5.2. Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»
Психогигиена – отрасль медицинских знаний, изучающая факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья.
Психогигиена как научная отрасль гигиены изучает состояние нервно-психического здоровья населения, его динамику в связи с влиянием на организм человека различных факторов внешней среды (природных, производственных, социально-бытовых) и разрабатывает на основании этих исследований научно-обоснованные меры активного воздействия на среду и функции человеческого организма с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья людей.
Если еще до недавнего времени обязанностью гигиены как науки было в основном изучение воздействия внешних условий на соматическое здоровье человека, то в настоящее время предметом её главных забот становится анализ влияния среды на нервно-психический статус населения и в первую очередь подрастающего поколения.
Наиболее обоснованными и передовыми являются принципы психогигиены, исходная позиция которых базируется на основе представлений о том, что мир по своей природе материален, что материя находится в постоянном движении, что психические процессы являются продуктом высшей нервной деятельности и осуществляются по тем же законам природы.
В психогигиене выделяют следующие разделы:
возрастная психогигиена;
психогигиена быта;
психогигиена семейной жизни;
психогигиена трудовой деятельности и обучения.
Возрастная психогигиена.
Этот раздел включает психогигиенические исследования и рекомендации относящиеся, прежде всего, к детскому и пожилому возрасту, так как различия в психике ребёнка, подростка, взрослого и пожилого человека значительны.
Психогигиена детского возраста должна базироваться на особенностях психики ребёнка и обеспечивать гармонию её формирования. Необходимо учитывать, что формирующаяся нервная система ребёнка чутко реагирует на малейшие физические и психические воздействия, поэтому велико значение правильного и чуткого воспитания ребёнка. Основными условиями воспитания являются:
развитие и тренировка процессов торможения;
воспитание эмоций;
обучение преодолению трудностей.
Психогигиенические проблемы имеют свою специфику в пожилом и старческом возрасте, когда на фоне падения интенсивности обмена веществ снижается общая работоспособность, функции памяти и внимания, заостряются характерологические черты личности. Психика пожилого человека становится более уязвимой для психических травм, особенно болезненно переносится ломка стереотипа.
Поддержанию психического здоровья в пожилом возрасте способствуют, соблюдение общегигиенических правил - режима дня, отдыха и сна, прогулки на свежем воздухе, неутомительный труд.
Психогигиена быта.
Большую часть времени человек проводит в общении с другими людьми. Доброе слово, дружеская поддержка и участие способствуют бодрости, хорошему настроению. И, наоборот, грубость, резкий или пренебрежительный тон могут стать психотравмой, особенно для мнительных, чувствительных людей. Дружный и сплочённый коллектив может создать благоприятный психологический климат. Люди, которые «все принимают слишком близко к сердцу», придают незаслуженное внимание мелочам, не умеют тормозить отрицательные эмоции. Им следует воспитывать в себе правильное отношение к неизбежным в повседневной жизни трудностям. Для этого необходимо учиться правильно, оценить происходящее, управлять своими эмоциями, а когда нужно, и подавить их.
Психогигиена семейной жизни.
Семья представляет собой социальную группу, в которой закладываются основы личности, происходит её начальное развитие. Характер взаимоотношений между членами семьи существенно влияет на судьбу человека и поэтому обладает огромной жизненной значимостью для каждой личности и для общества в целом.
Благоприятная атмосфера в семье создается при наличии взаимного уважения, любви, дружбы, общности взглядов. Большое влияние на формирование отношений в семье оказывают эмоциональное общение, взаимопонимание, уступчивость. Такая обстановка способствует созданию счастливой семьи – непременному условию правильного воспитания детей.
Психогигиена трудовой деятельности и обучения.
Значительную часть времени человек посвящает трудовой деятельности, поэтому важное значение имеет эмоциональное отношение к труду. Выбор профессии – ответственный шаг в жизни каждого человека, поэтому необходимо, чтобы выбранная профессия соответствовала интересам, способностям и подготовленности личности. Только при этом труд может приносить положительные эмоции: радость, моральное удовлетворение, а, в конечном счете, и психическое здоровье.
В психогигиене труда немаловажную роль играет промышленная эстетика: современные формы машин, удобное рабочее место, хорошо оформленное помещение. Целесообразно оборудование на производстве комнат отдыха и кабинетов психологической разгрузки, уменьшающих утомление и улучшающих эмоциональное состояние работающих.
Важное значение имеет психогигиена умственного труда. Умственная работа связана с высоким расходом нервной энергии. В процессе её происходит мобилизация внимания, памяти, мышления, творческого воображения. Люди школьного и студенческого возраста тесно связаны с обучением. Неправильная организация занятий может вызвать переутомление и даже нервный «срыв», особенно часто наступающие в период экзаменов.
В силу Вашей профессиональной ориентации более подробно остановимся на этом вопросе.
Психогигиена учебных занятий в школе.
Этому вопросу отводится ведущая роль в охране здоровья подрастающего поколения, поскольку почти все дети учатся на протяжении 10 лет, и учение составляет основное содержание их жизни. На эти годы приходятся 2 опасных кризиса (7-8 лет и пубертатный период – 13-15 лет), когда растущий организм особенно реактивен и наиболее подвержен невротизирующим влияниям.
Задачи психогигиены учебных занятий следующие:
1\ способствовать своевременному и гармоничному психическому развитию детей;
2\ стремиться к тому, чтобы учение приносило детям радость и протекало на фоне положительных эмоций, что в свою очередь, явится залогом психического здоровья;
3\ избегать чрезмерного умственного напряжения, приводящего к значительному утомлению детей;
4\ предотвращать психотравмирующие ситуации в школе.
В проблеме сохранения психического здоровья детей очень часто существенен начальный период обучения. С поступлением в школу на ребёнка обрушивается масса новых впечатлений и требований:
строгое соблюдение правил поведения;
длительное пребывание в относительно неподвижной позе;
интенсивная умственная деятельность;
включение в многоликий коллектив сверстников;
Так или иначе, процесс адаптации к новым условиям социального существования у многих детей протекает болезненно, ему сопутствует период неадекватных реакций. Такие дети часто отвлекаются на уроках, занимаются посторонними делами, на переменах нарушают нормы поведения, кричат, бегают или, наоборот, замкнуты, пассивны. При контакте с педагогом они смущаются, при малейшем замечании плачут. У некоторых детей появляются признаки невроза, они теряют аппетит, плохо спят, капризничают. У большинства детей адаптация к школе полностью наступает лишь к середине первого года обучения. У некоторых она значительно затягивается. Здесь велика роль школы. Правильное поведение педагога, его терпеливость и доброжелательность, постепенное включение детей в учебную нагрузку с соблюдением гигиенических норм облегчает период адаптации.
Основной формой учебно-воспитательного процесса признан урок. Степень вызываемого утомления зависит от утомительности урока. Отождествлять трудность и утомительность нельзя, хотя они и тесно связаны. Трудность – это объективное свойство урока, утомительность же – это его «физиологическая стоимость», своеобразное отражение воздействия урока на организм ученика.
Длительность и трудность урока – это объективные величины, не зависящие от учеников. Они действуют на всех, но не в равной степени вызывают, да и не у всех одинаковое утомление. Это происходит потому, что на утомляющее воздействие урока наслаивается множество субъективных факторов: тип высшей нервной деятельности ученика; степень утомления, с которой он приступил к учебной деятельности; психическое состояние от предшествующих обстоятельств (выспался ребенок или нет, сыт он или голоден, какого характера были контакты с родителями и сверстниками) и т.д.
Снижение утомительности урока в первую очередь зависит от его длительности и трудности изучаемого материала. Так 45-минутная длительность урока для учащихся 1-х классов непосильна. Поэтому весьма желательно «ступенчатое» увеличение учебной нагрузки путём постепенного удлинения уроков: с 30 минут в сентябре-декабре до 35 минут в январе-мае. В конце недели (пятница и суббота) сказывается утомление за всю учебную неделю, поэтому целесообразно во всех классах без исключения сократить длительность последних уроков. Опыт показывает, что в последние 10 минут внимание и работоспособность учащихся падают, что этот период занятий неэффективен. Использование же освободившихся минут для отдыха повышает продуктивность урока, а заодно и уменьшает утомление учеников к концу учебного дня.
Психогигиенической регламентации подлежит длительность отдельных учебных операций. Так установлено, что продолжительность непрерывного чтения в младших классах не должна превышать 15 минут, а в 1-м классе – 10 минут. Показ кинофильмов и телепередач не должно продолжаться более 15-20 минут в младших классах и 25-30 минут – в старших. Превышение этого времени ведет к утомлению учеников. Переключение внимания после этого на другие виды деятельности дает хороший психогигиенический эффект.
Существуют и другие пути предотвращения излишнего утомления. Опытным путем установлено, что способность к усвоению и переработке новых сведений и знаний меньше во вторую половину дня, работоспособность учащихся в конце урока меньше, чем в его начале. Следовательно, это нужно учитывать при построении каждого урока и последние его минуты посвящать не объяснению нового материала, а повторению его и закреплению. Если этого не происходит, то ученики своеобразно «исправляют» ошибку педагога: они перестают слушать и занимаются посторонними делами. К такому способу «самозащиты» прибегают, однако, только младшие школьники. Старшие уже умеют преодолевать наступившее утомление и продолжают работать, что приводит к более значительному их утомлению.
Одним из косвенных, но чрезвычайно эффективных средств защиты от утомительности урока служит его привлекательность для учащихся. Ей принадлежит ведущая роль в сохранении положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата в классе – чрезвычайно существенного элемента психогигиены. Положительное эмоциональное состояние учащихся важно в двух аспектах:
оно активизирует высшие отделы мозга, способствует высокой их возбудимости, улучшает память и тем самым повышает работоспособность;
способствует психическому здоровью.
