Домой Травматология Хрупкость бытия. Керамические иконостасы

Хрупкость бытия. Керамические иконостасы

Фарфоровые иконостасы представляют из себя монументальные и крупногабаритные конструкции, собранные из отдельных фарфоровых элементов, закрепленных на металлическом каркасе.
Основные технологические этапы производства фарфоровых иконостасов имеют следующую последовательность. Художник-скульптор совместно с архитектором готовят проект иконостаса отдельно для каждого конкретного храма с детальной проработкой каждого отдельного элемента.
Затем модельщики воспроизводят модели элементов, вытачивая их в модельном материале, точно передавая размеры, конструкцию и рельеф поверхности, заложенные авторами в рабочих чертежах. Следующим этапом модельщики приступают к отформовке элементов иконостаса. Для этого на модели прорисовывают линии разъема будущей гипсовой формы и последовательно отливают ее куски. Гипсовые формы высушиваются до влажности около 5 %.


Фарфоровую массу предварительно готовят в шаровых мельницах совместным мокрым помолом огнеупорной беложгущейся глины, каолина, кварцевого песка, полевого шпата и других материалов.
Следующей операцией является изготовление деталей иконостаса методом ручного литья фарфорового шликера в гипсовые формы. Метод изготовления выбирается в зависимости от формы и величины детали. По истечении времени, необходимого для выстаивания образовавшихся деталей, гипсовая форма раскрывается, детали извлекаются и подвергаются ручной оправке.


После высушивания детали иконостаса проходят утильный обжиг при температуре 800 градусов. Затем детали глазуруют. Глазурь представляет из себя тонкомолотую смесь минералов-плавней, образующую после обжига блестящий стекловидный слой на поверхности изделия.
Политой обжиг осуществляется для фарфоровых деталей в горнах при температуре 1 250 градусов С, в печах 1300 градусов.


Художники и живописцы наносят декор вручную на готовые белые детали в соответствии с утвержденным цветовым решением проекта иконостаса. Для декорирования деталей иконостаса могут использоваться различные надглазурные и подглазурные красители, люстры, а также препарат жидкого золота. Декор закрепляется во время обжига, производимого в электропечи при температуре около 850 градусов С и сохра?няет яркость и свежесть красок на дол?гие годы.
Завершающим этапом создания иконостаса является монтаж и закрепление готовых фарфоровых деталей на металлическом каркасе по месту установки иконостаса.
Конструкции фарфоровых иконоста?сов отличаются от иконостасов, изго?товленных в ином материале. Они состоят их трех взаимодополняющих структур: фарфоровых деталей, со?бираемых по типу кирпичной кладки на строительном растворе, металли?ческого каркаса, обеспечивающего достаточную прочность, надежность и долговечность сооружения, и деревян?ной обшивки со стороны алтаря, дополняющей обитую жесткость кон?струкции.
Фарфоровые иконостасы ручной работы обладают уникальностью и неповторимостью облика, хотя и состоят из модульных, стандартных деталей.
За комбинаторикой повторяемых элементов скрываются большие возможности разнообразия композиционного строя, цветового решения, пластики, формы в пределах единого композиционного решения? канонических рядов. Трансформация составных элементов и широкие возможности ручного декорирования деталей обеспечивают простоту изменяемости художественного облика иконостаса.
Несмотря на то, что фарфоровые иконостасы производятся индустриальным методом, они содержат в себе теплоту рук человеческих, ведь создаются и расписываются детали вручную.
Фарфоровые иконостасы изготавливаются высококвалифицированными специалистами в условиях специализированного фарфорового предприятия на современном оборудовании с использованием высококачественных сырьевых материалов, это позволяет гарантировать строгое соблюдение всех технологических параметров в процессе производства, что в свою очередь обеспечивает высокое качество изделий.

Проектирование фарфоровых иконостасов и убранства из художественного фарфора в храмах

Изделия художественного фарфора, отличающиеся яркостью, гладкостью, блеском глазурованных поверхностей, находят широкое применение в интерьерах храмов. Мы разрабатываем и производим большой ассортимент элементов убранства:
  • Фарфоровые иконостасы;
  • Фарфоровые напольные и настенные киоты;
  • Фарфоровые элементы архитектурного оформления интерьеров: карнизы, пилястры, плинтуса, арки, ограждение солеи и т.п.;
  • Фарфоровые аналои;
  • Фарфоровые напольные подсвечники;
  • Фарфоровые престолы.


