Представьте: переехав в другой город или район, вы оказываетесь перед необходимостью выбирать новую стоматологическую клинику. Как понять, что врач, которому вы планируете доверить лечение зубов - действительно грамотный специалист?
Вместе с мы разобрались, по каким признакам проще всего отличить плохого стоматолога. Запомните эти восемь вещей: они сберегут вам немало времени и здоровья.
1. Цепляется за прошлое
Верность традициям и старой проверенной школе - это по-своему хорошо. Но только не тогда, когда речь идет о лечении зубов. Хороший стоматолог никогда не станет цепляться за «проверенные временем», но устаревшие способы.
Правильный врач будет охотно использовать передовые методы. Например, дентальный микроскоп, компьютерный дентальный томограф, цифровое сканирование при протезировании с помощью ручной оптической видеокамеры или компьютерное , которое позволяет увидеть результат еще до начала лечения.
2. Ограничивается визуальным осмотром и тут же предлагает начать лечение
Вы оказались в кресле и не успели еще открыть рот, как доктор сообщает, что ему уже все понятно. Оговоримся: иногда и правда уместно делать некоторые выводы после визуального осмотра. Но далеко не всегда.
Скажем, пациент пришел с жалобой на боль в челюсти, отдающую в голову. Если доктор отказывается сделать рентген и все видит невооруженным глазом, стоит крепко призадуматься. Без должной диагностики попросту невозможно поставить правильный диагноз. А вот упустить серьезную проблему - запросто.
3. Даже не пытается спасти зуб
Если врач настойчиво предлагает избавиться от зуба, но не может связно объяснить свое решение, это повод насторожиться. Грамотный стоматолог знает: удаление зуба - крайняя мера. Идут на нее лишь в тех случаях, когда действительно ничего другого не остается.
Если же доктор не удосуживается провести дополнительные исследования, например, сделать снимок, нужно приготовиться сменить врача. Хороший стоматолог приложит максимум усилий, чтобы сохранить пациенту зуб. обращаться с полостью рта.
4. Не может объяснить суть простыми словами
Неподготовленный человек вряд ли сходу разберется в премудростях медицинских терминов. Поэтому хороший стоматолог руководствуется здравым смыслом и старается растолковать суть проблемы простыми словами. Это позволяет не только сэкономить время, но и наиболее полно объяснить человеку, что к чему. Компетентный доктор говорит просто.
А вот если врач бросается непонятными словами, увиливает от ответов на вопросы и пытается запутать с помощью сложных терминов, будьте начеку. Не исключено, что подобным поведением он пытается замаскировать свою некомпетентность или запутать и запугать пациента.
5. Утверждает, что боль - это всегда нормально
Иногда врач сообщает, что во время процедуры обязательно будет больно. Это якобы абсолютно нормально и ради лечения можно потерпеть.
Соглашаться с этим не стоит. Времена, когда лечение зубов могло быть болезненным, давно прошли. Сегодня есть возможность использовать широкий спектр разнообразных обезболивающих, и хороший стоматолог без проблем подберет подходящий препарат.
Еще один приятный момент. Если человек не только боится боли, но очень сильно нервничает в кресле стоматолога, можно провести лечение под седацией, то есть во сне. Этот метод предполагает состояние дремоты, при котором пациент абсолютно ничего не чувствует.
Один из главных плюсов лечения зубов во сне - возможность выполнить большой объем работы за один раз.
6. Не показывает портфолио
Ничто не свидетельствует о профессионализме стоматолога лучше, чем результаты ранее успешно проделанной работы. Компетентный специалист будет активно собирать и обновлять портфолио, охотно делиться им с пациентами.
А вот если у врача нет примеров работ, либо копилка достижений очень скромная и давно не обновлялась, это должно настораживать.
7. Свободен в любое время
8. Зациклен на деньгах
И еще один немаловажный пункт. Врач перечислил обнаруженные им проблемы, но вместо того, чтобы обсуждать схему лечения, с горящими глазами хватается за калькулятор. Если доктор только и делает, что говорит о деньгах, возможно, имеет смысл еще раз подумать о выборе врача.
Компетентный специалист в первую очередь сосредоточится на проблеме пациента и предстоящем лечении. А решение финансовых вопросов оставит административному персоналу.
