Домой Травматология Закон единства и борьбы противоположностей показывает. Единство и борьба противоположностей, их соотношение в развитии

Закон единства и борьбы противоположностей показывает. Единство и борьба противоположностей, их соотношение в развитии

Когда мы рассматриваем свойства вещей, их взаимосвязи, способы их действия и взаимодействия, процессы, в которые они вступают, то мы находим, что все эти свойства, взаимосвязи, взаимодействия и процессы разделяются на коренные противоположности .

Например, два тела, действуя друг на друга механически, могут либо притягиваться, либо отталкиваться. Рассматривая электрические свойства тел, обнаруживаем положительные и отрицательные заряды. В органической жизни видим, что существует ассимиляция и диссимиляция. И даже в математике существуют противоположные действия — сложение и вычитание, умножение и деление.

Вообще, к какой бы области исследования мы ни обратились, мы найдем, что в процессах, которыми она занимается, всегда содержатся такие коренные противоположности. Причем, всегда обнаруживается не просто известное число различных вещей, различных свойств, различных отношений, различных процессов, но именно пары противоположностей, коренных противоположностей.

Гегель выразил это явление следующим образом: «Противоположность, по которой различающееся определение имеет против себя не другое определение вообще, но свое собственное иное». (Гегель «Энциклопедия философских наук. Логика»)

Притяжение противостоит отталкиванию, положительный заряд - отрицательному заряду, сложение – вычитанию и пр.

Эти коренные противоположности не могут быть поняты посредством метафизического образа мышления.

Во-первых, метафизический образ мышления старается игнорировать противоположности, пытается сбросить их со счета. Он стремится понять данный предмет исследования примитивно, оставаясь в пределах целого ряда различных свойств вещей и различных отношений между ними, игнорируя коренные противоположности, проявляющиеся в этих свойствах и отношениях.

Так, например, те люди, которые метафизически мыслят об обществе, разделенном на классы, пытаются рассматривать общество просто как состоящее из большого числа различных индивидов, связанных между собой всеми видами различных социальных отношении, при этом они игнорируют коренную противоположность между эксплуататорами и эксплуатируемыми, проявляющуюся во всех этих социальных отношениях.

Во-вторых, когда метафизический образ мышления не может больше игнорировать коренные противоположности, тогда - верный своей привычке рассматривать каждую вещь изолированно, как неизменную величину - он рассматривает эти противоположности изолированно одну от другой, рассматривает их как существующие отдельно и как исключающие друг друга. Так, например, прежние физики привыкли считать положительное и отрицательное электричество просто лишь двумя различными «электрическими флюидами».

Но вопреки метафизике коренные противоположности не только существуют в любом предмете исследования, но эти противоположности взаимно предполагают друг друга, они неразрывно связаны и не могут ни существовать, ни быть понятыми вне связи друг с другом.

Этот отличительный признак противоположности известен как полярность : коренные противоположности являются полярными противоположностями. Магнит, например, обладает двумя полюсами - северным и южным. Но эти полюсы, противоположные друг другу и отличные друг от друга, не могут существовать отдельно один от другого. Если магнит разрезать надвое, то не получится так, что северный полюс останется в одной половине, а южный - в другой, но в каждой половине вновь появляются северный и южный полюсы. Северный полюс существует лишь как противоположность южного, и, наоборот, один может быть определен лишь как противоположность другого.

Вообще коренная противоположность должна быть понята как полярная противоположность , и каждый предмет исследования должен быть понят при помощи полярной противоположности, заключенной в нем.

Так, в физике мы находим, что притяжение и отталкивание действуют во всяком физическом процессе таким образом, что они не могут быть отделены и изолированы одно от другого. При рассмотрении живых тел мы не обнаруживаем в одних случаях ассимиляцию, а в других - диссимиляцию, но всякий жизненный процесс включает в себя как ассимиляцию, так и диссимиляцию. В капиталистическом обществе растущее обобществление труда неотделимо от своей противоположности, от роста централизации капитала.

Математика дает яркие примеры этого единства противоположностей - она служит прекрасным подтверждением того, что в любой области исследования противоположности не могут быть поняты отдельно друг от друга, а только в их неразрывной связи. Основными действиями математики являются две противоположности - сложение и вычитание. Причем сложение и вычитание до такой степени не могут быть поняты отдельно одно от другого, что сложение может быть представлено как вычитание, и, наоборот, действие вычитания (а - b) может быть представлено как сложение (-b + а). Подобным же образом деление a\b может быть представлено как умножение а х 1\b. (См. Ф. Энгельс «Диалектика природы»).

Единство противоположностей, их неразрывную связь никоим образом нельзя понимать как гармоничное и постоянное отношение, как состояние равновесия. Наоборот: «Единство… противоположностей условно, временно, преходяще, релятивно. Борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение» (В. И. Ленин «Философские тетради»).

Коренные, полярные противоположности, существующие в любой области природы и общества, проявляются в конфликте и борьбе противоположных сил. Эта борьба, несмотря на периоды временного равновесия, ведет к постоянному движению и развитию, к бесконечному возникновению и уничтожению всего существующего, к резким изменениям состояния и превращениям.

Так, например, равновесие сил притяжения и отталкивания в области физических явлений всегда лишь условно и временно; конфликт и борьба сил притяжения и отталкивания всегда утверждают себя, приводя к физическим изменениям и превращениям или превращениям в пределах атома, химическим изменениям или в крупном масштабе к вспышкам звезд.

Метафизика оперирует понятиями «законченных» вещей, действительные и возможные свойства которых она стремится зафиксировать и определить раз и навсегда.

Она рассматривает каждую вещь саму по себе, изолированно от всех других, в рамках неопосредствованных противоположностей - по формуле «или - или». Она противопоставляет одну вещь другой, одно свойство другому, одно отношение другому, не рассматривая вещи в их действительном движении и взаимосвязи и не учитывая того, что каждый предмет исследования представляет единство противоположностей - единство противоположных друг другу, но неразрывно связанных вместе сил и тенденций.

В противоположность метафизике диалектика отказывается рассматривать вещи сами по себе, как наделенные неизменной природой и неизменными свойствами (по формуле «или - или»), она считает, что вещи возникают, существуют и уничтожаются в процессе бесконечного изменения и развития, в процессе сложных и постоянно меняющихся взаимоотношений, в процессе, в котором каждая вещь существует лишь в ее связи с другими вещами и претерпевает ряд превращений и в котором всегда проявляется единство, неразрывная взаимосвязь и борьба противоположных свойств, сторон, тенденций, характеризующих каждое явление природы и общества.

В противоположность метафизике целью диалектики является проследить действительные изменения и взаимосвязи в мире и рассматривать вещи всегда в их движении и взаимосвязи .

Так, Энгельс пишет: «…мир состоит не из готовых, законченных вещей, а представляет собой совокупность процессов…» . Диалектика «…берет вещи и их умственные отражения главным образом в их взаимной связи, в их сцеплении, в их движении, в их возникновении и исчезновении…» (Ф. Энгельс «Анти-Дюринг»).

Ленин указывал, что понимание «противоречивых частей» всякого явления является сутью диалектики. Она состоит в признании (открытии) «противоречивых, взаимоисключающих, противоположных тенденций во всех явлениях и процессах природы (и духа и общества в том числе)». (В. И. Ленин «Философские тетради»).

Наконец, Маркс пояснял, что: «В своем рациональном виде диалектика внушает буржуазии и ее доктринерам-идеологам лишь злобу и ужас, так как в позитивное понимание существующего она включает в то же время понимание его отрицания, его необходимой гибели, каждую осуществленную форму она рассматривает в движении, следовательно также и с ее преходящей стороны, она ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна». (К. Маркс «Капитал», т. I)

Взаимосвязь и обусловленность

Диалектический метод требует, чтобы мы рассматривали вещи не каждую саму по себе, а всегда во взаимосвязи с другими вещами. Это кажется «очевидным». Тем не менее, это такой «очевидный» принцип, о котором очень часто забывают, но о котором очень важно помнить всегда.

Принцип рассмотрения вещей в связи с действительными условиями и обстоятельствами, а не в отрыве от этих действительных условий и обстоятельств имеет коренное значение для движения рабочего класса даже при решении простейших политических вопросов.

Например, было время, когда рабочие боролись за десятичасовой рабочий день. В то время они поступали правильно, не выдвигая в качестве своего требования восьмичасовой рабочий день, так как тогда это еще не было осуществимо. Точно также рабочие поступили правильно, когда, добившись десятичасового рабочего дня, они не удовлетворились достигнутым, а пошли дальше и стали требовать повсеместного введения девятичасового рабочего дня.

В борьбе рабочих за свои права бывают случаи, когда правильным будет, если рабочие объявят стачку, а бывают ситуации, когда такое решение будет неверным. Аналогично бывают моменты, когда правильно будет продолжать и расширять стачку, возникают моменты, когда будет лучше прекратить ее. Подобные вопросы должны решаться в соответствии с действительными обстоятельствами каждого конкретного случая.

