Домой Травматология Помощь детям с нарушениями процесса чтения и письма. Классификация нарушений письма и чтения

Помощь детям с нарушениями процесса чтения и письма. Классификация нарушений письма и чтения

Нарушения письма и чтения (коротко)

В начальных классах общеобразовательной школы встречаются дети, у которых процесс овладения письмом и чтением нарушен. Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами дислексия и дисграфия. Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников Общеобразоватьной Школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. Дислексия и дисграфия обычно Встречаются в сочетании. Полная Неспособность овладением письмом и чтением называется соответственно аграфией и алексией. Причины дисграфии и дислексии связаны с нарушением взаимодействия различных анализаторных систем коры больших полушарий.

Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках письма. Эти ошибки обычно группируют по следующим принципам: смещения и замены букв; искажения Звуко-слоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении - разрыв слова на части, слитное написание слов в предложении; аграмматизм; смешения букв по оптическому сходству.

Нарушение письма в виде дисграфии тесно связано с недостаточной готовностью психических процессов, формирующихся в ходе развития устной речи. Именно в период овладения устной речью создаются на чисто практическом уровне обобщенные понятия о Звуковом и морфологическом составе слова, что впоследствии при переходе ребенка к грамоте и правописанию способствует осознанному их усвоению. Для усвоения грамоты и свойственных русскому письму фонетического и морфологического принципов ребенок должен уметь отделить звуковую сторону слова от смысловой, проанализировать Звуковой состав слова, четко произносимого во всех его частях. Для беглой устной речи нередко оказывается достаточным четкое проговаривание только тех звуков, которые необходимы для понимания слова (смыслоразличительные звуки). Те звуки, которые в меньшей степени связаны с пониманием слова слушателем, произносятся в естественной речи менее тщательно и определенно. Слишком четкое артикулирование всех звуковых элементов слова противоречит орфоэпическим требованиям языка. В то же время ребенок в процессе нормального речевого онтогенеза приобретает довольно точное представление о звуковом составе слова, включая неясно произносимые его элементы. Это оказывается Возможным благодаря языковым обобщениям, которые развиваются при постоянном сопоставлении слов между собой. В процессе соотнесения звуковых элементов, отражающих разницу лексических и грамматических значений слова, идет подготовка когнитивных процессов ребенка к осознанию отношений между орфоэпией и орфографией. Успешному овладению письмом предшествует не только накопление достаточного запаса слов, но и наличие в речевом опыте осознанного анализа слов по адекватным признакам соотнесения орфоэпии и орфографии. Так, ребенок должен осознавать, что слова прилетать, залетать имеют один корень. Нормальное формирование устной речи сопровождается накапливаемым опытом познавательной работы как в сфере элементарных звуковых обобщений, так и в сфере морфологического анализа.

Дети с недоразвитием речи не овладевают данным уровнем языковых обобщений и соответственно не готовы к овладению такой сложной аналитико-синтетической деятельности, как письмо.

В настоящее время принято выделять несколько видов дисграфий.

речевые нарушения дислексия дисграфия

  • 1. Артикуляторно-акустическая дисграфия. При этой форме дисграфии у детей наблюдаются различные искажения звукопроизношения (фонетические нарушения) и недостаточность фонематического восприятия речевых звуков, различающихся тонкими акустико-артикуляционными признакам и (фонетико-фонематические нарушения). Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется главным образом в заменах букв, которые соответствуют заменам звуков в устной речи ребенка. Иногда замены букв остаются в письме у ребенка и после того, как они устранены в устной речи. По мнению Р. Е.Левиной (1959 г.), это происходит потому, что у детей с речевой патологией в период овладения устной речью не создаются обобщенные понятия о звуковом и морфологическом составе слова. В норме именно создание этих обобщений позволяет учащимся начальных классов осознанно переходить к усвоению грамоты и правописания.
  • 2. Акустическая дисграфия. У детей с этой формой дисграфии отмечается несформированность процессов фонематического восприятия. Это проявляется в заменах и смешениях букв, которые обозначают звуки, различающиеся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Например, замены и смещения букв, обозначающие свистящие и шипящие звуки; звонкие и глухие; мягкие и твердые; звуки р и л; замены букв, обозначающих гласные звуки. Кроме этого у детей может отмечаться несформированность звукового анализа и синтеза, что проявляется в письме в виде следующих специфических ошибок: пропуски, вставки, перестановки, повторы букв или слогов. Пропуски букв свидетельствуют о том, что ребенок не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов («снки» - санки). Перестановки и повторы букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательностей звуков в слове («корвом» - ковром, «сахахарный» - сахарный). Вставки гласных букв чаще наблюдаются при стечениях согласных, что объясняется призвуком, который появляется при медленном проговаривании слова в ходе письма и напоминает редуцированный гласный («девочика», «Александар»).

З. Дисграфия, связанная с нарушением языкового анализа и синтеза. Эта форма дисграфии связана с тем, что учащиеся не вычленяют в речевом потоке устойчивые речевые единицы и их элементы. Это ведет к слитному написанию смежных слов, предлогов и союзов с последующим словом («надерево»); к раздельному написанию частей слова, чаще приставки и корня («и дут»).

  • 4. Аграмматическая дисграфия. Эта форма дисграфии более ярко, чем другие, прослеживается в связи с недостаточностью развития грамматической стороны устной речи у детей. На письме нарушаются грамматические связи между словами, а также смысловые связи между предложениями.
  • 5. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием пространственных представлений, анализа и синтеза зрительного восприятия. Это проявляется в заменах и искажениях сходных по начертанию букв (д - б, т - ш, и - ш, п - т, х - ж, л - м), неправильному расположению элементов букв и т. п. К этому виду дисграфии относится так называемое «зеркальное письмо».