Больные зубы не угрожают жизни. Однако их лечение - хлопотное дело, да и стоит дорого. Поэтому учитесь беречь зубы смолоду. Стоматологические заболевания чаще всего начинаются ещё в детстве. Затем неуклонно прогрессируют и со временем приводят к необратимому поражению зубов, боли и дискомфорту. Если процесс не остановить, зуб разрушается окончательно.
2 109912
Фотогалерея: Учитесь беречь зубы смолоду
Не все знают, что причина этих неприятных явлений - зубной на-лёт. Это специфическое образо-вание на поверхности зуба, обра-зованное в результате скопления и роста микроорганизмов. Налёт прикреплён к поверхности зуба, его невозможно смыть водой. Бактерии зубного налёта пре-вращают сахар и остатки пищи в полости рта в кислоты, которые растворяют эмаль зубов. В ре-зультате начинается кариес. Кро-ме того, выделяемые бактериями токсичные вещества вызывают воспаление дёсен (гингивит), их кровоточивость. Воспаление мо-жет распространиться на челюст-ные кости и связку, удерживаю-щую зубы в зубной лунке. Зубы теряют устойчивость, начинают шататься.
Как избежать этих неприятных явлений?
Чтобы уберечь зубы смолоду, чистить их надо 2 раза в день: утром (после завтрака) и ве-чером, так как во время сна защит-ные свойства слюны снижаются. Предпочтение отдавайте зубным щёткамиз искусственной щети-ны (нейлона) средней или мягкой жёсткости. Синтетическое волокно может быть заданной жёсткости и упругости, концы его закруглены и не травмируют слизистую оболоч-ку десны. Кроме того, искусствен-ные щётки более гигиеничны, чем щётки из натуральной щетины. Покупайте только те зубные щётки, которые имеют удостове-рение о гигиенической регистра-ции. Зуб-ная щётка должна продаваться в герметичной упаковке, на которой указано её название, степень жёсткости щетины, размещена инфор-мация о фирме изготовителе. Новую зубную щётку необхо-димо хорошо промыть тёплой про-точной водой. Но не следует обра-батывать её кипятком, это портит искусственную щетину!
Размер зубной щётки подбира-ется для каждого человека инди-видуально. Рабочая часть должна быть размером около 2-3 диаме-тров коронок зубов: это позволит без проблем вычистить трудно-доступные участки. Взрослым подходит головка щётки длиной 22-28 мм, детям - около 20 мм. Пучки щетины должны распола-гаться достаточно редко. Форма зубной щётки не влияет на эффек-тивность чистки. Менять зубную щётку следует каждые 2-2,5 меся-ца, хранить чисто вымытой, в ста-кане, головкой вверх. Детская щётка должна быть мягкой, с маленькой, короткой головкой. Оригинальная форма и яркий цвет щётки помогут сделать чистку зубов весёлой и привлека-тельной для детей.
Зубные пасты.
Паста обычно состоит из антисептика, поверхностно-активных веществ, абра-зивного наполнителя, отдушки и связующих компонентов. В пасту могут вводить и лечебно-профилактические до-бавки. В зависимости от того, вве-дены они или нет, пасты разделя-ют на гигиенические и лечебно-профилактические.
Зубные пастытакже должны отвечать специальным требова-ниям. Они должны быть безвред-ными, обладать полирующими и очищающими свойствами. Также они должны иметь приятный вид, вкус и запах. Обладать охлаждающим и дезинфицирую-щим эффектом, оказывать лечебно-профилактический эффект. На-учно доказана важная роль фтора в профилактике стоматологичес-ких заболеваний. Поэтому предпо-чтение следует отдавать фторсодержащим зубным пастам . Фториды - химические соединения, которые в специально по-добранных дозировках снижают риск возникновения кариеса. Они должны способствовать укреплению эмали, повышать её устойчивость к разрушительному воздействию кислот. Еще фториды препятствуют размножению микроорганизмов, не дают им прикрепляться к поверхности зуба, угнетая их размножение. Тем самым предотвращая появление зубного налёта. Выбирая фторсодержащую зубную пасту, убедитесь, что упаковка герметически запаяна и срок годности не истёк.
