Домой Урология Чем питаются монахи? Полное меню. Рецепты блюд русских монастырей (будни)

Чем питаются монахи? Полное меню. Рецепты блюд русских монастырей (будни)

  • Подворья
  • Пастырская страничка
  • Библиотека
    • Публикации
  • Путь к храму
  • Богословский центр прп.Никодима Святогорца
  • Жизнь монастыря

    В тот момент, когда мирской человек решает облечься в ангельский образ и сменить привычную одежду на монашескую рясу, жизнь его превращается в путь, по которому шаг за шагом он старается приблизиться к Богу. И чтобы этот путь монашеской жизни был наиболее успешным, святые отцы разработали прекрасную «программу» повседневной духовной жизни – устав. Общежительный устав, господствующий сегодня в монастырях России, Греции и на Святой Горе Афон происходит от студийской традиции. Эту традицию принёс на Афон прп. Афанасий Афонский (961 г.), ставший впоследствии игуменом Великой Лавры. В уставе афонского общежития гармонично сочетаются исихазм, молитва и послушание. Именно поэтому возрождающийся Николаевский Малицкий мужской монастырь, при выборе монастырского устава остановился на афонской традиции.

    БЫТ

    Для малицких монахов он довольно прост. В общежительном (киновиальном) монастыре всё общее, включая трапезу. Отдельные, так называемые «приличные» столы в трапезной бывают в том случае, если надо принять гостей и почтить их своим присутствием.

    Монастырский монах имеет комнату – келью с кроватью, подушкой и матрацем, кувшином для воды с чашкой, двумя шкафами для одежды и книг, иконами, столом, лампой для чтения и стулом. Судя по размерам кельи (3,5 х 1,90 метра) можно себе представить, много ли вещей туда поместится. Монахи, которые учатся, могут попросить в келью CD-плеер или кассетный магнитофон. Если в магнитофон встроен радиоприемник, его выламывают. Вообще, если монаху нужна даже такая мелочь, как зубная паста, он обращается к игумену монастыря. Без благословения монах в буквальном смысле не внесет в келью даже иголку. Более того, большинство насельников раз в несколько месяцев устраивает ревизию своей кельи с целью найти предметы, от которых можно избавиться. Каждая вещь съедает время. Чем больше у тебя вещей, тем больше они отнимают времени от главной цели жизни.

    Одежда монаха – признак покаяния и смирения – состоит из подрясника, кожаного пояса, брюк и скуфьи. Дорогие, шёлковые или цветные ткани не благословляются - используются шерсть и костюмная ткань. На службах монахи обязаны присутствовать в греческой рясе и клобуке (камилавке с наметкой). Бельё может состоять из двух – трёх рубашек и брюк. Обувь, куртки могут быть рабочими и чистыми. Любая одежда сверх вышеперечисленного считается излишеством.
    Средства на жизнь насельники не добывают сами, по своему желанию, так как находятся на полном обеспечении монастыря, и всё необходимое от батареек до медикаментов получают с благословения игумена. Конечно, возрождающаяся обитель принимает пожертвования от разных лиц и организаций. Постоянных материальных поступлений из-за отсутствия торговли и развитого хозяйства монастырь не имеет. Нет и книжной лавки, так что кроме свечей в храме, «бывалым» паломникам ничего приобрести не удастся.

    Общее у всех монахов – келья, но в ней они «съёмщики», или гости на время, отпущенное Господом для покаяния. Жизнь земная - временна: незачем заботиться и об удобствах. Келья для монахов - гроб, где следует помышлять о смерти. Монахи в целом на жизнь, тело и мир смотрят как на гроб: горька жизнь и кратка она на земле, но бесконечно сладостна на небе.

    КЕЛЕЙНОЕ ПРАВИЛО.

    У каждого монаха свой облик, духовный мир и внутренний распорядок, поэтому к каждому иноку у духовника особый подход. При этом жизнь монастыря всё же подчиняется жесткому уставу и течет строго по распорядку. Задолго до рассвета, не позднее чем за час до начала утренней службы, без четверти пять, монахи просыпаются, чтобы исполнить своё келейное правило. Великим служба начинается на час раньше. Личное монашеское правило совершается преимущественно по чёткам. Их монахи всегда имеют при себе. Узелок за узелком повторяют они важнейшую аскетическую молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Ночную молитву или канон монахи читают каждую ночь, и каждую ночь они просят у Господа Бога помощи в борьбе с человеческими страстями и мирскими помыслами.

    Ночную молитву святые отцы называют «ареной», поскольку каждую ночь в кельях молитвой ведутся сражения с темными силами. И чем быстрее монах приближается к Богу, приобретая добродетели, тем сильнее атака со стороны темных сил. Личная молитва и поучение - собственный подвиг в келье.

    Келейное правило совершается стоя, с крестным знамением и малыми поясными поклонами на каждой молитве. Для схимников оно состоит из 12 четок (сотниц) с малыми поклонами и одной с великими, для монахов мантийных состоит из 6 четок (сотниц) с малыми поклонами и из 60 великих поклонов, а для новоначальных иноков и послушников из 3 четок с малыми поклонами и 33 великими поклонами. Земные поклоны оставляются только в воскресные дни всего года, и на Светлой Седмице.


    БОГОСЛУЖЕНИЕ

    Богослужение всегда было и продолжает оставаться центром всей монашеской жизни.

    Богослужебный устав, которого придерживается современный Малицкий монастырь составлен древ​ними святыми отцами - святогорцами. По своим правилам он более подходит к пустынно-отшельниче​ской жизни. В нынешнее время, вследствие особо сложившихся условий жизни, этот устав соблюдается не так строго, как прежде. Но и современный, выработанный жизнью, устав также нелегок. Можно с достоверностью сказать, что в России едва ли найдется и десяток обителей, следующих такому уставу. Церковные службы, безусловно, ежедневные. В общей сложности богослужения занимают у монахов около семи часов в сутки с учётом келейного монашеского правила.

    Основными местами совершения богослужебных последований в Малицкой обители являются большой Покровский храм, исполняющий роль кафоликона (καθολικὸν - соборный храм мон-ря), и «старый храм» параклис (παρεκκλήσ) - небольшой по размеру домовой храм в честь святителя Николая Чудотворца, расположенный в южном крыле братского корпуса. Обычно ежедневные службы суточного круга совершаются в старом (домовом) храме, а в новом - Покровском, значительно большем по размеру - служат в большие праздники и воскресные дни всего года.

    Без четверти шесть начинается полунощница. Эта часть службы всегда совершается в темноте, и только блики от горящих лампад освящают стены храма. В боковом освещенном лампой уголке один из монахов-чтецов читает последование полунощницы. Атмосфера умиротворённая, молитвенная: в приглушенном свете лампад, освещающих золотые фоны на иконах, беззвучно появляются одетые в черное фигуры монахов и послушников, по традиции крестящиеся и кланяющиеся в сторону алтаря и на оба клироса; они берут утреннее благословение у игумена и расходятся по стасидиям.
    На буднях вся служба читается и поётся «поскору», вместо более длительных византийских распевов употребляется «обиходный».

    После полуночной службы, если она читается в Покровском храме, священник открывает завесу Царских Дверей притвора и все переходят в главный храм, где будут совершены заутреня и часы.

    Вдоль стен всего храма в стасидиях располагаются монахи и миряне. Благодаря такому распределению в храме помещается большое количество людей, при этом не создается суеты и шума.

    За четверть часа до начала Божественной литургии монах, облаченный в мантию, обходит монастырь и ударами в переносное деревянное било (τάλαντον) на одну статию созывает трудников и паломников в храм. Затем сразу же ударяет в железное било (клепало), после чего, если есть праздник, бывает короткий звон на колокольне.

    Литургия в обычные дни продолжается около часа. Моменты литургии, считающиеся важнейшими - начальный возглас « Благословенно царство », великий вход, эпиклеза , возглас « Святая Святым », время Причащения (от возгласа « Со страхом Божиим » до возгласа « Всегда, ныне и присно… »),- отмечаются тем, что в это время все выходят из стасидий и низко кланяются.

    Частота исповеди в Малицкой обители не оговаривается единым правилом и определяется духовной необходимостью каждого насельника. Исповедь совершается обычно в одном из приделов собора или в келлии духовника. Духовником в монастыре является игумен. Все братия причащаются Святых Таин не реже 1 раза в неделю (обычно во вторник и субботу или воскресенье, монахи - священнослужители причащаются каждый день.

    В конце литургии, если есть празднование святому, перед проскинитарием (аналоем для иконы) поставляется блюдо с коливом , поется тропарь и кондак святому, служащий иеромонах кадит коливо и читает молитву на его благословение; то же бывает и в дни поминовения усопших (с пением заупокойных тропарей вместо праздничного). В конце литургии раздается верующим антидор.