Обучение должно проходить на фоне хорошего настроения учащихся, давать ощущение радости. Источником положительных эмоций может быть и сама учебная деятельность детей, когда решение трудной задачи, радость от преодоления препятствий показывает ученику его возможности и способности.
Главным генератором положительных эмоций учащихся служит интерес к уроку. А значит его надо каким-то образом пробудить. В формировании утомления интерес действует прямо противоположно трудности. Отсутствие интереса или, попросту говоря, скука – это мощный фактор утомительности даже тогда, когда истинные элементы трудности отсутствуют.
Не следует, однако, это переоценивать. Интерес может иногда не уничтожать утомление, а лишь маскировать его. Некоторые педагоги считают, что эмоции могут отсрочить и замаскировать самое тяжелое и истощающее утомление, которое резко проявится на последующих уроках.
Отрицательные эмоции в противоположность положительным снижают уровень функционирования нервных структур и психической деятельности. С этой точки зрения в несколько непривычном освещении выступают школьные отметки. Учащиеся, после получения отрицательных оценок хуже выполняют другие задания того же типа, у них снижается работоспособность. Поэтому педагогам нужно быть очень осторожными в оценке работ, не злоупотреблять и ставить плохие оценки только в тех случаях, когда ученик их действительно заслужил, и быть при этом предельно объективным. Плохой балл ранит гораздо сильнее, если ребёнок в глубине души считает, что он поставлен несправедливо.
Для создания благоприятного эмоционального климата большое значение имеют сказанное учителем слово ободрения, заслуженная похвала, а излишние упрёки, особенно незаслуженные, приводят к угнетённому состоянию детей. Педагоги сами отмечают, что учащийся, при взаимодействии с которым учитель чаще всего бывает раздраженным и недовольным, испытывает определенный дискомфорт, подавленность и неуверенность в своих силах. В результате школьник хуже отвечает при опросе, чем вызывает еще большее недовольство педагога. Создается порочный круг, следствием которого нередко бывает невротизация ребёнка.
Предложен даже специальный диагноз для обозначения неврозов, вызванных неправильным поведением педагога – дидактогении. Поэтому отношение учителя к ученику должно строиться на трёх столпах: справедливость, доброжелательность и уважение. Уважение ученика к учителю считается само собой разумеющимся, об уважении же учителя к ученику приходится напоминать.
С подростками следует быть особенно осторожными. Для них характерна потребность в самоутверждении, в признании их прав и возможностей со стороны взрослых. Хорошо физически развитые, внешне почти взрослые, подростки склонны переоценивать своё социальное развитие и болезненно воспринимать его недооценку. В этом источник нередких конфликтов со старшими, в частности с педагогами. Школьник, даже самый младший, это уже личность и вправе ждать уважения к себе. Это не снизит авторитета учителя, не разрушит необходимой дистанции. Необходимо научиться сочетать требовательность к детям с любовью и уважением к ним.
Психопрофилактика – отрасль медицины, занимающаяся разработкой мер, предупреждающих возникновение психических заболеваний или переход их в хроническое течение.
Пользуясь данными психогигиены, психопрофилактика разрабатывает систему мероприятий, ведущих к снижению нервно-психической заболеваемости и способствующих внедрению их в жизнь и практику здравоохранения.
Методы психопрофилактики включают изучение динамики нервно-психического состояния человека в процессе трудовой деятельности, а также в бытовых условиях.
Психопрофилактику принято подразделять на индивидуальную и социальную, кроме того, на первичную, вторичную и третичную.
Первичная профилактика включает сумму мероприятий, направленных на предупреждение самого факта возникновения болезни. Сюда входит широкая система законодательных мер, предусматривающих охрану здоровья населения.
Вторичная профилактика – это максимальное выявление начальных проявлений психических заболеваний и их активное лечение, т.е. такой вид профилактики, который способствует более благоприятному течению болезни и приводит к более быстрому выздоровлению.
Третичная профилактика заключается в предупреждении рецидивов, достигаемом проведением мероприятий, направленных на устранение факторов, препятствующих трудовой деятельности больного.
Усилия врачей и педагогов объединяются с целью проведения соответствующей психогигиенической и психопрофилактической работы в отношении воспитания подрастающего поколения.
Успешно служит делу психогигиены и психопрофилактики широкая сеть лесных школ, санаториев, пионерских лагерей, детских площадок.
ББК УДК К90
88.372я7 159.923(075)
Рецензенты:
кафедра общей и клинической психологии факультета клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии;
В. Л. Ситников, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии и педагогики Ленинградского областного университета им. А. С. Пушкина, зав. кафедрой практической психологии.
Куликов Л. В.
К90 Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).
ISBN 5-94723-363-0
В учебном пособии рассмотрены основные понятия и проблемы современной психогигиены, особое внимание уделено психогигиене личности. Обсуждается широкий круг вопросов психологической устойчивости, субъективного благополучия личности, психологии стресса, снижения психического напряжения, преодоления жизненных трудностей, причин возникновения состояний риска, формирования психологических зависимостей (наркотическая, алкогольная, лекарственная зависимость, табакокурение, сектантская, игровая и другие виды зависимости). Раскрыты взаимосвязи психогигиены и психологической культуры. Книга предназначена для студентов психологических факультетов, аспирантов, слушателей факультетов переподготовки, специалистов по социальной работе, социальных педагогов, валеологов, организаторов и преподавателей образовательных учреждений, врачей и организаторов здравоохранения. В книге дано большое количество практических рекомендаций, поэтому она может быть полезной широкому кругу лиц, испытывающих потребность в освоении умений и навыков психологической помощи и самопомощи.
ББК 88.372я7 УДК 159.923(075)
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 5-94723-363-0
© ЗАО Издательский дом «Питер», 2004
Предисловие 7
^ Раздел I. Структура и современное состояние психогигиены и психопрофилактики
Глава 1. Психогигиена как наука и практика 10
Предмет и задачи психогигиены 10
Предмет и задачи психопрофилактики 13
Уровни практической психогигиены 14
Междисциплинарные связи 21
Методы психогигиены и психопрофилактики 25
Контрольные вопросы 29
^ Глава 2. Обыденная психология и психогигиена 30
Обыденная психология 30
Истоки обыденной психологии 34
Обыденная психогигиена и психопрофилактика 41
Обыденная психология и психическое здоровье 46
Отношение к здоровью 49
Здоровье в структуре ценностных ориентации 54
Контрольные вопросы 59
^ Раздел II. Саногенный потенциал личности
Глава 3. Гармония личности 62
Здоровье и гармония 62
Гармония личности как гуманитарная проблема 63
Понятие гармонии личности 67
Гармония отношений личности 70
Гармония развития личности 72
Духовное бытие и смысл жизни личности 74
Согласованность жизненных процессов личности 78
Контрольные вопросы 86
^ Глава 4. Психологическая устойчивость личности 87
Общее представление о психологической устойчивости 87
Факторы психологической устойчивости 93
Вера как опора психологической устойчивости 98
Вера в магические силы (магическая направленность
Сознания) 104
Религиозная ориентация личности 105
Доминанты активности как опоры устойчивости 107
Психологическая устойчивость как сопротивляемость ПО
Зависимое поведение как следствие снижения устойчивости. . 113
Контрольные вопросы 115
^ Глава 5. Субъективное благополучие и настроение личности. . 116
Составляющие благополучия личности 122
Причины эмоционального дискомфорта 124
Потребности и субъективное благополучие 129
Настроение личности 136
Социальное положение и настроение 139
Настроение и межличностные отношения 151
Чувственный тон настроения и благополучие 154
Иерархия видов настроения по степени благоприятности. . 162
Контрольные вопросы 181
^ Глава 6. Личная психогигиена 182
Саногенный потенциал личности 182
Отношение к действительности 187
Осмысленность бытия 191
Целительная самонастройка 193
Саморазвитие 197
Коррекция настроения 203
Контроль эмоций. 207
Контрольные вопросы 215
^ Раздел III. Психопрофилактика состояний, ситуаций и повеления риска
Глава 7. Состояния риска . 218
Психические состояния 218
Тензионные состояния риска 223
Активационные состояния риска 249
Эмоциональные состояния риска 258
Тонические состояния риска 264
Острые кризисные состояния 276
Помощь в кризисной ситуации 279
Психологическая самопомощь в преодолении депрессивного
Состояния 280
Профилактика состояний риска 283
Контрольные вопросы 291
^ Глава 8. Ситуации риска 292
Общая характеристика ситуаций риска 292
Стрессовые ситуации в сфере труда 296
Ситуации испытаний 303
Ситуации утрат; 314
Ситуации реадаптации 320
Преодоление трудных жизненных ситуаций 325
Психопрофилактика в ситуациях риска 335
Контрольные вопросы 336
^ Глава 9. Химическая зависимость 337
Природа зависимого поведения 337
Алкогольная зависимость 341
Наркотическая зависимость 350
Лекарственная зависимость 360
Никотиновая зависимость 367
Созависимость 373
Психопрофилактика зависимого поведения 382
Контрольные вопросы 385
^ Глава 10. Акцентированная активность 386
Акцентированная активность как поведение риска 386
Игромания 387
Интернет-зависимость 391
Сексомания 399
Трудоголизм 403
Контрольные вопросы 404
^ Глава 11. Культовая зависимость 405
Культовое поведение риска 405
Черты культовой общины 408
Методы вербовки 414
Контрольные вопросы 433
Заключение 434
Словарь терминов 436
настроения» (ПЧН) 455
в отношениях» (ПЧО) 458
ролей (РР)» 461
ПРЕДИСЛОВИЕ
Черты культовой общины 408
Методы вербовки 414
Удержание в культовой общине 420
Личностные факторы культового зависимого поведения... 425
Деформация культового сознания 429
Как обезопасить себя от порабощения 431
Контрольные вопросы 433
Заключение 434
Словарь терминов 436
Приложение 1. Краткое описание методики определения
доминирующего состояния (ДС) 450
Приложение 2. Краткое описание методики «Профиль чувств
настроения» (ПЧН) 455
Приложение 3. Краткое описание методики «Профиль чувств
в отношениях» (ПЧО) 458
Приложение 4. Краткое описание методики «Репертуар
ролей (РР)» 461
ПРЕДИСЛОВИЕ
Если не обращаться к отдельным именам и событиям XX века, а искать явления мирового масштаба, то, вероятно, центральным можно признать значительное ускорение технического прогресса. Мы намеренно не употребляем выражение «научно-технический прогресс», поскольку не видим оснований для высокой оценки успехов мировой науки в целом - во всех ее отраслях. Теснее связанные с промышленностью, транспортом, военной сферой науки заметно продвинулись в своем развитии. Но вряд ли так же можно оценить достижения наук о человеке. В первую очередь это относится к изучению проблем личности, ее становления, зрелости, здоровья и благополучия.