У ребенка с дисграфией, как правило, с трудом формируются графические навыки, в результате чего почерк неровный. Затруднения ребенка при выборе нужной буквы придают характерный небрежный вид письму. Оно пестрит поправками и исправлениями.

Дислексия как частичное расстройство процесса овладения чтением проявляется в многочисленных повторяющихся ошибках в виде замен, перестановок, пропусков букв и т. п., что обусловлено несформированностью психических функций, обеспечивающих процесс овладения чтением. Ошибки при дислексии носят стойкий характер. Различают следующие формы дислексий.

  • 1. Фонематическая дислексия. Наблюдается у детей с несформированными функциями фонематического восприятия, анализа и синтеза. Дети в процессе чтения путают буквы, обозначающие звуки, сходные по акустико-артикуляционным параметрам. При недоразвитии функций фонематического анализа и синтеза наблюдаются побуквенное чтение, искажение звуко-слоговой структуры слова (вставки, Пропуски, перестановки).
  • 2. Семантическая дислексия обусловлена несформированностью процессов эвуко-слогового синтеза и отсутствием дифференцированных представлений о синтаксических связях внутри предложения. Такие дети овладевают техникой чтения, но читают механически, без понимания смысла читаемого.
  • 3. Аграмматическая дислексия наблюдается у детей с несформированностью грамматической стороны устной речи. При чтении предложений наблюдаются ошибки грамматического характера.
  • 4. Мнестическая дислексия связана с нарушением установления ассоциативных связей между зрительным образом буквы и слухопроизносительным образом звука, т. е. дети не могут запомнить буквы и сопоставить их с соответствующими звуками.
  • 5. Оптическая дислексия обусловлена теми же механизмами, что и оптическая дисграфия. При чтении буквы, сходные по начертанию, смешиваются и взаимозаменяются детьми. Иногда может наблюдаться «зеркальное чтение».

Дети с дисграфиями и дислексиями нуждаются в логопедических занятиях, на которых используются специальные методы формирования навыков письма и чтения.


Нарушение процесса письма

Дизорфография

Аграфия

Дисграфия

Акустическая

Оптическая

Аграмматическая

Артикуляторно-акустическая

На фоне нарушения языкового анализа и синтеза


Аграфия - расстройство или полная потеря вероятности к письму; возникает вследствие поражения коры головного мозга.

Характеризуется потерей вероятности к письму при достаточной сохранности интеллекта - и сформированных навыках письма. Может проявляться в полной утрате вероятности к письму, в грубом искажении написания слов, пропусках, невероятности соединять буквы и слоги. Сила и координация движений кисти руки сохранены в норме.


- это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера;

обусловлена несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

В нашей традиции принято различать нарушение письма (дисграфия) и нарушение чтения (дислексия).

За рубежом используется термин дисл é ксия (dislexia), который обозначает:

  • нарушение чтения,
  • нарушение письма,
  • нарушение овладения нотными знаками,
  • акалькулию (потерей способности к осуществлению различных арифметических действий)

Акустическая дисграфия

Причиной возникновения этого является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи.

На письме проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у е-и).

Пример:

1. Замена букв, соответствующих фонетически близким звукам:

свистящие-шипящие (С АПКА – Ш АПКА)

звонкие-глухие (Т ЫМ – ДЫМ)

2. Неправильное обозначении мягкости согласных на письме:

"пи с мо", " л убит", "бо ль ит" и т.д.


Артикуляторно-акустическая дисграфия

Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи.

Ребенок пишет слова так, как их произносит. Отражает дефектное произношение на письме.

Пример:

Если ребёнок говорит

САРФ вместо ШАРФ или

ЛАКЕТА вместо РАКЕТА,

то чаще всего именно так он и пишет эти слова.


Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Причина возникновения – затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.

Характерные ошибки:

пропуски согласных;

пропуски гласных;

перестановки букв;

добавления букв;

пропуски, добавления, перестановки слогов;

слитное написание слов;

раздельное написание слов;

слитное написание предлогов с другими словами;

раздельное написание приставки и корня.

Пример:

  • Белка сидит НАВЕТКЕ .
  • Миша вышел на У ЛИЦУ .
  • плюшевого - плюше гово , ковром - ко рво м, на лугах – на галу х
  • санки - сн ки, кричат – ки чат
  • весна - ве се на, школа – ше кола, ноябрь - ноя ба рь, дружно - дру же но, Александр – Алексан да р

Аграмматическая дисграфия

Причина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи.

Характерные ошибки:

изменение падежных окончаний;

неправильное употреблении предлогов, рода, числа;

пропуск членов предложения;

нарушение последовательности слов в предложении;

нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями.

Пример:

козлята – коз лё нки

много дерев ов

над столом – на столом

около него –около ним

дети беж ит


Оптическая дисграфия

Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций.

Характерные ошибки:

замена букв, состоящего из одного количества одинаковых элементов

(И и Ш, Ц и Ш, П и Т, А и М);

Замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов

(В и Д, Б и Д, Ш и Т)

Недописывание элементов буквы

- «зеркальное» изображение букв

Пример:

недописывание элементов букв: «и» вместо «ш», «ш» вместо «щ», «л» вместо «м», «х» вместо «ж», «и» вместо «у»

добавление лишних элементов «ш» вместо «и», четыре палочки у «ш» или «щ» и т.д.

