Домой Урология Теория жизненных смыслов В. Франкла

Теория жизненных смыслов В. Франкла

Этические учения предлагают разные концепции смысла жизни, зачастую прямо противоположные. Можно условно выделить три подхода к вопросу о смысле жизни:

  • а) пессимистический - это нигилистическое отрицание смысла жизни, при котором жизнь воспринимается как бессмысленная череда страданий, зла, болезней (с закономерным финалом - смертью). Однако, как отмечал В. Франкл, страдание, вина и смерть ни в коей мере не умаляют смысла жизни, но, наоборот, в принципе всегда могут быть трансформированы во что-то положительное.
  • б) скептический - выражающий сомнение в смысле и значимости земного бытия (например, в религиозной этике). З. Фрейд придерживался в своих работах именно этой концепции. «Когда человек задаёт вопрос о смысле и ценности жизни, он нездоров, поскольку ни того, ни другого объективно не существует.»
  • в) оптимистический - признание смысла человеческой жизни и возможности его реализации как наивысшей ценности: «Самое дорогое у человека - жизнь…»

Нередко смысл связывался со счастьем.. А поскольку понимание последнего было различным, то создавалась довольно пёстрая картина представлений о смысле жизни. Как писал Ж.-Ж. Руссо «Каждый хочет быть счастливым, но, чтобы достичь счастья, необходимо знать, что такое счастье».

Так, если ещё в античности, отличавшейся своим оптимистическим мироощущением, гедонизм высшим благом считал наслаждение и соответственно видел смысл жизни в стремлении к нему, то эвдемонизм, полагая высшим благом счастье, смыслом жизни делает его достижение, в частности, путём преодоления стремления к наслаждению. Киники рассматривали в качестве смысложизненного принципа борьбу со страстями, победу над желаниями: блаженство доставляет нам не владение вещами, а преодоление влечения к ним. По Эпикуру, безмятежность и свобода от чувства страха перед смертью и страданием есть высшее блаженство, и следовательно, цель и смысл жизни. Средневековая этика считала наслаждение грехом и потому требовала отречения от земных удовольствий (аскетизм), а благо видела в духовном служении Богу во имя вечного спасения, которое становилось смыслом жизни верующего человека.

Материалисты 17-18 вв, выдвинули чисто интеллектуальное понимание блаженства и смысла жизни, обнаружив его в познании.

Также отмечаются и другие пути поиска смысла. Одна из таких новых моделей смысла жизни - власть человека над человеком, выдвинутая Т. Гоббсом в XVIII веке, и развитая и обоснованная немецким философом-иррационалистом Ф. Ницше в его учении о «воле к власти». Ницше считал, что жизнь слишком строго регламентирована (религией, наукой, моралью), что в ней всё меньше места остаётся геройству и величию духа и всё больше торжествует посредственность. Необходим нигилизм, освобождающий человека от власти духовных и социальных авторитетов, от власти морали, которая есть, по словам немецкого мыслителя, «формальная совесть», «инстинкт толпы»; смыслом жизни должна быть индивидуальная «воля к власти», могуществу, подчинению чужой воли своей. Нравственный идеал Ницше - «сверхчеловек», сильная личность, противостоящая толпе - «посредственности» и находящаяся «по ту сторону добра и зла». Для такого человека не должно существовать моральных границ и запретов: он выше их, его предназначение (смысл жизни) - в собственной реализации, ибо он - носитель новой морали.

Таким образом, согласно Ф. Ницше, смысл заключается в жизни, воплощающей силу и величественную красоту. Последнее, по Соловьёву, приемлемо лишь при допущении, что и сила, и красота сопряжены с добром; смысл жизни заключается именно в добре.

Ещё одна концепция смысла жизни, имевшая своих сторонников во все времена, но особенно утвердившаяся в эпоху создания и накопления капитала, - обладание материальными благами, богатством.

И наконец, следует сказать о концепции смысла жизни, согласно которой вечным смыслом человеческого бытия является любовь - любовь вообще и любовь мужчины и женщины в частности. Наиболее полно эта точка зрения впервые была сформулирована в философии Л. Фейербаха. Для Л. Фейербаха субстанцией жизни выступает деятельная родовая сущность человека, стремящегося к счастью и устанавливающего не абстрактную, а практически реальную межчеловеческую гармонию. Основанием такой гармонии является «сердце», любовь. Он утверждал, что все люди во все времена и во всех обстоятельствах имеют безусловное и обязательное право на счастье, но общество не в состоянии удовлетворить это право в равной мере для всех. Только в любви Фейербах видел единственное средство удовлетворения стремления каждого человека к счастью. Той же концепции в ХХ веке придерживается и продуктивно развивает её в книге «Искусство любви» Э. Фромм.

Существуют также и пессимистические концепции, вообще отрицающие смысл жизни. Французский писатель Ф. Мориак приходит к выводу, что жизнь большинства людей - мёртвая дорога в «никуда». Он сравнивает человеческую жизнь с движением слепых, которые бредут к неведомому морю, в этом движении у них единственный выбор; либо ринуться в пучину волн, либо возвратиться вспять и всё начать сначала.

Камю называл жизнь абсурдом, потому что человек, существуя и будучи наделённым разумом, не находит чётко поставленной перед собой цели в жизни. Но есть отдушина: можно заняться любимым делом.

И всё же люди не хотят мириться с отсутствием или утратой смысла жизни - явлением весьма распространённым в наше время. Проблеме утраты смысла и борьбе с этой утратой посвящена логотерапия.

В теории личности В Франкла смысл представлен как жизненная задача. В качестве ведущей движущей задачи поведения он постулирует стремление человека найти и исполнить свой смысл жизни. «Для того, чтобы активно действовать, человек должен верить в смысл, которым наделены его поступки». Падение старых идеалов, отсутствие смысла означает экзистенциональную фрустрацию, которая порождает у человека состояние, названное Франклом экзистенциальным вакуумом. Именно экзистенциальный вакуум является причиной, порождающей в широких масштабах специфические «ноогенные неврозы». Необходимым же атрибутом психологического здоровья и атрибутом человечности является «здоровая доля напряжения, такого, например, которое порождается смыслом, который необходимо осуществить».

Смысл, по мнению Франкла, не абстрактен, он тесно связан с конкретными ситуациями. Каждая отдельно взятая ситуация несёт в себе свой смысл, различный для различных людей, но одновременно истинный для каждого. Смысл меняется не только от личности к личности, но и от ситуации к ситуации. Смысл объективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в реальной действительности, именно поэтому он выступает для человека как данность, требующая своей реализации. Правильной постановкой вопроса, однако, является не вопрос о смысле жизни вообще, а вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент.