Учась беречь зубы смолоду, помните, что гигиенические зубные пасты предназначаются только для освежения и очи-щения ротовой полости. Как правило, лечебно-профилактическая зуб-ная паста должна содержать биологически активные добавки: настои и эк-стракты лекарственных растений, микроэлементы, витамины, соли. В зависимости от того, какие биологически активные вещества входят в их состав, зубные пасты можно разделить на 5 групп:
Противокариозные пасты;
Солевые пасты;
Противокариозные пасты способствуют укреплению минеральных тканей зубов и не допускают об-разование зубного налёта. Такой эффект достигается за счёт введе-ния в их состав соединений кальция, фосфора и фтора. Зубные пасты «Blend-a-med Complete» и «Blend-a-med Mineral Action» помогают надёжно защи-тить зубы от кариеса благодаря активному фтору в системе «Флуористат». За 1 минуту чистки они обеспечивают зубы таким количе-ством свободного фтора, как дру-гие зубные пасты - за 10 минут. «Dentavit Q10» содержит коэнзим Q10, оказывающий оздоравливающий эффект на дёсны, а активный фтор в её составе защищает зубы от кариеса. Зубные пасты «Lacalut sensitive» и «Colgate sensitive» при-меняют, если у вас повышенная чувствительность зубной эмали к внеш-ним раздражителям. Их следует выбрать, если у вас болевая реак-ция на холодное, горячее, кислое, сладкое.
Солевые зубные пасты со-держат различные минеральные компоненты. Минералы способны улучшать кровообращение, стимулировать обменные процессы в дёснах и слизистой оболочке рта, вызы-вать усиленный отток тканевой жидкости из воспалённых десен. Солевые зубные пасты славятся обезболивающим эффектом, препятствуют образова-нию мягкого зубного налёта.
Зубные пасты с содержанием различных биологически актив-ных добавок обладают заживляющим и противо-воспалительным действием. Их применяют для лечения пародонтита, гингивита и других заболеваний слизистой оболочки полости рта.
Ферментосодержащие зубные пасты хорошо очищают зубную эмаль. Они растворя-ют никотиновый налёт, мягкий зубной налёт, а также удаляют остатки пищи между зубов. Такие пасты специалисты рекомендуют применять для лечения слизистой оболочки поло-сти рта и заболеваний пародонта при их обострениях. Недавно в продаже появились безабразивные чистящие средства и гелеобразные прозрачные зуб-ные пасты. Особенно эффективны гелевые зубные пасты для восстановления эмали.
Подбирать зубную пасту для ребёнка должен врач стоматолог с учётом возраста и состояния зу-бов. Детям дошкольного возраста лучше пользоваться слабо пенящимися пастами. Детские зубные пасты «Витоша F», «Putzi», «Дpaкоша» содержат кальций и соеди-нения фтора, которые укрепляют зубную эмаль. Содержание фто-ра в детских зубных пастах в 2-3 раза меньше, чем в пастах, пред-назначенных для взрослых. Это гарантирует безопасность малыша в случае, если он нечаянно проглотит какое-то количество пасты во время чистки зубов.
Другие средства профилактики.
Зубные нити применяются для снятия зубного налёта с кон-тактных поверхностей зубов. Для этих же целей применяются и зу-бочистки. В последние годы медики активно исследовали влияние жева-тельной резинки на заболеваемость зубов и дёсен. Учёные доказали: жевательная резинка уменьшает количество отложений на зубах. Если ввести в её состав лечебно-профилактические добавки, она мо-жет оказывать профилактическое действие. «Жвачка» увеличивает скорость слюноотделения в 3-10 раз. Нейтрализует действие кислоты в полости рта. Способствует проник-новению слюны в труднодоступные промежутки между зубами. Помо-гает удалить оттуда остатки пищи. Однако следует помнить: жеватель-ная резинка не может заменить ре-гулярную чистку зубов.
Основное назначение зубных эликсиров - дезодорация полости рта. Они применяются для полоска-ния после чистки зубов или после еды. Если ввести в состав эликсиров лечебно-профилактические добавки, то это позволит использовать их в каче-стве дополнительных профилакти-ческих средств.
Правильное питание.
