Домой Травматология Справка по зрению. Медицинские требования по зрению к водителям

Справка по зрению. Медицинские требования по зрению к водителям

Обязательным условием для выдачи водителю прав является наличие у него медицинской справки. Люди, страдающие какими-либо заболеваниями, всегда с ужасом ждут процедуру прохождения медицинской комиссии. И это обоснованно, ведь существует ряд диагнозов, с которыми управлять автомобилем запрещено. В числе прочих, существуют и ограничения по зрению для получения водительских прав. Но начинающим водителям, впервые получающим права, и опытным автомобилистам, меняющим истёкшие права, не стоит расстраиваться раньше времени. Медицинские требования по зрению к водителям не жестоки, а разумны. На данный момент в стране ездит множество людей, имеющих нарушения зрения. Как же они получили заветное право на управление автомобилем?

Проходить медкомиссию перед получением прав – обязанность водителей. Без справки с заключениями врачей различных областей водительские права получить невозможно. Пройти медкомиссию можно только в учреждении, имеющем специальную лицензию.

Медицинское заключение об отсутствии противопоказаний для управления ТС категории В нужно получить от:

  • офтальмолога (окулиста);
  • нарколога;
  • психиатра;
  • невропатолога;
  • гинеколога (для женщин);
  • терапевта.

До 2018 года перечень специалистов был гораздо больше. Теперь в обязанности терапевта входит выполнение заключения отоларинголога и дерматовенеролога, а также хирургическое.

Кроме того, предусмотрена сдача анализов потенциального водителя:

  • сдача мочи на определение присутствия в организме наркотиков;
  • сдача крови для выяснения резус-фактора;
  • электрокардиограмма сердца.

Отказ от прохождения лабораторных исследований делает невозможным получение медицинского заключения.

Обследование у терапевта – самый продолжительный по времени процесс, ведь именно он выдаёт окончательное заключение комиссии. При возникновении затруднений при выдаче заключения, терапевт вправе отправить водителя на дополнительный осмотр к врачу.

По итогу прохождения медкомиссии выдаётся медицинская справка.

Срок действия этой справки разнится:

  • десять лет – для всех водителей личного транспорта с отличным здоровьем;
  • два года – если работа человека связана с перевозками и управлением автомобилем (для шофёров);
  • один год – для водителей с проблемами здоровья;
  • каждый раз перед долгой поездкой должны проходить комиссию водители организаций.

Честное и добросовестное прохождение медицинской комиссии – залог собственной безопасности и безопасности других участников дорожного движения.

Проверка у окулиста – одна из важнейших на пути к получению прав. Из-за проблем со зрением может произойти масса неприятных ситуаций, а некоторые из них могут иметь наихудшие последствия. Так, например, можно не рассмотреть знак или предупреждающий сигнал, препятствие на дороге или даже человека. Это может стать причиной страшнейшего ДТП. Таким образом, нужно уделить особое внимание осмотру у офтальмолога, дабы обезопасить себя и окружающих.

Многие водители задаются вопросом: Что делать, если допустимое зрение на водительские права не соответствует моему? Можно ли получить справку в таком случае?

Как говорится, в этом мире нет ничего невозможного. Стоит открыть любой форум на эту тему, как найдутся «знатоки». Среди подсказок и секретов можно обнаружить немало таких, что могут претендовать на право называться действенными. Но стоит понимать, что сам врач – человек с высшим образованием. Нелегко обхитрить человека, посвятившего жизнь офтальмологии, дешёвыми уловками вроде зазубривания проверочной таблицы. Кроме того, всё чаще можно встретить кабинет окулиста с отличным оборудованием для проверки зрения, которым он может воспользоваться в случае сомнения.

Прохождение осмотра у окулиста – ответственный шаг, ведь от зрения будущего водителя зависит судьба других участников движения. Допуск на водительские права от врача по зрению – своеобразная гарантия безаварийного вождения.

Если у кандидата на получение прав есть проблемы со зрением, и он носит очки или контактные линзы, то на приём к окулисту нужно приходить с данным прибором. Проверка остроты зрения происходит из расчёта, как человек видит в очках, ведь автомобилем управлять он будет в них.

