Домой Терапия Причины возникновения абсолютизма. Предпосылки образования абсолютизма в россии

Причины возникновения абсолютизма. Предпосылки образования абсолютизма в россии

Анализ причин возникновения политики «просвещенного абсолютизма»

В России политика просвещенного абсолютизма была вызвана к жизни:

Стремлением верховной власти продолжать модернизацию страны, которая была невозможна без развития промышленности и торговли.

Осознанием руководством страны необходимости привести существующие систему управления и уровень культурного развития в соответствие с духом времени, социально-экономическими процессами и тем самым укрепить абсолютистское государство.

Остротой социальных противоречий, необходимостью принятия таких мер, которые бы смягчали недовольство низов.

Притязаниями России на ведущую роль в системе международных отношений.

Представлениями Екатерины 11 о том, что слово и убеждение являются более эффективными средствами модернизации страны, чем грубое насилие.

На пути модернизации страны, при этом, стояли некоторые препятствия. Незрелость социальных и духовных предпосылок (практическое отсутствие национальной буржуазии, непросвещенность основной массы дворянства, патриархальность городского населения и крестьянства), а главное сам характер самодержавия, полновластие монарха, неспособного добровольно ограничить свою власть, приводили к тому, что политика просвещенного абсолютизма носила крайне противоречивый характер: просвещение и либеральные меры сочетались с реакционными мероприятиями правительства и использованием насильственных методов.

Решающую роль играла личность великой императрицы, оказывавшая огромное влияние на проведение политики просвещенного абсолютизма в его конкретных проявлениях. Многие мероприятия, да и сам дух правления Екатерины II носили характер, в котором отражались личные качества императарицы, а также стремление своей реформаторской активностью продолжить дело Петра I, укрепить могущество России.

Екатерина II обладала природным расчетливым умом и волевым характером. С 1745 г., т.е. после брака с Петром Федоровичем - наследником русского престола, она все свои силы употребила на то, чтобы лучше узнать новую родину: выучила русский язык, знакомилась с историей, традициями и обычаями русского народа. В то же время она увлеклась трудами французских просветителей и искренне восприняла некоторые их идеи.

Будучи крайне властолюбивой, Екатерина хорошо подготовилась к управлению страной и после переворота 1762 г. приступила к тем преобразованиям, которые, с одной стороны, отвечали ее представлениям об интересах России, а с, другой, укрепляли ее личную власть. Екатерина II проводила подчеркнуто патриотическую по своему содержанию как внутреннюю, так и внешнюю политику. Как заметил один исследователь, если Петр из русских делал немцев, то она - немка, из русских делала русских.

Ее отличало трудолюбие, стремление совместить на первый взгляд несовместимое: либеральные воззрения с самодержавно-крепостническими порядками. Так, она лично осуждала крепостничество, но осознание того, что укрепившееся дворянство не потерпит ущемления его владельческих прав на крещеную собственность и осуществит переворот, направленный уже против нее самой, привели к тому, что казанская помещица победила в ней философа в юбке. Екатерина II принимала активное участие в решении всех государственных дел. Ее многочисленные фавориты, хотя и оказывали влияние на решение частных вопросов, никогда, в отличие от предшествующих правлений, не были всесильны.

Задачи политики просвещенного абсолютизма в России в результате взаимодействия всех факторов объективно сводились к следующему:

Укрепление самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления, устранения наиболее архаичных ее элементов.

Расширение прав и свобод русского дворянства в целях его превращения в подлинно привилегированное и просвещенное сословие, способное не за страх, а за совесть служить интересам государства и всего общества.

Проведение мер, направленных, с одной стороны, на усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой, призванных смягчить социальную напряженность.

Создание условий для экономического развития страны, принятие законов способствующих предпринимательству (политика экономического либерализма).

Распространение знаний, развитие европейских форм культуры и образования в стране.как обязательное условие модернизации и просвещения.

Сущность политики просвещенного абсолютизма, таким образом, выражалась в ее направленности на консервацию и обновление абсолютистского государства и феодального строя, при том, что для этого использовались идеи Просвещения, направленного на создание нового, фактически буржуазного общества.