    Требы в монастыре совершают в ограниченном количестве. В основном это крещение и отпевание. Частота исповеди братий определяется их желанием. Игумен благословляет их приходить к нему не реже чем раз в неделю, не обязательно для исповеди - можно просто для беседы. Пока игумен находится вне стен обители, все богослужения совершает второй монастырский священник.

    Сразу по завершении Божественной литургии, обычно около 9.30 утра следует чай.


    ПОСЛУШАНИЯ

    После чая монахи удаляются на некоторое время отдохнуть, после чего идут на ежедневные послушания, то есть на работы. На послушания идут все монахи, в том числе и игумен, поскольку общая работа является основополагающей в каждом общежительном монастыре. И каким бы тяжёлым или неприятным послушание ни было, монах принимает его как посланный Богом, как Крест, несение которого есть путь ко спасению.

    В Малицком монастыре выполняются различные послушания: секретаря, ризничего, библиотекаря, экклесиарха, пономарей, певчих, чтецов, звонарей, иконописцев, на кухне – поваров и трапезариев, плотников, строителей, уборщиков, садовника, пчеловода, газовщика, водителя, экскурсовода и т.д. Кроме того, отцы должны участвовать в общих работах (пангиньях), таких как поливка и уборка урожая, уборка территории, подготовка к престольному празднику и т.д. У монастыря есть несколько подворий, на которых также трудятся братья и прихожане. Большую помощь обители оказывают благочестивые миряне; они самоотверженно трудятся во Славу Божию, помогая братии почти на всех послушаниях. Часто приходится привлекать электриков, водопроводчиков и других специалистов из «мира».

    Слово послушание («диаконима») в греческом языке происходит от глагола «диаконо», который означает: «служение любви». Приношение любви – это и пребывание в молитве и памяти Божией.

    Поэтому во время послушаний братия творит Иисусову молитву. Молятся обязательно вслух, чтобы не отвлекаться и не разговаривать друг с другом. Вслух не молятся те, кто занимается умственным трудом, например, канцелярия или работающие с паломниками экскурсоводы.

    Любое послушание имеет установленный чин. Если позволяют обстоятельства, то исполняют его год - два, потом дают другое. Иногда оставляют ещё на год. Исполняющий его должен по всем вопросам обращаться к своему руководителю (главному по послушанию) или, если нужно, непосредственно к игумену. Этим достигается многое: оно не позволяет фантазии метаться и предлагать решения, очищает ум от сложных и простых помыслов, сосредотачивает внимание на молитве, учит обращаться за советом и отсекать свою волю. Вопрошать – значит спастись. Есть послушание – будет смирение – основа самого послушания.

    В киновии монашеские обязанности выполняются ответственно. Где живут хотя бы несколько человек - там уже много забот. Дел, по обеспечению жизни монастыря не меньше, чем в любом человеческом обществе. И только беспрекословное послушание и точная исполнительность могут обеспечить монаху благополучие и спокойствие.

    Для совершенного послушания и отсечения помыслов и воли с первого дня жизни в Малицком монастыре от насельников требуют учиться выполнять любую работу аккуратно и последовательно. Правила, кратко сформулированные о. Иоакимом из скита Святой Анны: разговаривать как монах, смотреть как монах, есть как монах, спать как монах, думать как монах, молиться как монах, исполнять послушание, как монах, – отцы стараются соблюдать всегда и везде.


    ТРАПЕЗА

    Ровно в час дня бывает трапеза. За 5 минут до её начала все насельники оповещаются ритмичным стуками в железное било. Трапезная в обители находится рядом с Покровским храмом, внутри с восточной стороны, стоит стол игумена; вдоль стен стоят столы для монахов и паломников; к западной стене, значительно выше пола, прикрепляется амвон с подставкой для книги в виде золотого орла для чтеца. За едой читаются поучения св. отцов или жития святых.

    Трапеза зависит от дня недели и подготовки к Причастию Святых Таин. Сами монахи едят мало, поскольку еда для них второстепенна. По понедельникам, средам и пятницам – еда простая, постная. Во время постов полагается только растительная пища, на столах отсутствует даже оливковое масло. Съесть рыбу в постный день – немалое прегрешение. Пищу насельники вкушают два раза в день, никогда не употребляя мяса и вина. В обычные дни на столах есть суп, картошка или макароны, рис, салат, овощи и фрукты. Из питья – травяной чай, компот из сухофруктов и вода. По праздникам и воскресным дням могут подать солёную или запеченную рыбу, яйца и какао.

    На трапезе после краткой молитвы братия вкушают в безмолвии не более 15 минут. В это время читают Жития святых или духовные поучения. Иногда перед игуменским столом можно увидеть монаха, исполняющего за проступок наказание – поклоны. За трапезой игумен трижды ударяет в колокольчик: после 1-го удара разрешается пить, после 2-го чтец прекращает чтение, спускается с амвона и принимает благословение у игумена, а трапезарь (если это воскресный день) подносит игумену для благословения укрухи (остатки хлеба), после 3-го удара вкушение прекращается, все встают, затем читаются благодарственные молитвы. Перед благодарственными молитвами прибавляется неск. прошений, произносимых попеременно игуменом и чтецом. После трапезы игумен становится по правую сторону от выхода с приподнятой благословляющей рукой; повар, чтец и трапезарий замирают в поклоне напротив игумена (по левую сторону от выхода), прося прощения у братии за возможные погрешности в своём служении. Таким образом, все выходящие из трапезной «попадают» под благословение отца-настоятеля. После трапезы отцы вновь расходятся по послушаниям.


    ВЕЧЕРНЯ

    За час до начала вечерни после монастырских трудов позволяется отдых. Это помогает братии иметь силы для молитвы на вечернем богослужении. Дважды, за полчаса и без четверти, стук деревянного била снова созывает всех насельников в храм. Вечерня, предваряемая чтением 9-го часа, начинается в 5 часов вечера. Длится она около часа и заканчивается ежедневной заупокойной литией, совершаемой в притворе. Сразу после службы следует вечерняя трапеза.

    Ужин часто бывает из тех же блюд и в том же количестве, что и на обеде, только холодный. Выносить еду из трапезной разрешается только больным. Немощным братьям из числа мирян, проживающих в монастыре и несущих определённое послушание, разрешают вечером выпить чай с куском хлеба. В келье и на послушании иногда можно пить чай, но на это надо обязательно взять благословение. Вообще благословение берут на любое, даже самое незначительное действие.

    После ужина братия сразу идут в храм для совершения повечерия. На нём поётся молебный канон Богородице перед ватопедской иконой «Отрада и Утешение», и затем игумен всех помазывает елеем от лампады, горящей пред святым образом. Также за повечерием ежедневно читается акафист Божией Матери. Эта святогорская особенность никогда не опускается, так как Божия Матерь является хранительницей не только Своего земного удела – Святой Горы Афон, но и Матерью всех монахов вообще. Завершается повечерие молитвами на сон грядущий. В конце службы под византийское пение Богородичного тропаря «Красоте девства твоего…» все насельники прикладываются к иконам и берут благословение у игумена на грядущую ночь.


    После повечерия (в 19.15) бывает небольшой промежуток времени, примерно около часа, когда есть возможность поговорить друг с другом. Но затем разговоры с кем-либо, в том числе с паломниками, не благословляются, чтобы не впасть в праздность и осуждение. Много говорить вредно, это негативно сказывается на монашеском делании. У монахов нет особой необходимости в общении друг с другом: если монах внимателен к себе, соблюдает монастырский устав и не скрывает помыслы от духовника, благодать его утешает и у него нет большой потребности говорить. Вечерним молчанием должно подготовить свой ум к ночной молитве.

    После повечерия монахам также без благословения строго запрещено заходить в кельи к паломникам. Радио и телевизор в обители запрещены. За пределы монастыря без благословения никто не выходит.

    ГИГИЕНА

    Древние основатели монашества ради спасения души безразлично относились к телу. Так, отец монашества св. Антоний Великий (251-326 гг.) питался хлебом и солью, жил в пещерах, не соблюдая гигиены. Ранее монахам в святогорских монастырях запрещали и считали грехом мыть голову, расчёсывать волосы головы или бороду, ходить в баню. Очень строгие подвижники не мыли лиц, умываясь лишь собственными слезами. В наше время, правила в отношении личной гигиены смягчились. Монахам позволяется мыться, а лечение медикаментами является обязательным. Есть свой монастырский врач, который часто приезжает в обитель и регулярно обследует каждого монаха и трудника. Если обнаруживаются серьёзные симптомы, то производится госпитализация в областную больницу. Здоровье – Божий дар, и к нему в монастыре относятся очень серьёзно.