неправильное расположении элементов букв в пространстве по отношению друг к другу с возможными видоизменениями самих элементов «в» вместо «д», «б» вместо «д», включая сюда и зеркальное изображение букв

Смешанная форма дисграфии

несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма


Причины дисграфии

Органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма - минимальная мозговая дисфункция (ММД), родовые травмы.

Запаздывание созревания этих систем мозга или нарушение их функционирования вследствие длительных соматических заболеваний детей в ранний период их развития;

Неблагоприятные внешние факторы (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье).

Леворукость (особенно переученная).

Раннее освоение грамоты по методикам слогового чтения без этапа звукобуквенного анализа.


Это стойкое и специфическое нарушение в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками

(Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, И.В. Прищепова и др.)

  • Проявляется в структуре общего недоразвития речи
  • Характеризуется полиморфными нарушениями в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками, обусловленными несформированностью языковых обобщений

Характеризуется

  • стойкостью,
  • прогрессирующей динамикой,
  • невозможностью овладеть новыми орфографическими правилами по причине неусвоения предыдущих правил.

В оро на

В аро на

Нечётко владеют учебной терминологией (понятия «звук», «слог», «гласные», «согласные»)

Не умеют пересказывать своими словами правила правописания и применять их на письме,

Затрудняются при распознавании «ошибкоопасных мест» (термин М.Р. Львова) в слове,

«не узнают» встретившуюся орфограмму, не находят в словах тех букв и их сочетаний, которые требуют проверки (ОРО, ОЛО, СТН, ЧК, ЧН).


Дислексия - избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.

Частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в многочисленных ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением. Р.И.Лалаева

Алексия - нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения.


  • Частые ошибки в устной речи
  • Медленное чтение с ошибками
  • Трудности восприятия сукцессивных рядов (последовательных)
  • Трудности пространственно-временной ориентации
  • Ошибки в письменных работах
  • Ребёнок не осваивает буквы (10-12 букв)
  • Не осваивает слоги из 2-3 букв
  • Слова читает целиком по отношению к картинке
  • Старается избегать уроков чтения
  • Урок чтения является стрессом для ребёнка

  • Замена букв по оптическому сходству
  • Замена и смешение фонетически близких звуков при чтении
  • Побуквенное чтение (нарушение слияния звуков в слоги и слова)
  • Пропуск звуков
  • Добавление лишних звуков
  • Перестановка слогов
  • Перемена букв местами
  • Повторы/реверсии в обратном направлении
  • Аграмматизмы при чтении
  • Пропуск строк
  • Потеря строки во время чтения

Фонематическая дислексия.

Причины: нарушения формирования фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза.

1. Нарушение чтения, связанное с недоразвитием фонематического восприятия (дифференциация фонем)

Проявления:

  • замены фонетически близких звуков при чтении
  • трудности усвоения букв, обозначающих акустически и артикуляторно сходные звуки б-п, д-т, с-ш, ж-ш.

Фонематическая дислексия.

2. Нарушение чтения, обусловленное недоразвитием фонематического анализа

Проявления:

  • побуквенное чтение
  • искажение звукослоговой структуры слова:

Пропуски согласных при стечении

СКАМЕЙКА – КАМЕКА

  • вставки гласных между согласными

ТАСКАЛИ – ТАСАКАЛИ

  • перестановки звуков

АРБУЗ – РАБУЗ

  • пропуски и перестановки слогов КАВАНА

Аграмматическая дислексия.

Причины: Недоразвитие грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений

(словоизменение, словообразование, связь слов в предложении).

Проявления:

  • аграмматизмы при чтении (морфологические и морфосинтаксические)
  • нарушение согласования, управления
  • неправильное воспроизведение окончаний, префиксов, суффиксов
  • изменение грамматических форм слов.

Аграмматическая дислексия.

  • Изменение падежных окончаний существительных

ОТКРЫЛ ФОРТОЧКА, У ТОВАРИЩАХ

  • Изменение числа имени существительного, местоимения

ПИСЬМА - ПИСЬМО

  • Неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного, прилагательного и местоимения

СКАЗКА ИНТЕРЕСНОЕ, НАШ РАКЕТА

  • Изменение окончаний глаголов 3 лица прошедшего времени

ЭТО БЫЛ СТРАНА,

НЕ ХОТЕЛОСЬ - НЕ ХОТЕЛИ

  • Изменение формы, времени и вида глаголов

ОБЪЯВИЛИ - ОБЪЯВЛЯЛИ, ВИДИТ - ВИДЕЛ


Мнестическая дислексия.

Причины: нарушены процессы памяти

Трудности возникают уже на начальном этапе овладения чтением (звукобуквенными обозначениями).

Проявления:

  • трудности в усвоении всех букв,

их недифференцированных замен

  • нарушаются ассоциации между

зрительным образом буквы и

произносимым звуком


Семантическая дислексия.

(механическое чтение)

Нарушение понимания прочитанных слов при технически правильном чтении.

Причины:

  • трудности звукослогового синтеза
  • нечёткость представлений о синтаксических связях внутри предложения.

Проявления:

  • Не могут слитно произнести слова, предъявленные в виде изолированно произнесённых звуков (р,у,к,а)
  • Не могут воспроизвести слова и предложения, предъявленные по слогам
  • После прочтения слов по слогам дети затрудняются показать соответствующие карточки.

Оптическая дислексия.