Ушедший век отмечен значительным увеличением числа пациентов психиатрических клиник, психоневрологических диспансеров, страдающих психосоматическими заболеваниями, учащением суицидов и суицидных попыток, увеличением потребления психоактивных веществ, распространением наркомании и алкоголизма, возрастанием влияния различных сект, разрушающих личность и общество. Все это свидетельствует о неспособности человечества на современном этапе расставлять приоритеты, помнить о том, кто в мире предстает «мерой всех вещей».
Эти явления показывают также, сколь скромны достижения тех наук, которые призваны разрабатывать научно обоснованные методы решения перечисленных проблем личности и общества. Видное место в ряду этих наук принадлежит психогигиене и психопрофилактике. Стал привычным взгляд на эти дисциплины как на дисциплины исключительно медицинские. Без медицинских знаний и исследований психогигиена и психопрофилактика развиваться не могут, но еще большее значение для этих дисциплин имеет разработка психологической проблематики. К большому сожалению, число психологов, работающих над вопросами этих дисциплин, очень мало и не соответствует значению проблемы. Владение основами психогигиены и психопрофилактики следует рассматривать как важнейший показатель профессиональной компетентности психолога, особенно психолога практикующего.
^ СТРУКТУРА И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПСИХОГИГИЕНЫ И ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ
Глава 1
ПСИХОГИГИЕНА КАК НАУКА И ПРАКТИКА
Недалеко то время, когда вся психология в целом станет теорией нервно-психического здоровья, психогигиеной в высоком смысле этого слова.
^ Б. Г. Ананьев
Предмет и задачи психогигиены
Гигиена (греч. hygieinos - здоровый, целебный, приносящий здоровье) - наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и трудовой деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая практические мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни и труда человека.
^ Психогигиена - область гигиены, разрабатывающая и осушествляю-шая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья человека.
Психогигиена - научная дисциплина, в рамках которой осуществляются фундаментальные и прикладные исследования. В психогигиене как фундаментальной науке рассматриваются общие вопросы сохранения и укрепления психического здоровья, формулируются принципы оздоровления психики. В психогигиене как прикладной научной дисциплине разрабатываются конкретные мероприятия, правила и приемы оздоровления психики. Психогигиена как практика - это реализация оздоровительных мероприятий, создание условий для возможно более полного сохранения психического здоровья как отдельного человека, так и внутри больших и малых групп, выполнение рекомендаций по укреплению здоровья, повышению психологической устойчивости. Психогигиеническая практика осуществляется как профессионалами, так и непрофессионалами.
^ Психическое здоровье
К основным критериям психического здоровья относят: соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности и характера реакции - внешним раздражителям, значению жизненных событий; адекватный возрасту уровень зрелости эмоциональной, во-лепой и познавательной сфер личности; адаптивность в микросоциальных отношениях; способность управления собственным поведением, разумного планирования жизненных целей и поддержания активности в их достижении.
^ Психическое здоровье - состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности (Психология: Словарь. М., 1990).
Данное определение психического здоровья вполне согласуется с определением здоровья, которое сформулировано экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье - состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». По мнению экспертов ВОЗ, благополучие в большей степени обусловлено самооценкой и чувством социальной принадлежности, чем биологическими функциями организма. Оно связано с реализацией физических, духовных и социальных возможностей человека.
^ Задачи психогигиены
Для психогигиены, как и гигиены в целом, центральной является задача распространения знаний о здоровье, здоровом образе жизни, формирование навыков оздоровительного поведения, т. е. поведения, нацеленного на здоровье (в англоязычной литературе health know ledge ). Под оздоровительным поведением понимается любая мера, предпринятая индивидуумом, независимо от фактического или субъективно воспринимаемого состояния здоровья с целью укрепления, защиты или поддержания здоровья. При этом объективная эффективность такого поведения с точки зрения достижения цели в расчет не берется.
Психогигиенические мероприятия должны разрабатываться и реализовываться не только психологами и психотерапевтами, но и педагогами, врачами, социальными работниками. Более того, в них должны принимать активное участие как специалисты, так и представители
Власти разных уровней, посильный вклад должен вносить каждый член общества. Психогигиена представляет собой довольно обширную область. В ее структуре целесообразно выделить три уровня: национальная психогигиена, организационная психогигиена, психогигиена личности.
В психогигиене как научной дисциплине три проблемы можно выделить в качестве основных:
разработка концепции саногенного потенциала личности;
определение важнейших направлений и правил психогигиениче
ской практики;
профилактика состояний риска, ситуаций риска и поведения рис
ка (зависимого поведения).
^ Преподавание психогигиены
Проблема сохранения здоровья имеет огромное социальное, экономическое, гуманистическое значение. Решаться она может только совместными усилиями теоретиков и практиков в различных отраслях знания, а также представителей исполнительной власти. В настоящее время в решении этой междисциплинарной проблемы доминируют медицинский и социологический подходы. Во множестве исследований выявлены факторы риска заболеваний, проведен сопоставительный анализ здорового и неправильного образа жизни, доказана пагубность последнего. Полученные в этих исследованиях данные необходимы для выработки организационных принципов здравоохранения на общегосударственном уровне, они расширяют эмпирическую базу медицинской науки, дают знания для санитарного просвещения. Проводимая просветительская работа - - пропаганда здорового образа жизни, призывы, предостережения - ведет к накоплению информации у некоторой части населения, но знания лишь опосредованно мо-
Гут изменять поведение индивида, в том числе и в области сохранения собственного здоровья.
Движущей и направляющей силой поведения являются мотивы и установки. Они определяются потребностями и ценностными ори-ентациями. Последние служат базой для формирования установок. Высший уровень диспозиционной регуляции поведения личности образуют система ценностных ориентации, цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей (Ядов, 1975). Исследованию этих важнейших психологических феноменов поведения личности, направленного на сохранение здоровья, уделяется очень мало внимания.
Психическое здоровье, внутренняя гармония и гармония с окружающим миром редко изначально присущи человеку, чаще всего для их достижения требуется прилагать определенные усилия. К этому невозможно прийти без активного творческого отношения к собственной жизни.
Отсутствие соответствующей психогигиенической и психологической компетентности может быть причиной того, что человек не осознает связи между эмоциональным дискомфортом и соматическим расстройством. Это выступает стержневой проблемой.
Наш опыт чтения лекций и проведения тренинговых занятий на разных ступенях образования (в школе, вузе, учреждениях последипломного образования, на курсах повышения квалификации специалистов) показал, что повышение психогигиенической компетентности личности вполне возможно. Занятия по этой тематике вызывают живой отклик у многих категорий людей самого разного возраста. Наиболее восприимчивыми являются школьники и студенты. Люди более старшего возраста обычно имеют повышенную мотивацию к освоению психогигиенических знаний, но одновременно сталкиваются с большим числом трудностей в обучении. Основными трудностями являются стереотипы восприятия и понимания, инерция сложившегося образа жизни и мышления, отсутствие необходимой поддержки со стороны близких людей. Отношение к психогигиене как обязательной составной части психологического образования поможет формированию у населения необходимой позитивной установки на обязательное для каждого современного человека приобретение психогигиенических знаний, умений и навыков.
^ Предмет и задачи психопрофилактики
^- Профилактика (греч. prophylaktikos - предохранительный, предупредительный) - система государственных, социальных, гигиенических
И медииинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение болезней.
Психопрофилактика разрабатывает и внедряет в практику меры по предупреждению психических заболеваний и их хронизации, а также способствует реабилитации психически больных.
Выделяют различные уровни психопрофилактики: первичную, вторичную и третичную психопрофилактику. Первичная психопрофилактика включает мероприятия, препятствующие возникновению нервно-психических расстройств. Вторичная психопрофилактика объединяет мероприятия, направленные на предупреждение неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, их хронизации, на уменьшение патологических проявлений, облегчение течения болезни и улучшение исхода, а также на раннюю диагностику. Третичная психопрофилактика способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания, рецидивов и дефектов, препятствующих трудовой деятельности больного.
