Никогда не славился своими грамматическими данными, поэтому очень часто пользуюсь данным севрисом, чтобы проверять свои ошибки, а иногда искать подсказки. К примеру. звуко-буквенный разбор для меня всегда был пределом, так как именно это давалось мне трудно. Но, и само словосочетание имеет множество нюансов. Сейчас увидел, что многое еще нужно изучать, чтобы обладать идеальными грамматическими знаниями. Денис Столяров
Я узнала об этом словаре от своего преподавателя в институте. Ознакомилась с ним и мне понравилось насколько автор легко делает такое сложный звуко буквенный разбор слова таким легким для использования в моих работах. Этим словарем пользоваться легко, а так же он хорошо закрепляет навыки такого разбора, хорошо отлаживается в памяти.Теперь у меня не занимает столько времени заниматься разбором слова в моих курсовых, потому что я пользуюсь этим словарем. Светлана
Звуко буквенный разбор1 сейчас проходят в школе наши детки оказывается в начальных классах, моя дочь например не справляется без меня с рабром слов, я скажу честно, с двумя высшими образованиями, не могу толком разобраться в этих схемах. Ваш сайт для меня настоящий помощник, все очень понятно и доступно написано, это спасательный круг для всех родителей чьи детки проходят звуковой и буквенный анализ слов. Наталья
Не могу сказать, что это легкое словосочетание, но звуко-буквенный разбор онлайн пользуется популярностью последнее время у нас в семье. Порой, если нужно узнать что-то новое, так как многие забыли после, того как закончили школу 20 лет назад. Приходится смотреть подсказки, это намного лучше, нежели копаться и искать в книжках. Сейчас все чаще заходим сюда, чтобы узнать и вспомнить то, что знали раньше. Геннадий
Мне понравилась эта статья, действительно такие подсказки как я уже выяснилось, я воспитываю 9 -летнюю дочь очень нужны. И то что сейчас можно использовать звуко буквенный анализ слова онлайн мне подсказали знакомые. Теперь мы всегда этим пользуемся. Очень легко, просто и хорошо запоминается. Воспользоваться такой услугой может даже самый маленький школьник. Не нужно в голове держать много ненужных знаний. Я теперь рекомендую эту услугу онлайн и мои знакомым родителям. Оксана Соколова
Словарь мне подсказала наша учительница, и я осталась очень довольна как просто можно делать в онлайн звуко-буквенный анализ слова. Теперь для нас с дочерью стало это все просто в доступной форме изучение такого сложного разбора русских слов. Самое главное, что легко пользоваться, хорошо запоминаются и закрепляются знания для детей. Таким словарем уже пользуются много детей в нашем классе. Стоит рекомендовать своим знакомым, такой онлайн словарь. Виктория
Я преподаватель в средней школе. Узнала о таком звукобуквенном разборе слова и стала применять его в школе со своими учениками. Результат стал хороший. Мои ученики стали грамотнее писать. Пользоваться словарем могут даже младшие классы, потому что он составлен просто,разобраться в пользовании с ним не состоит никакого труда. Да и можно пользоваться в школе, потому что есть в самом помещении свободный WI-FI. Нина Волошева
Мне мои коллеги по школе подсказали о возможном онлайн звукобуквенном разборе слов. Детально пересмотрел информацию на сайте и понял необходимость применения его в практике своей и научении грамотному писанию своих учеников. Теперь уже успешно применяем разбор по онлайн словарю. Здесь хорошие пояснения и знания легче усваиваются. На мой взгляд,это самый простой способ найти ответы на вопросы правописания. Игорь Самойлов
Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Звуко-буквенный
Фонетический, или звуко-буквенный разбор слов отлично показывает знания ребёнка на практике. Этот вид анализа в русском языке содержит в себе множество тем: начиная младшими классами и заканчивая средней школой. Чтобы выполнять его правильно, нужно сделать несколько разборов вместе с ребенком, заметить, какие темы он знает не слишком хорошо, и несколько раз их повторить. Будьте внимательны при выполнении такого разбора, ведь есть множество слов, которые имеют одно написание, но разные ударения: такие слова разбираются иначе, вы должны это учесть. Научитесь обращать внимание на детали поэтапно.
