Домой Урология Архимандрит александро невской лавры. Александро-невская лавра

Архимандрит александро невской лавры. Александро-невская лавра

Александро-Невская лавра.

Один из красивейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга Александро-Невская лавра является украшением Северной столицы и символом ее духовности.

Сюда устремляются паломники и туристы со всего мира, чтобы увидеть красоту храмов, посетить действующий мужской монастырь и приклонить головы перед выдающимися деятелями России, упокоенными здесь.

Историческая справка

В начале XVIII века считалось, что на месте впадения Черной речки (Монастырки) в Неву произошла в 1240 году знаменитая Невская битва со шведами дружин молодого новгородского князя Александра, в честь победы получившего почетное прозвище Невский.

Борьба за Балтийское побережье между Россией и Швецией на этом не закончилась, она продолжалась несколько столетий. Завершающую точку в противостоянии поставил Петр I. В результате победных сражений Россия получила долгожданный выход к Балтийскому морю и возможность создать Северный флот. Реализуя этот потенциал еще в ходе войны, которая датируется 1700-1721 годами, на отвоеванных землях, начиная с 1703 года, возводят укрепления, закладывают город и начинают строить монастырь.

В отличие от большинства монастырей, возникавших там, где обитали монахи-отшельники, решение установить монастырь на месте исторической победы над шведами и дать ему имя Александра Невского принадлежит основателю Санкт-Петербурга Петру Великому. Это имело большое духовное и политическое значение в условиях войны, так как Александр Невский рассматривался как покровитель православных россиян в борьбе с извечным врагом — Швецией и был канонизирован как Святой Покровитель России. Благодаря блестящим победам великого полководца на Западе и его мудрой политике на Востоке удалось отстоять самобытность Руси в тяжелое время татарского ига.

Строить монастырь начинают в 1710 году, а в 1724 году по приказу Петра I, сюда переносят из Владимира мощи Александра Невского, который становится покровителем Санкт-Петербурга.

Главный мужской монастырь столицы царь-реформатор задумывал как своеобразный центр служения монашества миру. Здесь поместили госпиталь, типографию, богадельню, школу для детей священнослужителей, с которой берет начало существующее и поныне высшее учебное заведение – Санкт-Петербургская Духовная академия.

Строительство комплекса продолжалось на протяжении более ста лет. Первоначальный проект разрабатывал итальянский зодчий Доменико Трезини, затем главным архитектором был Иван Старов. Многие известные строители участвовали в возведении храмов и церквей.

Интересные факты:

  • День рождения Александро-Невская лавра отмечает 25 марта. В 2013 году торжественно отпраздновали 300-летие обители.
  • 30 августа — церковный праздник в честь перенесения святых мощей Александра Невского в обитель. В 1753 году в этот день указом императрицы Елизаветы Петровны учрежден крестный ход из Казанского собора в монастырь.
  • На территории современной России существуют две лавры: Троице-Сергиева и Александро-Невская. Лавра — высший статус православного монастыря, присваивается исключительно мужским крупнейшим обителям, имеющим особенное историческое и духовное значение. Свой титул Александро-Невская лавра получила в 1797 году.
  • Троицкий собор лавры со дня освящения является капитульным, т. е. орденским храмом ордена Святого Александра Невского. Исторически так сложилось, что орден Александра Невского стал единственной наградой, которая существовала в наградных системах Российской империи, Советского Союза и РФ.
  • В 1918 году нарком соцобеспечения Александра Коллонтай решила преобразовать обитель в дом инвалидов. Однако, отряд моряков, направленный туда, встретил яростный отпор со стороны прихожан и вынужден был отступить. Богослужения продолжались еще на протяжении полутора десятка лет.
  • С 1936 года соборы лавры планомерно закрывают и на ее территории размещают различные учреждения. Возрождение монастыря относится ко второй половине 90-х годов.

Достопримечательности Александро-Невской лавры

Монастырь, похожий на крепость, занимает целый остров, образованный Невой, речкой Монастыркой и Обводным каналом. Сразу после входа в Лавру по обе стороны расположены два старинных кладбища, где каждая фамилия – это история России. Оба некрополя относятся к главным всемирно известным достопримечательностям Лавры и входят в Музей городской скульптуры, который организует их экскурсионное обслуживание.

Лазаревское кладбище, основанное еще во времена Петра I, получило название Некрополь XVIII века.Изначально здесь хоронили только по разрешению императора самых богатых или знаменитых граждан страны. Здесь находятся могилы великого ученого М. В. Ломоносова, писателя Д. И. Фонвизина, К. Росси, Д. Кваренги и других архитекторов и скульпторов, творения которых создали неповторимый облик Санкт-Петербурга.

Направо от входа располагается Некрополь мастеров искусств,появившийся в ХХ веке на месте Тихвинского кладбища. Здесь похоронены писатели Н. М. Карамзин, Ф. М. Достоевский, И. А. Крылов, композиторы «Могучей кучки», П. И. Чайковский, артисты, художники, известные государственные деятели.

После погребения в 1966 году народного артиста СССР Николая Черкасова (создатель образа Александра Невского в нашем кинематографе, его лицо запечатлено на советском ордене Александра Невского) кладбище было закрыто. Исключение составили перезахоронение праха композитора Александра Глазунова в 1972 году и похороны в 1989 году Георгия Товстоногова – легендарного режиссера питерского БДТ.

У моста через Монастырку расположена Благовещенская церковь, служившая усыпальницей для членов императорской семьи и государственных деятелей. На одном из надгробий – лаконичная надпись «Здесь лежит Суворов».

Старейший храм Санкт-Петербурга, дошедший до наших дней, построен в стиле русского барокко. Позднее появились Федоровская церковь и угловые башни в том же стиле, вскоре ансамбль дополнился надвратной церковью во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».

За мостиком виден величественный Троицкий собор Александро-Невской лавры.Храм, построенный в 1776-1790 годах архитектором Старовым, является центральным. Однокупольное с двумя колокольнями здание построено в стиле раннего классицизма, с портиком и колоннами, украшено барельефами и скульптурой.

Троицкий собор Александро-Невской лавры.

Именно здесь хранятся реликвии лавры:

  • мощи Святого Александра Невского;
  • икона Божией Матери «Невская Скоропослушница».

В настоящее время является действующим храмом.

Перед собором расположена, так называемая Коммунистическая площадка, или Казачье кладбище. Первые захоронения относятся к 1917 году, когда при разгоне демонстрации погибли казаки. Официально кладбище основано в 1919 году. Здесь хоронили участников обороны Петрограда в Гражданскую войну, нашли свое последнее пристанище жертвы Кронштадтского мятежа. В 1920-1930 годы стали хоронить старых партийцев, участников Октябрьской революции, гражданской войны, чекистов, милиционеров. Тогда же появилось новое название. Кладбище приобрело статусный характер. На годы Великой Отечественной войны пришлась следующая волна захоронений — защитников Ленинграда. В 2005 году был установлен памятник всем погибшим за православную веру, а в 2009 году вернулось его прежнее название – Казачье.

В Лавре есть могилы, относящиеся и к нашему времени. На расположенном за Троицким собором Никольскомкладбище похоронен Анатолий Собчак — первый мэр Санкт-Петербурга, который вернул историческое имя городу. В настоящее время Никольское кладбище – единственное действующее место захоронений в Александро-Невской лавре.

Сегодня в Лавре действует паломническая служба, которая занимается организацией экскурсий по святым местам России и Зарубежья.

С возобновлением церковной службы в монастырь вернулись исконные ремесла: иконопись, миниатюра, ювелирные изделия и резьба по дереву. Сувениры можно приобрести в церковных лавках.

У Лавры есть свой музей, воскресная школа и духовно-просветительский центр, который проводит концерты, встречи, фестиваль «Невские купола», вручает ежегодную литературную премию имени Александра Невского.

Проникаясь особой атмосферой Некрополей, так близко от , и вместе с тем — так далеко от городской суеты, любуясь дивной красотой храмов, можно посвятить долгие часы пребыванию в Лавре. Затем отдохнуть и подкрепиться в трапезной. А с наступлением сумерек, заслышав колокольный звон, поспешить к всенощной.

Где находится и как добраться

К Александро-Невской лавре ведет Невский проспект, который не только носит ее имя, но и задумывался, и строился как дорога, соединяющая Адмиралтейскую верфь (центр современного города) и обитель.

Добираться удобнее всего на метро до станции «Площадь Александра Невского». На площади, носящей имя великого полководца, находится вход в Лавру.






















Предание гласит, что еще в 1704 году Петр I задумал основать в Петербурге монастырь, но многообразные заботы, томившие русого царя, вынудили Государя отложить богоугодный замысел до лучших времен. Последние наступили спустя шесть лет, когда после Полтавской баталии и взятия Выборга , шведская угроза Петербурга канула в лету.

В июле 1710 года Петр I осмотрел окрестности Черной речки (ныне речки Монастырка) и повелел строить на этих землях монастырь в честь «Живоначальныя Троицы и Святого благоверного Великого князя Александра Невского». Во исполнения царской воли, архимандрит Феодосий водрузил на правой стороне Черной речки крест с надписью «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, повелением Царскаго Пресветлаго Величества на сем месте имеет создатися Монастырь», а на левой стороне крест с надписью «Что сей крест образует, обонполный то сказует».