Причины: несформированность зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Проявления:

  • сложности усвоения оптически (графически) сходных букв и их недифференцированных замен:

Литреальные - нарушения при изолированном узнавании и различении буквы

  • вербальные - нарушения при чтении слов
  • Может наблюдаться зеркальное чтение.

Оптическая дислексия наблюдается чаще всего при умственной отсталости, ЗПР, ДЦП.


Оптическая дислексия.

Дети плохо дифференцируют 2 группы графически сходных букв:

1. Буквы, отличающиеся одним элементом

2. Буквы, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве

Нарушения процесса чтения сопровождаются большими трудностями рисования, конструирования:

  • упрощение фигур, уменьшение количества элементов;
  • неправильное пространственное расположение элементов по сравнению с образцом.


Этапы коррекционной работы:

1 Этап .

Преодоление недочетов в фонетической стороне речи, недочетов в фонематическом восприятии

1) Преодоление нарушений звукопроизношения.

2) Развитие фонематического восприятия и представления.

3) Развитие фонемного анализа и синтеза.

Используемые грамматические темы:

Звуки и буквы, Гласные и согласные, Деление слов на слоги, Твёрдые и мягкие согласные. Способы обозначения мягких согласных.

Звонкие и глухие согласные. Ударение. Дифференциация звуков ч-щ, ж-ш, (правописание ча-ща, жи-ши).


2 Этап .

Восполнение пробелов в области лексики и грамматики.

1) Обогащение словарного запаса детей.

2) Уточнение и развитие грамматического строя.


3 Этап .

Восполнение пробелов в формировании связной речи.

1) Развитие навыков связного высказывания:

Умение устанавливать последовательность высказывания;

Уметь отбирать языковые средства;

Строить и перестраивать предложения по заданному образцу.


На занятиях по коррекции дисграфии используются следующие виды письма:

Списывание

Слуховой диктант со зрительным самоконтролем - Графический диктант.


Собственно письмо включает в себя ряд специальных операций:

1. записываемое слово должно быть правильно услышано (необходимо хорошее состояние фонематического слуха, т.е. полноценная работа речеслухового анализатора). А, если у ребенка, например, при родах было даже небольшое кровоизлияние в височном отделе мозга, то ему будет сложно дифференцировать звуки речи (различать согласные звонкие-глухие, мягкие-твёрдые, свистящие-шипящие).

2. буква (или слог, или слово), которая записывается, должна быть проговорена ребёнком, т.е. в работу включается речедвигательный анализатор. Для этого устная речь ребёнка не должна иметь дефектов (нарушений звукопроизношения). Особенно важно проговаривание речевого материала в 1 классе, когда идёт процесс освоения письменной речи.


3. таким образом: «услышал слово», «проговорил» - теперь в работу включается речезрительная функциональная система, т.е. идет процесс перевода фонемы в графические знаки - «буквы», с учётом пространственного расположения их элементов. Ребёнок должен вспомнить и узнать букву, соответствующую данному звуку. А все буквы состоят из небольшого количества одинаковых элементов. У детей с нарушениями оптико-пространственного гнозиса, зрительно-пространственной памяти, оптико-пространственных представлений будут ошибки в написании сходных букв.

4. теперь букву надо записать, т.е. включается «моторика» - движение руки и пальцев . Этот процесс очень сложный, т.к. включает в себя ещё две функции: - кинестетические ощущения (ощущения в пространстве); - кинетические ощущения (ощущения во времени). При нарушении деятельности теменных отделов мозга возникают самые разнообразные нарушения почерка и расположение букв вне строки.


5. для нормального протекания процесса письма необходим центральный языковой анализ и синтез, т.е. необходимо определить noрядок звуков или слогов в слове, место звука (буквы) в слове (позиционный анализ), количество звуков в слове.

Если эта функция у ребёнка не сформирована, то будут наблюдаться следующие виды ошибок:

Пропуск гласных и согласных;

Перестановка слогов в слове;

Добавление букв или слогов;

Недописывание окончаний слов;

Слитное написание слов, предлогов со словами;

Неумение производить анализ текста на предложения.


Коррекция нарушений чтения.

Нарушение чтения, обусловленное зрительно-гностическими и зрительно-пространственными трудностями.

Коррекция в 3 этапа, определяются индивидуально:

1.Работа над графическим образом буквы.

2.Работа над слогом.

3.Работа над словом, словосочетанием, предложением.


Работу первого этапа обязательно предваряет:

1.Работа по формированию зрительного гнозиса, которая проводится на предметах и их изображениях.

  • сформировать реальное различение предметов и их изображений
  • научить узнавать контурные изображения предметов;
  • узнавать наложенные изображения: от очень разных предметов к схожим

2.Работа по формированию зрительно-моторной координации.

Отработка направлений просмотра изображений предметов, моторная - с пальцем;

Раскладывание предметов, счет предметов;

  • называние с подчеркиванием предмета.

На занятиях используются следующие упражнения:

  • назови буквы, перечеркнутые другими буквами;
  • назови буквы, наложенные друг на друга;
  • преврати Л в И, И в Ш, Л в А, А в Д, Ь в В, К в Ж, Г в Б, З в В;
  • найди одинаковую букву в словах;
  • составь и прочитай 8 слов со слогами жи и ши, 4 слова из 2-х слогов, 4 слова из 3-х слогов
  • чтение и составление слов с оппозиционными звуками;
  • чтение слоговых таблиц;
  • чтение слов по группам;
  • чтение слогов с твердыми и мягкими согласными.