Соединения фтора попадают в организм с водой и пищей. Например, с чаем, минеральной водой, морской ка-пустой, морской рыбой. Но этого недостаточно. Для восполнения запасов фтористых соединений необходимо употреблять фторированную соль, фторсодержащие ле-карственные препараты и зубные пасты. Для профилактики стома-тологических заболеваний важно соблюдать определённые правила питания. В промежутках между основными приёмами пищи не сле-дует употреблять продукты с высо-ким содержанием сахара. Особенно леденцы и мучные изделия (печенье, сухари, пирожные), остатки которых долго сохраняются на зубах. Постоянное присутствие сахара во рту стимули-рует выработку микроорганизмами кислоты, которая постепенно разрушает эмаль. Упо-требление сладких газированных напитков, сладостей чаще пяти раз в день на 40 % повышает риск забо-левания кариесом.
Чтобы иметь красивую белоснежную улыбку, соблюдайте следующие правила:
Вместо сладостей ешьте больше сырых фруктов, овощей, орехов;
Тщательно разжёвывайте твёрдые сырые овощи. Например, морковь и сельдерей;
Вместо нектаров или шипучих напитков с высоким содержанием сахара пейте несладкие напитки, натуральные соки, частично обезжиренное молоко;
Употребляйте в пищу молочные продукты и зелёные овощи. Они содержат кальций, который укрепляет твёрдые ткани зубов;
Используйте фторсодержащие зубные пасты;
Чистите зубы два раза в день, при этом соблюдайте правильную технику; хотя бы раз в день пользуйтесь зубной нитью, применяйте зубочистки;
Ополаскивайте рот водой или зубным эликсиром после каждого приёма пищи;
Посещайте стоматолога два раза в год. Врач даст рекомендации по гигиене полости рта, своевременно выявит возникшие проблемы;
Соблюдая эти нехитрые правила гигиены, вы убережете свои зубы здоровыми и красивыми. А также не забудьте научить правильно ухаживать за зубами и полостью рта своих детей.
Как известно, зубы положено чистить два раза в день. Обычно наша забота о зубах на этом и ограничивается. Только этого не достаточно, если вы хотите, чтобы зубы были крепкими и здоровыми. Необходимый минимум для сохранения зубов - правильный уход за ними плюс ограничение сладостей и включение жесткой пищи в рацион. А если зуб уже разболелся, то до того, как попадете на прием к врачу, попробуйте снять зубную боль народными средствами. После этого обязательно обратитесь к стоматологу: больной зуб - не насморк, сам не пройдет.Как снять зубную боль
Точечный массаж
Для снятия боли в нижнем зубе надавливайте на точку, которая находится на 1 см ниже от мочки уха и в начале нижечелюстной кости (немного кнаружи). Несколько раз надавите на точку за мочкой уха, в углублении, там, где начинается черепная кость и заканчивается нижняя челюсть.
Правильное питание - залог здоровых зубов
Если вам удалили зуб
Почему портятся зубы?
По состоянию зубов можно многое узнать о человеке. Если у вас зубы здоровые, белые и ровные, то это значит, что вы получаете защиту и опору от родителей и других предков, создавая тем самым крепкий фундамент для вашего вашего развития. Если проблем с зубами нет, то вы имеете вполне определенные жизненные цели и можете уверенно и спокойно достигать их в своей жизни, на пути к ним не должно возникнуть никаких проблем и неразрешимых препятствий. Вы уверенно справитесь с любой проблемой.
Рассмотрим ситуацию - вы собираетесь в гости вместе с ребенком. Бывает, что предыдущий опыт посещения друзей был для вас не слишком удачный, и вы волнуетесь за этот. Давайте поговорим, как можно подготовить ребенка к визиту в гости!
К 2,5-3 годам у ребенка обычно прорезываются все 20 молочных зубов. Они имеют тонкий слой эмали, и без должного ухода легко портятся. Кариес - самая распространенная зубная болезнь, когда поражается коронка зуба, в эмали образуется полость, и если ее не вылечить, то поражается нерв и возникает зубная боль. К сожалению, это заболевание встречается и у двух- и трехлетних малышей - в молочных зубках вполне возможно развитие кариеса.