В России реализация политики Просвещенного абсолютизма не была вызвана внутренними причинами, аналогичными западноевропейским. В России церковь практически не вмешивалась в дела государственной власти, не занималась охотой на ведьм и не учреждала инквизиции. Соответственно, наступление на церковь привело в XVIII веке только к разрушению сложившихся веками моральных ценностей российского общества. Освобождение власти от влияния церкви с одновременным разделением общества на просвещенных дворян и непросвещенных крестьян раскололо народ и подорвало едва сложившийся монархический строй (что выразилось в 75-летнем периоде переворотов и фиктивных правлений цариц после смерти Петра I). Просвещенный класс говорил сначала на немецком языке, затем перешел на французский, и при этом глубоко презирал непросвещенных русскоязычных крестьян, рассматривая их исключительно как субъект применения абсолютной власти. Соображения морали, человечности и справедливости были забыты наряду с церковными предрассудками, позитивная же программа Просвещения выполнялась в исключительно узком кругу избранных дворян и только в их интересах. Поэтому результатом Просвещения в России стало крепостное право, превратившееся в чистое рабовладение при Екатерине II, а также формирование самодостаточной бюрократической системы, традиции которой до сих пор дают о себе знать.

При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвлённый бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, продолжается. Расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на XVII--XVIII вв. С формально-юридической точки зрения при абсолютизме в руках главы государства -- монарха сосредотачивается вся полнота законодательной и исполнительной власти, он самостоятельно устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами.

Основные причины перехода к абсолютизму в странах Западной Европы состояли в следующем.

Bo-пepвых , в условиях Реформации значительно ослабло влияние римско-католической церкви. Чтобы сохранить свои позиции, она нуждалась в поддержке монархов, а не в противоборстве с ними. Peлигиозные протестантские течения сами носили светский характер и первоначально были не настолько влиятельны, чтобы воздействовать на центральную власть.

Bo-втopых , было подорвано влияние местной феодальной знати, традиционно противостоящей власти монархов. В управлении гocyдарством возросла роль чиновничества. В экономической жизни увеличилось значение торгово-предпринимательской городской элиты.

B-тpeтьиx , военная роль тяжелой рыцарской конницы резко уменьшилась, Основу новых армий составили профессиональные, наемные войска, пехотинцы, оснащенные огнестрельным оружием, артиллерией. Их содержание стоило дорого и было по средствам только королевскому двору.

В-четвертых , младшие сыновья феодалов, купцы и промышленники были заинтересованы в существовании сильной центральной власти, способной осуществлять колониальную экспансию, захватывать новые земли и рынки. Развитие мануфактурного производства требовало отмены права местных феодалов на установление таможенных пошлин и введение дополнительных налогов, ущемляющих торговлю.

Социальной опорой абсолютизма является дворянство. Обоснованием абсолютизма стал тезис о божественном происхождении верховной власти. Возвеличиванию персоны государя служил пышный и изощрённый дворцовый этикет.

На первом этапе абсолютизм носил прогрессивный характер: боролся с сепаратизмом феодальной знати, подчинял церковь государству, ликвидировал остатки феодальной раздробленности, вводил единые законы. Для абсолютной монархии характерна политика протекционизма и меркантилизма, содействовавшая развитию национальной экономики, торговой и промышленной буржуазии. Новые экономические ресурсы использовались абсолютизмом для укрепления военной мощи государства и ведения завоевательных войн.

В той или иной степени черты абсолютной монархии, или стремление к ней, проявились во всех государствах Европы, но наиболее законченное воплощение они нашли во Франции, где абсолютизм проявляется уже в начале XVI века, а свой расцвет пережил в годы правления королей Людовика XIII и Людовика XIV Бурбонов (1610--1715).

В Англии пик абсолютизма пришёлся на правление Елизаветы I Тюдор (1558--1603), но на Британских островах он так и не достиг своей классической формы: сохранялся парламент, не было постоянной армии, мощного бюрократического аппарата на местах.

Сильная королевская власть установилась в Испании, но слабое развитие местной экономики не позволило формироваться классу предпринимателей, и испанский абсолютизм выродился в деспотию.

В Германии абсолютные монархии складывались не в общенациональном масштабе, а в рамках отдельных княжеств.

Особенности абсолютизма в различных странах определялись соотношением сил дворянства и буржуазии. Характерным явлением для Европы второй половины XVIII века стал просвещённый абсолютизм, тесно связанный с идеями и практикой эпохи Просвещения. В целом абсолютистская система управления усиливала ощущение государственной общности у представителей различных сословий и социальных групп, способствуя тем самым формированию нации.

Во второй половине XVII в. общая тенденция развития государственного строя России заключалась в переходе от сословно представительной монархии к абсолютизму. Абсолютизм - это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху. Власть достигает наивысшей степени централизации. Абсолютный монарх правит, опираясь на чиновничье-бюрократический аппарат, постоянную армию и полицию, ему подчиняется и церковь.

