Сферы применения психологического знания
Психологические проблемы возникают практически во всех сферах научного знания. При этом решающей роли они не играют (иначе бы интересы данной сферы полностью переориентировались на психологию), но качество решения проблем во многом определяет саморазвитие целых научных областей. Психология объединяет результаты ряда областей знания, особенно тех, предметом изучения которых является человек. В этом ее важнейшая научная роль в системе всех наук. Объединение осуществляется на уровне конкретнонаучного знания. Более высокий уровень обобщения, конечно же, остается за философией.
Такая связь с другими фундаментальными науками обеспечивает развитие самой психологии через обогащение ее методами, концепциями и постановку перед ней все новых проблем для решения.
Конечно, сотрудничество психологии с науками не ограничивается лишь двусторонними связями. Нередко решение психологической проблемы требует тесного взаимодействия нескольких наук. Так, например, установлено, что в данной стране устремленность людей к успеху (психологический фактор) обусловлена достигнутым уровнем благосостояния (экономический фактор) и принятой системой воспитания молодого поколения (педагогический фактор).
Взаимосвязь психологии с другими науками ни в коей мере не превращает ее в их «служанку». Самостоятельность психологии обеспечивается собственным предметом и объектом изучения, а также своим исследовательским аппаратом, требующим в процессе его практического использования строгого соблюдения морально-этических норм, обеспечения безопасности клиента и больших массивов статистических данных.
Взаимодействие психологии с другими науками приводит к появлению целого ряда «пограничных» научных дисциплин. Это неудивительно: научные психологические знания нужны везде, где требуется учет психологических особенностей отдельных люден и человеческих взаимоотношений. Вряд ли историк, слабо разбирающийся в вопросах психологии личности, сумеет объективно оценить роль личности в исторических зигзагах человечества. Промахи будут сопровождать работу следователя, опирающегося в своих действиях исключительно на знание Уголовного кодекса. Так появились историческая, юридическая, политическая, социальная, экономическая, этническая, медицинская, инженерная, военная психология, психология спорта, искусства, религии, семьи и брака и др.
Как и всякую другую самостоятельную науку, психологию «мучают» проблемы, находящиеся па всех уровнях исследования – от макро- до микроуровня. Проблема общего мировоззрения. Не будет ошибкой сказать, что психологию ждут открытия огромной значимости для человечества. Это обеспечивается возрастающим интересом к проблемам психического, расширением фронта психологических исследований, запросами практики. Ведущие ученые связывают будущее психологии (впрочем, как и других наук) с формированием мировоззрения, открытого для сосуществования различных научных взглядов. Центральный момент в таком мировоззрении – умение мыслить категориями неведомого. Ведь в ряде основополагающих разделов естествознания возникли противоречия фундаментального характера.
Большинство лауреатов Нобелевской премии напрямую связывают проблемы раскрытия тайн наблюдаемых (но не объяснимых с позиций методологии современной науки) явлений с изучением процесса мироздания. В этом нет ничего удивительного, так как взгляды человечества на мироздание менялись по мере его развития. Без сомнения, такая миссия принадлежит молодому поколению. По словам М. Планка, великие научные идеи внедряются не столько путем постепенного убеждения оппонентов, сколько за счет постепенного вымирания оппонентов и освоения новых идей растущими поколениями. Бывают, конечно, и исключения. Так, Э. Циолковский рекомендовал искать следы зарождения Человека не на Земле, а в Космосе. В конце своей жизни А. Эйнштейн признал ограниченность своей теории по причине ее несоответствия истинному, но еще не осознанному человечеством мирозданию и утверждал (хотя и без конкретизации), что законы Вселенной несут в себе отпечаток Высшего Разума. Проблема общей теории психологии. Разрешение этой проблемы естественным образом увязано с формированием мировоззрения, адекватного реальности. Теория, основанная на системе постулатов, уже не в состоянии объяснять многие феномены на уровне достоверности, необходимой для практики. Проблема поиска объективных законов, описывающих существенные, функционально необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между психическими явлениями. Здесь важно установить области их применения, систему ограничений, накладываемых на их «власть». Проблема механизмов психической деятельности, позволяющих раскрыть самые существенные стороны действия психических закономерностей. Проблема выделения категорий и понятий (таких, как «общение», «отражение», «деятельность»), способствующих интеграции психологических знаний, подготовке базы дня создания общей теории психологии.
Проблема изучения конкретных процессов, состояний и свойств психики (от простейших ощущений до сложных мотивов и измененных состояний сознания). Состояние знаний в данной проблеме характеризуется наличием ряда конкурирующих позиций, ни одна из которых не в силах доказать свою полную объективность.
Проблема продвижения в практику результатов психологических исследований в виде «человеческого фактора». Практика – мощный стимул развития психологии. В последнее десятилетие это направление получило значительное развитие в отечественной психологии в связи с ростом конкуренции товаров и услуг на мировом рынке.
Все перечисленные проблемы – это проблемы роста психологии, но не ее загнивания. Вместе с тем, по мнению ряда психологов, назревает разрыв между теоретической и прикладной сферами психологии. Складывается парадоксальная ситуация: психологи могут управлять многими психическими процессами и состояниями, но не в силах объяснить механизмы такого влияния. Этот факт подготавливает ученых к мысли о существенном пересмотре мировоззренческих и методологических основ психологии.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://allbest.ru
Связь психологии с другими науками
Введение
психология наука педагогика
Психология в современном мире занимает особое место среди наук. Она изучает закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Это очень молодая наука, ее появлению предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных и гуманитарных наук. Поэтому до сих пор не определено, к какой области знаний ее отнести.