Фарфоровые иконостасы и другие элементы убранства проектируются индивидуально для каждого храма. При проектировании учитываются размеры храма, габариты алтарных арок и стен, пожелания Заказчиков по количеству ярусов иконостаса, иконографическому составу, размерам икон и Царских Врат.
Иконостас составляется из отдельных объёмных элементов, средний размер которых 300-400 мм. Различные варианты компоновки элементов позволяют достичь индивидуальности каждого иконостаса или киота. Кроме того, в каждый иконостас привносится 20-30% новых элементов. Поэтому все разработанные и установленные нами иконостасы неповторимы и гармонично вписываются в интерьер храмов.
По желанию Заказчика может быть разработан и изготовлен совершенно новый эксклюзивный иконостас в единственном экземпляре.
В настоящее время освоено изготовление фарфоровых иконостасов в неорусском, византийском стилях, разработаны проекты тябловых иконостасов в древнерусских традициях.
Во многих восстанавливаемых и реставрируемых храмах возникает необходимость воссоздания утраченного когда-то иконостаса. По сохранившимся старым фотографиям мы сможем воплотить образ старинного деревянного, каменного или керамического иконостаса в новом фарфоровом иконостасе.
Такое решение удачно опробовано на нескольких изготовленных нами иконостасах в ряде храмов: Спасо-Преображенском соборе в г. Невьянске, Воскресенской церкви Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, церкви Св. Великомученика Георгия Победоносца в с. Коуровская Слобода, Свердловской области, Свято-Троицкой церкви в г. Арамиль. Внешний вид этих иконостасов, сохранённый на старых фотографиях и в памяти пожилых прихожан, бережно воссоздан и воплощён в новых фарфоровых формах.
Мы можем предложить решения по реставрации, ремонту сохранившихся фаянсовых иконостасов рубеже XIX-XX веков, воссозданию утраченных иконостасов.
При проектировании ведётся индивидуальная работа с каждым заказчиком. Организуется выезд
архитектора в храм для обмеров, оценки возможных решений и консультаций с настоятелем и Заказчиком.
На первом этапе разрабатывается эскизный проект общего решения иконостаса в линиях и цвете в увязке с интерьером храма.
По согласованному Заказчиком эскизному проекту разрабатываются рабочие чертежи как всего иконостаса, так и его отдельных деталей.
Для каждой детали изготавливается модель из модельного материала на основе полиуретановых композиций. Объёмное моделирование ведётся с применением современных компьютерных технологий и станков с ЧПУ. Это позволяет изготавливать модели в сжатые сроки и с высокой точностью стыковки элементов.
Широкие гаммы фарфоровых красителей отечественного и импортного производства позволяют воплотить любые цветовые решения.
Краски на фарфоре отличаются необыкновенной лёгкостью, воздушностью и чистотой. Благодаря глянцевым глазурованным поверхностям фарфоровый иконостас всегда выглядит как новый. Особую торжественность и праздничность придаёт иконостасу натуральное золочение. Зеркальный отражающий блеск золота возможен только на глазурованных фарфоровых и фаянсовых иконостасах, что выгодно отличает их от иконостасов из других материалов.
При разработке цветового решения иконостаса всегда учитывается художественно-символический замысел интерьера всего храма, а так же символическое соответствие цветовой гаммы иконостаса тем святым, в честь которых освящён храм.

Любопытно, как со временем меняются вкусы и предпочтения человечества. В наши дни едва ли кого заинтересует выставка, скажем, чугунной промышленности: современные люди жаждут другого и, в попытках убежать от жерновов цивилизации, атакуют художественные выставки и галереи. А вот сто с небольшим лет назад всё было иначе. Промышленный бум, сопровождавшийся сломом старого уклада, вызывал повсеместный интерес к технике, художники искали вдохновение в новых удивительных механизмах, а народ толпился на входе промышленных выставок. Память об одной из них, а именно о промышленной выставке в Париже 1889 года, приуроченной к столетию взятия Бастилии, до сих пор радует глаз туриста и самих парижан: речь идет о знаменитой Эйфелевой башне и так называемой Галерее машин (парижском аналоге нашего павильона «Машиностроение» на ВДНХ), открытых специально к этой дате.

Успех выставки 1889 года был столь огромен, что опыт решили повторить. Новая промышленная выставка в Париже открылась 15 апреля 1900 года в Париже, и за время работы (выставка продолжалась более полугода) её посетило свыше 50 миллионов человек! Всё новое, что возникло в мире, любые идеи и технологии, полёт творческой мысли, прогресс фактический и мнимый — всё нашло отражение на этой выставке века. Да и список участников был более чем солидным: 35 государств, отправивших в Париж почти 76 тысяч своих представителей!

План Парижский выставки 1900 года. Кликните на рисунок, чтобы раскрыть его полностью.