Как проходит процедура осмотра у окулиста:

  • проверка остроты зрения;
  • диагностирование цветоощущения;
  • выявляется ширина обзора;
  • устанавливается наличие либо отсутствие офтальмологических заболеваний.

Каждый показатель по-своему важен, любое отклонение может сыграть злую шутку с водителем.

Острота зрения проверяется различными методами:

  1. Базовая офтальмологическая диагностика – проводится с помощью таблиц Сивцева и Головина. Советский врач Сивцев Дмитрий Александрович разработал следующую таблицу: двенадцать строк с чередующимися буквами русского алфавита (б, и, к, м, н, ш) разного размера. На каждой строке есть обозначение расстояния, с которого человеку с отличным зрением должно быть видно соответствующую букву. С другой стороны строки – цифровое обозначение зрительной остроты. Аналогичная таблица – Головина – проверка осуществляется по тому же принципу, только вместо букв – незамкнутые круги. Рассмотреть человек должен сторону, с которой прерывается окружность. Считается, что таблица Головина – более точный способ, ведь расположение букв в таблице Сивцева несложно заучить.
    Человек располагается на расстоянии пяти метров от таблицы, поочерёдно закрывая каждый глаз. На «рассмотрение» знака или буквы, на которую указал доктор, отводится не более трёх секунд.
    Проходя проверку зрения, не стоит зажимать глаз рукой, а также прищуриваться. Спину нужно держать ровно.
  2. Рефрактометрический метод – применяется специальное оборудование. Технический прогресс положительным образом отразился на работе врачей-окулистов. Принцип работы прибора – определение фокусировки пучка света на зрачке. По центру – зрение нормальное, перед сетчаткой – близорукость, за сетчаткой – диагностируется дальнозоркость. Результат проверки анализируется и формируется в программе, после чего его можно распечатать.

Как правило, процедура проверки зрения на водительские права проходит с использованием первого способа. Будущий водитель приходит на осмотр с очками или линзами, если они имеются. Доктор проверяет, правильно ли они подобраны.

Если зрение водителя несовершенно, но это легко исправляется с помощью оптических приборов, в справке и на правах в будущем будет сделана соответствующая пометка.

Какие ограничения по зрению предусмотрены Министерством Здравоохранения России для получения ВУ:

  • категория А, В – должно быть больше, чем 0,6 единицы на одном глазу, а 0,2 – на другом глазу;
  • категория С – свыше 0,8 единицы на один глаз и 0,4 – на другой;
  • допускается отсутствие зрения на один глаз при 0,8 на втором;
  • при одинаковом зрении на обоих глазах – показатель не ниже 0,7 единиц.

Со зрением, не подходящим под данные ограничения, водительские права получить невозможно.

Цветоощущение

Данный вид осмотра называется проверкой на дальтонизм. Цветовосприимчивость также очень важна при вождении автомобиля. Спутать цвета за рулём – непростительная ошибка, ведь сигналы светофора, цвет знаков и дорожной разметки, имеет большое значение. Конечно, над этим вопросом уже работают многие технологи и учёные: например, изобретён светофор с импульсами другого характера.

Для определения степени цветоощущения используются таблицы, разработанные учёным Рабкиным. Эти таблицы представляют собой разноцветные картинки, где цветом выделены фигуры или цифры. Человеку, не имеющему проблем с определением цвета, рассмотреть их не составит труда.

Степень и характер цветовой слепоты разделяет людей на несколько типов:

  1. Не имеющие патологий при определении цвета.
  2. Цветоощущения нарушены в красном спектре.
  3. Нарушения в зелёном спектре.
  4. Дальтоники.

Дальтоникам в РФ водительское удостоверение не выдают.

Ширина обзора

От ширины поля зрения зависит способность человека ориентироваться в пространстве. Чем больше угол, тем обширнее человек воспринимает и анализирует информацию.