Связи психологии с другими отраслями знания обусловлены, прежде всего, с основным предметом изучения этой науки - человеком. Человек является органической частью и природы, и общества. Поэтому психология имеет тесные связи со многими науками: социальными, биологическими, техническими -- со всеми, которые в той или иной степени касаются человека.
В данной работе мы рассмотрим проблему положения психологии среди других наук. Для этого мы сформулировали цель и задачи нашего реферата.
Цель работы заключается в том, чтобы описать существующие связи психологии в системе наук.
Для достижения этой цели нужно решить следующие задачи:
· обобщить сведения учебников о связях психологии с естественными, общественными и техническими науками;
· выявить характер связей психологии с различными науками.
Материалом для нашего реферата послужили учебники В.А. Крутецкого «Психология», одноименный учебник Р.С. Немова, «Общая психология» А.В. Петровского, а также учебник, созданный в соавторстве И.В. Дубровиной, Е.Е. Даниловой, A.M. Прихожан. Наиболее полное представление о связях психологии с другими науками дано в учебнике Р.С. Немова. В нашей работе в большей части мы следуем за этим автором, так как он представляет современный взгляд на интересующую нас проблему. При этом учитываем и материалы более ранних учебников В.А. Крутецкого и А.В. Петровского, отражающие взгляд на психологию науки советского времени.
§ 1. Психология и естественные науки
Связи психологии с биологическими науками обусловлены тем, что психика человека имеет природную основу. Ряд отраслей психологии, и прежде всего сравнительная психология, зоопсихология, этология, медицинская психология, патопсихология и некоторые другие, является вместе с тем разделами естествознания и медицины.
Сближение психологии с естествознанием в XX веке обогатило психологию экспериментальным методом (Г. Фехнер), особенно после выхода в свет книги И. М. Сеченова "Рефлексы головного мозга". В ней было показано, что психические явления такие же естественные явления, как все другие функции человеческого организма, что они не могут быть беспричинными, а суть результат рефлекторной отражательной деятельности нервной системы. Рефлекторная теория И. М. Сеченова, получившая дальнейшее развитие в учении И. П. Павлова об условных рефлексах, в трудах учеников Павлова составила естественнонаучную основу психологических знаний.
Особенно плодотворно взаимодействие с физиологией. На стыке этих двух наук появилась психофизиология, которая решает психофизиологические проблемы (вопрос об активном взаимодействии тела и психики) о соотношении мозга и психики. Также с биологией тесно связаны такие отрасли психологии как патопсихология и нейропсихология.
Для выяснения той роли, которую играет психика в поведении человека, много дали исследования психологов-клиницистов (В. М. Бехтерев, С. П. Боткин, С. С. Корсаков, А. Р. Лурия, В. Н. Мясищев и др.), разработавших основы медицинской психологии. Возникнув на стыке психологии и медицины, медицинская психология использует достижения психологической науки в диагностике и лечении болезней, в разработке вопросов, связанных с восстановлением здоровья и профилактикой заболеваний. То обстоятельство, что развитие болезни, с одной стороны, зависит от психических факторов (апатия, тревожность, мнительность и т.д.), а с другой - само заболевание ведет к возникновению особых психических состояний, которые могут, например, снижать эффективность терапевтического воздействия, делает необходимым объединение усилий врача и психолога. Вместе с тем клинико-психологические исследования нарушений психики при поражении некоторых областей коры мозга, например височных долей, дают новые данные для понимания закономерностей восприятия и памяти. Психолог-клиницист, выяснив характер психологических расстройств устной или письменной речи больного, уточняет локализацию очага поражения в определенном отделе больших полушарий головного мозга человека, помогая тем самым нейрохирургу.
Нейропсихология изучает специфические "вклады", которые те или иные мозговые структуры (подкорковые образования, зоны мозговой коры и т.д.) вносят в протекание психической деятельности (что имеет самое непосредственное отношение к решению фундаментальной проблемы "психика и мозг"), а также занимается диагностикой и коррекцией соответствующих нарушений при самых разнообразных локальных поражениях мозга. Таким образом, нейропсихология (так же, как и патопсихология) решает как фундаментальные, так и прикладные задачи.
Некоторые ученые (в частности А.В. Петровский) в своих работах говорят также о тесной связи психологии и зоопсихологии, изучающей особенности поведения и психического отражения животными их мира на разных ступенях эволюции. Это направление является развитием теории Ч. Дарвина, представляющей человека не чем иным, как высшим животным. Последователи этой точки зрения стремление исследовать психику и поведение животных тесно связывают с попытками человека понять самого себя. На наш взгляд, такое сотрудничество психологии и зоологии дает интересные, но достаточно спорные результаты.
§ 2. Психология и общественные науки
2.1 Психология и философия
Связи психологии с философией традиционны. Обе науки зародились и начали развиваться почти одновременно, и в течение ряда веков психология выступала как часть философии.
К необходимости обращения к философии психологов привела сложность и необычность проблем, с которыми они столкнулись. Многие вопросы психологии с большим трудом поддаются экспериментальному анализу и изучению с помощью естественнонаучных методов. Во многом они решаются философско-умозрительно. Многие проблемы психологии современного человека, такие, как личностный смысл и цель жизни, мировоззрение, политические пристрастия и моральные ценности, выступают как общие и для психологии (социальной), и для философии. К числу традиционных философско-психологических проблем можно отнести проблему сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияние общества на личность и личности на общество (мировоззренческий аспект), методологические проблемы психологии и ряд других.