    Некоторые правила остались неизменно: без особой нужды не обнажать тело, даже руки во время работы. У монахов видеть человека, например в шортах, с обнажёнными ногами (не говоря уже о женщинах) считается большим неприличием.

    СОН

    Спят иноки в одежде: в подрясниках, ослабив ремень, в тонких матерчатых скуфьях и носках, чтобы всегда быть готовыми к молитве, послушаниям и на Страшный Суд. Сон занимает в монастырской жизни ровно такое же место, как и прием пищи: монахи спят столько, сколько нужно, чтобы не утратить здравый рассудок и быть в состоянии выполнять свои послушания. Обычно это 5-6 часов. Следует заметить, что общежительный устав расписан специально таким образом, чтобы время еды никогда не соединялось со временем отдыха и сна. Это очень важный момент с аскетической точки зрения.

    К строгому распорядку постепенно приучают себя и паломники, проживающие в монастыре. Им также приходится подниматься с постели задолго до рассвета на церковную службу, и чтобы понять и прочувствовать всю суть монашеской реальности, это действительно необходимо делать.

    Сутки делятся примерно на 3 восьмичасья, отведенных для молитвы, работы и отдыха. Старинный греч. стих так описывает повседневные труды монаха: (Γράφε, μελέτα, ψάλλε - στέναζε, προσεύχου, σιώπα) «Пиши, занимайся, пой, воздыхай, молись, молчи».

    С давних времен на Руси бытует поговорка: «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Уставы разных общежительных монастырей действительно сильно отличались друг от друга. Но, несмотря на все отличия, существовал ряд общих строгих правил, которые составляли основу порядка в любой киновии. К таким правилам относилась обяза-тельная общая трапеза: все от игумена до послушника должны были есть за общей трапезой и ничего, даже питьевой воды, в своих кельях не держать.

    Одинаковыми для всех монахов были и правила поведения за общей трапезой. Первое и основное - всегда оставаться довольным предложенной «ествой»: «что ти поставят, о том не роптати». Пища и питие по-лагались всем одинаковые и в равных количествах. Иноки приступали к еде только после того, как игумен «возложит руку на брашно или питие». Все сидели молча и внимательно слушали чтеца, который по благословению настоятеля читал жития святых или творения святых отцов.

    Говорить за трапезой разрешалось только настоятелю, келарю и служебникам, да и то только о необходимом.

    За столом каждый смотрел перед собой, а не по сторонам, у другого брата ничего не брали и своего перед ним не ставил, чтобы не ввести соседа в грех чревообъядения.

    Монахам запрещалось без благословенной причины опаздывать на трапезу

    Кроме обеда и ужина монаху не разрешалось ничего есть, даже ягоду в лесу или овощи на огороде.

    Время трапезы, вероятно, различалось в разных монастырях. Этот распорядок целиком определялся богослужением.

    В монастырях всегда устраивали две разновременные трапезы. За первой ели иноки с настоятелем, за второй (последней) ели келарь, чтец и все служебники, которые служили монахам за трапезой.

    Во время второй трапезы обедали и ужинали еще и те служебники, которые отвечали за приготовление пищи.

    Трапезные палаты в монастырях любили устраивать при храмах. Это было удобно: теплый воздух из подклета трапезной подавался в церковь и отапливал ее. Такая церковь называлась теплой, «зимней», в ней и проходили обычно все монастырские службы в зимнее время года. В XVI веке в богатых обителях строили каменные одностолпные трапезные: цилиндрические своды опирались на большой столб в центре палаты. Одна из первых таких трапезных при церкви была устроена в Кирилло-Белозерском мона-стыре в 1519 году. Она представляла собой прямоугольник, восточная стена которого разделяла церковь и трапезную. В этой стене находилась дверь, через которую монахи после церковной службы сразу могли пройти на обед. На восточной стене всегда устраивался иконостас, так что трапезная сама явля-лась как бы церковью.

    В трапезной стояли столы, убранные скатертями (для рядовых дней и праздников полагались свои скатерти), и лавки. По мнению некоторых исследо-вателей, за каждым столом в трапез-ной сидело шесть человек, так как некоторые блюда приготовлялись и подавались именно на шесть чело-век: на Пасху по «шесть яиц в расоле», пекли «хлеб брацкой шестеровой».

    Качество посуды, употребляемой за трапезой, за-висело от достатка монастыря. Деревянную посуду: тарелки, братины, ковши - любили расписывать, ложки, ручки ковшей украшали резьбой.

    Любимые блюда

    Неизменным блюдом монастырского рациона были щи, которые ели практически каждый день: и в постные, и в непостные дни (кроме дней сухоядения), в праздники. Щи варили из белой свежей капусты, «борщевые» (то есть с борщом — квашеной свеклой), с кислицей (щавелем), заправляли перцем, на Пасху и другие праздники подавали с яйцами. Ино-гда щи заменял тавранчуг — особая похлебка из рыбы или репы или «ушное» — уха.

    Если разрешалось по уставу два «варива», то вто-рой «вареной едой» обычно была каша. Монастыр-ский стол метко характеризует старая русская пого-ворка — «щи да каша — пища наша». Кашу могла за-менять другая «ества»: «горох битой» или горох «цыженый» (гороховая гуща), капуста, лапша гороховая или кислая. Наиболее разнообразна была трапеза в непостные и праздничные дни.

    Самым важным и любимым продуктом была, ко-нечно, рыба. Рыбный стол богатых монастырей отличался большим разнообразием. В ледниках Кирилло-Белозерского монастыря в 1601 году хранились бочки «судочины, лещевины, щучины», семги, черной икры; здесь же лежали «осетры длинные» с Волги и шехонские (с реки Шексны). В сушилах над ледниками находился запас вяленой и сушеной рыбы: «пласти лещевые, язевые, щучьи, стерляжьи», семга, множество пучков вязиги (сухожилие из красной рыбы), сущ мелкий и снетки, и «чети молю заозерского».

    В обиходнике Новоспасского монастыря упоминаются семга, белорыбица, осетрина, белужина, севрюга, щука, судак, сущ, стерлядь, икра черная и красная — сиговая. Стерлядь в этом монастыре считалась «расхожей рыбой», ее подавали в основном монастырским слугам и странникам.

    Блюда из рыбы были также очень разнообразны, но больше всего любили жареную свежую рыбу, которую подавали в сковородках по великим празд-еникам. Кроме того, рыбу запекали на решетках, ва-рили и подавали со взваром, горчицей и хреном. Свежесоленая рыба была редким угощением и подавалась только несколько раз в году даже в таком богатом монастыре, как Иосифо-Волоцкий. Любимым рыбным блюдом монахов Кирилло-Белозер-ской обители были «крушки». У келаря в записях особо отмечены дни, когда «крушки живут на братию». Что представляло собой это блюдо, сказать сложно, но, судя по тому, что слово «крушкий» в ста-ром русском языке означает ломкий, хрустящий, видимо, это была тонко порезанная рыба, жаренная до хрустящего состояния. Когда жарили «крушки», то завешивались холстом, видимо, от брызг кипящего масла.

    Среди рыбных блюд в монастырских обиходниках упоминаются еще «головы осетрьи», лещи жареные «с телом со взваром и перцем», «ладожина с уксу-сом», пироги с вязигой, «караваи» с рыбой, икра черная с луком и красная с перцем. В Новоспасском монастыре варили несколько сортов каши с рыбой: кашу с кусками семги, кашу со снетками, кашу «с вандыши» (мелкой рыбкой), кашу «с головизною» (с головами и хрящевыми частями рыб), кашу «с пупками», «кашу на ухе».

    Значительно разнообразили монашеский стол разных сортов пироги (с сыром, капустой, морковью, горохом, кашей, грибами), караваи (битые с морковью, репой), калачи, блины, оладьи «хворосты».

    Любимым напитком в монастырях традиционно был квас, в праздничные дни его пили за обедом и ужином и перед повечерием.

    Квас готовили нескольких сортов. В Волоколамском монастыре в качестве самого ходового употреблялся ячневый и овсяный квас, в более торжест-венные дни — «сыченой» — из сыты (сладкого сусла, которое готовилось из муки и солода) и медовый. Был еще «паточный квас», который подавали по ве-ликим праздникам. Паточный квас готовили из чистого, нетопленого меда — самотека, стекавшего с сотов. Монастырский квас ценился не только как вкусный, но и чрезвычайно «энергетический» напиток, необходимый для поддержания сил. Так, в дни про-тяженных служб (на двунадесятые праздники и дни со всенощным бдением) священники, диаконы, го-ловщики (клиросные монахи) и уставщик получали дополнительные чаши с медовым квасом «на погребе», а псаломщики — «поддельный квас». Этот же квас полагался большим служебникам и больной братии в больницах. Остальная братия получала «чаши схо-жие». «Добрый» квас был утешением в праздничные дни.

