Домой Травматология Тематическое занятие: Зимующие птицы. Зимующие птицы

Тематическое занятие: Зимующие птицы. Зимующие птицы

Материал и оборудование: аудиозаписи (пьеса «Январь» из цикла П. Чайковского «Времена года», голоса и пение птиц), карточки с изображением перелётных (ласточка, соловей, аист, грач) и зимующих (ворона, сорока, дятел, синица, голубь) птиц, 2 мольберта, наклейки на мольберты (солнышко, снежинка), кокошники с изображениями дятла, снегиря, синицы, сороки, разрезанные карточки с изображением водоплавающих птиц, растительное масло; листы бумаги формата А5, кисточки по количеству детей, ёмкость с водой.

Ход занятия

Звучит пьеса «Январь» из цикла П. Чайковского «Времена года». Воспитатель под музыку читает детям стихотворение С. Маршака «Зима»:

Воспитатель (В.). О какой поре года говорится в стихотворении? (Ответы детей.) Что зима принесла с собой? (Ответы детей.) Говорят, что зима бывает разная: то она радостная, то сварливая или даже злая. Как вы думаете, какими природными явлениями зима выражает свою радость? (Ответы детей.) А злость? (Ответы детей.)

Воспитатель зачитывает небольшой отрывок из рассказа К. Ушинского «Проказы старухи зимы».

В. О ком шла речь в этом отрывке? (О птицах.) Как ведут себя птицы с приходом зимы? (Некоторые птицы улетели в тёплые страны.)

У тех птиц, что остались, есть свои секреты, как пережить зиму. Предлагаю вам отправиться в парк и посмотреть, как живут птицы зимой. На чём мы отправимся? (Дети предлагают свои варианты.) Давайте отправимся на лыжах. (Имитируют движения по кругу под музыку.)

В парке много птиц. Как они называются? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? (Дети перечисляют.) Как называются птицы, которые улетели в тёплые края? (Перелётные.) Назовите перелётных птиц. (Ответы детей.)

Игра «Птицы»

Дети делятся на две команды - команда девочек и команда мальчиков, считалочкой выбирают капитанов. Звучит музыка П. Чайковского «Времена года», дети выполняют задание: девочки выбирают карточки с изображением перелётных птиц и ставят на мольберт, обозначенный солнышком, а мальчики размещают на мольберт, обозначенный снежинкой, карточки с изображением зимующих птиц.

В. Сейчас капитаны проверят правильность выполнения задания.

1-й ребёнок.

Я в берете ярко-красном,

В серой курточке атласной,

Я деревьям всем приятель,

А зовут меня все… (дятел).

2-й ребёнок.

Красногрудый, чернокрылый,

Люблю зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Прилетаю к вам опять. (Снегирь.)

3-й ребёнок.

Непоседа-невеличка

Желтогрудая птичка,

Ем я сало и пшеничку,

А зовут меня… (синичка).

Н. Губская

В. Как назвать смелых птиц, которые не улетают от нас зимой? (Зимующие.) Чего больше всего боятся птицы в зимнюю пору? (Ответы детей.) Самое страшное для птиц не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под пёрышками, а голод. Как вы думаете, где они добывают себе корм зимой? (Ответы детей.)

Игра «Чем угостим» (с мячом)

Воробья - крошками.

Синицу - салом.

Голубя - пшеном.

Свиристель - семечками.

Ворону - хлебной коркой и т.д.

Влетает «сорока» (девочка в кокошнике), сообщает: «Новости, новости! Вам письмо!» Отдаёт его воспитателю. В конверте разрезанные карточки с изображениями водоплавающих птиц: утка, гусь, лебедь.

В. Кто это? Не пойму. Давайте подойдём к столам и попробуем сложить карточки.

Дети подходят к своим столам и собирают разрезанные карточки с изображением водоплавающих птиц.

В. Какие птицы у вас получились? (Водоплавающие.) Чем отличаются эти птицы? (Ответы детей.) Знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике хвостовой части.)

Проведение опыта

В. Давайте проверим. Возьмите лист бумаги, сложите его пополам. Одну часть намажьте растительным маслом, другую - оставьте как есть. На обе части листа капните водой. Что вы обнаружили? (Вода скатывается по поверхности листа, смазанного маслом, а несмазанная часть впитала воду и бумага размокла.)

Вывод: жир отталкивает воду.

В. Ребята, пришла пора возвращаться в детский сад.

Дети на «лыжах» под музыку возвращаются в детский сад.

В. Ребята, вам понравилась прогулка по парку? (Да.) Каких птиц вы там повстречали? (Ответы детей.) Как их можно назвать одним словом? (Зимующие.)

Ребята, птицы - наши друзья! Берегите их.

Звучит аудиозапись пения птиц.