Стоит ли удивляться тому, что парижане вновь весьма ответственно подошли к открытию выставки. К приезду гостей Париж ещё более преобразился: в городе был построен Лионский вокзал, вокзал Орсе (ныне музей Орсе), мост Александра III, Большой и Малый дворцы, знаменитый сквот Улей на Монпарнасе (здание строилось как винная ротонда временного пользования). Уже во время работы выставки, 19 июля 1900 года, открылась и первая линия парижского метро c шестью станциями. Помимо этого, во время выставки в городе действовала троллейбусная сеть. Да что там троллейбусы — частью выставки стали даже проходившие в том году в Париже Вторые Олимпийские игры, длившиеся целых пять месяцев - с мая по октябрь. К слову, это были первые игры с участием женщин.

Олимпийские соревнования по теннису. Париж, 1900 г.

Тогда же впервые в истории подобных выставок каждое государство устроило свой национальный павильон, в котором было сосредоточено всё, что характеризует страну и отличает её от других: исторические памятники, предметы искусства и т.д.. А поскольку на предыдущих всемирных выставках Россия была слабо представлена, в 1900 года правительство Российской империи решило продемонстрировать техническую мощь страны как можно полнее. Парижане пошли навстречу и выделили России для экспозиции более 24000 м². Впрочем, в итоге и этой площади в итоге оказалось мало.

Главный павильон России был построен в средневековом русском стиле и многими своими чертами (башни, шатровые крыши, зубчатая стена, узорчатые окна и крылечки) напоминал Московский Кремль. Рядом была отстроена Кустарная улица с типичными русскими барскими хоромами, избами и сельской деревянной церковью. Основное внимание в обширной экспозиции уделялось этнографии так называемых окраин – Сибири, Крайнего Севера, Средней Азии, Кавказа.

Памятная тарелка Парижской выставки 1900 года. Из коллекции «Конаковского уезда»

Забегая вперед, отметим, что российская выставка полностью оправдала ожидания правительства. Она пользовалась большим успехом у зрителей, что нашло отражение в наградах: по итогам выставки российская экспозиция получила 212 высших наград, 370 золотых медалей, 436 серебряных, 347 бронзовых и 224 почетных отзыва.
Как всегда, русские поражали европейцев не только размахом строительства, диковинными для западного зрителя товарами народных промыслов и удивительными ароматами своей парфюмерной промышленности (заметим, что именно Россия в те годы была одним из мировых лидеров в области парфюмерии — читай заметку «От Бутырки до Шанели»), но и всевозможными техническими «чудесами», многие из которых были тем более удивительными, что выпускались промышленным способом и даже серийно. Одним из таких чудес стал впоследствии знаменитый фарфоровый иконостас, изготовленный в далёком от Парижа тверском селе Кузнецово и привезённый на выставку известным промышленником Матвеем Сидоровичем Кузнецовым, чей павильон на выставке был сооружён по проекту одного из самых известных российских архитекторов того времени Ф.О.Шехтеля. На экспозиции М.С. Кузнецов представил изделия своего детища: «фаянсово –эмалированные изделия: иконостас, чайные и кофейные чашки, тарелки, фигуры и пр.», которые по итогам выставки были удостоены высшей награды в разделе «Керамика».

Тарелка Кузнецовского фарфора (Рижская фабрика) — участница выставки 1900 года. Из коллекции «Конаковского уезда»

Особого внимания заслуживает судьба фаянсового иконостаса, представленного на выставке. Сделан иконостас был на фаянсовом заводе села Кузнецово, где с 1895 года было налажено их массовое производство. Кузнецовские иконостасы были установлены в храмах разных городов России — Санкт-Петербурге, Ново-Афонском монастыре на Кавказе, в Царицыне, Баку, Казани, Дулёве, Керчи, Владимире, Шадринске, с. Саввино в Подмосковье, погосте Голенково Тверской губ. и др. Всего было произведено 38 иконостасов, из которых в настоящее время сохранилось лишь пять. Однако наиболее известным и по сей день считается тот самый фарфоровый иконостас, что в 1900 году стал центральной частью построенного Кузнецовым павильона «Керамика» на Парижской выставке.