    Медовый квас заквашивался двумя способами: 1) хмелем и дрожжами; 2) простым мягким калачом. В первом случае получался хмельной квас, во втором — обычный. В тех монастырях, где было запрещено «пиянственное» питие, квас заквашивали калачом. В «Домострое» рассказы-ваются рецепты приготовления разнообразных квасов, в том числе обычного медового: «А квас медвяной сытити простой: взяти меду патоки в четверо; да процедить ситом чисто, да положить в меръник (сосуд. — ред.), а наквасить калачем простым мяхким, без дрожжей, а как укиснет — ино сливать в бочки».

    Особое примечание

    Мясо русские монахи никогда не употребляли. По древним уставам, даже приносить мясо на террито-рию монастыря или готовить его на монастырской кухне строго запрещалось. Насколько строгим было это правило, подтверждает чудо из Жития преподобного Пафнутия Боровского, случившееся с известным иконописцем Дионисием. Он был приглашен вместе со своей дружиной для росписи нового каменного храма в монастыре. Иконописцы жили в се-ле неподалеку от обители. Поскольку были они людьми мирскими, то преподобный Пафнутий повелел им никакой своей еды в монастырь не прино-сить. Один раз иконописцы забыли про заповедь преподобного и, отправляясь в монастырь на работу, взяли с собой баранью ногу, начиненную яйцами. Вечером они сели ужинать, первым вкусил Дионисий. Нетрудно представить себе его состояние, когда он увидел в бараньей ноге вместо яиц червей. Ногу выбросили за монастырь собакам, но после этой трапезы художник тяжело заболел. Все его тело покрылось струпьями, так что он не мог двинуться. Осознав свой грех, Дионисий покаялся перед преподобным. Тот, преподав иконописцу назидание впредь не нарушать монастырские правила, повелел ударить в било и созвать братию на водосвятный молебен. Ос-вященной водой Дионисий обтер все свое тело и, обессилев после службы, уснул. Проснулся он уже совершенно здоровым.

    Приготовление пищи в монастырях, как и любое дело, обязательно освящалось молитвой. Рано утром, перед заутреней, повар и хлебник приходили в церковь и трижды творили земной поклон перед Цар-скими вратами. После этого они просили у екклесиарха огня, тот зажигал «лучину» от лампады в алтаре храма и передавал ее повару и хлебнику. И уже от этого «честного огня» зажигались поленья в печах поварни и хлебни, что бы все, вкушающие пищу, получали вместе с ней Божественную благодать и освя-щение. Не случайно и приготовление трапезы было всегда сугубо монашеским послушанием; мирские люди в этом деле могли быть только помощниками.

    Особенно благоговейно в монастырях относились к выпеканию хлеба. Этот процесс подробно описан в Студийском уставе. В русских монастырях все совершалось, скорее всего, точно также. Поскольку просфоры должны быть испечены уже к литургии, а хлеб - к обеду, то начинали печь хлеб очень рано. В самом начале утрени, после шестопсалмия, кутник, сотворив близ игумена земной поклон, шел собирать братию на послушание в пекарню. Сначала подхо-дил к инокам, стоявшим на правой стороне церкви, потом переходил на другую сторону. Все собирались в центре храма перед Царскими вратами и шли бла-гословляться к игумену. Сотворив земной поклон, го-ворили: «Благослови, помолись за нас, святый отче». Игумен отвечал: «Бог спасет», и монахи отправлялись в пекарню. Здесь, вымешивая тесто, они пели псалмы, канон и другие молитвы, полагавшиеся на утрене. Кроме того, в русских монастырях читали еще особую молитву «егда месити тесто на хлебы в обители». Поставив тесто, иноки уходили в церковь, где продолжали молиться с остальной братией, но старший монах оставался в пекарне, чтобы следить за тем, как подходило тесто. После службы он обходил кельи иноков, месивших тесто, и они вновь собирались в пекарне, чтобы теперь уже печь хлеб. Может быть, благодаря этим молитвам хлеб, испеченный в обители, был особенно вкусен, а монастырский квас "излечивал от самых невероятных болезней.

    Исторические свидетельства подтверждают, что истощение вовсе не свойственно православному посту. Вот, например, перечень блюд, которые были поданы Святейшему Патриарху в среду первой седмицы Великого поста в 1667 г., даже поверхностное ознакомление с ним говорит о полноценности и сбалансированности постного стола: «Хлебца чет, папошник, взвар сладкий с тмином и с ягоды, перцем да шафраном, хрен, грибочки, капуста топтаная холодная, горошек зобанец холодный, киселек клюковный с медом, кашка терта с маковым сочком, хлебец крупичатый, полоса арбузная, горшочек патоки с имбирем, горшочек мазуни с имбирем, три шишки ядер и пр.».

    Монашеская еда, по уставу, должна была быть про-стой и недорогой. По столовым обиходникам монастырей видно, что пища была довольно разнообразной и максимально полезной, такой, чтобы восстановить силы даже в самый изнурительный пост. Причем обязательно учитывалось, что не все могут есть одну и ту же пищу, поэтому предлагалась равноценная еда на обмен. Например, молочную кашу или молоко можно было поменять на яйца, репу — на огурцы и т.д. Не допускалось на трапезе и дублирование блюд: если подавали караваи, то калачи отменялись.

    В монастырях ели один или два раза в день. Согласно общему правилу, в постные дни — понедельник, среду и пятницу — был только обед, ужина не полагалось даже в постные дни Пятидесятницы.

    Обычный постный обед монаха Волоколамского монастыря состоял из половины мягкого хлеба на брата и двух вареных блюд без масла: щей с белой ка-пустой или борщом и каши (вместо каши иногда подавали «горох битой» или «горох цыженой», то есть гороховую гущу), или «кашу на ухе», второе блюдо можно было поменять на огурцы.

    Если в постный день случался большой или малый праздник со славословием, то к щам подавали вариво с маслом: капусту или лапшу, или «цыженой горох» и, кроме того, — по четверти калача как праздничное блюдо (если кормили лапшой, то калачи не подавали).

    Во вторник, четверг и субботу устраивалось две трапезы: обед и ужин.

    Пасха — «Праздников праздник» и «Торжество из Торжеств». Пасхальную радость дополняла трапеза, за которой даже в бедных обителях выставлялось все, что могли найти. Чрезвычайно обидно было остаться в такой великий день, после трудного и долгого поста, без утешения. Однажды в Боровском монастыре случилось так, что келарь не смог найти даже мелкой рыбешки для праздничного стола. И тут братия и слуги, изнемогшие от «постных трудов», стали открыто роптать на святого. Поздно вечером в Великую субботу пономарь пошел на ближнюю речку, где всегда брали воду для монастыря, зачерпнуть воды «на укроп» (теплую воду, которой запивали причастие) к Божественной литургии. И увидел в реке мно-жество рыбин, которых в тех местах называли «сижками», поскольку по вкусу и внешнему виду они напоминали сигов, но по размеру были чуть больше сельди. Обычно монахам удавалось выловить в этой речке одну-две рыбешки. Пономарь побежал к пре-подобному и рассказал ему о чуде. Тот благословил закинуть сети, улова хватило на всю Светлую седмицу, чтобы кормить братию рыбой и за обедом, и за ужином. (Житие Пафнутия Боровского.)

    А в благополучные времена в монастырях традиционно пекли куличи, их назвали «перепечи». Они бывали пшеничные белые или ржаные. В Волоко-ламский монастырь перепечи привозили. Интересно, что перепечи ели не только на Пасху и Светлой неделе, но еще на Троицу и Успение. В Волоколамском монастыре за пасхальной трапезой подавали пшеничные перепечи, щи, яйца, жареную свежую рыбу, два рыбных блюда (из хорошей рыбы) с горчицей и со взваром, кашу молочную и паточный квас. Похожей была трапеза и в Кирилло-Белозерском монастыре: щи с перцем, яйца, перепечи, по две чаши медового кваса каждому иноку. В полдень на трапезе пили «квас сычен». За ужином братия вкушала перепечи — по осмине на инока, рыбу лодожину с уксусом и «квас сычен». Кирилловскую братию вечером также ждал ужин с рыбой, калачи и по две чаши медового кваса, все монастырские слуги и работники тоже получали на ужин по чаше кваса.