В России абсолютная монархия сложилась в ходе петровских реформ. Однако уже с Соборного уложения 1649 г. отчетливо прослеживаются мероприятия, отразившие попытки перехода к новым формам организации власти. Изменился титул московских государей, в котором появилось слово самодержец. После воссоединения Левобережной Украины с Россией он звучал так: Великий государь, царь и Великий князь всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец…

С 80-х гг.XVII в. прекратился созыв Земских соборов. Последний Земский собор полного состава принял решение о воссоединении Украины с Россией в 1653 г. Были предприняты первые попытки реорганизации приказной системы: несколько приказов подчинялись одному лицу. Был создан возглавлявшийся самим Алексеем Михайловичем тайный приказ, сосредоточивший контроль за важнейшими государственными делами. Изменения вносились и в систему управления на местах. С целью централизации власти соседние уезды были объединены в «разряды» - своеобразные прообразы петровских губерний. На места посылались воеводы, облечённые всей полнотой власти. В 1682 г. было отменено местничество.

Во второй половине XVII в. были предприняты разрозненные попытки реорганизации армии. Создавались так называемые полки «нового строя»: солдатские (пехота), рейтарские (конница) и драгунские (смешанного строя). Сто крестьянских дворов давали одного солдата на пожизненную службу. Делались первые попытки создания флота. Эти полки собирались только на время войны, а после её окончания распускались. Под Коломной было сооружено несколько военных кораблей для плавания по Волге и Каспийскому морю. В армию стали приглашать иноземных офицеров.

Общий процесс подчинения всех областей жизни страны неограниченной власти монарха встретил недовольство со стороны руководства русской церкви.

Во второй половине XVII в. произошёл конфликт между руководством церкви и государства. Патриарх Никон выдвинул идею независимости и руководящей роли церкви в государстве. Никон доказывал, что он – представитель Бога на земле. Имея огромное личное влияние на царя, Никон сумел добиться титула «великого государя», что ставило его почти в равное положение с царём Алексеем Михайловичем. Церковным собором 1666 - 1667 гг. Никон был отрешён от патриаршей власти и выслан из Москвы.


К середине XVII в. разруха и разорение времён Смуты были в основном преодолены. Дальнейшие развитие экономики в условиях непрекращающихся народных выступлений заставило правительство приступить к реформе законодательства. В 1648- 1649 гг. был созван Земский собор, завершившийся принятием «Соборного уложения» царя Алексея Михайловича. «Соборное уложение» состояло из 25 глав и содержало около тысячи статей. Оно явилось первым русским законодательным памятником, изданным типографским способом, и оставалось действующим вплоть до 1832 г.

В первых трёх главах «Уложения» говорилось о преступлениях против церкви и царской власти. Любая критика Бога и церкви каралась сожжением на костре. Лица, обвиняемые в измене и оскорблении чести государя, а также бояр, воевод, подвергались казни.

«Соборное уложение» отразило процесс слияния поместья с вотчиной, предусматривая обмен поместий, в том числе обмен поместья на вотчину. «Соборное уложение» положило начало слиянию бояр и дворян в один замкнутый класс-сословие. Наряду с этим «Соборное уложение» ограничивало рост церковного землевладения.

Важнейшим разделом «Соборного уложения» был «суд о крестьянах» Вводился бессрочный сыск беглых и увезенных крестьян, подтверждался запрет перехода крестьян к новым владельцам в Юрьев день. Феодалы получили право практически полностью распоряжаться собственностью и личностью крестьянина. Это означало юридическое оформление системы крепостного права. Одновременно с частновладельческих крестьян крепостнические порядки распространялись на черносошных и дворцовых крестьян, которым запрещалось покидать свои общины. В случае бегства они также подлежали бессрочному сыску. В 1674 г. черносошным крестьянам было запрещено записываться в дворянство. В 1679-1681 гг. было введено подворное обложение. Единицей взимания налогов становился крестьянский или посадский двор.

Глава «О посадских людях» внесла изменения в жизнь города. Были ликвидированы «белые» слободы, все городские население должно было нести тягло на государя. Под страхом смертной казни запрещались переход из одного посада в другой. Горожане получали монопольное право торговли в городах. Крестьяне не имели права держать лавки в городах, а могли торговать только с возов и в торговых рядах.

Все крестьянское население было прикреплено к своим владельцам, а посадские люди - городам. Усилилась власть монарха, что означало движение по пути установления абсолютной монархии в России. «Соборное уложение» было принято, прежде всего, в интересах сословий господствующего класса.