Немногого стоит такой вождь рабочего класса, который пытается решать вопросы политики исходя лишь из «общих принципов», не принимая во внимание действительных условий, в которых приходится действовать, не понимая того, что та же самая политика может быть правильной в одном случае и неправильной в другом, в зависимости от конкретных обстоятельств каждого дела. Так, Ленин пишет: «Разумеется, в политике, где дело идет иногда о крайне сложных - национальных и интернациональных - взаимоотношениях между классами и партиями, очень много случаев будет гораздо более трудных, чем вопрос о законном «компромиссе» при стачке или о предательском «компромиссе» штрейкбрехера, изменника вождя и т. п. Сочинить такой рецепт или такое общее правило… которое бы годилось на все случаи, есть нелепость. Надо иметь собственную голову на плечах, чтобы в каждом отдельном случае уметь разобраться» .

Эту готовность марксистов приспосабливать политику к обстоятельствам и изменять политику с изменением обстоятельств иногда враги рабочего класса, особенно из среды мелкобуржуазных левых, на словах выступающие за рабочий класс, а на деле всегда предающие его коренные интересы, называют «оппортунизмом». На деле здесь нет ничего похожего на оппортунизм - ровно напротив, имеет место прямо противоположное – верная политика отстаивания коренных интересов рабочего класса, ибо прямого, как линейка, пути к социализму нет. Приспосабливать свою политику к обстоятельствам и изменять ее с изменением обстоятельств, не делая при этом никаких уступок в идеологии, это и есть применение на практике науки о стратегии и тактике борьбы рабочего класса.

В самом деле, что понимают под оппортунизмом в отношении политики рабочего класса?

Оппортунизм означает подчинение коренных интересов рабочего класса в целом временным интересам какой-либо одной группы рабочего класса , принесение в жертву интересов класса ради отстаивания временных привилегий какой-либо отдельной группы. Коммунисты, как сказал Маркс, «всегда являются представителями интересов движения в целом» . А это значит, что, анализируя положение в каждом отдельном случае и решая, какой политики придерживаться в данных конкретных условиях, мы должны исходить из интересов движения в целом .

В общих вопросах также может возникнуть величайшая путаница из забвения диалектического принципа, что вещи должны рассматриваться не изолированно, а в их неразрывной взаимосвязи.

Например, многие социал-реформисты, к примеру, известная всем в России КПРФ, утверждают, что «национализация есть установление социализма» . Они рассматривают национализацию саму по себе, изолированно, вне связи с государством и общественным строем, в которых проводятся меры по национализации. Они упускают из виду тот факт, что если общественная власть, государство, остается в руках эксплуататоров и если их представители заседают в правлениях национализированных отраслей хозяйства и контролируют их, а национализированные отрасли продолжают работать на основе эксплуатации труда одного класса в интересах другого класса, то такая национализация не является социализмом. Социалистическая национализация может осуществиться лишь тогда, когда политическая власть, находится в руках рабочих, когда у него имеется собственное государство, способное обеспечивать проведение его воли в жизнь.

Далее, в политических спорах люди очень часто обращаются к понятию «справедливости» , которое заставляет их судить о событиях без малейшего рассмотрения действительного смысла этих событий и обстоятельств, в которых они возникли. Что хорошо для Ивана, то хорошо и для Петра - вот принцип, применяемый в таких спорах.

В последнее время «либеральное» понимание «справедливости» стало поистине излюбленным оружием реакции. Запрещая шествия фашистов в день 1 мая, нередко в крупных европейских странах одновременно запрещаются и первомайские демонстрации рабочих. Пояснение буржуазных властей такое — если запрещаем одни, значит должны запретить и другие. Вот вам буржуазное понимание «справедливости»!

Принцип изучения предметов в их взаимосвязи и взаимообусловленности является очень важным и для науки. Ученые, которые анализируют предметы и явления, рассматривая и изучая их различные свойства, очень часто забывают, что эти предметы и явления, которые они могут рассматривать изолированно, в природе в изоляции не существуют. А это ведет к серьезным недоразумениям.

Например, советские биологи подчеркивали единство организма и среды. Они указывали, что нельзя считать, что организм обладает своей собственной природой, изолированной от среды, так как это метафизично. Например, не существует такой вещи, как растение, изолированное от среды, потому что такое растение - просто музейный экземпляр, искусственно сохраняемое мертвое растение. Живые растения произрастают на почве в определенном климате, в определенной среде, и они растут и развиваются, усваивая необходимые для жизнедеятельности вещества из внешней среды. Поэтому мичуринцы определяли наследственность, или природу организма, как его способность требовать определенных условий для своей жизни и своего развития и отвечать на разные условия определенным образом. Такое понимание единства организма и среды вело к важным последствиям, так как оно позволяло изменить природу организма, заставляя его приспосабливаться к изменившимся условиям жизни и закреплять эти приобретенные признаки в своем потомстве. Практика прекрасно подтвердила верность такого подхода.

Биологи же буржуазной школы, напротив, рассматривали и рассматривают организм абстрактно, метафизично, в отрыве от действительных условий его существования. Они считают «природу организма» совершенно независимой от условий его жизни, изначально данной. Исходя из этого, они делают вывод в чисто метафизическом духе, что наследственность организма «есть то, что она есть», и что бесполезно пытаться изменить ее теми способами, при помощи которых советские биологи добивались прекрасных результатов, изменяя в нужном им направлении наследственность организмов. Менделисты-морганисты решили чисто механическим путем «исправить» механизм наследственности живых организмов. Не зная толком как он работает, они выдумали некую «генную структуру», которая якобы отвечает за наследственность, и стали с ней экспериментировать. В итоге добились только того, что уничтожили вообще всякую наследственность у живых организмов, которые стали бесплодны.

Предметы в их движении, возникновении и исчезновении

Принцип диалектики также требует рассмотрения предметов в их движении, изменении, возникновении и исчезновении.

Например, советские биологи рассматривали организм в его росте и развитии. На определенной стадии роста природа организма пластична, поэтому если требуется как-то изменить его природу в интересах человека, то нужно делать это именно в этой стадии. В растущем организме возникают новые свойства, и пока он растет и развивается, эти свойства можно усилить или ослабить, т.е. придать развитию организма желательное направление. Но если эта стадия уже пройдена, и организм повзрослел, его природа становится устойчивой и повлиять на нее невозможно. Если вы желаете изменить наследственность организма, то надо выявить именно нужную стадию развития организма.

Биологи школы Менделя - Моргана, наоборот, рассматривают природу организма как данную и неизменную с самого начала, а его наследственность – как механически состоящую из частей с определенными неизменными свойствами. Они не изменяют наследственность живых организмов, а пытаются создавать новые организмы с нужными им свойствами, собирая их чисто механически как механизмы из разных частей, подобно тому, как ребенок складывает разноцветные кубики, а потом смотрит, что у него в итоге получится.

Этот второй принцип диалектики учит нас всегда обращать внимание не только на то, что существует в данный момент, но главным образом на то, что является новым , на то, что возникает, растет и развивается в старом процессе.

Этот принцип имеет первостепенное значение для революционного сознания, для революционной практики.

Русские большевики, например, с самого начала видели, в каком направлении двигалось русское общество, что было в нем нового, что возникало. Они искали не то, что уже отжило свой век, что уходило в историю, то, что появлялось и росло. И этим новым ростком, пусть еще очень слабым, был рабочий класс. В то время как другие революционеры не смогли увидеть будущей великой исторической роли рабочего класса и закончили тем, что заключили компромисс с силами старого общества, большевики основывали всю свою политику на рабочем классе, который был новой, растущей общественной силой, и в итоге привели его к победе.

Примером именно такой победы растущего и развивающегося над разлагающимся и отмирающим является изменение в соотношении сил в течение войны 1941 -1945 гг. Когда в ноябре 1941 г. немцы были около Москвы, все «союзные военные стратеги» за пределами Советского Союза считали поражение Советской России делом решенным. Но этого не произошло, поскольку в то время как немцы находились на пределе своей военной мощи, советские силы, наоборот, еще только разворачивались и росли. Поэтому поражение немецких фашистов было предрешено.

Точно так же в настоящее время, когда буржуазные медиа полны хвастливых заявлений и угроз американских империалистов и их приспешников, коммунисты придают особое значение тому, что растет и развивается во всем мире, - народным протестам и революционным выступлениям трудящихся, которые будут продолжать расти и нанесут в итоге мировому империализму сокрушительное поражение.

Подобные примеры показывают, что основой диалектического метода, его наиболее существенной чертой является изучение и понимание вещей в их конкретной взаимосвязи и движении.

Против предвзятых схем - «истина всегда конкретна»

Либералы, боясь марксизма, часто преподносят диалектику, заявляя, что это-де предвзятая схема, под шаблон которой марксисты стремятся подогнать все, что угодно. Это полнейшая ложь. Все как раз наоборот. Догмы и предвзятые схемы это у либералов и прочих буржуазных идеологов. А применять марксистский диалектический метод -это значит изучать вещи такими, каковыми они являются в действительности, в их действительной взаимосвязи и движении. Ленин писал: «…самая суть… марксизма: конкретный анализ конкретной ситуации» и считал это «основным положением диалектики».

Истинная диалектика, писал Ленин, идет путем «…детальнейшего изучения развития во всей его конкретности. Основное положение диалектики: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна …» .