Иконостас для выставки был создан совместными усилиями иконописца Пашкова из Москвы, художника С.В.Краснощекова, скульптора Н.В.Анненского (по другим источникам Анесенко) и точильщика С.И.Иванова. Каждый цвет иконостаса имел свою температуру обжига, поэтому некоторые его части помещались в печь для обжига по нескольку раз. При изготовлении иконостаса было использовано много золота и не менее дорогой кобальтовой краски.
Как писал в те годы церковно-строительный отдел Товарищества М. С. Кузнецова, «фаянсовые иконостасы, киоты, подсвечники отличаются прочностью, красотой и изяществом и так как они, будучи глазурованными, раскрашенными и позолоченными, обжигаются при очень высокой температуре (1200 град.), поэтому прочность гарантируется …»

По окончании выставки иконостас приобрёл угольный магнат из Донецка, владелец Григорьевского, Макарьевского и Кальмиусского рудников, член Совета Cъезда горнопромышленников юга России, полковник (позднее – генерал) в отставке Пётр Петрович Рыковский для тогда еще не построенной церкви Св.Владимира в чешском городе Марианские Лазни (Мариенбаде). В этом городе Рыковский провёл последние годы своей жизни. Идея соорудить православный храм в Марианских Лазнях появилась в 20-х годах XIX века среди представителей русской знати, часто посещающей город. Как и Карловы Вары, Мариански Лазни в Чехии всегда были популярны среди русских, а современный санаторий «Манес», сооруженный в 1811 году, назывался «Русским домом». Наряду с иконостасом в Мариански Лазни, другим известным фарфоровым иконостасом производства Кузнецовской фабрики в Твери (бывший Конаковский фаянсовый завод, ныне разрушенный криминальными предпринимателями при полном попустительстве областной администрации — см.) является сохранившийся иконостас в храме Преображения Господня в деревне Саввино около г.Железнодорожный (Московская область). Иконостас состоит из трех ярусов, в которых находятся 33 иконы. Их краски и состояние и по сей день вызывают восхищение посетителей.

Тот факт, что те или иные экспонаты выставки приобретались кем-то из посетителей, был в порядке вещей. Выставка для того и проводилась, чтобы заключать контракты, а уникальные изделия — продавать на месте. Сегодня мало кто помнит, что именно Парижской выставке 1900 года Россия обязана своим главным оргáном, установленным в Большой зале Московской консерватории. Этот уникальный музыкальный инструмент был изготовлен самым известным оргáнных дел мастером того времени Аристидом Кавайе-Коллем специально для строящейся Московской консерватории. Идея построить этот инструмент для России возникла у одного из известнейших французских органистов того времени Шарля-Мари Видора, большого друга П.И.Чайковского. В 1896 году Видор выступал в России, где и предложил дирекции Московской консерватории оборудовать Большой зал столь популярным в Европе (в России органная музыка была известна хуже) инструментом. Почти три ода потребовалось знаменитому Кавайе-Коллю на конструирование большого оргáна. Весной 1899 г. инструмент был готов. По традиции его первая сборка состоялась в специальном зале фирмы. Но Кавайе-Колль так и не успел увидеть своё творение в действии — он умер в том же году.

Тем временем, поскольку строительство Большого зала Московской консерватории ещё не было завершено, а длительное хранение инструмента могло сказаться на его качестве, новый глава фирмы-изготовителя принял решение установить инструмент на Всемирной промышленной выставке в Париже в 1900 году. Оргáн был установлен в Парадном зале Русской секции выставки, где на нем играли многие выдающиеся музыканты того времени, а сам инструмент был удостоен высшей награды выставки — «Гран при». По окончании Всемирной Парижской выставки орган был вновь разобран, перевезён и установлен на сцене Большого зала. Огромную по тем врменам сумму в 45 тысяч рублей, необходимую для демонажа, перевозки из Парижа в Москву и новой сборки инструмента пожертвовал известный меценат того времени Сергей Павлович фон Дервиз, чьё имя с тех пор выгравировано на фасаде инструмента.

Возвращаясь к продукции М.С.Кузнецова, заметим, что по итогам выставки 1900 года «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова» получило высшую награду, а сам Кузнецов удостоился от Правительства Франции ордена Почётного легиона.
Кстати, помимо М.С. Кузнецова на выставке 1900 года Россию представлял ещё один тверской предприниматель — купец 2-й гильдии Сергей Павлович Суратов. Он родился в 1842 году в селе Новое Клинского уезда (ныне село Свердлово Конаковского района, где расположен отель «Дафна»), в семье крепостного крестьянина. После отмены крепостного права семья Суратовых основала в селе басонную фабрику.

Басо́н (от фр. passement - галун, тесьма) - текстильные изделия, предназначенные для украшения: шнуры, тесьма, кисти, бахрома и тому подобное. Часто - узорные плетёные, иногда - с металлическими нитями. Использовались для нашивания на погоны, на мебель и прочее.