В политической и административной областях также шло постепенное ужесточение режима: сословно-представительные учреждения и местное самоуправление были заменены бюрократическими институтами; непомерно разрослись приказы, осуществлялась их структурная перестройка, изменены их функции. Однако это не приносило желаемого эффекта, что явилось причиной так называемой «злокозненной московской волокиты» - ситуации, когда важнейшие социальные, экономические и государственные вопросы по несколько лет не находили разрешения, из-за громоздкости бюрократического аппарата. Раньше аналогичные дела можно было решить выборными органами местного самоуправления. С этими же факторами (сворачивание деятельности местного самоуправления и бюрократизация власти) связано упразднение Земских соборов. Таким образом, при характеристике эволюции государственного строя в России второй половины XVII в. можно говорить о постепенной ликвидации монархии с сословным представительством (самодержавия) и появлении абсолютизма, опиравшегося на жесткую, но далеко не всегда эффективную бюрократическую систему.

Абсолютная монархия является такой формой правления, когда монарху юридически принадлежит вся полнота государственной власти в стране. Его власть не ограничена каким-либо органом, он ни перед кем не отвечает и никому в своей деятельности не подконтролен. Фактически, абсолютная монархия представляет собой государственную форму диктатуры класса феодалов. Для возникновения абсолютной монархии необходимо наличие экономических, социальных и политических предпосылок.

Нарождавшийся абсолютизм в целях реализации своих внешних и внутренних задач поощрял развитие торговли и промышленности, особенно в первой четверти XVIII в. Проблема обеспечения возникающих мануфактур рабочей силой решалась путем приписки к ним государственных крестьян. Кроме того, разрешалось покупать крестьян с землей при обязательном условии использования труда на мануфактурах.

Установление абсолютизма в России было вызвано и внешнеполитическими причинами: необходимостью борьбы за экономическую и политическую независимость страны, за выход к морю. Абсолютная монархия оказалась более приспособленной к решению этих задач, нежели сословно-представительная монархия. Так, абсолютная монархия в результате Северной войны (1700-1721 гг.) блестяще справилась с решением этой проблемы.

Абсолютизм в России возник во второй половине XVII в. Именно с этого времени перестали созываться Земские соборы, которые в определенной степени ограничивали власть царя. Теперь он уже обходился без них. Укрепилась приказная система управления, подчиненная непосредственно царю. Было создано постоянное царское войско. Монарх стал менее зависимым от дворянского войска, которое, например, в 1681 г. насчитывало лишь 6000 чел. В то же время постоянное войско состояло из 82000 стрельцов, рейтаров, драгун, солдат.

Царь приобрел значительную финансовую самостоятельность, получая доходы от своих вотчин, сбора подати с покоренных народов, от таможенных сборов, возросших в связи с развитием торговли. Важное значение имели налоги (стрелецкие, ямские и т.д.), царская монополия на изготовление и продаже водки, пива, меда. Это давало возможность создавать и содержать государственный аппарат.

С ослаблением экономической и политической роли бояр снизилось значение Боярской думы. Изменился и ее состав, пополнившийся дворянами. Так, в 1688 г. из 62 членов Боярской дуемы лишь 28 принадлежали к старым боярским родам, остальные же были выходцами из дворян и даже из купечества.

Можно сформулировать две основные причины отмирания сословно-представительных институтов. Во-первых, это уже вышеуказанные социально-экономические причины. А, во-вторых, во второй половине XVII в. не только возникла необходимость, но и сложилась возможность установления абсолютной монархии. Вместо своевольного дворянского ополчения было создано постоянное войско. Развитие приказной системы подготовило армию чиновничества. Царь получил независимые источники дохода в виде ясака (налог преимущественно пушниной с народов Поволжья и Сибири) и винной монополии. Теперь ему не нужно спрашивать разрешения у земских соборов на начало войны или иное серьезное мероприятие. Необходимость в сословно-представительных органах отпала и они были отброшены. Это означало, что монарх освободился от всяких пут, что его власть стала неограниченной, абсолютной.


Одной из характерных сторон оформления абсолютистского государства является бюрократизация государственного аппарата. Складывание бюрократического аппарата имело два направления: «1) Создание системы управления со сложной структурой подчиненности учреждений, строгим разделением функций управления, единоличным решением вопросов при коллегиальности их подготовки; системы, приводившей к господству канцелярии, в котором главным было бумажная переписка, а не само дело … ; 2) Создание привилегированного круга, осуществляющего это управление, то есть слоя чиновничества, подчиненного только верховной власти, целиком зависевшего от нее в своем служебном положении и имущественном обеспечении. Чиновничья каста в известной степени пользовалась привилегиями господствующих классов, однако, после своего оформления не входила в их состав, так как не состояла во главе производства. Это придавало бюрократическому аппарату видимость надклассовости».