В.Франкл считал базисным мотивом человеческого стремление к смыслу в противовес психоаналитическому принципу удовольствия. Потеря смысла создает экзистенциальный вакуум. Смысл имеет конкретное содержание (а не абстрактен), он индивидуален и составляет сущность существования применительно к каждому человеку. Смысл нельзя придумать, он должен быть найден. Смысл не может быть дан извне. Он образуется на пересечении внутреннего (ответственность за выбор) и внешнего (жизнь подбрасывает задачи, которые могут стать осмысленными).

Три типа ценностей:

Ценности творчества - изменение отношения к миру, как изменение самого мира. Свобода отношения к действительности и действия в ней;

Ценности переживания - проявляются в чувствительности человека к явлениям окружающего мира. Противостоит концепции самоактуализации: С. - не цель, но результат осуществления смысла.

Ценности отношения - выработка определенного отношения к своей судьбе, нахождение в ней смысла, самотрансценденция;

Обретение смысла достигается путем совершения деятельности, в отношении к другим людям, и в выработке позиций в отношении различных жизненных ситуаций. Задача логотерапии в том, чтобы помочь найти пациенту скрытый смысл его существования, мобилизовать свои ресурсы.

В отличие от Маслоу, Франкл считает, что человек свободен по отношению к своим потребностям и способен “выйти за пределы самого себя” в поисках смысла. Действительность такова, что человек вынужден не столько достигать “равновесия” со средой, сколько постоянно отвечать на вызов жизни, противостоять ее тяготам. Это создает напряженность, с которой индивид может справиться только благодаря свободе воли, позволяющей придать смысл самым безвыходным и критическим ситуациям. Свобода - это способность изменить смысл ситуации “даже тогда, когда дальше идти некуда”. Быть человеком — значит быть направленным на нечто иное, чем он сам, быть открытым миру смыслов. Это означает не самоактуализацию, а самотpaнcцеденцию (от лат. “трансценденс”— выходящий за пределы).

В отличие от Адлера, который полагал, что смысл личности возникает непроизвольно в раннем возрасте, Франкл считает, что обретение и реализация смысла выступают как встающая перед человеком задача, на решение которой он направляет все свои усилия, причём неудача в её решении приводит к объективным нарушениям личностного развития. Экзистенциальная фрустрация влечёт за собой ноогенный невроз. Как средство лечения данных видов неврозов В. Франклом был предложен метод «логотерапии». Центральной проблемой этого метода является проблема ответственности. При любых обстоятельствах человек способен занять осмысленную позицию по отношению к ним и придать своему страданию глубокий жизненный смысл. Таким образом, жизнь человека никогда не может оказаться бессмысленной. Найдя смысл, человек несёт ответственность за осуществление этого уникального смысла; от индивида требуется принятие решения относительно осуществления смысла в данной ситуации.

Рассматривая вопрос, уместно выявить, как эта проблема рассматривалась в различные эпохи. Ряд толкователей проблемы пытались уменьшить значение самоценности человеческой жизни путем призывов к самоотречению и жертвенности во имя будущих поколений. Но человек должен быть счастлив не в чужой, а в своей жизни. Счастлив не за счет других и не в ущерб другим. Суть проблемы сжато выражается в форме вопроса: "Для чего жить?". Французский философ А.Камю пишет, что есть только один фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно. Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить несколько.

Древнегреческий философ и учёный-энциклопедист Аристотель, например, полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье (eudaimonia), которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого - душа, счастье состоит в мышлении и познании. Духовная работа, таким образом, имеет преимущество над физической. Научная деятельность и занятия искусством - это так называемые дианоэтические добродетели, которые достигаются через подчинение страстей разуму.

Эпикури его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия, понимаемого не как чувственное наслаждение, а как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Идеал - жизнь в «укромном месте», в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, отдалённое созерцание. Сами боги, по Эпикуру, - блаженные существа, не вмешивающиеся в дела земного мира.

Киники(Антисфен,Диоген Синопский) - представители одной изсократическихшкол греческой философии - считали конечной целью устремлений человека добродетель (счастье). По их учению, добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Это умение делает человека независимым. Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и стремиться к внутреннему покою. В то же время, независимость человека, к которой призывали киники, означала крайний индивидуализм, отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и общественных установлений..

Согласно учению стоиков, целью человеческих устремлений должна быть нравственность, невозможная без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом (логосом). Жизненный идеал стоиков - невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам.

Для европейцев и индийцев, несмотря на культурные различия и географическую отдаленность друг от друга, представление о смысле жизни было очень похожим. Оно было связано с почитанием предков, следованием общераспространенным религиозным и мифическим идеалам и повторением социального статуса, полученного при рождении (Ванина Е. Ю. «Средневековое мышление. Индийский вариант», 2007):

«Средневековая мысль считала главной целью человеческой жизни абсолютное воплощение сословных ценностей, максимальное повторение образа жизни предков или особо почитаемых данной группой героев, поэтому, как только подобное совершенство было достигнуто, зачастую ещё в первые годы жизни, дальнейшая эволюция человеческого характера от одной возрастной группы к другой и внутри них лишалась смысла, а потому не осознавалась и не фиксировалась».

Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли : людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям - людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Согласно Шопенгауэру, жизнь - это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение - мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям. Жизнь человека, по Шопенгауэру, - это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание, причём все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей оборачивается лишь пресыщением и скукой.

В поисках смысла человек и создает различные религии и философии, чтобы сделать жизнь выносимой. А. Шопенгауэр полагает, что человечество уже изобрело средство спасения от отсутствия смысла - иллюзии, придумывание занятий.

О смысле жизни писали многие философы-экзистенциалисты XX века - Альбер Камю(«Миф о Сизифе»),Жан-Поль Сартр(«Тошнота»),Мартин Хайдеггер(«Разговор на проселочной дороге»),Карл Ясперс(«Смысл и назначение истории»).

Предшественник экзистенциализма, датскийфилософXIX векаСёрен Обю Кьеркегорутверждал, что жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире.