Н. Черницкая,
воспитатель высшей категории


Цели: закрепить и уточнить название зимующих птиц; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, приставочные глаголы; согласовывать числительные с существительными; подбор слов-антонимов; развивать словарь, внимание.

Оборудование: демонстрационный материал - картинки с изображением зимующих птиц; раздаточный материал - семена растений, карточки с разным количеством зимующих птиц, картинки с изображением птиц.

Ход занятия

1. Организационный момент

Сядет тот, кто сидит за первым, вторым, ... , шестым столом.

2. Беседа о времени года

Как вы думаете, какое сейчас время года?

Как вы догадались?

Какой день зимой?

Какая ночь?

Что можно сказать о снеге?

Какой бывает лед?

3. Рассказ о птицах

а) Логопед загадывает загадку: Спинкою зеленовата, Животиком желтовата. Черненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица.) (Выставляется картинка.)

Синица какая, если у нее желтая грудь? Тонкие лапы? Короткий клюв?

б) Логопед загадывает загадку: Каждый год я к вам лечу. Зимовать у вас хочу.

Ведь еще красней зимой Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.) (Выставляется картинка.)

С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А снегири только зимой прилетают к нам. Они зовутся снегирями потому, что появляются вместе со снегом. Дело в том, что для снегирей наши леса и есть «теплые края», летом они живут гораздо севернее. Увидеть зимой этих птиц нетрудно: их красные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. У самок грудь серого цвета. Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших лесах зимой, рябиной. Весной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там гнезда, выведут и выкормят птенцов. Осенью и в начале зимы снова раздается их низкий звонкий посвист: «жю-жю-жю».

в) Логопед загадывает загадку:

В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится.

Не орел, а все же птица. (Воробей.)

(Выставляется картинка.)

Воробей - маленькая птичка. У него серо-коричневое оперенье, маленький острый клюв, небольшое туловище, короткий хвост, тонкие лапки. Питается хлебными крошками, ягодами, зернами, семечками. Воробей - шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый. Если воробей нахохлится, то завтра жди сильного мороза.

Почему синицу, воробья, снегиря называют птицами?

Какие это птицы? (Зимующие.)

А каких еще зимующих птиц вы знаете? (Голубь, ворона, дя тел, сорока, клест, кукушка и т.д.) (Выставляются картинки зимующих птиц.)

Что есть общего у всех птиц? (Туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.)

Чем они отличаются? (Размером, окраской, опереньем.)

У каждой птицы, как у человека, свой характер. Как вы думаете, какой характер у снегиря? (Ленивый, грустный, малопод вижный и т.д.)

А какая синица? (Тонкая, юркая, веселая, умная и т.д.) ~ Что можно сказать про воробья? (Драчливый, веселый, удалой, боевой, шустрый и т.д.)

А вы знаете, как эти птицы подают голоса?

Воробей - чирикает. Синица и снегирь свистят, когда сыты, а если холодно и голодно, то шипят. Ворона - каркает. Голубь - воркует. Сорока - трещит и т.д.

Голодно и холодно зимой птицам. Люди заботятся о них, делают для птиц кормушки.

А как вы думаете, чем питаются птицы зимой? Я вам покажу семена, которыми можно подкормить птиц.

Это семена от дыни. Какие семена? - Дынные. Их ест синица.

Это семена от арбуза. Какие семена? - Арбузные. Их ест снегирь.

Это семена от ясеня. Какие семена? - Ясеневые. Их тоже любит снегирь.

Семечки подсолнуха, пшено. Как вы думаете, для каких птиц?

А еще у нас есть сало, какая птица любит сало?

4. Физкультминутка

Птички прыгают, летают, - Дети прыгают, «летают»,

Птички прыгают, поют, - «поют»,

Птички крошки собирают - «собирают»,

Зернышки клюют - «клюют»,

Перышки почистили - «чистят».

Перышки почистили,

Клювики почистили,

Клювики почистили,

И на место сели - садятся.

(Проводится дыхательная гимнастика.)

5. Дидактическая игра «Сосчитай»

(У детей карточка с разным количеством зимующих птиц.)

6. Дидактическая игра «Скажи ласково» (по карточкам)

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

У воробья туловище мелкое, а у вороны - ... (крупное). У вороны клюв большой, а у воробья - ... . У воробья хвост короткий, а у вороны - ... . У воробья лапки тонкие, а у вороны - ... и т.д.

7. Дидактическая игра «Доскажи словечко» Образование приставочных глаголов: Синица с елки... (улетела).

Синица в кормушку... , вокруг кормушки.... С ветки на ветку.... Синица в дупло... и т.д.

8.Итог занятия

Материал для закрепления

I. Уточнить и закрепить названия зимующих птиц. Почему называются «зимующими»? Их строение, внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются. Дать характеристику каждой птице (воробей - шустрый, драчливый, быстрый, ловкий и т.д.)- Составить описательный рассказ о любой зимующей птице.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1.Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей.