Бюрократизация управленческого аппарата России на протяжении XVI-XVIII вв. шла параллельно с перерастанием централизованного государства в абсолютистское и зависела от этого процесса. Складывание бюрократической касты в России в указанный период было неразрывно связано с судьбой служивого населения, с его постепенным оформлением из привилегированного сословия в господствующий класс дворянства, из состава которого обособлялась бюрократическая группа.

Формирование чиновничества как касты охватывает в основном XVI-XVIII вв. и может быть разбито на два периода: 1) период служивой бюрократии с середины XVI по начало XVIII вв.; 2) период дворянской бюрократии с начала XVIII в.

«В XVII в. происходит дальнейшая централизация и бюрократизация органов центрального и местного управления. Расцвет приказной системы в центре и введение воеводского управления на местах и создали к концу века предпосылки для образования аппарата абсолютистского государства».

Таким образом, абсолютистское государство смогло оформить и взять на службу армию и бюрократический аппарат в связи с тем, что эти две структуры были экономически привязаны к государству и без него существовать не могли.

Подводя итог следует сказать, что все-таки базисным принципом российского абсолютизма оставался принцип неограниченной власти монарха, который и получил свое практическое воплощение в законодательстве того времени.

Петр Великий вошел в историю не только как рефор­матор России, но и как выдающийся полководец и дипло­мат. С его именем связано превращение России в импе­рию, евроазиатскую военную державу.

Петр еще в 90-е гг. XVII в. пришел к выводу, что для устранения относительной международной изоляции не­обходим выход к морям - Черному и Балтийскому, или хотя бы к одному из них. Первоначально российская экс­пансия устремилась на юг: в 1695 и 1696 гг. состоялись Азовские походы. В результате второго похода Азов был взят, выход в Азовское море обеспечен. Однако больших успехов в южном направлении против сильной Османской империи тогда добиться не удалось.

В 1697 – 1698 гг. Петр I в составе «Великого посольства» из 250 человек (под именем Петра Михайлова) ездил в Западную Европу. Он посетил Пруссию, Польшу, Голлан­дию, Англию, Австрию. Царь искал союзников против Турции, а также знакомился с европейскими достижениями.

Во время этого путешествия Петру стало ясно, что центр тяжести во внешней политике России должен переместиться на Запад. Главная цель - выход к Балтийскому морю, где доминировала Швеция. Истоки территориальных претензий России к Шве­ции ведут к Столбовскому миру 1617 года, по которому Швеция получила территорию от Ладожского озера до Ивангорода (Ям, Копорье, Орешек и Корелы). Основной ущерб для Рос­сии заключался в том, что для нее оказался закрыт выход к Балтийскому морю. Но в одиночку со Швецией справиться было невозможно. Нужны были союзники. Их удалось найти в лице Дании и Саксонии, которые были недовольны гос­подством Швеции на Балтике. В 1699 г. Россия установила с Данией и Саксонией союзнические отношения. Характерно, что Петру удалось скрыть истинные намерения России. Шведский король Карл XII, заинтересованный в войне Рос­сии с Турцией, даже подарил Петру 300 пушек.

Северная война (1700 – 1721 гг.) подразделялась на два этапа: первый - с 1700 по 1709 г. (до Полтавского сраже­ния), второй - с 1709 по 1721 г. (с Полтавской победы до заключения Ништадтского мира). Война началась для Рос­сии и ее союзников неудачно. Дания была сразу выведена из войны. А в ноябре 1700 г. 8 тысяч шведов разгромили 60-тысячную русскую армию под Нарвой. Это был серь­езный урок, который Петр сумел извлечь для себя и для русской армии. И уже в 1702 – 1703 гг. русские войска одержали первые победы. Были взяты крепости Нотебург (переименован в Шлиссельбург - Ключ-город), Ниеншанц. Все устье Невы оказалось в руках русских.

Осенью 1702 г. при взятии Марленбурга произошло историческое событие: фельдмаршалом Шереметевым была взята в плен Марта Скавронская, ставшая впоследствии супругой царя, а затем императрицей Екатериной I. О ее происхождении ходили разные слухи, будто бы ее мать была крестьянкой и рано умерла. Марту взял на воспитание пастор Глюк. Накануне прихода русских под Марленбург она была обвенчана с драгуном, которого во время брачного пира срочно вызвали в Ригу. По другой версии, пленница была дочерью лифляндского дворянина и его служанки. С семьей пастора Глюка она попала в плен, ее взял к себе Шереметев, у того Марту выпросил Меншиков, у последнего отобрал Петр. В 1703 г. она стала его фавориткой, а в 1712 г. вступила с ним в церковный брак.