По словам Жана-Поля Сартра, «существование предшествует сущности», «человек, прежде всего, существует, наталкивается на себя, чувствует себя в мире, а затем определяет себя. Нет никакой человеческой природы, поскольку нет никакого Бога, чтобы иметь её замысел» - следовательно, нет никакой предопределённой человеческой природы или первичной оценки, кроме той, что человек привносит в мир; люди могут быть оценены или определены по их действиям и выборам - «жизнь до того, как мы её проживём, - ничто, но это от вас зависит придать ей смысл».

Со стороны нигилистов проблема смысла жизни рассматривается следующим образом. Фридрих Ницше характеризовал нигилизм как опорожнение мира и особенно человеческого существования от смысла, цели, постижимой истины или существенной ценности. Термин «нигилизм» происходит от лат. «nihil» , что означает «ничего». Ницше описывал христианство как нигилистическую религию, поскольку она удаляет смысл из земной жизни, концентрируясь взамен на предполагаемой потусторонней жизни. В христианской православной традиции провозглашается: "человек не имеет границ своей человеческой природе". Если Бог есть свободная духовная личность, то и человек должен стать таким же. Перед человеком вечно остается возможность становиться все более и более богоподобным. Не переделка мира на началах добра, но взращивание в себе субстанциального добра. Совершенствование человеческой природы внутри природы Божьей оказывается источником радости и свободы. Он также видел нигилизм как естественный результат идеи «смерти Бога» и настойчиво утверждал, что эта идея была тем, что должно быть преодолено, возвращая смысл на Землю. Ф. Ницше также считал, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека: «Человек - это канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком», - что имеет определённые общие черты с мнением трансгуманистов о постчеловеке, человеке будущего.

Мартин Хайдеггер описывал нигилизм как состояние, в котором «…нет никакого бытия как такового…», и утверждал, что нигилизм покоился на превращении бытия в простое значение.

Нигилизм отрицает требования знания и истины, и исследует смысл существования без познаваемой истины. В нём можно найти силу и причину для прославления в различных и уникальных областях человеческих отношений, которые он исследует. Нигилизм, доведённый до крайнего состояния, превращается в прагматизм, отрицание того, что неполезно и нерационально по отношению к собственному организму, служащее удовлетворению основных нужд человека; в признание того, что лучшее, что можно сделать в этой жизни - получить от неё удовольствие.

Что касается смысла жизни, Людвиг Витгенштейн и другие логические позитивисты скажут: выраженный через язык, вопрос бессмысленен. Потому что «смысл X» - это элементарное выражение (term), которое «в» жизни обозначает что-то относительно последствий X, или важности X, или что-то, что должно быть сообщено об X. и т.д. Поэтому когда «жизнь» используется как «X» в выражении «смысл X», утверждение становится рекурсивным и, следовательно, бессмысленным.

Другими словами, вещи в личной жизни могут иметь смысл (важность), но сама жизнь не имеет никакого смысла, отличного от этих вещей. В этом контексте говорится, что чья-то персональная жизнь имеет смысл (важна для самой себя или других) в форме событий, случающихся на протяжении всей этой жизни, и результатов этой жизни в терминах достижений, наследства, семьи и т.д. Но говорить, что сама жизнь имеет смысл, - это неправильно употреблять язык, так как любое замечание о важности или значении уместно только «в» жизни (для тех, кто живёт её), делает утверждение ошибочным. Язык может обеспечить осмысленный ответ, только если он ссылается на области «внутри» области жизни. Но это невозможно, когда вопрос выходит за границы области, в которой язык существует, нарушая контекстные ограничения языка. Таким образом, вопрос разрушается. И ответ на неправильный вопрос является неправильным или неадекватным ответом.

Другие философы, помимо Витгенштейна, обращались к попыткам открыть, что является осмысленным в жизни, изучая присущее ей сознание. Но когда такие философы пытались найти глобальное определение «Смысла жизни» для человечества, им не удалось найти согласования с лингвистической моделью Витгенштейна.

Сторонники материалистических представлений полагают, что развитие человека и человечества определяются их внутренней логикой саморазвития. Предназначение человека не имеет ничего общего с неким мировым разумом, абсолютом или богом. В материалистической традиции смысл жизни усматривается в саморазвитии человека, в совершенствовании его сущностных сил, способностей и потребностей. Этот процесс обусловлен предыдущим развитием и имеет конкретное историческое реальное содержание.

Философы-прагматики полагают, что вместо поисков истины о жизни мы должны искать полезное понимание жизни. Уильям Джеймс утверждал, что истина может быть создана, но не найдена. Таким образом, смысл жизни - это вера в цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни. Грубо говоря, это могло бы звучать как: «Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её». Для прагматика смысл жизни, вашей жизни, может быть открыт только через опыт.

На практике это означает, что для прагматиков теоретические требования должны быть завязаны на практику верификации, то есть необходимо уметь делать предсказания и проверять их - и что, в конце концов, потребности человечества должны направлять человеческие исследования.

Трансгуманизм выдвигает гипотезу, что человек должен искать улучшения человеческой расы как целого. Но он идёт дальше гуманизма, подчёркивая, что человек также должен активно совершенствовать тело, используя технологии, для того чтобы преодолеть все биологические ограничения (смертность, физические недостатки и пр.). Первоначально это означало, что человек должен стать киборгом, но с появлением биоинженерии открываются другие варианты развития. Таким образом, основная цель трансгуманизма - это развитие человека в так называемого «постчеловека», наследника человека разумного (Homo sapiens).

В связи с различием мировоззренческих позиций воз­ни­кали и возникают разные концепции смысла жизни. Смысл жизни может толковаться как с рационалистических, так и с иррационалисти­ческих позиций. Он может толковаться как сугубо нравственная проблема (И. Кант), как проблема реали­зации мирового духа (Г. Гегель), как психологическое состоя­ние индивида (К.Г. Юнг), как совершенствование человечес­кой природы внутри природы Божьей (современное христи­анство) и т. д.

Среди многочисленных историко-философских и совре­мен­ных подходов к проблеме смысла жизни некоторые авторы выделяют три основных :

1. Смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубин­ных основаниях; соучастие человека в Богочеловеческой жизни - абсолютный смысл жизни.

2. Смысл жизни за пределами настоящей жизни; смысл жизни заключается в светлом будущем человечества, где нас уже не будет.

3. Смысл жизни создается самим субъектом; сам способ бытия человека придает смысл жизни (см.: Философия. – Ростов н/Д., 1995. С. 238).