Долгое время существовало идеологически поддерживаемое разделение философии на материалистическую и идеалистическую (и соответственно научно не оправданное разделение психологии на «советскую» и «буржуазную»). Так называемая марксистско-ленинская философия выдавалась за единственную истинно научную методологическую основу психологии. Такой искусственно созданный философско-психологический союз привел к застою во многих областях психологии, особенно психологии личности и социальной психологии -- там, где затрагивались проблемы взаимодействия общества и личности. Современное положение делает возможными постановку и решение многих сложных проблем совместными усилиями психологов и философов, причем не только материалистического, но и идеалистического направления. Благодаря этому в последние годы чаще стали обсуждаться в отечественной науке сложные философско-психологические проблемы человека -- ответственность, совесть, смысл жизни, духовность, т.е. как раз такие, которые психологи без помощи философов не в состоянии самостоятельно решить. Да и сами философы вряд ли смогут в них глубоко разобраться без сотрудничества с психологами, не принимая в расчет живую личность, достаточно изученную в психологической науке.
Есть такие проблемы, при решении которых сотрудничество психологов и философов является наиболее плодотворным и уже дало ощутимые результаты. Это прежде всего проблемы эпистемологии -- науки о познании человеком окружающего мира, призванной выяснить принципиальную его постижимость человеком и наметить в самом общем виде методы такого познания. Благодаря многолетним исследованиям, проводимым, например, в созданном по инициативе известного швейцарского психолога Жана Пиаже Международном эпистемологическом центре (Швейцария, г. Женева), удалось многое узнать о природе человеческого интеллекта и его развитии у детей. Над этой проблемой в указанном центре совместно и плодотворно трудятся философы, логики и психологи.
Многое понять в области взаимодействия общества и личности помогли работы современных неофрейдистов, которые в основном имели теоретический, философско-психологический характер. К этой же категории работ, занимающих промежуточное положение между философией и психологией, можно отнести исследования, посвященные поиску и утрате человеком смысла жизни (К. Роджерс, В. Франкл и др.), проблемам одиночества, счастья (М. Аргайл, В. Франкл).
2.2 Психология и социология
Психология также взаимодействует с социологией, поскольку психика человека социально обусловлена. Объекты их исследования очень тесно переплетаются. Так, социальная психология изучает конкретные особенности психологии людей, обусловленные их включением в различные (большие и малые) социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений. В свою очередь психологи широко пользуются традиционными социологическими приемами сбора первичных научных данных: анкетирование и опрос.
Разработанная преимущественно социологами концепция социального научения принята в социальной и возрастной психологии. Напротив, предложенные психологами теории личности и малой группы находят применение в социологических исследованиях. Социологи пользуются психологическими данными при решении проблем, касающихся общества в целом; психологи обращаются к социологическим теориям и фактам тогда, когда им необходимо глубже понять механизмы влияния общества на личность, а также общие закономерности поведения человека в обществе. Есть немало проблем, над решением которых социологи и психологи трудятся вместе и которые в принципе не могут быть решены без участия представителей обеих наук. Это проблемы отношений между людьми, национальная психология, психология экономики, политики, межгосударственных отношений и ряд других. Сюда же относятся проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования. Всеми этими проблемами в психологии занимаются представители социальной психологии, и примечательно то, что направление научных поисков с аналогичным названием, но с иной проблематикой и методологией исследования существует и в социологии.
В последнее время чрезвычайную остроту приобрел вопрос о межнациональном общении. На интуитивном уровне люди догадываются, что многие межнациональные конфликты обусловлены различием психологии участвующих в этих конфликтах людей. Эти различия призвана изучать этнопсихология, которая разрабатывает психологические методы изучения особенностей образа мира у представителей разных этносов, специфики национального характера, этнических стереотипов и т.д.
2.3. Психология и история
Тесные связи прослеживаются у психологии с историей. Психика человека развивалась в ходе исторического процесса. Применительно к человеку анализ истории есть источник для понимания его современного состояния, в том числе психологии и поведения.
Без знания истории общества трудно понять и психологию отношений людей в современном мире. Эти отношения также складывались веками. Философские учения, религиозные верования, обычаи, традиции, ритуалы, многое другое, что характеризует психологию современных народов и наций, есть продукт их длительного исторического развития. Передаваясь из поколения в поколение, достижения человеческой культуры формируют в процессе их усвоения психологию современных людей как личностей и субъектов познания и творческого преобразования мира. Сама сложившаяся система обучения и воспитания -- семейного, школьного, социального, интеллектуального, трудового, нравственного, физического и т.п. -- также выступает как итог длительной истории.
Союз психологии и истории может быть внешним и внутренним. Внешние связи этих наук имеют место тогда, когда каждая из них для решения собственных проблем обращается к другой с целью использования ее данных. Так, историка может заинтересовать психологическая характеристика людей, живших в ту или иную эпоху, их взгляды, культура, обычаи, традиции и т.п. Психолог в свою очередь может обратиться к истории для решения своих задач, рассматривая психологию людей как исторический факт.
Более глубокий союз психологии и истории образуется в том случае, когда представителю одной области знаний необходимо воспользоваться методами или приемами, заимствованными из другой науки, для решения собственных задач. Например, историк, обращаясь к психологическим методам; может изучить личность какого-либо государственного деятеля или психологию народа для того, чтобы объяснить имевшие место исторические события (проблема роли личности в истории). Психолог в свою очередь может применить метод исторического анализа для проникновения в психологию и поведение людей давно живших поколений.