^ Уровни практической психогигиены Национальная психогигиена
Национальная психогигиена - осуществляемый социальными институтами комплекс мероприятий по сохранению и укреплению психического здоровья нации. Важнейшим направлением национальной психогигиены является государственная поддержка санитарного психогигиенического просвещения, повышение психологической компетентности граждан, распространение знаний о психологической помощи и самопомощи. Любой гражданин должен иметь представление о том, что такое психологическая помощь, обладать информацией о различных видах психологической и психотерапевтической помощи, а также о перечне услуг специалистов, уметь делать свободный от иллюзий и предрассудков выбор о необходимой помощи себе, близкому человеку, семье.
В большинстве стран мира в настоящее время нет научно обоснованной цельной системы мероприятий по охране психического здоровья своих граждан. Тем не менее любая социальная политика, проводимая государством, обществом или их отдельными институтами, ведет к определенным последствиям в аспекте психического здоровья: негативным, нейтральным или позитивным. Органы власти
должны уделять внимание психогигиеническим аспектам (последствиям) проводимой политики. Внимание или невнимание к этим вопросам определяется психологической культурой чиновников и законодателей, причастных к решению этих вопросов.
Многие вопросы психогигиены могут и должны решаться на государственном уровне. В первую очередь это касается контроля за средствами массовой информации (СМИ). СМИ принадлежит решающая роль в национальной психогигиене. В России не учитывается характер воздействия СМИ на настроения, эмоциональные состояния зрителей и слушателей. Имеет значение общий тон информации о разных сторонах жизни в стране, соотношение позитивной и негативной информации, оценки социально-экономической ситуации, интерпретация действий центральных и местных властей, сообщения об успехах или неуспехах в различных сферах жизни страны.
Речь не идет о политической цензуре или «розовых очках», через которые следует смотреть на мир. Конечно, развитие государства и общества невозможно без гласности и свободы слова. Но одну и ту же информацию можно подать по-разному, получая диаметрально противоположные эмоциональные эффекты и психогигиенические последствия. Понятно, что сейчас важнейшим СМИ является телевидение. Оно обладает огромными возможностями для манипулирования сознанием аудитории. Числовую информацию, цитаты из речей политиков и многое другое можно сопровождать разными комментариями, разным зрительным рядом или музыкальным оформлением. Из перечня коротких интервью или реплик прохожих в телерепортажах часто отбираются для показа (редко идет прямой эфир) одни и опускаются другие. Такие высказывания могут быть поданы как мнение народа, но по сути являются выбором журналиста. Также они по своему усмотрению выбирают тех, кого приглашают в студию для беседы.
Существенным является и количество повторов. В психологии пропаганды и рекламы достаточно убедительно доказано, что повторы характеризуются сильным суггестивным эффектом. Аргументы здесь не обязательны, часто вообще не затрагивается рациональное. Напротив, чем проще тезис, тем легче он внедряется в подсознание.
Тезис «факты говорят сами за себя» ошибочен. Независимо от субъекта («само по себе») может существовать какое-либо явление, но факт не существует сам по себе - всегда только в описании. Факты говорить не умеют. Рассказывают о событиях люди. И даже когда мы сами становимся свидетелями того или иного события, мы интерпре-
Тируем его, опираясь на сложившееся мнение, доминирующее на данный момент в обществе. Чаще же источниками мнений выступают сами СМИ.
Даже простая демонстрация какого-либо события, преподносимая без оценок, может подвести зрителя к определенному выводу. Например, кадры разрушений, вызванных сошедшим с путей железнодорожным составом (ФРГ, 1999 год, катастрофа произошла по вине машиниста), можно показать в документальном цикле о различных катастрофах и стихийных бедствиях, происходивших в мире. А пожар в поезде на одной из российских железных дорог, происшедший по вине безалаберного пассажира, можно включить в иллюстративный ряд передачи о состоянии дел на отечественном транспорте.
В сфере СМИ есть компании, заявляющие о своей независимости в самом названии. Этим самым аудитории внушают мысль о приверженности идеалам объективности, непредвзятости и т. п. Если лейтмотивом большинства информационных и аналитических программ звучат утверждения о крайне тяжелом положении в той или иной отрасли, о непреодолимых трудностях, о неспособности руководителей всех уровней учитывать и предвидеть события, а внимание потребителя информации постоянно возвращают к просчетам, ошибкам и потерям, то возникает вопрос: могут ли подобные «мелодии апокалипсиса» исполняться столь слаженным хором без управления дирижера? На действительно независимом телеканале было бы слышно разноголосье. Независимым может считаться тот канал СМИ, в котором мнения, высказываемые журналистами (ведущими фигурами СМИ), ни от кого и ни от чего не зависят.
Доминирование негатива, неконструктивная критика уничтожают веру в завтрашний день, в свои силы у каждого телезрителя и тем самым у всей аудитории. Довод: «Но ведь это было на самом деле!» не меняет смысла ситуации. Народная мудрость давно разглядела истинное лицо такого рода правдолюбцев: «В ком нет добра, в том и правды мало». И восприятие, и понимание любого человека субъективны.
Немалое число политиков и каналов СМИ, находящихся в оппозиции к правительству, состязаются в том, чтобы суметь нарисовать самую мрачную картину завтрашнего дня, победить в запугивании населения. Это имеет самые разнообразные негативные последствия, в том числе и в аспекте здоровья.
Человеку нужны не только верные представления о жизни, но еще и вера в то, что жизнь может быть иной. Вера в будущее, гордость за
Свою страну, чувство единства - это тот настрой, без которого невозможно наладить эффективное производство, строить хорошие дороги, удобные для жизни дома и т. д. Именно эти черты общественного сознания помогли в свое время преодолеть в США Великую депрессию, ФРГ - восстановить после войны экономику и жилищную сферу.
Если согласиться с известным утверждением, что главным богатством страны является здоровье граждан, то национальная психогигиена, конечно же, является частью государственной политики. Она не свободна от политического контекста.
Следующий момент контроля за СМИ - демонстрация сцен насилия, фильмов ужасов без предварительной информации о характере фильма или телепередачи.
Негативное воздействие производит реклама. Дело не только в том, что увеличенная громкость рекламных роликов на телевидении и радио помимо того, что мешает смотреть передачу или фильм, заставляет также часто регулировать громкость. Эта причина не особенно значительна, хотя в совокупности с другими стрессорами, также не слишком сильными, может вызывать продолжительное стрессовое состояние с характерными негативными последствиями. Звуковая реклама должна быть строго ограничена, особенно в тех ситуациях, где человек не может сделать выбор: воспринимать или не воспринимать ее (например, на эскалаторах метро).
Более значимо разрушительное воздействие рекламы на подсознание. Рекламные клипы делают красочными, броскими, динамичными, также независимо от характера рекламируемого товара или услуги они зачастую вызывают эротические ассоциации, тем самым глубже уходя в эмоциональную память. Отдельные рекламные ролики логически не связаны друг с другом, и прерывание ими фильма или других программ, имеющих собственную сюжетную логику и продуманную создателем временную композицию, нарушает принцип целостности переживания у зрителя, снижает его включенность в действие и сопереживание ему. Затрудняется в этом случае и когнитивная переработка воспринятого.
Перечисленные характеристики рекламных интервенций приводят к диссоциации (разъединению, разделению) сознания. Яркость и навязчивость рекламных клипов не позволяют образной и эмоциональной памяти легко освободиться от них. Поскольку они содержательно не пересекаются с текущей жизненной ситуацией субъекта, то не поддаются связыванию, структурированию или какой-либо другой естественной для интеллекта форме переработки. Частые обращения
(цитирования) к текстам рекламных роликов в речи людей, немалое количество времени потребляющих продукцию СМИ, являются попытками ассимилировать эти чужеродные для сознания включения. Навязанные множественными повторами фразы не могут выполнять те функции, которые присущи поговоркам в языковой ткани сознания. Ситуация неблагоприятна еще и тем, что для ограждения от этого явления у личности отсутствуют необходимые защитные механизмы.
Ряд вопросов психогигиены может успешно решаться региональными властями с учетом специфики региона. Сюда относятся: организация областных, городских, районных психологических служб, организация кабинетов социально-психологической помощи, кризисных стационаров, телефонов доверия и т. п.
На уровне национальной гигиены укрепление психического и физического здоровья предусматривает вовлечение всего населения. Важнейшим условием с этой точки зрения является эффективное участие общественности в определении проблем и принятии решений по улучшению детерминант здоровья. В связи с этим укрепление здоровья предусматривает тесное сотрудничество между всеми институтами общества, включая правительственные органы, для того, чтобы вся окружающая среда в целом благоприятствовала здоровью. Укрепление здоровья ставит перед собой целью не только содействие выработке жизненных навыков и компетентности у каждого члена общества с тем, чтобы он мог регулировать факторы, определяющие здоровье, но и вмешательство в окружающую среду для усиления их влияния для поддержания здорового образа жизни, а также изменения неблагоприятных для него факторов. Эта стратегия в сжатом виде выражается фразой «сделать здоровый выбор максимально доступным».
В развитых странах, где сохранились и упрочились традиции самоорганизации населения и местного самоуправления, подчеркивается роль общины во всем механизме процесса укрепления здоровья. Укрепление здоровья (в англоязычной литературе health promotion ) - это процесс, помогающий индивидам и общинам усилить контроль за детерминантами здоровья и, таким образом, улучшить его.
^ Организационная психогигиена
Организационная психогигиена -- практическая психогигиена на уровне организации. Немалый круг вопросов психогигиены относится к компетенции организаций (дошкольных и школьных учрежде-
Ний, средних специальных и высших учебных заведений, производственных предприятий, административных учреждений). К числу этих вопросов относятся: организация психологической службы предприятия, планирование и разработка мероприятий по поддержанию здоровья и работоспособности сотрудников, по оптимизации режима труда, учебы, отдыха, созданию комнат эмоциональной разгрузки и других мест отдыха на предприятии или в зонах отдыха, обеспечение работников или учащихся консультативной помощью.