Например: синица - синицы - синиц и т.д.

2. Образование сложных прилагательных. Например: У сороки белые бока - белобокая сорока. У снегиря красная грудь - ... .

У воробья короткие лапы - ... . У вороны длинный клюв - ... . У дятла красная голова - ... . У синицы желтая грудь - ... .

3. Образование приставочных глаголов.

Придумать предложения со словами: слетел, улетел, влетел, прилетел, подлетел, отлетел, перелетел.

4. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай».

5. Согласование притяжательных местоимений с существительными.

Например: О какой птице можно сказать мой? ... моя? ... мои?

6. Закрепить употребление предлогов: в, на, с, со, из, под, около, за. Составить предложения с этими предлогами.

Активизировать в речи названия зимующих птиц;

Упражнять в использовании предложений с однородными членами; в образовании приставочных глаголов от глагола «летать», образование существительных из двух основ: красногрудый, длиннохвостая, белобока;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей 5-6 лет

«Зимующие птицы»

Цели:

Активизировать в речи названия зимующих птиц;

Упражнять в использовании предложений с однородными членами; в образовании приставочных глаголов от глагола «летать», образование существительных из двух основ: красногрудый, длиннохвостая, белобока;

Упражнять в словоизменении – родительный падеж от существительных названий птиц.

Материал:

Предметные картинки, картинки с изображением корма для птиц, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия:

Педагог: Ребята, я сегодня шла в детский сад и видела маленького воробушка, ему было так холодно. Я его обогрела и накормила. Предлагаю сегодня поговорить о зимующих птицах. И начнем с пальчиковой гимнастики

о птицах.

Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей ритмично сжимают и разжимают кулачки

Прилетело? Мы расскажем. Машут перекрестно сложенными ладонями

Две синицы, воробей, на каждое название птицы дети

Шесть щеглов и голубей, загибают по одному пальчику на обеих руках,

Дятел в пестрых перышках. начиная с больших

Всем хватило зернышек! Трут большими пальчиками об указательные

Беседа о зимующих птицах с педагогом.

Педагог :- Все ли птицы улетели в теплые края?(ответы детей)

Каких птиц вы зимой видели на улице, в парке, во дворе? (ответы детей)

По мере называния выставляются предметные картинки зимующих птиц.

Этих птиц называют зимующими. Как вы думаете почему? (ответ детей,потому что они остаются зимовать на родине.)

Педагог: - Как много зимующих птиц вы знаете?(ответы детей) Вот сейчас я загадаю загадку про одну из них, а вы отгадайте, о ком я говорю.

Красногрудый, чернокрылый

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды,

С первым снегом тут как тут. (Снегирь )

(Разобрать слово «красногрудый»)

А вот еще она загадка.

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока )

(Разобрать слово «длиннохвостая»)

Педагог: предлагаю сделать упражнение «Питание птиц зимой».

(Выставить предметные картинки: семена деревьев, ягоды калины, шишки, зерно, крошки, семечки и т.д.)

Ребята назовите, чем питаются зимой птицы и составить предложение:

Снегирь зимой питается ягодами, семенами.

Голубь, ворона, дятел и т.д.

Педагог: С этим упражнением мы справились.Но вы видели прибежал кот Васька и испугал птиц, «Какой птички не стало »

(усвоение категории родительного падежа единственного числа)На доске – 4-5 картинок с изображением зимующих птиц. Взрослый незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает: «Какой птички не стало?») (. Дети отвечают.)

Педагог: Ребята мы так долго помогали птицам, нам надо размяться Физминутка «Снегирь».

Вот на ветках, посмотри, 4 хлопка руками по бокам и 4 наклона головы

В красных майках снегири.

Распушили перышки, частые потряхивания руками, опущенными

Греются на солнышке. вниз

Головою вертят, 2 поворота головы на каждую строку

Улететь хотят.

Кыш! Кыш! Кыш! Улетели! Разбегаются по комнате, взмахивая руками

За метелью, за метелью! как крылышками

Педагог: ребята надо мне помочь найдите ошибку как правильно говорить « Найди ошибку»- черный ворона,

Серое голубь,

Сорока сидел на заборе,

Длиннохвостый снегирь,

Красногрудая синичка.

Ребята вы молодцы вы все знаете предлагаю помочь еще в одном деле я читаю вы договариваете. «Подбери словечко»

А) На даче в лесу жили разные птицы:

Сороки, стрижи, воробьи и … (синицы)

б) Среди жирных голубей

Скачет тощий … (воробей)

В) По ночам сове не спится,

Ведь сова ночная … (птица)

Г) Вещунья – белобока,

Все зовут ее … (сорока)

Педагог: - На улице холодно и птицы мерзнут. Давайте, скорее согреем их ласковыми словами.