Несмотря на мелкие успехи русских в Прибалтике, на первом этапе войны стратегическая инициатива оставалась в руках Швеции, войска которой заняли Польшу, Саксонию и вторглись в Россию. Поэтому на данном этапе Петр уделял главное внимание проблеме сохранения и преобразования армии, укреплению военно­го потенциала страны. Ценою огромных усилий и жертв эти задачи были успешно решены.

Рубежом в войне стала Полтавская битва 27 июня 1709 г. Русские уже воевали не числом, а умением. Стратегическая инициатива перешла в руки России. Но характер войны со стороны России изменился. Петр отка­зался от прежних обещаний союзникам ограничиться воз­вращением старых русских территорий. В 1710 г. от шве­дов были освобождены Карелия, Лифляндия, Эстляндия, взяты крепости Выборг, Ревель, Рига. Если бы не война с Турцией 1710 – 1713 гг., Северную войну удалось бы за­кончить быстрее. Союзники вытеснили Швецию из всех ее заморских территорий. Шведская империя рухнула.

Окончательная судьба Северной войны решалась на море в сражениях при Гангуте (1714), островах Эзель (1719) и Гренгам (1720). Более того, русский десант неод­нократно высаживался на шведское побережье. Карл XII никак не мог смириться с поражениями и продолжал во­евать вплоть до своей гибели в Норвегии в 1718 г. Новому королю Швеции Фридриху I пришлось сесть за стол пе­реговоров. 30 августа 1721 г. был подписан Ништадтский мирный договор, по которому к России переходили Эст­ляндия, Лифляндия, Ингерманландия, города Выборг и Кексгольм. Швеция сохранила за собой Финляндию и вы­торговала право беспошлинно закупать хлеб в Риге и Ре­веле и компенсацию за Лифляндию - 2 млн. ефимков.

Петр считал одержанную победу самой большой радо­стью в своей жизни. В октябре 1721 г. продолжавшиеся месяц празднества в столице завершились торжественной церемонией поднесения царю титула Петра Великого, отца Отечества и Императора Всероссийского. При жизни Петра его новый императорский статус признали Швеция, Дания, Пруссия, Голландия и Венеция.

Россия решила главную внешнеполитическую задачу, которую русские цари пытались осуществить в течение двух веков, а именно: завоевала выход к незамерзающему морю. Россия прочно вошла в круг европейских держав. Были установлены постоянные дип­ломатические отношения с крупными европейскими стра­нами.

После окончания Северной войны активизировалось восточное направление русской политики. Цель заключа­лась в захвате транзитных путей торговли Индии и Ки­тая. В 1722 – 1723 гг. к России перешло Западное и Юж­ное Прикаспие, принадлежавшее ранее Персии. Внешние планы Петра заходили очень далеко - вплоть до захвата Индии и Мадагаскара.

Таким образом, внешняя политика России эволюционировала в сторону имперской политики. Именно при Петре I была создана Российская империя, сформирова­лось имперское мышление, которое сохранялось в течение почти трех веков.

3. Экономическая и социальная политика в первой чет­верти XVIII века.

На экономическую политику начала XVIII в. оказали решающее влияние два основных фактора: концепция меркантилизма и неудачное начало Северной войны. Со­гласно идеям меркантилизма, первой буржуазной школы политэкономии, основой богатства государства является накопление денег за счет активного баланса торговли, вы­воза товара на чужие рынки и препятствия ввоза ино­странных товаров на свой рынок. Это предполагало вме­шательство государства в сферу экономики: поощрение одних видов производства и ограничение других. В усло­виях России петровского времени роль государства в ре­гулировании экономики становилась гипертрофированной.

Другим важным стимулятором активного государственно­го вмешательства в экономику стали поражения русских войск на начальном этапе войны со Швецией. Россия лиши­лась основного источника поставок скандинавского высокока­чественного железа. Владея большими по тому времени фи­нансовыми и материальными ресурсами, землей, недрами и даже людьми, государство взяло на себя регулирование про­мышленного строительства. При его непосредственном уча­стии и на его деньги стали создаваться казенные мануфак­туры, прежде всего по производству военной продукции.

Государство захватило и торговлю - путем введения монополии на заготовку и сбыт определенных товаров. В 1705 г. была введена монополия на соль и табак. При­быль на первую возросла вдвое, на табак - в 8 раз. Вводилась монополия на продажу товаров за границу: на хлеб, сало, лен, пеньку, смолу, икру, мачтовое дерево, воск, же­лезо и др. Установление монополии сопровождалось волюн­таристским повышением цен на эти товары, регламента­цией торговой деятельности русских купцов. Следствием этого стала дезорганизация свободного, основанного на ры­ночной конъюнктуре, предпринимательства. Государство добилось своей цели: поступления в казну резко возрос­ли. Но насилие над предпринимательством систематически разоряло наиболее зажиточную часть купечества.