Организационную психогигиену необходимо рассматривать как составную часть работы с кадрами. Заметим, что, к сожалению, в современной России целенаправленная психогигиеническая практика на уровне организации скорее исключение, чем правило.
Организации и соответствующие государственные органы могут и должны оказывать поддержку группам самопомощи лиц с одинаковыми проблемами (алкоголизм, табакокурение, одиночество, алкоголизм или наркомания среди членов семьи и т. д.).
^ Семейная психогигиена
Семья играет особую роль в жизни каждого человека. Семейные отношения имеют огромное значение для развития личности, достижения социальной зрелости. Семейное воспитание в значительной степени определяет образ жизни детей на всю их будущую жизнь, стиль отношений в их собственных семьях. Семейное воспитание закладывает внимательное или пренебрежительное отношение к вопросам психической саморегуляции, навыкам здорового образа жизни, умениям налаживать конструктивные, благоприятные межличностные отношения. Семья может оказывать целительное воздействие на каждого члена семьи, давать незаменимую ничем другим эмоциональную поддержку. Но атмосфера семьи может оказывать и негативное воздействие на душевное равновесие личности, снижать эмоциональный комфорт, усугублять внутриличиостные конфликты, порождать дисгармонию личности, ослаблять ее психологическую устойчивость.
В задачи семейной психогигиены входит распространение знаний о закономерностях функционирования семьи, характере семейных отношений, общих правилах и конкретных приемах гармонизации семейной жизни, возможных превентивных мерах в отношении семейных конфликтов, а также практическая помощь семьям, члены которых обращаются к специалистам.
^ Психогигиена личности
Психогигиена личности - это уровень практической психогигиены, где центральным объектом выступает отдельный человек, личность. Психогигиена личности в научном аспекте разрабатывает принципы и правила психогигиены, реализуемой субъектом по отношению к самому себе или по отношению к конкретному человеку, в непосредственном межличностном взаимодействии с ним, с учетом его индивидуальности и особенностей жизненной ситуации.
Психогигиена личности как практика - это совокупность действий, которые человек осуществляет своими силами (своими возможностями, личными стараниями и умениями). Никакого внешнего воздействия, осуществляемого специалистами или неспециалистами, никакой заботы со стороны представителей государственных и общественных институтов или близких людей не может быть достаточно для сохранения психологической устойчивости, если сам индивид не проявит необходимой активности.
Психогигиена личности - это также одна из сторон отношения человека к собственному психическому здоровью и психическому здоровью других людей, составная часть образа жизни личности, характеристика психологической компетентности человека.
Таким образом, психогигиенические исследования, разработки и воздействия могут иметь разный объект: этнос (все население страны, общество), членов организации (большую группу), семью, индиви да (личность отдельного человека). Каждый из перечисленных уровней психогигиены имеет свой объект. Заметим, что это разделение на уровни относительно. Поскольку носителем психики является человек, то любое психогигиеническое мероприятие в конечном итоге имеет своей целью воздействие на человека, его личность. Нерешенные вопросы национальной и организационной психогигиены поднимают значение семейной и личной психогигиены. С другой стороны, укоренившаяся психогигиеническая практика на нижних уровнях (психогигиена семьи и личности) уменьшает обусловленность ресурсов психического здоровья успехами или неуспехами психогигиенической практики на уровне государства и организаций.
^ Задачи практической психогигиены личности. Для практической психогигиены центральной является задача повышения психогигиени ческой компетентности личности. Признаками психогигиенической компетентности личности являются:
Саногенные установки, отношение к здоровью как к ценности (са
моценности), мотивация к сохранению здоровья.
Необходимые психологические знания, развитые умения и навы
ки укрепления психического здоровья и уменьшения негативных
последствий психотравм.
Саморазвитие, поиск и раскрытие потенциалов саморазвития, ос
воение приемов саморегуляции и владения собой в трудных си
туациях.
Активность (практические действия) по оздоровлению, изменению
образа жизни в саногенном направлении и поддержание такового.
Психогигиена тесно связана с психопрофилактикой. Их разграничение (особенно первичной психопрофилактики и психогигиены) достаточно условно. Первичная психопрофилактика по сути своей неспецифична - раннее психологическое воздействие имеет значение для предупреждения различных психических и соматических заболеваний, в возникновении которых играет роль дисгармония, дезадап тация личности.
Цели психогигиены и психопрофилактики во многом сходны. В психогигиене главная цель - сохранение, укрепление и улучшение здоровья путем соответствующей организации природной и социальной среды, образа жизни, трудовой деятельности. Для психопрофилактики основным является предупреждение психических расстройств. Ряд задач у психопрофилактики и психогигиены общие. Например, задача нейтрализации или ослабления патогенного воздействия окружающей среды, вызывающего те или иные нарушения психики. В круг задач первичной психопрофилактики входит:
» определение групп лиц с повышенной угрозой заболевания или ситуаций, несущих в себе угрозу психического травматизма;
* организация психопрофилактических мер по отношению к этим
группам и ситуациям;
Ф скорая помощь лицам, находящимся в состоянии кризиса;
профилактика профессиональной вредности;
прогнозирование возможных наследственных заболеваний.
^
^ Психогигиена и психотерапия
therapeia ) - забота, уход,
^
* Санитарное просвещение.
Ментальные упражнения.
Трансовые методы.
Библиотерапия.
Ведение дневника.
Таким образом, в отличие от психопрофилактики, ориентированной на предупреждение определенных психических расстройств, целью психогигиены является разработка и осуществление мероприя тий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья в целой.
Существует точка зрения, что у психогигиены и психопрофилактики как областей медицинской психологии общие задачи: предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчения острых психотравматических реакций, психогений. Психогении - расстройства психики, возникающие под влиянием психических травм. Психогении возникают в связи с одномоментной, интенсивной психотравмирующей ситуацией или могут быть результатом относительно слабого, но продолжительного воздействия. В возникновении психогении существенную роль играет определенная предрасположенность, уязвимость в трудных ситуациях. Может иметь значение ослаблешюсть организма после перенесенного заболевания или длительного напряжения, специфические особенности нервной системы, свойства темперамента, личностные черты. В клинике психических болезней психогении разделяют на две различные по своему составу группы: реактивные состояния (психогенные, или реактивные, психозы) и неврозы.
^ Психогигиена и психокоррекция
Психокоррекция - исправление недостатков психического развития или поведения индивида с помощью средств психологического воздействия. По мнению Ю. Ф. Полякова и А. С. Спиваковской, психологическая коррекция направлена не на симптомы болезни, так же как и не на личность вообще. Ее объектом могут быть конкретные, определенные (требующие своего дальнейшего выявления и изучения) черты психики, относящиеся как к преморбидным особенностям, так и к особенностям психики, изменившимся в процессе болезни, а также и к чертам психики, формирующимся как последствия перенесенных соматических или нервно-психических заболеваний. Психологическая коррекция предполагает психологическое воздействие на человека в целях:
предупреждения возможных заболеваний;
более успешного преодоления возникшего заболевания;
предотвращения рецидивов и снижения инвалидизации.
^ Психогигиена и психотерапия
Психотерапия не является однозначно понимаемой областью научных знаний и практических подходов. Спектр трактовок довольно широк и в разных странах, и у разных авторов. В качестве базовых берутся понятия из медицины, психологии, социологии, философии. Например, в немецкоязычной литературе распространено понимание психотерапии как взаимодействия между одним или несколькими пациентами и одним или несколькими психотерапевтами с целью лечения нарушений поведения или болезненных состояний (преимущественно психосоциальной природы) психологическими средствами. В англоязычной литературе термин «психотерапия» имеет более узкое значение. Это понятие употребляется для обозначения методов лечения, не использующих приемы психоанализа и отличающихся от психоаналитических способов терапии отказом от попыток исследования глубинных слоев психики больного.
В русскоязычной медицинской литературе принятым является определение психотерапии как системы лечебного воздействия на психику и через психику на организм больного. Будучи методом лечения, психотерапия традиционно входит в компетенцию медицины (Карва-сарский, 1985). Психотерапевтическое лечение основано на психологических методах воздействия.
Термин «психотерапия» не является чисто медицинским понятием. Психотерапевты (чаще те, кто не является врачом по образованию) выдвигают иную - философскую и психологическую - модель психотерапии, которая основана на исходном значении термина: «исцеление душой». В этом случае основная цель психотерапии не излечение, а помощь в процессе становления личности. Уместно вспомнить, что исходный смысл термина «терапия» (в греч therapeia ) - забота, уход,
Лечение. Поэтому объектом терапии может быть не только индивид, но и семья (в семейной терапии). Задачей семейного терапевта является помощь семье, исправление нарушенных семейных отношений, восстановление гармонии, устранение эмоциональных расстройств у членов семьи.
Таким образом, психотерапию и психогигиену объединяет нацеленность на укрепление психического здоровья человека, использование разнообразных методов психологического воздействия на личность. Человек, проявлявший какую-либо активность в плане личной психогигиены, принявший ценности саморазвития и самопомощи, облегчает задачи психотерапии, если таковая ему потребуется. С другой стороны, если психотерапевт проводит не симптоматическое лечение, а помогает преодолеть пациенту глубокие внутренние конфликты, он одновременно помогает обрести душевное равновесие, укрепить психологическую устойчивость.