Дети: Ласковое слово, что солнышко.

Примеры: птичка, совушка, синичка, воробушек и т.д.

Продолжим произносить ласковые слова о птицах.

Дети по очереди отвечают. (Например: дятел лечит деревья, достает личинки насекомых из-под коры.)

Итог занятия педагог: - Сегодня мы с вами говорили о зимующих птицах. Что нового и интересного вы узнали?(Дети отвечают.)

А что мы должны сделать для зимующих птиц.

Дети : - Повесить кормушку, насыпать в нее семечек, крошек.

Педагог: Молодцы!


Зимой холодно и голодно нашим пернатым друзьям - зимующим птицам. В январе и феврале в школах и садах проходят конкурсы и разнообразные мероприятия, посвященные защите птиц зимой. Давайте вместе с вами разберемся в вопросе: «Какие птицы зимуют в наших лесах?» Вы можете скачать картинки, подобрать вопросы о зимующих у нас птицах, а также использовать специально собранные загадки и стихи о птицах на своих мероприятиях и уроках.

Какие птицы зимуют у нас

А ваши дети знают, что не все птицы остаются зимовать с нами рядом - в наших лесах и садах? Давайте разберемся какие же есть птицы. Итак можно разделить всех известных нам пернатых на

  • перелетных птиц - птицы, которые с наступлением холодных дней улетают в места богатые пищей,
  • зимующие (оседлые) птицы - те наши пернатые друзья, которые остаются с нами зимовать.

Нужно показать детям картинки с этими видами птиц и обязательно попросить их назвать знакомых им птичек. Не просто называйте изображенную на картинке птицу, но и расскажите чем они друг от друга отличаются. Спросите у детей, видели ли они этих птиц в лесу или в своем саду. Может быть эти птички лакомятся из школьной кормушки?

Рассматривая картинки с зимующими и перелетными птицами, спросите у учеников, смогут ли они отличить дятла от синицы, воробья от вороны? Часто на такой вопрос дети со смехом отвечают, что это очень легко. Что дятел крупный с красной шапочкой на голове, а синички маленькие, желтенькие и тинькают. Дятел же только стучит.

Тогда попробуйте поиграть в игру «Угадай птицу». Вы будете описывать оперение и повадки птиц, а дети ее угадают. Например:

- Я небольшая птичка. У меня черная головка, серая спинка и ярко-красная грудка. Я умею свистеть.
- Снегирь! -
ответят ребята.

Если птица угадана, то вы показываете ее фотографию. Детям такие игры очень нравятся.

Подведите учеников к пониманию того, что зимой мы не видим некоторых птиц (соловья, иволгу, мухоловок, нет рядом и ласточек). Куда же они делись? Оказывается не все птицы зимуют вместе с нами.

К зимующим птицам относятся:

  • галка
  • поползень,
  • свиристель.
  • синица,
  • сизый голубь,
  • ворона,
  • глухарь,
  • сорока,
  • дятел.

А теперь покажите ребятам другую картинку. Скажите, что это за птички, видели ли они их, слышали ли как они поют. Спросите когда ребята видели этих птиц. Большинство детей ответят, что видели или слышали их голоса летом. Объясните малышам, что эти птички не остаются с нами на зиму, они улетают в теплые края. Они летят туда, где тепло и есть их основной корм - насекомые.

К перелетным птицам относятся:

  • стриж,
  • ласточка,
  • трясогузка,
  • иволга,
  • соловей,
  • зарянка,
  • пеночки,
  • мухоловки,
  • зяблик.

А ведь дети могут вам задать вопрос: А почему мы не видим летом снегиря? На этот вопрос нужно ответить так: Многие птицы вынуждены перелетать с места на место в поисках пищи. Вот и прилетает снегирь из леса к нашим кормушкам и в сады. Тут он может полакомиться рябинкой и поклевать семечки в нашей зимней столовой.

Почему нужно подкармливать птиц зимой

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Расскажите детям какие птички хрупкие, какие тоненькие у них лапки и ажурные перышки (можно показать ребятам коллекцию перьев разных птиц). Хорошо, если у вас есть возможность дать ребятишкам послушать как поют разные птички. Поставьте запись голосов птиц и попросите ребят угадать какая это птица, чей голос.

Затем следует рассказать, что зимующие птицы остаются и не улетают в теплые края. Теперь пора спросить у деток холодно ли им в мороз на улице? Ребята ответят, что да, мерзнут у них и носы, и уши, и щечки. Вот и птичкам также холодно зимой.

А кроме того, зимой птицам трудно найти корм, а без корма птицы погибнут быстрее, чем от мороза. Поэтому нужно не только знать какие птицы остаются с нами зимовать, но и обязательно помогать им.

Как помогать птицам зимой?