Что имеет в виду Ленин под словами «истина всегда конкретна»? Именно то, что мы не постигнем истины вещей, природы или общества, выдумывая некую общую схему, некую абстрактную формулу; что мы можем познать истину лишь в том случае, если попытаемся выяснить в отношении каждого отдельного процесса, какие именно силы в нем действуют, каково их соотношение, какие из них растут и развиваются, а какие приходят в упадок и отмирают, и на этой основе дадим оценку процессу в целом.

Так, Энгельс говорит: «…дело могло идти не о том, чтобы внести диалектические законы в природу извне, а о том, чтобы отыскать их в ней, вывести их из нее… Природа есть пробный камень диалектики…» (Ф. Энгельс «Анти-Дюринг»)

Что касается изучения общества и оценки, даваемой людьми происходящим в обществе изменениям, которая часто служит для обоснования политической стратегии, то Ленин как раз частенько высмеивал тех, кто принимал к руководству какую-то абстрактную, предвзятую схему.

Согласно некоторым «авторитетам», марксистская диалектика утверждает, что всякое развитие должно происходить в виде триады - тезис, антитезис, синтез. Ленин высмеял это утверждение: «Для всякого очевидно, что центр тяжести аргументации Энгельса лежит в том, что задача материалистов - правильно и точно изобразить действительный исторический процесс», что настаивание на подборе примеров, «доказывающих верность триады, - не что иное, как остатки… гегельянства… В самом деле, раз заявлено категорически, что «доказывать» триадами что-нибудь - нелепо… какое значение могут иметь примеры «диалектических» процессов?» Всякий, «прочитавший определение и описание диалектического метода у Энгельса… увидит, что о триадах Гегеля и речи нет, а все дело сводится к тому, чтобы рассматривать социальную эволюцию как естественноисторический процесс развития…»

«Диалектическим методом… Маркс и Энгельс называли не что иное, как научный метод в социологии, состоящий в том, что общество рассматривается как живой, находящийся в постоянном развитии организм… для изучения которого необходим объективный анализ производственных отношений, образующих данную общественную формацию, исследование законов ее функционирования и развития», — писал Ленин в работе «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов».

Рассмотрим несколько примеров того, что значит изучение «развития во всей его конкретности» и принцип «истина всегда конкретна» , в противоположность тому методу, который пытается составить некую предвзятую схему общественного развития и рассматривает такую схему как основу политики.

В свое время в России в эпоху господства царизма меньшевики привыкли говорить: «У нас должен быть капитализм прежде социализма» . Сначала капитализм должен полностью развиться, затем последует социализм - такова была их схема. Вследствие этого они поддерживали либералов в политике и предписывали рабочим бороться лишь за лучшие условия труда на капиталистических предприятиях.

Ленин опроверг эту глупую схему. Он показал, что либералы, напуганные рабочими, пойдут на компромисс с царем и что союз рабочих и крестьян может отнять у либералов руководство революцией, свергнуть самодержавие и затем пойти дальше: свергнуть капиталистов и построить социализм раньше, чем капитализм будет иметь возможность полностью развиться.

После того как пролетарская революция одержала победу, была выдвинута новая схема - на этот раз Троцким. Троцкий утверждал, что нельзя построить социализм в одной стране и что если не произойдет революции в передовых капиталистических странах, то в России невозможно осуществить социализм. Ленин и вслед за ним Сталин показали, что эта схема также была ложной, потому что, если бы даже не произошло резолюции в передовых капиталистических странах, союз рабочих и крестьян в Советском Союзе все же обладал достаточными силами для построения социализма в России.

В западноевропейских странах раньше часто говорили: «У нас должен быть фашизм раньше коммунизма» . Этими деятелями утверждалось, что сначала капиталисты откажутся от демократии и установят фашистскую диктатуру, а затем рабочие свергнут фашистскую диктатуру и сделают социалистическую революцию. Но коммунисты отвечали: нет, мы будем бороться вместе со всеми демократическими силами, чтобы сохранить буржуазную демократию и разгромить фашистов, и это создаст наилучшие условия для движения вперед, к завоеванию власти рабочего класса и строительству социализма.

В настоящее время иногда приходится слышать такое утверждение: «Империализм означает войну, следовательно, война неизбежна» . Однако эта схема тоже ложна. Империалисты в своей политике неизбежно делают ставку на завоевательные империалистические войны. Но они не могут вести войну без народа. Чем больше они готовят войну, чем более явной становится их агрессивность, чем больше одна держава пытается навязать свое господство другой державе и чем большее бремя налагают империалисты на свои народы, тем больше возможностей есть у коммунистов объединить трудовой народ для борьбы против военных поползновений империалистов. Мир может быть сохранен. А в борьбе за сохранение мира можно заложить основы для ликвидации условий, порождающих угрозу войны. Т.е. империалистическая война не является неизбежной — планы империалистов можно сорвать, если рабочий класс сплотит вокруг себя все миролюбивые силы. И если сорвать империалистические планы войны удастся, то это будет лучший путь для ликвидации самого капитализма и построения социализма.

Нельзя ожидать, что империализм рухнет сам собой в результате войн. Да, империалистические войны обычно заканчиваются пролетарскими революциями, ибо трудящиеся массы в короткие сроки на собственном опыте приобретают политическое сознание, понимая, что источником их бед является капитализм. Но этот опыт очень горький. Как мы уже говорили, есть и другой путь — с империализмом можно покончить, объединяя все миролюбивые силы для борьбы против осуществления империалистических военных планов.

Еще один пример предвзятой схемы — утверждение некоторых российских коммунистов (РКРП, РПР, ФРА и пр.), что в гибели советского социализма виновен Сталин, которые необдуманно в 1936 году заменил избирательный принцип по производственным округам территориальным избирательным принципом, который якобы является исходно буржуазным и представляет собой возврат к парламентской буржуазной демократии, а, следовательно, и к капитализму. Отсюда эти коммунисты-метафизики делают потрясающий вывод, что в будущем социалистическом обществе в избирательной системе страны должен быть применен только избирательный принцип по трудовым коллективам (производственным округам).

Все эти рассуждения ложные, и представляют из себя не что иное как предвзятую схему, которую кратко можно сформулировать так – «выборы по производственным округам генетически связаны с пролетарской демократией». Эту схему ее сторонники пытаются распространить на всякое социалистическое общество вне зависимости от конкретных условий его существования и уровня его развития.

Метафизический способ мышления этих коммунистов не позволил им увидеть и истинные причины гибели советского социализма. К оценке этого явления они подошли чисто механистически, а не диалектически. Не понимая сущности пролетарской демократии и происходящих в ней изменений в процессе ее развития и движения общества к коммунизму, эти граждане выдергивают из цепи событий и явлений только одно из них, которому придают статус абсолютного, создавая тем самым метафизическую абстракцию — формулу, верную во все времена. А затем пытаются применить ее к иным условиям и к иным обстоятельствам, что полностью противоречит основному положению диалектики.

Того же рода у этих «коммунистов» и тезис о Советах, которые, по их мнению, достаточно образовать в трудовых коллективах, как тут же наступит социализм. Но это неверно, потому, что Советы это только форма политической власти, наиболее удобная рабочему классу. Важна же не столько форма, сколько содержание. А для пролетарского содержания одних Советов недостаточно, нужна еще политическая партия рабочего класса – главная руководящая сила трудящихся масс на пути к социализму и коммунизму. История нашей страны наглядно показывает, что Советы, образовавшись практически сразу после Февральской революции, пролетарскими (большевистскими) стали только к осени 1917 года, когда трудящиеся массы полностью разочаровались в меньшевиках и эсерах. Именно тогда и был взят партией большевиков курс на вооруженное восстание, т.е. социалистическую революцию.

Все эти примеры показывают, что следование некоторой готовой схеме, некоторой абстрактной формуле означает пассивность, поддержку капитализма, предательство в отношении рабочего класса и социализма.

Диалектический же метод, который рассматривает вещи в их конкретной взаимосвязи и движении, показывает нам, как двигаться вперед, как бороться, каких союзников привлекать на свою сторону. В этом неоценимое значение марксистского диалектического метода для движения рабочего класса.

КРД «Рабочий Путь»

Следующее занятие

«На каждого, кто пляшет русалочьей пляской,

есть тот - кто идет по воде!

Но каждый человек - он дерево,

он - отсюда и больше - нигде.

А если дерево растет, то оно растет вверх,

и никто не волен это менять.

Луна и Солнце не враждуют на Небе

и теперь я могу их понять...»

(Б.Гребенщиков)

Закон единства и борьбы противоположностей, их взаимного притяжения заложен в основе самой Вселенной. И ключ к разгадкам многих ее тайн лежит через преодоление их кажущегося антагонизма и познание равновесия приводящего к их гармонии. Только через соединение положительного и отрицательного заряда возникает электрический ток, только через познание Добра и Зла человек может открыть путь к своей эволюции, только во тьме можно обнаружить свет и приобщиться к его жизненным качествам. В природе также происходит постоянная смена тепла и холода, дня и ночи. В этом же взаимодействии противоположностей лежит разгадка Духа и Материи и всех вытекающих из них догматических мировоззрений.