Фактически в первых двух подходах (толкованиях) смысла жизни присутствует мотив (идея) пессимизма : отрицания смыс­ла за эмпирическим конкретно-историческим (фактическим) существованием человека. Крайним выраже­нием пессимизма является позиция экзистенциализма, со­глас­но которому жизнь вооб­ще не имеет смысла, она бес­смысленна, абсурдна. Поэтому и возникает вопрос: «Стоит ли жизнь того, чтобы жить?» Иначе говоря, возникает гам­летовский вопрос: «Быть или не быть?» Однако нельзя игнорировать оптимистические концепции смысла жизни. Таковыми, на наш взгляд, являются марксист­ская концепция и сходные с ней концепции психологов Эриха Фромма и Виктора Франкла. Так, в марксистской философии смысл жизни толкуется как самореализация сущностных сил чело­века через его активную преобразующую деятельность. В этих концепциях (и это их положительный момент) не про­тиво­по­ставляются сущность и существование, индиви­дуаль­ное и социальное.

Разработка позитивной диалектико-материалистической концепции смысла жизни тесно связана с установлением определенной системы и иерархии ценностей, а также с такими телеономными и нравственными понятиями, как цель жизни, долг, совесть и т. п. Это вызывает определенные трудности при овладении проблемой смысла жизни, так как данные термины многозначны и в историческом плане неопределенны.

Рационально-оптимистические концепции смысла жизни исходят из того, что смысл жизни порождается самим субъ­ек­том . Такой подход предполагает наличие цели жизни. Послед­няя и придает, прежде всего, осмысленность жизни. Стрем­ление к цели и постижение ее порождают чувство удовлетво­ренности жизнью и сознание своей собственной значитель­ности. Отсутствие же у человека цели жизни ведет к противо­положным результатам. Не случайно итальянский поэт XIX века Джакомо Леопарди заметил: «У кого нет цели, тот не находит радости ни в каком занятии». И в принципе прав Николай Островский, когда писал: «Жизнь прожить надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…». Более того, жизнь без цели убивает . Так, в частности, считают японские ученые. К такому выводу они пришли в 2007 г. после окончания длительного исследования. В течение семи лет уче­ные-медики наблюдали за группой из 43000 здоровых людей от 40 до 79 лет. За это время выяс­нилось, что среди бесцельно жи­вущих намного больше боль­ных и самоубийц. А также уми­рают они гораздо раньше своих целеустремленных современников.

Очевидно, что цель жизни - это стратегический ориен­тир, то есть задача на длительный период или на всю жизнь. И естественно, что у разных людей цели жизни различны и разномасштабны . Таковыми могут быть потомство, собст­вен­ные удовольствия, работа, любовь, богатство, достижения в искусстве, в научной деятельности и т. д. В конечном счете, целей жизни столько, сколько людей. Ведь каждый сам делает свой выбор. Таким образом, обретение смысла жизни предпола­гает свободное целеполагание индивида. Сама же свобода выступает как форма самодетерминации (само­обус­лов­ленности) человеческого бытия. Однако есть некоторые типичные уста­новки . Так, с возникновения частной собст­венности до наших дней в истории человечества прослежи­ваются две противопо­ложные установки и личностное понимание смысла жизни в связи с ценностно-целевой ориен­тацией человека (индивида). Они обобщенно представлены в формуле «иметь или быть? ». Первая установка направлена на статус наибольшего обладания чем-либо (деньгами, влас­тью, недвижимостью и т. п.). Вторая установка направлена на реализацию себя в такую программу жизнедеятельности, которая отвечала бы духовным потреб­ностям человека. Не случайно Игорь Губерман писал:

Два смысла в жизни - внутренний и внешний,

у внешнего - дела, семья, успех;

а внутренний - неясный и нездешний -

в ответственности каждого за всех.

Выбор той или иной жизненной позиции (установки) определяется не только личностным предпочтением, но и господствующими нормами, традициями , общей культу­рой . Хотя чтобы нормально жить (то есть «быть»), нужно что-то и иметь, но первая установка ведет к ненасытности и алчности. З. Фрейд называет ее «патологической». Вторая же вполне соответствует природе человека как разумного су­щест­ва. В характере свободного выбора жизненной позиции проявляется внутренняя духовная сущность индивидов и личных представ­лений об истине бытия. Немецкий ученый и публицист Виль­гельм Швёбель справедливо заметил: «При­рода не любит, когда люди ищут смысл жизни в удовольст­виях, но она позволяет им на протяжении долгого времени довольствоваться сознанием выполненного долга и радо­ваться тому, что совесть у них чиста» (Швёбель В. Взгляды и суждения: Мысли, которые приходят в голову в XX веке. – М., 1995. – С. 288).

Конечно, отрицать полезность осмысленной жизни труд­но, а найти, принять какую-либо цель в жизни часто не является проблемой. Однако сложность вопроса состоит в том, как по­ставить перед собой цель, адекватную своим силам и возмож­ностям. Ведь цель должна быть, с одной стороны, более или менее значительной, но с другой сто­роны, вполне достижимой. Как говорится, руби дерево по себе.

В формировании смысла жизни, в жизненной ориен­тации личности особую роль играет культура . Именно «встре­ча» с культурой позволяет индивиду в ходе ее освоения объеди­нить свою биологи­ческую, социальную и духовную природу. В процессе жизнедеятельности (в процессе формирования и функциони­ро­вания смысла жизни) конкретной личности в контексте культу­ры реализуется определенное единство ее сущности и сущест­вования . Эмпирически смысл жизни конкретного человека осуществляется в актах выбора и при­нимает вид определенных идеалов (жизненных принци­пов) и долга (то есть осознания им необходимости поступать опре­деленным образом). Способность же индивида осознавать свой долг и ответственность перед другими людьми состав­ляет его совесть . Последняя помогает нам искать и находить смысл жизни. Наверное поэтому предтеча французского Просвещения Пьер Бейль называл ее «органом смысла». А Фридрих Ницше заметил: «Тот, кто ответил себе на вопрос: «Зачем жить?» - сможет вытерпеть почти любой ответ на вопрос: «Как жить?».