Просто - нужно устраивать для зимующих птиц столовые - кормушки. И обязательно подкармливать этих пернатых зимой. Спросите у ребят, каких птиц видели они у кормушек.

А могут ли остаться с нами зимовать ласточка или стриж? Нет, эти птички кушают насекомых, а зимой все насекомые спрятались в почву или в трещинки коры. Они спят и птичкам их не найти. Вот и улетают наши летние певцы на юг, туда, где насекомые не прячутся. А когда у нас настанут снова теплые дни, возвратятся снова сюда выводить птенцов.

Как сделать кормушку для птиц

Вот сидят зимой на ветках воробышки. Нахохлились, надулись они словно шарики. Так берегут птицы тепло. Между перышками воздух и морозу труднее добраться до тельца. Вот и сидят они на ветках хохлятся от мороза, поджимают лапки или теснятся к теплым трубам у домов.

Наши зимующие птицы едят зернышки. Когда снега мало, им легко найти корм, а вот когда выпадает снег и его становится много, то птичкам уже не раскопать его, не найти зернышек. А зимой дни коротки, немного времени остается у птичек на поиски корма. Нужно построить для наших пернатых друзей зимние столовые - кормушки. Только нужно знать какая кормушка правильная, а какая нет.

Что такое правильная кормушка?

Не думайте что правильная кормушка - это ярко-раскрашенный замок с красивыми створками дверцами и башенками. В первую очередь, правильная кормушка - это кормушка, в которою вы постоянно подсыпаете корм . Спросите у детей почему так?

Ответ прост - птички привыкают, что в кормушке ждет их сытная еда и каждый день будут они с нетерпением ждать корма. А если вы не будете подсыпать корм, то птички могут и погибнуть. Поэтому важно не просто сделать кормушку, но и постоянно подсыпать корм.

Если есть возможность - сделайте кормушку не на один год. Пусть это будет настоящая столовая из деревянных брусочков, крыши, леток. Но если нет у вас возможности сделать самим такую кормушку - не страшно. Хорошие птичьи кормушки получатся и из пластиковой бутылки. Можно соорудить кормушку и из пакета из под молока (тетра пак). Просто прорежьте летки (дырочки) и прикрепите нитку к крыше пакета. Подвесьте кормушку и не забывайте подсыпать корм.

«Сытому морозы не страшны» это выражение про птичек. Не страшен ей так мороз, если птичка сыта.

Наблюдаем за птицами в зимней столовой

Чтобы у ребят не пропадало желание кормить птичек, не угасал интерес к кормушкам, предложите им вести «Дневник орнитолога».

Орнитолог - человек, изучающий птиц. Пусть ребята попробуют вести наблюдение за зимующими птицами. А где легче всего за ними наблюдать? Ну конечно не бегать в лесу! Проще всего наблюдать за птицами возле кормушки. Тут и воробьи, и синицы, и снегири, и другие гости прилетают на обед.

Расскажите ребятам как вести дневник орнитолога. Какие записывать туда наблюдения. Что отмечать. Например,

  1. Можно писать по дням какие птицы прилетают в кормушку.
  2. Как они себя ведут, ссорятся ли друг с другом, отгоняют ли от кормушки других птиц.
  3. Что предпочитают из корма.
  4. Летают ли они стайками или поодиночке.
  5. В какое время прилетают птицы в зимнюю столовую.
  6. Едят ли корм прямо в кормушке или хватают зернышко и улетают на другую ветку.

Такие наблюдения и дневники не просто позволят ребенку узнать ближе птиц, но и научат его различать их, любить живую природу, беречь ее. Детям интересно самим быть участниками процесса, быть «маленькими учеными». Поддерживайте в них интерес к изучению птиц.

Если ребенок не может узнать какую-то птицу, то помогите ему - покажите как пользоваться определителем птиц. Откройте рисунки или фотографии птиц в интернете. Можно предложить ребенку зарисовать прилетающих в кормушку птиц или распечатать нужную картинку и вклеить ее в дневник орнитолога.

Карточки с изображением птиц можно брать с собой на прогулки или экскурсии в зимний лес или в парк. Пусть малыш (ученик) попробует сам определить увиденную птицу.

Пословицы и поговорки о птицах

Предложите детям проверить истинность пословиц, сложенных народом о птицах.

  • Воробьи дружно чирикают - значит будет оттепель.
  • В какую сторону ворона села носом - оттуда и будет ветер.
  • Вороны прячут клюв под крыло - к холодам.
  • Птицы садятся на верхушки деревьев - будет тепло.
  • Синички с утра пищат - значит будет мороз.

Стихи о птицах

Если вы проводите с детьми занятия на природе или делаете творческий проект на тему Зимующие птицы, воспользуйтесь собранными стихами о разных птицах.

Стихи про Ворону

Окраской - серовата,
Повадкой - воровата,
Крикунья хрипловатая
Известная персона.
Серая ворона!