С чего начать звуко-буквенный разбор слова
Чтобы облегчить себе дальнейший процесс анализа, сделайте транскрипцию слова. Этот этап предусмотрен и правилами русского языка: как бы ни отличались разборы в разных учебниках, транскрипция выполняется в обязательном порядке каждый раз.
Правильно написать звуки в транскрипции довольно просто: произнесите слово так, как говорите его в обычной разговорной речи. Не обращайте внимание на то, какие буквы пишутся в самом слове, ведь звуки разительно отличаются от этого в зависимости от ударения. Как правило, гласные в русском языке в безударном положении тоже имеют другой звук, лишь ударная гласная звучит четко и её сложно спутать.
Вот несколько примеров простейших слов с транскрипцией:
- Дуб – [д у п]
- Семья – [с’ е м’ й а]
- Дождь – [д о ш т’]
- Солнце – [с о н ц э]
В транскрипции используются такие обозначения:
- Символом ” ‘ ” обозначается мягкость согласного звука, она может быть как от мягкого знака, так и от гласных звуков.
- Символ ударения ставится над ударной гласной.
- Иногда, слоги разбивают дефисом ” – “, чтобы ребенок лучше умел переносить их и понимать структуру слова.
Как сделать звуко-буквенный разбор слова – согласные и гласные
После выполнения транскрипции, нужно записать буквы в столбик – каждая на своей строчке. Рядом в квадратных скобочках записывается звук для каждой буквы. Звук для мягкого знака просто вычеркивается, а йотированные гласные разбиваются на два звука.
Какие бывают согласные
Для согласных звуков записываются такие характеристики:
- Звонкий или глухой. Просто произнесите его для определения. Очень полезно будет знать парность согласных, таких как “д – т”, “в – ф”, “г – к”, “с – з”. Один из звуков в данной паре глухой, а другой – нет. Глухость и звонкость не зависят от слова в целом, она остается неизменной у каждого звука в отдельности.
- Твердый или мягкий. Это вы определяете ещё на этапе транскрипции. Если вы поставили знак ” ‘ “, то звук определенно мягкий.
- Парный или непарный звук. Все пары описаны выше и их лучше запомнить наизусть.
Данные характеристики пишутся с правой стороны от каждого звука в строчку, отдаляясь запятой.
Какие бывают гласные
С гласными звуками всё обстоит проще:
- Они бывают ударные и безударные. Как правило, в слове всего одна ударная гласная.
- Йотированные. Такие буквы, как “я, ё, ю” могут разделяться на два звука, например, как в слове “семья”.
Как видите, главное – правильно проговорить слово вслух.
Как закончить звуко-буквенный разбор слова
Выполнив разбор каждого звука в отдельности, вы должны провести черту под столбиком и написать общее количество звуков и букв. Эти значения могут быть одинаковыми, а могут и сильно отличаться – это нормально. Просто посчитайте звуки по транскрипции, а буквы – по самому слову.
Выполняя фонетический разбор важно уделить должное внимание произношению. Правильно поставив ударение, вы легко услышите все звуки в данном слове.
Большинство игр трудно чётко подчинить какой-то одной задаче. Они требуют и внимания, и размышления, и применения знаний, и умения делать логические выводы. Поэтому распределение их по разделам достаточно условно, но это помогает работать над конкретной задачей.
Для того чтобы написать слово, ребёнок должен проделать несколько операций: разложить слово на звуки, установить их порядок, соотнести каждый звук с буквой. Для чтения, наоборот, соотнести каждую букву со звуком, который он обозначает. Кроме того, нужно уметь различать гласные и согласные звуки, твёрдость-мягкость согласных.
Поэтому мы начинаем с игр, помогающих освоить звуко-буквенный анализ, развить фонематические представления, зрительное внимание и мелкую моторику.
Памятка для звуко-буквенного разбора
1. Звуки мы слышим и говорим, буквы пишем и читаем. (Мы говорим о звуках, но обозначаем их на письме соответственно буквами.)