Чтобы предотвратить появление кариеса, постарайтесь каждый день осматривать зубки ребенка. При каких-либо изменениях цвета эмали, появлении налета немедленно проконсультируйтесь с детским стоматологом! Профилактически ребенка необходимо показывать стоматологу не реже 1 раза в полгода. В возрасте 2-3 лет стоматолог проводит профессиональную чистку зубов, при необходимости покрывает их фторсодержащим составом.
Если специалист заметит начинающийся кариес (поначалу он представляет собой белое пятнышко на эмали), то возможно замедлить развитие полости процедурой реминерализации эмали. Если полость уже возникла, то кариес обязательно нужно лечить.
Современные стоматологические кабинеты позволяют превратить лечение в безболезненную процедуру, отвлечь ребенка во время лечебных манипуляций. Однако родителям следует соблюдать некоторые правила посещения стоматолога. Во-первых, поход к зубному врачу лучше всего совершить в утренние часы. Во-вторых, ребенок должен быть полностью здоров и спокоен. В-третьих, не нужно «готовить» ребенка, объясняя ему, что его ожидает, - врач сам найдет нужные слова; можно, разве что, сказать малышу, что его ведут к доктору чистить зубки - это делают все, и мама, и папа. И, наконец, не используйте слова: «Не больно», «Не страшно» - они только вызовут беспокойство у ребенка.
Что же вызывает кариес? Непосредственная причина - это гниение застрявших остатков пищи между зубами. В образующемся при этом налете содержится огромное количество микроорганизмов, которые выделяют в процессе жизнедеятельности молочную кислоту, разрушающую эмаль. В условиях все ухудшающейся экологии, в нашей воде и пище содержится недостаточное количество минеральных солей, которые делают эмаль прочной, - фтора, кальция. Поэтому слабая эмаль разрушается быстро. Положение усугубляется, если ребенок любит сладкое, и привык съедать между приемами пищи печенье или конфетку. Сахар приклеивает налет к зубам, как клей, и разрушение эмали происходит еще быстрее.
Первое средство для профилактики кариеса и сохранения зубов - это гигиена полости рта. Молочные зубы необходимо чистить практически с момента их появления. До 2 лет взрослый сам чистит ребенку зубы специальными силиконовыми щетками. Уже двухлетнего малыша следует приучать делать это самому, до 3 лет взрослый еще помогает ребенку совершать данную процедуру. Трехлетний ребенок способен сам чистить зубы, нужно лишь научить его делать это правильно.
Зубы чистят сверху вниз - только это движение удаляет весь собравшийся налет. Не меньшее значение имеет и время - зубы необходимо чистить минимум 2 минуты. После окончания чистки проследите, чтобы ребенок тщательно прополоскал рот. Чистить зубки положено утром и перед сном, а после еды - каждый раз полоскать рот.
Для малышей выпускаются специальные детские зубные пасты, содержащие фтор и обладающие мягким приятным вкусом. Детские зубные щетки подбираются ребенку в соответствии с его возрастом, имеют мягкую щетину, обладают красивым дизайном. Можно поставить в ванной комнате песочные часы, которые приучат малыша чистить зубы в положенное время.
Чтобы зубки у ребенка были здоровыми, матери необходимо питаться правильно во время беременности, Кариес отрицательно влияет на формирование зубных зачатков постоянных зубов, а также на формирование прикуса.
Кроме того, на формирование прикуса влияют и наследственные факторы, а также различные инфекционные, воспалительные заболевания, гипертрофия небных миндалин, искривление носовой перегородки, различные вредные привычки (сосание пальцев, пристрастие к пустышке, бутылочке с соской). Посетить детского ортодонта нужно не позже, чем в 5-6 лет, особенно если существуют наследственные отягощающие факторы (неправильный прикус у родителей). Лечение у ортодонта эффективно, когда начинается смена молочных зубов на постоянные.
Проверено временем
Многие ошибочно думают, что молочные зубы не требуют особенного ухода
(из книги «Мать и дитя» В.Н. Жука, 1906 г.)
Многие совершенно ошибочно думают, что молочные зубы, оставаясь очень недолгое время, не требуют особенного ухода, особенной заботы о чистоте их. Это большая ошибка, потому что зубы даны не для одного украшения, а для питания, которое у ребенка, как у взрослого, одинаково плохо при дурных и больных зубах. Наконец болезни молочных зубов имеют большое влияние на появляющиеся впоследствии постоянные зубы. Чистое содержание и обтирание зубов после каждой еды, - требует так мало времени, а между тем сохранит красоту и здоровье.