Проходит процедура с применением компьютерной периметрии без очков и линз, если пациент их носит. Каждый глаз проверяется индивидуально. Человек фиксирует глаз на определённой центральной точке, в то время как по сторонам появляются световые сигналы. Зафиксировав такой сигнал, необходимо нажать кнопку на пульте. Эта процедура повторяется ни один раз для большей достоверности, ведь человек может не среагировать, не нажать на кнопку, моргнуть и т. д.

Результат мгновенно обрабатывается, и выходит распечатка с точными показателями.

Общий угол обзора двух глаз у среднестатистического человека равен 190 градусов.

Любые отклонения от заданного числа – это повод для беспокойства самого пациента. В первую очередь необходимо выяснять причины, так как они могут быть опасными для здоровья (наличие кровоизлияния, опухолей). Многие первопричины устраняются операбельным путём, то есть угол обзора – поправимая проблема.

Заболевания глаз

После того, как прояснено, какое должно быть зрение, цветоощущение и угол обзора для получения ВУ, остаётся исключить наличие глазных заболеваний.

Запрет на получение ВУ коснётся человека со следующими болезнями:

В зависимости от того, входит ли заболевание в список недопустимых, какое зрение и ширина обзора должно быть у водителя, решается вопрос о положительной отметке окулиста в медицинской справке.

Если острота зрения предполагает ношение человеком очков, и это указано в медицинской справке, то соответствующая пометка будет и на самих водительских правах.

Водить машину без очков нельзя, и так как это правонарушение не прописано в законодательных актах, наказание за это приравнивается к вождению без прав.

Помимо штрафа такая езда грозит дополнительными расходами, ведь в случае выявления, машину заберут на штрафстоянку. Следовательно, нужно платить за эвакуатор, доставивший автомобиль туда и за саму штрафплощадку.

Вождение без очков или линз – повышение степени риска на дороге.

С 6-го января 2015 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством». С этого момента появилось законодательное разделение на водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) и лиц занятых на работе в качестве водителя транспортного средства.

В первом случае, при прохождении мед. комиссии, должен использоваться перечень медицинских противопоказаний указанных в Постановлении № 1604, от 29-го декабря 2014. Во втором случае – для лиц, занятых на работе в качестве водителя ТС , перечень противопоказания содержится в Приложении 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.

Официальное разъяснение от Министерства здравоохранения РФ доступно по этой .

Ниже приведены выдержки из обоих документов непосредственно касающиеся органа зрения. Полные тексты документов доступны на сайте системы Гарант .

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. N 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством»

Наименование заболевания :
9. Ахроматопсия - код МКБ-10 - Н53.51
10. Слепота обоих глаз - код МКБ-10 - Н54.0

III. Медицинские показания к управлению транспортным средством, оборудованным акустической парковочной системой
15. Слепота одного глаза.

IV. Медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для коррекции зрения
16. Аномалия рефракции, снижающая остроту зрения ниже разрешенной, при условии повышения остроты зрения в очках или контактных линзах до разрешенного уровня.

I. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории "А" или "М", подкатегории "А1" или "В1" с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа
1. Острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
2. Слепота одного глаза при остроте зрения ниже 0,8 с переносимой коррекцией на зрячем глазу независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
3. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.
4. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.
5. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
6. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.
7. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.

II. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории "В" или "BE", подкатегории "В1" (кроме транспортного средства с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа)
12. Острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
13. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.
14. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.
15. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
16. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.
17. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.

III. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории "С"*, "СЕ", "D", "DE", "Тm" или "Тb", подкатегории "С1"*, "D1", "С1Е" или "DIE"
21. Острота зрения ниже 0,8 на лучшем глазу и ниже 0,4 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах не более 8 дптр по сверхэквиваленту на лучше видящем глазу независимо от вида аметропии или вида коррекции (очковая, контактная).
22. Слепота одного глаза независимо от остроты зрения зрячего глаза.
23. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.
24. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.
25. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
26. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.
27. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.

Перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации, занятому на работе в качестве водителя, запрещается управлять транспортными средствами, содержится в Приложении 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.

