разделение людей на гуманитариев и технарей - достаточно условная затея. Которая, тем не менее, имеет место быть. Ведь люди мыслят по разному, и это факт .

Чем же отличается гуманитарий от технаря?

Гуманитарии - дипломаты и хорошие коммуникаторы, они легко идут на контакт и предпочитают выбирать профессию, связанную с общением и взаимодействием с другими людьми. В то время как технари , в силу особенностей своего мышления, ориентированы на решение какой-то конкретной задачи, им гораздо комфортнее сидеть у себя в кабинете и писать код, нежели толпиться на пресс-конференции.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на
В чистом, рафинированном виде, гуманитарный и технический типы встречаются очень редко, Как мы уже сказали, классифицировать людей по типу мышления на гуманитариев и технарей - это слишком грубо. Тем не менее, свои склонности и тип мышления нужно знать. Предлагаем Вам пройти тест на определение своего типа мышления, если Вы его еще не знаете. Гуманитарий Вы или технарь, тест поможет Вам узнать свой тип мышления точнее. А если Вы и так знаете, проверьте, не врет ли тест. Результаты в комментариях приветствуются!

И, напоследок, напоминаем, что если вдруг Вы стопроцентный технарь, а Вам нужно написать реферат по истории, на который ну просто нет никаких сил, Вы всегда можете обратиться за помощью к , всегда готовым оказать Вам помощь. Технари, гуманитарии - мы же все люди, а люди должны помогать друг другу.

Один человек может писать хорошую прозу, стихи, красиво рисовать, но разобраться в устройстве даже сравнительно простого прибора для него – тяжелая задача. А другой при всем желании не срифмует пары строчек, зато с техникой «на ты». Это понятно и естественно, ведь один из них – «гуманитарий», а другой – «технарь».

Человек гуманитарного склада ума при рассмотрении какого-то вопроса, явления в основном обращает внимание на наиболее запоминающиеся, бросающиеся в глаза признаки. Он способен к логическому мышлению, но до определенного предела. При запоминании какой-то новой информации гуманитарий использует такие признаки, как частичное совпадение по нескольким наиболее значимым характеристикам, а иногда и всего лишь по одному наиболее характерному признаку. Второстепенные признаки гуманитарий, как правило, относит к разряду незначительных мелочей, и поэтому не уделяет им должного внимания.

Именно поэтому ярко выраженному гуманитарию трудно добиться успеха в таких сугубо технических дисциплинах, например, таких, как физика, математика, химия и т.п. Ведь там необходимо тщательно учитывать абсолютно всю известную информацию, вплоть до самой незначительной.

Как мыслит человек-«технарь»

Для ярко выраженного «технаря» сама мысль, что можно пренебречь какой-то информацией, просто потому что она не слишком значима, практически невозможна. Разумеется, человек с техническим складом мышления тоже умеет отличать главное от второстепенного, но он рассматривает и учитывает абсолютно все, вплоть до мелочей. Пытаясь разобраться в чем-то новом или запомнить какую-то информацию, «технарь» не может ограничиться формальным совпадением некоторых наиболее значимых признаков, как это сделал бы гуманитарий. Он обязательно проверит, совпадают ли и второстепенные признаки, и только после этого запомнит информацию или сделает вывод. Один-единственный факт, признак, выбивающийся из общего ряда, заставит технаря заново все проверить и обдумать.

Технарь может показаться слишком дотошным, медлительным (особенно с точки зрения гуманитария). Но это всего лишь естественное следствие особенностей его мышления и поведения.

Поэтому извечный спор, кто важнее – «физики» или «лирики» (то есть, технари и гуманитарии) не имеет смысла. В жизни одинаково важны и те, и другие.

Гуманитарии или технари - спор, который уже очень долгое время не угасает в обществе. Многие люди так и не определили, к какому типу они относятся, но, помимо этого, всегда возникал вопрос: «кто, все-таки, лучше?». Кому легче устроиться на работу, кто умнее и талантливее?