    Несмотря на случавшиеся праздничные утешения, а иногда и послабления, в монастырях не забывали, что праздник — это прежде всего духовное тор-жество, а утешение должно соответствовать правильной мере. Старцы напоминали братии завет Спасителя: «Да не когда отягчают сердца ваши объядением и пиянством» (Лк.21, 34) и слова апостола: «Аще ясте, аще пиете, аще ино что творите, все во славу Божию творите».

    По обиходникам Иосифо-Волоцкого, Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей легко можно сделать вывод, что трапеза здесь была довольно разнообразной и калорийной. Но этот вывод не удается распространить на другие русские обители. Монашество средних и малых русских монастырей жило иначе, часто спасаясь от голода случайными подаяниями и государевой милостыней.

    До Пасхи еще пара недель. И в кулинарном блоге трудно обойти тему постной еды. Вот только не буду я давать советов, что и как готовить. А расскажу-ка лучше, как питались монахи до исторического материализма. И поможет мне в этом прекрасная статья из журнала "Наша пища" от 1893 года.


    По новейшимъ статистическимъ даннымъ, число всехъ монастырей въ Росс i и простирается до 684, именно: мужскихъ - 484 и женскихъ - 200. Монашествующихъ состоитъ при нихъ 6.813 лицъ мужскаго пола и 5.769 женскаго пола; послушниковъ - 4.143, послушницъ - 14.199.
    Всего, такимъ образомъ, 31.000 монашествующихъ на всю Росс i ю при ея 110 милл i онномъ населении. Въ одной Московской губерн i и насчитывается 32 монастыря—мужскихъ и женскихъ. Далее, идутъ губерн i и: Новгородская—28 монастырей, Владим i рская— 17 монастырей, Вологодская—10 монастырей. Затемъ въ остальныхъ губерн i яхъ число монастырей колеблется отъ 1 до 5 и редко до 10 монастырей.

    Монахи — превосходные хозяева и монастырск i я столовыя широко открыты для всякаго приходящаго въ монастырь. Странствующие богомольцы, «паломники», находясь въ монастыре, всегда продовольствуются на счетъ монастыря. Какъ известно, монахи, поступивъ въ монастырь, отказываются, между прочимъ, и отъ потреблен i я мяса. На Востоке, вследств i е теплаго климата, монахи продовольствуются исключительно растительною пищею. Такт, напримеръ, на Афоне обыкновенное меню монастырскаго питан i я представляютъ: вареныя тыквы или огурцы, коз i й сыръ, арбузъ - столъ въ высшей степени враждебный европейскимъ желудкамъ.

    Мне пришлось ознакомиться съ питан i емъ монаховъ на Валааме и съ питан i емъ монахинь въ Новодевичьемъ монастыре въ Петербурге.
    Еще до поездки на Валаамъ, однажды летомъ, въ дачной местности, я встретилъ толпу богомольцевъ, возвращавшихся съ Валаама. Богомольцы — крестьяне шли съ длинными посохами въ рукахъ и небольшими котомками. Заинтересовавшись ими, я спросилъ, откуда они?

    — Съ Валаама!
    — Ну, что? Хорошо тамъ?
    — Хорошо, хорошо! За обедомъ четыре блюда подаютъ!..
    — Кормятъ, значить, хорошо?
    — Досыта!..

    Въ то же лето я побывалъ въ Валаамскомъ монастыре и могъ проверить впечатления простолюдина касательно питан i я монаховъ.

    Персоналъ Валаамскаго монастыря состоитъ изъ 150 монаховъ и 150 послушниковъ. Кроме того, монастырь нанимаетъ для производства разныхъ хозяйственныхъ работъ до 200 рабочихъ, преимущественно чухонъ и корелловъ.

    Хозяйство монастыря находится въ блестящемъ состоянiи. Во время весенняго и осенняго ледохода, въ продолжен i е несколькихъ месяцевъ, отрезанный отъ общества, отъ Mipa, монастырь, по необходимости, озабочивается обзавестись всеми продовольственными продуктами, большинство которыхъ добываетъ своимъ трудомъ, и при томъ у себя въ монастыре—на своем острове.

    Кроме церковной службы, монахи сами пашутъ землю, убираютъ съ поля хлебъ, косятъ траву, занимаются огородничествомъ и т. п. Летомъ, во время полевыхъ работъ, нередко бываетъ «общее послушан i е». Напримеръ, весь монастырь выходить на уборку хлеба и т. п. Въ этомъ случае, игуменъ обращается къ монахамъ въ такой форме: «На святое послушан i е, благословляю, васъ брат i я, на покосъ!

    Садоводство и огородничество въ монастыряхъ процветаютъ. Благодаря тщательнымъ и неутомимымъ трудамь, монастырь, по части культуры садовыхъ растен i й, достигъ удивительныхъ результатовъ. При этомъ не c ледуетъ упускать изъ вида значительную северную широту Валаама, а также и суровый климать. За садоводство и огородничество монастырь имеетъ несколько золотыхъ и серебряныхъ медалей съ разныхъ выставокъ. Одна изъ медалей получена за культуру яблокъ, изъ которыхъ некоторые весятъ отъ 3/4 до 1 фунта. Дыни достигали 7 фунтовъ, арбузы 20 фунтовъ, а тыквы 2 пудовъ.

    Въ продолжен i е года монастырь расходуетъ для своего продовольств i я 10.000 пудовъ хле6а, большую часть котораго онъ засеваетъ самъ. Въ монастыре — своя мукомольня. Хлеба особенно много идетъ летомъ, когда бываеть большой наплывъ богомольцевъ. Въ течен i е года на Валаамъ перебываетъ отъ 10.000 до 15.000 богомольцевъ.

    Гранд i озную картину представляетъ храмовой праздникъ монастыря 29 июня, когда стекаются тысячи паломниковъ. Богомольцы, прибывшие на Валаамъ, живутъ на иждивен i и монастыря и ходятъ на общую братскую трапезу съ монахами, которая бываетъ два раза въ день.

    Монахи питаются растительной и молочной пищей. Вт понедельникъ, среду и пятницу пищу готовятъ на постномъ масле, а въ остальные дни—на скоромномъ масле. Обедъ— въ 12 часовъ, ужинъ - въ 8 часовъ. За обедомъ подаютъ 4 блюда: 1) ботвинья изъ огородныхъ овощей, а въ постные дни — картофель съ огурцами, 2) щи со снетками или соленой рыбой, 3) похлебка, 4) гречневая каша. Чернаго ржанаго хлеба— сколько хочешь. Монахамъ въ кельи выдается порц i я чаю, сахару и молока.

    Монастырская столовая представляетъ обширный залъ, въ которомъ въ три ряда разставлены столы. Въ простенкахъ между окнами изображены святители, в черныхъ монашескихъ рясахъ, со свитками въ рукахъ, на которыхъ начертаны разныя нравственныя поучен i я. Длинные ряды столовъ вмещаютъ до 500 человекъ. Для монастырскихъ наемныхъ рабочихъ имеется особое помещен i е, въ которомъ две столовыхъ: для русскихъ и чухонъ.

    На трапезе у монаховъ, въ переднемъ углу, отведено почетное место для отца игумена. Къ столу, съ левой стороны, привязанъ колокольчикъ. По окончан i и обедни, монахи, послушники и «паломники» разнаго зван i я идутъ въ столовую: пока тамъ разносятъ кушанье, они стоятъ у дверей столовой. Но вотъ, наконецъ, дверь столовой растворилась, и публика чинно, не торопясь идетъ къ столамъ. Каждый становится, где попало; купецъ стоить рядомъ сь мужикомъ и т. д.

    Когда все места за столами заняты, наступаетъ тишина, отецъ игуменъ подаетъ звонокъ, и монахи, повернувшись къ образамъ, поютъ предъобедныя молитвы. После молитвы - опять тихо. Игуменъ снова подаетъ звонокъ, публика садится на скамейки и приступаетъ къ трапезе.

    За обедомъ прислуживаютъ молодые послушники, которые, однако, успеваютъ обедать вместе со всеми. Каждому обедающему положены больш i е дольки хлеба. Въ жестяныхъ чашахъ налитъ монастырск i й квась.

    Во время постовъ монахи питаются, главнымъ образомъ, овощами и грибами. Монахи заготовляютъ въ прокъ грибовъ громадное количество, потому что въ посты ихъ расходуется по 1 ушату ежедневно. Пища валаамскихь монаховъ, однако, для непривычнаго петербургскаго обывателя довольно тяжела.

    Въ Новодевичьемъ монастыре въ Петербурге насчитывается до 500 монахинь. Летомъ монастырь нанимаетъ до 100 огородниковъ и работницъ-капорокъ для работы въ монастырскихъ огородахъ, да въ монастырскомъ пр i юте числится 70 девочекъ, итого около 700 человекъ продовольствуются монастырскимъ хлебомъ.