Т.Марез, на основе магического учения толтеков, раскрывает смысл этой теории полярности следующим образом: «Вся теория полярности зиждется на концепции существования двух полюсов, один из которых называют мужским, а второй - женским. В физических науках эти полюса называют северным и южным; в собственно физике и химии - положительным и отрицательным, катодом и анодом; в математике - рациональным и иррациональным; в психологии - анимой и анимусом, Инь и Ян и т.д. и т.п. Наконец в толтекской традиции они именуются нагваль и тональ (т.е. дух и материя или жизнь и материя)».
Но истина всегда лежит посередине. Невозможно развитие физического без развития духовности и наоборот. Любой застой приводит к деградации. Только развиваясь и физически и духовно, человек может прийти к совершенству. Только через соединение мужчины и женщины даруется миру новая жизнь на физическом плане, и духовное развитие самих людей на плане духовном. Потому-то ни мужчина, ни женщина не могут полноценно жить и развиваться без гармонии друг с другом, без равновесия между физическим и духовным, без познания добра и зла, без понимания циклических процессов Вселенной, связанной с периодической сменой света и тьмы, дня и ночи, жизни и смерти.
Р.Штайнер отмечал по этому проводу:
«Если бы в мире не было противоположностей, если бы в нем не жили наиболее разные и противоречащие друг другу стремления, то мир возникновения, мир преходящего не мог бы существовать. Но то, что открывается в этой вражде, то, что разлито в ней, это не война, а - гармония. Именно потому, что во всех вещах заключается вражда, дух мудреца должен как пламя возноситься над ними и претворять их в гармонию».
Подобная гармония распространяется на Дух и Материю, и достигается их равновесием. Любой перекос в этом отношении чреват негативными последствиями. То, что современное человечество в подавляющем своем большинстве имеет значительный перекос в сторону материального и физического аспектов, обусловлено навязанным ему технократическим путем развития. Поэтому для достижения необходимой гармонии следует уделять больше внимания развитию духовности, осознанию единства Мироздания и всего живого на уровне божественного проявления - Духа.
Технократический путь развития привел к формированию у людей психологии хищника, подчиняющего окружающий мир под удовлетворение своих низменных интересов и прихотей. С одной стороны, это вызвало экологическую катастрофу в окружающей нас природе, с другой стороны - человек, изолировавшись от прямого контакта с природой в городах-человечниках, утратил контакт с жизненными энергиями нашей планеты, что привело к поражению его иммунной системы, увеличению количества болезней и поражению генетического кода. Только вернувшись к утраченному равновесию между духовным и физическим аспектами, человек может восстановить экологическое равновесия как во внешней среде (окружающем мире), так и внутри себя самого.
С другой стороны, полный уход в духовные практики, отказ от физической (материальной) деятельности и отвергание реальности физического мира будет точно таким же аномальным перекосом, каким является отрицание существования духовных миров и отсутствие духовного аспекта в развитии человечества. Здесь необходимо достижение гармоничного равновесия между различными аспектами противоположностей.
Вот как это комментирует К.Медоуз:
«Одна из величайших ложных истин, внушаемых человечеству, заключается в том, что физическое и материальное находятся в подчиненном положении по отношению к духовному, что физическое тело, Природу и саму Землю следует покорять и преодолевать, использовать и контролировать. Но истина в том, что духовное достигается через физическое, а физическое - через духовное, так как это лишь два аспекта одной реальности. Дух есть искра жизни. Душа есть свет жизни. Разум есть организация жизни. Душа есть форма жизни. Все они взаимно дополняют друг друга».
Закон единства и борьбы противоположностей во Вселенной наиболее широкое отражение нашел в китайской теории «Инь-Ян». Основы взаимосвязи противоположностей были заложены еще в YIII - YII веках до нашей эры в таких памятниках китайской мысли как «Книга Перемен», «Книга Истории» и «Книга Пения».
Теория «Инь-Ян» является одной из опорных в китайской философии, поскольку она определяет динамику Вселенной и ритмическую смену фаз всех происходящих явлений. Согласно этой теории все существующие во Вселенной предметы и явления имеют два противоположных начала, которые неразрывно связаны между собой и не могут существовать друг без друга.
Китайские даосы изображали эти противоположные и взаимно дополняющие друг друга силы в виде особой мандалы, где эти аспекты имели белую и черную каплевидные формы, заключенные в круг. Черный цвет символизировал женское начало, а белый - мужское. Считается, что эти силы стремятся к союзу и в то же время они противоположны друг другу. Это единство и борьба противоположностей составляет суть закона переменных величин, где одни противоположности сменяются другими (день - ночь, лето - зима и пр.), что нашло свое отражение в «Книге Перемен». Ведь каждая противоположность имеет в себе зародыш другой противоположности и это обеспечивает их взаимную смену друг друга.
Данное учение лежит в основе всех циклов во вселенной. К тому же, как оказалось, смена противоположностей происходит не только в природе и космосе. Любые сферы деятельности человечества подчиняются определенным ритмам и циклам. Это полностью подтверждается работами академика А.Чижевского и его последователями. Так, история развития государств, их экономической и политической жизни имеет свои взлеты и падения, что нашло свое отражение в историометрических циклах.
Но и биоритмы самого человека имеют свои максимумы и минимумы. Подвержены определенным ритмам наше состояние и настроение, наша творческая и физическая работоспособность.
Таким образом, основы циклического взаимодействия противоположностей, заложенные в гексограммах «Книги Перемен» нашли свое отражение в астрологии, биоритмологии, гео- и гелиофизике, астрономии, биофизике и многих других науках, связанных с ритмами и циклами природы, космоса и человека, которые открывают нам еще один аспект взаимосвязи микро- и макрокосма. Эта взаимосвязь лежит в основе любого научного прогнозирования.
Не случайно одним из путей достижения бессмертия даосы считали уравновешивание между физическим и духовным аспектами, энергиями неба и земли, мужчины и женщины, добра и зла, света и тени. Ведь только наш ограниченный разум делит Мироздание на эти противоположности, но ни одна из них не может существовать без взаимодействия с другой. Вот почему в любой противоположности есть зародыш своего антипода.
Понятие об этом имели не только китайские даосы, но и американские индейцы, а также древние народы Северной Европы - потомки гипербореев, что нашло свое отражение в Шаманском Колесе Времени. Имели подобный символ и друиды. В Евангелии от Фомы Иисус явно указывает нам на этот принцип:
«...Если вас спрашивают: Каков знак вашего Отца, который в вас? - скажите им: Это движение и покой».

Закон единства и борьбы противоположностей - один из основополагающих законов философии. Окончательно сформулированный в XIX веке представителями немецкой философии (Гегелем, Марксом, Шеллингом, Энгельсом) он дает представление о диалектическом познании человеком окружающего мира, о сути и законах происходящих в окружающем мире событий.

Закон единства и борьбы противоположностей в философии: основные этапы развития

Такие понятия, как «противоречия» и «противоположности», их сущность и взаимодействие друг с другом рассматривались еще в философии античности. Впервые о диалектике, то есть о разделении всех предметов, явлений и процессов, писал еще Гераклит Эфесский, а вот последователи Зенона рассматривали противоречие как один из основных способов доказательства или опровержения таких философских проблем, как многообразие и динамика.

В эпоху Средневековья о противоположностях - как об одном источнике развития - не могло быть и речи, так как одной из сторон в любом процессе был абсолют. А вот в эпоху Возрождения закон единства и борьбы противоположностей (хотя такого названия еще, естественно, не существовало) вновь стал затрагиваться в работах философов. Д. Бруно, например, указывал, что противоположные на первый взгляд характеристики могут весьма продуктивно сосуществовать друг с другом. Подобных мыслей придерживался и Н. Кузанский.

Являющийся краеугольным камнем диалектики, закон единства и борьбы противоположностей стал одним из основных постулатов немецкой классической философии. Первым подступился к этой проблеме И. Кант, однако он ограничился тем, что объяснял противоположное в окружающем мире наличием разрыва между субъектом и объектом. Дополнить его взгляды и преодолеть бросающееся в глаза противоречие стремились его последователи - Шеллинг и Фихте, однако окончательно эту проблему разрешил Гегель.

Диалектические законы Гегеля

Гегель - один из крупнейших немецких философов за всю историю. Он не только свел воедино все накопленные до него философские представления, выразив их в виде идеалистических положений, но и заложил основы для дальнейшей разработки конкретных понятий и категорий.

Ядром его идеалистической концепции служат три диалектических закона, системообразующую роль среди которых играет закон единства и борьбы противоположностей. Чтобы стала понятна его суть, Гегель сначала рассматривает два основных понятия - тождество и различие, которым, по мнению ученого, обладают любые явления и предметы.

Под тождеством понимается то, что рассматриваемый предмет, явление или процесс есть именно оно, а не что-то другой. Различие, в свою очередь, это внутреннее качество предмета, которое стремится выйти за его рамки. Борьба между тождеством и различием составляют основу всеобщей динамики, то есть развития.

Два других диалектических закона - онтологического отрицания отрицания и постепенного перехода в качественные изменения количественных- дополняют и расширяют закон единства и борьбы противоположностей в философии Гегеля.