Если подойти к этому вопросу с научной точки зрения - эти вопросы нельзя назвать корректными. Ученики школ часто путают отрасли знаний, которые относятся к гуманитарным наукам, например: биология. А, если речь идет о творческих предрасположенностях - это техническая или гуманитарная группа? Ведь творческих специальностей очень много: писатели, архитекторы. Сегодня мы попробуем разобраться в этих вопросах.

Гуманитарии

Понятие «гуманитарий» дословно означает «вольный, человечный, душевный». Этим словом обозначают те науки, которые имеют тесную взаимосвязь с творчеством и искусством. К ним можно отнести философию, психологию, конфликтологию, литературу, журналистику. Издавна принято считать, что люди, которые обладают предрасположенностью к языкам, умеют выступать перед публикой и увлекаются литературой, обладают гуманитарным складом ума и повышенной чувствительностью. Такие люди не «дружат» с точными науками, они видят мир как романтики - мечтая и фантазируя.

Технари

Люди, которые имеют технический склад ума, считаются более активными, приземленными и энергичными. Они ставят перед собой цель и уверенно идут к ней. Обладая последовательным, логическим мышлением, такие люди решают любые задачи более четко и системно. К техническим наукам можно отнести математику, физику, информатику.

В чем же отличие?

Отличить человека с гуманитарным складом ума от человека с техническим довольно просто - существует несколько критериев:

Цветовые предпочтения;

Способы запоминания и хранения информации в памяти;

Поведение на людях, в узком кругу, в семье;

Поставленные цели;

Жизненные ценности.

Целями и задачами технарей будут: оптимизация процессов, поиск формул и алгоритмов для решения задач. Для гуманитариев же - получение обширных знаний о том предмете, который они изучают. Если технари умеют конкретизировать и урезать информацию, строить логические цепочки, то гуманитарии пользуются яркими аналогиями, при этом применяя память.

Кто умнее?

Большинство людей говорят, что умственные способности математиков выше, чем у представителей гуманитарного склада ума, но это утверждение толком необоснованно. На самом деле, каждый гуманитарий сможет легко изучить любую из технических профессий - все благодаря тому, что у людей с гуманитарным складом ума очень хорошая память. Маловероятно, что технарь сможет справиться с освоением гуманитарной профессии, но из любого правила, как мы знаем, бывают свои исключения.

Если задать технарю любой вопрос - он ответит конкретно и по факту, в то время как гуманитарий начнет очень долгий и красивый рассказ о высоком, при этом размышляя и ставя в пример известных личностей.

Что касается трудоустройства на работу, технарю устроиться гораздо легче, так как для оценки его способностей не нужно много времени. А вот для оценки познаний и навыков гуманитария потребуется больше времени: ведь никто не знает, когда он раскроется полностью.

Выбор дальнейшей профессии стоит перед каждым школьником. Сегодня система образования подразумевает, что в определенный момент ваш ребенок должен четко понимать профиль своего дальнейшего обучения.

Практически с младших классов заботливые родители пытаются помочь своим детям раскрыть способности и таланты. Стоит признать, что бывает достаточно трудно дать совет своему ребенку. В таких ситуациях определиться помогает тип мышления.

Преподаватели, обучающие ребенка, знакомы с его талантами. Для них не составит труда подсказать гуманитарий он или технарь. Так что же означают данные понятия?

Сегодня в обществе существуют примерные разделения. Например, если ваш ребенок отдает предпочтение точным наукам, таким как математика, физика, то он технарь. А если у него развивается интерес к языкам, изучению художественной или исторической литературы – гуманитарий. Но на практике, все не так-то просто, поскольку встречаются дети со смешанным типом.

Интересно, что можно определить склад ума ребенка по определенным критериям: манера запоминания информации, признании в социуме, жизненным ценностям и целям.

Человек-технарь

Детей с техническим мышлением отличает энергичность, настойчивость и целенаправленность. Их мозг работает с большой скоростью и четкостью. Еще в школе, у них проявляется склонность к алгебре, геометрии и физике, такой ребенок может поладить с любой техникой.