Категория В .
1) Медицинские противопоказания, изложенные в п. 3-25 настоящей графы подпункта 28.1.
2) Понижение остроты зрения ниже 0,5 на лучшем глазу и ниже 0,2 – на худшем глазу (с коррекцией).
3) Отсутствие зрения на одном глазу при остроте зрения ниже 0,8 (без коррекции) на другом.
4) Для водителей такси и водителей транспортных средств оперативных служб (скорая медицинская помощь, противопожарная служба, милиция, аварийно-спасательная служба, военная автомобильная инспекция), – острота зрения с коррекцией ниже 0,8 на одном глазу, ниже 0,4 – на другом. Допустимая коррекция при близорукости и гиперметропии 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D.

По пункту 1, в котором есть указание на подпункт 28.1 необходимо сделать пояснение. В самом документе этого подпункта не существует. Никаких официальных разъяснений Минздравсоцразвития не выпускало. По этой причине возник правовой вакуум. Список противопоказаний для категории В меньше, чем для категории А.

Врачи, в своей практике, при проведении медкомиссий, исходят из того, что в документе опечатка и читать «подпункт 28.1» следует как подпункт 27.1 (список для категории А). С юридической точки зрения это не корректно. Однако именно так и поступают повсеместно. Ниже приведен список ограничений подпункта 27.1.

Категория А
1) Острота зрения с коррекцией ниже 0,6 на лучшем глазу, ниже 0,2 – на худшем. Допустимая коррекция при близорукости и дальнозоркости 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D.
2) Отсутствие зрения на одном глазу при остроте зрения ниже 0,8 (без коррекции) на другом.
3) Центральная скотома абсолютная или относительная (при скотоме и наличии изменений зрительной функции не ниже значений, указанных в п.1 настоящей графы подпункта - допуск без ограничений).
4) Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке (кератотомия, кератомилез, кератокоагуляция, рефракционная кератопластика). Допускаются к вождению лица через 3 месяца после операции при остроте зрения с коррекцией не ниже 0,6 на лучшем глазу, не ниже 0,2 – на худшем.
5) Допустимая коррекция при близорукости и дальнозоркости 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D, при отсутствии осложнений и исходной (до операции) рефракции – от +8,0 до -8,0 D. При невозможности установить дооперационную рефракцию вопросы профессиональной пригодности решаются положительно при длине оси глаза от 21,5 до 27,0 мм.
6) Искусственный хрусталик, хотя бы на одном глазу. Допускаются стажированные водители при остроте зрения с коррекцией не ниже 0,6 на лучшем глазу, не ниже 0,2 – на худшем. Допустимая коррекция при близорукости и дальнозоркости 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D(сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D, нормальное поле зрения и отсутствие осложнений в течение полугода после операции.
7) Хронические заболевания оболочек глаза, сопровождающиеся значительным нарушением функции зрения, стойкие изменения век, в том числе и их слизистых оболочек, парезы мышц век, препятствующие зрению или ограничивающие движение глазного яблока (после оперативного лечения с положительным результатом допуск осуществляется индивидуально).
8) Хроническое, не поддающееся консервативному лечению воспаление слезного мешка, а также упорное, не поддающееся лечению слезотечение.
9) Паралитическое косоглазие и другие нарушения содружественного движения глаз.
10) Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
11) Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70° от среднего положения.
12) Ограничение поля зрения более чем на 200° в любом из меридианов.
13) Нарушение цветоощущения.
14) Заболевания сетчатки и зрительного нерва (пигментный ретинит, атрофия зрительного нерва, отслойка сетчатки и др.).
15) Глаукома

В разделе нашего форума вы можете задать интересующие вас вопросы врачам-офтальмологам на тему зрения и прохождения медкомиссии для управления транспортными средствами.


Автомобиль давно перестал считаться роскошью. Личный транспорт имеют большинство семей. Чтоб занять место водителя потребуется достигнуть определенного возраста, пройти обучение, на отлично сдать экзамены в автошколе. Помимо водительских прав новоиспеченному автолюбителю надо пройти обязательный медосмотр.