Разновидности борьбы противоположностей

Вслед за Гегелем многие философы и ученые, представлявшие конкретные научные дисциплины, стали находить примеры борьбы противоположностей в самых различных областях жизни и областях знания. К основным их разновидностям можно отнести следующие.

Во-первых, это борьба, которая имеет положительный результат как для одной, так и для другой стороны. Примером могут служить спортивные соревнования, где соперничество заставляет людей совершенствоваться, переходить на более высокий уровень.

Во-вторых, диалектический закон единства и борьбы противоположностей может выражаться в антагонизме, когда выживаемость одной стороны возможна только в случае смерти другой.

В-третьих, борьба может вести с явным преимуществом одной из сторон, когда полное уничтожение соперника невыгодно. Все дело в том, что неоднократно доказывая свое преимущество, доминирующая сторона использует свои победы для своего дальнейшего развития.

Онтологические основы закона

Диалектические законы Гегеля рассматривают прежде всего проблему бытия. Так онтологическая суть закона единства и борьбы противоположностей включает в себя такое положение, что все объекты, явления и процессы окружающего мира, являющиеся едиными (или тождественными) по своей внутренней сущности, заключают в себя противоположные начала (верх и низ, день и ночь, черное и белое).

Именно такая внутренняя сущность вещей создает предпосылки для их постоянного развития. Ведь чтобы это развитие происходило, противоположности должны быть сторонами одной и той же сущности. Они должны не только противостоять, но и взаимодополнять друг друга.

Закон единства и борьбы противоположностей, примеры которого можно легко обнаружить в окружающем мире (например, взаимодействие магнитов с разными полюсами), объясняет все окружающие явления и процессы с точки зрения их диалектического развития.

Гносеологическая сущность закона единства и борьбы противоположностей

Единство и борьба противоположностей - закон диалектики, с помощью которого может быть объяснена не только онтологическая, но и гносеологическая сущность окружающего мира. Познание - это важнейший процесс, с помощью которого человек получает информацию об окружающем мире.

В то же время познание можно рассматривать так же, как взаимодействие единства и противоположностей. Будучи тождественным по своей сути, оно включает в себя такие достаточно серьезно отличающиеся друг от друга компоненты, как чувственность и рациональность, теория и практика.

Закон единства и борьбы противоположностей и развитие человека

С точки зрения диалектического закона, человек - сложно организованная система, в которой тесно переплетаются биологическое и социальное начала. Будучи единым по своей природе организм человека развивается за сет противоположных процессов ассимиляции и диссимиляции. В первой половине жизни верх берет первый процесс, поэтому организм человека растет, во второй же доминирование диссимиляции приводит к постепенному дряхлению и разрушению организма.

Именно противоречие, борьба между ассимиляцией и диссимиляцией составляют суть жизни человека. В тот момент, когда она прекращается, наступает биологическая смерть организма.

Противоположные начала, их единство и борьба в социальном развитии

Единство и борьба противоположностей - закон диалектики, который применим и к анализу понятия «общественное развитие». Ведь социальный прогресс есть не что иное, как результат борьбы противоположных начал, заложенных в его, казалось бы, единой сущности.

Особое внимание проблеме общественного развития на основании диалектических законов уделяли Маркс, Энгельс и их последователи. Они основное противоречие видели в отношениях разных социальных классов по поводу собственности и материального производства. Закон единства и борьбы противоположностей, примеры и подтверждение которого они находили во всех формациях, во многом стал методологической основой для разработанной ими классовой теории развития человеческой цивилизации.

Единство и борьба противоположностей — всеобщий закон природной и общественно-исторической действительности и её познания человеческим мышлением, выражающий суть, «ядро» диалектики. Этот закон занимает центральное место в материалистической диалектике, имеет универсальное методологическое значение. В мире нет таких явлений, которые бы находились вне процесса бесконечного развития, процесса возникновения внутри всякой целостности противоположных моментов, их превращения друг в друга, вне противоречивых отношений между ними.

Каждый объект заключает в себе противоположности. Под противоположностями диалектический материализм понимает такие моменты, «стороны» и т. п., которые (1) находятся в неразрывном единстве, (2) взаимоисключают друг друга, причём не только в разных, но и в одном и том же отношении, т. е. (3) взаимопроникают. Нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей абсолютна.

Этот закон объясняет объективный внутренний «источник» всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение. Он ориентирует на раскрытие внутреннего механизма и динамики саморазвития. Он позволяет понять всякую целостность как сложную и расчленённую систему, заключающую в себе элементы или тенденции, непосредственно друг с другом несовместимые. Он даёт возможность всякую ставшую структуру истолковать так, что её пронизывает логика её исторического становления. Закон единства и борьбы противоположностей снимает иллюзию окончательности со всякой ограниченной формы существования в природе и обществе, он ориентирует на раскрытие преходящего характера таких форм, их переход в более высокие и развитые формы по мере исчерпания ими своих возможностей.

Относительно внешняя сторона единства и борьбы противоположностей состоит в том, что существуют вне друг друга полюсы или крайности, такие, как левое и правое, хорошее и дурное, плюс и минус, северный и южный полюсы и т. п. Эти полюсы в равной мере взаимно предполагают друг друга (нераздельны, находятся в корреляции) и исключают один другой (вытесняют, отталкивают, несовместимы). Рассудочное мышление, в силу своей ограниченности, познаёт только эту, внешнюю сторону единства и борьбы противоположностей. Оно видит в отношениях между противоположностями только взаимодействие логически равных крайностей. На основе этого представления полюсы истолковываются метафизическими концепциями дуалистически - как вечные мировые абсолюты («свет» и «тьма», абсолютно-положительное и абсолютно-отрицательное). Диалектика же, напротив, вовсе не останавливается на признании того, что противоположности проявляются как полюсы. Она усматривает за их взаимодействием неравноправное отношение противоположностей, возникающих одна из другой, их переход друг в друга, взаимопроникновение, доходящее до тождества, их противоречия и разрешение через борьбу. «Диалектика есть учение о том,… как бывают… тождественными противоположности…» . С точки зрения разумного диалектического мышления действительных противоположностей не бывает вне единства и тождества, вне взаимопроникновения и борьбы. Точно так же не бывает действительного конкретного единства без специфических противоположностей (например, нового и старого, традиционного и творческого и т. п.). Диалектическое мышление не рассекает целое, абстрактно разделяя крайности, а, напротив, осваивает целое как органическое, как систему, в которой противоположности взаимопроникают, обусловливая весь процесс их развития. Тем самым воспроизводится конкретная целостность и развитие предмета «в логике понятий».

В этом законе наиболее концентрированно выражается противоположность диалектического мышления рассудочно-метафизическому, которое толкует «источник» движения лишь как отличный от самого движения и внешний для него, а единство — как существующее рядом с многообразием. Метафизика толкает на путь подмены движения и конкретного единства многообразия описанием внешних результатов и лишь внешне сопоставленных сторон предмета.

Вся история диалектики есть история борьбы вокруг этих проблем, попыток их решения. Родоначальник диалектики противоречий — Гераклит. Элейцы (Зенон) превратили противоречие в чисто субъективное и свели к средству опровержения движения и многообразия («отрицательная диалектика» — апория).

В эпоху Возрождения идею «совпадения противоположностей» развивали Николай Кузанский и Бруно. Кант «устранял» антиномии лишь путём дуалистического разрыва субъекта и объекта. Попытки преодолеть этот разрыв вели к идее диалектического противоречия (Фихте, Шеллинг, Гегель). Особенно велика в разработке этой идеи заслуга Гегеля, который сделал в исследовании проблемы противоречия самое большее, что можно было сделать, оставаясь на почве идеализма.

Для современной буржуазной философии характерны, с одной стороны, тенденция иррационализации противоречия как якобы неразрешимого («трагическая диалектика»), с другой — попытка отрицать эту категорию, подменяя её терминологическими различениями (позитивизм).

Марксизм материалистически истолковал и разработал закон единства и борьбы противоположностей «как закон познания (и закон объективного мира)» . Подход к этому закону с точки зрения принципа совпадения диалектики, логики и теории познания направлен против сведения его к сумме примеров, на понимание его как всеобщего закона бытия и мышления. Объективная всеобщность этого закона — основа его методологических функций в познании. Доказательство его всеобщности требует исследования этих функций. Он определяет также и структуру научной теории, поскольку последняя раскрывает диалектику раздвоения единого.

Раздвоенность единого на полюсы - лишь результат того, что противоположности обретают относительную самостоятельность. Последовательно раскрывать движение как диалектически-противоречивое самодвижение можно лишь распространяя этот принцип также и на процесс познания. Диалектика требует ввести историзм в логику мышления и понять, что сама «истина есть процесс» .