Место для строительства Александро-Невского монастыря было выбрано не случайно. Дело в том, что тогда многие связывали устье Черной речки с легендарной Невской битвой, когда новгородский князь Александр Ярославич разбил войска шведов. Лишь позднее было окончательно установлено, что сражение произошло на том месте, где в Неву впадает река Ижора.

Александро-Невская лавра на гравюре петровского времени

Для финансирования проекта, к Александро-Невскому монастырю были приписаны окрестные приневские земли, угодья в Олонецком крае, а так же богатая Валдайская Иверская обитель с вотчинами. Первым настоятелем монастыря стал уже упомянутый выше архимандрит Феодосий (Яновский), муж святой жизни, закончившийсвои дни в посте и в молитве на Соловках.

Новый монастырь Санкт-Петербурга задумывался Петром как образцовое заведение. Подход царя был сугубо утилитарный. Обитель должна была служить исправительным, благотворительным и медицинским целям. Предполагалось устроить при монастыре приют для ветеранов Северной войны, душевнобольных и даже исправительное учреждение для пьяниц. Уход за ними должны были нести иноки. Впрочем, как пишет официальная история монастыря, «Эти намерения так и небыли осуществлены. К счастью для обители, так как осуществление всех этих проектов противоречило самому смыслу монастыря, как источника духовного света и образца праведной жизни, где главное дело монашества - молитва».

В 1720 году при Александро-Невском монастыре была устроена типография, а 25 октября 1721 года по инициативе архиепископа Феодосия открылась монастырская школа. «По содержанию Его Императорского Величества указов и Духовного регламента» указано было «учредить во общую пользу при Александро-Невском Монастыре для учения юных детей чтения и писания. Славянскую школу, в которой, как того Монастыря служительских детей, так и сирот, не имеющих родителей и своего пропитания, и посторонних, кто кого отдать похочет, принимая от 5-и до 13-и лет, - учить Славенского чтения и писания по новопечатным Букварям, и потом и грамматике». В дальнейшем, эта школа, была преобразована в Александро-Невскую Славяно-греко-латинскую академию, ставшую позднее Санкт-Петербургской духовной академией.

Братию для нового образцового монастыря набирали так же как и первых жителей Петербурга. По обителям России была разослана разнарядка, по которой те должны были прислать в Северную столицу лучших монахов.

Строительство комплекса Александро-Невского монастыря велось по проекту Доменико Трезини. Первый архитектор Петербурга задумал симметричный ансамбль каменных зданий на участке Невой и Чёрной речкой. Обитель должна была быть укреплена и служить южным форпостом города. От монастыря к центру Петербурга была проложена дорога - будущий Невский проспект.

Полностью архитектурный замысел Трезини так и не был воплощен в жизнь, но уже во втором десятилетии XVIII века, помимо первых монастырских строений, вокруг обители возник небольшой городок с домами работных людей и слуг. Там же были построены конюшни, лавки, скотный двор, кузницы, мельница и мастерские.

Перенос мощей Александра Невского в Петербург

Для подчеркивания особого статуса Александра-Невского монастыря, Петр I распорядился перенести в его стены из Владимира мощи Св. князя Александра Невского. После долго путешествия, которое заняло почти год, 30 августа 1724 года ковчег с останками святого достигли Петербург. Под гром корабельных орудий они были установленные в только что освященную монастырскую церковь святого Александра Невского. В 1752 году по указу Елизаветы Петрвоны, над ними была установлена великолепная серебряная рака, украшенная надписями М. В. Ломоносова.

На протяжение всего XVIII столетия на территории монастыря велось интенсивное строительство. Одной из старейших построек обители стала Благовещенская церковь, возведенная по проект Д. Трезини и Т. Швертфегер в 1724 году. Она была построена на месте одноименного деревянного храма. Позднее были возведены Митрополичий дом, Семинарский, Просфорные корпуса. По проекту архитектора И. Старова была спроектирована круглая площадь перед входом на территорию монастыря и Надвратная церковь Божьей Матери Всех Скорбящих Радость.

Александро-Невский монастырь и его храмы стали местом упокоения знатнейших петербуржцев. Здесь были погребены правительница Анна Леопольдовна, граф Алексей Разумовский, генералиссимус Александра Суворова. С 1762 по 1796 год в Лавре было захоронено тело невинно убиенного государя Петра III. Вообще, российские императоры не обделяли обитель своим вниманием, внося в нее богатые вклады и дары. Екатерина II подарила Троицкому собору монастыря золотые священные сосуды, четыре драгоценных престольных Евангелия XVII века, золотой крест, выполненный в 1660 году для Кириллова монастыря, и образ «Моление о чаше», присланный в дар от папы Пия IV.

В 1797 году император Павел I распорядился Александро-Невский монастырь «переименовать Лаврою со штатом наравне с Киево-Печерскою и Троицкою Сергиевскою». Таким образом, монастырь на Неве стал одной из самых важных обителей православного мира.
На протяжении XIX-начала XX столетия, из Александро-Невской Лавры направлялись квалифицированные священнослужители в военные и административные учреждения Российской империи. Командированные иеромонахи совершали службы на кораблях, в госпиталях, в зарубежных церквях и в русских посольствах за рубежом.

"Александро-Невская лавра со стороны Невы", акварель И.А.Иванова, 1815 год

Из Александро-Невской Лавры вышли и многие известные российские миссионеры. Монах, отец о. Гедеон, трудился в 1804-1807 года на ниве обращения в православие индейцев, в составе духовной миссии на острове Кадьяк. В Обители, после возвращения из Пекина жил отец Иоакинф (Бичурин), бывший в 1807-1820 годах главой русской духовной миссии в Китае.

По мере роста и развития Петербурга монастырь утратил часть своих земель, отчужденных под строительство общественных и коммунальных служб, но в то же время, монахи смогли извлекать прибыль из уплотнительной развернувшейся в городе на Неве. Многие участки в окрестностях Лавры были застроены доходными домами, которые были главным источниками средств для монастыря до 1917 года. Строительство велось и на территории монастырского комплекса, где к 1920-ому году существовало шестнадцать церквей. Расширялись и существующие при Александро-Невской Лавре кладбища, ставшие самым престижным местом упокоения в Петербурге.

В 1918 году имущество Александро-Невской Лавры было национализировано, а в 1920 году весь монастырский комплекс был взят под охрану государства как памятник архитектуры. В 1922 года, во время изъятия церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья, ученными была вскрыта рака с мощами святого благоверного князя Александра Невского. Вслед за этим, рака была отправлена в Государственный Эрмитаж , а останки Александр Невского до 1989 года хранились в музее Религии и Атеизма.

Под общественные учреждения были переданы и монастырские постройки. К 1936 году на территории Александро-Невской лавры находилось две средние школы, детский дом культуры, автошкола, институт народов Севера, пять рабочих общежитий, институт Гипрогор, фабрика венских стульев и т.д. В Троицком соборе , закрытом в 1932 году, размещался склад универмага «Пассаж». Лишь после духовного возрождения 1989 года, вся недвижимость монастыря стала возвращаться церкви.

Сегодня Александро-Невская лавра является важнейшим духовным центром Петербурга. На 2002 года ее братия состояла из 27 человек: архимандрит, 2 игумена, 10 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 2 монаха, 3 инока и 4 послушника. При обители работают многочисленные мастерские: иконописная, ювелирная, христианской оловянной миниатюры, краснодеревщики.

Мощи Александра Невского

Вскрытие раки с мощами Александра Невского в 1922 году

Многочисленные предания были связаны с мощами князя Александра Невского, чье торжественное захоронение на петербургской земле стало знаменательным событием в истории Северной Пальмиры. Если верить легендам раскольников, то мощи князя не желали перебираться из Владимира в град Антихриста. Два раза они возвращались назад, а на третий раз Петр запер их в раку, а ключ выбросил в Неву. В этот момент, за его спиной раздались слова: «Зачем все это? Только на 300 лет». Петр обернулся и увидел за своей спиной удаляющуюся фигуру в черном. По другой версии, популярной в советское время, Петр при перевозке мощей распорядился вскрыть гроб с нетленными останками Александра, который оказался пустой. Тогда императора якобы распорядился «набрать, разных костей, что валялись на берегу» и везти их дальше в Петербург.


В 1380 году, спустя 117 лет после преставления св. благоверного великого князя Александра Невского, его мощи были обретены нетленными и положены с подобающею честью в раке в Рождественском монастыре во Владимире.

Когда император Петр I основал новую столицу на берегах Невы, прославленных победой св. Александра, — Санкт-Петербург, то повелел перенести его честные останки сюда. В 1723 году мощи были перенесены в Александро-Невский монастырь, где покоятся и до ныне на благословение северной столице, обители и всей России.

Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь был основан Петром на Невских берегах одновременно с переездом царского двора в Петербург. Основав обитель во имя св. благоверного князя Александра Невского, защитника Невских земель, ставшего символом Божией помощи в борьбе против иноземных врагов, Пётр тем самым «вверил город чудесному заступлению, охранению против врагов, охранению северных пределов России». Продолжалась Северная война, шведы не теряли надежды на возвращение приневских земель, Западная Европа с недоверием смотрела на победы Русской армии. В этих условиях воспоминание о русском князе, защищавшем принадлежавшие Руси приневские земли в далёком XIII в. имело и большое политическое значение.