К концу Северной войны, когда победа была очевидна, в торгово-промышленной политике правительства про­изошли определенные изменения. Были приняты меры по поощрению частного предпринимательства. «Берг-привилегия» (1719 г.) разрешила искать полезные ископаемые и строить заводы всем без исключения жителям страны и иностранцам. Получила распространение практика пе­редачи государственных предприятий (в первую очередь убыточных) частным владельцам или компаниям. Новые владельцы получали от казны различные льготы: беспро­центные ссуды, право беспошлинной продажи товаров и т.п. Государство отказалось от своей монополии на про­дажу ряда товаров на внешнем рынке.

Однако реальной экономической свободы предпринима­тели не получили. В 1715 г. был принят указ о создании промышленных и торговых компаний, члены которых, от­дав свои капиталы в общий котел, были связаны круговой порукой и несли общую ответственность перед государст­вом. Компания фактически не обладала правом частной собственности. Это была своего рода аренда, условия кото­рой определялись государством, имевшим право в случае их нарушения конфисковать предприятие. Выполнение ка­зенных заказов стало главной обязанностью владельца за­вода. И только излишки он мог реализовать на рынке. Это снижало значение конкуренции как главного стимула раз­вития бизнеса. Отсутствие конкуренции, кроме того, тормо­зило совершенствование производства.

Контроль за отечественной промышленностью осуще­ствляла Берг-Мануфактур-коллегия, обладавшая исклю­чительными правами: она давала разрешение на откры­тие заводов, устанавливала цены на продукцию, имела монопольное право на покупку товаров у мануфактур, осуществляла административную и судебную власть над владельцами и работниками.

Активное вмешательство государства в сферу эконо­мики деформировало социальные отношения. Прежде всего, это проявилось в характере использования рабочей силы. Во время Северной войны государство и владельцы мануфактур использовали как вольнонаемную рабочую силу, «беглых и гулящих», так и приписных крестьян, отрабатывающих на заводах государственные налоги. Од­нако в начале 20-х гг. XVIII в. проблема рабочей силы обострилась: усилилась борьба с побегами крестьян, нача­лось массовое возвращение беглых прежним владельцам, была проведена ревизия населения с последующей фик­сацией социального статуса каждого человека путем за­крепления навечно к месту записи в налоговый кадастр. Вне закона были поставлены «вольные и гулящие», кото­рых приравняли к беглым преступникам.

В 1718 – 1724 гг. была проведена подушная перепись. Единицей налогообложения вместо крестьянского двора ста­ла «душа мужского пола», которой мог быть и грудной младенец, и дряхлый старик Умершие числились в спи­сках («сказках») вплоть до проведения следующей очередной ревизии. Подушную подать платили крепостные и казенные кресть­яне, посадские люди. От уплаты подушной подати освобож­дались дворяне и духовенство. Введение подушной подати затрудняло социальную мобильность населения. В 1724 г. была учреждена паспортная система. Без паспорта кресть­янам запрещалось удаляться от места жительства далее 30 верст. В 1721 г. Петр подписал указ, разрешавший поку­пать к заводам крепостных. Такие крестьяне стали назы­ваться посессионными (владельческими).

Особенностью развития русской промышленности в пер­вой половине XVIII в. стало широкое применение подне­вольного труда. Это означало превращение промышленных предприятий, на которых мог зародиться капиталистический уклад, в предприятия крепостнической экономики. Преобла­дание на мануфактурах труда посессионных и приписных крестьян в конечном итоге предопределило отставание Рос­сии от Европы. Но эта тенденция отставания проявилась не­сколько позже. А в первой четверти XVIII в. была создана сравнительно мощная экономическая база - около 100 ману­фактурных предприятий. Однако создание экономического потенциала сопровождалось деформацией тенденций разви­тия страны. Государственное вмешательство в экономику, от­сутствие рынка рабочей силы тормозили вступление России на путь, по которому уже шли многие европейские страны.

Просвещенный абсолютизм: что это?

Просвещенный абсолютизм – это одна из форм политического управления, проводимого в основном во второй половине 18 века. Основная территориальная локализация просвещенного абсолютизма – ряд европейских стран с монархической формой управления.

Замечание 1

Основная цель идей и реформ просвещенного абсолютизма – это устранение мешающих полноценному развитию пережитков средневекового строя в пользу капиталистических отношений.