2. В русском языке 33 буквы: 10 букв, обозначающих гласные звуки (А, О, У, Э, Ы, И, Я, Е, Ё, Ю) , 21 буква, обозначающая согласные звуки (Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ) и ещё 2 особенные буквы (или знаки) - это Ъ и Ь.
3. Гласных звуков - 6 (А, О, Э, И, У, Ы) . Согласных звуков гораздо больше. Они делятся на твёрдые и мягкие. Или, говоря иначе, образуют пары по твёрдости-мягкости, например, [н"] (мягкий звук) в слове тронь и [н] (твёрдый звук) в слове трон. (Обращаем ваше внимание, что по традиции мы звук записали в квадратных скобках - [н], а мягкость звука обозначили знаком ". Но детям мы этих значков пока не объясняем - они изучат это в школе. Дошкольники, выполняя звуко-буквенный разбор, используют цвет: красный - для обозначения гласных звуков, синий - для обозначения твёрдых согласных, зелёный - для обозначения мягких согласных).
4. Есть 3 всегда твёрдых согласных звука - это Ж, Ш, Ц и 3 всегда мягких согласных звука - это Й, Ч, Щ. Все остальные согласные звуки могут быть как твёрдыми, так и мягкими.
5. Гласные буквы Я, Е, Ё, Ю могут обозначать 1 звук (соответственно: я - [а], е - [э], ё - [о], ю - [у]), если стоят после согласных (например: мяч - [м"ач], белка - [б"элка], лён - [л"он], люк - [л"ук]), и 2 звука (я - [й"а], е - [й"э], ё - [й"о], ю - [й"у]), если стоят в начале слова (яма - [й"ама], енот [й"энот], ёлка [й"олка], юла - [й"ула]); после гласной (баян - [бай"ан], веер - [вей"ер], чаёк (от чай) - [чай"ок], баюн (кот-баюн) - [бай"ун], а также после Ъ и Ь (съел - [сй"эл], гроздья - [грозд"й"а], варенье - [варен"й"э], бельё - [бэл"й"о], вьюнок - [в"й"унок]).
6. Согласные также различаются по принципу звон кости-глухости. Всегда звонкие: Р, Л, М, Н, Й, всегда глухие: X, Ц, Ч, Щ . Остальные согласные образуют пары: Б - П, В - Ф, Г - К, Д - Т, Ж - Ш, 3 - С .
7. Слова делятся на слоги: сколько в слове гласных, столько и слогов.
Волна
Проведи волнистую линию так, чтобы гласные остались сверху, а согласные - снизу.
Скачайте картинки на компьютер и распечатайте для ребёнка
Чего больше?
Чего больше - гласных или согласных? Допиши буквы так, чтобы в каждой строчке гласных и согласных стало поровну.
Найди буквы
Подчеркни буквы, которые нужны тебе для составления слов: дом, лук.
Звуко-буквенный разбор слова в школе
Фонетика - раздел науки о языке, изучающий звуки речи. Phone (греч.) - звук.
Графика - раздел науки о языке, изучающий буквы. Grapho (греч.) -пишу.
Буквы - знаки, обозначающие звуки речи, их мы видим и пишем. В русском языке 33 буквы, обозначающие звуки. К графическим знакам также относятся знак ударения, дефис (черточка), знаки препинания и другие, а буквы ь и ъ звуков не обозначают. Звуки образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. При образовании согласных звуков, выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия (губы, зубы, язык, небо). Струя воздуха преодолевает препятствия и от этого образуются согласные звуки. Согласные звуки в русском языке делятся на звонкие и глухие, твердые и мягкие. Твердые согласные звуки имеют пары по мягкости [б]- [б"], [в]- [в"], [г]- [г"]. Не имеют пары по мягкости [ж], [ш], [ц], они всегда твердые.
Не имеют пары по твердости [ч"], [щ"], [й"], они всегда мягкие.
Примечание . Звук, обозначаемый буквой щ, является долгим мягким глухим, например: щеки, щетка. Парным ему долгим мягким звонким является [ж" ж"], встречающийся в немногих словах, например: дрожжи, вожжи.
Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. При образовании звонких согласных голосовые связки вибрируют, образуется голос. А при произнесении глухих согласных голосовые складки не вибрируют, образуется шум. Вибрацию голосовых связок можно ощутить, приложив тыльной стороной руки к горлу. Имеют пару по звонкости и глухости [б]- [п], [в]- [ф], [г]- [к], [д]- [т], [ж]- [ш], [з]- [с]. Не имеют пары по глухости [й], [л], [м], [н], [р], они всегда звонкие. Не имеют пару по звонкости [х], [ц], [ч], [щ], они всегда глухие.
Звонкие и глухие согласные звуки могут различать слова. Например: дом - том, кол - гол, шар - жар и т.д. Парные мягкие и твердые согласные звуки различают слова, например: лук - люк, мал - мял, нос - нес, конь - кон. Звонкий согласный звук на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Такая замена называется оглушением. Например: зуб - зубок, низкий - низок. Глухой согласный перед звонким согласным (кроме л, р, м, н, й) заменяется парным ему звонким. Такая замена называется озвончением согласного. Например: просьба - просить, сдать.
Примеры разбора звукобуквенного анализа слов
Сторожи"ть - [старажыт"] - 9 букв, 8 звуков, 3 слога.
С - [с] - согласный, глухой, парный, твердый, парный;
Т - [т] - согласный, глухой, парный, твердый, парный;
Р - [р] - согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный;
О - [а] - гласный, безударный;
Ж - [ж] - согласный, звонкий, парный, твердый, непарный;
И - [ы] - гласный, ударный;
Т - [т"] - согласный, глухой, парный, мягкий, парный;
Ь - [-]
Объе"м - [абй"ом] - 5 букв, 5 звуков, 2 слога.
О - [а] - гласный, безударный;
Б - [б] - согласный, звонкий, парный, твердый, парный;
Ъ - [-]
Е - [й"] - согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный, сонорный;
[о] - гласный, ударный;
М - [м] - согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный.
Что такое фонетический разбор слова?
Что такое транскрипция?
Как сделать звуко-буквенный разбор слова?
Какие характеристики гласных и согласных звуков даются в фонетическом разборе?
В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв. Звуки мы произносим и слышим. Буквы мы пишем и видим. На письме звуки обозначаются буквами.
Фонетический разбор слова — это анализ звукового состава слова. Выполнить фонетический разбор — значит охарактеризовать все звуки, из которых состоит слово.
Примечание. В начальной школе этот разбор обычно называют звуко-буквенным разбором слова.
Обозначения, применяемые при фонетическом разборе
Фонетическая запись слова называется транскрипцией . Слово, заданное для фонетического анализа, обозначается в тексте цифрой 1 .
Для оформления фонетической записи используются квадратные скобки. Каждому звуку соответствует один знак. Большая буква не используется. В словах обязательно ставится ударение. Мягкость согласного звука обозначается значком [❜].
Например: галька [гал❜ка], листик [л❜ист❜ик]
Есть ещё один дополнительный значок — знак долготы согласного звука [черта вверху]. Он используется в тех случаях, когда из двух букв получается один звук: длинный [дл❜ин ый❜], сшить [ш ыт❜].
Порядок фонетического разбора слова
- Произнести слово, установить количество слогов и место ударения.
- Провести фонетическую запись слова.
- Охарактеризовать последовательно каждый звук:
а) назвать гласный звук, определить его как ударный или безударный;
б) назвать согласный звук, определить: звонкий он или глухой; твёрдый или мягкий. - Записать, сколько в слове букв и сколько звуков.
Краткое разъяснение содержания и последовательности операций фонетического разбора
- Произнести слово и послушать себя. Для определения количества слогов следует произнести слово скандируя, т.е. по слогам. Для определения ударного слога слово произнести целиком, слитно.
- Записать транскрипцию слова (сделать фонетическую запись).
- Характеристика звуков — это называние звуков по порядку следования их в слове. Этот пункт и есть собственно звуковой разбор.
Следует протянуть или голосом выделить первый звук в составе слова (а не так, как звучит этот звук отдельно, один), затем так же выделить остальные звуки.