Большая часть методов, используемых в индивидуальной или групповой психотерапии, является одновременно и методами психогигиены. К таковым, например, относятся методы аутогенной тренировки, медитации, визуализации, тренировки с использованием биологической обратной связи.
Современная психотерапия весьма разнолика. Можно говорить по меньшей мере о трех ее формах (Психотерапевтическая энциклопедия, 1998): 1) академическая проводит разработку научно обоснованных подходов на базе научного мировоззрения; 2) альтернативная основывается на различных исторически обусловленных эзотерических учениях и религиозных системах; 3) интуитивная является результатом влияния первых двух на обыденное сознание большинства членов общества, выступает частью психологической культуры, обусловливает практику бытовой психотерапии и помощи при психологических затруднениях. Существование трех форм психотерапии определяет ее научное и практическое развитие. В рамках академической и альтернативной возникают теоретические модели, концепции, практические подходы, а в интуитивной психотерапии общественного сознания формируются установки на признание той или иной концепции, принятие одних и непринятие других. Например, в качестве альтернативной психотерапии развивается христианская психотерапия, психотерапия, основанная на практике дзэн, и другие теоретические модели и приемы практической работы.
Существование различных моделей психотерапии определяется воздействием разнообразных социокультуральных, экономических и других факторов, оказывающих влияние на развитие психотерапии
В современном мире. Одной из причин существования различных моделей и методов психотерапии является отсутствие достаточно убедительных критериев большей эффективности одних методов по сравнению с другими.
^ Методы психогигиены и психопрофилактики
Методов, которые могут быть использованы для оздоровления психики и укрепления психологической устойчивости личности, довольно много. К ним относятся не только методы психологического воздействия в непосредственном или опосредованном (техническими средствами) контакте специалиста с учащимся или клиентом. Поэтому при поиске классификации методов правильнее будет говорить не об отдельных методах, а о группах методов. Основными группами методов психогигиены и психопрофилактики являются следующие:
* Санитарное просвещение.
» Общие с психотерапией и психокоррекцией методы.
Методы оздоровления на основе искусства и творчества.
Ментальные упражнения.
Трансовые методы.
Библиотерапия.
Ведение дневника.
Перечисленные методы не являются универсальными. То, что применимо к одним объектам психогигиенической и психопрофилактической помощи, неприменимо к другим. Выбор методов должен быть обусловлен спецификой стоящих задач, доминирующими характеристиками той или иной группы населения, особенностями состояния индивида, если речь идет о помощи конкретному человеку. Психогигиеническая компетентность не может быть достаточной без собственных усилий человека, без самообучения, без знаний и умений оказывать психологическую самопомощь.
^- Санитарное просвещение (термин «санитария» от лат. san/fas - здоровье) - совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на сохранение, укреп-
Ление и скорейшее восстановление здоровья и трудоспособности человека, на продление активного периода его жизни.
^ Санитарное просвещение (в англоязычной литературе health edu cation ) тесно связано с профилактикой болезней. Оно выступает как средство изменения поведения, которое содержит риск возникновения определенного заболевания. По сути своей - это учебное мероприятие, предусматривающее ту или иную форму коммуникации, расширяющее знания и навыки, обеспечивающие здоровье, и основы сознательного отношения к здоровью. Различные формы санитарного просвещения должны быть ориентированы не только на индивида, но и на группы, организации и целые общины. Такой подход предполагает повышение осведомленности об экологических, экономических и социальных причинах здоровья и болезни.
В недавнем прошлом санитарное просвещение было в основном направлено на пополнение знаний о поведении риска. В настоящее время многие специалисты оценивают такой подход как неспособный, несмотря на различные усовершенствования, обеспечить желаемые изменения в образе жизни и поведении. Считается, что одинаково важны знания о социальных и экономических факторах, поведении индивида и образе жизни. Акцент должен быть сделан на пополнение знаний о всевозможных мерах по улучшению здоровья и приобретению навыков осознанного выбора образа жизни.
^ Общие с психотерапией и психокоррекцией методы. Данную группу особенно трудно описать. По сути, сюда должно быть отнесены как многие классические методы (рациональная терапия, гипнотерапия...), так и методы, развивающиеся в современной психотерапии и психокоррекции. Методология каждого из них основывается на определенной теории личности, раскрывающей закономерности ее развития и функционирования, взаимоотношения с социальной средой, механизм возникновения расстройств. Это методы психодинамического, поведенческого, когнитивного, телесно-ориентированного направления, экзистенциальной психологии и психотерапии, транзакт-ного анализа и т. д. В психогигиенических и психопрофилактических целях целесообразно применять методы как групповой, так и индивидуальной работы. Разумеется, поскольку речь идет не об излечении человека, а об укреплении психологической устойчивости личности, то необходимы не все методы, а лишь те, которые расширяют знания субъекта о себе, своих возможностях и ограничениях. Это также методы, которые позволяют достигать большего успеха в функционировании
При решении трудовых и прочих задач, совершенствовать саморегуляцию, помогают динамичному развитию личности, более полной адаптации.
^ Методы оздоровления на основе искусства и творчества. К данной группе относятся методы арт-терапии (самовыражения в рисовании, живописи, скульптуре), методы музыкальной, танцевальной терапии, вокализации, драматерапии, сказкотерапии, изготовления поделок и др. Их успешно применяют в психотерапевтических целях, но, как показал опыт многих специалистов в разных странах, они весьма полезны для гармонизации личностного развития, расширения межличностных контактов, эмоционального отреагирования, повышения настроения, снятия усталости, переключения и отвлечения от травмирующих переживаний. Уровень художественного исполнения не имеет значения, важно лишь воздействие на личность, на ее состояние.
^ Ментальные упражнения. Ментальные упражнения также составляют довольно широкий класс методов. К нему мы относим метод аутогенной тренировки, метод визуализации, некоторые медитативные техники.
^ Метод аутогенной тренировки основан на взаимосвязи интенсивности эмоций и мышечного напряжения. Переключая внимание на различные группы мышц и представляя либо внушая себе их релакси-рованное состояние, можно опосредованно управлять эмоциями.
В основе метода визуализации лежит самовнушение в релаксиро-ванном состоянии с акцентом на построение в воображении ярких динамических образов. В большинстве случаев содержание образов связано с представлением того, как активизируются защитные силы организма, как нормализуется протекание физиологических процессов. Сеансы визуализации должны проводиться регулярно. При регулярных занятиях становится более благоприятным эмоциональный фон, повышается настроение, формируется более оптимистичное и активное отношение к жизненным трудностям, психическим и соматическим болезням.
Центральным моментом медитативных техник является упрочение навыка концентрации внимания, расширение возможностей произвольного изменения объема и содержания сознания. Медитативные упражнения обычно (во всяком случае, на начальных этапах тренировки) проводятся в релаксированном состоянии. Важна установка на пассивное принятие всего происходящего - как должного, закономерного. Для психопрофилактических целей достаточно полезны простые техники: концентрация внимания на дыхании, последовательно на отдельных частях тела, на каком-либо предмете. Как и при других
Ментальных упражнениях, целительный эффект возможен только при регулярных занятиях и по достижении определенного уровня тренированности.
^ Трансовые методы. Состояния транса расширяют доступ к неосознаваемой информации и дают возможность освоить новые формы ее переработки. Такие приемы могут быть дополнением к другим методам самопознания, могут использоваться для самовнушения, ге-теровнушения, активизации саногенных ресурсов человека.
Библиотерапия. При этом методе оздоравливающее воздействие достигается чтением подобранных после обсуждения со специалистом литературных произведений. Возникающие при чтении чувства, образы, влечения, мысли восполняют тот или иной недостаток чувств, позитивной направленности воображения, замещают травмирующие мысли и переживания, помогают их преобразовать, «переработать», сформулировать новые цели. Преимуществом данного метода является длительность воздействия, повторяемость, интимность психогигиенического процесса, важная для определенной категории людей.
^ Ведение дневника. В трудных жизненных ситуациях и при многих негативных состояниях саногенный эффект могут давать дневниковые записи. Они особенно важны, если у субъекта нет доверительного общения, если ему неоткуда получить помощь психолога или психотерапевта. Дневник может быть систематизированным: записи делаются регулярно, с определенным набором правил и обязательных пунктов. Но записи могут вестись и в произвольной форме. Если форма дневниковых записей почему-либо субъекта не устраивает, то не меньшую пользу может принести любая форма письменной фиксации переживаний и размышлений: письма (не важно кому, возможно, вообще без адресата), рассказы, повести, стихи... Любая форма дневника помогает упорядочить жизненный опыт, осознать ценность пережитого и самоценность человеческой жизни, глубже понять себя и других, снизить интенсивность переживаний (освободиться от некоторой степени накала, переключаясь на рефлексию). Велико значение дневника для саморазвития.
^ Биологическая обратная связь (англ. - biofeedback ). В основе метода лежит возрастающее в ходе тренировок умение произвольного регулирования некоторых организмических функций или физиологических процессов, которые по своей природе регулируются непроизвольно (соответствующими нервными центрами). Метод реализуется с использованием технических систем внешней обратной связи - подачи информации о параметрах организмических функций. Напри-
Мер, подавая в головные телефоны звук, высота которого кодирует амплитуду альфа-ритма мозга. Тренировки позволяют учащимся или пациентам поверить в более широкие собственные возможности самоконтроля.
Контрольные вопросы
Дайте определение психогигиене, психопрофилактике.
Охарактеризуйте фундаментальное, прикладное и практическое на
правления психогигиены.
Назовите основные задачи психогигиены.
Раскройте специфику четырех уровней практической психогигиены.
Что составляет саногенный потенциал личности?