Казалось бы, наилучшее место для монастыря в честь Александра Невского — это поле Невской битвы. Здесь, у впадения в Неву реки Ижоры, уже в XIV в. известна деревянная часовня, а затем церковь Александра Невского. В начале XVIII в. стараниями Александра Меншикова церковь была обновлена. Но это отдалённое от новой столицы место не устраивает Петра. По его планам монастырь должен стать новым духовным центром страны, противостоящим богатой древними святынями и монастырями Москве. Видимо, поэтому был найден участок неподалёку от города, но по планировке очень похожий на поле Невской битвы.


Петр I, портрет работы французского художника Поля Делароша, 1838 год

В журнале Петра Великого за июль 1710 г. записано следующее: «Государь, будучи в Петербурге, осматривал места, где указал строить монастырь во имя Святой Троицы и святого Александра Невского».

Через два года после окончания Северной войны, 29 мая 1723 г., Петр I посетил вновь устроенный монастырь. В тот же день им было издано постановление: «Обретающиеся во Владимирском Рождественском монастыре мощи св. благоверного великого князя Александра Невского перенести в Александровский монастырь».


Перенесение мощей святого князя Александра Невского императором Петром I в Петербург.
Москвитин Филипп Александрович

11 августа 1723 г. древний Владимир огласился звоном многочисленных колоколов. Весь город собрался у стен Рождественского монастыря. В этот день после Литургии, согласно Величайшему повелению, рака с мощами св. благоверного князя Александра Невского была помещена в ковчег, богато украшенный и покрытый балдахином темно-вишнёвого бархата с позументами и увенчанный вызолоченным крестом. Было решено нести ковчег через Москву в Тверь до Боровичей посуху, от Боровичей — по Ильменскому озеру, через Новгород по Волхову до Ладоги, оттуда по Неве до Санкт-Петербурга. Сопровождать торжественную процессию Указом Святейшего Синода был назначен настоятель Рождественского монастыря архимандрит Сергий, «яко в первостепенных архимандритах Российских третий градус имеющий». Ему также надлежало наблюдать за тем, чтобы «ковчег с мощами через города и знатные места нести священным чинам».

На всём пути следования, процессию встречали толпы народа, стекавшегося для поклонения святыне, в городах служили торжественные молебны. Когда стало ясно, что процессия не успеет в столицу к дню заключения Ништадтского мира, царь повелел поставить ковчег с мощами в Шлиссельбургской каменной церкви. Через год, 30 августа 1724 г., в третью годовщину Ништадтского мира, останки св. князя были торжественно перенесены в Петербург.

В Усть-Ижоре, у места Невской битвы, процессию встречал сам Пётр. Ближе к столице к ней присоединились празднично украшенные галеры царской свиты во главе с «ботиком Петра Великого» — родоначальником Русского флота. Под пушечный салют и колокольный звон рака с мощами была торжественно помещена в освящённую к этому событию монастырскую церковь св. Александра Невского.

Икона Святого благоверного князя Александра Невского

По окончании строительства главного монастырского храма — собора св. Троицы (в 1790 г.), останки св. князя были торжественно перенесены в собор в нишу за правым клиросом. Над ними была установлена великолепная серебряная рака. Она была сооружена в 1752 г. по указу Елизаветы и украшена надписями М. В. Ломоносова. Саркофаг украшен чеканными барельефами, рассказывающими о важнейших событиях из жизни св. князя. В 1743 г. Елизавета Петровна учредила крестный ход из столичного кафедрального собора в Александро-Невский монастырь. С тех пор ежегодно 30 августа по окончании литургии всё столичное духовенство в белых серебристых одеждах, в сопровождении Владыки, с хоругвями и иконами направлялось по Невскому проспекту к Лавре.


Святой благоверный князь Александр Невский [ок. 1850].

В 1922 г. монастырь лишился своей святыни. Мощи святого князя были изъяты и долгое время находились в музее атеизма. Драгоценная рака оказалась в Эрмитаже. Только летом 1989 г. мощи св. Александра Невского были возвращены церкви, и вновь, как много лет назад, крестный ход прошёл по Невскому проспекту в Троицкий собор Александро-Невской лавры.


"Александро-Невская лавра со стороны Невы". Акварель И. А. Иванова. 1815.

С первых дней своего существования Александро-Невский монастырь должен был занять довольно высокое положение. Согласно Петровскому указу «две по Всероссийской Империи лавры, яко то Киево-Печерская и Троицкая Сергиевская, а также и Александро-Невский монастырь о своём первенстве имеют права. А что касается до безчестия оных двух лавр, так же и Александро-Невского монастыря властем, то оных должен положить в равном один против другого градусе».

Настоятелем монастыря Пётр назначил Феодосия (Яновского), с 1708 г. выполняющего обязанности временного судьи и администратора духовных дел столицы и новозавоёванной области. С 1712 г. должность администратора становится постоянной, и при нём в Александро-Невском монастыре учреждается специальная канцелярия. Здесь же помещается и обер-инквизитор. В 1720 г. Феодосий был рукоположён в сан епископа Новгородского с оставлением его архимандритом Александро-Невского монастыря. С этого времени эти две должности были объединены, и Невский монастырь стал постоянной резиденцией Новгородского митрополита. Со времени учреждения епархии в 1724 г. должность архимандрита столичного монастыря должен занимать Петербургский епископ, впоследствии с 1783 г. — митрополит Петербургский и Новгородский. В 1797 г. именным указом Павла I монастырь был переименован в лавру.

Александро-Невский монастырь был основан Петром как образцовый. Здесь он хотел претворить в жизнь свою идею «утилитарного» использования монашества для служения миру. Он замыслил монастырь как благотворительное, исправительное, лечебное и учебное заведение. Здесь предполагалось устроить приют для увечных и отставных воинов, для инвалидов Северной войны, безумствующих, и устроить при монастыре госпиталь, в котором должны были нести послушание все иноки. Здесь же Пётр предполагал учредить лечебно-исправительное заведение для лиц принудительного лечения и пьяниц. Осуществление всех этих проектов противоречило самому смыслу монастыря как источника духовного света и образца праведной жизни, где главное дело монашества — молитва. По счастью, задачи так и не были осуществлены.

Пётр также предполагал воспитывать испытанных и подготовленных в духе его идей кандидатов в «надежду архиерейства». С этой целью он мыслил устроить при монастыре учёное монашеское братство. В разряд «учёных монахов» предполагалось принимать лиц, достигших тридцати лет и прошедших курс семинарии. Послушания «ученым монахам» определялись в виде чтения книг, перевода Богословских трудов, составления собственных сочинений и произнесения проповедей. Учёные монахи должны были подчиняться особо назначенному монаху — директору, которому предоставлялось второе место после архимандрита. Учёным монахам назначалось большее, чем остальной братии, обеспечение.
По окончании курса наук они предназначались к занятию настоятельских должностей в крупных монастырях. Этот проект также не был осуществлён, потому что образованных людей, способных составить подобное братство, было в это время очень мало. Однако в Петровское время монастырь имел значение некоего «семинариума» духовных властей, хотя кандидаты на высшие церковные должности вызывались сюда не столько для повышения образования, сколько для испытания их политической благонадёжности.

С Петровского времени Александро-Невский монастырь стал центром духовного просвещения для столичной епархии. По Высочайшему указу 1719 г. при монастыре была создана первая в столице типография. Первой книгой, вышедшей здесь, было Поучение в день св. Александра Невского.
Здесь был напечатан Букварь, печатались книги против раскольников, проповеди, наставления, позднее — переводы и учёные труды, Богослужебные книги.

В 1721 г. распоряжением архимандрита Феодосия велено было «учредить в общую пользу при Александро-Невском монастыре для учёных юных детей чтения и писания Славянскую школу, в которой, как того монастыря служительских детей и посторонних, кто кого отдать похочет, принимая от пяти до тринадцати лет, учить славенскаго чтения и писания по новопечатным Букварям, а потом и грамматики». Главным учебным пособием был «Букварь или начальное учение отроком» Феофана Прокоповича.
В 1726 г. на основе школы была создана Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария.
Она давала будущим служителям Церкви серьёзное по тем временам общее и Богословское образование. Наставники семинарии занимались также научной и издательской деятельностью.

Трудами ректора семинарии иеродиакона Никодима (Пученкова) и архимандрита Иоасафа (Маткевича), ректора Новгородской семинарии, и были подготовлены переиздания Житий святых, составленных святителем Димитрием Ростовским, и Киево-Печерского патерика. После Екатерининской училищной реформы, в 1788 г. Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария была преобразована в Главную Семинарию, а в 1797 г. в Александро-Невскую Академию.
Согласно указам Павла I от 18 декабря 1797 г. и 11 января 1798 г., новая академия вместе с существовавшими Киевской и Московской, а также новоучреждаемой Казанской становились высшими Богословскими учебными заведениями, в которые надлежало посылать «из епаршеских семинарий отличивших себя успехами учеников для усовершенствования себя в познании высших наук и образования к учительским должностям».
В 1800-1804 гг. префектом Александро-Невской Академии был архимандрит Евгений (Болховитинов), снискавший в дальнейшем известность своими церковно-историческими трудами. В 1809 г. в связи с реформой системы духовного образования в России Александро-Невская Академия была преобразована в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.