Офтальмолог – один из основных специалистов, входящих в медкомиссию. После обследования врач выдаст медицинский документ с рекомендациями, ограничениями. Плохое зрение не повод для отказа в получении прав. При незначительных отклонениях от нормы, водителю будет разрешено садиться за руль только в контактных линзах или очках. Если проблему не решить при помощи оптических предметов – это весомое основание для отказа в получении водительского удостоверения. Ограничение для водителей по зрению разработано для безопасности шоферов, окружающих людей.

Порядок и правила прохождения медкомиссии у офтальмолога

Четкость зрения – один из самых важных показателей, который необходим для получения водительских документов, ограничения тяжести аварийных ситуаций. В кабинете окулиста процедура обследования проходит по следующим направлениям:

  • цветоощущение . Важный момент – скорость реакции водителя на смену цветов светофора. Чтобы проверить качество восприятия излучения света используют таблицу Рабкина. Нормой являются трихроманты. Нарушение восприятия любого цвета не поддается коррекции оптикой, считается ограничением по зрению;
  • определение остроты зрения . Исследование на водительские права заключается в оценке возможности органов видения воспринимать мелкие предметы, оценивать расстояние между ними. Кандидат на получение, обновление водительских прав должен прочесть с расстояния нескольких метров 10-ю строчку букв на специальном плакате. Оценивается острота зрения поочередно на обоих глазах. В случае отклонения от нормы, недостаток корректируется очками, линзами, ставится отметка об ограничении;
  • кругозор . Допускается сужение зрительного поля до 20°. Показатель определяется путем исследования предельной ширины зрачка. Заболевание встречается редко, не подлежит корректировке. Суженый кругозор – один из симптомов серьезной патологии, гарантирует ограничение по зрению для получения водительских прав.

Если состояние будущего водителя будет признано удовлетворительным, ему выдается справка, которая в последующем будет использована для получения прав.

Какие ограничения по зрению для получения водительских прав?

Претенденты допускаются на обучение в автошколу с последующим получением водительских прав только с нормальными показателями по зрению. Медицинские ограничения для водителей категории В:

  • для лучшего глаза – 0,6 единиц;
  • для худшего – 0,2 единицы.

Водители гостранспорта и пассажирских автобусов должны иметь зрение не меньше 0,4 единицы для худшего глаза. Для категории водительских прав разработаны отдельные требования, ограничения, не предусматривающие отклонений. Обследование у офтальмолога проходит раз в 2 года.


Получить, переиздать водительские права категории С можно при показателях зрения не меньше 0,7 единиц. Ограничения распространяются на оба органа. При отсутствии одного глаза, полной его слепоте, стать водителем можно, если видящий орган имеет остроту 0,8 единиц без нарушения кругозора, использования коррекционных приспособлений.

Работники министерства здравоохранения разработали, постепенно усовершенствовали специальную программу по выявлению ограничений по зрению для водителей – прохождение медкомиссии. При выявлении следующих состояний офтальмолог не подпишет медосмотр кандидату на поступление в автошколу, получение водительских прав:

  • наличие заболеваний, повлекших изменение структуры мышц века, слизистой оболочки;
  • патология слезного мешка — воспаление носослезного протока, гнойные выделения, слезотечение;
  • диплопия глаз – раздвоение объектов;
  • поздние стадии глаукомы, когда состояние невозможно стабилизировать;
  • оптическая нейропатия, отслоение сетчатки;
  • временные ограничения. Прошло меньше 3-х месяцев после перенесенной операции на глазах.

В вышеуказанных случаях получить права не представляется возможным.

Отметки в правах о наличии ограничения на вождение по зрению

Водительские права – главный документ автолюбителя. Он подтверждает право управлять личным легковым транспортом, пассажирским автобусом, многотонной машиной, прочими автомобилями без угрозы для себя и окружающих. Каждое водительское удостоверение имеет отличительные знаки, отметки ограничения, характеризующие квалификацию, состояние здоровья водителя.