Есть примеры еще более глубокого синтеза истории и психологии в создании общей научной теории. Одним из них является теория культурно-исторического развития высших психических функций человека, разработанная Л.С. Выготским. В ней автор показал, что главные исторические достижения человечества, в первую очередь язык, орудия труда, знаковые системы, стали мощным фактором, который значительно продвинул вперед филогенетическое и онтогенетическое психологическое развитие людей. Пользуясь всем этим, человек научился управлять собственной психикой и поведением, сделав их произвольными и опосредствованными орудиями и знаками, подвластными его сознанию и воле.
Другим не менее известным примером такого рода связи является использование в психологии так называемого исторического метода. Суть его состоит в том, что для понимания природы, происхождения и законов какого-либо психологического явления надо проследить его фило- и онтогенетическое развитие от элементарных к более сложным формам, не ограничиваться анализом наиболее развитых форм. Например, чтобы понять речевое мышление человека, необходимо выявить истоки мышления и речи, установить этапы их раздельного существования, соединения и совместного развития. Для того чтобы осознать, что представляют собой высшие формы человеческого внимания или памяти, необходимо рассмотреть их поэтапное развитие с раннего детства у детей.
Главной мыслью, которая лежит в основе сближения психологии и истории, является та, что современный человек с его психологическими качествами, личностными свойствами и социальными поступками есть продукт истории развития человечества.
2.4 Психология и педагогика
Тесная взаимосвязь психологии и педагогики сформировалась очень давно. Практически все великие педагоги осознавали, что обучение не построить без понимания человеческой природы, сущности человека, его потребностей и возможностей. Психологические знания о ребенке служат основой для педагогического процесса. Прежде чем начать воспитывать человека, педагог должен узнать его психологические особенности. Без знания о психических процессах, об основных этапах становления личности невозможно эффективно управлять деятельностью ученика, его гармоничным развитием.
О наличии взаимосвязи педагогики и психологии говорят их общие базовые понятия. Главное среди них - предмет этих наук. Психология изучает законы развития психики человека. Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование детей и взрослых есть не что иное, как целенаправленное изменение этой психики (например, мышления, деятельности). Следовательно, они не могут осуществляться специалистами, не владеющими психологическими знаниями.
Общими являются показатели и критерии обученности и воспитанности личности. Степень продвинутости знаний регистрируется по изменениям памяти, запасов знаний, способностям использовать знания в практических целях, владению приемами когнитивной деятельности, скорости воспроизведения знаний, владению терминологией, навыками переноса знаний в нестандартные ситуации и т.п. Воспитанность же фиксируется в мотивированных поступках, системе сознательного и импульсивного поведения, стереотипах, навыках деятельности и суждений. Все это означает, что симптомами достижений в образовательно-воспитательной работе взрослых с детьми выступают сдвиги в психике, в мышлении и поведении учащихся. Иначе говоря, результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям психологических характеристик воспитуемых. Межнаучные связи двух отраслей знания имеют место и в методах исследований педагогики и психологии. Многие инструменты психологического научного поиска с успехом служат решению педагогических исследовательских задач (например, психометрия, парное сравнение, рейтинг, анкетирование, психологические тесты и др.).
На основе взаимосвязи психологии и педагогики возникла такая наука как педагогическая психология или психология образования. Педагогическая психология - это наука о фактах, механизмах и закономерностях освоения социокультурного опыта человеком, закономерностях интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. В целом можно сказать, что педагогическая психология изучает психологические вопросы управления педагогическим процессом, исследует процессы обучения, формирования познавательных процессов и т.п. Одновременно педагогическая психология сама поставляет данные не только для педагогической науки, но и для общей и возрастной психологии, психологии труда, нейропсихологии, патопсихологии и др.
В последнее время все большее значение как фундамент для педагогической психологии приобретает возрастная психология. Возрастная психология - это теория развития психики в онтогенезе. Она изучает закономерности перехода от одного периода к другому на основе смены типов ведущей деятельности, изменения социальной ситуации развития, характера взаимодействия человека с другими людьми Возраст характеризуется не соотношением отдельных психических функций, а теми специфическими задачами освоения сторон действительности, которые приняты и решаются человеком, а также возрастными новообразованиями.
Рассматривая взаимопроникновение психологии и педагогики, авторы учебников особо выделяют психолого-педагогическое направление - педологию. Педология (от греч. pais - дитя и logos - слово, наука) - течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики.
Основателем педологии признан американский психолог С. Холл, который создал в 1889 г. первую педологическую лабораторию. Педология стремилась изучать ребенка, при этом изучать комплексно, во всех его проявлениях и с учетом всех влияющих факторов. П.П.Блонский (1884-1941) определял педологию как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды.
Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активно осуществлялось психолого-педологическое консультирование; проводилась работа с родителями; разрабатывалась теория и практика психодиагностики. В 30-е гг. XX в. началась критика многих положений педологии (проблем предмета педологии, био - и социогенеза, тестов и др.), результатом чего явились два постановления ЦК ВКП (б). Педология была разгромлена, многие ученые репрессированы. Но с образованием психологических лабораторий, начиная с середины 80-х гг., эксперимент стал входить в жизнь, возникло активное стремление связать с ним педагогический процесс, т.е. создать качественно новую науку о воспитании и обучении.
Успехи психолого-педагогической науки вызывали интерес, с одной стороны, у педагогов-практиков, и с другой стороны, у философов и психологов, ранее не занимавшихся вопросами образования.
§ 3. Психология и технические науки
Определенная связь существует у психологии с техническими науками, которые имеют отношение к созданию и использованию различных орудий как производственного, так и непроизводственного назначения. Чаще всего выделяют в этой связи две отрасли. Первая - психология труда - изучает психологические особенности трудовой деятельности человека разных профессий, вторая - инженерная психология - исследует соответствующие особенности деятельности человека-о?ератора (главным образом, процессы информационного взаимодействия в системе «человек -- машина»).