Нарушение письма и чтения у младших школьников

Так что это такое - нарушение письма и чтения? Почему оно происходит? Как прояв-ляется?
Часто и родители, и учителя склонны видеть причину плохой школьной успеваемости исключительно в лени ребенка, в его невнимательности: «Он просто не старается». Но вот специалисты считают, что 80 % проблем с учебой вызваны вовсе не ленью. Чем же?
Становление чтения и письма - процесс очень сложный. В нем участвует несколько анализаторов, и только при их согласованной работе будет обеспечено успешное овладение письменной речью.
Дисграфия - это специфическое расстройство письма, проявляющееся в многочис-ленных типичных ошибках стойкого характера. От греческого «дис» - плохо, «графо» - пись-мо.
Дислексия – это нарушение чтения, выражающееся в стойких специфических ошиб-ках при чтении («дис» - плохо, «лексис» - речь)
Специфические ошибки – не связанные с применением орфографических правил.
Какие же причины приводят к нарушению чтения и письма?
1. Первая и наиболее часто встречающаяся - так называемые минимальные мозговые дис-функции (ММД). Они возникают из-за небольших органических поражений мозга. Скажем, во время внутриутробного развития плод испытывал недостаток кислорода. Или роды были тяжелыми. Или в раннем детстве малыш упал и ударился головкой - травма вроде бы пус-тяковая, но последствием ее как раз и может стать минимальная мозговая дисфункция и свя-занные с ней проблемы. Внешними проявлениями ММД в раннем детстве могут быть про-блемы с развитием речи, гиперактивность, нарушение внимания.
2. Играет роль и наследственный фактор. Дислексия и дисграфия бывают связаны с врож-денными особенностями строения мозга. На чтении «специализируется» задняя часть левого полушария, и если у детей, которые легко учатся читать, эта область мозга немного больше, то у дислекcиков задние части левого и правого полушарий одинаковы. Эта особенность мо-жет передаваться по наследству. Так что если у папы в школе были проблемы с чтением или письмом, то вполне возможно, что точно такие же трудности будут и у детей. Случается также, что у детей все в порядке, а вот внуки получают «по наследству» дедушкины пробле-мы.
3. Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформиро-ванности всех сторон речи. Поэтому нарушение или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из причин дисграфии и дислексии. Особого внимания также требуют те де-ти, у которых нет речевых нарушений, но нечеткая артикуляция (по-другому на них говорят "мямли" или "еле языком ворочает").
4. Нарушение чтения и письма может быть вызвано двуязычием в семье. В настоящее время для нашего региона эта проблема становится все более актуальной. В школах растет количе-ство детей, не владеющих русским языком.
5. Причиной нарушения чтения и письма может быть и расстройство в системах, обеспечи-вающих пространственное и временное восприятие.
Нужно обратить особое внимание:
1. Если Ваш ребенок левша.
2. Если он – переученный правша.
3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
4. Если в семье говорят на двух или более языках.
5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно раннее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии). Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
Необходимо обратить внимание, что ошибки, которые можно отнести к нарушению чтения и письма, все специфичны и носят стойкий характер. Если эти ошибки встречаются редко или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательно-сти.
Теперь о том, как отличить письменные работы учащихся, нуждающихся в помощи специалистов.
Какие же ошибки должны нас насторожить?
Существует несколько видов нарушения чтения и письма, каждому виду соответст-вуют свои ошибки.
1. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
2. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).
3. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Напри-мер: тыня (дыня), клёква (клюква).
4. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весё-лы (весёлый). Вставка букв: декабарь - декабрь. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии, неумение определить границы предложений, ребенок не пишет заглавную букву в начале предложении.
При дислексии специфические ошибки это - медленное чтение, запинки, повтор слов, послоговое чтение или чтение словами, не переходящее в плавное беглое чтение. При чтении путаются буквы, не держится строка, перескакивание с одной строки на другую. Обычно чтение дается ребенку с трудом, он испытывает негативные чувства, не любит и не хочет чи-тать.
Родители и учителя считают, что если такому ребенку больше читать, то всё пройдет и навык сформируется. Но на самом деле, чем он больше читает, тем больше закрепляется неправильный навык и возможны два варианта. Ребенок научиться читать быстро, но чтобы держать скорость, будет читать по догадке, сам сочиняя, что там написано. Или будет читать правильно, но очень медленно, забывая к концу, что прочитал. И эти проблемы с чтением начинают проявляться на математике, так как ребенку приходиться читать условие задачи, которое он не может понять из-за плохого чтения.
Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.
Дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 10 процен-тов школьников страдают дислексией. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но если нет коррекции, остается на всю жизнь.
Некоторые специалисты считают дислексию уникальным даром. Дислексики могут проявить недюжинные способности в области физики, математики, живописи, музыки. Из дислексика может получиться отличный изобретатель или даже писатель. Дислексики обла-дают развитой фантазией, интуицией и проницательностью. Около 40% успешных бизнес-менов относятся к числу дислексиков. А все потому, что эти люди очень нестандартно под-ходят к решению проблем. Они видят те пути, которых не дано увидеть другим. Конечно, никто не даст гарантии, что из ребенка-дислексика вырастет гений, но в том, что у него есть столько же шансов, что и у его сверстников добиться успеха, сомневаться не приходиться.