Если при прохождении медкомиссии были выявлены нарушения зрения, в водительском удостоверении должен быть отмечен пункт об обязательном ношении оптики. При наличии специального знака на правах автомобилист может самостоятельно выбирать средства коррекции зрения. В новом водительском удостоверении ставится отметка об ограничении – «GCL». Если в правах стоит знак «Очки обязательны», управление транспортным средством в линзах не предусмотрено.

С каждым годом всё больше людей обзаводятся личным транспортным средством. Это не блажь, а реальная необходимость, ведь автомобиль - не роскошь, а средство передвижения. Тем не менее, не достаточно купить машину и научиться водить - необходимо ещё получить права, для чего потребуется пройти медкомиссию.

Существует множество противопоказаний к вождению автомобиля:

  • нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • отсутствие конечностей или их части;
  • некоторые неврологические заболевания;
  • нарушения психики;
  • серьёзные заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • глухота.

И всё же, самым острым камнем преткновения на пути получения заветной , по очевидным причинам, является нарушение зрения.

Процедура обследования

Необходимую комиссию будущий автомобилист может пройти в любом медицинском учреждении, имеющем право проводить профмедосмотры.

Обязательно нужно будет посетить терапевта, невропатолога, офтальмолога, отоларинголога (ЛОРа), хирурга, психиатра, нарколога и гинеколога (для женщин). При наличии каких-либо диагностированных заболеваний рекомендуется иметь свою медицинскую карту. Стоимость полного медосмотра может колебаться от 600 и до 3000 рублей , в зависимости от региона. Выдаётся справка на определённый период:

  • 3 года - здоровым водителям личных автомобилей;
  • 2 года - лицам, работающим водителями;
  • 1 год - людям до 20 и старше 50 лет или с отклонениями состояния здоровья.

Проверка у офтальмолога

Обследование у специалиста "по глазам" проводится в нескольких направлениях:

  • проверка остроты зрения (с каким зрением дают права);
  • определение уровня цветоощущения;
  • исследование поля зрения (кругозора).

При этом, даже если присутствуют некоторые нарушения, это не значит, что вождение транспортных средств категорически запрещено.

Острота зрения

Если автомобилист пользуется очками или линзами, они должны быть при нём на приёме. Особенно, если эти средства коррекции зрения показаны для постоянного ношения (ведь водить и проходить медосмотр нужно в них).

Проводится диагностика по стандартной таблице с буквами, реже с разорванными кольцами или перемещёнными строками. Положительными результатами (с учётом коррекции) считаются:

  • для категории «В» - острота зрения не менее 0,6 единицы «лучшего» или обоих глаз, и не менее 0,2 - для глаза, который видит хуже;
  • для водителей пассажирского и спецавтотранспорта категории «В» - не ниже 0,8 на одном глазу и 0,4 на другом;
  • для категории «С» - не менее 0,7 единицы для обоих глаз, либо более 0,8 - для «сильного» глаза и выше 0,4 - для «слабого»;
  • помимо этого, при постоянном ношении очков или линз, их оптическая сила не должна превышать +/- 8 диоптрий, а разница между правой и левой линзой - 3 диоптрия;
  • если же один глаз не видит или отсутствует, острота зрения второго должна составлять более 0,8 единицы без коррекции и без нарушений поля зрения.

Нарушение цветоощущения

Диагностика этого свойства зрения проводится посредством таблицы Рабкина.

Раньше дальтонизм не считался особым показанием для отказа в выдаче прав. Однако, на данный момент уровень цветоощущения кандидата в водители может повлиять на решения медкомиссии. Считается, что люди, плохо различающие цвета, могут перепутать сигналы светофора. Тем не менее, большинство таких водителей не испытывают каких-либо трудностей со светофорами, так как знают, свет какой лампы означает какое действие. В некоторых странах планируется решить эту проблему, используя разные формы ламп светофора, так чтобы спутать сигналы стало невозможным.

К тому же заключение офтальмолога будет зависеть от степени нарушения цветоощущения.

В некоторых случаях даже при серьёзных нарушениях выносится положительное решение, но с пометкой в справке и правах.