Известны случаи, когда введение изменений в производственный процесс не учитывало психологии участвующих в нем людей, и в связи с этим эффект от новшеств был минимален или даже отрицателен.
Психология труда занимается также проблемой профессиональной пригодности людей. Есть профессии, предъявляющие особые требования к психофизиологическим особенностям человека - и в связи с этим требующие специального профессионального отбора. Это, например, работа авиадиспетчера крупного аэропорта в условиях повышенной стрессогенной обстановки, требующая возможно более быстрого и при этом не алгоритмизированного поведения в аварийных ситуациях. Другие профессии не предъявляют столь жестких требований к людям, овладевающим ими. Тем не менее, индивидуально-физиологические и индивидуально-психологические особенности людей должны быть обязательно учтены при выработке на их основе индивидуального стиля деятельности. В решении этой задачи также может помочь специалист в области психологии труда.
Некоторые ученые, отмечая связи психологии с техническими науками, говорят о педагогической психологии. Объясняется это тем, что в педагогической психологии очень важны особые орудия (техника) учения. В пример приводится теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий П. Я. Галь?ерина. Нам ближе точка зрения, изложенная в пункте 2.4, так как техника учения - только часть педагогики.
Заключение
Рассмотрев связи психологии и других наук, можно сделать вывод о том, что наиболее обширны связи с общественными науками, поэтому психологию можно назвать общественной наукой. Этот вывод отражает представление большого количества людей, имеющих лишь самое общее представление о психологии. Но этот вывод верен лишь частично, так как особенность психологии том, что она связана также и с техническими, и естественными науками.
Связь психологической и технических наук обусловлена тем, что человек является непосредственным участником всех технологических и производственных процессов. Невозможно организовать производственный процесс без участия человека. Поэтому психология рассматривает человека как неотъемлемую часть технического прогресса.
Тесная связь психологии с биологическими и медицинскими науками объясняется двойственной природой человека, как биосоциального существа. Абсолютное большинство психических процессов и явлений физически обусловлены, следовательно, знания, полученные физиологами и биологами, необходимы психологии для понимания тех или иных психических явлений. Сегодня хорошо известны факты психосоматического и соматопсихического взаимовлияния.
Также можно сделать вывод о характере связей психологии с другими науками. С одной стороны, психология для решения своих проблем заимствует методы, подходы, понятия других наук. С другой стороны, психология переносит свои методы и понятия в другие науки (психологизация). Это может происходить как на только теоретическом уровне (психология и философия), так и на практическом (например, психология и медицина).
Об очень тесном характере связей психологии с различными науками говорит наличие отраслей, совместно разрабатываемых с некоторыми из них. При этом психология не теряет самостоятельности. Во всех своих отраслях психология сохраняет свой предмет исследования, свои теоретические принципы, свои пути изучения этого предмета.
Список использованной литературы
1. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. М., 1980.
2. Немов Р. С. Психология. 4-е изд. М., 2003. Кн. 1.
3. Общая психология. Словарь / Под. ред. А. В. Петровского. М., 2005.
4. Петровский А.В. Общая психология. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1976.
5. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан. М., 1999.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Закономерности развития истории психологии. Эволюция психологического знания. Системы психологических методов. Взаимосвязь психологии с другими науками. Структура современной психологии. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии.
контрольная работа , добавлен 11.11.2010
Задача и роль философских теорий в психологии. Основные цели медицинской психологии как прикладной науки. Тесная взаимосвязь между психологией и правоведением. Переплетение менеджмента и психологии. Связь психологии с обучением и воспитанием ребенка.
реферат , добавлен 19.12.2010
Предмет и методы психологии, ее взаимосвязь с другими науками. Исторические этапы развития психологических знаний. Развитие экспериментальной и дифференциальной психологии. Представители русской психосоциологической мысли: Потебня, Юркевич, Ушинский.
книга , добавлен 29.01.2011
Методологическая база и основные направления научных исследований психологии: фундаментальные, прикладные, общие и специальные. Патопсихология и нейропсихология как важнейшие отрасли психологии в медицине. Связь психологии с техническими науками.
реферат , добавлен 22.04.2010
Ранняя история юридической психологии. Оформление юридической психологии как науки. История юридической психологии в ХХ столетии. Общие вопросы юридической психологии (предмет, система, методы, история, связи с другими науками).
реферат , добавлен 07.01.2004
Сравнение существующих взглядов на положение психологии в системе наук. Прикладное значение и функции, задачи патопсихологии. Связи психологии с общественными, техническими науками, ее специальные отрасли, имеющие отношение к обучению и воспитанию.
реферат , добавлен 06.02.2014
Определение психологии как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний. Психология как наука. Предмет психологии. Связь психологии с другими науками. Методы исследования в психологии.
контрольная работа , добавлен 21.11.2008
Изучение предмета, задач и методов психологии – отрасли психологической науки, изучающей общие закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных. Отрасли психологии и взаимосвязь с другими науками.
курсовая работа , добавлен 28.07.2012
Появление музыкальной психологии и ее обособление от других психологических областей. Взаимосвязь и взаимовлияние музыкальной психологии и музыкальной педагогики. Характеристика этапов развития музыкальной психологии как самостоятельной дисциплины.
реферат , добавлен 08.09.2010
Предмет и структура педагогической психологии. Выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса.
Академик Б. М. Кедров помещал психологию в центр «треугольника наук». Вершину этого треугольника составляют естественные науки, нижний левый угол -- общественные науки, нижний правый -- философские науки (логика и гносеология). Между науками о природе (естественным и философскими науками расположилась математика, между естественными и общественными науками находятся технические науки. Психология же занимает центральное мест, объединяющее все три группы наук. Она выступает и как продукт всех других наук, и как возможный источник объяснения их формирования и развития.