Люди, близко знавшие Уолта Диснея, уверяли, что ему гораздо легче было нарисо-вать Микки-Мауса, чем написать "Mickey-Mouse". И всё из-за буквы "s" - его главной про-блемой со школьных времён. Уолт никак не мог запомнить в какую сторону следует направ-лять у неё крючки, и вместо "s" у него неизменно выходило нечто вроде "z". Никакие мнемо-нические приёмы и прочие ухищрения не помогали. Борьба с коварной буквой была упор-ной, изнурительной и окончательной победой не увенчалась. Педагоги считали Уолта маль-чиком ленивым и туповатым. Иного мнения придерживался преподаватель рисования, но Уолт не хотел становиться художником. Он мечтал о карьере газетчика. Над заметками, ко-торые другие репортёры мастерили за 15 минут, он мучился целыми сутками. Потом над ни-ми приходилось мучиться редактору: грамотность явно не значилась в числе сильных сторон начинающего журналиста. "Чему же тебя учили в школе?!" - риторически вопрошал редак-тор, потрясая исчёрканными красной ручкой листочками. Уолт благоразумно отмалчивался. Из газеты его уволили через пару месяцев - за профнепригодность. Спустя несколько лет он стал миллионером и главным мировым мультмагнатом. Подпись, по воспоминаниям оче-видцев, представляла для Диснея особую проблему. Свою подпись Уолт Дисней вырабаты-вал годами. Боясь совершить ошибку, он рисовал её медленно, аккуратно, буквы выводил на протяжении нескольких минут, как настоящую картину. Сегодня фирменный росчерк Дис-нея - самый дорогой автограф в мире, официально зарегистрированный в качестве логотипа компании "Disney Pictures" .
Киану Ривз. Будущий знаменитый актер читал с большим трудом, плохо учился, и поэтому постоянно прогуливал занятия. Он даже не смог закончить школу, провалив почти все экзамены. Но когда Киану узнал, что дислексиками были Эйнштейн и Черчилль, он по-нял, что для него не все потеряно. Сегодня вряд ли найдется человек, который не знал бы ве-ликолепного исполнителя роли Нео в фильме «Матрица». И его собственная история в свою очередь служит примером для детей и подростков, стремящихся добиться успеха в жизни.
Том Круз, актер. Круз, как его мать и три его сестры, писал некоторые буквы в зер-кальном отражении. В школе он не мог научится быстро различать буквы, что делало мучи-тельным процесс чтения и особенно письма. Крузу пришлось поменять более десяти школ, но это не решало его проблем. Однако школьные трудности не помешали Том Крузу стать успешным актером.
Карл XVI Густав (р.1946), король Швеции с 1973г. Карл XVI Густав является заме-чательным оратором и редко произносит свои речи по бумажке. Делает он это не потому, что хочет понравиться настроенной на экспромт (выступление без подготовки) публике, а пото-му, что он дислексик и не может читать.
Ханс Кристиан Андерсен (1805-1875), датский писатель. Андерсен сочинял свои дивные философские истории и рассказы по ночам и носил их в издательства. Но редакторы, потрясённые полной безграмотностью автора, возвращали их ему, иногда не дочитав до кон-ца. Один редактор даже написал на рукописи: «Человек, который так глумится над родным датским языком, не может быть писателем».
Дислексией в юности страдали голливудские актеры Вин Дизель, Стив МакКуин, Том Круз, Лив Тайлер, Киану Ривз, Вупи Голдберг, певица Шер, английские актрисы Кира Найт-ли и Джейми Мюррей, Джозеф Гилган, Орландо Блум, Стив Джобс, выдающийся британ-ский актёр и режиссёр Энтони Хопкинс; до сих пор имеет яркие симптомы (неумение завя-зать шнурки) дислексии Дэниел Рэдклифф. Британский миллиардер Ричард Брэнсон в детст-ве страдал дислексией, из-за чего имел проблемы в школе. Дислексией также страдает юная актриса Белла Торн.Это еще раз доказывает, что с дислексией вполне можно жить, если при-нять своевременные меры.
Упражнения для дисграфиков и дислексиков.
1. Решение ребусов, кроссвордов.
2. Упражнение "Корректурная правка".
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, на-пример, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нуж-но задавать по одной.
Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек.
Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ученика. Например, как по-казывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами «п/т», «п/р», «м/л» (сход-ство написания); «г/д», «у/ю», «д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.
Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, – и работать только с ними.
3. Упражнение «Пишем вслух»
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривает-ся пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделе-нием опасных мест. То есть, «Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём» (ведь на са-мом деле мы произносим что-то вроде «ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙ-ОМ»).
«НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком» (На стале стаял куфшин с малаком).
Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика допи-сать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка «ставить па-лочки», т. е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, кото-рые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их каче-ство буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку.
4. Упражнение «Вглядись и разберись» (Пунктуация для дисграфиков и не только)
Материал для работы – сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и про-верьте, чтобы не было опечаток). Задание: внимательно вчитываясь, «фотографируя» текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух.
5. Упражнение «Пропущенные буквы»
Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом- подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навы-ка письма. Например:
Мар_. Ещё т_ещ_т мор_зы,
Н_ ве_на не з_ гор_м_.
Я п_ши_тую м_моз_
Подар_л се_о_ня м_ме.