Александро-Невская лавра. Акварель Карла Петровича Беггрова, 1820-е годы

Братия Александро-Невского монастыря большей частью не была постоянной. Как правило, это были монахи других, провинциальных монастырей, проходившие послушание в столичном монастыре. Такое послушание продолжалось обычно десять лет. Александро-Невский монастырь был своего рода подготовительным этапом для высшего духовенства. Постриженики монастыря часто направлялись отсюда в другие епархии для занятия высоких должностей. Так, пострижеником Александро-Невского монастыря был старший брат митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Гавриила (Петрова) архиепископ Варлаам. В монастыре духовным наставником инока Варлаама был схимонах Досифей, известный своей духовной жизнью. Впоследствии Варлаам был игуменом Спасо-Елеазарова монастыря Псковской епархии, затем архимандритом Новоторжского Борисоглебского монастыря Тверской епархии, а 5 октября 1768 г. был рукоположён во епископа Тобольского и Сибирского. Архиепископ Варлаам снискал большую любовь и уважение тобольской паствы своей подвижнической жизнью, благотворительностью и заботой о мирянах и о духовенстве. При нём впервые тобольские семинаристы были посланы в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

В Александро-Невском монастыре начинал свой монашеский подвиг знаменитый старец Феодор Ушаков. Он происходил из старинного дворянского рода Ушаковых. В молодости служил в Петербурге в Преображенском полку. Молодого офицера ожидала блестящая карьера, но Божий Промысл распорядился иначе. Однажды он стал свидетелем внезапной смерти своего приятеля.

Этот трагический случай заставил его увидеть всю тщетность мирской жизни и непрочность земного благополучия. Иоанн решил удалиться от мира и бежал на берега Северной Двины в пустынные северные леса, где провёл три года в посте и молитве. С соизволения Елизаветы Петровны в 1747 г. он был пострижен в Александро-Невском монастыре с именем Феодор. Здесь он вёл строгую подвижническую жизнь и вскоре стал известен в столице своей праведностью. Многие из петербургских жителей всех слоёв общества стали обращаться к о. Феодору за духовными наставлениями.
Десять лет провёл о. Феодор в Александро-Невском монастыре, а в 1757 г. перебрался в Саровскую пустынь, трудился для восстановления Санаксарского монастыря и Арзамасской Алексеевской женской общины.

В начале XIX в. в Александро-Невской лавре жил старец схимонах Алексий. К нему приезжал император Александр I перед своей поездкой в Таганрог.
Н. К. Шильдер пишет: «Когда дверь кельи отворилась, мрачная картина представилась глазам Государя: пол и все стены до половины были обиты чёрным сукном; с левой стороны у стены виднелось большое Распятие с предстоящими Богоматерью и евангелистом Иоанном; у другой стены кельи находилась чёрная, длинная деревянная скамейка; лампада, горевшая перед иконами, тускло освещала печальное жилище схимника. При входе императора схимник пал перед Распятием и в то же время, обратясь к своему высокому гостю, сказал: "Государь, молись"». За перегородкой в келье «на столе стоял чёрный гроб, в котором лежала схима, свечи и всё, готовое к погребению.
"Смотри, — сказал схимник, — вот постель моя и не моя только, а постель всех нас: в ней все мы, Государь, ляжем и будем спать долго"». В разговоре с Государем схимник также сказал:
«Ты Государь наш и должен бдеть над нравами. Ты сын Православныя Церкви и должен любить и охранять её. Так хошет Господь Бог наш».
«"Многие длинные и красноречивые речи слышал я, но ни одна не понравилась мне, как слова сего старца", — сказал потом Государь сопровождавшему его митрополиту Серафиму». Как знать, может быть, встреча со старцем Алексием повлияла на последующие события. Ведь живо мнение, что в Таганроге Император не умер, а отрёкся от мира и прожил остаток жизни в сибирских скитах под именем старца Фёдора Кузьмича.

Монахи Александро-Невской лавры занимались миссионерской деятельностью среди языческих народов. После возвращения из Китая здесь некоторое время жил о. Иоакинф (Бичурин), бывший в 1807-1820 гг. начальником русской духовной миссии в Пекине. Здесь он готовил к изданию свои труды, имевшие огромное значение в деле становления мировой синологии. О. Иоакинф (умер в 1852 г.) похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Подвиг миссионерского служения в Америке нёс монах о. Гедеон, трудившийся в 1804-1807 гг. в составе православной миссии на острове Кадьяк, и многие другие.

Александро-Невская лавра была резиденцией столичной духовной власти и местом частых паломничеств Царской Фамилии. Здесь нередко совершались торжественные Богослужения в присутствии Августейших особ, и поэтому все монастырские строения и храмы отличались пышностью и великолепием. Монастырские кладбища были самыми привилегированными в Петербурге.

Каменное строительство в монастыре началось ещё при Петре I. Автором «Генерального плана строения» Александро-Невского монастыря был итальянский архитектор Доменико Трезини. Его проект не во всём отвечал православным канонам: фасад монастырского строения и включённый в него главный храм Святой Троицы были обращены к Неве, т.е. на восток, с востока же должен был быть устроен и вход в собор. Это задержало строительство монастыря, которое было завершено только в конце XVIII в.

В 1720-1723 гг. Т. Швертфегер переработал проект Троицкого собора, и в 1744 г. строительство собора вчерне завершено, но вскоре в стенах и сводах образовались трещины, и по приказу Елизаветы от 20 марта 1753 г. собор был разобран до основания и щебень пошёл на усыпку Невского проспекта. Конкурс на проект собора, состоявшийся в 1763 г., не дал положительных результатов. Строительство началось только в 1774 г. по проекту И. Старова и велось при постоянном попечении митрополита Петербургского Гавриила (Петрова). 30 августа в присутствии Императрицы была совершена торжественная закладка нового собора, а ровно через 16 лет, 30 августа 1790 г., его торжественное освяшение Владыкой Гавриилом и перенесение в него мощей св. Александра Невского. Троицкий собор отличался богатством внутреннего убранства, правда, вместо икон его украшали произведения кисти Ван-Дейка, Рубенса, Бассано, многих известных русских живописцев. Монастырь и Троицкий собор часто посещали русские императоры и вносили богатые вклады, среди них золотые священные сосуды, подаренные Екатериной II вскоре после освящения собора, четыре драгоценных престольных Евангелия XVII в., золотой крест, выполненный в 1660 г. для Кириллова монастыря, и даже образ «Моление о чаше», присланный в дар от папы Пия IV Екатерине II. Среди наиболее драгоценных предметов, хранившихся в ризнице монастыря, была корона св. Александра Невского, «сделанная наподобие архиерейской шапки из белых горностаев и пунцового бархата».

Богослужение в Троицком соборе отличалось красотой и торжественностью. Хор митрополичьих певчих в лавре ничем не уступал придворным певчим. Ещё при Петре I в монастыре было введено нотное пение. Указом Императора было повелено списать у певчих государя копии «со всех знаменного напеву переводов, для знания в Невском монастыре клирошанам». В начале XIX в. регентом монастырского хора был протоиерей П. И. Турчанинов, переложивший многие древние и знаменитые напевы на ноты. При Екатерине в лавре было повелено одному иеромонаху, чтецу и певцу отправлять службу на греческом языке.

Старейшая церковь монастыря Благовещенская, расположенная в северо-восточном углу монастырского каре. Она была построена в 1717-1722 гг. Д. Трезини и послужила образцом для более поздних сооружений — Фёдоровской церкви и угловых монастырских башен. Облик её типичен для петербургской архитектуры петровского времени. Церковь двухэтажная. Верхняя освящена 30 августа 1724 г. во имя св. благоверного князя Александра Невского, и до 1790 г. здесь находилась рака со святыми мощами. Нижняя церковь — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Она служила усыпальницей для особ царствующего дома. Здесь могилы Анны Леопольдовны, сестры Петра I Натальи Алексеевны, здесь был погребён Петр III, перенесённый по указу Павла в 1796 г. в Петропавловский собор. Здесь же находятся могилы видных государственных деятелей XVIII в.: А. В. Суворова, В. В. Долгорукого, А. Г. Разумовского, А. М. Голицына и других, Петербургских епископов Феодосия (Янковского) (1745-1750), Сильвестра (Кулебки) (1750-1761).

В 1800 году в Благовещенской церкви хоронили Александра Васильевича Суворова. Многие присутствующие сомневались, пройдёт ли под сводом лавры высокий балдахин катафалка с гробом. Как говорит легенда, сомнения развеял уверенный голос одного из ветерана суворовских походов: "Не бойтесь, пройдёт! Он везде проходил". Лаконичную надпись на могильной плите придумал лично генералиссимус: "Здесь лежит Суворов"

В Лазаревском некропроле также похоронены В. Шереметев, Ф. Уваров, М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, Д. Кваренги, И. Е. Старов, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ж. Ф. Тома де Томон, К. Росси, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский.

Благовещенскую церковь связывает с Троицким собором двухэтажный корпус, построенный Д. Трезини в 1717 г. В 1820 г. в части корпуса была устроена церковь Сошествия Святого Духа. В ней были погребены Санкт-Петербургские митрополиты Михаил (1818-1821), Серафим (1821-1843), Антоний (1843-1848), Никанор (1848-1856) и Григорий (1856-1860).

Симметрично Благовещенской церкви в юго-восточном углу монастырского каре расположена Николо-Феодоровская церковь, служившая усыпальницей для особ грузинской царской фамилии и некоторых епископов, среди которых Евгений Булгарис.