Психология тесно связана с социальными (общественными) науками, изучающими поведение людей. К социальным наукам относятся психология, социальная психология, социология, политология, экономика, а также антропология, этнография. К ним примыкает группа других родственных дисциплин: философия, история, культурология, искусствознание, литературоведение, педагогика, эстетика. Их относят к гуманитарным наукам. Среди гуманитарных наук наиболее глубокие связи с психологией имеет педагогика. Психология также тесно связана с естественными науками, прежде всего с физиологией, биологией, физикой, биохимией, медициной, математикой. На их стыке возникают смежные области: психофизиология, психофизика, бионика, медицинская психология, нейропсихология, патопсихология и т.п.
Таким образом, психология является наукой, в которой соотносятся социально-гуманитарное и естественно-научное знание, что определяет ее роль фундамента в системе наук. Психология интегрирует данные этих отраслей научного знания и, в свою очередь, влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Историческая миссия психологии в современное время заключается в том, чтобы быть интегратором всех сфер человекознания и основным средством построения его общей теории. Психология выполняет миссию объединения естественных и общественных наук в изучении человека в единую концепцию.
В последнее время усиливаются связи психологии с техническими науками, возникают смежные дисциплины: инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология и т.п.
Сфера психологической науки представляет собой сильно разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин, развивающихся на границах с науками о природе, Обществе и человеке. Причины такого развития могут быть разными. С одной стороны, запросы практической деятельности людей и общества побуждают формирование и развитие новых психологических дисциплин, таких как инженерная психология, космическая психология, педагогическая психология и т.п. Это практические (эмпирические) причины развития науки. С другой стороны, в психологию входят новые методы исследования и познания. В частности, использование физических методов в психологии породило возникновение экспериментальной психологии, психофизики. В свою очередь, применение методов физиологии в психологии сформировало психофизиологию; внедрение математических методов обусловило формирование математической психологии, инженерной психологии, бионики. Этопознавательные (гносеологические) причины разветвления психологических наук. Сегодня, по разным насчитывается не менее ста отраслей психологии.
Ядром современной психологии является общая психология, которая изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики, включает теоретические концепции и экспериментальные исследования. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию. Особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека выступает предметом следующих отраслей психологии:
- * генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа;
- * дифференциальная психология исследует индивидуальные различия в психике людей, предпосылки их возникновения и процесс формирования;
- * возрастная психология изучает закономерности развития психики нормального здорового человека; психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду, от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, психологию старости (геронтопсихология);
- * детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития;
- * педагогическая психология исследует закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания;
- * социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения людьми, с группой; психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).
Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:
- * психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков;
- * инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники;
- * авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта;
- * медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии;
- * клиническая психология исследует проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения. В рамки клинической психологии как обособленный раздел входитпатопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии;
- * юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т.п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника;
- * военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий.
Дискуссионной областью является парапсихология, которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных «паранормальных» способностей человека, таких как телепатия, ясновидение, телекинез и т.п.
Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную ее разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования -- факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате чего происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию -- с техническими науками, через педагогическую психологию -- с педагогикой, через социальную психологию -- с общественными и социальными науками и т.д.).
В практической психологии различают такую важную область, как психологическое консультирование по самым разным проблемам (неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, проблемы взаимоотношений супругов, родителей и детей, отклонения в развитии детей, трудности в учебе в школе или в вузе, трудности на работе, выбор профессии, конфликты с коллегами и руководством и т.п.). Еще одна область практической психологии --психологическая коррекция и психотерапия, направленная на оказание психологической помощи клиенту по нейтрализации и устранению причин его отклонений, нарушений в поведении, общении, интерпретации событий и информации.
Канадский ученый Ж. Годфруа выделяет следующие специальности психологов-практиков: клинический психолог, школьный психолог, промышленный психолог, педагогический психолог, психолог - эргономист, психолог-консультант.
Связь психологии с другими науками.
1. Общее представление о методах психологии. Классификация методов исследования в психологии и области их применения.
Решение различных задач в психологии невозможно без использования определенных приемов, способов методов изучения. Каждая наука использует свои методы. Метод исследования всегда отражает ту или иную методологию, то есть общие требования к методам исследования. К методам психологического исследования предъявляют определенные требования, которые необходимо соблюдать при использовании любого метода. Это основные методологические принципы: объективность, адекватность, развития.
Метод (греч. methodos - путь к чему-либо) - способ деятельности, направленный на достижение определенной цели; путь осуществления научного исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемых объектов.
Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Методология воплощается во всех видах деятельности, в том числе и научной.
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ
В психологии известны различные классификации методов. Наиболее полной является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. В этой классификации все методы делятся на четыре класса.
I. Методы сбора данных (эмпирические):
а) основные (наблюдения и эксперимент (лабораторный, естественный (констатирующий, формирующий);
б) вспомогательные (тестирование, изучение продуктов деятельности, биографический, беседа, анкетирование, моделирование, социометрический, близнецовый).
II. Организационные методы:
а) сравнительный,
б) лонгитюдный,
в) комплексный.
III. Методы обработки результатов:
а) количественный (статистический),
б) качественный (дифференциация материала по уровням и типам).
IV. Методы интерпретации результатов:
а) генетический (анализ результатов в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий и т.п.);
б) структурный (установление структурных связей между всеми характеристиками личности) (см. Корреляционный анализ).