Ширина поля зрения

Как и дальтонизм, данное нарушение не исправляется ношением очков или линз. Однако встречается оно довольно редко и обычно свидетельствует о серьёзных заболеваниях глаза, которые могут стать противопоказаниями к вождению сами по себе.

В любом случае, максимальное сужение поля зрения не должно превышать 20°.

Противопоказания к вождению автомобиля

В настоящее время Минздравом разработан новый проект постановления об ограничениях для управления авто, о котором кратко рассказано в ролике ниже.

Следующие же случаи 100% станут препятствием к получению водительских прав:

  • состояния глаз после успешного оперативного вмешательства (в течение 3 месяцев);
  • стойкие изменения слизистых оболочек и мышц века, ограничивающие зрение (допуск к вождению после операции разрешается);
  • патологии слёзного мешка (допуск к вождению после операции разрешается);
  • диплопия (двоение объектов в глазах) вследствие косоглазия;
  • отслойка сетчатки, атрофия зрительного нерва;
  • глаукома (в зависимости от стадии и степени выраженности).

Как видно из вышеизложенного, неидеальное зрение вовсе не обязательно является преградой для вождения автомобиля.

Человек воспринимает около 90% информации визуально, потому необходимо постоянно следить за здоровьем своих глаз. Если они начинают переутомляться, вы начинаете чувствовать сухость или жжение в их районе, то стоит сходить к офтальмологу. Это поможет сохранить зрение как можно дольше. А чтобы узнать, какое оно на данный момент, можно сделать его проверку.

Зачем нужна проверка

Проверка может осуществляться в обычных контрольных целях, чтобы проверить здоровье глаз и, если необходимо, подобрать корректирующие очки или контактные линзы(например ). Также иногда проверка может быть обязательной, например, для получения водительских прав или для устройства на работу, где зрение играет определяющую роль. Стоит стараться максимально снижать нагрузку на глаза, не переутомляя их, а также периодически делать разминку с помощью спецупражнений. Упражнения йоги для глаз, которые подходят для всей семьи, можно найти .

Не будет лишним хотя бы раз в год посещать офтальмолога с профилактическими целями.

Проверка осуществляется при помощи специальных таблиц. За условно идеальное принято такое зрение, когда человек видит две близко расположенные друг от друга точки с угловым разрешением, которое равняется одной минуте. Такое зрение обозначается как V (то есть «Визус»)=1.0. Соответственно, V=0.2 – это 20%-е зрение и так далее. Скачать таблицу для проверки зрения бесплатно можно .
Есть несколько стандартных таблиц, позволяющих проверить зрение человека. Обычно выбор делается окулистом в зависимости от конкретных задач, которые необходимо решить.

Таблица Снеллена короче – в ней всего 11 строк, а не 12, как у Сивцева.

Таблица Орловой

Эта таблица почти что идентична таблице Ситцева за одним изменением – в ней применяются не буквы, а изображения, например, мухомор, чайник и так далее. Используется такая таблица преимущественно при работе с детьми, которые пока что не умеют читать, но теоретически может применяться для кого угодно.

Как проверяют зрение окулисты смотрите в .

Таблица Головина

Эта таблица немного отличается от предыдущих. Она также состоит из строк уменьшающихся изображений, но только этими изображениями являются круги с прорезями в одной из сторон. Человек должен определить, в какую именно сторону повёрнута прорезь.

Как проверить зрение и подобрать контактные линзы читайте по .

Чаще всего эта таблица используется не в отдельности, а как инструмент дополнительной диагностики при использовании таблицы Сивцева.

По каким таблицам проверяется зрение у водителей

При получении медицинской справки, необходимой для выдачи прав, применяется таблица Сивцева. Иногда дополнительно к ней может применяться таблица Головина. Определяется острота зрения «лучшего» и «худшего» глаза. Если она не соответствует актуальным стандартам, человеку, необходимо решить проблему, приобретя очки, контактные линзы или сделав операцию.



Новое на сайте

>

Самое популярное