Церкви устроены и на монастырских кладбищах, самое древнее из которых Лазаревское, основанное в Петровское время. Здесь была похоронена сестра Петра Наталья Алексеевна, и над её могилой выстроена часовня в честь Воскрешения Лазаря. После постройки Благовещенской церкви прах Натальи Алексеевны перенесен в неё, а на месте часовни выстроена каменная церковь, ставшая усыпальницей для приближённых царя. На Лазаревском кладбище похоронены видные деятели науки и культуры XVIII в. В XIX в. возникло Тихвинское кладбище с церковью в честь Тихвинской иконы Божией Матери. На нём в 1936 г. уничтожено примерно 9/10 захоронений. Здесь был похоронен известный молчальник монах Патермуфий, скончавшийся на 129 г. жизни. К востоку от монастыря расположено Никольское кладбище с церковью во имя св. Николая Чудотворца (1871). Северную часть его занимает Братское кладбище.

В Митрополичьем корпусе, напротив Троицкого собора (1755-1756, архитектор М. Д. Расторгуев) находились парадный приёмный зал и личные покои Петербургских митрополитов, Крестовая церковь. Позади Митрополичьего корпуса в 1720 г. был разбит регулярный сад. В связи с ростом города в XIX— XX вв. площадь значительно сократилась, и в настоящее время ограничена рекой Монастыркой.

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра является действующим общежительным мужским монастырём Санкт-Петербургской епархии.

Собственно, возрождение её началось еще в 1956 году, когда Свято-Троицкий собор был передан Русской Православной Церкви и стал действующим приходским храмом г. Ленинграда, любимым местом молитвы и паломничества верующих. При митрополите Никодиме (Рогове, ум. 1978) настоятель собора стал носить титул наместника, а правящий архиерей Санкт-Петербургской епархии стал настоятелем собора. В этом, на первый взгляд, незначительном изменении, была христианская надежда и мудрое предвидение митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) о будущем монастыря.

Благодатным знамением к грядущим изменениям в судьбе Лавры послужило возвращение 3 июня 1989 года мощей Святого Благоверного Князя Александра Невского - небесного покровителя монастыря и града Святого Петра. Это произошло, когда Ленинградскую кафедру занимал митрополит Алексий (Ридигер). Высокопреосвященнейшим Алексием, митрополитом Ленинградским и Новгородским, было совершено перенесение из Казанского собора честных мощей Александра Невского. Со звоном Лаврских колоколов крестным ходом сонма духовенства и мирян они были торжественно перенесены на место своего честного положения, благоговейного поклонения и почитания, куда и были они первоначально принесены Петром Великим из Владимира 30 августа 1724 года.


1 Лаврский мост

Благодатное возрождение Лавры как монастыря началось летом 1995 года при митрополите Иоанне (Снычеве, ум.1996). Первым наместником монастыря стал старейший клирик Санкт-Петербургской епархии архимандрит Кирилл (Начис) - епархиальный духовник. К этому времени монашествующим был частично передан "Духовской" корпус, где и поселилась немногочисленная братия, состоявшая в основном из постриженников Санкт-Петербургских Духовных школ. Первое монашеское Богослужение состоялось 14 сентября 1995 года. Службу возглавил наместник Лавры архимандрит Кирилл. За неимением достаточного числа братии пел хор из учащихся Духовной Семинарии. Службы совершались каждый день в Никольском храме, расположенном на Никольском кладбище, кроме Воскресных и праздничных дней, когда братия сослужила белому духовенству в Свято-Троицком соборе.

3 ноября 1997 года Приходское собрание Свято-Троицкого Собора было упразднено и управление передано Духовному собору Лавры. Был так же принят устав монастыря, назначены основные должностные лица: благочинный, эконом, духовник, ризничий, казначей, секретарь. Лавра начала полноценную монашескую жизнь.

На 1 июня 2002 года братия Лавры составляет 27 человек: архимандрит, 2 игумена, 10 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 2 монаха, 3 инока и 4 послушника.

Со времени своего основания и до самой революции Лавра была тесно связана с Российским Флотом. Большинство иеромонахов, служивших на кораблях, были из насельников Лавры. Символическим началом возрождения и этой традиции стало награждение наместника Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры архимандрита Назария (Лавриненко) медалью "300 лет Российскому Флоту". Это произошло 11 июня 2002 г. Награду вручил вице-адмирал Кудряшов Игорь Васильевич.

27 мая 2009 года в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. В ходе него было вынесено решение о назначении митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру двух викарных епископов. Одним из них стал наместник Александро-Невской лавры архимандрит Назарий (Лавриненко).

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СОБОР

Композиционным центром Александро-Невской лавры является Свято-Троицкий собор - архитектурный памятник раннего классицизма. Собор увенчан куполом на высоком барабане, а его лаконичные монументальные формы гармонируют с монастырскими корпусами.


Свято-Троицкий собор. Фотография 1903 г

Первый Троицкий собор, выполненный в стиле "немецкого барокко", был заложен по проекту архитектора Т. Швертфегера еще в начале 18 века. Однако когда строительство собора было завершено, обнаружилось несколько серьезных ошибок: храм оказался очень неустойчивым и, к тому же, был возведен на слабо укрепленном грунте. Посещать его было небезопасно, и, по приказу императрицы Елизаветы Петровны, собор был снесен. При Екатерине Великой Троицкий собор решено было возродить, и царица назначила архитектора И. Старова ответственным за возведение нового храма. Строительство продолжалось 14 лет, и 30 августа 1790 года новый Свято-Троицкий собор был завершен. Искусствоведы полагают, что он стал вершиной творчества архитектора Старова.


Фото Андрей Бутко

В плане Свято-Троицкий собор представляет собой латинский крест. Интерьер храма украшает мраморный иконостас, изготовленный братьями Пинкети. До Октябрьской революции 1917 года в соборе находились картины, пожертвованные Екатериной II из собраний Эрмитажа.
Свято-Троицкий собор хранит несколько картин известных живописцев: "Образ Благовещения Пресвятой Богородицы" Рафаэля Менгса, "Спаситель Благословляющий" Антониса ван Дейка, "Воскресение Христово" Питера Пауля Рубенса и других великих живописцев. По рисункам Д. Кваренги была выполнена роспись купола и сводов собора, сохранившаяся до нашего времени. Барельефы, изображающие сцены из Ветхого и Нового заветов, были выполнены известным скульптором Ф. Шубиным. Главный вход в собор украшает барельеф "Жертвоприношение царя Соломона в день освящения Иерусалимского храма" и скульптуры ангелов со знаком ордена святого Александра Невского. В дни, посвященные этому святому, в Троицком соборе проходят торжественные службы.


Фото Андрей Бутко


Фото Андрей Бутко

Окончание постройки и освящение Троицкого храма в августе 1790 года завершило формирование ансамбля Александро-Невской лавры. 30 августа 1790 года в собор была перенесена серебряная рака с мощами Александра Невского. Эта рака была изготовлена на петербургском Монетном дворе и весила 86 пудов. На боковых стенках саркофага выполнены барельефы, изображающие военные победы Александра Невского. Сейчас эта гробница находится в государственном Эрмитаже.

Среди икон собора особо почитаема икона преподобного Серафима Саровского Чудотворца и икона Божьей Матери "Скоропослушница".


Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. Рака с мощами св. блгв. князя Александра Невского. Фото 1910-х гг.

Легенды и мифы

Петр I хотел, чтобы его любимый Санкт-Петербург имел небесного покровителя в лице князя Александра Невского, героического полководца, разбившего шведскую армию в устье впадающей в Неву реки Ижоры. В августе 1724 года царь приказал перенести мощи Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург, в Свято-Троицкий собор. Долгое время после этого ходили легенды, будто на самом деле в лавре нет никаких мощей: якобы они сгорели во время пожара Успенского собора во Владимире, а все, что удалось спасти, - несколько обгорелых костей, которые доставили в Петербург. Однако, добавляли петербургские сплетники, возможно, что и эти обгорелые останки принадлежат вовсе не легендарному Александру Невскому, а кому-нибудь другому.

Противники Петра Великого и его реформ предлагали свою версию истории о переносе мощей в "город Антихриста", как они называли Санкт-Петербург. Они утверждали, что два раза после перенесения останков князя в Свято-Троицкий собор, они бесследно исчезали на следующий день, и требовалось много времени и сил, чтобы их отыскать. Противники Петра объясняли исчезновение мощей тем, что святой Александр не хочет находиться в "проклятом городе", построенном на костях. По этой версии, в третий раз Петр I приказал запереть мощи Александра Невского в серебряной раке, и лишь после этого останки перестали исчезать.

А согласно еще одной легенде, Петр I, запирая раку с мощами, вдруг услышал позади себя голос, изрекающий мрачное пророчество: "Всего на 300 лет…". Петр вздрогнул, обернулся и увидел высокую удаляющуюся фигуру в черном плаще. Царю так никогда и не удалось выяснить, кем был этот незнакомец.

Историческая справка

1710 г. - по указу Петра I заложен монастырь в честь Пресвятой Троицы и святого Александра Невского.
30 августа 1724 г. - мощи Александра Невского перевезены из Владимира в Санкт-Петербург.

В 1724 году при монастыре был разбит сад, построены оранжереи. Просека от Новгородского тракта была обсажена берёзами. Напротив Благовещенской церкви был построен наплавной, а позднее подъёмный мост.

Начало 18 в. - возведен первый Троицкий собор в стиле "немецкого барокко".
1776-1790 гг. - строительство нового храма по проекту архитектора И. Старова на месте снесенного собора.