Но, несмотря на свою активность, технари не любят живое общение. Новые открытия, изобретения, след в истории – это участь технарей. Люди с техническим складом ума в своей работе сталкиваются с каким-либо материалом, оборудованием, точными науками.

На практике, это профессионалы своего дела. У человека-технаря всегда все четко и по плану , никаких сторонних размышлений быть не может. Телефоны, компьютеры, автомобили, дома и сооружения – то, без чего мы не мыслим нашу жизнь, заслуга этих людей.

Человек-гуманитарий

Учеными давно определено, что склонность ребенка к различным наукам можно выявить еще с раннего детства. О гуманитарном типе мышления может говорить сильно выраженное тактильное и обонятельное чутье. Среди множества увлечений такие дети отдают предпочтение рисованию или рукоделию.

Основные черты характера гуманитария:

  • коммуникабельность
  • интерес к искусству, традициям, истории, философии
  • желание постоянно развиваться и совершенствоваться

Можно назвать целый ряд общественных наук – лингвистика, филология, юриспруденция, политология. Человек – гуманитарий прекрасно в них разбирается, так как благодаря типу мышления способен владеть языком слов и букв

Дети, которые прекрасно адаптируются в социуме, смело могут найти для себя соответствующую профессию.

Способности и интересы

Говоря о выборе профессии, необходимо учитывать не только возможности ребенка, но и его интересы , склонности. В действительности, это различные вещи. Часто случается так, что ребенку может быть очень нравится определенная школьная дисциплина, но он ее до конца не понимает и не во всем разбирается.

Или наоборот, преподаватель не вызвал у школьника интерес к своему предмету, поэтому ребенок не хочет разбираться в “неинтересном” материале.

Не стоит судить ребенка, опираясь только лишь на школьные оценки. Если мы попытаемся составить соотношение интересов и способностей, то получим различные варианты.

Первый : интересно направление и присутствуют способности – идеальный вариант, который не подразумевает размышлений о выборе профессии. Второй : ребенок не проявляет интерес к направлению, но обладает четко выраженными способностями. Тут стоит задуматься, почему ребенок не хочет заниматься в этой сфере. Быть может проблема в том, что преподавать не разбудил интерес к дисциплине? Или же ребенку просто интересно что-то другое?

Третий: интересно направление, но нет особых способностей. Подумайте, стоит ли в данном случае развивать того, чего нет? Или же просто не было возможности себя проявить? Четвертый: нет интереса к направлению и нет способностей. Здесь все просто – задумайтесь о других направлениях.

И пятый : если присутствует средний интерес как гуманитарным, так и к техническим наукам, обратите внимание на другие направления, например, творческие.

Важно, чтобы именно за ребенком оставалось последнее слово. Это его выбор, и только его. И не нужно ему мешать, даже если вдруг он решит сменить направление.

Помощь родителей и преподавателей заключается только в том, чтобы предоставить ребенку полную информацию обо всех возможных сферах знаний. А уже определиться с областью поможет психологическое тестирование, своего рода профориентационное.

Современная система образования подразумевает, что школьники в какой-то момент должны четко определиться с профилем своего дальнейшего обучения. И чуть не с младших классов прозорливые мамы и папы начинают навешивать на детей ярлыки «гуманитарий» или «технарь». О том, почему не нужно поддаваться общему стремлению обязательно приписать ребенка к тем или другим, рассказывает психолог Татьяна Никитина.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

«Вовка-то наш - чистый технарь. Смотри, как быстро он с новым фотоаппаратом без инструкции разобрался! И пылесос бабушке сам починил!».

«Полине светит дорога только в гуманитарный вуз - она в математике полный ноль, в элементарных примерах ошибается, зато читать любит».

Знакомые и даже заезженные реплики, не правда ли? При этом такие безобидные на первый взгляд шаблоны могут быть очень опасными для ребенка и его будущего. Особенно если бесконечно тиражировать их в присутствии самого «гуманитария» или «технаря».