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

Государственное образовательное учреждение.. высшего профессионального образования.. челябинский государственный педагогический университет..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Самсонов, В.Ф
С 17 Философия: учеб. пособие для вузов / В.Ф. Самсо­нов. – Че­лябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – 498 с. ISBN 978-5-85716-821-9 В пособии излагаются в

Основные типы мировоззрения
Вопрос о статусе философии, ее предмете и функциях яв­ля­ется одним из важнейших собственно философских воп­ро­сов. Сам историко-философский процесс постоянно выдви­гает его н

Философия как мировоззренческая система: ее смысл и предназначение
Исторически философия выступала как поиск мудрости. И послед­няя понималась очень широко. Под ней подра­зумевалась не только совокупность теоретических знаний, но и раздумья людей

Основные проблемы и направления философии
Отношение человека к миру многообразно. Но филосо­фия как теоретическая система рассматривает это отношение обоб­щен­но и предельно абстрактно. В теоретической, поня­тий­ной форме

Философия и наука. Специфика философского знания
Научно-философское мировоззрение как теоретическая система знания - это такая система осознания мира и места в нем человека, которая опирается на науку и сама выпо

Предметные области и функции философии
Специфика философского мировоззрения и важнейшие аспекты основного вопроса философии конкретизируются в соответствую­щих разделах(предметных областях) философ­ского знания.

Философия и образование
Проблема образования и воспитания относится к чис­лу проблем, определяемых общесоциальными потреб­нос­тями и развитием общества. В современных условиях гло­бальных проблем и мирово

Информация для размышления
1. По мнению В.Г. Кротова, философия - это каторга понимания. Поясните правильность этого образа. 2. Американский философ Джордж Сантаяна писал: «Пра­виль­ная философия начинается

Значение онтологической проблематики в философии
Онтология - раздел философии, изучающий основные принципы и наиболее общие формы бытия. Термин «онто­логия» введен в научный оборот немецкими схол

Историко-философский экскурс в онтологическую проблематику
Между философами различных эпох мало общего в воп­росах онтологии. Элеаты в противоположность бытию чув­ст­вен­ного мира построили онтологию как учение об «истин­ном» трансцендентн

Понимание бытия в диалектико-материалистической философии
Для марксистско-ленинской философии характерно сня­тие традиционной онтологии как обособленной части фило­со­фии в силу крайней абстрактности самого понятия бытия. Но она не отрица

Проблема существования в логико-лингвистическом аспекте
Даже при выяснении наиболее общих форм бытия фило­софы расходятся в вопросе о том, что существует. В связи с этим они принимают различные онтологические допущения и решения. Так, с

Информация для размышления
1. Сирийский поэт Маарри сказал: «Многим смысл бытия разъясняет могила…». Дайте философское толкование этого суждения. 2. «В нашей неповторимой жизни каждый день - истори­ческий»

Основные исторические формы диалектики
Термин «диалектика» (от греческого dialektike techne - искусство вести беседу, спор) в философии многозначен. Нас по преимуществу будет интересовать материалистическ

Принципы и законы материалистической диалектики
Современная материалистическая диалектика базируется на трех основных принципах: всеобщей связи, развития и про­ти­воречия. Они конкретизируются в основных законах диа­лектики. Но

Методологическая роль материалистической диалектики
Сознательное применение диалектики в научной деятель­ности дает возможность правильно пользоваться понятиями, учитывать взаимосвязь явлений, их противоречивость, измен­чивость, возможность перехода

Метафизика как альтернатива диалектики
Альтернативой диалектики как метода мышления и по­знания в философии выступает метафизика (антидиалек­тический метод). Метафизика в целом характеризуется одно­сто­ронним подходом к

Информация для размышления
1. «Детерминизм - это учение о всеобщей несвободе» (В. Кротов). В чем состоит положительный рациональный смысл этого выражения? 2. Какое отношение к диалектике имеет крылатая фраз

Значение проблемы сознания в философии
Сознанием в широком смысле слова называют особую способность субъекта (человека и общества). По содержанию это - внутренний, духовный мир человека и духовная жизнь общества. Филосо

Проблема сознания в истории философии
Особенности подхода какого-либо философского направ­ле­ния к проблеме сознания определяются прежде всего ори­ен­та­цией в оппозиции «материя – сознание» (т. е. решением основного вопроса философии)

Материальная основа и идеальная природа сознания
Как свидетельствуют философские и частные научные изыскания в области исследования сознания, последнее есть сложное, многогранное, многокачественное по своей струк­туре и функциям

Сознание как форма отражения. Социальная сущность сознания
Рассмотрение сознания в гносеологическом аспекте свя­зано с понятием «отражение», ибо сознание, с материалисти­ческой точки зрения, есть высшая форма отражения дейст­вительности. Отражение как атри

Структура и функции сознания
В научно-исследовательских целях в соответствии с различными аспектами рассмотрения сознания его структу­ри­руют (членят) по разным основаниям и выделяют раз­личные уровни, сферы,

Информация для размышления
1. «Знать - значит владеть информацией. Понимать - про­никать за знания сквозь информацию…» (В. Кутырев). Аргументируйте истинность данного тезиса. 2. «Мысль изреченная есть ложь»

Определение мышления и языка
Проблема взаимоотношения языка и мышления принад­ле­жит к числу древних и «вечных» проблем. Это класси­ческая проблема. И сейчас не утихают споры вокруг нее (см., напр.: Мышление - без языка?.. //

Связь мышления и языка с объективной реальностью и деятельностью человека
Естественный язык, в отличие от мышления, по природе своей материален и объективно реален. Материальность языка есть его существенное свойство, особенно в гносео­логи­чес­ком плане

Проблема значения и коммуникативная сущность языка
Центральной проблемой семантики и семиотики вообще является проблема значения языкового знака. Данная проб­лема сложна и не решена в современной науке. В конституи­ровании (установ

Информация для размышления
1. Что Вольтер называл «Вселенной в алфавитном порядке»? 2. Французский философ Пьер Гассенди отмечал: «В фило­софии ох как следует заботиться о словах, именно для того, чтобы не было вечн

Проблема познаваемости мира
Термины «теория познания», «гносеология» (от греч. gnosis - знание) и «философия познания» употребляются в философии как равнозначн

Исходные понятия гносеологии
Основными понятиями современной гносеологии явля­ют­ся «познание», «субъект», «объект», «отражение», «зна­ние», «истина», «практика». Познание - творческая дея­тел

Основные современные подходы к познанию
В связи с трудностями определения конкретной детер­ми­на­ции знания, а также трудностями разграничения объектив­ного и субъективного в познании в истории философии и фи­лософии науки возникли

Суть диалектико-материалистической концепции познания
Остановимся на основных положениях современной диа­лек­тико-материалистической концепции познания. Фунда­мен­тальным принципом современной диалектико-материа­лис­ти­ческой теории п