Надвратная церковь «Всех скорбящих» Александро-Невской лавры. Фотография 1895 г

В 1783-1785 годах по проекту Старова были построены въездные ворота с надвратной церковью во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". Кроме того, Старовым была перепланирована площадь перед лаврой - площадь Александра Невского. Здесь им были построены два одноэтажных дома, сохранившихся до наших дней.

1806 г. - по рисункам Д. Кваренги была выполнена роспись сводов и купола собора, сохранившаяся по сей день.

В 1818-1821 годах в Благовещенской церкви произошли перестройки, связанные с расширением Духовского корпуса лавры. В 1821 году архитекторов В. П. Петровым были сооружены каменные ворота со стороны реки Монастырки.

Из-за тесноты Лазаревского кладбища рядом с ним было основано новое место захоронения, которое стали называть Ново-Лазаревским. Здесь, ныне в некрополе XIX века, похоронены: Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, Ф. М. Достоевский, М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, А. А. Иванов, Б. М. Кустодиев, В. И. Демут-Малиновский, Б. И. Орловский, П. К. Клодт, В. П. Стасов, В. Ф. Комиссаржевская, Н. К. Черкасов.

В 1840 году подверглись переделке храмы Фёдоровской церкви. В первом этаже была устроена церковь благоверного князя Фёдора, во втором - церковь во имя святого Николая Чудотворца. Верхняя церковь прихожанами стала называться Никольской домовой, в отличие от Никольской кладбищенской церкви.

К востоку от лавры первоначально планировалась разбивка сада. Но в 1861 году здесь было основано ещё одно монастырское кладбище - Никольское. Здесь похоронены адмирал Г. И. Бутаков, герой Порт-Артура генерал Р. И. Кондратенко, писатели И. А. Гончаров и Д. Н. Мамин-Сибиряк, поэт А. Н. Апухтин, литературовед Ф. Д. Батюшков, издатель А. С. Суворин, художник К. Е. Маковский.

К началу XX века на территории Александро-Невской лавры насчитывалось 16 церквей. В 1920 году весь комплекс был взят под охрану государства как памятник архитектуры. Несмотря на это, в дальнейшем во многих бывших церковных помещениях были размещены различные мастерские.

1917 г. - собор закрыт для богослужений, святые мощи изъяты.

В 1933 году Благовещенская церковь была закрыта. Её первый этаж был передан Музею городской скульптуры, а второй в 1935 году был разделён на отдельные помещения. Тихвинская церковь Ново-Лазоревского кладбища была передана почте.

В 1948-1949 годах оба этажа Благовещенской церкви занял Музей городской скульптуры. Свято-Троицкий собор возвращён церкви 5 апреля 1956 года.

1956 г. - собор вновь открыт для богослужений.

В 1960-х годах при реконструкции Невской набережной было значительно сокращено Никольское кладбище. Позже здесь были похоронены историк Л. Н. Гумилёв и первый мэр города А. А. Собчак. Никольское кладбище в настоящее время является единственным действующим местом захоронения при Александро-Невской лавре.


Иван Греков. Середина 18 века. Великий князь Александр Невский и князь Феодор (с видом Александро-Невской лавры). ГТГ.

В верхней части иконы изображены князья Александр Невский и его старший брат Феодор, над ними - Новозаветная троица, апостол Петр и святая Екатерина, тезоименитные святые императора Петра I и Екатерины I. В нижней части - Александро-Невский монастырь (до 1755).

Внизу иконы помещена пространная надпись:

Благословил Троичный Бог Месту сему быти.
Зримым же Горе святым тезоимениты.
Высокославнейший Петр и Екатерина
Россов честь и похвала обое едина
Благословение то делом исполняли.
Александор с Феодором помощь подавали
Их же и телеса зде пребудут во веке.
Благодатны верным всем изливая реки.
Да лиют же паче всех на Елизавету
и наследников ее в чудо всему свету,
Что родителей своих дел нет оставляет
И свою к Месту сему Маеть продолжает.

Иван Греков (годы жизни неизвестны). Упоминается в документах 1753 года как вольный художник, выполнявший театральные декорации. По его рисунку была исполнена конклюзия Стефана Любомирского, посвященная императрице Елизавете Петровне, которую гравировал А.Ф. Зубов (1743).

Санкт-Петербург и пригороды

В отличие от многих монастырей, которые возникали в местах обитания отшельников, Александро-Невская лавра была образована последователями церкви. Название этого святого места связано с важными событиями в истории России. В 1240 г. великий князь и полководец Александр Ярославович одержал крупную победу в войне со шведами на реке Неве, за что за что был назван Невским. Позже канонизирован Православной Церковью как Святой Покровитель России.

На сегодняшний день Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, часы работы которой очень удобны для посещения, является очень популярным местом как для российских туристов, так и для иностранцев.

Времена правления Петра I

Официальной датой основания Свято-Троицкой Александро-Невской лавры считается 25 марта 1713 года - день освещения первой деревянной Благовещенской церкви. Согласно историческим сведениям, основателем Невского монастыря был знаменитый император Петр I. Именно он в 1702 велел начать строительство в месте, где Черная река (настоящее название Монастырка) впадает в Неву. Руководил строительством и обустройством монастыря архимандрит Феодосий. Проектированием основных зданий занимался Доменико Трезини - итальянский архитектор и инженер. В его представлении будущая Александро-Невская лавра виделась как целый ансамбль каменных строений, расположенных между Черной рекой и Невой. Воплощение планов Трезини в жизнь затянулось на долгие годы. За это время, помимо основных монастырских строений, здесь появился целый городок с домами, огородами, конюшнями, мельницей, кузницей. Здесь же была открыта церковная школа, которую позже преобразовали в духовную семинарию, а потом в академию. были торжественно перенесены из Владимира в новую столицу России 12 сентября 1724 года по указу Петра Великого. Этот день в Русской празднуется до сих пор. Великий полководец стал покровителем новоиспеченной российской столицы, однако массивный серебряный саркофаг был передислоцирован в советские времена в Эрмитаж, где он остается (без мощей) и сегодня.

Синодальный период

После главным архитектором церковных сооружений стал Иван Старов, который многое переделал по своему усмотрению, значительно расширив территорию строительства. В 1797 году монастырь был возведен в ранг лавры. На тот момент Троицкая Александро-Невская лавра (Петербург) была не только крупнейшей в стране, но и одной из самых богатых.

Во время революции нарком социального обеспечения А. М. Коллонтай хотел преобразовать монастырь в пристанище для инвалидов войны. Группа моряков, которая отправились туда 19 января 1918 года, была встречены разъяренной толпой прихожан. Большевикам пришлось отступить. В результате вышел приказ о прекращении финансирования церкви из государственного бюджета. Апогеем этих событий стал указ об В 1922 году монастырь был практически «законно разграблен» в пользу голодающих. Серебряная рака, где хранились мощи Александра Невского, была вскрыта и передана в Эрмитаж, а сами мощи переправлены в фонд Государственного музея. С этого момента Александро-Невская лавра в СПб продолжает действовать вплоть до 1932 года, пока все монахи не были арестованы. Спустя год монастырь был закрыт и реорганизован в церковный приход, а в 1936 году богослужения полностью прекратились. Следующие 20 лет на территории монастыря располагались различные светские учреждения, и только в 1957 году богослужения были возобновлены. Мощи полководца вернули на свое законное место только в конце 80-х годов.

Некрополь Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Лазаревское кладбище

Лавра в Санкт-Петербурге славится своим некрополем, где покоится много известных людей прошлого столетия - писателей, полководцев, ученых. Изначально здесь находилось одно кладбище - Лазаревское, основанное еще во время правления Петра I. Чести быть похороненным здесь удостаивались только богатые или известные в стране люди. На сегодняшний момент все надгробия, памятники, саркофаги представляют собой огромную историческую ценность. Здесь же находится семейный склеп знаменитого графа Шереметьева.

Тихвинское кладбище

Со временем Лазаревское кладбище стало слишком тесным, и было решено открыть еще одно, которое назвали Ново-Лазаревским. Четкие границы оно приобрело только в конце 19 века, когда и было обнесено каменной оградой. Примерно в это же время новое кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры было переименовано в Тихвинское. Это было связано со строительством на территории кладбища усыпальницы во имя иконы Тихвинской Божьей матери. Захоронения на новом кладбище также связаны с именами известных деятелей культуры, искусства и научного мира. Ближе к середине 20 века захоронения на Тихвинском кладбище прекратились, и оно было реконструировано в мемориальный парк.

Никольское кладбище

Третье кладбище на территории Александро-Невской лавры было открыто в 1863 году. Так как на территории некрополя была расположена Никольская церковь, то и само кладбище было названо Никольским. Новое кладбище несколько отличается от своих собратьев. Во-первых, на его территории много часовен, построенных в древнерусском стиле. Во-вторых, помимо привычных памятников и склепов, здесь много бронзовых статуй и бюстов захороненных людей. В-третьих, единственное в лавре, которое не получило статус музея. Оно действует по сей день, но лишь единицы из самых удостаиваются чести покоиться в этой святой земле.

Ежегодно в Санкт-Петербург съезжается много туристов и паломников. Цель их приезда - Александро-Невская лавра. Часы работы очень удобны для всех желающих насладиться красотой и умиротворенностью этого места. Собор открыт с 6.00 до 20.00, территория лавры с 5.30 до 23.00.