Относительно ухода напомним следующее. Зубы ребенка сравнительно еще мягки, а потому легче подвергаются зловредным влияниям. При частом кормлении, а также во время рвоты, во рту ребенка накопляются остатки пищи, причем развивается брожение и появляются кислоты. Точно так же при молочнице, при образовании кислот в желудке (кислая рвота), происходит обильное отделение кислой слюны и зубы начинают портиться. Таким образом дурные зубы, кислая слюна и кислоты в желудке - одно от другого зависят. Следовательно, помимо наследственного предрасположения или, вернее говоря, солевого голодания матери во время беременности, порча зубов происходит прежде всего от плохого питания самого ребенка; и обратно, хорошие белые зубы являются признаком хорошего питания (почему на них и обращают внимание при выборе кормилицы). Лучшими средствами для предупреждения являются опрятное содержание рта и соответствующая возрасту пища.
Обычай давать пищу детям изо рта взрослых или смачивать своею слюною сосок является главною причиною того, что у детей очень часто еле прорезавшиеся зубы уже начинают гнить, так как кариозный процесс распространяется посредством слюны. В обществе распространено убеждение, что зубы у детей чернеют и портятся от обильного употребления сладостей, а между тем не обращают внимания на прямую передачу кариозного процесса посредством поцелуев, пищи и т. д.
Анна Жукова
Занятие по ОБЖ в старшей группе «Берегите зубы»
Задачи:
1. Дать детям элементарные знания о строении ротовой полости, зуба; раскрыть причины порчи зубов. Познакомиться с профессией стоматолога. Закреплять правила ухода за зубами, профилактика.
2. Совершенствовать мыслительные операции: анализ, обобщение, сравнение, развивать внимание и память.
3. Активизировать словарь за счёт слов: стоматолог, коронка, дентин, эмаль, пульма, зонд, пинцет.
4. Воспитывать желание самостоятельно ежедневно ухаживать за зубами.
Материал: простой карандаш, рисунок зуба, муляжи овощей, фруктов, конфет, шоколада, молочная продукция (кефир, молоко, творог и т. п., чемодан доктора, халат, колпак, очки. зубная щётка, стаканы, плакат зуба, грам. запись.
Ход занятия:
Орг. момент (посадка детей, внимание на 1-2 минуты).
Основная часть
Воспитатель загадывает загадки:
Полон хлевец белых овец.
Дети отгадывают (Зубы)
Полно корыто гусей-лебедей намыто (Зубы)
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей
И мясо, и хлеб, всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю (Губы и зубы)
Воспитатель обращается к детям: «Что помогает переваривать пищу?»
Дети отвечают: "Зубы"
Затем воспитатель рассказывает о зубах.
Чтобы пища лучше переваривалась в желудке и в кишечнике, она смачивается во рту слюной, измельчается зубами. Первые зубы, молочные, появляются на первом году жизни. К 6-7 годам их становится 20. Некоторые из них уже выпали, но на их месте прорезались новые - постоянные. К 10-11 обычно выпадают все молочные зубы, заменяясь постоянными. Если человек потеряет постоянный зуб, то новый зуб уже не вырастит.
После этого рассказа воспитатель проводит работу со стихотворением С. Михалкова "Как у нашей Любы. "
Как у нашей Любы
Разболелись зубы:
Слабые, не прочные -
Детские молочные.
Целый день бедняжка стонет,
Прочь своих подружек гонит.
Мне сегодня не до вас!
Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит.
Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять?.
Воспитатель спрашивает детей:
- "Как вы думаете, почему у Любы заболели зубы"
(зубы повреждены, в них дырочки)
- "Какие были зубы у Любы?"
(слабые, не прочные, детские, молочные)
- "Почему появились повреждения?"
(потому что не ухаживала за зубами)
После этого физ. минутка
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики
Мы с тобой подружимся,
Маленькие пальчики
1,2,3,4,5 (дети поочерёдно соединяют пальцы)
1,2,3,4,5 (дети одновременно соединяют все пальцы)
Сюрпризный момент
Заходит врач-стоматолог с чемоданом, начинает рассказывать о своей профессии и о строении зуба:
"Профессия моя древняя. Сколько помнят себя люди, столько болели у них зубы. И что только они не придумывали, чтобы сохранить зубы. Они заделывали их воском, серебром, свинцом, золотом, вставляли зубы овец, из слоновой кости.