Охарактеризуйте отдельные методы психогигиены и психопрофи
лактики.
Психогигиена разрабатывает и осуществляет мероприятия для сохранения и укрепления психического здоровья.
Психогигиена как направление возникла на рубеже XIX и XX веков. В России ее связывают с состоявшимся в 1887 г. I Съездом отечественных психиатров, на котором прозвучало обращение к врачам, а также ко всем передовым людям страны с идеями и программами предупреждения психических и нервных заболеваний.
Основной целью психогигиены является сохранение психического здоровья, душевного равновесия. Основное место занимают изучение факторов и условий среды, влияющих на психическое развитие и психическое состояние человека , и разработка мероприятий по их устранению или ослаблению.
К таким факторам можно отнести:
· предвзятое отношение к лицам, страдающим психическими расстройствами;
· злоупотребление лекарственными средствами;
· тяжелые условия работы;
· неблагоприятные экологические факторы и т.д.
Психогигиена призвана помочь человеку избегать воздействий, опасных для его психического здоровья, обучать его справляться с теми трудностями, которых не удалось избежать, используя для этого различные ресурсы или изменяя свое отношение к трудностям.
В психогигиене выделяют несколько разделов:
1. Возрастную психогигиену (психогигиену детства, психогигиенподросткового, юношеского, зрелого, пожилого, старческого возраста)
2. Психогигиену производственного и умственного труда
3. Психогигиену быта
4. Психогигиену семьи и половой жизни
5. Психогигиену больного и т.д.
Психогигиена взаимоотношений сестринского персонала и пациента имеет ведущее значение при лечении и уходе .
На душевное состояние больного влияют все факторы окружающей среды: и физические, и психические, и социальные, и духовные. Окружающая среда должна быть не просто безопасной, она должна способствовать оптимальной жизнедеятельности человека (этические принципы «не навреди» и «делай добро).
К физическим факторам окружающей среды, воздействующим на психику пациента, можно отнести санитарно-гигиеническое состояние ЛПУ, особенно инфекционную безопасность, температуру воздуха в палатах, процедурных и других помещениях, шум, запах, освещенность; цвет стен, белья, мебели, одежды как персонала, так и пациентов; питание и др.
К психическим - психологический микроклимат отделения (стиль отношений между медработниками), а также взаимоотношения пациента с персоналом, другими пациентами, с близкими и т.д.
К социальным - различные материальные проблемы, связанные с возможностью лечения, реабилитации, профилактики осложнений и т.д.
К духовным - возможность чтения, рисования, музицирования, общения с близкими по духу, с представителями религиозных конфессий и др.
Возможность сохранять и поддерживать психическое здоровье является мощным профилактическим фактором возникновения противоречий в отношениях.
Личная психогигиена - одна из форм самосовершенствования. В каждом человеке есть потребность и способность к изменению себя, к творчеству, раскрытию способностей. И то и другое не исчезает при неблагоприятных условиях развития, при многих нарушениях и дефектах. Реализовать себя - значит открыть свои способности и приложить их к делу. Полнее проявить себя, самоутвердиться человек может, развивая свою личность, глубже познавая и осознавая себя.
Человек, познай, сотвори и осуществи себя. Что познаешь, то и сотворишь, а что сотворишь, то и осуществишь (В.А.Ананьев, 2004).
Недооценка самопознания, незнание своей индивидуальности делает человека более уязвимым для стресса, снижает его устойчивость в преодолении жизненных кризисов , в том числе и межличностных конфликтов.
Умения и навыки оздоровления психики, практика формирования и поддержания здорового образа жизни являются личной практической психогигиеной. Все это - неотъемлемая составная часть саногенного потенциала личности.
Развитие и сохранение мотивации и целей, умений и навыков поддержания высокой работоспособности, развития личности, социальной адаптации, духовного обогащения нельзя отнести только лишь к психогигиенической практике. Это также часть психологической и социальной компетентности личности. И все эти процессы личностной динамики - одна из важных сторон экзистенциального выбора: выбора формы самореализации, поиска и обретения смысла жизни, постановки главных жизненных целей.
Основной стратегией психологической помощи и самопомощи в преодолении межличностных конфликтов является увеличение возможных способов преодоления путем стимулирования самостоятельности, укрепление установки на проявление активности в изменении жизненной ситуации и, если возможно, окружающей среды. Особую опасность представляет чувство беспомощности, которое мотивирует поведение риска.
Самостоятельность (в англоязычной литературе self empowerment) - достижение личной автономии путем выработки и применения жизненных навыков, имеющих отношение к здоровью. Самостоятельность - это процесс, направленный на восстановление способности к принятию решений и внушение людям веры в их автономность, а также овладение навыками для принятия решений, связанных с их собственным здоровьем, здоровьем их семей. Самостоятельность является одним из важнейших ресурсов контроля здоровья.
Согласно Л.В.Куликову (2004), в саногенном потенциале можно выделить три группы факторов.
К первой группе относятся те, что формируются воспитанием, образованием, социальным окружением (широким и ближайшим), обусловлены условиями и образом жизни, профессией.
Во вторую группу могут быть включены те особенности личности и тот опыт, знания и умения, которые возникают у субъекта вследствие совместной работы со специалистом: психологом, психотерапевтом, врачом или педагогом. Эти качества приобретаются на сеансах психологического консультирования, в группах личностного развития, психокоррекционных группах, на тренингах повышения психологической устойчивости, повышения коммуникативной компетентности, тренингах уверенности (другие названия: тренинг самоутверждения, тренинг ассертинности).
В третью группу входят те протективные качества, которые субъект развил в себе самостоятельно. Сюда же входят знания, умения и навыки, которые помогают формировать саногенное отношение к действительности - к обществу, событиям, людям и их поступкам, к себе, своим плюсам и минусам. Они позволяют выбирать оптимальные стратегии и тактики преодоления трудностей, регулировать уровень напряжения, сохранять свободу поведения, выбирать тот стиль жизни, который более всего соответствует индивидуальности, позволяет жить здоровой и благополучной жизнью. К предмету личной психогигиены относятся в большей степени составляющие этой третьей группы.
К факторам, оказывающим саногенное влияние на личность относятся:
● уверенность, независимость в отношениях с другими людьми;
● отсутствие враждебности, доверие к другим, открытое общение;
● чувство общности, чувство социальной принадлежности;
● удовлетворяющий статус в группе и социуме, устойчивые, удовлетворяющие субъекта межличностные роли;
● согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого.
Негативное влияние на человека, его саногенный потенциал, в том числе и на отношения с другими людьми оказывают расстраивающие установки .
Поэтому, избавление от негативных установок является необходимой работой по укреплению саногенного потенциала личности и профилактики возможных конфликтов в отношениях с людьми.
Л.В.Куликов (2004), описывает следующиерасстраивающие установки:
● «Это из-за него (нее, них…) я так себя чувствую». В этой установке преувеличена возможность других людей управлять нашими чувствами. Какой бы силой, даром они ни обладали, наши чувства рождаются в нас и зависят прежде всего от нас.
● «Все (многое...) вокруг делается неправильно, на самом деле все должно быть иначе». Все правильно никогда не было и никогда не будет. Мир живет по своим законам, раздумывать о том - принимать их или нет - бессмысленно.
● «Необходимо изменить другого человека (этих людей...)». Человек имеет весьма ограниченные возможности для изменения другого человека, даже близкого. Часто за искренним желанием «сделать другого человека лучше» скрыто другое стремление - сделать его более удобным для нас. Мы никого не можем изменить, кроме себя самих. Как указывал Э.Фромм, - вера в то, что другие могут измениться, - результат собственной возможности изменений.
● «Я должен стремиться к совершенству во всем - совершенству своей личности, отношений с окружающими, семейных отношений, ведения дел, своего жилища...». Данная установка связана с тем, что субъектом слабо осознается, насколько достижим идеал, к которому он стремится, какова, в конечном счете, будет цена. Для осознания этого следует перечислить все, чем придется заплатить за достижения идеала. Лучше выделить приоритеты и стараться достичь главных целей.
● «Окружающие плохо решают мои проблемы (мало помогают...)». Никто лучше нас не решит наши проблемы. Окружающие нас люди, близкими чужие, живут не для того, чтобы решать наши проблемы; у них есть и свои проблемы.
● «Я должен всем нравиться. Если окружающие не выражают своей симпатии, надо приложить все силы, чтобы добиться этого». Невозможно всем нравиться, и напрасно к этому стремиться. Окружающие могут не выражать симпатии, поскольку погружены в свои проблемы.
● «Я несчастлив». Счастье не является состоянием, возникающим под влиянием внешних обстоятельств. Ощущение счастья - часть отношения человека к действительности в целом. Чувствовать, замечать и понимать свое счастье - все это зависит от готовности человека видеть себя счастливым. Как писал Н.А.Бердяев, «слово «счастье» - самое бессодержательное и ничего незначащее из человеческих слов. Ни какого критерия и мерила счастья не существует, и никакого сравнения не может быть счастья одного человека, со счастьем другого .
Одним из условий саногенного потенциала человека, как профилактического фактора конфликтности в отношениях выступает осмысленность бытия.
В.А.Ананьев (1999) указывал на то, что путь здоровья заключается в гармонии смысла жизни и жизненных целей.
Цель - это нечто принципиально достижимое в жизни.
Смысл жизни - нечто постоянно настигаемое, но никогда принципиально не достижимое в жизни.