Перебравшись в Санкт.- Петербург, Сергей Павлович Суратов основал подобное предприятие в столице, оставив сельскую фабрику в Новом своему родственнику Петру Селихову. В архивных документах ЦИАМ от 1883 г. говорится «Петр Селихов работает на купца Суратова». Вскоре Санкт-Петербургская фабрика Суратова становится поставщиком Двора Его Императорского Величества. Сам Суратов неоднократно представлял свою продукцию на международных выставках в Париже в 1889 г., Чикаго в 1893 г., в Нижнем Новгороде в 1896 г., и везде был награждён золотыми медалями.

Басонное производство

На выставке в Париже 1900 года С.П. Суратов был награждён золотой медалью в разделе «Кружева, вышивки, позументы» за представленные им «военные галуны всехъ формъ, для кавказскихъ же казачьихъ войскъ галуны и тесьмы спец i ально, а также мебельныя и модныя дамск i е отделки и все вообще басонные издел i я».

Страница наградного каталога Парижской выставки 1900 года с упоминанием Сергея Суратова.

Остаётся лишь добавить, что Парижская выставка 1900 года была далеко не последней, где выставлялись и были отмечены высшими наградами изделия Кузнецовского завода. Даже после революции Конаковский завод — к тому времени получивший им.М.И.Калинина — продолжал славиться на весь мир. На другой знаменитой выставке в Париже — теперь уже 1937 года — Конаковский фаянсовый завод вновь завоевал гран-при. Завод неоднократно побеждал и на других международных выставках. Что, впрочем, не спасло его от разрушения уже в наши дни. То, что годами выстраивал М.С.Кузнецов, за несколько лет превратилось в груду руин. Так что к новому владельцу Конаковского завода вполне подходят хлёсткие строчки из бессмертного стихотворения М.Ю.Лермонтова: «Не мог щадить он нашей славы…».

Благодарим Ирину Топунову за неоценимую помощь в подготовке материала.

Керамика играла немалую роль в русском зодчестве, в том числе - и церковном. Изразцы украшали фасады и интерьеры храмов, а фарфоровые иконостасы, каждый из которых неповторим в своей красоте и оригинальности, были достопримечательностями соборов и обителей. В годы гонения на все церковное большая часть этих произведений искусства была утеряна. Сегодня традиция применения керамики в церковной архитектуре переживает свое возрождение.

История русского керамического иконостаса зарождается в стенах Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря. Строительство собора было начато в 1658 г. по приказу и при непосредственном участии патриарха Никона. Начиная с 1660-х годов, в Воскресенском соборе было устроено и освящено девять приделов с керамическими иконостасами. Сохранившиеся семь трехъярусных и двухъярусных керамических иконостасов поражают величием форм, блеском цветных искрящихся глазурей, лепкой крупных фигурных деталей.После уникальных керамических иконостасов XVII века история русского изразцового искусства долгое время не знала подобных примеров. Не случайно в середине XIX века исследователь изразцов Нового Иерусалима архимандрит Леонид (Кавелин), высоко оценивая керамические иконостасы собора, сожалел о том, что в его время «не нашлось охотников возобновить приложение ценинного дела к внутреннему украшению церквей».Однако «охотники» нашлись и вскоре были предприняты попытки изготовления фарфоровых иконостасов на заводе А. М. Миклашевского.Но это были скорее отдельные эпизоды, ведь для выпуска сложнейшего, больших размеров иконостаса требовалось мощное производство с высоким уровнем оснащения. Кроме того, эти дорогостоящие изделия нужно было удачно реализовать, а это могло сделать предприятие, уже завоевавшее рынок. Этим условиям в России в то время отвечало «Товарищество М. С. Кузнецова».В иные годы на заводах М.С. Кузнецова производилось до двух третей всей фарфоровой продукции России. Не случайно его называли «фарфоровым императором». Хотя масштаб производства архитектурной керамики не мог сравниться с количеством фарфоровой и фаянсовой посуды, ее ассортимент был весьма разнообразен. Каталоги изделий Товарищества предлагал и покупателям печи и камины, киоты и иконостасы.Представленный на Всемирной выставке 1900 года в Париже иконостас Кузнецова был отмечен премией. Конструктивные, технологические и художественные качества этих изделий проверены и временем. До наших дней дошли три иконостаса и напольный киот церкви Архангела Михаила в поселке Мордово Тамбовской области; три иконостаса церкви Воскресения Христова в селе Зимовеньки Белгородской области; три – в Свято-Троицкой церкви в селе Красногвардейское Ставропольского края; два – в Никольской церкви в селе Голенково Тверской области; один – в соборе Бориса и Глеба в Рязани; еще один – в церкви Святого Владимира в чешском городе Марианские Лазни. Три фаянсовых иконостаса находятся неподалеку от Москвы – в церкви Преображения Господня в городе Железнодорожном (бывшее село Саввино).Нынешнее возрождение церковной жизни вновь обратило ее устроителей к старой традиции – созданию керамических иконостасов. В 1996–1998 годах на Урале воссозданы три фаянсовых иконостаса в Крестовоздвиженском соборе Верхотурского Свято-Николаевского монастыря. Работа подразумевала и изучение русской традиции в этой области, в первую очередь иконостасов М. С. Кузнецова.Достоинства фаянсовых и фарфоровых иконостасов неоспоримы: их нетрудно содержать, на них долго держится позолота, а если какая-то деталь разобьется, то ее легко можно заменить. В современном производстве отлажен технический процесс во всех звеньях изготовления: проектировании, компьютерном моделировании, изготовлении моделей и керамических изделий, монтаже. Такое воплощение получила традиция производства керамических иконостасов, ведущая свое начало из семнадцатого столетия, продолженная в девятнадцатом и возрожденная в наше время.