А что это за слово "стоматолог"? С латинского языка – «зубовед, дантист». Он заведует зубами, удаляет, пломбирует, вставляет коронки.
Зубы покрыты эмалью, она твёрдая, защищает зубы от повреждения. Но если за зубами неправильно ухаживать, неправильно питаться, то появляется "дырочка" - кариес (Врач показывает по плакату).
Зуб - это живой орган, каждый зуб состоит из трёх основных частей:
Коронка - часть зуба, которая видна в полости рта
Корень - часть зуба, которая располагается в челюсти
Шейка - часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем, она прикрыта десной.
Дырка в зубе - всегда больно, а ещё больные зубы вредят другим органам - сердцу, почкам. "
Врач-стоматолог предлагает детям представить, что они врачи и им нужно залечить зуб. Возле каждого ребёнка лежит лист, на котором изображён дольной зуб. С помощью простого карандаша закрасить дырочку, как будто залечили зуб. Зуб перестаёт болеть.
Врач спрашивает: "Что нужно делать, если возникла боль?"
Дети отвечают: "Идти к врачу!"
Затем воспитатель проводит беседу:
- Что вредно для зубов?
Грызть орехи
Есть холодную или очень горячую пищу
Есть вредную для зубов пищу, а особенно много сладкого
Дети поделены на две команды. Воспитатель проводит соревнование, объясняет правила:
1-ой команде принести те продукты, которые не вредны для зубов
2-ой команде принести те продукты, которые вредны для зубов
Воспитатель считает: «1,2,3… Начали!»
Дети выполняют задания, берут с общего стола те продукты, которые требуются по заданию, и переносят их на стол своей команды.
В конце соревнования получилось так, что обе команды справились с заданием одновременно.
После этого воспитатель проверяет, правильно ли выполнено задание командами. Оказалось, что каждая команда выполнила своё задание верно.
После соревнований проводится оздоровительная минутка «Сотвори солнце в себе».
Звучит медленная музыка, воспитатель спокойно и медленно говорит:
«В природе есть солнце, оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличивается. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличивается. Направляем лучик с добром. Звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочки лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как Солнце. Оно несёт тепло всем, всем»
(дети разводят руки в стороны, перед собой, открывают глаза).
Затем дети садятся на стульчики, воспитатель их спрашивает: «Как нужно ухаживать за зубами?»
Дети отвечают: «После каждой еды, а также утром и вечером полоскать рот и чистить зубы.»
Воспитатель: «Кто знает, что надо иметь каждому человеку для ухода за зубами?»
Дети: «Зубная щётка, паста!»
Воспитатель: «Щётку надо выбирать с мягкой и ровной щетиной, регулярно её мыть, менять щётку на новую раз в 3-4 месяца»
Доктор спрашивает ребят: «Как правильно чистить зубы?»
Дети идут в ванную комнату, выполняют правильный порядок чистки зубов:
1. Зубная щётка располагается вдоль линии дёсен. Движение зубной щётки вверх вниз. Тщательно чистить каждый зуб.
2. Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движение зубной щётки снизу вверх.
3. Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движение щётки вперёд назад.
4. Кончиком щётки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
5. Не забудьте почистить язык
После этого дети возвращаются назад в групповую комнату, садятся на стульчики и разучивают с доктором стихотворение:
Как поел, почисти зубки.
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты -
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил
Помни правило такое:
«К стоматологу идём
В год два раза на приём.
И тогда улыбки свет
Сохраним на много лет!»
Затем воспитатель предлагает следующее задание – «найди правильный ответ»:
1. Я чищу зубы два раза в день
2. Я перекусываю фруктами и овощами
3. Я часто ем сладкое
4. Я грызу ручки и карандаши
Дети выбирают правильные ответы.
Заключительная часть
Воспитатель спрашивает ребят: «Как беречь зубы?», «Когда чистить зубы?»
Дети отвечают на эти вопросы и подводят итог. Затем врач-стоматолог угощает всех детей яблоками.