Роль языка и практики в познании
Философский анализ языка в связи с разработкой общей теории познания получил развитие в XVII–XVIII вв. в рабо­тах Декарта, Бэкона, Гоббса, Локка, Лейбница, Гартли и других. Так, Джон Локк отмечал,

Образование как особая форма познания
Образованиеявляется необходимым условием подъема каждого человека до высшего, научного уровня знания. Само же образование в гносеологическом аспекте может быть рас­смотрено как осо

Информация для размышления
1. «Воображение, - по мнению Альберта Эйнштейна, - важ­нее, чем знания». Раскройте рациональные основания для такого мнения. 2. Почему «всякое определение есть ограничение» (Б. Сп

Проблема истины и ее определение
Проблема истины - одна из важнейших проблем фило­софии и центральная проблема теории познания. В чем, собст­венно, состоит проблема истины? Она касается ответа на

Практика как критерий истины
В диалектико-материалистической гносеологии общест­венно-историческая практика выступает критерием исти­ны потому, что она как материальная деятельность людей имее

Нужна ли категория истины современному мышлению?
Несмотря на фундаментальность корреспондентской кон­цеп­ции истины по сравнению с другими теориями, она все-таки сталкивается с серьезными трудностями. Во-первых,

Мнение, вера, заблуждение как гносеологические явления
Указанные в заголовке феномены имеют непосредст­вен­ное отношение к процессу познания и постижению истины. Тер­мины «мнение» и «вера» многозначны. Мнение в широ­ком смысле представ

Информация для размышления
1. Русский писатель и философ А.И. Герцен справедливо за­ме­тил: «Истина не всегда должна быть всейной и длявсехной». Объясните, на какое свойство истины указывает это заме­ч

Материальные средства научного познания
Научное познание невозможно без определенного созна­тель­ного и бессознательного использования исторически сло­жив­шихся средств познания. В наше время, когда наука ста­новится непосредственной про

Роль метода в научном познании
Сами по себе язык и приборы как материальные средства позна­ния недостаточны для познания. А в некоторых облас­тях познания эти средства вообще играют несущественную роль. Объяснить научные факты и

Методологическая роль диалектико-материалистической философии в научном познании
Методологическая функция философии проявляется в том, что она форму­лирует наиболее общие законы, принци­пы, категории, в которых концен­трируется опыт взаимо­дейст­вия человеческо

Основные формы научного познания
Эффективное применение всей совокупности научных ме­то­дов дает новое знание. Но это знание не возникает сразу в готовом и за­вершенном виде. Познание есть процесс, в ходе которого происходит обога

Информация для размышления
1. «Как бы ни была совершенна теория, она только прибли­жение к истине» (А. Бутлеров). Докажите истинность этого суждения. 2. Владимир Иванович Вернадский отмечал: «Научная гипо­т

Предмет социальной философии и специфика познания общества
Центральной категорией социальной философии являет­ся поня­тие «общество». Слово «общество» и связанное с ним слово «со­циальное», а также соотносимые с ними термины неодно

Основные истолкования природы общества в истории философии
Философские взгляды на природу и сущность общества разви­вались и совершенствовались вместе с реальной исто­рией чело­вечества. Так, уже философы древности пытались осмыс­лить и ре

О специфике социальных законов
Вопрос о социальном детерминизме - это вопрос о том, насколько функционирование и развитие общества предопреде­лены объективными факторами и в какой степени они яв

Информация для размышления
1. «Общество есть не что иное, как результат механического равновесия грубых сил» (И. Тэн). Отражает ли это суждение сущность общественных отно­ше­ний? Ответ аргументируйте. 2. Ал

Понятие природы и актуальность ее анализа
Взаимодействие природы и общества является одной из актуальных проблем социальной философии и всего гума­нитарного знания. Она охватывает самые различные области социальной реально

Основные исторические формы отношения общества к природе
С древности и до наших дней люди не переставали раз­мыш­лять о природе и совершенствовать свои способности воздейст­вовать на окружающую среду. И, конечно, каждому из этапов общественного развития

Географическая среда и развитие общества
Понятие «географическая среда»близко по значению к тер­минам «природа», «естественная среда», «окружающая сре­да», но в своем содержании к ним не сводится.Оно явля

Экология и образование
Биосоциальная природа человека и его связь с природой порождают специфическую форму сознания - экологичес­кое сознание. Последнее является отражением взаимодейст­вия двух относител

Информация для размышления
1. По мнению французского философа Блеза Паскаля, при­рода - «это бесконечная сфера, у которой центр всюду, а окружности нет нигде». Что этим хотел сказать автор? 2. «Природу легч

Материально-производственная сфера общества
Предпосылками общества и его истории являются люди, их деятельность и материальные условия их жизни. Это основные составляющие элементы общества и его струк­туры. С диалектико-мате

Социальная сфера общественной жизни
В многообразной жизни общества выделяют специ­фи­ческую область, которая называется социальной сферой. Она охватывает ту область социальной реальности, которая связана со структуро

Политическая жизнь общества
Политическая сфера общественной жизни появилась естественным путем как результат усложнения этой жизни, возникновения в ней социальной дифференциации и социаль­ного неравенства. В

Духовная сфера общественной жизни
Как известно, жизнедеятельность человека является со­зна­тельной, и, как говорится, «не хлебом единым жив человек». Общество не может существовать и развиваться без духовной сферы.

Информация для размышления
1. «Экономика - это физиология государства» (В. Кротов). Как вы понимаете это выражение? Дайте его рационально-философскую интерпретацию. 2. Жан-Жак Руссо отмечал: «Если бы не был

Специфика философского осмысления культуры
Актуальностьконкретно-научного и философского ана­ли­за проблем культуры определяется самим ходом общест­венного развития, особенно в нашей стране в настоящее время. Ведь многие пр

Основные исторические модели культуры и современные подходы к ее анализу
В истории философского осмысления культуры можно вы­де­лить некоторые основные модели (концепции) культуры. Так, «натуралистическая» модель сводила культуру к пред­метно-вещественн

Структура культуры. Типология культур
Можно констатировать три основных и наибо­лее общих аспекта культуры: (1) культура есть ценностное отношение к объективной реальности; (2) культура есть искус­ст­вен­ный, созданный

Единство, многообразие и противоречивость культуры
Культура всего человечества многообразна, пестра и неис­черпаема в своих конкретных проявлениях. Вместе с тем много­образные формы культуры совпадают в своей сущности как способы е

Функции культуры
Главная (генеральная) функция культуры - гуманисти­ческая. Это системообразующая функция. Культура в целом выступает как человекообразующее явление. Она гуманис­тич­на и позитивна.