Классический образец такой структуры — «Капитал» Маркса. Разрешение противоречий ведёт исследование вперёд по логике самого предмета и служит рациональным способом выработки новых понятий, их синтеза. Диалектическое противоречие в познании не сводится к столкновению тезиса и антитезиса. Оно заключается в движении к его разрешению. Понять диалектическое противоречие — значит понять, как оно развивается и разрешается. Разрешение его отнюдь не сводится к простому устранению путаных формально-логических противоречий в рассуждении. Адекватно сформулировать диалектическое противоречие внутри теории можно лишь в творческом процессе восхождения от абстрактного к конкретному. Поэтому развёрнутое изложение теории не может быть втиснуто в рамки единственной «непротиворечивой системы».

Процесс развития осуществляется через столкновение как внутренних, так и внешних противоположностей. Диалектика рассматривает внешние противоположности не как изначально различные сущности, а как результат раздвоения единого, в конечном счёте как производные от внутренних.

Выражение «борьба противоположностей» содержит следующий смысл: 1) всякая органическая система заключает в себе внутреннее противоречие; 2) это противоречие непрерывно разрешается и воспроизводится; 3) оно осложняется тем, что каждая из обладающих относительной самостоятельностью внешних противоположностей сама противоречива; 4) только через полное разрешение таких противоречий целого возможно прогрессивное преодоление его и переход к высшей форме.

Марксистское учение об общественном развитии построено на применении данного закона, на исследовании противоречий общества, оно обосновывает тезис о борьбе классов как движущей силе развития классового общества и делает из него свои революционные выводы. Социализм есть закономерный результат развёртывания и разрешения путём социальной революции противоречий капитализма.

Противоречия и формы их разрешения многообразны. Социализм тоже развивается путём противоречий, но они носят специфический, неантагонистический характер. Марксистское понимание единства и борьбы противоположностей противоречит попыткам абсолютизировать антагонизмы или истолковать их как некое фатальное разрушительное начало в истории. Антагонизм есть лишь ограниченная, преходящая форма отношений между противоположностями. Ложная апология антагонизмов приводит к концепции противоположностей без единства, без общности происхождения.

Категория диалектического противоречия имеет важное методологическое значение и для современного естествознания, которое всё чаще сталкивается с противоречивой природой объектов. Марксизм сделал категорию противоречия достоянием образа мыслей, вытекающего из целостного освоения мира человеком, у которого нет причин бояться противоречий или мешать их разрешению.

Мировоззренческое и воспитательное значение закона единства и борьбы противоположностей выражается и в том, что он учит никакую ступень развития, никакое достижение истории не рассматривать как окончательные и ориентируют на бесконечное творчество.

Литература

В. И. Ленин. Конспект книги Гегеля «Наука логики» . ПСС, изд. 5, т. 29, с. 98 .

В. И. Ленин. К вопросу о диалектике. ПСС, изд. 5, т. 29, с. 316 .

В. И. Ленин. Конспект книги Гегеля «Наука логики» . ПСС, изд. 5, т. 29, с. 183 .

Разделы: Философия, Диалектический материализм

Общий смысл закона

Источником и содержанием всякого движения и развития являются противоречия, борьба противоположностей . Если закон перехода количества в качество отображает формы движения и развития, но не раскрывает внутреннюю причину перехода одного в другое, то закон единства и борьбы противоположностей вскрывает причину, источник движения и развития, дальше которого теоретический анализ не обнаруживает никаких иных, более фундаментальных законов развития. Этот закон поэтому был оценен Лениным как ядро диалектики , основной среди основных законов диалектики. Ленин видел коренное отличие диалектики от метафизики прежде всего в ядре диалектики.

Ленин отмечал, что метафизическая концепция развития «мертва, бледна, суха». В ней «остается в тени само движение, его д в и г а т е л ь н а я сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне - бог, субъект etc.)». В диалектической концепции «внимание устремляется именно на познание источника само движения1.

Противоположность

В гнездо категорий закона входят две центральные категории - противоречия и единства . Как уже отмечалось, на определенном уровне рассмотрения действительности двумя предельно широкими ее сторонами выступают качество и количество. На этом уровне уже обыденное мышление обнаруживает два предельно широких отношения - различие и сходство (включающее тождество ). Все отношения вещей могут быть сведены к различиям и сходствам. Эти отношения являются предметом и теоретического мышления, включая формальную логику. Так, физика классифицирует элементарные частицы по их сходствам и различиям. Дальнейший теоретический анализ-диалектическое мышление под отношениями сходства и различия обнаруживает более глубокие, фундаментальные отношения - противоречия и единство. Во всяком различии заключено противоречие.

«Обычное представление, - писал Ленин, - схватывает различие и противоречие, но непереход от одного к другому, а э т о с а м о е в а ж н о е . …Мыслящий разум (ум) заостривает притупившееся различие различного, простое разнообразие представлений, до существенного различия, до противоположности . Лишь поднятые на вершину противоречия, разнообразия становятся подвижными и живыми по отношению одно к другому, - приобретают ту негативность, которая является в н у т р е н н е й п у л ь с а ц и е й с а м о д в и ж е н и я и ж и з н е н н о с т и »2 .

Обнаружение скрытых в различиях противоречий - одно из важнейших открытий диалектики, которое перевело человеческое мышление в «иное измерение». Среди различий необходимо выделить прежде всего внутренние различия предметов, явлений, процессов.

12 Основные законы диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей

В этих различиях, в свою очередь, был обнаружен главный, определяющий момент: внутренние различия вещей выступают как различие предмета с самим собой , отличие предмета от самого себя. Каждый предмет, оставаясь самим собой, в то же время непрерывно изменяется («все течет») и поэтому в каждый момент времени является самим собой и другим. Символически это можно представить: вещь есть А и не-А , или А·Â. Диалектика показала, далее, что различие предмета с самим собой есть отрицание предметом самого себя, противоречие предмета с самим собой , или, иначе, противоречие в сущности предмета.

Противоречие - это отношение взаимоисключения, взаимоотрицания взаимно предполагающих сторон . Главным источником развития являются внутренние противоречия.

Противоречие развития, как уже говорилось, заключается в том, что вещь не обладает однозначной сложностью, она всегда «сложнее самой себя», т.е. непрерывно выходит за рамки своей сложности, постоянно превосходит свою сложность. В своеобразной форме эта противоречивость всякого бытия выражена в математической теории множеств Г. Кантора. Математика не схватывает развития как такового, она выражает лишь его результаты. Однако в этих результатах, «окаменевшем», формализованном развитии, в определенной мере выражена противоречивая природа бытия. Она схвачена, в известной степени, в парадоксах теории множеств. Парадокс универсального множества (множества всех бесконечных множеств) заключается в том, что, с одной стороны, множество всех множеств является наибольшим, всеохватывающим (имеющим наибольшую «мощность»), а, с другой стороны, множество всех подмножеств универсального множества оказывается большим, чем само универсальное множество. Последнее, таким образом, больше самого себя .

Главным источником развития являются внутренние противоречия вещей. В свою очередь важнейшей формой внутренних противоречий выступает противоречие предмета с самим собой, т. е. противоречие, в котором в качестве одной из «сторон» выступает предмет в целом, а другой - то новое, более сложное, что постоянно выходит за рамки предмета, постоянно его превосходит.

В определении противоречия можно выделить две части. Первая, важнейшая, указывает специфический для противоречия признак, составляющий собственно противоречие, - отношение взаимоисключения, взаимоотрицания . Противоречие - это отрицание, исключение, «отталкивание», борьба. Отрицание - дух противоречия. Положительное и отрицательное электричество, масса и энергия, ассоциация и диссоциация химических веществ, жизнь и смерть, производство и потребление, частная и общественная собственность находятся в отношениях взаимного исключения, взаимного отрицания, борьбы.

Противоречия имеют всеобщий, универсальный характер . Они присущи всем предметам, явлениям, процессам, существуют в них непрерывно, от начала до конца развития вещей. В мире нет никакого равного себе, непротиворечивого бытия, «чистого покоя», абсолютного духа и т.д.

Противоречие является внутренним содержанием сложности как интегрального признака развития. Сложность - это интегрированное многообразие, а последнее основано на различиях, скрывающих в себе противоречия.

Будучи универсальным, противоречие в то же время выступает в различных специфических формах , присущих различным формам материи, ступеням развития вещей, общественно-экономическим формациям и т. д.

Раскрытие противоречий является непременной внутренней стороной всякого познания. Осознаем мы или нет, но человеческое познание всегда имеет дело с противоречивой реальностью. Высшая ступень познания вещи связана с раскрытием ее внутренних противоречий. В познании противоречий можно выделить три основные ступени. Первую ступень составляет знание, основанное на обнаружении различий. Вторая ступень обнаруживает противоречия, но схватывает их еще в парадоксальной форме, когда стороны противоречия осознаются в огрубленном виде. Таковы, например, парадоксы, сформулированные Зеноном и Кантом. Кантовская антиномия конечного-бесконечного фиксировала неизбежность утверждений о конечности и бесконечности мира, однако эти утверждения оказывались несовместимыми. Ступень антиномии, парадокса проходит в познании своего предмета каждая наука, хотя возникающие парадоксы и не всегда формулируются в явном виде. Таковы, например, парадоксы теории множеств Г. Кантора, неразрешимые в рамках этой теории. Ступень парадокса прошла квантовая теория вещества и поля с ее корпускулярно-волновым дуализмом. Логика парадоксов, кажущихся неразрешимыми трагических противоречий, использована в эстетике экзистенциализма.