Однажды промозглым мартовским днем девятиклассник Никита («прирождённый гуманитарий») вернулся домой из школы. В свои четырнадцать он говорил на трёх языках и уже во второй раз перечитывал романы Ремарка. Никита с порога заявил родителям:

Сегодня у нас в классе проводили профориентацию. В тесте были шкалы «технарь» и «гуманитарий». Так вот, по шкале «технарь» у меня вышло больше баллов, чем по шкале «гуманитарий». Психолог сказала, что я мог бы стать успешным изобретателем.

Она еще много чего мне говорила… О разных профессиях и специальностях; о таких, про которые я даже никогда не думал. Почему вы всегда называли меня гуманитарием?

Мама тоном, означавшим мгновенное окончание разговора, парировала:

Потому что у тебя по алгебре-геометрии тройки с минусом, а по истории, литературе и языкам пятерки, которые даются тебе без усилий.

Тем не менее на следующий день Никита заявил родителям, что в намеченный иняз поступать не будет, потому что «…мне это скучно, и я всегда это чувствовал, только вам боялся сказать». Состоявшийся в итоге на день позже спор окончился ссорой и скандалом. После него растерянная мама Никиты бросилась звонить подругам, чтобы выяснить, как же ее сын («прирожденный гуманитарий») вдруг оказался «технарем»? А может, психологи ошиблись?! И если всё-таки нет, то как теперь быть: менять выбранное направление и настраиваться на другой вуз или же постараться убедить сына, что свою «техническую жилку» он сможет применить и будучи переводчиком-синхронистом?

Если вдруг для кого-то это важно, история Никиты и его семьи абсолютно реальная, и даже имена (вопреки расхожей практике) не изменены. Но гораздо важнее, конечно, выводы, которые можно и нужно сделать из этой истории.

В семье заметили, что Никита с детства обожает читать, и другие гуманитарные навыки тоже даются ему легко. Родители тут же (еще в младших классах) «записали» мальчика в гуманитарии. Ярлык прочно прилип: гуманитарными способностями мальчика восхищались родственники и учителя в гимназии, на будущее рассматривались профессии только из гуманитарной сферы. При этом плохие оценки по математике и физике родителей не волновали. Еще бы: их сын «гуманитарий», зачем требовать от него невозможное? Все выглядело на первый взгляд логично, но в итоге привело к коллапсу. Главная проблема в уповании на архаичное и вредное деление технарь/гуманитарий. Есть как минимум пять причин о нем забыть.

1. Мир - не чёрно-белый

Чистых «гуманитариев» и «технарей» в природе столь же мало, как и чистых правшей и левшей. Ведущая правая рука вовсе не означает, что ведущими будут и правая нога, и правый глаз, а значит, вы уже не чистый правша. Точно так же умение быстро считать в уме не всегда предполагает, что этот человек с таким же успехом понимает технические чертежи или совсем не разбирается в литературе. С другой стороны, школьник может с трудом складывать и вычитать в уме в пределах двадцати, но блестяще решать сложнейшие геометрические задачи. Это связано с особенностями развития тех или иных зон человеческого мозга каждого конкретного человека.

Безусловно, в мире есть люди, которых можно однозначно отнести к одной из категорий. Однако делать подобные выводы относительно детей все-таки не стоит. Практика показывает, что у многих школьников неплохо развиты как технические, так и гуманитарные навыки. Более того, различные зоны мозга у подростков развиваются неравномерно, поэтому не удивляйтесь, если ваш «гуманитарий» вдруг ударится в математику.

2. Больше, чем двоичный код

Кроме технического и гуманитарного направлений, существует, например, и естественнонаучное. Застряв в дилемме «гуманитарий/технарь», можно упустить момент для развития естественнонаучных навыков. К тому же сейчас активнее всего развиваются междисциплинарные направления, которые находятся на стыке наук. Куда зачислить экономистов и социологов, архитекторов и технических дизайнеров?

Почти все знакомые удивляются, когда я рассказываю, что на абсолютно гуманитарный на первый взгляд факультет психологии МГУ в мои годы решающим экзаменом была математика. После нее отсеивалось до 70% абитуриентов; а уже потом в университете мы изучали высшую математику, теорию вероятности и статистику.