    Каждою отраслью питан i я заведуетъ монахиня, опытная мастерица по избранной ею специальности. Одна монахиня заведуетъ хлебопекарней, другая - квасной, третья - просвирной, четвертая - кухней и т.д. Есть даже особая пекарня, подъ назван i емъ «крендельной», где пекутъ крендели.

    Монастырская пекарня—обширныхъ размеровъ. Две громадныхъ «русскихъ печи», отделанныхъ снаружи изразцами, могут вместить въ себе до 50 хлебовъ, которые выпекаются на «противняхъ», такъ, что каждый хлебъ имеетъ четыреугольную форму.

    По средине пекарни обращаетъ на себя вниман i е громадная монастырская квашня, въ которую умещается сразу два куля муки, т.е. около 20 пудовъ. Промесить такую массу теста, конечно, бываетъ очень трудно: приходится прибегать къ помощи особаго «ворота», который представляетъ собою весьма хитроумное приспособлен i е - къ монастырской квашне. Представьте себе стоящую на полу квашню высотою около 2 аршинъ и шириною по д i аметру около 1 сажени. Изъ средины дна квашни подымается вверхъ деревянная балка, которая верхнимъ своимъ концемъ упирается въ потолокъ.

    Отъ этой балки въ квашне, во все стороны, по разнымъ направлен i ямъ, вверхъ, внизъ, вбокъ и т. д. идутъ деревянныя вилки—мешалки, которыя доходятъ почти до самыхъ стенокъ квашни. Кроме того, повыше самой квашни, къ балке, съ четырехъ сторонъ, приделаны длинные рычаги: взявшись руками за концы этихъ рычаговъ, можно ходить вокругъ квашни; отъ этого воротъ, со всею системою «мешалокъ» придетъ въ круговое движете, и тесто, находящееся въ квашне, мало по малу будетъ «меситься».

    Приступая «мешать тесто», обыкновенно 8 монахинь, ходятъ вокругъ квашни и вертятъ воротъ въ продолженш 1 часа, сперва въ одну сторону, а потомъ въ другую. Изъ квашни выходитъ 50 хлебовъ, весомъ 25 фунтовъ въ каждомъ. Въ родительскую субботу, когда бываетъ поминовен i е усопшихъ, монастырь выпекаетъ до 2,000 просфоръ. Въ больш i е праздники хлебъ и квасъ выставляются у монастырскихъ воротъ - для прохожихъ и богомольцевъ.

    Монастырское питан i е зиждется, главнымъ образомъ, на растительной пище съ прибавкою рыбныхъ и молочныхъ продуктовъ. Растительная пища кладетъ некоторый отпечатокъ на здоровье и вообще на физическ i й организмъ монахинь: большинство изъ нихъ бледнолицыя, у многихъ, что называется, ни кровинки на лице; это сообщаетъ ихъ физiоном i и апатичное, безстрастное выражен i е. Впрочемъ, здесь много значитъ и «келейный» образъ жизни монахинь.

    Фото - Einar Erici (1885-1965)

    «Очень важно научиться христианской аскезе.
    Аскеза - это ведь не жизнь в пещере и постоянный пост,
    аскеза - это способность регулировать в том числе и свое потребление идеями и состоянием своего сердца.
    Аскеза - это победа человека над похотью, над страстями, над инстинктом.»
    © Патриарх Кирилл
    Из выступления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в прямом эфире украинского телеканала «Интер»

    Ныне российские святые отцы РПЦ, в монашестве пребывающие (черное духовенство), есть главная определяющая и направляющая сила модернизации всей великой демократической России и благочестивого преобразования духовности мудрого и героического российского народа.

    Групповое фото благоверных Верховных Учителей и Реформаторов российских перед банкетом в Большом кремлевском дворце:

    Монастырская трапеза - коллективный ритуал. Монахи питались два раза в день: обед и ужин, а в отдельные дни вкушали всего один раз (хотя этот "один раз" мог быть и весьма продолжительным); по разным причинам изредка бывало, что трапезование вообще исключалось. Главным было не количество пищи, а качество блюд: постное или скоромное, роль блюда в обрядах, время приема пищи.

    Рыба постная печёная холодная с украшением постным майонезом и нарезанными овощами.

    Осетрина, запеченная целиком без кожи
    (перед запеканием с рыбы аккуратно снять кожу от основания головы до хвоста).

    Cудак, начиненный грибами, авокадо, картофелем (авокадо и картофель 1:1) и зеленью и запеченный в духовке. Монахи полагают судака самой постной рыбой, т.к. в нем всего 1,5% жира.
    Добавки в монашеское питание богатых жирами авокадо, оливок и орехов позволяют восполнить недостаток жиров в постные дни, в которые по монастырскому уставу положено есть блюда без масла.

    Представление о парадном монастырском обеде середины XIX в. позволяет составить перечень блюд, которые подавались к столу 27 ноября 1850 г., в день празднования памяти основателя монастыря.

    «Реестръ кушанью в праздникъ свят. Иакова 1850 года ноября 27-го дня
    Для закуски в верху
    1. 3 кулебяки с фаршомъ
    2. 2 щуки пареныя на двух блюдахъ
    3. Окуни заливные с фаршомъ на двух блюдах
    4. Караси разварные на двухъ блюдах
    5. Лещи жареные на двухъ блюдах
    В трапезе братцкой для обеда
    1. Кулебяка с кашей
    2. Икра паюсная
    3. Малосольная белуга
    4. Ботвинья с малосольной рыбой
    5. Щи с обжаренной рыбой
    6. Уха из карасей и налимов
    7. Соусъ из горошка с рыбой жареной
    8. Жареная капуста
    9. Хлебенное сухое с вареньем
    10. Канпотъ из яблокъ
    Для белаго духовенства закуска
    1. Икра и белой хлебъ на 17 блюдахъ
    2. Холодное из головизны с хреномъ и огурцами на 17 блюдахъ»

    Примеры сервировки:

    Сервировка постного монашеского стола к ужину.
    Ломтики помидора с постным соевым сыром, ломтики постной рыбной колбасы, рыбные и овощные закуски, горячие постные порционные блюда, различные монастырские напитки (квас, морс, свежевыжатые соки, минеральная вода), фруктовая тарелка, несладкая и сладкая монастырская выпечка.

    Монастырские кулинарные рецепты
    Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь
    Чем принципиально отличаются в питании миряне от монахов - первые любят просто вкусно покушать, вторые делают то же, но с глубоким богоугодным смыслом и с возвышенными духовными намерениями. Разумеется, сия превеликая духовная мудрость пониманию простых мирян мало доступна.

    Обвиняя современную ему атеистическую русскую интеллигенцию, свящ. Павел Флоренский так говорил про ее отношение к пище:
    «Ни есть, ни тем более вкушать интеллигент не умеет, не знает даже, что значит «вкушать», что значит священная еда: не «вкушают» дар Божий, не даже едят пищу, а «лопают» химические вещества».

    Вероятно, многие недостаточно отчетливо сознают значение пищи в жизни христианина.

    Скромный монашеский обед:

    Закуски холодные:
    - фигурная овощная нарезка,
    - расписной фаршированный судак
    - нежная семужка собственного особого посола
    Закуска горячая:
    - жюльен из свежих лесных грибочков, запеченных под соусом "бешамель"
    Салат:
    - овощной с креветками "Морская свежесть"
    Первое блюдо:
    - рыбная солянка «по-монастырски»
    Второе блюдо:
    - стэйк из семги под соусом «тар-тар»
    Десерт:
    - мороженое с фруктами.
    Напитки:
    - фирменный монастырский морс
    - квас
    И, конечно, к обеду подаются:
    - свежевыпеченный хлеб, медовые коврижки, разная несладкая и сладкая выпечка на выбор.

    Примеры сервировки:

    Монастырские постные закуски к общему монашескому столу.

    Семужка собственного особого монастырского посола.
    Лимончик для выжимания сока монастырские повара рекомендуют обернуть марлей, чтобы исключить попадание лимонных косточек.

    Постная рыбная солянка с лососиной.

    Постная рыбная солянка из осетрины с расстегайчиком с начинкой из налимьей печенки.

    Лососина паровая с постным майонезом, подкрашенным шафраном.

    Постный плов из риса, подкрашенного шафраном, с ломтиками рыбы и разными морепродуктами, какие сегодня Бог послал на обед монашеской братии.

    Фруктовый букет для общего монашеского стола.

    Монастырское постное шоколадно-ореховое полено.
    Шоколадно-ореховые массы трех цветов (из черного шоколада, белого шоколада и молочного шоколада) готовятся, как указано в предыдущем рецепте "Монастырские постные конфеты-трюфели". Затем послойно заливаются в форму, предварительно аккуратно застеленную полиэтиленой пленкой.
    Широкое использование в монашеском питании различных орехов и шоколада позволяет делать монашескую пищу вкусной и достаточно полноценной.