Третья ступень познания противоречий схватывает противоречия в их действительной сущности. Парадоксы разрешаются благодаря тому, что противоположные стороны или тенденции начинают рассматриваться как взаимопроникающие друг друга. Энгельс поэтому называл закон единства и борьбы противоположностей законом взаимного проникновения противоположностей1 . Исключая, «отталкивая» друг друга, противоположности в то же время не существуют друг без друга, внутренне предполагают «свое другое», несут его в себе. Так, различение положительных чисел имеет смысл только тогда, когда выделяются также отрицательные, понятие материи имеет смысл только в противопоставлении сознанию, следовательно, предполагает понятие сознания. Капитал и рабочая сила не могут существовать друг без друга, ибо капитал - результат эксплуатации рабочей силы, а последняя не может существовать, не продавая себя капиталу.

Мы подошли, таким образом, к определению единства противоположностей .

Это определение - «перевернутое» определение противоречия. Единство - отношение взаимного предполагания взаимоисключающих сторон . Специфическим признаком единства выступает взаимное предполагание, неспецифическим - указание на противоречие, взаимоисключение сторон. Определения двух противоположных отношений - противоречия и единства включают каждое указание на «свое другое».

Единство является вторым существенным моментом сложности как интегрированного многообразия.

Единство - необходимая и весьма сложная сторона всякого бытия. Единство непосредственно характеризует все содержание вещи или явления, которое делает их такими, какими они являются. Единство, таким образом, непосредственно обусловливает целостное качество, природу, сущность вещи. Однако если для поверхностного, метафизического мышления единство абсолютно, то диалектическое мышление обнаруживает в недрах единства его внутреннее самоотрицание, противоречие. Вещь никогда не является абсолютно тождественной себе, «единой с собой», она всегда находится в противоречии с собой. Таков же характер и человеческого бытия: человек всегда находится в единстве и противоречии с самим собой.

В диалектике для характеристики рассматриваемого закона используется также термин «борьба». Однако он не несет в себе какой-то особой категории, борьба - это противоречие. Категория противоречия раскрывается с помощью ряда терминов. Слово «борьба» хорошо выражает активность, «напряженность», действенный характер противоречия.

Категория противоположности имеет три основных значения. Прежде всего, противоположности - стороны или носители противоречия. Рабочий класс и буржуазия - противоположности, а отношения между ними - противоречие и единство. Во втором значении, неразрывно связанном с первым, противоположность есть отношение противоположностей. Рабочий класс и буржуазия - противоположные классы, находящиеся в отношении противоположности (и единства). Всякое противоречие, включающее противоположные стороны, есть также отношение противоположности.

Однако в третьем значении отношение противоположности не совпадает с отношением противоречия. Если противоречие не охватывает главные, основные стороны вещей, а затрагивает лишь второстепенные, то принято говорить о противоречиях, а не.о противоположности между вещами. Если противоречия расширяются и захватывают основные стороны вещей, они становятся также противоположностями данных вещей. Рабочий класс и трудовое крестьянство при капитализме не являются противоположными классами и поэтому между ними отсутствует классовая борьба. Если крестьянин становится крупным частным собственником, его отношение к наемным рабочим, мелким и средним крестьянам оказывается отношением противоположности.

Предыдущая38394041424344454647484950515253Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Закон единства и борьбы противоположностей

Развитие и всеобщая связь явлений находит обобщенное отражение в основных законах диалектики. Эти законы, впервые сформулированные Г. Гегелем и получившие затем углубленную материалистическую трактовку в марксистской философии, отвечают на вопросы об источниках, механизме и направленности развития, а также о характере взаимосвязи противоположных сторон, свойств, тенденций в составе развивающегося целого.

Суть данного закона проявляется через категории тождества, различия, противоположности и противоречия. Тождество – это равенство, совпадение предмета с самим собой или равенство, совпадение предметов между собой в главном, в основном. Различие – неравенство, несовпадение предмета с самим собой или неравенство, несовпадение двух или более предметов друг с другом в не главном, неосновном.

Закон единства и борьбы противоположностей

Противоположность – различие, доведенное до предела. Противоположности предполагают друг друга. Они всегда находятся в единстве. Нет верха без низа, нет правой стороны без левой и т.п.

Противоположности могут «мирно сосуществовать» в рамках целого, не нарушая его, а могут вступать в противоборство. Борьба противоположностей и есть противоречие . Диалектика исходит из того, что все предметы и процессы в мире внутренне противоречивы. Диалектическое противоречие характеризуется единством внутренних противоположностей и их взаимоисключением. Так, в отношении любого объекта можно выявить указанные выше противоположности: причина - следствие, необходимость - случайность и т.п. Диалектика рассматривает противоречие как внутренний источник самодвижения, саморазвития процессов и явлений действительности.

Наряду с традиционными категориями современное диалектическое мышление оперирует понятиями симметрии и асимметрии, порядка и хаоса, элементов и структуры, дискретности и непрерывности, линейности и нелинейности и др. Диалектическое миропонимание предполагает в любой вещи усматривать присущие ей противоречия, везде и во всем видеть альтернативные подходы, аспекты, свойства.

Разным формам движения материи присущи свои специфические противоположности .Для физических процессов - это противоположные электрические заряды, притяжение и отталкивание, частицы и античастицы, электронная и дырочная проводимость и др. Типичные противоположности в химии - кислоты и основания, окислитель и восстановитель, прямая и обратная реакции и т. п. Для биологии существенны противоположности наследственности и изменчивости, ассимиляции и диссимиляции, рождения и смерти и др. Взаимодействие указанных выше противоположностей лежит в основе рассматриваемых процессов, позволяет объяснить их сущность, их внутреннюю причину. Из приведенных примеров понятно методологическое значение выявления в процессе познания единства и «борьбы» противоположных сторон и свойств различных объектов.

Особенно актуальна проблема диалектического противоречия применительно к социальной форме движения. Именно в контексте общественных противоречий получает объяснение то, что главный закон диалектики традиционно называется законом единства и борьбы противоположностей. Термин «борьба» специфичен для антагонистических противоречий, а они не редкость в обществе, в том числе и в наше время. Это противоречия между непримиримо враждебными силами, когда возникают такие острые формы конфликтов, как война, восстание, революция и т. п.

Предыдущая31323334353637383940414243444546Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Основные законы диалектики.

1)Закон единства и борьбы противоположностей.

Этот закон является «ядром» диалектики, т.к. определяет источник развития , отвечает на вопрос, почему оно происходит.

Противоречие – это взаимодействие противоположных сторон, свойств и тенденций в составе той или иной системы или между системами. Диалектическое противоречие есть только там, где есть единство и развитие (*левая и правая стороны дома, черное и белое – это противоположности, которые не демонстрируют действие этого закона).

В развитии противоречий можно выделить несколько этапов: тождество – различие – противоположность – противоречие – разрешение противоречия – новое тождество — …

Понятие «тождество » обозначает одинаковость предмета или явления по отношению к самому себе или к другому предмету или явлению. Действительность постоянно изменяется, поэтому тождество всегда относительно, оно порождает различия.

Различие – это первый этап развития противоречия, это отношение нетождественности объекта самому себе или другому объекту. Различия бывают внешними (между отдельными предметами или явлениями) и внутренними (данная вещь превращается во что-то иное, оставаясь на данном этапе самой собой), несущественными (не затрагивающими глубинные, определяющие связи) и существенными .

Следующая ступень развития противоречия – противоположность – это предельный случай существенных различий. Противоположность предполагает наличие двух взаимообусловленных сторон, которые по отношению друг к другу выступают как «свое иное» (Гегель). Противоположности образуют единое целое, понятие «единство противоположностей» обозначает устойчивость объекта. И в то же время они взаимоисключают друг друга (в этом их «борьба»). Поэтому наличие противоположностей делает неизбежным их столкновение, т.е. переход к следующему этапу – противоречию .

Чтобы стать источником развития, противоречие должно разрешиться .

Основные формы разрешения противоречий:

Компромисс борющихся сторон, их адаптация или взаимопереход друг в друга на более высоком уровне,

Победа одного и уничтожение другого,

Гибель обеих противоположностей и коренное преобразование системы.

[* Пример 1: появление нового вида в органической природе. Исходный вид приспособлен к среде. Существует гармония (тождество) между видом и средой, а также тождество данного вида самому себе, т.е. его устойчивость. Изменение среды ведет к появлению несоответствия между видом и средой (внешние различия), это вынуждает живую систему (вид) изменять свое качество (несоответствие своего нового состояния старому, т.е. внутреннее различие). При нарастании новых качеств они вступают в противоречие с исходными. С другой стороны, старые качества, оказавшись неприспособленными к измененной окружающей среде, вступают в противоречие с этой средой. Действие естественного отбора ликвидирует нежизнеспособную форму, продолжает существование новый вид, сложившийся в результате нарастания внутренних изменений. Этот же пример демонстрирует противоречие изменчивости и наследственности в живой природе: живой организм невозможен без единства этих противоположных тенденций, и в ходе эволюции разрешение данного противоречия согласуется с потребностями развития всей системы в целом.