Основные методы
Наблюдение - метод психологии; заключается в фиксации проявлений поведения и получении суждений о субъективных психических явлениях.
Интроспекция - самонаблюдение, наблюдение, объектом которого являются психические состояния самого субъекта.
Эксперимент в психологии (лат. experimentum - проба, опыт) основной метод психологии, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную. Это создание оптимальных условий для изучения психических явлений. Он предполагает целенаправленное вмешательство ученого в исследовательскую ситуацию. Для проведения эксперимента подбираются конкретные диагностические методики и методы, совокупность которых называют методикой исследования.
Методика психологического исследования - совокупность методов, применяемых в конкретном исследовании и определяемых соответствующей им методологией.
Эксперимент лабораторный - метод психологии, осуществляемый в искусственных условиях (в специально оборудованных помещениях) со строгим контролем всех влияющих факторов.
Эксперимент естественный - психологический эксперимент, включенный в игровую, трудовую или учебную деятельность.
Эксперимент констатирующий- предусматривает выявление существующих психических особенностей или уровней развития соответствующих качеств, а также констатацию отношений причин и последствий.
Эксперимент формирующий (обучающий) - метод психологии, при котором имеет место планомерное формирование требуемого психического процесса или качества личности.
Вспомогательные методы
Тестирование- исследование с помощью тестов.
Тест (англ. test - испытание) - стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом. Различают: тесты способностей и достижений, а также личностные тесты (опросники, проективные). Тесты способностей предназначены для измерения уровня развития определенных способностей (памяти, мышления, интеллекта, профессиональных и пр.). Тесты достижений служат для определения достижений в различных видах деятельности (в учении, труде и пр.). Личностные тесты предназначены для определения различных психологических качеств личности (мотивов, отношений, ценностей, индивидуальных особенностей (темперамента, характера, эмоционального состояния и т.д.). При этом используются опросники или проективные тесты.
Опросники личностные- разновидность опросников, направленных на измерение различных особенностей личности. Личностные опросники делятся на: а) опросники черт личности; б) опросники типологические; в) опросники мотивов; г) опросники интересов; д) опросники ценностей; е) опросники установок.
Проективный - один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций особенностей личности испытуемого в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Метод обеспечивается совокупностью проективных методик (проективных тестов), среди которых различают: а) ассоциативные (например, тест Роршаха, тест незаконченных предложений и др.); б) интерпретационные (например, тематический апперцептивный тест ТАТ, в котором требуется истолковать социальные ситуации, изображенные на картинках); в) экспрессивные (психодрама, рисунок человека или несуществующего животного и др.).
Валидность теста (англ. validate- подтверждать, объявлять действительным) - мера соответствия результатов исследования цели тестирования, объективным внешним критериям. Мерой валид-ности обычно выступает коэффициент корреляции результатов по тесту с результатами по другим валидным тестам или по профессиональному критерию.
Надежность- постоянство, устойчивость результатов, получаемых с его помощью. Надежность указывает на устойчивость теста к искажающему воздействию случайных шумовых факторов, его точность. Проверяется надежность тестов повторным тестированием.
Изучение продуктов деятельности - это изучение продуктов труда человека: изобретений, книг, писем и т.п. По ним можно в известной мере судить об особенностях деятельности, которая привела к их созданию, и включенных в эту деятельность психических процессов. Этот метод используется для изучения психического склада личности по текстам (контент-анализ), по рисункам и пр.
Контент-анализ (англ. contents - содержание) - научный метод выявления и оценки характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, теле - и радиопередач, интервью и т.д.).
Метод биографический (англ. bio - жизнь, graphx - пишу) - способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности на основе информации, полученной из биографий, опросников, интервью, свидетельств очевидцев, контент-анализа дневников, писем и т.п.
Беседа - один из методов психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения.
Интервьюирование- метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы.
Анкета (фр. enquete - список вопросов) - методическое средство для получения первичной информации.
Анкетирование - исследование с использованием анкет.
Моделирование - метод исследования психических закономерностей, который заключается в построении моделей психических явлений и в изучении функционирования этих моделей с использованием полученных результатов в качестве данных о закономерностях функционирования психики.
Социометрия - метод психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.
Метод близнецовый - способ научного исследования, основанный на сравнении психологии и поведения двух типов близнецов: монозиготных (с одинаковым генотипом) и дизиготных (с разным генотипом). Метод применяется для решения проблемы генотипичес-кой или средовой обусловленности определенных психологических и поведенческих особенностей человека.
Метод семантического дифференциала - способ изучения содержания и структуры сознания человека через определение им понятий с помощью серии заранее заданных полярных определений типа «сильный - слабый», «хороший - плохой» и т.п. Метод введен американским психологом Ч. Осгудом.
Метод сравнительный - изучение одной и той же функции у разных групп испытуемых.
Метод лонгитюдный (от англ. longitude - долгота) - длительное научное исследование процессов формирования, развития и изменения каких-либо психических или поведенческих явлений. Изучение психических явлений у одних и тех же испытуемых на протяжении длительного времени (иногда в продолжение ряда лет) и последовательная фиксация ряда существенных изменений в психике испытуемого.
Метод генетический - способ изучения психических явлений, состоящий в анализе процесса их возникновения и развития от низших форм к высшим.
Метод комплексный - исследования разными средствами, разными науками.
Статистика - отрасль математики, теоретической и прикладной, которая занимается сбором, классификацией и анализом данных. Статистика включает три главных раздела: 1) описательную статистику, позволяющую описывать, подытоживать и воспроизводить в виде таблиц или графиков данные того или иного распределения, вычислять статистические его характеристики; 2) индуктивную статистику, служащую для проверки того, можно ли распространить результаты, полученные на данной выборке, на всю популяцию, из которой взята выборка; 3) измерение корреляции, которая позволяет узнать, насколько связаны между собой две переменные, чтобы можно было предсказывать возможные значения одной из них, если мы знаем другую.