    Монастырские постные конфеты-трюфели.
    Ингредиенты: 100 г черного горького шоколада, 1 ч. ложка оливкового масла (в дни, когда масло запрещено, оливковое масло не добавлять, но конфеты получатся несколько более твердыми), 100 г очищенных орехов, 1 ч. ложка хорошего коньяка или рома, немного тертого мускатного ореха.
    Орехи потолочь в ступке, шоколад с добавлением оливкового масла разогреть, помешивая, на водяной бане до 40 гр. С, добавить толченые орехи, тертый мускатный орех и коньяк, размешать; брать теплую массу чайной ложкой в выкладывать в тарелку с порошком какао (по вкусу, в порошок какао можно добавить сахарную пудру) и, катая в порошке какао, сформировать шарики размером с грецкий орех.

    Напомним, что в монастырях мясо употребляют не очень часто, в некоторых не употребляют совсем. Поэтому "заклинание" «Карася, карася, превратися в порося» не работает.

    По великим и престольным праздникам братьям благословляется «утешение» - стаканчик красного вина - французского или, на худой конец, чилийского. И, конечно, готовятся блюда для специального праздничного меню.

    меню завтрака святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла в один из дней апреля 2011-го года.
    Меню патриаршего питания тщательно разрабатываются и балансируются диетологами для поддержания в патриархе должной энергии, необходимой для неустанного ведения его огромной духовной, организационной и представительской работы.
    В патриарших меню все исходные продукты и готовые блюда проходят такую же проверку, как и на кремлевской кухне. Все блюда на патриаршем столе - это плод долгого анализа, обсуждений и бесконечных дегустаций кулинаров высочайшего класса, санитарных врачей и врачей-диетологов.
    Ибо непременная для патриарха Кирилла вера в Божию милость и защиту - дело высокое духовное, а работа патриаршей охраны из ФСО и соответствующих врачей и лабораторий - дело ежедневное земное.

    Холодные яства:
    Икра осетровая с блинами из гречневой муки.
    Осетрина каспийская, подкопченная, с галантином из винограда и сладкого перца.
    Строганина из лососины с сыром пармезан и муссом из авокадо.

    Закуски:
    Рулет из фазана.
    Студень из теленка.
    Паштет из зайца.
    Блинчатый пирог с голубыми крабами.

    Горячие закуски:
    Рябчик жареный.
    Утиная печень под соусом из ревеня со свежими ягодами.

    Горячие рыбные кушанья:
    Форель радужная, припущенная в шампанском.

    Горячие мясные кушанья:
    Штрудель из копченой утки.
    Спинка косули с брусничным галантином.
    Оленина, зажаренная на решетке.

    Сладкие кушанья:
    Торт с белым шоколадом.
    Свежие фрукты с клубничным галантином.
    Корзиночки со свежими ягодами в желе из шампанского.

    Монастырский шеф-повар с удовольствием делится своими рецептами овощного салата с креветками и рыбной солянки.

    Прежде всего, чтобы все получилось вкусно и богоугодно, начинать готовить надо с чтения молитвы. Прочитали? Теперь за дело!

    Примеры сервировки:

    Слоеный постный салат по монастырскому рецепту.
    Салат укладывать слоями, каждый слой под постным майонезом, соль по вкусу.
    1-й слой - крабовое мясо консервированное, мелко порезанное (или крабовые палочки),
    2-й слой - рис отварной,
    3-й слой - кальмары отварные или консервированные, мелко порезанные,
    4-й слой - пекинская капуста мелко порезанная,
    5-й слой - севрюга отварная на пару, мелко порезанная,
    б-й слой - рис отварной.
    Украсить постным майонезом, икрой, листочком зелени и подать к монашескому столу.

    Винегрет по монастырскому рецепту.
    В состав винегрета входят: запеченные целиком в духовке, очищенные и порезанные кубиками: картофель, морковь, свекла; зеленый горошек консервированный, репчатый лук, соленые огурцы, оливковое масло.
    Иногда монастырские повара готовят винегрет с добавлением отварной фасоли и грибов (отварных или соленых, или маринованных).
    По вкусу в винегрет можно добавить мелко нарезанную соленую сельдь.

    Блюдо постное порционное из отварного в овощном курт-бульоне омара (опустить живого омара вниз головой в кипящий курт-бульон из моркови, лука, зелени, соли и приправ, время варки омара 40 минут, затем дать настояться 10 минут под крышкой) с гарниром из отварного риса, подкрашенного шафраном, и овощей с отдельно подаваемым в чашечке постным мучным соусом из осетрового бульона с добавкой протертого сквозь сито припущенного до прозрачности лука (не допускать подрумянивания) и специй; гарнировать ломтиком лимона.

    Там еще много чего интересного о продуктах, блюдах и вкушающих эти блюда.


    19415 21

    Я всегда думал, что монашеская еда - хлеб да вода. Но однажды оказался в монастырской трапезной - и мое мнение полностью изменилось. Более вкусных постных блюд в жизни не пробовал. В чем секрет?

    Монахи Свято-Пантелеймонового монастыря, что на Афоне, всегда встречают паломников радушно. Закон гостеприимства здесь блюдут строго - сначала накорми, потом расспроси. Впрочем, расспросами никто и после обеда вам докучать не будет: у каждого, считают они, своя дорога к храму.
    Мы совсем не удивились скромности трапезы: хлеб, гречневая каша, приправленная тушеными овощами, гороховая похлебка с зеленью (на которую в мирской жизни даже не взглянешь и уж точно не позаришься), печеная картошка с квашеной капустой, свежие огурцы да квас. Были еще оливки (их, кстати, как нам объяснили, можно есть с косточками) и красное сухое вино (на донышке кружки). Но вкус этих блюд... Он поразил нас! Самое подходящее в этом случае слово - "неземной". Я спросил об этом одного из иноков. Он молча возвел глаза к небу и тихо, без малейшего намека на поучительство и назидательность ответил: "Важно, с какими мыслями, не говоря уже о словах, человек приступает к приготовлению еды и самой трапезе. Вот что по этому поводу написано в "Киево-Печерском Патерике": "Было дано увидеть одному старцу, как различалась одна и та же еда: хулящие пищу - ели нечистоты, хвалящие - мед. Ты же, когда ешь или пьешь, славь Бога, потому что себе же вредит хулящий".
    Квашеная капуста была с морковью, свеклой и ароматными семенами укропа. Именно они придавали привычной для нас, россиян, зимней заготовке удивительный вкус. И, как сказали монахи, такая капуста очень полезна для хорошей работы желудка. Над горкой капусты, выложенной в простые алюминиевые миски, возвышалось сверкающее глянцем моченое яблоко. Несколько таких яблок обязательно кладут в каждую кадушку при квашении капусты. Они тоже придают ей особый аромат.

    Мясные деликатесы и выпечка - не для афонских иноков. По их мнению, чревоугодие - опасная черта, которая влечет за собой болезни тела и различные душевные недуги. Жирная еда "засаливает душу", а соусы и консервы "разжижают тело". Для афонских монахов прием пищи - духовный процесс, в чем-то ритуальное действо. Молитва - во время приготовления того или иного блюда (в этом случае оно обязательно удастся), короткая молитва перед тем, как сесть за стол, молитва после вкушения пищи. А сама обстановка просторной и светлой трапезной, стены и потолок которой расписаны картинами на библейские сюжеты, превращает скромный монашеский ужин в праздничное застолье и пир души. "Так и кухня мирянина, - сказал мне монах, - должна быть не местом семейных разборок и политических дискуссий, а одной лишь трапезной".