Стихи про Воробья

Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
- Киньте крошек воробью -
Я вам песенку спою,
Чик-чирик!
Киньте просо и ячмень -
Буду петь вам целый день,
Чик-чирик!

Стихи про Сороку

Прилетела к нам сорока
Белогруда, белобока,
Потрещала, поскакала,
Грядку рыхлую примяла,
Клювом кое-где порыла,
Хвостик в луже помочила,
Потом пёрышки встряхнула,
Разбежалась и вспорхнула!

Стихи про синиц

Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям -
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
«Тинь-тень, Тили-тень,
Всё короче зимний день -
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек!

Стихи про свиристелей

За окном метут метели,
Но случается порой -
Прилетают свиристели
Ягод поклевать весной.
Куст боярышника гнётся
От напора птичьих стай.
Звон серебряный несётся,
Славя стылый урожай.
На рябину пересели,
Алых ягод напились,
И в морозный воздух трели
Тонким эхом понеслись.

Стихи про Снегиря

Снегири - смешная птица,
Зиму вовсе не боится,
В зиму в гости прилетает,
Холодов не замечает.
Эта с красной грудкой птица,
Леса зимнего певица.
Лес ей в зиму славный дом,
Снегири там ищут корм.
Птица малая размером,
Может многим стать примером:
Как в лесу холодном жить,
Жить и вовсе не тужить.
Стайкой снегири летают,
Дары леса собирают:
Сухие семена цветов,
И ягодки лесных кустов.
Их стайки красногрудых в ряд,
Для леса будто бы парад.
Частенько стайки снегирей,
Влетают в города людей.
Рябину зимнюю съедают,
Весну все вместе поджидают.

Заканчивая занятие или урок о зимующих птицах, обязательно проговорите с детьми о том, как важны для людей наши пернатые друзья. Пусть ребенок знает тех птиц, которые живут рядом с нами.

Конспект НОД по теме

«Зимующие птицы» для детей 5-6 лет.

Цель: сформировать представление о жизни птиц зимой; активизировать желание детей оказывать помощь птицам, относиться к ним бережно.

Задачи:

    закреплять знания о видовых признаках птиц;

    вырабатывать навыки классификации по определённым признакам;

    учить рассуждать;

    развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы;

    воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о птицах;

    развивать творческие способности: чувство цвета; умение размещать части тела на свои места (глаза, клюв, лапки и крылья).

Предварительная работа: наблюдения за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, беседы,чтение художественной литературы, заучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой», просмотр слайдов,

Методические приёмы: отгадывание загадок, беседа, дидактические игры, нетрадиционный способ рисования (оттиск ладошки).

Оборудование: интерактивная доска, презентация «Зимующие птицы», бумага для рисования 1/2 А4 голубого цвета, белая гуашь, кисти, восковые мелки, стаканчики с водой.

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

Организационный момент:

«Круг приветствия»

Мы ребята – дошколята

Никого не обижаем,

Как заботиться мы знаем,

Никого в беде не бросим,

не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло.

Соберемся вместе в круг

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Сегодня мы с вами поговорим…А вот о ком, вы узнаете, если отгадаете мои загадки. Будьте внимательны! Прежде, чем ответить, дослушайте загадку до конца.

Птицу с грудкой красной

Знают все прекрасно.

Любит птица кочевать

И рябину объедать. (снегирь)

Кто же это? (Ответы детей)

Кто летает, кто стрекочет,

Рассказать нам новость хочет? (сорока)

(ответы детей)

Третья загадка:

Любит семечки и сало,

Во дворе с утра летала

Это – маленькая птичка.

Отгадайте, кто?(синичка)

Так о ком же мы будем беседовать, кто догадался?

(ответы детей)

Верно, о птицах. А на какие 2 вида делятся птицы? Вспомните.

(зимующие и перелётные).

А воробей, синица, сорока - это перелётные или зимующие птицы?

А как вы определили, что это – зимующие птицы?

(снегирь прилетает, когда наступает зима, а воробей и сорока остаются у нас зимовать, потому что они не бояться холодов)

Правильно. У зимующих птиц есть под перьями подпушек, очень твёрдый клюв – ив этом их отличают от перелётных.

Сегодня на занятии мы будем беседовать о зимующих птицах. Вы ещё больше узнаете о них: чем они питаются, каковы их повадки, легко ли им переносить долгую и суровую зиму и о том, как мы с вами можем помочь им.

Ребята, а каких птиц ещё можно встретить зимой?

(синичка, галка, ворона)

Хорошо! А ещё вы забыли, его часто называют «лесным доктором», «барабанщиком». Кто же это?

Дятел, синица, сорока, воробей, ворона, галка, свиристель - это зимующие птицы

(слайд №4).

Ребята, а что вы знаете о перелётных птицах?