Пример 2: социальные конфликты, их возникновение, развитие и разрешение].

2)Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Этот закон определяет механизм развития , отвечает на вопрос, каким образом оно происходит.

Качество – это совокупность всех свойств объекта в их целостности, определяющая его функциональное назначение. Свойство – это способ проявления определенной стороны объекта по отношению к другим объектам, с которыми он взаимодействует. Качество указывает на единство свойств объекта, характеризует его относительную устойчивость. Качество дает возможность отличать один предмет от другого.

Количество – это совокупность однородных элементов, составляющих в своей целостности определенное качество. Количество выражает внешние взаимоотношения предметов, их частей, свойств или связей и проявляется как число (если их можно сосчитать), величина (если их можно измерить), объем, степень проявления свойств.

Качество и количество образуют неразделимое единство. Это единство выражается в понятии «мера». Мера – это границы, в пределах которых при количественных изменениях предмет или явление сохраняет свое качество.

[Идея меры интересовала философов с древности (Фалес: «Мера – наилучшее»; Демокрит: «Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным», Платон: «Мера – середина между избытком и недостатком»; Августин: «Мера – это количественная граница данного качества, это то, больше чего или меньше чего оно не может быть»).]

Процесс развития представляет собой процесс взаимного перехода количественных и качественных изменений.

В системе происходит постепенное накопление количественных изменений (это может быть: -изменение числа элементов в системе,

Изменение скорости движения,

Изменение объема информации,

Изменение степени проявления какого-л. качества и т.д.)

В границах определенной меры качественная характеристика объекта сохраняется. Однако на определенном уровне изменений количественные изменения переходят границу меры – это приводит к возникновению нового качества. Процесс перехода от одной меры к другой, превращения старого качества в новое называется «скачок ».

(Пример: в границах 0 — 100 0 вода сохраняет свою качественную определенность; при нагревании изменяются некоторые свойства — температура и скорость движения молекул, но вода остается водой; при 100 0 количественные показатели этих свойств переходят границу меры и происходит скачок – вода переходит из жидкого в парообразное состояние.)

Существуют различные виды скачков:

постепенный — длительный во времени, его границы не имеют четкого выражения (*возникновение жизни на земле, *происхождение человека, образование новых видов растений и животных и т.д.);

мгновенный — характеризуется быстрыми темпами, высокой интенсивностью и четко выраженными границами.

Процесс развития представляет собой единство прерывного и непрерывного. Непрерывные изменения – это постепенные количественные изменения и связанные с ними изменения отдельных свойств в рамках данного качества. Непрерывность в развитии выражает относительную устойчивость мира. Прерывность означает переход в новое качество и выражает изменчивость мира.

3)Закон отрицания отрицания.

Этот закон определяет направленность развития , выражает преемственность в развитии, определяет связь нового и старого.

При метафизическом подходе отрицание понимается как простое уничтожение старого новым. В диалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения объекта.

Отрицание отрицания , или двойное отрицание представляет собой снятие – т.е. сохранение некоторых элементов или свойств старого объекта в составе нового.

Впервые закон отрицания отрицания был сформулирован Гегелем, который представил его в виде триады: тезис – антитезис – синтез . Антитезис отрицает тезис, а синтез объединяет тезис и антитезис на более высоком уровне. Синтез является началом новой триады, т.е. становится новым тезисом.

(Пример Гегеля: почка исчезает, когда распускается цветок, т.е. цветок отрицает почку, в момент появления плода отрицается цветок. Эти формы развития вытесняют друг друга как несовместимые. В то же время они необходимы для существования друг друга, представляют собой элементы органического единства, их равная необходимость и составляет жизнь целого.)

Появление нового одновременно и отрицает старое, и утверждает его через снятие, т.е.

Материалистическая диалектика

сохранение положительного, необходимого для существования нового. В этом состоит преемственность в развитии. Мир в настоящем есть результат прошлого и основа для будущего. Социальная форма преемственности, форма передачи человеческого опыта называется традицией .

. Методологическое значение законов и категорий диалектики для медицинского познания .

Основные законы и категории диалектики имеют важное методологическое значение как для построения системы теоретической медицины, так и для практической деятельности врача. Они являются теоретической основой для определения сущности здоровья и болезни, нормы и патологии, для формирования клинического мышления врача.

Закон единства и борьбы противоположностей в медицинском познании проявляется в следующем:

— на уровне взаимодействия организма и среды это состояние относительного равновесия организма с окружающей средой, устойчивость состояния организма в постоянно изменяющейся внешней среде, которое выражается в одном из важнейших понятий теоретической медицины – «гомеостаз » (состояние равновесия организма, которое служит условием нормального режима жизнедеятельности, что клинически соответствует состоянию здоровья);

— на уровне организма проявляется в таких явлениях, как ассимиляция (усвоение организмом внешних по отношению к нему веществ) и диссимиляция (распад веществ в организме), которые в единстве составляют обмен веществ, являющийся основным свойством жизнедеятельности организма; норма и аномалия, целостность и дискретность и др.;

— на уровне психофизиологии это все явления, связанные с социально-биологической дисгармонией.

Закон перехода количественных изменений в качественные проявляется при изучении соотношения здоровья и болезни. Философское понятие «мера» соответствует медицинскому «норма» (в состоянии здоровья, в подборе лекарственных средств и др.).

Закон отрицания отрицания в медицинском познании проявляется в нескольких аспектах:

— позволяет раскрыть тенденции развития болезни и выздоровления, последить взаимосвязь и преемственность различных этапов этих процессов. В этом аспекте философской триаде «тезис – антитезис – синтез» соответствуют понятия «здоровье – болезнь – выздоровление» или «естественная микрофлора человека – воздействие антибиотика – измененная микрофлора»;

— связан с наследованной обусловленностью патологических процессов и заболеваний;

— связан с процессом смены научных теорий.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зи-ма и лето, молодость и старость и т. д.).

Закон единства и борьбы противоположностей, вскрывает самое основное в развитии — его источник, каким является противо-речие (единство противоположностей).

Противоположности это такие стороны, моменты, пред-меты, которые одновременно:

а) и неразрывно связаны;

б) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении;

в) взаимопроникают и — при оп-ределенных условиях — переходят друг в друга (положитель-ное и отрицательное, ассимиляция и диссимиляция, теория и практика, материальное и идеальное и др.)

Единство (тожде-ство) противоположностей образует противоречие (диалекти-ческое).

Суть рассматриваемого закона может быть выражена фор-мулой: разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве. Тем самым развитие предста-ет как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в качестве решающего ис-точника, движущей силы их развития.

Единство и борьба противоположных начал — внутренний источ-ник движения и развития всего сущего. Особый взгляд на единство и борьбу противоположностей имел Гегель, считающийся основопо-ложником диалектики. Им были выведены два понятия — «тождест-во» и «различие» и показан механизм их взаимодействия.

По Гегелю , каждый предмет , явление обладают двумя главными качествами — тождественностью и отличием. Тождественность озна-чает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть дан-ный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рам-ки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие , борьба между едиными тождественностью и отли-чием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета — движению. Например, существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; -их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению. Различие — это сравнительная характеристика объектов на осно-вании того, что признаки одних объектов отсутствуют у других. Каж-дое явление и тождественно себе, и в то же время отличается от са-мого себя, так как постоянно изменяется. Тождество и различие пред-ставляют собой нечто цельное только в своем единстве.


Каждое явление внутренне раздвоено, содержит взаимоисключаю-щие, противоположные тенденции: например, положительно заряжен-ное ядро атома и отрицательно заряженные электроны, ассимиляция и диссимиляция в организме, реакции соединения и разложения в хи-мии, интересы борющихся классов в обществе и т. д. Чтобы стать ис-точником развития, противоположности должны быть сторонами еди-ного процесса, т. е. не только взаимоисключать, но и взаимопредполагать, взаимодополнять друг друга.

Источником всякого движения и развития является взаимодейст-вие «укоренных» в саму суть бытия противоположностей: например, взаимодействие ядра с противоположно заряженными электронами-является причиной движения, вращения электронов вокруг ядра, а без движения электронов сам атом не может быть устойчивой системой.

Закон единства и взаимодействия противоположностей является законом не только бытия, но и законом познания. Познание есть ак-тивное взаимодействие объекта и субъекта на основе практики. Сам познавательный процесс есть единство противоположностей: чувствен-ного и логического, абстрактного и конкретного, теории и практики.

Методологическая роль закона единства и взаимодействия про-тивоположностей состоит в том, что он нацеливает на поиск, выделе-ние и фиксацию этих противоположностей, нахождение формы их взаимопроникновения. Раздвоение единого и последующий мыслен-ный анализ его элементов есть одна из существенных сторон диалек-тики познания.

Можно также выделить различные виды борьбы противоположно-стей внутри цельного явления:

Борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоян-ное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и пе-реходит на более высокую качественную ступень развития);

Борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителя-ми» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона пе-реходит на более высокую ступень развития;

Антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить толь-ко за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

Содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

Солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в од-ном направлении);

Нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут дей-ствовать автономно друг от друга).



Новое на сайте

>

Самое популярное