6. Упражнение «Лабиринты»
Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.
- Перенеси фигурки на новые места. Нарисуй их в пустых кружочках.
- Какой дорогой ёжики дойдут до сада?
- Догадайся, кто что любит.

Чего нельзя делать?
Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зри-тельной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма.

Несколько советов родителям:
1. Следите за соблюдением правил письма и чтения. В раннем возрасте еще возможно по-влиять на формирование навыка письма с помощью подходящего пишущего инструмента. В выборе канцелярских принадлежностей для дисграфиков есть свои хитрости.
Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советую ВСЕ логопеды. Поэтому хорошо если место "хватки" пишущего предмета (ручки или каран-даша) покрыто ребрышками или пупырышками.
Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус ручки, карандаша должен быть трехгранным. Такие ручки и карандаши для дисграфиков с тройным сечением для опоры трех держащих пальцев, выпускает, например, фирма Staedtler. Есть трехгранные карандаши и фломастеры фирмы Centropen.
К сожалению, пока не приходилось встречать, чтобы были совмещены оба "удобст-ва": и треугольник, и пупырышки. Так что купите "пупырчатую" ручку и треугольный ка-рандаш.
2. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
3. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
4. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.

НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК.
Рекомендации родителям леворуких детей, испытывающих трудности в обучении письму и чтению
Что делать родителям, какую избрать тактику поведения, как помочь леворукому ре-бенку?
Первое условие – леворукий ребенок никогда, ни в какой форме, ни в какой ситуации не должен чувствовать ваше негативное отношение к леворукости.
Второе условие – не драматизируйте ситуацию школьных неудач. Ребенок должен быть уверен, что нет нечего непоправимого, что все трудности преходящи, и с вашей помо-щью он с ними справится. Однако постарайтесь понять их истинные причины, ведь они мо-гут быть разнообразны. Если не дается письмо, если буквы корявы, разновелики, если неуве-рен штрих и дрожит рука – нужны занятия по развитию моторики и зрительно-моторных ко-ординации. Эти занятия должны быть ежедневными, но продолжительность – 15-20 минут. Хороши при этом лепка и рисование, вышивание, вязание, плетение макраме и прочее дейст-вия, развивающие координацию движений пальцев, кисти.
Третье условие – рациональный режим дня, ведь леворукий ребенок, как правило, возбудим, быстро утомляется, а значит, день ребенка должен быть построен так, чтобы не было перегрузки и переутомления.
Четвертое условие – приготовление уроков не должно быть причиной ссор, взаимного раздражения, конфликтов. Лучше, если ребенок сам садиться за уроки и просит вас о помо-щи, если он в ней нуждается. В отличие от уроков (домашних заданий), на тренирующих за-нятиях следует работать вместе с ребенком. Готовить уроки в один присест не стоит, гораздо эффективнее такой режим (примерно): через каждые 15-20 минут работы 10-15-минутный отдых, который ребенок может использовать по своему усмотрению.
Ребенок должен иметь право на ошибку, но при этом быть уверенным, что ошибки не караются, а исправляются. Есть очень важное правило воспитания – хвалить и порицать сле-дует не ребенка, а его поступок. Этим правилом не стоит пренебрегать.
Типичные нарушения поведения леворукого ребенка – чрезмерное двигательное бес-покойство, неусидчивость, невнимательность, повышенная возбудимость, раздражитель-ность. Поэтому, необходимо создать условия для расслабления ребенка, снятия напряжения.

Напоследок еще раз хочу призвать родителей к сотрудничеству. Только в тесном кон-такте мы сможем преодолеть все школьные трудности, имеющиеся у наших детей.

Чтение и письмо - особые формы речевой деятельности. Чтение - это импрессивная форма речи, письмо - это экспрессивная форма речи. При письме идет процесс от мысли к слову, при чтении - от слова к мысли, от графемы - к мысли.

Первичные и вторичные нарушения письма и чтения.

Нарушение письма - аграфия. Нарушение чтения - это алексия.

Первичные аграфии и алексии.

Первичные нарушения возникают непосредственно вследствие поражения определенного участка мозга и выступают как определенное расстройство.

Аграфии: амнестическая, оптическая.

Амнестическая возникает при поражении затылочно-височных отделов. Больной не может вспомнить написанные буквы. Отчуждение графических образов от его фонематического значения. Списывание удается намного лучше. Больной может путать порядок букв (литеральная параграфия - замена букв), перестановка букв. Больной путает слова по схожести написания.

При апраксии возникает апрактическая аграфия. Сочетание с кинестетической апраксией (нижнетеменные отделы, нижние постцентральные отделы) - больной вообще не может писать, так как не может принять соответствующую позу доля письма. Если удается взять ручку, больной не может правильно написать букву. Могут быть черточки и крючки вместо букв.

Нарушение пропреоцептивной ориентации. В основе нарушения проприоцептивной ориентации движения. Без зрительного контроля письмо невозможно вообще.

1) Первичные алексии - те нарушения чтения, которые возникают непосредственно при поражении мозга.

  • литеральная алексия - возникает при поражении затылочных отделов. Рассматривается как один из видов агнозий. Именно буквенная агнозия. Нарушено узнавание букв. Скопировать больной может, но что это значит - больной сказать не может. В более легких случаях смешиваются близкие по начертанию буквы. Для выявления стертой формы существуют пробы зашумления (например, написана буква Д, а на нее сверху наложена К). В данном случае больной не сможет распознать.
  • вербальная алексия - бывает описание как симультанной агнозии (затылочно-теменных отделов). Больной может узнавать отдельные буквы, но охватить все слово он не может. Чтение происходит побуквенно. Возникает отчуждение смысла прочитанного. Если связано с правосторонними нарушениями - возникает левостороннее игнорирование. В основе сужение зрительного восприятия.

2) Вторичные алексии, аграфии .

Они входят в состав нейропсихологических синдромов как сопутствующий симптом. То есть механизм формирования зависит от основного дефекта.