Подготовлено зав. сектором керамики МГОМЗ Барановой С.И. совместно с ООО «Паллада»


Храм приобрел и главное свое украшение - удивительный фаянсовый иконостас, выполненный на Тверской фабрике товарищества М.С.Кузнецова (ныне - Конаковский фаянсовый завод).


Товариществом М.С.Кузнецова было изготовлено 38 подобных иконостасов,
установленных по различным городам России: в Санкт-Петербурге, Ново-Афонском монастыре на Кавказе, в Царицыне, Баку, Казани, Дулеве, Керчи, Владимире, Шадринске.
Один иконостас, выставлявшийся на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., был приобретен для русской православной церкви в чешском городе Марианске-Лазне.
Иконостас церкви в Саввино выполнен из отдельных блоков бело-розовых и лазоревых тонов, украшенных позолотой.
Букеты цветов, орнамент, колонны и капители, геометрические и фигурные медальоны придают этому уникальному творению русских мастеров величавость и благолепие.
Причем краски по сей день так свежи и чисты, будто работы окончены только вчера.
Иконостас состоит из трех ярусов, в которых находятся тридцать три иконы.
А удивительная его долговечность объясняется тем, что элементы иконостаса после формовки, раскраски, глазурирования и позолоты обжигались при температуре около 1200 градусов.
Готовые блоки доставляли с завода в храм, где их собирали и устанавливали.

на Яндекс.Фотках

Еще немного истории:

Храм Преображения Господня, г. Железнодорожный
Балашихинский район Московской обл.

История храма уходит в глубокую древность. По преданию, в XIV веке на пригорке близ нынешнего села Саввино стоял небольшой монастырь. Основали его иноки московского Симонова монастыря, которым приглянулось это пустынное место. И чернец Савва решил закрепить его за своей обителью. Уступил принадлежавшую ему вотчину в Переславском уезде святому благоверному князю Дмитрию Донскому и получил во владение земли в Саввино. Насколько достоверна эта легенда, теперь судить трудно, поскольку от древнего монастыря не осталось и следа. Однако по документам известно, что окружные земли «села Саввино и деревни Пестово, Саввино тож» издревле считались церковными...

Первое упоминание о церкви Преображения Господня в с. Саввино относится к 1623 г. В писцовых книгах того времени, составленных писцом Семеном Колтовским и подьячим Анисимом Ильиным, записано: «Церковь Преображения Господня деревянная клетци, построенная изстари, находилась Московского уезда в Почерневе стану, на погосте, на речке Черной, ветхая, стояла без пения и образов в церкви не было...»

В середине XIX века ветшающую деревянную церковь (уже 3-ю, построенную здесь взамен обветшавших прежних - прим. моё) было решено вновь заменить новой, каменной. С этого дня и ведет свой отсчет история ныне существующего каменного храма Преображения Господня в Саввино.

Новая церковь была заложена в 1870 г. Строилась она по проекту архитектора А.Ветлицкого на добровольные пожертвования прихожан - а их, согласно архивной записи 1905 г., числилось 2656 человек. К приходу относились: село Спасское Саввино, деревни Соболиха, Пуршево, Пестово, Дятловка, Федурново, Темниково. Крупную сумму пожертвовал князь С.Ухтомский, прах которого покоится у северной стены храма. Строительство продолжалось долго - целых 42 года. Кирпич для постройки поставлял завод Д.О.Милованова, находившийся в селе Кучино. Работы велись в несколько этапов. Первый этап завершился 4 ноября 1873 г.: на праздник Казанской иконы Божией Матери были торжественно освящены боковой придел храма и колокольня. С этого дня начались регулярные богослужения, а строительство главного алтаря продолжалось. В 1885 г. завершилось строительство трапезной, а в 1894 г. по проекту архитектора А.В. Яковлева была возведена новая колокольня.