(Перелётные птицы улетают осенью в тёплые края, потому что они питаются насекомыми, а с наступлением холодов насекомые прячутся, а ещё птицам становится холодно и они не могут пережить долгую и холодную зиму.)

Правильно. А сейчас мы поиграем. Я хочу проверить, насколько вы внимательны.

Игра называется «Кто лишний?» (слайд №5).

Посмотрите на картинку на экране и найдите, кто лишний (на слайде снегирь, сорока, ласточка, воробей, синица). Кто здесь лишний и почему вы так решили?

(Ласточка, потому что она – перелётная птица.)

Давайте проверим. (слайд №6 ). Это - действительно ласточка.

(на слайде аист, кукушка, скворец, грач и снегирь)

Кто здесь лишний?

(Сорока. Потому что она - зимующая птица, а остальные птицы - перелётные).

Проверим. (слайд№7).

Отлично! Вы очень внимательны.

И ещё одна игра «Помоги дятлу» (слайд №8).

Сосчитайте сколько на дереве синиц, сколько голубе, а сколько снегирей? А сколько всего птиц прилетело в гости к дятлу?

(Дети считают и дают ответы).

Молодцы! А сейчас я приглашаю вас отдохнуть. Вы будете «снегирями». Повторяйте текст и движения за мной

(первый раз дети только повторяют, затем слова произносят сами).

Вот на ветках, посмотри

В красных майках снегири.

(по 4 хлопка руками по бокам и по 4 наклона головы).

Распушили пёрышки,

Греются на солнышке.

(на 1-е слово каждой строки - потряхивание руками, на 2-ое один хлопок по бокам)

Головой вертят

Улететь хотят.

(по 2 наклона головы на каждую сторону).

-Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

(дети разбегаются, взмахивая руками). Повторить 2 раза.

Отдохнули. А теперь внимание на экран. (слайд №9)

На экране загадка:

Красногрудый, чернокрылый

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

он появится опять. (снегирь)

Что вы знаете о снегире?

(прилетает перед первым снегом, питается ягодами рябины и черёмухи)

А какой клюв у снегиря?

(Клюв снегиря широкий и крепкий. Таким клювом легко расклевывать твёрдые ягоды.)

Есть такая примета, если снегири прилетели, значит, завтра, послезавтра пойдёт снег. Снегирь – это не только гордость и краса наших лесов, он ещё и галантный кавалер. Лучшие гроздья рябины снегирь, как бы он не был голоден, уступит своей подружке. Клюв у снегиря хорошо приспособлен для выуживания семян из ягод рябины, черёмухи. Он расклёвывает ягоды, выедает семечки, а мякоть выплёвывает на землю.

(слайд №10)

Очень шустрый, суетливый

Разговорчивый, крикливый.

По дорожке, прыгает

Чик-чирик! Чирикает.(воробей)

Какой он?

(ответы детей). Маленький, быстрый, шустрый, крикливый часто вступает в споры

с другими воробьями и даже дерётся с ними. У маленьких воробышков желтые рты,

которые они широко открывают и просят корм, поэтому птенцов называют

" желторотиками".

Как они летают?

(Стайками. Потому что вместе им легче заметить опасность, и быстрее найти корм. Для воробьёв годятся овёс, пшено, пшеница и хлебные крошки.

(слайд №11)

За синие крылья она так зовётся.

И в холод, и в зной ей так звонко поётся!

В рубашечке жёлтой и впрямь невеличка.

Так как же её назовёшь ты?..(синичка)

Что вы знаете о синице? Какая она?

(Синичка - маленькая птичка. У неё чёрная головка, белые щёчки, грудка жёлтая

и чёрный галстук. Они любят клевать семечки и свежее несоленое сало).

Верно. Синички любят делать запасы. Например, поймают бабочку, гусеницу и

спрячут с внутренней стороны веточки, чтоб выпавший снег не мешал подобраться

к кладовой. Лапки у неё цепкие- это позволяет ей цепляться за ветку и висеть

низ головой.

(слайд №12)

Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

Верещунья -белобока, а зовут её ...(сорока)

Давайте поговорим. Какая она?

(сорока черно- белая, у нее белые пятнышки на крыльях. Голова, шея, грудка-

черные. У нее очень длинный хвост. Сороки отлично летают, а по земле –

прыгают. Они издают стрекочущие звуки. Так они разговаривают между собой.

Чем питаются сороки?

Дети: сорока-птица всеядная.

А вы знаете, что сороку в некоторых странах считают птицей счастья?

(слайд №13)

Кто беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.(дятел)- Что вы можете сказать про дятла?

Дети: это небольшая, но очень красивая птица, сидит на стволе дерева «солдатиком»,

цепляясь острыми коготками и опираясь на твердый и упругий хвост. Свои

длинным клювом извлекает вредителей жуков-короедов. Поэтому он лесной доктор.