Корреляционный анализ (лат. correlatio - соотношение) - статистический метод оценки меры, формы и характера связи исследуемых свойств или признаков.
Корреляция - мера связи явлений действительности или фактов эксперимента, их взаимосвязь.
Этапы психологического исследования:
1. Планирование исследования включает подбор и апробацию методики исследования. Планирование - это также составление логической и хронологической схем исследования, выбор контингента и количества испытуемых или необходимого числа измерений (наблюдений), это план математической обработки и описания всего исследования и т.д.
2. Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям, то есть обеспечивать определенный комфорт и непринужденную рабочую обстановку.
3. Техническое оснащение исследования должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.
4. Подбор испытуемых должен обеспечить их качественную однородность.
5. Исследователь (экспериментатор) неизбежно влияет на ход проводимой работы на всех ее этапах.
6. Инструкция составляется еще на стадии планирования работы. Она должна быть четкой, краткой, однозначной.
7. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным.
8. Обработка результатов исследования - это количественный и качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных.
2. Темперамент и деятельность. Типологии темперамента.
Психология — это наука, изучающая психику человека, её механизмы и закономерности. В своём развитии эта наука брала достижения других человеческих знаний и делилась своими изобретениями. Таким образом, психология имеет свои истоки от философии, что в древности была девиантной наукой. Это понятие обозначает нечто, что не подчиняется правилам и устоям, берёт за основу факты и выдумки, становясь фундаментом для теорий.
В своём развитии психология перешла четыре стадии:
1. Наука о душе. Самое древние объяснение поведения человека и его состояния – наличие души, что приобрело особый характер поклонения в эпоху анимизма.
2. Наука о сознании. Во время развития естественных наук и значимых открытий люди стали наблюдать за собой, описывая все возможности и желания человека, как сознание. Философы перестали считать душу божественной, как в первой стадии, они считали душу чем-то материальным, таким, как и остальные части человеческого тела.
3. Наука о поведении. Стадия, в которой психология изучает модели поведения, ставит эксперименты для получения знаний о реакции и мотиве. Составление специальных методик для выявления первопричин различного поведения.
4. Наука о механизмах. Изучение психологии, нахождение закономерностей и механизмов психики.
Психология, как наука, кратко: наука о психике и её явлениях. Психикой называют отражение окружающего мира и осознание его.
Так как психология изучает психику, то невозможно вообразить, чтобы это наука существовала сама по себе. Дело в том, что реакция на окружающий мир – следствие биологических, социальных, исторических и других особенностей.
Связь психологии с другими науками очень велика и при изучении играет большую роль. Дело в том, что психология не только берёт знания других наук в безвозмездное пользование, но и радушно отдаёт свои открытия, подтверждая многие теории. Этот симбиоз способствует преумножению знаний и возможностей применять их на практике.
С какими науками и каким образом связана психология?
- Биология. Это самая важная наука для психологии и вполне понятно почему. Секрет в том, что изучение психики и поведения человека невозможно даже безвсем известным знаниям о строении человека. Но как оказывается, не только строение тела важно психологии, но и центральная нервная система, её функции. Все эти знания помогают связать воедино психологические процессы и деятельность центральной нервной системы.
2. История. То каким стал современный человек – результат многолетнего развития, которое можно наблюдать в наработках такой науки, как история. Манера и способ речи, мыслительный процесс, трудовая деятельность и многое другое, что изучается и анализируется психологией, было бы невозможным без исторических данных.
3. Педагогика. Эта наука предоставляет информацию о поведении людей во время обучения, о влиянии воспитания.
4. Медицина. Знания от этой науки помогают лучше понять состояние человека, предупредить серьёзные нарушения и назначить правильное лечение психики.
5. Социология. На формирование личности влияет социальное окружение, то есть то, как человек будет отображать внешний мир, напрямую зависит от социума и его положения в нём. Социология предоставляет знания о структуре социума, его проблемах и способах их решения.
6. Философия. Эта наука изучает взгляды человека на жизнь, а психология занимается изучением самого человека и тем, что способствовало принятию тех или иных решений, формирование тех самых взглядов на жизнь.
Связь психологии с другими науками стала причиной появления различных отраслей психологии, которые специализируются на отдельных её стыках с другими науками (рассмотрим основные отрасли):
- Социальная психология как наука – раздел психологии, что изучает взаимоотношения людей, их совместимость и влияние различных факторов на поведение людей. В мире, где каждый день люди находятся под влиянием друг друга и потока информации, эта наука помогает найти точки соприкосновения и уберечь от негативного влияния. Примером социально-психологических явлений становится отношение в семье, на работе, в учебном коллективе.
- Педагогическая психология – наука, что изучает процесс формирования личности во время обучения и воспитания. Таким образом, во время учебного процесса человек приобретает не только знания, но и возможность воспитываться в социуме. Например, школа – место, где детей не только обучают математике, но и проводят профилактические беседы, тренинги, тесты и воспитательные часы.
- Медицинская психология – отрасль психологии, в которой изучаются методы лечения психики человека на физическом уровне.
Психология – обширная наука, в которой много нюансов. Именно потому она включает в себя большое количество знаний, методов и функций, что позволяют изучать и диагностировать закономерности и механизмы человеческой психики.
Связь психологии с другими науками was last modified: Январь 9th, 2016 by Елена Погодаева