Свой окончательный вид храм приобрел только в начале XX в. По проекту архитектора Н.Потапова в 1905 г. здание церкви было перестроено с увеличением ее габаритов - возведены два придела. В результате архитектурный облик постройки приобрел несколько эклектичный характер: элементы нео-ампира сочетаются в ней с декоративными мотивами псевдорусского стиля. Обширный бесстолпный храм завершен массивной световой ротондой. К центральному помещению сбоку примыкают увенчанные фронтонами приделы с парусными сводами. Небольшая трапезная соединяет храм с трехъярусной колокольней, стены которой покрывает нарядное кирпичное узорочье.

Средства на это пожертвовал И.К.Поляков, директор располагавшейся неподалеку «Саввинской мануфактуры Викулы Морозова и сыновей, Ивана Полякова и Компании». Однако его участие в благоукрашении церкви этим не ограничилось. В новый храм из разобранного старого перешли иконы, богослужебные книги, паникадила, подсвечники, сосуды, облачения, которые бережно хранились не одно столетие. Также были перенесены 7 колоколов. Самый крупный из них - «Гром», - весил 365 пудов, а маленький - 19.

В тот же период храм приобрел и главное свое украшение - удивительный фаянсовый иконостас, выполненный на Тверской фабрике товарищества М.С.Кузнецова (ныне - Конаковский фаянсовый завод).

Проектировали этот шедевр директор института гражданских инженеров профессор архитектуры В.А.Косяков и скульптор Н.В.Анненский. История также сохранила имена художника по рисованию С.В Краснощекова, мастера по составлению эмалевых красок (непрозрачных цветных глазурей) П.А. Панкратова и точильщика С.И Иванова. Всего в храме 3 иконостаса: центральный и два боковых. Справа, в приделе во имя Преподобного Сергия Радонежского, и слева - Преподобного Серафима Саровского. Высота около 6 метров, ширина центрального - 12 метров, боковых по 5 метров.

Товариществом М.С. Кузнецова было изготовлено 38 подобных иконостасов, установленных по различным городам России. В Санкт-Петербурге, Ново-Афонском монастыре на Кавказе, в Царицыне, Баку, Казани, Дулеве, Керчи, Владимире, Шадринске. Один иконостас, выставлявшийся на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., был приобретен для русской православной церкви в чешском городе Марианске-Лазне. Иконостас церкви в Саввино выполнен из отдельных блоков бело-розовых и лазоревых тонов, украшенных позолотой. Букеты цветов, орнамент, колонны и капители, геометрические и фигурные медальоны придают этому уникальному творению русских мастеров величавость и благолепие. Причем краски по сей день так свежи и чисты, будто работы окончены только вчера. Иконостас состоит из трех ярусов, в которых находятся тридцать три иконы. А удивительная его долговечность объясняется тем, что элементы иконостаса после формовки, раскраски, глазурирования и позолоты обжигались при температуре около 1200 градусов. Готовые блоки доставляли с завода в храм, где их собирали и устанавливали.

Средства на иконостас пожертвовал уже упомянутый купец Викула Морозов, который был дружен с самим «фарфоровым королем» М.С.Кузнецовым. Не секрет, что друзья любили благоустраивать и украшать храмы. Хотя, как подобает благочестивым христианам, старались не афишировать свою благотворительную деятельность.

В эпоху богоборческой власти Преображенская церковь в Саввино разделила печальную судьбу многих православных храмов России: в 1921 г. здесь было произведено «изъятие церковных ценностей» - попросту говоря, плановое ограбление храма. Некоторое время богослужения не совершались. Лишь чудом уникальная церковь избежала разрушения...
russian-church.ru

На вопрос В каких городах сохранились фарфоровые иконостасы российских мастеров? заданный автором A-stra лучший ответ это Мордовская церковь во имя Архангела Михаила была открыта в 1909 году. Проект мордовского храма утвердили губернские архитекторы А. Ф. Миролюбов и Ф. А. Свирчевский.
Где, конкретно, изготовили иконостас, документальных сведений нет.
ссылка
ссылка
Церковь была воздвигнута на красивом месте в историческом центре города. До застройки прилегающих кварталов была видна издалека ее русская архитектура, но особенно поражали ее внутренние красота и убранство. Храм был построен в стиле московских церквей XVII века в два этажа (внизу - приходская школа). Ее расписывали художники В. Беляев. В. Павлов, Г. Нестеров, А. Рябушкин; венецианская мозаика была подарена академиком И. Фроловым. Фирма Кузнецова изготовила уникальный фарфоровый иконостас.
Всего в России на знаменитых Кузнецовских фарфоровых заводах в 19-м веке было изготовлено около двадцати таких иконостасов. Два из них остались в России, еще один – В Аргентине. Свято-Тихоновский храм пережил две мировых войны. В советское время служил зернохранилищем, и фарфоровый иконостас был одной из его стен. Фарфор иконостаса сохранил и розовую глазурь, и автографы неизвестных мастеров. Он состоит из нескольких сотен фарфоровых деталей, большая часть которых уцелела.
ссылка
Источник:

Ответ от Serj Shishkov [новичек]
www.мастерскаяшишкина. рус


Ответ от Людмила Мамзурина [новичек]
Фарфоровый иконостас в храме Святителя Николая в селе Полтево Балашихинского района. Храм относится к Балашихинскому благочинию.


Ответ от ЀЭЙДА*** [гуру]
Лидером производства в России керамических иконостасов являлось Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова, учрежденное в 1889 году. Мощное объединение включало 18 предприятий, правление располагалось в Москве. Матвей Кузнецов, внук основателя династии Терентия Кузнецова, открывшего в 1832 году первый завод в Гжели, являлся монополистом на рынке фарфорово­фаянсовых изделий России. Товарищество выпускало две трети объема производства отрасли, имело пятнадцать постоянных торговых центров в Москве, Петербурге, Одессе, Харькове, Варшаве, принимало участие в ярмарках в России и за границей. С 1872 года на изделиях заводов Кузнецовых ставился государственный герб Российской империи, что являлось в тот период неким знаком качества. «Поставщик двора его императорского величества» Кузнецов расширил производство, приобрел ряд прославленных заводов (А. Я. Ауэрбаха, Е. Н. Гарднера). Значительно вырос и ассортимент изделий. Сохранились и нуждаются в реставрации:





Ответ от Ася Бякина [гуру]
В Москве.. . Ново-Девичий монастырь.


Ответ от Алла [гуру]
Летопись потерь и возрождения
Не сохранились фарфоровые иконостасы:
1. В храме Серафима Саровского и Анны Кашиной на кладбище Донского монастыря в Москве. Храм­усыпальница на 40 склепов строился в 1904–1914 годах. Впоследствии в нем располагался крематорий, расписной фарфоровый иконостас с киотами были уничтожены.
2. В Знаменской церкви в Царском Селе.
3. В Древлеправославной церкви в честь Святого великомученика Георгия (село Ново­Харитоново, Брянская область) , построенной в 1912 году на средства владельца фарфоровых заводов И. Е. Кузнецова.
4. В Спасо-Бочаринской церкви (Тамбовская область). Иконостас изготовлен на фабрике Корнилова в Санкт-Петербурге.
5. В Вознесенской церкви города Козлова.
Сохранились и нуждаются в реставрации:
1. Иконостас в храме во имя Святого Равноапостольного князя Владимира в чешском курортном городе Марианске-Лазне (Мариенбаден). Был изготовлен на заводе Кузнецовых под Тверью. Украшен кобальтом и золотом, разделен на две части и представляет собой образец возрожденной перегородчатой эмали, каждому оттенку соответствует различное количество обжигов. Автор проекта иконостаса - скульптор Анненский; в 1900 году на Всемирной выставке в Париже он получил Гран­при. Приобретен для храма за 20 тысяч рублей на средства церковного старосты полковника П. П. Рыжковского.
2. Иконостас Свято-Троицкой церкви села Красногвардейское (бывшее Медвежье) , на Ставрополье. Изготовлен на рубеже XIX–XX веков за два года мастерами из Екатеринбурга (завод Кузнецовых) .
Крепились фарфоровые фрагменты на железный каркас, возведенный при помощи заклепок и болтов. На деталях иконостаса - отдельные цифры и буквы, предназначенные для обозначения места в сложной конструкции. На керамике ставилась буква «М» , которая обозначала место установки - село Медвежье. Сохранились розовая глазурь, автографы мастеров (например, Некрасова). Уцелело около половины деталей иконостаса, потому что долгое время в храме было хранилище зерна, которое до самого верха укрывало иконостас. Некоторые детали ныне прикреплены на ненадлежащее место проволокой. Часть мелких позолоченных деталей утрачена.
3. В церкви Спаса Преображения (ныне подворье Дмитровского мужского монастыря Бориса и Глеба) в г. Железнодорожном Московской области. Изготовлен на одном из заводов Кузнецовых в 1904 году.

Фрагмент иконостаса. Конец XIX – начало XX. Фабрика И. Д. Перевалова, с. Хайта. Фарфор, роспись надглазурная. Диаметр 32,5. Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачева



Новое на сайте

>

Самое популярное