После этого охарактеризовать звук: гласный — ударный он или безударный, согласный — звонкий он или глухой, имеет ли пару по звонкости-глухости, твёрдый или мягкий, имеет ли пару по твёрдости-мягкости. - Подсчитать, сколько в слове букв, и записать; подсчитать, сколько в слове звуков, и записать. Установить их соответствие, т.е. одинаково ли количество букв и звуков или букв (звуков) больше или меньше. Объяснить причину разного количества букв и звуков.
При проведении фонетического разбора слова допускаются варианты:
1) кроме характеристики звуков можно указывать, какой буквой обозначен на письме анализируемый звук;
2) мягкость звуков, не имеющих пары по твёрдости-мягкости, можно не обозначать знаком [❜].
Соловья 1 баснями не кормят
Образец устного фонетического разбора
1-2. Произношу слово соловья
— [салав’й’а́].
В этом слове три слога — со|ло|вья. Ударный слог третий. Ударение падает на звук [а]. Первый и второй слоги безударные.
Гласные звуки.
В первом и втором слогах звук [а], обозначенный буквой о, слышится и произносится неотчётливо, т.к. безударный. В третьем слоге звук [а], обозначенный буквой я, слышится и произносится отчётливо, т.к. ударный.
Согласные звуки.
Звуки [с] и [л] слышатся и произносятся отчётливо, т.к. находятся перед гласными. Звук [в’] слышится и произносится отчётливо. Обозначены эти звуки буквами эс, эль, вэ. Звук [й’] слышится и произносится отчётливо, т.к. находится перед гласным звуком и отделён от предыдущего звука разделительным ь.
3. Гласные звуки.
[а] — безударный, обозначен буквой о;
[а́] — ударный, обозначен буквой я.
Согласные звуки.
[с] — глухой парный, твёрдый парный, обозначен буквой эс;
[л] — звонкий непарный, твёрдый парный, обозначен буквой эль;
[в’] — звонкий парный, мягкий парный, обозначен буквой вэ;
[й’] — звонкий непарный, мягкий непарный, обозначен буквами разделительный ь и я.
4. В слове соловья 7 букв и 7 звуков. Количество букв и звуков совпадает: ь я имеет два звуковых значения.
соловья́; со|ло|вья; 3 слога.
с [с] — согласный, глухой парный, твёрдый парный;
о [а] — гласный, безударный;
л [л] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный;
о [а] — гласный, безударный;
в [в’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный;
[й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;
я [а́] — гласный, ударный.
7 букв, 7 звуков.
Количество букв и звуков совпадает: ь не имеет звукового значения; я имеет два звуковых значения.
Будет и на нашей улице праздник 1 .
Образец письменного фонетического разбора
пра́здник; пра|здник; 2 слога.
п [п] — согласный, глухой парный, твёрдый парный;
р [р] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный;
а [а́] — гласный, ударный;
з [з’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный
н [н’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный;
и [и] — гласный, безударный;
к [к] — согласный, глухой парный, твёрдый парный.
8 букв, 7 звуков
Количество букв и звуков не совпадает, потому что буква д не имеет звукового значения.
Запомни: в транскрипции не могут находиться буквы: Я, Ю, Е, Ё, Ь, Ъ !
Как только ребенок усваивает первые буквы, педагоги школ ненавязчиво и терпеливо подготавливают его к изучению фонетики. Произносит учитель предложения четко, медленно, на растяжку, по слогам и делает ударение на нужных гласных. Дети учатся прислушиваться к звучанию, произношению и смыслу слов и правильно повторять их.
В русском языке имеется конкретное определение: фонетика (от греч. φωνή - «звук», φωνηεντικός - «звуковой») это подразделение лингвистики, которое изучает речь и объясняет звуковое строение языка (звукосочетания, слоги и правила построения речи).
Фонетичесский анализ состоит в том, чтобы разделить слово на слоги, верно поставить ударение, дать подробную характеристику каждой букве и звуку согласно установленным правилам. Необязательно, чтобы их количество совпадало, некоторые буквы в зависимости от местоположения в слове образуют сразу два звука, а также имеются такие буквы, как «ь» и «ъ», которые вовсе не являются звуками, но влияют на характеристики согласных, рядом с которыми они находятся.