История и современность

Возрождение церковной жизни и богослужений в стенах лавры было начато во второй половине 90-х годов, а в 2000 году все здания были переданы епархии. На территории монастыря две церкви, спроектированные отцом и сыном Трезини в 1717-1722 и 1742-1750, соответственно; величественный Неоклассический собор, построенный в 1778-1790 по проекту Ивана Старова и посвященный Святой Троице, и множество структур меньшего масштаба. Здесь же расположены Лазаревское и где сохранены богато украшенные гробницы Михаила Ломоносова, Александра Суворова, Николая Карамзина, Модеста Мусоргского, Петра Чайковского, Федора Достоевского, Карла Росси и других известных людей. На сегодняшний день Невский монастырь - популярное место для туристов и паломников. Историю возникновения Александро-Невской Лавры для всех желающих расскажут православные экскурсоводы. На территории монастыря расположена трапезная и чайная, где можно заказать горячее питание как для паломнических групп, так и для отдельных паломников. Здесь же построены три гостиницы, в которых можно снять уютные и недорогие номера. На сегодняшний день в лавре действует паломническая служба, которая отвечает за организацию экскурсий как по территории самой лавры, так и по церквям и храмам Санкт-Петербурга.

День рождения Александро-Невской лавры

В 2013 Православная церковь отметила 300-летие с того дня, когда была основана Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в СПб. Отсчет этого события начался с 25 марта 1713 года, а именно с первой Божественной литургии в стенах храма. Во время празднования вся братия во главе с наместником церкви совершили крестный ход. Прихожане выслушали поздравления митрополита Владимира, который призвал людей сохранять это святое место, которое является духовным центром всей Руси.

Как и любое старинное место, Невский монастырь окутан тайнами и загадками. Вот только несколько интересных фактов, связанных с историей возникновения и развития Александро-Невской лавры.

  1. В связи с тем, что монастырь образовался на том месте, где Александр Невский одержал победу над шведами, изначально он назывался «Виктория».
  2. Православная академия в Санкт-Петербурге берет свое начало из школы, построенной на территории лавры и предназначенной в свое время исключительно для детей священнослужителей.
  3. Мощи Александра Невского, которые были перевезены на территорию монастыря еще при правлении Петра I и хранятся там в настоящее время, в годы революции были вывезены и переданы Государственному музею.
  4. В тяжелое послереволюционное время многие священнослужители пострадали от рук большевиков - были либо расстреляны, либо арестованы.
  5. В 1918 году правительство решило захватить территорию лавры и использовать ее для своих нужд. Однако отправленный отряд встретил небывалое сопротивление прихожан и вынужден был отступить. После этих событий богослужения продолжались еще 15 лет.
  6. Один из храмов лавры до сих пор не входит в ее владения и является городским музеем.
  7. Строительство этого исторического комплекса продолжалось почти сто лет. В процессе проектирования и возведения храмов и церквей участвовали многие известные архитекторы и строители того времени.

Последние события

Совсем недавно, 12 сентября 2016 года, Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в СПб организовала в своих стенах фестиваль "Невские звоны". Празднования были приурочены ко дню перенесения мощей Александра Невского и начались с традиционной общей молитвы. В фестивале приняли участие лучшие звонари России и ближнего зарубежья и порадовали присутствующих своим мастерством. Помимо этого, вниманию присутствующих был представлен фильм о колоколах. В заключительной части праздника любой желающий мог не только позвонить самостоятельно в колокол, но и получить мастер-класс от лучших звонарей.

В конце Невского проспекта в Санкт-Петербурге находится Александро-Невская лавра — ныне действующий мужской монастырь, а также центр русской духовной жизни на Монастырском острове. Александро-Невская лавра является одним из красивейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга. Туристы приезжают посмотреть на красоту и строгость монастырских корпусов и приклонить голову перед выдающимися деятелями России, покоящимися здесь. Паломники прибывают в монастырь, чтобы поклониться мощам Святого Александра Невского, которые находятся в Троицком соборе лавры.

На фото: Северные (Благовещенские) или Консисторские ворота

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией. Считалось, что именно здесь, при впадении Чёрной речки (ныне Монастырки) в Неву, 15 июля 1240 года произошла битва дружины князя Александра Невского со шведами.

На фото: Консистория и кладбищенская контора.

Идея строительства нового монастыря впервые возникла у Хутынского архимандрита Феодосия (Яновского), передавшему свою мысль князю Меншикову. От последнего, согласившегося отдать часть своих владений под монастырь, идея перешла к Петру I. Новая столица требовала наличия при ней священных реликвий. Одну из них, мощи святого князя Александра Невского, Пётр решил поместить в новой обители.

После взятия Выборга императором была осмотрена местность и дано название будущему монастырю — Свято-Троицкий Александро-Невский. В июле 1710 года архимандритом Феодосием при стечении народа здесь был установлен деревянный крест с надписью: «Повелением Царского Пресветлого Величества на сем месте имеет создатися монастырь». На правом берегу Чёрной речки было решено строить монастырские строения, на левом берегу — партикулярные, то есть частные.

Фрагмент административного здания, ворота Никольского кладбища.

Разработать проект монастыря была поручено Доменико Трезини, а контроль за строительством — Христофу Конрату. В 1712 году появились первые деревянные строения: была заложена деревянная Благовещенская церковь и часовня. Вокруг них возникла монастырская слобода. В марте следующего года церковь освятили и первым настоятелем монастыря стал архимандрит Феодосий. Для удобной связи с Адмиралтейской частью Санкт-Петербурга от монастыря до Новгородского тракта в 1712-1713 годах монахи прорубили просеку, ставшую впоследствии частью Невского проспекта.


На фото: Ризничные ворота Никольского кладбища.

Петр I задумывал монастырь не только как религиозное заведение. Он планировал устроить в монастыре также приют для инвалидов Северной войны и душевнобольных и госпиталь. Правда, это намерение так и не было реализовано. Зато в 1720 при монастыре открылась типография, а на следующий год — школа, которая впоследствии преобразовалась в семинарию, а позднее — в Духовную академию. Её выпускниками в разное время стали стали такие выдающиеся люди как композитор Пётр Турчанинов и святой Иоанн Кронштадтский.


На фото: Духовская церковь, алтарная часть, за церковью виден Свято-Троицкий собор

К 1715 году архитектором Трезини были подготовлены чертежи и проектная модель. Через год этот проект был утверждён Петром I. Кстати, одну из своих гравюр художник Зурабов изготовил, используя в качестве модели проект Трезини.

В 1717 году приступили к строительным работам. Первым стали строить правое монастырское крыло: Благовещенскую церковь (заложена 21 июля) и Духовской корпус.


На фото: Троицкий собор, Свято-Троицкая Александро-Невская лавра.

В 1716 году при монастыре было основано Лазаревское кладбище (сегодня — некрополь XVIII века), при котором в 1717 году построили каменную церковь Святого Лазаря. На следующий год в ней была похоронена сестра Петра I Наталья. Впоследствии на Лазаревском кладбище было захоронено много выдающихся граждан России: Шереметев, Старов, Ломоносов, Уваров, Фонвизин, Козловский, Воронихин и другие.


На фото: Корпус духовной семинарии

После отъезда Христофа Конрата в Москву 1 июля 1720 года строение монастыря поручили Теодору Швертфегеру, который по приказу Петра I составил новый проект главного монастырского храма. По пректу Трезини главный фасад собора смотрел на Неву, а вход предполагался на восточной стороне. Тем самым нарушались правила строительства православного храма, по которым вход с храм должен быть с запада, а алтарь — на востоке. Кроме того, для приданию монастырскому ансамблю большей симметрии Швертфегер разместил в юго-западной части набережной линии ещё один храм. Сад, который Трезини планировал между монастырём и Невой, Швертфегер поместил к западу от обители. После Швертфегера строительство в разное время продолжали П. М. Еропкин, М. Д. Расторгуев, И. Е. Старов.


На фото: Феодоровский корпус

В 1717-1723 годах на месте деревянной Благовещенской церкви по проекту Трезини был построен каменный храм. Сегодня — это самая старая постройка на территории лавры. 12 сентября 1724 года здесь освятили придел Александра Невского на втором этаже. К этому торжественному событию приурочили и перенос мощей Святого князя Александра Невского из Владимира в Александро-Невский монастырь. Это был незабываемый день для жителей Санкт-Петербурга. Мощи перевозились со всей торжественностью и пышностью. Процессию с мощами святого князя близ Усть-Ижоры встречал на ботике Петра I лично император.


На фото: юго-восточная башня — Библиотека и древнехранилище

В 1724 году при монастыре был разбит сад и построены оранжереи, просеку от Новгородского тракта обсадили берёзами. Напротив Благовещенской церкви появился наплавной, а позже — подъёмный мост. К 1725 году закончили работы над тремя уступами главной линии (Духовской) монастырского комплекса.


На фото: Митрополичий корпус, восточный фасад.

Работы над южной частью монастырского комплекса начались в конце 1727 года. К этому времени стены главного собора были выведены до карниза. Вообще, его строительство то прекращалось, то вновь возобновлялось. Начинал его строить Т. Швертфегер. После прихода к власти императрицы Анны Иоанновны строительством монастыря заведовали Швертфегер, подполковник Военной коллегии Аничков, М. Земцов, П. Еропкин. К 1740-м годам особой комиссией недостроенное здание было признано непригодным для использования. Его, по повелению императрицы Елисаветы Петровны от 29 марта 1753, разобрали до фундамента. Разборку закончили к августу 1755 года.