Информация для размышления
1. «Культура - это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны» (Л. Раглан). Верно ли это суждение в принципе? 2. «Таланты - не дворянство, чтобы передаваться о

Понятие ценности и актуальность аксиологической проблематики
Ценность - это значимость (реальная или возможная роль, функция) природных или культурных объектов (физи­чес­ких или духовных) для жизни людей. Ценности имеют боль

Разработка аксиологической проблематики в истории философии
Хотя аксиология как особая область философского зна­ния сложилась в середине XIX века, а термин «аксиология» был впервые применен французским философом П. Лапи в 1902 году (затем н

Современный подход к проблеме ценностей
Советская философия долгое время игнорировала цен­ност­ную проблематику и вслед за марксистской философией не при­знавала за аксиологией статуса особой философской дисцип­лины. Возрождение интереса

Типология и иерархия ценностей. Системы ценностей
Ценности носят многообразный характер. Их класси­фи­ка­ция может быть представлена следующим образом. По содер­жа­нию различают ценности, соответствующие пред­став­лениям о подсист

Информация для размышления
1. Индийский мыслитель Мохандас Ганди отмечал: «Цен­ность идеала в том, что он удаляется по мере того как мы приближаемся к нему». В чем состоит реальная (практическая) значимость (полез­н

Проблемы философии истории и их актуальность
Цивилизация выработала три основные фор­мы теорети­ческого отношения к истории - теологию истории, фило­софию истории и научную историографию. Объектом этих форм исторического созн

Философия истории в истории философии
По существу философия истории начинается в античности работами Геродотаи Фукидида. Они пытались выяснить движущие силы исторического процесса, пыт

О нетрадиционных подходах к проблемам философии истории
Во второй половине XX века мы сталкиваемся с ирра­ционалистическим подходом к обществу и его истории в лице так называемого постмодернизма. Это направление философ

Информация для размышления
1. Немецкий философ Вильгельм Гумбольдт писал: «Чтобы приблизиться к исторической правде, нужно идти одновременно двумя дорогами - основательно, беспристрастно, критически изучать события и, связыв

Социальный прогресс и его критерии
Вопрос о социальном прогрессе - это вопрос о харак­тере социальных изменений, вопрос о направленности изме­не­ний и развития общества. В современную эпоху вопрос о сущности

Глобальные проблемы современности
Противоречивый характер общественного прогресса осо­бен­но ярко проявился в XX веке в период научно-техни­ческой революции. В 70–80-е годы ученые и философы, общественные деятели и

Социальное прогнозирование и научное предвидение
Одной из важных функций философии как научного миро­воззрения является эвристическая функция, касаю­щая­ся про­гно­зирования развития действительности. А теория прогнози­ро­вания я

Информация для размышления
1. «Современная цивилизация: обмен ценностей на удобст­ва» (Е. Лец). Аргументируйте истинность этого суждения. 2. Русский поэт С.И. Кирсанов писал: Когда поймешь ты након

Суть и значение антропологической проблематики в современной философии
Человек как родовое существо - это представитель выс­шей ступени живых организмов на Земле, субъект общест­венно-исторической деятельности и культуры. Раздел фило­со­фии, кото­рый занимается пробле

Образ человека в истории философской мысли
В различные исторические периоды и в различных концеп­циях философов «рисовались» различные образы человека. Но если обобщить мозаику картин человека в соответствии с господствовавшими антропологич

Основные методологические принципы и категории современного философско-антропологического понимания человека
Как уже отмечалось, то или иное понимание человека во многом определяется методологической позицией ученого и философа. Человек как самое сложное явление на Земле требует и соответствующего, адеква

Информация для размышления
1. «Человек не способен постичь самого себя: он всегда будет оставаться загадкою, тайною для самого себя» (П. Буаст). Выскажите свое мнение по этому поводу. 2. «Человеку нельзя да

Диалектика человеческой целостности
Для адекватного понимания человека важно выяснить со­от­ношение биологического и социального в нем. К био­ло­ги­чес­кому в человеке относится его

Основные аспекты бытия человека
Способом существования человека является деятель­ность, а основными видами деятельности, по нашему мне­нию, являются труд, игра и творчество.Среди основных аспекто

Информация для размышления
1. Философ Эрих Фромм заметил: «Характер - это замес­ти­тель отсутствующих у человека инстинктов». Дайте философскую интерпретацию этого утверждения. 2. Определите философскую кат

Актуальность проблемы смысла жизни
Смысл жизни в самом общем плане можно охарактери­зовать как значение (назначение) жизни и определенный способ ее осуществления (реализации). В сущности, это по­ня­тие предполагает определенный отве

Стратегия жизни и современный гуманизм
Генеральной линией реализации определенного смысла жизни является жизненная стратегия. В самом общем виде жизненная стратегия проявляется в умении соединять свои индивидуальные спо

Информация для размышления
1. «Смысл бытию придает человек» (В. Макушевич). Как вы понимаете это выражение? 2. «Смысл жизни переживается до конца иногда индиви­дуально, а понимается только поколениями в гео

Античная философия
Предметом истории философииявляется возникно­ве­ние и развитие философской мысличеловечества с древ­ней­ших времен до современности. Это история противо­борст­ва с

Средневековая философия
Средневековая философия относится в основном к эпохе феодализма (V–XV вв. н. э.). Это время господства религии и церкви, в частности господства христианства в Европе. Соответственн

Философия эпохи Возрождения
Средние века сменяются эпохой Возрождения (XV–XVI вв.). Это время начала становления буржуазного об­щества и разви­тия промышленности, время великих геогра­фических открытий (Колум

Русская философия
Русская философия - одна из важных и оригинальных составных частей отечественной и мировой культуры. В ней воплотились надежды и поиски русского народа, своеобраз­ные черты национа

Информация для размышления
1. Почему «в философии живут, не увядая, и Платон, и Аристотель, и Декарт, и Спиноза, и Гегель и т.д.» (М. Ру­бинштейн)? 2. Платон и Аристотель полагали, что начало философ­ст­вования в уд

Общий характер современной западной философии
Современной западной философиейобычно называют пост­классический этап ее развития (вторая половина XIX–XX в.). Для понимания ее особенностей необходимо сопо­ставить эту философию с