Население России представлено большим количеством народов, различающихся языком и диалектами. Поэтому звуковой анализ в регионах может отличаться. Одно и то же слово иногда звучит по-разному — к примеру, северные народы привыкли окать, в некоторых областях по-разному произносятся буквы «г» и «т». Например, житель центральной России нараспев произнесет слово: «ха-ра-шо», тогда как на северном Поволжье и в Кировской области скажут четко по буквам: «хо-ро-шо».
Первое, с чего начинается фонетический разбор — это изучение звуков, нахождение ударных и безударных гласных. По окончании изучения алфавита преподаватель показывает детям, каким образом сгруппировать буквы и звуки, чтобы в дальнейшем сделать фонетический разбор.
Буквы русского алфавита разделяются на гласные и согласные. По некоторым рекомендациям следует считать й (и краткое) полугласным звуком.
Гласные, в свою очередь, могут быть ударными и безударными: правильно поставить ударение в слове можно с помощью словаря; звуки согласные подразделяются на звонкие и глухие. Глухие — те, что произносятся как бы шепотом: х, п, т, ф, х, ч, ш, щ, ц, звонкие — й, к, н, г, з, в, р, л, д, ж, м, б. Согласные звуки в зависимости от расположения в словах имеют свойства быть мягкими и твердыми. Если согласные расположены после гласных : е, я, ё, и, ю и буквы «ь», они считаются мягкими, если после других гласных — твердыми.
Схема фонетического анализа
Из текста выписываются указанные учителем слова, а затем, уже через дефис пишутся с разбивкой по слогам. Ставится ударение, все буквы записываются в столбик, рядом с ними — в квадратных скобках записывается слово в звуковом или в том виде, как оно слышится, подводится черта и подсчитывается итоговый результат. Далее производится анализ звуко-буквенного разбора. Разница между звуками и буквами в слове может быть количественной, то есть отклонения могут быть в любую сторону, и качественной.
Примеры разбора слов по фонетическому признаку
Как правильно и последовательно разобрать слово по фонетическому признаку можно рассмотреть на примерах:
- Пример №1
Как сделать звуко буквенный разбор слова «весна»:
Весна — вес-на — 2 слога;
В – [в] — согл., глухой, мягкий (после в стоит звук е);
е — [э]- гласный, безударный;
с — [с]- согл., глухой, твердый;
н — [н ]- согл., звонкий, глухой;
а — [а]- гл., ударный.
5 — или 5 б., 5 зв.;
В данном примере количество букв и звуков одно и то же, но после «в» слышится и произносится «э», потому что таких звуков, как: е, я, ю — не существует.
- Пример №2
Осень — о-сень — 2 слога;
5 б. и 4 зв., ударение на «о».
В слове «осень» разница в количестве букв и звуков образовалась потому, что «ь» смягчает согласный, стоящий впереди, сам же мягкий знак звуком не является.
- Пример №3
Ягода — я-го-да — 3 слога, «я» — ударная;
«Ягода» — 5 б. и 6 зв.
Это происходит потому, что буква «я» вначале образует сразу два звука: «й» и «а».
- Пример №4
Поход — по-ход — 2 слога, ударная — вторая «о»;
Этот пример интересен тем, что, при одном и том же количестве букв и звуков, в данном случае произношение решительно отличается от правописания. Слышим «пахот», пишем «поход».
- Пример №5
Праздник — праз-ник, «а» по ударением.
В данном случае при звуковом произношении полностью теряется буква «д».
Хороший преподаватель, разъясняя, как верно сделать звуко-буквенный разбор, сумеет заинтересовать учеников оригинальными примерами, увлечь буквенным разбором незнакомых выражений, глубже познакомить с особенностями речи и диалектами народов разных регионов, показать, что фонетика — это не скучная наука, а изучение русского языка позволяет не только научиться грамотно писать, но и расширить свой кругозор и интеллект.
Видео
На примере этого видео вы узнаете, как правильно делать фонетический разбор слов.
Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.