  • При сенсорной афазии - верхний висок (зона Вернике) - в плане письма под диктовку - проявляется нарушение. Замена букв сходных по звучанию. Возможны пропуски и замена букв. Самостоятельное письма тоже нарушено, а списывание не нарушено. Нарушение чтения вслух.
  • При афферентной моторной афазии - нижние теменные отделы задействованы. Возникают дефекты артикуляции. Письмо нарушается вторично. Письмо нарушается таким образом: больной может написать даже буквы. С помощью артикулем. Но не может уточнить состав слова. Чтение про себя замедленное - но сохранное. Чтение вслух нарушено.
  • При эфферентной моторной афазии (зона Брока, нижние отделы премоторной области) - тоже будут нарушены чтение и письмо. При нарушении письма - написание отдельных букв - будет сохранно. Если надо написать целое слово, больной может пропустить слоги или буквы. Потерять порядок букв. Часто возникают персеверации. Нарушение чтения: если вслух - буквы он узнает замечательно. Сложности при слиянии букв в слоги. Не может переключиться с одной буквы на другую. Если он прочитает один слог, то не сможет переключиться дальше.
  • При семантической афазии - также будет нарушение письма и чтения. В основе семантической афазии - нарушение пространственного симультанного восприятия. При нарушение письма будет страдать написание букв. Больной будет писать зеркально. Смысл письма сохранен. Больной понимает, какое слово он пишет. При чтении - больной будет правильно читать слова и произносить, а понимание будет затруднено, если текст содержит сложные грамматические конструкции, предлоги, и все, что говорит о пространстве.
  • При акустико-мнестической афазии - в основе нарушений слухоречевая память. При письме и чтении будет страдать написание длинных слов, фраз. Копирование сохранено, но смысл текста останется непонятным.

3) Нарушение письма и чтения при поражении фронтальных отделов мозга.

Лобный синдром. Большая инактивность, истощаемость. При письме появляется тенденция к микрографии. Нарушение тонуса. При спонтанном письме - утеря намерения. Это касается всей деятельности. Часто замена нужных действий персеверациями (например: Уважаемый профессор. Я хочу сказать, хочу сказать...).

В основе - нарушение регуляции. Это же происходит и в чтении. И на уровне намерения и на стадии сличения результатов. Вплетаются побочные ситуации.

Врач-ангионевролог

Нарушения чтения или письма у детей, к сожалению, встречаются довольно часто. Причем дети с подобными проблемами зачастую не получают своевременную помощь, так как многие родители и учителя попросту не осведомлены о существовании заболеваний и состояний, вызывающих отклонения чтения (дислексия) и письма (дисграфия).

Дислексия – это частичное нарушение процесса чтения, которое проявляется в повторяющихся, стойких ошибках при чтении. Появление этих ошибок обусловлено не сформированностью тех высших психических фнкций, которые непосредственно участвуют в процессе письма. Важно также отметить, что сами ошибки при дислексии также носят специфический характер. Родителям и педагогам важно помнить, что ошибки при чтении может быть вызвано не только дислексией, так что их присутствие само по себе не является определяющим фактором этого нарушения. Речь о нарушении чтения идет только в том случае, когда ошибки обусловлены недостаточным развитием высших психических функций.

Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма. Данное нарушение проявляется в повторяющихся, стойких ошибках при письме, обусловленных недостаточной сформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Кроме частичного нарушения письма, в медицине встречается и полная неспособность письма, называемая аграфией. Кроме того, в медицинской практике встречаются специфические нарушения письма, обозначаемые термином «дизорфография». В отечественной медицине дисграфия и дизорфография противопоставляются. Стоит отметить, что дисграфия в большей степени связана с различными нарушениями реализации фонетических принципов, а для дизорфографии характерны нарушения использования морфологических и традиционных принципов написания.

Стоит отметить, что расстройства письма и чтения имеют в основе сходные механизмы. И для дислексии и для дисграфии характерны наследственные факторы, создающие неблагоприятный фон, который предрасполагает к возникновению нарушений. Кроме того, у дисграфии идислексии могут быть биологические, органические, функциональные и социальные причины.

Нарушения письма и чтения у детей могут быть вызваны органическим повреждением тех корковых зон головного мозга, которые непосредственно участвуют в процессе письма или чтения. Кроме того, нарушения могут вызываться запозданием созревания этих отделов мозга или нарушением их функционирования. Расстройства письма и чтения также могут стать следствием длительных соматических заболеваний в ранний период их развития. Кроме того, причиной расстройств могут стать неблагоприятные внешние факторы. К таким факторам можно отнести недостаточность речевых контактов или полное их отсутствие, двуязычие, недостаточное внимание в семье к развитию речи малыша, неправильна речь окружающих ребенка людей, неблагоприятная обстановка в семье и т.д.

Стоит отметить, что и дислексия, и дисграфия характерны для детей различных аномальных категорий. Сюда относятся малыши с задержкой психического развития , умственно отсталые дети, дети с минимальной мозговой дисфункцией, с нарушениями слуха или зрения, а также дети, страдающе детским церебральным параличом. В некоторых слчаях дислексия и дисграфия могут являться одной из форм парциальной задержки психического развития .

Подводя итоги, стоит отметить, что в большинстве случаев нарушение чтения или письма у детей проявляется в структуре сложных речевых и нервнопсихических расстройств. Подобные состояния требуют тщательного наблюдения у врача, своевременного и правильного лечения. В таких случаях возможно улучшение клинической картины.



Новое на сайте

>

Самое популярное