Если человек ставит цели на пути к достижению смысла жизни, то и достигает их с меньшими усилиями, как бы органично самому процесу движения по жизни. Человек не жестко следует «предписанному» ему пути, а совершает блуждание по полю возможного и выходит в результате этих блужданий на один из этих путей. Случайности, малые флуктуации, стрессы могут сбить человека с истинного пути, отбросить на «обочину», привести к сложным блужданиям по полю путей развития. Выход на «обочину», возможно, тоже путь, но связанный с более сильным напряжением, которое организм может не выдержать, тогда за этот выбор надо будет платить здоровьем.
В этом отношении приведем слова М.К.Мамардашвили, который писал следующее: «Мы разгадываем знаки судьбы, и в зависимости от успеха или неуспеха, и вообще от характера и объема этой интерпретации складывается линия нашей судьбы. Мы рискуем потерять свою жизнь задолго до того, как умрем. Неправильно расшифровав знаки, мы можем пройти мимо своей судьбы, что тоже является, конечно, судьбой, но уже с отрицательным знаком
Мы не выбираем смысл нашего существования из «вообще существующих». Иногда мы его чувствуем непосредственно, не испытывая желания анализировать, что он собой представляет. Его можно понять умом после долгих размышлений, можно обнаружить в любви к близкому человеку или создать своим трудом. В любом случае, чтобы обрести смысл жизни, мы затрачиваем усилия.
Никакие вещи не заменяют, не могут заменить смысл жизни. Они могут отвлечь от его поисков на какое-то время, иногда на целую жизнь. Но это состояние неустойчивое, чем оно и опасно. Что-то может измениться в жизни или в самой личности, и тогда вопрос о смысле жизни может встать весьма остро. Если человек не имеет собственного опыта поиска смысла жизни, то ситуация может стать тяжелой, кризисной. Попытка заменить внутреннее внешним в этом случае обречена на неудачу.
За деньги можно купить кровать, но не сон; еду, не аппетит; лекарство, но не здоровье; дом, но не домашний очаг; книги, но не ум; украшения, но не красоту; роскошь, но не культуру; развлечение, но не счастье; религию, но не спасение (П.Брэгг).
Обязательное условие для осознания смысла жизни - это привязанность к чему-то большему, чем ты сам. Как писал Н.А.Бердяев, личность «исчезает в беспредельности самоутверждения, в нежелании знать другого и трансцендировать к высшему» .
Чаще смысл жизни теряется, когда встают непреодолимые препятствия на пути к самореализации. Оценка препятствий всегда субъективна. Трудности могут казаться непреодолимыми, как при слабости инстинктивного стремления к реализации себя, так и при объективно тяжелых обстоятельствах.
На ощущение смысла жизни влияет также соотношение величины достижений личности и затрат на них, которое переживается как психологическая цена усилий. Если она слишком высока, то мотивация снижается, размывается та часть смысла жизни, которая была связана с труднодостижимыми целями. Продвижение к целям должно подпитываться удовлетворением от достигнутого. Лишь немногие люди с сильными притязаниями способны с энергией продвигаться вперед к дальним целям, не теряя уверенности в себе. Легкие достижения (без стараний или риска) не дают полноты ощущения смысла жизни.
Для повышения саногенного потенциала личности, как фактора снижающего риск возникновения конфликтов в межличностных отношениях, можно использовать целительную самонастройку, предложенную Л.В.Куликовым , ориентиры которой представлены ниже.
1. Научиться находить время для саморазвития, замечать каждый, даже небольшой, шаг в своем развитии. Ощущать чувство радости от каждого успешно сделанного шага и переживать его.
2. Уметь относиться к событиям философски, видеть различные ситуации и себя в них в более широкой перспективе, со стороны. Вот взгляд на современный образ жизни в определенном смысле «со стороны».
3. Уметь воспринимать события с иронией, ценить и развивать чувство юмора.
4. Сохранять ценнейшую способность ощущать удовольствие даже от небольшой сегодняшней радости. Не следует застревать в воспоминаниях о прошлом. Работая на будущее, не обязательно думать о нем постоянно. Не может быть будущего без настоящего. Способность оценивать удовольствие настоящего (времени) бесценна. Не умея отдать должное внимание небольшим приятным событиям, вы рискуете не заметить и большую радость.
5. Сохранять оптимизм, позитивное восприятие событий. Мы укрепляем свои душевные силы, если сосредоточиваемся на чем-либо перспективном, на путях решения проблем, способах преодоления трудностей, а не на тупиках. Позитивный настрой необходим и в межличностных отношениях. Необходимо стараться увидеть в людях достоинства и в большей степени обращать внимание на них, а не на то негативное, что есть в каждом.
6. Не стоит переживать по поводу тех неприятностей, которые еще не наступили, ведь они могут и вовсе не наступить.
7. Прекрасным психотерапевтом является заслуженный успех. Мало желать успеха, надо научиться достигать его.
Следующим фактором саногенного потенциала личности является самооценка.
Самооценка – «это та оценка, которую дает себе личности; она включает понимание личностью себя и своих реальных возможностей и присущей этой личности качеств, достоинств и недостатков, а также понимание этой личностью исполняемых социальных ролей» .
Самооценка – «ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом, и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценку составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей» .
Достаточно высокая самооценка чрезвычайно важна для сохранения психологической устойчивости. Следует подчеркнуть, что речь идет об адекватной самооценке. Искажение образа себя, преувеличение своих достоинств, стремление обнаружить больше недостатков у окружающих людей - пути, уводящие в сторону. Необходима способность принимать себя со всеми своими плюсами и минусами, необходима вера в себя, в свои способности и силы, убежденность в том, что в других людях больше положительного, чем отрицательного, что мир не враждебен по отношению к тебе, что в мире побеждает добро.
В самооценке слиты различные аспекты отношения личности к себе. Процесс самореализации и самооценка тесно связаны и влияют друг на друга: ощущение, что не раскрыл себя, снижает самооценку, а заниженная самооценка препятствует полноценной реализации себя. В этой взаимосвязи определенное «первенство» влияния принадлежит самооценке. Нарушения самооценки ведут к потере душевного равновесия, неудовлетворенности жизнью.
Для психологически устойчивого, успешно реализующегося человека со здравыми взглядами на жизнь и на себя характерно небольшое расхождение Я-реального и Я-желаемого, но не за счет того, что эти люди считают себя близкими к идеалу, а потому, что они принимают себя такими, какие они есть. Я-реальное - это представление человека о себе таком, каким он видит себя в настоящее время.
Совокупность мыслей и образов, в которых эти желания отражены, складывается в Я-желаемое. Я-желаемое включает усвоенные требования и правила общества,нравственные образцы и эстетические идеалы. В Я-желаемоместь компоненты Я-реального (имеющегося уже сейчас). Их полное несходство означает такую степень неблагополучия личности, прикоторой работа над собой невозможна или крайне затруднена.
И большое, и малое расхождение Я-реального и Я-желаемого мешает саморазвитию. При большом - возникает чувство неполноценности, неуверенность в себе, снижается активность, энергичность; при малом - чувство успокоенности, любование собой. Это также может снижать активность, особенно направленную на изменение себя, самосовершенствование. Опасно оно и тем, что может вести к снижению приспособляемости и вызывать напряжение в межличностных отношениях.
Выстраивание своей жизни, поиск ее смысла происходят более успешно при достаточной уверенности в себе. Неуверенность, заниженная самооценка являются частой исходной причиной неблагополучия в межличностных отношениях, внутреннего дискомфорта, многих психических и телесных расстройств.
● Не будьте излишне критичны к людям ни в словах, ни в мыслях. Избавляясь от этой привычки, вы постепенно перестанете беспокоиться по поводу критики в свой адрес. Учитесь видеть в людях их плюсы и говорить им об их сильных сторонах - одобряя, благодаря, хваля, восхищаясь и т.п.
● Не зацикливайтесь на своих недостатках. Будьте уверены, что многие их или не замечают, или воспринимают просто как вашу индивидуальную особенность. Нет людей без недостатков или каких-либо, хотя бы маленьких, расстройств. Все имеет свою отрицательную сторону, даже известность.
● Чаще чувствуйте почву под ногами в прямом смысле этих слов. Вы забываете, что имеете твердую опору под ногами, а ваше положение принципиально противоположно положению тонущего человека.
● Следите за своей одеждой. Достаточно того, чтобы вы чувствовали себя «не хуже всех» и были спокойны, что она вас не подведет.
Известный психотерапевт Мануэль Смит считает, что уверенность в себе прямо связана с умением отстаивать свое мнение. Это умение помогает человеку устанавливать позитивные отношения с людьми - отношения доверия, сострадания, теплоты, близости, любви, позволяет быть независимым, настойчивым в достижении своих целей,
М.Смит выделяет десять главных прав личности, о которых вы должны вспомнить, если чувствуете, что вами манипулируют, нарушают ваше неотъемлемое право быть самим собой.
● Вы имеете право судить о собственном поведении, мыслях, эмоциях и брать ответственность за их последствия на себя.
● Вы имеете право не оправдываться и не извиняться за свое поведение.
● Вы имеете право решать, должны ли вы брать на себя ответственность за чужие проблемы (есть ли вам дело до чужих проблем).
● Вы имеете право передумать, изменить свое мнение.
● Вы имеете право делать ошибки и отвечать за них.
● Вы имеете право сказать: «Я не знаю».
● Вы имеете право не зависеть от того, как к вам относятся другие.
● Вы имеете право быть нелогичным в принятии решений,
● Вы имеете право сказать: «Я не понимаю».
● Вы имеете право сказать: «Мне наплевать...», «Меня не волнует...», «Меня не интересует...»
Личная психогигиена способствует повышению устойчивости личности, как условия профилактики и разрешения конфликтов в межличностных отношений. Об этом речь пойдет ниже.