Позитивистская традиция: неопозитивизм и аналитическая философия
Позитивизм как философское направление берет свое на­чало в 30-х годах XIX столетия. В центре внимания пози­тивис­тов всегда находился вопрос взаимоотношения филосо­фии и н

Антрополого-гуманистическая тенденция: экзистенциализм
Экзистенциализм, или философия существования (от латинского existentia - существование), возник в середине 20-х годов ХХ века. Особенно большое распространение он получил по

Философско-теологическая традиция: неотомизм
Неотомизм - современная религиозная философия, офи­ци­альная философия Ватикана. Теоретический фундамент неотомизма составляет модернизированная философия средне­векового философа-

Информация для размышления
1. «Философия есть борьба против околдовывания нашего разума средствами нашего языка». Представителю какого направления западной философии принадлежит это высказывание? 2. Назовит

Словарь персоналий
АбелярПьер(1079–1142) - французский философ, теолог и поэт, создатель концептуализма. Абрамян Лев Арутюнович (р. 1928) - арм. философ, спец. в области сем

Во всякой философской системе, безусловно, отражается настроение души ее создателя». Кто автор этого сужде­ния?
а) В. Вернадский; б) Ч. Дарвин; в) И. Мечников; г) Д. Менделеев; д) А. Чижевский. 10. Искомый объект американский психолог и философ Б.Ф. Скиннер, шутя, но не без основани

Какой метод мышления является инородным в данном списке терминов?
а) догматизм; б) диалектика; в) релятивизм; г) софистика; д) эклектика. 3. Категория, выражающая внутренний источник развития: а) гармония; б) отрицание;

Как называется общая теория знаковых систем?
а) азбука Морзе; б) семантика; в) семиотика; г) синергетика; д) синтактика. 2. В XX веке известен только один случай возрождения мертвого языка как разговорного. Определит

Что означает выражение «уверенность без доказательств» (А. Амьель)?
а) аксиома; б) вера; в) смелость; г) интуиция; д) самоуверенность. 4. Позиция, полагающая, что чувственное отражение явля­ет­ся единственной основой достоверного познания:

Какой термин «лишний» в данном списке (т.е. не соответ­ствует основе других терминов)?
а) аналогия; б) дедукция; в) измерение; г) индукция; д) моделирование. 2. Общенаучная теория самоорганизации систем - это: а) автоматика; б) семиотика; в

Этика есть безграничная ответственность за все, что живет». Кто автор этих строк?
а) А. Швейцер; б) М. Шелер; в) Л. Шестов; г) М. Шлик; д) А. Шопенгауэр. тема 11. общество как структурно-функциональная система 1. Сферы общественной жизни в

Кто из философов считал, что цели и нормы поведения людей определяют ценности?
а) Н. Бердяев; б) М. Вебер; в) У. Ростоу; г) А. Тойнби; д) О. Шпенглер. тема 14. философия истории 1. Религиозное истолкование исторического процесса как осу­щест

Кто из данных философов утверждал, что герменевтика - это метод исторической интерпретации?
а) Л. Витгенштейн; б) В. Дильтей; в) Дж. Дьюи; г) Э. Жильсон; д) Э. Мах. 5. Римский историк, которому приписывают авторство кры­латых слов, касающихся изучения истории: «Б

Что, по мнению английского писателя Джозефа Аддисона, «наиболее существенным образом возвышает одного чело­века над другим»?
а) богатство; б) высокомерие; в) знание; г) красота; д) физические способности. 5. Максим Горький справедливо полагал: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд - даже с

Если ты вдруг нашел смысл жизни, самое время посе­тить психиатра». Кто автор этих слов?
а) А. Айер; б) А. Адлер; в) П. Бейль; г) Г. Фреге; д) З. Фрейд. 5. Высшая цель стремлений человека: а) богатство; б) образование; в) идеал; г) с

Все действительное разумно, все разумное действитель­но». Кто автор этих слов?
а) Г. Гегель; б) П. Гольбах; в) И. Фихте; г) Ф. Ницше; д) А. Швейцер. 5. Один из философов писал: «Всю мою философию можно сформулировать в одном выражении: мир - это с

Кто из русских философов первым начал говорить о «душе России»?
а) Н. Бердяев; б) А. Лосев; в) Н. Федоров; г) П. Флоренский; д) П. Чаадаев. 10. Русский философ, чьи идеи активно влияли на форми­рование мировоззрения Александра Блока, А

СМЕРТЬ И БЕССМЕРТИЕ.

Вопрос о том, для чего человек живёт на Земле, интересовал многих и многих мыслителей на всём пути развития философии. В разные времена разные философы отвечали на этот вопрос по-разному.

Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало, опираясь на знание объективных законов. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времён и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое – чаяния людей каждой данной эпохи.

Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие, Смысл жизни можно рассматривать в трёх временных измерениях: прошлое (ретроспекция), настоящее (актуализация) и будущее (проспекция). Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными среди которых являются наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.

К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основании той или иной концепции.

· Гедонизм – Жить – значит наслаждаться;

· Эвдемонизм – Жизнь это стремление к счастью как подлинному назначению человека.

· Аскетизм – Жизнь этоотречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов.

· Этика долга – Жизнь это самопожертвование, альтруизм во имя служения идеалу.

· Утилитаризм – Жить это значит, из всего извлекать пользу.

· Прагматизм – цель жизни оправдает любые средства её достижения.

Смысл жизни – это выбор каждого отдельного человека. Это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э. Фромму) ориентируют человека не на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций).

Другими словами, смысл жизни человека – в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительнее личность, тем развитее её экзистенциалы, тем больше она оказывает влияние на окружающих её людей и социокультурную среду.

Разумеется, эти общие представления о смысле жизни должны трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его индивидуальными качествами.

Конечность человеческого бытия – естественный закон природы. Что не имеет смерти, не имеет и рождения. Боязнь смерти приближает смерть. Эпикур призывал не бояться смерти: если человек живёт, то смерти нет, если смерть наступила, то его уже нет. А Спиноза советовал лучше думать о жизни, чем о смерти. В качестве компенсации за страх перед смертью придумано немало мифологем: перевоплощение души (буддизм), бессмертие души (христианство).

Реальное, не мифологическое бессмертие состоит в том, что человек умирает физически, но не умирает социально, духовно. Он остаётся в своих делах, творчестве, памяти людей.



Новое на сайте

>

Самое популярное