Автором идей просвещенного абсолютизма является Томас Гоббс (1588-1679 гг.). Он одним из первых начал разработки по идеям просвещенного абсолютизма, а также занимался активным поиском способов их реализации, что привело бы к ускоренному развитию общества, его выводу на качественно новый уровень. По сути, те государства, которые стали проводить реформы под эгидой идей просвещенного абсолютизма, учились на примере тех государств, которые уже были обновлены и испробовали на практике идеи просвещенного абсолютизма, разрешили проблемы и противоречия, столкнулись с новыми потребностями. Таким образом, разнообразные устаревшие социальные института, цензурные запреты, подчиненные государству, роль церкви в каждой сфере жизнедеятельности человека постепенно меняли свой облик, приводя государства к новым потребностям и высотам.

Руками монархов идеи просвещенного абсолютизма видоизменяли качественно и количественно различные сферы жизни человека. В них вошло судопроизводство, образование, роль церкви в жизни человека и ее влияние на его мировоззрение и идеологию. По сути, человек обрел больше возможностей, а вместе с ними и свободу действий и мышления. Одна из ключевых идей также – повышение грамотности и образованности населения, поскольку в то время практически все люди были неграмотными, не умели читать и писать, а их основная деятельность заключалась в преимущественно физическом труде, а не интеллектуальном.

Причины формирования и развития просвещенного абсолютизма

Причины идей и политики просвещенного абсолютизма кроются в их очевидной необходимости. Общество долгое время находилось в состоянии застоя, и его состояние требовало нововведений и реформ по изменениям. Также среди причин просвещенного абсолютизма мы можем выделить следующие:

  1. Стремление верховной власти и самих монархов продолжать активные модернизационные и глобализационные процессы в своих государствах. Это было бы невозможно без развития промышленной сферы, а также производства и торговли, что также нуждалось во введение совершенно новых идей и реформ;
  2. Руководство постепенно осознало необходимость в приведении в норму и порядок уже существующей системы управления. Она должна соответствовать «духу времени», социальным и экономическим процессам, которые происходят в наиболее развитых странах. Это поможет развивающимся странам и странам с низким уровнем взять пример и осознать необходимость практических изменений на своей территории и в некоторых отдельных сферах жизни людей;
  3. Острые проявления социальных противоречий, необходимость в принятии определенных мер, которые бы смягчили недовольства низов. Единственный путь – услышать народ, принять к сведению его требования и реализовать их на практике.

Идеи просвещенного абсолютизма определялись также задачами, которые ставили перед собой реформаторы. Сюда входит укрепление самодержавие, совершенствование системы государственного управления, расширение прав и свобод некоторых слоев населения (например, русского дворянства), создание условий для успешного и прогрессивного экономического роста и развития страны, распространение грамотности и знаний среди населения, усиление роли культуры, образования в жизни человека.

Замечание 2

Именно грамотная личность, обученная и имеющая знания в разных областях – это так называемое лицо эпохи просвещенного абсолютизма.

Признаки просвещенного абсолютизма

Просвещенный абсолютизм обладает рядом признаков, которые отличают его от иных реформаторских идей и тенденций того времени.

Во-первых, согласно идеям просвещенного абсолютизма, во главе государства стоит так называемый «просвещенный» монарх, который обладает высоким уровнем грамотности и интеллекта. Основа его законодательной деятельности – справедливость, которая способствует развитию общественной системы. Именно такой монарх может предусмотреть все условия для создания «общего блага», которое будет распространяться и на высшие чины, и на самые нуждающиеся, низшие слои населения.

Второй признак просвещенного абсолютизма – это активная модернизация страны. Она касается абсолютно всех сфер жизнедеятельности, поскольку для этого складываются объективные условия. Без модернизации невозможно представить развитие торговли, экономики в целом, поскольку именно модернизационные процессы позволяют расширять границы коммуникаций и конкурентную борьбу.

В-третьих, признаком просвещенного абсолютизма являются политические реформы, их формирование и реализация. К реформаторской деятельности в этой сфере относится усовершенствование системы управления, которая соответствовала бы «духу времени», но в то же время подчеркивала бы особенности и уникальность самого государства, его идеологию и мировоззрение, а также направления в развитии.

По сути, просвещенный абсолютизм считается успешным, если при его действии снижается социальная напряженность в стране, предотвращаются многочисленные и характерные тому времени народные бунты и возмущения со стороны низших слоев населения. Большое внимание следует уделить развитию культуры и грамотности населения, увеличить уровень его грамотности. Причем, это касается всех категорий населения: и высших чинов, и самых низших, подчиняющихся слоев населения. Главное в политической деятельности, а также в деяниях самого властителя (монарха) – убеждение человека, а не применение насилия, казней, нанесения увечий за неповиновение.



Новое на сайте

>

Самое популярное