На фото: Федоровская церковь. НА первом этаже церковь во имя Иоанна Златоуста, а во втором — во имя князя Фёдора Святославовича.

Южную часть монастыря в 1742 году продолжил возводить Пьетро Антонио Трезини. До 19 сентября 1744 года укладывался фундамент. В докладе об окончании этих работ Трезини указывал, что строителям мешала плохая дождливая погода. Дождь шёл практически ежедневно с 16 августа, но всё-равно фундамент был сделан «с добрым порядком». В следующем июне императрица Елизавета Петровна повелела наконец-то заложить храмы и назвать их в честь благоверного князя Фёдора и Иоанна Златоуста. Возведение стен Фёдоровской церкви было завершено в июне 1747 года. Её облик практически полностью повторил формы Благовещенской церкви.


На фото: Северо-Западная башня — Ризница .

Трезини уехал из России в 1751 году. К этому времени три построенных флигеля Фёдоровского корпуса успели покрыть пильными досками и покрасить в красный цвет. Тогда же была переделана в двухскатную без перелома кровля трёх флигелей Духовского корпуса. Строительство продолжалось по проектам Трезини, но под руководством других людей: каменных дел мастеров Эркуле Казасорпа, Иоганна Георга Вейса, Антонио Антониетти. Последний возводил Семинарский и Просфорский корпуса, Митрополичий дом. С 1 июля 1753 года руководство строительством Александро-Невского монастыря осуществлял Игнатио Росси. Возведение Фёдоровского корпуса и Фёдоровской церкви завершили в 1754 году.


на фото: Набережная Монастырки, Просфорный корпус и Северо-Западная башня

В 1756-1758 годах в западной части монастыря был построен Митрополичий (Архиерейский) дом. Автором его проекта частенько называют М. Д. Расторгуева, так как его фамилия обозначена на чертежах. Однако, врядли это соответствует истине. Исходя из других документов Расторгуев являлся учеником архитектора, в обязанности которого входило копирование проектной документации. Самостоятельным проектированием никогда не занимался, и умер в возрасте 38 лет в том же чине.


На фото: Здания Просфорного (северо-западного) и Семинарского (юго-западного) корпусов появились к 1762 году. Немного позднее к западному фасаду Благовещенской церкви пристроили двухэтажный павильон.

Сооружение циркумференции вокруг монастырского двора началось в 1756 году. Его проектированием занимался итальянский архитектор Джузеппе Венероне, который перед этим создал проект нового главного собора. Строительство циркумференции было поручено Антониетти, который в мае 1769 года вернулся на родину. Его место 1 июля 1769 года занял архитектор Пауль Йозеф Шпекле.

Отделка внутреннего убранства Фёдоровской церкви была завершена к 1766 году. В 1770 году в первом её этаже была освящена церковь во имя Иоанна Златоуста, а во втором — во имя Фёдора Святославовича.


На фото: Церковь Лазаря Четверодневного.

Спустя более чем полвека с начала строительства монастыря его служители всё ещё испытывали недостаток в служебных постройках. В феврале 1771 года архиепископ Санкт-петербургский Гавриил писал кабинет-секретарю Г. Н. Теплову о том, что храмов на территории монастыря предостаточно, а вот для ризницы и библиотеки места совсем нет. Для решения этой проблемы он попросил: «…на углу, которой к Чорной речке, место назначенное для верхней церкви отделать для ризницы, а внизу кельи ризничему, так чтоб из них вход в ризницу был. В другом углу верхней и нижней этаж отделать для библиотеки». Положительный ответ на такой запрос был получен в октябре следующего года.


На фото: в здании духовной семинарии .

Возведение циркумференции было завершено в 1774 году. Территория монастыря стала замкнута почти полностью, брешь оставалась лишь на месте главного храма. Новый проект собора был разработан архитектором И. Е. Старовым и в феврале 1776 представлен Екатерине II. Проект был одобрен и 30 августа 1778 года в присутствии императрицы торжественно был заложен первый камень в фундамент Свято-Троицкого собора. Строительство было закончено через 12 лет и 30 августа 1790 года состоялось освящение Свято-Троицкого собора. Тогда же в него из Благовещенской церкви была перемещена рака с мощами Александра-Невского. Надо заметить, что после Свято-Троицкий собор ни разу не подвергался ремонту и никогда не менял внутренний облик. Скульптурным убранством храма занимался Ф. И. Шубин. Наиболее ценными картинами храма являются «Образ Благовещения Пресвятой Богородицы» Рафаэля Менгса, «Спаситель Благословляющий» Антониса ван Дейка, «Воскресение Христово» Питера Пауля Рубенса.


На фото: Церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость .

Въездные ворота с надвратной церковью во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» были построены по проекту Старова в 1783-1785 годах. Кроме того, Старов перепланировал площадь перед лаврой — площадь Александра Невского. Здесь им были построены два одноэтажных дома, сохранившихся до сих пор.

18 декабря 1797 года по повелению императора Павла I монастырь получил статус лавры, наивысший статус монастыря.

В 1818-1821 годах в Благовещенской церкви произошли перестройки, связанные с расширением Духовского корпуса лавры. В 1821 году архитекторов В. П. Петровым были сооружены каменные ворота со стороны реки Монастырки. Из-за тесноты Лазаревского кладбища рядом с ним было основано новое место захоронения, которое стали называть Ново-Лазаревским.

В 1840 году подверглись переделке храмы Фёдоровской церкви. В первом этаже была устроена церковь благоверного князя Фёдора, во втором — церковь во имя святого Николая Чудотворца. Верхняя церковь прихожанами стала называться Никольской домовой, в отличие от Никольской кладбищенской церкви.


На фото: Никольское кладбище и церковь .

К востоку от лавры первоначально планировалась разбивка сада. Но в 1861 году здесь было основано ещё одно монастырское кладбище — Никольское. В 1868-1871 годах по проекту епархиального архитектора Григория Карпова на средства купца Н. И. Русанова была построена Никольская (кладбищенская) церковь. В цокольном этаже этого храма была устроена семейная усыпальница Русановых. В 1869-1873 годах по проекту Н. П. Гребёнки на Ново-Лазаревском кладбище была построена Тихвинская церковь.


На фото: Некрополь 18 века (Лазаревское кладбище)


На фото: Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в лавре

К началу XX века на территории Александро-Невской лавры насчитывалось 16 церквей. Александро-Невская Лавра была центром столичной духовной власти и местом частых паломничеств царской фамилии. Здесь нередко совершались торжественные богослужения в присутствии августейших особ, и поэтому все монастырские строения и храмы отличались пышностью и великолепием. Монастырские кладбища были самыми привилегированными в Петербурге. Русские императоры часто вносили богатые вклады, среди них — золотые священные сосуды, подаренные Екатериной II вскоре после освящения собора, четыре драгоценных престольных Евангелия XVII века, золотой крест, выполненный в 1660 г. для Кириллова монастыря, и даже образ «Моление о чаше», присланный в дар от папы Пия IV Екатерине II. Среди наиболее драгоценных предметов, хранившихся в ризнице монастыря, была корона св. Александра Невского, «сделанная наподобие архиерейской шапки из белых горностаев и пунцового бархата».

В 1920 году весь комплекс был взят под охрану государства как памятник архитектуры. Несмотря на это, в дальнейшем во многих бывших церковных помещениях были размещены различные мастерские.

В 1922 году мощи Святого князя Александра Невского были перенесены в музей религии и атеизма (Казанский собор), а серебряная рака отдана в Эрмитаж. Из Благовещенской церкви были изъяты все ценности. В 1930 году на основе некрополя был основан Музей городской скульптуры. С 1932 года ему стала принадлежать надвратная церковь. В 1933 году Благовещенская церковь была закрыта. Её первый этаж был передан Музею городской скульптуры, а второй в 1935 году был разделён на отдельные помещения. Тихвинская церковь Ново-Лазоревского кладбища была передана почте.

В 1948-1949 годах оба этажа Благовещенской церкви занял Музей городской скульптуры. Свято-Троицкий собор возвращён Церкви 5 апреля 1956 года.

В 1960-х годах при реконструкции Невской набережной было значительно сокращено Никольское кладбище. Позже здесь были похоронены историк Л. Н. Гумилёв и первый мэр города А. А. Собчак. Никольское кладбище в настоящее время является единственным действующим местом захоронения при Александро-Невской лавре.

В 1988 году началась комплексная реставрация Благовещенской церкви. Мощи Александра Невского вернулись в Свято-Троицкий собор в 1989 году. В здании бывшей Тихвинской церкви разместили выставочный зал Музей городской скульптуры.

Окончательная передача всех зданий Лавры епархии состоялась 18 апреля 2000. Вместе с возрождением монастыря и литургической жизни в Лавре идет активное возрождение ремесел, которыми всегда занимались православные христиане: иконописная мастерская, краснодеревщики, ювелирная мастерская, мастерская христианской оловянной миниатюры.

Все кладбища (Лазаревское (Некрополь XVIII века), Тихвинское (Некрополь мастеров искусств), Никольское, Внутреннее кладбище (Коммунистическая площадка)) Александро-Невской лавры входят в состав Государственного музея городской скульптуры (основан в 1932 году).



Новое на сайте

>

Самое популярное