3. Роль личности в истории (и других предметах)

Огромную роль (а иногда и решающую) в развитии заложенных природой способностей играют педагоги. Талантливый педагог может разбудить в ученике способности, о которых тот даже и не подозревал. Но известны, к сожалению, и обратные примеры, когда новый учитель умудрялся не только отбить интерес к любимому предмету, но и даже вызвать отвращение к нему.

Это очень тонкий момент: родителям нужно понять и почувствовать, когда недовольство учителем - это стандартная защитная реакция подростка, у которого что-то не выходит; а когда справедливый упрек и уместное разочарование. К сожалению, повлиять на конкретного учителя зачастую практически невозможно, поэтому проблема решается усилиями родителей и/или поиском грамотного (ключевое слово) репетитора. Причем решается иногда буквально за один-два месяца.

4. Ваши ожидания - его проблемы

Называя своего ребенка «гуманитарием» или же «технарем», родители, сами того не подозревая, оказывают на него перманентное давление. Чуткие дети улавливают «чего хочет папа» или «о чем мечтает мама» и, стараясь им угодить, нередко делают неверный выбор, предпочитая одно направление другому. Кроме неизбежных психологических проблем в будущем, это еще и ограничивает развитие личных талантов ребенка в настоящем.

5. Способности и интересы

Рассуждая о выборе направления, очень важно учитывать не только способности ребенка, но и его интересы. Это действительно разные вещи. Часто бывает, что школьнику очень нравится какой-то предмет, даже если он не до конца его понимает и у него далеко не все получается. Или же наоборот - учитель не смог заинтересовать предметом, и школьник не хочет прилагать усилий, чтобы разобраться в «неинтересном» материале. Огромная ошибка судить о гуманитарной или технической направленности, оперируя только лишь школьными оценками.

Если соотнести интересы и способности, мы получим несколько различных сценариев.

  1. Сфера интересна и способности развиты - идеальный вариант, можно смело думать о профессиональном развитии в данном направлении.
  2. Сфера неинтересна, но есть к ней есть способности. Здесь задача родителей задуматься, почему эта сфера ребенку неинтересна. Не повезло с педагогами? Нет представления о всем спектре специальностей, входящих в эту сферу? Или же больший интерес к другой сфере?
  3. Сфера интересна, но способности недостаточно развиты. Например, ребенка влечет к конструированию, а вот его способности по пространственному анализу явно не дотягивают до необходимого уровня. В этом случае имеет смысл либо больше заниматься, либо же обратить внимание на междисциплинарные области знаний.
  4. Сфера неинтересна, способностей в ней тоже нет. В этом случае все просто - нужно рассматривать другие сферы.
  5. По направлениям «гуманитарий» и «технарь» как интерес, так и способности средние. Это прежде всего знак того, что «свое» направление нужно искать в других сферах - естественнонаучной, творческой и других.

Очень важно понимать, что ответственность за свой выбор направления (гуманитарного, технического, естественнонаучного) должен нести ребенок и только ребенок. И ни в коем случае не стоит ему мешать, если он «вдруг» захочет это направление сменить. Всегда лучше сделать это в подростковом возрасте, а не бросив ВУЗ на 4 курсе или, что еще хуже, осознав в 40 лет, что всю жизнь занимался не тем. Важно дать ребенку определиться самому, сделать собственный выбор и нести за него ответственность.

Задача родителей при этом - дать ребенку как можно более полную информацию обо всех существующих областях знаний, а также типах профессий и специальностей. Помочь ребенку с выбором направления может профессиональное комплексное психологическое тестирование (профориентационное). Оно позволяет оценить и интересы, и успешность в решении задач. Кроме этого, оно может пробудить реальный интерес к профессиональной самореализации и, что очень важно, ощущение ответственности за свой выбор. Только очень прошу вас: не надо называть профориентационным тестированием веселые развлекательные тесты в интернете.



Новое на сайте

>

Самое популярное