Дятла еще называют "барабанщиком". Почему?

Дети: он долбит кору дерева, будто играет на барабане.

(слайд №14)

Платье серое надела

И к кормушке подлетела

Стала каркать "Кар-кар-кар!"

Что за птичий туту базар?

Кто это? (ворона)
-
Посмотрите, какая она? Что вы знаете о вороне?

(Она большая, умная, важная. Сама серая, а крылья, хвост, голова черные.)

Как вы думаете, почему ее так прозвали?

Дети: потому что она любит что-нибудь воровать(брать), например, в деревнях

цыплят, утят, яйца.

Да, ребята, ворона может поживиться и запасами продуктов на балконах в городе.

Хоть ворона и вороватая птица, но от нее есть и польза. Она уничтожает вредных

насекомых и сохраняет деревья в городах. Ворона - всеядная птица.

(слайд №15)

Эти птички с хохолком

И красивые при том.

На рябину прилетели.

Эти птицы...(свиристели)

- Свиристели очень красивые, оперение у них плотное, спинка темная, а на крыльях

полоски белого, черного, и желтого цвета, а на голове украшение- большой хохолок

серовато-розового цвета. Такими красивыми бывают только самцы, а самки и молодые

птицы окрашены скромно. Питаются свиристели ягодами рябины, калины, боярышника, шиповника, барбариса.

У зимующих птиц есть под перьями подпушек и у них очень твёрдый клюв и этим они отличаются от перелётных.

Давайте отдохнем. Я приглашаю вас поиграть в игру "Воробей".

Повторяйте слова

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей.

(дети идут по кругу, заложив руки за спину, это "голуби")

Воробушек-пташка,

Серая рубашка.

(в центре скачет на корточках ребенок -"воробей"

Откликайся, воробей,

Вылетай-ка не робей.

(встают лицом в круг, берутся за руки, идут приставным шагом).

("воробей" пытается "вылететь", а "голуби" его не пускают).Повторить 2 раза.

Ребята, а как вы считаете, что для птиц страшнее холод или голод?

Руслан, как ты думаешь?

Я думаю, что голод для птиц страшнее, потому что от холода они могут спрятаться

где-нибудь, а от голода могут погибать.

Ответ принимается. А кто ещё как думает? (выслушать еще несколько ответов).

Да, ребята, если от холода птиц спасает плотный подпушек под перьями и укрытия,

то от голода их спасти только может только человек. А что мы с вами можем сделать,

чтобы не дать птицам погибнуть, как помочь им выжить?

Мы можем подкармливать их и строить кормушки. И обязательно нужно

соблюдать правила:

1 . не сорить: не оставлять полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки из- под

2 . подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы

будут прилетать к этому времени;
3. кормить регулярно, особенно в мороз.

И весной птицы будут радовать вас своими песнями, а летом будут защищать наши

огороды от вредителей.

Сейчас мы поиграем (слайд №16 ).

Игра называется "Чей корм?".

Внимательно посмотрите и назовите, чем питаются воробей, синица, снегирь, дятел.

(Ответы детей).

Давайте проверим (слайд №17).

Ребята, вы сегодня много узнали о зимующих птицах. Давайте еще раз их вместе

Воробей, синица, снегирь, ворона, сорока, дятел, свиристель. А еще, с нами зимуют

голуби. Они не улетают в теплые края. Еще эту птицу называют - птицей мира.

Вы хотите, чтобы на нашей огромной земле всегда был мир?

Дети: Да!!!

Тогда давайте нарисуем голубей. Подойдите, пожалуйста, ко мне.

(Дети походят к столу, там гуашь в баночках; кисти и бумага голубого

Посмотрите на мою ладошку, мне, кажется, она очень похожа на голубя. А вы как

думаете где голова, где шея? Покажите туловище птицы (ответы детей). А вот

какой замечательный, пушистый хвост (дети рассматривают свои ладошки).

Возьмите кисти и нанесите на ладошку белую гуашь(дети выполняют задание).

А теперь приложите ладошки к листу бумаги и крепко прижмите, а потом резко

Поднимите вверх, стараясь не измазаться (дети выполняют).

Какие красивые у вас получились голуби! Но у них не хватает лапок, глаз, крыла

и клюва и вы их сейчас дорисуете восковыми мелками

(дети мелками дорисовывают у своих голубей недостающие детали).

Вы просто художники. Пусть ваши работы подсыхают, а мы пока вспомним,

о чем мы сегодня с вами говорили на занятии.

(о зимующих птицах; чем они питаются и о том, что их нужно беречь и

подкармливать зимой, чтобы они не погибли).

Что нужно смастерить, чтобы удобнее было кормить птиц?

(кормушки).

Я благодарю вас за хорошую работу. Отдыхайте.



Новое на сайте

>

Самое популярное