    Совсем недавно мне довелось побывать в Горицком Воскресенском женском монастыре, который открылся в 1999 году. В монастырской трапезной несли послушание сестры Юлия и Надежда. Молодые, каждой едва ли на вид можно было дать чуть больше двадцати, но управлялись с кухонной утварью уверенно и без суеты. Новинки технического прогресса, вроде миксеров и овощерезок, обошли стороной эти святые места. Монахини все делают сами: и тесто замешивают в больших чанах руками, и масло сбивают ручными пахтами. Да и готовится монастырская трапеза не на газе в посуде с антипригарным покрытием, а на дровяной плите, в чугунках. Оттого, говорят монахини, и получается более вкусной, наваристой и ароматной.
    Я наблюдал, как младшая Надежда шинкует капусту, и любовался: полоски тоненькие-тоненькие, одна к одной, будто каждую вымеряли. Посолила слегка, окропила постным маслом, сверху выложила цветок из бусинок размороженной клюквы и веточек укропа - не блюдо, а картина, даже есть жалко, и отложила в сторону со словами; "Пусть капуста сок даст, тогда и на стол ставить можно".
    Я слышал где-то, что монахи не должны обставлять свою трапезу красиво, поэтому спросил об этом сестру Надежду. "Ну что вы, - ответила она, - Бог не может быть против прекрасного, лишь бы шло это от чистого сердца, не становилось самоцелью и не приводило к ожесточению, если что-то не получается. Я вообще заметила, - добавила она, - что здесь стала очень хорошо готовить, хотя никогда этому не училась, да и большой житейской кулинарной премудрости еще не накопила. Просто, когда в душе умиротворение и любовь к миру и тем, кто в нем живет, все, что делаешь, получается хорошо".
    Говоря это, она разделывала селедку, чтобы приготовить заливное из соленой сельди, рубленной с грибами. Белые сушеные грибы монахиня замочила заранее в холодной воде и теперь ставила их на огонь. После того как они сварились, пропустила через мясорубку и перемешала с мелкорубленым филе сельди. Добавила в фарш черный перец, измельченный лук и... начала расписывать новый кулинарный натюрморт. Из приготовленного фарша сформовала селедку, аккуратно приложила голову и хвост, вокруг положила небольшие веточки укропа, петрушки, маленькие кувшинки из вареной моркови и залила все грибным бульоном, смешанным с разбухшим желатином. Получилось озеро с аппетитной рыбкой внутри. - Вы можете, - сказала она, видя мой восторженный взгляд, - украсить свое блюдо как захотите. Да и готовить его необязательно с использованием сушеных грибов. Просто мы с сестрами за лето и осень их столько собрали... А вы, если сушеных нет, возьмите обычные шампиньоны. Хотя, по мне, ни одни выращенные в "неволе" грибы не могут сравниться с лесными. От них такой дух идет!.. Надо сказать, что обед, к которому сестра Надежда готовила свои "кулинарные шедевры", не был праздничным, да и из гостей на нем присутствовали лишь несколько таких же, как я, путешественников, которых и настоящими-то паломниками можно назвать с большой натяжкой. Но здесь принимают всех и не спрашивают, насколько крепка твоя вера: раз пришел, значит, душа просит.
    Кроме заливного, Надежда приготовила еще несколько необычных блюд из грибов. Например, грибной сыр, икру и какую-то необыкновенно вкусную холодную закуску. Сушеные грибы для нее вымачивают в воде в течение часа, а затем варят в подсоленной воде до готовности. Их, как сказали монахини, вполне можно заменить свежими: шампиньонами или вешенками. В этом случае грибы достаточно отварить, мелко нарезать, смешать с нашинкованным репчатым луком, досолить при необходимости и полить соусом. Его готовят из тертого хрена, разведенного небольшим количеством крепкого хлебного кваса и грибного бульона. Блюдо получается не острым, а лишь с легким привкусом хрена, который не должен перебивать вкус грибов.
    Из холодных закусок на столе была еще свекла отварная под острым соусом, приготовленным из вареных яичных желтков, тертого хрена и растительного масла. Это блюдо было мне хорошо знакомо, а вот вареную фасоль, обжаренную в масле, я пробовал впервые - очень вкусно. Блюдо, как сказали мне сестры, готовится хоть и просто, но довольно долго. Фасоль сначала нужно замочить в воде на 6-10 часов, затем отварить в подсоленной воде до готовности, но так, чтобы не разварилась, откинуть на дуршлаг, слегка обсушить на свежем воздухе и только потом обжаривать в растительном масле до румяной корочки. За пару минут до готовности добавить в казан пассерованный лук, посолить, приправить пряностями по вкусу и снимать с огня. Подают фасоль в холодном виде.
    Пока Надежда колдовала (хотя по отношению к монахине такое слово не очень подходит) над холодными блюдами, Юлия готовила первое и второе. На первое были монастырский борщ с фасолью и калья (суп, приготовленный на огуречном рассоле) с рыбой. На второе - плов с овощами и изюмом, постные голубцы, перепеча из тыквы - что-то вроде тыквенной запеканки с рисом: тыкву и рис для этого блюда предварительно отваривают отдельно друг от друга, затем смешивают, в фарш добавляют взбитые также отдельно белки и желтки и выкладывают все в смазанную маслом форму. Получается нечто среднее между выпечкой и вторым блюдом. На десерт сестры приготовили пирог с яблоками и пирожки с маком и медом - маковники. И хотя тесто было замешено без использования сливочного масла, получилось оно пышное, нежное, а начинка... Выпечка с маком - вообще моя слабость.
    Как видите, трапезничали монашки и угощали паломников совсем без мяса. Но уж поверьте, мы этого даже не заметили. В дни постов количество блюд на столе, как сказали монахини, уменьшается, исчезают рыба, яйца, молочные продукты. Но трапеза при этом не становится менее вкусной и, уж конечно, остается такой же сытной.
    Прощаясь с гостеприимными сестрами, я поинтересовался: слышали ли они о варенье "Кудри ангела"? Говорят, этот рецепт настоятельнице одного из испанских монастырей дала Дева Мария в ночь перед Рождеством. Тыквенные волокна (в которых спрятаны семечки) варят в сахарном сиропе вместе с протертыми лесными орехами. "Нет, - сказали монахини, - не слышали, но варенье из тыквенных волокон, которые большинство хозяек просто выбрасывает, тоже делаем. Нужно просто отделить волокна от мякоти и семян, слегка обсушить (подвялить на воздухе). Приготовить сахарный сироп, залить им волокна, настоять сутки, а потом варить наподобие наших варений - пяти минуток: 3-4 раза по пять-семь минут, (Важно после каждой варки полностью остудить варенье и только потом вновь ставить на огонь.)" Попробуйте и еы приготовить дома блюда монастырской кухни. Возможно, тогда предстоящий пост покажется не таким уж пресным и трудным.

    Грибной сыр

    Грибы вымыть, залить полностью водой, посолить и варить до готовности 20 минут. Воду слить, грибы откинуть на дуршлаг, пропустить через мясорубку, добавить масло и смешать с сыром. Выложить полученную массу на чистую марлю, свернуть в виде шарика и положить под пресс на час. Переложить сырную лепешку на блюдо, нарезать ломтиками, посыпать зеленью и подавать к столу.

    Калья с рыбой

    Рыбу вымыть, нарезать порционно, залить водой (2 литра), положить коренья, лавровый лист, перец, посолить и варить 15 минут. Кусочки лосося выложить в отдельное блюдо, бульон процедить, добавить квашеную капусту и варить 5-7 минут. Лук мелко нарезать, выложить на сковороду и пассеровать в масле 3 минуты. Добавить нарезанные кубиками огурцы и готовить еще 5 минут, всыпать муку, перемешать и слегка обжарить. Приготовленную заправку положить в суп, довести до кипения, добавить рыбу, огуречный рассол и варить 10 минут. Подавать, положив в каждую тарелку дольку лимона и посыпав зеленью.

    Голубцы с грибами

    Рис вымыть, залить полутора стаканами воды и варить до полуготовности (примерно 10 минут). Грибы вымыть, нашинковать, обжарить на масле (1 ст. ложка) 10 минут. Лук измельчить и пассеровать в масле (1 ст. ложка) до золотистого цвета, соединить с грибами и рисом, посолить, поперчить и перемешать. Капусту разобрать на листья, бланшировать в кипятке 3-4 минуты и откинуть на дуршлаг. На каждый лист положить столовую ложку начинки и свернуть голубец. Выложить голубцы в смазанную маслом (1 ст. ложка) огнеупорную форму, сверху побрызгать маслом (1 ст. ложка) и тушить на слабом огне под крышкой 15 минут. Подавать, посыпав зеленью.

    Маковник

    Замесить опару: развести сахар в теплой воде, добавить дрожжи, муку (1 ст. ложка), перемешать и поставить в теллое место. Когда опара поднимется (15 минут), добавить соль, растительное масло (2 ст. ложки), остальную муку и замесить тесто. Вымешивать до тех пор, пока оно не будет приставать к рукам. Положить тесто в кастрюлю, накрыть крышкой и дать подняться (45 минут). Мак выложить в марлевый мешочек и промыть. Мед растопить на водяной бане. Добавить промытый мак, перемешать и продолжать варить, помешивая, 8-10 минут. Остудить. Тесто тонко раскатать, выложить по всей поверхности маковую начинку, свернуть в рулет и положить на смазанный маслом противень (1 ст. ложка), сверху смазать оставшимся маслом и поставить в разогретую до 200 градусов духовку. Выпекать 10 минут.

    Владимир Супруменко



    Новое на сайте

    >

    Самое популярное